Катары и их учение: Катары – христиане или сатанисты?

Катары – христиане или сатанисты?

Их монастыри разрушены, сами катары погибли на кострах инквизиции. Что же известно о катаризме, религиозном течении, которое процветало на юге Франции и в Италии в 11 – 12 веках? И почему тулузские и итальянские князья покровительствовали катарам, а Ватикан стремился их уничтожить?

Французский регион Лангедок гордится сегодня ересью, которая процветала некогда на его землях. Сегодня в качестве туристической приманки в местных ресторанах даже предлагают катарское вино или катарское жаркое, не говоря уж о визитах таких священных мест, как полностью разрушенная крепость Монсегюр, которую римская церквоь называла «сатанинской синагогой». Однако на самом деле мы знаем о катаризме мало – в основном благодаря описаниям уничтожившей это течение инквизиции.

На деле, речь идет об организованной христианской церкви, которая сложилась в 11-12 веке на юге Франции, во владениях графов тулузских. Священники назывались там совершенными, а из религиозных таинств имелось лишь одно, под названием консоламент. Что это такое, известно только приблизительно, потому что описания этой церемонии имеются лишь католические, а католики воспринимали катаров как заклятых врагов. У катаров не было ни символов, ни мест для молитвы, ни даже креста. Крест, который часто называется катарским, является на деле символом Тулузы.

Первые сведения о предшественниках катаров восходят к началу 11 века – в 1022 году двенадцать орлеанских каноников были сожжены на костре за ересь. Их обвиняли в том, что они поклонялись дьяволу, который являлся им то в форме негра, то в виде ангела Света. В 12 веке катаров во многих местах во Франции обвиняли в тайных сатанинских ритуалах. В начале 13 века теолог из Лангедока Ален де Лилль так описывал катаров: «На своих тайных сборищах они делают отвратительные вещи. Их называют катарами от латинского катус, кошка, потому что рассказывают, что они целуют кошачий зад». И хотя сегодня уже никто не верит в подобные утверждения, за катарами все же сохранилась репутация тайной эзотерической секты.

Однако, французский историк Анн Бретон, которая много лет посвятила исследованию катаров, пришла к совсем иным выводам. Бретон показывает, на основе многочисленных документов, что пока на них не обрушились репрессии, инициированные католической церковью, катары были обычной церковью, в которую входили «добрые христиане», озабоченные очищением души. И только репрессии загнали катаров в подполье и превратили последних из них, нещадно преследовавшихся инквизицией, в тайных священников. По мнению Анн Бретон, катаризм является самостоятельной ветвью христианства, которая восстает против папского авторитета.

Сами катары определяли себя как единственных законных

Развалины катарской крепости Пюи Лоран
http://pagesperso-orange.fr/joseph.anglade

наследников апостолов, которые образовывали единственно верную церковь. Именно так говорили перед костром еретики-катары, которых сожгли в Кельне в 1143 году. И действительно, катары сохранили некоторые архаичные черты христианства. Ведь несмотря на распространявшуюся о катарах информацию, согласно которой они секретно исповедовали гностические и манихейские учения, в действительности катары руководствовались исключительно Евангелиями и почти полностью принимали Ветхий завет – за исключением книги Бытия.

По существу, во многом моральное учение катаров было очень близко католической доктрине. Однако, были и существенные различия: подчеркнутый дуализм между Богом и миром, отказ от воспевания божественной природы Иисуса, вера в безграничную доброту Бога-отца и в спасение всех душ человеческих, падших ангелов царства небесного. Даже дуализм катаров основан не на постулатах манихейства, а на Евангелии и первом послании Иоанна, или же на притче о плохом и хорошем дереве, которые распознаются по их плодам. И это воспитание добра доступно не группке посвященных, как у гностиков, но всему народу.

Как же осуществляется всеобщее спасение у катаров? Тут-то и надо вернуться к понятию консоламента, который соединяет в себе функции крещения, посвящения в священники, покаяния и причастия. Консоламент – это церемония вступления в жизнь по-христиански, которая очищает от грехов и спасает душу. «Все души хорошие и равны между собой, и все будут спасены. Никто не будет исключен из божественного спасения».

Это мирное послание надежды нравится простым людям. И в Европе 12 века, несмотря на преследования инквизиции и сожжения катарских «псевдо-апостолов» на кострах в Льеже или Кельне, катарская церковь получает относительно широкое распространение. Хорошо организованная сеть церквей появляется в Окситании (то есть на юге современной Франции) а затем в Италии. Катары пользуются покровительством просвещенных каст аристократов – окситанских феодалов и гибелинов итальянских городов-республик.

В первой четверти 13 века на территории нынешней Франции и Италии действовало пять катарских церквей, каждая из которых была подчинена епископу, обладающему правом рукоположения, и двум его помощникам, названным Сын Старший и Сын Младший. Кроме этого, при каждой Церкви был церковный совет. На местах эта церковь была представлена диаконами, которые в своих округах посещали дома хороших мужчин и хороших женщин, как назывались примерные катары, нечто вроде монастырей или молитвенных домов. Таких заведений, которыми руководили старейшины, было бесчисленное множество, они играли большую социальную роль в городах и деревнях. Именно там проходили обучение новички, дети обучались катехизису, оказывалась помощь нищим и больным.

Сами знатные феодальные семьи часто отдавали своих детей катарам и во всяком случае покровительствовали этому движению. Культ был открыт для всех. Катары-служители носили черную одежду, как бенедиктинцы. Епископы и диаконы проповедовали по воскресеньям и праздникам с амвона, давая комментарии к евангелию на тему дня. Не было никакого разрыва между кастой священников и всеми остальными прихожанами, каждый верующий мог стать «хорошим христианином», то есть священником.

Но в начале 13 века для катаров наступают страшные времена. Крестовый поход против окситанских князей, покровителей еретиков, к которому призывал Ватикан, был осуществлен французской короной, стремившейся захватить новые территории. После подчинения феодальных княжеств, все катарские церкви становятся подпольными, и с 1233 года на побежденную страну как кровавые псы накидываются инквизиторы, посланные папским престолом.

Крепость Монсегюр
Wikipedia

В течение века катарская церковь продолжает существовать, несмотря на преследования. Однако, после падения крепости Монсегюр, где кучка окситанских рыцарей противостояла королевской рати, после большого костра 1244 года, на котором была сожжена вся верхушка катарского духовенства, борьба становится безысходной. Остатки катарского духовенства добираются до Италии, где существует еще сопротивление Инквизиции. Однако и там в 1269 году происходит окончательная победа гвельфов, то есть сторонников папы, над гибелинами, сторонниками императора, что открывает эпоху репрессий и на итальянской земле. Последний всплеск катаризма происходит в начале 14 века, когда Пейре Отье пытается возродить катарскую веру. Но его и всех его братьев также ожидает костер. Перед тем, как взойти на костер, Отье произносит замечательную фразу: «Ибо есть две христианских церкви: одна подвергается гонениям и прощает, другая властвует и сдирает кожу.» На этом движение катаров прекратило свое существование.

КАТАРЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. С. Позняков

КАТА́РЫ (от греч. ϰαθαρός – чис­тый), 1) са­мо­на­зва­ние но­ва­ци­ан.

2) По­сле­до­ва­те­ли ср.-век. ере­тич. дви­же­ний, рас­про­стра­нён­ных в 12–14 вв. пре­им. в зем­лях Сев. и Юж. Фран­ции, Ита­лии, Сев. Пи­ре­не­ев, до­ли­ны р. Рейн. Са­мое ран­нее из­вест­ное упо­ми­на­ние лат. сло­ва «cathares» (пред­по­ло­жи­тель­но от греч. ϰαθαρός, по др. вер­сии, от лат. cattus – кот) со­дер­жит­ся в со­чи­не­нии Эк­бер­та из Шо­нау «Про­тив ка­таров» («Sermones adversus catharos», 1163). Час­то оно ис­поль­зо­ва­лось для обо­зна­че­ния ере­ти­ков во­об­ще, в то же вре­мя ряд тек­стов, опи­сы­ваю­щих уче­ние К., ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся сло­вом «ере­ти­ки». К. Юж. Фран­ции так­же на­зы­ва­ют аль­би­гой­ца­ми (по г.  Аль­би).

В 11 – сер. 12 вв. в ря­де об­лас­тей Зап. Ев­ро­пы бы­ли рас­про­стра­не­ны т. н. про­то­ка­тар­ские ре­лиг. дви­же­ния (ересь пет­роб­ру­си­ан, 1130–40-е гг.; ересь пиф­лов, 1150-е гг.; мн. те­че­ния не по­лу­чи­ли осо­бо­го на­име­но­ва­ния). Для них бы­ли ха­рак­тер­ны ост­рая кри­ти­ка свя­щен­ст­ва, от­ри­ца­ние ро­ли Церк­ви в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка, не­при­ятие боль­шин­ст­ва или всех цер­ков­ных та­инств. Мн. ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют рост чис­ла ере­сей в этот пе­ри­од с дви­же­ни­ем за об­нов­ле­ние цер­ков­ной жиз­ни (см. в ст. Клю­ний­ская ре­фор­ма). Зна­чит. роль в иден­ти­фи­ка­ции са­мих ере­тич. те­че­ний сыг­ра­ло раз­ви­тие ка­но­нич. пра­ва.

Ста­нов­ле­ние и рас­цвет дви­же­ния К. при­хо­дят­ся на сер. 12 – нач. 13 вв. Их уче­ния ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов ин­кви­зи­ции, по­ле­мич. ан­ти­ере­ти­че­ских со­чи­не­ний, а так­же при­пи­сы­вае­мых К. двух бо­го­слов­ских трак­татов («De duobus principiis», 2-я треть 13 в. , и т. н. «Ано­ним­ный трак­тат», нач. 13 в.) и трёх опи­са­ний об­ря­до­вых прак­тик – «ри­туа­лов» (Ли­он­ский, Про­ван­саль­ский и Дуб­лин­ский, все – сер. 13 в.). До сер. 20 в. в ис­то­рио­гра­фии гос­под­ство­ва­ла кон­цеп­ция про­ис­хо­ж­де­ния ка­та­риз­ма от рас­про­стра­нён­ной (с 10 в.) в Вост. Ев­ро­пе ере­си бо­го­ми­лов (см. Бо­го­миль­ст­во) и да­же от зна­чи­тель­но бо­лее древ­не­го уче­ния Ма­ни (см. Ма­ни­хей­ст­во). Од­на­ко ана­лиз най­ден­ных в 1-й пол. 20 в. ау­тен­тич­ных катар­ских со­чи­не­ний и сис­те­ма­тич. изу­че­ние мно­го­числ. до­ку­мен­тов ин­кви­зи­ции по­зво­ли­ли рас­смат­ри­вать ка­та­ризм как са­мо­сто­ят. дви­же­ние, воз­ник­шее не­по­сред­ст­вен­но в Зап. Ев­ро­пе. Род­ст­вен­ной уче­нию К. бы­ла ересь валь­ден­сов, впо­след­ст­вии от­ме­же­вав­ших­ся от них и всту­пив­ших с ни­ми в ост­рую по­ле­ми­ку.

Уче­ние К. бы­ло близ­ко дуа­ли­стам-гно­сти­кам (см. Гно­сти­цизм). В ос­но­ве док­три­ны ка­та­риз­ма ле­жа­ло про­ти­во­пос­тав­ле­ние ду­хов­но­го, не­ви­ди­мо­го ми­ра до­б­ра, со­тво­рён­но­го «ис­тин­ным Бо­гом Люб­ви», не­спра­вед­ли­во­му ма­те­ри­аль­но­му ми­ру, уст­ро­ен­но­му Лю­ци­фе­ром (дья­во­лом) для за­то­че­ния ан­гель­ских душ в че­ло­ве­че­ских те­лах. Вме­сте с «суе­той» зем­но­го ми­ра К. от­вер­га­ли Цер­ковь, так­же счи­тая её тво­ре­ни­ем дья­во­ла. Мно­гие К. по­ла­га­ли, что Ии­сус Хри­стос не ро­дил­ся фи­зи­че­ски, а сни­зо­шёл с не­бес и имел те­ло, лишь ка­жу­щее­ся ма­те­ри­аль­ным (см. До­ке­тизм). Он явил­ся на­пом­нить лю­дям об их ан­гель­ской сущ­но­сти и ука­зать путь воз­вра­ще­ния к ис­тин­но­му Бо­гу. Этот путь по­ни­мал­ся К. как от­вер­же­ние мир­ских благ и все­го плот­ско­го, да­же до пол­но­го от­ка­за от при­ня­тия пи­щи (го­лод­ное са­мо­убий­ст­во), и свя­зы­вал­ся с кре­ще­ни­ем ог­нём (в про­ти­во­по­лож­ность цер­ков­ной прак­ти­ке ис­поль­зо­ва­ния при кре­ще­нии во­ды) и Свя­тым Ду­хом. Та­кое кре­ще­ние, на­зы­вав­шее­ся «уте­ше­ни­ем» (лат. con­so­lamentum), про­из­во­ди­лось че­рез на­ло­же­ние рук «со­вер­шен­ны­ми» К., де­ла­ло кре­щё­но­го «со­вер­шен­ным» и в идеа­ле оз­на­ча­ло уход от мир­ских благ в об­щи­ну ве­рую­щих. В ие­рар­хии К. вы­де­ля­лось неск. уров­ней: при­хо­жа­не – «со­вер­шен­ные» чле­ны об­щин; «стар­шие» – гла­вы об­щин; диа­ко­ны, управ­ляв­шие не­сколь­ки­ми об­щи­на­ми; епи­ско­пы, воз­глав­ляв­шие круп­ные епар­хии.

Рас­про­стра­не­ние уче­ния К. вы­зва­ло ожес­то­чён­ную бо­го­слов­скую по­ле­ми­ку ме­ж­ду ни­ми и ка­то­ли­ка­ми. К нач. 13 в. на фо­не обо­ст­ряю­щих­ся ан­ти­кле­ри­каль­ных дви­же­ний и феод. войн в Юж. Фран­ции воз­ник кон­фликт ме­ж­ду Св. пре­сто­лом и ме­ст­ны­ми сень­о­ра­ми (в пер­вую оче­редь гра­фом Ту­луз­ским), ко­то­рый при­вёл к объ­яв­ле­нию в 1208 па­пой Рим­ским Ин­но­кен­ти­ем III кре­сто­во­го по­хо­да в Лан­ге­док про­тив ере­ти­ков и не­по­кор­ных сень­о­ров (см. Аль­би­гой­ские вой­ны). Во 2-й тре­ти 13 – 1-й пол. 14 вв. в рай­онах рас­про­стра­не­ния ка­та­риз­ма ак­тив­но дей­ст­во­ва­ла ин­кви­зи­ция. К это­му пе­рио­ду от­но­сят­ся об­шир­ные ма­те­риа­лы ин­кви­зи­ци­он­ных до­про­сов, сви­де­тель­ст­вую­щие о мно­го­об­ра­зии ка­тар­ских ве­ро­ва­ний, осо­бен­но дол­го со­хра­няв­ших­ся в от­да­лён­ных гор­ных де­рев­нях. В это же вре­мя дви­же­ния К. ак­тив­но рас­про­стра­ня­лись на Апен­нин­ском п-ове, во мно­гом бла­го­да­ря бег­ст­ву в Ита­лию «со­вер­шен­ных» К. из ра­зо­рён­ных кре­сто­нос­ца­ми зе­мель Юж. Фран­ции. В 1321 в Виль­руж-Тер­ме­не­се (ны­не деп-т Од) был со­жжён «по­след­ний ка­тар» Г. Бе­ли­баст. К сер. 14 в. ересь К. поч­ти пол­но­стью ис­чез­ла.

Верования, ритуалы и священные книги катаров

Ричард Б. Спенс, доктор философии, Университет Айдахо

Катары считали католическую церковь орудием злого бога. Они яростно выступали против Ветхого Завета и идеи Святой Троицы. Верили ли они в распятие или воскресение? Что они думали о Христе?

В отличие от соборов и аббатств католической церкви, катарская церковь не имела постоянного места жительства. (Изображение: Colibri vision/Shutterstock)

Убеждения катаров

Суть веры катаров заключалась в том, что существует не один бог, а два. Это называется Дуализм. Это решило ту щекотливую проблему, как хороший Бог позволяет плохим вещам происходить. Добрый бог, владыка света и милосердия, правит миром духа: небесным царством, из которого выпали чистые, бессмертные души человечества. То, во что они попали, было материальным миром, духовной тюрьмой, управляемой злым богом, Демиургом, или, проще говоря, сатаной. Другими словами, мы попали в ад. Все в материальном мире испорчено, и наши чистые души жаждут его избежать.

Но мы обречены на это вечное возрождение в этой космической адской дыре из-за очарования ее соблазнительных, но ложных удовольствий. Ничто из этого не было более коварным, чем похоть, которая привела к созданию более плотских тюрем, младенцев, чтобы поймать в ловушку больше божественных душ. Единственный способ вырваться из цикла — отказаться от физического мира и удовольствий. Если это смутно звучит как индуизм или буддизм, возможно, вы что-то поняли.

Катары в основном верили, что добрый бог правит миром духа, а материальный мир является духовной тюрьмой, которой правит злой бог. (Изображение: Гюстав Доре/общественное достояние)

Поощряя размножение и погрязнув в богатстве и привилегиях, катары видели в католической церкви орудие злого бога. Катары отвергли Ветхий Завет и отождествили Иегову со злым богом.

Для них Святая Троица была ложью. Для катаров Иисус не был ни богом, ни человеком. Он был проявлением Святого Духа, посланного добрым богом, чтобы показать нам путь к свободе. Так что, естественно, злой бог уничтожил его. Но катары не верили, что Христос действительно был из плоти и крови. Скорее, он был своего рода голограммой. Так что, по их мнению, не было ни настоящего распятия, ни воскресения, ни непорочного зачатия, потому что у Иисуса не было материальной формы. Для катаров крест был ненавистным символом, поэтому такого понятия, как крест катаров, не существует.

Легко понять, почему католическая церковь возражает против этого. Но это еще не все. В отличие от соборов и аббатств католической церкви, катарская церковь не имела постоянного места жительства. Поклонение могло проходить где угодно, на открытом воздухе или в частных домах. Не было также ни папы-катара, ни хищного духовенства. Высшим уровнем был уровень епископа.

Узнайте больше об исламских убийцах.

Духовенство катаров было совершенным. Поскольку отказ от ложных удовольствий мира был чем-то, что не могли себе позволить самые простые души, лишь немногие избранные стали совершенными. Даже мысль о том, чтобы стать совершенным, означала трехлетнее ученичество с нынешним совершенным, который должен был найти тебя достойным. После посвящения, называемого consolamentum , вам предстояло жить в безбрачии и ненасилии в сочетании со строгой вегетарианской диетой (нельзя есть ничего, что рождается в результате полового акта) и бедностью.

Карта замков катаров во Франции, где исповедовались основные катарские верования христианского дуализма. (Изображение: сделано с помощью Inkscape/общественное достояние)

Приходилось много скитаться, потому что perfecti были и духовенством, и миссионерами катарской веры. Звучит не только как буддийские монахи, но и как помост , используемый ассасинами и другими шиитскими сектами. Мы смотрим на одно и то же под разными именами?

Самое главное, совершенные были образцом для подражания для рядовых катаров: credentes , или «верующие». В свою очередь, верующие поддерживали и подчинялись perfecti, как и подобало подчиненным тайного общества.

Это стенограмма из серии видео Реальная история тайных обществ. Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.

Ритуалы катаров

Кредентес жили более-менее обычной жизнью и с нетерпением ждали получения consolamentum на смертном одре. Предположительно, если казалось, что утешенный человек может выздороветь, они доверяли своим братьям задушить их, чтобы гарантировать, что они покинут земное царство без греха.

Помимо консоламентума, существовало также ритуальное самоубийство голодной смертью, называемое эндура . Основным ритуалом катаров была простая трапеза из ломаного хлеба и взаимное приветствие между credentes и perfecti, называемое 9. 0021 мелиораментум . Месса и крест не играли никакой роли во всем этом. Но помните, многое из того, что мы знаем о катарах, было передано от их заклятых врагов, католической церкви.

Узнайте больше о тамплиерах.

Священные книги катаров

Есть упоминания о священных книгах катаров, таких как Книга двух принципов , Тайная вечеря и Допрос Иоанна , но инквизиция рьяно уничтожила их. Отрицание еретиков их евангелия считалось ключом к победе над ними. Католические критики часто обвиняли катаров в колдовстве и сексуальных извращениях.

Никаких реальных доказательств колдовства нет, но в предполагаемой извращенности может быть что-то. Проблема катаров заключалась не столько в сексуальном удовлетворении, сколько в продолжении рода. Таким образом, мастурбация и гомосексуальность могли считаться приемлемыми — если не желательными — практиками.

А потом был тот факт, что катары посвящали женщин наравне с мужчинами и, как правило, предоставляли им социальное и духовное равенство. Тем не менее, катары игнорировали Деву Марию, потому что у чисто духовного Христа не было матери. Тем не менее, они высоко ценили Марию Магдалину.

Это заставило некоторых предположить, что большой секрет катаров — их Святой Грааль — заключался в знании святой родословной, установленной Иисусом и Магдалиной. Романтическая теория, но она не имеет смысла, потому что катары не верили, что Иисус был физическим существом.

Узнайте больше о розенкрейцерах.

Общие вопросы о верованиях, ритуалах и священных книгах катаров

В: Что катары думали об Иисусе Христе?

Катары верили, что Иисус Христос не был ни богом, ни человеком. Он был проявлением Святого Духа, посланного добрым богом, чтобы показать нам путь к свободе.

В: Какой была идеальная жизнь катара?

Совершенный катар вел жизнь безбрачия и ненасилия в сочетании со строгой вегетарианской диетой.

В: Почему катары представляли такую ​​угрозу?

Катары представляли угрозу, потому что отвергали доктрины Римско-католической церкви. Они считали, что католическая церковь была орудием злого бога.

Продолжайте читать


Женщины в средневековом обществе: Дело Элеоноры Аквитанской
Коммерческая революция в средневековой Европе
Статус женщин в средневековой Европе

Катари | христианская секта | Britannica

Сферы деятельности:
христианство аскетизм
Связанные люди:
Раймонд VII

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

катаров (от греческого katharos, «чистый»), также пишется как катары, еретическая христианская секта, процветавшая в Западной Европе в XII и XIII веках. Катари исповедовали неоманихейский дуализм: есть два принципа, один добрый, другой злой, и что материальный мир есть зло. Подобных взглядов придерживались на Балканах и Ближнем Востоке средневековые религиозные секты павликиан и богомилов; катары были тесно связаны с этими сектами.

В первой половине XI века в западной Германии, Фландрии и северной Италии появились изолированные группы таких еретиков. В конце 11 века о них больше ничего не было слышно; затем в 12 веке они снова появились. Период быстрого роста пришелся на 30 лет после 1140 года. Примерно в это же время богомильская церковь реорганизовывалась, и миссионеры-богомилы, а также западные дуалисты, вернувшиеся из Второго крестового похода (1147–1149), работали на Западе. в середине века. С 1140-х годов катары были организованной церковью с иерархией, литургией и системой доктрин. Около 1149 г.первый епископ обосновался на севере Франции; несколько лет спустя он нашел коллег в Альби и в Ломбардии. Статус этих епископов был подтвержден, а престиж катарской церкви повысился благодаря визиту богомильского епископа Никиты в 1167 году. В последующие годы было назначено больше епископов, пока на рубеже веков не было 11 епископств.

1 на севере Франции, 4 на юге и 6 в Италии.

Хотя разные группы подчеркивали разные доктрины, все они соглашались, что материя — это зло. Человек был пришельцем и пришельцем в злом мире; его целью должно быть освобождение своего духа, который по своей природе был добрым, и восстановление его общения с Богом. Существовали строгие правила поста, в том числе полный запрет на мясо. Половые сношения были запрещены; требовалось полное аскетическое отречение от мира.

Крайний аскетизм сделал катаров церковью избранных, однако во Франции и северной Италии они стали популярной религией. Этот успех был достигнут разделением верующих на два тела: «совершенных» и «верующих». Совершенные отделялись от массы верующих церемонией инициации consolamentum. Они посвятили себя созерцанию и должны были придерживаться самых высоких моральных стандартов. От верующих не ожидалось, что они достигнут стандартов совершенства.

Учения катаров о сотворении мира заставили их переписать библейскую историю; они разработали сложную мифологию, чтобы заменить ее.

Они рассматривали большую часть Ветхого Завета с осторожностью; некоторые из них вообще отвергли его. Православное учение о воплощении было отвергнуто. Иисус был просто ангелом; его человеческие страдания и смерть были иллюзией. Они также резко критиковали суетность и коррумпированность католической церкви.

Учения катаров подорвали корни ортодоксального христианства и политических институтов христианского мира, и власти церкви и государства объединились, чтобы атаковать их. Папа Иннокентий III (119 г.8–1216) пытался заставить Раймунда VI, графа Тулузского, присоединиться к нему в подавлении ереси, но это закончилось катастрофой; папский легат был убит в январе 1208 года, и обычно считалось, что граф был соучастником преступления. Против еретиков был объявлен крестовый поход — альбигойский крестовый поход, и армия под предводительством группы баронов из северной Франции приступила к разорению Тулузы и Прованса и резне жителей, как катаров, так и католиков (

см. альбигойцев).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *