Кто из описанных ниже людей по вашему мнению больше – Кто из описанных ниже людей, по вашему мнению, больше соответствует понятию «личность»? Согласны ли вы с такой

Читать онлайн "Обществознание. 8 класс" автора Никитина Татьяна Исааковна - RuLit

3*. Какая из потребностей вам кажется наиболее важной и почему? Постройте пирамиду потребностей человека.

4. Кто из описанных ниже людей, по вашему мнению, больше соответствует понятию «личность»? Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

Ш. живет тихой жизнью, ходит на футбол, любит смотреть телевизор.

Д. – бандит, грабит банки.

Е. – изобретатель, сконструировал аппарат для стимулирования работы сердца.

В. стала монахиней и открыла приют для детей-сирот.

5. Какие способности необходимо развить для успешной деятельности: скульптору; конструктору; автослесарю; учителю истории; директору школы; декоратору; менеджеру; водителю автобуса?

• Работа с текстом

Нельзя судить о человеке с первого взгляда, как мы судим о картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего, ибо и совершенная добродетель, и закоренелый порок обнаруживают себя лишь постепенно, да и то под давлением обстоятельств (

Ж. Лабрюйер, французский писатель, мыслитель).

Человек – всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно Вселенной ополчаться на него, чтобы его уничтожить; достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек все же оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое имеет над ним Вселенная, она ничего не знает (Б. Паскаль, французский учёный, писатель и философ).

Ставить цель своим желаниям, держать в поводу свои страсти, укрощать гнев, постоянно памятуя, что для отдельного человека достижима только бесконечно малая частица всего желательного, а множество зол и бедствий должны постигнуть каждого, – вот правило, без соблюдения которого ни богатство, ни власть не помешают вам чувствовать себя злополучными и жалкими (А. Шопенгауэр, немецкий философ

).

• Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Человек, по мнению многих учёных, произошёл от обезьяны. Почему же современные виды обезьян не превращаются в человека?

2. Согласны ли вы с утверждением: «Цель оправдывает средства»?

• Словарь урока

Антрополог – специалист в области антропологии, науки о происхождении и эволюции человека.

Ветхий Завет – часть Библии; является Священным Писанием в иудейской и христианской религиях.

Потребность – осознаваемая человеком нужда в чём-либо для поддержания его жизнедеятельности и развития. Одна из основных экономических категорий.

Теория – система основных мыслей, идей в той или иной области знания.

Эволюция – медленное, постепенное количественное изменение, приводящее при определённом условии к новому качеству.

§ 2. Свобода – это ответственность

Задача урока. Уметь объяснять понятия: ответственность, свобода.

Что такое свобода? Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и анархистской вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?»

Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, подумаем над вопросом: «Что такое свобода?» Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна.

Итак, свобода – это независимость в мыслях и суждениях, возможность их высказывать; это самостоятельность в действиях и решениях, это способность предвидеть их последствия и выбирать ту или иную линию поведения; это опора на собственные силы, а не иждивенчество, не существование за счёт других людей; это ответственность, иными словами, готовность отвечать за свои решения, дела, образ жизни перед собой и другими людьми (верующие, по их убеждению, ответственны перед Богом).

Даже ребёнку понятно, что потребности и желания, которые ему хочется удовлетворить, приходится ограничивать, исходя из реальных возможностей, жизненных обстоятельств, ситуации. Простой пример: вам хочется купить мотоцикл, с ветерком промчаться на нём по вечерним улицам. «Прекрасно, – отвечает мама, – но где взять денег?» Вы решили подработать. Разносили почту, мыли машины на автостоянке, скопили нужную сумму. Но в магазине того мотоцикла, о котором вы мечтаете, не оказалось. И эту проблему вам удалось решить: вы купили подержанный мотоцикл. Неожиданно выясняется, что в вашем возрасте по закону нельзя совершать столь значительные сделки купли-продажи и получать водительские права. Словом, как говорят, куда ни кинь – всюду клин. Вашего свободного желания оказывается недостаточно, вы постоянно оказываетесь перед необходимостью что-то сделать, от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать. На каждое ваше «могу» существует своё «нужно».

Читать онлайн Обществознание. 8 класс страница 3

Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель, немецкий философ).

Силы, заложенные в нём (человеке. – А. Н.), не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен, а это не прояснится, пока он не испытает себя (

Р. Эмерсон, американский поэт и философ).

Задания для самостоятельной работы

1. Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны вы с этой оценкой значения человека? Почему? Обоснуйте свой ответ.

2. Что такое потребности? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, приведите различные классификации потребностей человека. Какая из них вам кажется наиболее верной? Аргументируйте своё мнение.

3*. Какая из потребностей вам кажется наиболее важной и почему? Постройте пирамиду потребностей человека.

4. Кто из описанных ниже людей, по вашему мнению, больше соответствует понятию «личность»? Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

Ш. живет тихой жизнью, ходит на футбол, любит смотреть телевизор.

Д. – бандит, грабит банки.

Е. – изобретатель, сконструировал аппарат для стимулирования работы сердца.

В. стала монахиней и открыла приют для детей-сирот.

5. Какие способности необходимо развить для успешной деятельности: скульптору; конструктору; автослесарю; учителю истории; директору школы; декоратору; менеджеру; водителю автобуса?

Работа с текстом

Нельзя судить о человеке с первого взгляда, как мы судим о картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего, ибо и совершенная добродетель, и закоренелый порок обнаруживают себя лишь постепенно, да и то под давлением обстоятельств (Ж. Лабрюйер, французский писатель, мыслитель).

Человек – всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно Вселенной ополчаться на него, чтобы его уничтожить; достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек все же оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое имеет над ним Вселенная, она ничего не знает (Б. Паскаль, французский учёный, писатель и философ).

Ставить цель своим желаниям, держать в поводу свои страсти, укрощать гнев, постоянно памятуя, что для отдельного человека достижима только бесконечно малая частица всего желательного, а множество зол и бедствий должны постигнуть каждого, – вот правило, без соблюдения которого ни богатство, ни власть не помешают вам чувствовать себя злополучными и жалкими (

А. Шопенгауэр, немецкий философ).

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Человек, по мнению многих учёных, произошёл от обезьяны. Почему же современные виды обезьян не превращаются в человека?

2. Согласны ли вы с утверждением: «Цель оправдывает средства»?

Словарь урока

Антрополог – специалист в области антропологии, науки о происхождении и эволюции человека.

Ветхий Завет – часть Библии; является Священным Писанием в иудейской и христианской религиях.

Потребность – осознаваемая человеком нужда в чём-либо для поддержания его жизнедеятельности и развития. Одна из основных экономических категорий.

Теория – система основных мыслей, идей в той или иной области знания.

Эволюция – медленное, постепенное количественное изменение, приводящее при определённом условии к новому качеству.

§ 2. Свобода – это ответственность

Задача урока. Уметь объяснять понятия: ответственность, свобода.

Что такое свобода? Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и анархистской вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?»

Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, подумаем над вопросом: «Что такое свобода?» Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна.

Итак, свобода – это независимость в мыслях и суждениях, возможность их высказывать; это самостоятельность в действиях и решениях, это способность предвидеть их последствия и выбирать ту или иную линию поведения; это опора на собственные силы, а не иждивенчество, не существование за счёт других людей; это ответственность, иными словами, готовность отвечать за свои решения, дела, образ жизни перед собой и другими людьми (верующие, по их убеждению, ответственны перед Богом).

Даже ребёнку понятно, что потребности и желания, которые ему хочется удовлетворить, приходится ограничивать, исходя из реальных возможностей, жизненных обстоятельств, ситуации. Простой пример: вам хочется купить мотоцикл, с ветерком промчаться на нём по вечерним улицам. «Прекрасно, – отвечает мама, – но где взять денег?» Вы решили подработать. Разносили почту, мыли машины на автостоянке, скопили нужную сумму. Но в магазине того мотоцикла, о котором вы мечтаете, не оказалось. И эту проблему вам удалось решить: вы купили подержанный мотоцикл. Неожиданно выясняется, что в вашем возрасте по закону нельзя совершать столь значительные сделки купли-продажи и получать водительские права. Словом, как говорят, куда ни кинь – всюду клин. Вашего свободного желания оказывается недостаточно, вы постоянно оказываетесь перед необходимостью что-то сделать, от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать. На каждое ваше «могу» существует своё «нужно».

Следовательно, абсолютной свободы, если понимать её как отсутствие каких-либо ограничений, как вседозволенность, не существует. Свобода каждого человека имеет границы. Шутливый афоризм помогает понять смысл этого утверждения: «Моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа». Ибо, помимо моих желаний, есть желания других людей.

Свобода и ответственность. Всеобщая декларация прав человека (принята ООН в 1948 г.) прямо говорит о том, что, осуществляя свои права и свободы, человек не должен нарушать права и свободы других, нормы морали и общественного порядка.

Причины очевидны. Общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек общественный находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом и государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Согласно Академическому словарю современного русского языка, ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство (обязанность, долг) отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

Все знают, что нельзя ездить без билета в автобусе. Но восьмиклассник Вова сел в автобус и «забыл» купить билет. Входит контролёр. Вова отказывается сообщить контролёру свой адрес: «Я не хочу, чтобы родители платили штраф за мой безбилетный проезд». Вежливый контролёр спокойно разъясняет школьнику установленные правила проезда в общественном транспорте. За безбилетный проезд с пассажира взимается штраф, а если «зайцем» оказался школьник, то штраф платят его родители. Контролёр напоминает Вове, что, нарушив закон, он подвёл родителей, причинил им нравственный и материальный ущерб, что ему придётся отвечать перед своей совестью.

Таким образом, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность. Таков порядок в обществе.

Чувство долга. Вы, наверное, слышали, как о ком-то говорят: «Он человек ответственный». Или по-другому: «Он человек долга». Обратите внимание, речь идёт об ответственности и чувстве долга как качествах характера. Людей, которые этими качествами обладают, уважают. Это надёжные друзья, на них во всём и всегда можно положиться.

Что нужно делать, чтобы воспитать в себе ответственность и чувство долга?

Во-первых, надо стараться вести себя дисциплинированно, не нарушать требований, которые предъявляют учителя, родители, другие взрослые, а также требований, которые вы сами себе предъявляете. Казалось бы, как просто: не делай того, чего нельзя. Делай то, что можно. Но многое мешает нам быть дисциплинированными! Тут и насмешки приятелей, и нехватка мужества, и несобранность, и дурные привычки… Но все препятствия, если захотеть, можно преодолеть.

12 особенностей во внешности человека, которые расскажут о нем больше, чем резюме

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ученые говорят, что первое впечатление о новом знакомом мы формируем за каких-то 100 миллисекунд. За это время мы оцениваем социальный статус, интеллект и успешность человека. Вы знали, что по форме ваших скул можно вычислить, насколько вы дружелюбны? Даже без слов наша внешность рассказывает о наших личных качествах. Так не пора ли выяснить, что выдает нас?

AdMe.ru изучил новейшие исследования ученых — и все для того, чтобы вы могли читать окружающих как книгу.

1. Широкие скулы расскажут о мужском характере

Мы уже писали о том, что мужское лицо с широкими скулами может указывать на агрессивный характер. Вообще-то традиционно парни с хулиганской внешностью (широкие скулы, квадратная челюсть) считаются крутыми и хладнокровными. Однако недавно ученые установили, что мужчины с таким «агрессивным» типом лица готовы пожертвовать своими интересами ради благополучия друзей и знакомых.

Американские психологи провели серию экспериментов и выяснили, что крепкие мужчины с хмурыми лицами ни за что не оставят товарища в беде.

2. Пупок связан с успехами в спорте

От высоты его расположения зависят успехи в спорте. Чем выше пупок, тем быстрее будет бегать человек. А обладатель низко расположенного пупка станет отличным пловцом. Все дело в центре тяжести: у чемпионов по бегу он расположен на 1,18 дюйма выше, чем у обычных людей.

3. Способность краснеть может оказаться полезной

Люди, которые заливаются румянцем по любому поводу, часто мучаются от этого. Однако способность краснеть вызывает у окружающих только позитивные эмоции. Во-первых, румянец невозможно имитировать — он говорит окружающим об искренности.

Во-вторых, красные щеки увеличивают привлекательность в глазах представителей противоположного пола. Румянец говорит о застенчивости, некоторой неуверенности и смущении. От человека с такими «характеристиками» потенциальный партнер не ждет никакого подвоха.

4. Пристрастие к сладкому расскажет о внутреннем мире человека

Любовь к сладкой пище не так уж и плоха, как кажется. Конечно, зубы и фигура могут пострадать, зато окружающие будут от вас в восторге. Дело в том, что люди считают сладкоежек милыми, дружелюбными и искренними.

Хотите произвести хорошее впечатление на первом свидании — налегайте на пирожные. Психологи говорят, что любовь к сладостям дает +100 очков к привлекательности.

почему ученые считают, что низкие люди ведут себя агрессивнее высоких

Рост всегда был определяющим фактором для людей. Спросите любую женщину, как она описывает мужчину своей мечты, и вы наверняка услышите эпитет "высокий". Да, это слово часто используется для описания совершенства параметров. В последние десятилетия с расцветом модельного бизнеса высокими хотят быть и женщины.

Объекты для насмешек

С давних времен мужчины невысокого роста были мишенью для шуток и издевательств со стороны окружающих. Если вы сейчас придете в начальную школу и услышите, какие прозвища дают друг другу мальчишки, то поймете, что со времен вашего детства ничего не поменялось. Там будут "рыжий", "очкарик", "толстяк", "дылда" и "коротышка".

Дети по определению способны смеяться над всеми, кто не укладывается в стандартные параметры. Эти насмешки могут продолжаться и во взрослой жизни. Но почему именно невысокие люди во взрослой жизни сильнее таят детскую обиду?

Личный опыт

Я прекрасно помню, как мальчишки пытались оскорблять меня в детстве. В 14-летнем возрасте мой рост достиг 174 сантиметров. Справедливости ради стоит отметить, что в моем классе было еще две столь же высоких девочки. Однако мальчишки растут позже. Сначала они едва доставали до наших плеч, но наверстали все в 10 классе.

Незнакомые парни, пытаясь привлечь к себе мое внимание, часто дразнили меня на игровой площадке "страусиной". Я не обижалась на них, ведь мне очень нравилось быть высокой. Мне никогда не понять, что чувствуют люди, которым не хватило гормона роста. Но я могу понять, что формирует их агрессию. В памяти сразу всплывают знаменитые строки из басни: "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!"

Невысокие люди в истории

В народном фольклоре существует много историй, в полной мере отражающих агрессивность невысоких людей. Если же мы затронем тему реальных исторических персонажей, то в первую очередь на ум приходит французский император Наполеон Бонапарт, чей рост составлял 169 сантиметров. По меркам Средневековья, например, это не так уж и мало. Но предводитель французской армии явно проигрывал по ростовым показателям основной массе своих солдат.

Считается, что Наполеон компенсировал самоуверенностью и агрессией нехватку роста. Это помогало ему завоевать авторитет среди подчиненных. Для сравнения: рост вождя мирового пролетариата Владимира Ленина составлял 164 см, а его приемника Иосифа Сталина - 166 сантиметров.

Комплекс Наполеона

Именем знаменитого французского императора в психологии принято обозначать поведение невысоких агрессивных мужчин. Наполеон ненавидел свой невысокий рост и пытался компенсировать этот изъян любыми способами, в том числе завоеванием новых территорий. Обнаружение комплекса Наполеона принадлежит знаменитому австрийскому психологу Альфреду Адлеру.

Новые исследования

Но что думают по этому поводу современные ученые? Одно из новейших исследований, измерявших уровень агрессии у невысоких людей, было проведено учеными из центра контроля заболеваний в Атланте, штат Джорджия. Мониторинг поведения проводился среди 600 добровольцев в возрасте от 18 до 50 лет. В итоге выяснилось, что низкие мужчины ведут себя иначе в сравнении со своими высокими оппонентами.

Исследование показало, что участники, которые чувствуют себя менее мужественными, более склонны к совершению преступных действий или даже насильственных нападений. Ученые утверждают, что это является результатом комплекса несоответствия.

Противоречивые выводы новых исследований

Тем не менее есть много современных ученых, которые считают комплекс Наполеона мифом. Впервые скептики провели эксперимент в 2007 году в Университете Центрального Ланкашира. Ученые полагали, что формирование злости и агрессии происходит под воздействием совокупных факторов, и рост здесь имеет не первостепенное значение.

Еще одно исследование было проведено также в Великобритании учеными из сообщества Wessex Growth Study. Целью британцев было отследить психологическое развитие детей разного роста. Исследование проводилось в контролируемой среде, и полученные результаты не выявили существенных различий в характере испытуемых.

И наконец, в 2018 году эволюционный психолог из Амстердамского университета Врие Марк ван Вюгт смог найти доказательства существования комплекса Наполеона. Согласно его выводам, невысокие мужчины ведут себя более агрессивно во время общения с более высокими собратьями. Примечательно, что подобное поведение присуще только людям, но не животным.

Почему невысокие мужчины ведут себя так?

В детстве чаще других они становились объектами для насмешек и шуток. И если "толстяки" или "дылды" могут запросто поставить своих обидчиков на место, то щупленькие и невысокие мальчики являются легкой добычей и чаще других терпят оскорбления.

Впрочем, в каждом правиле обязательно найдутся свои исключения. Но если невысокий парнишка не смог постоять за себя, во взрослой жизни агрессия по отношению к более высоким сверстникам только усиливается.

Синдром коротышки

Перед вами другое название комплекса Наполеона. Как показывает практика, люди невысокого роста чувствуют себя неуверенными параноиками на протяжении всей своей жизни. Это больше присуще мужчинам, но встречается даже у женщин.

Стандарты дискриминируют невысоких

Озлобленность невысоких людей может усугубиться существующей дискриминацией "коротышек". Например, большинство девушек не захотят видеть рядом с собой мужчину ниже 180-188 сантиметров, а некоторые рассчитывают на большее.

И это понятно, ведь девушки любят носить высокие каблуки и не хотят, чтобы пара смотрелась негармонично. Кроме того, высокий рост на подсознательном уровне ассоциируется со здоровьем. Вы будете удивлены, но склонность к выбору более высоких кандидатов прослеживается и в некоторых профессиях.

Тестостерон заставляет мужчин стремиться к доминированию, особенно если речь идет о враждебной и конкурентной среде. Невысоким людям сложно смириться с тем, что мир выбирает в качестве идеала их более рослых собратьев. Однако желание доказать назло всем, что ты тоже чего-то стоишь, является большим движущим фактором на пути к успеху.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Ученые назвали 12 странных, но правдивых признаков, которые выдают в вас умного человека

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пока одни ученые спорят, какой из показателей важнее — коэффициент интеллекта (IQ) или эмоциональный интеллект (EQ), другие изучают людей со всех сторон, чтобы понять, что именно в их внешности и поведении может влиять на интеллектуальные способности. И приходят к очень неожиданным выводам. Оказывается, о вашем уме могут говорить ваш рост, вес, длина пальцев и даже цвет глаз.

AdMe.ru собрал 12 признаков одаренных людей и предлагает найти в этом списке себя. Вдруг в вашей скромной личности спит великий гений? Если же это все не про вас, не расстраивайтесь: из любого правила обязательно должны быть исключения. Возможно, это именно вы.

1. Вы предпочитаете шумной компании одиночество

Умным людям не обязательно нужна большая компания друзей, чтобы хорошо проводить время. Исследование Нормана Ли и Сатоши Каназава «How intelligence, population density, and friendship affect modern happiness» («Как интеллект, плотность населения и дружба влияют на счастье в современном мире») показало, что таким людям комфортно и интересно находиться в одиночестве, а необходимость постоянно с кем-то общаться скорее утомляет, чем доставляет удовольствие.

Еще умные люди могут разговаривать вслух с самими собой, и этот фактор тоже свидетельствует о высоком интеллекте, а никак не о безумии.

2. Вы рано научились читать

Дело не в том, что только умные дети могут научиться читать в раннем возрасте. Наоборот, британские ученые Стюарт Дж. Ричи, Тимоти К. Бейтс и Роберт Пломин считают, что именно чтение делает таких детей умнее.

Все очевидно: чем раньше вы изучили буквы и чем больше книг прочли, тем шире ваш кругозор. Разумеется, это касается тех, чей круг чтения разнообразен и не ограничивается одним жанром или автором.

3. Вы старший ребенок в семье

Ученые назвали 12 странных, но правдивых признаков, которые выдают в вас умного человека

8 вопросов, которые помогут узнать о человеке намного больше, чем ему хотелось бы

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности», — сказал Иммануил Кант. Схема «вопрос-ответ» помогает нам знакомиться с окружающим миром не только в детстве, но и во взрослой жизни. Правда, многим людям не нравится с ходу рассказывать о своих достижениях, мечтах или слабостях. Но получить эти ответы можно и обходным путем.

AdMe.ru подготовил 8 простых на первый взгляд вопросов, которые помогут вам многое узнать о новом знакомом без того, чтобы съедать с ним пуд соли.

1. Какие хорошие книги вы прочитали за последнее время?

Людей можно поделить на 3 типа: читает, делает вид, что читает, и не читает. С первой категорией все понятно, такой человек без запинок ответит на ваш вопрос, и по его ответу можно понять сферу его интересов, ведь недаром Иосиф Бродский сказал: «Человек есть то, что он читает».

Если человек уходит от ответа, ссылаясь, например, на то, что много читает, но не помнит ничего конкретного, — скорее всего, он просто делает вид, что читает. Такие люди зависят от мнения окружающих и потому легко идут на обман, лишь бы не признаваться, что не соответствуют общепринятым стандартам.

А вот человека, который прямо сказал, что не читает, можно упрекнуть в чем угодно, только не в заниженной самооценке и зависимости от окружающих. Возможно, у такого человека есть особые причины не читать, но то, что он открыто в этом признался, — большой плюс.

2. Если бы была возможность выбрать себе суперспособность, какую вы выбрали бы и почему?

Вопрос кажется детским и несерьезным, но в этом и заключается его прелесть. Не чувствуя подвоха, собеседник ответит на него прямо, а вы сможете понять, чего ему не хватает. Например, если оппонент выбрал способность быть невидимым, для того чтобы без препятствий проникать в разные места, возможно, перед вами любопытная личность, которой не хватает ярких впечатлений.

Кроме того, по ответу на этот вопрос можно сделать некоторые выводы в целом о масштабе личности этого человека. Кто-то выберет уме

Эффект Даннинга-Крюгера / Habr

Открыв сегодня Хабр с утра, я обнаружил там статью в хабе Human Resources, «У Вас много денег? Тогда мы идем к Вам!»
Мне по работе не раз приходилось встречаться с ситуацией, описанной там, да, уверен, большинству читающих ситуация хорошо знакома.
Однако буквально на днях, бродя по Википедии, я нашел ответ на вопрос «Что же за phukinglyphuk приосходит с этим миром?», мучавшим меня на протяжении многих лет. Своей находкой я хочу поделиться здесь:

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации (выделение мое, track). Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами. (выделение снова мое, track)

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом в работе ссылались на высказывания Чарльза Дарвина («Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание») [Charles Darwin The Descent of Man (w) Introduction, page 4 (1871).] и Бертрана Рассела («Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»).

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые продемонстрировали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.
Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

  • Они склонны переоценивать собственные умения;
  • Они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
  • Они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности;

После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года (по ссылке — оригинальный текст исследования 1999 года).
За это исследование авторам статьи, кстати, даже была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год (Сам по себе этот факт нисколько не преуменьшает научную ценность, к слову говоря. Так называемая Шнобелевская премия (Ig Nobel Prize) юмористична, но не сатирична, факт ее вручения, вопреки распространенному мнению, нисколько не подвергает сомнению научную ценность награждаемых трудов, так как она, согласно определению, вручается «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься» (first make people laugh, and then make them think). То есть это не «Золотая малина», я хотел бы этот факт отдельно уточнить. Премией награждают за необычные и остроумные исследования, способные привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.

Результаты других подобных исследований, в том числе развитие исходной работы, были представлены в 2003 и 2008 годах. Таким образом, можно считать, что Эффект Даннинга-Крюгера — действительно существующий психологический когнитивный феномен.
Люди, приходящие на собеседования, не владеющие элементарными навыками выбранной профессии, БолгенОС и Антивирус Бабушкина, весь этот ё… ный стыд, творящийся в передачах «про науку» по российскому телевидению, по-видимому все это — визуально видимое проявление эффекта Даннинга-Крюгера, окружающего нас повседневно.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *