Тема 6 «Познание и знание»
Теоретическая часть
1. Познание как отражение и познание как конструирование.
2. Структура чувственного познания.
3. Виды рационального знания.
4. Интуитивное и дискурсивное познание.
5. Объяснение и понимание.
6. Проблема истины.
Практическая часть
1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.
А. «Умный видит неизмеримую область возможного» (Д. Дидро).
Б.«Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями» (Гегель).
2. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг).
3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д.
5. Существуют пять состояний знания и незнания. Приведите примеры каждого из этих состояний:
1) когда мы знаем, что знаем;
2) когда мы знаем, что не знаем;
3) когда мы не знаем, что знаем;
4) когда мы не знаем, что не знаем;
5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.
7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».
8. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете
9. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
10. Что имел в виду И.П. Павлов, когда говорил: «Без идей в голове нет фактов». Дайте развернутый ответ.
Дополнительная литература
1. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1999.
2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М., 2002.
3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №6.
4. Прист С. Теории сознания. — М., 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — М., 2003.
6. Гадамер X. Истина и метод. — М. , 1988.
7. Голдстейн М. Как мы познаем. — М., 1984.
8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. — М., 1980.
9. Нарский И.О. Современные проблемы познания. — М., 1989.
10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. — М., 1992.
11. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990.
Теоретическая часть
1. Особенности бытия человека.
2. Антропосоциогенез. Индивидуализация и социализация.
3. Человек как субъект деятельности.
4. Смерть и смысл жизни.
5. Свобода и ответственность личности.
Практическая часть
1. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните. Почему золотое правило поведения называют золотым?
«Человек должен. .. довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (Т. Гоббс).
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (Клаудиус).
«О свободе надо судить по степени свободы самых низших» (Дж. Неру).
«Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем» (из сборника тюремных афоризмов).
«Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные» (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).
2. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? Дайте развернутый ответ.
3. Рассудите: И.Г. Песталоцци, знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».
4. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте.
5 Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много»? Попробуйте реконструировать ход его мысли.
6. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? Почему добрым быть хорошо, а злым — плохо? Дайте развернутый ответ.
7. Существуют такие высказывания о смерти.
А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью».
Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».
В. М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути — это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми — вовсе не думать о ней.
Кто, по Вашему мнению, прав и почему? Дайте развернутый ответ.
Дополнительная литература
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества//Философия свободы. — М., 1989.
2. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.
3. Григорьян Б. Т. Философская антропология. — М., 1982.
4. Къеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.
5. Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
6. Соловьев Вл. Смысл любви//Соч. В 2 т. — М., 1991. — Т. 2.
7. Teйяp де Шарден П. Феномен человека. — М., 1965.
8. Франк С.Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990. № 6.
9. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
10. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
11. Хейзинга И. Homo ludens. — M., 1992.
Кто будет, знаем. Что будет – не знаем
Идея продвижения, вертикальной мобильности, как выражаются в социологии, прочно вошла в массовое сознание
Иные критики «Левада-центра», раздраженные сверхвысокими рейтингами, говорят: да люди просто вам боятся сказать плохое про власть. А вот если бы они рассказали, что они на самом деле думают… Многочисленные проверки показывают, что эти подозрения неверны. Неверны – и это главное – идеи про то, что народ думает «на самом деле». Сознание вообще, и массовое сознание в том числе, устроено сложно, в нем несколько слоев, планов, дискурсов. Один и тот же объект может получать разные, порой противоположные оценки в зависимости от того, в рамках какого дискурса он рассматривается и обсуждается. В ходе интервью, из каковых и состоит массовый опрос, происходит постоянное переключение беседы из одного дискурса в другой.
Хороший пример – то, как люди высказываются о будущем. Когда-то советская пропаганда объясняла, что при капитализме у трудящихся «нет уверенности в завтрашнем дне». Потом наши граждане стали это же говорить про собственную жизнь. В ходе опросов они стали настойчиво повторять, что их будущее для них непредставимо. Интересно, что такие ответы давались не только в годы, прозванные потом лихими, но и в годы так называемой стабильности, и даже в годы, названные тучными. Вот и теперь три четверти россиян (а среди пожилых и семь восьмых) дают ответы в том духе, что в нынешнее время планов строить нельзя, а если что и планировать, то не более чем на два года. В такой форме они выражают укор властям, которые не могут обеспечить эту самую уверенность в завтрашнем дне. (Хулить законодательную, исполнительную, судебную власть россияне не стесняются.
) Так в дискурсе публичном или критическом. В публичном или апологетическом будущее предстает более чем предсказуемым. Те же самые респонденты, которые сказали, что не загадывают более чем на два года, уверены, что высшее руководство страны останется прежним и после 2018 г. И это соответствует их пожеланиям. То есть они легко простирают таковые почти на десятилетие вперед.В дискурсе приватном жизнь выглядит вполне устойчивой. Примерно треть россиян брали за последние годы кредиты. Практически все семьи, в которых есть дети, имеют в виду, что дети будут учиться. (В дискурсе публичном, конечно, не преминут сказать, что обучение теперь все платное, и это одна из главных претензий к властям.) Образование, в тот числе высшее, стало обязательным – не по закону, а по установившимся взглядам. По этим же взглядам оно необходимо для продвижения в жизни. Сама идея продвижения, вертикальной мобильности, как выражаются в социологии, прочно вошла в массовое сознание. В частной жизни будущее, в том числе на десятилетия, обязательно планируется.
Вот и выходит, что то, как мы лично будем жить, мы знаем, кто у нас будет на самом верху, тоже знаем. А что и как будет в стране – об этом думать не получается.
Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьПрощай, все, что мы знаем
Потоковая передача + загрузка
Включает неограниченную потоковую передачу через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в формате MP3, FLAC и других форматах.
Можно приобрести с подарочной картой
€7 евро или больше
Пластинка/винил + цифровой альбом
1LP [Стандартная версия]
Включает неограниченную потоковую передачу Прощай, все, что мы знаем через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в форматах MP3, FLAC и других форматах.
отправляется в течение 5 дней
€19евро или больше
Компакт-диск (CD) + цифровой альбом
CD [Digisleeve + DL]
Включает неограниченную потоковую передачу Прощай, все, что мы знаем через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в форматах MP3, FLAC и других форматах.
отправляется в течение 5 дней
€12 евро или больше
Компакт-диск (CD) + цифровой альбом
2CDltd [Ограниченное издание — двойной компакт-диск]
Стандартная версия + Инструментальная версия
Включает неограниченную потоковую передачу Прощай, все, что мы знаем через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в форматах MP3, FLAC и других форматах.
отправляется в течение 5 дней
выпуск 500
€16 евро или больше
LPLTD [подписанный постер]
Пластинка/винил + цифровой альбом
2LPltd
Limited Edition — Плакат — Двойной винил
Стандартная версия + Инструментальная версия
Включает неограниченную потоковую передачу Прощай, все, что мы знаем через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в форматах MP3, FLAC и других форматах.
Продано
«Прощай, все, что мы знаем»
будет выпущен на Ici d’Ailleurs 27 марта.
Есть записи с эмпатией, записи, которые являются вашими друзьями, а есть и другие… Между ними может быть небольшая разница, некое «je ne sais quoi», «почти ничего, но все же что-то», что имеет значение между почти бессмысленными и жизненно важными записями. Несмотря на, а точнее благодаря его циничному отчаянию, музыка Мэтта Эллиотта никогда не подставляет перед нами нравоучительное зеркало — напротив, она создает сострадательный диалог со слушателями, как ритм двух шагов, которые синхронизируются, чтобы стать одним целым.
В 2016 году Мэтт Эллиот выпустил свой седьмой сольный альбом The Calm Before, чье неясное название не то чтобы ни угрожающе, ни утешительно… затишье перед чем? Конечно, перед бурей, но, возможно, и перед великой пластинкой, немедленная классика, как мы чувствовали, может появиться еще долго в двойной дискографии бристольского артиста, работающего под своим собственным именем и под своим электронным псевдонимом Third Eye Foundation. Элегантные детали и перспективы Little Lost Soul (2000) уже намекали на грядущий шедевр английского певца и автора песен.
The Mess We Made (2003) был первым сольным альбомом Мэтта Эллиота и изображал вселенную в своего рода полете к балканским горизонтам, состоящим из внутреннего отчаяния. В трилогии «Песни» он отложил электронную сторону своей работы, чтобы продолжить работу с минималистским, строгим и ясным стилем письма. «Сломленный человек» (2012) был полон слез и долгих причитаний, иногда переносимых фортепиано Кати Лабек на пластинке, окрашенной в новые оттенки серого. Над этой записью Мэтт начал работать с продюсером, аранжировщиком и мультиинструменталистом Дэвидом Чалмином (La Terre Invisible), который с тех пор продолжает сотрудничать с певцом из Бристоля. Их партнерство продолжилось в фильмах «Только инфекция миокарда может разбить ваше сердце» (2013) и «Затишье перед» (2016).
Стефан Грегуар — глава лейбла Ici D’Ailleurs, который сопровождает Мэтта Эллиотта с 2005 года, и, возможно, он описывает этот альбом лучше всего: «Эта новая запись Мэтта, без сомнения, является его лучшим альбомом на сегодняшний день, записью, которая берет его в другое измерение, где он полностью заявляет о себе как автор песен и певец такого калибра, как Билл Каллахан, Леонард Коэн или Джонни Кэш».
Все остальные записи Мэтта Эллиотта казались эмпатическими связями друг с другом. «Прощай, все, что мы знаем» — это мгновенная классика, основанная на чувствительном фортепиано и превосходных аранжировках Дэвида Чалмина, чувствительной виолончели Гаспара Клауса и утонченном басу Джеффа Халлама (который также играл с Домиником А. и Джоном Пэришем). Во всем этом есть явная форма алхимии, и все же мы находим обычную атмосферу и декорации Мэтта Эллиотта, ту же восточноевропейскую народную музыку, длинные песни, которые требуют времени, чтобы со временем устояться. Все то же, но и преображается. Делая свою музыку резкой, очищая и переопределяя предмет, работа Мэтта Эллиотта стала намного более тонкой. Однако эта работа никогда не бывает хрупкой и никогда не обращена на себя, а потому становится похожей на жизненную мелодию, которая вибрирует и раскрывается.
Вступительная песня Farewell To All We Know, кажется, разрывается между страхом перед тем, что может принести завтрашний день, неизбежностью и надеждой на будущее в постоянном и прогрессирующем драматическом напряжении, выраженном его испанской гитарой, фортепиано в стиле импрессионизма и голосом Мэтта, балансирующим на край шепота. Траурная дань бесконечным сумеркам и рассветам, которые мы все мечтаем увидеть.
Призрачная инструментальная композиция Guidance Is Internal возвращает нас к атмосфере Howling Songs (2008) с ее гитарными партиями, полными скандирований и приглушенных угроз. Музыка трансцендентна, но, кажется, никогда не боится риска падения. Это также то, о чем говорит нам Bye Now своей почти устаревшей простотой и меланхолией солнечных лучей, напоминающей творчество Луиса Бонфа, Билла Эванса в Peace Piece или непринужденных певцов 50-х.
В «Прощай, все, что мы знаем» Мэтт Эллиот постоянно чередует двойное желание встретиться лицом к лицу с миром или защитить себя от него. Ненависть к игроку, ненависть к игре — это четкое заявление о том, что иногда наша повседневная жизнь скучна, о нашем праве выйти из игры и больше не хотеть быть ее частью. Мэтт Эллиот нежен, но никого не щадит, особенно себя. Абулия говорит об усталости от жизни и о надвигающейся смерти, в то время как Crisis Apparition говорит, что всегда есть время для восстановления после хаоса. Это как поначалу утомительное блуждание по развалинам Алеппо с медленным разбавлением мелодии в галлюцинирующем гуле. Однако запах великих пожаров всегда исчезает, и земля всегда возрождается. Мэтт Эллиот, похоже, предполагает, что инстинкт выживания сильнее любого холодного ветра.
Мэтт Эллиот никогда не воспевает определенности и предпочитает возможности. Может, худшее уже позади? Может быть… Может быть, буря прошла и все разрушила, теперь нам остается только восстанавливаться и жить заново. Прощай, все, что мы знаем, показывает нам расстояние, которое еще нужно пройти, и он идет рядом с вами — прямо рядом с вами, он друг, который не щадит вас правду, как это действительно делают все настоящие друзья.
Мы знаем дьявола по бою подушками
Любой может убить дьявола; вот почему они всегда делают подростков истребительницами вампиров, девочками-волшебницами. Но некоторые дети не могут даже этого понять; и именно поэтому злая девчонка Нептун, сорванец Юпитер и застенчивая застенчивая Венера должны терпеть еще одну неделю в летнем лагере и друг друга, распевая скучные песни об Иисусе, выполняя рутинную работу для взрослых и надеясь, что божье радио их не услышит.
Прежде чем покинуть летнюю разведку, им придется провести двенадцать часов в самой одинокой хижине в лесу и дождаться, пока дьявол придет и проживет ночь — или нет. Ты знаешь.
Сюрреалистичная антиутопия в летнем лагере
WE KNOW THE DEVIL — это визуальный роман ужасов о групповых отношениях, созданный чудаковатым игровым критиком и незащищенным владельцем твиттер-аккаунта Эйви Би (Mammon Machine:ZEAL) и иллюстратором и художником комиксов Мией Шварц (http: //miaschwartz.tumblr.com/) с леденящим душу синтезаторным саундтреком из фильмов ужасов 80-х от Алека Ламберта (Antibody Productions), живыми фотофонами, сделанными одноразовыми камерами в жутких лесах, где мы живем, а также эстетическими штрихами и пользовательским интерфейсом от Lulu Blue.
МЫ ЗНАЕМ ДЬЯВОЛА — это история обо всех, кто заставил вас плакать в летнем лагере. Речь идет о пропаже видеокассет с «Сейлор Мун». О том, как безответственность заразительна. Речь идет о том, чтобы знать, что в группе из трех человек двое будут ближе друг к другу.
И о том, чтобы быть странным, чудаковатым и неправильным, и надеяться вопреки надежде, что никто не узнает, когда настоящий, буквальный дьявол придет за тобой.
Выберите свою единственную настоящую пару
В «МЫ ЗНАЕМ ДЬЯВОЛА» действительно нет главного героя; но кто-то всегда останется в стороне. Вам решать, кто это. Вместо того, чтобы выбирать напарника, вы следуете за парами персонажей, пока они узнают о себе и ждут появления дьявола.
Смогут ли Венера и Нептун перестать ненавидеть себя достаточно долго, чтобы подружиться? Скажет ли Юпитер, наконец, Нептуну, что у нее на уме? Доживут ли Венера и Юпитер до утра как единственные оставшиеся в живых хорошие дети?
Надеюсь, все получится так, как вы хотите. Не забывайте: цена, которую заплатят двое, будет третьей.
Особенности
- Три концовки для всех возможных одноразовых паролей и ужасающий бонусный истинный конец!
- Размытые, переэкспонированные фоновые фотографии, сделанные на одноразовую камеру для ощущения лета девяностых
- Леденящий душу саундтрек к фильмам ужасов 80-х, созданный Алеком Ламбертом.