Зеркало (символ) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
ЗЕРКАЛО — символизирует истину, самореализацию, мудрость, разум, душу, отражение сверхъестественного и божественного интеллекта, ясно сияющую поверхность божественной истины, высший интеллект, отображенный в Солнце, Луне и звездах. Отражение в зеркале — это явленный, временной мир, но также и знания человека о самом себе.Зеркало имеет как солярную, так и лунную символику, олицетворяя диск Солнца и обозначая отраженный свет Луны. Считается, что зеркало имеет магические свойства и является входом в зазеркальный мир инверсии. Если зеркало висит отражающей поверхновстью вниз в храме или над дробницей, оно открывает путь для восхождения души. В магии зеркала служат для развития взгляда.
Квадратное зеркало символизирует землю, а круглое — небеса. Центральная розетка на металлическом зеркале символизирует ось земли и равновесие между двумя силами. Она означает также достижение центра и Дверь Солнца или Врата Неба.
В семитской традиции зеркало символизирует женское божество (мужское — гроздь винограда).Как в христианской традиции, так и в исламе, человеческое сердце сравнивают с зеркалом, отражающим Бога. «Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало» (ИбнАраби). «Вселенная — это зеркало бога… человек есть зеркало вселенной» (Ибн Аль Насафи).
В индуизме и буддизме зеркало служит напоминанием, что все образы и формы являются лишь простыми отражениями, созданием состояния кармы, выдумкой ума, что чувственный, осязаемый мир — иллюзия, всего лишь отражение. Яма (в древнеиндийской философии владыка царства мертвых) также использует зеркало, чтобы оценить состояние кармы попавших к нему душ. Зеркало — одна из Восьми Драгоценных Вещей в буддизме. В буддизме, кроме того, зеркало — символ души в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, форма, отраженное тело, искренность, -чистота. Будучи отраженным светом, оно означает сансару.
В даосизме зеркало символизирует самореализацию. При рассмотрении человеком своей природы зло уничтожается, увидев свое ужасное отражение: «Зло разрушается, когда узнает себя». Зеркало символизирует, кроме того, ум мудреца: «Ум мудреца, находясь в покое, становится зеркалом вселенной» (Чуанг Цу).
В Китае зеркало также — эмблема искренности, гармонии и счастливого брака (последнее — ассоциация с сорокой).Философское значение зеркала как символа самопознания жизни было широко распространено в азиатских культурах, особенно в японских мифах и религии. Бог-создатель Изанаги дал своим детям зеркало и велел им, опустившись на колени, смотреть в него каждое утро и вечер, пока они не избавятся от злобных мыслей и чувств. В синтоистском аду огромное зеркало отражает грехи вновь прибывших грешников и показы- вает им способ наказания — во льду или огне. Бронзовое зеркало Ятано-кагами, хранящееся в Исе, главном синтоистском храме, символизирует соблазненную видом волшебного зеркала богиню солнца Аматэрасу, которая вышла из пещеры, где прятала свой божественный свет. Зеркало также — японская императорская реликвия, несущая солнечную символику и передающаяся от императора к императору.
В Японии кагами («обвиняющее зеркало») отображает истину и вскрывает провинности. Образ зеркала также означает божественное Солнце. В обрядах в священном зеркале проявляется божество. Зеркало как символ истины является одним из Трех Сокровищ, наряду с мечом и драгоценным камнем.
В мексиканской мифологии зеркало — атрибут Тецкатлипока. Это «сияющее» или «дымящееся» зеркало имеет солярное и лунное значения, являясь соответственно атрибутом солнечного бога Лета и лунного бога Вечера.
У зороастрийцев символ изменяющегося мира, связан с Зерваном (абсолютным божеством). Эзотерическое знание считает зеркало изобретением Люцифера, имеющего целью блокировать развитие и совершенствование астрального тела человека, способного выходить за пределы физического и наблюдать себя со стороны.
Символика зеркала
Человек сталкивается со своим отражением и открывает себя как личность. Этот феномен назван Ж.Лаканом «стадией зеркала».
Зеркало – поливалентный и противоречивый символ: с одной стороны, оно фиксирует многообразие мира, с другой – рассматривается как проекция сознания и познания. Это символ воображения или сознания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину. Кроме того, зеркало содержит в себе идею «двойника» — зримого эха. Его отражательная способность порождает символическую аналогию с глазом и водой.
Зеркало также воспринимается как дверь, через которую душа освобождается от власти этого мира, попадая в другой мир. (Кэррол «Алиса в Зазеркалье»). Та же идея визуально обыграна Жаном Кокто («Орфей в аду»).
Зеркало означает истину, самореализацию, мудрость, разум, душу, «зеркало вселенной», отражение сверхъестественного и божественного интеллекта, ясно сияющую поверхность божественной истины, высший интеллект, отображенный в солнце, луне и звездах.
Отражение в зеркале – это явленный, временной мир, но также и знание человека о самом себе. Зеркало имеет не только лунную символику, но и солярную символику, олицетворяя диск Солнца и Луны, и обозначая отраженный свет луны.
Как уже упоминалось ранее, считается, что зеркало имеет магические свойства и является входом в зазеркальный мир инверсии. Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, то образует путь для восхождения души.
В буддизме зеркало – символ души в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, форма, отраженное тело, искренность, чистота. Будучи отраженным светом, оно означает сансару. Зеркало является одной из Восьми Драгоценностей китайского буддизма, а также означает искренность. Квадратное зеркало символизирует землю, а круглое – небеса. Центральная розетка на металлическом зеркале символизирует ось земли и равновесие между двумя силами. Она означает также достижение центра и Дверь Солнца или Врата Неба.
В индуизме зеркало напоминает, что все образы и формы являются лишь простыми отражениями, созданием состояния кармы, выдумкой ума.
В исламе «Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало» (Ибн Араби). «Вселенная – это зеркало бога… человек есть зеркало вселенной» (Ибн Аль Насафи). Также в исламской традиции в зеркале существует точка, где отражается вершина.
В японской культуре кагами, или «обвиняющее зеркало», отображает истину и вскрывает провинности. Образ зеркала также означает Божественное Солнце.
В обрядах в священном зеркале проявляется божество. Зеркало, как символ истины, является одним из Трех Сокровищ, наряду с мечом и драгоценным камнем, а также символом богини Солнца Аматерасу.
В мексиканской мифологии зеркало – атрибут Тецкатлипока. Это «сияющее» или «дымящееся» зеркало имеет солярное и лунное значение, как атрибуты солнечного бога Лета и лунного бога Вечера.
В даосизме зеркало символизирует самореализацию.
При рассмотрении человеком своей природы зло уничтожается, увидев свое ужасное отражение: «Зло разрушается, когда узнает себя». Зеркало символизирует, кроме того, ум мудреца: «Ум мудреца, находясь в покое, становится зеркалом вселенной» (Чуанг Цу).
В семитской традиции (в хиттитском искусстве) зеркало символизирует женское божество, в то время как гроздь винограда – мужское.
Каббалистический термин «лучистое зеркало» обозначает способность к предвидению, прорицанию.
В тибетской традиции символ сверкающего зеркала – образ тайны бытия, это то, что в нем присутствует, а если в нем присутствует другое, то как будто бы и нет бытия, кроме как для присутствующего.
Китайская легенда, приведенная Джайлзом и пересказанная Борхесом в «Энциклопедии вымышленных существ», повествует о том, что в эпоху Желтого Императора мир зеркал и мир людей не были разделены. Тогда люди зеркального мира входили в этот мир и возвращались обратно в зазеркалье. Но однажды ночью весь зеркальный народ проник в реальный мир, создав переполох и путаницу. Силы Желтого Императора с трудом загнали их обратно и заточили в зеркалах, заставив повторять все движения людей как в глубоком сне. Но существует пророчество, что они пробудятся от этого летаргического сна, и первой в глубине зеркала шевельнется рыба.
Источники:
С.Мельшиор-Бонне «История зеркала»
Х.Э.Керлот «Словарь символов»
Зеркало как символ — По секрету всему свету… — ЖЖ
Зеркала приобретают значение, выходящее за рамки их непосредственной функции, от старого поверья о том, что отражение и оригинал соединены магической связью. В этом смысле зеркала могут удерживать душу или жизненную энергию отраженного человека; поэтому по народному обычаю при смерти человека требуется завешивать зеркала, чтобы не заковать его душу в мертвой комнате и сделать для нее возможным переход в потусторонний мир. Демоны и сверхъестественные существа обнаруживают себя тем, что не могут отражаться в зеркале, в то время как дьявольские воплощения не могут переносить своего собственного вида и умирают при взгляде на самих себя (василиск). Поэтому зеркала также являются амулетами, защищающими от сатанинских существ и сил. Первоначально это, очевидно, относилось только к поверхностям воды, которые служили также в качестве вспомогательного средства при предсказаниях, так как они якобы делали видимым нечто подобное «отраженному миру». В античности были распространены зеркала из полированной бронзы и серебра. Этрусские дисковидные зеркала знамениты своими резными украшениями и гравировкой на обратной стороне, где иллюстрируются религиозные сюжеты (например, подвиги Геракла), и, вероятно, поэтому играют роль, выходящую за рамки обыденной жизни.
В Древней Мексике зеркало изготовлялось путем полирования вулканического стекла — обсидиана; имя ацтекского бога Тецкатлипока в переводе означает «дымящее зеркало». В этом случае тоже очень вероятно значение зеркала как предмета, обладающего даром предвидения, например при провоцировании видений.
Особым значением зеркало обладает в японских синтоистских преданиях. Оно — атрибут богини солнца Аматэрасу. Священное зеркало относится к табуированному императорскому сокровищу (вместе с жемчужинами и мечом), носит название Ятанокагами и хранится в святилище Исы, защищенное от обычных смертных. Оно должно быть из бронзы, иметь диаметр 25 см и форму восьмилепесткового цветка лотоса. В качестве тронного знака отличия оно кладется в руку каждому новому императору. Следуя неизменной традиции, на нем ставится надпись, подобная откровению иудейского Бога «Я есмь сущий».
Темные зеркала, которые не отражают облик (например, во сне), — предзнаменования несчастья или смерти. Исламский мистик Джелаледдин Руми (1207— 1273) рассматривал зеркало как символ сердца, которое должно быть блестящим и чистым, чтобы быть способным в полной мере отражать лучи света божественности. Зеркало также часто является символом неактивной натуры, пассивно отдающейся сверхъестественной мудрости. Взгляд в иллюзорный отраженный мир до настоящего времени перерабатывался художественными средствами (например, Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»; Ж. Кокто «Орфей»).
Толкование символа с точки зрения глубинной психологии смыкается с ролью зеркала в традиционных народных приметах. Сны с зеркалами, так считает, например, Э. Аеппли, имеют большое значение, и старую примету о предсказании смерти он объясняет тем, что «что-то от нас есть вне нас, так как мы сами в зеркале находимся вне себя. Это создает примитивное чувство похищения души. Люди, которые долго смотрят на себя в зеркало, завороженно ощущают нечто парализующее… Взгляд на себя самих выдерживают не все. Некоторые, как, например, мифический Нарцисс, глядя на свое отражение в воде, «теряются» в нем. Другие после изнурительного путешествия приходят в себя лишь тогда, когда, поглядев в зеркало, зрительно подтвердили себе свое действительное существование». В этом смысле двойственность зеркала как символа существенно зависит от личной позиции и зрелости «восприятия своего отражения».
Зеркало как символ: igorinna — LiveJournal
Зеркало в качестве отражающей поверхности может символизировать свет, божественный разум, а также искренность. Чистое, незапятнанное зеркало способно верно отразить истину, потому оно означает мудрость, знание, чистоту души, просветленность, а покрытое пылью – неведение. Подобно зеркалу, ум человека должен быть чистым, чтобы не искажать картину мира, отражать без изъянов подлинную реальность. Отражение света не меняет природу реальности, но несет в себе нечто иллюзорное, поэтому зеркало порой символизирует иллюзорность мира, изменчивость его форм. Ясное или тусклое зеркала – аллегория состояния человеческой души. Зеркало не льстит и ничего не скрывает; оно может правдиво и беспристрастно отобразить душу человека, скрывающуюся за внешним обликом. Таким во многих традициях является Зеркало кармы, или Зеркало судьбы, появляющееся в сценах суда над душами умерших.
Зеркало является символом божественного разума, который создает мир по своему образу и подобию, то есть вселенная – это зеркало Бога, а человек – зеркало вселенной. С другой стороны, оно – символ созданного: все сотворенное является отражением созидающего ума. По той же причине зеркало связывается с человеческим разумом, мышлением. Отражая внешнюю реальность видимого мира, создавая его образы, зеркало становится символом воображения и сознания.
Во многих традициях зеркало является символом души человека, ее вместилищем. Если оно висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, то образует путь для восхождения души. Зачастую магические зеркала (как в случае зеркала Исиды, собравшей и воскресившей Осириса с помощью зеркала) способны объединить раздробленное, воссоздать единство; в таком случае они становятся символом жизненности, истинного зрения, духовности, символом оккультных сил в человеке.
В легендах и сказках часто встречается магическое зеркало, связанное с предсказаниями, поскольку его поверхность, отражая единую реальность, способна создавать изображения того, что происходило в прошлом или произойдет в будущем, или позволяет увидеть то, что происходит на большом расстоянии. Волшебные зеркала в шаманизме являются инструментом отображения небесного послания.
В Древнем Египте магическим зеркалом пользовалась Исида, когда собирала части тела Осириса, чтобы вернуть его к жизни. Некоторым богиням (например, Мут и Хатор) подносилось в качестве жертвоприношения по два зеркала. В захоронениях XIX династии были найдены зеркала в форме диска, крепившиеся между рогами на голове богини Хатор, которые, вероятно, были связаны с пророческими способностями хтонических богинь.
В Месопотамии была богиня Ламашту, львиноголовая женщина-демон, насылающая болезни и похищающая детей. Она всегда держала при себе гребень, зеркало и веретено, три самых древних атрибута женственности, магии и течения времени.
В Древней Индии символ зеркала имеет два значения: с одной стороны, зеркало – это душа в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, искренность. С другой стороны, оно символизирует сансару, мир, в котором мы рождаемся, иллюзию. Квадратное зеркало означает землю, а круглое – небеса. Зеркало человеческого сердца в буддизме отражает природу Будды. В индуизме зеркало также символизирует иллюзорность мира, майю. Яма, владыка царства мертвых, пользуется Зеркалом Кармы, в котором отражаются действия души, чтобы оценить ее праведность или греховность.
В Месоамерике зеркало – атрибут Тескатлипоки, одного из наиболее древних богов пантеона, управляющего волшебством и чародейством. Его темное зеркало было связано с Луной, а сделано из куска льда, отколотого от Земли Первозданной, «еще не знавшей Солнца». Кецалькоатль, Пернатый змей ацтеков, был образцом безукоризненной чистоты, потому демоны договорились погубить его, расположив его перед черным зеркалом, где он в первый раз увидел свое тело безобразным и несовершенным. Когда демоны напоили его, опечаленного, из зеркала возникла женская фигура, сотканная из чистой сияющей материи; познав свою собственную тень, или двойника, он утратил свое аскетическое целомудрие.
В Китае зеркало – эмблема искренности, гармонии и счастливого брака. Древние зеркала считаются волшебными, способными открывать тайны будущего и предохранять своего владельца от злых сил. С двумя зеркалами изображается Дянь-му, богиня молнии в китайской мифологии. Стоя на облаке, она то сближает, то разводит зеркала, от чего получается молния. Считалось, что Дянь-му освещает молнией сердца грешников, которых должен наказать бог грома (Лэй-гун), потому ее нередко называют Зеркалом бога грома.
В даосизме зеркало символизирует ум мудреца: «Ум мудреца, находясь в покое, становится зеркалом вселенной» (Чжуан-цзы). Кроме того, зеркало символизирует самореализацию: при рассмотрении человеком своей природы зло уничтожается, увидев свое ужасное отражение. Только мудрец, постигший Дао, способен осуществить контроль над земной, плотской природой. Когда ум устремляется в погоню за вещами, сердце не может удержать страсти и само приходит в волнение. От этого чистота человека, подобная поверхности зеркала, замутняется, и мир предстает сознанию в искаженном виде.
В древней религии Японии, синто, бронзовое зеркало почитается как образ Божественного Солнца. Согласно мифам, солнечная богиня Аматэрасу, посылая своего внука Ниниги на землю, вручает ему зеркало: «Дитя мое, когда ты посмотришь в это зеркало священное, то это будет все равно, что ты посмотришь на меня. Это зеркало будет моей душой, поклоняйся ему так же, как ты поклоняешься мне передо мной». Наряду с мечом и ожерельем из яшмы, зеркало – реликвия, которая передается от императора к императору.
Бронзовые зеркала находят в захоронениях этруссков; возможно, это связано с верой в то, что зеркало освещает путь в стране мертвых, с другой стороны, есть предположение, что оно служило для опознания души в мире ином.
Особой группой этрусских божеств были лазы. Некоторые из них имели имена и считались помощницами Туран – этрусской Афродиты. Лаза изображалась как обнаженная юная женщина с крыльями за спиной, держащая в руках зеркало, таблички для письма и грифель. Судя по атрибутам, это богиня знания.
В Древней Греции зеркала упоминаются во многих мифах. Один из них – миф о Персее, который должен был убить Медузу – единственную смертную из Горгон. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, он держал над Медузой полированный бронзовый щит, используя его как зеркало, благодаря чему сумел отрубить голову Горгоне, обладавшей способностью превращать в камень каждого взглянувшего на нее.
Известен миф о Нарциссе, юноше невыразимой красоты, неспособном любить кого-либо. Нимфа, отвергнутая им, умерла от любви, за что Артемида наказала Нарцисса тем, что он влюбился в собственное отражение, засмотревшись в зеркальные воды родника.
Зеркало является атрибутом Гефеста – бога-кузнеца, творца, изготовившего зеркало для Диониса. Согласно орфической традиции, титаны растерзали Диониса, заманив его при помощи зеркала. Дионис, как пишет Олимпиодор, «когда увидел свое изображение в зеркале, последовал за ним и таким образом расчленился на все. Аполлон же собирает его и возводит его, поскольку сам он является богом очистительным и воистину спасителем Диониса».
Зеркало было атрибутом Венеры (Афродиты) – богини любви, красоты и женственности. Римляне посвятили озеро Неми, имевшее форму чаши, Диане, богине луны, дикой природы и охоты. Там жрецы ее культа проводили обряды и церемонии, связанные с Луной, поэтому озеро получило название «Зеркало Дианы», хотя культы эти были распространены еще до основания Рима.
В христианстве зеркало является символом младенца Иисуса – «Зеркала Бога». С незапятнанным зеркалом в руках иногда изображается Дева Мария, потому Богородицу называют «Зеркалом Праведности».
Стекло как составная часть зеркал связано с символизмом самосвечения, внутреннего видения, совершенного и очищающего. В алхимии кристалл символизирует духовное совершенство. Но это и прозрачность, которая позволяет кристаллу быть невидимым, а с другой стороны, позволяет видеть сквозь него, превращая в посредника между миром видимым и невидимым. И в этом ключе зеркало становится символом мудрости, пророчества и всех могущественных и таинственных сил в человеке.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Зеркало как символ
Зеркало как символ имеет те же характерные черты, что и реальное зеркало. Оно является символом воображения, а также сознания и его способности отражать реальность видимого мира.
С древнейших времен зеркало мыслится как нечто противоречивое. Его поверхность воспроизводит образы, удерживая и сохраняя их, но лишь на краткий миг. В легендах и фольклоре зеркалу обычно придаются магические свойства как преувеличенная трактовка его основного значения. Таким образом, зеркало служит для вызывания духов, т.е. оживления образов, которые были им восприняты в прошлом, или уничтожения расстояний, когда оно отражает то, что было объектом, находящимся прямо перед ним, а сейчас переместилось.
Такое различие между «пустым» и «населенным» зеркалом сообщает ему свойство периодичности, связанное с женственностью и, следовательно, с символикой луны. Лунное значение зеркала подтверждается тем, что оно воспринимает и отражает образы так же, как Луна воспринимает и отражает свет.
Иногда зеркало может стать символической дверью, через которую душа переходит на другую сторону бытия. Именно такой символизм положен в основу обычая в определенных случаях закрывать зеркала или поворачивать их к стене, в частности, когда в доме покойник. Кроме сказанного, зеркало символизирует двойников и изменчивость.
Особую роль зеркало играет в японской синтоистской традиции, называющей его атрибутом богини солнца Аматэрасу. Священное зеркало принадлежит, наряду с жемчужинами и мечом, к числу священных сокровищ государства; оно носит название Ятано-кагами и хранится от взглядов «простых смертных» в святилище Исе. Это зеркало изготовлено из бронзы, имеет 25 см в диаметре и обладает формой восьмилепесткового цветка лотоса.
Вследствие никогда не пересматриваемой традиции на нем присутствует надпись, напоминающая еврейское откровение Божье: «:Я есть тот, кто Я есть». Во время церемонии восшествия на престол оно передается в руки новому императору.
В иконографии Запада зеркало имеет двойственное значение. С одной стороны, оно изображается в руках развращающей человека сирены — обольстительницы, а также является атрибутом персонифицированных Высокомерия, Тщеславия и Сластолюбия; с другой стороны, оно же выступает символом самопознания и добродетели истины и благоразумия. Кроме того, зеркало — один из символов Девы Марии, т.к. Бог «отразился в Деве Марии через точное свое подобие — Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала».
Философы ассоциируют зеркало с мышлением, поскольку для философов является инструментом самопознания и отражением универсума. Это связывает символику зеркала с водой как отражателем и с мифом о Нарциссе, причем Вселенная понимается как Нарцисс, рассматривающий свое отражение в человеческом сознании.
Зеркало (символ). История и значение в разных культурах
Символика зеркала имеет много сходных черт с реальным предметом обихода. Китайцы считали, что с помощью зеркала можно изгонять зло, так как, если оно увидит свое уродливое отражение, его охватит ужас и оно разрушится. Зеркало также символизирует лояльность и является атрибутом Мудреца, так как его ум, находясь в покое, является «зеркалом Вселенной».
Японский орден Священного Сокровища, Зеркала и Самоцветов
На гербе российского города Верхняя Пышма грифон держит золотое зеркало Венеры как символ медных рудников, на которых традиционно работают жители этого населенного пункта
В японской традиции образ зеркала олицетворяет Божественное Солнце и является одним из императорских священных сокровищ вместе с мечом, троном и тремя жемчужинами, символами трех доблестей: знания, отваги и милосердия. Другое зеркало — кагами, или «обвиняющее зеркало», имело свойство отображать истину и вскрывать провинности. Также этот предмет является атрибутом солярной богини Аматэрасу.
Очень часто слово «зеркало» встречается в названиях старинных трактатов по богословию, педагогике и дидактике. В них находили отражение те или иные людские грехи, а также содержались похвалы истинно христианскому образу жизни. Зеркало является олицетворением высокомерия, тщеславия, сластолюбия, именно его держит в руках обольстительница-сирена. В то же время оно выступает как символ самопознания, добродетели, истины и благоразумия.
Зеркало — символ Девы Марии, так как Бог отразился в ней через точное свое подобие — Иисуса Христа. Зеркало является также одним из атрибутов народных гаданий. При помощи зеркала ворожили, оно являлось мерилом верности в любовных делах, с его помощью находили воров и вызывали духов, чтобы задать им вопросы.
Д. Веласкес. Венера перед зеркалом
Зеркало являлось символом ацтекского бога Тецкатлипоки. Это божество считалось олицетворением Солнца в его губительной ипостаси — жаре и засухе, от которых нет спасения. Тецкатлипока был злым богом, который постоянно требовал человеческих жертвоприношений
Щит Персея
Весы являются седьмым знаком зодиака и единственным из них, представляющим неодушевленный предмет. Название ему дали римские астрономы начала нашей эры. Одна из интерпретаций названия этого зодиакального знака связана с днем осеннего равноденствия, считавшимся точкой «смерти» Природы и который со временем из-за несовершенства летоисчисления переместился в созвездие Девы.
Персей убивает горгону Медузу. Фрагмент фрески работы А. Карраччи
Зеркало Венеры
В Древнем Риме зеркало являлось непременным атрибутом богини любви Венеры. Символом богини и посвященной ей планеты стало «зеркало Венеры», представляющее собой кольцо, соединенное внизу с крестом. Считается, что этот символ восходит к знаку анх, который в Древнем Египте олицетворял союз Изиды и Озириса, слияние женского и мужского начал. В Средние века верили, что этот символ является упрощенным изображением ручного зеркала, которым пользуются женщины. В алхимии «зеркало Венеры» обозначало металл медь, а в современном мире оно является символом женского пола.
Зеркало Венеры
Анх
Боги с анхом в руках. Древнеегипетская фреска
Зеркало тщеславия
Любование собственным отражением и связанная с этим чрезмерная забота о собственной внешности издревле считались грехом. Древние греки верили, что именно из-за этого погиб прекрасный Нарцисс. В Средние века зеркало было символом греховного женского тщеславия. Красавица, любуясь собой в зеркале, видела в нем дьявола. В Новое время этот символ дополнился образом обезьяны, прихорашивающейся перед зеркалом.
Средневековая миниатюра, высмеивающая тщеславие как орудие дьявола
Дж.У. Уотерхауз. Эхо и Нарцисс
Поделиться ссылкой
Символы в искусстве: что отражает зеркало?: vakin — LiveJournal
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники?
Гюстав Курбе. Прекрасная ирландка (портрет Джо)
1865 г. музей Метрополитен, Нью-Йорк
Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.
Поэтому справедливо полагать, что мастера в этом сюжете стремились выразить поклонение перед роскошью тела, обещающего радость любви и бессмертие благодаря продолжению рода человеческого.
Мрачный взгляд Средневековья
В темное Средневековье Европа смотрелась в зеркало с опаской.
Да и что хорошего в том, что миряне вместо того, чтобы молиться — подолгу себя рассматривают? Ничто так не питает Гордыню, как Самолюбование. К тому же у женщин (да и мужчин) это занятие могло поощрять далеко не возвышенные желания. Церковь и власти старались сдерживать запросы паствы! Поэтому призывали относиться к зеркалу, как к предмету роскоши, атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести к безумию. Церковь недвусмысленно причисляла и сам предмет, и его обладателя к нечистой силе, а лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.
Однако какая, же красотка не захочет взглянуть на себя лишний раз со стороны? Так возникла острая потребность направлять легкомысленные создания на путь истинный путем популяризации добродетелей. И сюжеты аллегорий надолго заняли свое место в истории живописи.
Беллини изобразил мудрую девушку, которая отворачивается от зеркала, ибо из него смотрит дьявол.
Джованни Беллини. Благоразумие (Аллегории Добродетели).
1490, 22×34 см
В создании дидактических иллюстраций принимали активное участие многие живописцы. Например, в творчестве ученика Альбрехта Дюрера — Ганса Бальдунга Грина (1480−1545) показана скоротечность времени: женщина с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти — весьма частый мотив.
Ганс Бальдунг Грин. Аллегория и Смерти и Красоты (часть).
1509, 32.5×48 см
Но никакие запугивания не смогли остановить триумфальное шествие зеркал всех форм и размеров по роскошным гостиным и скромным жилищам. И даже живописные подтрунивания и нравоучения не отвратили человечество от любования своим отражением.
Бернардо Строцци. Старая кокетка
1637, 109×135 см
Немудрено, что в жанре vanitas наш обязательный предмет символизирует тщеславие и напоминает о бренности, преходящести, недолговечности земных утех. И эта символика сохранилась на протяжении несколько веков.
Питер Клас. Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
1627, 59×36 см. Масло, Дерево
Жан Леон Базиль Перро. Тщеславие
Одно из самых известных изображений зеркала как символа можно увидеть на картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 г.). Искусствоведы истолковывают этот предмет в данном сюжете по-разному, но мы остановимся на таком значении: зеркало — Всевидящее око Бога, перед которым клянутся в верности герои картины. Указывает на это значение рама, состоящая из медальонов, с изображениями сцен из жизни Христа (распятие, крестный путь, снятие с креста и воскресение).
И, хотя в те времена зеркало выступало аллегорией женского тщеславия, свеча, отражающаяся в нем, олицетворяет свет веры, которым озарена молодая женщина.
Жорж де Латур. Женщина в полумраке. 1638−1643
Вот зеркало мое — прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек,..
Женщина, подолгу рассматривающая свое изображение в зеркале, добродетельной быть не может, и в итоге за атрибутом женской куртуазности надолго закрепилось клеймо «пособника распутства». Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная своими куртизанками!
Дабы спасти репутацию своего любимого предмета, в эпоху раннего Возрождения на подмогу из небытия была призвана Венера. Появилась Пеннорожденная отнюдь не на гребне морской волны, а свалилась с небес. Вошла она в иконографию как планета в образе богини, что смотрится в роковое зеркало.
В те времена обнаженная натура была под суровым запретом, а ослушавшихся могли и на костер отправить. Но, благодаря возросшему интересу к античной культуре у художников, все-таки появилась возможность «раздеть» женщин. Так возникли различные сюжеты, позволившие обогатить историю живописи очаровательными образами. И один из них «Венера и зеркало».
Ян Госсарт. Венера и зеркало
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
Возможно, именно из-за зеркала у внимательного зрителя и возникает чувство диссонанса при внимательном рассматривании прекрасного тела модели и ее простоватого отражения.
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
651, 122×177 см
Питер Пауль Рубенс. Туалет Венеры
1615, 137×111 см
Тициан Вечеллио. Венера перед зеркалом
1555, 124.5×105.5 см
Зеркало (особенно кривое) не лжет
В XVIII в. распространилось представление о том, что через кривые зеркала выявляется истинная сущность человека. Так зеркало в человеческой культуре стало символизировать самопознание.
Возможно, подобная теория появилась благодаря анаморфозам — динамичным зеркальным холстам, изобретенным в первой половине XVII в. В результате оптического смещения рисунок, недоступный поначалу для восприятия, складывался в легко прочитываемый образ. В этом даже усматривался глубокий философский смысл, который, подобно истине, раскрывался через зеркала.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва
209×206 см
В картине Ганса Гольбейна Младшего загадочное изображение на переднем плане при определенном ракурсе оказывается черепом (популярный в иконографии символ смерти).
Картина в картине
В XVI в. наступает время открытий, расцвета наук, изобретений. Человек становится творцом и важнейшим объектом художественного творчества. Внешний мир и, следовательно, человеческие фигуры изображаются в самых разнообразных жестах, движениях. Художники с удовольствием начинают использовать зеркала для развертывания композиции, чтобы показать то, чего в противном случае не смогли бы увидеть зрители.
В мастерской Веласкеса было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Однажды, когда художника спросили: зачем ему столько? он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.
Диего Веласкес. Менины
1656, 318×276 см
В XIX веке художникам недостаточно было сделать своих героев максимально естественными, будто «настоящими» — у моделей появились чувства, надежды и сомнения, и зеркало здесь пригодилось как нельзя кстати
Эдуар Мане. Бар в Фоли-Бержер
1882, 97×130 см
Обратите внимание — поза барменши в отражении отличается. На мраморной стойке и в зеркале даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу. Вероятно, в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад, а картина в зеркале — события прошедших минут.
«Я раб журчащих вод, я пленник отраженья, Влекущего мой взор до головокруженья!»
Так писал о влюбившемся в свое отражение Нарциссе Поль Валери. Один из наиболее популярных, этот миф за века оброс многочисленными трактовками. В эпоху Ренессанса Нарцисса даже провозгласили изобретателем живописи!
Особую популярность легенда приобрела в модернистском искусстве, поскольку возрос интерес к роли подсознания в творческом процессе, и в этом случае вода уже не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Нарцисс
1590-е , 110×92 см
Карл Павлович Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду
1819
Сальвадор Дали. Превращение Нарцисса
Поэзия повседневности
В конце XVIII века появилось псише — аккуратное переносное зеркало, ставшее необходимым предметом обихода каждой уважающей себя дамы. Это дало художникам карт-бланш — даже в незатейливом интерьере поэтически интерпретировать повседневность.
Пьер Боннар изображал чаще всего один и тот же интерьер. Написанные на холсте интерьер и предметы, с одной стороны, включаются в пространство «зазеркалья», с другой — в реальную среду, в которой находится стоящий перед картиной зритель.
Пьер Боннар. Красный и желтый букет на туалетном столике
Эдгар Дега. Мадам Жанто у зеркала
1875, 700×840 см
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За туалетом. Автопортрет
1909, 75×65 см
“А в зеркале я за спиной своей Так часто что-то лишнее видала…”
На языческой Руси (и не только) зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище. Смотреться в зеркало — предаваться грешному занятию! Так считали до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Первого все смогли любоваться собой без оглядки.
Это единственная работа Карла Брюллова на народную тему. В данном случае зеркало — атрибут святочного гадания, и героиня со страхом и надеждой всматривается в отражающийся мрак за своей спиной.
Карл Павлович Брюллов. Гадающая Светлана
1836, 81×94 см
Иные миры
В ХХ веке зеркало вновь перестало быть простым предметом: ему вернули магические способности — показывать, что хочет, и уводить в иную реальность. Экспрессионисты, например, восприняв символику vanitas, представляли зеркало как лживую, заслоняющую реальную сущность вещей структуру.
Поскольку зеркало символ правдивости, то Дельво полагает, что, в какое бы платье не рядилась дама, ее сущность, все равно вылезает наружу.
Поль Дельво. Девушка перед зеркалом
Рене Магритт. Вечное доказательствоУ Магритта автономность обретает отражение и, более того, входит в противоречие — но не с телом, а с зеркалом, законами физики.
Рене Магритт. Вечное доказательство
1930
Своеобразно завершил свой диалог с отражением Микеланджело Пистолетто — он безжалостно разбил настенные зеркала в своей инсталляции «Двадцать два меньше двух» на вернисаже международной художественной выставки 53-ей Венецианской биеннале. Так художник выразил свой бунт против тотального повторения изображения. Ну, а мы не прочь путешествовать по Зазеркалью на картинах художников.
Автор Елена Настюк
Источник — Артхив