Как вы понимаете призыв берегите в себе человека – «Берегите в себе человека!» (по произведениям А. П. Чехова) | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Конспект урока по литературе «Берегите в себе человека» (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»).

Тема: «Берегите в себе человека!»

(по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Цель урока: проследить процесс духовной капитуляции человека перед темными сторонами жизни.

Задачи:

  • создать условия для творческого осмысления учащимися рассказа «Ионыч», развития умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей;

  • раскрыть и углубить представление учащихся о нравственных принципах в творчестве А.П.Чехова, раскрыть ценность рассказа;

  • воспитывать качества сильной личности, способной бороться с пошлостью и мещанством, стремящейся к личному и общественному прогрессу, имеющей активную жизненную позицию.

Тип урока: урок обобщения знаний, полученных в ходе самостоятельной работы с текстом.

Оборудование:

презентация, тексты рассказа, аудиозапись песни К. Никольского «Я сам из тех…»

Ход урока

1.Орг.момент

Вступительное слово учителя

Здравствуйте!

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность.

Антон Павлович Чехов… Человек, который сам горячо любил жизнь и хотел, чтобы жизнь всех людей была одухотворенной, свободной и счастливой, чтобы у каждого человека были высокие жизненные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя, избавлялся от недостатков: «Каждый день выдавливаю из себя раба». Или — «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорил он устами одного из своих героев. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знал его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым, честным характером, желанием как можно больше сделать в жизни.

До конца своего короткого века, зная, что смертельно болен, Антон Павлович учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком во всем. Он был врагом умственной лени, пошлости, мещанства. Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал от того, что в паутине обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений.

2. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на рассказе А.П. Чехова «Ионыч», рассказ был дан в качестве самостоятельного домашнего чтения. Но прежде чем, мы начнем работать над анализом произведения, мы выполним мини-тест на знание текста. (слайд 2-5)

Занесите в тетрадь первые заработанные вами баллы.

3. Объявление темы урока

С одной задачей вы справились. А теперь в тетрадях запишите тему сегодняшнего урока:

«Берегите в себе человека!»

(по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») (слайд 6)

4. Мотивация

Человек, по определению, рождён для счастья, но каким его, это счастье, видит каждый из нас? Существует такая легенда:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

То есть, по замыслу Господа, наше счастье – в наших руках. Сегодня мы с вами должны понять и оценить, как распорядился своим куском глины, или своей жизнью, ещё один чеховский герой, определить для себя нравственные жизненные приоритеты, научиться видеть чужие ошибки, чтобы избежать своих.

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова выдающихся людей, и эти слова весьма созвучны многим чеховским рассказам, и, конечно, жизни нашего героя

(слайд 7):

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет
в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

Н.В. Гоголь « Мертвые души»

Давайте знакомиться с героем!

4. Работа над темой урока

— Переходим к тексту рассказа. (Анализ текста рассказа «Ионыч»).

Какова его композиция? Что такое композиция? 

Композиция (от лат. compositio – сложение, состав, compono – cлагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении») (слайд 8)

Композиция проста: рассказ состоит из пяти 5 глав, каждая из которых имеет свою микротему и раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев (в первых главах) и “просто Ионыч” (в последней). Почему и как это происходит – вам и предстоит выяснить. Микротемы глав раскрываются по-чеховски – повторением художественных деталей.

— Что такое художественная деталь?

(Художественная деталь — подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.) (слайд 9)

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.

— Давайте составим эту символическую лестницу и выясним, куда она привела нашего героя. Первую ступеньку мы уже можем нарисовать.

Заполняется первая ступень

Запись: «Весна жизни.

Цель — помогать страдальцам, служить народу, трудиться; лечил бесплатно, был добр к больным, внимателен; доктор Дмитрий Ионыч Старцев»)

— Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.

Словарная работа:

Земский – это значит участковый врач в дореволюционной России.

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев.

1 этап : «Среда обитания». (слайд 10 )

Город «С» и его обитатели

1) В каком городе происходит действие? (В городе «С»).

2) Почему такое название? (Описанный мещанский уклад жизни был свойствен многим городам

).

3) Чем был известен город «С»? (Есть библиотека, театр, клуб, устраиваются балы, живут интересные талантливые люди).

4) Иронизирует ли Чехов, называя этот город культурным?

(да, т.к. театр бездарен и пошл, в клубе интересы примитивны и ничтожны, книг никто не читает, духовная жизнь так называемых культурных семьях самообман, фикция).

5) Что представляет собой семья Туркиных? ( слайд 11)

• Иван Петрович – позерство, глупость, неправильно произносит слова, считая это оригинальным: «большинский», «покорчило вас благодарю», «бонжурьте», «не имеете никакого римского права» и другие повторяющиеся плоские шутки.

• Вера Иосифовна – примитивное кокетство; ее талант – графоманство: пишет бездарные романы о том, чего не бывает в жизни и охотно «угощает» ими гостей.

• Катерина Ивановна (Котик) – наивность, думает, что она пианистка; легкомысленность: читала серьезный роман Писемского, а впечатление осталось только от отчества писателя Феофилактыч – которое показалось ей смешным; кокетство: назначает свидание Старцеву на кладбище и не приходит и др.

Ее талант – игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой – «вбить клавиши внутрь рояля».

Детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится песня «Лучинушка» — песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых слов извержений Веры Иосифовны.

Вывод: (слайд 11)

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей: прием гостей, чаепития, карты, бесплодные разговоры.

«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Запись на ступеньке: «Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала. Не способен ей противиться»

— Практически ни один герой классической русской литературы не избежал испытания великим чувством – любовью. Как это испытание прошел Ионыч? И прошел ли?

2 этап: «Ох, уж эта любовь…» (Взаимоотношения Старцева и Котика).

(слайд 16)

1) Первые впечатления о Екатерине Ивановне.

2) Любовь Старцева к Котику расцветает с каждым днем, как расцветает и он сам. Голова полна высоких стремлений, а сердце полно любви. Влюбленный, он ищет встреч с девушкой, сердечных разговоров. Его слова: «умоляю Вас», «не мучайте меня», «если бы Вы знали, какое это страдание» — говорят о силе чувств молодого человека. Как, кажется, несовместимы чувства Старцева с заплесневевшими чувствами мещанского общества. Ослепленный любовью, Старцев не мог понять, что перед ним самая заурядная девушка, и расточал перед ней сокровища своего ума и сердца. Старцев собирается объясниться, но девушка приглашает его на свидание на кладбище.

3) «Старцев на кладбище». (слайд 14)

Чтение фрагмента

Кладбище – особый мир, где все овеяно тайной. Мысли о вечном покое сменяются картинами страстной любви. Но слаб и недолговечен этот порыв. Вспышка чувств угасает вместе с лунным светом как мираж: луна спряталась, вокруг потемнело, потемнело и в душе Старцева. И нам становится жаль его.

4) Символом чего становится образ кладбища в рассказе?

(Читатель понимает, что чувства Старцева обречены: «я устал», «ох, не надо бы полнеть»)

5) Об этом знаем мы, читатели, но Старцев еще надеется. Поэтому едет делать предложение Котику. О чем он думает? О любви?

Кто бы мог подумать, что после пережитого на кладбище, он будет думать: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? … Ну, что ж? Дадут приданое, заведем обстановку…» Будет рассчитывать, прикидывать…

Чехов дает понять, что любовь обречена: где расчет, богатство – там нет любви. Как деградирует любовь: вначале чувства в саду, затем на кладбище, а теперь – объяснение в шумном клубе, среди людей.

6) Как приняла предложение Екатерина Ивановна?

Отказом во имя блестящей цели – стать пианисткой.

Воспитание в семье Туркиных не могло развить в ней чувства самопожертвования. И нравственная слабость Старцева загасила любовь.

7) Что произошло в момент последней встречи Старцева с Котиком?

Котик говорила о своих чувствах. «Огонек все разгорался в душе Старцева, но вскоре потух… «А хорошо, что я тогда не женился…» И уже никогда не бывал в доме Туркиных.

Вывод: (слайд 15)

Вначале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. Но любовь не способна спасти героя от падения….

А была ли настоящая любовь?

Запись на ступеньке :«Любовь пугает его, она не способна отвлечь его от практической стороны дела. А была ли любовь?»

Но одна лишь среда и несостоявшаяся любовь не могут так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства.

3 этап: «От Старцева – к Ионычу». (слайд 18)

1) Кто такой Старцев? (Земский участковый врач).

2) Что узнаем в начале рассказа?

Он молод (ему 24-25 лет, т.к. он закончил университет, работает), здоров, весел, полон надежд, ожидания счастья. Полностью отдается любимому делу.

принял приглашение Туркиных зимой, а приехал – весной. Зимой много больных, и Старцев на первое место поставил работу, а потом – развлечение.

«И вот весной, в праздник… он решил сходить к Туркиным». Весенний день наполняет его счастьем, бодрит. Полный радости он поет романс А.Дельвига «Элегия»

3) Почему этот романс поет Старцев?

(Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

4) Какое впечатление произвела на Старцева семья Туркиных?

На Старцева обрушивается поток любезностей и плоских шуток. И все же Старцеву было «приятно, удобно» слушать «остроты» хозяина, «большинский» роман Веры Иосифовны и даже игру Котика на рояле. Старцев поддается общему настроению. И хотя в образе присутствует весна, запах сирени, упоение, восторг от встречи с красивой девушкой, мы начинаем ощущать тревожные нотки, чувствуя, что главный герой, не сопротивляясь, погружается во власть мещанской атмосферы. Пошлость постепенно завораживает его, лишает сил сопротивляться.

5) «Прошло больше года». Что произошло в жизни Старцева?

Старцев не бывал у Туркиных, поглощенный работой и, приехав по приглашению как врач, «стал бывать у Туркиных часто, очень часто». Налицо любовная завязка.

Начинается и восходящая линия благополучия доктора. Растет его репутация. «У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон».

6) Что же произошло со Старцевым?

За четыре года он растерял все, что отличало его от обывателей, ездил «уже не на паре, а на тройке с бубенчиками», «пополнел, раздобрел, страдал одышкой». Он ни с кем не сходился близко, избегал таких развлечений, как театр и концерты, Любил поесть и с удовольствием играл в «винт». Самое любимое занятие – считать деньги по вечерам. Его прозвали «поляк надутый». Горожане раздражали его, и вся беда в том, что Старцев терпел их, смирялся. Мещанские потребности сближают его с обывателями.

7) Чем заканчивается история о Старцеве?

Жизнь Старцева лишена событий. «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким. Он стал раздражительным. Свою энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему не нужны. Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

(слайд 21)

Был талант, были чувства, было счастье. Был талантливый доктор Старцев. А теперь алчность, обжорство, тупость. А теперь Ионыч.

«Вот и все, что можно сказать про него».

Вывод: высокая цель, любимая работа не стали основой жизни для героя. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее.

Запись на ступени: «Умирание человека при жизни, духовно и морально опустошен. Деградация»

— Что такое деградация?

Деградация – постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств; упадок. (Деградация искусства, деградация почв, деградация человека.) (слайд 20)

Запись на последней ступеньке: «Духовно слаб. Не смог уберечь в себе человека. Ионыч»

— Слово учителя:

Вот так за несколько лет молодой, энергичный врач, посвящающий себя полностью работе, интересующийся искусством, театром, превращается в скучного обывателя, интересующегося только материальными ценностями.

Видимо, добрые мысли и чувства Старцева были довольно нестойкими, если он не смог противостоять окружающей его действительности.

Одной из важнейших тем для А.П. Чехова является тема нравственной ответственности человека за все, что происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды, выстоять.

Рассказ заставляет задуматься о самом главном – о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.

Есть ли в современной нам жизни люди, подобные или похожие на Старцева?

Послушайте песню Константина Никольского и ответьте на вопросы: (аудиозапись песни К. Никольского «Я сам из тех…»)

1) Чем похожи герой песни и Старцев?

2) В чем их отличие? А кто, на Ваш взгляд, лучше?

(звучит аудиозапись песни «Я сам из тех…»)

— Высказывания учащихся.

— Слово учителя:

Начав урок с притчи, я хочу притчей его и закончить: (слайд 22)

Притча о зеркале

Наставник подвел ученика к окну и спросил:

— Что ты видишь?

— О, я вижу бездонное небо, белоснежные облака, зеленую траву, яркие цветы на клумбе…

Затем наставник подвел ученика к зеркалу и снова спросил:

— Что ты видишь?

— Себя.

— А еще?

Ученик пристально всматривался в зеркало:

— Себя.

— А, может быть, еще что-то?

— Да, нет. Только себя вижу.

— Запомни, — сказал наставник, — если смотришь в чистое стекло, ты видишь всю красоту мира, которая радует твое сердце, делает счастливым, но стоит к стеклу добавить ложку серебра — и она станет зеркалом, ты ничего, кроме себя, не увидишь.

Слово учителя

— Желаю Вам, ребята, смотреть на мир через чистое стекло, чтобы видеть то, что радует, делает нас и себя богаче и духовнее, чтобы сребролюбие не искажало Вашего отношения к жизни, чтобы каждый сумел понять, что такое настоящее счастье. А для этого:

«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» А.П. Чехов. (слайд 23)

5. Итог урока

Материальное никогда не сделает человека действительно счастливым. Это не раз доказано самой жизнью.

  • Чему нас учит рассказ «Ионыч», ведь герой отрицательный?

  • Как же не стать нам Ионычами? Что делать, как жить?

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям: (слайд 24)

  • не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды;

  • вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам;

  • не предавайте светлых идеалов молодости;

  • не предавайте любви;

  • берегите в себе человека!

Желаю вам, чтобы с вашей душой не произошло то, что случилось с душой Старцева.

«Какое наслаждение — уважать человека!» — писал А. П. Чехов.

Чтобы наслаждение не утерять – надо беречь в себе человека! (слайд 25)

Домашнее задание: (слайд 26)

1.Сочинение – миниатюра «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?»

2. Чтение рассказов: «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

Приложения к уроку

Кейс для работы 1 группы

«Среда обитания»

Проблемный вопрос: В какую среду попал молодой, подающий надежды земский врач Дмитрий Ионыч Старцев и как она повлияла на его мироощущение и личностные устремления?

1. В каком городе происходит действие? (В городе «С»).

2. Почему такое название? (Описанный мещанский уклад жизни был свойствен многим городам).

3. Чем был известен город «С»? (Есть библиотека, театр, клуб, устраиваются балы, живут интересные талантливые люди).

4. Иронизирует ли Чехов, называя этот город культурным? (Добавляют учащиеся 4-й группы: да, т.к. театр бездарен и пошл, в клубе интересы примитивны и ничтожны, книг никто не читает, духовная жизнь так называемых культурных семьях самообман, фикция).

5. Что представляет собой семья Туркиных?

  • Иван Петрович – позерство, глупость, неправильно произносит слова, считая это оригинальным: «большинский», «покорчило вас благодарю», «бонжурьте», «не имеете никакого римского права» и другие повторяющиеся плоские шутки.

  • Вера Иосифовна – примитивное кокетство; ее талант – графоманство: пишет бездарные романы о том, чего не бывает в жизни и охотно «угощает» ими гостей.

  • Катерина Ивановна (Котик) – наивность, думает, что она пианистка; легкомысленность: читала серьезный роман Писемского, а впечатление осталось только от отчества писателя Феофилактыч – которое показалось ей смешным; кокетство: назначает свидание Старцеву на кладбище и не приходит и др.

Ее талант – игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой – «вбить клавиши внутрь рояля».

Добавляют учащиеся 4-ей группы: детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится песня «Лучинушка» — песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых словоизвержений Веры Иосифовны.

Иван

Петрович

Туркин

Милость Божья

Каменный

Вера

Иосифовна

Туркина

Вера

Прибавление (жена своего мужа)

Екатерина

Ивановна

Туркина

Чистая, непорочная

ВЫВОД:

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей: прием гостей, чаепития, карты, бесплодные разговоры.

«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город?».

Человека создает сопротивление окружающей среде. (А. М. Горький)

Запись на ступеньке в презентации: «Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала. Не способен ей противиться»

Кейс для работы 2 группы

«Ох, уж эта любовь…»

Проблемный вопрос: прошёл ли герой испытание любовью?

1) Первые впечатления о Екатерине Ивановне.

2) Любовь Старцева к Котику расцветает с каждым днем, как расцветает и он сам. Голова полна высоких стремлений, а сердце полно любви. Влюбленный, он ищет встреч с девушкой, сердечных разговоров. Его слова: «умоляю Вас», «не мучайте меня», «если бы Вы знали, какое это страдание» — говорят о силе чувств молодого человека. Как, кажется, несовместимы чувства Старцева с заплесневевшими чувствами мещанского общества. Ослепленный любовью, Старцев не мог понять, что перед ним самая заурядная девушка, и расточал перед ней сокровища своего ума и сердца. Старцев собирается объясниться, но девушка приглашает его на свидание на кладбище.

3) «Старцев на кладбище». Суть комментария.

Кладбище – особый мир, где все овеяно тайной. Мысли о вечном покое сменяются картинами страстной любви. Но слаб и недолговечен этот порыв. Вспышка чувств угасает вместе с лунным светом как мираж: луна спряталась, вокруг потемнело, потемнело и в душе Старцева. И нам становится жаль его.

4) Почему свидание было назначено именно на кладбище?

Читатель понимает, что чувства Старцева обречены: «я устал», «ох, не надо бы полнеть».

5) Об этом знаем мы, читатели, но Старцев еще надеется. Поэтому едет делать предложение Котику. О чем он думает? О любви?

Кто бы мог подумать, что после пережитого на кладбище, он будет думать: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? … Ну, что ж? Дадут приданое, заведем обстановку…» Будет рассчитывать, прикидывать…

Дополнение 4-й гр.: Чехов дает понять, что любовь обречена: где расчет, богатство – там нет любви. Как деградирует любовь: вначале чувства в саду, затем на кладбище, а теперь – объяснение в шумном клубе, среди людей.

6) Как приняла предложение Екатерина Ивановна?

Отказом во имя блестящей цели – стать пианисткой.

Воспитание в семье Туркиных не могло развить в ней чувства самопожертвования. И нравственная слабость Старцева загасила любовь.

7) Что произошло в момент последней встречи Старцева с Котиком?

Котик говорила о своих чувствах. «Огонек все разгорался в душе Старцева, но вскоре потух… «А хорошо, что я тогда не женился…» И уже никогда не бывал в доме Туркиных.

Вывод:

Вначале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. Но любовь не способна спасти героя от падения….

А была ли настоящая любовь?

Любовь, едва возникнув, уже пугает его, она не мешает ему думать о практической стороне. «А приданого они дадут, должно быть, немало»,- рассуждает якобы влюблённый человек.

Запись на ступеньке в презентации: «Любовь пугает его, она не способна отвлечь его от практической стороны дела. А была ли любовь?

Кейс для работы 3 группы

«От Дмитрия Ионыча Старцева к Ионычу»

Проблемный вопрос: что стало причиной нравственного падения, уродливой метаморфозы Дмитрия Ионыча Старцева? Где произошла окончательная метаморфоза? Где Дмитрий Ионыч бесповоротно превратился в Ионыча? (Монолог на кладбище)

Дмитрий

Ионыч

Старцев

Плодородный

Голубь

Старость, старец

  1. Кто такой Старцев? (Земский участковый врач).

  2. Что узнаем в начале рассказа? (Он молод (ему 24-25 лет, т.к. он закончил университет, работает), здоров, весел, полон надежд, ожидания счастья. Полностью отдается любимому делу). Добавляет деталь 2-я гр.: принял приглашение Туркиных зимой, а приехал – весной. Зимой много больных, и Старцев на первое место поставил работу, а потом – развлечение.

  3. «И вот весной, в праздник… он решил сходить к Туркиным». Весенний день наполняет его счастьем, бодрит. Полный радости он поет. (романс А.Дельвига («Элегия»)

  4. Почему этот романс поет Старцев? (4 гр. Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

  5. Какое впечатление произвела на Старцева семья Туркиных. (На Старцева обрушивается поток любезностей и плоских шуток. И все же Старцеву было «приятно, удобно» слушать «остроты» хозяина, «большинский» роман Веры Иосифовны и даже игру Котика на рояле. Старцев поддается общему настроению. И хотя в образе присутствует весна, запах сирени, упоение, восторг от встречи с красивой девушкой, мы начинаем ощущать тревожные нотки, чувствуя, что главный герой, не сопротивляясь, погружается во власть мещанской атмосферы. Пошлость постепенно завораживает его, лишает сил сопротивляться)

  6. «Прошло больше года». Что произошло в жизни Старцева? (Старцев не бывал у Туркиных, поглощенный работой и, приехав по приглашению как врач, «стал бывать у Туркиных часто, очень часто». Налицо любовная завязка.)

  7. Дополнение 4 гр.: начинается и восходящая линия благополучия доктора. Растет его репутация. «У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон».

  8. Что же произошло со Старцевым? (За четыре года он растерял все, что отличало его от обывателей, ездил «уже не на паре, а на тройке с бубенчиками» (дополнение 4-й группы), «пополнел, раздобрел, страдал одышкой». Он ни с кем не сходился близко, избегал таких развлечений, как театр и концерты, Любил поесть и с удовольствием играл в «винт». Самое любимое занятие – считать деньги по вечерам. Его прозвали «поляк надутый». Горожане раздражали его, и вся беда в том, что Старцев терпел их, смирялся. Мещанские потребности сближают его с обывателями)

  9. Чем заканчивается история о Старцеве? (Жизнь Старцева лишена событий. «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким. Он стал раздражительным. Свою энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему не нужны. Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует)

Был талант, были чувства, было счастье. Был талантливый доктор Старцев. А теперь алчность, обжорство, тупость. А теперь Ионыч. «Вот и все, что можно сказать про него».

Вывод: высокая цель, любимая работа не стали основой жизни для героя. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее.

Запись на ступени в презентации: «Умирание человека при жизни, духовно и морально опустошен. Деградация».

Кейс для работы 4 группы

«Авторская деталь»

Дополнения к ответам групп 1-3:

Город, в который попал Старцев;

Семья Туркиных (имена)

Иван

Петрович

Туркин

Милость Божья

Каменный

Вера

Иосифовна

Туркина

Вера

Прибавление (жена своего мужа)

Екатерина

Ивановна

Туркина

Чистая, непорочная

Турками на Руси называли людей, которые были не похожи на всех остальных.

Талант Катерины Ивановны – игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой – «вбить клавиши внутрь рояля».

  • детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

  • Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится

запах жареного лука, песня «Лучинушка» — песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых словоизвержений Веры Иосифовны.

Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и Старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть! «Я устал…» жить(?)

Поёт…Почему этот романс поет Старцев? (4 гр. Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

Детали по всему пути Старцева (1-5 главы)

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Постепенно его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он живёт, как все в этом городе. Он размышляет о своей бессмысленной жизни: «Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов. Которых я терпеть не могу. Что хорошего?»

Вывод: детали в чеховских произведениях имеют колоссальное, иногда решающее значение в оценке образов и обстоятельств…

Лист – помощник

Тема. «Берегите в себе человека!» (Человеческая метаморфоза в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»)

Эпиграф к уроку: …до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!Н.В. Гоголь

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт.Сенека Луций Анней (Младший)

Жанр произведения: рассказ.

Год создания: 1898

Главные герои: Дмитрий Ионыч Старцев (Ионыч), семья Туркиных (Иван Петрович, Вера Иосифовна, Катерина Ивановна)

Главная задача урока: проследить жизненный путь главного героя, понять суть и причины произошедшей с ним метаморфозы и сделать соответствующие выводы; оценить мастерство А.П. Чехова в обрисовке характеров и обстоятельств, их сформировавших.

Словарь:

Метаморфоза – видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций; полная, совершенная перемена, изменение.

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

Деградация – постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств; упадок. (Деградация искусства, деградация почв, деградация человека.)

Пошлый – низкий в нравственном отношении, лишенный идейных интересов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.

Мещане – люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, остановившиеся в своем развитии.

Обыватель – человек, живущий мелкими, личными интересами.

Конформизм – пассивное принятие существующего порядка, соглашательство.

Теория литературы:

Композиция (от лат. compositio – сложение, состав, compono – cлагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

Художественная деталь — подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.

Сравните:

Герой в начале рассказа

Герой в конце рассказа

Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель — помогать страдальцам, служить народу, трудиться; лечил бесплатно, был добр к больным, внимателен; доктор Дмитрий Ионыч Старцев.

Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдает одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки, кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует; просто Ионыч.

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям:

  • не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды;

  • вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам;

  • не предавайте светлых идеалов молодости;

  • не предавайте любви;

  • берегите в себе человека!

Домашнее задание:

Синквейн (структура)

I строка

Одно ключевое слово, предложение.

II строка

Прилагательные, характеризующие I строку.

III строка

Глаголы, действия.

IV строка

Выражение своего отношения к информации, полученной на уроке.

V строка

Выражение своих чувств, мыслей.

  • прочитать рассказы А.П. Чехова: «Попрыгунья», «Дама с собачкой»,

«Дом с мезонином».

Лист оценивания

учени___ 11-А класса

______________________________

п/п

Вид работы

Балл

1.

Литературный диктант

(взаимооценка)

2.

Выполнение индивидуального задания

3.

Участие в работе группы

(самооценка)

4.

Работа на уроке

(самооценка)

Средний балл

 

 

 

«Берегите в себе человека!» (по произведениям А. П. Чехова) | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

В человеке все должно

быть прекрасно…

А. П. Чехов

Есть писатели — художники, под пером которых оживают яркие, пронизанные солнцем пейзажи, возникают выпуклые, живые фигуры. Есть творцы музыки сло­ва, когда хочется читать вслух, наслаждаясь музыкальностью фразы, ее необыч­ной звукописью. Есть конструкторы, цель которых — выстроить необыкновенно сложный сюжет, с запутанной интригой. Есть великие моралисты и учителя.

А вот Антона Павловича Чехова я представляю врачом. Доктором не только по медицинскому образованию, но и по таланту. По призванию вскрывать человечес­кие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.

Кредо писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Этим и объясняется ненависть Чехова к любому убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности — умственной и нравственной.

Скрупулезно, точно, как в истории болезни, описывает Чехов деградацию док­тора Старцева в рассказе «Ионыч».

Мы видим, как шаг за шагом добросовестный земский врач, интеллигентный, думающий человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, который видит уже не больных, а «разноцветные бумажки», и пересчитывает их по вечерам, приобретая уже не новых знакомых и книги, а недвижимость. Соб­ственно говоря, его романтическая любовь к Котику закончилась еще до отказа девушки выйти за него замуж. Она закончилась в тот момент, когда в голове Стар­цева промелькнула мысль: «А приданого дадут, должно быть, немало!»

И вот результат — вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось — «Ионыч», скорее напоминает кличку.

Учитель греческого языка Беликов —- человек в футляре, ходячий циркуляр «как бы чего не вышло» — замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни. Вро­де вспыхнула, разгорелась в нем искорка — влюбился, даже поговаривал о семей­ной жизни. Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненуж­ный барьер условностей — и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского — уча­сток земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену. Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.

Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, «тоже похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает «тяже­лое чувство, близкое к отчаянию». Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.

Прав Чехов, человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и осо­бенности своего свободного духа».

Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, опре­деляющее во многом его путь.

Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим». И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись пере­мен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле». Материал с сайта //iEssay.ru

Лечение затруднено, когда больной сам опускает руки. Болезнь отступает, если человек активно борется с ней. Герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсег­да погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие условной чуждой им жизнью вдруг просыпаются для новой жизни. «Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих двух любящих, мы верим, что они смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас.

Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям. Так, уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное — создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть, Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям.

«Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень доб­рый Антон Павлович Чехов, прививая своими книгами вакцину от ограниченнос­ти, пошлости и злобы. И пусть слова, пережившие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

На этой странице материал по темам:
  • как вы понимаете призыв:»берегите в себе человека?»
  • собака похожая на свинью кухарка тоже похожая на свинью
  • сочинение на тему берегите в себе доброе имя человека
  • как я понимаю призыв чехова берегите в себе человека
  • реферат на тему берегите китов

«Берегите в себе ЧЕЛОВЕКА!»: 30 бессмертных цитат Антона Павловича Чехова

«Чехов – писатель гениальный. Это бесспорно. Но из уважения к его исключительной скромности никто из людей, писавших о нем, не сказал об этом прямо. Даже после смерти Чехова мы стесняемся об этом говорить, чтобы не рассердить его. Сам Чехов наложил запрет на это слово. Чехов был скромен, как может быть скромным только подлинно великий человек. Он не терпел чванства, спеси, хвастовства. Чехов был добр и гуманен как писатель. Пожалуй, нет в нашей литературе другого человека, который бы с большим доброжелательством относился к людям, страдал за них и стремился им помочь.» (Константин Паустовский)

29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов — великий классик литературы и великий гуманист. «Берегите в себе Человека» — вот, пожалуй, основной лейтмотив его творчества. И сегодня мы часто обращаемся к Чехову в поисках ответа на самые животрепещущие вопросы.

«Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.

Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

Только в беде люди могут понять, как не легко быть хозяином своих чувств и мыслей.

Мы были молодые и глупые. Мы верили в магическое слово «потом». Никогда, никогда это «потом» не наступает.

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…

Между «есть бог» и «нет бога» лежит громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец.

Самое главное, самое главное — не унижай своего близкого. Лучше сказать: «Ангел мой!», а не «Дурак»

Пока я не любил, я… тоже отлично знал, что такое любовь.

Никакой красотой женщина не может заплатить мужу за свою пустоту.

Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.

Женщины мечтают иметь узкую ступню, но жить на широкую ногу.

Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу

Посмотришь на иное создание — миллион восторгов, а заглянешь в душу — обыкновенный крокодил.

Если не знаешь, что испытываешь к человеку — закрой глаза и представь: его нет. Нигде. Не было и не будет. Тогда всё станет ясно.

Серьёзность человека, обладающего чувством юмора, в сто раз серьёзней серьёзности серьёзного человека.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.

Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.

Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.

«Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.

Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом.

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Прав тот, кто искренен.

Берегите в себе ЧЕЛОВЕКА!

25 бодрящих ум цитат Чехова

«Как-то странно и в газетах, и в обществе; вранья много, курс упал, интерес ко всему, кроме войны, иссяк у общества», — Антон Чехов (1904 год).

Персона

Автор Редакция На чтение 3 мин. Просмотров 3.5k. Опубликовано

Антон Павлович Чехов ценил лаконичность и остроумие. Он буквально писал афоризмами. Многие его цитаты настолько прочно вошли в обиход, что стали «народными». Например: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».  А вот знаменитые фразы «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить» или «Краткость — сестра таланта» мы спустя десятилетия по-прежнему ассоциируем с Антоном Павловичем.

«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен», – писал Чехов. Он был «художником с минимальным стилистическим инструментарием», но за его лаконичностью всегда стояла кропотливая работа.

В коротких цитатах Чехова необычайная глубина. Предлагаем вспомнить несколько неустаревающих, бодрящих ум высказываний писателя.

  1. Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
  2. Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
  3. Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.
  4. Берегите в себе человека.
  5. Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.
  6. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
  7. То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.
  8. Ты хочешь спросить, что такое жизнь? Лучше спроси, что такое морковка. Морковка — это морковка, и больше ничего о ней неизвестно.
  9. Не стоит мешать людям сходить с ума.
  10. Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
  11. Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-либо.
  12. Ну что ж, раздевайтесь, но слегка сопротивляйтесь.
  13. Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
  14. Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
  15. Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
  16. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
  17. Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это не правда.
  18. Верность — это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки.
  19. Встав из-за стола голодным — вы наелись; если вы встаете наевшись — вы переели; если встаете переевши — вы отравились.
  20. Честные не лгут, когда не нужно.
  21. Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк.
  22. Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.
  23. Был только раз счастлив! Под зонтиком.
  24. «Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
  25. Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

Сочинение на тему Берегите в себе человека! (по произведению А. П. Чехова Ионыч)

Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского «Ионыча»

Антона Павловича Чехова, известного писателя, создающего уникальные образы, нередко называют «доктором». Не только как медика по образованию, но и по художественному таланту, умению раскрывать человеческие слабость и безнравственность, выявлять с помощью литературы общественные недуги, излечивать их истинные причины.

Обстоятельно, точно, как бы историю заболевания пациента, выписывает Чехов этапы деградации земского врача Старцева в своем рассказе «Ионыч». Высокоинтеллигентная особа, добропорядочный лекарь, Дмитрий Ионыч Старцев преобразовывается в рядового стяжателя, пациентов уже не замечает, а увлечен исключительно «бумажками разноцветными». Он в вечерний час тщательно эти бумажки складывает и пересчитывает, приобретает теперь не книги, а недвижимость. И его искренние романтические чувства к Котику заканчивается еще раньше, чем девушка ответила на его предложение отказом. Они испарились тогда, когда Старцева начали донимать мысли: «Сколько же приданого я получу? Должно быть, немало!». Своим отказом девушка разбивает его сердце, он теряет смысл жизни и начинает – существовать. Он не видит красок жизни, вливается в скучную атмосферу городка. 

Чехов особо подчеркивает ужасающую деталь: герой теряет голос, здоровье, человеческий облик, но самое страшное – и собственное имя. Все, с чем он остался – «Ионыч», наименование, скорее даже кличка.

«Ионыч» – это авторское предупреждение человеку об угрозе потерять свое лицо. Мудрый писатель своим произведением как бы делает прививки от обыденности, злобы и ограниченности. «Берегите в себе человека» – следуя этому правилу, возможно обезопасить душу от разложения и опустошенности, которому подвергся Ионыч.

Другие сочинения:

Берегите в себе человека!

Несколько интересных сочинений

«Берегите в себе человека» ?»слова А. П. Чехова

Не делай из своего сердца дешевый отель. В нем появится, конечно, много постояльцев, которых привлечет цена. Но там будут плевать, бросать окурки, царапать стены. Сделай элитную квартиру, в которой могут поселиться только избранные и достойные. Которые не нагадят в вашем сердце, так как будут знать, какую цену пришлось заплатить, что бы его впустили…

Цените себя!

Ушедшему — скатерть на дорогу.
Пришедшему- гостеприимный дом.
Заблудшему- проводника в подмогу.
Нашедшему- сберечь всё целиком.
Незнавшему-познать все тайны знаний
Познавшему- подать другим урок.
Достигшему- медалей и признаний,
И не попасть в тщеславия поток.

Поющему- не спеть последней песни.
Молчавшему- успеть еще, сказать.
Живущему- да, избежать болезни,
А спящему- не долго мять кровать.
Прошедшему- забрать с собой печали.
Стать настоящему погожим днем.
Грядущему, чтоб ямы не мешали,
Идти вперёд лишь праведным путём.

Научитесь не замечать людей, которым Вы не нравитесь. Потому что люди, которым Вы не нравитесь, бывают двух типов: это либо глупцы, либо завистники. Глупцы через год Вас полюбят, а завистники сдохнут, так и не узнав секрет Вашего превосходства над ними.

© Джон Уилму

Когда меня ужалите жестоко,
Я не отвечу тем же… Я сильней!
Но суть пойму из данного урока
И вы уйдёте в память прошлых дней…

Я вас прощу и даже пожалею,
И с лёгкостью из сердца отпущу…
С обидой жить намного тяжелее.
Я лучше близких счастьем угощу…

И лучше злобу в сердце не копите,
Оставьте уголок для теплоты…
Бездомную дворнягу накормите
И отыщите детские мечты,

В которых вы без маски улыбались
И не кололи зависти иглой…
Вы где-то обожглись и вдруг сломались,
Ведь человек не мог родиться злой…

Но знайте, по заслугам воздаётся…
И если за спиной судили вновь,
То бумерангом всё назад вернётся,
А мне вернётся счастье и любовь…

Ирина Самарина-Лабиринт

МЫ ЖИВЕМ В ОЧЕНЬ СТРАННОМ МИРЕ.

Здесь слова давно имеют цену, но утратили ценность.

Даже поступки поставлены под сомнение.

Здесь верят во многое, но не доверяют никому.

В этом мире в ходу подмена понятий. Черно-белая гамма стала неотъемлемой частью повседневности.

Ложь здесь во имя счастья, а предательство — во имя дружбы.

Нас много, ежедневно мы становимся частью толпы, и чувствуем локти, взгляды и дыхание других. Но при этом еще острее ощущаем собственное одиночество.

Здесь не мечтают, а планируют.

Не сочувствуют, а проходят мимо.

Равнодушие стало одним из достоинств, а доброта считается слабостью.

Мы употребляем слова, о значении и происхождении которых даже не догадываемся.

«Знаю» теперь важнее, чем «чувствую».

В этом мире казаться счастливым становится более важно, нежели быть им.

Слово «понимаю» давно уже заменило понимание, как и слово «люблю» — любовь.

Здесь искренность не в цене, а умение лгать становится критерием успеха.

Понятие «дружба» приобрело множество оттенков, и утратило свой первоначальный смысл.

Странный мир… но В этом мире…живем МЫ.

Он кажется странным если только посмотреть на него со стороны, но не когда ты являешься его составляющим звеном…

Только выбор, как всегда, за нами.

«А вы разве не знаете, что у каждого свой сказочный мир?..»
(Мэри Поппинс)

«Чтобы озарять светом других —
надо носить солнце в себе…»

Я не помню… кто это сказал…
но эти слова заставляют задуматься… задуматься о многом…
На жизненном пути встречается… множество разных людей… они приходят и уходят… Лишь немногие остаются рядом…
С рождения, помимо души, в нас вкладывают, что-то необъяснимое, непонятное многим… это называется нашим огоньком… огнем жизни…
Однако время неумолимо бежит вперед …
В ком-то этот огонек угасает… так и не успев набрать силы… не успев разгореться…
Другие же превращают этот огонь в пламя…

Кого-то этот огонек сжигает изнутри… сжигает болью… дотла… оставив вместо души лишь осадок
сажи…
Других… наоборот… он двигает вперед… помогая добиваться поставленной цели…
А кто-то теплом своего огня согревает души близких и родных… заставляя их как можно чаще улыбаться и верить в то…. что это тепло может изменить мир…. чей-то мир…

Люди у которых… по каким либо причинам нет… или не хватает сил зажечь в себе этот огонек…. этот свет вновь — чувствуют…. и словно мотыльки слетаются на огонь… На огонь…. который горит в сердце… внутри другого человека…

Порой ты не замечаешь очевидного и лишь со временем понимаешь…. что человек который стал для тебя близким, на самом деле…. давно был рядом…
А бывает и так что…. он как гром средь ясного неба просто врывается в твою жизнь и ты уже не можешь с этим ничего поделать…

Другие оставляют память о себе навсегда … Это могут быть лучшие мгновенья в твоей жизни… за которые ты будешь безмерно благодарен судьбе…. до конца дней…

«Чтобы озарять светом других…
нужно носить солнце в себе»

Сочинение на тему: «Берегите в себе человека»

(по произведениям А. П. Чехова)

Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.

Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.

Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.

Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.

Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: «А приданого дадут, должно быть, немало!»

Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с «обширной практикой», разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что «Ионыч» — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.

Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходя — чий циркуляр «как бы чего не вышло», добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он «влюбился». Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что «малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий»…

Сохрани он в себе этот свет, не подумай: «Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю» — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.

Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского («Крыжовник ») — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.

И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, тоже «похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает «тяжелое чувство, близкое к от — чаянию».

Действительно, — человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле». А вот герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью («филолог, но служит в банке», «его женили», «не любит бывать дома», «никак не могла объяснить, где служит ее муж», знала только, что он по натуре «лакей»), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — «все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни». Они рядом, как очень близкие, родные люди, «оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.

Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие «душеньки», не «хамелеоны», меняющие свои мнения и взгляды, не «попрыгуньи», не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, —

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.