Какая з: Буква З — общие сведения, примеры, материалы для изучения – Изучаем буквы в действии!: Буква З

Буква З — общие сведения, примеры, материалы для изучения

Буква
Буква З

З, з — Буква всех славянских кириллических алфавитов; используется также в письменностях некоторых неславянских народов, где на её основе были даже построены новые буквы, наподобие Ҙ. В старо- и церковнославянской азбуках называется «земля» и является восьмой по счёту; в кириллице выглядит, как и имеет числовое значение 7, в глаголице выглядит, как и имеет числовое значение 9. Кириллическая форма происходит от греческой буквы дзета; глаголическая, вероятно, тоже.

Общие сведения

Зз

Название буквы:
зэ
Буква:
согласная
Звук:
[з]
Начертание:
З — заглавная
з — строчная
Позиции в алфавите:
9-я с начала
25-я с конца
Старое название:
Земля́
Ранг:
20
Употреблений:
8329904
Частотность:
4.36%
Транслит:
z
По-английски:
Cyrillic Letter Ze
Азбука Морзе:
тире тире точка точка
− − · ·
Радиоалфавит:
Зинаида
Юникод:
З: U+0417
з: U+0437
HTML-код:
З: З или З
з: е или з
URL-код
З: %D0%97
з: %D0%B7

Буква «З» в различных азбуках, языках и системах

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «З». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

Примеры слов на букву «З»

#Слова
Слова начинающиеся на букву «З»Золото, зебра, зонт, зомби
Слова заканчивающиеся буквой «З»Туз, газ, указ, срез, акциз, девиз
С буквой «З» в середине слова Азот, виза, абзац, вызов, бензин
Слова содержащие несколько букв «З»Заказ, замерз, звезда, развоз
СтраныЗамбия, Зимбабве. Смотреть все страны на букву «З»
ГородаЗуевка, Зеленоград, Звенигород. Смотреть все города на букву «З»
ЖивотныеЗаяц, зебра, змея, зяблик. Смотреть всех животные на букву «З»
Овощи, фрукты и ягодыЗе

Изучаем буквы в действии!: Буква З


Буква З — девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З’].

Слова, на букву З: завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк

Слова, в которых буква З в середине слова: база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник

Слова с буквой З на конце: таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз

Несколько букв З в слове: зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка


Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра «три»!

Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.


Загадки с буквой З (здесь)
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой …

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт — сделает наоборот.
/зонт/

Зимой серый, а летом белый.
/заяц/

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.

/змея/

Стихотворения про букву З (здесь)
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.

З — не просто завитушка,
З — пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.

На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! — Буква З.

Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.

Скороговорки (здесь)
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зелёная берёза стоит в лесу,

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Соня — незнайка,
А Зина — зазнайка.
Роза — зазнайка,
А Зоя — незнайка.

У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.

Чистоговорки


Изображение буквы З и слова на букву З


Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з , за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.

Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.

Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:

– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!

– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.

– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.

– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.

– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?

– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».

У неё был телефон, по которому она звонила.

– Дзынь, дзынь, дзынь.

– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.

– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.

– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».

– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.

И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:

– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!

– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.

И тут все удивились, даже цифра один.

– Ой, они так похожи, так похожи, ни за что не различишь! – загалдели буквы.

– Ну, здравствуй, цифра три!

– Ну, здравствуй, буква «З»!

Они обнялись и взялись за руки.

– Теперь мы будем дружить, правда? – сказали буква «З» и цифра три друг другу.

– Правда, правда! – закричали буквы. – Мы давно хотели познакомиться с цифрами.

– Да, – сказала буква «А», она, ты не забыл, была самой главной, – но не забывайте, уважаемые буквы и цифры, что во всём нужен порядок! Поэтому сейчас всё-таки придется буквам и цифрам разойтись по своим домикам, чтобы девочки и мальчики не путали нас! Согласны?

– Согласны, согласны! – закричали буквы и побежали в свои домики, в свои комнаты, тем более уже наступил вечер и стало совсем темно.

А буква «З» любезно предложила цифре три и цифре один переночевать у неё, так как ночью в лесу ничего не видно и они не смогут найти дорогу домой. А потому, так как утро вечера мудренее, они пойдут домой утром.

И они легли спать. И букве «З» снились три новых зубных пасты, зебры, заборы, замки и все слова на букву «З».

А цифрам снились их друзья, цифры, снилось, что они снова дома, все вместе, вот они: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Всего десять цифр.

Автор: Дарья Луч


Согласные звуки [з’], [з], буква з.1-й класс

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [з],[ з] и буквой “з”

Задачи урока:

Предметные:

  • формировать умение выделять звуки [з ] [ з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы ; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
  • действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно — соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [з], [з’] обозначаются буквой з, научиться писать строчную букву з и читать слова с изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование: презентация, предметные картинки. Модели звуков — фишки, звуковики, образцы печатных и письменных букв.

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он зимний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята — молодцы! (Сели)

2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

— Я вижу у вас хорошее настроение и желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.

Пожелаем друг другу удачи в работе.

И пусть девизом нашего урока будут слова:

“С малой удачи начинается большой успех”.

На уроке мы с вами сегодня отправимся в лес в гости.

 — Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. (Показ картин с зимним пейзажем)

 — Какое время года изображено на картинах?

 ( На картинах нарисована зима)

 — По каким признакам узнали, что это зима?

(Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)

3. Постановка учебной задачи.

На доске неоформленная схема-человечек

— Посмотрите на схему. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок “открытия” новых знаний? Почему?

— Что же мы сегодня будем “открывать”?

-(Новый звук и новую букву.)

А какие звуки и буквы мы сейчас узнаем.

На опушке этого волшебного зимнего леса стоит избушка. Послушайте загадку, отгадайте, кто живёт в этом домике.

Дел у меня немало — я белым одеялом 
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, 
Белю поля, дома, а зовут меня … 
(Зима)
(Это зима)

 — Правильно. Она пригласила нас в гости зима.

 — Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных птиц и зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.

 — Первым к зиме пришёл гость. Ученик читает.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)

— Кто это?

(Это заяц)

— Правильно. Первым к Зиме пришёл заяц.

 — Ребята, назовите первый звук в слове заяц, в слове зима. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

“Звук з,з буква з”

— Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)

познакомиться с новым звуком и новой буквой:

учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;

учиться читать слоги, слова с новой буквой.

Встали, немножко отдохнём.

  Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 — будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

4. Решение учебной задачи. 

Знакомство с новыми звуками.

а)  — Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’], узнаем, какие они.

 — В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

 — Кто это?

(Это зебра)

 — Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.

([З’]-зебра)

 — Назовите выделенный звук..(Это [з’])

 — Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?

(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)

 — Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.

(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).

 — Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий.

(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)

 — Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?

(Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)

б) Скажите, ребята, где живёт зебра?

(Зебра живёт в Африке.)

 — Оказывается, зебра никогда не видела зимы и  решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.

Гуляю я, и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.

 — Что это?

(Это зонт)

 — Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.

([з]-зонт)

 — Назовите выделенный звук.

(Это [з])

 — Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.

(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)

 — Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?

(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)

 — Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?

(Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)

 — Итак, что узнали о звуке [з]?

(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)

 — Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.

 в)  — Давайте научимся различать звуки.

 — Послушала вас зима внимательно, узнала многое о звуках. И просит вас составить схему к слову “зонт”. Дети на парте, а один ученик у доски. Проверяем! (Ученик у доски характеризует каждый звук)

А знаете ли вы?

 Справка

Родиной зонтика исторически можно считать Китай, Египет или Индию, где он, как веер, являлся привилегией царей и вельмож. Изобретение датируется XI веком до нашей эры. Первоначально он применялся исключительно в качестве защиты от солнца. И весил более 2 кг (!), а длина ручки была около 1,5 м.

И только в XVIII в. стал применяться как защита от дождя. 

В Россию зонты попали в середине XVIII века.

Решила зима похвастаться знаниями, подобрать схему к слову “зебра”, сомневается какую из трёх выбрать. Давайте поможем. (На доске 3 схемы, одна правильная) Какая? Все согласны? Давайте проанализируем, что неправильно в 1-й схеме? Во второй? Охарактеризуйте каждый звук в слове.

А знаете ли вы, что?

Справка

Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека. Были предприняты бесчисленные попытки приручить зебр (одомашнить как лошадь), но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или иной груз на спине. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в заповедниках.

Зебры лишены рогов и иных средств защиты, спасаются от хищников бегством. Попав в окружение, они защищаются зубами и ударами копыт.

Как заметить хищников? Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

Интересным,фактом о зебре, можно считать тот, что муха цеце, которая в буквальном смысле поедает даже слонов, не воспринимает зебру в качестве пищи. Она реагирует на тепло животных, но на зебру смотрит, как на простое чередование полос.

Ребята, на улицах нашего города, мы, конечно не можем увидеть африканскую зебру, но всё таки с “зеброй” мы встречаемся практически каждый день. Что это за зебра? Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

Мы выполнили первую задачу урока. (убрать кружок)

Как вы считаете, мы справились?

5. Первичное закрепление

Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и [ з’].

Много зверей и птиц решило придти в гости к зиме. Кто они, мы сейчас узнаем. В названиях этих животных будут встречаться новые звуки. (достать наборы)

 — Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)

 — Фазан, поползень, снегирь, дикобразы, зяблик, бизон, зимородок, синица.

 — Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’]; не путаете их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

—  Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].

 — Буква “ з” бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.

— На что похожа буква з?

 — Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з :

На эту букву посмотри! 
Она совсем как цифра 3. 
3 не просто завитушка, 

3 — пружина, крендель, стружка. 

Взяли нашего звуковичка и одели его. Один ученик за доской работает и все проверяем. Что можем теперь сказать про нового звуковичка : согл., звонкий, может быть мягким и твёрдым, на письме обозначается буквой з.

И так решена вторая задача урока.

7. Включение знаний в систему

Физкультминутка. (для глаз)

 ————————————————————

Чтение слогов и слов в букваре (стр. 116)

Открыли учебник по закладке.

а) — Потренируемся в чтении слогов. Прочитайте слоги со звуком [з]. Прочитайте слоги со звуком [з’].

б) —  Будем читать первый столбик слов.

Прочитайте слова. С каким столбиком слогов мы их соединим? (с первым). Прочитайте этот столбик слов с разной громкостью. Что обозначает слово зов? (призыв, клич)— Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?(обратиться к толковому словарю)

Вот какое определение этому слову даётся в толковом словаре Ожегова.

В) Чтение второго столбика слов про себя.

Прочитайте: Слово, обозначающее водоем.(Озеро) Книга для первоклассников.(Азбука) Слово, противоположное слову широкие.(Узкие) Что общего в словах?(3 слога,1 ударный)

Г) Прочитайте слова 3 – го и последнего столбика. Что можно про них спросить? (Это однокоренные слова? Да, корень звон). На какие группы можно разделить слова 3-го и последнего столбика? (с приставкой и без). Для чего служит приставка? (для образования новых слов) При помощи чего мы ещё можем образовать новые слова? (при помощи суффиксов). А какой суффикс в слове “звонок”?

Д) Прочитайте слова 4 столбика.

 — Что обозначает слово зыбко? (Об отсутствии твёрдой опоры под ногами)

Давайте прочитаем статью, объясняющую значение слова.

— Прочитайте слово, где слышится мягкий звук [з’]. (зёрна)

 — Какой звук обозначает буква ё.

 — Что ещё знаем о букве ё. (В начале слова обозначает два звука, а после согласной 1 звук (О)).

Е) Чтение слов пятого столбика с разной интонацией.

 — Итак, научились читать слоги и  слова с буквой з и выполнили 3 задание.

8. Оценка (рефлексия).

Итог урока.

  — Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.

-Мы сегодня сделали ещё один маленький шаг к большому успеху (указать на девиз)

— Как вы считаете что сегодня на уроке нам удалось?

-А над чем нам надо ещё поработать?

-Откройте конвертики. Что вы там увидели?(снежинки) Достаньте их. Какие снежинки у вас в руках?

А кому было сегодня легко на уроке, кто всё понял? Выберите белую снежинку. Покажите мне, встаньте. Повернитесь к нашим гостям и покажите.

У кого были небольшие затруднения?……..Выберите голубую снежинку.

А кому сегодня на уроке было очень трудно?…..Выберите синюю снежинку.

Те, у кого сегодня были трудности вы не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.

Я поняла, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно с вами работать. Спасибо вам за урок!

Вы сегодня “МОЛОДЦЫ”!

См. приложение.

Звонкие и глухие согласные звуки. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.

 

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.

Парные звонкие и глухие согласные звуки 

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

 

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий. 

 

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

 

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

дочка – точка

бочка – почка

шар – жар

удочка – уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Fictionbook.ru (Источник).
  2. Deafnet.ru (Источник).
  3. Samouchka.com.ua (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.).
  3. Прочитайте пословицу: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Мягкие и твёрдые согласные / Согласные звуки и буквы, их обозначающие / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Согласные звуки и буквы, их обозначающие
  6. Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком  [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласныхПарныеНепарные
Твёрдые[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х][ж], [ш], [ц]
Мягкие[б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’][й’], [ч’], [щ’]

На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

  • мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
  • гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].

Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’]. 

Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.

Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].

 

Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).

Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.

Например:

[ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]

[ш] — шар [шар], шью [шй’у]

[ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]

Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.

Например:

[й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]

[ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]

[щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 1, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение стр. 30, Чуракова, Учебник

Упражнение 26, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 196, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 119, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 217, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 88, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 97, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 116, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 135, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 142, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 54, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 279, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Согласные — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Согла́сные — звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяет своё направление. В русском языке это шумные согласные (взрывные, щелевые и аффрикаты), группа сонорантов (плавные и латеральные), группа сонорных согласных (дрожащих и носовых), а также полугласный (или полусогласный) й.

Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки».

Система согласных определённого языка называется «консонантизм».

В русском языке согласные звуки передаются буквами Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Гласные звуки передаются буквами А, И, О, У, Ы, Э. Отдельно стоят буквы Е, Ё, Ю, Я, каждая из которых представляет собой сочетание двух звуков, согласного и гласного, или, выполняя задачу смягчения твёрдого согласного звука, передаёт гласный звук.

Для артикуляторного описания согласных используют следующие критерии:

Например, /d/, согласно этим критериям, является звонким альвеолярным взрывным согласным.

По акустически-слуховым критериям согласные отличаются от гласных по степени звучности (воспринимаемости, то есть диапазона звучания).

У гласных звуков звучность выше, чем у согласных. Гласные занимают определённое положение в структуре слога, в общем случае — в начале и в конце слога, то есть согласные обычно не образовывают слога. Исключением являются соноранты: аппроксиманты (то есть гласные в положении согласных, как например /ju’la/ юла, фонетически [i̯u’la], а также носовые и латеральные [matn̩] (нем. Matten)).

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 — 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

 Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч — [ч’]        м — [м], [м’],      й — [й’]      т — [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б — п
в — ф
г — к
д — т
ж — ш
з — с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это «ошибкоопасные» места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог —
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка — чáшка           укá[с]ка — укáзка
лó[ш]ка — лóжка            кá[с]ка — кáска
лá[ф]ка — лáвка             лó[к]ти — лóкти
кó[ф]та — кóфта             кó[к]ти — кóгти
шá[п]ка — шáпка            лó[т]ка — лóдка
шý[п]ка — шýбка            щё[т]ка — щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта — словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ — дубы́, я́годка — я́годы.
Лóвкий — лóвок, бли́зкий — бли́зок.
Лóжка — лóжечка, булáвка — булáвочка.
Прóсьба — проси́ть, сторóжка — сторожи́ть.
Вéжлив — вéжливый, хорóш — хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова —  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу!Проверяю!Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дéрево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
деревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий
  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Звонкие и глухие согласные звуки

1.2 (23.86%) от 207 голосующих