Когда уходят люди после них остаются вещи: Attention Required! | Cloudflare – ТАИНСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕНА. У лукоморья

ТАИНСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕНА. У лукоморья

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо знали еще современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

Сегодня вещи Пушкина — в заповедниках и музеях. Здесь они живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые в них письмена. Передо мной в Михайловском прошли сотни тысяч людей разных возрастов, знаний и стремлений. И все они хотели увидеть то, что окружало поэта. И вот я говорю им: «У этого окна любил сидеть Пушкин». Тут все они начинают смотреть на обыкновенное окошко и вдруг видят, что оно не обыкновенное, что никто из них такого окна раньше не видел, не видел около окна этого зеленого куста, что другого такого куста нет на всем свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отраженный стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он.

Ещё много-много лет после того, как совсем обветшали окна и двери, и порог пушкинского дома, — пышная сирень каждую весну раскрывала для людей свои душистые цветы. Когда-то ее сажали и холили чьи-то заботливые руки, и сирень заглядывала в комнату Пушкина. А потом всё кануло в Лету.

И вот теперь выровнялись и порог, и ступени, и окна пушкинского дома, и мы вновь посадили сирень, и, как прежде, дарит она мечтательному путнику свои цветы.

В каждом листике куста есть свои письмена. Пушкин умел их читать. Чтобы понять деревенского Пушкина, нужно, чтобы всякий приходящий в Михаиловское попробовал разобрать эти письмена.

Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Деревня — вот мой кабинет».

Деревня — это природа. Деревья, травы, кусты, птицы и звери. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохладу, и не только когда было тихо и жарко. Он видел, что в природе всё безгранично и почти ничто в ней не меняется. Она — вечность. Это только мы меняемся, люди.

Весною, когда в Михайловском начинается всё заново и люди выходят на волю, они видят и слышат только воду. Так было при Пушкине, так и сейчас. Вода идет отовсюду, она заливает заветные луга, рождает огромное море и топит в нем ручьи и реки, старицу реки и ее новь, — и вода эта стоит от одной горы до другой.

Природа Михайловского имеет своих стражей. О них Пушкин писал в стихотворении «Домовому». И самый верный страж этого места — вода.

Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому. Каждое утро хранитель этой великолепной галереи заменяет одну из старых картин какой-нибудь новой и как бы говорит нам: «Всё это видел Пушкин. Посмотрите и вы. Станете лучше».

Когда будете в Михайловском, обязательно пойдите как-нибудь вечером на околицу усадьбы, станьте лицом к маленькому озеру и крикните громко: «Александр Сергеевич!» Уверяю вас, он обязательно ответит: «А-у-у! Иду-у!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Таинственные письмена

скачать
Часть 1

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Таинственные письмена

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей. Неодушевлённых предметов нет. Есть неодушев­лённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь, творчество, это хорошо знали ещё современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тур­генев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

Сегодня вещи Пушкина — в заповедниках и музеях. Здесь они живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые их письмена. Передо мной в Михайловском прошли сотни тысяч людей разных возрастов, знаний и стремлений. И все они хотели увидеть то, что окружало поэта. И вот я говорю им: «У этого окна любил сидеть Пушкин». Тут они начинают смотреть на обыкновен­ное окошко и вдруг видят, что оно необыкновенное, что никто из них такого окна раньше не видел, не видел около окна этого зелё­ного куста. Они понимают, что другого такого куста нет на всём свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отражённый стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он.

Ещё много-много лет после того, как совсем обветшали окна, и двери, и порог пушкинского дома, — пышная сирень каждую весну раскрывала для людей свои душистые цветы. Когда-то её сажали и холили чьи-то заботливые руки, и сирень заглядывала в комнату Пушкина. А потом всё кануло в Лету.

И вот теперь выровнялись и порог, и ступени, и окна пушкин­ского дома, и мы вновь посадили сирень, и, как прежде, дарит она мечтательному путнику свои цветы.

В каждом листке кустика есть свои письмена. Пушкин умел их читать. Чтобы понять деревенского Пушкина, нужно, чтобы всякий приходящий в Михайловское попробовал разобрать эти письмена.

Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Де­ревня — вот мой кабинет».

Деревня — это природа. Деревья, травы, кусты, птицы и звери. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубаш­ке, часто на босу ногу, в ветер, и в дождь, и в прохладу… Он видел, что в природе всё безгранично и почти ничего не меняется. Она — вечность. Это только мы меняемся, люди.

Весною, когда в Михайловском начинается всё заново и люди выходят на волю, они видят и слышат только воду. Так было при Пушкине, так и сейчас. Вода идёт отовсюду, она заливает заветные луга, рождает огромное море и топит в нём ручьи и реки, старицу реки и её новь, — и вода эта стоит от одной горы до другой.

Природа Михайловского имеет своих стражей. О них Пушкин писал в стихотворении «Домовому». И самый верный страж этого места — вода.

Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому. Каждое утро хранитель этой великолепной галереи заменяет одну из старых картин какой-ни­будь новой и как бы говорит нам: «Всё это видел Пушкин. Посмот­рите и вы. Станете лучше».

(С. Гейченко)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14.

(1) Огонь, дым, пепел да зола, искорёженная, плетёная ржавой проволокой, начинённая минами земля — вот что оставили, отсту­пая, фашисты.

(2) Вместо заповедника — пустыня. (3) Рваная незатянувшаяся рана, боль и мёртвая тишина.

(4) Бывший тогда президентом Академии наук Сергей Ива­нович Вавилов, по старой памяти, через верных друзей разыскал Семёна Степановича Гейченко. (5) Он знал его давно как работ­ника Пушкинского дома, как хранителя петергофских дворцов; ценил этого не ведающего покоя учёного, умеющего мыслить и действовать.

(6) — Я надеюсь на вас, беритесь, восстанавливайте, — сказал Сергей Иванович.

(7) Стоял апрель 1945 года. (8) Война подходила к Берлину во всей своей нарастающей силе и беспощадности. (9) Земля ожидала. (10) Её оживлял обретающий своё истинное призвание человек.

(11) В это время на случайных попутных машинах, с вещмешком за плечами, по разъезженной, перевороченной железным тараном войны дороге, и приехал в Пушкинские Горы Семён Степанович Гейченко.

(12) Надо было расчистить, разгрести эту опоганенную войной землю и на пепле восстановить всё так, как было при Пушкине. (13) Гейченко отлично понимал, что восстанавливать гораздо труд­нее, чем строить заново.

(14) — Ну что ж, милый, начнём, — сказал он не то себе, не то первому скворцу, которого увидел в чудом сохранившейся скво­речне на полуобгоревшей, иссечённой осколками берёзе, одиноко стоящей у развалин домика няни. (15) — Тебе-то легче, у тебя есть скворечник, а у меня ничего нет. (16) Ну, хоть ты пой, — все-таки веселее…

(17) За скворцами прилетели утки, цапли. (18) Два аиста облюбо­вали старую ганнибаловскую липу со сбитой снарядом верхушкой и начали вить гнездо. (19) Запела серебряную песню иволга. (20) Тра­ва пошла в рост. (21) Посечённые осколками берёзы чудом пускали новые побеги. (22) На треть подпиленная могучая сосна, на которой был наблюдательный пункт и которую фашисты не успели срезать, заплывала смолой и оживала. (23) Из-под векового дуба в Тригорском по брёвнышку был вытащен весь блиндаж, а пустое пространст­во было забито землёй и навозом. (24) И дуб стал охорашиваться, и при некоторой доле воображения в его зелёных листьях можно было заметить скрывающихся русалок.

(25) Всё было растащено, разгромлено, разворовано фашиста­ми. (26) Но директор заповедника и люди, работающие с ним, ве­рили светлой верой в то, что всё будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари.

(27) Первым был восстановлен домик няни. (28) В 1949 году был отстроен дом Пушкина и состоялось торжественное открытие за­поведника.

(29) Со всех континентов на это неумирающее торжество поэзии съехались поэты. (30) Их разноязыкие голоса, усиленные репро­дукторами, зазвенели в промытой буйной зелени, и к ним прислу­шивались пёстрые праздничные толпы людей и в самом Святогорском, около могилы поэта, и в Михайловском, на широком лугу у входа в усадьбу.

(31) И среди этой праздничной, восхищённой и зачарован­ной толпы то тут, то там мелькала сухая высокая фигура резкого в движениях человека с выразительным острым лицом, с доброй улыбкой и густым наплывом русых волос, спадающих на глаза.

(32) Он то и дело поправлял их или единственной правой рукой, или характерным взмахом головы. (33) Он объяснял, советовал, показывал. (34) Он был весь в движении. (35) И незримое чувство удовлетворённости, может быть даже не осознанное, делало его прекрасным.

(По М. Дудину)

К каждому заданию А1—А 7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер правильного ответа.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему СИ. Вавилов сказал С.С. Гейченко, что он надеется на него?»

1) С.С. Гейченко был фронтовиком.

2) Семён Степанович был хорошим строителем.

3) Гейченко был учёным, который умел мыслить и действовать.

4) У С. И. Вавилова не было другого выбора.

А2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Гейченко и люди, работающие с ним, трудились от зари до зари?» Гейченко и люди, работающие с ним, трудились от зари до зари, пото­му что

1) стремились заработать как можно больше денег.

2) верили, что пушкинские места — это святыня, и хотели их восстановить.

3) стремились угодить начальству.

4) хотели показать своё профессиональное мастерство.

A3. Как С.С. Гейченко характеризует информация, заключённая в предложениях 31—35?

1) Семён Степанович был суетливым человеком.

2) Гейченко всегда навязывал своё мнение другим людям.

3) Семён Степанович стремился блеснуть своими знаниями.

4) Гейченко был деятельным, знающим своё дело человеком.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово сухая (предложение 31).

1) лишённая воды 3) худощавая

2) безучастная, неласковая 4) безжизненная

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) Вместо заповедника — пустыня. Рваная незатянувшаяся рана, боль и мёртвая тишина.

2) Война подходила к Берлину во всей своей нарастающей силе и беспощадности. Земля оживала.

3) Тебе-то легче, у тебя есть скворечник, а у меня ничего нет. Ну, хоть ты пой, — всё-таки веселее…

4) Первым был восстановлен домик няни. В 1949 году был от­строен дом Пушкина и состоялось торжественное открытие заповедника.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор текста называет героя по имени и отчеству?» Такая форма имени говорит

1) о преклонном возрасте героя.

2) об отношении автора к герою как официальному лицу.

3) об уважительном отношении автора к герою.

4) о разнице в социальном положении автора и героя.

А7. Укажите, какое средство художественной выразительности содержится в пятом (5) предложении текста. Он знал его давно как работника Пушкинского дома, как хранителя петергофских дворцов; ценил этого не ведающего покоя учёного, умею­щего мыслить и действовать.

1) сравнение 3) метафора

2) перифраза 4) метонимия

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами и цифрами, раз­деляя их, если нужно запятыми.

В1. Замените разговорное слово опоганенную из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 14—16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3. Из предложений 2—6 выпишите слово, правописание кото­рого определяется правилом: «После приставки, оканчива­ющейся на согласную букву, вместо И пишется Ы»;

В4. Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых правопи­сание -Н- определяется правилом: «Одна буква -Н- пишется в словах, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих пояснительных слов».

В5. Из предложений 11 — 12 выпишите слева, правописание приставки в которых определяется правилом: «Не конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обоз­начающая глухой согласный».

В6. Из предложения 21 выпишите слово, образованное суффик­сальным способом.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении, выраженном причастным оборотом. И среди этой праздничной, (1) восхищённой и зачарованной толпы то тут, (2) то там мелькала сухая высокая фигура резкого в движениях че­ловека с выразительным острым лицом, (3) с доброй улыбкой и густым наплывом русых волос, (4) спадающих на глаза.

В8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обознача­ющую запятую между частями сложносочинённого пред­ложения.

Их разноязыкие голоса, (1) усиленные репродукторами, (2) зазвенели в промытой буйной зелени, (3) и к ним прислушивались пёстрые празд­ничные толпы людей и в самом Святогорском, (4) около могилы поэта, (5) и в Михайловском, (6) на широком лугу у входа в усадьбу.

В9. Из предложения 19 выпишите словосочетание, построенное на основе связи управление.

В10. Выпишите грамматическую основу предложения 31.

В11. Среди предложений 12—16 найдите предложение с обраще­нием. Напишите номер этого предложения.

В12. Среди предложений 17-24 найдите предложение с однород­ным подчинением. Напишите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 25—30 найдите сложносочинённые предложения. Напишите номера этих предложений.

В14. Из предложения 26 выпишите деепричастие.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе только одно из заданий: С 2.1 или С 2.2.

С2.1

Ознакомьтесь с мнением Ивана и Владимира об исполь­зовании союзов. Иван: «В тексте автор использует сочинительные и подчини­тельные союзы. А разве нельзя обойтись только подчинительными союзами?»

Владимир: «При написании текста нужны и сочинительные, и подчинительные союзы».

Помогите Владимиру доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Союзы и их роль в тексте».

С2.2

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Хранитель на­циональной святыни».

скачать

Сократите текст до 70-85 слов ,чтобы не потерять основную…

Сегодня вещи Пушкина — в заповедниках и музеях. Здесь они живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые их письмена. Передо мной в Михайловском прошли сотни тысяч людей разных возрастов, знаний и стремлений. И все они хотели увидеть то, что окружало поэта. И вот я говорю им: «У этого окна любил сидеть Пушкин». Тут они начинают смотреть на обыкновен­ное окошко и вдруг видят, что оно необыкновенное, что никто из них такого окна раньше не видел, не видел около окна этого зелё­ного куста. Они понимают, что другого такого куста нет на всём свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отражённый стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он. 95-97

Ещё много-много лет после того, как совсем обветшали окна, и двери, и порог пушкинского дома, — пышная сирень каждую весну раскрывала для людей свои душистые цветы. Когда-то её сажали и холили чьи-то заботливые руки, и сирень заглядывала в комнату Пушкина. А потом всё кануло в Лету.

И вот теперь выровнялись и порог, и ступени, и окна пушкин­ского дома, и мы вновь посадили сирень, и, как прежде, дарит она мечтательному путнику свои цветы.

В каждом листке кустика есть свои письмена. Пушкин умел их читать. Чтобы понять деревенского Пушкина, нужно, чтобы всякий приходящий в Михайловское попробовал разобрать эти письмена.

Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Де­ревня — вот мой кабинет».

Деревня — это природа. Деревья, травы, кусты, птицы и звери. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубаш­ке, часто на босу ногу, в ветер, и в дождь, и в прохладу… Он видел, что в природе всё безгранично и почти ничего не меняется. Она — вечность. Это только мы меняемся, люди.

Весною, когда в Михайловском начинается всё заново и люди выходят на волю, они видят и слышат только воду. Так было при Пушкине, так и сейчас. Вода идёт отовсюду, она заливает заветные луга, рождает огромное море и топит в нём ручьи и реки, старицу реки и её новь, — и вода эта стоит от одной горы до другой.

Природа Михайловского имеет своих стражей. О них Пушкин писал в стихотворении «Домовому». И самый верный страж этого места — вода.

Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому. Каждое утро хранитель этой великолепной галереи заменяет одну из старых картин какой-ни­будь новой и как бы говорит нам: «Всё это видел Пушкин. Посмот­рите и вы. Станете лучше».

Читать онлайн Пушкиногорье страница 7

— И вас, мое сокровище, и вас, госпожа моя, и вас, серафим души моей, и вас, голубка моя, и вас, заступница и печальница моя…

«И меня, и меня, и меня», — отозвались эхом уютные комнаты дружеского дома. «И меня», — прогудели струны рояля. «И меня», — защебетала проснувшаяся канарейка. «И меня», — ответил ветер за окном и ручеек у пруда…

Правду сказать, он любил в этом доме всех, от мала до велика, любил своей пушкинской любовью.

Потом, как всегда на домашних праздниках, его просили, уговаривали, умоляли почитать Онегина. Ему самому хотелось читать. Но он отнекивался, ибо это было в его обычае.

Наконец все устроилось, все заняли свои любимые места. Он встал около рояля и стал читать. Голос его был звонкий, бархатистый, с маленькой сипотцой.

— Дорогие, не только в четвертой, но и в этой новой главе «Онегина» я изобразил свою жизнь в деревне и здесь, у вас. И кое-кому сейчас услышится то, что у меня на душе; вы узнаете, кто из вас мой идеал.

Сегодня у меня особые мечты…
Другие, строгие заботы
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души…
Познал я глас иных желаний.
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?

Он читал долго и вдохновенно. Его целовали, им любовались. И было все торжественно, как в старинном храме в светлое воскресенье.

Провожали домой всем хором. Молчали. И даже егозливая Ефрозина не дурачилась, никого не теребила.

И он думал про себя: что бы с ним ни случилось, куда бы судьба его ни забросила, они для него самые дорогие — верная родня, верные друзья, все и все — и эти места, и этот колодец, и сосны, и ели, и этот придорожный камень. Все.

А кругом была истинная благодать. Крепкий запах сытой земли, дымы людского жилья, трав и цветов и веселый запах антоновских яблок, которыми на всю округу гордятся его михайловские дворовые…

Он старался полностью вобрать все запахи. С каждым вдохом росла его радость. И он уверовал — навсегда! В него вливалось ощущение силы, радости, благодарности за то, что он живет на свете. Господи, как тут хорошо!

У колодца было прощанье. Церемонное и тихое.

Это, кажется, Зизи прошептала: «C’est divinité véritable!»

Повернувшись к ней, Пушкин тихо ответил; «Merci, ma petite princesse!» Медленно пошел вперед. Дойдя до своей калитки, которая была на запоре, он ловко перемахнул через забор. Подкрался к окну, заглянул в него и прошептал:

— Пушкин, а Пушкин, ты где?

И сам себе ответил:

— Тут я!

Войдя в дом, закрыл окно и постучал Родионовне. Попросил огня. Взял подсвечник, поставил его на подоконник, стал кольцом царапать по стеклу. Получился еще один автопортрет — под портретом написал:

«Лето 7333. Михайловской обители послушник Александр».

Таинственные письмена

Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо знали еще современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

Сегодня вещи Пушкина — в заповедниках и музеях. Здесь они живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые в них письмена.

В числе реликвий, хранящихся в михайловском доме поэта, есть железная трость Пушкина. Он любил трости и палки. Они были у него самые разные. В кабинете поэта, в его квартире-музее на набережной реки Мойки в Ленинграде стоят три деревянные трости. Деревянная с набалдашником из слоновой кости, на кости вырезана надпись «А. Пушкин», ее изобразил художник Н. Н. Ге на своей картине «Пушкин и Пущин в Михайловском». Вторая деревянная (камышовая) с ручкой, в которую вделана бронзовая золоченая пуговица с мундира Петра Великого. Эта пуговица была подарена Петром своему крестнику арапу Ибрагиму Ганнибалу. Как трость попала к Пушкину — неизвестно. Может быть, здесь, в Петровском, он получил ее в подарок от деда? Третья трость орехового дерева с набалдашником из аметиста.

Нужно думать, что кроме этих тростей у Пушкина были и другие палки-трости. Одну из них он изобразил на своем михайловском рисунке, другую изобразил на портрете Пушкина его современник художник П, И. Чернецов в 1830 году.

Были у Пушкина и железные трости. Одна из них находится в михайловском кабинете поэта. Она кованная из круглого железа с Т-образной ручкой, с четырехгранным наконечником-острием. Трость поступила в Михайловское из Пушкинского Дома Академии наук СССР в канун торжественного открытия восстановленного дома-музея, в 150-летнюю годовщину со дня рождения Пушкина. В фонды Пушкинского Дома она была передана Одесским художественным музеем в 1938 году. Эту палку завел себе Пушкин, когда жил в Кишиневе. О ней рассказывают в своих мемуарах М. Де Рибас и И. П. Липранди.

Уезжая из Кишинева в Одессу, Пушкин захватил с собой и свой железный посох. Он любил гулять по улицам города, фигуристо размахивая своей палкой. Об этом рассказывают современники поэта — одесситы. Уезжай в Михайловское, Пушкин оставил трость своему приятелю А. Ф. Мерзлякову, от него она перешла к поэту А. И. Подолинскому, затем к сыну адъютанта графа М. С. Воронцова — Ягницкому, который в свою очередь подарил ее своему знакомому И. М. Донцову. В 1880 годах Донцов подарил ее одесситу Н. Г. Тройницкому.

В своей книге «Прошлое и настоящее» народный артист СССР Л. М. Леонидов, живший в 80-х годах в Одессе, рассказывает, что эту палку Тройницкий пожертвовал в Одесский музей истории и древности. Было это в 1887 году. В 1899 году трость экспонировалась на Пушкинской юбилейной выставке в Одессе среди других пушкинских реликвий.

Живя в Михайловском, Пушкин не мог обходиться без трости. Он был великий ходок. Палка, посох, трость — необходимая принадлежность для всякого странника, путешественника, искателя. Ивовый прут, сосновая дубинка, можжевеловая или сосновая палка — все это могло быть у Пушкина и, вероятно, было.

Вспоминая свой железный кишиневско-одесский посох, Пушкин завел себе в Михайловском новый, тоже железный посох. Это было изделие местного кузнеца. При Пушкине хорошие кузнецы были здесь повсюду — на Воронине, в Святогорском монастыре, у Ганнибалов в Петровском, да и в самом Михайловском хоть и полузаброшенная, но кузница тоже была. На Псковщине исстари железные предметы сельского обихода — такие как лошадиная подкова, удила, топор, лопата, посох, кочерга — изготавливались на том месте, где жил их владелец. Они отличались особенностями, которые были характерны для местности. Такова, и михайловская трость Пушкина. Совершенно такую же можно и сегодня увидеть в руках местных жителей. Кто знает, кто точно выковал сельский посох Пушкину. Одесская палка Пушкина имеет размеры: длина 88,5 сантиметров, ручка 10,5 сантиметров, вес 2 килограмма 400 граммов (6 фунтов).

А каков же был михайловский посох Пушкина? Вот что говорится об этом в народных рассказах, опубликованных в дореволюционной печати в разное время.

Рассказ кучера Пушкина — Петра Парфенова:

«Палка у него завсегда железная в руках, девяти фунтов весу, уйдет в поле, палку кверху бросает, ловит ее на лету, словно тамбурмажор» (запись 1859 года).

Еще запись крестьянина из деревни Гайки, что рядом с Михайловским: «Бывало, идет Александр Сергеевич, возьмет свою палку и кинет вперед, дойдет до нее, поднимет — и опять бросит вперед, и продолжая другой раз кидать ее до тех пор, пока приходит домой».

Не забыл про нее записать в своем доносе 1826 года и шпион А. К. Бошняк, когда описывал сельскую жизнь Пушкина: «На ярмарке Святогорского Успенского монастыря Пушкин был в рубашке, подпоясанной розовою ленточкою, в соломенной широкополой шляпе и с железною палкою в руке».

Вспоминает эту деревенскую трость в своей книге и первый биограф Пушкина П. Анненков: «Михайловский посох пригодился Пушкину, когда он упал с лошадью на льду и сильно ушибся, о чем писал П. Вяземскому 28 января 1825 года. Когда врачи освидетельствовали в Пскове здоровье Пушкина, они установили, что больной «имел в нижних конечностях, особенно на правой голени, повсеместное расширение кровевозвратных жил, отчего коллежский секретарь Пушкин затруднен в движении вообще, и посох был объявлен для него необходимой вещью».

В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. У этой палки ручка в виде буквы «т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и о чем ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям. Он был очень точен в своих изображениях.

Предание сохранило нам рассказ и о конце железного посоха Пушкина. Вот как это будто бы произошло.

Сократите текст до 70-85 слов, чтобы не потерять основную мысль Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей. Неодушевлённых предметов нет. Есть неодушевлённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь, творчество, это хорошо знали ещё современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

Сегодня вещи Пушкина — в заповедниках и музеях. Здесь они живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые их письмена. Передо мной в Михайловском прошли сотни тысяч людей разных возрастов, знаний и стремлений. И все они хотели увидеть то, что окружало поэта. И вот я говорю им: «У этого окна любил сидеть Пушкин». Тут они начинают смотреть на обыкновенное окошко и вдруг видят, что оно необыкновенное, что никто из них такого окна раньше не видел, не видел около окна этого зелёного куста. Они понимают, что другого такого куста нет на всём свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отражённый стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он. 95-97

Ещё много-много лет после того, как совсем обветшали окна, и двери, и порог пушкинского дома, — пышная сирень каждую весну раскрывала для людей свои душистые цветы. Когда-то её сажали и холили чьи-то заботливые руки, и сирень заглядывала в комнату Пушкина. А потом всё кануло в Лету.

И вот теперь выровнялись и порог, и ступени, и окна пушкинского дома, и мы вновь посадили сирень, и, как прежде, дарит она мечтательному путнику свои цветы.

В каждом листке кустика есть свои письмена. Пушкин умел их читать. Чтобы понять деревенского Пушкина, нужно, чтобы всякий приходящий в Михайловское попробовал разобрать эти письмена.

Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Деревня — вот мой кабинет».

Деревня — это природа. Деревья, травы, кусты, птицы и звери. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и в дождь, и в прохладу … Он видел, что в природе всё безгранично и почти ничего не меняется. Она — вечность. Это только мы меняемся, люди.

Весною, когда в Михайловском начинается всё заново и люди выходят на волю, они видят и слышат только воду. Так было при Пушкине, так и сейчас. Вода идёт отовсюду, она заливает заветные луга, рождает огромное море и топит в нём ручьи и реки, старицу реки и её новь, — и вода эта стоит от одной горы до другой.

Природа Михайловского имеет своих стражей. О них Пушкин писал в стихотворении «Домовому». И самый верный страж этого места — вода.

Каждый день деревья, кусты, луга и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому. Каждое утро хранитель этой великолепной галереи заменяет одну из старых картин какой-нибудь новой и как бы говорит нам: «Всё это видел Пушкин. Посмотрите и вы. Станете лучше».

Прочитайте текст и выполните задания 1-13 1)Когда лю… -reshimne.ru

1.Какой тип речи используется в предложениях 3 – 6?
1)описание
2) повествование
3)рассуждение
2.Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1)вещи долговечнее людей
2)одна из тростей точно была получена от деда
3)Пушкин любил много ходить
4)железная трость — реликвия, хранящаяся в Михайловском
3.Какое средство выразительности использовано в предложении 2?
1)эпитет
2)метафора
3)гипербола
4.Из предложения 6 выпишите все числительные.
5.Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЖИВЯ из предложения 11.
1)глагол
2)причастие
3)деепричастие
6.Найдите в предложении 2 слово, которое состоит из приставки, корня, двух суффиксов, и выпишите его.
7.Какое сочетание слов является грамматической основой в 11 предложении текста?
1)поэт не мог
2)живя, поэт не мог
3)поэт не мог обходиться
8.Какое предложение соответствует характеристике: простое, осложнённое обособленным обстоятельством?
1) 2 2) 10 3) 11
9.Укажите номер предложения, в котором есть вводное слово.
1) 3 2) 7 3) 13
10.Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение.
1) 2 2) 3 3) 8
10.Каким членом предложения является слово БЕЗМОЛВНО в предложении 2?
1) обстоятельством
2) определением
3) обстоятельством
11.Чем выражено подлежащее в предложении 3?
1)существительным
2) словосочетанием «сущ.+сущ.»
3)словосочетанием «прилагат.+сущ.»
12.Определите тип сказуемого ИЗГОТОВЛЕНА в предложении 9.
1) простое глагольное сказуемое
2)составное глагольное сказуемое
3)составное именное сказуемое с пропущенной глагольной связкой
13.Объясните постановку запятых в предложении 1?
1) простое предложение, осложнённое вводным словом
2) сложное предложение, одна часть которого осложнена вводным словом

14. Укажите словосочетание со способом связи – примыкание.
1)выбрать профессию
2)двери гостиницы
3)дружески заботливый
15. Укажите предложение, в котором на месте пропуска ставится тире.
1) Пруд () как блестящая сталь.
2)Я () всем чужой.
3)Язык () душа народа.

16. Укажите односоставное предложение.
А)Помутилось у него в глазах.
Б)Утренняя заря едва окрасила безоблачное небо.
В)Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1)Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов.
2)Макар вовремя и без особых усилий рванул на себя дверь.
18.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
По шоссе (1) идущему мимо кладбища (2) и (3) пропадающему среди волнистых полей (4) никто никогда не ездит.
1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,3,4 4) 2,3,4
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Скоро (1) то есть (2) почти в считанные секунды (3) катер превратился в точку.
1) 1,2 2)1,3 3) 2,3 4) 1,2,3
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,3
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Привет (1) тебе (2) мой бедный клён (3) прости, что я тебя обидел.
1) 1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,2,3

Когда они уходят…

Больничные коридоры, пальцы, сжимающие край серого казенного одеяла, мучительные часы в ожидании последнего вздоха того или той, кому мы обязаны своим появлением на свет… Готовясь к этому испытанию, мы неоднократно проигрываем его в своих фантазиях, пытаемся прогнозировать собственные чувства и все равно неизбежно оказываемся безоружны перед лицом грядущей утраты.

Всякого человека, которому выпадает на долю стать свидетелем постепенного угасания родителей — от старости или в результате тяжелой болезни, — волнует множество вопросов: не пора ли наконец помириться с отцом-тираном или простить вину матери, так часто и с такой легкостью оставлявшей нас наедине с нашими проблемами? Услышим ли мы от него (от нее) те самые — бесконечно важные для нас — слова, которых тщетно дожидались на протяжении многих лет?..

Когда так трудно прощаться

Как и любое расставание, смерть обостряет чувства, растравляет старые раны и извлекает на поверхность радостные воспоминания детства вперемешку с непрощенными обидами, благодарность пополам с раздражением.

Ситуация приближающейся смерти родителя порождает водоворот сложных и противоречивых эмоций

«Отец или мать, готовящиеся перейти границу зримого мира и вступить таким образом в иное, сакральное измерение, для многих становятся объектом идеализации, — рассказывает психотерапевт Вадим Петровский, — а с момента своей кончины превращаются в безгрешное существо, лишенное каких бы то ни было недостатков. Говорить (или даже думать!) иначе — значит жестоко и незаслуженно оскорблять его (ее) память. Тот, кто жил в обстановке непрерывного конфликта с родителями, внезапно обнаруживает перед собой слабого, беззащитного человека, вовсе не похожего на то «чудовище», которое так часто вызывало гнев и даже ненависть».

Ситуация приближающейся смерти отца или матери порождает настоящий водоворот сложных и противоречивых эмоций. Именно эта внутренняя буря становится причиной того, что некоторые выросшие дети избегают своих престарелых родителей.

«Некоторые стремятся сократить время общения с больными или недееспособными родителями, потому что им «слишком тяжело», — говорит Вадим Петровский. — Непереносимая близость потери тех, ближе кого в жизни не было, вызывает у детей желание «попрощаться по-английски», чтобы не затягивать проводы. И они могут объяснять свое поведение тем, что бегут от собственной боли сейчас, потому что их не оставляет мысль о той, что настигнет потом. Но поиск этих объяснений уводит от сознания своей ответственности, заглушает голос совести».

Сын или дочь нередко отказываются от встреч и потому, что уже пережили «белый траур» — момент, когда отец или мать утратили возможность жить самостоятельно из-за болезни Альцгеймера или старческого слабоумия. Он стал для них своего рода «малой смертью», вследствие чего реальная, физическая кончина родителя не оставляет на сердце рубца.

«Я помню о ней только хорошее» 

«Ровно год назад умерла моя бабушка, с которой я прожила значительную часть своей жизни и которая в определенной степени заменила мне родителей, — рассказывает 30-летняя Виктория. — Не скажу, чтобы эта смерть стала таким уж потрясением: все шесть лет, на которые бабушка пережила деда, были по сути дела растянутым во времени тяжким и болезненным умиранием. Так что, когда ей стало совсем худо, мы были в общем готовы.

Более того, после ее смерти мои с ней отношения странным образом улучшились: ушли куда-то жуткие последние годы, когда единственным, что могло доставить бабушке если не радость, то по крайней мере ощущение продолжающейся жизни, были мои и папины раздражение и обида, которые она из нас планомерно, как искру, высекала. Напротив, теперь я помню о ней только хорошее, я вспоминаю ее словечки, смешившие меня в детстве, я заново ощущаю то вулканическое тепло, которое от нее всегда исходило, я снова могу поговорить с ней, как с живой, — радость, которой я была лишена все последние годы ее реальной, физической жизни.

Я рассказываю о ней сыну и чувствую, что она все еще где-то здесь, что она будет здесь, пока мы помним ее глаза, голос, смех. А вот к чему подготовиться оказалось решительно невозможно, так это к ощущению смерти, стремительно качнувшейся мне навстречу. Нет, все понятно — срок моей конкретной жизни никак не зависит от того, сколько проживут мои родные, но чувство, что теперь мой номер — второй, что от смерти меня отделяют уже не два, а лишь одно поколение — моих родителей, оказалось очень сильным и… как бы так сказать… странным. Думаю, нечто похожее испытывали солдаты, стоявшие в центре каре и видевшие, как истончается под огнем строй их товарищей, поставленных с краев. За прошедший год я так и не сумела к этому в полной мере привыкнуть. Что ж, будем привыкать дальше».

Время примирения?

«В те три недели, которые я безотлучно провела у постели умирающей матери, меня ни на минуту не оставляло это ощущение — «сейчас или никогда», — рассказывает 52-летняя Анна. — Я не могла простить маме того, что она никогда не заботилась обо мне по-настоящему, а себя винила за то, что не была «хорошей дочерью».

Чем хуже ей становилось, тем мучительней и неотступней были мои переживания. В какой-то момент я почувствовала, что просто обязана обо всем с ней поговорить… и призналась, что в юности регулярно воровала у нее деньги. Она решила, что этим-то и объясняются все наши последующие нелады. Я видела, что ей от этой мысли полегчало, но ведь главного мы все равно не смогли друг другу сказать…»

Трогательные сцены примирения детей и умирающих родителей, столь любимые кинематографистами, в действительности крайне редки.

«В девяти случаях из десяти нам не суждено дождаться пресловутого «Я люблю тебя», в котором мы так нуждаемся, — добавляет Вадим Петровский. — Часто просто потому, что умирающий «выбирает» для своего окончательного ухода именно тот момент, когда рядом с ним нет никого из близких. В этой ситуации дети чувствуют растерянность и даже обиду: они-то думали, что у них еще будет время пересмотреть прошлое. Однако реальность нередко обманывает их ожидания, оставляя в душе ощущение невольного промаха, ошибки…»

Для того чтобы избежать таких переживаний, многие психотерапевты настаивают на необходимости налаживать отношения как можно раньше, тогда, когда родители еще пребывают в добром здравии.

«Начинать лучше с разговора, — отмечает Вадим Петровский. — Можно попросить родителей рассказать о вашем детстве — о капризах, нежелании идти в школу, о том, чем вы радовали и разочаровывали их, о надеждах, которые они связывали с вашим будущим, о том, подтвердили ли вы их ожидания… Слушайте, вслушивайтесь, кивайте и не оправдывайтесь. Гарантий, что отношения после такого разговора непременно наладятся, нет, но это лучшее, с чего можно начать восхождение к пониманию».

Первые в списке

Это долгий путь, который каждому человеку предстоит преодолеть одному, однако в нем и только в нем — залог подлинного примирения, лишить которого нас не сможет даже смерть.

34-летней Лизе довелось обрести подобный опыт. После того как у нее родился второй сын, она ощутила потребность возобновить отношения с отцом, оставившим семью, когда она была еще девочкой. С тех пор он практически не виделся с дочерью и постоянно конфликтовал с ее матерью — своей бывшей женой.

«Это решение пришло ко мне исподволь, постепенно. Я много думала над историей своей семьи и в какой-то момент поняла, что уже не могу целиком и полностью принять сторону своей матери…»

Когда старший сын Лизы сказал, что хочет познакомиться со своим дедом, это словно повернуло выключатель.

«Я поняла, что обязана встретиться с отцом, но мне сказали, что он в больнице, умирает. Я поехала к нему и, войдя в палату, узнала, что за несколько минут до моего прихода он скончался. В этот момент во мне словно прорвало плотину: я наконец смогла заплакать, заговорить с ним. Я осознала, что все эти долгие месяцы внутренних исканий подготовили меня к этой последней встрече. Все обиды были прощены — я смогла вернуться к тому неоспоримому факту, что он был и навсегда останется человеком, которому я обязана тем, что живу».

Для тех, кто остается в этом мире, уход из жизни отца или матери на символическом уровне становится вторым рождением. Отныне для них всегда будет существовать время «до» и «после» кончины родителей. Оставляя нас первыми в списке кандидатов на выбывание, наши родители дают нам последний урок: мы узнаем, что так же по-человечески смертны, а значит, и уязвимы, как они.

Завершить отношения 

Если достичь примирения при жизни кого-то из родителей было невозможно, французский социопсихолог Жак Саломе рекомендует прибегнуть к символическим средствам. Выберите какую-то личную вещь, символизирующую «болевую точку» в ваших отношениях: физическое насилие, заниженную оценку ваших способностей («Ты никуда не годишься!») или неверие в то, что вы можете достигнуть гармонии в паре («Кому ты такая нужна!»). Постарайтесь найти предмет, который будет иметь смысл лично для вас. Эту вещь надо положить на могилу родителя вместе с письмом, объясняющим, что именно ему отдают: «Я возвращаю тебе то, что ты мне причинил». Такое действие необходимо совершать в одиночестве, уточняет Жак Саломе.

Об этом

  • Марина Ранна. «Любовь и смерть: путь к разлуке». Речь, 2006

Читайте также