Критерии зрелой личности: Зрелость личности

Зрелость личности

1.11.2014

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

  • широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
  • мера развития личности как субъекта;
  • характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
  • социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

  1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3-4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
  2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время — избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
  3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими.
  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите.
    Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенци-листским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
  5. Самообъективация — понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
  6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть — это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия.
    Совесть — разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности.

Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

  1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
  2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
  3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
  4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоцио-нально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности — процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости — акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Ключевые слова: Зрелость, Личность

Источник: Слотин Т.В., Психология личности

Материалы по теме

Формирование зрелости личности

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Социальная зрелость личности

Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера…

Методики определения личностной зрелости

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС)

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Развитие личности в период взрослости

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Когнитивная и социальная зрелость личности

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Подходы к определению критериев зрелости личности

Библиографическое описание:

Воюшина, Е. А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е. А. Воюшина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11844/ (дата обращения: 07.12.2022).



В статье освещены подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «зрелость личности», выделению его критериев.

Ключевые слова: зрелость, зрелость личности, психологическая зрелость, отечественные и зарубежные подходы

Долгое время в отечественной психологии периоду зрелости практически не уделялось внимания. Большинство исследователей обращались к изучению вопросов детского и юношеского возраста и практически не освещали проблемы изменений личности в зрелом и пожилом возрасте. В отечественной психологии зрелость изучалась в основном с позиций профессионально-личностного развития (А. А. Деркач, Зазыкин В. Г., А. А. Бодалев и др.). Некоторые вопросы развития личности в зрелом возрасте изучались в рамках зарубежной психологии — концепции развития личности (А. Маслоу, К.Холл, Ф. Перлз и др.), возрастные периодизации Г.Олпорта и Э.Эриксона, описание случаев из психотерапевтической практики (К. Юнг, И. Ялом, Дж. Холлис и др.). Однако и зарубежные, и отечественные исследования еще недостаточно полные и обоснованные. Сложности исследования данной проблемы вызваны неопределенностью терминологии, вариативностью взглядов на описание временных границ и характеристик этапов взрослости и конкретно периода середины жизни. В связи с этим можно считать развитие личности в период зрелости одной из самых многоаспектных и недостаточно разработанных проблем.

У авторов встречаются весьма противоречивые взгляды на зрелый возраст. Одни считают, что с началом зрелости развитие прекращается, происходит только простое изменение некоторых психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что «зрелый возраст равносилен остановке в развитии, окаменелости. В Комитете по развитию человека при Чикагском университете задачи развития никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности» [6, с. 51]. Скорее всего, такие представления связаны с пониманием зрелости как результата развития и одновременно его концом. Другие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) придерживаются мнения о том, что процесс развития человека бесконечен, ведь развитие — это основной способ существования личности. Как и любой другой этап развития личности, зрелость имеет свои психологические характеристики — прежде всего это изменения физического здоровья и интеллектуальных показателей, смена семейного окружения (уход детей в самостоятельную жизнь, а зачастую и появление внуков), достижение вершин профессиональной и общественной карьеры.

Современный этап развития общества — период ускоренных социальных трансформаций — повлиял также и на траекторию жизненного пути человека. В прошлом значительную часть жизненно важных выборов (выбор образования, профессиональной деятельности, стиля жизни и др.) личность осуществляла до зрелого возраста, сейчас, чтобы успешно приспособиться к социуму, это приходиться делать постоянно.

В психологии понятие зрелость, как правило, рассматривается с двух точек зрения: как возрастной этап и как уровень развития. Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека. Отсюда появляется важный вопрос: определение объективных критериев зрелости человека.

В данной работе мы попытаемся сделать анализ подходов к определению критериев зрелости личности с точки зрения отечественных и зарубежных ученых.

Зарубежные психологи рассматривают феномен «зрелость личности» как набор определенных характеристик: способность к саморегуляции, стремление к осознанности, ответственность, независимость, самостоятельность, свобода выбора, стремление к самосовершенствованию, креативность, активная жизненная позиция, понимание и принятие других и себя.

Так, например, по мнению Э. Торндайка, зрелость рассматривается с позиции здоровья личности, адекватной реакции на стимул. В психоаналитической теории З. Фрейда также опора идет на физиологическое состояние: здоровье — нездоровье личности (невроз). Согласно периодизации психического развития по З. Фрейду зрелый человек находится на генитальной стадии — завершающем этапе в биологическом созревании психического и сексуального развития. Основными характеристиками этого периода выступают: активность, самоопределение, планирование и создание своей семьи, конструктивное взаимодействие с окружающим миром. Для Дж. Андерсон — представителя когнитивной психологии — зрелая личности представляет собой осознание и понимание себя, своих положительных и отрицательных качеств, достижение высокого интеллекта, развитие в физическом и психологическом плане [2, с. 89].

В отечественной науке термин «зрелость» впервые употребляется в трудах Б. Г. Ананьева. Он является одним из основоположников комплексного подхода, в котором изучается личность, её особенности, характеристика критерии с позиции зрелости. Исследуя эту проблему, Б. Г. Ананьев указывал, что именно трудности в определении критериев зрелости способствовали в подмене понятий «зрелость» и «взрослость». Сам ученый предлагал разделять физическую, умственную, гражданскую и трудовую зрелость.

Вслед за Б. Г. Ананьевым, А. А. Реан также предлагал выделять составляющие в понятии «личностная зрелость» — интеллектуальную, эмоциональную и личностную. А. А. Реан выделяет четыре критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [7].

Отдельно стоит акмеология как научное направление, изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие личностные и профессиональные достижения на этапе зрелости. Эта наука рассматривает человека не только в психологическом аспекте, но и в социальных и профессиональных аспектах, пытаясь выяснить возможности гармонизации различных его ипостасей. В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и саморазвитию.

А. А. Бодалев, как яркий представитель акмеологии, определяет личностную зрелость как комплекс характеристик, образуемых в разные периоды развития человека, и, позволяющую организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости. Познавательная сфера характеризуется активным отражением действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Продуктивно работающий интеллект, позволяет на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. При этом личностный потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности [1, с. 48].

Е. Б. Штепа указывает на то, что личностная зрелость не всегда связана с хронологическим возрастом, развитие личности и индивида может идти гетерохронно и личностную зрелость необходимо рассматривать как динамическую личностную структуру, содержанием которой являются «черты личности, взаимоактивизирующие друг друга» [4, с. 24–25].

А. Ю. Маленова и Ю. В. Потапова, опираясь на работы Р. В. Овчаровой, Е. С. Штепа, Г. С. Сухобской, С. Л. Братченко, М. Р. Мироновой, А. А. Реана, Б. С. Братуся, И. С. Кона К. Витакера, В. Франкла, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд, И. Гринберга, провели теоретический анализ взглядов этих авторов на зрелость личности [4, с. 25]. Обобщив полученные результаты, исследователями были выделены следующие критерии «зрелой личности»:

  1. ответственность
  2. гуманность, социальная направленность
  3. активность (самомотивация, умение ставить цель и следовать ей)
  4. гармоничные взаимоотношения с окружающими
  5. гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя
  6. независимость и свободный выбор личности, умение противостоять влиянию и зависимости
  7. целостность личности.

Подобное исследование было проведено и В. Р. Манукян [3, с. 68]. Она разделяет полученные критерии зрелости личности на интраперсональные (п. п. 1–9) и интерперсональные (п.п. 10–11):

  1. ответственность
  2. осознанность, рефлексивность
  3. направленность на саморазвитие
  4. самопринятие, самоуважение
  5. автономия
  6. жизнестойкость
  7. самоуправление и организация жизни
  8. целостность, конгруэнтность
  9. широта связей с миром
  10. толерантность, нравственное сознание, гуманистические ценности
  11. позитивные межличностные отношения — умение строить межличностные отношения.

Исходя из изучения тех же подходов, мы сформулировали свое видение критериев зрелости личности. На наш взгляд, критерии зрелости личности условно можно разделить на психологические и социальные.

Таблица 1

Критерии зрелости личности

Подразделы

Критерии

Психологическая зрелость

Мотивация

Самооценка (самоотношение)

Рефлексия

Самодостаточность

Способность к адаптации

Толерантность

Жизнестойкость

Социальная зрелость

Экстенсивность-интентивность

Социальный интеллект

Гуманистические ценности

Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме зрелости позволяет резюмировать, что, достижение зрелости, как интегративной характеристики личности, является центральным направлением развития в период ранней взрослости. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.

Литература:

  1. Брюхова Н. Г. Психология развития и акмеологизация личности зрелого человека // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 18. — С. 46–50. (3)
  2. Горбунова О. В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 2. — С. 88–91.
  3. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2010 — № 4. — С. 68–73.
  4. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2014. — № 2. — С. 21–29.
  5. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 131 с.
  6. Порхачева Л. В., Джус К. Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. — 2008. — № 3. — С. 51–53.
  7. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2007. — 480с.

Основные термины (генерируются автоматически): зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости личности, развитие личности, Ананьев, достижение зрелости, зрелая личность, отечественная психология, психологическая зрелость, ранняя взрослость.

Ключевые слова

зрелость, зрелость личности, психологическая зрелость, отечественные и зарубежные подходы

Похожие статьи

зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости. ..

Подходы к определению критериев зрелости личности. зрелый возраст, личностная зрелость, критерий зрелости личности, развитие личности, Ананьев, ранняя взрослость, психологическая зрелость, отечественная психология, зрелая личность, достижение

Основные термины (генерируются автоматически):

зрелый

Подходы к определению критериев зрелости личности. Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

О

старости как последнем этапе онтогенеза | Статья в журнале…

Возрасты взрослости, зрелости, старости и возраст преклонных лет.

Зрелый возраст (зрелость): 30–32 — 50–55, — ведущей является профессионально-трудовая деятельность.

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу…

Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств.

К вопросам о

формировании модели психического у взрослых. ..

Обнаружена связь модели психического с личностными характеристиками взрослых, а именно: стратегией

Н. И. Колесникова Развитие модели психического в период юности и зрелости [Текст]: дис. канд

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности.

Показатели социальной и нравственной зрелости личности

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

Психология свободы личности: анализ научных трудов XX…

Ключевые слова: выбор, жизненный выбор, ситуации жизненного выбора, взрослость.

Студент вуза как объект

психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития. Ключевые слова: будущее, идентичность, кризис, личность, молодежь, молодость, ранняя зрелость, ранняя взрослость

Возрастно-

психологические особенности познавательных…

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Некоторые специалисты [1] не выделяют этот возраст.

Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности.

К проблеме

личностного роста | Статья в журнале…

Зрелость чувств

Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения.

Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.

трансперсональных лакомых кусочков: 8 черт здоровой, зрелой личности — Гордон В. Олпорт |

Гордон В. Олпорт (1897–1967)

8 черт здоровой зрелой личности

Гордон У. Олпорт больше известен как основатель современной психологии черт, чем как один из первых психологов в Америке, сосредоточившихся на здоровой личности, а не на невротической. Критерии Олпорта (1955/1969) здорового, зрелого человека включают в себя многие личностные диспозиции, которые позже были признаны характеристиками того, что Абрахам Маслоу (1971), называемые «самоактуализаторами» (гл. 3) и «превосходящими самоактуализаторами» (гл. 22).

.

Другие исследователи обнаружили, что эти характеристики личности характеризуют трансцендентность и зрелое мышление во взрослом возрасте (Miller & Cook-Greuter, 1994).

.

Они включают емкость для:

.

1. Расширение себя

2. Теплое отношение себя к другим

3. Самопринятие и самоутверждение,

4. реалистическое восприятие

5. осмысленная работа и служение

6. самопознание

7. объединяющая философия жизни

8. религиозное чувство.

.

_____________________________________________

.

1. Расширение самоощущения.

.

Гордон Олпорт был одним из первых теоретиков личности, признавших, что по мере того, как личность развивается и взрослеет, а ее опыт растет, ее идентичность и интересы выходят за пределы самости (за пределы эго) в расширяющийся круг людей и объектов, абстрактных ценностей и идеалов. . Это расширение зрелой личности за пределы эгоцентрических частей самости требует, чтобы человек стал непосредственным и полноправным участником подлинной и личностно значимой для него деятельности. Зрелый человек не является пассивным, изолированным, замкнутым и полностью эгоцентричным наблюдателем жизни, он полностью и живо погружен в жизнь, активно вовлечен и предан чему-то или кому-то за пределами себя. Здоровый человек способен любить и расширять свое «я» до значимой работы и глубоко заботливых отношений с другими, так что рост и удовлетворение других становится не менее важным, чем его или ее собственный рост и развитие. Полностью вложенные в эти значимые действия, они становятся продолжением самоощущения.

.

2. Теплое отношение себя к другим.

.

Сострадание и близость — это трансперсональные эмоции, которые приводят человека вне себя к идентификации с другим живым существом, которое может быть отделено от себя во времени и пространстве. Что порождает эту способность к близости и состраданию, так это хорошо развитое чувство собственного «я» и саморасширения. Эмпатия включает в себя понимание основных условий человеческого существования и чувство родства со всеми людьми, которое возникает благодаря «воображаемому распространению» собственных чувств на человечество в целом. Здоровый зрелый человек осознает, что мы живем во вселенной, в которой все другие существа также обладают той же неоспоримой индивидуальностью и самоценностью, которую мы воспринимаем в себе. Таким образом, зрелый здоровый человек не умаляет ценности других и не настаивает на невротическом отношении к тому, чтобы другие обращали внимание на наши нужды. Любовь всегда подразумевает свободу. Здоровая зрелая личность признает, что мы разделяем те же слабости с другими существами, которые также по-своему переживают свои собственные путешествия, и поэтому нам нужно быть нежными не только с самими собой, но и с другими. В глазах любви искупаются даже недостатки. Благополучие любимого человека становится таким же важным, как и собственное благополучие.

.

3. Самопринятие и самоутверждение.

.

Зрелые, здоровые личности способны принять все аспекты своего бытия, включая слабости и недостатки, неуверенность и страхи, без пассивного смирения с ними. Несмотря на неудачи и разочарования, и даже несмотря на то, что средства достижения цели могут быть неизвестны в то время, здоровые, зрелые люди верят, что желаемые цели действительно будут достигнуты, если к ним прилагать настойчивость, усилия и дисциплину. Они усвоили, что жизненные проблемы и вызовы — это методы обучения, заданные внутренним Я, и к ним всегда следует подходить в этом свете. Способные принимать человеческие эмоции, они не пленники самих себя, не боятся и не пытаются от них спрятаться. Хотя они и не избавлены от жизненных неуверенностей и страхов, они чувствуют себя менее уязвимыми и способны лучше справляться с ними, чем менее здоровые зрелые люди.

.

4. Реалистичное восприятие.

.

Здоровые люди могут распознать то, что они не могут изменить, изменить то, что могут, и научиться различать. Их восприятие «реальности» имеет тенденцию точно отражать «природу вещей». Они менее склонны искажать свое восприятие событий и других людей, чтобы сделать его совместимым со своими желаниями, потребностями и страхами.

.

5. Значимая работа и обслуживание.

.

Здоровый, зрелый человек использует свои навыки искренне, с энтузиазмом, преданно и полностью отдает себя избранной работе. Здоровые, зрелые люди любят то, что они делают, и делают то, что любят, что приносит превосходство в их работу и жизнь. Их преданность работе связана с понятием ответственности перед видом и будущими поколениями, что придает смысл и ощущение преемственности индивидуальной жизни. Для Олпорта невозможно достичь зрелости и положительного психологического здоровья без выполнения важной работы, а также самоотверженности, приверженности и навыков, необходимых для ее выполнения.

.

6. Самоанализ.

.

Этот критерий воплощен в старом предписании: «Познай самого себя». Адекватное понимание и знание себя требует проникновения в то, что человек думает о себе и чем он является на самом деле, между своим представлением о себе и тем, какой он есть на самом деле, между своим идеальным я и своим реальным я, между тем, что, как нам кажется, есть и чем он является на самом деле. что другие думают о человеке. Чем теснее соответствие между этими двумя идеями, тем выше зрелость личности. Цель состоит в том, чтобы достичь некоторой степени само-

объективация, или самоанализ, для того, чтобы сформулировать объективную картину самого себя. Человек, обладающий высокой степенью самоанализа, менее склонен проецировать личные отрицательные качества на других людей, более точно судить о других и обладать чувством юмора, позволяющим смеяться над собой и над кажущейся жизнью. несуразности и нелепости.

.

7. Объединяющая философия жизни.

.

Здоровые зрелые личности устремлены вперед, мотивированы долгосрочными целями и планами, обладают чувством цели и скрытой направленностью, которые делают работу стоящей, дают смысл жизни и обеспечивают непрерывность действий личности. Реализация ценностей и выбор сильных ценностей обеспечивают основную мотивацию личностных действий, что отражено в поговорке: «Если вы чего-то не поддерживаете, вы попадетесь на что угодно». Ценности невротика недостаточно сильны или постоянны, чтобы связать или объединить все аспекты жизни.

.

8. Религиозные настроения.

.

Олпорт (1955/1969, стр. 93-98) признавал, что существует естественное религиозное чувство, с которым рождается наш вид, — чувство, которое помещает человека в духовный и естественный мир одновременно. Это «всеобъемлющее отношение, функция которого состоит в том, чтобы осмысленно связать индивидуума со всем Бытием» (Олпорт, 1955/1969, стр. 94). С трансперсональной точки зрения «религиозное чувство» обеспечивает естественное религиозное знание о том, что мы происходим из земли, как и все другие существа и живые структуры, и что наше существование и существование мира возникают из другого источника, который находится как внутри, так и вне природных рамок. . Это ощущение, что наше рождение, наша жизнь и наша смерть смягчаются всеми ресурсами природы, и что сама природа поддерживается более великим источником, породившим ее. Как и во всех фазах становления, полностью развитое религиозное чувство, как правило, возникает только во взрослом возрасте, зависит от темперамента и обучения в семье или в церкви и может быть остановлено так же, как и расти.

.

Неверие, хотя оно может быть продуктом зрелого размышления, также может быть реакцией на родительский или племенной авторитет или может быть следствием одностороннего интеллектуального развития, исключающего другие области нормального любопытства. Мы находим много личностей, которые ревностно и эффективно занимаются всеми фазами становления, за исключением последней задачи осмысленного отношения себя к творению. По какой-то причине их любопытство останавливается на этом месте. (Олпорт, 1955/1969, стр. 97)

.

К сожалению, в то время как основные психологи не могут думать о человеческой личности с точки зрения души, религиозные лидеры и теологи отказываются понимать психологические характеристики души даже в самых простых терминах.

.

Однако другие [например, трансперсональные психологи] полностью посвящают себя этой задаче. Их религиозное стремление является их основной характеристикой. Им кажется достойной только религиозная форма собственного стремления. Он дает им синтез всего, что находится внутри опыта, и всего, что лежит за его пределами. Он отслеживает растущую грань личности. Такие люди проявляют свою способность к самообъективации, беспристрастно рассматривая свой разум и свое неразумие, видя ограниченность того и другого. Они рассматривают в перспективе как свой образ самого себя, так и идеальный образ самого себя, тем самым обеспечивая себе критерий совести. Они проводят различие между своим собственным стремлением и своим оппортунистическим приспособлением, тем самым отделяя важные вещи от простых фактов. Они взвешивают вероятности в теологической сфере и в конечном итоге утверждают взгляд на жизнь, который, кажется, оставляет наименьший возможный остаток. Каким бы сложным ни был этот процесс, кажется, именно таким образом зрелые личности принимают и подтверждают религиозную предпосылку своего пути становления. (Олпорт, 1955/1969, стр. 97-98)

.

Олпорт признал, что люди по своей природе религиозные существа. Религиозное чувство — одно из самых сильных качеств нашего вида и часть человеческой психологии, которую чаще всего упускают из виду поведенческие науки. Как заключил Олпорт: «Окончательные истины религии неизвестны, но психология, препятствующая пониманию религиозных возможностей человека, едва ли заслуживает того, чтобы вообще называться логосом человеческой психики» (Олпорт, 1955/1969, стр. 98). .

.

КОНЕЦ

.

_________________________________________________________________

[ выдержка из: «ГЛАВА 9 — Теория трансперсональности» http://www.rivier.edu/faculty/pcunningham/research/chapter_9_transpersonality_theory.pdf ]

Нравится Загрузка…

Категория: Трансперсональная психология, | Гостевые статьи — Все |, | Трансперсональные лакомые кусочки | | Теги: сознание, глубинная психология, Гордон Оллпорт, здоровье, личность, психология, духовность, терапия, трансперсональное

Зрелость: откройте для себя 10 характеристик

Зрелость — одно из самых востребованных достоинств для многих людей. Помимо простого приобретения опыта, неизбежного с возрастом, зрелость является результатом интегративного процесса, в ходе которого мы учимся на собственном опыте. Этот процесс происходит со дня нашего рождения .

В действительности понятие зрелости довольно двусмысленно, относительно и расплывчато . По этой причине не совсем ясно, является ли преобладающим элементом зрелости эмоциональный — то есть, если зрелость есть особый способ переживания того, что с нами происходит, — или если, наоборот, зрелость имеет больше когнитивных характеристик , относящихся к нашим мыслям и мышлению.

Merriam-Webster склоняется ко второму варианту, связывая зрелость с суждением и принятием решений . В соответствии с этим мышлением зрелые люди учитывают свои способности, не ввязываются в ненужные хлопоты и способны делать логические выводы.

Тем не менее, более глубокое определение зрелости потребует найти пересечение между его различными характеристиками, такими как мудрость, знание, уравновешенность и интеллект. Ясно только то, что зрелость представляет собой нечеткую смесь ментальных и эмоциональных аспектов.

Несомненно, уровень зрелости людей зависит от многих факторов: их уровня образования, того, что происходило с ними на протяжении всей их жизни и как они обрабатывают свой опыт. Выводы, к которым мы приходим, оказывают неоспоримое влияние на то, как мы продвигаемся вперед.

Как бы то ни было, вы можете ободриться, зная, что полной зрелости не существует . Никто не может быть на 100 % «зрелым», точно так же, как никто не может быть на 100 % смелым, умным или симпатичным. На самом деле все в чем-то незрелы; нам всем нужно немного повзрослеть.

Наша незрелость иногда заставляет нас чувствовать себя виноватыми, и мы часто пытаемся противодействовать этому, как можем; это связано с наша уязвимость , с более детскими частями нас самих, местами, где мы нуждаемся и более безответственны . Наши незрелые части питаются вещами, которые нам не удалось преодолеть или которые мы не научились терпеть, и иногда наша незрелость заставляет нас вести себя неоптимальным образом.

Характеристики зрелости

Чтобы лучше понять эту концепцию, мы выделили 10 характеристик зрелых людей :

1. Они берут на себя ответственность за свои действия. Они признают свои ошибки, не пытаясь их скрыть

2. Они реагируют невозмутимо . Они уравновешены и справедливы. Даже когда они сталкиваются с неприятными сценариями, у них не преобладает страх, и они не паникуют. У них есть способность контролировать свои эмоции, не искажая их.

3. Они применяют на практике то, чему научились . Зрелость связана с интеллектом, а интеллект — это, среди прочего, способность учиться на собственном опыте. Таким образом, зрелые люди обладают осознанием собственной жизни, которое они используют для принятия обоснованных решений. Они не просто жалуются; они склонны к оптимизму.

4. Они знают свои пределы и правильно рассчитывают разумные риски, связанные с действием. Они вводят новшества, ничего не форсируя. Они не откусывают больше, чем могут прожевать; они смелые, но предусмотрительные.

5. Они учитывают свое влияние на других и не пытаются воспользоваться своим положением у власти. Они не обманывают. Кроме того, зрелые люди умеют слушать. Они не эгоцентричны, они думают о других людях. Они осознают, что могут учиться у других, и осознают, что являются частью более широкого мира.

6. Они стойкие перед лицом сложных ситуаций, которые возникают в их жизни. На самом деле, они знают, как использовать положительный потенциал негативного опыта, чтобы укрепить себя.

7. Они умеют управлять своей жизнью самодостаточно в соответствии со своими способностями. Они умеют просить о помощи, не выглядя при этом беспомощными. Они позиционируют себя не как жертвы, а как люди, умеющие сотрудничать друг с другом.

8. Не используют эмоциональный шантаж . Когда им нужно выразить свои потребности и попросить других людей взять на себя ответственность, их коммуникативный стиль отличается напористостью. Они способны передать свою власть без чрезмерной силы.

9. Они умеют развлекаться и прилагают для этого усилия . Они уделяют время удовольствиям и находят в своей жизни достаточно места для развлечений.

10- Они выполняют свои обязанности и обязательства. Они не подвергают опасности свою работу и другие источники стабильности в своей жизни без веских оснований для этого. Они формальные, достойные и уверенные в себе; они знают, как позаботиться о себе.

Знание компонентов зрелости может помочь вам  осознать свои достоинства и недостатки . Это также может помочь вам подумать о том, как вы относитесь к окружающему миру. Может быть полезно учитывать, что все пытаются расти и вести себя более зрело, как и вы. Зрелость приходит шаг за шагом.

Эмоциональное благополучие для компаний

В ifeel мы понимаем, что невозможно заботиться о компании, не заботясь о психологическом благополучии ее сотрудников. Для этого у нас есть программа эмоционального благополучия для компаний , , разработанная нашей командой психологов профессионального благополучия с одной главной целью: помочь компаниям поставить здоровье сотрудников в центр своей стратегии для реализации своей миссии. утверждение.

Благодаря этому партнерству человека, отвечающего за отделы кадров, могут получать персонализированные, основанные на данных советы о том, как принимать правильные решения в компании, чтобы получить максимальную отдачу от команд, за которые они отвечают, и лучше заботиться о них. психологического благополучия находящихся в них людей.

Кроме того, эта программа предлагает сотрудникам комплексную услугу по охране психического здоровья, структурированную на разных уровнях в соответствии с их потребностями . Эта услуга включает, при необходимости, онлайн-психологическую терапию с психологом, специализирующимся на подобных случаях.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *