Категория:Психологи России — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуПодкатегории
В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.
Страницы в категории «Психологи России»
Показано 200 страниц из 267, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)А
- Абдуллаева, Мехирбан Махаметжановна
- Абульханова, Ксения Александровна
- Агапова, Ирина Анатольевна
- Агния (певица)
- Акопов, Гарник Владимирович
- Алексеев, Анатолий Андреевич (психолог)
- Алексеев, Никита Глебович
- Аллахвердов, Виктор Михайлович
- Амонашвили, Шалва Александрович
- Андреев, Сергей Игоревич
- Андреева, Галина Михайловна
- Анисимов, Олег Сергеевич
- Анцупов, Анатолий Яковлевич
- Анцыферова, Людмила Ивановна
- Аракелов, Геннадий Гургенович
- Арсеньев, Анатолий Сергеевич
- Артемьева, Галина Марковна
- Асмолов, Александр Григорьевич
- Ахутина, Татьяна Васильевна
- Ашанина, Елена Николаевна
Б
- Базаров, Тахир Юсупович
- Барабанщиков, Владимир Александрович
- Бардин, Кирилл Васильевич
- Бассин, Филипп Вениаминович
- Батурин, Николай Алексеевич
- Безруких, Марьяна Михайловна
- Березин, Феликс Борисович
- Берулава, Галина Алексеевна
- Бодалёв, Алексей Александрович
- Бодров, Вячеслав Алексеевич
- Бондаренко, Александр Фёдорович
- Бондырева, Светлана Константиновна
- Бочкарёв, Леонид Львович
- Братусь, Борис Сергеевич
- Брушлинский, Андрей Владимирович
- Бубеев, Юрий Аркадьевич
В
- Вагин, Юрий Робертович
- Вагнер, Владимир Александрович (зоолог)
- Васильев, Игорь Александрович
- Величковский, Борис Митрофанович
- Венгер, Леонид Абрамович
- Венда, Валерий Фёдорович
- Веракса, Александр Николаевич
- Веракса, Николай Евгеньевич
- Вилюнас, Витис Казиса
- Войскунский, Александр Евгеньевич
- Войтенко, Роман Матвеевич
- Волков, Евгений Новомирович
- Володина, Василиса
- Вяткин, Бронислав Александрович
Г
- Габай, Татьяна Васильевна
- Галажинский, Эдуард Владимирович
- Ганзен, Владимир Александрович
- Гинецинский, Владислав Ильич
- Гиппенрейтер, Юлия Борисовна
- Гозман, Леонид Яковлевич
- Голубева, Эра Александровна
- Горин, Сергей Анатольевич
- Гостев, Андрей Андреевич
- Грановская, Рада Михайловна
- Громыко, Юрий Вячеславович
- Гурвич, Иосиф Наумович
- Гуревич, Константин Маркович
- Гуревич, Павел Семёнович
- Гусев, Алексей Николаевич
К
- Карабанова, Ольга Александровна
- Карвасарский, Борис Дмитриевич
- Карельский, Герман Борисович
- Карпов, Анатолий Викторович
- Карпова, Мария Сергеевна
- Катаева-Венгер, Александра Абрамовна
- Кирнарская, Дина Константиновна
- Кирьянова, Анна Валентиновна
- Китов, Ахмед Исмаилович
- Климов, Евгений Александрович (психолог)
- Князев, Александр Михайлович (педагог)
- Кожемякин, Владислав Вячеславович
- Козлов, Николай Иванович
- Козловский, Станислав Александрович
- Кольцова, Вера Александровна
- Кон, Игорь Семёнович
- Корнилова, Татьяна Васильевна
- Короленко, Цезарь Петрович
- Крупицкий, Евгений Михайлович
- Крысько, Владимир Гаврилович
- Кудрявцев, Владимир Товиевич
- Кузнецова, Анна Юрьевна
- Купрейченко, Алла Борисовна
- Курачёв, Дмитрий Геннадьевич
Л
- Лабковский, Михаил Александрович
- Лазарев, Валерий Семёнович
- Лазурский, Александр Фёдорович
- Лебедев, Владимир Иванович (психолог)
- Лебедева, Марина Михайловна
- Лебединский, Виктор Васильевич
- Леви, Владимир Львович
- Лейтес, Натан Семёнович
- Леонов, Николай Ильич
- Леонова, Анна Борисовна
- Леонтьев, Алексей Алексеевич (лингвист)
- Леонтьев, Дмитрий Алексеевич
- Лепский, Владимир Евгеньевич
- Лефевр, Владимир Александрович
- Литвак, Михаил Ефимович
- Личко, Андрей Евгеньевич
- Логинова, Наталья Анатольевна
- Лубовский, Владимир Иванович
- Львовский, Владимир Александрович
М
- Магомед-Эминов, Мадрудин Шамсудинович
- Мазилов, Владимир Александрович
- Мазин, Виктор Аронович
- Малых, Сергей Борисович
- Марцинковская, Татьяна Давидовна
- Марютина, Татьяна Михайловна
- Матвеев, Валентин Степанович
- Матвеева, Лидия Владимировна
- Матюшкин, Алексей Михайлович
- Мелия, Марина Ивановна
- Менделевич, Владимир Давыдович
- Мещеряков, Борис Гурьевич
- Микадзе, Юрий Владимирович
- Михайлов, Феликс Трофимович
- Морозов, Владимир Петрович
- Мунипов, Владимир Михайлович
- Мурашова, Екатерина Вадимовна
- Мусхелишвили, Николай Львович
- Мухина, Валерия Сергеевна
Н
- Наговицын, Алексей Евгеньевич
- Назаретян, Акоп Погосович
- Нарицын, Николай Николаевич
- Нартова-Бочавер, Софья Кимовна
- Некрасова, Юлия Борисовна
- Немов, Роберт Семёнович
- Нечаев, Николай Николаевич
- Николаева, Валентина Васильевна
- Новодержкин, Борис Анатольевич
- Носкова, Ольга Геннадьевна
- Носуленко, Валерий Николаевич
- Нуркова, Вероника Валерьевна
П
- Палей, Иосиф Маркович
- Панарин, Игорь Николаевич
- Панасюк, Александр Юрьевич
- Панфёров, Владимир Николаевич
- Парыгин, Борис Дмитриевич
- Патяева, Екатерина Юрьевна
- Петрановская, Людмила Владимировна
- Петренко, Виктор Фёдорович
- Петровская, Лариса Андреевна
- Петровский, Артур Владимирович
- Петровский, Вадим Артурович
- Петухов, Валерий Викторович
- Писаренко, Сергей Николаевич
- Платонов, Юрий Петрович
- Плигин, Андрей Анатольевич
- Поддьяков, Александр Николаевич
- Подольский, Андрей Ильич
- Подымова, Людмила Степановна
- Познышев, Сергей Викторович
- Покрасс, Михаил Львович
- Поливанова, Катерина Николаевна
- Поляков, Юрий Фёдорович (психолог)
- Пономарёв, Яков Александрович
- Потёмкина, Ольга Фёдоровна
1 | Адлер Альфред | австрийский психолог, представитель психоанализа | Австрия |
2 | Айзенк Ханс Юрген | английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности | Англия |
3 | Амонашвили Шалва Александрович | советский, грузинский и российский педагог и психолог | Россия |
4 | Ананьев Борис Герасимович | советский психолог, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ | Россия |
5 | Анохин Петр Кузьмич | советский физиолог, создатель теории функциональных систем | Россия |
6 | Аристотель | древнегреческий философ и учёный | Древняя Греция |
7 | Ах Нарцисс | немецкий психолог, представитель Вюрцбургской психологической школы, последователь Освальда Кюльпе | Германия |
8 | Бандура Альберт | канадский психолог (украинец по происхождению), известный своими работами по теории социального обучения | США |
9 | Бардин Кирилл Васильевич | российский психолог, специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии | Россия |
10 | Басов Михаил Яковлевич | отечественный психолог, разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста | Россия |
11 | Бассин Филипп Вениаминович | выдающийся советский психолог и нейрофизиолог, доктор медицинских наук, профессор | Россия |
12 | Бекеши Джордж фон | американский физик, биофизик и физиолог, член Национальной академии наук США, Американской академии искусств и наук | США |
13 | Бергсон Анри | один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни | Франция |
14 | Беркли Джордж | английский и ирландский философ, представитель субъективного идеализма | Англия |
15 | Берн Эрик | американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» | США |
16 | Бернштейн Николай Александрович | советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности | Россия |
17 | Берт Хеллингер | немецкий философ, психотерапевт и богослов, автор метода — «системно-семейные расстановки» | Германия |
18 | Бехтерев Владимир Михайлович | выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог | Россия |
19 | Бине Альфред | французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета | Франция |
20 | Блейлер Эйген | швейцарский психиатр и патопсихолог, профессор психиатрии | Швейцария |
21 | Блонский Павел Петрович | русский и советский философ, педагог и психолог | Россия |
22 | Бодалев Алексей Александрович | выдающийся русский психолог | Россия |
23 | Бодуэн Де Куртенэ | выдающийся польский и рос. лингвист, один из создателей учений о фонемах, морфемах и графемах | Польша |
24 | Божович Лидия Ильинична | сов. психолог, ученица Л.С. Выготского | Россия |
25 | Брентано Франц | австрийский философ и психолог, провозвестник феноменологии и некоторых идей аналитической философии | Германия |
26 | Брунер Джером Сеймур | американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов | США |
27 | Брушлинский Андрей Владимирович | российский психолог, исследовал проблемы психологии личности и мышления | Россия |
28 | Бэкон Фрэнсис | английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма | Англия |
29 | Бэн Александр | шотландский философ, психолог и педагог | Англия |
30 | Бюлер Карл | немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию | Австрия |
31 | Бюлер Шарлотта | психолог, доктор философии, специалист по детской психологии | Австрия |
32 | Вагнер Владимир Александрович | известный российский зоолог и зоопсихолог, психолог, доктор зоологии, основатель отечественной сравнительной психологии | Россия |
33 | Вайцзекер Виктор, фон | немецкий врач–интернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии | Германия |
34 | Валлон Анри | французский психолог, педагог | Франция |
35 | Вебер Эрнст Генрих | немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения | Германия |
36 | Вертгеймер Макс | нем. и амер. психолог, один из основателей гештальтпсихологии | Германия |
37 | Вивес Хуан Луис | испанский философ, гуманист и педагог | Испания |
38 | Вудвортс Роберт | американский психолог, представитель функциональной психологии | США |
39 | Выготский Лев Семенович | известный в мировой психологии сов. психолог | Россия |
40 | Галль Франц Иосиф | автор теории локализации сложных психических функций и свойств в коре головного мозга, основатель френологии | Австрия |
41 | Гальперин Петр Яковлевич | выдающийся советский психолог, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР | Россия |
42 | Гальтон Фрэнсис | английский исследователь, географ, антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики | Англия |
43 | Гартли Дэвид | англ. врач и психолог, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии | Англия |
44 | Геллерштейн Соломон Григорьевич | советский учёный, доктор биологических наук, профессор, психолог и психотехник | Россия |
45 | Гельмгольц Герман | немецкий физик, физиолог и психолог | Германия |
46 | Гербарт Иоганн | нем. философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии | Германия |
47 | Гоббс Томас | англ. философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета | Англия |
48 | Гольдштейн Курт | один из наиболее выдающихся немецких неврологов и психиатров, заложивший основы нейро- и патопсихологии | Германия |
49 | Грот Николай Яковлевич | русский философ-идеалист, психолог | Россия |
50 | Давыдов Василий Васильевич | известный отечественный психолог и педагог, Академик и вице-президент Российской академии образования | Россия |
51 | Декарт Рене | фр. философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики | Франция |
52 | Демокрит Абдерский | древнегреч. философ, создатель законченной системы атомистического материализма | Древняя Греция |
53 | Джеймс Уильям | амер. психолог и философ, один из основателей философии прагматизма и функционализма как направления в психологии | США |
54 | Дженис Ирвинг | психолог-исследователь | США |
55 | Дильтей Вильгельм | нем. философ и психолог | Германия |
56 | Добрынин Николай Федорович | советский психолог, доктор педагогических наук, профессор | Россия |
57 | Дьюи Джон | американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм | США |
58 | Дюркгейм Эмиль | французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа | Франция |
59 | Жане Пьер | фр. психолог и психиатр | Франция |
60 | Жинкин Николай Иванович | известный рос. психолог, представитель старшего поколения психологов «челпановского призыва» | Россия |
61 | Занков Леонид Владимирович | сов. психолог, педагог, дефектолог, ученик Л.С. Выготского | Россия |
62 | Запорожец Александр Владимирович | сов. психолог, ученик Л.С. Выготского | Россия |
63 | Зейгарник Блюма Вульфовна | сов. психолог, основатель отечественной патопсихологии | Россия |
64 | Зинченко Петр Иванович | украинский психолог, представитель Харьковской школы | Украина |
65 | Зинченко Татьяна Петровна | советский и российский психолог | Россия |
66 | Ительсон Лев Борисович | сов. психолог и педагог | Россия |
67 | Йеркс Роберт | американский психолог | США |
68 | Кабанис Пьер Жан Жорж | французский врач и философ, ученик Кондильяка, участник Великой фр. революции | Франция |
69 | Кавелин Константин Дмитриевич | русский историк, правовед, социолог и публицист | Россия |
70 | Кант Иммануил | великий немецкий философ, родоначальник нем. классической философии | Германия |
71 | Капп Эрнст | немецкий географ и философ, занимавшийся вопросами философии техники | Германия |
72 | Кассирер Эрнст | нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства | Германия |
73 | Кёлер Вольфганг | немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии | США |
74 | Келлер Елена | знаменитая амер. слепоглухонемая (с 2 лет), преподаватель и общественный деятель | США |
75 | Келли Джордж Александр | американский психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов | США |
76 | Кеннон Уолтер | американский психофизиолог, физиолог | США |
77 | Кондильяк Этьен Бонно де | французский философ, аббат | Франция |
78 | Корнилов Константин Николаевич | отечественный психолог, автор реактологического учения, ученик Г.И. Челпанова | Россия |
79 | Корчак Януш | выдающийся польский педагог, гуманист, врач-педиатр, писатель | Польша |
80 | Кюльпе Освальд | немецкий психолог и философ, представитель критического реализма, основатель Вюрцбургской школы | Германия |
81 | Ладыгина-Котс Надежда Николаевна | рос. психолог | Россия |
82 | Лазурский Александр Федорович | отечественный врач и психолог, сотрудник В.М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге | Россия |
83 | Ламетри Жюльен Офре де | французский врач и философ-материалист | Франция |
84 | Ланге Николай Николаевич | русский психолог, один из основоположников российской и видных представителей экспериментальной психологии своего времени | Россия |
85 | Леви-Брюль Люсьен | французский философ и психолог, представитель фр. социологической школы | Франция |
86 | Левин Курт | немецкий, а затем американский психолог | Германия |
87 | Левина Роза Евгеньевна | сов. психолог, дефектолог, логопед, участница «пятерки» учеников Л.С. Выготского | Россия |
88 | Лейбниц Готфрид Вильгельм | нем. философ, математик, языковед, историк, юрист, изобретатель | Германия |
89 | Леонтьев Алексей Николаевич | сов. психолог, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии | Россия |
90 | Лисина Майя Ивановна | сов. психолог, доктор психологических наук, профессор | Россия |
91 | Локк Джон | англ. философ, психолог, педагог, политический деятель | Англия |
92 | Ломов Борис Федорович | советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, психологии познавательных процессов | Россия |
93 | Лоренц Конрад | выдающийся австрийский учёный, один из основоположников этологии, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине | Австрия |
94 | Лурия Александр Романович | выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии | Россия |
95 | Мак-Дугалл Уильям | англо-американский психолог | США |
96 | Макаренко Антон Семенович | советский педагог и писатель | Россия |
97 | Мамардашвили Мераб Константинович | выдающийся советский философ, доктор философских наук, профессор | Россия |
98 | Маслоу Абрахам Харольд | видный американский психолог, основатель гуманистической психологии | США |
99 | Мейерсон Иньянс | французский психолог | Франция |
100 | Мейман Эрнст | нем. педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики и педагогической психологии | Германия |
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ.. 100 великих психологов
АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.
В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.
В сентябре 1927 г. Б.Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то
время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.
Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологаческой точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.
В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.
В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.
Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.
Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.
Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.
В 1943 г. Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.
На рубеже 1940—1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.
В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.
Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962—1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплекс-ный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.
В это же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.
Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б.Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы.
В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии Год спустя Б.Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси.
В начале 1970-х гг. Б.Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.
Научное значение трудов Б.Г. Ананьева трудно переоценить Несмотря на то что ему пришлось отказаться от исследований в области педологии, ученый продолжил активную научную работу в различных областях психологии: от исторических основ науки до изучения чувствительности и некоторых психологических функций. Кроме того, Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Топ-10 психологов русского YouTube | Анализируем фирменный стиль аккаунтов Navika.Pro
Дата публикации: 14 марта 2019 г.
Странно, но в рейтинге популярности не нашлось места медийным персонам вроде Михаила Лабковского или Димы Зицера. Аудитория их именных каналов недотягивает и до 10 тысяч подписчиков. Возможно, этим психологам и так хватает внимания прессы. Давайте посмотрим на их коллег, которые сделали ставку на YouTube как на основной канал продвижения — и не прогадали. Первая позиция вас точно удивит.
1. Hotpsychologies, 950 375 подписчиков
На данный момент самым популярным психологом-ютубером является Виктория Юшкевич. О себе девушка рассказывает так: «Психолог-практик с двумя высшими образованиями, сочетаю высокий теоретический уровень с умениями анализировать и решать на практике широкий круг проблем».
Блог «Горячая психология» Виктория запустила семь лет назад, и за это время он набрал 154 284 684 просмотра. Что неудивительно, если учесть, как креативно Виктория Юшкевич анонсирует советы.
Кстати, такие «горячие» у Виктории только обложки, в самих видео девушка появляется в довольно строгом образе. Очевидно, что над каналом и его продвижением работает целая команда специалистов.
Самый популярный ролик Hotpsychologies называется «Чтобы мужчину к вам тянуло». Его посмотрели 11 857 517 раз, оставили 273 комментария.
2. Вероника Степанова, 515 214 подписчиков
«Психолог по скайпу» из США рассказывает о конфликтах, неврозах, сексе каждый понедельник и четверг в 15:00 по московскому времени.
Канал был зарегистрирован в августе 2012 года и за это время набрал 86 124 189 просмотров.
В оформлении используются крупные шрифты, плашки и игривые постановочные кадры. Большинство видео Вероника записывает за рабочим столом на фоне белой стены. Названия ее роликов часто провокационные: «Власть и яйца» или «Многодетные семьи. Зачем?».
У Вероники Степановой очень активная аудитория. К примеру, 19-минутный ролик про газлайтинг за одну неделю собрал 113 680 просмотров, 6100 лайков, 179 дизлайков и 1791 комментарий.
Возможно, секрет в том, что Вероника довольно просто общается со своими зрителями, называет их «ребята» и «друзья», делится мыслями на отвлеченные темы и очень непосредственно ведет себя перед камерой.
Больше всего просмотров у ролика «Пять правил отличного секса», он заинтересовал 3,5 миллиона зрителей YouTube.
3. Дмитрий Карпачев, 208 524 подписчика
На канале известного украинского психолога «вы сможете найти ответы на вопросы, которые касаются отношений и воспитания детей».
Канал молодой, ему около двух лет, и за это время он накопил 5 467 574 просмотра.
Темы для видео генерируют читатели личного сайта Дмитрия Карпачева. Они присылают ему вопросы, а психолог выбирает наиболее интересные и дает исчерпывающий ответ.
На экране у Дмитрия получается выглядеть «идеальным психологом» — он интеллигентен, вдумчив, говорит хорошо выстроенными фразами, но при этом просто и понятно.
Опыта работы на камеру Дмитрию Карпачеву не занимать — уже около 10 лет он принимает участие в украинских телепроектах, таких как «Дорогая, мы убиваем детей», «Правила жизни», «Спасите нашу семью», «Детектор лжи», а также телепроектах «Беременная в 16», «Один за всех».
Самое большое количество просмотров (723 073) набрал четырехминутный ролик «Почему детям нельзя спать с родителями. Кризис детей трех лет. Самостоятельность ребенка». Зрители оставили 958 комментариев.
4. Алуника Добровольская, 170 605 подписчиков
Алуника Добровольская позиционирует себя как НЛП-тренер, психотехнолог, мастер нейролингвистики, консультант успешных людей.
Ее каналу почти шесть лет, и за это время видео Алуники просмотрели 30 014 777 раз.
Алуника знает, как удержать внимание своей аудитории — «взрослых девочек, которые находятся в поиске любовных отношений, карьеры и денег». Добровольская не скрывает ни свой возраст, ни личную историю, ни содержимое косметички. А со зрителями общается как с хорошими приятельницами.
«Дорогие мои умные и красивые единомышленницы! Приветствую вас на нашей с вами территории! Мы создаем ее вместе с вами, чтобы, заходя сюда, вы могли быстро, с удовольствием и пользой для себя получить то, что ищете: поддержку в ваших изменениях к лучшему, полезный совет или рекомендацию, нужную вам информацию и вдохновение».
Локации для съемок Добровольская долго не ищет, записывает видео там, где есть возможность: в машине, по пути на работу, в гостиничных номерах или в рабочем кабинете. Так же, впрочем, как и многие другие ее коллеги. Самый популярный ролик канала «Знакомства после 40. Как быть с сексом?» собрал 1,3 миллиона просмотров и вызвал такую жаркую дискуссию, что автор решила отключить комментарии.
5. Андрей Курпатов, 96 870 подписчиков
У Андрея Курпатова богатое телевизионное прошлое и полный шкаф регалий. Он президент Высшей школы методологии, основатель Интеллектуального кластера «Игры разума», руководитель психотерапевтического центра, автор более сотни научных работ и 12 монографий.
У этого психолога самый молодой канал — ему нет и двух лет. Общая сумма просмотров — 4 444 090.
В оформлении канала — классика жанра: лицо крупным или средним планом и призывные названия роликов, написанные большими буквами. Плей-лист Курпатова состоит из многочисленных интервью, ответов на вопросы и публичных выступлений. В этом стиле Курпатову нет равных: его увлекательная подача материала, юмор и глубокое погружение в тему способны удержать зрителя безо всяких спецэффектов.
Больше всего внимания досталось лекции Курпатова «С понедельника не получится». Она собрала 303 354 просмотра. И вызвала активные обсуждения на 564 комментария.
6. Наталия Вайксельбаумер, 89 848 подписчиков
Наталия Вайксельбаумер представляется целителем, гипнологом, танатотерапевтом, лектором, психологом-тренером, тренером личностного роста, спикером-мотиватором, автором тренингов, печатных и аудиоизданий.
Каналу четыре года. У него 6 379 262 просмотра.
Наталия Вайксельбаумер проживает в Чехии. Складывается впечатление, что Наталия выбрала YouTube в качестве основного канала продвижения. Традиционных статей на сайте психолога заметно меньше, чем видео.
Особенное внимание Вайксельбаумер уделяет семейным отношениям, выходу из кризисных ситуаций и саморазвитию личности на глубинном уровне. Кроме того, Наталия адепт живого питания (сыроедения). Этой теме также посвящено немало видеороликов.
Основная локация для записи видео — в салоне машины. Любимый формат: один вопрос — один ответ. Наталия создает впечатление мастера импровизаций — на любую тему она дает развернутый и небанальный ответ практически без запинки.
В топе просмотров (360 510) видео «Как не стать удобной? Что значит бывают женщины любимые, а бывают удобные?». 852 комментария подтверждают, что этот психолог умеет раскачать аудиторию.
7. Наталия Холоденко, 86 336 подписчиков
Украинского психолога Наталию Холоденко хорошо знают все любители шоу телеканала СТБ и Нового канала. Холоденко — кандидат философских наук и тренер личностного роста с опытом работы более 12 лет. Одна из первых в стране стала консультировать онлайн.
Ее каналу уже девять лет. За это время зрители просмотрели видео Наталии 5 495 925 раз.
Холоденко в кадре — сама непосредственность. Она может записать видео после душа, в халате, с полотенцем на голове. Советует подписчикам больше думать о себе, становиться интересными и убирать зажатость.
Самая популярная запись на канале — «Почему нельзя быть удобным? Урок нескромности от Наталии Холоденко» (255 960 просмотров). Тему стеснения подписчики обсудили в 463 комментариях.
8. «Неврозы мегаполиса», 59 129 подписчиков
Автор канала Алексей Красиков — первый в России видеоблогер по теме неврозов. В своих 348 видео он рассказывает про панические атаки, обсессивно-компульсивные расстройства, фобии и страхи.
Канал «Неврозы мегаполиса» существует более семи лет. Суммарно собрал 5 639 958 просмотров.
Алексей не слишком много внимания придает оформлению канала и картинке. Например, ему ничего не стоит записать видео с розовой подсветкой на фоне штор. Важнее для автора смысл и темы, которые он разбирает буквально по косточкам.
Самое популярное видео — «Как остановить панику?!». Его зрители «Неврозов» посмотрели 289 703 раза.
9. Павел Жавнеров, 48 902 подписчика
Этот онлайн-психолог также специализируется по тревожным и эмоциональным расстройствам. Павел — официальный эксперт радио и газеты «Комсомольская правда», кандидат наук и автор книги «Психотерапия страха и панических атак».
Жавнеров стартовал в YouTube пять лет назад. С тех пор его канал набрал 4 193 733 просмотра.
В оформлении канала виден креатив, но в самих видео Павел довольствуется самым неприхотливым фоном, чаще всего обычной стеной за спиной. Основной формат его видео — это лекции, трансляции и ответы на вопросы.
Любопытно, что сейчас зрителей на канале встречает депутат Евгений Милонов с рассказом о знакомом парне, «включающем своего психа», которого спас Павел Жавнеров.
Самое популярное видео Павла — «Как победить страх | беспричинный страх | чувство тревоги и страха». У него 332 644 просмотра и 24 комментария.
10. Валентина Паевская, 38 301 подписчик
Валентина Паевская — практикующий нейропсихолог, рассказывает родителям, как устроен и работает головной мозг ребенка.
Канал зарегистрирован в июле 2016 года. За два с небольшим года у него накопилось уже 2 178 845 просмотров.
Свою задачу психолог видит в том, чтобы «дать действенные советы родителям, как в условиях дефицита времени сделать общение с ребенком максимально комфортным, полезным и эффективным». В плей-лист Паевская собирает лайфхаки для родителей, а также ответы на самые популярные вопросы: в какие игры, как и в каком возрасте играть с ребенком; как развить речь, отучить от коляски и пр.
Оформление канала отличается от привычного. Строгие монохромные плашки, минимум эффектов и никакой фривольности. Все это позволяет добавлять авторитета и солидности в глазах зрителей. Основная аудитория Валентины — молодые родители, готовые поддержать и обсудить любую тему.
Самое смотрибельное видео Паевской называется «Полезные игры от 6 мес. до 1 года». Его просмотрели 170 142 раза.
Топ−10 лучших психологов — Психология
WomanHit.ru составил свой рейтинг специалистов, которые помогут в решение сложных проблем
Людмила Савкина19 февраля 2019 21:05
материалы пресс-служб
Алена Ал-Ас — известный российский психолог, член Международной ассоциации психологии и коучинга ICPA.
Более шестнадцати лет Алена является практикующим специалистом. У нее высшее медицинское образование и большой опыт в клинической психологии. Основные области работы — неврозы, тревожный синдром, отношения, семейная психология, личностный рост, карьерный коучинг, преодоление зависимостей.
Алена Ал-Ас — автор книги «Как не стать лягушкой в кипятке», авторских тренингов «Стратегия женского успеха» и «Женский магнетизм». Помимо психологической практики, Алена регулярно выступает в средствах массовой информации в качестве эксперта — психолога, содействуя просвещению читательских и зрительских аудиторий в сфере психологии.
Александра Правило — практикующий психолог, автор и ведущая собственных курсов и программ по реабилитации женщин, переживших развод или разрыв брачных/ партнерских отношений. Авторский курс Александры «Pro Отношения» рассчитан на 12 занятий. Психолог помогает женщинам понимать себя и мужчину, определять характер отношений и их перспективы, справиться с тревожностью, ревностью, неуверенностью в себе, предупредить измены супруга и застраховать брак и отношения от появления любовницы. Отзывы клиентов говорят о том, что Александра помогла очень многим женщинам справиться с душевным дискомфортом после развода, найти силы жить заново, а кому-то посодействовала в восстановлении пошатнувшихся семейных отношений и в создании нового крепкого семейного союза.
Известный психолог Карина Шаманаева — настоящий профессионал в своей отрасли. Карина получила три высших психологических образования по специальностям медицинский психолог; семейный психотерапевт; групповой психоаналитик; детский и подростковый психотерапевт. Помогает в психотерапевтической работе с подростками преодолеть внутренние душевные разногласия и переживания, разрешить коммуникативные трудности в социуме, проводит 3-х шаговую профориентацию для подростков. Имеет международные сертификаты. Считает своей главной задачей помочь клиенту найти учителя в самом себе, научиться самостоятельно справляться с жизненными трудностями. В последнее время работает в направлении нейрокоррекции детей раннего и дошкольно/школьного возраста. Карина Шаманаева проводит психотерапевтическую работу с семейными парами по гармонизации семейных отношений и конструктивному разрешению кризисных ситуаций в семье. Активно выступает в СМИ в качестве эксперта. Постоянно совершенствует свои знания в психологии и смежных дисциплинах, что позволяет оказывать очень высококачественную профессиональную помощь обращающимся к ней клиентам.
Константин Довлатов — известный практический психолог, автор системы «Духовная Интеграционика». В сфере профессиональных интересов Константина — помощь в решении проблем в бизнесе, семейных и любовных отношениях. Для решения этих задач Константин обращается к новейшим научным разработкам в сфере психологии и к проверенным веками восточным практикам. Так, психолог использует методики Кундалини-йоги, различные духовные и медитативные технологии, что позволяет ему помогать людям в выстраивании эффективных стратегий достижения целей. Кроме практик и тренингов, Константин Довлатов большое внимание уделяет работе со средствами массовой информации, регулярно публикует свои статьи, совершенствует собственные теоретические и практические знания.
Российский психолог и бизнес-тренер Наталья Лукина помогает людям прийти к осознанности посредством коуч-сессий и тренингов. Работает с проективной методикой МАК. Очень многие люди обрели, благодаря поддержке и консультациям Натальи Лукиной, уверенность в себе, поставили перед собой амбициозные, но достижимые цели, и очень быстро смогли изменить свое материальное, социальное и семейное положение. Квалифицированный психолог, Наталья Лукина всегда готова прийти на помощь своим клиентам, а используемые ею современные методики позволяют не на словах, а на деле менять жизнь людей.
Инна Глуз-Широкова — российский психолог, кандидат психологических наук, создатель и руководитель мастерской радости «Счастливый апельсин». Инна специализируется на семейной психологии, телесно-ориентированной терапии,, арт-терапии, сексологии, остеопатии. Оказывает помощь в гармонизации семейных отношений, выборе партнера, повышении самооценки и уверенности, проживании последствий развода, измен, потери родных и близких. Авторская программа Инны «Глино-терапия» помогает детям, перенесшим онкологические заболевания. Практики и тренинги Инны Глуз-Широковой посвящены раскрытию женского начала, восстановлению целостности организма и способности жизни в радости и удовольствии.
Психолог Максим Сафин специализируется в сфере личностного роста и бизнес-тренингов. Он помогает людям выбрать стратегии для собственного совершенствования и развития, повысить свое благосостояние, улучшить бизнес, научиться эффективно вести деловые переговоры и добиваться на них поставленных целей. Отдельное направление деятельности Максима — избавление от зависимости и помощь созависимым людям. Максим Сафин использует современные НЛП-технологии, постоянно совершенствует собственные познания в сфере психологии, используя самые современные зарубежные и отечественные разработки. Благодарные отзывы клиентов и посетителей тренингов свидетельствуют о том, что Максима Сафина действительно можно считать одним из лучших психологов современной России.
Ирина Хвингия — перинатальный психолог, тренер адаптивной физической культуры. Она возглавляет специализированный центр детской нейрокоррекции «Нейрокид», помогающий детям с различными нарушениями развития, в том числе ДЦП, синдромом Дауна, аутистическими расстройствами. Под руководством Ирины, дети получают в центре комплексную помощь высококвалифицированных специалистов. Помимо основной деятельности, Ирина проводит семинары для родителей и специалистов в регионах, помогает открывать подобные центры там, где в них особенно нуждаются.
Ирина активно взаимодействует со средствами массовой информации, принимает участие в публикациях и съемках на телевидении в качестве эксперта.
Психолог Владимир Лобанов — настоящий специалист в своей отрасли, гештальт терапевт, супервизор и ведущий групп. Он занимается серьезными и сложными вопросами — изучением природы человеческих отношений, помощью в выстраивании отношений как в семье, так и в коллективе. Владимир регулярно ведёт образовательно-терапевтические группы, в которых участники как минимум меняют свои драматичные жизненные ситуации и сценарии, а как максимум проходят подготовку к сертификации в качестве гештальт терапевтов. Качественное образование, внимательность и чуткость к людям, высочайший профессионализм делают Владимира Лобанова одним из наиболее востребованных российских психологов. Достаточно лишь ознакомиться с отзывами об его работе, чтобы понять, что он достоин находиться в Топе лучших специалистов страны.
Петербургский психолог Алина Маленик практикует уже более 7 лет. Имеет высшее образование и повышение квалификации в Израиле, США и Европе. Является регулярным участником психологических саммитов и конгрессов. К Алине обращаются с вопросами саморазвития и реализации личности, любви и отношений, семьи и детей. Она помогает людям преодолеть депрессивные состояния и неуверенность в себе, разрешить сложнейшие жизненные ситуации. Люди начинают верить в себя, реализовываться и налаживают свои отношения. Многочисленные отзывы клиентов позволяют укрепиться во мнении, что Алина Маленик достойна войти в топ лучших специалистов в своей отрасли.
Выдающиеся психологи России (стр. 1 из 6)
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьин, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского. В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.
В сентябре 1927 г. Борис Герасимович Ананьев был направлен на стажировку в Ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке. Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад о социальной полезности музыканта (с психофизической точки зрения). Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга. В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Борис Герасимович Ананьев написал свою первую монографию — психология педагогической оценки, которая была опубликована в 1935 г.
В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Борис Герасимович Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.
Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии. Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов.
В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии. Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения. В 1943 г. Борис Герасимович Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинградском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. А в 1947 г. он опубликовал монографию «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.
На рубеже 1940-1950-х гг. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.
В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Бориса Герасимовича Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и « О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.
Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962-1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплексный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.
В это же время Борис Герасимович Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования.
В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии. Год спустя Борис Герасимович стал деканом этого факультета.
В начале 1970-х гг. Ананьев задумал коллективную книгу « Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.
Кроме того, Борис Герасимович сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)
Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857 г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего.
В августе 1867 г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873 г. он поступил в Медико-хирургическую академию.
В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И.П. Мережского.
В 1879 г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. 4 апреля 1881 г. Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента.
В 1884 г. Бехтерев отправился в командировку за границу, где занимался у таких известных европейских психологов, как Дюбуа-Реймон, Вундт, Флексиг и Шарко. После возвращения из командировки Бехтерев начинает читать курс лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса Казанского университета. Будучи с 1884 г. профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник» и выпустил ряд своих работ, а также работ своих учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы.
В 1883 г. Бехтерев был удостоен серебряной медали «Общества русских врачей» за статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы». В этой статье Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни часто могут сопровождаться психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.
В этом же году его избирают в члены Итальянского общества психиатров. Наиболее известная его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892 г.
С 1893 г. Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».
В 1894 г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. В ноябре 1900 г. двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М. Бэра.