Икона Покров Пресвятой Богородицы
Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
- Главная
- Церковные иконы
- Покров Пресвятой Богородицы
Скачать файл
Реставрация: нет данных
Размер: нет данных
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Уточняющая датировка: XIX в Начало
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконография, категория: Праздники
Тип изображения: Сюжетная композиция
Иконографическая справка
Имя Христа ради юродивого Андрея на Руси было неразрывно связано с князем Андреем Боголюбским, чьим небесным покровителем был святой Андрей. Именно Андреем Боголюбским был учрежден праздник Покрова Пресвятой Богородицы, связанный с воспоминанием чуда освобождения Константинополя от сарацин. Святой Андрей юродивый вместе со своим учеником Епифаннием молился вместе с другими жителями города во Влахернском соборе, где хранились в золотом ковчеге части ризы и пояса Богородицы. Неожиданно они увидели Божию Матерь в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова над царскими вратами храма. Сняв со Своей головы покрывало, Богородица распростерла его над молящимися в знак заступления и покровительства. В иконе Покрова Божией Матери на фоне обычно изображающихся сияющими яркими красками сонма святых ангелов, пророков, апостолов, архиереев заметно выделяется необычного вида фигура святого Андрея. Юродивого просто невозможно не заметить, не отметить взглядом. Он почти обнажен, на нем надета лишь слабо прикрывающая его тело широкая тканая накидка обычно темного зелено-коричневого цвета. Все остальные фигуры изображены замершими неподвижно, а фигура святого юродивого вся в движении.
—
Библиография
Юродивые и Столпники. Русская икона: образы и символы
Блог Исторического музея — Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
Перейти к содержимому
Записи
Опубликовано
Настоящий праздник невозможно представить без застолья. Испокон веком именно еда …
Читать далее «Съедобное-несъедобное: декор праздничного стола в XVIII — XIX вв. »
Опубликовано
Потомки героев войны 1812 года считали за честь подарить в …
Читать далее «В поисках миниатюрного портрета участника Бородинского сражения А. П. Есипова»
Опубликовано
В фонде миниатюры отдела изобразительных материалов ГИМ хранится небольшой (9,5х7,5 …
Читать далее «Миниатюрный портрет Рейтерна Магнуса Карловича (он же Магнус Магнусович, он же Максим Максимович)»
Опубликовано
Pantone объявили цвет наступающего 2023 года – Viva Magenta. Это оттенок …
Читать далее «Цвет 2023 года в коллекции ГИМ»
Опубликовано
Княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, урожденная Бреверн (24.12.1840 – 12.11.1924) – …
Читать далее «О портретах княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой»
Опубликовано
История войска началась с казачьих поселений, основанных в первой половине …
Читать далее «Амурские казаки в проекте ГИМ «История казачества в России»»
Опубликовано
На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге тульский купец …
Читать далее «Про тульских оружейников, самоварщиков и дверные ручки»
Опубликовано
Уральское войско (до 1775 года — Яицкое казачье войско), существовавшее …
Читать далее «Уральское казачье войско в проекте ГИМ «История казачества в России»»
Опубликовано
В новом онлайн-проекте впервые в таком объёме собраны материалы, посвящённые …
Читать далее «Исторический музей запустил новый онлайн-проект «История казачества в России»»
Опубликовано
Витрины пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот» рассказывают не …
Читать далее «Вечерние накидки для театра: ротонда и кейп»
Опубликовано
В отделе тканей и костюма ГИМ хранится удивительная коллекция шалей, …
Читать далее «Две Надежды: шарф, соединивший Мерлину и Ламанову»
Опубликовано
Мало кто знает о существовании в собрании Исторического музея двух …
Читать далее «Два портрета императора Николая I, гравированные священником Андреем Смирновым»
Икона Божией Матери — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
ГЕРМАНИЯ Найдите уникальные предметы со всего мира, которые доставляются в Германию
(более 1000 релевантных результатов)
Икона Божией Матери «Козельщанская»
Козельщанская икона Божией Матери прославлена в конце XIX века, хотя и старше. Эта икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из фрейлин императрицы Елизаветы (1741-1761), которая была итальянкой. Владелица иконы вышла замуж за приказчика Запорожского казачьего войска Сыромаха. Так икона отправилась с ними на Украину.
В девятнадцатом веке он принадлежал семье графа Владимира Капниста и был одним из их священных владений. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. Во время сырной недели 1880 года Мария, дочь В. И. Капниста, вывихнула несколько костей стопы. Местный врач сказал, что проблема несерьезная. Доктор Грубе, известный харьковский хирург, согласился с диагнозом и наложил гипс на ногу Марии. Он также прописал горячие ванны и препараты железа. Чтобы уменьшить дискомфорт стопы при ходьбе, была изготовлена специальная обувь с металлическими ремешками, которые обхватывали ногу девушки. Великий пост прошел, но облегчения девушка не почувствовала.
После Пасхи у Марии подвернулась другая нога. Затем у нее вывихнулись оба плеча и левое бедро, появились боли в позвоночнике. Врач посоветовал графу Капнисту немедленно отвезти дочь на Кавказ за целебными минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечебные процедуры причинили еще большее огорчение. Девочка потеряла всякую чувствительность в руках и ногах, не чувствовала даже щипков.
Из-за запущенной стадии болезни, а также из-за того, что терапия не помогала, они были вынуждены вернуться домой.
В октябре месяце отец уехал с больной дочерью в Москву. Здесь он консультировался со специалистами, которые заявили, что ничего не могут сделать для Марии.
Родители и больная девочка начали отчаиваться. Однако неожиданно представилась возможность обратиться за помощью к иностранному профессору. Так как до его приезда в Москву оставалось некоторое время, больная попросилась домой. Граф отправил ее обратно в деревню, а его жена пообещала вернуть дочь в Москву, когда он получит известие о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. они получили телеграмму о том, что профессор прибыл в Москву.
Накануне встречи мама Марии предложила ей помолиться перед семейной иконой Божией Матери. Она сказала дочери: «Маша [уменьшительное от Мария], завтра мы едем в Москву. Возьми икону, очистим покров и помолимся Пресвятой Богородице об исцелении твоего недуга».
Девушка, не доверявшая земным врачам, возлагала всю надежду на Бога. Эта икона издавна была известна как чудотворная. Согласно Традиции, молодые женщины молились перед ним о счастливой семье. Также существовал обычай очищать покров иконы, и молящийся протирал его ватой или льняной тканью.
Прижав к груди святую икону, больная с помощью матери очистила ее и излила Богородице всю свою скорбь и отчаяние души. Внезапно она почувствовала, как в ее тело возвращаются силы, и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую свои ноги! Я чувствую свои руки!» Она сорвала металлические скобы и бинты и стала ходить по комнате, продолжая держать в руках икону Божией Матери.
Срочно был вызван приходской священник, который отслужил перед иконой Благодарственный молебен. О радостном событии быстро стало известно во всех окрестных деревнях. Графиня и Мария отправились в Москву и взяли с собой святую икону Божией Матери. Весть об исцелении быстро разнеслась по Москве, и люди стали стекаться в гостиницу, а затем и в церковь, куда принесли икону.
Икона продолжала работать еще несколько исцелений. Когда семья вернулась домой на Козельщину, люди уже слышали о чудесах Козельщанской иконы Божией Матери в Москве, и многие приходили приложиться к иконе. Хранить икону дома было уже невозможно, поэтому по распоряжению архиепископа Полтавского Иоанна 23 апреля 1881 года икона была перенесена во временную часовню. Ежедневно с раннего утра служились молебны и акафисты перед значок.
В 1882 году на территории усадьбы была построена часовня, а затем церковь. По решению Святейшего Синода 1 марта 1885 г. был учреждён женский монастырь, а 17 февраля 1891 г. он был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В настоящее время Козельщанская икона находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия).