Как не привлекать к себе внимания в школе: 10 способов удержать внимание в классе и провести крутой урок – Как привлечь внимание в школе

10 способов удержать внимание в классе и провести крутой урок

Конец учебной недели — самое непростое время в школе. Ученикам хочется, чтобы поскорее начались выходные, и учителям приходится прилагать максимум усилий, чтобы последние уроки в пятницу не прошли даром. Учитель географии из Америки Том Дэвидсон предложил десять идей, как разнообразить урок, если ученики вот-вот заснут прямо за партой (или сбегут с последних уроков).

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Рабочие тетради для самостоятельной работы

Как и расширенные конспекты и закрепляющие упражнения, рабочие тетради для самостоятельной работы повышают ответственность ученика за свои знания и дают вам больше времени. Его как раз можно потратить на то, чтобы справиться с проявлениями плохого поведения, которое типично во второй половине дня в пятницу.

Если вы переложите большую часть работы на учеников, у них будут развиваться навыки независимого обучения. Вы же сможете уделить больше внимания тем, кому необходима дополнительная поддержка в учёбе.

Детей нужно расшевелить — тогда они сами увидят, что чем больше ответственности они на себя берут, тем выше их личный прогресс.

2. Шестигранник с интересными вопросами

В конце 80-х годов на американском телевидении была популярна викторина, в которой участники должны были двигаться по шестигранному игровому полю. Если они отвечали правильно, то могли выбрать, в шестиугольник с каким вопросом они хотят перейти дальше.

Что, если организовать занятие в классе по такому же принципу? Ученики смогут так же отрабатывать теоретический или практический материал, но ориентироваться при этом будут на собственные интересы.

Каждому уровню сложности вопросов можно присвоить свой цвет, а школьники будут отвечать на них, чтобы раскрасить свой шестигранник знаний. Вот здесь можно скачать шаблон — тогда механизм игры станет понятнее.

3. «Помидорная методика»

Возможно, вы слышали о «помидорной методике», когда занятия делятся на сессии по 20-25 минут, а после них всегда идёт пятиминутный перерыв для восстановления внимания.

Она полезна во время подготовки к решающим экзаменам, а нам поможет пробудить учеников, которые периодически впадают на занятиях в летаргический сон. Если на уроке вы хотите повторить материал, поступите следующим образом: в течение 15 минут ученик должен самостоятельно повторять материал, затем пять минут проверять повторенное у себя или другого ученика, а затем ещё столько же отдыхать.

Перед тем, как использовать эту технику, не забудьте напомнить ученикам правила эффективного повторения!

4. Ученики в роли учителей

Ученики могут заменить учителя на уроке со своими сверстниками — в умелых руках это приём даст хороший результат. Множество исследований доказали, что человеку легче выучить, а потом вспомнить материал, объясняя его другому.

Этот метод можно применять как в малых группах, так и на занятиях в больших классах — в таком случае попробовать себя в роли учителя смогут больше учеников. Заранее предупредите всех о своём намерении предоставить им время на учительском месте на несколько минут, чтобы они могли подготовить свой урок и хорошо его провести.

5. Упражнения на принятие решений

Нередко кажется, что ученики схватывают материал на лету, но когда дело доходит до того, чтобы применить эти знания на практике, они испытывают затруднения. В таком случае попробуйте создать упражнение, в котором нужно показать не только свои знания, но и понимание материала.

Например, на уроке географии мои ученики самостоятельно придумывали план международного реагирования на чрезвычайные ситуации и распределения ресурсов между разными регионами нашей планеты. Главное — чётко поставить границы и описать правила, которыми они должны руководствоваться, чтобы создать реальный план. Так ученики будут использовать знания и творческое мышление для поиска конкретных жизненных ситуаций.

6. Короткие презентации

Признайтесь, устные выступления заслуживают больше времени, чем мы им уделяем. Почему бы не использовать желание поболтать на уроках, которое возникает к концу рабочей недели, в учебных целях?

Ученики могут подготовить презентацию на узкую тему, рассказать о том, что они сейчас изучают, провести небольшое исследование на уроке и сразу же представить его результаты.

Чётко оговорите время, которое уделяете практике до того, как дети начнут работать.

7. Тренировка для будущего оратора

Важно постоянно учиться говорить на публике, чтобы не сталкиваться с трудностями при подготовке к дебатам или презентациям. Практикуйте короткие выступления на каждом уроке.

Это поможет развить множество навыков. Навыки публичного говорения, уверенность, грамотность, хорошее знание предмета — четыре вещи, которые нужно тренировать регулярно. Также важно объяснить ученикам, что лексика, которую они используют для презентации, зависит от их аудитории и обстановки, в которой идёт презентация, формальной или неформальной.

8. Новостная методика

Наряду с навыками публичного выступления, не забывайте о не менее важном пункте — осведомлённости о текущих событиях. Да, мы не очень любим прислушиваться к плохим новостям, они же практически всегда плохие.

Интересная методика поможет заинтересовать детей в событиях, которые, как им кажется, к ним не имеют отношения. Ученики разбираются на группы — новостные бригады — и готовят обзор какой-либо истории.

Уделите время навыкам представления информации и важности проверки фактов и не разрешайте слишком часто обращаться к интернету!

9. Квест на конкретную тему

Это хороший запасной вариант, чем занять учеников в конце учебной недели вне зависимости от предмета. Квест может быть как простым, так и сложным — вы решаете это сами.

Разбейте студентов на пары, дайте им контекст и список вещей, который они должны найти — пусть они работают, полностью полагаясь только на себя. В такой форме проще усваивать теоретический материал, а практическое задание позволит задействовать всё внимание учеников.

Всё, что от вас требуется — спрятать в классе 20-30 вещей и придумать задания, связанные с вашим предметом.

10. Рекламная кампания

Позвольте ученикам самим придумать настоящую рекламную кампанию, нарисовать рекламный плакат или написать текст, а потом убедить в правоте своей идеи аудиторию.

Здесь двоякая цель. Во-первых, ученики научатся предвидеть контраргументы, которые может встретить их точка зрения. Во-вторых, свою идею они научатся основывать не только на конкретном, глубоком знании какой-либо отрасли, но и представлять её в таком виде, в котором она будет понятна той или иной аудитории.

Так вы добъётесь того, что ученики начнут задумываться, как использовать свои знания на практике, а не просто на автомате заучивать теорию.

Фото: Shutterstock

Как привлечь и удержать внимание ученика? 10 практических советов

Почему учащиеся невнимательны? Преподавателю приходится соревноваться за внимание студента не только с его мыслями и тем, что происходит за окном, но ещё и с различными девайсами. Можно во всём винить новые технологии, но на самом деле причина в другом. В этой статье рассмотрим, почему ученик отвлекается и как обратить внимание на себя и урок.

Студент скучает и отвлекается, если внимание преподавателя не сосредоточено на нём. Казалось бы, индивидуальная работа один-на-один решает эту проблему: учащемуся полагается полное внимание учителя, работа идет исключительно с ним и отвлекающие факторы в виде одноклассников отсутствуют, но даже при таком формате урока ученик не всегда уделяет занятию полное внимание. В связи с чем?
Изучение и использование языка строится на общении. В стандартном классе у преподавателя есть возможность создавать разные ситуации и формы взаимодействия: работа в небольших группах и парах, работа с целым классом в форме опроса или презентации. При индивидуальном обучении общение происходит только между учеником и преподавателем и может стать однообразным на протяжении полуторачасового урока.

Также обучаемый отвлекается, если материал не соответствует целям, интересам или уровню владения языком. И, наконец, преподаватель может вести урок монотонно, без энтузиазма. Поэтому при любом формате урока учителю стоит приложить дополнительные усилия для привлечения и, самое главное, удержания внимания ученика.

Как привлечь внимание ученика

1.Меняйте интонацию
Изменение интонации или скорости речи, повышение и понижение голоса — способы подчеркнуть материал и сигнализировать студенту, что сейчас нужно сконцентрироваться.

2. Визуализируйте
Подготовьте драматическое изображение, которое относится к теме урока. Можно даже ничего не комментировать — позвольте ученику начать диалог.

Изображение к теме “Beauty standards around the world”

3. Начните тему урока с интересного факта или цитаты


Например, “More than half of children in America speak some language other than English at home”, если тема урока “Language acquisition”.

4. Начните урок с теста
Сообщите, что хотите понять какими знаниями по теме владеет студент: подобный тест вызовет потребность получить знания. В конце урока проведите проверку снова и сравните начальный и окончательный результаты — это продемонстрирует ученику, сколько он выучил за урок и необходимость быть внимательным на занятии.

Как удержать внимание ученика


5. Готовьте интересные задания
Подбирайте задания, которые соответствуют интересам ученика и, в то же время, целям курса. Расспросите учащегося о том, какие у него хобби и что ему интересно изучать. Например, если он фанат Гарри Поттера, а тема урока — Past Perfect, приведите примеры использования времени из “Поттерианы”. Ученик в этом случае точно обратит внимание на использование новой грамматики.

6. Просите студента повторять за вами
Эта стратегия хорошо подходит для уровня Beginner и Pre-intermediate. Для того чтобы повторить фразу или предложение за преподавателем, ученику нужно сосредоточиться. Повторение — тренировка внимательности, произношения и интонации.

7. Избегайте лекций
Активно задействуйте ученика на уроке, чтобы улучшить его внимательность. Ввиду того, что сегодня мы имеем неограниченный доступ к информации, ученики от общения с преподавателем должны получать не столько изложение, сколько практические навыки и постоянную активность во время урока. Если, по вашему мнению, лекция всё же необходима, постоянно “подключайте” ученика в материал с помощью вопросов.

8. Используйте юмор
Постарайтесь подобрать к теме урока несколько уместных шуток. Юмор — ещё один способ привлечения внимания. Ученики ценят преподавателей, которые умеют шутить в контексте темы урока. Например, если при изучении Past Tense рассказать ученикам смешную историю о вчерашнем днем — это и привлечет их внимание, и поднимет настроение.

9. Ознакомьте ученика с планом урока
Преподаватель должен иметь четкий план урока и в начале озвучить ожидания от ученика. Если ученик понимает чего должен достичь в конце занятия, то будет внимательнее и на его протяжении.

10. Убедите ученика в ценности урока
Для того чтобы вовлечь ученика в материал, убедите его в ценности того, что преподаете, и какую пользу принесет эта тема. Например, если во время урока планируете работать над writing skills, начните его с дискуссии почему важно иметь хорошие навыки письма: какую роль они играют в работе или учебе.

Если вы будете использовать эти советы, то у студента исчезнут возможности и желание отвлекаться: урок с вами будет для него важнее, чем что-либо, происходящее на Facebook.

Изображение к уроку

 

Кристина Шабо

Поделиться ссылкой:

Методические рекомендации молодому учителю Как удержать детское внимание?

Методические рекомендации молодому учителю

Как удержать детское внимание?

Как работает детское внимание?

Скажем прямо, внимание ребёнка работает не совершенно, потому что нервная система находится в процессе созревания. «Долго не может усидеть на месте», «слушает, но не запоминает», «может позаниматься, но не больше десяти-пятнадцати минут» — такие слова приходится слышать обычно от учителей и родителей. В самом деле, чем младше ребёнок, тем меньше объём его внимания, тем меньше способность концентрироваться и удерживать внимание. Для удержания внимания ребёнка требуются дополнительные стимулы, потому что волевые процессы также ещё находятся в процессе становления.

Чем детское внимание отличается от взрослого?

Взрослый довольно легко может себя заставить удерживать внимание не только на том, что ему интересно, но и на том, что ему нужно, важно. У взрослого, кроме силы воли, так же хорошо развита мотивация, в то время как мотивация ребёнка пока оставляет желать лучшего. Поэтому ожидать от ребёнка, что он будет слушать урок затем, чтобы узнать для себя что-то новое, поступить в вуз, получить престижную работу, не стоит. Познавательные процессы взрослого уже зрелые, память, внимание имеют достаточный объём, регулируются волевыми процессами. У ребёнка же, кроме незрелости познавательных процессов, на уровень развития внимания ещё накладывается и неумение контролировать своё поведение. Кроме того, есть немало детей, о которых говорят «непоседа», «гиперактивный». Малышам трудно усидеть на месте, и, несмотря на то, что мыслительные процессы протекают быстро, они имеют большие трудности с концентрацией и удержанием внимания.

Задачи учителя на уроке:

  • привлечь внимание;

  • сконцентрировать внимание;

  • удержать внимание.

Секретные приёмы удержания детского внимания

Жесты учителя

Можно удерживать внимание детей при помощи жестов.

  • Поднятая рука — обращает на себя внимание, может помочь привлечь внимание всех детей.

  • Двигающаяся рука — помогает привлекать внимание во время изложения устного материала.

  • Открытые ладони — вызывают позитивные ощущения, заставляя слушателей смотреть на вас.

  • «Играющие руки» — руки, которые движутся в процессе вашего выступления в разном ритме, привлекают внимание длительно, добавляют эмоции и динамику в вашу речь.

Одежда учителя, которая помогает удерживать внимание

Не секрет, что одежда используется нами не только для того, чтобы прикрыть своё тело или согреться. Во многом одежда как раз и является средством привлечения внимания. Есть цвета, которые так и называются — «привлекающими внимание». Как правило, это яркие, кричащие цвета — красный, оранжевый, жёлтый, все оттенки разнообразных цветов, которые сдвинуты в контрастную сторону — салатовый, бирюзовый, ультрарозовый, лимонный и т. д. Но если вы думаете, что, одевшись ярко, решите проблему удержания детского внимания, то вы ошибаетесь, потому что внимание может переутомляться. Если постоянно раздражать ребёнка слишком яркой картинкой, то вы увидите, что очень скоро он «отключит» внимание и примется увлечённо рассматривать что-то другое. С учительским нарядом может произойти то же самое. Дети попросту устанут видеть перед собой такой яркий объект и переключатся на другие предметы вокруг. Что касается чёрного, коричневого и серого цветов — они могут привлекать внимание в том случае, если фон, который есть за вами, не будет слишком тёмным. Но учтите: тёмные цвета воспринимаются как закрытые, как своеобразный барьер между собеседниками, то есть одежда тёмных цветов может помешать вам установить контакт с классом. Оптимальный вариант — одежда приятных, пастельных тонов. Она хорошо воспринимается, не вызывает утомления и способствует нормальной концентрации внимания на вас. Используйте ещё вот такую подсказку: внимание привлекают яркие небольшие детали — удачно подобранный пояс, шейный платок или галстук, часы или кольцо, бусы или серьги.

Специальные предметы

О каких специальных предметах идёт речь? О тех, при помощи которых можно время от времени концентрировать внимание аудитории или отдельных слушателей. Например, это может быть карандаш. Наше внимание устроено таким образом, что невольно сосредотачивается на движущемся предмете. Эффект усиливает блестящая ручка или небольшая указка. Также учитель вполне может воспользоваться специальным демонстрационным материалом, который нужен ему для проведения урока. Например, небольшой глобус, который вы будете держать перед собой, таблицу или картину. Не стоит злоупотреблять большим количеством предметов. Не забывайте также о том, что этот приём нельзя применять очень длительно. Уместно воспользоваться предметами во время изложения материала, на протяжении примерно 7-10 минут.

Как стоять, сидеть и ходить на уроке, чтобы удержать внимание

»Скажем сразу, что сидящий учитель может с трудом удержать внимание класса и особенно тех детей, у которых есть проблемы с концентрацией. Любая статика вообще снижает уровень внимания аудитории. Когда класс в течение 30-45 минут смотрит на стоящего или сидящего учителя, внимание детей постепенно падает до нуля.

  • Учитель сидит — отсутствие внимания.

  • Учитель стоит — слабая концентрация внимания.

  • Учитель ходит — средняя концентрация внимания.

  • Учитель целенаправленно меняет своё месторасположение — высокая концентрация внимания.

Лучше всего использовать такую тактику: время от времени менять своё месторасположение, перемещаясь по классу так, чтобы быть в поле зрения особо невнимательных учащихся. Если вы понимаете, что дети начали уставать и отвлекаться, а вы при этом стоите у доски, перейдите достаточно быстро в конец класса, чтобы детям пришлось немного изменить свою позу. Теперь они повернулись к вам, и их внимание снова на какое-то время сконцентрировалось. Постойте немного там, а затем снова переместитесь, например, к окну и т. д.

Как удерживать внимание голосом

Голос — отличный инструмент, который позволяет управлять вниманием аудитории. От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас сосредоточенно слушать или нет. И дело тут вовсе не в громкости, точнее, не только в ней. Монотонность — главный враг урока. В сочетании с тихим голосом она может привести к полному рассредоточению внимания в классе. Поэтому обращайте внимание на то, как вы говорите. Учитесь у актёров — их голос наполнен эмоциями. Именно эмоции и являются лучшим средством привлечения внимания. Что же касается громкости звука, то урок должен быть построен по принципу «то тише, то громче». Различная сила звука тоже помогает удержать внимание тех, кто вас слушает. А вот если учитель говорит очень громко, происходит то же самое, что и с яркой одеждой — аудитория «выключается». Кроме того, многие дети вообще плохо реагируют на громкий голос. Они боятся учителя и теряют интерес к предмету.

Как удержать внимание на седьмом уроке?

На самом деле такая проблема может быть актуальной не только на седьмом уроке. Малыши не удерживают внимание и отвлекаются уже на третьем-пятом уроках. Речь идёт о том, как работать с детьми тогда, когда они устали, не смогли переключиться после столовой или физкультуры, а вам нужно «собрать их в кучу», как любят выражаться учителя. С детьми младших классов нужно чаще проводить физкультминутку. С неё можно начать урок и сделать их три-четыре на протяжении урока. Это помогает снять напряжение, переключить внимание, наполнить лёгкие кислородом и подпитать головной мозг.

Старшеклассники ни за что не согласятся делать упражнения. Помогут простые вдохи-выдохи. А ещё в любом возрасте здорово начать урок с чего-то такого, что могло бы удивить детей. Например, это может быть эффектный эксперимент или видеофрагмент. Раз в десять минут на уроке желательна смена деятельности. Не забудьте о проветривании. В душных классах внимание детей невозможно удержать никакими хитростями. Изложение нового теоретического материала должно занимать как можно меньше времени. Внимание детей можно сконцентрировать, если предлагать каждому быть активным — вызывать, задавать вопросы.

Международным бестселлером в свое время  стала книга известного американского публициста Малкольма Гладуэла «Переломный момент».

Прежде всего, наше внимание привлекают фрагменты книги о том, как готовилась одна из популярнейших детских образовательных телепередач американского телевидения «Улица Сезам». Вдвойне полезной эта книга будет и для тех учителей, кто со всей серьезностью относится  к конструированию мультимедийных уроков.

Одна из ключевых проблем, которую решали авторы этой передачи – управление вниманием.

Вся философия авторов «Улицы Сезам» строилась вокруг одной большой идеи:

Если ты можешь удерживать внимание детей – ты можешь их обучать.

Ребенок, в силу своих возрастных психологических особенностей, не может долго задерживать свое внимание на одном объекте. Не зря методика младшей школы требует чередования различных форм учебной деятельности через каждые 5-6 минут. В соответствии с этим учитель должен найти соответствующие «переключатели» внимания к новым учебным задачам.

Следует обратить внимание и на раздражающие факторы.

М. Гладуэл приводит любопытный опыт с двумя группами детей. Обеим группам дали посмотреть одну и ту же передачу. Детей из второй группы при этом поместили в комнату с большим количеством ярких игрушек на полу.

Исследователи подсчитали, что дети в комнате без игрушек смотрели передачу примерно 87% . Дети в комнате с игрушками – приблизительно 47%. Между тем, выводы были удивительными: результаты запоминания информационного блока передачи в обеих группах были абсолютно идентичными!

Можно сделать вывод о том, что качество поставленной перед детьми учебной задачи, интерес к ней, — это гораздо важнее, чем раздражающие факторы.

Главное, чтобы они не стали лидирующими. На большом экране во время мультимедийного урока даже место нахождения раздражителей имеет важное значение. Вовсе не обязательно избавляться от них.

Часто во время самостоятельной работы в классе, с одобрения детей, включают магнитофон. Результаты работы в таких условиях бывают даже лучше, чем обычно, и ученики при этом меньше устают.

Конечно, главное – конечный результат. Учитель может выбрать увлекательную игровую форму занятия, оригинальную организацию занятия в целом. Внимание детей высокое, и казалось, результаты достигнуты. Но вдруг оказывается, что дети обращали внимание на внешние факторы, на сам процесс дидактической игры, а не на содержание учебной задачи.

Итак, каковы главные условия управления вниманием:

  • Интерес

  • Умело выстроенный алгоритм

  • Умеренное использование раздражителей. Тут следует вспомнить о эмоциональном нажиме, особенно при переходе от одного учебного эпизода занятия  к другому.

  • Никаких повелительных команд. Дети могут выполнить учебную задачу «из-под палки», но результаты ее будут плачевными.

Список использованной литературы:

  1. Анна Гресь. Как удержать внимание? //Начальная школа. Всё для учителя! -2014.- №11

  2. Управление вниманием на уроке: четыре главных условия

  3. Ильина. Л. А.: http://www.pandia.org/text/78/054/19315.php

  4. Сайт: Марина Гладко: http://pedsovet.su/ns/6424_kak_uderzhivat_vnimanie_pervoklasssnikov

Пять способов привлечь внимание младших школьников на уроке

Работая учителем уже третий год, я поняла одну простую истину: невозможно вести урок, если внимание детей полностью не направлено на учителя. Возникает вопрос: «Как же его, это самое внимание, привлечь?». Методом проб и ошибок я нашла как минимум пять способов привлечь и удержать внимание младших школьников во время работы на уроке. Итак, начнём по порядку…

Способ №1: Внешний вид

Как бы банально это ни звучало, но фраза «Встречают по одёжке» весьма уместна в этом случае. В какой бы класс, и на какой бы урок не пришёл учитель, всегда первым делом дети оценивают именно его внешний вид. Я заметила, что детей привлекает одежда, которая соответствует последним модным тенденциям: они могут бесконечно рассматривать твою блузку или брюки, туфли на шпильке или юбку. А это ли ни привлечение внимания? Ведь в таком случае взгляд детей прикован именно к учителю. Дело сделано — ученики попали на Вашу «удочку», можно начинать урок!
 

Способ №2: Актёрская игра

И я ничуть не перепутала школу с театром. Да-да, именно актёрская игра! Причём достаточно грамотная. Главное — не переигрывать. Дети, особенно начальные классы, очень «ведутся» на «театральные» интонации в голосе, на переходы речи от плавной к быстрой и громкой. Им нужны эмоции, а не монотонный монолог учителя. Таким образом, можно рассказать им всё, что угодно: от порой достаточно скучного правила по русскому языку до банального примера по математике. Главное, чтобы это было «вкусно» подано.

Способ №3: Наглядность

Причём, абсолютно не важно, в каком именно виде она будет проявляться, будь то презентация, плакаты или видеоролик. Дети рады любой форме наглядного материала. Урок как будто «оживает», как только я включаю презентацию или небольшой фильм по изучаемой теме.
 

Способ №4: Жизненный опыт

Я всегда стараюсь вести урок так, чтобы он каким-либо образом затрагивал реальные жизненные ситуации и заставлял детей вспоминать и применять свой жизненный опыт. Так они понимают, что знания, получаемые на уроках, рано или поздно в той или иной ситуации пригодятся им в жизни. Это отлично привлекает внимание и усиливает желание детей учиться чему-то новому.
 

Способ №5: Внимание каждому ребёнку

На любом уроке всегда есть дети, которые хотят высказать своё мнение по изучаемой теме, дети, которые имеют свою точку зрения и готовы её отстаивать. Главное, что может и должен сделать учитель в такой ситуации — это постараться выслушать каждого ребёнка. Конечно, очевидно, что за время урока сделать это невозможно. Но после него, в перемену, можно позвать к себе ребёнка, который не успел высказаться, и обязательно выслушать его. Так дети будут знать, что Вам не безразлично их мнение, а значит, его можно и нужно высказывать. Это ли не способ привлечь внимание?
 

Продолжение следует…

С уважением
и любовью к детям и своей работе,
Надежда Сергеевна Брюханова,
учитель начальных классов
школы №24, г. Пермь.

Всего комментариев: 0

Беспроигрышные и необычные способы привлечь внимание учеников на уроке. Dropi

/ Автор: Анастасия Миронова

Если вы работаете учителем или преподавателем, то 100% вам каждый день, да еще и по нескольку раз приходится бороться с беспорядком в классе и привлекать внимание учеников/студентов, настраивая их на работу. Мы предлагаем вам несколько креативных, оригинальных и беспроигрышных способов обратить на себя внимание учеников, которые не только окажутся эффективными, но и будут интересны самим учащимся.

1. Выхлопывайте или выстукивайте ритмический рисунок и просите учеников повторить

Круто, если это будут ритмы на мотив популярных современных песен или ритмы из детских песенок, если у вас группа младших ребят.

2. Сыграйте или спойте песенку

Выберите знакомую всем песенку и пойте первую строчку, а студентов просите продолжить. Или можно петь всю строчку, кроме последнего слова и просить учеников назвать последнее слово.

3. Модифицируйте старое доброе «Если весело живется, делай так…»

Можно добавить новые танцевальные движения в эту старую детскую песенку и использовать в качестве разминки в середине урока, когда дети уже немного устали, и их внимание начинает рассеиваться.

4. Выключите свет

Правда, этот вариант подходит, только если ваши занятия проходят во вторую смену, но внимание учеников, если они расшалились, это привлечет точно.

5. Установите таймер

Попросите детей закрыть глаза и провести несколько секунд в полной тишине. Заведите таймер на 10-15 секунд. Это поможет ребятам перезарядиться.

6. Выкрикните имя знаменитости

Наверняка вы и сами знаете о предпочтениях ваших детей. Однако если нет, практически беспроигрышный вариант — выбрать кого-нибудь из корейской группы BTS, ведь эти ребята сейчас в тренде!

7. Установите специальное приложение на телефон

Например, в приложении Noise Killer можно установить уровень шума, который для вас неприемлем (в децибелах), и когда он превышается, приложение сообщает с помощью вибрации, а также голоса/звука/»ш-ш-ш». Можете поискать еще другие приложения, которые лучше вам подойдут.

8. Используйте звуки животных

Скачайте на телефон звуки разных зверей, и включайте их, когда ученики начинают сильно шуметь.

9. Попросите детей снять обувь и сесть на парты по-турецки

Включите приятную музыку, попросите их прикрыть глаза и отдохнуть буквально минуту. Это отличная перезарядка и для них, и для вас.

10. Используйте колокольчик или свисток

Все самое гениальное всегда самое простое.

Как удержать внимание учеников на уроке

Герт Татьяна Феликсовна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 с УИОП,
Республика Хакасия, г. Черногорск
E-mail: [email protected]

Профессионализм настоящего педагога, способного завладеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот?

Выделяет три вида внимания: [1]

1. непроизвольное внимание

2. произвольное внимание

3. послепроизвольное внимание [2]

Непроизвольное внимание. Если объяснение учителя интересно по содержанию, включает элементы наглядности, ученики без всяких усилий, внимательно слушают рассказ педагога и сосредоточенно наблюдают то, что он показывает. Это — проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Ученик решает задачу, ему трудно сосредоточиться, но он заставляет себя это сделать, вникает в условие, думает. Нередко внешние раздражители отвлекают внимание ученика, но он усилием воли принуждает себя к сосредоточенной работе. Произвольное внимание появилось у человека в результате трудовых усилий, поэтому оно имеет волевой характер.

Послепроизвольное внимание отличается от непроизвольного: у человека есть сознательная цель, ради которой он сосредоточивается. Но послепроизвольное внимание не сводится и к произвольному: оно не требует особых волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет большое значение в учебной работе, в начале которой у школьника нередко бывает произвольное внимание. Затем работа увлекает его, и он перестает отвлекаться, начинает заниматься сосредоточенно.

Заставить себя быть внимательным очень сложно. Если вспомним себя, когда мы получали удовольствие от процесса обучения? Наверное, тогда, когда было интересно в какие-то моменты. От чего же зависело наше внимание?

Давайте разберёмся, чем привлечь непроизвольное внимание учеников?

1. Рассказать учащимся интересную историю, чтобы работало воображение и чтобы дети могли рассказать её дома родителям. Поможет история любого героя, придуманного вами, у которого есть цель, но что-то мешало её достичь.

Например, один мальчик, назовём его Егор, очень любил играть в футбол. У него была мечта получить автограф у своего кумира по футболу. Но как? Ваши предположения? Ученики высказываются. Родители подсказали ему, что нужно вначале записаться в футбольную секцию. Егор так и сделал.

Первые занятия он очень хорошо тренировался, выкладывался, как он думал на 100%, но тренер его не хвалил. Почему? Ваши предположения? Ученики высказываются. Как вы считаете можно ли добиться мастерству футбола за несколько тренировок? Нет. Мальчик продолжал ходить на занятия. Он внимательно слушал все наставления тренера. За год тренировок он научился многому и усовершенствовал свои навыки. Но так и не получил автограф у кумира. Только спустя годы Егор всё- таки получил автограф кумира. Сбылась мечта мальчика?

Так же и вы, если будете внимательны на уроке, сможете выполнить домашнее задание на отлично и вам не понадобиться помощь родителей. Усвоив материал урока, напишите самостоятельную работу на положительную отметку, которая будет в конце урока.

Что может отвлекать от урока? Картина, внешний вид учителя, одноклассника, эмоции, личные переживания, главное — буфет.

Если детям сказать: » Будьте внимательны! Очень важно!» Скорее всего, большая часть детей будет невнимательна. А если предложить историю, рассказ, притчу, то дети с огромным удовольствием прослушают их и запомнят.

2. Ввести обязательно ограничение по времени на выполнение задания. Ученики меньше будут отвлекаться на посторонние разговоры и будут внимательными, например, при работе в группах, в парах, в соревновательных моментах.

3. Вызвать эмоциональный отклик. Можно удивить наградой того, кто меньше всего ожидает, пусть это будет аванс.

Завладеть аудиторией учеников, это здорово, видеть их горящие глаза. Кто терял внимание учеников, тот имеет опыт, потому что есть понимание, как и в какой момент это произошло, какие ошибки не стоит повторять. Произвольное внимание — это наша опора. Это сознательная мысль, которую можно и нужно контролировать. Непроизвольное внимание привязано к эмоциям, ощущениям, интуициям. Завладеть непроизвольным вниманием, значит достичь высоких результатов. Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе.

Всё красочное, увлекательное само по себе притягивает интерес учащихся безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Поэтому необходимо на уроке чередовать разные виды деятельности.

Обучение школе — это залог успеха в будущем, значит, внимание необходимо школьнику в учебной деятельности.

Используемая литература:

  1. Ф. Н. Гоноболин. «Психология «Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.
  2. http://www.biografia.ru/about/psihologia027.html
  3. http://megapredmet.ru/1-19657.html

Ссылки

  1. Ф. Н. Гоноболи»Психология«Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.OCR Biografia.Ru
  2. доктор психологических наук Добрынин Николай Федорович

Материал на тему: Как привлечь внимание детей на уроке?

Как привлечь внимание детей на уроке?

Известно, какое значение имеет внимание в повседневной жизни, в учебе, в работе. Произвольное внимание воспитывается постепенно, и совершенствование его зависит от многих причин: и от состояния здоровья, и от соблюдения режима дня, от требовательности к ребенку, от расширения интересов детей.

Все эти факторы имеют решающее значение в воспитании внимания, но нужно направить инициативу детей на овладение своим вниманием. Это легче достигнуть через занимательное упражнение, задание и целенаправленную игру. Дать детям почувствовать, что такое внимание, увлечь необычными занимательными упражнениями – вот цель подобранных упражнений.

Первое из предложенных заданий можно использовать в начале урока. Тем самым дети быстро включаются в работу. Это упражнение интересно своим разнообразием: Дети мыслят, рассуждают, поясняют и доказывают. В то же время идет активная речевая работа. Предложить детям найти «четвертый лишний» в стихотворной форме.

Например:

На лужайке шум, веселье:

Жук устроил новоселье.

Всех друзей он пригласил,

И за стол их усадил.

Здесь комар и воробей,

Здесь трудяга – муравей.

Кузнечик чуть не опоздал.

Жук взирает с удивленьем:

Кто пришел без приглашенья?

Установить причинно-следственные связи отображать их в речи ребенку проще, если речь идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с  личным опытом. В начале занятия, для концентрации внимания, можно использовать короткие стихотворные тексты с заданиями.

Переход подземный рядом,

Светофор вдали стоит,

Только Пете их не надо –

Под машины он бежит.


Едет «Волга» очень быстро,

Трудно ей затормозить.

И, пожалуйста, – таксистом

Петя был, конечно, сбит.

  • Почему Петю сбил таксист?
  • Почему «Волга» не смогла затормозить?

Следующие упражнения и задания можно использовать на уроке, когда необходимо привлечь внимание ребят.

Предложить ребятам сравнить написание слов и назвать буквы, которыми различаются слова. Далее эти выявленные буквы могут стать темой урока.

батон – бутон     бак – бык    бант — банк

Следующее задание в виде таблицы, которую можно заранее подготовить на доске. Зачеркнуть повторяющиеся буквы.

Ж

М

Т

г

З

Б

Г

Ы

И

Ж

Ч

Й

б

А

Р

О

П

А

Й

У

Э

М

Ы

Ь

Н

К

ю

р

Я

э

Ь

З

Ч

о

Ъ

Т

Я

В

Ъ

ш

Ю

в

 Из оставшихся букв составить фамилию русского поэта. Затем, составленная фамилия, так же послужит введением в тему урока: Работа над произведением Пушкина.

Часто встречаются у ребят в письменных работах ошибки виде пропуска гласных => можно предложить следующее упражнение.

Прочитать слова и записать, только существительные жен. рода (задание подготовлено на доске)

КЛБК     КЛСК     РБШК

ЛПТ      БГМТ  ______

ПНЧК

Такое же задание – прочитай и запиши слова. Но в начале нужно отделить слова друг от друга.

ДЯГАЛТЕКАЛ

СОСКЕНДАР

ЗКАЛМЮЧОК

Следующее задание требует многократного прочтения слов, анализа прочитанного и только затем запись слов.

Напишите в строчку словосочетания,  которых нет в левом столбике. Определите, что в них есть общего? (В.п.)

Рады зиме

Добрались до кручи

Кисель из вишни

Мчится по дороге

Обложка книги

Жил у дяди


Поставил машину

Слушать тишину

Жил у дяди

Встречают зиму

Добрались до кручи

Кисель из вишни

Следующее задание можно использовать при изучении состава слова. Предложить ребятам поиграть в волшебников.

Будем превращать слова.

Определить, все ли слова употреблены правильно? Какое слово будем превращать? Чтоб было легко превратить одно слово в другое, необходимо разобрать неверное слово по составу. Далее ребята решают, какую часть слова убрать ил заменить?

Пришла белоснежная зимища.

Возле ёлки следы крупного волчонка.

Моё местечко в театре оказалось занятым.

Старшая сестра взяла зонт, а младшая —зонтище.

На нашей улице вырос новый многоэтажный домик.

Приплыла к старику золотая рыбища.

От дождя мы спрятались под большой раскидистый дубок.

Цель следующего задания – распределение внимания, развитие слухового внимания и слуховой памяти.

— Запиши слова, которые начинаются на букву С и не кончаются на букву А.  

(Апельсин, Саша, стол, каша, сом, собака, снег, мама, ветер, стул)

— Что общего в выписанных словах?

— Какое слово лишнее? — Запиши слово, в котором не четыре буквы

«Письмо на ходу».

Цель следующего задания: развитие целенаправленного внимания, закрепление орфографических правил в необычных для детей условиях.

Дети предварительно делятся на две команды. Каждая команда подходит поочередно к листу бумаги (или к доске). Нужно написать на ходу какую-нибудь фразу, о которой договорились заранее. Все дети пишут поочередно по одной букве (или слогу). Выигрывает та команда, которая первой записала фразу и без ошибок.

Следующие задания могут послужить разминкой на уроке чтения. Найди пары слов, которые рифмуются. (Можно записать слова в 2 столбика, тем самым упростить задание).

молчит, сарай, газета, былина, мышка, шишка клюшка,   вата,   кричит,   граната,   малина,   клок поспешишь, подушка, убирай, карета, мартышка, трусишка, насмешишь, бок.

Читай слова «спрятавшиеся в данных словах», читаем «по цепочке» (ребятам необходимо будет следить за чтением).

хлев, щель, укол, зубр, коса, полк, волк, краб, брак,  восемь, вокруг,  победа, Иван, машина, косы, девочки, спешка, вдруг, сутки, дорожки, песок, горошина, опушка, задача,

дочурка, черемуха, трубач, хитрость, стрекоза, драма, крапива, гроза, газета, гитара, дубрава, ствол.

Зачеркни квадратики с нечетными числами. Прочитай то, что осталось в квадратиках с четными числами. Зашифрованная фраза может послужить темой урока.

3

б

1

ж

8

г

4

р

5

з

2

а

9

к

7

л

6

м

11

н

14

о

8

т

13

х

2

е

1

ж

3

ц

5

к

8

у

6

ч

11

ф

2

и

8

т

5

з

12

ь

7

ж

14

с

16

я

1

й

10

в

14

с

2

е

8

г

18

д

2

а

5

ъ

9

э

11

ю

1

л

13

б

6

п

4

р

2

и

7

н

15

ф

16

г

6

о

4

д

6

и

14

т

8

с

12

я

Задание следующего вида можно провести как проверочную работу.После  знакомства со звуками.

БСДГ

           ЖЗПВ

                        СЗОМ

                                     ЫЕРИ

Записать слово в тетради:

1 буква обозначает – глухой согласный звук.

2 – глухой согласный.

3 – гласный.

4 – согласный.

Усложнить задание – составить слово, используя с каждой ступеньки букву, обозначающую лишний звук.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *