Икона агапита печерского: Жития святых, Житие 474 — читать, скачать – наше время. Часть 2 / Православие.Ru

Преподобный Агапит Печерский

В православной церкви есть ряд святых, которые прославились как целители. Это рабы Божии, которые получили силу Христову оживлять и врачевать, отгонять недуги и исцелять всякие болезни. Восприняли свой дар как апостольское служение. Агапит Печерский был одним из них. Имя святого происходит от слова «агапэ», означающего любовь, причем в высшем, жертвенном смысле.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 365
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/prepodobnyj-agapit-pecherskij.html

CВЯТОЙ АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ: МОЛИТВА, ИКОНА И ЖИТИЕ ПЕРВОГО ЦЕЛИТЕЛЯ РУСИ

И близким людям, и любым знакомым на каждый праздник мы желаем, в первую очередь, здоровья. И действительно, без здоровья многие блага нам будут не в радость. Вот почему зачастую через болезнь, через вынужденное самоограничение Господь призывает человека обратиться за помощью к Его силе, к Его святым угодникам. Среди рабочей суеты и развлечений мы часто забываем о Всемогущем Боге.

Одним из известнейших святых, врачевавших своими молитвами, является преподобный Агапит Печерский — целитель и чудотворец. Свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам к нему остаются в течение многих веков. Он стал первым святым врачом на крестившейся Руси; помогает святой и сегодня. Ему молятся о выздоровлении телесном и душевном, то есть не только об исцелении физических болезней, но и об отгнании депрессии, уныния, отчаяния, тревоги и прочих душевных недугов.

image

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 953
Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-svjatogo-agapita-pecherskogo.html

Краткое житие преподобного Агапита Печерского, врача безмездного

Преподобный Агапит Печерский родился в Киеве, был учеником св. преподобного Антония Печерского. Святой Агапит безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. Преподобный претерпел много скорбей от завистливого врача-армянина, который хотел его отравить Но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему. Своими чудесами св. Агапит обратил в православие врача-армянина, и тот принял иноческий образ. После многих трудов и подвигов преподобный Агапит мирно почил о Господе около 1095 г., был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 672
Источник: https://svyatsy.org/imeniny/a/agapit/agapit_pecherskiy__vrach_bezmezdnyy/

ИКОНА СВЯТОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО

Святой Агапит Печерский называется «врачом безмездным» — то есть бессребренником, не берущим платы за свою помощь. В те времена медицина была слабо развита, лечились, в основном, травами, и по своему смирению преподобный давал людям растения или «зелье» — отвар из них для лечения болезней, но в действительности исцелял своей сильной молитвой к Богу, по Его благодати.
Это отражено на иконе святого. Первые его изображения относятся к древности, и уже на них святой изображен с букетом цветов и трав в одной руке, с сосудом, в который налит отвар из трав, в другой. Преподобный одет в схимнические одежды, имеет длинную седую бороду. Также за его спиной часто изображаются храмы Киево-Печерской лавры.

image

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 765
Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-svjatogo-agapita-pecherskogo.html

Память

image

Агапит Печерский — древнерусский лекарь

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 48
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 322

Источник: https://svyatsy.org/imeniny/a/agapit/agapit_pecherskiy__vrach_bezmezdnyy/

Примечания

1. Преп. Антоний, родом из Любеча (в 40 верстах от Чернигова), постриженик Св. Горы Афонской. Придя в Киев, избрал местом поселения одну пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь преп. Антония собрала около него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался преп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г, 7 мая. Память его 10 июля.

2. Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075-1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 год.

3. Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 год.

4. Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские Соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ, или естеств, пребывает не в двух — ибо человеческая природа в Лице Бога Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В Древней Руси вообще существовал взгляд на армян как злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376-1406) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: «армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними».

5. Прп. Агапит скончался не позднее 1095 года, мощи его почивают в пещере св. Антония.

Азбука веры

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1705
Источник: http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_agapit_pecherskiy-01.htm

Дни памяти

14 июня, в день представления преп. Агапита Печерского, церковь чтит память святого. Вечером, накануне праздника, в лавре совершается крестный ход с участием духовенства и верующих. По сложившейся традиции мощи святого переносятся из Ближних пещер в Трапезный храм, где совершается Всенощное бдение. На следующий день, в праздник, проходит Божественная литургия, пение акафиста при огромном стечении народа.

Многие в этот день могут приложиться к мощам святого. Те, кто хоть раз в жизни уподобился этого, вспоминают, что от тела святого исходило тепло, как от живого человека.

Дни памяти святого Агапита Печерского:

  • 14 июня;
  • март, 2-я неделя Великого поста — Собор Киево-Печерских святых;
  • 11 октября — Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 766
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/prepodobnyj-agapit-pecherskij.html

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 361
Источник: https://svyatsy.org/imeniny/a/agapit/agapit_pecherskiy__vrach_bezmezdnyy/

Лжеучение Анастасии Новых

В последнее время через книги А. Новых распространяется еретическое отношение к памяти и мощам преподобного Агапита. Появилось лжеучение о так называемой «святой неделе Агапита Печерского». 25 февраля в Ближние пещеры к мощам святого приходит множество людей, которые далеки от истинного православия и его благочестивых традиций. В ожидании сошествия Святого Духа они стоят, шепча молитвы и заполняя проходы к мощам.

image

Мощи преподобного Агапита в Киево-Печерской Лавре

Приносят с собой емкости с водой, чтобы зарядить ее целительной энергией, тем самым создавая беспорядок и хаос в святом месте, мешая посетителям пещер приложиться к мощам и спокойно помолиться. Очень жаль, что имя святого используется нечестивыми людьми для достижения ими каких-то своих, личных целей.

Автор и идеолог еретического учения является Анастасия Новых. Это очень загадочная личность, которую никто никогда не видел. К нам доходят лишь ее книги, картины, но нельзя найти ни одной фотографии автора. А. Новых не дает интервью, не устраивает презентаций и не принимает участия ни в одном мероприятии.

В ее книгах пишется о свете, добре, любви и истинном знании. Но церковь предостерегает, что приобщение к еретическим учению влечет за собой вечную гибель души. Особенно соблазняет верующих упоминание в книгах А. Новых имен православных святых. Большое внимание автор уделяет преподобному Агапиту Печерскому, извращая и переиначивая его личность и подвиги, что и породило возникновение еретического псевдопоклонения святому.

В своих книгах автор излагает абсолютно неправдивую историю возникновения Киево-Печерской лавры, перекручивает смысл исторических событий, изложенных в Киево-Печерском патерике и «Повести временных лет». Придумывает совершенно иные жития святых, далекие от истинных, наполняет их лживыми фактами, порочащими прославленные имена.

Важно! Церковь призывает остерегаться от подобных лжеучений, даже если они и используют православную символику, образы святых и другое.

Агапит Печерский был травником, лекарем. Он ел траву и давал ее больным. Но помогало исцелять людей не это, а сила молитв. Изобилие благодати, изливающейся через подвижника, делало чудеса, избавляло от тяжелых недугов.

Достался такой дар преподобному Агапиту от Бога за огромные труды в посте, молитве, воздержании. Господь всегда щедро награждает своих воинов.

Житие преподобного Агапита Печерского

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2381
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/prepodobnyj-agapit-pecherskij.html

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Агапите Печерском:

Читайте другие публикации раздела «Святые Православия»

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 181
Источник: http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_agapit_pecherskiy-01.htm

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 13228
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
  1. https://www.o-vere.ru/ikona-svjatogo-agapita-pecherskogo.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1718 (13%)
  2. https://svyatsy.org/imeniny/a/agapit/agapit_pecherskiy__vrach_bezmezdnyy/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 3321 (25%)
  3. http://molitva-info.ru/svyatye/prepodobnyj-agapit-pecherskij.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5189 (39%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1114 (8%)
  5. http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_agapit_pecherskiy-01.htm: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 1886 (14%)

Агапит Печерский, Врач, прп. значение и фото

Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке.

Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114 — 1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. «Верно, что Агапит — угодник Божий, — сказал он. — Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца». Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

Тропарь Агапиту Печерскому, врачу безмездному, в Ближних пещерах

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию, / аки некиим врачеством зелием снедным / исцелял еси болящия, преподобие Агапите, / тем и врача неверна уверив, / наставил еси на путь спасения. / Уврачуй и наша болезни / и молися Господеви о воспевающих тя.

Святые Киево-Печерской Лавры: преподобный Агапит, врач безмездный

 

 

 

Определить языкАзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

 

АзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковая функция ограничена 200 символами

Преподобный Агапит  считается первым врачом на Руси. Святой известен своей безмездной помощью больным, чудесным исцелением тяжелобольных, посредством молитвы и трав.

