Была ли Ксантиппа сварливой женой? | Культура
Немного этимологии
Что означает имя Ксантиппа (Xanthippe) в переводе с древнегреческого? Обычно переводят «рыжеволосая», иногда даже «рыжая кобыла» (греч. xanthos — желтый, рыжий; hippos — лошадь, кобыла).
Кстати, в немецком языке существует так называемая ложно-этимологическая ассоциация имени Xanthippe с Zanktippe (от немецкого zanken — браниться, ругаться, ссориться).
За Ксантиппу обидно!..
Историки считают, что сведения о неуживчивом характере Ксантиппы недостоверны.
Один из самых авторитетных источников — «Воспоминания о Сократе» его ученика Ксенофонта (ок. 430−355 гг. до н.э.) — свидетельствует о Ксантиппе, как о любящей, заботливой жене и самоотверженной матери. О раздорах в семье «Сократовых» там нет ни слова.
Откуда же есть-пошла сварливость Ксантиппы? Как ни странно, к этому приложил руку всё тот же вышеуказанный Ксенофонт. В своем сочинении «Пир» Ксенофонт — в отличие от суперположительной характеристики Ксантиппы, данной им в своих «Воспоминаниях о Сократе», — называет Ксантиппу «самою несносною из женщин не только в настоящее время, но и в прошедшем и в будущем». В этом «сочинении» Ксенофонта Сократ на вопрос своего собеседника, философа Антисфена, что побудило его жениться на такой женщине, как Ксантиппа, отвечает: «Я наблюдаю, что люди, желающие стать опытными наездниками (вспомнили „рыжую кобылу“? — В.С.), выбирают себе не послушных, а необузданных лошадей. Они руководствуются при этом таким расчетом: если они смогут обуздать горячую лошадь, то с другими им нетрудно будет управиться.
Философы и историки происхождение этого диалога объясняют тем, что Антисфен был главою кинической (киники-циники!) философской школы, превозносившей мудрость Сократа выше всего прочего. Чтобы оттенить эту мудрость, понадобилось противопоставить Сократу антипода, контрастный характер, — для этого и была придумана сварливость его жены.
Традиция была создана. И после «Пира» Ксенофонта в риторских и философских школах Древней Греции прочно утвердилась «модная» тема для моральных и риторических экзерциций — сравнительная характеристика Сократа и Ксантиппы: ученики должны были «измышлять» диалоги между ними. Эти-то измышления и закрепили за исторической Ксантиппой не заслуженную ею характеристику…
…Так что не за державу обидно, а за Ксантиппу!. .
Теги: философы, Греция, философия, история, Ксенофонт
Ксантиппа — жена Сократа — ET
Фото: public domain/wikipedia
Самый знаменитый дельфийский оракул объявил этого человека мудрецом. Был задан конкретный вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?» Вот ответ оракула: «Мудр Софокл, мудрей Еврипид, но мудрее всех Сократ».
Развалины храма Аполлона в Дельфах, Греция; Сократ, бюст из музея Ватикана; Вид на развалины акрополя древних Афин. Фото: public domain/wikipedia
Сократ ничуть этому не удивился, но, как обычно, удивил других. Он произнёс слова, которые мир до сих пор помнит и часто цитирует: « Я-то знаю, что я ничего не знаю ». Правда, добавил: «А другие не знают и этого».
Все в Афинах узнавали этого нелепого с виду человека. Он, казалось бы, бесцельно бродил по улицам города. Одет бедно, внешность смешная: лысая голова с очень крутым лбом, широкий короткий нос, толстые губы. Иногда обращался к людям со странными вопросами, иногда обращались к нему.
И тут же собиралась толпа, чтобы послушать диалог со знаменитым Сократом, потому что разговоры всегда получались интересными и поучительными. Люди запоминали эти вопросы-ответы и старались записать.
Все афоризмы Сократа, которые нам известны — это записи его учеников и почитателей. Сам Сократ записей никаких не вёл. Считал, что от этого его память слабеет.
Как-то в Афинах оказался учёный знахарь, который по внешности мог определять характер и судьбу человека. Увидев Сократа, он дал такую характеристику: «Жаден, гневлив, развратен, не обуздан до бешенства». Афиняне возмутились — всё наоборот: добр, спокоен и даже невозмутим. Но сам Сократ, кротко улыбнувшись, сказал, что знахарь совершенно прав: «Да, гневлив и необуздан, но научился держать себя в руках».
1 — Сократ с учениками, Иоганн Фридрих Гройтер; 2 — Мудрость Сократа почиталась через века и у исламкских философов. Сократ с учениками в исламской трактовке. Фото:publik domain/wikipedia
Слово «обуздать» уже давно крутилось у многих афинян на уме, кто знал о семейной жизни уважаемого мудреца. Не зря его жену звали Ксантиппа, что переводится «рыжая кобылица». Она была намного моложе своего умного мужа. По мнению современников, боги просто за что-то наказали уважаемого философа, соединив его с такой женщиной.
Скандальная, требовательная, вспыльчивая и даже драчливая, Ксантиппа не давала покоя мужу. Друзья и ученики сочувствовали Сократу и задавали вопросы: как и зачем он терпит такую жену? На что философ отвечал: «Чтобы научиться управлять лошадью, я для тренировки выберу молодую и норовистую. Если справлюсь с такой — справлюсь с любой. Если научусь жить с Ксантиппой, значит, смогу общаться с самым сложным человеком». А Ксантиппе всё было не так, то есть у Сократа была постоянная возможность для опыта и самосовершенствования.
Но вот что интересно. Напомним, что Сократ не оставил никаких письменных свидетельств своих размышлений ни о жизни, ни о жене. Откуда же тогда мы знаем, что ему так не повезло в семейной жизни? Один и тот же автор, ученик Сократа Ксенофонт в воспоминаниях об учителе писал, что Ксантиппа была хорошей, любящей и заботливой женой, а в другом источнике выставлял её уже в виде ужасной скандалистки.
1— Статуя Сократа перед Афинской академией наук. 2 — Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк. Будучи учеником Сократа, стремился дать представление о его личности и учении в трудах: «Воспоминания о Сократе» (Ἀπομηονεύματα Σωκράτους) и «Апология Сократа» (Ἀπολογία Σωκράτους πρός τούς δικαστάς), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. Еще о Сократе он изложил весьма интересный трактат «Домострой» (другой перевод — «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящён изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. 3 — Говорят, что однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев. — После такой бури, — только и сказал на это мудрец, — можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя! Фото: public domain/wikipedia
Вот этот другой источник — своеобразный учебник ведения диалогов-споров. Вымышленный мудрец по имени Сократ ведёт словесную войну с глупым агрессивным человеком — женщиной Ксантиппой. Глупость нападает — мудрость даёт достойный отпор и побеждает. Ученики Сократа тоже сочиняли такие диалоги и записывали их. Вот эти диалоги и сохранились.
А нам, вероятно, надо помнить, что это вымышленные гипотетические споры умного человека с агрессивным глупцом. Со временем люди перестали обращать внимание на это противоречие в оценке жены Сократа, и образ Ксантиппы стал символом женской глупости, сварливости и агрессивности.
Имя Ксантиппы на века стало нарицательным для вечно недовольных жён. В современной психологии даже есть такой термин — «комплекс Ксантиппы». Считается, что вечное женское недовольство, желание скандалить и попрекать мужа объясняется наличием у женщины этого комплекса.
Афоризмы Сократа.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
Женишься ты или нет — всё равно раскаешься.
Женись несмотря ни на что. Попадётся хорошая жена — станешь исключением, попадётся плохая — станешь философом.
P. S. В отношении последнего афоризма: Сократ был признан мудрейшим из мудрейших ещё до женитьбы на Ксантиппе, так что всё-таки, наверно, у него были другие причины и предпосылки для этого.
Жена философа, Ксантиппа – SENTENTIAE ANTIQUAE
Также ее зовут Ксантиппа.— Карли Сильвер (@CarlyASilver) 13 мая 2016 г.
После краткого обсуждения шоу Netflix «Нерушимая Кимми Шмидт» в Твиттере сегодня утром я подумал о жене Сократа, Ксантиппе (один из персонажей носит ее имя ). Хотя у Платона* или Ксенофонта** она мало фигурирует, она становится стандартным персонажем в «Анекдотах» во время второй софистики. В большинстве случаев она действует как типичная землеройка, ворчащая и докучающая Сократу. По сути, она существует для того, чтобы позволить ему казаться великодушным и умным (что-то вроде стоического образа).
* В « Федоне » Платона она, кажется, усиливает пафос смерти философа.
** Ксенофонт Симпозиум показывает, что традиция характера Ксантиппы древняя:
И Антисфен сказал: «Сократ, хотя ты и веришь в это, почему бы тебе не «учить» Ксантиппу, а вместо этого терпеть самую подлую жену настоящего , прошлое и будущее!»
καὶ ὁ ᾿Αντισθένης, Πῶς οὖν, ἔφη, ὦ Σώκρατες, οὕτω γιγνώσκων οὐ καὶ σὺ παιδεύεις Ξανθίππην, ἀλλὰ χρῇ γυναικὶ τῶν οὐσῶν, οἶμαι δὲ καὶ τῶν γεγενημένων καὶ τῶν ἐσομένων χαλεπωτάτῃ;
Вот краткий выбор (их много, много других):
Плутарх De cohibenda ira
После того, как Сократ принес им астрапея с языком, Ксантип отплыл домой из Паладеса. — хлестнула и перевернула стол. Евтидем встал и ушел, сам охваченный гневом. Тогда Сократ сказал: «Не прилетела ли птица и не сделала ли то же самое вчера в вашем доме? Нас тогда не выпускали!»
τοῦ δὲ Σωκράτους ἐκπαλαίστρας παραλαβόντος τὸν Εὐθύδημον ἡ Ξανθίππη μετ’ ὀργῆς ἐπιστᾶσα καὶ λοιδορηθεῖσα τέλος ἀνέτρεψε τὴν τράπεζαν, ὁ δ’ Εὐθύδημος ἐξαναστὰς ἀπῄει περίλυπος γενόμενος• καὶ ὁ Σωκράτης ‘παρὰ σοὶ δ» εἶπεν ‘οὐ πρῴην ὄρνις τις εἰσπτᾶσα ταὐτὸ τοῦτ’ ἐποίησεν , ἡμεῖς δ’οὐκ ἠγανακτήσαμεν’;
Diogenes Laertius, Lives of the Eminent Philosophers 2.37
After Xanthippe mocked him and later poured water on him, Socrates said “Wasn’t I telling you that Xanthippe would гром и дождь? Когда Алкивиад заявил, что ее насмешки невыносимы, Сократ сказал: «Ну, я привык к ним, как если бы слушал постоянную машину. И ты тоже терпишь гудки. Когда Алкивиад ответил: «Гуси дают мне яйца и цыплят, — сказал Сократ, — а Ксантиппа дала мне детей».
Однажды, когда она сорвала с него даже плащ на базаре, и его друзья посоветовали ему защищаться руками, он сказал: «Конечно, так, когда мы будем бить друг друга, каждый из вас может корпеть «Хорошо, ударил, Сократ» и «Молодец, Ксантиппа!»».
Он сказал, что жил с грубой женщиной, как всадники ценят волевых лошадей. Он резюмировал: «Точно так же, как эти парни приходят править теми, а затем им легче с остальными, так и мне, привыкшему к Ксантиппе, легко с остальным человечеством».
πρὸς Ξανθίππην πρότερον μὲν λοιδοροῦσαν, ὕστερον δὲ καὶ περιχέασαν αὐτῷ, “οὐκ ἔλεγον,” εἶπεν, “ὅτι Ξανθίππη βροντῶσα καὶ ὕδωρ ποιήσει;” πρὸς ᾿Αλκιβιάδην εἰπόντα ὡς οὐκ ἀνεκτὴ ἡ Ξανθίππη λοιδοροῦσα, “ἀλλ’ ἔγωγ’,” ἔφη, «συνείθισμαι, καθαπερεὶ καὶ τροχιλίας ἀκούων συνεχές. καὶ σὺ μέν, εἶπε, «χηνῶν βοώντων ἀνέχῃ»; τοῦ Δὲ εἰπόντος, «ἀλλά μοι κ καὶ νεοτοὺς τίκαγι ε φ φ ень φ φ ень φ ~ φ φ ень φ ~ φ φ ень φ ~ ~ ~ φ φ ень φ ~ φ ень ἰ. ποτὲ αὐτῆς ἐν ἀγορᾷ καὶ θοἰμάτιον περιελομένης συνεβούλευον οἱ γνώριμοι χερσὶν ἀμύνασθαι• “νὴ Δί’,” εἶπεν, “ἵν’ ἡμῶν πυκτευόντων ἕκαστος ὑμῶν λέγῃ, εὖ Σώκρατες, εὖ Ξανθίππη;” ἔλεγε συνεῖναι τραχείᾳ γυναικὶ καθάπερ οἱ ἱππικοὶ θυμοειδέσιν ἵπποις.
Авл Геллий, Чердачные ночи 1.17
жилой дом. Сократ сказал: «Потому что, когда я терплю ее дома такой, какая она есть, я вырабатываю терпимость от упражнений, которая позволяет мне немного легче переносить оскорбления и несправедливости внешнего мира».
…Alcibiades demiratus interrogavit Socraten, quaenam ratio esset, cur mulierem tam acerbam domo non exigeret. 3 Quoniam, inquit Socrates, cum illam domi talem perpetior, insuesco et exerceor, ut ceterorum quoque foris petulantiam et iniuriam facilius feram.
Суда: с.в. troikhileas («шкивы или блоки и снасти»)
«Шкивы». Когда Алкивиад сказал, что клевета Ксантиппы невыносима, Сократ сказал: «Ну, я привык к этому, как если бы я слышал неутомимые машины».
Τροχιλέας: Σωκράτης πρὸς Ἀλκιβιάδην εἰπόντα, ὡς οὐκ ἀνεκτὴ ἡ Ξανθίππη λοιδοροῦσα: ἀλλ’ ἔγωγ’, ἔφη, συνείθισμαι καθαπερεὶ καὶ τροχιλέας ἀκούων συνεχές.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Ксантиппа (ок. 435 г. до н.э.) Предыстория и факты
Ксантиппа была женой древнегреческого философа Сократа. Она родилась около 435 г. до н.э. и была примерно на 35 лет моложе своего мужа. У нее было три сына от Сократа: Лампрокл, Софрониск и Менексен.
Семья Ксантиппы считается высокопоставленной. Одна из причин, подтверждающих это, заключается в том, что ее старший сын, Лампрокл, был назван в честь ее отца, а не Сократа. В древних Афинах был обычай называть старшего сына в честь более известного деда.
В «Федоне» Платона философ изображает Ксантиппу как послушную мать и жену. Она также была представлена в « Меморабилиях» Ксенофонта почти таким же образом, хотя в его « Симпозиуме» она была изображена как одна из женщин, с которыми труднее всего согласиться.
Впрочем, и с Сократом было нелегко, так как он любил усложнять простые разговоры. Кроме того, было известно, что он часто отсутствовал дома и участвовал в философских дискуссиях с другими афинянами. Но Сократ никогда не принимал от людей денег в обмен на эти философские изыскания. Для него философ должен заботиться только о достижении знания и истины. В результате его можно найти в «Апологии» Платона, жалующегося на то, что у него почти нет денег. Если Ксантиппа действительно происходила из зажиточной семьи, можно представить, что Сократ зависел от финансовой поддержки семьи Ксантиппы. Вдобавок ко всему этому Сократ признался, что любит человека — молодого и красивого полководца Алкивиада. В «Горгии» Платона Сократ сказал, что он был не только любителем философии, но и любовником Алкивиада, сына Клиния. В Древней Греции было обычным делом, когда два мужчины испытывали друг к другу романтическое влечение. Римский автор Элиан рассказывает, что, когда Алкивиад послал Сократу пирог, Ксантиппа неоднократно наступала на него.
Несмотря на то, что Сократ говорил, что женился на Ксантиппе из-за ее дерзкого характера, он редко возражал ей. Каждый раз, когда Ксантиппа бросалась на него в яростной словесной атаке, Сократ кротко уходил и садился на пороге.