Как евреи работают – Почему евреи себя никогда не утруждают физической работай?Вы хоть раз видели их среди обслуживающего персонала?Они ленивые от природы или просто руки заточены под …?И только не надо мне про ум.Русские не хуже!!!

Шаббат — Википедия

Субботние свечи и бокал для кидуша Канун шаббата. Субботний стол накрыт Македонский серебряный футляр-подставка для спичечного коробка. Используется при зажигании субботних свечей

Шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת‏‎, идиш ‏שבת‏‎ — «покоился, прекратил деятельность», также употребляется в форме ша́бос, ша́бэс, шо́бэс) — седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.

Также почитается караимами, самаритянами и представителями некоторых направлений христианства (адвентисты седьмого дня, русские «субботники» и др.)

Шаббат — седьмой день творения[править | править код]

Согласно Торе:

  • Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

  • Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с Богом[править | править код]

Согласно Торе, шаббат представляет собой знамение между Богом и Израилем:

это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.

… Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас»

(Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал».

Шаббат — не только «вечный союз» между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис. 56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определённой мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.

Отказ евреев от работы в шаббат является, согласно Торе, напоминанием об отдохновении в седьмой день творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства[править | править код]

Согласно Торе:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Кроме того, таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.

Связь с Храмом[править | править код]

Согласно Торе, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в шаббат. Таким образом, шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения храма.

Значение запрета на работу[править | править код]

Вовсе не любая работа запрещена в шаббат: физически тяжёлое действие по передвижению мебели внутри квартиры может не быть запрещено, а действие физически лёгкое может оказаться под запретом. Таким образом, понятие «работы» в субботу — понятие особое и вовсе не обязательно связанное с трудом в бытовом понимании этого слова.

В шаббат запрещена работа, в которой проявляется творческое начало человека. На протяжении шести дней будней человек творит, изменяет окружающую его среду, владеет ею. Поэтому в день седьмой — в субботу — иудей отказывается от рукотворчества, от власти над этим миром, «передаёт узды правления Творцу» и провозглашает своим «соблюдением субботы» верховную власть Бога в этом мире.

Иудаизм утверждает, что мир, сотворённый Творцом в первые шесть дней творения, не существует сам по себе, а продолжает твориться Творцом каждое мгновение. Отказываясь от творческой деятельности в субботу, еврей получает возможность стать частью мироздания, а не быть над ним.

«Запреты субботы ограничивают власть человека над миром. Тогда природа трансформируется из объекта в субъект. Мир перестаёт быть объектом удовлетворения потребностей человека и получает право на автономное существование, возвращаясь в руки Творца. В субботу каждое творение, даже самое малое, становится равным человеку, обретая право на существование, независимо от того, какую материальную ценность оно представляет для человека.
Натан Т. Лопес Кардозо, «Вызов вечности»
»
»

Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата[1]:

Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный

Встреча шаббата[править | править код]

Встреча шаббата (ивр. ‏קַבָּלַת שַׁבָּת‏‎ Каббалат шаббат) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, две халы (хлеб в форме косы), символизирующие двойную порцию манны, выпадавшую по пятницам в пустыне во время исхода евреев из Египта, так как в субботу Творцом запрещалось ее собирать, кошерное вино.

Зажигание свечей[править | править код]

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. ‏יום שישי‏‎). Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением: «

ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».[2][3]

С момента принятия евреем шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода субботы (ивр. ‏מוצאי שבת‏‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ‏ל»ט אבות מלאכה‏‎), включая зажигание и гашение огня. Количество исходит из расчета сорок без одного, так как недостающий один тип, «созидание», хоть и запрещён, но доступен только Всевышнему.

Запрещённые работы[править | править код]

Существует тридцать девять видов (запрещённых в субботу) работ. Это:

  • 01. Зореа (посадка растений).
  • 02. Хореш (пахота)
  • 03. Коцер (жатва).
  • 04. Меамер (связывание снопов).
  • 05. Даш (молотьба).
  • 06. Зоре (отделение зёрен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).
  • 07. Борер (отделение зёрен от примесей — комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
  • 08. Тохен (помол зерновых).
  • 09. Меракед (просеивание муки).
  • 10. Лаш (замешивание теста).
  • 11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включённых в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

  • 12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
  • 13. Мелабен (отбеливание шерсти).
  • 14. Менапец (вычёсывание шерсти).
  • 15. Цовеа (окрашивание шерсти).
  • 16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
  • 17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
  • 18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
  • 19. Орег (ткать).
  • 20. Поцеах (распускать ткань).
  • 21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
  • 22. Матир (развязывание узлов).
  • 23. Тофер (шитьё).
  • 24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

  • 25. Цад (охотиться).
  • 26. Шохет (забивать скот).
  • 27. Мафшит (свежевать туши).
  • 28. Меабед (обработка, дубление кожи).
  • 29. Мемахек (разглаживание кожи).
  • 30. Месартет (раскроить)
  • 31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе — работы, необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

  • 32. Котев штей отийот (написание двух букв).
  • 33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
  • 34. Боне (строительство).
  • 35. Сотер (разрушение построенного).
  • 36. Мехабе (тушение огня).
  • 37. Мавъир (разжигание огня).
  • 38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком; любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например настраивание музыкальных инструментов, вставка новых шнурков в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.).
  • 39. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).

Молитвы[править | править код]

После зажигания свечей верующие идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча субботы» (ивр. ‏קבלת שבת‏‎) и «Маарив».

Освящение дня[править | править код]

»
Хавдала — Испания, XIV век

Освящение дня (ивр. ‏קידוש кидуш, отделение, освящение‏‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы». Кроме того произносится ещё одно длинное благословение, которое и является кидушем.

По окончании субботы делают аналогичную процедуру, хавдалу (ивр. ‏הבדלה хавдала, отделение‏‎), которая также является кидушем.

Таким образом святой день шаббат отделяется от будней с обеих сторон.

Омовение рук[править | править код]

После освящения дня следует омовение рук (ивр. ‏נטילת ידיים‏‎ нетилат ядаим)[4]. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза[править | править код]

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой, — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так как по обычаю мудрецов Талмуда не принято есть мясо и рыбу вместе.

  1. ↑ Смертная казнь у евреев выносилась во времена существования Храма и уже за сорок лет до разрушения Второго Храма выноситься перестала. Смертный приговор выносился особым судом, состоящим из 23 судей, и только при выполнении очень строгих условий. Поэтому смертный приговор был редкостью, и суд, который выносил смертный приговор хотя бы раз в семь лет, назывался жестоким. Невынесение смертного приговора, однако, не означает безнаказанность, так как помимо смерти физической существует карет, означающий большой ущерб душе.
  2. ↑ Shabbat Evening Home Rituals (англ.). Jewish Virtual Library. Дата обращения 16 июля 2016.
  3. Kerry M. Olitzky, Daniel Judson. The Rituals & Practices of a Jewish Life: A Handbook for Personal Spiritual Renewal. — Woodstock, USA: Jewish Lights Publishing, 2002. — С. 75. — 231 с. — ISBN 1580231691.
  4. ↑ Ядаим // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

20 причин гениальности евреев

В чем секрет гениальности евреев? – спрашивает американский ученый Чарльз Мюррей в опубликованной в журнале «Commentary » статье «Еврейский гений». Евреи составляют всего 0,2% человечества, однако они получили 14% Нобелевских премий в первой половине 20 века, 29% во второй половине, и 32% в начале 21-го века.

С того момента, что был разработан тест IQ, измеряющий интеллектуальные возможности, оказалось, что у евреев они необычайно высоки. Средний IQ составляет 100 баллов, однако средний IQ евреев — 110, процент евреев с IQ 140 и выше в шесть раз больше, чем среди остальных национальностей. В 1954 году в школах Нью-Йорка было обнаружено 28 детей с IQ 170 и выше, из них 24 оказались евреями.

Мюррей отвергает теорию «естественного отбора», утверждающею: «преследования вынуждали евреев оттачивать интеллект, чтобы выжить». Интеллект не мог помочь выжить евреям во время погромов, напротив, наиболее успешные люди были первыми жертвами грабежа и насилия.
Пользователь LiveJournal MosheKam выделил двадцать гипотез, объясняющих гениальность евреев, которые заслуживают пристального изучения

1. Вавилонская евгеника

В 586 до н.э. Иерусалим был полностью разрушен Вавилоном под управлением Навуходоносора, который «выселил … всех [Евреев] офицеров и солдат, и всех плотников и кузнецов… кроме бедного народа земли.» (2 Царств 24: 10-14).

Евреи первой Диаспоры преуспели за время ссылки в Вавилон. В своей книге «Несокрушимые евреи» Макс Димонт (Max Dimont) заявляет: «В библиотеках Вавилона евреи–интеллектуалы открыли для себя целый мир новых идей. За пять десятилетий ссыльные евреи оказались на верхушке Вавилонского общества, в предпринимательстве, мире науки и культуры. Они стали лидерами в торговле, научными деятелями, советниками правителей».

В 538 до н.э. персидский царь, Кир Великий позволил евреям вернуться на родину. Богатые евреи, которые построили успешные торговые пути и бизнес в Вавилоне финансировали жаждущих вернуться, которые хотели восстановить Иудею. Первоначальные попытки оказались неудачными, но в конце концов 1760 переселенцев под руководством пророка Ездры и правителя Неемии восстановили стену Иерусалима и возродили нацию. Вернувшись в Израиль «Вавилонские» Евреи обнаружили, что их нищие братья отстали на пол века и почти исчезли благодаря ассимиляции, растворению в языческих племенах. Кирил Дарлингтон (Cyril Darlington) в его работе «Эволюция человека и общества» предполагает, что отделение еврейской элиты и постоянное устранение необразованных и неумелых привело к генетическому интеллектуальному всплеску.
Возвращающиеся евреи также установили две традиции, которые укрепляют крепость ума и их культуры в будущем – запрет на браки с язычниками, и пять первых книг Моисея были канонизированы в Тору.

2. Замысловатая книга для народа

Тора (первые пять книг еврейской Библии) и Талмуд (записи аргументов раввина) комплексные и сложные. Практикующим Иудаизм нужно изучать объемные и сложные законы. Содержание писаний не простое и буквальное, а наоборот создано для понимания на многих абстрактных уровнях. Слепая вера и рабское посвящение, вдохновляемые верой, – не для иудаизма. Вместо этого, поклонение в единобожии требует грамотности, когнитивных навыков для толкования текстов. Традиционное понимание Талмуда требует «его изучения по семь часов в день в течение семи лет». Чарльз Мюррей подмечает, что «никакая другая религия не предъявляет столько претензий к верующему», последующий анализ показывает, что «в иудаизме быть хорошим евреем значит, быть умным евреем».

3. Здоровый образ жизни и питание

По своим обычаям евреи были более чистоплотными, чем язычники. Отмечает мытье рук перед каждым приемом пищи, еженедельное мытье у мужчин в «микве» (ванная комната для очищения) и ежемесячное очищение женщин после окончания менструального периода. Запрет есть свинину защищал евреев от трихинеллеза. Следовательно, Евреи меньше болели, их тела меньше страдали и это улучшало их умственные способности.

Такая точка зрения повторяется не один раз. В 1953 году фармаколог Дэвид И. Махт (David I. Macht), университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) провел исследование, по результатам которого предположил, что десятки запрещенных Второзаконием и книгой Левит мясных блюд еврейской диеты на самом деле были очень ядовиты, по сравнению с разрешенной кошерной пищей. Плюс ко всему, в последней книге «Спасение жизни больного», автора Шерон Моалем (Sharon Moalem) есть предположение, что отказ от всего квасного на период Песаха уберег евреев от крыс и распространения бубонной чумы в 13 веке. И последний, но не маловажный факт – богатые евреи жили в более просторных домах, чем население восточной Европы, что помогло им переживать эпидемии с меньшими потерями.

4. Особое внимание образованию

Тора наказывает каждому еврейскому отцу научить закону Торы его детей, и Мариса Ландау (Marisa Landau) на futurepundit.com отмечает, что еврейская религия запрещает оставлять детей необразованными. Плюс, Ландау отмечает, что еврейские женщины тоже учились читать и писать, феномен, который был уникален в древнем мире. Ландау также упоминает, что у евреев была традиция полностью обеспечивать зятя на период до 10 лет, который желал посвятить себя учебе. Кажется, именно евреи изобрели нечто похожее на «стипендию».

5. Обязательные школы для мальчиков

В 64 году, первосвященник Иешуа бен Гамла (Joshua ben Gamla) издал и ввел в действие указ об обязательных школах для всех мальчиков, начиная с 6 дет. За 100 лет евреи добились всеобщей грамотности и умения считать у мужчин, и были первой нацией в истории с таким достижением.

Прогрессивный указ произвел огромные демографические перемены. Высокая стоимость обучения и существование преимущественно фермерского хозяйства между 2-ым и 6-ым веками подвигло многих евреев обратиться в Христианство, что привело к уменьшению еврейского населения с 4,5 миллионов до 1,2.

Природная «евгеника» отдавала предпочтение двум группам в этой ситуации: 1) сыновьям более богатых, якобы более умных Евреев, которые могли обеспечить школы и позволить своим сыновьям оставаться Евреями и 2) самым умным мальчикам, которые быстро учились читать, писать и считать с тем условием, что они могли позволить себе «оставаться евреями».
А кто же выбыл? Кто был исключен из генофонда? Ответ: бедные, необразованные евреи и/или те, которые имели самый низкий IQ.

6. Расширение городов

80-90% евреев были фермерами в 1 г. н.э. Но только 10-20% остались заниматься фермерским хозяйством к 1000 г. н.э. Требования определенного уровня образовании согласно указу Джошуа бен Гамла дало возможность еврейским мальчикам перебраться из деревни в город и освоить более квалифицированные профессии, включая торговлю и финансы.

Переезд из деревни в города повлек стремительный рост IQ, благодаря урбанизации возрастало количество образованных и развивались технологии. Согласно исследованиям Национального университета Ханой (Hanoi National University) в 2006 разница между IQ студентов из сельской местности и из города составила 19.4. Подобное исследование в Греции в 1970 году зафиксировало разницу в 10-13. Другие исследования отмечают меньшую разницу в 2-6, но все единодушно соглашаются, что городские жители показывают более высокие результаты, а Евреи одна из самых урбанизированных наций в мире.

7. Диалектическое и рациональное мышление

Подход к обучению у евреев – «диалектический». Сам Талмуд – не просто «свод законов», а наоборот – огромный сборник ТЕЗИСОВ. Евреев учат видеть разные аспекты одного явления, они учатся формулировать вопросы на любую тему, включая Закон, логику Раввина, и веру. Раввин развивает умение аргументировать, целая система аргументирования используется евреями 2000 лет в религиозных и мирских дебатах.

Диалектика – не еврейское изобретение, это техника обучения, которую евреи позаимствовали из греческой философии, синтез «Сократо-еврейской методологии». Этот метод обучения был уникальным в средневековье, по сравнению с католическими европейскими «авторитарными» традициями.

Иудаизм базируется на принципах рационального мышления. Аналитические, стратегические навыки развиты в еврейской диалектической и критической манере мышления. Они принципиальны для карьер в сфере юриспруденции, науки и инженерии.

8. Из поколения в поколение

Основная разница между католиками и иудеями в том, что священники остаются одинокими со времен Карфагенского Совета в 4 веке, и декрета, который предписывал воздержание от супружеских отношений, в то время как среди еврейских раввинов всегда поощрялись браки. Во времена средневековья результатом стал большой спад IQ среди католиков, потому что их самые умные и одаренные мальчики были заперты в семинариях, а генофонд значительно пострадал. В тоже время мудрые, обученные еврейские раввины женились на умных женщинах и создавали большие умные семьи.

9. Размножение мозгов

Иудейские тексты постоянно делают ударение на знание и ум, как наивысшие благодетели, а невежество как самый ужасный недостаток. Следуя этому изречению, евреи усиливают свой генофонд находчивыми. Среди евреев самые умные люди всегда ценились, их выбирали в мужья, следовательно, они порождали и распространяли хорошие гены. В браках между детьми ученых и успешных коммерсантов евреи на самом деле объединяли способность к абстрактному мышлению и практический ум.

10. Изучение языков

Торговцы евреи искали покупателей своих товаров на огромных территориях, сначала в исламских регионах, затем по всему миру, продавали и резину в Бразилии, и шелк в Китае. Чтобы процветала торговля, они осваивали много языков. С племенами было легче общаться на их родных языках, что предполагало свободное владение немецким, польским, латвийским, литовским, венгерским, русским, украинским, французским, датским и другими языками.

Сегодня неврологи отмечают, что изучение множества языков усиливает память, психическую гибкость, способность решать проблемы, абстрактное мышление, формирование креативных гипотез.

11. Обречены на гениальность

Евреи в Европе были официально исключены из «обычных» специальностей, так же как их вытеснили из сельского хозяйства в 800-1700 гг. до н.э. На самом деле им обычно не позволялось владеть земельными участками. Такие ограничения вытеснили евреев за 900 лет в города, где они осваивали более сложные специальности в сфере торговли, бухгалтерии, финансов и инвестиций. Распространенный христианский запрет на «ростовщичество» стал причиной того, что евреи все чаще занимались финансами и банковским делом. Судя по историческим документам 80% евреев в Руссиойне, южная Франция, в 1270 году были ростовщиками.

Позже, когда их выселили из Западной Европы, евреи приняли в Польше в качестве городских инвесторов и двигателей торговли. Также они имели большой успех на позициях среднего менеджмента благодаря большому спросу на математические и логические навыки в управлении.
Евреи, которые не особо преуспели в риторике и математике и не оказались успешными на позициях «белых воротничков» были вытеснены из Иудейства, то есть низкий IQ был ликвидирован. Самые успешные в торговле и бухгалтерии наоборот заводили большие семьи и производили математические мозги.

12. Рассеянные гонениями

Самые умные и/или богатые евреи имели больше возможностей избежать Инквизиции, гонений, погромов, Холокоста и других форм геноцида, потому что они: 1) могли позволить себе эмигрировать; 2) смогли понять, что им это необходимо; 3) имели социальные и экономические перспективы среди наций, куда они бежали. Более бедные, с меньшим количеством нужных связей, менее сообразительные были безжалостно уничтожены.

Повторяющиеся истребления, ссылки, бегство евреев всем известны. Первая диаспора в Вавилоне уже упоминалась. Где бы ни начинались преследования и когда бы они ни начинались, евреи чаще всего могли спастись, если имели возможность оплатить дорогу или были достаточно богатыми, чтобы иметь лошадей, повозки, служащих в качестве охраны, богатых родственников, которые могли бы их приютить или «высокопоставленных» друзей. Высокий IQ часто был связан с экономическим благополучием.

13. Генетические заболевания

Евреи-ашкенази – жертвы примерно девятнадцати изнуряющих генетических заболеваний, и предполагается, что некоторые из них могут иметь когнитивный «побочный эффект», который может усиливать умственные способности. Многие неполадки могут убить или серьезно ослабить тех, кто имеет два таких гена, но наследники только одного из них получают «гетерозиготное преимущество», которое провоцирует рост нейронов и усиливает соединение клеток мозга.

14. Позитивное мышление

Никто кроме евреев не работает так усердно для раскрытия своего полного потенциала и позитивного мышления.

В действительности «позитивное мышление» повышает IQ. Исследования Университета штата Мичигана (Michigan State University) в 2011 показывают, что «тип мышления» очень важен для интеллекта, потому что отношение к жизни определяет продуктивность реакции на ошибки. Результаты этого исследования скоро будут опубликованы и, надеюсь, вместе с информацией для составления схемы достижений IQ.

15. Шах и мат

Исторически шахматы были предпочтительным развлечением для евреев; в 1905 году один журнал назвал их «еврейской национальной игрой». Почти 50% гроссмейстеров – евреи. Визуальные и стратегические навыки, требующиеся для этой игры, развивают предклинья полушарий головного мозга в верхней теменной доле и хвостатое ядро, часть подкоркового узла в подкорковой зоне. Нужно признать, что эти преимущества не наследуются, а во время игры развивается память, стратегическое планирование и IQ.

16. Мелодическое мышление

Музыка почитается в еврейской традиции около 3000 лет. Клезмер «достиг очень высокого уровня сложности и украшения», согласно исследованиям Института еврейской музыки. Композиторы и музыканты ашкенази внесли огромный вклад в Западную классическую музыку. Исследователи сегодня верят, что музыкальные занятия оптимизируют развитие нервных клеток и улучшают функции мозга в математике, анализе, научных исследованиях, также влияют на память, креативное мышление, управление стрессом, концентрацию внимания, мотивацию.

17. Поддержка в семье

Комфорт и поддержка в семье, плюс большие надежды. Успех порождает успех на неврологическом уровне. Победа провоцирует всплеск допамина, нейромедиатора, который активирует мотивацию для дальнейших достижений. Еврейские дети понимают, что они способны достичь многого, их побуждают развивать свои навыки для того, чтобы внести вклад в развитие человечества.

Необходима ли строгая дисциплина для достижения таких результатов? Евреи никогда не одобряли рукоприкладства; крепких семейных уз, постоянного ободрения, большого внимания труду и отличного образования хватало.

Также важен достаточный доход, который позволяет детям получать образование. Достаток позволяет попасть в элитные учебные заведения. Исследования показывают, что американские евреи зарабатывают в два раза больше чем неевреи и имеют в 2,5 раза больше недвижимого имущества. В результате средний американский еврей получает в 2,5 раза больше образования. Даже в период средневековья многие евреи имели более высокий и экономический статус, а в этих условиях они имели возможность обучать своих детей.

18. Межнациональные браки?

Евреи с недостатком интеллекта и сообразительности были вытеснены, заключая браки с другими народами и там ассимилировались. В итоге оставались только лучшие. Такая точка зрения прослеживается и в других доводах: менее умные евреи, неспособные быть своим собственным «священником» неизбежно покидали иудаизм ради других религий.

19. Чуткий Учитель

Многие раввины были «эйнштейнами эмпатии» — удивительно добрыми, терпеливыми, любящими и понимающими других людей. «Эмпаты» такого высокого уровня имели большое влияние в общинах, делали их жизнь лучше и продвигали правильные идеи.

20. Боязнь антисемитизма

Евреи стремятся к высоким результатам в науке, карьере и богатстве, потому что они хотят чувствовать себя в безопасности, защищенными и изолированными от антисемитских настроений в окружении. Такая точка зрения может быть оправдана долгой историей неприязни и гонений, которые пережили евреи.

20 причин гениальности евреев

В чем секрет гениальности евреев? – спрашивает американский ученый Чарльз Мюррей в опубликованной в журнале «Commentary » статье «Еврейский гений». Евреи составляют всего 0,2% человечества, однако они получили 14% Нобелевских премий в первой половине 20 века, 29% во второй половине, и 32% в начале 21-го века.

С того момента, что был разработан тест IQ, измеряющий интеллектуальные возможности, оказалось, что у евреев они необычайно высоки. Средний IQ составляет 100 баллов, однако средний IQ евреев — 110, процент евреев с IQ 140 и выше в шесть раз больше, чем среди остальных национальностей. В 1954 году в школах Нью-Йорка было обнаружено 28 детей с IQ 170 и выше, из них 24 оказались евреями.

Мюррей отвергает теорию «естественного отбора», утверждающею: «преследования вынуждали евреев оттачивать интеллект, чтобы выжить». Интеллект не мог помочь выжить евреям во время погромов, напротив, наиболее успешные люди были первыми жертвами грабежа и насилия.
Пользователь LiveJournal MosheKam выделил двадцать гипотез, объясняющих гениальность евреев, которые заслуживают пристального изучения

1. Вавилонская евгеника

В 586 до н.э. Иерусалим был полностью разрушен Вавилоном под управлением Навуходоносора, который «выселил … всех [Евреев] офицеров и солдат, и всех плотников и кузнецов… кроме бедного народа земли.» (2 Царств 24: 10-14).

Евреи первой Диаспоры преуспели за время ссылки в Вавилон. В своей книге «Несокрушимые евреи» Макс Димонт (Max Dimont) заявляет: «В библиотеках Вавилона евреи–интеллектуалы открыли для себя целый мир новых идей. За пять десятилетий ссыльные евреи оказались на верхушке Вавилонского общества, в предпринимательстве, мире науки и культуры. Они стали лидерами в торговле, научными деятелями, советниками правителей».

В 538 до н.э. персидский царь, Кир Великий позволил евреям вернуться на родину. Богатые евреи, которые построили успешные торговые пути и бизнес в Вавилоне финансировали жаждущих вернуться, которые хотели восстановить Иудею. Первоначальные попытки оказались неудачными, но в конце концов 1760 переселенцев под руководством пророка Ездры и правителя Неемии восстановили стену Иерусалима и возродили нацию. Вернувшись в Израиль «Вавилонские» Евреи обнаружили, что их нищие братья отстали на пол века и почти исчезли благодаря ассимиляции, растворению в языческих племенах. Кирил Дарлингтон (Cyril Darlington) в его работе «Эволюция человека и общества» предполагает, что отделение еврейской элиты и постоянное устранение необразованных и неумелых привело к генетическому интеллектуальному всплеску.
Возвращающиеся евреи также установили две традиции, которые укрепляют крепость ума и их культуры в будущем – запрет на браки с язычниками, и пять первых книг Моисея были канонизированы в Тору.

2. Замысловатая книга для народа

Тора (первые пять книг еврейской Библии) и Талмуд (записи аргументов раввина) комплексные и сложные. Практикующим Иудаизм нужно изучать объемные и сложные законы. Содержание писаний не простое и буквальное, а наоборот создано для понимания на многих абстрактных уровнях. Слепая вера и рабское посвящение, вдохновляемые верой, – не для иудаизма. Вместо этого, поклонение в единобожии требует грамотности, когнитивных навыков для толкования текстов. Традиционное понимание Талмуда требует «его изучения по семь часов в день в течение семи лет». Чарльз Мюррей подмечает, что «никакая другая религия не предъявляет столько претензий к верующему», последующий анализ показывает, что «в иудаизме быть хорошим евреем значит, быть умным евреем».

3. Здоровый образ жизни и питание

По своим обычаям евреи были более чистоплотными, чем язычники. Отмечает мытье рук перед каждым приемом пищи, еженедельное мытье у мужчин в «микве» (ванная комната для очищения) и ежемесячное очищение женщин после окончания менструального периода. Запрет есть свинину защищал евреев от трихинеллеза. Следовательно, Евреи меньше болели, их тела меньше страдали и это улучшало их умственные способности.

Такая точка зрения повторяется не один раз. В 1953 году фармаколог Дэвид И. Махт (David I. Macht), университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) провел исследование, по результатам которого предположил, что десятки запрещенных Второзаконием и книгой Левит мясных блюд еврейской диеты на самом деле были очень ядовиты, по сравнению с разрешенной кошерной пищей. Плюс ко всему, в последней книге «Спасение жизни больного», автора Шерон Моалем (Sharon Moalem) есть предположение, что отказ от всего квасного на период Песаха уберег евреев от крыс и распространения бубонной чумы в 13 веке. И последний, но не маловажный факт – богатые евреи жили в более просторных домах, чем население восточной Европы, что помогло им переживать эпидемии с меньшими потерями.

4. Особое внимание образованию

Тора наказывает каждому еврейскому отцу научить закону Торы его детей, и Мариса Ландау (Marisa Landau) на futurepundit.com отмечает, что еврейская религия запрещает оставлять детей необразованными. Плюс, Ландау отмечает, что еврейские женщины тоже учились читать и писать, феномен, который был уникален в древнем мире. Ландау также упоминает, что у евреев была традиция полностью обеспечивать зятя на период до 10 лет, который желал посвятить себя учебе. Кажется, именно евреи изобрели нечто похожее на «стипендию».

5. Обязательные школы для мальчиков

В 64 году, первосвященник Иешуа бен Гамла (Joshua ben Gamla) издал и ввел в действие указ об обязательных школах для всех мальчиков, начиная с 6 дет. За 100 лет евреи добились всеобщей грамотности и умения считать у мужчин, и были первой нацией в истории с таким достижением.

Прогрессивный указ произвел огромные демографические перемены. Высокая стоимость обучения и существование преимущественно фермерского хозяйства между 2-ым и 6-ым веками подвигло многих евреев обратиться в Христианство, что привело к уменьшению еврейского населения с 4,5 миллионов до 1,2.

Природная «евгеника» отдавала предпочтение двум группам в этой ситуации: 1) сыновьям более богатых, якобы более умных Евреев, которые могли обеспечить школы и позволить своим сыновьям оставаться Евреями и 2) самым умным мальчикам, которые быстро учились читать, писать и считать с тем условием, что они могли позволить себе «оставаться евреями».
А кто же выбыл? Кто был исключен из генофонда? Ответ: бедные, необразованные евреи и/или те, которые имели самый низкий IQ.

6. Расширение городов

80-90% евреев были фермерами в 1 г. н.э. Но только 10-20% остались заниматься фермерским хозяйством к 1000 г. н.э. Требования определенного уровня образовании согласно указу Джошуа бен Гамла дало возможность еврейским мальчикам перебраться из деревни в город и освоить более квалифицированные профессии, включая торговлю и финансы.

Переезд из деревни в города повлек стремительный рост IQ, благодаря урбанизации возрастало количество образованных и развивались технологии. Согласно исследованиям Национального университета Ханой (Hanoi National University) в 2006 разница между IQ студентов из сельской местности и из города составила 19.4. Подобное исследование в Греции в 1970 году зафиксировало разницу в 10-13. Другие исследования отмечают меньшую разницу в 2-6, но все единодушно соглашаются, что городские жители показывают более высокие результаты, а Евреи одна из самых урбанизированных наций в мире.

7. Диалектическое и рациональное мышление

Подход к обучению у евреев – «диалектический». Сам Талмуд – не просто «свод законов», а наоборот – огромный сборник ТЕЗИСОВ. Евреев учат видеть разные аспекты одного явления, они учатся формулировать вопросы на любую тему, включая Закон, логику Раввина, и веру. Раввин развивает умение аргументировать, целая система аргументирования используется евреями 2000 лет в религиозных и мирских дебатах.

Диалектика – не еврейское изобретение, это техника обучения, которую евреи позаимствовали из греческой философии, синтез «Сократо-еврейской методологии». Этот метод обучения был уникальным в средневековье, по сравнению с католическими европейскими «авторитарными» традициями.

Иудаизм базируется на принципах рационального мышления. Аналитические, стратегические навыки развиты в еврейской диалектической и критической манере мышления. Они принципиальны для карьер в сфере юриспруденции, науки и инженерии.

8. Из поколения в поколение

Основная разница между католиками и иудеями в том, что священники остаются одинокими со времен Карфагенского Совета в 4 веке, и декрета, который предписывал воздержание от супружеских отношений, в то время как среди еврейских раввинов всегда поощрялись браки. Во времена средневековья результатом стал большой спад IQ среди католиков, потому что их самые умные и одаренные мальчики были заперты в семинариях, а генофонд значительно пострадал. В тоже время мудрые, обученные еврейские раввины женились на умных женщинах и создавали большие умные семьи.

9. Размножение мозгов

Иудейские тексты постоянно делают ударение на знание и ум, как наивысшие благодетели, а невежество как самый ужасный недостаток. Следуя этому изречению, евреи усиливают свой генофонд находчивыми. Среди евреев самые умные люди всегда ценились, их выбирали в мужья, следовательно, они порождали и распространяли хорошие гены. В браках между детьми ученых и успешных коммерсантов евреи на самом деле объединяли способность к абстрактному мышлению и практический ум.

10. Изучение языков

Торговцы евреи искали покупателей своих товаров на огромных территориях, сначала в исламских регионах, затем по всему миру, продавали и резину в Бразилии, и шелк в Китае. Чтобы процветала торговля, они осваивали много языков. С племенами было легче общаться на их родных языках, что предполагало свободное владение немецким, польским, латвийским, литовским, венгерским, русским, украинским, французским, датским и другими языками.

Сегодня неврологи отмечают, что изучение множества языков усиливает память, психическую гибкость, способность решать проблемы, абстрактное мышление, формирование креативных гипотез.

11. Обречены на гениальность

Евреи в Европе были официально исключены из «обычных» специальностей, так же как их вытеснили из сельского хозяйства в 800-1700 гг. до н.э. На самом деле им обычно не позволялось владеть земельными участками. Такие ограничения вытеснили евреев за 900 лет в города, где они осваивали более сложные специальности в сфере торговли, бухгалтерии, финансов и инвестиций. Распространенный христианский запрет на «ростовщичество» стал причиной того, что евреи все чаще занимались финансами и банковским делом. Судя по историческим документам 80% евреев в Руссиойне, южная Франция, в 1270 году были ростовщиками.

Позже, когда их выселили из Западной Европы, евреи приняли в Польше в качестве городских инвесторов и двигателей торговли. Также они имели большой успех на позициях среднего менеджмента благодаря большому спросу на математические и логические навыки в управлении.
Евреи, которые не особо преуспели в риторике и математике и не оказались успешными на позициях «белых воротничков» были вытеснены из Иудейства, то есть низкий IQ был ликвидирован. Самые успешные в торговле и бухгалтерии наоборот заводили большие семьи и производили математические мозги.

12. Рассеянные гонениями

Самые умные и/или богатые евреи имели больше возможностей избежать Инквизиции, гонений, погромов, Холокоста и других форм геноцида, потому что они: 1) могли позволить себе эмигрировать; 2) смогли понять, что им это необходимо; 3) имели социальные и экономические перспективы среди наций, куда они бежали. Более бедные, с меньшим количеством нужных связей, менее сообразительные были безжалостно уничтожены.

Повторяющиеся истребления, ссылки, бегство евреев всем известны. Первая диаспора в Вавилоне уже упоминалась. Где бы ни начинались преследования и когда бы они ни начинались, евреи чаще всего могли спастись, если имели возможность оплатить дорогу или были достаточно богатыми, чтобы иметь лошадей, повозки, служащих в качестве охраны, богатых родственников, которые могли бы их приютить или «высокопоставленных» друзей. Высокий IQ часто был связан с экономическим благополучием.

13. Генетические заболевания

Евреи-ашкенази – жертвы примерно девятнадцати изнуряющих генетических заболеваний, и предполагается, что некоторые из них могут иметь когнитивный «побочный эффект», который может усиливать умственные способности. Многие неполадки могут убить или серьезно ослабить тех, кто имеет два таких гена, но наследники только одного из них получают «гетерозиготное преимущество», которое провоцирует рост нейронов и усиливает соединение клеток мозга.

14. Позитивное мышление

Никто кроме евреев не работает так усердно для раскрытия своего полного потенциала и позитивного мышления.

В действительности «позитивное мышление» повышает IQ. Исследования Университета штата Мичигана (Michigan State University) в 2011 показывают, что «тип мышления» очень важен для интеллекта, потому что отношение к жизни определяет продуктивность реакции на ошибки. Результаты этого исследования скоро будут опубликованы и, надеюсь, вместе с информацией для составления схемы достижений IQ.

15. Шах и мат

Исторически шахматы были предпочтительным развлечением для евреев; в 1905 году один журнал назвал их «еврейской национальной игрой». Почти 50% гроссмейстеров – евреи. Визуальные и стратегические навыки, требующиеся для этой игры, развивают предклинья полушарий головного мозга в верхней теменной доле и хвостатое ядро, часть подкоркового узла в подкорковой зоне. Нужно признать, что эти преимущества не наследуются, а во время игры развивается память, стратегическое планирование и IQ.

16. Мелодическое мышление

Музыка почитается в еврейской традиции около 3000 лет. Клезмер «достиг очень высокого уровня сложности и украшения», согласно исследованиям Института еврейской музыки. Композиторы и музыканты ашкенази внесли огромный вклад в Западную классическую музыку. Исследователи сегодня верят, что музыкальные занятия оптимизируют развитие нервных клеток и улучшают функции мозга в математике, анализе, научных исследованиях, также влияют на память, креативное мышление, управление стрессом, концентрацию внимания, мотивацию.

17. Поддержка в семье

Комфорт и поддержка в семье, плюс большие надежды. Успех порождает успех на неврологическом уровне. Победа провоцирует всплеск допамина, нейромедиатора, который активирует мотивацию для дальнейших достижений. Еврейские дети понимают, что они способны достичь многого, их побуждают развивать свои навыки для того, чтобы внести вклад в развитие человечества.

Необходима ли строгая дисциплина для достижения таких результатов? Евреи никогда не одобряли рукоприкладства; крепких семейных уз, постоянного ободрения, большого внимания труду и отличного образования хватало.

Также важен достаточный доход, который позволяет детям получать образование. Достаток позволяет попасть в элитные учебные заведения. Исследования показывают, что американские евреи зарабатывают в два раза больше чем неевреи и имеют в 2,5 раза больше недвижимого имущества. В результате средний американский еврей получает в 2,5 раза больше образования. Даже в период средневековья многие евреи имели более высокий и экономический статус, а в этих условиях они имели возможность обучать своих детей.

18. Межнациональные браки?

Евреи с недостатком интеллекта и сообразительности были вытеснены, заключая браки с другими народами и там ассимилировались. В итоге оставались только лучшие. Такая точка зрения прослеживается и в других доводах: менее умные евреи, неспособные быть своим собственным «священником» неизбежно покидали иудаизм ради других религий.

19. Чуткий Учитель

Многие раввины были «эйнштейнами эмпатии» — удивительно добрыми, терпеливыми, любящими и понимающими других людей. «Эмпаты» такого высокого уровня имели большое влияние в общинах, делали их жизнь лучше и продвигали правильные идеи.

20. Боязнь антисемитизма

Евреи стремятся к высоким результатам в науке, карьере и богатстве, потому что они хотят чувствовать себя в безопасности, защищенными и изолированными от антисемитских настроений в окружении. Такая точка зрения может быть оправдана долгой историей неприязни и гонений, которые пережили евреи.

5 фактов об иудаизме, которые стыдно не знать

5 фактов об иудаизме, которые стыдно не знать

Почему нельзя есть бутерброд с колбасой и сыром, работать в шабат и верить в Иисуса? Пост об основных принципах еврейского самосознания для тех, кто не хочет прослыть невеждой в приличном обществе.

1. Законы кашрута

Традиция питания, к которой привыкли русские люди, совершенно не приемлема для евреев, и это то отличие, которое выделит иудея в любой бытовой ситуации. Кошерное питание в самолетах действует не просто так: если на продуктах нет знака кошерности от раввината, правоверный еврей не может их употреблять. Это такой же закон из Торы («Не вари козленка в молоке его матери» – прямая цитата оттуда), как и запрет есть свинину, которому надлежит повиноваться, не рассуждая о смысле. Считается, что он слишком глубок для нашего обыденного понимания, но медики сходятся во мнении, что в действительности для нашего организма такой принцип питания только к лучшему. Запрет на смешение мясного и молочного настолько строг, что даже хранить эти виды пищи в одном месте не желательно. Поэтому в большинстве израильских офисов, даже если в компании не так уж много религиозных сотрудников, на кухне всегда будут два холодильника – один для мясного, второй для молочного.

2. Почему нельзя работать в шаббат

Шабат – одна из центральных святынь и ценностей еврейского народа, которые значительно отличают его от других. Туристы, которые впервые посещают Израиль, обычно удивляются, что даже для них никто не делает исключение (кроме нескольких мест в Тель-Авиве) и к вечеру пятницы вся страна сворачивает «лавочку». Это не значит, что все евреи религиозные, но главный закон, данный народу на горе Синай тысячелетия назад, стоит во главе угла. Если у русских большие праздники раз в году, у евреев самый главный праздник – каждую неделю. По Торе запрещается не только работать, но также пользоваться любыми электронными устройствами и совершать действия, которые с обывательской точки зрения совершенно с трудом не связаны: отрывать туалетную бумагу, пользоваться зонтом в дождь, доставать косточки из рыбы или арбуза и т.д. В основе своей этот закон возник как память о том, что Бог создавал мир шесть дней, а на седьмой отдыхал. Именно отделением субботы от всех остальных дней евреи демонстрируют то, что следуют путем Творца.

3. Кто может считать себя евреем

Несмотря на заблуждение многих, что только наличие еврейской мамы можно считать основанием для человека называть себя евреем, израильское гражданство получают люди, которые зачастую даже не помнят своих еврейских дедушек и бабушек. Таким образом есть два аспекта, определяющих принадлежность человека к еврейскому народу: светский и религиозный. Любой желающий имеет право перейти во второй, т.е. считаться евреем по религиозными законам, даже если в нем нет ни капли еврейской крови. Процесс обращения в иудаизм называется «гиюр» и при его успешном прохождении человек имеет право получить гражданство Израиля.

С государственной же точки зрения евреями считаются все, у кого хотя бы один кровный родственник до четвертого поколения был евреем (еврейкой) по матери, и при условии, что человек не перешел в другую религию (атеистом быть можно). На практике это означает, что хотя бы одна из четырех прабабушек должна быть еврейкой, тогда человек может претендовать на получение израильского гражданства.

4. Почему евреи не признают Иисуса

Главное, что отличает иудаизм от других религий и в частности от христианства, в том, что это монотеизм, т.е. вера в единство Бога и в то, что молиться нужно ему напрямую, без участия посредников в виде святого духа, например, икон или Иисуса Христа. При этом евреи верят в приход Мессии. Это будет человек, который принесет полное физическое и духовное избавление еврейскому народу и вернет всех евреев на их землю. Евреи не признают христианского спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей: Иисуса избили плетьми, публично унизили и позорно казнили. И уж тем более он не может быть подобным Богу или сравнимым с ним, так как иудаизм – религия, основанная на служении народа только Богу.

5. Почему евреям делают обрезание

Еще одно отличие евреев от других народов, которое часто обсуждают в кино и сериалах, относится к чисто физическому аспекту и заключается в обязательном обрезании мальчиков на восьмой день после рождения. Это одна из 613 заповедей, которые должен соблюдать еврей (оцените, насколько «повезло» в этом плане христианам, у которых есть всего 10 законов). Таким образом евреи свидетельствуют факт своего союза с Богом испокон веков, а уже в наше время медики доказали, что это полезно и с гигиенической точки зрения.

Какой из фактов кажется вам наиболее необычным? С радостью поясню любой вопрос, касающийся еврейской культуры.

Шаббат — Еврейская Суббота | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Шабат, или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

Шабат — Еврейская Суббота. Субботняя хала.

СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Шаббат — Еврейская Суббота. Субботние свечи.

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.

Запрет стирки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Выжимание одежды в субботу

статья р. Моше Пантелята

Работа «даш» («молотьба») в субботу

статья р. Моше Пантелята

Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу

статья р. Моше Пантелята

Установка кастрюли на огонь до наступления субботы

статья р. Моше Пантелята

Пища, сваренная в субботу

статья р. Моше Пантелята

Водяные нагреватели в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет варки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Перенос грузов в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет земледельческих работ в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани

статья р. Моше Пантелята

Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож

статья р. Моше Пантелята

Запрет писать и стирать в субботу в субботу

статья р. Моше Пантелята

«Сотер» и «Боне» в субботу

статья р. Моше Пантелята

Как греть сухую еду в шабат?

ответ р. Бенциона Зильбера

Суббота в лагере.

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

Суббота — не день отдыха!

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Общие принципы законов Субботы

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов.

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суть Cубботы, Её райский вкус

Рав М. Пантелят

Четвёртая заповедь. Волшебная сила субботы.

статья Ефима Свирского

Субботний кидуш

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Субботние свечи

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным

Субботние запреты. Запрет «провеивание» в субботу — «зорэ»

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 6 Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 5

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 4

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сбор в снопы» в субботу — «меамер»

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 2

Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 1

Суббота. Классификация субботних запретов. Вступление

Суббота. Источник субботних запретов. Вступление

Суббота. Суть субботних запретов. Вступление

Исход субботы. Законы авдалы (продолжение)

Исход субботы. Законы авдалы

Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста

Три субботние трапезы

Суббота. Cвязь между кидушем и трапезой

Суббота. Законы Кидуша (продолжение)

Суббота. Законы Кидуша

Суббота. Встреча субботы. Вечерняя молитва. Заповедь: «Помни день субботний»

Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей

Суббота. Смысл зажигания свечей

Суббота. Виды работ разрешенных после захода солнца , до выхода звезд

Время субботы. Принятие субботы . Исход субботы

Канун субботы. Принятие душа, Миква. Стрижка волос и ногтей

Канун субботы. Пост перед субботой. Когда можно есть перед субботой

Канун субботы. До какого времени можно отправляться в пятницу в дальнюю поездку и когда надо прибыть к месту назначения.

Канун субботы. С какого времени и какие работы не следует делать в пятницу

Законы субботы. Канун субботы. Подготовка к cубботе

Законы Субботы. Канун субботы

Законы Субботы. Заповедь подготовки к Субботе

Законы субботы. Вступление. Часть 2

Законы субботы. Вступление. Часть 1

Я хочу сделать гиюр и задумался о выборе карьеры. Кем, в основном, работают религиозные евреи? — вопросы раввину

Уважаемый N.!

Конечно, Ваш вопрос ни в коем случае не «глуповатый». Можно ответить на него по-разному. Я отвечу так, как учили меня мои учителя.

Еврей должен считать своей главной «работой» — служение Всевышнему. Соответственно, как он будет зарабатывать на жизнь — это уже детали, то есть он может заниматься чем угодно, главное, чтобы он нашел, как хранить и соблюдать заповеди и расти в том, что составляет смысл жизни, а работа — средство для поддержания жизни. Это принципиально отличается от общепринятого сегодня подхода, где работа — дело жизни, а карьера, карьерный рост, накопление материальных благ — смысл её. Поэтому еврейский идеал — служить Б-гу, изучать Тору, по возможности минимально отвлекаясь на другое. Но это лишь идеал, в реальности далеко не у всех это получается, не всем это интересно, не у всех есть соответствующие способности. Поэтому варианты очень разнообразны. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Но и работа тоже может быть служением. Например, если Вы станете врачом, учителем, Ваша работа будет — спасать, лечить, помогать, просвещать, то есть делать добро другим людям, а это заповедь Торы. ГЛАВНОЕ: не забывать о том, что Вы делаете добро, а деньги — лишь средство к существованию. Они нужны Вам, но Вы трудитесь не из-за них, а ради добра, ради исполнения заповеди. Как проявляется это различие на практике? В мелочах…

Врач, который не получает деньги за этот прием, но все равно лечит или дает совет, назначение. Медсестра или санитарка, которая кормит больного заботливо и внимательно, хотя ей за это не доплачивают. И т.д., и т.п.

Но, даже если Вы программист или бизнесмен, если Ваша деятельность помогает развитию человеческого общества — это похвально, иудаизм приветствует это.

Поняли общий принцип? Тогда подытожу — предпочтительные виды деятельности (в убывающем порядке):

1. Изучать Тору, посветить этому себя полностью.

2. Изучать и преподавать Тору на высоком уровне.

3. Изучать и преподавать Тору для начинающих.

4. Работать врачом, медсестрой, учителем.

5. Работать программистом или заниматься бизнесом, а также — заниматься любым другим полезным людям делом.

Но нужно заметить: так как Всевышний заинтересован в том, чтобы о Нем узнали все, соблюдающие евреи занимаются самыми разными видами деятельности, дабы донести слово о Б-ге всем слоям населения Земли… Поэтому, что бы Вы ни выбрали, главное — не нарушать при этом законы Торы. Вести честный бизнес, не торговать тем, что приносит вред, приносить пользу людям.

Это общие критерии, в детали можно вдаваться по необходимости.

С уважением, Мендель Агранович

А почему вы не работаете, а всё время учитесь? — вопросы раввину

Тема «тунеядства» харедим вызывает глубокую и постоянную озабоченность в Израиле, поэтому попробуем разобрать ваши опасения по порядку.

Если все будут учиться, кто тогда будет работать?

Еврейский «перекос» описал ещё давным-давно царь Давид в своих Псалмах (27:4): «… пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…». Еврейский идеал — посвятить свою жизнь изучению Торы, личному совершенствованию и духовной жизни.

По-видимому, услышав подобное, вы и ощутили сильное опасение: а что произойдёт, если еврейский народ, все как один, бросится выполнять эту мечту, то кто же тогда будет работать?!

Во-первых, не стоит уже сейчас начать нервничать, так как, к сожалению, такой тенденции на данный момент в народе пока не заметно.

Во-вторых, если даже предположить, что это случится, тоже не стоит пугаться, ведь это и будут дни прихода Машиаха, и тогда всё в мире изменится, включая потребность в работе.

А почему «харедим» поголовно не работают?

Вы, по-видимому, имеете в виду, что все остальные жители Израиля «поголовно» работают, и только «эти» — «увиливают»? Поинтересуйтесь в статистическом бюро Израиля, там знают, как все «поголовно» работают. А вот как харедим «увиливают», можно увидеть своими глазами в любом религиозном районе. Там во всех сферах работают люди религиозные. Поэтому «никто не работает» лучше исправить на «частично…».

Так кто же не работает? Кто эти «паразиты» и «тунеядцы»?

В первую очередь, это ученики йешив. Правда, к ним претензий должно быть меньше. Ведь так же как от студентов не ждут, что они выйдут работать, пока учатся, так и от учеников йешив не стоит ожидать, что они вольются в ряды трудящихся.

А основные «тунеядцы» — это учащиеся коллелей, то есть, женатые евреи, которые вместо работы продолжили учёбу. И хотя их не так много и их жёны работают (при этом нигде нет правила, что оба супруга должны работать), этого достаточно, чтобы вызвать у людей самые разные чувства. У тех, кто постарше — досаду, «к станку бы всех», у тех, кто помоложе — сожаление, «сколько программистов пропадает»… Вот в основном про них, учащихся коллелей, у нас и пойдёт речь.

Почему работа — грех?

Если вы уж напомнили о грехах, то замечу, что необходимость работы, как средства достижения пропитания, действительно появилась в мире именно из-за греха. Первый Человек был сотворён не для физической работы, но когда он согрешил, был наказан: «В поте лица своего будешь есть хлеб…» Берешит (3:19). То есть, до греха Адам ел хлеб без пота, без усилия и работы, а вот после греха образовалась реальность, вынуждающая человека постоянно работать, чтобы выжить. Это не благословение, а проклятие. Поэтому слова «раб» и «работа» имеют тот же корень. И хотя многие полагают, что Человек был сотворён быть рабом работы, изначально не в этом была цель его Творения, а в достижении духовного совершенства.

Важно отметить, что там, в конце истории, исправив первородный грех, человечество вновь придёт в состояние, когда не будет более надобности работать.

Спор мудрецов о необходимости работать…

Итак, изначально человек не был сотворён для работы, у него другая цель появления в мире. Поэтому еврейская мысль не только не видит работу как самоцель, но даже как средство для существования подвергает сомнению. И спор на эту тему существует ещё с древних времён. В трактате Брахот (35,б) есть знаменитая полемика между рабби Ишмаэлем и рабби Шимоном бар Йохаем, его сокращённо называют РАШБИ. Рабби Ишмаэль утверждал, что еврей должен учить Тору, но ему так же необходимо работать, чтобы обеспечить пропитание себе и семье. РАШБИ же утверждал обратное: нет необходимости работать. Ведь если еврей растратит время на работу, то не достигнет цели своего творения и не постигнет всей глубины Торы. Как же он будет жить? Б-г позаботится о нём и пошлёт через кого-то пропитание. Этот спор подытоживает мудрец Абае: «…многие пошли по пути рабби Ишмаэля и получилось у них, а кто выбрал путь РАШБИ — не получилось».

Комментаторы Талмуда объясняют этот спор так. В мнении Абае нет перевеса в сторону рабби Ишмаэля, оба мнения истинны и справедливы. Оба полагают, что необходимо учиться, но Рабби Ишмаэль считал, что дополнительно необходимо и работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Это мнение рассматривается как общее правило, как путь для масс, для всего народа. А РАШБИ указал на исключение из правил, на индивидуальный подход, путь для единиц. Избранные не только могут, но и должны жить полной духовной жизнью, не работая, как и сам Рабби Шимон бар Йохай, автор книги Зохар.

Итак, путь приемлемый для большинства, это путь сочетания работы и учёбы.

Почему же поголовно все должны учиться?

«Ну, я как раз это имел в виду, — обрадуетесь вы, — пошлите несколько отличников на учёбу в йешиву, а остальных гоните в шею на работу»!

К сожалению, должен вас разочаровать, есть несколько причин, почему в наше время еврейский мир такую социальную модель отверг.

Изменение реальности

Действительно, с былых времён, евреи в общей массе работали и учились, а единицы посвящали всю свою жизнь изучению Торы и служению Б-гу. Но с тех пор прошло много времени, и мир изменился. Раньше еврейские дети с раннего возраста шли получать какую-то профессию, и это никак не мешало им оставаться глубоко верующими и исполняющими заповеди Творца, так как всё окружение было этим пропитано. В нашем же поколении это совсем не так…

В наше время еврейская улица всё меньше и меньше еврейская. И до такой степени стала нееврейской, что если парень не будет учиться в йешиве — не то, что у него будет пробел в еврейском образовании, вряд ли он вообще останется евреем, преданным Торе и даже непонятно, останутся ли его внуки вообще евреями.

По мнению одного из величайших мудрецов нашего времени рава Якова Исроиля Каневского (Стайплера) наше время подобно «гзератшмад» — то есть, попытке уничтожить еврейский народ, поэтому пребывание еврейских детей и юношей в йешивах — это вопрос духовной жизни и смерти. Это и есть причина, почему у нас посылают всех детей «поголовно» получить еврейское образование и воспитание.

Но когда оно получено, когда юноши сформируются как личности, создадут семьи, вот только тогда каждый из них сможет сам решить, какой путь выбрать. То ли путь рабби Ишмаэля — и тогда пойдут учиться какой-либо профессии и искать работу (при этом строго соблюдая все еврейские законы и учась в свободное время), то ли выберут путь избранных, идущих по пути РАШБИ, и посвятят всю свою жизнь Торе и духовности.

И до тех пор, пока нет в них этой зрелости, они должны учиться всем основам иудаизма, которые можно получить только в йешиве или в коллеле. И несомненно, что если они не будут так воспитаны, то не только не пойдут по пути РАШБИ, но и до пути рабби Ишмаэля не дойдут. Их еврейство будет без глубоких крепких корней, и первое же дуновение ветра снесёт кипу с их головы.

Продолжение еврейской эстафеты

Другая причина, почему все «поголовно» учатся в йешивах, связана с необходимостью, чтобы в каждом поколении вырастали те несколько мудрецов, которые будут способны подняться на вершину духовной жизни и через которых пройдёт вся Тора следующему поколению.

И уже давным-давно было замечено, что если тысяча начнёт учёбу, то… только один из них станет Раввином. То есть, для того, чтобы появились малочисленные, необходимо обучить многочисленных. И нет никакой возможности предугадать, кто в конечном счете окажется среди этих единиц. Никакой экзамен по психометрии не поможет. Тора не подобна остальным знаниям в мире. Она даётся не талантливым, а тем, кто готов всего себя отдать учёбе и работе над собой. Зачастую великими раввинами становились те, кто в детстве, а порой и в юношеском возрасте, особыми талантами не блистал, но зато они были чисты и полны желания знать. Поэтому необходимо, чтобы все еврейские мальчики, без исключения, учили Тору, чтобы у всех был шанс стать великими в поколении и из них появятся те несколько, которые продолжат эстафету еврейства на все поколения.

Духовная планка

И есть ещё одна причина. Мы ставим перед нашими детьми изначально высокую цель быть среди избранных, быть еврейскими мудрецами. И причины этого просты и очевидны. Ведь тот, кто будет учиться, но, увы, не преуспеет в учёбе, сможет жить как еврей работающий, богобоязненный и устанавливающий постоянство в учёбе Торы. Но, если изначально понизим планку, будем наставлять его на путь трудоустройства, то уж точно из него мудреца никогда не выйдет. Поэтому мы желаем, благословляем и требуем от наших детей максимума. Ведь без страстного желания достичь максимума, не будет достигнут и минимум.

А заодно, когда «многочисленные» пойдут по пути Торы, то, по крайней мере, почувствуют желание быть как те «малочисленные», и если даже не удостоятся быть среди отборного войска, смогут помогать тем, кто держит на себе всё еврейское, ценить тех, кто хранит еврейский народ и передаёт всё наследие дальше. То есть, их путь не идеал, а временное и вынужденное занятие.

А идеалом у еврея всегда останутся слова царя Давида: «…пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…»