Как в классе стать элитой: как стать элитой в классе – Быть популярной в своем классе

Чтобы стать элитой общества, должно многому научиться

Время пришло: в школах идут выпускные экзамены, скоро они начнутся в вузах. Те, кто получит хорошее образование и сможет ярко проявить себя в практической деятельности, со временем войдут в элиту общества. Но что же такое эта самая «элита», как в нее попасть и есть ли в ней единство?

Давая определение

— Для человека, принадлежащего к элите, самое важное — иметь навыки корректного анализа ситуации, — считает доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — То есть определения уникальности и неповторимости сложившихся обстоятельств и принятия соответствующих решений. Но вот с чем мы сталкиваемся: человек, получивший образование не в самом сильном вузе, получает набор истин, исходя из которых он и воспринимает реальность. А человек, «хорошо испорченный» высшим образованием, знает, что конечных истин нет, а есть лишь решения для каждой конкретной ситуации. Умение принимать такие решения и есть показатель профпригодности и человека, и вуза, в котором он учился.

Но только ли умением решать нестандартные задачи исчерпывается определение «элиты»? — Элита — это люди, берущие на себя обязательства делать то, что другие сделать не могут, — говорит научный сотрудник Центра исторических перспектив и государственного прогнозирования РУДН Павел Садовников. — Самый простой тут пример: архетип отца. Второе: элита обладает неким капиталом — финансовым, научным, который передается следующим поколениям. Что человек может получить от отца? Либо капитал, либо служение (то есть социальное положение), либо мастерство. Но сегодня практически ни один отец ничего этого не передает.

— Элита — это те, кто, обладая рычагами влияния — не важно, в какой области — гуманитарной, технической, политической или финансовой, — несет ответственность не только за себя, но и за страну или хотя бы за отрасль, — считает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики Богдан Беспалько. — А потому руководствуется определенным ценностями, из которых уже вытекают цели и задачи.

— А я привык к совершенно другому пониманию термина «элита», — вступает в спор философ Игорь Чубайс. — Элита — это те специалисты, которые способны не просто принимать решения и отвечать за них, но и делать стратегические прогнозы.

Стратеги и тактики

В общем, целей и задач у элиты хватает, это ясно. Не очень понятно другое: существует ли она сегодня? — У нас сегодня нет элиты, — утверждает Богдан Беспалько. — Так исторически сложилось. Помните, какая основная цель стояла перед Петром Первым? Выйти к Балтике.

И первое, что сделал царь для достижения этой цели, — создал новую систему образования. И через 20 лет победил в Северной войне. Последний российский император Николай II поставил перед собой два приоритета — сильная армия и образование, расходы на которое в первые 15 лет XX века выросли в пять раз.

К 1920 году Россия должна была стать страной со всеобщей грамотностью. Но уже в 1922 году Ленин закрывает все гуманитарные факультеты российских университетов — филологические, философские, исторические, социологические. Что сделал Ельцин после 1991 года? Резко сократил расходы на образование. Теперь мы пожинаем результаты этой политики. Какие? Либералы признают, что у них нет стратегии развития страны.

Не выстраивают стратегию и коммунисты.

— В современном мире все политики больше тактики, нежели стратеги, потому что все вокруг меняется с невероятной скоростью и требует немедленного реагирования, — замечает Георгий Бовт.

— Сегодня в кризисе находится весь мир, — поддерживает его Кирилл Коктыш. — И ни одна элита не может предсказать будущее. Большинство политиков стремится сохранить нынешний статус кво, потому что никто не представляет, что может последовать дальше. Но это не значит, что элиты не существует! Другой вопрос, едина ли она...

По таланту и рождению

— Есть два типа элит: по профпригодности и по происхождению, — подводит научную базу под вопрос Богдан Беспалько. — Ведь понятно, что родители имеют биологическую тягу передать максимум того, что они могут и имеют, своим детям — в том числе и в плане социального положения. В идеале эти два типа элит не должны конфликтовать. Но если элита по происхождению не является элитой по профпригодности, страна тут же оказывается на грани катастрофы.

— Элита может и должна быть разнородной! — уверен Кирилл Коктыш — Это помогает менять конфигурацию системы и заставляет работать социальные лифты, способствуя обновлению «человеческого материала». Но при этом ценности и задачи всех представителей элиты должны быть сходными. Несхожесть ведет к непреемственности. А непреемственность — к тяжелейшим последствиям.

Социальные лифты

Социальные лифты — важная составляющая процесса развития элиты. Работают ли они сегодня в России? Политологи заспорили.

По мнению научного сотрудника Центра исторических перспектив и государственного прогнозирования РУДН Павла Садовникова, социальные лифты «притормозили».

— Это связано с невниманием к молодежной политике, хотя еще несколько лет назад были движения «Наши» и «Росмолодежь», — аргументирует эксперт свою позицию. — Да и с образованием проблемы: вузы учат старому. Но, пока мы не знаем, куда идем, ребята, поступающие сегодня в вузы, просто делают вид, что учатся, а преподаватели делают вид, что учат. Какие уж тут элитность и социальные лифты! — Это не совсем так,— возражает Кирилл Коктыш. — Это на Западе большинство политиков превратилось в актеров, за каждым из которых стоит свой режиссер. В России же государство пытается сохранить за собой значительную часть полномочий, что дает шанс молодым воспользоваться лифтом! — Да, лифты есть! — уверен и руководитель проекта «Юнличность» региональной общественной организации «Творческое объединение «Юнпресс» Андрей Березнов. — Как, между прочим, есть и элита, некоторые представители которой не получили суперобразования, но, благодаря своему таланту и социальным лифтам, выбились наверх, стали известными и успешными.

— Успешная учеба дает шанс молодежи продвинуться, — считает студент кафедры политологии и социальной политики РГСУ Адам Лозебник.

— Когда в системе нет лифтов, она взрывается, — подводит итог депутат Госдумы, зампредседателя Комитета по образованию Олег Смолин. — Судя по тому, что в нашей стране все спокойно, система работает.

Клуб политологов 07_06_16 / Вечерняя Москва

Клуб политологов 07_06_16

, "Вечерняя Москва"

МОЛОДЕЖЬ, ВЫРОСШАЯ ИЗ НОРКОВЫХ ПЕЛЕНОК, НЕ ИМЕЕТ ТОРМОЗОВ

Детей богатых и высокопоставленных родителей, не считающихся с общепринятыми нормами поведения, часто называют мажорами. Они гоняют по городу на дорогих иномарках, нарушая Правила дорожного движения, дерутся с полицейскими, презирают окружающих.

На круглом столе на тему «Золотая молодежь» вне закона и над законом. Неприкасаемые», прошедшем в эфире сетевого телевидения «ВМ», мы поговорили с экспертами о том, что позволяет молодым людям быть уверенными в своей безнаказанности.

Сабина Цветкова, руководитель молодежного отряда организации "Офицеры России":

— Нашим отрядом каждую ночь с пятницы на субботу проводятся рейды «Нетрезвый водитель». Так вот — нарушители совершенно разные: это и взрослые, и молодежь.

Я это говорю к тому, что прежде, чем осуждать детей, всем нам надо обратить внимание на их родителей. Ведь часто взрослые состоятельные и влиятельные люди уверены, что наличие служебного удостоверения разрешает делать им все, что душе угодно. А дети — та самая «золотая молодежь» — глядя на них, перенимают эту уверенность, потому что каждый ребенок хочет быть похожим на своих отца или мать.

Артур Мазуев, руководитель окружного отделения "Молодой гвардии "Единой России" по ЮВАО:

— Случаи, подобные «гонкам на гелендвагенах», — неприемлемое поведение, как и столь легкое наказание, которое получили их участники. По сути, герои этой истории издевались над представителями власти — над сотрудниками полиции.

О чем это говорит? О том, что эти молодые люди плевать хотели на государство, а прокатившись по дворам и детским площадкам, они наплевали и на общество.

Но должно быть совершенно иначе. Родители «золотых детей» должны понимать изначально, что, если их ребенок совершит нечто подобное, им самим будет стыдно за него, а ему придется отвечать перед законом. Такие дела надо брать на особый контроль, а подобным случаям всегда давать широкую огласку.

Наталья Толстая, психолог, писатель:

— Богатые родители отделяют своих детей от общества так, словно общество болеет чумой. Им с рождения не дают общаться с обычными людьми. А в норковых пеленках ребенок вырастает несколько иным. Ему трудно вписываться в социум, он не понимает, что хорошо, а что плохо, а потому не чувствует границ и краев. Для него погонять на машине по газонам — совершенно нормально. С другой стороны, у меня огромное количество состоятельных знакомых, являющихся совершенно прекрасными людьми. Вот только дети все равно совершают порой глупости. Почему? В первую очередь из желания обратить на себя внимание, завоевать популярность если не в жизним, то в интернете.

Янис Юкша, адвокат, председатель заксовета партии "Родина":

— Я помню, как много лет назад попал на вечеринку, на которой присутствовал внук одного из членов Политбюро. Он явно работал «под деда» — носил такую же шапку-пирожок, так же двигался и разговаривал.

Те люди были облечены властью. Следом появилась молодежь, облеченная деньгами... Сегодня появился класс людей, который не обладает ни тем, ни другим, зато им просто нечего терять. И они опасны. Они носятся по городу на какихто разбитых автомобилях, одурманенные дешевым алкоголем, и точно так же плюют на окружающих.

Они часто — ничтожества.

Но они считают себя избранными — «золотыми».

Валерий Переверзев, художник, галерист:

— Наша основная проблема состоит в том, что мы думаем, будто все люди равны. Но некоторые так не считают.

В России всегда были — и сейчас есть — некие сословия очень богатых людей, обладающих еще и административным ресурсом. Их дети воспитываются в определенной среде. У них другая кровь. Они, как говорил Достоевский, «право имеют». Все правоохранительные, медицинские или образовательные учреждения воспринимаются этими молодыми людьми как структуры коммерческие. Они уверены, что у всех них есть «прайс», по которому можно оплатить любую услугу. Такими уж они воспитаны.

Борис Носов, полковник полиции в отставке:

— Мне жалко этих ребят. Что представляет собой «золотая молодежь»? Это дети богатых родителей, которым своими чадами заниматься некогда. То есть ребенок сызмальства предоставлен сам себе. Пеленки ему меняют не мама и папа, а охранник или няня. Дальше он идет в дорогую школу, в которой папа все проплатил. И он делает там все, что хочет, привыкая к вседозволенности. Получая чем дальше, тем больше, такой молодой человек «срывается с катушек», ибо у него абсолютно теряются ориентиры. Более того, благодаря современному телевидению у него появляются новые герои: не те, кто что-то созидает, а те, кто бегает, прыгает и стреляет. Им он и пытается подражать что есть сил.

Круглый стол 07_06_16 / Вечерняя Москва

Круглый стол 07_06_16

, "Вечерняя Москва"

Читать онлайн "Как стать... элитой" автора Биасиотто Джадд - RuLit

Джад Биасиотто

в соавторстве с Мэрилин Джонсон Литтлер

"КАК СТАТЬ… ЭЛИТОЙ"

"Как стать элитой" является бесценной коллекцией крайне увлекательных и информативных лекций д-ра Биасиотто, которые он читал по всему миру с 1985 по 1995 гг. Вы можете обнаружить, что некоторые его выступления, приведённые здесь, отличаются от его речей, услышанных вами в действительности. Тексты лекций были изменены и, с целью избежать повторения, из некоторых лекций были исключены повторяющиеся истории. Однако вы можете быть уверены, что вся необходимая информация и все истории прозвучат в этой коллекции как минимум один раз.

Я уверен, что прочтение этой книги заставит вас взглянуть на свою жизнь по-новому. Каждая глава наполнена вдохновляющими историями из жизни, которые расширяют наше представление о том, что значит быть человеком, и учат нас тому, что сострадание, мужество, любовь и внутренняя сила могут быть частью нашей повседневной жизни.

Я думаю, что талант д-ра Биасиотто к литературе предоставил ему уникальную возможность менять сознание людей и действительно менять их жизнь к лучшему. После прочтения этой книги, я уверен, вы согласитесь, что д-р Джадд Биасиотто является не только одним из самых образованных людей в мире спорта, но и также чрезвычайно одарённым и динамичным оратором.

Мэрилин Джонсон Литтлер.

Книга посвящается Накии Д. Паркс

Я путешествовал по всему миру и встречал тысячи людей, но не встретил более любящего и заботливого существа, чем ты. Накия, ты — поистине одно из прекраснейших творений Бога. Я люблю тебя.

Джадд

Представить Вам доктора философских наук Джадда Биасиотто является одновременно самой лёгкой и самой трудной задачей из всех, за которые я когда-либо брался. Понимаете, рассказать о его поразительных достижениях, конечно, не составит особого труда. Не трудно мне и рассказать Вам, какой у него замечательный характер. И совсем уж не затруднит меня поведать Вам об одном из его многочисленных талантов. Самой трудной задачей будет уместить рассказ обо всех его исключительных способностях и достижениях в одно короткое вступление к этой книге. Но мне нравятся трудные задачи.

Позвольте мне начать с краткой аннотации. Д-р Джадд является известным спортивным психологом, писателем, пользующимся большим успехом, атлетом мирового класса и, как вы видите, одарённым оратором, способным заставить Вас слушать его часами напролёт. Кроме того, он такой замечательный парень, что матери часто посылают нам фотографии своих незамужних дочерей. Как спортивный психолог, он работал с многочисленными атлетами, как любителями, так и профессионалами, а также со спортивными командами, включая Kansas City Royals, Pittsburg pirates, Cincinnati Reds. С помощью таких методов, как гипноз, био-обратная связь и поведенческая модификация, Д-р Джадд помог сотням атлетам повысить свои спортивные результаты. Удивительное совпадение — каждая из вышеперечисленных команд выигрывала чемпионат мира именно в то время, когда с ней работал д-р Джадд.

Д-р Джадд является также плодовитым писателем и написал более 500 статей для таких национальных периодических изданий, как "Muscle & Fitness", «Shape», "Men's Fitness", «Flex», "Natural Physique", "Muscular Development and Exercise for Men Only". От также написал более 23 книг на такие темы, как физическая подготовка, похудение, курение, допинг и спорт, развитие силы, гипноз и ментальная тренировка. Одна из его последних книг, "В поисках величия", получила даже приз "Sports Emmy" от Американской Академии Спорта и Науки. Его публикации стали столь популярными в Соединённых Штатах, что они даже были переведены на немецкий язык для продажи в Европе.

А теперь о невероятных спортивных достижениях д-ра Джадда. Глядя на д-ра Джадда вы никогда и не подумаете даже, что было время, когда его имя доминировало в силовом спорте. Тем не менее, успехи д-ра Джадда в пауэрлифтинге бесспорны. Он установил 101 рекорд Штата, 47 региональных рекордов, 23 американских рекорда, 16 национальных рекордов и 4 мировых рекорда. Да…. как-то раз на национальном чемпионате он настолько сильно побил меня в результатах, что на рынке даже упала цена на мясо. Но я простил его. При весе тела 60 кг он выжал лёжа 144,5 кг и поднял в становой тяге 250 кг. На соревнованиях в Атланте, штат Джорджия, Джадд шокировал спортивный мир тем, что присел с весом 273,5 кг при весе тела 59 кг. Это достижение, которое превышает предыдущий мировой рекорд ADFPA более чем на 36 кг, считается одним из наиболее долговечных в истории спорта.

Сказав всё это, я должен признаться, что до сих пор восхищаюсь его удивительной внутренней силой. Я дорожу дружбой с ним и своими глазами не один раз видел, как этот человек поднимался из бездны личной трагедии к элитарному статусу. Я восхищаюсь этим человеком за его несокрушимый характер, его сильные нравственные устои и безграничный талант и энергию. Я считаю его более чем своим другом и партнёром…. я считаю его моим братом.

Леди и джентльмены, я уступаю место д-ру Джадду Биасиотто.

Глава 1. Достигая звёзд… Или о вере в себя

"Вера в себя снимает с разума любые оковы".

Ронни Лотт

Хотите, я угадаю, о чём вы сейчас думаете? "Быть того не может, чтобы этот парень присел с весом 270 кг. У него, в лучшем случае, тело 11-ти летнего коллекционера марок". Я угадал? Что же, признаюсь, что когда дело доходит до мышечных объёмов и массы, я вряд ли составлю конкуренцию Арнольду Шварценеггеру. На самом деле, я даже не могу сказать, что выгляжу так, как будто я вообще имею какое-то отношение к штанге. В Китае на Международных Играх, в которых я принял участие, большинство моих соперников-лифтеров были по меньшей мере полтора метра в высоту и полтора метра в ширину; они всё ели в сыром виде, ненавидели своих матерей, а волосы у них росли даже на пятках. А теперь посмотрите на меня — разве я хоть в чём-то похож на них? Я довольно высокий и стройный, я люблю свою маму, овощи всегда ем только в варёном виде и раз в неделю я сбриваю волосы на пятках. Ну… в общем, я не выгляжу, как атлет мирового класса. Чёрт, если честно, я вообще не выгляжу, как спортсмен. И, всё же, факт остаётся фактом — на вот этих тоненьких ножках, которые выглядят как плоскогубцы в шортах, я присел с весом 273,5 кг.

Хочу ввести вас в курс дела. Когда я установил этот результат в приседаниях с весом 273,5 кг, мировой рекорд составлял 242,5 кг, а средний лифтер в моей весовой категории приседал с весом около 170 кг. В тот год самый большой результат в приседаниях равнялся всего 221 кг. В тот время все в пауэрлифтинге говорили, что 600 фунтов (272 кг) превышали физиологический порог любого натурального атлета в моей весовой категории. Общее мнение было таково, что эта цифра была недостижимой. Что же, я пришёл к вам сюда для того, чтобы сказать, что нет ничего недостижимого, если ты веришь в себя. Ничего!

