6 цитат Корана, которые облегчат депрессию —
Ты лучший, если поклоняешься Аллаху, и не позволяй никому – даже самому себе – утверждать иное. Сам Аллах (хвала Ему) говорит:
1. «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Коран, 95:4).
Человек может опуститься и стать хуже животного, но он же может возвыситься и стать лучше ангелов. Все, что ему нужно – это всегда стараться оставаться в том виде, в каком его сотворил Аллах.
2. Успех не зависит от обладания
Чтобы быть успешным, не обязательно иметь лучшую работу, лучшую машину, лучший дом и лучшую супругу/супруга. Все эти вещи только приносят чувство неуверенности, и они не в счет. Тогда что? Аллах перечисляет качества успешного человека, такие люди:
«… веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили,
…веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни,
… следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (Коран, 2:3-5)
3. Ты из «лучшей из общин»
Со времен Адама до Судного дня лучший из народов – это народ нашего Пророка (мир ему и благословение), а ты принадлежишь этому народу.
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110).
Представь себе, с какой радостью встретит тебя Пророк в Судный день, ведь ты принадлежишь его общине, и ты – один из его последователей! Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение), будучи на кладбище, сказал:
«Мир вам, обитатели могил из числа верующих и мусульман, и если пожелает Аллах, то мы тоже присоединимся к вам! Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас» (Сахих Муслим).
О ком идет речь? Не о его сподвижниках, а о тех, кто поверил ему, не видя его.
4. Аллах почтил тебя
Неважно, как к тебе относятся люди. Аллах говорит:
«Мы почтили сынов Адама…» (Коран, 17:70).
Тебя почтил Аллах! Можешь ли ты понять всю важность этих слов? Аллах говорит, о чем сообщается в хадие кудси:
«Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне!» (Бухари).
5. Эта жизнь временна
Ни боль, ни печаль этой жизни не вечны, когда-нибудь они кончатся. Так же как уйдут люди, обидевшие тебя. И ты сам раньше или позже отправишься в иной мир. Эта мысль неоднократно повторяется в Коране:
«Аллах увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь преходящее удовольствие» (Коран, 13:26)
Эта жизнь похожа на ожидание, подобно тому, как человек ждет на станции своего поезда, чтобы ехать домой. Когда-нибудь поезд приедет и за тобой, чтобы отвезти в вечную жизнь.
6. Другие тоже испытывали боль
Кто бы что ни говорил, но человек не может прожить, ни разу не ощутив боль. И это совсем не значит, что у него что-то не так с верой. Твоя боль говорит о том, что ты человек, такой же, какими были пророки и праведники, тоже испытывавшие человеческую боль.
Пророк Йакуб (мир ему) был настолько сокрушен потерей второго сына, что утратил зрение. О его судьбе говорит Коран:
«Он отвернулся от них и сказал: «Как жаль Йусуфа (Иосифа)!» И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал. Они сказали: «Клянемся Аллахом, ты не перестанешь поминать Йусуфа (Иосифа), пока не ослабеешь или не умрешь». Он сказал: «Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху, и я узнаю от Аллаха то, чего вы не знаете…» (Коран, 12:84-86).
И это лишь немногие цитаты из Корана, которые помогают справиться с тоской и печалью. Так пусть Коран всегда будет частью твоей жизни, чтобы в любых жизненных ситуациях у тебя было благословенное руководство Аллаха!
Изречения из Корана на маленьком Али
Шамиль с маленьким Али на руках и Мадина с дочкой
Еще не так давно при упоминании имени маленького Али из дагестанского села начинался невероятный ажиотаж. Люди хотели знать: что за чудо с ним происходит, что еще за необыкновенные надписи на нём появляются, кто их «пишет» и почему по-арабски? Все центральные каналы телевидения России показали сюжеты об этом мальчике.
А происходило следующее… В семье Якубовых, проживающих в селе Красно-Октябрьское Кизлярского района Дагестана, три года назад родился сын Али. Через несколько дней после рождения на его теле стали появляться аяты (надписи) на арабском. Имам местной мечети Абдулла прочитал родителям эти надписи и перевел с арабского их смысл.
Первая надпись, означавшая «благословенный раб», появилась за десять дней до праздника Рамазан (14 августа), 24 августа появилась надпись «Я свидетельствую, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха», 28 августа — «Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха» и 31 августа — «Нет силы оставить неправильное и придерживаться истины, кроме как от Аллаха», 4 сентября — «Поистине, самый лучший из вас перед Всевышним – самый богобоязненный». Интересно, что имам Абдулла за день до появления этих слов как раз прочитал проповедь о богобоязненности, и родители были на проповеди. Значит между надписями и состоянием родителей есть какая-то связь.
Родители и имам решили не афишировать происходящее. Но когда через неделю (11 сентября) появилась надпись — «Кто скроет его, сердце того греховно», они изменили своё решение. Тем более, что и в октябре надписи продолжали появляться. Например, 2 октября — «Указавший на благое деяние, подобен совершившему его», а 12 октября: «Аллах – творец всего сущего».
Как рассказала мать ребёнка Мадина Якубова, еще в начале беременности ей приснилось, что подошел троюродный брат мужа и сообщил, что родится у нее мальчик. Он вручил женщине тюбетейку, четки и коврик для моления. А также сказал, чтобы младенца назвали Али. Потом необычные сны женщина стала видеть часто. Засыпая, она слышала, как ее ребенок плачет в утробе.
После рождения на подбородке мальчика появилась гематома, когда же синяк начал постепенно сходить, проявилась надпись на арабском «Аллах». Надписи, по ее словам, проявлялись по понедельникам и пятницам. На вопрос, как ведет себя ребенок в момент появления очередного послания, рассказывает: «Перед этим примерно на 20 минут у него резко повышается температура. Доходит до 40 градусов. Видно, что мальчику тяжело, он становится раздражительным, плачет. Никакие жаропонижающие средства не помогали».
Загадочные явления всегда, так или иначе, связаны со здоровьем. Потому что человек – вселенская антенна, приемник и передатчик одновременно, и, если в нем что-то не так, то начинают сбиваться привычные настройки, он ловит новые каналы информации. И это воспринимается как чудо. Типичный пример – новые способности, которые появляются у людей после травм, автокатастроф или сильного стресса.
Данный случай – не исключение. Ребенок появился на свет не без проблем со здоровьем, и врачи честно предупредили отца и мать — жить ему не больше нескольких дней. Однако прогнозы медиков не оправдались: мальчик выжил, но на его коже, на разных частях тела, регулярно стали проявляться надписи на арабском.
Муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев назвал это явление чудом. Имам мечети села Краснооктябрьское Абдулла расценил это явление как положительное и сказал, что эти знаки — ничто иное, как «знамения Всевышнего». Он даже посвятил этой теме целую проповедь.
«Как реагировать на чудо? – задал он вопрос верующим. И продолжал, — В таких случаях простые мусульмане зачастую не знают, как относиться к таким новостям. Возникают двоякие чувства. У некоторых людей вера может даже укрепиться. Но одновременно для нас, верующих, в этих знамениях мало удивительного. Ведь мы каждый день видим гораздо более удивительные творения и события, происходящие вокруг нас по воле Создателя. В смене дня и ночи, на звёздном небе… – во всём мы видим могущество Аллаха. Весь мир с его населением и вся Вселенная со всеми планетами и галактиками созданы Всевышним. И это не стоило для Него никаких трудов! Так что небольшие надписи из Его Священной книги на теле ребёнка не вызывают у нас чувства абсолютного чуда. Мы относимся к этому со спокойствием и с пониманием».
Случаи появления таких надписей на теле известны довольно с давних времен в истории Ислама. В 150-м году Хиджры после смерти великого имама Абу Ханифы, когда омыли его тело, увидели, что на лбу ясно проявились слова Всевышнего, смысл которых был таков: «О, спокойная душа, вернись к своему Господу, довольная Им и довольная собой, войди в Мое служение, войди в Мой Рай!». На правой руке: «Входите в Рай за то, что вы совершали», а на левой: «Поистине, совершающим благое Мы воздадим в полной мере». На животе были слова: «И радует их Господь вестью о Своей милости и довольствии».
Да, на самом деле, для каких-то людей это выглядит сверхъестественным и для них это — своего рода призыв к религии, а для верующих – дополнительное напоминание об обязанностях и их усердном исполнении. Постараемся и на этот раз сделать такие выводы: «Возьмёмся за улучшение своих нравов с дополнительной энергией!».
Весть об удивительном мальчике, на теле которого проявлялись тексты из Священного Корана и других духовных книг на арабском языке, облетела весь мир.
Об этой удивительной новости кто только не писал, и что только не говорилось! Люди тысячами приходили в маленькое село Краснооктябрьское увидеть надписи на теле ребенка. Учёные пытались дать научное объяснение появлявшимся надписям, но не смогли. По крайней мере, после ряда проверок и наблюдений подтвердили, что надписи не являются следствием какого-то ни было теплового (прижигание) механического (надписи фломастером) или химического (травление) воздействия. На коже они долго не держатся, быстро теряют четкость. При рассмотрении похожи на поблекшие бледно-розовые узоры. Ничем не напоминают ожог, царапину или след от надавливания. Больше — выцветший след марганцовки на коже. Линии необычайно тоненькие и ровные…Пропадают не от мытья или трения, как было бы, если б они были нанесены фломастером или красками. И исчезают сами собой через два-три дня, что не произошло бы при тепловом или химическом воздействии.
Прошло время, и шумиха вокруг этого события немного утихла, но не надолго. В народе поползли слухи о якобы «появившихся на теле маленького Али новых надписях, предупреждающих о катастрофах и природных катаклизмах». Чтобы развеять слухи, 21 марта, работницы женского отдела просвещения Духовного Управления Мусульман Дагестана отправились в село Краснооктябрьское, чтобы прояснить ситуацию.
Родители Али заверили, что никаких надписей, предупреждающих о землетрясениях и наводнениях не было. Последняя надпись на арабском языке на теле появилась 28 февраля и в переводе гласила: «Я люблю Аллаха».
Надпись на руке
Если еще недавно о необычном ребенке знали только родители, соседи, да местные медики, то с появлением арабской надписи, которую перевели дословно как «покажите мои знамения людям» весть о рождении чудо-младенца разлетелась на всю округу. Местный имам сказал, что это знамение, а потому мальчика нужно показать людям. Верующие согласились с имамом, что это явление — знамение от Всевышнего. Теперь в семье Якубовых самые частые гости – это журналисты.
Однако, не все рады сверхъестественным особенностям мальчика — часть местного населения считает, что эти надписи предрекают конец света. «В Книгах написано, что ближе к концу света такие надписи — знамения будут проявляться даже на теле человека», — говорят старики.
Тем временем, Али уже «разменял» свой третий год жизни, растёт и радует родителей, у него родилась сестра. Надписи на теле сына появляются и сейчас, но не так часто, как раньше. В последний раз, в месяц поста, на спине мальчика появился текст дуа (молитвы), которую совершал один из дагестанских шейхов. У сестры Али тоже иногда (но реже, чем у Али) появляются аналогичные коранические надписи. Более того, недавно на лице матери Али появилось слово «Аллах» на арабском языке.
Скептики говорят, что все эти надписи рисует на теле своих близких отец Али Шамиль. Причем, возможно, в состоянии транса или религиозного экстаза, когда человек себя не контролирует. Но он сам не знает арабского и не только не может на нем писать, но даже читать.
«Никак не возьмусь за изучение арабского языка, — сетует Шамиль. – Если б знал, многое мог бы уже и сам читать. Иншааллах, несмотря ни на что, скоро собираюсь всё-таки приступить к учёбе».
Между тем, в семье Якубовых продолжают происходить необъяснимые с точки зрения ортодоксальной науки вещи. Не только на телах детей, но и на некоторых предметах стали появляться похожие надписи. Буквы слова «Аллах» по-арабски были замечены на молитвенном коврике и на тюбетейке Шамиля.
«И сам Али ведёт себя иногда очень интересно и необъяснимо, — говорит отец ребёнка. — Однажды, заговорившись с гостем, мы чуть не упустили время наступившего намаза. Мы были сильно удивлены, когда, расстелив перед нами молитвенный коврик, Али сел на него в позе, в которой читают «Аттахийят». Переглянувшись с гостем, мы, конечно, поняли, что хотел нам сказать Али».
Понять, почему у маленького ребенка, который еще почти ничего не усвоил, чтобы стать носителем информации, как взрослые, на теле появляются буквы и целые фразы, невозможно, если искать привычные нам причины, материальные.
Надпись на ноге
Но, если признать все-таки, что надписи появляются сами собой, и задуматься, как это может происходить, то ситуация потихоньку начнет проясняться.
Не надо уже доказывать, что человек, каждый из нас – приемник и ретранслятор (передатчик), но насколько мощный и когда повышается чувствительность на прием и усиливаются выплески энергии, это зависит от множества факторов. В том числе от времени и места рождения.
Какая аура стояла над роддомом, где родился чудо-младенец, когда она усиливалась, когда ослабевала, мы этого не знаем. Да и исследований на эту тему нет. Скептики требуют документального подтверждения (видеофиксирования) появления и исчезновения надписей на телах людей и предметах. Для этого нужны многочисленные видеокамеры, компьютер, управляющий ими и сразу подающий сигнал, сотрудники. Но кто выделит на это деньги? Да и религиозная традиция ислама запрещает снимать. Но, даже если появление надписи будет зафиксировано, вряд ли это убедит скептиков. Скажут, что при нынешней компьютерной графике смонтировать появление надписи на коже человека или на предмете, не проблема.
Исследователям же загадочных явлений не надо доказывать очевидность происходящего. Их убеждают подобные случаи, которые происходили раньше и происходят сейчас. Убеждают и свидетельства очевидцев, которым просто нет смысла что-то придумывать. Например, рассказ Мадины Рамазановой, соседки по палате мамы Али в родильном доме. Она рожала примерно в одно время с Мадиной Якубовой. Сейчас женщина вместе с мужем торгует одеждой и обувью в собственном магазине на рынке в Кизляре.
«До встречи в роддоме мы друг друга не знали, – вспоминает Рамазанова, – познакомились только в палате. Наши кровати стояли рядом, и так получилось, что наши детки тоже в своем отделении лежали по соседству. Вместе ходили их навещать. И как-то она подозвала меня: «Посмотри, что у сына на подбородке». В отличие от Якубовой я уже читала Коран, знаю арабский язык. И совершенно четко увидела, что на подбородке синяк – гематома складывается в слово «Аллах» по-арабски. Для меня тут нет никаких сомнений. Кстати, сверху у него на голове тоже была гематома, как будто мальчик одет в тюбетейку».
Не отмахнешься и от свидетельства врачей. Впервые к врачам Якубовы обратились через два месяца, когда у ребенка резко повысилась температура. Медики никаких недугов не обнаружили. Но когда появилось красное пятнышко на коже в районе сердца, а затем пятна стали проявляться на руках, ногах, ребенка показали дерматологу. Он сделал заключение, что кожными заболеваниями эти симптомы не объясняются…
То есть сомневаться в реальности происходящего не приходится. Важно понять причины. А их, как показывает практика, множество.
«Ребенок родился раньше срока на одну-две недели, – рассказала неонатолог (врач, который отвечает за жизнь младенца в течение первого месяца) отделения новорожденных Нина Зинченко, – у него на лице была натечность – подкожное кровоизлияние. Такое часто встречается у детей, появившихся на свет чуть раньше срока. Наиболее четко она проявилась на подбородке. Ничего необычного в состоянии малыша я не заметила. Из-за ранних родов он испытал стресс и был немного ослаблен – например, сначала не мог брать грудь. Но ничего аномального, в любом роддоме такие случаи не редкость. Через 7-10 дней все пришло в норму. Он пролежал у нас чуть больше обычного срока – 23 дня. Но выписали мы его здоровым».
Известно, что близкие родственники обычно связаны друг с другом энергетически и информационно – и через кровь, которая в еще большей степени, чем вода, является носителем информации, и через информационные коды восприятия, которые наслаиваются совместной жизнью: традиции семьи, обстановка, разговоры, еда, обязанности, развлечения. Мать же с ребенком – связана особенно. Поэтому неудивительно, что именно после проповеди имама о богобоязненности, которую слушала Мадина, у Али на теле появилась надпись из Корана «Поистине, самый лучший из вас перед Всевышним – самый богобоязненный». То есть, мать, как передатчик, передает ребенку определенную информацию. Теперь, с появлением компьютеров и беспроводной передачи любой информации (WiFi), вплоть до такой объемной, как видеофильмы, это уже не кажется фантастичным. Тем более, что маленький Али, как приемник, уже был настроен на Коран – под его чтение он засыпал, в доме постоянно звучала исламская музыка.
Вопрос в том, как информация, переданная ребенку матерью, стала проявляться на его коже. Но ведь йоги могут волевым усилием создавать ожоги на собственном теле. Наверное, если б задались целью, могли бы выжечь на собственной коже и какие-то знаки, в том числе и надписи. Потому что мысленный импульс, проецируемый на коже усилием воли, подобен лучу света, проецируемому на экран, и может принять тот образ, который возникает в сознании. Этим и можно объяснить, что, например, святой Франциск Азисский (1181-1226) или жительница Баварии Тереза Ньюман (1898-1962) представляли себе распятие Христа с забитыми в ладони гвоздями, и сгустки крови на их ладонях напоминали шляпки от таких гвоздей.
Сравнительно недавно ученые доказали, что распиная людей в древности, вбивали гвозди не в ладони (они бы не выдержали веса тела), а в запястья. Так что теперь у стигматиков будущего сквозные раны, видимо, будут появляться на запястьях. Про само явление упрощенно можно сказать: «что у человека в голове, то у него и на коже».
Кстати, именно этим и можно объяснить отсутствие стигматиков в России. У русского человека вера вертикальная, без конкретизации. И, если апостолу Фоме нужно было вложить пальцы в раны Христа, чтобы убедиться в том, что это он, то нам это не нужно, мы верим чем-то таким в себе, что стоит над телом.
Мы многого еще не знаем об окружающем нас мире. До сих пор наука продолжает отвергать очевидные факты, свидетельствующие о взаимосвязях в природе, которые не измеришь экспериментально. Все знают ставший анекдотом факт неприятия в 1777 году Французской Академией наук сообщений о падении метеоритов – камни с неба падать не могут, таков был вердикт академиков. После чего музеи, в которые были разосланы метеориты, убрали их в запасники.
За 200 с лишним лет ситуация мало изменилась. Недавно российский канал провел ток-шоу на тему «Знаки на теле», в котором мне, как исследователю, довелось принимать участие вместе с представителями ортодоксальной науки. Наряду с другими случаями обсуждали как раз и случай с мальчиком Али из Дагестана. И, хотя фактов в пользу нерукотворности стигматов было достаточно, ортодоксы воинственно стояли на своем: это фальсификация, то есть знаки на теле наносились либо родственниками, либо самими впавшими в транс носителями. Но что там ортодоксы, на их стороне оказался и зал, которому было предложено голосовать. Правда, организаторами это было сделано хитро – нажимаешь на кнопочку и ты оказываешься либо скептиком, либо мистиком. Естественно, большинство выбрало скептицизм. Понятно, на чьей стороне организаторы. Это, как ни грустно, зеркало нашего уровня восприятия. И пока в школах, вместо оторванных от жизни знаний, мы не начнем узнавать о чудесном устройстве окружающего нас мира, мы так и будем жить с завязанными глазами.
Но все-таки загадочные явления происходят не напрасно. Они хоть чуть-чуть, а продвигают нас к новому уровню восприятия… Кого-то через интерес к непознанному, кого-то через веру. В родном селе Али, например, началось духовное оживление, возрос интерес к Исламу. Этнические мусульмане, ранее далёкие от духовного рвения, теперь с большим энтузиазмом начинают изучать религию, более усердно посещают местную мечеть. Есть даже несколько людей, принявших Ислам. Некоторые имамы, сетующие на сокращение числа молодежи в мечетях, мечтают о том, чтобы благодать этого необычного ребёнка распространилась на весь Дагестан.
Пусть будет так.
Мне нравится!
Хадисы из Корана. Что это такое
- Что такое хадисы, Коран, суры и аяты
- Про Коран
- О сурах и аятах упоминаемых в хадисах
- Темы Корана в хадисах
- Дети
- Родители
- Родственники
- Семья
Для человека, приступающего к постижению Ислама, на первом этапе не все становится понятно. У новых мусульман также возникает ряд вопросов, среди которых и попытки разобраться в том, что такое аяты и что такое хадисы, в чем разница между ними. Все самые важные знания об Исламе мусульманин постигает в священной Книге Аллаха, поскольку Коран является Откровением Бога о смысле жизни человека и разных аспектов его деятельности, переданных в виде аятов Пророку Мухаммаду ﷺ.
Аят – самая мелкая структурная единица, из которой состоит текст Корана. Часто аят называют «стихом» из Корана или «кораническим стихом». В переводе слово «аят» означает «чудо», «знамение» или «знак», но чаще слово «аят» понимают в значении «откровение». Священный аят из Писания – это прямая речь самого Бога. Аяты в Коране излагаются в определенной последовательности, у них очень глубокая смысловая нагрузка, и при правильном толковании можно дать объяснение всем явлениям мира и Вселенной.
Если человек, являющийся новичком в Исламе, говорит «хадисы из Корана», то он имеет в виду «аяты из Корана», поскольку в Священной Книге мусульман содержатся аяты, объединенные в суры, но не хадисы. Суры – это главы Корана, которых всего в Священной Книге Бога сто четырнадцать, и в каждой из них содержится разное количество аятов.
Хадисы же – это термин, которым называются предания или рассказы о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, о его словах и изречениях, о его наставлениях своим сподвижникам и мусульманской умме, о том, как он пояснял содержание Корана и те предписания, которые в нем содержатся. Хадисы, повествующие о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, открывают для мусульман его образ жизни и деяния, его глубокомысленные изречения, на основе которых рассматриваются религиозным законом многие проблемы и вопросы, касающиеся жизни мусульманской уммы. Но важно знать, хадисы подразделяются на достоверные или подлинные и недостоверные, которые имеют слабую цепочку передатчиков или иснад.
Первым неоспоримым и подлинным источником вероучения Ислама является Коран, а хадисы Пророка ﷺ являются вторым подлинным и неоспоримым источником исламского вероучения. Коран является Вечным Словом Аллаха, а хадисы Посланника Аллаха ﷺ – это только элемент откровения Господа. Хадисы Пророка ﷺ содержат великие знания, которые наставляют мусульман на истинный путь, с их помощью мусульмане могут разобраться во многих сложных жизненных ситуациях. Коран и хадисы неразрывно связаны друг с другом, многие коранические откровения повествуют о событиях которые случились с Посланником Аллаха ﷺ и его сподвижниками, благодаря чему можно понять смысл этих аятов, также есть много изречений (хадисов) Пророка Мухаммада ﷺ о Коране и историях описываемых в нем.
Про Коран
В хадисах о Коране сказано очень много. Посланник Аллаха ﷺ уделял большое внимание рассуждениям о Коране, его аятах и сурах, он ﷺ говорил, что тот человек, кто умеет искусно читать Коран, находится на уровне ангелов. Если же человек не научился читать аяты и суры хорошо и при чтении запинается, но стремится прочитать хорошо и прилагает к этому массу усилий, того ожидает вознаграждение от Всевышнего в двойном размере.
Приводятся такие слова посланника Аллаха ﷺ о Коране, где он ﷺ сказал о том действии, которое оказывают коранические тексты на людей: смыслы, которые содержат коранические аяты и суры, одних людей способны мотивировать настолько, что они начинают самосовершенствоваться, расти над собой, становиться щедрее и набожнее, умнее и сильнее, но других людей они делают хуже, опускают их ниже, потому что люди не понимая божественных аятов и тех смыслов, которые они содержат, пытаются оправдать свою лень и бессилие или порочные поступки, думая: «моя жестокость и моя нищета, в которой я живу, может быть оправдана с помощью Корана, и я не буду прилагать усилий, чтобы выправить мое бедственное положение».
Пророческие хадисы из Корана извлекают его важные и глубокие смыслы, преподносят их человеку, демонстрируя, какое действие они могут оказывать на людей и их жизнь, но человек решает сам, подняться с помощью смыслов Корана или опуститься еще ниже, найдя в них оправдание. И только Судный день покажет, кто из людей в мире сделал правильный выбор, а кто совершал ошибку за ошибкой, находя себе оправдания.
В хадисах о Коране Посланник Аллаха ﷺ неоднократно говорил своим сподвижникам и другим мусульманам, что чтение и понимание Корана – это самый лучший в мире путь для получения вознаграждения и довольства Аллаха.
О сурах и аятах упоминаемых в хадисах
В хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал, какие аяты из Корана являются необычными, обладают особым статусом последние два аята из суры «аль Бакара» по словам самого Пророка Мухаммада ﷺ «низведены из сокровищницы под Троном (Аллаха)». Говоря о суре «аль-Фатиха», Пророк Мухаммад ﷺ указывал, что нет ничего подобного по значимости содержания этой суры в других Писаниях – Евангелии или Торе, и сура «аль-Фатиха» очень короткая, состоит всего лишь из семи предложений.
Относительно суры «аль-Бакара» Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что следует читать суру «аль-Бакара», чтобы дом мусульманина покинул Дьявол, чтобы не превращать свой дом в могилу. Пророк Мухаммад ﷺ говорил также, достаточно прочитать на ночь последние два аята из этой суры, чтобы мусульманин обрел мир и душевное спокойствие и защитил самого себя от зла любой формы. Об аяте «аль-Курси» Посланник Аллаха ﷺ говорил, что мусульманину следует читать его после намаза, и тогда он будет находиться под защитой Бога на все время, которое пройдет до следующего намаза, и такому человеку попасть в Рай ничего не помешает.
В одном из хадисов рассказывается, как Пророк Мухаммад ﷺ цитировал слова из Корана, где сказано, что «Поистине, в творении небес и земли, в том, что ночь сменяется днем, несомненно есть знамения для обладающих разумом» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 190-й аят) и указал на то, что при чтении этого аята следует задуматься над ним и уразуметь неописуемое Совершенство Бога, который создал этот мир.
Посланник Аллаха ﷺ сказал также о суре «Пещера», что мусульманин, которые прочитает эту суру, заслужит то, чтобы последующие семь дней осветились для него светом небесным.
Совершая намазы, Посланник Всевышнего ﷺ просил Аллаха помочь ему из всего, чему он научился благодаря Его милости и мудрости, извлечь максимум пользы, просил Бога помочь эти полученные знания приумножить, а также предохранить от всего того, что приближает Пророка ﷺ к состоянию, подобному состоянию обитателей Ада.
Много рассказывается о том, что Посланник Всевышнего ﷺ обязательно перед сном читал суру «ас-Саджда», а также суру «аль-Мульк». О суре «аль-Мульк» сказано, что есть в Коране сура, которая состоит из тридцати аятов, и она способна ходатайствовать (заступаться) за человека в загробном мире в Судный день перед Богом, пока не будут прощены ему все его грехи. Также приводится высказывание Пророка Мухаммада ﷺ о суре «аль-Мульк», когда он сказал, что чтение этой суры защитит впоследствии от мучений в загробном мире.
Но среди хадисов о достоинстве определенных сур Корана немало слабых хадисов, как например, сообщается о том, что сура «Ясин» является сердцем Священной Книги, Пророк Аллаха ﷺ выражал желание, чтобы эта сура оказалась у каждого из его сподвижников и последователей в сердце. Однако немало ученых высказывало мнение о желательности чтения суры «Ясин» умирающему человеку.
В хадисе, переданном от ибн Асакира, рассказано об Абдулле ибн Мас‘уде, сподвижнике Пророка Мухаммада ﷺ, который заболел смертельно опасной болезнью. Однажды Мас‘уда навестил Усман ибн Аффан, который спросил, на что жалуется заболевший. И тогда Мас‘уд сказал, что жалуется на свои прегрешения. Усман спросил у него, чего страстно желает Мас‘уд, и тот ответил, что он страстно желает Милости Бога. Усман предложил пригласить больному врача, но тот сказал, что врач и стал причиной его болезни. И тогда Усман ибн Аффан предложил оказать помощь дочерям ибн Мас‘уда, на что ибн Мас‘уд сказал, что приказал своим детям читать на ночь пятьдесят шестую суру «аль Вакы‘а» постоянно, поэтому бедность и нужда никогда их не постигнет. Данный хадис не считают достоверным, но в пользе постоянного чтения на ночь Корана никто не сомневается.
Пророк Мухаммад ﷺ много говорил о пользе и достоинствах сур и аятов Корана. Он сказал о суре «аль-Ихляс», что она является третью Корана, и даже однажды спросил у своих сподвижников, смогли ли бы они читать каждый вечер перед сном треть Священной Книги, но те ответили, что это было бы для них очень сложно. Тогда Пророк Мухаммад ﷺ сообщил им, что сура «аль-Ихляс» равна трети Корана как по тому воздаянию, которое получит мусульманин от Бога, читая ее, так и по значимости ее смысла.
Темы Корана в хадисах
В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ приводится много отсылок к тем темам, которые поднимает Коран. Приводится сорок достоверных хадисов, в которых Пророк Мухаммад ﷺ поднимает тему семьи и мира в семейных отношениях.
Приводится хадис в аль-Бухари, в котором Пророк Мухаммад ﷺ сказал о том, что все дети в мире рождаются в состоянии врожденной веры в Единого Господа или в фитре, и уже после рождения становятся под влиянием родителей либо христианами, либо иудеями, либо многобожниками.
Дети
О важной роли родителей в жизни детей Посланник Всевышнего ﷺ сказал, что самым ценным подарком в мире, который только сможет подарить своему ребенку отец, будет хорошее воспитание. Однако данный хадис является мурсаль-хадисом. Пророк ﷺ часто говорил о том, в чем заключается обязанность родителей перед своими детьми – дать детям хорошее имя и воспитание, воспитать в них иман, благочестие и достоинство. Когда Аиша рассказала Пророку ﷺ о случае с бедной женщиной и двумя ее дочерями, между которыми она разделила свой последний финик, Мухаммад ﷺ восхитился ее поступком и сказал, что Бог «сделал Рай обязательным для неё».
Пророк ﷺ сказал: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (хадис ат-Тирмизи). О любви к детям Пророк ﷺ говорил неоднократно. Айша упоминала, что когда человек обратился к Пророку Мухаммаду ﷺ с вопросом, целует ли он своих детей, и сообщил, что в их семье детей не целуют, Пророк ﷺ сообщил, что сердце этого человека Всевышний «лишил милосердия».
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что после смерти человека прекращаются все его дела, кроме:
- садака джария, то есть тех добрых дел, которые человек совершает – милостыни, пожертвований;
- других благих дел, которые и после смерти человека продолжают приносить пользу;
- полезных знаний, которые после смерти человека используют люди;
- и ребенка, который молится за своего родителя Богу.
Посланник Всевышнего ﷺ предписывал обучать своих детей с семилетнего возраста намазу, а с десяти лет родители за его нежелание совершать намазы могут уже наказывать его – об этом сказано в хадисе, переданном от ат-Тирмизи. Он ﷺ говорил о том, что дочери, о которых проявляют заботу родители, способны стать преградой, которая защитит их родителей от адского огня в загробном мире.
Посланник Аллаха ﷺ указывал, что есть три человека, чьи мольбы примет Аллах – это угнетенный человек, это путник, обращающийся в Господу с мольбами, и это родитель, который молится Богу за своего ребенка. Эти слова приведены в хадисе, переданном от Тирмизи, от ибн Мааджа и Ахмада бин Ханбаля.
Родители
Приводятся хадисы, в которых Пророк Мухаммад говорит о родителях. В предании, переданном от Байхаки, Мухаммад ﷺ сказал, что в довольстве родителей заключается довольство Аллаха, также как и в гневе родителей заключается гнев Аллаха.
На вопрос одного человека о том, к кому следует проявлять наибольшее почтение, Посланник Всевышнего ﷺ ответил трижды, что к его матери. После матери следует проявлять почтение к отцу и родственникам по мере их близости.
В сборниках хадисов Тирмизи передается, что Посланник Аллаха ﷺ назвал родителей «срединными вратами Рая: «если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их».
Когда Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик спросила у Пророка Мухаммада ﷺ, следует ли ей поддерживать отношения со своей матерью, которая была при жизни Посланника ﷺ многобожницей, и Посланник ﷺ ответил, что ей следует это делать (передал Муслим и аль-Бухари).
Посланник Аллаха ﷺ говорил о том, что Всевышний запрещал черствость, непочтение и непослушание к своим матерям. Он говорил о том, что проклят тот человек, которые своих родителей ругает, и позор тем людям, которые оставляют в старости своих родителей, и такие люди в Рай не войдут.
Когда Муавия ибн Джахима ас-Сулями пришел посоветоваться с Посланником Аллаха ﷺ перед военным походом, Посланник сказал ему заботиться о своей матери, поскольку «поистине Рай под ее ногами!».
Родственники
Приводятся хадисы, в которых Посланник Аллаха ﷺ говорит о семье и родственных связях. В одном из них повествуется со слов Абу Аюба аль-Ансари, что однажды человек обратился к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой рассказать, какие деяния способны привести его в Рай, и Пророк Аллаха ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не приобщай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи». Он называл лучшими среди мусульман тех, кто лучше всех к своей семье относится. Он призывал всех, кто верит в Аллаха и Судный день, поддерживать родственные отношения. Он говорил, что тому человеку будет продлен Богом срок его жизни в этом мире, кто со своими родственниками поддерживает связи.
В хадисе, переданном со слов Аиши Муслимом и Бухари, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет».
Семья
Говоря об отношениях мужа и жены, Пророк Мухаммад ﷺ указывал мужьям относительно их жен: «Если ешь сам, то накорми и её, если покупаешь себе одежду, то купи и ей! Не бей её по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй её одну в доме». В другом хадисе Посланник Всевышнего призывал мужей с терпением относится к своим женам: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится – понравится другой»
Большое внимание уделял он благочестию и праведности женщин, говоря, что если женщина будет совершать пять предписанных молитв, соблюдать пост в месяце Рамадан, оберегать свое целомудрие и будет повиноваться своему мужу, то ей скажут, чтобы она вошла в Рай через те врата, которые пожелает!
Пророк Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине веры».
Изречения из Корана, высеченные на башне Кутб-Минар, дали ей силу устоять перед стихией
Изречения из Корана, высеченные на башне Кутб-Минар, дали ей силу устоять перед стихией |
Минарет Кутб-Минар |
«Самая высокая башня в Индии, «седьмое чудо Хиндустана», когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора.
(Высота башни-72,55 м, диаметр у основания — 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м).
Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар.
Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.
Изречения из Корана, высеченные на башне Кутб-Минар, дали ей силу устоять перед стихией Фрагмент минарета, на котором отчетливо видно арабское письмо |
И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.
Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.
Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа — также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.
Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками — они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.
Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского — “могущество ислама”) – первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.
Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен — 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.
Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.
Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота — 7,2 м, диаметр у основания — 41,7 см, у вершины — 30,5 см, вес — около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из мусульманских стран, расположенных к северу от Индии.
Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.
Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.
Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, — ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.
В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.
Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.
С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это — Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.
Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236-1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.
Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.
Согласно легендам, довольно часто на долю башни Кутб Минар выпадала тяжёлая миссия — стать орудием сведения счётов с жизнью. Как правило, так поступали жёны султанов.
Само название этой знаменитой башни толкуется по-разному. Одно группа учёных считает, что название этой башни произошло от имени первого из тюркских султанов Кутбуддина Айбака. Вторые предполагают, что она получила такое название из-за имени святого из Багдада, на момент постройки переселившегося в Дели и пользовавшегося особым расположением Акбара. Его звали Кхваджа Кутбуддин Бахтияр Каки.
На сегодняшний день вокруг башни построено ограждение, а чтобы попасть на территорию для знакомства с этой достопримечательностью необходимо приобрести билет.
Вход на территорию комплекса Кутб-Минар для иностранных граждан стоит $5, фотографировать и снимать на видео можно без ограничений.
В 1993 году минарет Кутб-Минар была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
15 мудрых цитат из Корана
Мы собрали для вас 15 мудрых цитат из Корана:
1) Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя.
2) Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек.
3) Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным]; побуждай к добру (в словах и делах) и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим].
4) Ни одна душа не понесет чужого бремени.
5) Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он (Господь) прощает вам многое.
6) О женщины, если бы вы знали ваши обязанности перед мужьями, то каждая из вас будучи сама в пыли, прежде всего, убирала бы пыль с лица своего Мужа.
7) Чернила ученого и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность.
8) Сломанная ветка без необходимости тоже убийство.
9) Твой Господь предписал Тебе не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро Родителям. Если один родитель или Оба достигнут старости, то не говори им: «Уфф!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно.
10) И всякому человеку Мы прикрепили судьбу его к его шее.
11) И если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобрели [за те грехи, которые они совершают] (только в этом мире), то Он не оставил бы на поверхности её [земли] ни одного живого существа.
12) И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их – великий грех!
13) Вот, вы – те, кто препирается о том, о чем у вас есть знание; почему же вы препираетесь о том, о чем у вас нет знания? Поистине, Аллах знает, а вы не знаете!
14) Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться
15) Воистину, добрые деяния устраняют деяния дурные. Это — наставление для тех, кто помнит.
Слова, ставшие золотыми | Ислам в Дагестане
Наставления из Корана, хадисов и преданий.
«Защищайся от зла добром; тот, кто имеет к тебе враждебные чувства, вдруг превратится в твоего друга» (смысл аята. Коран, 22: 78).
«Лучше сказать доброе слово и простить, чем дать милостыню с упрёком» (Коран, 2: 263).
«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, кого притеснили» (Коран, 4: 148).
«Скажи: о мой Господь, увеличь мои научные познания!» (Коран, 20: 114).
«Не говори родителям, что они тебе надоели, и не кричи на них; говори с ними вежливо и мягко, опустив на них крылья милосердия, и проси: «О мой Господь, смилуйся над ними, они проявляли ко мне милосердие, воспитывая меня, когда я был маленьким!» (Коран, 17: 23).
«Смягчай, утончай свой голос, самый противный голос – это голос осла» (Коран, 31: 19).
«Человек не скажет ни слова без того, чтобы рядом с ним не было ангелов Ракиба и Атида (записывающих его слова)» (Коран, 50: 18).
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили по-доброму, поистине, шайтан сеет между ними раздоры» (Коран, 17: 53). Этот священный аят призывает нас обращаться друг с другом деликатно, выбирая лучшие слова.
«Молчание означает сообразительность и упование на Аллаха, но молчаливых мало» (Хадис, переданный Дайлами и Байхаки).
«Тому, кто сбережёт свой язык и половые органы, я гарантирую Рай» (Хадис, переданный аль-Бухари).
«А разве не язык бросает людей на дно ада?» (Ат-Тирмизи и Хаким).
«Вера раба не будет истинной, пока сердце не будет обладать истиной, и сердце не будет на истинном пути без истины на языке» (ат-Тирмизи).
«Большинство ошибок человек совершает языком» (ат-Табрани и Байхаки).
«Самое лёгкое поклонение – молчание и благонравие» (ибн Аби ад-Дунья).
«Да будет Аллах милостив к тем, кто добрым словом приобрёл клад и спасся молчанием» (Байхаки и ибн Аби ад-Дунья).
Пророк Сулейман сказал: «Если бы речь была серебром, то молчание было бы золотом».
«Сохраняй свой язык от плохого, и тем самым будешь спасён от шайтана» (ат-Табарани).
«У верующего язык следует за сердцем (он думает, прежде чем говорить), а у лицемера язык опережает сердце» (Хараити).
«Красота Ислама заключена в отказе от бесполезного» (ат-Тирмизи).
«Счастлив человек, который раздаёт богатство, которого больше, чем необходимо, и не занимается лишними разговорами» (Байхаки).
«Один человек говорит слово, которым доволен Аллах и не придаёт этому большого значения. Из-за этого слова человек в Судный день может приобрести довольство Аллаха. Другой же говорит слово, которое вызовет гнев Аллаха, и не придаёт этому большого значения, но из-за этого он может попасть под гнев Аллаха» (ат-Тирмизи).
«Ни одна группа людей не заблудилась после наставления Аллахом на путь истины, кроме как после начала конфликта и ссор» (ат-Тирмизи).
«Самый ненавистный для Аллаха тот, кто упрям в споре» (аль-Бухари).
«Доброе слово тоже милостыня» (Муслим).
«Уразумейте! Пропали люди, которые говорят безгранично много и впадают в крайности» (хадис, переданный имамом Ахмадом).
«Рай запретен для сквернослова» (хадис, переданный ибн Аби ад-Дуньей).
«Если двое ругают друг друга – они оба кричащие, нападающие друг на друга шайтаны» (хадис рассказал Абу Давуд).
«Ругать верующего – нечестивость, убить его – неверие» (хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (хадис рассказали Ахмад и ат-Табарани).
«Ругать своих родителей значит ругать родителей и других, и подталкивать людей ругать своих родителей».
«Самое любимое Аллахом деяние – поминание Аллаха так, чтобы язык никогда не высох, до самой кончины» (хадис рассказали ат-Тирмизи, Хаким, ибн Маджа, ибн Хаббан).
«Верующий не может быть проклинающим» (хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Если один сказал другому, что он неверующий, то один из них непременно станет неверующим. Если тот, кого оклеветали, на самом деле уверовавший, неверующим станет тот, кто говорит, что другой неверующий» (хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Упоминайте своих умерших только добром» (хадис рассказал Насаи).
«Я тоже шучу, но и шутя говорю только правду» (хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Один бросает реплику, слово, чтобы смеялись те, кто рядом, тем самым он попадает в огонь ада на расстояние большее, чем до звезды Плеяда» (хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом).
«Если кто упрекнёт брата по вере в грехе, в котором тот раскаялся, этот человек не умрёт, пока не совершит такой же грех» (хадис рассказал ат-Тирмизи).
«Если человек, который даже совершает намаз, соблюдает пост и утверждает, что он мусульманин, обладает тремя недостатками: говорит неправду, нарушает договор, не оправдывает доверие, то есть он лицемер» (хадис рассказали аль-Бухари и Муслим».
«Лживость – одна из дверей лицемерия» (хадис рассказал ибн Адийюн).
«В Судный день Аллах не посмотрит на торговца, который даёт ложную клятву» (хадис рассказал Муслим).
«Примиряй людей, даже если для этого придётся лгать» (хадис рассказал ат-Табарани).
«Есть семьдесят два вида ростовщичества. Самое маленькое из них (по греховности) подобно совершению прелюбодеяния со своей матерью. Злословие же, разговоры за спиной брата по вере, порочащие его — самое большое ростовщичество» (хадис, переданный ат-Табарани).
«Человека, который в отсутствие своего брата по вере защищает от злословия, Аллах освобождает от ада» (хадис, переданный Ахмадом и ат-Табарани).
«Искуплением за злословие может быть мольба о прощении грехов того, о ком ты злословил» (рассказал хадис ибн Аби ад-Дунья).
«Сплетник не войдёт в Рай» (Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим).
«Лицемер в Судный день воскреснет с двумя огненными лицами» (хадис, переданный ат-Табарани).
Имам аль-Газали (да будет свята его душа!) сказал: «Речь может быть четырёх типов: 1) только вредной; 2) только полезной; 3) смешанной, в которой есть и польза и вред; 4) такой, от которой нет ни пользы, ни вреда.
От речи, которая приносит только вред, необходимо отказаться так же, как необходимо отказаться и от речи, от которой есть и польза и вред, ибо вред превышает пользу. Также следует отказаться и от речи, от которой нет ни пользы, ни вреда, так как она попусту убивает время. Вести следует лишь разговоры, которые приносят только пользу».
Однажды встретились цари Индии, Китая, Рима и Персии. Один из царей сказал: «Я никогда не печалился за несказанное, а печалился лишь за сказанное». Второй сказал: «Сказанное слово властвует надо мной». Третий сказал: «Я удивляюсь говорящему, если речь обернётся против него, она навредит ему, а если не навредит, то не принесёт и пользы». Четвёртый сказал: «Мне легче отвергнуть несказанное слово, чем сказанное».
В Коране говорится:
لَا خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِنْ نَجْوَاهُمْ إِلَّا مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلَاحٍ بَيْنَ النَّاسِ (النساء، 114)
Смысл: «По большей части пользу приносит только речь, призывающая к раздаче милостыни, к добру и примирению людей» (Коран, 4: 114).
Дай Аллах нам силу отказаться от бесполезной речи и вести только полезные разговоры! Амин.