3.1. Понятие познания – SOOCIETY
Самоучитель по обществознанию — Познание
Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.
Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.
Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в сознание. Этот процесс называется чувственным восприятием.
Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.
В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.
Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.
Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.
Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах. Таким образом Представление — это восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его Целиком не ощущает.
В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи информации, но и как средство передачи знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.
Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества. Рациональное познание—это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.
В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще, называется абстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существующее единство.
В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными операциями выступают творчество и интуиция.
Творчеством называется процесс принятия нестандартных решений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.
Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т.д.
Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.
Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.
Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах.
Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.
Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:
1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;
2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за дачи;
3) четкое осознание задачи;
4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.
Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.
Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга; правое и левое полушария выполняют разные функции.
Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.
Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным.
Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения и связана с практической деятельностью. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.
Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.
Объяснение представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.
Теория познания различает следующие виды объяснения:
1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устроен объект;
2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;
3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз никло данное явление.
Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.
Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.
Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название «герменевтический круг».
Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:
1) интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;
2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;
3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
4) дивергенция —разъединение прежде единого смысла на от дельные части;
5) конверсия— качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.
Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.
Вопросы и задания
1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?
2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет.
3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.
4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?
5. Какова роль языка в процессе познания?
6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи человеческого опыта?
7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в процессе познания?
8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?
9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимосвязь объяснения и понимания?
10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений»».
Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеалистов?
3.2. Истина →
← 2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества
Интуитивное и дискурсивное познание.
Роль интуиции в жизни обществаИнтуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без ее обоснования с помощью доказательства. Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосознанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся:
накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти;
неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи;
четкое осознание задачи;
неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструктивного решения и т. д.).
Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в зависимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, художественная, врачебная и т. д. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированная и эвристическая. Первую из них называют интуицией-редукцией. Пример — врачебная интуиция С. П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета была 7 м), С. П. Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась правильной. Можно утверждать, что при постановке любого врачебного диагноза имеет место подведение частного (симптомов) под общее (нозологическую форму заболевания). Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же Боткин, выступая как ученый-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (болезнь Боткина).
Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дискурсивного познания. Дискурсивный — рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный. Дискурсивное предшествует интуитивному, выступает общим условием формирования и про- явления интуиции.
Логическое как мыслительное имеет место и на уровне подсознательного и включается в механизм интуитивного процесса. Дискурсивное должно дополнять свершившуюся интуицию, следовать за ней. Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Знание развивается скачкообразно, с перерывами, но, с другой стороны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направленно заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида развитие знания есть единство прерывности и непрерывности, единство постепенности и скачка.
Большое значение проблеме интуиции придавал французский философ А. Бергсон (1859–1941). Интуицию он связал с инстинктом, с познанием живого, изменчивого, с синтезом, а логическое — с интеллектом, с анализом. По его мнению, логика торжествует в науке, которая имеет своим предметом твердые тела. В то же время Бергсон излишне жестко противопоставлял интуицию логике. На самом деле не следует ни переоценивать интуицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное и интуитивное — специфические и дополняющие друг друга средства познания.
Три стадии пробуждения интуиции — Ананда
Возможно, у вас было ощущение, что к вам пришел друг, хотя вы не получили никакой информации о его визите, и когда наступил вечер, ваш друг прибыл. Точно так же вы, возможно, иногда чувствовали, что должно произойти что-то хорошее или плохое, и тогда это произошло. Это два примера внезапной работы всезнающей силы интуиции, скрытой внутри вас. Интуиция есть непосредственно воспринимающая способность души, которая сразу знает истину обо всем, не требуя ни чувственного опыта, ни разума.
Настоящая интуиция никогда не ошибается. Оно состоит не в твердой или упрямой вере во что-то, а в том, чтобы знать это прямо и безошибочно. Интуиция не противоречит, но всегда поддерживается логикой и разумом. Все вещи, известные интуитивно, неизменно истинны. Эта способность есть у каждого, но у среднего человека она остается неразвитой; без упражнений никакая способность не может быть развита. В школе ученикам прописывают много книг и учебных курсов, но ничего не говорят о развитии шестого чувства, всезнающей способности интуиции.
Три стадии пробуждения интуиции: 1) грубая интуиция; 2) полуразвитая интуиция; 3) сознательно развитая интуиция.
Грубая интуиция: случайное верное предчувствие
Грубая интуиция часто переживается как спокойное навязчивое чувство и выражается в виде случайной догадки, которая оказывается верной. Однако зависимость от неразвитой интуиции может быть опасной. Есть много психологических выскочек, которые выдают себя за интуицию и вводят людей в заблуждение. Ошибки совершают люди, которые не могут отличить настоящую интуицию от своих убеждений, порожденных интеллектуальным знанием, преувеличенной самоуверенностью или суеверием, что «так как это случалось раньше, это будет происходить всегда».
Тысячи людей делают неправильные инвестиции отчасти из-за жадности, но также и потому, что их разум не руководствуется истинной интуицией с научной точки зрения. Интуиция развивается: 1) применением здравого смысла; 2) ежедневный самоанализ и анализ; 3) глубина мысли и постоянная целенаправленная деятельность в одном направлении; 4) спокойствие; и 5) лучше всего медитацией и удерживанием ее спокойных последствий.
Что такое полуинтуиция?
Полуразвитая интуиция возникает в результате частых, но нетренированных упражнений интуиции. Мужчины с острым умом и женщины с чистыми, невозмутимыми чувствами обычно имеют полуразвитую интуицию в результате их нетренированного, но правильного развития разума и чувства. Чистый разум и спокойное чувство ведут к интуиции. Искаженное мышление и эмоциональное чувство затмевают интуицию.
Полуинтуиция часто наблюдается у великих ученых, чья спокойная, сосредоточенная преданность своей работе приводит к интуитивным прозрениям и прорывным открытиям в областях их специализации. Однако часто их интуитивные способности не распространяются на другие сферы их жизни. Полуинтуиция также может быть кармической способностью, перенесенной из прошлого, но не получившей дальнейшего развития в этой жизни. Только когда неправильные психологические состояния ошибочно принимаются за истинную интуицию, они приносят проблемы, как показано в следующей реальной истории.
Однажды я пошел на ферму и встретил человека с полуразвитой интуицией. Надоел всем проявлением своей интуиции. Он пробовал это на мне несколько раз, пока я не получил передозировку его полуинтуитивных практик и не решил разбудить его.
Однажды, когда мы сидели в гостиной фермы и дверь была закрыта, мы услышали шаги, и я спросил своего полуинтуитивного друга: «Не скажешь ли ты мне, кто стоит у двери?»
Он тут же ответил: «Это мой дядя возвращается домой после многих лет, хотя он никогда не писал мне, чтобы сообщить, что он приедет».
Дверь открылась и появился дядя. На допросе он подтвердил слова моего друга, сказав, что он пришел внезапно, без предупреждения. Мой друг торжествующе воскликнул:
— Видите, у меня полностью развитая интуиция, а не полуразвитая интуиция, как вы часто говорите.
Тогда я запротестовал. «Мой друг, берегись. Когда-нибудь ты совершишь ужасную ошибку. Всю свою жизнь у вас была небольшая интуиция, но вы не практиковали технику ее развития до такой степени, чтобы на нее действительно можно было положиться». Он смеялся надо мной, но вскоре мне представился случай посмеяться над ним. Моя озорная молитва была услышана.
В один унылый дождливый день мы снова сидели в гостиной фермы, как вдруг в закрытую дверь раздался громкий стук. Я сказал своему другу: «А теперь используй свою полуинтуицию и скажи мне, кто стучит».
На мгновение он сосредоточился, а затем сказал: «Неожиданно прибыл мой брат. Открой дверь.»
Я посмеялся над ним и ответил: «Нет, не я. Я бы не стал подходить к двери. Моя интуиция подсказывает мне, что нельзя. Тебе лучше открыть дверь самой.
Сказав это, я побежал на другой конец комнаты. Он открыл дверь, и внутрь ворвался бык с грозными рогами, сердито ищущий укрытия от дождя. Мой друг отчаянно отскочил в сторону, а бык побежал за мной. Я, конечно, был к этому готов и просто отошел в сторону, громко воскликнув: «Мой друг, твоя полуинтуиция действительно предсказала приезд твоего брата!»
Сообщение, полученное через интуицию
Интуиция развивается посредством медитации. Чем больше вы медитируете и рассуждаете в спокойном состоянии, тем больше у вас будет интуиции. Спокойный разум и спокойное чувство ведут к истинной интуиции. Духовно продвинутые души используют свою интуицию во всем, что они делают, и таким образом совершают, казалось бы, невозможное.
Однажды я был в хижине моего Гуру, Свами Шри Юктешвара, когда он отсутствовал несколько дней. Он написал мне письмо, что прибывает поездом в девять часов и что я должен его встретить. Вместе со мной ждал мой друг, новый преданный. Когда приблизилось девять часов, он сказал: «Давайте сейчас же пойдем и встретимся с вашим Учителем».
Когда я сказал: «Еще нет», он был поражен. Я сказал это, потому что интуитивно понял сообщение Учителя о том, что он не приедет девятичасовым поездом. Мой друг, однако, пошел на станцию и ждал и ждал, но Учитель не пришел. Наконец он вернулся.
Вскоре после этого я сказал: «Пойдем теперь оба».
Мой друг ответил: «Ваш Учитель пишет вам встретиться с ним в девять часов, и вы не пойдете, но теперь вы хотите взять меня на встречу с ним?»
Я сказал: «Неважно. Ты увидишь. Поезд прибудет, как только мы туда доберемся. Он будет наполнен светом, и мой Учитель будет в этом поезде. Когда он подойдет к нам, перед ним будет идти маленький мальчик с серебряным кувшином. Первыми словами Учителя будут: «Вы получили мое сообщение?»
Я пошел на станцию с моим другом, и действительно, как только мы прибыли туда, поезд подъехал и появился Учитель. Перед ним стоял маленький мальчик с серебряным кувшином.
Как только Учитель увидел меня, он сказал: «Вы получили мое сообщение?»
Затем он повернулся и сказал новому ученику: «Твой ум слишком беспокойный, поэтому ты не понял моего послания».
Развитие истинной интуиции посредством медитации
Чтобы развить истинную интуицию, регулярно медитируйте каждое утро и перед сном вечером. Затем сядьте спокойно после медитации, чувствуя спокойный покой. Интуиция — это чувство, которое заставляет вас наслаждаться покоем, ощущаемым во время и после медитации. После медитации долго посидите неподвижно, наслаждаясь внутренним покоем. Точно так же, как вы не готовите еду, а потом убегаете, не съев ее, а садитесь и наслаждаетесь ею, так и с медитацией. Техники медитации помогают подготовить ум, а потом спокойно посидите, наслаждаясь приготовленной «едой».
Многие люди медитируют до тех пор, пока не почувствуют прикосновение покоя, но затем вскакивают и бросают медитацию ради своей деятельности. Ничего страшного, если вас ждет важная работа — всегда лучше медитировать перед какой-либо деятельностью, чтобы во время работы вы чувствовали хотя бы какой-то покой. Однако, когда это возможно, посидите долгое время после практики техник. В это время придет глубочайшее наслаждение. Интуиция развивается за счет постоянного углубления этого удовольствия и удержания его спокойных последствий.
Чем больше вы применяете силу интуиции, тем сильнее она становится. Иногда в течение дня ваша интуиция овладеет вами, даже когда вы об этом не думаете, и предскажет будущие события.
Решайте проблемы интуитивно
Всякий раз, когда вы хотите решить проблему интуитивно, сначала помедитируйте и войдите в состояние полного спокойствия. Не думайте о своей проблеме во время медитации, а медитируйте до тех пор, пока ваше дыхание не станет спокойным и чувство спокойствия не заполнит внутренние тайники вашего тела. Затем сконцентрируйтесь одновременно в точке между бровями и сердцем и попросите Бога направить вашу интуицию, чтобы вы знали, что вам следует делать.
Когда ваша интуиция полностью разовьется, вы будете тверды в своих знаниях и убеждениях, независимо от того, кто вам противостоит.
Из статей и уроков Связанное Чтение: Интуиция для начинающих — Как узнать и доверять своему внутреннему руководству Свами Криянанда Медитация для начинающих — включает компакт-диск с инструкциями, визуализацией и музыкой Свами Криянанды. Как медитировать: пошаговое руководство по искусству и науке медитации Джотиш Новак
Что такое интуиция и почему она важна? 5 Примеры
Интуиция — это внутреннее чувство, когда вы инстинктивно понимаете, что вы делаете правильно или неправильно.
Или это тот момент, когда вы чувствуете доброту или страх в чужом лице. Вы не знаете, почему вы так себя чувствуете; это просто догадка.
Но что это? В конце концов, исследователи не могут увидеть его в мозгу.
Хотя понимание интуиции представляет собой серьезную проблему для науки, в широком смысле оно включает в себя « заученных ответов, которые не являются результатом преднамеренных процессов » (Хогарт, 2010).
В этой статье мы рассмотрим молниеносные, в основном скрытые процессы, связанные с интуицией, их влияние на принятие решений и их роль в творчестве.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.
Эта статья содержит:
- Что такое интуиция? 5 примеров из реальной жизни
- Как работает интуиция? Теории психологии
- Важна ли интуиция?
- Инстинкт, логика или интуиция?
- Его роль в принятии решений
- Связь между интуицией и творчеством
- 7 книг по теме
- PositivePsychology.com Релевантные ресурсы
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое интуиция? 5 примеров из жизни
Интуиция нелогична. Это не результат набора продуманных шагов, которыми можно поделиться или объяснить. Наоборот, хотя этот процесс основан на глубоко укоренившихся знаниях, он кажется естественным, почти инстинктивным.
И все же, хотя интуиция бывает быстрой и обычно полезной, она не всегда абсолютно точна. Подсознательный мозг пытается распознать, обработать и использовать модели мышления, основанные на предыдущем опыте и наилучшем предположении.
Как это ни парадоксально, интуиция кажется непознаваемой. В конце концов, вы не можете объяснить мышление, стоящее за внезапным решением, появившимся из ниоткуда.
Просто так бывает.
Хотя интуиция проявляется в повседневной жизни, иногда она наиболее очевидна в решениях экспертов. Специалист опирается на многолетний опыт, проведенный в бессознательных рамках, для принятия быстрых и качественных решений (Nalliah, 2016).
1. Стоматология
Исследователи в области здравоохранения обнаружили, что опытные стоматологи часто полагаются на интуицию при принятии сложных решений, ограниченных во времени. Основываясь на многолетних глубоких знаниях, выбор делается быстро и часто лучше, чем тот, который опирается на четкие доказательства и рациональное мышление (Nalliah, 2016).
2. Бизнес
Удивительно, но многие из самых влиятельных бизнесменов мира признают, что принимают решения на основе интуиции, а не логического, обдуманного мышления.
Из выборки из 36 руководителей 85% подтвердили, что интуиция — в форме эмпирических правил (ROT) — играет центральную роль в их процессе принятия решений (Maidique, 2014).
Следующий список исходит от бывшего президента Lenovo Уильяма Амелио:
- Стратегический
- Сосредоточьтесь на нескольких важных решениях.
- Решение лучше, чем отсутствие решения, но не позволяйте ему зайти слишком далеко, если оно не работает.
- Доверьтесь своей интуиции.
- человек
- Регулярно и часто сообщайте о важных решениях.
- Не терпите придурков.
- Создайте команду, которой вы можете доверять.
- Доверьтесь своей интуиции.
- Я
- Своевременно и регулярно получайте обратную связь и действуйте в соответствии с ней.
- Заслужить доверие окружающих.
- Завоюйте авторитет, показав свои уязвимые места.
- У вас есть сильные стороны; используй их.
- Доверьтесь своей интуиции.
3. Игра «Охота на оленя»
Интуиция является неотъемлемой частью как работы, так и игры.
Игра «Охота на оленя» требует стратегии, доверия и интуиции. Игроки тайно выбирают, сотрудничать или соревноваться друг с другом.
Использование интуиции связано с нехваткой времени, а выученные эвристики (другое слово для ROT) играют важную роль в победе в игре (Belloc, Bilancini, Boncinelli, & D’Alessandro, 2019).).
4. Биржевые маклеры
Человеческая интуиция чрезвычайно важна — развитая функция, фундаментальная для выживания наших предков — но она может ошибаться.
В ежегодном конкурсе The Wall Street Journal команды соревновались в эффективности своих акций. Но в то время как с одной стороны была группа высококвалифицированных брокеров-экспертов, с другой — группа журналистов, выбирающих свои акции броском дротика.
Интуитивно, опыт должен победить.
И все же, похоже, в данном случае это было не так. Конкурс прекратился без объяснения причин, скорее всего, чтобы не смущать биржевых маклеров (Arkes & Kajdasz, 2011).
5. Art
В 1983 году Джанфранко Беккина выставил на продажу редкую скульптуру шестого века по ошеломляющей цене в 10 миллионов долларов. Музей Гетти, изучив рентгеновские снимки, показания экспертов и историческую документацию, согласился на его покупку на фоне шумихи в СМИ.
Однако, когда Эвелин Харрисон, известный специалист по греческим скульптурам, и Томас Ховинг, бывший директор Метрополитен-музея, приехали полюбоваться статуей, они интуитивно поняли, что что-то не так.
По словам Ховинга, она казалась «свежей», что было неожиданно, поскольку 2000-летняя статуя была извлечена из-под земли.
И они были правы. Хотя скульптура была из мастерской в Риме, она была создана в 1980 году фальсификатором, а не мастером-скульптором древности (Gladwell, 2005).
Как работает интуиция? Теории психологии
Изучение принятия решений имеет проблему.
Хотя мы можем наблюдать за поведением людей, даже с учетом достижений в области визуализации мозга, мы не можем — пока — видеть мыслительные процессы, которые происходят за кулисами (Hogarth, 2010).
Что может сказать психология об интуиции, когда многое из того, что происходит в мозгу, невидимо — как взгляд снаружи черного ящика?
Многие ученые предлагают теорию двойного процесса — процессов принятия решений, разделенных на интуитивные (эмпирические или неявные) и аналитические (рациональные или преднамеренные).
В Blink: The Power of Thinking Without Thinking Малкольм Гладуэлл (2005) описывает два разных подхода как мигание , когда используется интуиция, и мышление , когда выполняется анализ.
В мгновение ока может быть столько же ценности, сколько в месяцах рационального анализа.
Малкольм Гладуэлл
Интуиция (или моргание) обычно относится к использованию знаний, которые не являются явными и в популярной культуре могут быть описаны как «предчувствие» или «женская интуиция».
Когда это происходит, его трудно определить количественно или определить, но оно есть. Как со следующей мыслью:
У меня было ощущение, что что-то не так; она просто была не похожа на себя.
Хогарт (2010) предполагает, что « сущность интуиции или интуитивных ответов заключается в том, что они достигаются с небольшими видимыми усилиями и, как правило, без сознательного осознания. Они предполагают мало или вообще не требуют сознательного обдумывания. »
Сеймур Эпштейн (2010) предлагает еще одно дополнительное понимание: « Интуиция включает в себя чувство знания без знания того, как человек знает
Интуиция также носит целостный характер, сочетая в себе информацию из нескольких источников и часто требуя скачка в мышлении на основе ограниченной информации.
Процессы, вовлеченные в интуицию
Исследования Герберта Саймона в 1950-х годах концепции ограниченной рациональности лежат в основе большей части работ по интуиции. Саймон предположил, что люди часто принимают решения — и снижают свою когнитивную нагрузку — на основе того, что достаточно хорошо.
Вместо того чтобы прийти к полным и полностью правильным ответам, сталкиваясь с конкретными задачами, мы часто прибегаем к эвристике — или эмпирическим правилам — которые помогают формировать интуитивные суждения (Simon, 1955).
Использование эвристики считается обычным и стандартным подходом к принятию решений (Epstein, 2010).
Процесс распознавания – фундаментальная развитая функция – также имеет решающее значение для интуиции. Она кажется отдельной от других частей человеческой памяти в мозгу, способной сохраняться в самых сложных условиях с точностью, достаточной для практических целей.
Интуиция, кажется, полагается на автоматизацию процесса принятия решений.
Недавно изученные задачи часто полагаются на декларативные знания; мы должны сознательно обдумывать каждое движение или действие. В результате практики и обучения эти знания становятся автоматизированными или процедурными. Такие задачи выполняются без сознательного вмешательства, экономя значительную вычислительную мощность и освобождая разум, чтобы сосредоточиться на более интенсивных или новых действиях.
Прямые и обратные выводы также играют важную роль в интуиции (Hogarth, 2010). Знания, которые мы приобрели благодаря опыту, помогают нам интуитивно предсказать, куда приземлится мяч или почему ребенок споткнулся, и принять меры.
Действительно, обширные знания, которые мы накапливаем с течением времени, позволяют делать прогнозы в реальном мире, позволяя нам действовать быстро и эффективно в ситуациях, с которыми большинство из нас сталкивались ранее много раз.
Обучение и поиск также очень важны для успешных интуитивных процессов.
Имея уже опыт объектов и сцен, мы очень хорошо умеем сопоставлять образы, чтобы поддерживать нашу способность принимать решения и действовать быстро и эффективно.
Например, когда мы заходим в кофейню, мы узнаем чашку как нечто, что уже видели много раз. Мы также интуитивно понимаем, что он, скорее всего, будет горячим и легко прольется на неровную поверхность.
Интуиция возникает, как эпифеномен, в результате взаимодействия многих различных когнитивных процессов, а не одного. Они объединяются, чтобы обеспечить быстрый и эффективный ответ, когда это больше всего необходимо.
Важна ли интуиция?
Одним словом, да.
Интуиция предлагает снижение общей когнитивной нагрузки и способность мгновенно реагировать, обеспечивая при этом уверенность в наших знаниях и принятии решений, даже если она не поддается анализу (Hogarth, 2010).
Подобному автоматическому мышлению может помочь опыт, а может и помешать.
Когда мы получаем чек в конце еды, мы обычно интуитивно чувствуем его стоимость, основываясь на опыте. Однако это может не сработать, когда мы находимся в новой стране или не поняли, что по ошибке выбрали самое дорогое вино в погребе.
Интуиция помогает нам выжить, давая быстрые ответы, которые, как правило, предлагают подходящие немедленные действия для разрешения ситуации. Такие ответы в значительной степени зависят от «культурного капитала», знаний, характерных для среды, в которой мы находимся.
Хотя это обычно помогает нам, это может привести к предвзятости и предубеждениям при принятии решений — основанных на религии, культуре, социальной, моральной и даже политической среде — и, возможно, необходимо противодействовать рациональному мышлению.
Действительно, « интуиция может быть эксплицитно обучена », — говорит Хогарт (2010). Изменяя содержание и среду, окружающую наше обучение, мы можем склоняться к более точным и менее предвзятым, интуитивным суждениям.
Инстинкт, логика или интуиция?
Хотя интуиция определяется как получение знаний без опоры на разум или вывод (Эпштейн, 2010), она отличается от инстинкта.
Последний является запрограммированным, менее гибким, прямым ответом на раздражители.
Согласно Merriam-Webster, инстинкт — это « в значительной степени наследуемая и неизменная тенденция организма давать сложный и специфический ответ на стимулы окружающей среды без привлечения разума ».
Таким образом, вероятно, потребуется менее сложная или глубокая обработка. Инстинкт является врожденным, унаследованным и встроенным в схемы нашего мозга в результате миллионов лет эволюции.
Если лев рычит и я не замечаю, что он стоит позади меня, я прыгаю, поворачиваюсь и, скорее всего, бегу в горы.
Это действие скорее первобытное, чем интуитивное или аналитическое — хотя, скорее всего, есть оттенки серого.Логика аналитическая – рациональное рассмотрение проблемы. Чтобы заполнить наши налоги, мы полагаемся на проработку каждого вопроса, заполнение каждого поля и ссылки на электронные таблицы, стикеры или коробки с квитанциями. Налоговые консультанты вряд ли оценят завершение, используя интуитивную интуицию в отношении того, сколько мы должны.
Его роль в принятии решений
Хотя мы можем по большей части не знать о нашем повседневном принятии решений, это, вероятно, будет смесью интуитивного и преднамеренного мышления (Hogarth, 2010).
И роль интуиции в наших повседневных мыслительных процессах не отличается от роли в более важных решениях.
Интуитивное принятие решений основано на нашем прошлом опыте и, следовательно, многократно успешно в подобных ситуациях, когда предыдущие результаты и знания были полезными и точными.
Если текущая или будущая ситуация существенно отличается, мы должны использовать нашу интуицию с осторожностью. Без рационального анализа любое принятое решение может оказаться в лучшем случае неэффективным, а в худшем — опасным.
Когда интуиция хорошо работает и ограничена во времени, она может обеспечить быстрое и целенаправленное мышление (например, судно тонет или тикает бомба). Когда есть время поразмыслить, как бороться с глобальным потеплением или расизмом? – мы должны полагаться на рациональный, основанный на фактических данных анализ.
Исследования Университета Южного Уэльса подтвердили, что интуиция значительно улучшает процесс принятия решений, добавив, что бессознательная информация может повысить точность, скорость и уверенность в принятии решений (Lufityanto, Donkin, & Pearson, 2016).
Связь между интуицией и творчеством
Креативность, как и интуицию, трудно определить.
И все же оба они, по-видимому, связаны с преобразованием идей во что-то осязаемое, новое и ценное при передаче идей и решении проблем.
Идея о том, что интуиция является перцептивной, подсознательно связывающей разрозненные фрагменты информации, также предполагает значительное взаимодействие с творчеством. И интуиция, и творчество на определенном уровне проявляются в объединении данных из нескольких источников в нечто связное (Raidl & Lubart, 2001).
Недавние исследования выявили связь между интуицией и ранними стадиями творческого процесса, включая этапы генерации и оценки идей (Pétervári, Osman, & Bhattacharya, 2016).
7 Книг по теме
Вы можете научиться становиться более интуитивным (Эпштейн, 2010). Используйте следующие книги для дальнейшего изучения темы:
- Blink: The Power of Thinking Without Thinking – Malcolm Gladwell (Amazon)
- Воспитание интуиции – Робин Хогарт (Амазонка)
- Миф об опыте: почему мы извлекаем неправильные уроки и способы их исправить — Эмре Сойер и Робин Хогарт (Amazon)
- Поток: психология оптимального опыта – Михай Чиксентмихайи (Amazon)
- Риск-разум: как принимать правильные решения — Герд Гигеренцер (Amazon)
- Внутренние чувства: интеллект бессознательного — Герд Гигеренцер (Amazon)
- Думай быстро и медленно — Даниэль Канеман (Amazon)
PositivePsychology.
com Релевантные ресурсыНа сайте PositivePsychology.com есть множество ресурсов, которые помогут вам в изучении личностного развития:
- Создайте установку на рост, выйдя из зоны комфорта, исследуя новые области и приобретая новые навыки.
- Повысьте свою осведомленность о том, что происходит вокруг вас и что происходит внутри вашего тела и разума, с помощью рабочего листа «Присутствие».
- «Развитие и тренировка интуиции» — это статья, которая может продвинуть вас дальше в вашем путешествии по интуиции, а также содержит пять упражнений для ваших клиентов.
- Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить свои сильные стороны, эта коллекция содержит 17 инструментов для выявления сильных сторон для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.
Сообщение на вынос
Интуиция — невероятно мощный инструмент для принятия решений. Это гарантирует, что мы реагируем в данный момент, высвобождая ценные умственные ресурсы для решения новых задач и оптимизации обучения.
Интуиция не безошибочна, но бесценна.
Интуиция дает нам «внутренний» ответ — внутренний голос — за пределами логики или усвоенных ответов, раскрывающий как то, кто мы, так и знания, которые мы получили.
Если мы прислушаемся, мы сможем извлечь выгоду из предлагаемого им творчества и чувства уверенности, которое оно дает. Позвольте интуиции помочь вам расти и принимать срочные решения на основе ресурсов, которые не всегда легко доступны.
Распознавайте обстоятельства, когда вы наиболее интуитивны. Найдите возможности воссоздать их и задействуйте потенциал для творчества и быстрого принятия проницательных решений.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.
- Аркес, Х. Р., и Кайдаш, Дж. (2011). Интуитивные теории поведения. В B. Fischhoff & C. Chauvin, Анализ интеллекта: поведенческие и социальные научные основы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий.
- Беллок М., Биланчини Э., Бончинелли Л. и Д’Алессандро С. (2019). Интуиция и обдуманность в охоте на оленей. Научные отчеты , 9 (1), 1–7.
- Бриггс, К.С., и Майерс, И.Б. (1976). Индикатор типа Майерс-Бриггс. Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
- Чиксентмихайи, М. (1990). Поток: психология оптимального опыта. Харпер и Роу.
- Эпштейн, С. (2010). Демистификация интуиции: что это такое, что она делает и как она это делает. Психологический опрос , 21 (4), 295–312.
- Гигеренцер, Г. (2007). Внутренние чувства: разум бессознательного . Викинг.
- Гигеренцер, Г. (2013). Рисковая смекалка: как принимать правильные решения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books.
- Гладуэлл, М. (2005). Блинк: сила мышления без размышлений. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books.
- Хогарт, Р. М. (2001). Воспитание интуиции. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
- Хогарт, Р. М. (2010). Интуиция: вызов для психологических исследований в области принятия решений. Психологический опрос , 21 (4), 338–353.
- Канеман, Д. (2011). Мышление быстрое и медленное . Фаррар, Штраус и Жиру.
- Луфитьянто, Г., Донкин, К., и Пирсон, Дж. (2016). Измерение интуиции. Психологические науки , 27 (5), 622–634.
- Майдик, М. (2014, 23 июля). Расшифровка интуиции для более эффективного принятия решений. Harvard Business Review. Получено 12 августа 2020 г. с https://hbr.org/2011/08/decoding-intuition-for-more-ef
- Наллиа, Р. П. (2016). Принятие клинических решений — выбор между интуицией, опытом и научными данными. British Dental Journal , 221 (12), 752–754.
- Петервари, Дж., Осман, М., и Бхаттачарья, Дж. (2016). Роль интуиции на этапах зарождения и оценки творчества.