На самом деле, я убеждён, что для человека не бывает безнадёжных ситуаций, нет ничего невозможного, нет никаких границ. Я убеждён, что сила разума — это величайший дар Бога нам. Я также убеждён, что секретом к этой силе является вера. Вера, я заявляю, вера — это тот самый deus ex machina, "магический эликсир", который может трансформировать бездарного спортсмена в атлета мирового уровня.

Помните, что сказал Господь наш в Библии? Если мне будет позволено перефразировать немного, он сказал: "Если у тебя есть вера с горчичное семя и ты прикажешь горе сдвинуться, то гора подвинется." Слова прямо из Неопалимой Купины. Вера способна творить чудеса. Если ты веришь в себя, то нет ничего, что не было бы тебе по силам. Я говорю сейчас не только о спорте. В любой области жизни нет ничего, что было бы неподвластно человеку. У нас есть сила сделать что угодно и стать кем угодно.

Расскажу вам интересную историю. Когда я был в школе, меня признали умственно отсталым. Я серьёзно… я был, точнее, не умственно отсталым, а, вернее, страдал "интеллектуальным запором". Я был т-о-о-о-рмозом. На любой контрольной я набирал не более 30–40 баллов. Чёрт, лишь в пятом классе до меня дошло, почему нельзя есть жёлтый снег. Я помню, как однажды наш учитель по латинскому сказал, что знание латыни отделяет мужчин от мальчиков. Если судить по этому критерию, то я даже до внутриутробного зародыша не дотягивал! Я помню, как сдавал одну контрольную и безбожно пользовался шпаргалками и всё равно набрал всего 15 баллов. Поверьте мне, я был таким глупым, что даже другие дети стали замечать это. Дошло до того, что в школу специально пригласили психолога, чтобы он измерил мой IQ (умственный коэффициент). Спустя неделю после теста, психолог вызвал меня к себе в кабинет, посадил в кресло и сказал мне, чтобы я шёл домой и передал своей матери, что мой IQ равен 81 баллу. Когда я вышел из кабинета, я был на седьмом небе от счастья. 81 балл! Никогда я ещё не набирал столько много ни в одном тесте! Я думал, что это всё равно, что получить «B» в контрольной.

Как школьная иерархия становится причиной травли: от «лохов» до «элиты»

Помните трёх школьных королев из «Дрянных девчонок»? Ну, тот фильм, где Линдси Лохан в итоге всех помирила. К сожалению, в реальном мире в историях о травле редко случается голливудский хеппи-энд. В своей книге детский психолог Барбара Колорозо рассказывает, как деление на «элиту» и «лохов» приводит к травле и почему школа поддерживает такую иерархию.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В фильме «Клуб „Завтрак“» («The Breakfast Club») несколько учеников старших классов в образовательном учреждении с жёсткой социальной системой были подвергнуты наказанию за разного рода «проступки» — им пришлось провести субботу в школе. При этом каждый должен был написать эссе на тему «Как ты думаешь, кто ты?».

Так или иначе, выходной день в школе превратился в череду приключений, которые позволили подросткам узнать друг друга, заглянув за кулису лицемерия и привычных ролей, увидеть друг в друге людей и понять, что сходства у них больше, чем различий, а сочувствия больше, чем «крутизны».

В финале фильма один из подростков читает эссе, составленное в виде письма помощнику директора от имени всех; они возмущаются жёсткой внутришкольной иерархией, которая была создана искусственно, но все слепо следовали ей до этой самой субботы.

«Дорогой мистер Вернон! Мы смирились с тем, что должны принести в жертву целый день в наказание за свои неверные поступки. Да, мы были неправы… Но мы думаем, что вы спятили, раз попросили нас написать эссе и рассказать вам, кем мы являемся по собственному мнению. Вы видите нас такими, какими хотите видеть в наиболее простых и удобных для вас определениях. Но мы выяснили, что каждый из нас — Умник, Атлет, Безнадёжный случай, Принцесса и Преступник. Разве это не ответ на ваш вопрос?

Искренне ваши, клуб «Завтрак»

В своей книге «Больше некого ненавидеть: Как учить состраданию после «Колумбайна» («Nobody Left to Hate: Teaching Compassion after Columbine») Эллиот Аронсон, социальный психолог, доктор философии Стэнфордского университета, пишет об этой отравленной атмосфере в средних и старших классах школы, которую он считает одной из главных причин насилия: «Именно характерная для группировок атмосфера неприятия и унижения формирует существенное меньшинство учащихся; по моим оценкам, от 30 до 40% из них очень, очень несчастны. Если дети, находящиеся на вершине пирамиды, начинают называть ребёнка ботаником, то дети из низшего слоя группировки начинают издеваться над ним, поскольку для них это единственный способ идентифицировать себя с сильной группой. А затем над ним начинают издеваться остальные.

В школе все знают, кто к какой группе принадлежит. Все знают, кого можно прогнать насмешками. Совершенно очевидно, что одна из главных причин многих случаев стрельбы в школе — это атмосфера, игнорирующая (тем самым неявно попустительствуя) насмешки, неприятие и вербальные оскорбления, от которых страдают многие учащиеся. Школа, ни во что не ставящая ценности эмпатии, симпатии и сострадания — или, что ещё хуже, на словах поддерживающая эти ценности, но не делающая ничего конкретного, чтобы их реализовывать, создаёт атмосферу, которая не только неприятна для «проигравших», но обманывает и «победителей».

Эрик Харрис и Дилан Клиболд писали о своём неприятии кастовой системы в школе, где учились, когда популярные спортсмены получали статус звёзд.

После стрельбы в «Колумбайне» другие учащиеся сказали, что тоже обеспокоены иерархией группировок, которая поддерживается учениками и к которой снисходительно относится администрация

Эван Рамзи, находившийся в самом низу жёсткой социальной системы своей маленькой школы, на протяжении нескольких лет был мишенью для оскорблений. Александра Ши писала о «принцессах-надзирательницах», заправляющих скрытой от глаз взрослых жизнью в загородных лагерях.

Подростки из «Клуба „Завтрак“» — представители разных социальных школьных групп, в обычных обстоятельствах не общающиеся, после проведённого вместе дня споров и откровений сблизились, сумели понять друг друга. В конечном счёте они смогли сделать так, что и их друзья стали воспринимать друг друга не одинаковыми, а уникальными в своей непохожести, ведь каждый обладает и достоинствами, и недостатками.

Каждый из этих пятерых внёс вклад в общую дискуссию — или проект (конечно, не все проекты «Клуба „Завтрак“» вам захочется поддержать, но именно совместная деятельность, необходимость оставаться человеком в глазах других начали разбивать стереотипы и нетерпимость, изначально имевшиеся у всех). Чем больше возможностей для совместной учёбы и досуга у учеников разного происхождения и интересов, тем меньше вероятность, что будут формироваться группировки, признаками которых являются исключение и осмеяние тех, кто «ниже». Чем настойчивее администрация и педагоги в школе отказываются возвышать — с сопутствующими привилегиями — одну из групп над остальными, тем менее вероятно, что у этих групп сформируется представление, что они могут травить тех, кто не входит в состав «элиты».

Я понимаю, что демонтировать социальную кастовую систему в средней и старшей школе — задача непростая, но согласна с Эллиотом Аронсоном: для противодействия травле мы должны искоренять её основные причины, к которым относится и жёсткая социальная система группировок. Объявлять о политике противостояния травле и одновременно потворствовать ядовитой социальной среде, которая неявно поддерживает расслоение и привилегии, что, в свою очередь, ведёт к несправедливости, угнетению, подчинению и унижению, значит молча способствовать усилению ярости тех, кто находится внизу.

Объекты травли

Независимо от того, рассказал ли ребёнок о травле, сообщили о ней родители его лучшего друга или вы нашли записку с подробностями мерзких инцидентов на заднем сиденье машины, после разговора с сыном или дочерью вы должны сообщить учителям о травле, которой они подвергаются в школе. В данном случае алгоритм действий таков.

Договоритесь о встрече с представителем администрации школы и приходите на неё вместе с ребёнком. Если в школе действует политика предотвращения травли и установлены соответствующие процедуры, в администрации может быть конкретный человек, имеющий должную подготовку, в обязанности которого входит эффективное вмешательство.

Важно, чтобы ваши сын или дочь, ставшие объектом травли, принимали активное участие в поиске решения проблемы. Если речь идёт о подростке, он может во время первой встречи играть даже ведущую роль, а вы — оказывать ему поддержку. Письменно изложите факты (дата, время, место, конкретные обстоятельства инцидентов и участвовавшие в них ученики), а также напишите, что пытался сделать ваш ребёнок, чтобы предотвратить травлю.

Отметьте, что его действия не дали результата и то, как отразилась на его здоровье — физическом и/или моральном — травля. (Заранее изложив всё в письменном виде, вы поможете себе и ребёнку эффективно представить факты, которые можно упустить во время эмоционально насыщенного разговора, если вы оба будете полагаться только на память.)

Вместе с сыном или дочерью и представителем администрации школы разработайте план, удовлетворяющий непосредственные потребности вашего ребёнка, чтобы он чувствовал себя в безопасности: что можно сделать, чтобы избежать травли, как сопротивляться возможным инцидентам в будущем, к кому обращаться за помощью. В плане следует отразить действия взрослых, направленные на обеспечение безопасности вашего ребёнка и других потенциальных жертв, а также на предотвращение травли в будущем.

Выясните, что планирует предпринять администрация по отношению к агрессору и ожидает ли школа поддержки от его родителей

На данном этапе вы можете обсудить возможность встречи вашего ребёнка и преследователя — позже, на третьей стадии дисциплинарного процесса, примирении. Никто не согласится на такую встречу прямо сейчас, но дайте понять представителю учебного заведения, что вы считаете важной возможность примирения после того, как обидчик (обидчики) пройдёт (пройдут) предыдущие стадии. Определите время, когда вы хотели бы вместе с представителем администрации проверить исполнение плана и при необходимости внести в него поправки. Если вы считаете, что школа не прилагает достаточных усилий для решения проблемы, можете высказать свою озабоченность и проинформировать преподавателя и/или представителя администрации, что собираетесь обратиться в районное Управление образования, а при необходимости — особенно в случаях жестокого обращения или расистской и сексистской травли — в полицию (в Соединённых Штатах Америки можно обратиться в Управление гражданских прав Министерства образования). Школа обязана защищать учеников и несёт ответственность за то, что не делает этого.

Переводить или не переводить?

Любой ребёнок имеет право получать образование в обстановке, свободной от страха и харассмента — прямых либо косвенных словесных оскорблений или угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток, инсинуаций, нежелательных писем или звонков, показа оскорбительных или унизительных фотографий, запугивания, похотливых жестов, физического нападения или других подобных действий.

Если ребёнок долго подвергался травле, ему наверняка требуется серьёзная поддержка. Вы должны понимать, что ему может быть причинён физический и/или эмоциональный вред, он может быть в состоянии шока, боится повторения травли, очень напуган и не желает верить агрессору либо свидетелям травли, которые якобы ни при чём.

Возможно, он думает о мести, а среди его чувств преобладает ярость. Чтобы помочь жертве травли начать восстанавливаться, вокруг неё нужно создать атмосферу сострадания, доброты и терпения. И конечно, обеспечить ей безопасное окружение. В идеале такое окружение должно включать школу, где взрослые относятся к травле как к серьёзной проблеме, быстро и эффективно реагируя на сообщения о ней, ученики относятся друг к другу уважительно и дружелюбно, а агрессора ждёт процесс восстановительного правосудия.

Я не сторонница перевода жертвы в другой класс или другую школу, чтобы избавить её от травли

В новой школе травля может продолжиться, а жертва — остаться без должной поддержки. Впрочем, иногда смена учебного заведения становится хорошим решением. Я согласна с Джудит Рич Харрис, автором книги «Воспитательная ложь» («The Nurture Assumption»), которая писала: «Если бы мой ребёнок находился в самой нижней части местного тотемного столба и если бы все, кто находится выше, нападали на него, я бы захотела забрать его оттуда. Жертв мучают отчасти из-за их репутации жертв, а изменить представления группы сверстников о таких вещах очень трудно. При переводе ребёнок теряет свою группу сверстников и статус, даже не самый высокий. Но если группа сверстников делает его жизнь невыносимой, а статус у него нулевой, терять ему нечего…»

Решение о том, переводить или не переводить ребёнка в другой класс либо школу, не простое и не лёгкое. Искать учебное заведение, в котором вашим сыну или дочери будет комфортно, нужно, принимая во внимание четыре принципа Дэна Олвеуса, а также три П и пять общешкольных компонентов программы «Шаги к уважению». Эти составляющие в сочетании с вашим пониманием и его собственными усилиями помогут выбрать оптимальный вариант. Бежать — не самое хорошее решение, но иногда перевод в более доброжелательный класс или школу оказывается единственным выходом.

почему дети не хотят читать и что с этим делать

Современные дети плохо читают – в прямом смысле смотрят в книгу и видят фигу. По данным международного исследования PISA, почти каждый десятый российский школьник не может выделить основную идею прочитанного текста или найти в нем какую-то информацию. Ещё 18% не могут сделать даже простые выводы из прочитанного и продемонстрировать хоть какое-то понимание. Для сравнения, в других странах такие проблемы возникают у 6% и 12% школьников, соответственно.

Что не так с нашими детьми? Как увлечь их чтением? И что будет, если они совсем перестанут читать?

Быстро и пусто

По словам известного физиолога Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии, так нам аукается пережиток советской системы образования, когда детей натаскивали на скоростное чтение. Читатели старшего возраста, наверно, и сами проходили такие тесты – ребёнку дают читать вслух фрагмент из книжки, рядом садится медсестра с секундомером, и считает, сколько слов школьник успеет протараторить за минуту. Про понимание даже речи нет. Кое-где, особенно в регионах, скорость чтения меряют до сих пор.

- Для того, чтобы понимать, что мы читаем, мозг должен быть достаточно сформирован, - объясняет Ольга Драгой, заведующая Научно-учебной лабораторией нейролингвистики НИУ ВШЭ. – Мы проводили исследование и смотрели, как читают текст взрослые и дети, на чем фокусируется их внимание. Взрослые воспринимают слова целиком, третьеклассники – скорее, по слогам, а вот в первом классе дети рассматривают чуть ли не каждую букву.

Для дошкольников и тех, кто только-только пришел в школу, чтение - это серьезный труд, без шуток. Воспринимать сложные тексты для них – всё равно, что читать по-болгарски или по-македонски: буквы знакомые, а смысл ускользает. Поэтому главное правило выглядит парадоксально: хотите, чтобы ребёнок любил книги – не грузите его ими.

Вместе и вслух

Тут все зависит от родителей. Чтобы уже в первом классе школьник читал бегло и осмысленно, у него должен быть хороший словарный запас и фонематическая подготовка.

- Фонематические навыки – это то, насколько хорошо ребёнок умеет соотносить звуки, которые слышит, и буквы, которые видит, - объясняет Марина Кузнецова, сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, один из авторовисследования о читательской грамотности первоклассников. – Для этого полезно играть с ребёнком в игры с буквами и словами. И конечно, чем больше родители общаются с ребёнком, говорят с ним на правильном литературном языке, тем лучше его речь и проще ему осваивать чтение.

Чтобы уже в первом классе школьник читал бегло и осмысленно, у него должен быть хороший словарный запас и фонематическая подготовка. Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

Чтобы уже в первом классе школьник читал бегло и осмысленно, у него должен быть хороший словарный запас и фонематическая подготовка.Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

Самый простой способ увлечь малыша книгой - читать вместе с ним вслух. А после обсуждать сюжет и персонажей, придумывать свои собственные истории про полюбившихся героев и альтернативные варианты развития событий. Это развивает и фантазию ребёнка, позволяя мозгу работать лучше.

- Взрослые часто думают, что сказка на ночь – это для малышей, - говорят исследователи. – Однако, это развивает сразу несколько навыков. Ребёнок учится воспринимать текст на слух, а это потом пригодится ему на уроках. Развивается его словарный запас, и у него потом не будет ступора, если в книге встретится незнакомое слово. Все это позже хорошо сказывается на успеваемости в школе. И наоборот, если у ребёнка скудный словарный запас и плохо с фонетикой, то даже если его рано научат читать, он будет прогрессировать гораздо медленнее сверстников.

“Способность учиться может стать привилегией элиты”

Сейчас столько аудиокниг, подкастов, видеороликов и инфографики, что больше не нужно проглатывать огромные "кирпичи" текста, чтобы узнать что-то новое. Да и интернет во многом способствует клиповому восприятию информации. Ленты соцсетей с короткими постами, пятиминутные ролики обо всех тайнах науки и беллетристика в кратком пересказе – читать больше не обязательно.

- Это одна из ловушек современности – уметь читать сложные тексты теперь необязательно, поэтому таких людей будет становиться все меньше и меньше, - уверена нейролингвист Татьяна Черниговская, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ. – Разница между теми, кто может читать сложную литературу и теми, кто читает посты в интернете, будет нарастать. Но получить действительно хорошее образование, фактически, не умея читать, невозможно. И сама способность учиться может стать привилегией элиты.

Как помочь ребёнку научиться читать лучше

- Подбирайте книги по возрасту и ориентируйтесь на уровень и интересы своего ребёнка. Школьная программа им часто не соответствует.

- Слушайте разнообразную музыку – это развивает слух и формирует новые нейронные связи. От болезни Альцгеймера потом тоже пригодится.

- Рисуйте, плетите из бисера, лепите из пластилина – это полезно для мелкой моторики и для развития мозга в целом.

- Во время занятий не торопитесь, не ругайте ребёнка и делайте перерывы. Стресс блокирует способность запоминать что-то новое. А перерывы нужны, чтобы новая информация успела правильно усвоиться.

- Подавайте собственный пример и читайте сами, для удовольствия. Пусть ребёнок увидит, что читать надо не только для хороших оценок и сдачи экзаменов.

Недостаточно называть себя «элитой», ею нужно быть

На вопросы отвечает  выпускник Даремского университета (Великобритания) и Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, аспирант МГИМО Олег Яновский.

Олег Сергеевич, в своей статье «Настоящие джентльмены. Портрет английской элиты» вы подробно рассказали о системе британского частного образования, которая дает ключ к пониманию сути британского истеблишмента. В ней, в частности, утверждается, что британское общество сохраняет кастовый характер, а иностранцу стать полноправным членом английской элиты практически невозможно. Но, ведь, и весь мир, включая Россию, находится сегодня под глобальным управлением именно англосаксонской элиты, в чем многие совершенно уверены. Как вы видите эту ситуацию?

– Я бы не стал утверждать, что мир находится под контролем непосредственно этой элиты. Как мне представляется, он управляется вовсе не единой и консолидированной группой, ограниченной англосаксонской идентичностью. Тем не менее, вполне вероятно, что именно англосаксонская элита представляет собой самый мощный и крепкий костяк в существующей «мировой иерархии». Между тем, и саму «англосаксонскую элиту» я бы не стал рассматривать как некую монолитную группу. Как известно, англичане и американцы, несмотря на действительно произошедшее слияние их элит в ХХ веке в рамках реализации множества различных совместных проектов, крайне скептически относятся друг к другу с точки зрения идеологии. Соответственно, хотя отношения между ними и весьма тесные, они всегда сопровождаются высокой степенью взаимного недоверия. Началось это с английских колоний в Америке, которые еще в 1776 году наотрез отказались принимать иерархичный и статусоцентричный характер идентичности, которую им пытались навязать британцы. И только более чем полтора столетия спустя американский скепсис в отношении британцев несколько рассеялся. И то главным образом из-за необходимости привлечения Великобритании в качестве полезного союзника Соединенных Штатов в холодной войне против Советского Союза. Впрочем, даже во время холодной войны противоречия между британцами и американцами никуда не исчезли – просто они имели не слишком явный характер. Наиболее отчетливо их можно было проследить по отношению Великобритании и США к колониальной политике. В особенности на Ближнем Востоке.

Сегодня же мы видим, что скепсис и противоречия между этими государствами и, соответственно, их элитами снова усиливаются. Однако можно согласиться с тем, что глобальная система социальных и межэлитных отношений, а также, если и не все, то очень многие неофициальные институты власти находятся в ведении англосаксонской элиты, так как они в большинстве своем являются именно ее проектами. В этом контексте действительно можно говорить о том, что весь мир, включая и Россию, находится под существенным влиянием англосаксонского сегмента транснациональной элиты.

Выражается это в нескольких аспектах. Во-первых, на международном уровне мы принимаем как данность и эту систему, и, соответственно, наше участие в ней.

Во-вторых, принятие нами этой данности означает, что мы соглашаемся и с тем статусом, который нам отводится внутри этой системы. Но нужно понимать, что хотя контекст, в рамках которого существует эта система изменчив, она действует по принципу строгой иерархии. Она крайне мало подвержена изменениям и не предполагает развития социальной мобильности. Поэтому вполне естественно, что нас никто не собирается воспринимать в рамках этой системы как равных. Между тем, полное отсутствие какой-либо реальной альтернативы и попытки с нашей стороны хоть как-то повлиять на эту систему извне, работают, конечно же, не на нас.

Что же касается неудержимого желания некоторых представителей российского «элитного» класса стать частью англосаксонской элиты, подобные попытки смотрятся не иначе, чем нелепо или даже комично. Прежде всего, это указывает на отсутствие субъектности у самоидентифицированных представителей отечественного «элитного» класса. И тем самым не допускает использования по отношению к ним самого термина «элита». Ведь, на равных разговаривают только с теми, кого действительно есть за что уважать.

В каких странах британская система образования была взята местной «элитой» на вооружение и производит «настоящих джентльменов», которые признаются «как равные» правящим классом Великобритании?

– Я бы выделил три пути распространения влияния британского образования на другие государства. Прежде всего, это те страны, которые были колонизированы британцами. В них с середины-конца XIX века местные «элиты» формировали максимально удобный для себя политический и социальный порядок, установленный еще в период колониальной зависимости от Великобритании. Такой порядок включал в себя создание иерархичной системы взаимоотношений. Причем, не только внутри собственной «элиты», но и в рамках межэлитных отношений представителей местной и британской знати. В то время как британские колониальные элиты отправляли своих детей в основном в частные школы Великобритании, у местных элит было два пути. Также отправлять детей на учебу на Туманный Альбион, чтобы способствовать максимальному сближению их с британской элитой. Это направление было доступно как правило высшим слоям общества. Или – в местные школы, построенные британцами по образу и подобию английских элитных школ, в которых была воспроизведена та же социальная атмосфера иерархичности, мистичности и так далее.

Второй путь относится большей степени к ХХ веку и нашему времени. И тут следует разделить элиты из бывших колоний и представителей знати стран третьего мира, стремящихся наладить отношения с англосаксонской верхушкой. В данном случае местные элиты отправляют детей в английские школы и способствуют их дальнейшей интеграции во второй-третий эшелон транснациональной элиты. Очень часто эти дети представляют собой второе-третье поколение выпускников английских школ и университетов. Они чувствуют себя уже довольно спокойно, имеют прекрасные акценты и общаются практически на равных с англичанами. Здесь важно отметить, что в британской системе социальной иерархии, по крайней мере, вплоть до недавнего времени, наиболее важным фактором являлась отнюдь не раса (в отличие, допустим, от Америки), а, прежде всего, социальный статус. Поэтому дети местной аристократии из не слишком хорошо развитых стран у себя дома имеют высокий статус, а соответственно им легче приспособиться, и, что важнее, понять и внедриться в британскую систему.

Ну, и третий путь наиболее ярко представляют наши соотечественники и выходцы из бывших республик СССР. Сразу уточню, что, вне зависимости от их финансового благосостояния, мы говорим о детях нуворишей. Для британской элиты они не более чем люди с улицы, у которых есть деньги. И хотя в Англии за деньги можно многое что купить, например недвижимость, которую, как мы видим, можно и также легко отобрать, но социальный статус таким образом приобрести нельзя. Поэтому в дальнейшем влияние таких «детей» на судьбы мира и, в частности, нашей страны, будет крайне скромное, так как они дезинтегрированы из российского общества (если говорить о выходцах из России), но так и не интегрированы ни в британскую систему, ни в ряды транснациональной элиты, пусть это был бы даже второй-третий эшелон.

Между тем выпускники британских школ и университетов из таких стран как, например, Казахстан и Азербайджан, пользуются в подобных случаях значительно более весомым влиянием и у себя на родине, и за ее пределами. Это объясняется попыткой правящих слоёв этих стран наладить более тесное формальное и неформальное сотрудничество с Западными элитами. В их представлении, подобная попытка интеграции может обеспечить им, их семьям и капиталу предположительно большую безопасность в случае политической нестабильности. С другой стороны, это поддерживает видимость лояльности Западному курсу, которая является важным ресурсов местных «элит» в связи с серьёзной финансовой и политической зависимостью этих стран от транснациональных компаний.

Кстати, лично я считаю, что низкая оценка представителей отечественной «элиты», обучающихся на Западе, вполне может коррелировать с их объективной оценкой внутри российского общества. Все-таки, как бы не относились к британской элите внутри их общества, она признана всеми слоями и является фундаментом существующей социальной системы. Когда же мы говорим о российской «элите», то ее легитимность даже внутри России вызывает довольно сильные сомнения. Ведь очевидно, что можно сколько угодно называть себя «элитой», но этого недостаточно, чтобы элитой стать.

Говоря в целом о влиянии выпускников британских школ и университетов на другие, в том числе и свои государства, можно констатировать, что не во всех, но очень во многих случаях они являются проводниками если не политики, то привитых им во время учебы ценностей. Для некоторых (в частности, для выходцев из постсоветского пространства) следование этим ценностям и мировоззрению остается одним из главных способов доказать свою нужность англосаксонской элите.

На какие государства мира влияние британской системы образования (включая воспитанников этой системы, определяющих миропорядок и перспективы развития) распространяется в настоящее время наиболее активно и широко? Относится ли к этим государствам Россия?

– Такое влияние существует практически на все государства, элита которых отправляет своих детей учиться в Великобританию. Однако оно во многом зависит от наличия у будущих выпускников доступа на родине к ключевым постам в политике, бизнесе и медиа. Тут важно понимать, является ли конвенциональным в кругах элит определенной страны отправлять своих детей учиться заграницу или же это происходит в порядке исключения. Вполне понятно, что, допустим, среди представителей элиты Иордании (монархии, созданной Великобританией «на коленке») направлять детей в британские школы считается вполне нормальным. Особенно учитывая тесные связи двух стран и вполне себе устоявшийся (практически со времен основания ближневосточного королевства) ритуал отправки детей членов королевской семьи на учебу в Англию.

Они уже встроены в британскую иерархичную систему и фактически являются ее «ближневосточным филиалом». Элита этой страны, как и многих других бывших колоний, а ныне зачастую остающихся по факту полуколониями, воспринимает себя частью навязанной им социальной транснациональной системы.

Для них отправка ребенка в школу – абсолютно логичный шаг, направленный на поддержание своего статуса на всех трех направлениях. В рамках иерархии элит внутри своей собственной страны. В Великобритании (как в системе национальной, так и интернациональной иерархии) – делегирование своих лучших наследников для последующей консолидации элитного класса. Ну, и, конечно, в рамках международной иерархии.

Что касается России, здесь ситуация другая. Большинство детей российской «элиты» в британских школах – это далеко не представители правящего класса. Как правило, они являются выходцами из «средних» слоёв общества – относительно крупного бизнеса и среднего (или чуть выше среднего) чиновничьего звена. Очевидно, что прыгнуть выше своей головы они в большинстве своем вряд ли когда-нибудь смогут.

Понятно, что потомкам «беглых» российских крупных чиновников и олигархов путь на самый верх в России закрыт если и не навсегда, то очень надолго. Конечно, в британских школах часто можно встретить и детей крупных бизнесменов из России, которые не бежали из страны и не имеют каких-либо существенных проблем с российской властью. И прочих представителей отечественного правящего класса, которые сами себя причисляют к «элите». Однако доля таких выпускников элитных британских учебных заведений, которые затем возвращаются в Россию жить и работать, совсем невелика. Во многом из-за всего этого, если сравнивать российских детей элиты в британских школах с теми же детьми из ближневосточных монархий, то очевидно, что их социальный статус в рамках выстроенной иерархичной системы статусов в Британии оказывается существенно ниже. Еще одна проблема в данном случае заключается в отсутствии либо понимания, либо признания со стороны нашей стремящейся на Запад «элиты» давно устоявшейся британской системы статусов. А, как известно, не соблюдая действующих правил, довольно сложно участвовать в чужой игре. И практически невозможно выиграть. В результате наблюдается довольно странная картина, когда выразителями состоятельности государства оказываются дети нуворишей, не имеющие шансов стать частью чужой системы из-за отсутствия понимания механизмов ее работы. И, что более важно, из-за того, что дети самоназванной «элиты» не представляют реальной ценности для этой системы, если не считать возможности использовать их впоследствии в качестве полезных идиотов.

Поэтому, в то время как влияние британской школы как института, направленного на поддержание существования и консолидацию национального и транснационального истеблишмента, прекрасно работает для представителей британской знати и элиты стран, входящих в «сферу влияния» Великобритании (выступая как один из наиболее действенных механизмов «мягкой силы»), представители России, стремящиеся попасть в эту англоцентричную иерархию, оказываются в довольном низком социальном положении. И вряд ли имеют в обозримом будущем перспективы подняться по этой социальной лестнице выше. Но, что касается непосредственно российского государства, а не отдельных ее представителей, то я бы не стал утверждать, что оно находится под прямым влиянием британской системы образования и ее «плодов». Другое дело, что «мы» всё еще по какой-то причине «хотим» стать частью этой межэлитной социальной иерархии, не учитывая, что она работает исключительно на благо ее создателей.

Каково ваше мнение относительно нынешней российской системы образования (среднего, специального и высшего, в том числе элитного)? Насколько она близка по своим целям и внешним признакам к британской системе?

– Сегодня, как мне представляется, у нас прослеживается очевидный кризис образования. И основной причиной этого я вижу отсутствие национального проекта и общей идеи, которая могла бы обосновать необходимость воспитания сильных духом, волевой и сплоченной прослойки общества, которая могла бы называться элитой.

Ведь, если мы посмотрим на историю создания проекта британской элитной школы, то ясно видно, что он делался исключительно под обслуживание определенной идеи. А его движущей силой всегда была четкая идеология. И хотя те качества, которые воспитывались в школах, соответствовали доминирующей на то время социальной системе среди элит («джентльменство», социальный порядок в духе классического консерватизма, система манер, особенная культура и иерархия), выпускники этих школ выращивались как не только верхушку общества, а прежде всего как носители идей и знамени Британской империи. Так, если мы хотим, чтобы в нашей стране выросла настоящая элита, нам, прежде всего, нужна национальная идея и проект, направленный на механизмы выращивания той прослойки общества, которая будет ответственна за продвижение и защиту этой идеи.

Как вы оцениваете реформы российского образования, проведенные после развала СССР и продолжающиеся сегодня? Зачем они, по вашему мнению, осуществляются? Что в результате получила и может получить в ближайшем будущем Россия? Получит наша страна в итоге своих «настоящих джентльменов»?

Зачем в России проводятся именно такие реформы сказать сложно, так как для меня это остается загадкой. Тем не менее, то направление, которое взято нашими функционерами от образования меня немного пугает. Как мне кажется, будущее уже настало. Современный студент видит себя исключительно индивидуалистически, у него отсутствует воля и чувство нужности его труда. По-моему, сегодня в России существует явный кризис отсутствия какой-либо мотивации. Наиболее сильно, на мой взгляд, это проявляется в желании реализовать себя на каких-либо направлениях, кроме повышения личного благосостояния. Такие мотивы, как служение своей стране, продвижение ее интересов, в том числе и в научной сфере, которая, как известно, не особо прибыльна, теряют свою значимость и приобретают всё более маргинальный характер. Таким образом, обесценивается труд, не имеющий потенциала принести финансовые дивиденды.

Что меня удивляет больше всего, и что, как мне кажется, является одним из признаков отсутствия подлинной элиты в нашей стране, так это нежелание детей состоятельных родителей посвящать себя науке. Тут, кстати, можно вспомнить бесчисленных великих ученых – представителей британской элиты. Отсутствие престижности в научной деятельности и низкий социальны статус ученых лишь усиливают негативный эффект от изменений, проводимых в российской системе образования.

Что касается «настоящих джентльменов», не уверен, что они необходимы нашей стране. Нам нужны, скорее, «транснациональные русские», как их называет Андрей Ильич Фурсов. Этот новый тип россиян, который, по моему мнению, безусловно, должен быть в широком смысле частью нашей элиты. Обладать схожими с «настоящими джентльменами» навыками – а именно быть полифункциональными и уметь выполнять поставленные задачи вне зависимости от наличия препятствий и отсутствия специальных знаний. А также быть способными адаптироваться к любой незнакомой обстановке (умение играть на различных «площадках») и готовыми реализовывать определенные государством цели. Важнейшими его чертами также являются самостоятельность и обладание реальной картиной мира. В рамках выстроенной сегодня в России системы образования, воспитание подобной прослойки общества в национальных масштабах не представляется возможным.

Думаю, что сегодня задача российской школы крайне далека от формирования учеников как части одного целого. Социальная функция школы все слабеет, как и уровень тех навыков и знаний, которые получают выпускники. Если честно, лично я не совсем уверен, что у современного «элитного» российского образования существуют каких-либо определенные цели и задачи. Они просто существуют как место сбора представителей детей определенной социальной группы. Сегодня выпускники российской школы и вузов лишены преимущества наличия групповой идентичности, а также не обладают такими навыками, чтобы иметь возможность быть самостоятельными в действиях и суждениях при недостаче специальных знаний. Естественно, крупные отечественные компании заинтересованы в выпускниках наиболее престижных учебных заведений, однако наличие диплома не дает права на работу, также как и не гарантирует успешного трудоустройства, и главное, доступа к входу в «элиту». К сожалению, сегодня в России существует очевидная проблема социальных лифтов, при которых выпускник, обладающий профессиональными навыками и знаниями, может быть уверен в своем успешном будущем. Как известно, гораздо больший вес играет наличие семейных или других связей, которые обеспечат трудоустройство или достойную реализацию способностей личности.

А сейчас, по вашему мнению, в России есть настоящая элита?

– Мне сложно понять кого реально сегодня можно отнести к отечественной «аристократии», так как большинство людей, называющих сами себя «элитой», не обладают ни одним из признаков, присущих этому классу, кроме финансового благосостояния. Наличие отдельных личностей или даже небольших групп, вызывающих уважение или имеющих благоприятный образ среди населения, еще не является индикатором наличия «элитного» сословия. Если же обобщать, то как командный дух, так и честь и отвага в подавляющем большинстве вряд ли являются чертами существующих у нас сегодня «элит».

Беседу вели Денис Кириллов и Сергей Правосудов

Источник   

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Как стать самой популярной в школе и в классе – советы и видео

Многие девочки желают стать популярными среди одноклассников, друзей и школьников. Если вы в их числе, знайте, любой может достичь цели. Нужно только знать, как стать самой популярной в школе и классе.

Если не можете похвастаться красотой, раскованностью, обаянием или умом, стать эпицентром притяжения реально. Поверьте в себя и следуйте нескольким простеньким правилам.

Прежде чем рассказать, как добиться успеха и стать популярной в школе, расскажу, чего делать не стоит. Неправильные действия вместо получения результата, обрекут старания и попытки стать популярной на провал.

  1. Не стоит добиваться расположения одноклассников и друзей с помощью лести.
  2. Даже если дружба с определенной девочкой или группой школьников принесет пользу, не унижайтесь для создания дружественных отношений.
  3. Копирование поведения популярных девочек и подражание манерам ни к чему хорошему не приведет.
  4. Не встречайтесь с мальчиками ради того, чтобы выглядеть достойной внимания и интересной личностью.

Школьники, увидев, что вы с радостью выполняете их пожелания и идете на поводу, будут общаться, но такую дружбу искренней не назовешь. Не забывайте, что принося в жертву гордость и достоинство, настоящую популярность в школе или классе завоевать не получится.

Пошаговый план действий

  1. Общайтесь со всеми сверстниками, не стараясь примкнуть к определенной группе. Добьетесь популярности в том случае, если круг общения будет неограниченным. Разговаривайте со всеми и никем не пренебрегайте.
  2. Помните, ключ к популярности – доброжелательность. С помощью агрессии и злости достигнуть цели не получится. Если характер сложный, старайтесь стать добрее и ориентируйтесь на приятное общение и искреннюю дружбу.
  3. Поддерживайте хорошее настроение. Улыбка поможет притягивать внимание ребят из школы, провоцируя их на общение. Отправляйтесь на учебу в настроении.
  4. Поможет росту популярности и привлекательность. В школьные годы мальчишки борются за внимание красивых девочек. Ухаживайте за кожей, ногтями и волосами. Выбирайте стильную, красивую и чистую одежду.
  5. Познакомьтесь со школьниками постарше. Дружба со старшеклассниками воспринимается сверстниками в качестве показателя крутости. Войдя к ним в доверие, встанете на верный путь к вершине популярности.
  6. Займитесь увлекательным и интересным делом. С помощью необычного хобби привлечете внимание и притяните интерес. Выбрав интересное занятие, будь-то танцы или борьба, старайтесь добиться успеха. В итоге появится стимул делиться достижениями со сверстниками.

Вот как можно стать популярной в школе. Двигаясь к цели, не ведите себя крайне вызывающе, не навязывайтесь и забудьте о стеснении. В противном случае вместо популярности, обретете репутацию легкомысленной школьницы, которая думает только о себе.

Видео советы

Будьте непринужденной и естественной личностью. В итоге сверстники станут считать вас интересным человеком, времяпрепровождение с которым весьма приятно. Не копируйте существующую звезду школы.

Как стать самой популярной в классе

Все девочки мечтают стать популярными среди одноклассников. Тем не менее одних девчонок приглашают на праздники и дарят подарки, а другие остаются без внимания.

Если считаете, что популярность среди сверстников минимальна, попробуйте исправить ситуацию с помощью пошаговой инструкции. Придерживаясь рекомендаций, достигните цели и взберетесь на вершину популярности, которая может выйти даже за рамки класса.

  • Займитесь внешностью. Даже если не блещете исключительной красотой, уделяйте образу как можно больше внимания. Следите за чистотой ногтей и волос, носите опрятную одежду и заботьтесь о свежести дыхания. Согласитесь, жирные волосы и рваные колготки оттолкнут одноклассников.
  • Найдите свой стиль. Необязательно идти на крайние меры, предусматривающие окрашивание челки в зеленый цвет, использование большого количества косметики и аксессуаров. Лучше правильно одеваться. Только правильно подобранные вещицы помогут скрыть изъяны фигуры, а модная стрижка подчеркнет красоту личика.
  • Активно участвуйте в жизни класса. Как вариант, можно издавать школьную газету, участвуйте во внеклассных мероприятиях, вести дневник, придумывать сценки и викторины. Если актерским мастерством не блещете, попробуйте стать школьным режиссером.
  • Используйте таланты. Если умеете вышивать, петь, танцевать или рисовать, используйте таланты для расположения одноклассников. Пригласите их на очередной концерт или конкурс, в котором намереваетесь участвовать. В итоге одноклассники смогут о вас узнать нечто новое. Ни одна из школьных олимпиад, выставок или концертных программ не должна проходить без вашего участия.
  • Интересуйтесь историей и миром. Завоевать популярность среди одноклассников удастся в том случае, если сможете их заинтересовать. Помогут знания о спорте, музыке, тенденциях моды или новинках в области кино. Одноклассникам рассказывайте об интересных вещах, стараясь, чтобы разговор не стал односторонней лекцией.
  • Гостеприимство и щедрость. Если одноклассник попросит какую-нибудь книгу или диск с познавательным видеороликом, не жадничайте. Приглашайте одноклассников в гости, развлекайте и угощайте их. Если у вас день рождения, попробуйте самостоятельно испечь торт и угостите весь класс. Продемонстрируете кулинарные способности и привлечете внимание.
  • Обозначьте свою точку зрения. Относительно событий, которые происходят в классе или в школе, у вас должна быть своя точка зрения. Высказывайте ее аргументировано. К чужому мнению относитесь с уважением.
  • Особое внимание уделите развитию чувства юмора. Девочке, которая постоянно серьезная и угрюмая, популярности в школе или в классе не видать. Только не переборщите, иначе вместо школьной звезды, станете шутом. Развить чувство юмора поможет просмотр юмористических телепередач, чтение шуток и анекдотов.
  • Неожиданный поступок. Произвести огромное впечатление на школьных коллег можно с помощью неожиданного поступка. Например, попросите знакомого красавца встретить вас после учебы или подкатите к порогу школы на боковом сидении хорошего автомобиля. Производить впечатление с помощью сигарет, крепких напитков или психотропных веществ не стоит. Они принесут только дурную славу.

Согласитесь, шаги, которые предлагаю предпринять для достижения цели, максимально простые и понятные. При этом очень эффективные и неоднократно продемонстрировали действенность на практике.

Все дети в школьные годы стараются завоевать популярность среди сверстников. Особенно, в старших классах, когда начинают стремительно физически и умственно взрослеть. Стараясь получить желанный статус, главное, не допустить серьезную ошибку. Стремясь к популярности, можно совершить опрометчивые и плохо обдуманные поступки, которых позже приходится стыдиться.

Что такое и зачем нужна популярность?

Обучаясь в школе, дети ежедневно изучают различные дисциплины ради получения знаний. Они постоянно предпринимают попытки обрести статус среди одноклассников и друзей. Нет ничего плохого, если девочка стремится обрести популярность. Каждому человеку нужно знакомиться ради обмена мнениями и полезными данными, что положительно сказывается на развитии коммуникабельности, которая обязательно пригодится на протяжении взрослой жизни.

Коммуникабельность – возможность разговаривать с различными людьми не стесняясь. Во время такого общения человек учится понимать психологию, что помогает в учебе, на работе и даже в создании отношений.

В статье я поделилась методами достижения популярности в школе и в классе, которые широко используют девушки-подростки. Наверняка в школе вы видели, как подруги, ради обретения популярности и привлечения внимания, используют вредные привычки. Помните, для подростков алкоголь и сигареты – запретные вещи, которые к реальной популярности никак не относятся.

Перед началом действий хорошенько подумайте, нужна ли вам большая популярность. Выявите причины, по которым вы до сих пор непопулярны. Может оказаться, что популярность не нужна, пары тройки хороших друзей предостаточно.

Не пытайтесь измениться в угоду сверстникам. Успеха добьетесь, если сможете жить в гармонии с собой. Время пройдет, окружение изменится, но вы должны оставаться собой. Каждая новая перемена будет делать вас лучше и естественнее.

Двигаясь к цели, спрашивайте совета. Возможно, это звучит банально, но со стороны гораздо виднее. Как вариант, посоветуйтесь с мамой или сестрой, чьим мнением дорожите. Не игнорируйте высказывания близких мужчин. Только брату или папе хорошо известно, кто такая популярная девушка.

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка ...

Рекомендации, которыми я поделилась, носят условный характер. Принесут эффект они в том случае, если использовать их все. Уверенно идите к цели, не торопитесь, и все получится!

Элита общества — настоящая и чужеродная » Перуница


Элита. Какое звучное слово. Что же оно значит?

Элита (англ. фр. élite от лат. eligo «избранный, лучший»)

А если по-простому, то это лучшие представители общества. Как бы не хотелось порассуждать о равенстве, но фактически от элиты зависит развитие и выживание общественной или национальной формации.

И все бы ничего, но любая элита склонна к превращению в касту, то есть абсолютно закрытое сообщество. Что в свою очередь приводит к процессу вырождения элиты. Как только элита замыкается сама в себе, как только элитарность из обязанности превращается в привилегию – элита вырождается.

Этот процесс может занять века, а может произойти в течении пары поколений. И когда вырождается элита, социум, породивший ее, умирает. Наступают, так называемые, «смутные времена». И если в ходе этого времени не выдвинется новая элита, то общество обречено.

Но бывает и еще один интересный процесс. В социум внедряется чужеродная элита, которая не отождествляет себя с обществом, которым управляет. Вот такая вот «прививочка». Естественно это ни к чему хорошему для общества не приводит. Таким образом, в свое время, привили чуждую элиту в Хазарский каганат. В итоге получилось государство-чудовище, хищник. И только русский князь Святослав смог уничтожить этого монстра.

Давайте рассмотрим периоды становления и вырождения элит в России. Начнем со слова – Бояре. Знакомо это слово? Думаю, да. И сразу ассоциация- некто толстый, в высокой шапке, в шубе и с бородой. В общем Дед Мороз древнерусского разлива.

Но изначально бояре - это ближайшие сподвижники князя, старшая дружина. Они командовали воинскими отрядами, служили наместниками, выполняли дипломатические и разведывательные функции. То есть люди - избравшие своей судьбой служение отечеству, его защита и укрепление. Люди главная привилегия, которых была первыми пролить кровь за Отечество.

Но в период между 11 и 14 веками, происходит разделение. Бояре, которым изначально давали деревеньки «в кормление», становятся наследными феодалами и уже не так рвутся на службу государству. Из этого общества выделяется сословие военно-служилых феодалов — дворян. Которые и станут новой элитой взамен вырождавшихся бояр.

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Бояре стали окончательно замкнутым обществом, которое только и боролось за свои привилегии. Пик раздора царской власти и бояр произошел в правление Ивана Грозного. Как писал тогда идеолог боярства Курбский писал:

«князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих».

И что б справиться с этим бардаком царь создает опричнину:

«…по грехом моим учинилось, и нам того как утаити, что отца нашего князи и бояре нам учали изменяти, и мы и вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»

Окончательно же разгромил разложившееся боярство Петр 1. Богатые бояре не воспринимали внука Михаила Романова как помазанника Божия. Петр решил бороться со старым боярским укладом. Рассчитывать он мог лишь на "новых" дворян —получив статус из рук царя, они должны были стать ему большей опорой, чем родовитое боярство. Потому царь решил не только ввести принцип личной выслуги, но и заменить им принцип родовитости, древности рода.

"Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут"

Царь издает несколько важных указов:

1701 г — Указ о пожизненной службе — все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.

1714 г — Указ о правилах производства в офицеры — запрещал повышать до офицерского звания дворян, не служивших в лейб-гвардии

1714 г — Указ о необразованных — запрещал жениться детям дворян, не получившим минимальных знаний.

1722 г — Табель о рангах — уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство

Табель прекращала пожалование старых боярских титулов. Введение табели стало концом боярства. Петр решил, что чин можно приобрести только личной выслугой — и дворянство не является основанием получать чины и звания…

Табель о рангах привлекала людей на государственную службу и давала возможность выдвинуться талантливым людям из низов. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" — гласила одна из описательных статей закона.

Итак, произошло окончательная смена элит. Вместо разложившегося боярства пришла новая элита – дворяне. И первейшая обязанность элиты была-служение государству.

Но потомки Петра последовательно стали задвигать идеи великого предка.

— манифест Анны Иоанновны от 1736 года ограничил срок службы дворян 25 годами;

— с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать крестьян и землю;

— 18 февраля 1762 года Петр 3 подписал Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству — и освободил его от обязательной службы. В течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;

— в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя должность уездного предводителя;

— "Жалованная грамота дворянству" от 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и оно стало сословным.

К концу царствования Екатерины Великой идея Табели о рангах была сведена на нет. Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное дворянство.

Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник, простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской (действительный статский советник: не дворянин им стать не мог).

Обратите внимание, происходит тот же процесс, элита становится замкнутой кастой, которую уже не интересует служение Отечеству, а только привилегии. К 1917 году Российская империя пришла с уже почти полностью разложившейся элитой.

«2-го марта [1917 г.]. Четверг. Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц.-дем. партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 1/2 [ч.] пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которым я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость, и обман»

ИЗ ДНЕВНИКА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

Дворянство предало того, кому присягало. Тогда даже Великие князья приветствовали Февральскую революцию. Российская империя рухнула. Гражданская война наглядно показала всю идейность разложившегося дворянства.

«Ростов и Новочеркасск, являвшиеся тылом Добровольческой армии, кишели офицерами. Тысячи их спекулировали, служили в бесчисленных тыловых учреждениях, ютились у родных и знакомых, с поддельными документами о ранениях лежали в лазаретах…

Все наиболее мужественные гибли в боях, от тифа, от ран, а остальные, растерявшие за годы революции и честь и совесть, по-шакальи прятались в тылах, грязной накипью, навозом плавали на поверхности бурных дней. Это были еще те нетронутые, залежалые кадры офицерства, которые некогда громил, обличал, стыдил Чернецов, призывая к защите России.

В большинстве они являли собой самую пакостную разновидность так называемой «мыслящей интеллигенции», облаченной в военный мундир: от большевиков бежали, к белым не пристали, понемножку жили, спорили о судьбах России, зарабатывали детишкам на молочишко и страстно желали конца войны. Для них было все равно, кто бы ни правил страной, – Краснов ли, немцы ли, или большевики, – лишь бы конец.»

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

За период Гражданской войны и первых лет становления Советской власти, выдвигается новая элита, партийная. Но данная элита была неоднородна. Условно ее можно было разделить на три группировки:

1- Сторонники Льва Троцкого (настоящая фамилия - Бронштейн Лейба Давидович). Данная группировка активно продвигала идею советизации Европы силовым путем. По их логике Россия должна послужить детонатором мировой революции. Какие бы при этом потери при этом понесла Россия их не волновало. Кстати согласно многим документам эта группировка, через своего лидера была активно связана с финансовыми кругами Запада. (помните- прививка чужой элиты?)

2- Вторая группировка, так называемые сторонники Бухарина Николая Ивановича. Они были сторонниками построения социализма в отдельно взятой стране, но делали ставку на развитие аграрного сектора и легкой промышленности. (Интересно, если бы они победили, как быстро в 41ом танковые клинья вермахта дошли бы до Урала?)

3- И третья группировка. Сторонники Сталина Иосифа Виссарионовича. Это были государственники, сторонники индустриализации страны, построения мощной промышленности и сильного государства.


Можете представить современного депутата в окопе ?
В ходе длительной борьбы побеждает третья группировка. Именно элита, сформировавшаяся на базе Сталинской группировки, дала нашей стране такие имена: Иван Данилович Черняховский, Александр Иванович Покрышкин, Амет-хан Султан, Сергей Павлович Королёв, Пётр Леонидович Капица, Игорь Васильевич Курчатов, Михаил Тимофеевич Калашников. И таких имен очень много.

Но в 1953 году пришедший к власти тайный сторонник Троцкого Хрущев запрещает оперативно-следственные мероприятия в отношении руководителей партийно-советских органов. (Этакий указ о вольностях дворянских). Все, элита становится неподконтрольной, постепенно превращается в закрытую касту номенклатуры.

И уже в недрах этой вырождающейся массы, появляются те-кто уже хочет не только управлять, а уже владеть. Стать хозяевами имущества страны. И к 1991 году история повторяется, элита предает свое государство и народ, которым обязана была служить. Советский Союз уничтожен.

Что творилось в девяностые, большинство из нас помнит прекрасно. Но перейдем к сегодняшним временам. Сейчас сложилась довольно интересная ситуация. Что-то произошло с нами.

Почему мы считаем элитой актрису, которая в пьяном виде называет всех окружающих плебеями? Почему элитой считается молодой человек на дорогой машине, папа которого удачно прихватизировал государственное имущество? Почему элитой считается певец объявивший себя звездой, но при этом поющий под фонограмму? Что произошло с нами ?

А ведь те люди, которых можно назвать элитой есть. Разве не элита майор Филипов ? Помните ?- «Это вам за пацанов…!» А Магомед Нурбагандов ? Помните ? – «..Работайте братья..». А Александр Прохоренко ? –«Вызываю огонь на себя» .


Роман Николаевич Филипов
Магомед Нурбагандов
Александр Прохоренко
И таких имен очень много. Вот кто истинная элита. Да только мы с вами привыкли считать элитой клоунов и болтунов. Что вы не такие ? Да ну ладно. Когда вы последний раз интересовались такими людьми? А когда в последний раз смаковали какой-нибудь скандал со «светской львицей»? …….. Вот и я о чем……

Только вот какое будущее у страны с такой типа «элитой»?….. Знаете очень хорошие стихи написала Ирина Самарина:

Люди дешевеют, вещи дорожают…

Просто бездуховность в мире процветает.

Уточкою губы, «селфи» с голым задом…

Были бы финансы… Доброты не надо…

Мимо инвалидов и котов облезлых

Едет модный перец с фейсом бесполезным…

У него стабильность… Папа в депутатах

И диплом не хилый… Он учился в Штатах.

Кто-то за идею и семью воюет…

Кто-то из генштаба званьями торгует…

Звёзды на погонах за продажу пленных,

Но они дешевле слёз обыкновенных…

Горе-командиру вдруг «героя» дали,

Чтоб в котле и дальше те своих бросали…

Чтобы брат на брата за авто и дачу…

Кто в бою бесплатно – жизнь отдал на сдачу…

Продаются кресла, галстуки, портфели,

Новости в газетах и большие цели…

Отыщите совесть за вознагражденье.

Курс души обвален за одно мгновенье…

Ненависть затмила в людях состраданье.

Главная задача – просто выживанье…

То, за что боролись – оказалось бредом…

Как в войне с собою одержать победу?

Только смех детишек возвращает к Богу,

Ведь войною к миру не найти дорогу…

Небо смотрит сверху и от слёз седеет…

Вещи дорожают… Люди дешевеют…

( ссылка на автора стихотворения https://www.stihi.ru/avtor/labirint1)

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *