Как и животным человеку свойственно: Входная диагностическая работа по обществознанию 7 класс

Входная диагностическая работа по обществознанию 7 класс

Входная диагностическая работа по обществознанию 7 класс включает в себя 2 варианта с ответами. Каждый вариант состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 10 заданий, В части В — 4 задания.

1 вариант

Часть А

A1. Человек отличается от животных тем, что он

1) использует природные материалы
2) нуждается в пище
3) осуществляет деятельность
4) заботится о потомстве

A2. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?

А. Природа не оказывает влияния на духовное развитие общества.
В. Современное общество, благодаря достижениям науки и техники, не зависит от природы

1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A3. Как называется объективная нужда человека в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития?

1) потребность
2) деятельность
3) интерес
4) способность

A4. Как называется способ существования человека, выражающийся в изменении и преобразовании окружающего мира?

1) обучение
2) деятельность
3) социализация
4) поведение

A5. К функциям семьи не относится

1) воспитание подрастающего поколения
2) ведение домашнего хозяйства
3) формирование общественного мнения
4) организация досуга

A6. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения.
Б. Одним из видов социальных норм являются религиозные нормы.

1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A7. В древности люди пользовались дарами природы. Они занимались охотой, собирательством, рыболовством. Для этого они изготавливали орудия труда — палки-копалки, рубила, копья, луки и стрелы. Как называется данный тип хозяйства?

1) производящее хозяйство
2) присваивающее хозяйство
3) натуральное хозяйство
4) товарное хозяйство

A8.

Что из перечисленного относится к источникам дохода семьи?

1) выплата пособий на ребёнка
2) плата за коммунальные услуги
3) налоги
4) оплата кредита

A9. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Совет безопасности РФ
2) Государственная дума
3) Совет Федерации
4) Федеральное собрание

A10. Как исполнения называется правила? правовой документ, содержащий обязательные для исполнения правила?

1) норма
2) обычай
3) закон
4) мораль

Часть В

B1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию домашнее хозяйство.
Бюджет, доходы, прожиточный минимум, обычай, собственность, расходы.
Найдите термин, который относится к другому понятию.

B2. Большая по численности семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Главенство мужа заключается в том, что в его руках сосредоточены экономические ресурсы и он принимает основные ре­шения.

В семье много детей, которые зависят от родителей, почита­ют старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Как называется данный тип семьи?

B3. Установите соответствие между сферами жизни общества и соответ­ствующими примерами.

Примеры

А. Гражданин К. открыл кафе-кондитер­скую.
Б. В области разработана программа реаби­литации инвалидов и лиц с ограничен­ными возможностями здоровья.
В. Парламент принял Закон о выборах в ор­ганы местного самоуправления.
Г. Марина Р. взяла кредит в банке для по­купки музыкального инструмента.
Д. В городе К. состоялось торжественное открытие детской хореографической школы.

Сферы жизни

1) политическая
2) экономическая
3) социальная
4) духовная

B4. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности челове­ка и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

1) общение с другими людьми
2) сбалансированность питания
3) обеспечение безопасности
4) самореализация
5) достижение успеха в жизни

2 вариант

Часть А

A1. Как и животным, человеку свойственно(-а)

1) передача культурного опыта потомкам
2) наследование особенностей родителей
3) преобразование окружающей среды
4) использование орудий труда

A2. К социальной сфере жизни общества относится

1) деятельность общества Союз Чернобыль
2) издание глянцевого журнала
3) реконструкция усадьбы XIX века
4) получение материнского капитала

A3. В государстве Z. большинство населения занимается земледелием и скотоводством. Используются примитивные орудия труда. Поведение человека определяют верования и обычаи. Самостоятельность и инициатива не поощряются. Как называется данный тип общества?

1) сельскохозяйственное
2) аграрное
3) патриархальное
4) земледельческое

A4. Общение человека с человеком — это

1) активность человека, направленная на преобразование общества
2) получение нового знания о себе
3) взаимные деловые и дружеские отношения людей
4) поступки и действия человека

A5. Что относится к духовной потребности человека?

1) познание окружающего мира
2) реализация своих способностей
3) потребность в самосохранении
4) трудовая деятельность

A6. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика — это хозяйство, обеспечивающее производство необ­ходимых материальных благ.

В. К экономике можно отнести хозяйство целого государства.

1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

A7. Кто является главными действующими лицами экономики?

1) продавцы и покупатели
2) производители и банкиры
3) работодатели и работники
4) производители и потребители

A8. Россия в соответствии с Конституцией является

1) унитарным государством
2) федеративным государством
3) конфедерацией
4) авторитарным государством

A9. Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является

1) Верховный суд
2) Государственная дума
3) Правительство
4) Администрация Президента

A10. Нормы права отличаются от других социальных норм тем, что они

1) устанавливаются государством
2) регулируют жизнь общества
3) предусматривают наказание
4) меняются с течением времени

Часть В

B1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию государство.
Суд, суверенитет, налоги, труд, правительство, гражданин.
Найдите термин, который относится к другому понятию.

B2. Павел Т. и Леонид Н. дружат с первого класса. Павел успешно зани­мается спортом: он играет в футбол. Его пригласили учиться в школе олимпийского резерва. Леонид увлекается техническим творчеством и посещает кружок авиамоделизма. В прошлом году он принял уча­стие в первенстве области по авиационным моделям Воздушный бой. Как называются индивидуальные особенности человека, яв­ляющиеся условием его успешной деятельности?

B3. У становите соответствие между сферами жизни общества и соответ­ствующими понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия

А. Мораль
В. Семья
В. Парламент
Г. Образование
Д. Предпринимательство

Сферы жизни общества

1) политическая
2) экономическая
3) социальная
4) духовная

B4. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие только искусство (как форму культуры), и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

1) создание художественного образа
2) творческая деятельность
3) воспитание личности
4) познание мира
5) условность изображения

Ответы на входную диагностическую работу по обществознанию 7 класс
1 вариант
А1-3, А2-4, А3-1, А4-2, А5-3, А6-3, А7-2, А8-1, А9-4, А10-3
В1. обычай
В2. патриархальная или традиционная

В3. 23124
В4. 145
2 вариант
А1-2, А2-4, А3-2, А4-3, А5-1, А6-3, А7-4, А8-2, А9-3, А10-1
В1. труд
В2. способности
В3. 43142
В4. 15

PDF-версия
Входная диагностическая работа по обществознанию 7 класс(100 Кб, pdf)

Отличия человека от животного

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Отличия человека от животного» из раздела кодификатора (1. 1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы. Мышление неразрывно связано с речью. В отличие от животных, чьи звуковые сигналы закреплены биологически и имеют определенный ограниченный набор, человеческая речь весьма разнообразна и постоянно обновляется.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.


2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. 

-моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли
-обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов

-выражает ценностное отношение к действительности

Только человек способен творить — создавать качественно новые материальные и духовные ценности. При этом человек сам определяет свою социальную роль, выбирает вид деятельности, а также способы и средства достижения цели, составляет прогнозы. Животные в своем поведении руководствуются только инстинктами.

3. Человек способен преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые материальные и духовные блага. 

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда с целью использования их как средство производства материальных благ.

Человек способен не только изготавливать орудия труда и использовать их в своей деятельности, но и постоянно совершенствовать их. Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств.

Эволюция человека связана с появлением орудий труда, так первые рубила, палки-копалки и копья на современном этапе переросли в сложные механизмы, машины, комбайны и оружие. Создание и совершенствование орудий труда способствовали развитию общества в целом, а научно-технологические революции создали новые, не существовавшие прежде сферы деятельности.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

5. Человеку свойственны духовные потребности.

Духовные потребности, свойственны только человеку — это потребности познавать окружающий мир, себя самого и смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Духовные потребности не вложены в человека биологически, не заложены от рождения. Они формируются и развиваются социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования.

7 признаков, по которым животные похожи на людей

Животные и люди

(Изображение предоставлено Dreamstime)

Мы, люди, любим думать о себе как об особой группе, но оказывается, что у нас много общего с другими животными. Математика? Обезьяна может это сделать. Использование инструмента? Эй, даже птицы освоили это. Культура? Извините, ребята, у шимпанзе тоже есть.

Вот список некоторых главных параллелей между людьми и нашими животными. Вы можете быть удивлены тем, насколько мы похожи даже на наших дальних родственников.

Уши как у кузнечиков

Copiphora gorgonensis , южноамериканский кузнечик, у которого удивительно похожие на человеческие уши в исследовании, опубликованном 16 ноября в журнале Science. (Изображение предоставлено Даниэлем Робертом и Фернандо Монтеалегре-Запата)

У людей есть сложные уши для преобразования звуковых волн в механические вибрации, которые наш мозг может обрабатывать. Так что, как выясняется, делают катидиды. Согласно исследованию, опубликованному 16 ноября 2012 года в журнале Science, уши кузнечиков устроены очень похоже на человеческие уши, с барабанными перепонками, рычажными системами для усиления вибраций и заполненным жидкостью пузырьком, где сенсорные клетки ждут, чтобы передать информацию в нервную систему. . Уши кузнечиков немного проще наших, но они также могут слышать гораздо больше, чем человеческий диапазон.

Миры как слон

Кошик, слон из зоопарка Эверленд в Южной Корее, может говорить по-корейски вслух. Здесь Эшли Стогер и Даниэль Митчен записывают его вокализацию. Смотрите больше изображений слонов. (Изображение предоставлено: Current Biology, Stoeger et al.)

Люди действительно безраздельно властвуют на арене языка (насколько нам известно), но даже слоны могут понять, как издавать те же звуки, что и мы. По словам исследователей, азиатский слон, живущий в южнокорейском зоопарке, научился использовать свой хобот и горло, чтобы имитировать человеческие слова. Слон может сказать «привет», «хорошо», «нет», «садись» и «ложись», конечно же, на корейском языке.

Слон, похоже, не понимает, что означают эти слова. Ученые считают, что он, возможно, улавливал звуки, потому что он был единственным слоном в зоопарке с 5 до 12 лет, оставив его вместо этого привязанным к людям.

Морда мыши

Белая лабораторная мышь. (Изображение предоставлено: Флорис Слоофф (открывается в новой вкладке), Shutterstock (открывается в новой вкладке))

Вы корчите странные рожи, когда вам больно? Мыши тоже. В 2010 году исследователи из Университета Макгилла и Университета Британской Колумбии в Канаде обнаружили, что мыши, подвергающиеся умеренной боли, «гримасничают», как и люди. Исследователи заявили, что результаты могут быть использованы для устранения ненужных страданий лабораторных животных, сообщая исследователям, когда что-то причиняет вред грызунам.

Разговор дельфина во сне

Сможем ли мы когда-нибудь поговорить с дельфинами? Здесь Бо Рихтер наблюдает за способностью Пуки, дельфина-афалины, задерживать дыхание в Морской лаборатории Калифорнийского университета в Санта-Крузе. (Изображение предоставлено Т. М. Уильямсом/UCSC)

Дельфины могут говорить во сне пением китов, по словам французских исследователей, которые зафиксировали, как морские млекопитающие издают неродные звуки поздно ночью. Пять дельфинов, которые живут в морском парке во Франции, слышали песни китов только на записях, которые проигрывались в течение дня в их аквариуме. Но ночью дельфины, кажется, имитируют записи во время периодов отдыха, что является возможной формой разговора во сне. И ты думал, что твое ночное бормотание было странным.

Домостроительные навыки осьминога

Жилковый осьминог (Amphioctopus marginatus) использует половинки скорлупы кокосового ореха для постройки убежища. (Изображение предоставлено Р. Стин.)

Хорошо, «Падающая вода» Фрэнка Ллойда Райта — это не «Падающая вода», но дом, построенный осьминогом, имеет то преимущество, что он мобильный.

Осьминог с жилками ( Amphioctopus marginatus ) может делать мобильные убежища из скорлупы кокосовых орехов. Когда животное хочет двигаться, все, что ему нужно сделать, это сложить раковины, как миски, ухватиться за них негнущимися ногами и переваливаться по дну океана к новому месту.

Движения хрупкой звезды

Хрупкая звезда не вращается, как большинство животных. Он просто назначает другую из своих пяти конечностей новой передней частью и продолжает двигаться вперед. (Изображение предоставлено Генри Эстли/Университет Брауна)

Трудно представить организм, менее похожий на человека, чем хрупкая звезда, существо, похожее на морскую звезду, у которого даже нет центральной нервной системы. И все же эти пятирукие чудеса двигаются с координацией, отражающей человеческое передвижение.

Хрупкие звезды обладают радиальной симметрией, то есть их тела можно разделить на одинаковые половины, проведя воображаемые линии через их лучи и центральную ось. Для сравнения, люди и другие млекопитающие обладают двусторонней симметрией: вы можете разделить нас пополам одним способом, проведя прямую линию через наши тела. Большую часть времени животные с радиальной симметрией мало двигаются или перемещаются вверх и вниз, как медуза, которая движется по воде. Однако хрупкие звезды движутся вперед, перпендикулярно оси своего тела — навык, обычно предназначенный для билатерально-симметричных.

Мозг как у голубя

Фото (Изображение предоставлено: Lozba Paul / Stock.XCHNG)

У игроков в Вегасе есть что-то общее с голубями на тротуаре, и это не просто увлечение блестящими предметами. На самом деле, голуби играют так же, как и люди, делая выбор, который оставляет им меньше денег в долгосрочной перспективе за ускользающее обещание большой выплаты.

Когда у голубей есть выбор, они нажимают кнопку, которая дает им большую, редкую выплату, а не кнопку, которая предлагает небольшое вознаграждение через равные промежутки времени. Согласно исследованию, опубликованному в 2010 году в журнале Proceedings of the Royal Society B, это сомнительное решение может быть вызвано удивлением и волнением крупной награды. Игроки-люди могут быть так же соблазнены идеей крупной добычи, независимо от того, как долго шансы.

Стефани Паппас — автор статей для журнала Live Science, освещающего самые разные темы — от геонаук до археологии, человеческого мозга и поведения. Ранее она была старшим автором журнала Live Science, но теперь работает внештатным сотрудником в Денвере, штат Колорадо, и регулярно публикует статьи в журналах Scientific American и The Monitor, ежемесячном журнале Американской психологической ассоциации. Стефани получила степень бакалавра психологии в Университете Южной Каролины и диплом о высшем образовании в области научной коммуникации в Калифорнийском университете в Санта-Круз.

Вихревой тур по когнитивной биологии — Ассоциация психологических наук — APS

Находясь на мосту между эволюционной биологией и когнитивной наукой, когнитивный биолог из Венского университета В. Текумсе Фитч продемонстрировал, что изучение наших более отдаленных родственников животных жизненно важно для понимания человека. познание.

«Основное сообщение, которое я хочу донести до вас сегодня, заключается в том, что в некотором смысле обе стороны правы», — подчеркнуло Fitch в своем программном выступлении на Международной конференции психологических наук 2017 года в Вене. «И с современной биологической точки зрения нам действительно нужно перевернуть эти идеи с ног на голову и признать очень простой биологический факт: это трюизм, но люди тоже животные».

Биология общих основ

Основа биологии человека содержит огромное количество общих основ: все живые существа, от бактерий до нарциссов, имеют общий генетический код, а структура нашей нервной системы такая же, как и у низших животных. такие как мухи и черви, а также их более близкие родственники, такие как бонобо. Но, конечно, каждый вид уникален.

В области когнитивной биологии Fitch исследователи пытаются установить связи между фундаментальной эволюционной биологией (например, Дарвин) и когнитивными науками (например, Ноам Хомский и Б. Ф. Скиннер). Но когнитивная биология — это не то же самое, что эволюционная психология, поясняет Fitch. В то время как эволюционная психология сосредотачивается на человеческом разуме в течение относительно короткого эволюционного периода, составляющего последние 6 миллионов лет, когнитивная биология использует более широкий подход, который восходит к более ранним периодам человеческой эволюции.

Наряду с этим в высшей степени сравнительным подходом когнитивные биологи разбивают сложные признаки, такие как язык или музыка, на множество основных компонентов, некоторые из которых могут быть общими для людей и других животных, а некоторые могут быть уникальными для определенного вида. Когнитивные биологи называют это «разделяй и властвуй» или многокомпонентным подходом, пояснило Fitch. Основываясь на наличии или отсутствии этих компонентов, мы можем составить карту филогенетического дерева, которое позволяет исследователям восстановить эволюционное прошлое определенных когнитивных способностей.

Гомологи и аналоги

Люди имеют много общего с нашими ближайшими родственниками, человекообразными обезьянами. Мы разделяем большой мозг, большой размер тела, долгую жизнь и продолжительное детство, потому что наш общий предок, который не был ни шимпанзе, ни гориллой, ни человеком, также обладал этими характеристиками. Этот эволюционный процесс называется гомологией: разные виды имеют набор общих черт, потому что они были унаследованы от общего предка. По мнению Fitch, красота гомологии заключается в том, что мы можем использовать ее для восстановления прошлого, глядя на живые виды.

Напротив, это процесс конвергентной эволюции, в котором разные виды независимо адаптируют сходные черты. Например, люди и птицы двуногие, но не потому, что у нас был общий двуногий предок. Люди и птицы приспособились к ходьбе на двух ногах по разным причинам в разное время.

Fitch также отметило, что эволюция часто носит окольный, а не линейный характер, когда адаптации возникают и исчезают несколько раз у одного и того же вида. Например, большинство людей и некоторые другие приматы являются трихроматами — мы обладаем цветовым зрением благодаря трем разным типам колбочек в наших глазах. С другой стороны, большинство других млекопитающих являются дихроматами, лишенными цветового зрения. Если бы мы исследовали только млекопитающих, оказалось бы, что трихромазия — это высокоразвитая адаптация, которую люди разделяют лишь с несколькими другими высокоразвитыми видами. Но расширение сравнительной сети за пределы млекопитающих показывает, что птицы не только обладают трихроматией, но и фактически обладают четырьмя разными колбочками — тетрахроматией, объяснил он.

Рыбы, рептилии и амфибии также обладают тетрахроматией, что позволяет предположить, что общий предок всех живых позвоночных был на самом деле тетрахроматиком и что со временем млекопитающие утратили адаптацию к цветовому зрению. По словам Fitch, где-то по пути к приматам — по крайней мере, к некоторым из нас — вернулось своего рода частичное цветовое зрение.

Использование инструментов — еще одна адаптация, которая многократно развивалась у разных групп животных. Шимпанзе, наши ближайшие родственники, используют инструменты для ловли термитов и раскалывания орехов. Шесть миллионов лет назад наш общий предок с шимпанзе, вероятно, также использовал простые инструменты для выполнения подобных задач. Благодаря гомологии мы можем представить себе когнитивные способности наших вымерших предков.

Но приматы — не единственные животные, способные пользоваться инструментами. Новокаледонские вороны используют в своей среде острые прямые предметы, чтобы выкапывать труднодоступные личинки из стволов деревьев. Исследователи из Оксфордского университета обнаружили, что в лаборатории эти вороны будут изготавливать свои собственные инструменты, сгибая куски проволоки в форме крючков, чтобы доставать пищу из контейнеров.

«Это очень умные животные, и они способны решать задачи и выходить за рамки своих биологических предрасположенностей точно так же, как мы, люди. Именно так мы можем водить автомобили и производить электрические дрели», — отмечает Fitch.

Конечно, добавило Fitch, наш общий предок с воронами вряд ли был пользователем инструментов, но аналогичная адаптация позволяет нам начать задавать важные вопросы: почему использование инструментов эволюционирует? И почему он развивался все эти разные периоды времени и разными путями в таких разных организмах?

Сигналы, синтаксис и семантика

Наряду с использованием инструментов люди обладают многими общими с другими видами когнитивными способностями, включая формирование воспоминаний, категорий, основных эмоций, таких как гнев, планирование и постановка целей, а также изучение правил. Эти виды основных невербальных понятий, вероятно, сформировали язык в результате многих миллионов лет эволюции. В отличие от использования инструментов, язык кажется чертой, которой обладают только люди. Тем не менее, по словам Fitch, большинство составных частей языка являются общими с другими видами.

«Главное отличие нас от других видов не в том, что нам есть о чем думать, а в том, что мы можем сообщать о том, о чем думаем», — сказал он.

Хотя некоторые шимпанзе и бонобо научились подписывать или общаться с помощью клавиатуры, никто так и не научился говорить «привет» или петь «С днем ​​рождения». Это происходит не потому, что шимпанзе неумны или не способны имитировать, а потому, что у них очень ограниченная способность контролировать свою вокализацию и имитировать звуки окружающей среды.

Одна из давних гипотез неспособности приматов говорить состоит в том, что у них (и у других животных) нет опущенной гортани, которой обладают люди. Однако большая часть информации о гортани животных получена в результате вскрытия мертвых животных. Будучи постдоком, Fitch заинтересовался тем, как общаются живые животные. До сих пор все млекопитающие, которых он исследовал, опускали гортань в человеческое положение, издавая громкие вокализации; когда собака лает, гортань втягивается вниз только на момент лая, а затем снова поднимается.

«Что в нас необычного, так это не то, что у нас опущена гортань, а то, что она все время опущена», — объяснило Fitch.

Это исследование предполагает, что для речи решающее значение имеет не голосовая анатомия, а что-то в мозгу. Одна давняя гипотеза состоит в том, что большинство млекопитающих имеют только непрямые связи от их моторной коры к нейронам, которые контролируют речевой тракт, гортань и язык. У людей тоже есть эти нейронные связи, но также есть и прямые связи от моторной коры к моторным нейронам, которые контролируют гортань. Это ключ, который дает людям контроль над нашими голосовыми путями, которого нет у шимпанзе.

Однако люди — не единственные животные, способные обучаться сложной вокализации; вокальное обучение независимо развилось у летучих мышей, слонов, тюленей, китообразных и нескольких различных групп птиц. Изучая нейронные корреляты вокального обучения у самых разных видов, исследователи могут проверить эту гипотезу о прямых нейронных связях. До сих пор в исследованиях изучались две группы птиц — певчие птицы и попугаи — и в обоих случаях гипотеза подтвердилась. Птицы со способностями к обучению вокалу имеют эти прямые связи, в то время как птицы, которые не учатся вокалу, такие как голуби или куры, их не имеют.

«Мой общий вывод заключается в том, что использование очень широкой сравнительной перспективы для широкого круга различных видов действительно дает нам мощный инструмент как для разработки гипотез, так и для проверки этих гипотез», — пояснило Fitch. «Мы можем проверять как механистические, так и функциональные эволюционные гипотезы».

Синтаксис: сердцевина языка

Углубляясь в предмет общения, Fitch отмечает, что синтаксис, набор правил, определяющих значение предложения, действительно лежит в основе языка. Помимо устной речи, люди могут использовать язык во многих формах: например, язык жестов и письмо возможны благодаря нашей способности использовать продвинутый синтаксис. Обезьяны могут не говорить, но они могут выучить и выразить сотни слов с помощью жестов или клавиатуры. Однако, несмотря на овладение большим словарным запасом, уровень синтаксиса у них примерно такой же, как у 2-летнего ребенка — в основном они умеют складывать два слова. Хотя это очень ограниченный уровень синтаксиса, это все же синтаксис, поэтому в нем есть что-то общее с человеческим языком.

Люди не интерпретируют язык как просто набор слов в последовательности; что особенно важно, мы можем интерпретировать эти последовательности как имеющие иерархическую структуру более высокого порядка. Fitch и его коллеги пытаются определить, какими языковыми компонентами обладают разные организмы, исследуя их способность изучать простые грамматические структуры по сравнению с более сложными.

До сих пор сравнительные эксперименты показали, что эта способность использовать иерархический синтаксис может быть уникальной для людей. В одной серии экспериментов исследователи пытались научить иерархической грамматике два разных вида птиц: голубей и кеа. Кеа — это тип попугаев, обитающих в Новой Зеландии, и они известны своим чрезвычайно умным поведением. Вместо того, чтобы использовать записи речи, исследователи научили птиц распознавать различные визуальные образы абстрактных форм. Даже голуби — не самые умные птицы — смогли освоить простые последовательные схемы, но, несмотря на то, что они прошли недели интенсивных тренировок, обе группы птиц не смогли выучить более сложную грамматику.

«Итак, вот что мы сейчас оставляем: было показано, что множество различных видов используют грамматики с очень конечным числом состояний [и] более простые последовательные грамматики, но прямо сейчас единственным убедительным доказательством выхода за пределы этого к иерархической грамматике является для человека», — отмечает Fitch.

Что именно позволяет людям совершить этот лингвистический скачок? Fitch подозревает, что у людей развилась когнитивная способность делать выводы о древовидных структурах из последовательностей, которые трудно или невозможно сделать другим животным.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *