Была ли Ксантиппа сварливой женой? | Культура
Немного этимологии
Что означает имя Ксантиппа (Xanthippe) в переводе с древнегреческого? Обычно переводят «рыжеволосая», иногда даже «рыжая кобыла» (греч. xanthos — желтый, рыжий; hippos — лошадь, кобыла).
Кстати, в немецком языке существует так называемая ложно-этимологическая ассоциация имени Xanthippe с Zanktippe (от немецкого zanken — браниться, ругаться, ссориться).
За Ксантиппу обидно!..
Историки считают, что сведения о неуживчивом характере Ксантиппы недостоверны.
Один из самых авторитетных источников — «Воспоминания о Сократе» его ученика Ксенофонта (ок. 430−355 гг. до н.э.) — свидетельствует о Ксантиппе, как о любящей, заботливой жене и самоотверженной матери. О раздорах в семье «Сократовых» там нет ни слова.
Откуда же есть-пошла сварливость Ксантиппы? Как ни странно, к этому приложил руку всё тот же вышеуказанный Ксенофонт. В своем сочинении «Пир» Ксенофонт — в отличие от суперположительной характеристики Ксантиппы, данной им в своих «Воспоминаниях о Сократе», — называет Ксантиппу «самою несносною из женщин не только в настоящее время, но и в прошедшем и в будущем». В этом «сочинении» Ксенофонта Сократ на вопрос своего собеседника, философа Антисфена, что побудило его жениться на такой женщине, как Ксантиппа, отвечает: «Я наблюдаю, что люди, желающие стать опытными наездниками (вспомнили „рыжую кобылу“? — В.С.), выбирают себе не послушных, а необузданных лошадей. Они руководствуются при этом таким расчетом: если они смогут обуздать горячую лошадь, то с другими им нетрудно будет управиться.
Так поступил и я: желая научиться обходиться с людьми, я женился на Ксантиппе, будучи уверен, что если я управлюсь с нею, то смогу легко общаться и с другими людьми».Философы и историки происхождение этого диалога объясняют тем, что Антисфен был главою кинической (киники-циники!) философской школы, превозносившей мудрость Сократа выше всего прочего. Чтобы оттенить эту мудрость, понадобилось противопоставить Сократу антипода, контрастный характер, — для этого и была придумана сварливость его жены.
Традиция была создана. И после «Пира» Ксенофонта в риторских и философских школах Древней Греции прочно утвердилась «модная» тема для моральных и риторических экзерциций — сравнительная характеристика Сократа и Ксантиппы: ученики должны были «измышлять» диалоги между ними. Эти-то измышления и закрепили за исторической Ксантиппой не заслуженную ею характеристику…
…Так что не за державу обидно, а за Ксантиппу!. .
Теги: философы, Греция, философия, история, Ксенофонт
Ксантиппа — жена Сократа — ET
Фото: public domain/wikipedia
Самый знаменитый дельфийский оракул объявил этого человека мудрецом. Был задан конкретный вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?» Вот ответ оракула: «Мудр Софокл, мудрей Еврипид, но мудрее всех Сократ».
Развалины храма Аполлона в Дельфах, Греция; Сократ, бюст из музея Ватикана; Вид на развалины акрополя древних Афин. Фото: public domain/wikipedia
Сократ ничуть этому не удивился, но, как обычно, удивил других. Он произнёс слова, которые мир до сих пор помнит и часто цитирует: « Я-то знаю, что я ничего не знаю ». Правда, добавил: «А другие не знают и этого».
Все в Афинах узнавали этого нелепого с виду человека. Он, казалось бы, бесцельно бродил по улицам города. Одет бедно, внешность смешная: лысая голова с очень крутым лбом, широкий короткий нос, толстые губы. Иногда обращался к людям со странными вопросами, иногда обращались к нему.
И тут же собиралась толпа, чтобы послушать диалог со знаменитым Сократом, потому что разговоры всегда получались интересными и поучительными. Люди запоминали эти вопросы-ответы и старались записать.
Все афоризмы Сократа, которые нам известны — это записи его учеников и почитателей. Сам Сократ записей никаких не вёл. Считал, что от этого его память слабеет.
Как-то в Афинах оказался учёный знахарь, который по внешности мог определять характер и судьбу человека. Увидев Сократа, он дал такую характеристику: «Жаден, гневлив, развратен, не обуздан до бешенства». Афиняне возмутились — всё наоборот: добр, спокоен и даже невозмутим. Но сам Сократ, кротко улыбнувшись, сказал, что знахарь совершенно прав: «Да, гневлив и необуздан, но научился держать себя в руках».
1 — Сократ с учениками, Иоганн Фридрих Гройтер; 2 — Мудрость Сократа почиталась через века и у исламкских философов. Сократ с учениками в исламской трактовке. Фото:publik domain/wikipedia
Слово «обуздать» уже давно крутилось у многих афинян на уме, кто знал о семейной жизни уважаемого мудреца. Не зря его жену звали Ксантиппа, что переводится «рыжая кобылица». Она была намного моложе своего умного мужа. По мнению современников, боги просто за что-то наказали уважаемого философа, соединив его с такой женщиной.
Скандальная, требовательная, вспыльчивая и даже драчливая, Ксантиппа не давала покоя мужу. Друзья и ученики сочувствовали Сократу и задавали вопросы: как и зачем он терпит такую жену? На что философ отвечал: «Чтобы научиться управлять лошадью, я для тренировки выберу молодую и норовистую. Если справлюсь с такой — справлюсь с любой. Если научусь жить с Ксантиппой, значит, смогу общаться с самым сложным человеком». А Ксантиппе всё было не так, то есть у Сократа была постоянная возможность для опыта и самосовершенствования.
Но вот что интересно. Напомним, что Сократ не оставил никаких письменных свидетельств своих размышлений ни о жизни, ни о жене. Откуда же тогда мы знаем, что ему так не повезло в семейной жизни? Один и тот же автор, ученик Сократа Ксенофонт в воспоминаниях об учителе писал, что Ксантиппа была хорошей, любящей и заботливой женой, а в другом источнике выставлял её уже в виде ужасной скандалистки.
1— Статуя Сократа перед Афинской академией наук. 2 — Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк. Будучи учеником Сократа, стремился дать представление о его личности и учении в трудах: «Воспоминания о Сократе» (Ἀπομηονεύματα Σωκράτους) и «Апология Сократа» (Ἀπολογία Σωκράτους πρός τούς δικαστάς), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. Еще о Сократе он изложил весьма интересный трактат «Домострой» (другой перевод — «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящён изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. 3 — Говорят, что однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев. — После такой бури, — только и сказал на это мудрец, — можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя! Фото: public domain/wikipedia
Вот этот другой источник — своеобразный учебник ведения диалогов-споров. Вымышленный мудрец по имени Сократ ведёт словесную войну с глупым агрессивным человеком — женщиной Ксантиппой. Глупость нападает — мудрость даёт достойный отпор и побеждает. Ученики Сократа тоже сочиняли такие диалоги и записывали их. Вот эти диалоги и сохранились.
А нам, вероятно, надо помнить, что это вымышленные гипотетические споры умного человека с агрессивным глупцом. Со временем люди перестали обращать внимание на это противоречие в оценке жены Сократа, и образ Ксантиппы стал символом женской глупости, сварливости и агрессивности.
Имя Ксантиппы на века стало нарицательным для вечно недовольных жён. В современной психологии даже есть такой термин — «комплекс Ксантиппы». Считается, что вечное женское недовольство, желание скандалить и попрекать мужа объясняется наличием у женщины этого комплекса.
Афоризмы Сократа.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
Женишься ты или нет — всё равно раскаешься.
Женись несмотря ни на что. Попадётся хорошая жена — станешь исключением, попадётся плохая — станешь философом.
P. S. В отношении последнего афоризма: Сократ был признан мудрейшим из мудрейших ещё до женитьбы на Ксантиппе, так что всё-таки, наверно, у него были другие причины и предпосылки для этого.
Жена философа, Ксантиппа – SENTENTIAE ANTIQUAE
Также ее зовут Ксантиппа.— Карли Сильвер (@CarlyASilver) 13 мая 2016 г.
После краткого обсуждения шоу Netflix «Нерушимая Кимми Шмидт» в Твиттере сегодня утром я подумал о жене Сократа, Ксантиппе (один из персонажей носит ее имя ). Хотя у Платона* или Ксенофонта** она мало фигурирует, она становится стандартным персонажем в «Анекдотах» во время второй софистики. В большинстве случаев она действует как типичная землеройка, ворчащая и докучающая Сократу. По сути, она существует для того, чтобы позволить ему казаться великодушным и умным (что-то вроде стоического образа).
* В « Федоне » Платона она, кажется, усиливает пафос смерти философа.
** Ксенофонт Симпозиум показывает, что традиция характера Ксантиппы древняя:
И Антисфен сказал: «Сократ, хотя ты и веришь в это, почему бы тебе не «учить» Ксантиппу, а вместо этого терпеть самую подлую жену настоящего , прошлое и будущее!»
καὶ ὁ ᾿Αντισθένης, Πῶς οὖν, ἔφη, ὦ Σώκρατες, οὕτω γιγνώσκων οὐ καὶ σὺ παιδεύεις Ξανθίππην, ἀλλὰ χρῇ γυναικὶ τῶν οὐσῶν, οἶμαι δὲ καὶ τῶν γεγενημένων καὶ τῶν ἐσομένων χαλεπωτάτῃ;
Вот краткий выбор (их много, много других):
Плутарх De cohibenda ira
После того, как Сократ принес им астрапея с языком, Ксантип отплыл домой из Паладеса. — хлестнула и перевернула стол. Евтидем встал и ушел, сам охваченный гневом. Тогда Сократ сказал: «Не прилетела ли птица и не сделала ли то же самое вчера в вашем доме? Нас тогда не выпускали!»
τοῦ δὲ Σωκράτους ἐκπαλαίστρας παραλαβόντος τὸν Εὐθύδημον ἡ Ξανθίππη μετ’ ὀργῆς ἐπιστᾶσα καὶ λοιδορηθεῖσα τέλος ἀνέτρεψε τὴν τράπεζαν, ὁ δ’ Εὐθύδημος ἐξαναστὰς ἀπῄει περίλυπος γενόμενος• καὶ ὁ Σωκράτης ‘παρὰ σοὶ δ» εἶπεν ‘οὐ πρῴην ὄρνις τις εἰσπτᾶσα ταὐτὸ τοῦτ’ ἐποίησεν , ἡμεῖς δ’οὐκ ἠγανακτήσαμεν’;
Diogenes Laertius, Lives of the Eminent Philosophers 2.37
After Xanthippe mocked him and later poured water on him, Socrates said “Wasn’t I telling you that Xanthippe would гром и дождь? Когда Алкивиад заявил, что ее насмешки невыносимы, Сократ сказал: «Ну, я привык к ним, как если бы слушал постоянную машину. И ты тоже терпишь гудки. Когда Алкивиад ответил: «Гуси дают мне яйца и цыплят, — сказал Сократ, — а Ксантиппа дала мне детей».
Однажды, когда она сорвала с него даже плащ на базаре, и его друзья посоветовали ему защищаться руками, он сказал: «Конечно, так, когда мы будем бить друг друга, каждый из вас может корпеть «Хорошо, ударил, Сократ» и «Молодец, Ксантиппа!»».
Он сказал, что жил с грубой женщиной, как всадники ценят волевых лошадей. Он резюмировал: «Точно так же, как эти парни приходят править теми, а затем им легче с остальными, так и мне, привыкшему к Ксантиппе, легко с остальным человечеством».
πρὸς Ξανθίππην πρότερον μὲν λοιδοροῦσαν, ὕστερον δὲ καὶ περιχέασαν αὐτῷ, “οὐκ ἔλεγον,” εἶπεν, “ὅτι Ξανθίππη βροντῶσα καὶ ὕδωρ ποιήσει;” πρὸς ᾿Αλκιβιάδην εἰπόντα ὡς οὐκ ἀνεκτὴ ἡ Ξανθίππη λοιδοροῦσα, “ἀλλ’ ἔγωγ’,” ἔφη, «συνείθισμαι, καθαπερεὶ καὶ τροχιλίας ἀκούων συνεχές. καὶ σὺ μέν, εἶπε, «χηνῶν βοώντων ἀνέχῃ»; τοῦ Δὲ εἰπόντος, «ἀλλά μοι κ καὶ νεοτοὺς τίκαγι ε φ φ ень φ φ ень φ ~ φ φ ень φ ~ φ φ ень φ ~ ~ ~ φ φ ень φ ~ φ ень ἰ. ποτὲ αὐτῆς ἐν ἀγορᾷ καὶ θοἰμάτιον περιελομένης συνεβούλευον οἱ γνώριμοι χερσὶν ἀμύνασθαι• “νὴ Δί’,” εἶπεν, “ἵν’ ἡμῶν πυκτευόντων ἕκαστος ὑμῶν λέγῃ, εὖ Σώκρατες, εὖ Ξανθίππη;” ἔλεγε συνεῖναι τραχείᾳ γυναικὶ καθάπερ οἱ ἱππικοὶ θυμοειδέσιν ἵπποις.
«Ἀλλ’ ὡς ἐκεῖνοι, ’φησί,« τούτων κρατήσαντες ῥᾳΔίως τῶν ἄλλων περιγίνονται, ὕτω κἀγὼεεεεος Щест Щест Щест τοὕεος ἀοὕοςεος ἀοὕος ἀοὕοῖος Щест. «Сократ, его жены и Алкивиад», Рейера ван БломмендаАвл Геллий, Чердачные ночи 1.17
жилой дом. Сократ сказал: «Потому что, когда я терплю ее дома такой, какая она есть, я вырабатываю терпимость от упражнений, которая позволяет мне немного легче переносить оскорбления и несправедливости внешнего мира».
…Alcibiades demiratus interrogavit Socraten, quaenam ratio esset, cur mulierem tam acerbam domo non exigeret. 3 Quoniam, inquit Socrates, cum illam domi talem perpetior, insuesco et exerceor, ut ceterorum quoque foris petulantiam et iniuriam facilius feram.
Суда: с.в. troikhileas («шкивы или блоки и снасти»)
«Шкивы». Когда Алкивиад сказал, что клевета Ксантиппы невыносима, Сократ сказал: «Ну, я привык к этому, как если бы я слышал неутомимые машины».
Τροχιλέας: Σωκράτης πρὸς Ἀλκιβιάδην εἰπόντα, ὡς οὐκ ἀνεκτὴ ἡ Ξανθίππη λοιδοροῦσα: ἀλλ’ ἔγωγ’, ἔφη, συνείθισμαι καθαπερεὶ καὶ τροχιλέας ἀκούων συνεχές.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Ксантиппа (ок. 435 г. до н.э.) Предыстория и факты
Ксантиппа была женой древнегреческого философа Сократа. Она родилась около 435 г. до н.э. и была примерно на 35 лет моложе своего мужа. У нее было три сына от Сократа: Лампрокл, Софрониск и Менексен.
Семья Ксантиппы считается высокопоставленной. Одна из причин, подтверждающих это, заключается в том, что ее старший сын, Лампрокл, был назван в честь ее отца, а не Сократа. В древних Афинах был обычай называть старшего сына в честь более известного деда.
В «Федоне» Платона философ изображает Ксантиппу как послушную мать и жену. Она также была представлена в « Меморабилиях» Ксенофонта почти таким же образом, хотя в его « Симпозиуме» она была изображена как одна из женщин, с которыми труднее всего согласиться.
Несмотря на это, сегодня широко распространено мнение, что она была сварливой и деспотической женой, которая сделала жизнь Сократа несчастной. Сократ женился на Ксантиппе не потому, что его привлекала ее красота или потому, что она была преданной матерью, а из-за ее вспыльчивого характера. Считалось, что он сказал, что выбрал ее, потому что знал, что ее спорный характер обострит его философские рассуждения. Сравнивая себя с человеком, который хочет научиться ездить на лошади, Сократ утверждает, что человек научился бы большему, если бы предпочел ездить на вспыльчивой лошади, а не на кроткой. Если человек научится управлять дикой лошадью, то обязательно следует, что он может управлять всеми видами лошадей. Он сказал, что хочет общаться и общаться с самыми разными людьми, и поэтому, если он научится ладить со своей трудной женой, он сказал, что сможет ладить с кем угодно.Впрочем, и с Сократом было нелегко, так как он любил усложнять простые разговоры. Кроме того, было известно, что он часто отсутствовал дома и участвовал в философских дискуссиях с другими афинянами. Но Сократ никогда не принимал от людей денег в обмен на эти философские изыскания. Для него философ должен заботиться только о достижении знания и истины. В результате его можно найти в «Апологии» Платона, жалующегося на то, что у него почти нет денег. Если Ксантиппа действительно происходила из зажиточной семьи, можно представить, что Сократ зависел от финансовой поддержки семьи Ксантиппы. Вдобавок ко всему этому Сократ признался, что любит человека — молодого и красивого полководца Алкивиада. В «Горгии» Платона Сократ сказал, что он был не только любителем философии, но и любовником Алкивиада, сына Клиния. В Древней Греции было обычным делом, когда два мужчины испытывали друг к другу романтическое влечение. Римский автор Элиан рассказывает, что, когда Алкивиад послал Сократу пирог, Ксантиппа неоднократно наступала на него.
Несмотря на то, что Сократ говорил, что женился на Ксантиппе из-за ее дерзкого характера, он редко возражал ей. Каждый раз, когда Ксантиппа бросалась на него в яростной словесной атаке, Сократ кротко уходил и садился на пороге.