Икона Божией Матери «Остробрамская»: в чем помогает, молитвы
Содержание статьи
- Икона Божией Матери «Остробрамская»
- В чем помогает икона Икона Божией Матери «Остробрамская»
- Молитвы образу Икона Божией Матери «Остробрамская»
- Где поклониться образу
Икона Божией Матери «Остробрамская»
Память иконы Божией Матери «Остробрамская» празднуется в Русской Православной Церкви 8 января и 27 апреля.
Это — необычный образ Пресвятой Богородицы, который имеет большое значение и для католиков. На иконе Божией Матери «Остробрамская» у Девы Марии опущен взгляд и скрещены руки. Кроме нимба на голове у Богородицы — корона, от Нее исходит сияние со звездами в ночном небе. Это — один из самых редких типов иконографического изображения Пресвятой Богородицы, на нем нет Младенца Иисуса.
Название образа исходит от географического названия. Икона Божией Матери «Остробамская» хранится в Вильнюсе в часовне, которая стоит у ворот при входе в город. Ворота называются Острыми, поэтому икону в свою очередь стали называть «Остробрамской».
Считается, что икона написана в западноевропейской традиции, а точная история ее создания неизвестна. До нас дошли только сведения о том, что икона Божией Матери «Острообрамская» — это список с другой иконы нидерландского происхождения, который был сделан в XVII веке. По крайней мере, именно так считают в католической Церкви.
В Православной традиции есть мнение, что икона — древний Византийский образ, который изображает Богородицу в момент принятия Благой вести от Архангела Гавриила.
Несмотря на расхождениях в вопросах истории образа, католики и православные на равных поклоняются этой удивительной святыне.
В чем помогает икона Икона Божией Матери «Остробрамская»
- Перед иконой часто молятся о возвращении пропавших и похищенных детей. На ней нет изображения Богомладенца. Зафиксированы случаи чудесного возвращения детей даже тогда, когда родители уже и не надеялись на это.
- Просят чадородии и излечении от бесплодия.
- О помощи в возвращении домой пропавших без вести.
Читайте также — Икона Божией Матери Владимирская
Молитвы образу Икона Божией Матери «Остробрамская»
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних си́л, Небесе́ и земли́ Цари́це и гра́да на́шего Ки́ева всемо́щная Засту́пнице!
Приими́ хвале́бное пе́ние сие́ от на́с недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет на́м, гре́шным, и да проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим Тя́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.
К кому́ бо возопии́м Влады́чице? К кому́ прибе́гнем в го́рестех на́ших, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч на́ш и воздыха́ния на́ша прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Те́м же мо́лим Тя́ усе́рдно: покры́й Твои́м хода́тайством на́ша прегреше́ния, защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на на́с.
О, Ма́ти Го́спода на́шего Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. Приими́ недосто́йную моли́тву на́шу и соблюди́ на́с в чистоте́ душе́вней, сохрани́ на́с от наве́та злы́х челове́к и от внеза́пныя сме́рти, и да́руй на́м пре́жде конца́ покая́ние. Поми́луй на́с в дневны́х часе́х и у́тренних и вече́рних, и во вся́кое вре́мя сохрани́ на́с: стоя́щих, седя́щих соблюди́, и на вся́ком пути́ ходя́щих, и в нощны́х часе́х спя́щих снабди́, покры́й и заступи́. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди на́м, Ма́ти Преблага́я, стена́ необори́мая и заступле́ние кре́пкое. Ты́ храни́тельница жи́зни всея́ на́м яви́ся, Пречи́стая; Ты́ на́с изба́ви от бесо́в в ча́с сме́рти; Ты́ и по сме́рти упокое́ние обрести́ испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего.
Мы́ же, гре́шнии, со упова́нием моле́ния Тебе́ возно́сим и уми́льно вопие́м: ра́дуйся, Благода́тная; ра́дуйся, Обра́дованная; ра́дуйся, Преблагослове́нная; Госпо́дь с Тобо́ю, с Тобо́ю с на́ми. К Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей, и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш по Христе́ Бо́зе предае́м, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м, со Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Где поклониться образу
Икона хранится в Вильнюсе, иногда ее привозят для поклонения в другие города. Существует обычай, по которому не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вокруг часовни всегда можно увидеть много людей, среди которых многие уже на улице стоят, преклонив колени.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
значение, в чем помогает реликвия
- История и чудотворения образа Божией Матери
- Остробрамская Богородица: значение иконы
- Как и о чём молятся перед реликвией Остробрамская?
- Молитва Пресвятой Богородице Остробрамская
История и чудотворения образа Божией Матери
Уже много лет в столице Литвы Вильнюсе находится удивительная реликвия – лик Небесной Царицы. До сих пор неизвестно, как именно он появился в городе – одни источники утверждают, будто 14 апреля 1431 г. святыня возникла в храме по Господнему соизволению, другие же считают, что икону подарил владыке Великого княжества Литовского Ольгерду византийский император Иоанн V Палеолог. Есть и третья версия, согласно которой образ, именованный Корсунским Благовещенским, был привезён из Херсонеса как трофей в походе против крымских татар и пожертвован в Троицкий собор.
Но, откуда бы ни взялась реликвия, в середине XVI ст. она уже стояла в небольшой часовне над Острыми вратами (лат. «Aštria broma») в оборонительной стене Вильнюса – отсюда и название святыни. Сначала лик Девы Марии был обращён к ведущей в столицу дороге, но после пожара в 1711 г. её повернули так, чтобы взор Богородицы осенял город и возведённый неподалёку костёл кармелитов.
Остробрамская икона Божией Матери из янтаря |
Остробрамская икона Божией Матери славится многочисленными чудесами. Так, в 1671 г. она спасла двухлетнего ребёнка, который выпал из окошка каплицы, расположенного более чем в 2 м над каменной мостовой – малыш приземлился целым и невредимым, не получив ни единой царапины.
В период Великой Северной войны (1700-1721 гг.), когда враги заняли Вильнюс и уничтожили множество древних христианских ценностей, реликвия осталась невредимой – как только противники попытались ворваться в часовню, на них упали ворота, которые в мирное время сдвигали лишь объединёнными усилиями 10 взрослых мужчин. А в 1708 г., когда в городе зимовал Пётр I со своей армией и один солдат попытался сорвать со святыни драгоценный оклад, его отбросило к стене.В восточнохристианской церкви память образа празднуется 8 января (26 декабря по старому стилю), а в католической – 14 апреля и 16 ноября.
Остробрамская Богородица: значение иконы
Этот образ принадлежит к категории Агиосорити́сса – так называют святыни, где Пречистая Дева показана без Божьего Сына. Скрещённые на груди руки взывающей к Господу Мадонны, Её опущенные глаза и смиренное выражение лица являют верующим образец терпения, кротости, невинности, готовности положиться на волю Творца. А некоторые исследователи убеждены, что изначально реликвия демонстрировала сцену Благовещения, но фрагмент с Гавриилом был утрачен.
Икона Остробрамская без оклада |
Лик Небесной Царицы запечатлён на двух дубовых досках размером 200*165 см с помощью темперы (порошковые краски, которые разбавляют водой). Его авторство приписывали краковскому мастеру Лукашу Поренбскому, голландскому живописцу Мартину де Вос или же итальянскому художнику, пожелавшему остаться безымянным.
Сейчас реликвия закрыта позолоченным самоцветами киотом и герметичным металлическим контейнером, к которому подведена сигнализация. От чего защищает подобное вместилище? Оно предотвращает разрушение пигментов из-за перепадов температуры, прикосновений, яркого солнечного света, а также вандализм и воровство.
Ризы Богородицы украшены замысловатым орнаментом, характерным для эпохи барокко. В таком же духе выполнены и венчающие Её короны, от которых расходятся звёзды и солнечные лучи. Подобный рисунок символизирует власть над небом и землёй, духовным и материальным мирами. А под фигурой Пресвятой Девы виден серебряный полумесяц, прикреплённый туда в 1849 г. Это вотум (от лат. «votivus» – принесённый богам обет) – подношение, посредством которого люди выражают свою признательность за Господне благодеяние. Впрочем, этот дар не единственный – при пересчёте в 1927 г. их количество превышало 14 тыс.!
Где вешать икону? Её можно поместить в красном углу (части комнаты, обращённой на юго-восток) или же над входной дверью, подражая изначальному расположению реликвии. Считается, что тогда образ будет оберегать Ваше жилище от непрошенных гостей, воров, грабителей, пожаров и других бедствий. Но где бы не находилась святыня, не забывайте поддерживать её в чистом и опрятном виде – регулярно смахивайте пыль, устилайте подставку белой тканью либо вышитыми рушниками, убирайте посторонние предметы и зажигайте у лика лампадку или свечу.
Как и о чём молятся перед реликвией Остробрамская?
К лику Остробрамской Богородицы обращаются при любой нужде: он подсказывает решения проблем, способы преодоления преград и выхода из затруднительных ситуаций, направляет на истинный путь, избавляет от заблуждений, сомнений, искушений и соблазнов. Святыня предупреждает неурядицы, опасности, наветы и козни недоброжелателей, облегчает лишения, хранит от зависти, сплетен, проклятий, дурного глаза и злых сил. Также она позволяет найти пропавших либо похищенных людей, неоднократно приходя на помощь даже тогда, когда родные и близкие уже утратили всякую надежду.
Этот образ издавна покровительствует семье и браку – он укрепляет родственные узы, учит пониманию, прощению и любви, вразумляет детей и взрослых, дарует гармонию, процветание, достаток. Поэтому Вы можете купить икону в подарок молодожёнам или тем, кто празднует годовщину свадьбы. Пригодится она и молодым родителям – созерцание лика Девы Марии будет оберегать младенца от болезней и недомоганий, успокаивать, способствовать хорошему самочувствию матери и ребёнка.
Популярные товары |
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
$16
Реликвия излечивает самые разные заболевания – от мигреней до бесплодия, паралича, эпилепсии, лейкемии. Влияет она и на психическое состояние человека, утешая тех, кто пребывает в тоске, отчаянии, унынии, апатии, депрессии либо нервном расстройстве. Прибегая к святыне, очистите сознание от посторонних мыслей и забот, полностью отдайтесь беседе с Творцом – и Господь вознаградит Вас умиротворением, безмятежностью и тихой радостью.
Теперь Вы знаете, как явилась людям икона «Остробрамская», значение, в чём помогает образ. А наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с радостью предоставит Вам возможность приобрести великолепную реликвию, вручную изготовленную из натурального полесского янтаря. Мастер любовно воспроизвёл все нюансы одухотворённого лика Небесной Царицы, украсил Её одеяние цельными драгоценными камнями и усыпал фон произведения массивными кабошонами. Так пусть же эта уникальная самоцветная святыня станет Вашей опорой, надеждой и поддержкой!
Молитва Пресвятой Богородице Остробрамская
А чтобы ощутить благодать образа, произносите перед ним молитву: «О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих ( имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь» или же кондак «Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая».
Икона Божией Матери «Врата Зари» Богородица Остробрамская
Нажмите, чтобы увеличить
В наличии только 1 шт.
Цена: ₪558,21
Загрузка
Доступен только 1
Включены местные налоги (где применимо)
Звездный продавец
Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.
| 5844 продажи |
5 из 5 звездПродавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.
Внесен в список 1 декабря 2022 г.
23 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Иконы Божией Матери
Иверская ……………………………Фев. 12
Казань……………………………..8 июля и 22 октября
Знака (Знаменного). … 27 ноября
Почаев………………………………….. 23 июля и 8 сентября
Та, что Быстра Слышать.. 9 ноября
Смоленск (Одигитрия)………. 28 июля
Тихвин…………………… ………26 июня
г. Владимир…………………….21 мая, 23 июня & 26 августа
Та, кто быстро слышит.
Эта древняя чудотворная икона находится на Святой Горе Афон в Докиарском монастыре. Предание монастыря относит время написания этой иконы к X веку, когда настоятелем был святой Неофит (соучредитель монастыря).
В 1664 году управляющий Нил, проходя ночью через трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы Богородицы, висевшей над дверью, голос, умолявший его не проходить мимо вот в будущем, чтобы не очернить Икону дымом. Преподобный подумал, что это розыгрыш одного из братьев, и, не обращая внимания на знак, продолжал проходить по трапезной с дымящейся факелом. Внезапно он ослеп!
С горьким покаянием Нил молился перед иконой Божией Матери, прося у Нее прощения. И опять услышал дивный глас, возвещающий прощение и возвращающий ему зрение, повелевающий же всей братии возглашать: Отныне и впредь сия Моя икона будет именоваться Скоропослушница, потому что всем, приходящим к ней, откроется скорое милосердие и полное прощение. Пресвятая Богородица исполняла тогда и ныне исполняет Свое обещание, являя скорую помощь и утешение всем, кто с верой к Ней спешит.
На Руси списки чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью и почетом. Многие из них прославлены чудесами и особо отмечены отдельные случаи исцелений от эпилепсии и исступления. Копия этой иконы с Афонской горы находится в иконостасе монастырской церкви Свято-Тихоновского Задонского монастыря на северо-востоке Пенсильвании.
Знака (Знаменного).
На этой иконе изображена Пресвятая Богородица, сидящая молитвенно с воздетыми руками. На ее груди на фоне круглого щита (или шара) изображен Божественный Младенец Спаситель-Эммануил, дающий благословение. Это изображение Богоматери считается одним из первых Ее иконографических образов. В катакомбах святой Агнессы в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками, с сидящим на коленях Младенцем, датируемое IV веком. Кроме того, имеется важная древняя византийская икона Божией Матери VI века, на которой Пресвятая Богородица изображена сидящей на престоле и поддерживающей обеими руками перед собой овальный щит с изображением Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем Знамения, появились на Руси в XI-XII веках, напоминая дивное знамение с Новгородской иконы этого имени, произошедшее в 1170 году.
В том году князья во главе с сыном суздальского князя Андреем Боголюбским объединились и собрались у стен Великого Новгорода, намереваясь захватить город. Но новгородцы оставались, уповая на Бога, и день и ночь молились, умоляя Бога не оставить их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевающий ему взять из церкви Преображения на Ильиной улице икону Пресвятой Богородицы и носить ее по стенам города.
Когда икону выносили, захватчики обрушили на Крестный ход град стрел, одна из которых пронзила иконописный лик Богородицы. Из Ее глаз лились слезы, и Икона была обращена ликом к городу. После этого Божественного Знамения захватчиками вдруг овладел неописуемый ужас, и они стали избивать друг друга. По ободрению Господа новгородцы бесстрашно ринулись на неприятеля и разбили его в бою.
В воспоминание о дивной помощи Царицы Небесной архиепископ Илия тогда установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который вся Русская Церковь соблюдает и по сей день. В течение 186 лет после Знамения 1170 года икона находилась в церкви Преображения на Ильиной улице; но в 1356 году в Новгороде рядом с Соборной церковью Знаменского монастыря была поставлена церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
С этой иконы было изготовлено множество списков, получивших известность в России. Многие из них блистали чудесами в поместных храмах и получили славу места чудес. Среди них иконы Пресвятой Богородицы Знамение Дионисия-Глушецкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Смоленск (Одигитрия).
Икона сия, именуемая Одигитрия, что значит Наставница или Наставница Пути, согласно Церковному Преданию, была написана святым евангелистом Лукой при земной жизни Богородицы. В это время, по тому же Преданию, Богородица благословила ее образ, сказав: Мое благословение пребудет всегда с этой иконой. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского, эта икона была написана по просьбе Феофила, воеводы Антиохии, достопочтеннейшего Феофила (Лк. 1:1). Из Антиохии Святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда, примерно в середине V века, императрица Евдокия, супруга императора Аркадия, перенесла ее в Константинополь в дар Пульхерии, невестке своей, который поместил икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IX (1042-1054), в 1046 году, выдавая свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Черниговского (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в пути этой иконой. После смерти князя Всеволода икона была подарена его сыну Владимиру Мономаху, который преподнес ее в Смоленский собор в 1101 году. В это время икона получила имя Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный воин Меркурий разбил могучее монгольское войско (во главе с великим завоевателем Батыем). Получив впоследствии благословенную мученическую кончину, был причислен Русской Православной Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В 14 веке Смоленск попал под власть литовских князей. Дочь князя Витовта, Софья, была выдана замуж за великого князя Дмитрия Московского (1398-1425) и в 1398 году привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Образ был помещен в Благовещенском соборе Кремля у правого угла Царских врат.
В 1456 году по просьбе смолян во главе с епископом Мисаилом икона была торжественно возвращена в Смоленск, а два списка оставлены в Москве один в Благовещенском соборе, а другой, в 1524 году, в Новодевичий монастырь в память о возвращении Смоленска России. Этот монастырь был воздвигнут на Девичьем поле, где со многими слезами прощались москвичи со святой иконой, когда она была возвращена в Смоленск.
В 1602 году был написан точный список чудотворной иконы, которая затем поселилась в башне Смоленской крепостной стены над Днепровскими воротами, под специально устроенной крышей. Позднее, в 1727 г., здесь была возведена деревянная церковь, а в 1802 г. – каменная.
Новый список получил благодатную силу древнего Образа и 5 августа 1812 года, когда русские войска при наступлении Наполеона оставляли Смоленск, взяли с собой икону на хранение. За день до Бородинской битвы эту икону носили по лагерю, чтобы войско укрепилось. Древний Образ Смоленской Одигитрии, временно помещенный в Успенском соборе Москвы, в день самой Битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери пронесли по улицам Москвы, а также в больных и раненых в Лефортовском дворе. После победы над Наполеоном Смоленская Одигитрия, а также прославленные копии были возвращены в Смоленск.
Праздник в честь сей иконы установлен 28 июля 1525 года, в память возвращения Смоленска России. Эта икона является одной из главных святынь Русской Церкви, и верующие получали и получают от нее обильные благодати помощи и исцеления. Богородица Своим Святым Образом помогает и укрепляет нас, направляя ко спасению, и так мы вопием Ей: О Всемилостивая Одигитрия, Похвала Смоленска и всей Русской Земли, Ты утверждение верующих людей. Радуйся, Одигитрия, Спасение христиан!
Тихвин.
Согласно церковному преданию, эта икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке его перенесли из Иерусалима в Константинополь, где поместили во Влахернском храме. В 1383 году, примерно за 70 лет до взятия Константинополя турками, икона исчезла из храма и со светящимися лучами света явилась над водами Ладожского озера. Чудесным образом переносимый с места на место, он наконец обосновался близ города Тихвина.
На месте явления иконы построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже великий князь Василий (1505-1533) с большим усердием построил вместо деревянной церковь каменную. В 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при церкви был возведен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.
В 1613-14 годах шведские войска, захватив Новгород, попытались разрушить монастырь, но с помощью Божией Матери он был спасен. Ввиду приближения шведских войск иноки решили бежать из монастыря, взяв с собой чудотворную икону, но не смогли сдвинуть ее с места. Это чудо преодолело их малодушие, и иноки остались в монастыре, возлагая надежду на покровительство Божией Матери. Малочисленность защитников успешно отражала атаки захватчиков, ибо нападавшие шведы увидели множество воинов, идущее из Москвы, как небесное воинство, и обратились в бегство.
После чудесного избавления Монастыря из Москвы прибыли царские посланники и, скопировав чудотворную икону, вернулись в древний город Столбово, недалеко от Тихвина, где был заключен мир с шведы. Главной гарантией мира на русских землях было принесение этого списка Тихвинской иконы. Впоследствии эта копия была перевезена в Москву и помещена в Успенском соборе. Затем по просьбе новгородцев, граждане которых участвовали в войне со шведами, икона была возвращена в Новгород и помещена в соборе Святой Премудрости. Всероссийское празднество Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной бесчисленными чудесами, установлено Церковью в память ее дивного явления и победы над врагами покровом Богородицы. Отмечается 26 июня.
Почаев.
В 1340 году на горе Почаевской (Волынская Малороссия) на месте нынешнего Почаевского монастыря обосновались два монаха. Однажды, после совершения келейного устава, один из монахов, поднявшись на вершину горы, вдруг увидел Божию Матерь, стоящую на камне и окруженную пламенем. Удивленный, он позвал своего брата, чтобы тот увидел чудо. Третьим свидетелем этого видения был пастух Иоанн Босой, взбежавший на гору. Вместе трое прославили Бога, и на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Ее правой ноги. Кроме того, из того места, где она стояла, бил целебный источник.
В 1559 году греческий митрополит Неофит, проезжая через Волынь, остановился в гостях у боярыни Анны Гойской, в ее имении Орля, недалеко от Почаева. В благодарность за гостеприимство митрополит благословил ее иконой Богородицы, привезенной с собой из Константинополя. Позднее было замечено, что от Образа исходило сияние, и когда перед ним исцелился Филипп, брат Анны, она подарила его в 1597 году инокам, живущим на горе Почаевской. Образ был помещен в храме, воздвигнутом в честь Успения Божией Матери, а позже был построен монастырь, на содержание которого Анна Гойская выделяла большие суммы. Позднее, в 1602 году, икона была перенесена в только что построенный храм Святой Троицы.
Чудотворная икона стала именоваться Почаевской и среди многих свидетелей о помощи Царицы Небесной особенно известна следующая. Преподобный Почаевского монастыря попал в плен к татарам и, оказавшись в плену, вспомнил о Почаевском монастыре, его святынях, богослужениях и пении. В особенности преподобный жаждал приближающегося праздника Успения и со слезами умолял Богородицу об избавлении из плена. Внезапно по молитвам Пресвятой Богородицы стены темницы исчезли, и Преподобный очутился в стенах Почаевского монастыря.
В 1675 году во время войн с турками полки татар подошли к монастырю, окружив его с трех сторон. Слабая монастырская ограда вместе со слабыми каменными постройками монастыря не представляли для осажденных монахов должной защиты. При этом игумен Иосиф убедил находившуюся там братию и мирян обратиться к Небесным Покровителям, Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворной иконе Божией Матери и к раке мощей преподобного Иова.
Утром 23 июля, с восходом солнца, у татар был последний совет по поводу штурма Лавры, а игумен приказал верующим петь акафист Богородице. При первых словах акафиста внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, развернув свой белый и сияющий омофор, окруженная небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов был замечен близ Богородицы, кланяющимся Ей и молящимся о защите монастыря.
Татары приняли небесное воинство за призраков и в смятении стали пускать стрелы в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы обратились вспять и ранили тех, кто их пустил. Ужас охватил захватчиков, и они в панике обратились в бегство, в суматохе даже убив многих своих собратьев. Защитники Лавры бросились в погоню на бегущих татар, взяв много пленных. Впоследствии многие из пленников приняли христианскую веру и навсегда остались в монастыре. Так Русской Церковью учрежден праздник 23 июля в память избавления обители. Празднуется икона также 8 сентября и в пятницу Светлой седмицы.
Владимир.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы написана святым евангелистом Лукой на доске, взятой со стола, на котором ел Спаситель вместе с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Богородица, увидев этот Образ, произнесла: Отныне все роды будут ублажать Меня. Да пребудет с иконой сей благодать Рожденного от Меня, как и Моя.
В 1131 году икона была отправлена на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу (1132) и прислана в Девичий монастырь Вышгорода, древнего удельного города святой равноапостольной княгини Ольги. В 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, привез икону во Владимир и поставил ее 21 сентября 1164 года в великолепном Успенском соборе, где она простояла 230 лет. В это время икона получила имя Владимир.
В 1395 году России угрожал грозный завоеватель Востока Тамерлан. Великий князь Василий, сын Димитрия Донского, впервые разбивший монголов на реке Дон, собрал войско, значительно уступавшее по численности и силе войску Тамерлана, и стал на реке Оке за Коломной. Боязливые москвичи постились и усердно молились в течение Успенского поста, а чудотворная икона Пресвятой Богородицы была перенесена торжественным крестным ходом из Владимира в Москву.
26 августа, когда заплаканные жители Москвы вышли встречать чудотворную икону на Кучково поле, Тамерлану было видение, в котором величественная женщина, окруженная светоносным сиянием, повелела ему покинуть пределы России . На вопрос о значении сна ему сказали, что лучезарная женщина есть Богородица, великая Покровительница христиан. В это время Тамерлан отступил за пределы России. В память об этом событии и в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на том месте, где 26 августа икона была встречена жителями Москвы, был построен Сретинский монастырь. В этот день также был установлен праздник.
В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет вторгся в Россию и встретил войско царя Ивана III на берегу реки Угры (называемой Кушаком Божией Матери), которая охраняла пределы России. Татары и Русские столкнулись друг с другом за рекой. Тем временем жители Москвы молились Пресвятой Богородице о избавлении православной столицы. В результате хан неожиданно отступил, оставив пределы России. В благодарность за избавление стране от татар, установлен праздник в честь Владимирской Божией Матери на 23 июня.
В 1521 году только чудесная помощь Богородицы спасла Москву от войск Махмет-Гирея, хана крымских татар, которые, объединившись с ногайскими и казанскими татарами, а также литовцами, угрожали Москве. Царь Василий собрал войско для противостояния татарам, а митрополит Варлаам вместе с московскими жителями усердно молился об избавлении от погибели.
В это время одной благочестивой монахине, которая была слепой, было видение. От Спасских ворот Кремля вышли Московские иерархи, покидая город, и несли в сопровождении их Владимирскую икону Божией Матери, ради предстоящей кары Божией на жителей города. У Спасских ворот Святителей встретили преподобные преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутинский, со слезами умоляя их не покидать Москвы. По этой просьбе иерархи вернулись в Кремль и унесли с собой Владимирскую икону. Подобный сон был дарован и московскому святому, блаженному Василию Юродивому, которому было открыто, что по заступлению Божией Матери и молитвам святых Москва будет спасена.
Татарскому хану было видение Богородицы, окруженной грозным войском, бросившимся на его полки и в страхе бежавшим, и столица русская пощажена. По этой причине 21 мая Русская Церковь вновь празднует икону Владимирской Пресвятой Богородицы.
Иверон (Иберийский).
Иверская икона Пресвятой Богородицы, особо чтимая выше всех афонских икон, впервые явилась около середины 9 в.й век. Святая Православная Церковь в то время была глубоко взволнована новыми волнами иконоборчества при императоре Феофиле; и чтобы уберечь святые иконы от сожжения и осквернения, благочестивые люди старались спрятать или пустить их по быстрым рекам или морям, вверяя свою судьбу воле Божией.
Так было с Иверской иконой Божией Матери. По церковному преданию, чтобы спасти икону от иконоборцев, некая благочестивая вдова, жившая недалеко от города Никеи, пустила икону по водам морским, предав ее делу Богородицы. Но на глазах вдовы и ее сына, помогавшего ей спустить икону на воду, Образ не исчез в воде, а поплыл на запад в вертикальном положении. Это побудило сына вдовы посвятить себя Богу, и он тайно отправился в Фессалонику, а оттуда на Афон, где и поселился после принятия монашеского пострига в Иверском монастыре (Ивероне). Именно он рассказал тамошним монахам об иконе и тем самым сохранил ее священную память.
Однажды во второй половине 10 века монахи Иверского монастыря увидели огненный столп, поднимающийся из моря. Это продолжалось несколько дней и ночей. Вскоре собравшиеся на берегу иноки увидели икону Богородицы, которая как бы стояла прямо на поверхности воды, испуская лучи света. Тайна чудесного явления иконы была открыта Самой Пресвятой Богородицей благочестивому отшельнику Иверскому Гавриилу, которому Она изволила пройти по воде и принять в руки икону. С великой радостью и церемонией монахи встретили Святой образ на берегу, и вскоре на этом месте была построена часовня.
Святая икона, поставленная монахами на Престол монастырской церкви, вскоре обнаружила, что она сменила свое место и стоит над воротами монастыря. И каждый раз, когда монахи возвращали икону на избранное ими место, она чудесным образом возвращалась к воротам монастыря. Наконец инокам открылась Богородица через того же Гавриила, что это явный знак того, что Она Сама желает быть их Привратницей и Хранительницей не только в настоящей жизни их, но и в будущей. Так, по этому особому Знамению, монахи построили для иконы особую часовню у внутренних ворот монастыря, где усердно поклонялись каждый день. Икона была названа Иверской (или Иверской) по имени Монастыря, а Портитисса (или Привратница) по месту ее у ворот.
Однажды удар, нанесенный разбойником, оставил след на щеке Пресвятой Богородицы. Вид крови, стекающей по щеке, напугал грабителя. Он обратился к Богу и к жизни святого подвижника. С тех пор на всех списках Иверской иконы Божией Матери Она изображена со шрамом и каплями крови на щеке.
Слава об иконе дошла до России через благочестивых паломников. Особо почиталась она в России в XVII веке, когда с Афона были привезены две ее ранние копии, одна в 1648 году, а другая в 1656 году, обе сделаны по приказу патриарха Никона. Один экземпляр был помещен в царском дворце, а затем в специально построенной для него часовне у Воскресенских ворот Москвы. Эта часовня была построена в 1685 году, и помещенная здесь икона пользовалась особым почитанием среди местного населения как чудотворная. Другой список, выполненный по заказу патриарха Никона, был доставлен в 1656 г. в Свято-Озерский монастырь.
Во время Отечественной войны 1812 года чудотворную икону Божией Матери из Иверской часовни вместе с иконами Божией Матери Владимирской и Смоленской брали крестным ходом, а Божией Матери возносились молитвы о Победа русской армии над захватчиком Наполеоном. Со временем были сделаны многочисленные копии со Святой Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
В церковном календаре Иверская икона празднуется трижды: 13 октября, в день перенесения иконы с Афона в Москву, в 1648 г.; 12 февраля, когда был установлен главный праздник Святой иконы; и в Светлый вторник, по афонскому обычаю. Многочисленные молитвы, возносимые Иверской иконе Богородицы, и службы в ее честь свидетельствуют о великой любви и почитании ее среди всех икон Божией Матери, являющихся духовной красотой русского православия. Церковь.
Казань.
В 1579 году, при царе Иване IV (Грозном), с божьей помощью покорившим город Казань (ибо город был столицей татарского хана), юная дева Матрона была показанная во сне Богородица, повелевшая Ей идти в город и рассказать архиепископу и правителям о Ее Драгоценном Образе, который был зарыт в землю, и что они должны выйти и принести Святыню из глубины земля; ей также было показано место, где будет найдена драгоценная жемчужина чудотворной иконы Божией Матери. Юная девушка видела это видение не один раз, а неоднократно.
Матрона рассказала матери о чудесном видении, но не обратила внимания на слова малолетней дочери. Наконец девица увидела икону в пламени кухонного огня, пред которым услышала странный голос: Если не передашь Моих слов, Я явлюсь в другом месте, и ты пропадешь. В это время мать выслушала слова дочери об этом страшном зрелище и пошла вместе с ней к архиепископу и градоначальнику, но они не хотели им верить.
Вернувшись домой, мать молодой Матроны копала землю в указанном месте. К ней присоединились и другие, но никто не смог найти икону. Тогда девушка стала копать место, где когда-то стояла печь, и другие ей помогли. Когда выкопали более трех футов, произошло чудо, ибо явилась дивная икона Царицы нашей, Божией Матери и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Христом. Эта чудотворная икона была покрыта старым рукавом из вишнево-красной ткани; икона дивно просияла, как будто только что написанная, и прах земной никоим образом не коснулся этого чудотворного дела.
С великой честью икона была доставлена в Никольский храм в Казани, где архиепископом Иеремией был пропет молебен. Крестный ход собрался и направился к Благовещенскому собору Казанского Кремля. По дороге исцелились двое слепых, Иосиф и Никита, что стало лишь первым из чудес, которые должны были прославить эту икону на всю Россию.
Список с иконы написан и отправлен в Москву. Царь Иван повелел на месте явления построить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в которую была помещена Святая икона, а также основал там женский монастырь. Матрона и ее мать, позже приняли постриг в этом монастыре. Так как Святая икона была обретена в праздник святого Прокопия мученика, 8 июля, то Церковь постановила, что впредь в этот день совершается память и Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Позже, в 1612 году, в Смутное время, Казанская икона повинна в избавлении Москвы от нашествия поляков. По призыву тогдашнего патриарха Ермогена (который был священником Никольского храма в Казани, когда была впервые обретена икона, и впоследствии написал отчет о обретении), русский народ стал принимать меры к помощи Родина.