История молитвы отче наш: Отче наш – Православный журнал «Фома»

Отче наш – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 9 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами?

«Отче наш, иже еси на Небесех»

Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?

Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».

«Да святится имя Твое»

Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».

«Да приидет царствие Твое»

О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?

Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

  1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.
  2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?

Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

На заставке фрагмент spbpda/wwww.flickr.com

История происхождения молитвы «Отче наш»

Молитва Отче наш имеет не только важные фразы и слова для каждого верующего. В строках молитвы находится скрытый смысл, познание самого Господа, а так же все то, что каждодневно окружает нас. Только настоящему христианину дарована возможность постичь все тайны и узнать захватывающие события, связанные с текстом этого молебена.

Тайна молитвы

«Отче наш» является всего одной молитвой, которая была дарована нам самим Богом. Существует мнение, что Христос отдал ее всему человечеству, она не была составлена ни святыми, ни простыми людьми, что придает ей огромную силу. Текст молитвы представлен так:

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Слова из молитвы содержат в себе все нужды людей, их ожидания и тяга к освобождению души. Загадка и значение этой молитвы в том, что она содержит слова Бога применяемые во всех случаях жизни, которые человек может применять как напутствие для себя на жизнь, так и для того, чтобы защититься от бесов, заболеваний и различных бед.

Истории спасения

Многие христианские деятели говорят, что чтение «Отче наш» в самые страшные моменты жизни способно помочь избежать ужасной участи. Главная тайна этой молитвы состоит в ее силе. Бог спасал многих людей, находящихся в опасности, читающих «Отче наш». Безвыходные ситуации, которые ставят нас перед лицом смерти — это наилучший момент для произнесения могущественных строчек.

Один из ветеранов Великой Отечественной Войны, некий Александр, писал письмо своей жене, которое ей не дошло. Видимо, оно было потеряно, поскольку нашлось в одном из мест дислокации войск. В нем мужчина говорил, что был окружен в 1944 году немцами и ждал своей гибели от рук противника.

«Я с раненой ногой лежал в доме, услышал стук шагов и немецкий говор. Я понял, что сейчас умру. Наши были близко, но рассчитывать на них было просто смешно. Я не мог пошевелиться — не только потому что был ранен, но и потому что оказался в тупике. Ничего не оставалось, кроме как молиться. Я готовился к смерти от руки противника. Они увидели меня — я испугался, но не перестал читать молитву. У немца не оказалось патронов — он начал о чем-то быстро говорить со своими, но что-то пошло не так. Они резко кинулись бежать, бросив мне под ноги гранату — так, чтобы я не смог до нее дотянуться. Когда я прочитал последнюю строчку молитвы, то понял, что граната не разорвалась».

Таких историй мир знает немало. Молитва спасала людей, которые встречали в лесу волков — они разворачивались и уходили прочь. Молитва ставила на праведный путь воров и разбойников, которые возвращали украденные вещи, прилагая записки о раскаянии и о том, что их надоумил на это Бог. Этот священный текст спасет от холода, огня, ветра и от любой напасти, которая может угрожать жизни.

Но главная тайна этой молитвы познается не только в горе. Читайте «Отче наш» каждый день — и это наполнит вашу жизнь светом и добром. Благодарите Бога этой молитвой о том, что вы живы, и вы всегда будете здоровы и счастливы.

Будьте интересными вместе с Я и мир!

Молитва Господня | Текст, католик, протестант, традиция и смысл

Луи Комфорт Тиффани: Нагорная проповедь

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
христианство молитва

См. все связанные материалы →

Молитва Господня , также называемая Отче наш , латинское Oratio Dominica или Pater Noster , христианская молитва, которой, согласно традиции, Иисус научил своих учеников. В Новом Завете оно появляется в двух формах: в более короткой версии в Евангелии от Луки (11:2–4) и в более длинной версии, являющейся частью Нагорной проповеди, в Евангелии от Матфея (6:9).–13). В обоих контекстах она предлагается как образец того, как молиться. Матфеевская версия используется в литургии и обычно читается или поется перед Евхаристией во многих церквях. Молитва Господня также используется в таких формах молитвы, как римско-католическое чтение розария и ежедневное служение или божественное служение англиканской церкви.

Английская версия

Каноническая молитва христианства, используемая почти во всех конфессиях, Молитва Господня считается образцом того, как молиться. Он состоит из вступительного обращения к Богу как «Отцу» и семи прошений.

Подробнее по этой теме

Римский католицизм: обряд причастия

…самая универсальная из христианских молитв – Молитва Господня («Отче наш», Pater Noster) – автор которой, согласно…

Матфеевская версия выглядит следующим образом:

Отец наш, сущий на небесах,

да святится имя твое.

Да приидет Царствие Твое.

Да будет воля Твоя на земле, как и на небе.

Дай нам сегодня хлеб наш насущный,

и прости нам согрешения наши,

как и мы прощаем согрешивших против нас,

и не введи нас во искушение,

но избавь нас от лукавого.

В английской версии молитвы «Отче наш», используемой во многих протестантских церквях, строки «и прости нам согрешения наши / как и мы прощаем согрешающим против нас» на:

и прости нам долги наши,

как мы прощаем наши должники.

В восточном обряде и протестантских церквях добавляется славословие (восхваление):

Ибо Твое есть Царство,

и сила,

и слава,

во веки веков.

Считается, что славословие возникло в Didachē , сборнике христианских учений, написанных в Сирии или Египте в I или II веках. Славословие было частью литургии восточных церквей на протяжении веков, но не вошло в протестантскую литургию до Реформации. После Второго Ватиканского Собора (1962–65), он был добавлен к римско-католической мессе в знак экуменизма; это произносится прихожанами после эмболии, дополнительной прошения об избавлении от зла, произносимой священником перед преломлением хлеба.

В 2019 году Папа Франциск одобрил изменение языка шестой петиции с «не введи нас в искушение» на «не оставляй нас в искушении» для итальянского перевода Римского Миссала. Точно так же молитва в Испании гласит: «Не дай нам впасть в искушение».

Традиция и интерпретация

Молитва Господня опирается на молитвы еврейской традиции по своей структуре, языку и темам. Подобно еврейскому Декалогу или Десяти Заповедям, он начинается с акцента на характере и природе Бога, а затем переходит к человеческим потребностям и обязанностям. Молитва Господня также содержит три общих элемента еврейских молитв: хвалу, прошение и стремление к грядущему Царству Божьему. В Didachē рекомендуется читать молитву «Отче наш» три раза в день, практику, которая подражает еврейским молитвам, особенно амиде, серии благословений, которые восхваляют Бога и просят о прощении.

Ссылки на Бога как на «Отца» и на «царство» соответствуют языку еврейской Библии, а просьбы в конце молитвы отражают мольбы Талмуда против искушения. Кадиш, хвалебный гимн, используемый в еврейской литургии, тесно связан с Молитвой Господней во всем, кроме длины фраз, которые в еврейской молитве длиннее.

Различия между двумя евангельскими версиями Молитвы Господней отражают разные контексты, в которых она дается. Версия Матфея включена в Нагорную проповедь, в которой Иисус наставляет своих последователей в личной практике благочестия. Более короткая версия Луки дается по просьбе его учеников, а не передается множеству людей.

Несмотря на повсеместное использование молитвы в христианстве, библеисты расходятся во мнениях относительно ее толкования. Некоторые рассматривают его как «экзистенциальный», относящийся к настоящему человеческому опыту на земле, в то время как другие интерпретируют его как эсхатологический, относящийся к грядущему Царству Божьему. Молитва поддается обоим толкованиям, и дополнительные вопросы возникают в связи с существованием различных переводов и проблемами, присущими процессу перевода. В случае термина хлеб насущный , например, греческое слово epiousion , которое модифицирует хлеб , не имеет известных параллелей в греческом письме и может означать «на завтра». Прошению «Хлеб наш насущный дай нам днесь» можно, таким образом, дать эсхатологическую интерпретацию: «Дай нам ныне предвкушение грядущего небесного пира». Эта интерпретация подтверждается эфиопскими версиями и ссылкой св. Иеронима на чтение «хлеба будущего» в утерянном Евангелии от евреев. Эсхатологическая интерпретация предполагает, что Молитва Господня могла использоваться в евхаристической обстановке в ранней церкви; молитва читается перед Евхаристией в большинстве христианских традиций.

René OstbergThe Editors Encyclopaedia Britannica

Исследователи Библии говорят, что Иисус не создавал молитву «Отче наш» и не учил ее

Вероятно, Иисус не создавал молитву «Отче наш» и не учил ей своих учеников, хотя некоторые фразы в центральной молитве христианского мира могли использоваться им, согласно продолжающемуся национальному семинару библеистов.

Большинство из двух десятков ученых считали, что «Отче наш» был составлен ранней церковью через несколько лет после того, как Иисус был распят.

Тем не менее, так называемый Семинар Иисуса, который собрался в Атланте в прошлые выходные, также решил, что фразы «да святится имя твое». . . да придет царство твое. . . Дай нам на сей день хлеб наш насущный . . . прости нам долги наши» отражают фрагменты молитв исторического Иисуса.

Молитва «Отче наш», читаемая практически на каждой христианской службе, считается словами, которым исторический Иисус учил своих последователей именно таким образом. Но «Семинар Иисуса», раздражавший многих консервативных ученых и конфессий своими скептическими взглядами, стал первой исследовательской группой, бросившей вызов происхождению молитвы.

Участники семинара проголосовали за молитву «Отче наш» в целом следующим образом: трое сказали, что она исходит от Иисуса, шестеро сказали, что, вероятно, она исходила от Него, 10 сказали, что, вероятно, нет, а пятеро сказали, что нет.

Роберт Фанк, основатель и директор семинара и бывший президент Общества библейской литературы, сказал, что встреча, проводимая два раза в год, направлена ​​на достижение консенсуса по сути учений Иисуса для дальнейшего изучения и ознакомления публики с исследованиями, о которых редко слышали.

вне научных кругов. Более 100 ученых приняли участие в голосовании с 1985.

Тем не менее, двое ученых, не участвовавших в семинаре «Иисус», в понедельник в интервью выразили беспокойство, которое отражает общее беспокойство многих умеренных христиан по поводу беспрецедентного метода голосования и его воздействия на среднего прихожанина. Они заявили, что провокационные выводы вместо этого «вбьют клин» между библеистами и церковью.

«Если общественность считает, что ученые действуют скорее деструктивно, чем созидательно, тогда семинар окажет церкви медвежью услугу», — сказал Джек Дин Кингсбери, специалист по Новому Завету в рамках основных протестантских исследований. Кингсбери из Объединенной теологической семинарии в Ричмонде, штат Вирджиния, добавил, что, когда ученые пытаются разобраться в евангельских представлениях об Иисусе, они работают «в очень туманной области».

Марианна Мейе Томпсон, преподающая Новый Завет в евангелической богословской семинарии Фуллера в Пасадене, сказала: «Я думаю, что большинство ученых согласились бы с тем, что Евангелия — это парафразы учений Иисуса».

Но она добавила, что «я не уверена, что семинар приносит церкви пользу».

Функ сказал, что семинар может вызвать гневную реакцию на последнее голосование со стороны христиан-фундаменталистов, которые верят в буквальное прочтение Библии.

Молитва Господня встречается в двух из четырех Евангелий: от Матфея (6:9-13) и Луки (11:2-4). Ученые обычно считают, что эти два евангелиста взяли молитву из источника, который так и не был найден, но назван исследователями буквой «Q». Однако формулировка различается у Луки и Матфея.

Ученые на собрании в Атланте были склонны согласиться с тем, что молитва, вероятно, исходит от религиозной общины, составившей документ «Q» в середине I века. Это должно было произойти задолго после распятия Иисуса около 30 г. н.э. и до написания Евангелий после 70 г. н.э.

Участники также согласились с тем, что Иисус использовал «авва», неофициальное обозначение «отец», когда обращался к Богу в молитве.

«Я думаю, что (Иисус) молился, но я не думаю, что он придавал этому большое значение», — сказал священник-методист Хэл Тауссиг, преподаватель Университета Святого Иосифа в Филадельфии.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *