Икона покрова пресвятой богородицы значение: в чем помогает, значение, куда вешать

значение, дата в 2022 году, история праздника

Опубликовано:

Икона Покров Пресвятой Богородицы: Flickr

Покров — один из любимых праздников православных христиан. За века существования в нем переплелись чаяния на небесное заступничество и надежды на земное благополучие. Об истоках праздника и его значении рассказывают описания святого Андрея Юродивого, этнографические записи Аполлона Коринфского и Сергея Максимова.

Значение Покрова, истоки и дата праздника

В православной церкви Покров Пресвятой Богородицы имеет статус великого праздника. Когда Покров в 2022 году? За ним в церковном календаре закреплена постоянная дата — 14 октября (по старому стилю — 1 октября). В этом году торжества пришлись на пятницу. Греко-православная церковь отмечает празднество 1 октября.

Истоки праздника

Покров связан с событиями, случившимися через несколько веков после земной жизни Девы Марии. Истоки его в истории Византии Х века, о чем повествует описание жившего там в это время святого Андрея Юродивого. Константинополь (столица Византии) был осажден предположительно в 910 году сарацинами. По другим источникам, это произошло раньше при осаде города войском киевского князя Олега.

В столице Византии с V века во Влахернском соборе хранились святыни, связанные с Пресвятой Богородицей. Это была ее риза, головной покров и частицы пояса, найденные на Святой земле царицей Еленой, одной из первых царствующих христианок (позже реликвии были утрачены).

Во время воскресного ночного бдения в четвертом часу утра в храме Андрей и его ученик увидели явление Богородицы. Она плыла по воздуху в сопровождении святых, целый час молилась, рыдая, перед алтарем. Затем сняла головной покров (омофор), сияющий неземным светом, и простерла его над всеми присутствующими в храме. Омофор растаял в воздухе или опустился в море, оставив у всех ощущение благодати. Буря уничтожила корабли врагов, а город освободился от осады. Позже, в XII веке, это событие было внесено в православный календарь как большой праздник.

Новообращенные в христианство славяне составили свое наивное и простое объяснение Покрову, о чем пишет Аполлон Коринфский. В народе это была история о том, как Богородица в своих странствиях не нашла приюта в какой-то деревне, но проявила милосердие и защитила ее жителей своим покровом от кары, которую наслал на жестоких селян Илья-пророк.

Картина художника Леонида Чупятова «Покров Богоматери над осажденным городом 1941»: Wikimedia/Леонид Чупятов

Значение Покрова

Что означает Покров Пресвятой Богородицы? Чудесное спасение города Богородицей приобрело для христиан символическое значение. Верующие видят в этом празднике такой смысл:

  • Он стал знаком небесного покровительства и помощи в опасности.
  • Покров свидетельствует о неустанном заступничестве небесных сил.
  • Праздник укрепляет веру, что всякая молитва о помощи и защите будет услышана.

Само событие положило начало культу Богородицы. На все последующие века она стала защитницей от врагов и небесной заступницей людей.

Традиции празднования и поздравления

В народном представлении христианская символика тесно слилась с обстоятельствами жизни крестьян. Этот праздник знаменовал окончание сельскохозяйственного года. Существовал обычай наниматься в работники от Покрова до Покрова. Сопровождался он знаменитыми осенними ярмарками.

Народные традиции Покрова

Исследователь народных обычаев Сергей Максимов пишет, что Покров считался днем женской силы. Был он и долгожданным девичьим праздником, потому что после страдной поры начиналось время свадеб.

Девушка со свечой во время молитвы в церкви: Pexels

Что нужно делать на Покров? Самые распространенные традиции связаны с замужеством и семейной жизнью, как главными женскими заботами:

  • Каждая девушка старалась раньше других зажечь свечу в церкви, чтобы первой выйти замуж этой осенью.
  • К празднику девушки вышивали рушники и украшали ими иконы Божьей Матери.
  • Замужние женщины читали особые молитвы в этот день, чтобы сохранить семейное благополучие и верность мужей.
  • Сватовство в этот день должно быть принято. Отказ жениху грозил тем, что еще три года свадьбы не видать или вообще состариться в одиночестве.

Для замужних женщин существовал обязательный обычай покрывать голову платком. Поэтому в народном быту само название праздника связывали и с этим обычаем.

Поздравление с Покровом Пресвятой Богородицы: NUR.KZ

Поздравления с Покровом Пресвятой Богородицы

Вспомните в этот день значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы, несущего небесное покровительство людям. Подготовьте сердечные поздравления в стихах и прозе своим родным и близким.

***

Поздравляю с праздником Покрова! Пусть Богородица посылает заступничество в трудное время, надежду на лучшее. Пусть всегда над головой будет мирное ясное небо, а семью хранит покров Пресвятой Богородицы!

***

Желаю каждому сегодня

Быть под Покровом пресвятым,

Чтоб Богородица спасала,

На все чтобы хватало сил.

Судьба у вас пусть доброй будет.

Пусть берегут вас небеса.

А Бог о вас не позабудет

Сегодня, завтра и всегда!

***

От души желаю благодати и счастья под покровом Пресвятой Девы. Пусть она дарует защиту и поддержку, побуждает на добрые дела. Пусть тебе и твоим родным пошлет здоровья, достатка и мира!

***

Желаю, чтобы Божья Мать

Тебя всегда оберегала,

Чтоб не дала тебе страдать

И благодатью покрывала.

Чтоб светлый ангел вместе с ней

Ответил на твои молитвы,

Много дарил счастливых дней

И поддержал в житейских битвах.

***

Искренние пожелания в прозе или стихах, произнесенные в большой праздник, сбываются. Теплых пожеланий, поздравлений и предложений в этот торжественный день особенно ждут в девушки на выданье.

Поздравление с Покровом Пресвятой Богородицы: NUR.KZ

Как всякое большое христианское торжество, Покров Пресвятой Богородицы празднуют и верующие, и атеисты. Традиции и обряды этого дня украсят нашу жизнь, помогут постичь красоту народной культуры.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1879372-pokrov-presvatoj-bogorodicy-data-istoria-primety/

Покров Пресвятой Богородицы (живописная) | Мастерская Радонежъ

Покров Пресвятой Богородицы (живописная). Академический (живописный) стиль письма. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, масляные краски, лак.

Размер представленной иконы 80х105 см.

Иконописная мастерская Радонежъ.
Июнь, 2020 год. г. Сергиев Посад.

Рукописная икона Покров Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу Богородичных икон – Атиоритисса. В отличии от более поздней “Оранты” (Молящаяся), образ Богородицы Атиоритисса представляет из себя одиночную фигуру Божией Матери без Младенца Христа.

Икона Божией Матери “Покров” выполнена в академическом (живописном) стиле.
Помимо представленной иконы выше, предлагаем Вашему вниманию другие иконы Божией Матери, выполненные иконописцами нашей мастерской.

Значение иконы “Покров Пресвятой Богородицы”

Икона Покров Пресвятой Богородицы символизирует заступничество Царицы Небес за человеческий род. Этот чудесный образ повествует нам о чудесном явлении Матери Божьей в период осады Константинополя в Влахернском храме.

Шел 910 год. Несметные полчища руссов и болгар осадили Константинополь. Объятые страхом люди, находят пристанище и защиту в Влахернском храме, в котором хранилась одна из величайших святынь христианского мира – риза Пресвятой Богородицы. И вот как засвидетельствовал чудесное явление Богородицы, святой Анрей Юродивый, ставший участником тех событий в ночь осады.  В четыре часа ночи он поднял голову и увидел в воздухе Матерь Божью в окружении сонма святых. По правую и левую руку от Божией Матери стояли апостол Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Богородица преклонив колени, начала слезно молиться за христиан живущих верой в Бога. Пресвятая Дева очень долго молилась, а потом подошла к алтарю, сняла свой покров и распростерла его над всеми, кто в тот момент находился в церкви. Не доверяя своим глазам, Андрей спросил у Епифания: «Видишь, ли ты Царицу Небесную, которая молится за нас»? Епифаний ответил: «Вижу и ужасаюсь».

Далее Богородица закончила молиться и исчезла со своими сопровождающими и омофором. А у всех кто это видел, осталось ощущение спокойствия, покоя в душе и благодати. Воинство, которое осадило Царьград, было разметано вихрем. Так был спасен Константинополь.

О чем молятся перед иконой Покров Пресвятой Богородицы

В XX столетии праздник Покров становится частью традиции православной церкви. Говорят, что икона Покрова Богородицы помогает во время нападений врагов и недоброжелателей. Некоторые священнику утверждают, что образ Покрова Богородицы спас Грецию от завоевания во время Второй мировой войны.

Покров Пресвятой Богородицы ограждает нас от прельщений и соблазнов внешнего мира.  Под покровом Владычицы Небесной живет святая Русь, пока хранит веру православную. Свое покровительство в защите городов русских не раз являла нам Пресвятая Богородица.

Молитва перед иконой “Покров Пресвятой Богородицы”

«О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего. Да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным Покровом Твоим. И испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие. Супругом любовь и согласие, чадом послушание. Обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления. Воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в Вечней Жизни со Ангели и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою.

К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь».

Купить икону Божией Матери – Покров

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Покров Пресвятой Богородицы. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ Божией Матери выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры и пусть Пресвятая Богородица сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:

Православная Церковь Святой Марии Магдалины

С Днем Матери Богородица

Глубоко в сердце Церкви , там, где встречаются горе и радость и где материнская любовь целует наши горькие слезы, мы встречаемся Пресвятая Богородица. Церковь в своем благоговении перед Приснодевой Марией всегда знала, что Она есть тайна и дар, данный нам от Бога. Богородица — это тайна, которую можно пережить и встретить, но которую никогда нельзя объяснить или описать словами логики и науки, и Она — дар, несущий лучезарную радость и утешение посреди тьмы и нужды. На протяжении веков Церковь выражала свою любовь к ней в бесчисленных песнопениях, восхваляла ее в своих прекраснейших стихах и песнях, изображала ее в своих прекраснейших и любимых иконах. Ни один другой святой не является предметом такого большого поклонения, и ни одному другому святому не приписывают столько чудес.

В своей мудрости Церковь медлила с определением тайны Богородицы. Мы узнаем ее не через формальные богословские утверждения, а через наши отношения с ней, от человека к человеку и от сердца к сердцу. Давайте исследуем, кто такая Мария, когда мы встречаем ее на этой территории сердца. Поскольку она так присутствует с нами в нашей нужде, и ее ходатайство так важно для жизни Церкви, давайте сосредоточимся на этом аспекте ее присутствия: что она  Радость всех скорбящих .

Название взято от одноименной чудотворной иконы, пришедшей из госпиталя в Киеве двенадцатого века. На этой иконе изображена Пресвятая Богородица – прекраснейшее цветение небесное, стоящая среди райских цветов. Над Ней в облаках появляется Владыка неба и земли, Сын Ее, а по краям иконы, обрамляя Богородицу с двух сторон, идут молящиеся (нас), просящие Ее заступничества. Ее нежность и любящая доброта очевидны в ее лице и поведении, когда она стоит, раскинув руки и склонив голову, как будто слушая нас. Позволим этой иконе увлечь нас в таинство ее присутствия, чтобы мы могли узнать, как она является нашей радостью среди всех скорбей. Мы увидим, что она может быть для нас как нашей радостью посреди физической и эмоциональной боли и горя, которые мы испытываем в этой жизни, так и нашей радостью посреди печали и бремени греха, с которым мы боремся. Давайте рассмотрим каждый из этих аспектов ее присутствия для нас по очереди.

В каждое мгновение наших страданий присутствует Пресвятая Богородица. Прежде всего, она здесь потому, что она также наша мать, и она любит нас всеохватывающей материнской любовью. Она наша мать, потому что Христос дал ее нам. Когда Он лежал умирая на Кресте, наш Господь повернулся к Своей матери и Своему ученику Иоанну, и последнему Он сказал: Эти слова были сказаны св. Иоанну, и в историческом контексте события мы можем сказать, что, с одной стороны, Иисус отдавал Свою мать на попечение ученика, чтобы после Его смерти она не осталась без помощи, которую оказывает сын может предложить. Но на более глубоком уровне мы можем понять, что эти слова обращены ко всем верующим. Мы можем понять, что через эти слова наш Господь благословил мир даром Своей матери, и что на Кресте она усыновила всех верующих как своих сыновей и дочерей. Отец Александр Шмеманн, один из выдающихся православных богословов нашего века, объясняет, как праздник Покров Божией Матери  лучше всего понимать как  «образ Матери, защищающей, покрывающей и утешающей Своих страждущих детей».  Затем он говорит, что,  «этот праздник стал сердцевиной переживания Марии как Матери, той, которая на Кресте была дана всему человечеству как Мать и кто как Мать вносит в Свое сердце все наши печали, все наши страдания, всю невыносимую боль нашего земного существования». (1)

Однако задолго до Креста, в самый момент зачатия Иисуса, Мария воистину стала нашей матерью. Став матерью нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Мария стала матерью всего человечества, ныне воссозданного во Христе. Она стала нашей матерью не просто символически, а буквально и в духовной реальности. Это потому, что при Своем зачатии Христос взял Свою человечность от Марии. Когда мы разделяем тело и кровь Христа в Евхаристии, мы соединяемся с Ним и через Него мы разделяем с Ним мать, от которой Он взял самое Свое тело и кровь. Это великая тайна, которая постигается не наукой, а великой мудростью сердца.

Поскольку Мэри — наша мать, она чувствует нашу боль. Поскольку Она Его мать, Матерь Божия, Она ходатайствует за нас, принося нашу боль в Его присутствие, молясь нашими молитвами с любовью, приводя наши нужды в уникальные отношения любви, которые мать разделяет со своим ребенком, чтобы теперь наши просьбы произносятся ее голосом любви. Ее заступничество непрестанно, а любовь ее безгранична. Смерть не отделяет ее от нас и не прекращает ее заступничества за нас. Ведь в кондаке утрени на Успение Пресвятой Богородицы  поем,

  Ни гроб, ни смерть не властны над Богородицей, 

Всегда бодрствующая в молитвах Ее и на чье5 упование непрестанное, как 9001 Матерь Жизни она была перенесена в жизнь
Тем, кто обитал в ее приснодевственном чреве

Она стоит сейчас в раю, прямо перед лицом Бога, говоря с Ним лицом к лицу. Она в раю, и все же среди нас, ибо ее сердце, хотя и сосредоточено на Боге, тем не менее держит нас там вместе с ней. Она наша радость, потому что в своей любви она слышит наши крики, разделяет наши слезы и приносит утешение среди наших страданий. Она наш голос на небесах перед Богом, чистый и неизменный голос, нежный и любящий голос.

Мария также приносит нам радость, показывая нам, как терпеть и переживать испытания этой жизни. Она была невинной женщиной, едва вышедшей из детства, когда приняла Божий призыв. То, о чем Он просил ее, было за пределами слов, за пределами веры. Конечно, она знала, что это будет невероятно трудно, и все же она должна была точно знать, что благодать Божья поддержит ее. Мы не слышим от нее ни слова жалобы, ни слова настоящего сомнения, ни крика отчаяния. Что мы слышим в Евангелиях о ней? Мы слышим, как она говорит: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему», (2)  и позже мы слышим  «и Матерь Его хранила все это в сердце своем». (3)  В полном смирении она уповает на Господа.

Мария действительно могла молиться Богу,  «Да будет воля Твоя».  Она смогла так соединить свою волю с волей Бога, что они стали одним целым. Пресвятая Дева знала, что хотя в этой жизни она ведет через страдание, тем не менее воля Божия есть единственный путь, который обязательно кончится радостью. Но нельзя сказать, что она просто приняла волю Божию. Звучит так, как будто она просто пассивно согласилась со своей судьбой. Это вовсе не точная картина реакции Марии. Скорее следует сказать, что она приняла волю Божию с рвением и радостью, с распростертыми объятиями и с переполненным сердцем. Своим примером Мария учит нас не просто смиряться с Божьим путем в этой жизни. Скорее, мы должны приветствовать волю Божью, как мы приветствуем приход весны после суровой зимы или как мы приветствуем любимого человека, которого давно нет. Мы должны восклицать с великой радостью, как учил нас Сам Христос,  «Да будет вам!»

Мы радуемся ей  «Да будет мне по слову Твоему «, потому что она открыла темницу нашего рабства греху. Она была той, кого выбрали, и все же она также и та, кто выбирает. В своей полной, беспрекословной преданности Богу, в своем опустошении себя, чтобы быть всем для Бога, она выбрала свободу и жизнь для всего человечества через своего Сына и Спасителя. Кроме того, она также является радостью всех, кто скорбит в глубине греха, ибо она является первым человеком, полностью исполненным благодати Божией и испытавшим то, чем мы все призваны стать, а именно обожествлением по благодати. Она образ, икона совершенного человека, каким он был сотворен: наполненный благодатью. Есть ли большее совершенство, чем быть исполненным благодати? И эта благодать совершилась для спасения мира, для нашего спасения. Щедрость благодати в Марии приносит нам двойную пользу; во-первых, божественная благодать в ней есть могущественная помощь нам в нашем покаянии и возрождении, а во-вторых, она есть предзнаменование участи всех отступающих от греха и возрождающихся в жизнь Христову.

Давайте сначала посмотрим, как благодать Божия, присутствующая в Богородице, становится помощником, поднимающим нас из тьмы нашей греховности. Пресвятая Богородица непрестанно молится о нашем спасении. Но заступничество Богородицы по поводу нашей греховности должно быть правильно понято. Она сама не прощает наших грехов; только Бог может сделать это. Когда Она ходатайствует за нас, она возводит нас на свое место перед Богом и наделяет нас своими силами, то есть своей благодатью, чистотой и святостью. Коптский православный монах по имени Матта эль Мескин, или Матфей Бедный, объясняет, как это происходит. Он говорит:

Когда Дева ходатайствует о нашей помощи, исцелении или покаянии, Она вовлекает нас в сферу Своих отношений со Христом. В православии ходатайство возвышает нас до уровня ходатая, приводя в присутствие Христа, затем посредник исчезает. Это означает, что ходатайство есть общение со Христом по благодати; Дева наделяет нас всеми дарованными ей силами, чтобы мы могли предстать перед Христом… Мы берем от Девы мужество, проистекающее из ее чистоты, и смелость, проистекающую из ее материнства и ее уникальной любви ко Христу. Все эти вещи считаются дарованными ей ради нас, и она, в своем великом уповании пред Богом, может передать их нам, как более сильный член в теле дает свою силу более слабому. (4)

 

Но, как я сказал ранее, Богородица больше, чем посредник; она также является иконой того, кем мы должны быть, и этому мы тоже радуемся. Образ, который мы видим о себе во грехе, уродлив и уродлив. Когда мы смотрим на то, кем мы стали во грехе, мы можем чувствовать только отчаяние и отвращение. Но когда мы обращаем свой взор к Богородице, мы видим перед собою видение нашего предназначения, если мы примем благодать спасения и воссоздания, предложенную нам в Иисусе Христе. Как это возможно? Ведь Она уникальна во всем творении, ибо Она одна родила Сына Божия. И, конечно же, мы не можем физически воспроизвести ее уникальную работу. И все же мы действительно можем родить Слово в наших душах. Это великая тайна преображения, или обожения, к которому призван каждый человек. Вот почему Бог создал нас, чтобы мы могли жить в постоянном общении с Ним, и верно, чтобы мы могли жить в постоянном общении с Ним и ощущать Его присутствие, тесно вплетенное в наше существование. Каждый человек не является полностью человеком, пока он или она также не станет «полный благодати».

Одним из величайших православных богословов и духовных наставников был преподобный Симеон Новый Богослов, живший в десятом и начале одиннадцатого века в окрестностях Константинополя. Он проводит прямую связь между рождением Сына Божия от Богородицы и рождением Слова в душах святых. Он говорит:

 

Бог, Сын Божий, вошел в утробу Пресвятой Богородицы и, восприняв от Нее плоть и став человеком, родился? Теперь обратите внимание! Что еще большего произошло для нас? Все мы, верующие в того же Сына Божия и Сына Приснодевы Богородицы, Марию, и которые, веруя, верно принимают дело о Нем в сердцах наших; когда устами исповедуем Его и из глубины души каемся в прежнем беззаконии своем, то тотчас же, как Бог, Слово Отца, вошел в утробу Девы, так и мы принимаем Слово в себя, как род семян? Мы, конечно, мыслим Его не телесно, как Деву и Богородицу, но одновременно и духовно, и субстанционально. И того, Кого зачала чистая Дева, имеем мы в сердцах наших, — дано, то есть, что и души наши девственны и чисты . (5)

Как мы видим из слов Симеона, чтобы Христос был насажден и рожден в нас, не должно рассматриваться как что-то исключительное и предназначенное только для очень немногих, но то, что на самом деле должно быть справедливо для каждого христианина. Каждая из нас призвана стать Марией и зачать Христа самим своим существом, забеременеть Словом и родить Его присутствие в наших душах. Мария показывает нам, что это возможно и как это возможно для нас. Своим примером абсолютного смирения, преданности Богу, непоколебимой веры и горячей любви Пресвятая Богородица ведет нас из темной и жалкой скорби наших грехов в радость непрестанного присутствия Божия.

(икона матери Бога «Радость всех печальных» отмечена 23 июля, 24 октября, и ноября 19)


от Helen Criticos Theodoropoulos

Выдержка из обращения от 23 марта 1996 г. 3. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 19.95, с. 36. 
(2.) Луки 1:38.
(3.) Луки 2:51.
(4.) Матфей Бедный. Причащение любви. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1984. С. 212. 
(5.) Симеон Новый Богослов, О мистической жизни. Этические беседы, том. 1: Церковь и последние вещи, Eth. 1.10, (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1995), стр. 55-56.
(Эта статья была опубликована в Ежеквартальном издании Св. Нины, том 1, № 3. Она была взята из обращения, данного на ежегодном ретрите Филоптоха, Чикагская епархия, 23 марта 1996.)

 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова)

«Тебе воспеваем, Пресвятая Дево, Матерь Христа Бога нашего, и славим всеславное покровительство Твое .» (Хвалебный гимн XVI века)


 Среди Марианских праздников, перечисленных в нашем литургическом году, особого внимания заслуживает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Культ Божией Матери как Покровительницы нашего народа тянется золотой нитью от времен киевских князей до наших дней.

Секрет почитания Богородицы как Покровительницы заключается, может быть, в том, что мы имеем здесь дело не с человеческим, а с небесным и более могущественным заступничеством. Каждый человек, семья и народ хотели бы пользоваться таким заступничеством и защитой. С самого начала нашего Киевского государства у нас были большие и сильные враги. Неудивительно поэтому, что наш народ искал помощи и защиты у Пресвятой Богородицы, заступничество которой всесильно. Итак, для нашего народа праздник Покровительства всегда был и остается днем ​​великого явления любви и благодарности Пресвятой Богородице, днем ​​радостного восхваления и прославления Ее покровительства и заступничества.

 

  Учреждение праздника покровительства
  Главным мотивом, приведшим к учреждению этого праздника, было видение, дарованное святому Андрею Юродивому во время осады сарацинами столицы Константинополя. Народ, объятый ​​ужасом, собрался в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, где сохранилась Ее мантия, и совершил там всенощное молитвенное бдение. Сильно огорченные люди наполнили церковь до отказа. Среди собравшихся были святой Андрей и его ученик Епифаний, которые также молились о защите города. После службы святой Андрей увидел в лучезарном свете Пресвятую Богородицу, которая приближалась от царских врат (так греки дали парадным дверям храма) в сопровождении святителей Иоанна Крестителя и святителя Иоанна Крестителя. Иоанна Богослова и среди пения великого лика святых. Богородица подошла к алтарю, где преклонила колени и долго молилась, проливая слезы. После этого она встала, сняла с головы светящуюся пелену и широко распростерла ее над народом в церкви. Затем она исчезла. Святой Андрей и его ученик Епифаний увидели видение и поняли, что Богородица пришла спасти город. Весть о чуде разнеслась по всему городу, как вспышка молнии. Враг отступил, и город был спасен.

  От этого покрова, который по-украински называется «покров», праздник получил свое название: «Покров Пресвятой Богородицы». Покрывало стало символом защиты и заступничества Пресвятой Богородицы.
  Кем был Андрей Юродивый? Историки в целом сходятся во мнении, что он был славянином из южной части Руси-Украины. Его вместе с другими рабами привезли в Константинополь, где он стал рабом богатого лорда. Здесь он научился. и любил христианскую веру. Размышляя над словами св. Павла: «Мы юродивые для Христа, а вы мудры во Христе» (1 Кор. 4,10), он стал вести себя как юродивый, отсюда и его имя. Получив свободу от своего господина, он много времени проводил в молитве и чтении Священного Писания.
  В какое время жил святой Андрей и когда произошло чудо защиты? На этот вопрос сложно дать четкий и адекватный ответ. Мнения историков по этому вопросу разделились. Одни говорят, что святой Андрей жил в царствование Льва I Великого (457-474), то есть в пятом веке, а другие, представляющие большинство, относят время его существования к царствованию императора Льва VI Мудрый (886-911), то есть в начале Х в.

 Праздник Покровительства был местным праздником у греков, который они перестали праздновать после падения Константинополя в 1453 году. Никто точно не знает, почему октябрь впервые стал днем ​​праздника. Вероятно, потому, что в этот день святому Андрею было видение, а может быть, потому, что, как думают некоторые, Восточная Церковь в этот день празднует память святого Романа Песнописца, слагавшего много песнопений в честь Пречистой Девы Марии. На следующий день после праздника Церковь поминает Андрея Юродивого.
 Праздник Покровительства имеет богослужение, подобное великим праздникам с всенощным бдением, но не входит в число двенадцати великих праздников и не имеет ни предпраздничного, ни послепраздничного. Синод во Львове. 1891 г., уменьшив количество праздников, повелел перенести этот праздник на воскресенье.
 

  Праздник Покровительства в Украине
  В своих богослужениях Восточная Церковь с любовью подчеркивает три прекраснейших привилегии Божией Матери: Божественное Материнство, Вечное Девство и Ее Предстательство за нас перед Богом.

Последняя привилегия прежде всего завоевала сердца нашего народа. Наши князья, короли, войска, наши козаки и гетманы с радостью избрали Пречистую Богородицу своей Покровительницей и Покровительницей. Здесь мы упомянем некоторые примеры.
  Князь Ярослав Мудрый (Мудрый) в 1036 году разгромил кочевых печенегов и в благодарность Богу и Его Пресвятой Богородице построил в Киеве прекрасный Софийский собор и воздвиг церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. на Золотых воротах.
 В 1037 году в церкви Благовещения он поставил весь народ под покровительство или покровительство Божией Матери. Так по воле нашего монарха Пресвятая Богородица была официально провозглашена Покровительницей, Защитницей и Царицей нашего народа..
 В тяжелые времена наши князья и их армии спешили к Ней за помощью. Великий князь Мстислав, правивший в Тмуторокани, в битве с черкасами пообещал построить церковь в честь Божией Матери, если она поможет ему победить врага. Он победил врага и с радостью сдержал свое обещание.

  Великий князь Владимир Мономах в своих воспоминаниях утверждал, что своей победой над половцами он обязан Богу и Пречистой Деве Марии. Он даже сочинил в ее честь особую молитву. Наши князья и их войска, идя в 1103 году на половцев, обратились за помощью к Богу и к Пресвятой Богородице и наголову разбили половцев. Князь Игорь Святославич, герой героического эпоса «Слово о полку Игореве», после побега из плена отправился поклониться чудотворной иконе Божией Матери в Пирогощу, чтобы поблагодарить Ее за помощь в своем спасении. Галицкий король Даниил после удачного похода на Богемию положил к ее ногам дорогие подарки. Некоторые наши князья пользовались иконами Божией Матери или
молитвы в ее честь на своих печатях. В последнее время в Украине были обнаружены очень древние золотые, бронзовые и медные ожерелья икон, называемые по-гречески «энколпионы» (круглые или овальные медальоны, подвешенные к шее с изображением Господа нашего или Пресвятой Богородицы). На одном из таких энколпионов есть греческая надпись: «О Богородица, будь моей Защитой и Защитой, аминь».
 Наши прославленные запорожцы построили храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с иконой, изображающей Ее Покровительство на Сечи, центре козацкой власти. Над иконой Пресвятой Богородицы были написаны слова: «Избавлю и защитлю народ мой», а от запорожцев, изображенных под иконой, идет лента, доходящая до Богородицы с надписью на ней: « Молим Тебя, покрой нас своим святым покрывалом (омофором) и избавь нас от всякого зла». Козаки перед началом своих походов на неприятеля сослужили молебен в честь своей Покровительницы и усердно пели: «Под покровом Твоим летаем, Богородице Дево; не презри молитв наших в скорбях наших, но избави нас от наших страданий, ты единственный чистый и благословенный». Благополучно вернувшись домой, они с искренней благодарностью спешили к ней. В их боевом гимне: «А теперь, мальчики, к оружию!» пели слова: «Святой Георгий поможет нам разгромить турка и Пречистая Мать».
  Следуя примеру своих лидеров, наш народ воспитал в себе искреннюю преданность Богородице как своей Хранительнице, Защитнице и Заступнице. Они всегда обращались к ней с большим доверием, взывая к ее помощи, будь то в личных или семейных невзгодах или во время национального кризиса. Ее святая икона есть в каждом украинском доме. История нашего народа зафиксировала множество чудес, которые приписываются помощи Богородицы, особенно во времена нашествия врагов на нашу землю.
 Кто не знает о чудесной защите Почаевского монастыря во время турецкой осады в июле 1675 года? По усердным мольбам монахов и верующих Богородица явилась над монастырским храмом и Своим омофором (покрывалом) защитила монастырь. Это чудесное событие было увековечено украинской песней в честь Божией Матери: «Звезда вечерняя явилась и стала над Почаевом».

  У украинского народа почитание Пресвятой Богородицы как Заступницы и Покровительницы лучше всего отражено в летописи села Яжив Старый на Западной Украине. Вспоминая о страшных набегах татарских полчищ и небесном покровительстве Пресвятой Богородицы, он пишет: «Народ, устрашенный и обедневший, бежал в свою маленькую церковь, падал на колени пред иконой Божией Матери, и горячо молились, чтобы им всегда была дана защита.

  Дух Службы Праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
  Богослужение этого праздника отражает многовековую глубокую веру Восточной Церкви и веры нашего народа в заступничество и покровительство Пресвятой Богородицы.
  В стихирах Малой вечерни Церковь призывает всех верующих к празднованию праздника Покрова: «Приидите, все любящие праздник, и восхвалим преподобный покров Богородицы. умоляюще простерла Руки Свои к Сыну, и мир пал под Ее защиту. Посему празднуем славно устами и сердцами, духовными песнями и напевами, вместе со всеми любителями пира».
 В стихирах вечерни и утрени, в тропаре и каноне святая Церковь изливает и выражает Свою детскую любовь, Свою безоговорочную веру в могучую защиту и непосредственную помощь Марии, Свою роль в нашем спасении и Ее великую материнскую милость: » О Пречистая Богородица». — поем в первой стихире Великой или Торжественной вечерни «Ты великий Ходатай за скорбящих. Ты скорая помощь, спасение и сила мира. Ты бездна милости, источник Божественной мудрости, и покровительница мира. Превознесем и прославим, верные, ее неизреченное и славное покровительство. Радуйся, радуйся, Благодатная, Господь с тобою, даруй миру великую милость».
 В Сессионном Гимне на третьей Песне канона читаем: «Ревностная и непобедимая Защитница, верная и непогрешимая надежда, оплот, защита и прибежище прибегающих к Тебе, Приснодево Чистая, вместе с ангелами молим Твоего Сына и Бога, чтобы дать миру мир, спасение и великую милость».
  Тропарь девятой песни канона восхваляет привилегию Марии исцелять болезни душевные и телесные и избавлять от напастей: «Яко Богородица, приявшая еси от Бога дар исцеления недугов всех христиан, избавления их от беды, избавления от греха и спасения от плена и всякой нужды. Потому и нас не презирай, Владычица, ибо Ты знаешь, в чем мы нуждаемся: здравие телесное и спасение души». В 1912, ул. Папа Пий X заметил нашему епископу Никите Будке: «Ваш народ не может погибнуть, ибо имеет две гарантии: ваш народ любит Евхаристического Христа и Пречистую Деву Марию.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *