Как развить творческие способности в себе: Как развивать в себе творческие способности: советы взрослым – Как развить творческие способности? 46 способов.

Как развить творческие способности? 46 способов.

Обычно творчество ассоциируется с художниками, писателями, актёрами. Однако для того, чтобы увеличить продуктивность и прибыльность бизнеса, его владелец просто обязан быть творческой личностью.

Автор Редакция На чтение 7 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано

Обычно творчество ассоциируется с художниками, писателями, актёрами. Однако для того, чтобы увеличить продуктивность и прибыльность бизнеса, его владелец просто обязан быть творческой личностью. Прежде всего вы должны осознавать, что собираетесь внести в своё дело творческий подход. Однако в процессе развития вы можете столкнуться с тем, что у вас закончатся идеи.

Существует 46 простых способов, как развить в себе творческие способности:

  1. Подбивайте свои счета без помощи калькулятора.
  2. Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя делать письменные заметки, набирать номер телефона, резать мясо недоминирующей рукой.
  3. Прочтите первых десять страниц бульварного романа. Завершите эту историю сами.
  4. Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.
  5. Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте Цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.
  6. Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.
  7. Направляясь в магазин за покупками, не делайте список требуемого.
  8. В следующий раз, когда сядете играть в бридж или покер, следите за сданными картами, не перекладывая свои по мастям.
  9. Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи к карикатурам наугад. Получилось что-нибудь интересное? Не наталкивает на мысли о новой подписи или новой карикатуре?
  10. Делайте перечни подпроблем, на которые можно разделить сложные проблемы.
  11. Каждый день открывайте наугад словарь и прочитывайте страницу целиком, с примерами.
  12. В следующий раз, когда доведется попасть в незнакомый город, не берите с собой карту. Читайте дорожные знаки и указатели. Попробуйте определить, у какого местного жителя можно спросить дорогу.
  13. Придумайте новое блюдо из остатков, которые можно собрать в холодильнике, и припасов, застрявших в укромных уголках кухонных шкафчиков.
  14. Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.
  15. Всюду носите с собой карандаш (или ручку) и бумагу. Сидя в метро, в приемной своего врача и т.д., зарисовывайте всё, что видите. Не обязательно работать на персональную выставку в Эрмитаже. Зарисуйте, например, кофейник, поставленный на корешок депозитного чека. Нарисуйте стул на полях журнала. Попробуйте изобразить все его четыре ножки в пространственной перспективе.
  16. В следующий раз, когда сломается какой-то предмет кухонного или садового инвентаря, не торопитесь покупать новый. Почините его или сымпровизируйте какую-нибудь замену.
  17. Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.
  18. Придумайте хотя бы десять способов использования треснутых чашек.
  19. Начните изучать иностранный язык.
  20. Будьте смелы в любом деле. Добавьте, например, макароны в консервированную фасоль.
  21. В каждом четвертом походе в гастроном кладите в свою тележку только те продукты, которых до сих пор не покупали.
  22. Делайте анаграммы из слов, увиденных на дорожных знаках.
  23. Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.
  24. Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг для этой продукции. Предложите лучшее се коммерческое название.
  25. По меньшей мере раз в день усиливайте приток крови к мозгу, стоя на руках, свесив голову с края кровати или долго завязывая шнурки в наклоне, не сгибая коленей.
  26. Практикуйтесь в измерениях объема и веса на глаз, когда готовите пищу.
  27. Если ваше домашнее животное незатейливо зовут Тузик, Мурка или Жучка, постарайтесь придумать новое имя, более подходящее ему по характеру. Попробуйте экспериментировать с прилагательными или глаголами. Если осмелитесь, то переименуйте и своих детей.
  28. Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».
  29. Сделайте краткий конспект рассказа из какого-нибудь литературно-художественного журнала.
  30. Приучите себя просматривать содержание и указатели каждой научной, научно-популярной или учебной книги. Примечайте также имя автора.
  31. Наметьте цели и составьте план действий на следующие пять лет в отношении чего-то серьезного: служебной карьеры, воспитания ребенка, выращивания сада или сортировки старья в подвале.
  32. Даже если вам поначалу не понравится, заставьте себя разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки в какой-нибудь газете. Проверяйте свои ответы, они печатаются в этом же или следующем номере газеты.
  33. Разбейте какую-то повседневную процедуру (например, процесс одевания или путь на работу) на составные элементы.
  34. Научитесь играть в игры, требующие разработки стратегии, например, бридж, шахматы, покер на деньги.
  35. Подпевайте включенному радио в машине. Старайтесь петь в унисон. Если не знаете, что это такое, подумайте об уроках музыкальной грамоты.
  36. Когда вы с друзьями отправляетесь в бар выпить, то в перерывах между тостами попытайтесь играть в фамилии. Например: «Если Элла Фицджеральд выйдет замуж за Филиппа Киркорова, то ее фамилия будет…» (а те, кто не умеет играть в эту игру, будут, конечно, завидовать.)
  37. Возвратитесь нынче с работы домой по новому маршруту. Замерьте время. Сравните со временем, которое затрачивали на старом пути.
  38. Каждую вторую ночь ложитесь спать, повернувшись ногами к изголовью кровати.
  39. Сколько различных способов применения вы найдете для зубной щетки? (Например, вылавливать носки из раковины умывальника, щекотать друзей, причесывать кошку. А две зубных щетки можно использовать в качестве китайских палочек для еды.) Оставайтесь без сладкого на ночь, если сможете сказать только: «Для чистки зубов».
  40. Если сможете выдержать, освойте какую-нибудь видеоигру.
  41. Если не можете послушать радиопьесы по радио, то установите яркость экрана своего телевизора на минимум и попытайтесь только по звуку понять, что происходит.
  42. Попробуйте написать текст, в котором каждое новое слово начинается с последующей буквы алфавита (например: «Арбузы Бывают Всякие…»).
  43. Откройте словарь и выберите наугад какое-то слово. Попробуйте придумать с ним каламбур. Или анаграмму. Или ключевую фразу (изюминку) для юмористического рассказа.
  44. Возьмите за правило раз в неделю по десять минут ходить между шкафами со справочной литературой в книжном магазине или библиотеке. Смотрите на эти книги.
  45. Нарисуйте план своего дома. Оцените на глаз размеры всех укромных уголков и закоулков.
  46. Если сможете отыскать какой-нибудь старый учебник латинского языка, пропустите грамматический материал по спряжению глаголов и т. п. и заучите лексику к урокам — ваш русский тоже значительно улучшится. Люди имеют склонность судить о вас по тому, как вы говорите. Если они будут думать, что вы умны, то они и отвечать вам будут, как умному. А вы неизбежно постараетесь подтянуться.

В бонусе читайте пять простых способов развить творческие способности, если вы предприниматель:

[sociallocker]

1. Разработайте список своих действий

Посидите в каком-нибудь тихом месте, зафиксируйте и оцените свои деловые операции. Не нужно сосредотачиваться на тех моментах, которые не работают. Без лишних размышлений запишите то, что бы вам хотелось сделать в своём бизнесе. Например, это может быть совещание по телефону, телеконференция или интерактивный семинар. Получат ли от этого выгоду ваши потенциальные клиенты? Увеличится ли ваш доход? Если вы сможете ответить “да” на эти вопросы, значит следует проводить как можно больше подобных деловых операций и постоянно искать творческие 

пути повышения продуктивности бизнеса.

2. Сделайте попытку совершить что-нибудь неожиданное

Если вы практикуете общение со своими клиентами исключительно по почте, можете внести в это некоторые изменения. Просто возьмите трубку, скажите: “Привет!” и пообщайтесь с кем-нибудь из клиентов. Такое общение может породить новые взаимовыгодные идеи.

3. Обучайтесь и самосовершенствуйтесь

Приучите себя ежедневно, хотя бы по 15 минут, читать то, что может помочь вам в вашей предпринимательской деятельности. Постарайтесь узнать что-то новое, а затем применить эту информацию для развития своего бизнеса.

4. Скажите критике “нет”

Наверняка, часто бывает так, что перед тем, как записать новую идею, вы сначала оцениваете её и отбрасываете. Не стоит идти на поводу у самокритики! Записывайте все ваши творческие фантазии и идеи, а затем думайте над принятием мер, необходимых для их реализации. После того, как вы определитесь с тем, что вам нужно сделать, следует определиться и с тем, как это реализовать на практике.

5. Контролируйте своё сознание, дух и тело

Возьмите за правило употреблять только здоровую пищу, спать по ночам, делать утреннюю зарядку и медитировать. Конечно, это основы, но многие бизнесмены склонны игнорировать данный аспект. Это ведёт к тому, что они получают разочарование и потерю мотивации к открытию своего дела.

[/sociallocker]

 

Как открыть и развить в себе творческие способности: советы психологов

267.jpg»> советы психологов

В рамках совместного проекта нашего сайта и Первой украинской fashion и дизайн школы «Мастерская моды» – «Переквалификация: из офиса в мастерскую» мы рассказываем о том, как творческие профессии, основанные на умении создавать что-либо своими руками, могут помочь в достижении профессиональной и жизненной гармонии, и как решиться поменять профессию или превратить в нее свое хобби.

В нашей первой статье мы попросили психологов рассказать, с чего стоит начинать изменения в своей жизни. Сегодня эксперты проекта расскажут о том, что такое творчество и как раскрыть в себе творческий потенциал, будучи уже взрослым и состоявшимся специалистом.

Творчество – это не по шаблону

Понятие «творчество» определяют как способность создавать что-либо, чего раньше не существовало, либо нечто на основе уже имеющихся моделей, но по-своему переосмысленное творческим человеком. Чтобы что-то сотворить, необходимо отойти от уже имеющихся шаблонов или модифицировать их, даже в самых незатейливых вещах, будь то интересная для аудитории презентация, или, скажем, «цепляющий» рекламный текст. Повар, создающий рецепт нового блюда, по-своему сочетая ингредиенты и добиваясь этим новых вкусовых ощущений, – тоже творец. Элементы творчества могут проявляться практически в любой сфере деятельности – и в сфере продаж, и в логистике, и в бухгалтерском учете, если вы придумываете нестандартные пути решения задач, тем самым улучшая эффективность результатов работы.

Наш эксперт, практикующий психолог-психотерапевт Ричард Тулей считает, что в желании людей использовать творческие подходы в труде есть глубокий философский смысл. «В каждом из нас есть естественная тяга к развитию себя, познанию себя с разных сторон, желанию понять свои способности и возможности. Также мы все (или большая часть из нас) узнаем себя, пытаясь понять смысл жизни и окружающий мир. Зачем мы здесь? Кто я? Почему все так, а не иначе? Эти вопросы задает себе человек, у которого открыто творческое начало, – говорит психолог. – Из этого берется желание познать себя посредством самовыражения в творчестве. Творческий человек не боится новизны и все время пробует себя в чем-то новом. По-другому не может».

Любой творческий процесс начинается с идеи, которая возникает как продукт мыслительной деятельности, эмоций и чувств человека. «У тебя должна быть идея, что ты собираешься делать, но она должна быть не совсем определенной», – делился когда-то своим рецептом творчества великий новатор в изобразительном искусстве Пабло Пикассо. Но у каждого может быть свой, индивидуальный способ генерирования идей, основанный на логике и анализе имеющихся данных, либо как чистое «озарение», например, как таблица химических элементов, которая приснилась гениальному Менделееву. Или можно «подсмотреть» идеи у природы, как, например, великий испанский архитектор Антонио Гауди создал уникальный метод строительства, наблюдая за муравейником. Главное – желание внести в сферу вашей деятельности что-то новое, что-то свое.

Тем не менее, надо признать, что поле возможностей для раскрытия творческого потенциала человека в разных сферах деятельности не одинаковое, и часто нехватка творческой составляющей на основном месте работы стимулирует человека к поиску ее в других сферах.

 советы психологов

Выбор профессии родом из детства

Предрасположенность к какому-то из видов творчества может быть заложена генетически, например, музыкальная одаренность. А может формироваться в раннем детстве под воздействием различных факторов, и прежде всего, взаимоотношений с родителями.

Наш эксперт, кандидат психологических наук Ирина Лясковская считает, что выбор профессии зачастую зависит от того, насколько значимым человек себя чувствовал, будучи ребенком. Если родители не культивировали в ребенке чувство значимости, тогда, повзрослев, он может выбрать помогающие профессии, которые восполняют это базовое чувство: врач, социальный работник, психолог, тренер, медработник, воспитатель детсада, учитель. У таких людей совсем другая внутренняя мотивация, чем у выбравших эти профессии по призванию.

«Если родители слишком опекают ребенка, они отбирают у него пространство для фантазии, – говорит Ирина Лясковская. – А вот если ребенку дают определенную степень свободы – побездельничать, полежать на траве, помечтать, тогда ребенок может реализовать себя по способностям, и, если есть возможность, выбирает творческие профессии. И помогающие профессии тоже, но тогда это не для повышения собственной значимости, а по призванию. О таких людях обычно говорят: врач или учитель от Бога. Помощь людям по призванию несет в себе ту же внутреннюю мотивацию, что и творчество».

Эксперт Ричард Тулей также советует родителям давать больше простора для воображения ребенка, играя с ним в творческие игры, чтобы он сам, своим способом закончил задание, а не сделал по аналогии: «Также ребенок хорошо реагирует, когда он получает удовольствие и одобрение его работы взрослыми, и тогда еще больше открывается для творчества. Это хорошо развивает мозг на нейронном уровне».

Украинский педагог-новатор Василий Сухомлинский огромную роль в развитии как творческих задатков, так и интеллекта уделял прикладным играм, где ребенок создает что-то своими руками из подручных материалов. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – писал он.

 советы психологов

«Прирученное» творчество

Есть группа профессий, которые объединяет творческий процесс, в результате которого появляется продукт, сделанный собственными руками. В старину, до эры массового производства, творческо-ремесленные профессии, такие как портной, сапожник, цирюльник, ювелир и другие были династическими, когда мастерство передавалось от родителей к детям, и высоко ценились в обществе. Такая ситуация сохранилась в некоторых европейских странах, например, в Италии, где продолжать семейный бизнес – шить одежду, обувь, изготавливать украшения или гончарные изделия не только престижно, но и весьма доходно.

В Украине потребность в высококлассных мастерах этих специальностей возрастает. Ручной труд становится средством для творческого самовыражения и сферой создания собственного бизнеса. Только за последние 10 лет отечественная fashion-индустрия сделала огромный скачек вперед – появились десятки брендов украинских дизайнеров, многие из которых уже известны за пределами родной страны и постепенно завоевывают мировые рынки, в первую очередь, благодаря своей креативной составляющей.

Наталья Соколикова отследила этот тренд 8 лет назад, основав первую в Украине fashion и дизайн школу «Мастерская моды», где менее чем за год можно освоить одну из творческих ручных специальностей – дизайн одежды, крой и шитье, дизайн интерьера, парикмахерское искусство, визаж. «В Украине индустрия моды и дизайна еще очень молода, сфера бьюти-услуг развивается достаточно быстро. Это та ниша, которая требует современных высококвалифицированных специалистов, и наша школа вносит свой вклад в развитие этих отраслей. – рассказывает Наталья. – Оригинальные программы обучения в нашей школе построены по принципу «пазла»: студенты сами подбирают себе программу, которая им нужна, чтобы в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Человек получает необходимые навыки в сжатые сроки и затем может применить их на практике».

По словам Натальи Соколиковой, осваивать новую творческую специальность многих людей подталкивает именно желание творчества, которое они не находят в рутинной офисной работе. «Бывает так, что человек приходит в нашу школу, чтобы, скажем научиться шить себе и близким оригинальную одежду, которую сложно найти в потоке мейнстрима, а модели дизайнеров не по карману, – говорит Наталья. – Но потом так втягивается, что дизайн одежды становится делом всей жизни. Среди наших выпускников есть немало дизайнеров, уже создавших собственные бренды. Например, OLGA MAY, VIGIO и ряд других».

 советы психологов

Поймать свою волну

Начать творить и открывать с помощью творчества новые грани своей личности можно в любом возрасте. В истории есть немало примеров выдающихся людей, начавших творческий путь в уже солидном возрасте.  Например, французский художник Поль Гоген, работавший биржевым маклером, а в 35 лет решивший, что не может не рисовать.

«Во взрослом возрасте чаще всего начинают творить люди, осознавшие, что не хотят жить штампами, и тогда начинают искать то, что поможет им самовыразиться, – утверждает психолог Ричард Тулей. – Также мотивацией к поиску творчества в себе может быть пресыщение, когда все вроде бы есть, а счастья человек не ощущает. Очень распространен также вариант, когда творчество начинается с вызова, с желания больше заработать или стать кем-то другим и заявить о себе. Но больше всего такому развитию способствуют изменения, кризисы, которые толкают человека посмотреть на ситуацию под новым углом зрения».

Если так, тогда самое время начинать искать свой творческий путь – сейчас. Чтобы сделать первый шаг в раскрытии вашего дремлющего таланта, психологи советуют:

1. Сфера. Определите творческую сферу, в которой вам хотелось бы попробовать свои силы. Главный критерий – «мне нравится».

2. Место. Найдите школу, курсы, где вы могли бы приобрести необходимые навыки в этой сфере.

3. Наставник. Запишитесь на консультацию, пробный урок, мастер-класс – обратите внимание на личность преподавателя. Выбирайте по тому же критерию – «мне нравится этот человек». Когда определитесь с видом деятельности и выберете педагога – смело записывайтесь на курс.

4. Упорство. Иногда бывает, что после прохождения курса, приходит понимание «не мое». Не бросайте, если даже не все получается. Приложите усилия, результат может быть виден не сразу. В каждом деле требуется время, чтобы достичь мастерства. В то же время не бойтесь изменений, чтобы найти себе дело по душе.

rabota.ua

Как развить в себе креативность? 5 простых шагов, которые сможет выполнить каждый

Кре­а­тив­ность — не врож­ден­ная ин­тел­лек­ту­аль­ная спо­соб­ность, ей мож­но (и нуж­но!) учить­ся. Спе­ци­аль­но для «Цеха» ос­но­ва­тель шко­лы ИКРА Ва­си­лий Ле­бе­дев со­ста­вил по­дроб­ную ин­струк­ция о том, что де­лать, что­бы на­учить­ся си­стем­но и быст­ро при­ду­мы­вать по­лез­ные кре­а­тив­ные идеи. Для тех, кто хо­чет глуб­же по­гру­зить­ся в эту тему, в ма­те­ри­а­ле так­же есть спи­сок по­лез­ных книг.

Кре­а­тив­ность — не аб­стракт­ная еди­ни­ца. Её мож­но раз­ви­вать, про­ка­чи­вая кон­крет­ные па­ра­мет­ры. Но преж­де чем мы к ним пе­рей­дём, опре­де­лим­ся с по­ня­ти­ем. Кре­а­тив­ность — это спо­соб­ность со­зда­вать но­вые под­хо­ды к ре­ше­нию за­дач, ге­не­ри­ро­вать боль­шое ко­ли­че­ство ори­ги­наль­ных идей и вы­ра­жать их в прак­ти­че­ских раз­ра­бот­ках.

Необ­хо­ди­мость со­зда­вать что-то ори­ги­наль­ное встре­ча­ет­ся не толь­ко в твор­че­ских про­фес­си­ях. В сре­де биз­не­са кре­а­тив­ность про­яв­ля­ет­ся как спо­соб­ность уви­деть ори­ги­наль­ную идею и мо­не­ти­зи­ро­вать её. В об­ра­зо­ва­нии — спо­соб­ность не про­сто пре­по­дать зна­ния, но соз­дать увле­ка­тель­ный урок. В на­у­ке и тех­ни­ке — от­кры­тие или пе­ре­и­зоб­ре­те­ние про­цес­сов и объ­ек­тов.

При­мер: В на­у­ке па­ра­диг­му ме­ня­ют кре­а­тив­но мыс­ля­щие уче­ные. Эйн­штейн, не из­ме­няя пра­ви­лам на­уч­но­го мыш­ле­ния, по­смот­рел на про­бле­му под но­вым уг­лом. До него счи­та­ли, что кон­стан­та — ско­рость вре­ме­ни. Он же пред­по­ло­жил, что кон­стан­та — ско­рость све­та. По­ста­вив во­прос па­ра­док­саль­ным об­ра­зом («А что, если всё на­обо­рот?»), он из­ме­нил па­ра­диг­му мыш­ле­ния. И с тех пор весь мир пе­ре­шёл с нью­то­нов­ской фи­зи­ки на фи­зи­ку эйн­штей­нов­скую.

При­ми­те тот факт, что все люди кре­а­тив­ны. Это во­все не аб­стракт­ная фра­за, а де­ся­ти­лет­ний опыт ра­бо­ты ИКРЫ с людь­ми со­вер­шен­но раз­ных про­фес­сий, от пен­си­о­не­ров-мил­ли­ар­де­ров до ра­бот­ни­ков за­во­да, от су­ро­вой служ­бы без­опас­но­сти бан­ка до ди­рек­то­ра род­до­ма Но­риль­ска. Но у каж­до­го че­ло­ве­ка раз­ви­ты раз­ные со­став­ля­ю­щие кре­а­тив­но­сти. И что­бы опре­де­лить­ся, что же раз­ви­вать имен­но вам, по­про­бу­ем это осо­знать.

Шаг 1. Осо­зна­ние

Нач­нём с ма­лень­ко­го упраж­не­ния.

За­се­ки­те 3 ми­ну­ты. Вспом­ни­те 5 си­ту­а­ций, где вам нуж­но было при­ду­мать что-то но­вое и вы не зна­ли, с чего на­чать. Это мо­жет быть лю­бой про­цесс, даже са­мый бы­то­вой: от того, чем за­ме­нить недо­ста­ю­щий ин­гре­ди­ент в ре­цеп­те, до по­дар­ка дру­гу.

Те­перь за­пи­ши­те эти си­ту­а­ции на лист и чи­тай­те даль­ше. Прак­ти­ка на­пи­са­ния очень важ­на для раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти. А впе­ре­ди упраж­не­ния для ра­бо­ты с ва­ши­ми при­ме­ра­ми!

Шаг 2. Ди­а­гно­сти­ка

Вер­нём­ся к со­став­ным ча­стям кре­а­тив­но­сти. Вы по­ня­ли, для чего имен­но хо­ти­те мыс­лить ори­ги­наль­но. С чего на­чать раз­ви­тие?

Аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Элис Пол Тор­ренс за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем твор­че­ских спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка, их раз­ви­ти­ем и оцен­кой. Сле­дуя его тео­рии, мы вы­де­ля­ем три ба­зо­вых кри­те­рия, по ко­то­рым мож­но про­ве­сти са­мо­оцен­ку и на­чать раз­ви­вать кре­а­тив­ность. Это бег­лость, гиб­кость и ори­ги­наль­ность.

Для того, что­бы оце­нить у себя эти кри­те­рии, за­се­ки­те 10 ми­нут и за­пи­ши­те столь­ко при­ме­не­ний для бе­ло­го ли­ста А4, сколь­ко успе­е­те (или лю­бо­го дру­го­го пред­ме­та, к при­ме­ру, де­ре­вян­ной ли­ней­ки).

Бег­лость — это ко­ли­че­ство идей, при­ду­ман­ных за еди­ни­цу вре­ме­ни, то есть за эти 10 ми­нут. Из­ме­ря­ет­ся в шту­ках. Чем боль­ше идей по­лу­чи­лось, тем луч­ше раз­ви­та бег­лость.

Гиб­кость — это сег­мен­та­ция идей по груп­пам. То есть, если вы пред­ло­жи­ли ис­поль­зо­вать бе­лый лист как кон­верт и как са­мо­лё­тик, — вы за­тра­ги­ва­е­те раз­ные свой­ства ли­ста (спо­соб­ность скры­вать объ­ек­ты и спо­соб­ность пре­вра­щать­ся с ори­га­ми). А если в пе­ре­чис­ле­ни­ях есть са­мо­лё­тик и ко­раб­лик, то это одно свой­ство (ори­га­ми), а зна­чит — одна груп­па. Чем боль­ше групп, тем луч­ше раз­ви­та гиб­кость.

Ори­ги­наль­ность — спо­соб­ность при­ду­мы­вать нестан­дарт­ные идеи. То есть сколь­ко нети­пич­ных и неожи­дан­ных идей при­ме­не­ния ли­ста у вас по­лу­чи­лось. Чем боль­ше та­ких идей, тем креп­че ваша ори­ги­наль­ность.

Ко­неч­но, тест Тор­рен­са зна­чи­тель­но слож­нее. В нём есть и дру­гие кри­те­рии, кро­ме этих трёх. Но что­бы сфо­ку­си­ро­вать­ся и по­нять прин­цип, мы по­упраж­ня­ем­ся на этой базе.

Шаг 3. Ин­стру­мен­ты

Упраж­не­ния для раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти мож­но сме­ло про­бо­вать без до­пол­ни­тель­ных зна­ний. Они про­стые, ино­гда даже слиш­ком, и нуж­ны боль­ше для того, что­бы раз­бу­дить ваш твор­че­ский по­тен­ци­ал. Каж­дое из ука­зан­ных пред­ло­же­ний вы мо­же­те тут же по­про­бо­вать на сво­ём ли­сте.

Как про­ка­чи­вать бег­лость? Для бег­ло­сти надо прак­ти­ко­вать кво­ту идей — еже­днев­но в те­че­ние двух-трех ме­ся­цев, для фор­ми­ро­ва­ния устой­чи­вой при­выч­ки. Что­бы на­вык был осмыс­лен­ным, при­ду­мы­вай­те идеи для за­да­чи, с ко­то­рой ра­бо­та­е­те се­го­дня или ко­то­рая вас бес­по­ко­ит. Иде­аль­но под­хо­дят за­да­чи, ко­то­рые вы ре­ша­е­те на ра­бо­те или в лич­ной жиз­ни. Опре­де­ли­те для себя кво­ту от 50 до 100 идей в день, так вы смо­же­те по­чув­ство­вать «суть» это­го упраж­не­ния. В ка­кой-то мо­мент бу­дет труд­но, но не сда­вай­тесь!

Как про­ка­чи­вать гиб­кость? Тут по­мо­жет упраж­не­ние «Ас­со­ци­а­тив­ная мат­ри­ца». Для на­ча­ла опре­де­ли­те клю­че­вое сло­во для по­ис­ка идей. Оно долж­но быть свя­за­но с ак­ту­аль­ной для вас за­да­чей (к при­ме­ру, «за­бо­та»). Даль­ше возь­ми­те за­пол­нен­ный ва­ри­ант мат­ри­цы. В каж­дой ко­лон­ке мы опре­де­ли­ли ка­кое-то свой­ство (раз­ме­ры, вре­мя, внеш­ний вид, ма­те­ри­ал и тд.) и при­ве­ли при­ме­ры слов, от­но­ся­щих­ся к это­му свой­ству (но не к сло­ву «за­бо­та»).

Ком­би­ни­руя ваше клю­че­вое сло­во с каж­дым сло­вом в ко­лон­ке, за­пи­ши­те идею, ко­то­рая воз­ни­ка­ет на сты­ке этих двух слов. На одну пару слов мо­жет быть боль­ше од­но­го от­ве­та. Не стес­няй­тесь, пи­ши­те. В ито­ге, при ра­бо­те с мат­ри­цей 5 на 5 у вас по­лу­чит­ся ми­ни­мум 25 со­вер­шен­но раз­ных идей, сгруп­пи­ро­ван­ных во­круг пяти ос­нов­ных кри­те­ри­ев в таб­ли­це. Кста­ти, таб­ли­цу мож­но при­ду­мать свою, со сво­и­ми кри­те­ри­я­ми и сло­ва­ми.

Как про­ка­чи­вать ори­ги­наль­ность? Иде­аль­ное упраж­не­ние для раз­ви­тия ори­ги­наль­но­сти — лист с кру­жоч­ка­ми или кре­сти­ка­ми. Надо за­пол­нить его, что­бы каж­дый кру­жо­чек или кре­стик не по­вто­рял дру­гие.

Боль­ше ин­стру­мен­тов и упраж­не­ний мож­но най­ти в кни­гах «Путь ху­дож­ни­ка» Джу­лии Кэме­рон, «De­sign­work­out» (First Sea­son и Sec­ond Sea­son) Дмит­рия Бар­ба­не­ля, а в на­ча­ле 2020 года вый­дет кни­га Ве­та­са Раз­но­сто­рон­не­го, по мо­ти­вам чел­лен­джа «10 идей в день».

Шаг 4. Ме­то­до­ло­гии

Если ин­стру­мен­та­ми мож­но за­ни­мать­ся в по­все­днев­ной жиз­ни и без спе­ци­аль­ных си­стем­ных зна­ний, то ме­то­до­ло­гии — это как раз до­пол­ни­тель­ные зна­ния и сле­ду­ю­щий уро­вень про­кач­ки кре­а­тив­но­сти. Они по­лез­ны для це­ле­на­прав­лен­ной де­я­тель­но­сти, по­мо­га­ют си­сте­ма­ти­зи­ро­вать про­цесс твор­че­ско­го мыш­ле­ния и впо­след­ствии раз­ра­ба­ты­вать прак­ти­че­ское ре­ше­ние для лю­бой за­да­чи.

Ос­нов­ные ме­то­до­ло­гии:

ТРИЗ — тео­рия ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­ских за­дач, раз­ра­бо­тан­ная в СССР Ген­ри­хом Альт­шул­ле­ром. Изоб­ре­та­тель­ская за­да­ча — это та­кая за­да­ча, для ре­ше­ния ко­то­рой необ­хо­ди­мо по­нять ко­рень про­бле­мы и устра­нить его. При­мер при­ме­не­ния ме­то­до­ло­гии — оп­ти­ми­за­ция си­сте­мы. Со­зда­ние ре­ше­ния с иде­аль­ным ко­неч­ным ре­зуль­та­том, где си­сте­мы нет, а функ­ция вы­пол­ня­ет­ся. К при­ме­ру, ре­сто­ра­на нет, а че­ло­век сыт — сер­вис до­став­ки еды.

Ла­те­раль­ное мыш­ле­ние — это кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия Эд­вар­да де Боно про про­во­ка­ци­он­ное мыш­ле­ние. Она раз­ры­ва­ет мыс­ли­тель­ные пат­тер­ны и по­мо­га­ет на­хо­дить но­вые, неоче­вид­ные, про­во­ка­ци­он­ные идеи. Со­ве­ту­ем при­ме­нять, ко­гда сто­ит цель при­ду­мать как мож­но боль­ше со­вер­шен­но раз­ных по ка­че­ству и сте­пе­ни ре­а­ли­за­ции идей.

CRAFT (Cre­ative Al­go­rithm Frame­work & Tools) — кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия Ва­си­лия Ле­бе­де­ва, ко­то­рая по­мо­га­ет со­зда­вать но­вые фор­мы от­но­ше­ний. Боль­ше все­го по­лез­ная там, где про­цесс при­ду­мы­ва­ния пред­став­ля­ет со­бой ком­му­ни­ка­цию. По­мо­жет при со­зда­нии ме­ро­при­я­тий, брен­да, кон­цеп­ции, кур­сов и тд.

Ди­зайн-мыш­ле­ние — ме­то­до­ло­гия, ос­но­ван­ная на эм­па­тии. Прак­ти­ка быст­рых и по­лез­ных дей­ствий для со­зда­ния дей­стви­тель­но нуж­ных лю­дям про­дук­тов и сер­ви­сов. К при­ме­ру, при­ду­мать ре­ше­ние, что­бы де­тям было не страш­но про­хо­дить МРТ — пре­вра­тить этот про­цесс в по­иск со­кро­вищ и офор­мить ко­ри­до­ры и ка­би­нет боль­ни­цы в те­ма­ти­ке пи­рат­ской ис­то­рии.

А ещё с по­мо­щью ла­те­раль­но­го мыш­ле­ния и CRAFT мож­но, к при­ме­ру, до­пи­сать пес­ню до кон­ца. Син­тез этих че­ты­рёх ме­то­до­ло­гий — по­пу­ляр­ное яв­ле­ние, и мы в ИКРЕ учим, как мож­но их друг дру­гом до­пол­нять.

Шаг 5. Под­держ­ка ре­зуль­та­тов

По­сле того, как вы узна­ли, ка­ки­ми имен­но упраж­не­ни­я­ми мож­но раз­ви­вать кре­а­тив­ность, важ­но сфор­ми­ро­вать при­выч­ки. Как это де­лать?

  • Нач­ни­те с ма­ло­го. Внед­ряй­те про­стые при­выч­ки в си­ту­а­цию, в ко­то­рой вы жи­вё­те.
  • Узна­вай­те но­вое. На­при­мер, нач­ни­те с книг:

«CRAFT», Ва­си­лий Ле­бе­дев

«Взлом кре­а­ти­ва», Май­кл Ми­кал­ко

«Дзен в ис­кус­стве на­пи­са­ния книг», Рэй Бр­эд­бе­ри

«Ди­зайн-мыш­ле­ние в биз­не­се», Тим Бра­ун

«Ге­ни­аль­ность на за­каз», Марк Леви

«Ге­ни­аль­но!», Эд­вард де Боно

«Гиб­кий ум», Эс­та­ни­слао Бахрах

«Кра­ди как ху­дож­ник», Остин Кле­он

«Кре­а­тив­ный класс», Ричард Фло­ри­да

«Ме­ди­та­ция и осо­знан­ность», Энди Пад­ди­комб

«Нешаб­лон­ное мыш­ле­ние», Джон О’Кифф

«По­ни­ма­ние ко­мик­са», Скотт Мак­кла­уд

«По­ток», Ми­хай Чик­сент­ми­хайи

«Ри­со­вый штурм», Май­кл Ми­кал­ко

«Тех­но­ло­гия твор­че­ско­го мыш­ле­ния», Марк Мее­ро­вич, Ла­ри­са Шра­ги­на

  • Прак­ти­куй­тесь. Ставь­те себя в си­ту­а­ции, где невоз­мож­но не рас­ка­чи­вать кре­а­тив­ность.
  • Де­лай­те это каж­дый день. По­сто­ян­ная прак­ти­ка по­сте­пен­но фор­ми­ру­ет при­выч­ку.
  • Об­щай­тесь с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. Бла­го­да­ря это­му вы смо­же­те под­твер­ждать и обо­га­щать свой опыт. На ста­дии фор­ми­ро­ва­ния при­выч­ки об­ще­ние очень важ­но. Это мо­гут быть чаты по ин­те­ре­сам (к при­ме­ру, Креа­чат), где люди без при­вяз­ки к шко­лам или ком­па­ни­ям при­хо­дят и об­ща­ют­ся на са­мые раз­ные темы, но в кон­тек­сте кре­а­тив­но­сти. Так­же это мо­жет быть об­ще­ние с мен­то­ром, ко­то­рый сле­дит за ва­шим успе­ха­ми и смот­рит со сто­ро­ны.
  • При­ме­няй­те на­вы­ки в жиз­ни. Так вы по­лу­чи­те ощу­ще­ние поль­зы от от­кры­тий ин­стру­мен­тов для твор­че­ства. И смо­же­те при­ду­мы­вать и по­дар­ки, и ин­гре­ди­ен­ты для ре­цеп­тов, и то, что с пер­во­го шага было вы­пи­са­но на ва­шем ли­сте.

Как развить креативность и творческое мышление: упражнения

Хотя бы раз в жизни каждый человек представлял себя на месте какой-нибудь творческой личности. В детстве многие мечтают стать известным художником, актрисой, писателем или всемирно известным музыкантом.

Но уметь «мазать» кистью по холсту или точно попадать по клавишам фортепиано – далеко не все, что требуется для достижения мечты. Творчество подразумевает под собой нестандартное, а вернее креативное мышление, которое будет помогать творить новые шедевры.

Даже в обычной повседневной жизни креативность весьма востребована. Умеющие созидать люди достигают больших успехов в карьере и способны буквально покорить окружающих. Однако далеко не все могут похвастать креативным складом ума и грустно взирают с ноткой зависти на более одаренных знакомых. Но не стоит тяжко вздыхать и считать себя обделенным врожденными талантами, ведь креативность в себе можно развить.

Творческий человек – какой он?

Само понятие «креативность» произошло от латинского слова creation, что значит – созидание. Исходя из этого, можно сделать вывод, что быть креативной личностью – это быть открытым новым идеям и уметь претворять их в жизнь.

Психологи уверены, что креативность присуща всем без исключения, но у одних людей она ярко выражена, а у других она находится в «спящем» состоянии. Основной особенностью креативного человека можно считать его способность мыслить нестандартно. Порой его идеи ошеломляют, он может найти новый и весьма оригинальный подход к решению самой обыденной проблемы, чем нередко вгоняет окружающих в ступор.

Творческих людей отличают следующие характерные черты:

  • Умение мечтать. Хорошо развитое воображение присуще всем креативным людям. Нередко они как бы живут в двух мирах сразу: реальном и воображаемом. Они любят фантазировать и представлять «что было бы, если бы».
  • Интроверт и экстраверт в одном флаконе. Давно известно, что человек со стандартным мышлением обладает одним из полюсов личности. Творческие же люди отличаются уникальным симбиозом обоих типов. Они могут одновременно быть закрытыми и общительными. Присутствие в большой компании может стать причиной вдохновения, но вот обдумывать свои задумки они предпочитают в одиночестве.
  • Приверженность консерватизму. Творческий человек нередко склонен к различным авантюрам, ему не чуждо новаторство, но при этом он больше склонен опираться на опыт предков, чтит традиции и уважает культурное наследие. В случае нужды креативные личности могут и вовсе пойти против системы, но такое бывает довольно редко. Все-таки противопоставлять себя социуму они не привыкли.
  • Эмоциональный подход к делу. Любое важное предприятие вызывает в творческих личностях бурю эмоций. Без постоянного накала страстей и душевного подъема они не способны созидать. При этом им не чужда объективность и готовность критиковать результаты своих трудов.
  • Повышенная чувствительность. Люди, склонные к креативности, чаще всего пребывают в приподнятом настроении. Они искренне радуются общению с друзьями и знакомыми и с удовольствием познают окружающий мир.

Обратите внимание

Девочки с креативным типом мышления чаще всего проявляют доминантность в поведении.

Критерии креативности

Как уже упоминалось выше, креативное мышление выражается в умении нестандартно подходить к решению проблемы. Такая способность особенно ценна в таких профессиональных отраслях как реклама, бизнес и маркетинг. Однако и в повседневной жизни креативность лишней не будет. На бытовом плане она выражается в умении достигать поставленных целей с наименьшими затратами, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя доступные средства самым необычным образом.

У творческого процесса, как и у многих других, есть свои определенные критерии, среди которых обязательно стоит отметить:

  • Оригинальность – способность созидать оригинальные идеи, отличающиеся от тех, что уже были придуманы. Чем лучше она развита, тем быстрее будут преодолены стандартные шаблоны. Оригинальность совершенствуется вкупе с развитием воображения.
  • Быстрота реакции выражается в скорости, направленной на генерирование большого количества идей в заданный временной период, при этом решение должно быть оптимальным и наименее затратным в своей реализации.
  • Гибкость можно также назвать многозадачностью. Данное умение являет собой способность оперативно переключаться с одной задумки на другую, использовать несколько кардинально разных путей решения задачи.
  • Вербальность – способность максимально доступным образом объяснить суть предстоящей задачи и пути ее выполнения. Сюда также можно отнести умение отстаивать свою точку зрения касательно способов реализации задуманного.
  • Открытость выражается в готовности усвоить новую информацию из внешних источников и умение пользоваться полученными знаниями.
  • Образность. В ходе размышления о возможных путях решения поставленной цели идеи приходят в виде неких образов, которые в итоге складываются в общий план.
  • Абстрактность – сложные и целостные идеи складываются в единое целое на основе отдельных и разрозненных частей, которые и служат чем-то вроде костяка итогового решения, хотя на первый взгляд создается впечатление, что уж эти варианты точно не имеют между собой ничего общего.
  • Восприимчивость. Даже в самой обыденной и банальной ситуации креативный человек может увидеть что-то новое и необычное. Другими словами – умение искать сложное в самом простом.
  • Стрессоустойчивость можно назвать одним из самых ценных критериев творческого процесса, поскольку именно умение абстрагироваться от внешних раздражающих факторов помогает рождать уникальные идеи даже в самой непривычной обстановке.
  • Удовлетворительность. Конечный результат обязательно должен вызывать в своем «творце» чувство гордости за свои усилия и удовлетворение от достигнутого. В противном случае желание созидать может и вовсе пропасть.

Важно

Стоит помнить, что творческие люди, несмотря на свою открытость и внешнее дружелюбие, нередко бывают ранимыми и не всегда могут объективно воспринимать критику в свой адрес.

Как развить творческие способности

Можно ли развить в себе креативность или все же это врожденная особенность? Как уверяют психологи, нестандартное мышление можно и нужно развивать, причем никаких преград и ограничений в этом вопросе быть не может. Даже взрослая и состоявшаяся личность может начать мыслить нетривиально. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими способами и методами развития креативности:

  • Забудьте про ограничения. Создавая что-то новое, стоит помнить о том, что созиданию чужды запреты и ограничения. Хотите сделать по-настоящему удивительные вещи? Забудьте про слово «невозможно»!
  • Определите границы. Одно из самых интересных упражнений. Поставьте себе определенные рамки. Например, в течение месяца писать только черной ручкой. Экспериментируйте над своими пределами.
  • Не полагайтесь на вспомогательные средства. Вам кажется, что для того чтобы стать востребованным фотографом достаточно купить дорогую камеру и кучу различных «примочек» к ней? Весьма дилетантский подход. Возьмите самую простую камеру и идите на улицу. Учитесь видеть что-то необычное даже в самых простых вещах. Поверьте, даже уличного голубя можно показать на снимке как редкую уникальную птицу.
  • Ищите новые впечатления. Посещайте новые места, старайтесь изучать новую информацию. Нет возможности путешествовать и ходить по выставкам? Окунитесь в виртуальный мир, ведь там нет никаких ограничений для желающих увидеть что-то новое. Слушайте, читайте, смотрите и анализируйте полученную информацию.
  • Общайтесь с правильными людьми. Нет смысла надеяться на пробуждение креативности, если общаетесь со скучными и неинтересными людьми. Помните, что стремление созидать передается через социальное взаимодействие.
  • Тренируйте мышление. Отличной методикой в этом деле можно считать придумывание разных историй. Неважно, что первое время они будут неказистые и в некотором роде плоские. Фантазируйте, представляйте новый неизведанный никем мир. Разрешите себе говорить все, что приходит в голову и меняйте интонацию голоса в ходе рассказа. Вы увидите, что данная техника захватит вас с головой.
  • Будьте готовы меняться. Нельзя считать себя творческой личностью и при этом бояться изменить свои привычки и себя в целом. Пробуйте себя в разных отраслях, меняйте имидж, пишите в разных стилях.
  • Задачи должны быть необычными. Ничто так не убивает креативность, как обыденность и рутина. Так что обязательно ставьте перед собой нестандартные задачи и старайтесь их реализовать.
  • Не полагайтесь только на вдохновение. Нет смысла «ждать у моря погоды», ведь ваша долгожданная муза может и не прийти. Начинайте работать и креативные способности обязательно раскроются в процессе деятельности.
  • Концентрируйтесь на процессе, а не результате. Перестаньте мечтать о том, чего именно вы хотите добиться, а подумайте о том, какие конкретно методами вы будете решать поставленную задачу.
  • Помните об отдыхе. Творческий человек постоянно находится под гнетом серьезных эмоциональных нагрузок, что весьма негативно может отразиться на здоровье в целом. Так что возьмите привычку регулярно давать отдых мозгу и избавляться от скопившегося напряжения. В этом вам отлично помогут расслабляющие ванны, медитации и поездки на природу.
  • Не забывайте про спорт. Для наиболее эффективной деятельности мозгу также требуется регулярное поступление кислорода и лучшим способом для обеспечения требуемого являются физические нагрузки и занятия спортом.

Никогда не забывайте о том, что креативность является не только врожденной способностью, но и требует длительной работы над собой и постоянного самосовершенствования. Если вы будете готовы к долгому и кропотливому труду, то обязательно сможете достигнуть желаемой цели.

Как стать гениальным: 15 упражнений для развития творческих способностей

Юлия Скрипник
Юлия Скрипник

Никто с рождения не умеет держать кисточку в руках, никого не забирают из колыбели главным артистом балета. Чтобы стать гениальным художником, творцом, писателем, нужно учиться и заниматься. И желательно каждый день. В книге «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта» нет упражнений, но если внимательно читать и повторять действия за Леонидом Тишковым, как за личным учителем, можно развить множество собственных талантов. Попробуйте выполнить эти 15 упражнений и убедитесь сами, как ваша гениальность будет расти с каждым днем.

«Самое большое заблуждение — что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное „я“ и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без пере­рыва, работать на свой талант»

Леонид Тишков

1. Смотрите на мир глазами художника

Откуда возникает необыкновенный взгляд на мир? Он вырастает, как цветок, опутывая живот изнутри. Он состоит из сопереживания художника тому, что он видит, с интуитивным чувствованием предмета или события. И потом, когда он переносит, что узрел внутренним оком, на холст, бумагу, воплощает в глине или объекте, это видим и мы. Причем нам уже не нужно «до полной гибели всерьез» превращаться в художника, достаточно только поймать волну, настроив на его искусство наши душевные камертоны.


Попробуйте посмотреть на мир глазами Ван Гога.

Многие картины художников являют нам такой взгляд их созда­телей. Надо попробовать разгадать этот взгляд. Больше смотреть картины, рисунки, ходить на выставки и в музеи. Если ты это любишь — смотреть, — то каким-то образом сливаешься с потоком искусства и себя ставишь на место художника, который создавал свою картину, а если она тебе нравится, то постепенно начинаешь понимать, как она была сделана.

2. Придумайте хокку

Обычные вещи для человека обыкновенного кажутся обыкновенными. Он смотрит на луну: «Ну, вот луна…» Луна освещает землю, значит, дорожка ярче, теперь я пойду и не поскользнусь… А другой человек — поэт, например, Мацуо Басё, — он смотрит на луну, и у него возникает стихотворение:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

Так же мы можем воспринимать не только луну, но и яблоко, кружку, гипсовый нос. Первое, чему должен научиться творческий человек — это смотреть. На вещи. На мир вокруг него. Посмотрите вокруг, выберите объект и напишите про него хокку — короткое трехстишие.


Иллюстрация из книги

3. Начните замечать и зарисовывать мелочи

Чтобы развить таланты, не нужно браться за титанический труд и картину метр на метр. Можно начать с малого. Зарисуйте кружку на вашем столе. Или ручку или собственный безымянный палец. Обратите внимание на детали окружающего вас мира, возьмите карандаш и зарисуйте кузнечика, который случайно прыгнул вам на ногу. Как устроены сочленения его сильных пружинистых ног? Это будет понятно пытливому взгляду художника.

Главное — не останавливайтесь, не прерывайте линию. Линия оживет и сама поможет вам.

4. Рисуйте точками

Чистый лист — окно в иное измерение. Ты макаешь в тушь кисть и ставишь точку в самом центре листа. И сразу начинается творение вселенной, а с ней — отсчет времени, материя, жизнь, свет. Все возникает вместе с точкой, завязываются отношения черного и белого: черная точка на белом листе — это уже рисунок.

«Черная точка — это ясный знак. Но если рядом с этой точкой ставлю вторую, затем третью, то возникает смятение», — говорит Анри Матисс

Если ты собрался стать художником, как это ни смешно звучит, надо вначале поставить точку! Начнем с простого. Поставим черные точки пером или кистью на чистой поверхности листа бумаги. Глядя на точку, мы можем испытать душевное волнение, представляя одиночество этой точки на белом листе. Дальше начинаем фантазировать: перемещать эту точку или увеличивать количество точек, тем самым создавать еще более насыщенную жизнь и драматургию картинки. Они могут танцевать, они собираются в созвездия. И вот перед нами звездное небо.


Попробуйте создать рисунок, который состоит только из точек. — Источник

5. Рисуйте музыку

Включите музыку и рисуйте на большом листе звуки. Кисточка должна лежать в руке свободно. Импровизируйте! Вот как свой опыт рисования музыки описывает Леонид Тишков:

«Однажды, слушая песни грузинского хора, я решил нарисовать линию звука, линию пения. Так замысловато, переливаясь, бесконечно звучали голоса грузин, сидящих где-то на длинных лавках под голубыми горами. Я подумал о старом варшавском мастере, взял его кисточку, обмакнул в тушь и начал! За десять часов под сто грузинских песен я разрисовал почти сто листов бумаги, сложил их вместе, обернул в обложку и назвал это книгой „Кавказ“. И все, кто видел ее, отчетливо слышали тихие песни, которые слушал я, когда рисовал эти линии.»

6. Займитесь каллиграфией

Упражняясь в каллиграфии, создавая образ каждой буквы, мы постигаем душу буквы, погружаемся в ее структуру и очертания, приручаем, входим к ней в доверие и постепенно замечаем, что буквы рождаются у нас в руке не просто как отражение какого-то звука, а как символы, таящие в себе высокий смысл.

Выберите шрифт, который вам нравится и перерисуйте каждую букву от руки. А еще лучше — придумайте свой собственный.


Шрифт Кафки. Иллюстрация из книги «О шрифте».

7. Разгадайте историю предмета

Надо чувствовать жизнь предмета. Рисуешь веник с совком — представь, что это два сказочных существа, как в сказке про Соло­минку, Пузырь и Лапоть. Веник — не просто веник, а степные травы, когда-то они росли, колыхаясь на ветру. Каждая вещь несет в себе историю. Эту историю надо не то чтобы знать, ее надо чувствовать. Потому что просто рисовать «похоже» — недостаточно.

Можно передать через маленький предмет, через маленькую вещь — весь мир.

Как же изображать предмет? Не нужно сразу бросаться и рисовать его. Надо взять его в руку, если это возможно. Почувствуйте, что вам захочется? Нарисовать предмет? Придумать для него историю? Может быть сделать копию этого предмета? Научиться чему-то? Или поехать куда-то? Понаблюдайте, какое творческое начало в вас проснется.

8. Нарисуйте карикатуру

Карикатурист — это рисующий клоун. У Леонида Тишкова есть такая картинка: после представления в гримерной сидит усталый клоун. Он снял колпак, башмаки, и оказалось, что голова у него такая же длинная, вытянутая и конусообразная, как сам колпак, а ноги такие же огромные, как клоунские ботинки. Только круглый красный нос он еще не снял, поэтому мы не знаем, какой у него нос на самом деле.

Еще один российский карикатурист Василий Дубов не просто рисовал смешные картинки, он проживал жизнь вместе со своими абсурдными героями. Вокзал, падает снег, подходит поезд, на перроне стоит женщина в длинном платье, в шляпе с вуалью. …А из громкоговорителя доносится:

— Анна Каренина, отойдите от края платформы!

Нарисуйте и вы карикатуру на какую-нибудь волнующую вас тему.


Источник

9. Вообразите абсурдный сюжет

Развивайте воображение, придумывая фантастические сюжеты. Вот вам пример из книги:

Кто не знает, что осьминог живет в воде? А если этот осьминог вышел на сушу и поселился дома у старого капитана? И так его полюбил, что, когда тот заболел, он стал ходить в булочную и в аптеку и ухаживать за ним, как всякий добрый отзывчивый осьминог.

Возьмите что-то реальное и придумайте с этим персонажем или предметом нереальный сюжет.

10. Придумайте памятник

Подумайте, какой памятник вы бы хотели установить? И в каком месте? Леонид Тишков упоминает в книге памятник, который был установлен на Пушкинской набережной в парке Горького в 2016 году. «Водолаз-маяк» — необычный арт-объект является первым в мире маяком, представляющим собой статую водолаза.


Источник

А какой памятник вы бы хотели создать? Продумайте концепцию своего арт-объекта, в чем будет его смысл, где он будет установлен? Нарисуйте скетч.

11. Рисуйте масштабно

Возьмите старый рулон обоев, раскатайте в комнате или коридоре и рисуйте крупной кисточкой, не жалея краски. Дайте выход эмоциям. Подключите к этому занятию детей. А потом сверните гармошкой и назовите это семейным художественным альбомом.

12. Придумайте иллюстрацию к любимой книге

У всех есть любимая книга — художественная или нон-фикшн. Почувствуйте себя иллюстратором — нарисуйте собственный вариант обложки.

«Иллюстрируя Беккета, Ионеско, Замятина, Ильфа и Петрова, я каждый раз придумывал свой миф, соседствующий с сюжетом писателя, как параллельное измерение. Естественно, в один прекрасный день мои миры обрели самостоятельность и, словно радужные пузыри, полетели над землей и зажили своей жизнью.»

Леонид Тишков


Разворот книги «Охота на Снарка». Иллюстрация из книги

13. Сходите на выставку

Подойдет выставка картин или арт-объектов, скульптур и даже книг. Вот что такое — любить живопись, ходить на выставки. Восхи­щаясь картинами Франсиско Гойи, мы становимся Гойей на какое-то время. Пусть на мгновение — Винсентом Ван Гогом! Созерцая картины художников, мы становимся более многогранными.

Живопись, скульптура, архитектура, прекрасные здания, музыка и литература — мы нуждаемся в этом.

14. Посидите в тишине

Сколько миров на Земле? Столько же, сколько людей. Потому что каждый творит свой собственный мир. Как это происходит? Сядьте в тишине, закройте глаза, посмотрите на себя, какой вы на самом деле. Мудрец Чжуан-цзы говорил: «Совершенством видения я называю видение не других, а себя»

Что там видно? Что слышно? На какую-то долю мгновения вы ощутите тишину. А потом в голове начнут рождаться идеи.


Иллюстрация из книги «Ленивый гуру»

15. Давайте новую жизнь старым вещам

Подойдите творчески к хламу, который годами копится в вашей квартире. Если просто так выбросить старые вещи не получается. Создайте из них арт-объект. Например, сделайте картину из пуговиц, просто наклеив их на холст. Свяжите арт-коврик-скафандр из старой одежды, разрезанной на полоски.


Леонид Тишков и его вязаный скафандр «Вязаник». Источник

Наша жизнь — произведение искусства. Даже если мы не пишем и не рисуем, мы все равно творим.

Тит Нат Хан

Чему нас учит опыт художника? Первое — рисуй, если тебе хочется рисовать! Если это твой способ выразить то, что тебя волнует. Второе — изображай свою жизнь, рассказывай линией, цветом, вспоминай детали, попытайся передать весь «театр своей памяти». Третье — если нет альбома и кистей, бери простую тетрадь, набор детских карандашей, шариковую ручку, наконец, и — в путь.

По материалам книги «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта».

Фото обложки поста из блога Леонида Тишкова.

Как развить креативность? 14 любопытных способов

1. Ограничьте выбор

Исследования показывают, что ограничение выбора стимулирует творчество. Если мы специально закрываем для себя часть возможностей, то можем лучше сосредоточиться на оставшихся.

2. Не ждите вдохновения

Многие считающие себя творческими личностями подолгу не пытаются ничего создавать, заявляя, что ждут искры вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения, чтобы начать тренироваться после перерыва. Они просто идут и начинают тренировку. Важно научиться терпению и не беспокоиться, хороший ли выйдет результат.

3. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения

Представьте, что вы заблудились и вместо того, чтобы следить за поворотами на дороге, думаете только о пункте назначения. Конечно, далеко вы не уйдете. Нередко мы слишком увлечены мыслями о «шедевре», который собираемся создать, при этом даже не думая, что конкретно нужно для этого сделать.

4. Дистанцируйтесь от творческого проекта

У нас в голове рождается больше творческих решений для тех задач, которые мы воспринимаем удаленными в пространстве или во времени. Чем больше воображаемая дистанция, тем больше мы переключаемся с конкретного на абстрактное мышление, которое помогает обнаружить неожиданные взаимосвязи между, казалось бы, не имеющими ничего общего идеями.

5. Работайте в кофейне

Исследования показали, что уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует креативности. Средний (но не низкий) уровень шума повышает сложность обработки информации, что активирует абстрактное мышление и повышает творческую производительность. Слишком громкий шум, напротив, мешает.

6. Займитесь интенсивными физическими упражнениями

Физическая активность помогает спрятанным (в бессознательном) идеям всплыть наружу. Ученые еще лишь исследуют, какой вид упражнений лучше всего способствует креативности, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.

7. Делайте повседневные дела другой рукой

Если мы используем другую руку, мы активируем работу обоих полушарий мозга и подстегиваем креативность. Активный обмен информацией между полушариями приводит к том, что и эмоции, и мысли становятся яснее и понятнее.

8. Начните с конца истории

Писательница Роксана Робинсон рассказывает, что попробовала писать рассказы, сначала придумав финал. Это помогло ей преодолевать творческие кризисы.

9. Цените случайные мысли

Картинки или идеи, которые время от времени всплывают в голове, часто кажутся бессмысленными, но они могут стать фундаментом творческого прорыва. Полезно всегда иметь с собой блокнот или диктофон.

10. Меньше знайте, больше угадывайте

Сегодня мы окружены информацией. Полезно на время отложить телефон, ноутбук, планшет и позволить разуму блуждать там, где ему вздумается. Не подглядывайте ответы на возникающие вопросы в интернете. Отрезанный от привычных источников информации мозг может придумать что-то очень необычное.

11. Смотрите по сторонам

Постоянная погоня за эффективностью и постановка четких целей может помешать возникновению творческих идей. Попробуйте, шагая по улице по своим делам, каждую минуту останавливаться и внимательно разглядывать все, что вас окружает. Неожиданные звуки или виды могут дать свежий взгляд на вещи и помочь активизировать мысли, прячущиеся глубоко внутри.

12. Громко смейтесь

Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга — эти зоны связаны с креативностью. Он также поднимает настроение, что способствует творческой деятельности. Не обязательно искать что-то уморительно смешное, сам физический акт смеха приносит пользу.

13. Делайте что-то осознанно

Медитация — надежный способ очистить разум, сосредоточить внимание и побыть в текущем моменте. Она стимулирует мышление (мозг визуализирует проблему и предлагает несколько разных путей решения), что помогает решению творческих задач

14. …или неосознанно

Столкнувшись со сложной проблемой, мы обычно начинаем усиленно раздумывать над решением. Иногда это создает много ненужного шума в голове, что только повышает недовольство, не давая четких решений. Перерыв может быть не менее полезен, чем короткая передышка во время физических упражнений. Когда вы вернетесь к своей проблеме, могут появиться новые идеи. Можно, например, взять карты и разложить пасьянс — это занятие занимает мозг, но не требует чрезвычайной сосредоточенности.

Читайте также

Развитие личности — как развить творческие способности взрослому самостоятельно

Как развить творческие способности? И, вообще, можно ли их развить взрослому человеку, или такие способности – дар Божий, и лишь избранным повезло с ним родиться?

Эти вопросы интересует многих, ведь, чтобы достичь успеха, в наше время нужно быть креативной личностью, уметь принимать нестандартные решения, строить дело на основе своих оригинальных идей. Есть ли шансы развить творческие способности человеку, который и не подозревал у себя их наличия?

Творческое развитие личности: тайны и загадки

Творчество, как уникальный психический феномен, изучается еще со времен Античности, а в начале XX века выдающийся ученый, философ техники П. Энгельмейер даже разработал целую науку – эврологию (от греческого «эврика»). Но и до сих пор рождение новой идеи продолжает оставаться таинственным и даже мистическим явлением, а количество его загадок не уменьшается, а увеличивается.

Творческое развитие

Рождение новой идеи — загадка

Долгое время считалось, что одаренной личностью нужно родиться, поэтому вопрос, как развить творческие способности, не ставился. Действительно, есть ли смысл развивать дар Божий? Однако начиная с середины XX века это утверждение стало немодным. Творческое развитие личности признали не только возможным, но и необходимым, появились новые теории, подходы и точки зрения на развитие творческих способностей, и, ожидаемо, все еще больше запуталось.

Ведь если никакого врожденного дара нет, то почему одни люди демонстрируют потрясающие успехи, а другие всю жизнь остаются серыми посредственностями? Наиболее очевидный, казалось бы, ответ: творческое развитие личности происходит только в детстве. Те, кто в детском возрасте оказался в неблагоприятных условиях, не имеют шансов стать креативами. И правильно ставить вопрос, не как развить творческие способности, а когда их начинать развивать.

Но многочисленные исследования творчества привели к двум важным и одновременно парадоксальным выводам:

  1. Все, без исключения, дети имеют ярко выраженную потребность в творчестве, которая у одних людей сохраняется в течение всей жизни, а у других исчезает с возрастом.
  2. Достаточно много людей, не отличавшиеся в детстве особыми талантами, начали проявлять творческую активность уже в зрелом возрасте и добились успехов в разных видах деятельности: литературе, живописи, науке, декоративно-прикладном искусстве.

Следовательно, в любом возрасте можно развить творческие способности. Главное, чтобы была потребность в этом.

Как развить творческие способности у взрослых

Большинство психологов (В.Н. Дружинин, Э. де Боно, Дж. Гилфорд и др.) считают, что творческий потенциал есть у каждого человека. Именно творческое развитие личности обеспечило генезис человеческой цивилизации и научно-технический прогресс.

Психологи обычно большее внимание уделяют вопросам детского развития. А можно ли развить творческие способности у взрослых и сделать это самостоятельно? Конечно, можно. Главное – захотеть это сделать. Причем не просто, лежа на диване, мечтать о написанной книге, собственной картинной галерее или фирме, приносящей миллионные доходы.

Развитить творческие способности у взрослого

Развить творческие способности у взрослого возможно, но это реальный труд

Творчество – это, прежде всего, труд, и трудиться нужно над собой. Общеизвестная пословица: «Под лежачий камень вода не течет» как нельзя лучше подходит к творческой деятельности.

Как развить творческие способности? Развитие этих способностей предполагает наличие четырех факторов.

  1. Накопление знаний и переработка большого объема информации из разных областей. Именно она является источником и строительным материалом для творчества.
  2. Освоение техники, приемов креативной деятельности. Они помогают переработать неуникальную информацию в оригинальные идеи.
  3. Развитие особого типа нешаблонного, эвристического мышления, способного находить нестандартные решения проблем.
  4. Положительная мотивация к творчеству, поддерживающая желание созидать и получать от этого удовольствие и связанная с одобрением общества. Без нее невозможно творческое развитие личности.

Причем последний фактор, пожалуй, самый важный для ответа на вопрос: как развить творческие способности у взрослых. Именно мотивация поддерживает и желание учиться, и высокий уровень активности, присущий творческим людям, и позитивный эмоциональный настрой.

Креативная деятельность всегда социально ориентирована. Нам необычайно важна положительная оценка окружающих людей, от нее буквально вырастают крылья. И это не только простая похвала (а для взрослых и не столько), но и материальное вознаграждение или надежда на него.

Если нет серьезной социальной мотивации, то потребность в творчестве так и останется на уровне мечтаний на диване, а на вопрос, как развить творческие способности, так и не найдется ответа.

Автор – Марина Голубева

Может быть интересно