Критика романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева (Отцы и дети Тургенев)
Не успел роман Тургенева появиться в свет, как сразу же началось чрезвычайно активное его обсуждение на страницах печати и просто в разговорах читателей. А. Я. Панаева в своих «Воспоминаниях» писала: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть «Отцы и дети». Они были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки».
Споры вокруг романа (Панаева не совсем точно обозначила жанр произведения) сразу приобрели поистине ожесточенный характер. Тургенев вспоминал: «У меня по поводу «Отцов и детей» составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что «с хохотом презрения сжигают мои фотографические карточки», — другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самым этим молодым поколением».
Читатели и критики так и не смогли прийти к единому мнению: какова же была позиция самого автора, на чьей он стороне — «отцов» или «детей»? От него требовали определенного, точного, однозначного ответа. А так как такой ответ не лежал «на поверхности», то и доставалось больше всего самому писателю, который не сформулировал своего отношения к изображаемому с желательной определенностью.
В конце концов, все споры сводились к Базарову. «Современник» откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени». Недавний разрыв Тургенева с этим журналом был одним из источников убеждения Антоновича в том, что писатель сознательно задумал свое новое произведение как антидемократическое, что он намеревался нанести удар по наиболее передовым силам России, что он, отстаивая интересы «отцов», просто-напросто оклеветал молодое поколение.
Обращаясь непосредственно к писателю, Антонович восклицал: «…господин Тургенев, вы не умели определить своей задачи; вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям», да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета».
В полемическом запале Антонович утверждал, что роман Тургенева слаб даже в чисто художественном отношении. Как видно, Антонович не смог (да и не хотел) дать объективную оценку роману Тургенева. Возникает вопрос: резко отрицательное мнение критика выражало лишь его собственную точку зрения или же было отражением позиции всего журнала? Судя по всему, выступление Антоновича носило программный характер.
Почти одновременно со статьей Антоновича на страницах другого демократического журнала «Русское слово» появилась статья Д. И. Писарева «Базаров». В отличие от критика «Современника», Писарев увидел в Базарове отражение наиболее существенных черт демократической молодежи. «Роман Тургенева,— утверждал Писарев,— кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления… Именно потому, что весь насквозь проникнут самою полною, самою трогательною искренностью. Все, что написано в последнем романе Тургенева, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и согревает объективный рассказ».
Пусть даже писатель не испытывает особых симпатий к своему герою — Писарева это совершенно не смущало. Гораздо важнее то, что настроения и идеи Базарова оказались на удивление близкими и созвучными молодому критику. Восхваляя в тургеневском герое силу, самостоятельность, энергию, Писарев принимал в полюбившемся ему Базарове все — и пренебрежительное отношение к искусству (Писарев и сам так думал), и упрощенные взгляды на духовную жизнь человека, и попытку осмыслить любовь через призму естественно-научных взглядов.
Писарев оказался все же более проницательным критиком, чем Антонович. При всех издержках ему удалось более справедливо оценить объективное значение романа Тургенева, понять, что в романе «Отцы и дети» писатель отдал герою «полную дань своего уважения».
И все же и Антонович, и Писарев подошли к оценке «Отцов и детей» односторонне, хотя и по-разному: один стремился перечеркнуть какое бы то ни было значение романа, другой до такой степени был восхищен Базаровым, что даже сделал его своего рода эталоном при оценке других литературных явлений.
Недостаток этих статей заключался, в частности, в том, что в них не была сделана попытка осмыслить внутренний трагизм тургеневского героя, то растущее в нем недовольство собою, разлад с самим собой. В письме к Достоевскому Тургенев с недоумением писал: «…Никто, кажется, не подозревает, что я попытался представить в нем трагическое лицо — а все толкуют: зачем он так дурен? или зачем он так хорош?»
Пожалуй, наиболее спокойно и объективно отнесся к тургеневскому роману Н. Н. Страхов. Он писал: «Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от родительской любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате… Базаров… побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни».
Долгое время преимущественное внимание обращалось на социально-политическую проблематику произведения, резкое столкновение разночинца с миром дворянства и т. д. Изменилось время, изменились читатели. Перед человечеством возникли новые проблемы. И мы начинаем воспринимать тургеневский роман уже с высоты нашего исторического опыта, доставшегося нам очень дорогой ценой. Нас в большей степени волнует не столько отражение в произведении конкретной исторической ситуации, сколько постановка в нем важнейших общечеловеческих вопросов, вечность и актуальность которых со временем ощущаются особенно остро.
Роман «Отцы и дети» очень быстро стал известен за границей. Уже в 1863 г. он появился во французском переводе с предисловием Проспера Мериме. Вскоре роман был издан в Дании, Швеции, Германии, Польше, Северной Америке. Уже в середине XX в. выдающийся немецкий писатель Томас Манн сказал: «Если бы я был сослан на необитаемый остров и мог бы взять с собой лишь шесть книг, то в числе их безусловно были бы «Отцы и дети» Тургенева».
Критика о романе Отцы и дети Тургенева (отзывы современников)
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Критика о романе Отцы и дети
Больше всего в романе критиков задевает двойственность авторского отношения к главному герою произведения, который оценивается рецензентами с точки зрения различных противоположных мнений о Базарове.
Некоторые из литературоведов не принимают образ основного персонажа в качестве безраздельно властвующего и господствующего человека, которые не получает никакого дельного отпора от остальных героев романа, а также негодуют за описание внутреннего авторского спора с Базаровым.
Рецензенты, относящиеся к критикам из разряда демократов, резко отрицательно высказываются в отношении романа, считая его создание хлестким фельетоном и рассматривая Базарова в качестве слишком узнаваемой фигуры злого духа, асмодея.
Однако отдельные критики, такие как Писарев Д. И., оценивают образ главного персонажа романа в качестве изображенного писателем героя современного времени, сравнивая его с образами новых людей, изображенных в произведении Чернышевского Н.Г. «Что делать?». По мнению литературоведа, который анализирует роман в виде реальной критики, герой является собирательным образом и художественным обобщением зарождающегося нового типа общественно-идеологических представителей. При этом критик утверждает, что Базаров представляется писателем в качестве трагического лица, по мировоззрению близким в разночинцам-культуртрегерам. Несмотря на неприятие многих моментов, изображенных в романе, критик воспринимает произведение как честную демонстрацию писателем вопросительного вызова старшего поколения общества молодым людям.
Многие из рецензентов отмечают огромное впечатление, которое производит роман при прочтении, забытое со времен выхода гоголевского творения в виде романа «Мертвые души», поскольку писателю удается продемонстрировать глубину авторской наблюдательности мимолетной реальной действительности и способности к расширенному анализу взаимоотношений родителей и подрастающего поколения, раскрывающегося в образе главного персонажа как представителя реалистичного типа прогрессивной молодежи, отличающейся нравственной силой и энергичности характеров.
Отдельные члены литературоведческого общества усматривают в романе авторский протест против новомодных идей, высказывающихся от молодежи и не содержащих общественную нагрузку. Главным образом, их единственной целью является противопоставление жизненной философии молодого поколения, неспособной быть примененной к жизненным обстоятельствам, поскольку ее отрицает человеческая природа, философии отцов, пропагандирующих старую идеалистическую систему мировоззрения.
Несмотря на многочисленные отрицательные критические отзывы, роман воспринимается современным обществом в качестве нового поворота не только в творчестве самого писателя, но и в развитии русской литературы, вызывая при его изучении критические споры и неподдельный читательский интерес. Кроме того, критики, почти единогласно, признают своевременность написания данного тургеневского произведения, свидетельствующего об авторском мастерстве в ярком изображении реального текущего момента современной российской жизни посредством придания значимости образу главного героя и создания настоящего философского романа.
Отзывы
По мнению М. А. Антоновича, роман И. С. Тургенева казался ожидаемым плодом творческой деятельности автора. Он отметил отсутствие к сюжету и героям интереса с первых же страниц после его прочтения. Критика смущает текст в «художественном отношении», который не вызвал у него ни положительных, ни отрицательных эмоций.
Известный публицист В. П. Буренин данному произведению определяет почетное место. Он ставит его в один ряд с такими сочинениями талантливых писателей, как «Война и мир» Л. Толстого, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Главного героя романа Базарова – считает, с одной стороны, исключительно положительным героем, который выделяется среди окружающих благодаря своей энергии и нравственному духовному миру. Он противопоставляет этого героя как представителя целого поколения предшествующим бесхарактерным типам.
Автора романа В. П. Буренин называет человеком, способным замечать такие детали, которые не каждый может обнаружить среди «жизненных явлений» и проанализировать и обобщить. Так автор отразил череду периодов, которые отразили момент, когда «крепостное барство» изжило себя.
Критик утверждал, что у Тургенева не было цели сравнивать два поколения «отцов» и «детей», чтобы унизить одно перед другим.
Известный литератор Ю. Г. Жуковский отмечал, что в основе этого произведения – конфликт И. С. Тургенева и Добролюбова. Автор в лице главного героя видел именно этого критика, которого в отместку назвал его «нигилистом».
В некоторых статьях, в которых имеет место критика разных заинтересованных романом «Отцы и дети» лиц, существует мнение А. Скабичевского. Он отмечает, что произведение исключительно философской направленности. А в отношениях дети – отцы выигрывает взрослое поколение, а взгляды младшего «противны человеческой природе».
По мнению Н. Н. Страхова, И. С. Тургенев, не осуждая своего героя, присваивает ему отрицание «поэзии», не уважает дружбу, с иронией относится к любви, «отворачивается от природы» и т. д. Автор же относится за это к нему по-доброму, без осуждения.
Издатель и публицист М. Н. Катков называет с уважением автора романа «Отцы и дети» «первоклассным талантом». Он считает бесценным каждый способ, связанный с изображением череды событий, действий, прозрачность замысла, основной мысли. Критик подчеркивает, что в романе любая деталь имеет свое место, поэтому в нем нет «ничего лишнего».
Д. И. Писарев по-своему раскрывает замысел произведения. По мнению Дмитрия Ивановича, молодое поколение не может вызывать сочувствие, так как действия его непонятны старшему поколению. Подобные вопросы остаются в центре внимания.
Особый интерес в обществе вызывала позиция Ф. И. Достоевского, который сравнивал главного героя со своим Раскольниковым. Он уверен, что принципы, по которым жил Базаров, приведет его к страданиям.
Огромное количество мнений, существующих в литературе в отношении романа Тургенева, подтверждает лишь то, что произведение никого не оставило равнодушным.
Также читают:
← Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе Певцы ← Герои романа Отцы и дети↑ ТургеневИстория создания романа Отцы и дети → Анализ повести Ася →
Картинка к сочинению Критика о романе Отцы и дети
Популярные сегодня темы
- Герои сказки Цветик-семицветик Катаева
Каждый герой волшебной сказки В. Катаева Цветик-семицветик либо является примером для подражания, либо образом, к которому нужно присмотреться, проанализировать его поведение, указать на минусы
- Сочинение Человек и природа в лирике Лермонтова 9 класс
Связь природы и человека у М. Ю. Лермонтова проскальзывает в каждом стихотворении. Красота природы проходит через все его творчество. В стихах с ее помощью, он раскрывает связь окружающей среды с духовным миром своего героя
- Сочинение Анализ рассказа Размазня Чехова
Произведение Чехова «Размазня» вышло в свет в 1888 году. Это были первые попытки писателя перейти из юмористического жанра в область серьёзного психологического направления.
- Сочинение по сказке Маугли Киплинга
История «Маугли» — это не просто сказка, это еще и поучительная история о мальчике, которого воспитала стая волков. Мальчик растет среди волков, познавая мир через законы джунглей. Оставшись один среди зверей
- Спор Базарова и Павла Петровича в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
В основе романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социально-политических направлений того времени – дворянским либерализмом и революционной демократией в период отмены крепостничества.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Отцов и детей рецензия на фильм (2018)
Рецензии
Брайан Таллерико
Сейчас в эфире:
Powered by Просто посмотри
Мучительный фильм «Об отцах и детях» начинается с того, что дети делают то же, что и дети во всем мире: играют в футбол. Чуть меньше середины фильма будет еще одна последовательность «мальчики есть мальчики», когда группа молодых людей дерутся, призывая двоих из них к драке. В конце концов, один из этих мальчиков станет частью уникального ритуала для детей в разных частях мира, обучаясь тому, чтобы быть частью ополчения. Наблюдение за тем, как молодые люди становятся милитаристами, — одна из тех волнующих документальных тем. И все же главный герой «Об отцах и детях» будет утверждать, что это единственный путь к свободе и счастью. Лучшие части отмеченного наградами фильма Талала Дерки не только пытаются понять это, но и рассуждают об этом.
Реклама
Дерки родился в Сирии и сейчас живет в Берлине, но вернулся на родину, изображая из себя военного фотографа, сочувствующего делу джихадистов. Два с половиной года Дери жил с человеком по имени Абу Усама, лидером Аль-Нусры, сирийского подразделения Аль-Каиды. Дерки стал частью их семьи и познакомился с их детьми, сосредоточив внимание на двух своих старших сыновьях, Усаме (13 лет) и Аймане (12 лет). Да, Усама был назван в честь Усамы бен Ладена, а Айман — в честь Аймана аз-Завахири. Представлен Абу Усама, объясняющий это Терки и то, как он был так счастлив 9 числа./11 что он молился о ребенке, чтобы продолжить усилившуюся в тот день борьбу. Усама родился шесть лет спустя. У него также есть ребенок, названный в честь Мохамеда Атты.
И вот где «Об отцах и детях» могла пойти не так. Я был обеспокоен тем, что это будет слишком резкая нормализация Абу Усамы и ему подобных. Бренд документального кино, который пытается сказать: «Смотрите, они тоже надевают штаны по одной ноге за раз», часто говорит немного больше, чем эта довольно очевидная вещь. Но Терки избегает слишком много морализаторства или даже авторства, позволяя своей камере и своему присутствию отходить на задний план большинства сцен. Этот мир циклического насилия кажется подлинным и, что хуже всего, обычным. Нам нравится Усама, потому что он забавный и немного причудливый, но это больше похоже не на призыв к сочувствию, а на аргумент в пользу общности. Там много Усам; вот один.
И смотреть этого Усаму непросто. Он отправляется в лагерь, в котором детей военизируют, обучая их быть солдатами, но мы все еще можем видеть, как ребенок решает математические задачи для своих братьев. Жизнь Абу Усамы принимает неожиданный оборот, который заставляет его быть меньшим солдатом, чем когда-то, и вы почти чувствуете, что какая-то мантия передается его старшему. Теперь его очередь. И Усама передаст это своему сыну. И так далее. В какой-то момент Абу Усама говорит: «Это война на истощение, но она не будет продолжаться вечно». Я не поверил ему.
Реклама
Брайан Таллерико
Брайан Таллерико является редактором RogerEbert.com, а также занимается телевидением, фильмами, Blu-ray и видеоиграми. Он также является писателем для Vulture, The Playlist, The New York Times и Rolling Stone, а также президентом Чикагской ассоциации кинокритиков.
Сейчас играет
Фильмы
Отцов и детей (2018)
99 минут
Литье
Абу Усама как он сам
Директор
- Талал Дерки
Последние сообщения в блоге
Forspoken разочаровывает так же сильно, как и волнует
1 день назад
Ребекка Харрелл Тикелл, от Прансера до отмеченного наградами документалиста, благодарит Роджера Эберта за то, что он указал ей путь
3 дня назад
Удобно обнаженные: Дэйв Франко и Элисон Бри о ком-то, кого я знал раньше
3 дня назад
Основные моменты 52-го ежегодного Роттердамского международного кинофестиваля
5 дней назад
Реклама
Комментарии
Включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus. comments на базе Disqus
Реклама
Реклама
Обзор «Об отцах и сыновьях»: тревожный взгляд на семью джихадистов в доме знаменитого сирийского документалиста Талала Дерки. Выполняя благоприятное обещание своего дебюта в 2013 году, лауреата премии Большого жюри Сандэнса «Возвращение в Хомс», продолжение Дерки показывает, что он снова посещает свою разоренную родину, чтобы изучить создание антиправительственной силы: на этот раз не остроконечного мятежника. повстанцы, а несформировавшиеся юноши, находившиеся под абсолютным влиянием своего отца, бойца Аль-Нусры. Результат столь же безнадежен, как и любой портрет сплоченной семьи и преданного отцовства, умело сочетающий сенсационность с домашней близостью и искренне открывающий глаза в своем изображении унаследованного исламистского пыла.
Уверенно путешествуя по фестивальным кругам так же широко, как дебют Дерки, попутно вызывая дискуссии о соучастии и доверии к документальному кинопроизводству, «Отцы и дети» сочетают в себе художественную силу и откровенную шокирующую ценность, что должно привести к нишевому распространению. . С коммерческой точки зрения существует противоречие между отвратительной мрачностью фильма как впечатления от просмотра и его широким потенциалом для разговора: во-первых, сам уровень личного доступа в опасную зону, обеспечиваемый Дерки, вызывает удивление и недоумение.
В начале фильма режиссер объясняет, как он убедил члена Фронта Аль-Нусра и отца восьмерых детей Абу Усаму в том, что он сочувствующий джихадистам фотожурналист, который хотел создать поддерживающий документальный портрет. Однако, обрисовав в общих чертах свою уловку, Дерки впоследствии меньше обращает внимания на свое присутствие в процессе. Это доказывает благоразумие: большая часть ужасающих кадров, снятых кинематографистом Кахтаном Хассуном пытливой и любопытной камерой, не требует дальнейших комментариев или редактирования. Тем временем зрители должны проанализировать сложное несоответствие между случайной нежностью фильма как семейного портрета и отчуждающими принципами предрассудков и насилия, которые в конечном итоге связывают этот выводок прежде всего.
Абу Усама явно обожает свою стайку мини-мужчин, ни один из них не проявляет более пылкой подражательности в своей преданности, чем буйный, задиристый 10-летний Усама. (Никаких призов за угадывание некоторых личных героев Абу: как он объясняет камере в какой-то момент, он молился о сыне в день 11 сентября, настолько воодушевлен и ликуя он был событиями того дня.) Другие мальчики в значительной степени следуют образцу Усамы, хотя молодой Айман, кажется, сделан из более деликатного материала: он признается, что был единственным из группы, кто пропускал школу, когда Абу Усама останавливает их, заявляя о военной подготовке юниоров Аль-Нусра, законах шариата и заучивании наизусть. Корана более важные образовательные приоритеты.
Семья живет в жутком, бесплодном пустынном комплексе на севере Сирии, явно усеянном обломками конфликта, недалеко от фронта сражения — даже когда мальчики играют и дебоширят на открытом воздухе, их опустошенное окружение дает им еще более невинные игры атмосфера конфликта. (Не говоря уже об их более тошнотворных шутках, которые доходят до игры в цыпленка с грубой самодельной миной: мальчики были воспитаны так, что они почти не видят разницы между войной и приключением.) То, что женщин семьи никогда не видели и даже не узнавали на экране, может быть обязательным условием, но также чувствует себя вполне уместным в этом агрессивном патриархате.
Вдали от усадьбы Дерки регулярно проверяет, как Абу Усама сводит с ума обязанности на фронте, наблюдая, не задавая вопросов и не осуждая, как он беспристрастно стреляет в невидимых людей из своего снайперского гнезда, распевая «Аллах велик» при каждом убийстве, или жестоко мучает пленных членов Сил национальной обороны. Позже в фильме ужасная неудача в бою предупреждает его сыновей о том, что их отец ошибался, и о реальных опасностях войны, которые были представлены им как мачо-игра.
Этого недостаточно, чтобы остановить их во всех смыслах этого слова: некоторые из самых нервирующих (и с точки зрения логистики потрясающих, с точки зрения полученного доступа) кадры фильма происходят из изнурительного учебного лагеря джихадистов, где находятся Усама и Айман.