Критика о романе отцы и дети: Критика о романе «Отцы и дети» Тургенева, отзывы современников

Критика о романе Отцы и дети Тургенева (отзывы современников)

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Критика о романе Отцы и дети

С момента публикации романа в журнале «Русский вестник». Являвшимся консервативным изданием, произведение писателя подвергается литературоведческим обществом тщательному анализу по главам, вызывая при этом многочисленные критические отзывы и порицающие упреки. 

Больше всего в романе критиков задевает двойственность авторского отношения к главному герою произведения, который оценивается рецензентами с точки зрения различных противоположных мнений о Базарове.

Некоторые из литературоведов не принимают образ основного персонажа в качестве безраздельно властвующего и господствующего человека, которые не получает никакого дельного отпора от остальных героев романа, а также негодуют за описание внутреннего авторского спора с Базаровым. 

Рецензенты, относящиеся к критикам из разряда демократов, резко отрицательно высказываются в отношении романа, считая его создание хлестким фельетоном и рассматривая Базарова в качестве слишком узнаваемой фигуры злого духа, асмодея.

Однако отдельные критики, такие как Писарев Д.И., оценивают образ главного персонажа романа в качестве изображенного писателем героя современного времени, сравнивая его с образами новых людей, изображенных в произведении Чернышевского Н.Г. «Что делать?». По мнению литературоведа, который анализирует роман в виде реальной критики, герой является собирательным образом и художественным обобщением зарождающегося нового типа общественно-идеологических представителей. При этом критик утверждает, что Базаров представляется писателем в качестве трагического лица, по мировоззрению близким в разночинцам-культуртрегерам. Несмотря на неприятие многих моментов, изображенных в романе, критик воспринимает произведение как честную демонстрацию писателем вопросительного вызова старшего поколения общества молодым людям.

Многие из рецензентов отмечают огромное впечатление, которое производит роман при прочтении, забытое со времен выхода гоголевского творения в виде романа «Мертвые души», поскольку писателю удается продемонстрировать глубину авторской наблюдательности мимолетной реальной действительности и способности к расширенному анализу взаимоотношений родителей и подрастающего поколения, раскрывающегося в образе главного персонажа как представителя реалистичного типа прогрессивной молодежи, отличающейся нравственной силой и энергичности характеров.

Отдельные члены литературоведческого общества усматривают в романе авторский протест против новомодных идей, высказывающихся от молодежи и не содержащих общественную нагрузку. Главным образом, их единственной целью является противопоставление жизненной философии молодого поколения, неспособной быть примененной к жизненным обстоятельствам, поскольку ее отрицает человеческая природа, философии отцов, пропагандирующих старую идеалистическую систему мировоззрения.

Несмотря на многочисленные отрицательные критические отзывы, роман воспринимается современным обществом в качестве нового поворота не только в творчестве самого писателя, но и в развитии русской литературы, вызывая при его изучении критические споры и неподдельный читательский интерес. Кроме того, критики, почти единогласно, признают своевременность написания данного тургеневского произведения, свидетельствующего об авторском мастерстве в ярком изображении реального текущего момента современной российской жизни посредством придания значимости образу главного героя и создания настоящего философского романа.

Отзывы

После прочтения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» мнения критиков оказались совершенно различными. Несовпадения их взглядов касались героев, их отношений друг с другом и отношений к различным категориям в жизни.   

По мнению М. А. Антоновича, роман И. С. Тургенева казался ожидаемым плодом творческой деятельности автора.  Он отметил отсутствие к сюжету и героям интереса с первых же страниц после его прочтения. Критика смущает текст в «художественном отношении», который не вызвал у него  ни положительных, ни отрицательных эмоций.

Известный публицист В. П. Буренин данному произведению определяет почетное место. Он ставит его в один ряд с такими сочинениями талантливых писателей, как «Война и мир» Л. Толстого, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Главного героя романа Базарова – считает, с одной стороны, исключительно положительным героем, который выделяется среди окружающих благодаря своей энергии и нравственному духовному миру. Он противопоставляет этого героя как представителя целого поколения предшествующим бесхарактерным типам.

Автора романа В. П. Буренин называет человеком, способным замечать такие детали, которые не каждый может обнаружить среди «жизненных явлений» и проанализировать и обобщить. Так автор отразил череду периодов, которые отразили момент, когда «крепостное барство» изжило себя.

Критик утверждал, что у Тургенева не было цели сравнивать два поколения «отцов» и «детей», чтобы унизить одно перед другим.

Известный литератор Ю. Г. Жуковский отмечал, что в основе этого произведения – конфликт И. С. Тургенева и Добролюбова. Автор в лице главного героя видел именно этого критика, которого в отместку назвал его «нигилистом». 

В некоторых статьях, в которых имеет место критика разных заинтересованных романом «Отцы и дети» лиц, существует мнение А. Скабичевского. Он отмечает, что произведение исключительно философской направленности. А в отношениях дети – отцы выигрывает взрослое поколение, а взгляды младшего «противны человеческой природе».

По мнению Н. Н. Страхова, И. С. Тургенев, не осуждая своего героя, присваивает ему отрицание «поэзии», не уважает дружбу, с иронией относится к любви, «отворачивается от природы» и т. д. Автор же относится за это к нему по-доброму, без осуждения.

Издатель и публицист М. Н. Катков называет с уважением автора романа «Отцы и дети» «первоклассным талантом». Он считает бесценным каждый способ, связанный с изображением череды событий, действий, прозрачность замысла, основной мысли. Критик подчеркивает, что в романе любая деталь имеет свое место, поэтому в нем нет «ничего лишнего».  

Д. И. Писарев по-своему раскрывает замысел произведения. По мнению Дмитрия Ивановича, молодое поколение не может вызывать сочувствие, так как действия его непонятны старшему поколению. Подобные вопросы остаются в центре внимания.

Особый интерес в обществе вызывала позиция Ф. И. Достоевского, который сравнивал главного героя со своим Раскольниковым. Он уверен, что принципы, по которым жил Базаров, приведет его к страданиям.

Огромное количество мнений, существующих в литературе в отношении романа Тургенева, подтверждает лишь то, что произведение никого не оставило равнодушным.

Также читают:

← Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе Певцы ← Герои романа Отцы и дети↑ ТургеневИстория создания романа Отцы и дети → Анализ повести Ася →

Картинка к сочинению Критика о романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Пока жив язык — жив народ 6 класс рассуждение

    Язык — это основа любой национальной культуры, важная часть в жизни людей. Особенности быта, традиций, истории обязательно отражаются на языке, поэтому можно смело утверждать, что пока жив язык

  • Анализ сборника Шаламова Колымские рассказы

    Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.

  • Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь — Софья Павловна Фамусова.

  • Анализ романа Жюля Верна Таинственный остров 6 класс

    Жанровая направленность произведения представляется в виде романа-робинзонады, повествующего о событиях, которые происходят на придуманном острове со случайно оказавшимися там людьми, потерпевшими крушение воздушного шара.

  • Главные герои повести Шинель Гоголя (характеристика)

    В сборнике Петербургские повести громко заявлена тема»маленького человека». Таков Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести «Шинель», входящей в цикл о Петербурге и мелких чиновниках, его населяющих.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

высказывания Антоновича, Страхова, Писарева и других литераторов

Сочинения

12. 11.21

8 мин.

Произведение И. С Тургенева, вышедшее незадолго до великих реформ, вызвало неоднозначную реакцию читателей и литературных деятелей. Одни критики восхищались романом, в котором автор поднял самые злободневные проблемы русского общества. Другие, напротив, осуждали ценности главного героя. Изучение критики о романе «Отцы и дети» позволит ознакомиться с разными точками зрения. Материал может быть использован для написания конспекта или сочинения по литературе.

Оглавление:

  • Отрицательные отзывы
  • Положительные рецензии
  • Нейтральные точки зрения

Конфликт разных поколений

Роман «Отцы и дети» был написан в 1860 году. В этот пореформенный период светское общество разделилось на старых аристократов, придерживающихся либеральных взглядов, и молодых демократов. В произведении Тургенев отобразил противостояние двух поколений.

Главным героем романа является Евгений Базаров.

В нём сочетаются самые дерзкие черты нового поколения. Герой относит себя к нигилистам, то есть к личностям, не признающим никаких ценностей. В Российской империи нигилистами называли молодых людей, которые желали изменить государственный строй, не признавали религию и общепринятые нормы морали.

Кроме этого, Тургенев наглядно продемонстрировал упадок крепостничества. В романе автор описывает:

  • распущенность крестьян;
  • упадок хозяйства в сельской местности;
  • неприязненное отношение крепостных к хозяину.

Аркадий Кирсанов отмечал, что его родной край «не поражает ни довольством, ни трудолюбием». Эта цитата кратко и точно описывает состояние экономического упадка на селе.

Старая аристократия была возмущена содержанием произведения, ведь Тургенев продемонстрировал беспомощность старого поколения перед энергией и дерзостью «новых людей». Молодёжь и прогрессивные демократы тоже не спешили давать положительную оценку роману. В произведении усмотрели пренебрежительное отношение автора к главному герою. Прототипом Евгения Базарова считали литератора Н. А. Добролюбова, с которым Тургенева связывали очень напряжённые отношения. Критика «Отцы и дети» появлялась в разных печатных изданиях.

Критика произведения

Критические статьи о романе «Отцы и дети» пользовались такой же популярностью, как и само произведение. Любой образованный человек спешил сделать собственный вывод и присоединиться к тому или иному мнению.

Отрицательные отзывы

В 1858 году Тургенев разорвал отношения со знаменитым литературным журналом «Современник». Отношения с сотрудниками этого издания были серьёзно испорчены. Вовсе не удивительно, что самая жестокая критика «Отцов и детей» была опубликована именно авторами «Современника».

М. А. Антонович написал отрицательную рецензию «Асмодей нашего времени». В своей статье публицист называл роман поверхностным морально-философским трактатом. Критик обвинял автора в карикатурном изображении молодёжи. Описание «отцов» он посчитал чрезмерно идеализированным, а Ивана Сергеевича называл «противником всякого прогресса».

Похожие высказывания опубликовал критик А. Скабичевский в «Отечественных записках». Он обвинял Ивана Сергеевича в абсолютном непонимании новой системы мировоззрения. Литератор Ю. Г. Жуковский, который также являлся сотрудником журнала «Современник», назвал «Отцов и детей» унизительным пасквилем на Добролюбова.

Положительные рецензии

Среди литературных критиков были и те, кто высказал положительное мнение о романе. Самый полный анализ произведения представил молодой публицист журнала «Русское слово» Д. Писарев.

Дмитрий Иванович Писарев, как и Базаров, относил себя к нигилистам и революционерам-демократам. В своей статье он подчёркивал, что Тургенев правильно отобразил характер «нового человека». По мнению Писарева, критический взгляд Тургенева на Базарова позволяет объективно рассмотреть достоинства и недостатки нового поколения. Положительными рецензиями отметились и другие критики:

  • Н. Н. Страхов;
  • П. В. Анненков;
  • В. П. Буренин;
  • М. Н. Катков.

Страхов считал книгу «Отцы и дети» лучшим произведением Тургенева. Буренин отрицал негативное отношение автора к главному герою. Критик считал, что Тургенев видит в Базарове выдающуюся нравственную силу и природную энергию.

Нейтральные точки зрения

Александр Иванович Герцен не высказывал резких суждений о произведении. Публициста интересовала лишь философия главного героя. Нигилизм Герцен называл «логикой без структур» и «научным знанием без тезисов». Главными людьми уходящей эпохи он считал декабристов. Новое поколение прогрессивной молодёжи, представленное в романе, Герцен назвал «блудными детьми» героев.

Другое интересное мнение о произведении высказал Ф. М. Достоевский. Писатель сравнил образы Базарова и Раскольникова. Фёдор Михайлович считал нигилиста «теоретиком», оторванным от реальности.

Достоевский полагал, что таланты и взгляды Базарова не нашли применения в обществе, поэтому, как и Раскольников, он не мог стать счастливым.

Сам же Тургенев не стремился показать «новых людей» в дурном свете. Писатель говорил, что прототипом главного героя является вовсе не Добролюбов, а другой выдающийся деятель — Белинский. В русской критике о романе «Отцы и дети» отразились противоречия, назревающие в русском обществе конца XIX века.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация

Контактные данные — строго конфиденциальны!

Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Критика о романе «Отцы и дети» — Студопедия

Поделись  


Едва выйдя в свет, роман вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева.

Редактор консервативного «Русского вестника» М. Н. Катков в статьях «Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)» утверждал, что нигилизм — общественная болезнь, с которой надо бороться путем усиления охранительных консервативных начал; а «Отцы и дети» ничем не отличаются от целого ряда антинигилистических романов других писателей. Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и образа его главного героя занял Ф. М. Достоевский.

По Достоевскому, Базаров — это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения теории Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлечённая, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. По мнению советских критиков, Достоевский свёл всю проблематику романа к этико-психологическому комплексу, заслонив социальное общечеловеческим, вместо того чтобы вскрыть специфику того и другого.

Либеральная критика, напротив, слишком увлеклась социальным аспектом. Она не смогла простить писателю насмешек над представителями аристократии, потомственными дворянами, его иронии в отношении «умеренного дворянского либерализма» 1840-х годов. Малосимпатичный, грубый «плебей» Базаров всё время издевается над своими идейными оппонентами и морально оказывается выше их.

В отличие от консервативно-либерального лагеря, демократические журналы разошлись в оценке проблем тургеневского романа: «Современник» и «Искра» увидели в нем клевету на демократов-разночинцев, стремления которых автору глубоко чужды и непонятны; «Русское слово» и «Дело» заняли противоположную позицию.

Критик «Современника» А. Антонович в статье с выразительным названием «Асмодей нашего времени» (то есть «дьявол нашего времени») отметил, что Тургенев «главного героя и его приятелей презирает и ненавидит от всей души». Статья Антоновича полна резких выпадов и бездоказательных обвинений в адрес автора «Отцов и детей». Критик подозревал Тургенева в сговоре с реакционерами, якобы «заказавшими» писателю заведомо клеветнический, обличительный роман, обвинял в отходе от реализма, указывал на грубую схематичность, даже карикатурность образов главных героев. Впрочем, статья Антоновича вполне соответствует общему тону, который был взят сотрудниками «Современника» после ухода из редакции ряда ведущих писателей. Ругать лично Тургенева и его произведения стало едва ли не обязанностью некрасовского журнала.

Д.И. Писарев, редактор «Русского слова», напротив, увидел в романе «Отцы и дети» правду жизни, заняв позицию последовательного апологета образа Базарова. В статье «Базаров» он писал: «Тургенев не любит беспощадного отрицания, а между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает читателю уважение»; «…Никто не может в романе ни по силе ума, ни по силе характера сравниться с Базаровым».

Писарев одним из первых снял с Базарова обвинение в карикатурности, возведённое на него Антоновичем, объяснил положительный смысл главного героя «Отцов и детей», подчеркнув жизненную важность и новаторство подобного персонажа. Как представитель поколения «детей», он принимал в Базарове всё: и пренебрежительное отношение к искусству, и упрощённый взгляд на духовную жизнь человека, и попытку осмыслить любовь через призму естественнонаучных взглядов. Отрицательные черты Базарова под пером критика неожиданно для читателей (и для самого автора романа) приобретали положительную оценку: откровенное хамство в адрес обитателей Марьина выдавалось за независимую позицию, невежество и недостатки воспитания — за критический взгляд на вещи, чрезмерное самомнение — за проявления сильной натуры и т. д.

Для Писарева Базаров — человек дела, естественник, материалист, экспериментатор. Он «признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств». Опыт сделался для Базарова единственным источником познания. Именно в этом Писарев видел отличие нового человека Базарова от «лишних людей» Рудиных, Онегиных, Печориных. Он писал: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Такая интерпретация образа главного героя пришлась по вкусу революционно-демократической молодёжи, сделавшей своим кумиром «нового человека» с его разумным эгоизмом, презрением к авторитетам, традициям, сложившемуся миропорядку.

Самого же автора романа Д.И. Писарев однозначно причисляет к поколению «отцов», переживших своё время:

…Тургенев же теперь смотрит на настоящее с высоты прошедшего. Он не идет за нами; он спокойно смотрит нам вслед, описывает нашу походку, рассказывает нам, как мы ускоряем шаги, как прыгаем через рытвины, как порою спотыкаемся на неровных местах дороги.

В тоне его описания не слышно раздражения; он просто устал идти; развитие его личного миросозерцания окончилось, но способность наблюдать за движением чужой мысли, понимать и воспроизводить все ее изгибы осталась во всей своей свежести и полноте. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов…

Н.Н. Страхов в своей статье об «Отцах и детях» продолжает мысль Писарева, рассуждая о реалистичности и даже «типичности» Базарова как героя своего времени, человека 1860-х годов:

«Базаров нимало не возбуждает в нас отвращения и не кажется нам ни mal eleve, ни mauvais ton. С нами, кажется, согласны и все действующие лица романа. Простота обращения и фигуры Базарова возбуждают в них не отвращение, а скорее внушают к нему уважение. Он радушно принят в гостиной Анны Сергеевны, где заседала даже какая-то плохенькая княжна…»

Суждения Писарева о романе «Отцы и дети» разделял Герцен. О статье «Базаров» он писал: «Статья эта подтверждает мою точку зрения. В своей односторонности она вернее и замечательнее, чем о ней думали ее противники». Здесь же Герцен замечает, что Писарев «в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге», что Базаров «для Писарева — больше чем свой», что критик «знает сердце своего Базарова дотла, он исповедуется за него».

Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры. И если в XIX веке ещё находились противники апологетических оценок этого образа, то к XX веку их вовсе не осталось. Базаров был поднят на щит как предвестник грядущей бури, как знамя всех желающих разрушать, ничего не давая взамен («…уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.»)

В конце 1950-х годов, на волне хрущёвской «оттепели» неожиданно развернулась дискуссия, вызванная статьей В. А. Архипова «К творческой истории романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В этой статье автор пытался развить раскритикованную ранее точку зрения М. Антоновича. В.А. Архипов писал, что роман появился в результате сговора Тургенева с Катковым — редактором «Русского вестника («сговор был налицо») и сделки того же Каткова с советчиком Тургенева П. В. Анненковым («В кабинете Каткова в Леонтьевском переулке, как и следовало ожидать, состоялась сделка либерала с реакционером»).

Против столь вульгарного и несправедливого истолкования истории романа «Отцы и дети» еще в 1869 году решительно возражал сам Тургенев в своем очерке «По поводу «Отцов и детей»: «Помнится, один критик (Тургенев имел в виду М. Антоновича) в сильных и красноречивых выражениях, прямо ко мне обращённых, представил меня вместе с г-м Катковым в виде двух заговорщиков, в тишине уединенного кабинета замышляющих свой гнусный ков, свою клевету на молодые русские силы… Картина вышла эффектная!»

Попытка В.А. Архипова реанимировать точку зрения, осмеянную и опровергнутую самим Тургеневым, вызвала оживленную дискуссию, в которую включились журналы «Русская литература», «Вопросы литературы», «Новый мир», «Подъем», «Нева», «Литература в школе», а также «Литературная газета». Итоги дискуссии были подведены в статье Г. Фридлендера «К спорам об «Отцах и детях» и в редакционной статье «Литературоведение и современность» в «Вопросах литературы». В них отмечается общечеловеческое значение романа и его главного героя.

Конечно, никакого «сговора» либерала Тургенева с охранителями быть не могло. В романе «Отцы и дети» писатель высказал то, что думал. Случилось так, что в тот момент его точка зрения отчасти совпала с позицией консервативного лагеря. Так на всех не угодишь! А вот по какому «сговору» Писарев и другие рьяные апологеты Базарова затеяли кампанию по возвеличиванию этого вполне однозначного «героя» — неясно до сих пор…



Отцы и дети. Сосновые хроники

Загадки русских идеалов

Путешествие по лабиринтам русской литературы — это приключение, не имеющее себе равных. Основополагающие произведения Толстого, Булгакова, Достоевского, Пастернака, Солженицына и многих других дают возможность заглянуть в стоическое и загадочное русское общество и культуру. По их произведениям легко понять, как русское общество и культура в целом изобилуют шквалом различных идеалов и философий, которые повлияли на течение приливов и отливов в этой исторической нации. Иван Сергеевич Тургенев ничем не отличался от своих соотечественников, что можно почерпнуть из его Отцы и дети.

В Отцы и дети, Тургенев знакомит читателей с Евгением Базаровым, молодым революционером-выскочкой, учившимся в крупных городских центрах России. Базаров охвачен новоявленной философией под названием нигилизм. Его пропаганда заставила его ненавидеть все социальные институты и нормы. В том же духе он пытался проповедовать своему другу Аркадию Кирсанову.

После окончания университета Евгений и Аркадий отправились в родовое поместье Аркадия в русской деревне. Их тепло принял отец Аркадия Николай, но его дядя Павел не слишком увлекся пропагандой Евгения. Напряжение почти не беспокоит обыденную поверхность далекой сельской России, но с прибытием двух циничных молодых людей, которые решили изменить Россию, это должно измениться. Вдали от очагов революционного энтузиазма политическим убеждениям Евгения противостояла грубая сельская местность, которая показала этим двум мужчинам, что им еще многое предстоит узнать о древней земле.

«Как мы все знаем, время иногда летит, как птица, а иногда ползает, как червь, но люди могут быть необыкновенно счастливы, когда даже не замечают, быстро или медленно пролетело время». ~  Иван Тургенев, Отцы и дети

Проще говоря, само название книги резюмирует суть повествования – исследование отношений между отцами и их сыновьями в быстро меняющейся России. Тургенев написал Отцов и детей как ответ на растущий культурный разрыв между либерально настроенной Россией, представленной отцами, и быстро растущим нигилистическим движением, представленным сыновьями. В то время, когда был написан роман, движение нигилизма постепенно набирало обороты среди молодых россиян.

Стоит отметить, что оба движения стремились к социальным изменениям в России на основе Запада. Более того, Тургенев сравнивал эти две школы мысли с традиционалистскими славянофилами; они считали, что рост страны зависит от ее традиционной духовности. Отцы и дети популяризировали использование термина «нигилизм»; он стал популярным после публикации романа.

Твердо веря в школу нигилизма, Евгений хотел разрушить все институты, которые в настоящее время управляют делами нации. Однако у его плана есть один недостаток: у него нет конкретного проекта, как восстановить после того, как все сравняли с землей. Как он сокрушенно выражается, «сначала все разрушим, сровняем с землей, а о восстановлении позаботимся потом. Читатели не могут не чувствовать, что Евгений не что иное, как полусырой нигилист.

«Увядший кленовый лист сорвался с ветки и падает на землю; его движения напоминают движения бабочки в полете. Разве это не странно? Самое грустное и самое мертвое из существ так похоже на самое веселое и самое живое из существ?» ~  Иван Тургенев, Отцы и дети

Грубые очертания русской деревни неизбежно расшатывали глубокие убеждения Евгения. Он и Аркадий встречают сокрушительные разочарования и унижения, когда начинают понимать, что не все, что есть, есть более глубокая мудрость, выходящая за рамки того, что им внушали в городских районах. Удаленность от источников революционного энтузиазма неизбежно показывала им, что у древней земли есть что рассказать.

Пока в повествовании изображен раскол между отцами и сыновьями, Тургенев нашел время, чтобы провести различие между Аркадием и Евгением. История, основанная на характере, Тургенев преуспел в противопоставлении двух персонажей. Во многих случаях он демонстрировал двойное исследование характера. Хотя они были большими друзьями, у них разные мнения и взгляды; в то время как Евгений был суров в своих убеждениях, Аркадий был более послушным и раболепным. Эти миры различий привели к глубоким конфликтам между двумя друзьями.

На перекрестке истории двое друзей застряли в любовном четырехугольнике. Этот любовный четырехугольник, возможно, является величайшим проявлением изучения двойственного характера. Об этом можно судить по постепенному крушению нигилистической оппозиции Аркадия и Евгения эмоциональному проявлению. Это просто показывает, насколько им обоим не хватает умения справляться с трудностями мира, и что их романтизированные идеалы возникли из этого закулисного понимания реалий жизни.

Несмотря на двойное изучение основных персонажей, история пошла по очень прямолинейному пути. Были небольшие отступления, но текло прозрачно. Проза, как и следовало ожидать от русского произведения, попахивает сильными идеалами, но когда роман был опубликован в 1860-х годах, он вызвал настоящий резонанс, особенно среди восходящего идеалиста-нигилиста. По иронии судьбы роман не так перегружен скандалами, как можно было бы предположить.

«Каждый человек висит на волоске, в любую минуту бездна может разверзнуться под его ногами, а ведь он должен идти и придумывать себе всякие беды и портить себе жизнь». ~ Иван Тургенев, Отцы и дети

Широко разрекламированный как величайший из литературных арсеналов Тургенева, « Отцы и дети » также считается одним из классических русских произведений, и на все есть веские причины. Он считается первым полностью современным русским романом и одним из русских романов, получивших известность в западном мире. Возможно, он не такой объемный, как произведения Толстого и Достоевского, но столь же исторически значим, как и их эпические шедевры. Просто показывает, что многословие не нужно для того, чтобы произвести впечатление.

Переходы между разными школами мысли преобладали в основном в романе, главная тема которого едва не превратилась в противоречие. К счастью, Тургенев компенсировал это подходящим, хотя и угрюмым заключением. Это напоминание о сильных отношениях между отцом и сыновьями, которые никогда не сломаются никакими революционными идеалами, никакими разногласиями. Более того, несмотря на размолвки и конфликты, родители всегда простят и примут своих детей. с распростертыми руками.

Рейтинг:

85%

Очень рекомендую эту книгу, как всегда делаю с русскими произведениями; они занимают особое место во мне. Ха-ха. Это мощное повествование, основанное как на местных особенностях, так и на национальных склонностях. Это идеальное исследование для обоих, будучи архетипом русской прозы.

Книги Спецификации

Автор: Иван Тургенев
Издательство: Wordsworth Classics
Дата издания: 1996
Количество страниц: 200 страниц
Жанр: Политический, романтик, философский

Синопсис

Отцы и сыновья являются одним из величайших российских нович. лучшая работа. Это политический роман, действие которого разворачивается в домашнем контексте с универсальной темой — разделением поколений между отцами и сыновьями. Действие романа происходит в 1859 году, когда российское самодержавное государство начало неуверенно продвигаться к социальным и политическим реформам. Роман исследует конфликт между либерально настроенными отцами русских реформистских симпатий и их свободомыслящими интеллектуальными сыновьями, чья революционная идеология угрожает стабильности России. штат. В ее центре — Евгений Базаров, волевой антагонист всех форм социальной ортодоксии, провозглашающий себя нигилистом и верящий в необходимость ниспровержения всех институтов государства. По мере развития романа политические амбиции Базарова фатально переплетаются с эмоциональными и личными заботами, и его конец оказывается трагическим провалом. Роман произвел горький фурор после публикации в 1862 году, что год спустя выгнало Тургенева из России.

Об авторе

(Тургенев, Илья Репин, 1874 г., из Википедии) Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в г. Орле Орловской губернии (современная Орловская область) Российской империи.

Иван получил стандартное образование для сына дворянина (его отец, Сергей Николаевич Тургенев, принадлежал к тульской аристократии). Тургенев сначала учился в Московском университете, а затем перешел в Санкт-Петербургский университет, где учился с 1834 по 1837 год. Его исследования были сосредоточены на классике, русской литературе и филологии. Он также изучал философию, особенно Гегеля, и историю в Берлинском университете с 1838 по 1841 год.0009

Как писатель Тургенев впервые сделал себе имя благодаря сборнику рассказов « Очерки охотника» (также известный как « Очерки из альбома охотника » или « Записки охотника »), сборнику рассказов, основанному на его проницательных наблюдениях за крестьянский быт и природа во время охоты. Большинство, в том числе и сам Тургенев, считают его самым важным вкладом в русскую литературу. Среди его известных романов: « Рудин » (1857 г.), « Дворянское гнездо» 9.0008 (1859), Накануне (1860) и Дым (1867). Его самая известная работа — « Отцы и дети (1862) ».

3 сентября 1883 года Тургенев в возрасте 64 лет умер от абсцесса позвоночника, осложнения метастатической липосаркомы, поразившей его ранее в том же году.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рецензия на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети»

    После того, как вы решили провести чистку, включите земля, на которой ты стоишь, тоже!
          -Базаров в Отцы и сыновья

Иван Тургенев, наверное, самый западный и демократичный из всех российские авторы; возможно, именно поэтому «Отцы и дети» всегда казались для меня самый доступный из великих русских романов. На самом деле Тургенев подвергался нападкам со стороны других ведущих литературных деятелей, таких как Толстой и Достоевский. за то, что он слишком прогрессивный либерал в западном стиле. Его также критиковали за неспособность создать сильную и целеустремленную радикальный герой. «Отцы и дети» решительно отвечают на первую критику а центральный персонаж Базаров хотя бы отчасти отвечает второму.

Роман начинается с возвращения юного Аркадия и его друга Базарова домой. из школы в гости к отцу Аркадия Николаю Петровичу Кирсанову, живущему в пришедшем в упадок поместье со своей молодой любовницей и братом Николая Павлом. Николай — либеральный аристократ с разумными благими намерениями. Действие происходит в 1860 году, во время освобождения крепостных крестьян, и он пытался поступать правильно с ними. Но Базаров нигилист, Аркадий. его добровольный помощник, а добрый либерализм и полушаги не достаточны для них. Базаров хочет разрушить все устройство общества. и начать сначала. Его тирады предлагают пугающее предзнаменование Кровавое будущее России:

            «Аристократия, либерализм, прогресс, принципы, — сказал Базаров.
много иностранных. . . и бесполезные слова! Русскому они не годятся что-либо!»

«Что, по-вашему, хорошо для русских? Если мы послушаем вас, мы найти
себя за чертой человечества, вне человеческих законов. Разве не логика
история спрос . . .»

«Какая польза нам от этой логики? Мы можем обойтись и без нее».

«Что ты имеешь в виду?»

— А вот это. Вам, наверное, не нужна логика, чтобы положить кусок хлеба в ваш
рот, когда вы голодны. Для чего нам эти абстракции?»

Павел Петрович поднял руки. «Я просто не понимаю тебя после все это.
Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как это возможно не
признавать принципы, правила! В силу чего вы можете действовать?»

— Я уже говорил вам, дядя милый, что мы не признаем никаких авторитетов, —
— вмешался Аркадий.

— Мы действуем в силу того, что признаем полезным, — продолжал Базаров. «В подарок
самое полезное — это отрицание, поэтому мы отрицаем…

«Все?»

«Все.»

— Что? Не только искусство, поэзия… но… мысль ужасна… . .»

— Все, — повторил Базаров с невыразимым спокойствием.

Павел Петрович уставился на него. Он не ожидал этого, и Аркадий даже покраснел
с удовлетворением.

— Но позвольте, — начал Николай Петрович. «Ты все отрицаешь, или поставить это больше
точно, вы все уничтожите. . . Но построить тоже надо, ты знать.»

«Это не наше дело… мы должны сначала расчистить землю».

— Мы уничтожим, потому что мы сила, — заметил Аркадий.

Павел Петрович посмотрел на племянника и засмеялся.

— Да, сила не может взять на себя ответственность, — сказал Аркадий, рисуя сам
вверх.

— Несчастный мальчик, — простонал Павел Петрович, не в силах больше показывать
твердости. «Разве вы не понимаете, что вы поощряете в Россия с
ваше поверхностное учение! Нет, достаточно испытать терпение ангела! Сила! Есть
сила в диком калмыке, в монголе, а нам-то что? какая нам дорог
есть цивилизация, да, да, сударь мой, ее плоды нам дороги. И ты не говори
мне эти плоды ничего не стоят; самый бедный маляр, un barbouilleur, человек, который
играет танцевальную музыку за пять фартингов за вечер, даже если они дороже использовать, чем вы
потому что они за цивилизацию, а не за грубую монгольскую силу! Вам нравится
себя продвинутыми людьми, а годитесь только на калмыцкую грязная лачуга!
Сила! И помните, властные джентльмены, что вас всего четыре человека и половина,
а остальные — миллионы, которые не дадут попрать их священные верования под
ногой, а вместо этого раздавит тебя!»

— Если нас раздавят, то это нас ждет, — сказал Базаров. «Но это открытый вопрос.
Нас не так мало, как вы думаете».

— Что? Вы серьезно полагаете, что можете противопоставить себя целому народу?

— Всю Москву сожгли, знаете ли, от грошовой свечи, — ответил
Базаров.

Позже двое молодых людей оказываются несоответствующими непоколебимому политическому стандарту. что они себе ставят, когда оба влюбляются. Они стараются мужественно поддерживать свой фасад:

Базаров улыбнулся:
Уверяю вас, изучение отдельных лиц не стоит труда. это включает в себя.
Все люди похожи друг на друга душой и телом; каждый из нас есть мозг,
селезенка, сердце и легкие аналогичного строения; так называемые моральные качества являются
то же самое во всех нас; небольшие вариации незначительны. Достаточно иметь один единственный
человеческий образец, чтобы судить обо всех остальных. Люди как деревья в лесу; нет
ботанику придет в голову изучить каждую отдельную березу.

Катя, неторопливо раскладывавшая цветы один за другим, подняла ей
недоуменно взглянула на Базарова и, встретив его быстрое небрежное взгляд, она
покраснела до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.

— Деревья в лесу, — повторила она. «Тогда, по-вашему, есть нет разницы
между глупым и умным человеком, или между хорошим и плохим один.»

«Нет, есть разница, как между больным и здоровым. Легкие
чахоточного человека не в таком состоянии, как у вас или у меня, несмотря на то что
их конструкция одинакова. Мы более или менее знаем, что вызывает физическое недуги;
а нравственные болезни от дурного воспитания, от всякой дряни с который
головы людям забивают с детства, короче говоря, неуравновешенными государство
общества. Реформируйте общество, и болезней не будет».

Базаров говорил все это с таким видом, как будто все время думал к
сам. «Верьте мне или нет, как хотите, мне все равно!» Он медленно прошло
его длинные пальцы на бакенбардах и его глаза блуждали по комнате.

— А вы полагаете, — сказала Анна Сергеевна, — что когда общество реформируется там
больше не будет ни глупых, ни злых людей?»

«Во всяком случае, в правильно организованном обществе это не будет иметь никакого значения. будь то
человек глуп или умен, плох или хорош».

«Да, я понимаю. У них у всех будет одинаковая селезенка».

— Совершенно верно, мадам.

Госпожа Одинцова повернулась к Аркадию. «А каково ваше мнение, Аркадий
Николаевич?»

— Я согласен с Евгением, — ответил он.

Но в конце концов Базаров предлагает себя г-же Одинцовой, только чтобы быть отвергнут, и Аркадий становится в пару с Катей. Это стечение событий приводит Базарова к изгнанию своего последователя, избравшего любовь к женщине над приверженностью к борьбе:

— Так вы предлагаете свить себе гнездо? сказал он в тот же день Аркадию, приседание
на полу, когда он собирал свой чемодан. «Ну, это хорошо. Только ты не должно было быть
такой вздор об этом. Я ожидал, что ты пойдешь совсем в другом направлении. Возможно,
правда, это застало тебя врасплох?»

— Этого я, конечно, не ожидал, когда уходил от вас, — отвечал Аркадий, — этого я и не ожидал. «но почему ты
быть обманщиком и называть это «хорошей вещью», как будто я не знал ваше мнение о
свадьба?»

— Ах, милый друг, — сказал Базаров, — как вы выражаетесь. что я
делает; в моем багажнике оказалось пустое место, и я кладу сено в него;
так и с багажом нашей жизни; мы бы начинили его что-нибудь скорее
чем оставить пустоту. Не обижайтесь, пожалуйста; ты наверное помнишь что я всегда
думал о Катерине Сергеевне. Многие барышни называют умными просто потому что
она может осмысленно вздыхать; но твоя может постоять за себя, и она действительно держи это так хорошо
что она будет держать вас под каблуком, ну, и это вполне подобает быть.» Он хлопнул
крышку и встал с пола. «А теперь еще раз говорю: прощайте… потому что это бесполезно
обманывать себя; мы расстаемся навсегда, и ты это знаешь сам . . . ты действовал
разумно; ты не создан для нашего горького, сурового, одинокого существования. Есть не сметь ​​в
вы, никакой ненависти, хотя у вас есть юношеский порыв и юношеский задор; это недостаточно
для нашего бизнеса. Ваш род, дворянство, никогда не может пойти дальше благородства. отставка или
благородное негодование, но это пустяки. Например, вы не будете бороться — и все же вы
мните себя храбрецами, а мы хотим драться. Так что! Наш пыль попадет
тебе в глаза, наша грязь тебя запачкала бы, но ты не дотягиваешь до нашего уровня, ты
бессознательно восхищайтесь собой и вам нравится придираться к себе; но мы
надоело все это — мы хотим что-то еще! Мы хотим крушить людей! ты в порядке
молодец, а все-таки ты кроткий либеральный джентльмен — ай волату, как мой родитель
сказал бы.»

Однако судьба уготовила Базарову жестокий поворот. Возвращение в дом своих родителей, он начинает серию медицинских экспериментов и помогает местные крестьяне заболели сыпным тифом. Как ни странно, научный рационализм и крестьяне, которых он якобы защищает, приводят к его смерти после того, как он тоже заражен. Его родители хоронят его рядом и независимо от его собственное мировоззрение, на него молятся:

В одном из отдаленных уголков России есть небольшое деревенское кладбище. Нравиться
почти все наши кладбища имеют унылый вид; рвы, окружающие у него есть
давно заросший; серые деревянные кресты покосились и сгнили под их
когда-то окрашенные фронтоны; надгробия все не на своем месте, как будто кто-то имел
толкнул их снизу; два-три голых дерева вряд ли обеспечат скудное оттенок;
овцы беспрепятственно бродят среди могил. . . Но среди них есть один могила
нетронутый людьми и не растоптанный никаким животным; только птицы окунь
на нем и петь на рассвете. Его окружает железная ограда и два молодых у елей есть
были посажены там, по одному с каждого конца; В этой могиле похоронен Евгений Базаров. Часто
из ближайшей деревни к ней приезжают в гости два немощных старичка — муж и жена.
Поддерживая друг друга, они идут тяжелыми шагами; они идут к железу перила,
  &

Рецензия на книгу: Отцы и дети

Отцы и дети — русский роман Ивана Тургенева «», опубликованный в 1862 году. Это одно из лучших произведений Тургенева, считающегося одним из самых «либеральных» русских авторов своего времени. Это также причина, по которой этот роман достигает и затрагивает сердца читателей из разных уголков мира, а не только из России. «Отцы и дети» — образцовая работа, в которой каждый найдет что-то для себя. Тургенев написал этот роман во времена великой классовой борьбы.


Выдающиеся русские: Иван Тургенев

Если вы ищете роман из жанра классической русской литературы, «Отцы и дети» для вас. Автор эффектно показал жизнь людей своей страны в свою эпоху. Когда вы переходите от одной страницы к другой, вы раскрываете культуру и личности разных персонажей того времени. В качестве центральной темы в нем рассматриваются некоторые из наиболее распространенных конфликтов — различия между детьми и их родителями и классовая борьба.


10 русских романов, которые стоит прочитать перед смертью

Базаров — уникальный персонаж в «Отцах и детях», который выделяется тем, что вы будете и ненавидеть его, и любить на разных этапах. Его полное неприятие всех ценностей, на которых основано общество, вызывает у многих ненависть к нему. Он один из самых практичных персонажей, которых вы встретите. И затем он подчеркивает важность равенства. Когда он начнет верить в любовь, вы обнаружите еще одну положительную сторону его характера.

Воспитание детей в подростковом возрасте — самая трудная задача, о которой может подумать любой родитель. Книга «Отцы и дети» рекомендуется к обязательному прочтению как родителями, так и детьми, чтобы понять, насколько трудными могут быть вещи и почему. Стоит отметить, что представление о том, через что проходят родители и что они чувствуют, может помочь большинству подростков больше ценить своих родителей.


Воспитание подростков: мать всех проблем

Роман показывает период в истории России, когда классовая система претерпевает изменения. И влияние этого изменения можно увидеть на примере семьи Николая. Базаров считает изменения к старой традиции хорошими и необходимыми. Брат Николая Павел боится и ненавидит это, но именно Николай пытается извлечь из этого максимум пользы.

На ряд известных литературных произведений того времени повлияли изменения в системе классов, происходившие в то время. «Отцы и дети» также вносят свой вклад в этот список как выдающаяся работа.


Русские сословия в XIX веке

Когда вы начнете читать, вы обнаружите, что слуги полностью преданы своим хозяевам, служа им. Однако с классовыми изменениями, вступающими в силу уже в следующем поколении после Николая, открытость, свобода и необходимость равенства ситуации бросаются в глаза. Когда вы встречаете слугу, который курит трубку и ведет себя не так, как принято в то время, вы понимаете, что социальная трансформация свободы и равенства происходит быстрыми темпами.

При этом смелости и радикальности этому изменению не хватает. И, может быть, поэтому Достоевский, Толстой и другие великие авторы критиковали Тургенева за его произведения. В его произведениях сложно найти сильного героя. На самом деле Базаров ближе всего подходит к тому далеко идущему герою, которого мог бы создать Тургенев.

В то время как большинство персонажей-слуг в романе демонстрируют респектабельный уровень почтения и преданности своим старым хозяевам, те, кто берет в свои руки больше свободы, также проявляют мягкость в своем подходе.

Персонаж Фенечки — яркий тому пример. У нее какие-то отношения с Николаем, чего не могло принять предшествовавшее ему поколение. И Фенечка это понимает и всегда стесняется своего классового положения. Она не совсем уверена, что любовь, проявленная Аркадием, выходит за рамки и игнорирует ее статус или это связано с влиянием его друзей.


Отцы и дети – Иван Тургенев – Русская идеология тогда и сейчас

Одинаковая нерешительность наблюдается у обеих сторон класса. Многие думают, что должны быть изменения, ведущие к большей свободе для прислуги, но в то же время полная свобода, похоже, и их пугает.

Павел глубоко привержен старой системе. Он не доверяет слугам и хочет сохранить старую классовую систему. Базаров изображен нигилистом, пытающимся внести изменения в эту обстановку. Именно он берет на себя Павла и других противников перемен. Николай — тот, кто проявляет открытость к современным изменениям, но по-прежнему дорожит комфортом, который пришел к нему и ему подобным в прошлом.

Тургеневские «Отцы и дети» ставят вас в нестабильное классовое положение, когда где-то цветет любовь, кто-то пытается удержаться за старый, но несправедливый строй, кто-то делает это без агрессии, кто-то страдает от системы, но не хочет чтобы воспользоваться возможностью свободы.

«Отцы и дети» сыграли важную роль в популяризации термина «нигилизм». Использование этого слова значительно увеличилось после публикации романа Тургенева. Это также первое русское литературное произведение, получившее популярность на Западе.

Заключение

У «Отцов и детей» много очарования. Одна вещь, которая отличает этот роман, заключается в том, что он больше сосредоточен на конкретике, чем на драме.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *