Крестоносцы и тамплиеры это одно и тоже: Тамплиеры — Википедия – крестоносцы и тамплееры не одно и тоже?? ? но всё таки тамплееры это крестоносцы???

Крестоносцы и тамплиеры это одно и тоже?

Крестоносцами были не только тамплиеры и не только представители рыцарских орденов, но если говорить только о них, то в крестовых походах участвовали рыцари множеств орденов, а самые многочисленные и влиятельные среди них были тамплиеры, госпитальеры и тевтоны

Создание аккаунтов в Вконтакте 3 рубля…. СВЯЗАТЬСЯ МАЙЛ : <a rel=»nofollow» href=»https://my.mail.ru/mail/wilhelmkohler4″ target=»_blank»>https://my.mail.ru/mail/wilhelmkohler4</a> СВЯЗАТЬСЯ МАЙЛ : [email protected] — Вильгельм. СВЯЗАТЬСЯ ВКОНТАКТЕ : <a rel=»nofollow» href=»https://vk.com/id380974467″ target=»_blank»>https://vk.com/id380974467</a> Создание аккаунтов для распространения информации : о группах, увеличение аудитории, реклама товара, просмотры видео и др. Оплата QIWI. НЕТ МОШЕННИЧЕСТВА, И В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОЛУЧАЕТЕ АДРЕСА НА СТРАНИЦУ, ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЕРЕВОД СРЕДСТВ ! НЕ РЕГИСТРИРУЮ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ШОВИНИЗМ ИЛИ КОММУНИЗМ, МОРАЛЬНО РАЗЛОЖИВШИХСЯ!

Добрый вечер Гидрооксид 28452 Девки реально дают на этом сайте! Присоединяйся! <a rel=»nofollow» href=»http://vk.cc/5vDA60″ target=»_blank»>Девочки для секса</a>

да, орден тамплиеров

крестоносцы это просто рыцари в доспехах без коня а тамплиеры служители бога и хранителии ревиклии

Тамплиеры были крестоносцами в самом начале (орден тамплиеров\храмовников был основан участниками крестового похода сразу же после 1 (?) похода ). Но не всякий тамплиер — крестоносец (участник крестового похода). Со временем, спустя сотню, полторы сотни лет, тамплиеры, не участвуя уже в крестовых походах и проживая в Европе, говорят, сильно забогатели. Что их, как говорят опять же, и погубило.

Тамплиеры и крестовые походы: исполнители сомнительных начинаний

Крестовые походы, по мнению большинства историков, были мероприятиями во многих отношениях сомнительными. При том, что значительная часть их участников, особенно поначалу, действительно искреннее стремилась отвоевать Святую землю и Гроб Господень у иноверцев, постепенно эти походы превратились в грабительские экспедиции. Однако это не умаляет той роли, которую в этом явлении сыграли, в частности, тамплиеры.

Рождённые в Иерусалиме

Помимо того, что тамплиеры стали вообще одним из первых средневековых религиозно-военных орденов, их особенностью является ещё и то, что этот орден родился непосредственно в Святой земле, в Иерусалиме. К 1119 году, спустя двадцать лет после Первого крестового похода, здесь сложилась сложная для христиан ситуация. Во-первых, основанные первыми крестоносцами отдельные государства на Ближнем Востоке переживали тяжёлые времена: без систематической поддержки из Европы они не могли выполнять свои функции по расширению влияния христианства в регионе, а были способны, и то далеко не всегда, лишь отстаивать своё существование в вооружённой борьбе.

Не менее сложным было положение многочисленных христианских паломников, которые в большом количестве путешествовали в Святую землю, чтобы поклониться святыням: по дороге в Иерусалим они зачастую подвергались нападениям грабителей и иноверцев, расставаясь нередко не только со скромным имуществом, но и с жизнью. Задачу защищать паломников поставил себе и восьмерым своим товарищам в 1119 году французский крестоносец Гуго де Пейн, основавший орден «нищих рыцарей». Вскоре им была выделена в качестве штаб-квартиры юго-восточная часть бывшего Иерусалимского Храма – именно так появился Орден Храма, а его члены стали храмовниками, тамплиерами. Историки отмечают, что, в отличие от других орденов, тамплиеры с самого начала своего существования делали акцент на военной составляющей, на необходимости силой оружия защищать братьев по вере от любых врагов. Так что тамплиеры были обречены играть заметную роль в последующих крестовых походах.

Полтора века непрерывных боёв

И тамплиеры действительно стали заметными, даже основными участниками последовавших за полтора столетия семи крестовых походов. Второй крестовый поход начался в 1147 году и довольно бесславно закончился всего год спустя, однако именно тамплиерам принадлежит главная роль в том, что крестоносцам удалось дойти хотя бы до Дамаска. Вообще же общая схема участия тамплиеров в борьбе между христианами и мусульманами на Святой земле может быть представлена так: во время каждого из крестовых походов они являются одной из главных движущих сил наступления, а в перерывах между походами, (перерывы бывали значительными, по несколько десятилетий) они делают всё, чтобы сохранить плацдарм для крестоносцев.

Такая существенная роль тамплиеров в крестовых походах не укрылась от внимания их противников, поэтому против храмовников борьба велась особенно ожесточённая: так, когда в 1187 году Саладин захватил гарнизон одного из городов, в который входил крупный отряд крестоносцев, он приказал казнить всех пленных рыцарей, за исключением одного. Правда, при этом именно тамплиеры сыграли очень неоднозначную роль в истории Крестовых походов, из политических соображений в 1241-1243 годах выступив против остальных крестоносцев, в том числе и из прочих религиозно-военных рыцарских орденов, в результате чего впоследствии поражение потерпели все силы христиан на Ближнем Востоке. В конце концов, к окончанию эры крестовых походов орден тамплиеров также во многом переродился, сосредоточившись в большей степени на сборе богатой добыче. В итоге к 1290 году тамплиеры остались едва ли не единственными крестоносцами на Святой земле и отчаянно сопротивлялись мусульманам, но в 1291 году были выбиты из своего последнего опорного центра, города Акра.

Крестоносцы особого назначения

Особая роль тамплиеров в крестовых походах и их высокая эффективность как боевой силы (во всяком случае, до середины XIII века) определялись особенностями структуры и боевой тактики Ордена Храма. Это, а также высокая популярность миссии рыцарей Храма в Европе, где удавалось рекрутировать новых членов ордена, позволяло тамплиерам демонстрировать феноменальную живучесть: ситуаций, подобной трагедии 1187 года, когда в живых оставались единицы, у тамплиеров возникали несколько раз. И каждый раз Орден восстанавливался.

Обычно, когда говорят о тамплиерах, имеют в виду только рыцарей, то есть членов ордена знатного происхождения, дворян. Однако в военном отношении рыцари были только частью ударной мощи тамплиеров, также рядом с ними сражались так называемые сержанты и тюркополы. Сержантами являлись европейские члены ордена, имевшие недворянское происхождение, но при этом статус свободных людей. У рыцарей и сержантов были различные привилегии во внутренней жизни ордена, но в боевых условиях эти различия заключались в том, что сержанты имели право иметь одну лошадь, а рыцари — три лошади (боевой конь, верховой конь для «гражданских» перемещений и вьючная лошадь). При этом вооружение и доспехи рыцарей и сержантов были фактически идентичны.

Третья группа, тюркополы, были лёгкой вспомогательной кавалерией, первоначально почти во всех случаях нанимаемая из местных жителей, крещёных арабов, жителей Византийской империи и так далее. Затем у Ордена сформировался постоянный состав тюркополов, часть из которых была на постоянной службе, пусть и оплачиваемой, а другая часть пополнялась за счёт бедных сержантов. Современники отмечали особую дисциплину в отрядах тамплиеров: все приказы должны были выполняться неукоснительно, воины не могли покидать своего места без особого разрешения (исключения – неисправность со сбруей, ранение коня, спасение жизни находящегося в опасности христианина). Последовательность действий при атаке определялась заранее, обычно впереди рыцарей следовали с длинными копьями оруженосцы. Помимо выполнения боевой задачи священной обязанностью тамплиеров в бою было сохранение боевого знамени ордена, который присутствовал у каждого отряда.

Александр Бабицкий

 

Статьи по теме

Взлёт и падение тамплиеров

I Крестовый поход (1096-1099 гг.), закончившийся победой армии христиан, парадоксальным образом ухудшил положение христианских пилигримов, совершающих паломничество в Иерусалим. Ранее они, заплатив положенные налоги и сборы, могли надеяться на защиту местных правителей. А вот новые властители Святой Земли фактически потеряли контроль над дорогами, передвигаться по которым без вооруженной охраны теперь стало чрезвычайно опасно. Сил для наведения элементарного порядка в завоёванных землях было мало и с каждым годом становилось все меньше. Многие из крестоносцев полагали, что, захватив Иерусалим, они выполнили свой обет, и теперь радостно возвращались на родину, предоставив Богу возможность самому позаботиться о судьбе «освобождённого» города. Оставшихся едва хватало, чтобы удерживать власть в стратегически важных городах и замках. В 1118 году французский рыцарь Гуго де Пайен и 8 его товарищей предложили рядовым, не имеющим собственной охраны, паломникам бесплатные услуги по сопровождению их караванов от побережья Средиземного моря до Иерусалима.

Гуго де Пайен

Так было положено начало новому рыцарскому Ордену, которому Иерусалимский король Балдуин II подарил здание бывшей мечети Аль-Акса на Храмовой горе — здесь когда-то располагался знаменитый храм царя Соломона. А исламская традиция связывает это место с ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Исра) и вознесением пророка на Небеса (Мирадж).

Современная мечеть Аль Акса, Иерусалим

Таким образом, место это сакральное, знаковое и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Разумеется, столь престижная локация не могла не отразиться в названии ордена — «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Но в Европе он был более известен как Орден рыцарей Храма, сами же рыцари именовались «храмовниками» (если на русский манер) или тамплиерами. Думается, что Пайен и сам не предполагал, к каким последствиям приведет его инициатива.

Бескорыстная (на первых порах) готовность с реальным риском для жизни защищать незнакомых людей произвела огромное впечатление и в Палестине, и в Европе. Но основная масса пилигримов, нуждающихся в защите тамплиеров, была небогата, и целых 10 лет их благодарность носила чисто символический, почти «платонический» характер. Дар Фулка Анжуйского, пожертвовавшего 30 000 ливров в 1124 году, скорее можно было рассматривать, как исключение из правил. Лишь после путешествия де Пайена по Европе, предпринятого с целью привлечения новых рыцарей и сбора хоть каких-то средств, положение стало меняться к лучшему. Огромную роль сыграл церковный собор в городе Труа в январе 1129 г., на котором был окончательно закреплён статус нового Ордена. Бернар из Клерво, аббат цистерцианского монастыря (позднее канонизированный), ещё в 1228 году написал трактат под названием «Хвала новому рыцарству». Теперь же он составил для нового Ордена устав, названный позже «Латинским» (до этого тамплиеры соблюдали устав Ордена святого Августина). В этом уставе, частности, говорилось:

«Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно».
«Убить врага во имя Христа значит вернуть его ко Христу».

Взлёт и падение тамплиеров

Очень благодушный с виду монашек Бернар Клервосский, написавший устав Ордена тамплиеров и призывавший убивать во имя Христа

В теории все было прекрасно и замечательно, однако о первых французских рыцарях, отправившихся на помощь к тамплиерам, тот же Бернар написал:

«Среди них есть злодеи, безбожники, клятвопреступники, убийцы, разбойники, грабители, развратники, и в этом вижу я двойную выгоду: благодаря отъезду сих людей страна будет от них избавлена, Восток же возрадуется их прибытию, ожидая важных от них услуг».

Как говорится, «нет отбросов — есть резервы». Таким матёрым уголовникам, разумеется, лучше было заранее отпустить все грехи и отправить подальше от Франции — сарацинов убивать. Остаётся только восхититься силой личности и организаторским талантом Гуго де Пайена, который даже из такого «материала» сумел создать вполне работоспособный и весьма эффективный инструмент.

Взлёт и падение тамплиеров

Добившиеся официального признания и поддержки Церкви, рыцари-храмовники все чаще стали получать пожертвования от знатных лиц — вначале денежные, а потом и в виде имущества. Уже в 1129 г. Орден получил первые земельные владения в Европе — инициативу проявила королева Португалии Тереса. В 1134 г. ее примеру последовал король Арагона Альфонсо I, завещавший Ордену часть своих владений на севере Испании (все королевство отдать тамплиерам, как желал король, ему все же не позволили). В 1137 г. от королевы Матильды тамплиеры получили первые владения в Англии. Бретонский герцог Конан подарил тамплиерам остров у побережья Франции. В 1170 году у Ордена появились земли в Германии, в 1204 г. — в Греции, в 1230 — в Богемии. Тамплиеры также имели владения во Фландрии, Италии, Ирландии, Австрии, Венгрии, Польше и в Иерусалимском королевстве. Очень быстро, буквально на глазах удивлённых современников, Орден бедных рыцарей превратился в мощную военно-политическую организацию, его цели и задачи были расширены до геополитических, и тамплиеры стали серьезным фактором международной политики. И теперь интерес к служению в его рядах стали проявлять не только авантюристы, избавиться от которых почитали за счастье в любой стране Европы, но и младшие сыновья «хороших» семей. Перспектива со временем стать если не маршалом или сенешалем, то командором либо комтуром для молодых, полных сил и честолюбивых устремлений мужчин была хорошей альтернативой скучной жизни в монастыре. Риск засидеться на рядовых должностях был невелик: с одной стороны, рыцари гибли в постоянных стычках с мусульманами, с другой — владения Ордена прирастали землями, на которых устраивались новые приораты — следовательно, открывались новые вакансии. Согласно уставу 1128 г., члены Ордена состояли из рыцарей и служащих братьев. Позже к ним присоединились и «братья-монахи». Рыцари носили белые плащи с восьмиконечными крестами, обязывались хранить обет целомудрия, бедности и послушания. В мирное время они проживали в убежищах Ордена. Наследником их имущества становился Орден. Иногда членам семей рыцарей-тамплиеров все же назначалось содержание из казны Ордена — обычно на него могли рассчитывать либо родственники рыцарей высших степеней посвящения, либо оставшиеся без всяких средств к существованию родные имеющего существенные заслуги рядового рыцаря. Запрет на отношения с женщинами порой толкал некоторых, проявляющих излишнюю принципиальность в этом вопросе, «братьев» к гомосексуальным контактам, что впоследствии дало основания обвинить их в содомии. К светским членам ордена относились донаты (люди, оказывавшие различные услуги Ордену) и облаты (лица, с детства, предназначенные для вступления в Орден и воспитывавшиеся по его правилам). Служащие братья делились на оруженосцев и ремесленников, они могли жениться, носили коричневую или черную одежду. Обратите внимание: оруженосец в данном случае это не готовящийся стать рыцарем мальчик из благородной семьи, а слуга, неполноценный член Ордена, не имеющий рыцарского звания. Иерархия Ордена насчитывала 11 степеней, младшей из которых было звание оруженосца, старшей — великий магистр. Знаменосец (9 место в иерархии) командовал слугами (оруженосцами). Подмаршал — воин незнатного происхождения, являлся главой сержантов и пользовался некоторыми привилегиями рыцаря, в орденской иерархии он стоял на 8 ступени. Наивысшей (седьмой) степенью, на которую мог претендовать в Ордене не дворянин, являлось звание брата-сержанта — он имел право на владение лошадью, мог брать в поход слугу, но ему запрещалось иметь собственную палатку. Брат-рыцарь — это уже звание 6 степени, дающее право иметь оруженосца, владеть тремя лошадьми и походной палаткой. Любопытно, что звание 5 (более высокой, чем у рыцаря) степени имел брат-портной, который занимался экипировкой всех членов Ордена. Командор (4 степень в иерархии) управлял одной из орденских провинций, подчинённые ему комтуры являлись комендантами замков (в период наибольшего могущества Ордена, количество комтурств доходило до 5 000!). Маршал (3 степень в иерархии) занимался вопросами боевой подготовки и возглавлял орденские войска в военное время. А вот сенешаль (2 степень), который был заместителем Великого магистра, занимался чисто административной работой и финансовыми вопросами, к военным делам он не имел прямого отношения. Таким образом, тамплиерам был прекрасно знаком тезис (позже кратко изложенный Наполеоном) о том, что «война — дело простое, для нее нужны лишь три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги». Власть Великого магистра несколько ограничивалась Капитулом — Советом, в котором глава Ордена выступал в качестве первого среди равных и имел лишь один голос. Интересно, что командир наемных отрядов (туркопольер) имел лишь 10 степень в орденской иерархии — ниже его стояли только оруженосцы. Рядовые наемники, видимо, и вовсе не имели никаких прав.

С еретиками и неверными тамплиеры обязаны были сражаться даже если те превосходили их в числе в три раза. С единоверцами они имели право вступить в бой только. после троекратного нападения на себя. Покинуть поле боя тамплиер мог увидев орденское знамя (Боссеан) упавшим на землю.

Взлёт и падение тамплиеров

Боссеан, знамя тамплиеров

Привилегии Ордена быстро росли. Папа римский Иннокентий II в 1139 г. постановил, что любой тамплиер имеет право пересекать любые границы без уплаты налогов и пошлин, и не может подчиняться никому, кроме собственно Его Святейшества Папы. В 1162 г. папа Александр III особой буллой освободил тамплиеров от опеки иерусалимского патриарха и разрешил иметь собственное духовенство. В результате в Европе тамплиерами было построено около 150 собственных церквей и соборов. Мало того, что «братьев» Ордена запрещалось отлучать от Церкви — их священники получили право самостоятельно снимать интердикт, наложенный другими иерархами. Наконец, тамплиерам разрешили оставлять в своей казне десятину, собираемую на нужды Церкви. Таких привилегий и льгот от Ватикана не имел ни один другой Орден — даже основанный на 19 лет раньше (в 1099 г.) орден Госпитальеров. Поэтому, вполне логично, что, помимо хорошо обученной профессиональной армии, тамплиеры организовали собственную полицию и суд.

Вначале в Орден запрещалось принимать рыцарей, отлученных от церкви, но затем, наоборот, было признано целесообразным вербовать новых членов именно из них – «дабы содействовать спасению их душ». В результате в полном религиозного фанатизма мире средневековой Европы владения ордена стали настоящими островками свободомыслия и веротерпимости. После альбигойских войн спасение в ордене тамплиеров нашли многие рыцари-катары. Именно с проникновением в орден отлученных от церкви рыцарей некоторые исследователи связывают появление в нем в XIII веке некоего еретического учения: тамплиеры, якобы, признавали существование не только «высшего» бога, но также и бога «низшего» – создателя материи и зла. Он именовался Бафометом – «крещение мудростью» (гр.). Впрочем, некоторые историки считают, что пресловутый Бафомет, на самом деле — искаженное Мухаммед. То есть, некоторые тамплиеры тайно исповедовали Ислам. Другие исследователи считают, что тамплиеры были сторонниками гностической секты офитов, с мистериями которых они познакомились уже на Востоке. Некоторые ученые говорят о возможной связи тамплиеров с могущественным исламским орденом асассинов и обращают внимание на похожие структуры этих организаций. Связь, действительно, была, причем достаточно унизительная для якобы всесильных асассинов, которые вынуждены были платить тамплиерам ежегодную дань в 2000 золотых безантов. Постепенно тамплиеры накопили достаточно сил для того, чтобы не только защищать паломников от разбойничьих отрядов, но и вступать в сражения с целыми армиями противника. На пике могущества Ордена, общее число его членов доходило до 20 000 человек. Однако воинами были не все из них. И «настоящими» солдатами, не «турнирными» бойцами и не воинами, исполняющими в основном охранительные либо церемониально-представительские функции, были в основном те тамплиеры, что находилась на Ближнем Востоке. Образ жизни тамплиеров Святой Земли и Европы резко отличался. «Нигде, кроме Иерусалима, они не живут в бедности», – так написано о тамплиерах в одном из средневековых манускриптов. И, надо полагать, что тамплиеры Святой Земли не слишком любили «братьев» из орденских резиденций Англии или Франции. Но, к чести Великих магистров, следует сказать, что уж они то по Европам не прятались, всегда жили и служили своему Ордену в Святой Земле, и шестеро из них погибли в боях с сарацинами.

Взлёт и падение тамплиеров

Тамплиеры нападают на караван мусульман, кадр из фильма «Царство небесное»

В то же время тамплиеры были признанными авторитетами в области дипломатии: именно они, как правило, выступали в роли независимых посредников в споре враждующих сторон, в том числе – при переговорах между католическими странами и православной Византией и странами Ислама. Сирийский поэт и дипломат ибн Мункыз говорил о тамплиерах, как о друзьях, «хоть они и были людьми другой веры», в то время, как рассказывая о других «франках», он неизменно подчеркивал их глупость, дикость и варварство, и вообще, часто не мог обойтись без проклятий в их адрес. Интересны также эпитеты, которые хронисты тех лет употребляли по отношению к рыцарям разных Орденов: госпитальеров они обычно называют «доблестными», а тамплиеров — «мудрыми».

Наряду с орденом Иоаннитов, тамплиеры стали главной боевой силой крестоносцев в Палестине, причем силой постоянной – в отличие от периодически появлявшихся в святой земле армий европейских монархов. В 1138 г. отряд тамплиеров и светских рыцарей под командованием Робера де Краон, (преемник Гуго де Пейнса) у города Текою разбил турок из Аскалона, но, увлекшись сбором военной добычи, был опрокинут в ходе контратаки и понес большие потери. Во время II Крестового похода (крайне неудачного для христиан), тамплиерам удалось спасти от разгрома зажатую в ущелье армию Людовика VII (6 января 1148 г.). Первый большой военный успех пришел к Ордену в 1151 г. — при великом магистре Бернаре де Тремеле, который одержал ряд побед. Через два года этот магистр и 40 рыцарей погибнут во время штурма Аскалона. Отдельные недоброжелатели тогда обвиняли их в жадности: якобы, часть тамплиеров остановилась в проломе стены и обратила мечи против других отрядов — чтобы не пустить их в город и не делиться добычей. Опомнившиеся жители города перебили занявшихся грабежом тамплиеров и, соорудив баррикады, отразили штурм. Город, в итоге, все же был захвачен христианами. Катастрофой закончилась битва при Хаттине (1187 г.), на которую последний Иерусалимский король Ги де Лузиньян решился по совету великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора. В этом сражении погибли (либо были казнены в плену) все принимавшие в нем участие тамплиеры, а Ридфор, попав в плен, обесчестил свое имя, отдав приказ о капитуляции крепости Газа, которой Орден владел с 1150 г. Иерусалим остался беззащитным — во всем городе оказалось в то время лишь два рыцаря. Но барон Балиан де Ибелин обратился к Саладину с просьбой пропустить его в осаждённый Иерусалим, чтобы забрать семью, и получил разрешение провести в нём одну ночь.

Взлёт и падение тамплиеров

Орландо Блум в роли Балиана де Ибелин, фильм «Царство небесное»

Уступив мольбам патриарха и горожан, Ибелин нарушил свою клятву. Он вооружил всех годных к воинской службе мужчин, 50 наиболее именитых и знатных горожан посвятил в рыцари, поставив их во главе отрядов ополчения и поручив защиту различных участков стены. Салах-ал-Дин предложил сдать Иерусалим на очень мягких условиях: 30 000 безантов компенсации за оставляемое имущество, христианам, желающим покинуть Палестину, давалось обещание отправить их в Европу за счёт султанской казны, остающимся разрешалось селиться в 5 милях от города. Ультиматум был отвергнут, и воины Саладина поклялись снести стены Иерусаима и уничтожить всех христиан. Однако, позже Саладин попросил мулл освободить их от этой клятвы. Священникам он разрешил остаться у святынь, остальные должны были заплатить выкуп: 20 золотых за мужчину, 10 — за женщину и 5 — за ребёнка. Для бедняков выкуп был снижен наполовину. Брат Саладина попросил у султана в подарок 1 000 христианских бедняков и отпустил их во имя милосердного Аллаха. Патриарху Саладин подарил 700 человек, Балиану де Ибелин — 500. Выкуп за 7 000 бедняков заплатили тамплиеры. После этого сам Саладин отпустил всех стариков и оставшихся невыкупленными воинов. Кроме того, многие ушли из Иерусалима нелегально — перелезая через плохо охраняемые стены. Другие вышли через ворота в купленной ими мусульманской одежде. Часть укрылась в армянских и греческих семьях, которые Саладин не стал изгонять из города. Желающих уехать в Европу было приказано вывезти генуэзцам и венецианцам, 40 кораблей которых зимовали в Египте. Наместник Саладина послал на суда воду и хлеб, предупредив, что конфискует паруса, если корабельщики откажутся принять поручаемых им людей на борт. В случае обмана беженцев, Генуе и Венеции грозил запрет на торговлю в Египте. Всего было выкуплено 18 000 человек, но от 11 до 16 тысяч все же попали в рабство.

Взлёт и падение тамплиеров

Салах-ад-Дин

С 1191 г. новой столицей крестоносцев стала Аккра. Несмотря на тяжелейшие потери, понесенные ходе войны с Салах-ад-Дином, тамплиеры смогли поправить свои дела и восстановить силы, когда в Палестину прибыли войска Ричарда Львиное Сердце. Воспользовавшись случаем, тамплиеры тогда купили у вечно нуждающегося в деньгах короля-рыцаря остров Кипр. А брат Ричарда — Джон (Безземельный) позже заложил тамплиерам даже большую печать королевства Англия. В XIII веке тамплиеры сражались в войске короля Арагона на Болеарских островах (кампания 1229-1230 г.г.). В 1233 г. они участвовали в штурме Валенсии. Принимали они участие и в Крестовых походах французского короля Людовика IX — в Египте и в Тунисе. Это участие было вынужденным, потому что Людовик, позже названный Святым, нарушил хрупкое равновесие, разорвав договор с мусульманским Дамаском, который был заключён именно тамплиерами. Лавров военачальника этот незадачливый король не снискал, более того, последствия его крайне неудачных походов оказались катастрофическими для христиан Палестины. Тамплиерам пришлось ещё и выплачивать выкуп за попавшего в плен Людовика — 25 000 золотых ливров. Время крестоносцев в Святой Земле неуклонно подходило к концу. В 1289 г. был потерян город Триполи, в 1291 — Аккра и замок Сен-Жан-д’Акр. Последние крепости тамплиеров в Святой Земле — Замок Пилигримов и Тортоза, были оставлены ими в августе того же года. Не имеющий источников воды остров Руад расположенный в двух милях от Тортозы, тамплиеры удерживали за собой еще целых 12 лет. После этого они окончательно покинули Святую Землю и перебрались на Кипр, и это стало концом Палестинского периода истории Ордена тамплиеров.

Но, помимо военной, у ордена Тамплиеров была и другая история. Тамплиеры занимались перевозками паломников, а также выступали посредниками при выкупе пленных, в случае необходимости предоставляя кредит для этих целей. Они не гнушались заниматься сельским хозяйством, заводили фермы, выращивали лошадей, разводили крупнорогатый скот и овец, имели собственный транспортный и торговый флот, торговали зерном и другими продуктами. В XII-XIII в.в. Орденом чеканилась собственная монета, а в парижском Тампле хранился изготовленный ими эталонный золотой ливр. Кроме того, тамплиеры оказывали услуги по перевозке золота, серебра, драгоценностей — в том числе, и на межгосударственном уровне. Казнохранилища ордена, начиная с XIII века, считались самыми надёжными в мире, в них держали свои сбережения многие представители высшего общества Европы и даже некоторые короли. В то время паломники и крестоносцы оставляли свои деньги в европейских хранилищах тамплиеров в обмен на векселя, по которым они получали наличные в Святой земле. В это же время благодаря тамплиерам практика безналичного кредитования распространилась на межгосударственные платежи. Высокая компетентность тамплиеров в финансовых вопросах была оценена и при французском королевском Дворе: в 1204 г. член ордена Эймар стал казначеем Филиппа II Августа, в 1263 г. орденский брат Амори же Ла-Рош занял ту же должность при Людовике IX.

Однако и на деловой репутации тамплиеров порой появлялись темные пятна. Так, стала известна некрасивая история с епископом Сидонским, случившаяся в 1199 году: тамплиеры тогда отказались вернуть средства, взятые ими на хранение. Обозленный иерарх предал анафеме весь Орден — решению его проблемы это не помогло. Другим пятном на репутации орденских братьев стало предательство попросившего у них убежища (и даже согласившегося креститься) арабского шейха Насреддина, одного из претендентов на Каирский престол, которого они выдали врагам за 60 тысяч динаров.

Итак, уже через несколько десятилетий после основания Ордена, тамплиеры имели филиалы во всех странах Западной Европы, подчиняясь лишь своему гроссмейстеру и папе римскому. Представлявшие собой государство в государстве владения Ордена, разумеется, вызывали раздражение у монархов всех стран. Однако, вначале покровительство папы Римского и военно-политическая ситуация в мире, а потом – и возросшее могущество Ордена вынуждали королей воздерживаться от конфликтов с тамплиерами. Пришлось отступить и английскому королю Генриху III, который в 1252 году попытался было пригрозить Ордену конфискацией земельных владений:

«Вы, тамплиеры, пользуетесь большими свободами и привилегиями и располагаете такими крупными владениями, что ваша надменность и гордыня не знают удержу. То, что было когда-то так непродуманно вам дано, может быть мудро и отобрано. То, что было слишком быстро уступлено, может быть возвращено назад».

Глава английского командорства дерзко ответил Генриху:

«Было бы лучше, если бы ваши уста не произносили таких недружественных и неумных слов. Пока вы творите справедливость, вы будете править. Если же вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королем».

В начале XIII века Орден являлся богатейшей организацией Европы, могуществу которой, казалось, не было предела. Если во второй половине XII века ежегодный доход ордена достигал 54 миллионов франков, то в начале XIII столетия он достиг уже 112 миллионов. Причем основным хранилищем служил парижский Тампль. Поэтому монархи многих стран с завистью и вожделением смотрели на сокровища тамплиеров, а для французского короля Филиппа IV (Красивого) соблазн залатать дыры в государственном бюджете за счет сокровищ Тампля был просто непреодолимым. И, в отличие от английского короля Генриха III, Филипп уже чувствовал себя достаточно сильным, чтобы попытаться уничтожить могущественный Орден.

Взлёт и падение тамплиеров

Хуан де Фландес, Филипп Красивый, портрет (ок. 1500 г., Музей истории искусств, Вена)

Идея присвоения чужой собственности была не нова для этого короля. В 1291 г. он приказал арестовать во Франции всех итальянских купцов и банкиров, имущество которых было конфисковано. В 1306 г. — изгнал из своего королевства евреев, собственность которых также перешла в его руки. Теперь Филипп IV жадно взирал на сокровища тамплиеров. Задачу облегчало независимое и гордое поведение его противников. Хорошо знавший своих боевых соратников английский король Ричард Львиное Сердце сказал перед смертью: «Я оставляю свою скупость цистерцианским монахам, свою гордость – тамплиерам, свою роскошь – орденам нищенствующих монахов». По всей Европе была распространена поговорка «пьет как тамплиер». Но, в отличие от многих графов и некоторых королей, тамплиеры пили на свои деньги, и привлечь их за это к ответственности было весьма затруднительно. Предлогом для расправы стали показания двух бывших тамплиеров, изгнанных из Ордена за убийство своего собрата. Написав донос, они надеялись избежать уголовного преследования светских властей. Однако Орден тамплиеров был опорой светской власти римских первосвященников и, пока был жив враг Филиппа Красивого папа Бонифаций VIII, руки короля Франции были связаны. Поэтому в Италию был отправлен французский шевалье Гийом Ногарэ. Сговорившись с врагом папы — римским патрицием Колонной, он захватил Бонифация в плен. Наместник святого Петра был уморен голодом, после чего стараниями Филиппа Красивого новым папой был избран кардинал Бертран де Гот, принявший имя Климента V.

А между тем Великого магистра тамплиеров Жака Моле не оставляли мысли о покинутой христианами Палестине. Имеются сведения, что в начале XIV столетия главной целью Ордена стало прекращение всех войн на территории Европы и обращение всех усилий на ведение войны с «неверными». Именно под предлогом переговоров о новом Крестовом походе папа Климент V и вызвал гроссмейстера из Кипра в Париж. Глава тамплиеров прибыл в парижский Тампль в сопровождении 60 рыцарей, которые привезли 150 тысяч золотых флоринов и огромное количество серебра. 13 октября 1308 г. все тамплиеры Франции были арестованы (от этой даты и ведут свое происхождение все дурные приметы, связанные с пятницей, 13-го). Процесс тамплиеров продолжался несколько лет. Первыми жертвами этого судилища стали 54 рыцаря, казненные у монастыря святого Антония в 1310 г. Жак Моле упорно отрицал свою вину и мучения его продлились ещё несколько лет. Наконец, 2 мая 1312 г. папа римский откровенно встал на сторону светской власти и в специальной булле оповестил весь мир о принятом решении ликвидировать Орден Тамплиеров и предал его проклятью. Набор обвинений был вполне стандартным: непризнание Христа и креста, поклонение дьяволу, изображение которого они смазывали жиром изжаренных младенцев, рожденных от соблазненных ими девиц (!), содомия и сожительство с демонами и т.д. Столетием раньше сходные обвинения были предъявлены катарам, столетием позже – соратнику Жанны д`Арк маршалу Франции Жилю де Ре (герцог «Синяя борода»). Чтобы поверить в подобную чушь нужно быть либо очень легковерным человеком, либо королями Франции и Англии, которые немедленно и «на законных основаниях» конфисковали имущество тамплиеров. Но в Германии, Испании и на Кипре Орден был оправдан, в Португалии остатки тамплиеров объединились в Орден Христа, в Шотландии – в Орден Терновника.

11 марта 1314 г. гроссмейстер Ордена Тамплиеров Жак Моле и 80-летний приор Нормандии Жоффруа де Шарне были сожжены на костре.

Взлёт и падение тамплиеров

Казнь Жака де Моле

Перед этим Жак Моле громогласно отрекся от выбитых пытками показаний и призвал Филиппа IV Красивого, Климента V и Гийома Ногарэ на суд Божий. Все они умерли в том же году в страшных мучениях, что произвело большое впечатление на современников. Более того, именно в Тампле провели свои последние дни перед казнью Людовик XVI и Мария Антуанетта…

В заключение следует сказать, что разгром Ордена тамплиеров имел весьма печальные последствия для европейской торговли и привел к дезорганизации банковского дела и почтового сообщения между разными странами.

кто такие? История Ордена тамплиеров

В истории человечества существует немало загадок, которые волнуют сердца любителей старины и авантюристов. Среди таких тайн, покрытых пылью веков, есть одна, разгадку которой, наверное, не найдет никто. Никто точно не знает, кто такие тамплиеры, фото, точнее, изображение которых можно найти в нашей статье. Формально их история знакома со школьной статьи. Но слишком много белых пятен, которые дают пищу фантазии.

тамплиеры кто такие

Начало начал

Прежде чем разобраться с вопросом: «Тамплиеры – это кто?», необходимо окунуться в прошлое и изучить мировую обстановку тех лет. Только закончился первый крестовый поход, организованный западным миром. Религиозная молодежь, которая откликнулась на зов папы Урбана II, решает создать свой орден. Первыми участниками его были девять знатных рыцарей, которые ставили перед собой благородную цель: защищать паломников, идущих в Святую землю. Главой был избран Гуго де Пейн.

Итак, тамплиеры – это члены сообщества, рыцарского ордена с религиозным уклоном. Датой его основания принято считать 1119 год, а их первый устав появился только спустя девять лет, в 1128-м. Но вполне вероятно, что таинственный орден возник намного раньше, в 1099 году. Тогда Годфруа Булонский отправил в богатый Иерусалим девять избранных человек, которым были даны особые инструкции. Они и основали сообщество, известное нам как Орден Храма. А затем началась массовая вербовка всех желающих, но при этом достойных людей.

Тайна первая

И тут кроется первая загадка, которую оставили тамплиеры. Кто такие эти доблестные рыцари? Фанатики, воины или мистификаторы? Можно утверждать, что возник их орден именно в 1099 году, поскольку эта дата совпадает с крестовым походом. Но разве могли девять человек обеспечить надежную защиту паломникам? Конечно же, нет, тем более что они остались в Иерусалиме, где занимались какими-то делами. А вот что делали храмовники эти двадцать лет до официального появления устава – никому не известно. И почему они замалчивали свое существование?

кто такие ассасины и тамплиеры

Отпрыск династии Меровингов

Человек, который является организатором Ордена, носил имя Годфруа Булонский. Он относится к династии Меровингов, старинному королевскому роду. У него могли бы быть какие-то тайны, потерянные в истории, а также свой интерес в Иерусалиме, откуда вышли его предки. Вполне вероятно, что он имел свои претензии на престол, как представитель рода Давидова. Таким образом, тамплиеры – это люди, которым Годфруа доверял, и которые помогали добиться его тайной цели. Умер он спустя год после взятия главного города Святой земли. Интересно, что он был избран королем Иерусалима, но не был коронован, да, в принципе, и не хотел этого. Первым правителем города считается его родной брат. Похоронили Годфруа, Защитника Гроба Господня, как он себя называл, в храме, где любили заседать члены сообщества.

Другие основатели

Кроме Годфруа Булонского, основать сообщество мог Гуго де Пейн или Сент-Омер. О втором практически ничего не известно, кроме имени. Первый же участвовал в крестовом походе и лично знал Годфруа. И они тесно общались в то время, были товарищами по оружию. В Святую землю Гуго приехал с прозвищем Поганый (Язычник). Но в семье Годфруа его любили, и следующие короли Иерусалима (Балдуин Первый и Второй) оказывали ему содействие. В Орден вступил и граф Шампанский, сеньор Пейна, что свидетельствует о том, что Гуго был личностью незаурядной. А иначе мог бы знатный дворянин подчиняться своему вассалу?

тамплиеры это

Название и эмблема

Особенными были с самого начала тамплиеры. Кто такие эти бедные рыцари? Обычные защитники Гроба Господнего или организация со своими тайными целями? Наверное, истина где-то посредине. Название свое они получили после традиции проводить совещания в мечети Аль-Акса. Так возник Орден Храма. А эмблема появилась намного позже, после принятия устава, где то в 1147-1148 годах. Красный крест нашивали на фирменные белые одежды, что отличало братьев от других рыцарей.

Сказочное богатство ордена

Итак, совершенно очевидно, что тамплиеры – это крестоносцы, которые остались в Иерусалиме со своей целью. Орден, который вначале насчитывал только девять человек, стал очень почитаемым на западе. При каждом королевском дворе был свой представитель братьев, они обладали землями, замками и были успешными в финансовых операциях. Даже короли одалживали у них средства на свои нужды! Богатство тамплиеров росло как на дрожжах, что привлекало многих людей. А еще братьям прощались все проступки и грехи, совершенные ими ранее. Могущество рыцарей росло вместе с доходами. Они покупают остров Кипр, где создают собственную резиденцию. Поэтому резонно спросить: тамплиеры – кто такие, бедные рыцари или настоящие Ротшильды?

тамплиеры это масоны

Это не могло не понравиться европейским монархам, которые зачастую имели полупорожнюю казну. Французский король Филипп Красивый вместе с папой обвинил Орден во всех смертных грехах, приказал арестовывать братьев и отбирать их имущество в свою пользу. Последний магистр Жак де Моле проклял и монарха, и папу-отступника, который благословил расправу, до тринадцатого колена. Все участники уничтожения храмовников канули в Лету, умерев позорной смертью в течение года после этого события. Проклятие тамплиеров – это еще одна загадка Ордена. Хотя отомстить за сожжение магистра и других братьев могли оставшиеся рыцари.

Причины уничтожения Ордена

Почему были уничтожены тамплиеры? Кто такие они — мы уже частично разобрались, но приведем ниже причины, по которым Орден предали суду. Первая – это несметные богатства, которые многим и не снилось — ни монархам, ни церковникам. Конечно же, многие хотели бы, чтобы этими сокровищами поделились с ними. Правда, как показало время, к моменту ликвидации сообщества рыцари уже утратили все свои имущество: казна их оказалась пустой. Может, они успели все спрятать? И это главная загадка рыцарей, которая не дает покоя любителям легкой наживы.

Вторая причина – влияние и могущество братьев, которые представляли серьезную угрозу для власти любой христианской страны. Третья – это то, что храмовники были освобождены от десятины, то есть не платили подать Папе Римскому. И это тоже не могло быть по душе понтифику.

тамплиеры это кто

Масонская ложа

Можно смело утверждать, что тамплиеры – это масоны. Перед смертью великий магистр все же успел назначить преемника, который продолжил вести их деятельность, хоть и в строжайшем секрете. Он же успел организовать четыре масонские ложи – в Париже, Эдинбурге, Стокгольме и Неаполе, то есть для востока, севера, запада и юга. Вероятно также, что оставшиеся рыцари нашли убежище у масонов, которые действовали задолго до основания Ордена Храмовников. Эти закрытые организации существуют до сих пор.

Стоит отметить, что после падения Акки в 1291 году рыцари перебрались на Кипр, а потом в Париж, выбрав французскую столицу своей штаб-квартирой. Тут они построили свою резиденцию и храм, который напоминал Иерусалимскую святыню, массивные крепостные стены. Но большая часть зданий не сохранилась: они либо были разрушены, либо стали частью других церквей. Но детище Ордена в виде масонских лож действует и сегодня. В Париже братья расположились на тихой улице Кадэ, 16. Здесь работает штаб-квартира, музей и несколько других учреждений. Интерьеры украшены соответствующими символами и регалиями. Даже пол в залах расчерчен красно-белыми квадратами. А кто такие тамплиеры и масоны на самом деле — предстоит еще разобраться.

кто такие тамплиеры госпитальеры тевтонцы

Ассасины и храмовники

Чтобы говорить о связи этих двух легендарных сообществ, нужно хорошо знать, кто такие ассасины и тамплиеры. Храмовники – это рыцарский орден, в который принимали исключительно христиан, желающих посвятить себя благому делу – защищать паломников и Гроб Господний в Иерусалиме. Ассасины – это детище «Старца Горы» Хасана-ас-Сабаха, исповедовавшего ислам. Члены сообщества готовы были идти на смерть, потому что их ждала награда – райский сад с девственницами. А еще поговаривали, что глава использовал одурманивающие травы, в частности гашиш, и гипноз.

Эти две организации имеют общие черты: железная дисциплина, глубокая вера в бога, вплоть до фанатизма, беспрекословное исполнение воли магистра, сила и влияние на мир, богатство. Даже изображения их членов весьма похожи. Однако они исповедовали разные религии, которые боролись за господство на планете. Поэтому, отвечая на вопрос «кто такие ассасины и тамплиеры», можно утверждать, что это противники, а не союзники.

кто такие тамплиеры и масоны

Другие ордена крестоносцев

Читатель знает уже, кто такие тамплиеры. Госпитальеры, тевтонцы – это другие организации, которые появились во времена крестовых походов. У их было много общего, но также существовали и отличия. Нередко братья, принадлежащие к разным орденам, воевали друг с другом. Ведь рыцарям-христианам разрешено было участвовать в войнах с неверными и проливать кровь во имя Христа. Обвиняя друг друга в ереси, они сражались за влияние. Но если храмовников ликвидировали и запретили, то тевтонцы и госпитальеры могли спокойно существовать и продолжать свое дело. Правда, такие успехи, как у тамплиеров, им даже не снились.

Орден Госпитальеров

Свое начало Орден берет в 1070 году, когда некий купец — Мауро из Амальфи — основал дом для странников и паломников, так называемый госпиталь. В нем собрались люди, которые ухаживали за ранеными и больными, поддерживали порядок в обители. К 1113 году общество настолько выросло и окрепло, что папа пожаловал ему звание духовно-рыцарского ордена.

Госпитальеры принимали обет послушания, целомудрия и бедности. Их символом стал белый крест с восемью концами, который наносили на черные одежды с левой стороны. Мантия имела узкие рукава, которые говорили об отсутствии свободы у братьев. Позже рыцари наряжались в красные одежды, а крест нашивали на грудь. Члены подразделялись на три категории – капелланы, собственно рыцари и служащие. Важные решения принимал Великий магистр и генеральный капитул.

Орден Госпитальеров с самого начала ставил перед собой цель – помогать больным и раненым, бедным паломникам и брошенным детям. Но потом рыцари начали активно принимать участие в войнах и крестовых походах. В начале четырнадцатого века они обосновались на острове Родос и обитали там до середины шестнадцатого столетия. Затем они поселились на Мальте, где продолжали вести борьбу с неверными. Потом Мальту захватил Наполеон и изгнал братьев. Так госпитальеры попали в Россию.

В орден могли вступать дворяне и вольные люди, монархи и даже женщины (тамплиеры же принимали лишь мужчин). Но Великими магистрами становились исключительно аристократы. Атрибутами братства являлась корона, меч и печать. С середины девятнадцатого века Орден госпитальеров (Иоаниты, Мальтийские рыцари) считается духовно-благотворительной корпорацией с резиденцией в Риме.

кто такие тамплиеры история

Тевтонский Орден

В Иерусалиме в двенадцатом веке немецкоязычные паломники организовали свой странноприимный дом. Это и можно считать началом развития Тевтонского ордена, который сперва являлся формальной частью госпитальеров. В 1199 году был утверждён устав и избран Великий Магистр. Но только в 1221-м тевтонцы получили привилегии, полагающиеся рыцарскому ордену. Братья принимали три обета – послушания, целомудрия и бедности. А вступали в Орден только представители немецкоязычного населения. Символами сообщества являлись обычный чёрный крест, нанесенный на белый плащ.

Очень скоро рыцари перестали исполнять обязанности госпитальеров, полностью перейдя к войне с неверными. Но у них не было такого влияния у себя на родине, какое имели тамплиеры в Англии или во Франции. Германия переживала не лучшие времена, была раздробленной и бедной. Тевтонцы оставили Гроб Господень другим рыцарям, направив усилия на захват восточных земель, которые становились их собственностью. Потом они обратили взор на северные территории (Прибалтика), где и основали после завоевания Ригу, и владения пруссов. В 1237 году тевтонцы объединились с другим немецким орденом – Ливонским, вместе с которым пошли на Россию, но проиграли.

Орден активно воевал с Польско-Литовским государством. А в 1511 году магистр Альберт Гогенцоллерн провозгласил себя правителем Пруссии и Бранденбурга и лишил организацию всех привилегий. Тевтонцы так и не сумели оправиться от последнего удара, влача жалкое существование. И только в двадцатом веке фашисты превозносили былые заслуги рыцарей и использовали их крест в качестве высшей награды. Орден существует и по сей день.

Вместо послесловия

Так кто такие тамплиеры? История пока не может дать точного ответа на этот вопрос, слишком много забыто или замалчивается. Поэтому белые пятна заполняются разного рода фантазиями и оригинальными трактовками, наподобие теории Дэна Брауна и его коллег. Но от этого Орден храмовников становится только привлекательнее для любителей старины.