И сегодня множества людей не перестают уповать на молитвы преподобного Агапита. Непрекращающимся потоком идут паломники к мощам святого подвижника. И чудеса происходят.

Мощи преподобного размещены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Пещеры открыты с 8.30 до 16.30. Вход в пещеры бесплатный. При входе в Ближние пещеры можно купить свечку для освещения своего пути в полумраке пещер. Спустившись по лестнице вниз, нужно пройти до развилки дорог, свернуть налево и еще раз налево – это и будет Церковь Введения Пресвятой Богородицы, где находится с левой стороны от входа рака с мощами преподобного Агапита Печерского. Напротив висит икона, слева —  текст акафиста преподобному. 

Житие святого

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцелений, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его.

И последовал он всей душой равноангельской жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась по воле Божией, чтоб умножить веру и молитву раба Божия Агапита. Итак, подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати: он исцелял молитвой своей всех больных и подавал им также зелие, которое варил себе для пищи. И за то он был назван врачем. Слух о нем распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходил здоровыми.

В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, искусный во врачевании, подобного которому прежде не бывало. Осмотрев лишь больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь при этом и не пытаясь такого человека лечить. Из таких болных был принесен один в Печерский монастырь; он был первым боярином князя Всеволода, и армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему принять зелие, которое он сам ел, и сделал его здоровым, после чего слава о преподобном промчалась по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелой зависти, стал укорять блаженного, послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, которому велел дать смертного зелия, чтоб он выпил его пред Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того был возбужден против преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелия. Блаженный же выпил и остался невредим. Ибо Господь, сказав: «Если и что смертоносное выпьют, не повредить им», знает как избавлять благочестивых от искушения(2 Пет. 2, 9).

После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Недуг усиливался. Поэтому князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену (тогда игуменом был Иона), прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Но блаженный Агапит, которого никогда не видали выходящим из монастыря и врачующим за его пределами, отвечал со смирением: «Если я с таким делом пойду к князю, то должен идти и ко всем. Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из монастырских ворот для славы людской, от которой бегать до последнего моего издыхания я обещался перед Богом; если хочешь, я лучше уйду в другую страну и возвращусь сюда, когда минует эта нужда». Посланный же князем, поняв, что не удастся ему призвать к своему господину самого блаженного Агапита, стал просить его, дать хоть зелия для исцеления. По уговору игумена, блаженный дал посланному зелия от своей пищи; и когда оно было принесено к князю, и он принял его, он стал здоров молитвами блаженного.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. А в скором времени тот же Владимир снова послал одного из бояр своих со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный, найдя его в келии, положил пред ним принесенное. Блаженный же сказал ему: «Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом». Боярин отвечал: «Отче, пославший меня знает, что ты не берешь ничего, но, прошу тебя, чтоб утешить сына своего, Которому Бог даровал через тебя здравие, прими это и отдай, если хочешь, нищим». Отвечал ему старец: «Если так ты говоришь, возьму с радостью. Передай же пославшему тебя, что и все прочее, что он имеет — чужое, и ничего не может он взять с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который Сам находится среди них, избавил его от смерти. Я же не сделал ничего. Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не пострадать больше». Сказав это, Агапит взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

После многих трудов и богоугодных подвигов, разболелся сам безмездный врач этот, блаженный старец Агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, которым сам Господь, как врач души и тела, подаст здравие». Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: «Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве». Потом, взяв его за руку, сказал: «Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом». Блаженный же с гневом сказал: «Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен — дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к нему по истечении трех месяцев». Армянин снова сказал: «Ты уже весь изменился; такие, как ты , не живут никогда дольше третьего дня». Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту, самому столь тяжко больному, принесли из Киева другого больного для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелие, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: «Вот зелие, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей». Тот же, посмотрев, сказал святому: «Оно не из наших, но, думаю, из Александрии». Блаженный посмеялся над его невежеством, дал больному выпить того зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом он сказал армянину: «Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне нечем угостить тебя». Отвечал ему армянин: «Мы, отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь пост». Услыхав это, блаженный спросил: «Кто ты и какой веры?» Он отвечал: «Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин?» Блаженный сказал ему: «Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку. Выйди от меня, иноверец и нечестивец!»

После этого блаженный Агапит, как предсказывал, прожил три месяца и, немного поболев, отошел к Господу месяца июня в первый день. И за то, что он был на земле безмездным врачом, получил великую мзду уже на небе, где нет болезни. Братия, опрятав его честные мощи, по обычаю, положили с пением в пещере преподобного Антония.

По смерти святого, армянин пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: «С этих пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, Которому желаю работать в иноческом святом чине. Ибо мне явился блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческий образ, если же солжешь, то с жизнью погубишь и душу». И я верую, что явившийся ко мне — свят; потому что, если б хотел он долго жить здесь, Бог даровал бы это ему; я думал, что он не проживет и трех дней, Бог же прибавил ему три месяца, и, если б я сказал, что ему не прожить трех месяцев, он жил бы три года. И я думаю теперь, что он сам хотел уйти от нас, как святой, желая Царствия святых. И если Бог взял его из временной жизни в этой обители, Он дал ему жизнь вечную в небесных обителях. Поэтому я желаю исполнить скорее приказание этого святого мужа». Выслушав эти слова от армянина, игумен постриг его в иноческий святой чин, дав наставление врачу чужих тел, быть искусным во врачевании своей души, подражая блаженному Агапиту. Он провел жизнь свою в Богоугодных подвигах, и в том же Печерском монастыре принял блаженную кончину в честь врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава со безначальным его Отцом, и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Житие из Печерского Патерика)
 

Агапит Печерский. Его имя – Божественная Любовь.

Агапит Врач Безмездный ― первый Лекарь Киевской Руси, монах Киево-Печерской лавры. Вот уже тысячу лет к его мощам, считающимся в народе чудотворными, не прекращается людской поток, причём не только православных, но и представителей других конфессий, и даже тех, кто считает себя атеистом. В чём же секрет такого удивительного воздействия святого на людей? В чём сила Агапита Печерского?

Глубоко почитаемая личность Агапита Печерского овеяна большой тайной. О его необыкновенной духовной силе, об удивительной неделе с 25 февраля и проявлении уникальных свойств мощей Агапита Печерского рассказывается во II томе книги «Сэнсэй» популярной современной писательницы Анастасии Новых. Давайте совершим небольшой экскурс по Киево-Печерской лавре. Благодаря сведениям, почерпнутым из книги Анастасии Новых, начинаешь понимать то, что ранее не замечал.

Главные Святые врата Верхней Лавры. Над ними находится древнейшая из сохранившихся, величественная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (её также называют Троицкая надвратная церковь). Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого, ставший первым русским князем, принявшим монашество. Пройдя эти врата, как через туннель собственного сознания, выходишь к яркому свету, словно к совершенно иному мировосприятию. Посреди центральной площади Верхней лавры находится главный храм Киево-Печерской лавры ― Собор Успения Пресвятой Богородицы. В 4 томе книги Анастасии Новых «Сэнсэй» говорится, что на Руси больше всего строилось церквей именно в ее честь, что указывает на сохранение исконных знаний в славянской традиции. Если вы посмотрите на карту Киево-Печерской лавры, то увидите, сколько церквей посвящено Богоматери.

Пройдя через врата и повернув направо, можно попасть в тихий дворик. Его окаймляют бывшие кельи соборных старцев, Великая лаврская колокольня и старинный Дом наместника Лавры XVIII-XIX вв. Своеобразным символом этого дворика является монумент девушки, держащей в руках крест и чашу. Пользуясь подсказками книг Анастасии Новых, понимаешь, что это не просто образ женщины. На ум приходит образ Марии Магдалины, держащей кубок Грааля ― символ великой тайны и проявления божественной силы, символ Любви Иисуса, символ Агапе, что с греческого переводится как «Божественная Люб

Житие | Русская Православная Церковь

Краткое житие преподобного Агапита Печерского,  врача безмездного.

Празднование совершается 1/14 июня и 28 сентября/11 октября

     Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач — армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел.

Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114—1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца. Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. «Верно, что Агапит — угодник Божий, — сказал он. — Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца». Игумен, высушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевании своей души. Армянин богоугодно подвизался в Печерском монастыре и здесь же принял блаженную кончину.

     Слышит наши прошения преподобный целитель и сегодня. Вот один из многочисленных случаев его помощи.

В одной семье не было детей. После долгого лечения врачи заявили, что не могут помочь молодой женщине. И тогда она обратилась к своей верующей знакомой. 14 июня, в день памяти преподобного Агапита, они вместе пришли в Крестовоздвиженский храм Киево-Печерской Лавры, где для поклонения былы выставлены мощи святого. Молодая женщина припала к его руке и долго молилась о ниспослании младенца. Предстательством своего преподобного Господь услышал эти молитвы – в молодой семье родилась девочка. Но, когда ей исполнилось три месяца, она отравилась некачественным питанием. Врачи оказались бессильны. И тогда вновь вспомнили о святом Агапите. Уже бездыханного младенца положили на раку с мощами и молились. Через некоторое время родители услышали агукание совершенно выздоровевшего ребенка.

Агапит Печерский | Vezha | Fandom

Агапит Печерский. Художник: Анастасия Новых

Скульптура облика преподобного Агапита Печерского, выполненная согласно антропологическим исследованиям его мощей, проведенным в 90-х годах XX века. Скульптор: Сергей Никитин

ХэллоинеАгапит Печерский (? — 1095) — выдающийся монах Киево-Печерского монастыря, врачевавший в XI веке. Слава о его даре исцеления от тяжких заболеваний разошлась далеко за пределы Киева.

    Агапит на Афоне Править

    Однажды среди братии на Афоне прошёл слух, что их монастырь вскоре должна посетить некая таинственная персона. И судя по распоряжению старцев, действительно готовились к приходу очевидно важного для них духовного гостя. В это же время на Афоне пребывал и преподобный Антоний (Антипий до пострига), который в последствии стал настоятелем, а позже простым монахом Киево-Печерского монастыря.

    Как впоследствии рассказывал Антоний, он тогда подумал, что ожидается приход какого-то очень авторитетного духовного старца. Но каково же было его удивление, когда вместо старца он увидел молодого человека с приятной внешностью, светло-русыми волосами. Необычными в нём были разве что его проницательные глаза, не по годам светящиеся какой-то глубокой мудростью и одухотворённым блеском. Но больше всего Антония поразило то, с каким трепетом и глубоким уважением относились некоторые старцы Афона к этому молодому человеку. Он не мог понять, почему его пребывание здесь было покрыто какой-то завесой непроницаемой тайны. Кем же тот являлся, что их старцы оказывали ему столько почестей и внимания? Вроде не монах, а говорил такие духовные речи, которыми даже их мудрые наставники заслушивались. Мало того, этот парень оказался весьма просвещённым человеком. В совершенстве владел несколькими языками. И что особенно приятно удивило Антония, так это то, что почтенный гость был выходцем из земли Русской и, как потом оказалось, прекрасно знал Киев и его окрестные места. А звали того молодого человека Агапитом.

    Даже когда Антония познакомили с ним лично, он первое время никак не мог привыкнуть к простоте общения этого парня с ним, несмотря на важность его персоны для Афона и того, с каким трепетом к нему относились их старцы. Но, пожалуй, самым поразительным была та простота и ясность, с которой Агапит объяснял духовные мудрования святых отцов. А уж о толковании Учения Христа Антоний мог слушать его часами, ибо Агапит говорил так просто и понятно, с такими примерами и подробностями, словно сам присутствовал при тех событиях тысячелетней давности. И эти рассказы подстёгивали Антония вновь и вновь перечитывать имевшуюся церковную литературу.

    За тот период времени, что Агапит пребывал на Афоне, Антоний очень сдружился с ним. Несмотря на свою молодость Агапит обладал солидным багажом знаний, в том числе и в области медицины. И некоторым из этих знаний он обучил Антония. Агапит также хорошо разбирался, говоря нашим языком, в физике, химии, знании природных явлений, а также в областях человеческой жизни − в философии, политике, религии. С ним было приятно побеседовать на разные темы. И эти беседы оставляли какое-то необъяснимое, приятное ощущение в душе.

    Деятельность Агапита в Киево-Печерском монастыре Править

    К приходу Агапита в Киев с Антонием уже проживали в пещере несколько человек, постриженных старцем по их просьбе в иноческий чин. К этому времени они расширили и углубили пещеру в совместных усилиях, устроив там себе кельи для жилья. Антоний с превеликой радостью встретил своего давнишнего друга. Видя такое уважительное отношение старца к Агапиту, и остальная братия отнеслась к нему с таким же почтением. Агапит не переставал удивлять Антония своей загадочной, во многом таинственной личностью.

    Еще будучи на Афоне, Агапит научил Антония настоящему искусству врачевания молитвами и травами.

    Встреча Агапита с Ярославом Мудрым Править

    По приходу Агапита в Киев, Антоний стал свидетелем тому, как тот имел тайную встречу с самим Ярославом Мудрым. Агапит передал для его «книгоположницы» четыре ценных рукописные книги и три манускрипта. Причём три книги были украшены дорогими камнями. А четвёртая, хоть и выглядела скромно, но, очевидно, была очень древняя книга. Антоний был поражён. Ведь каждая книга была настоящим шедевром и стоила целого состояния. А манускрипты… Даже один манускрипт по тем временам оценивался баснословно дорого. И позволить себе такой роскошный, поистине царский подарок мог лишь человек, ну, как минимум, «голубых» королевских кровей. Но тогда не только это изумило Антония. Главное — как они свободно общались! Ярослав разговаривал с Агапитом так, как будто давно и хорошо его знал, словно они были добрыми, старыми друзьями и это несмотря на значительную разницу в возрасте и высокое великокняжеское положение Ярослава.

    Агапит Печерский — врач безмездный Править

    Бронзовая доска с барельефным портретом Агапита на фасаде Никольской церкви

    Агапит, помимо прочих своих достоинств, был ещё и хорошим врачом. Его сердечное, заботливое отношение к больным породило о нём небывалую славу и уважение в народе, причём далеко за пределами Киева, хотя сам Агапит практически никогда не выходил за территорию монастыря. Он стал одним из самых знаменитых лекарей XI века. Люди называли его «Лечец от Бога». Он вылечивал настолько тяжёлые болезни, за которые уже никто не брался из тогдашних знаменитых врачей. Взять хотя бы такой исторически известный факт, когда Агапит исцелил находившегося при смерти черниговского князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Врач по прозвищу Армянин, считавшийся лучшим на то время эскулапом у знатных людей, ничего не мог сделать, чтобы помочь князю. А Агапиту достаточно было передать с посыльным князя «чудодейственного зелья», приготовленного с молитвой Агапита, чтобы за считанные дни поставить Владимира Мономаха на ноги. Позже князь приходил в Печерский монастырь, чтобы отблагодарить Агапита и приносил с собою много дорогих подарков и золото. Но Агапит отверг всё это как от самого князя, так и от боярина, которого тот прислал позже от своего имени. Ибо лечил Агапит как простых людей, так и знатных с одинаковым усердием безвозмездно, за что называли его Агапитом Врачом Безмездным. Естественно, это вызвало обычную человеческую зависть, граничащую со злостью, у таких врачей, как Армянин. Но если брать самого Армянина, то, в конечном счете, он осознал, Кем в действительности являлся Агапит. И именно благодаря этому Армянин впоследствии стал монахом в Печерском монастыре.

    Агапит не только в совершенстве владел медицинскими знаниями, но и другими дисциплинами. Знал несколько языков. Свободно читал трактаты-подлинники античных, древнеримских авторов. Занимался переводом книг на славянский язык. Перевёл для «книгоположницы» Ярослава Мудрого не только некоторые древне-египетские манускрипты, но и книги с Востока, языки которого в то время редко кто знал, не говоря уже о древних исчезнувших диалектах. Позже Агапит также помогал… или, лучше сказать, консультировал Святослава, составлявшего «Изборник 1073 года», где, помимо статей энциклопедического характера, были подробно описаны медицинские сведения. В частности, способы распознавания болезней, различные советы по изготовлению и применению лекарственных растений, сведения о физиологии и анатомии человека. Эта книга потом долгое время выполняла функции учебного пособия. Агапит прививал культуру и жажду к познанию, естественно, и среди монахов. Некоторых он обучал медицинским знаниям. Другим помогал в свободное время просто осваивать книги. Кстати говоря, впоследствии было узаконено монастырским уставом и стало обязательным чтение книг монахами в свободное время. Именно по его инициативе была создана книгоположница Киево-Печерского монастыря.

    Ученики Агапита во врачебном деле Править

    Агапит помогал некоторым способным монахам осваивать мастерство врачевания. В основе обучения лежали специальные молитвы, произносившиеся в особом состоянии сознания. Благодаря чему жидкость наполнялась силой, после чего её использовали как лекарство, давая больному для употребления внутрь или же для нанесения наружно. Проще говоря, ученики Агапита учились изменять не только физические параметры жидкости, но и структуру молекул, накладывая необходимую информацию. Естественно, они до тонкостей не знали всего процесса, который происходил в микромире молекулы жидкостной структуры и как именно этот процесс влиял на макрообъект. Но им это было и не надо. Монахи просто пользовались общими постулатами этих знаний, которым обучал их Агапит, как мы, к примеру, сегодня пользуемся электричеством. Энергией электрического тока люди пользуются ежедневно, хотя до сих пор никто толком так и не знает, что это такое.

    Так вот, к примеру, у Дамиана, который обучался у Агапита, хорошо получалось лечить людей, особенно детей, с помощью помазывания елеем. Елей − это оливкое, «деревянное» масло. У христиан, к примеру, есть целый обряд, так называемое елеосвящение − таинство, которое совершается семью священниками, а если нет такой возможности, то одним священником, над больным. Иначе его ещё называют соборование маслом. Суть его опять-таки заключается в том, что над больным произносят определённые молитвы и помазывают его освящённым елеем. И так проделывают семь раз. Почему именно семь священников, семь раз? А что касается использования елея таким способом, так это — очень древний способ лечения больных, поскольку в основе процесса излечения лежат как раз те знания, о которых я вам рассказывал − о возможностях человека влиять на окружающий мир через жидкость. Поэтому подобное можно встретить в разных религиях и ритуальных обрядах народов мира.

    А, к примеру, другой ученик Агапита − Алипий вместо елея использовал краски. Он был иконописец. Еще будучи юношей, Алипий помогал грекам расписывать Успенский собор в Печёрском монастыре. А потом и сам стал писать иконы. Агапит же научил его, как с помощью молитвы и красок можно лечить кожные заболевания у людей, к примеру, те же язвы, гнойные раны.

    Краска имеет жидкую основу. Это те же масла, которые смешивают с красителями. Плюс ещё сами красители обладают дополнительными лечебными свойствами, что естественно усиливает общий оздоровительный эффект. Ведь раньше использовались натуральные красители, не то, что нынешняя химия. Некоторые красители имеют хорошие антибактериальные свойства, к примеру, тот же краситель синего цвета индиго, получаемый из растения индигоноски. Кроме того, в те времена зачастую использовались красные и жёлтые краски, которые благодаря своим компонентам растительного и животного происхождения обладали антисептическим, некролитическим, противовоспалительным, ранозаживляющим свойствами.

    Кстати, Агапит поведал Алипию и немало секретов как художнику. Он рассказывал ему о сочетании цветовых гамм красок, их влиянии на психику человека, поведал и о системе изображения пространственных и временных соотношений… Агапит поведал Алипию тонкости психологии цветовосприятия и системы изображения пространственных и временных соотношений. Но всё это цветовосприятие по большому счёту не суть важное.

    Главное, чему Агапит уделял особое внимание, так это как сотворить невидимый эффект от изображения. Ибо Агапит утверждал, что икона не должна идеализировать образ, дабы не создавать из данного образа идола для слепого людского поклонения. Но она должна была быть одухотворённой. Главное — не как и на чём писался образ, на куске дерева или росписи на стенке, но в каком духовном состоянии пребывал человек, написавший её. Она способна ввести созерцателя данной иконы в особое состояние сознания, возбудить ощущения реальности присутствия божественного и породить в человеке духовный всплеск, или, как говорят сегодня, осуществить «подзарядку». И чем чище помыслы и стремления художника к Богу, тем мощнее будет ощущаться данный эффект, который благодаря своему положительному заряду способен духовно преображать человека, я уже не говорю о том, что нормализовать его физическое здоровье. Ибо физическое здоровье в первую очередь зависит от духовного. Причём, такой всплеск силы, порожденный Верой художника, будет стабильно сохраняться на протяжении тысячелетий. Для настоящей духовной силы в действительности не существует ни времени, ни пространства. Кстати, это распространяется на любое художественное произведение. Ведь дело не в деревянной доске, покрытой красками, как говорил Агапит, не в

    Преподобный Агапит Печерский | Храм преподобного Агапита Печерского

    Дни памяти: 14 июня, 11 октября

    Краткое житие преподобного Агапита Печерского

    Преподобный Агапит Печерский родился в Киеве, был учеником св. преподобного Антония Печерского. Святой Агапит безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. Преподобный претерпел много скорбей от завистливого врача-армянина, который хотел его отравить Но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему. Своими чудесами св. Агапит обратил в православие врача-армянина, и тот принял иноческий образ. После многих трудов и подвигов преподобный Агапит мирно почил о Господе около 1095 г., был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

    Иное житие преподобного Агапита Печерского

    Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

    Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114–1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

    Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

    Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. «Верно, что Агапит – угодник Божий, – сказал он. – Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца». Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

    Полное житие преподобного Агапита Печерского

    Когда преподобный отец наш Антоний Печерский1 был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачом. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми.

    В то время жил во Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода2, которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам, и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле Русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2Пет. 2:9) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16:18).

    Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах3. Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал:

    – Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда.

    Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел по молитвам блаженного.

    Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался ранее с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото. Но спустя немного времени тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему:

    – Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне.

    Боярин отвечал:

    – Отче. Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим.

    Старец отвечал ему:

    – Если ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, – чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно.

    С такими словами блаженный Агапит взял принесенное золото и вышел с ним из келлии, как бы для того, чтобы спрятать его; вынес и бросил, сам же бежал и скрылся. Спустя немного времени боярин вышел, увидел брошенные пред воротами дары, поднял и отдал игумену Иоанну. Возвратившись к князю, он рассказал ему всё, что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что это – истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню.

    После многих богоугодных трудов и подвигов впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутый врач армянин пришел посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством лечится недуг Агапита.

    Блаженный отвечал:

    – Тем, каким подает здравие Сам Господь, врач души и тела.

    Армянин счёл его совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его:

    – Он ничего не знает в нашем искусстве.

    Потом взял его за руку и сказал:

    – Говорю истину: на третий день он умрёт; если изменится слово мое, то я изменю жизнь мою и сам стану таким же монахом.

    Блаженный с горячностью сказал:

    – Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему.

    Снова сказал ему армянин:

    – Вот ты уже весь изменился; такие никогда не выживают дольше трех дней.

    Святой Агапит действительно был в крайнем изнеможении, так что без посторонней помощи не мог даже двинуться. Между тем к блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцеления некоего больного из Киева. Блаженный с Божиею помощью немедленно встал, как бы и вовсе не болел, взял обычную свою траву, которую вкушал, и показал армянину, говоря:

    – Вот трава, которою я врачую: смотри и разумей.

    Тот, посмотрев, сказал святому:

    – Это не из наших трав, но, думаю, из Александрии.

    Блаженный, осуждая невежество его, дал болящему вкусить травы, помолился и немедленно сотворил его здоровым. Потом он сказал армянину:

    – Сын мой, прошу тебя, вкуси этой травы со мною, если хочешь, ибо ничем иным не могу угостить тебя.

    – Отче, – отвечал ему армянин, – мы в этом месяце постимся четыре дня, и теперь я держу пост.

    Услышав это, блаженный спросил его:

    – Кто ты и какой веры?

    Тот отвечал:

    – Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?

    Тогда блаженный сказал ему:

    – Как же ты осмелился войти сюда и осквернить мою келлию, да еще держишь меня за грешную мою руку? Выдь от меня, иноверный4 и нечестивый.

    И тот, посрамленный, удалился.

    После того блаженный Агапит прожил, как предрек ранее, три месяца и, немного поболев, отошел ко Господу. Будучи на земле врачем безмездным, он принял великую награду уже на небе, где нет болезни. Братия приготовили к погребению честное тело его и с обычным пением положили в пещере преподобного Антония5. По кончине святого пришел армянин в Печерский монастырь и сказал игумену:

    – Отныне я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, для Которого желаю трудиться в святом иноческом чине. Блаженный Агапит явился мне и сказал: «Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу». Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он, как святой, захотел оставить нас, стремясь в Царство святых и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа.

    Игумен, выслушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевании своей души. Армянин подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь в том же Печерском монастыре, здесь же принял блаженную кончину, предав душу свою в руки врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, славимого с безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Примечания

    1 Преп. Антоний, родом из Любеча (в 40 верстах от Чернигова), постриженик Св. Горы Афонской. Придя в Киев, избрал местом поселения одну пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь преп. Антония собрала около него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался преп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г, 7 мая. Память его 10 июля.

    2 Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075–1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 год.

    3 Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 год.

    4 Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские Соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ, или естеств, пребывает не в двух – ибо человеческая природа в Лице Бога Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В Древней Руси вообще существовал взгляд на армян как злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376–1406) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: «армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними».

    5 Прп. Агапит скончался не позднее 1095 года, мощи его почивают в пещере св. Антония.

    Молитвы

    Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

    глас 5

    Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

    Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

    глас 6

    Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

    Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

    О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.