Кто сказал если можешь не писать не пиши: Странно, такая известная фраза: «Если можешь не писать — не пиши», а…

как правильно понимать самый известный совет писателям — Нож

There’s a bluebird in my heart that

wants to get out.
Charles Bukowski

За всю свою жизнь не слышала я совета о писательстве более известного и, как мне кажется, ложно истолкованного. Я не только журналист и писатель, но и редактор, работающий и с состоявшимися, и с начинающими авторами — а потому хочу прояснить вопрос, который мы так часто обсуждаем с теми, кто впервые сталкивается с проблемами мотивации, вдохновения или даже предназначения.

Хотя «Нож» и известен либеральным подходом к форме, несмотря на высокие требования к стилю и глубине знаний, не будем лукавить: мы тут не создаем поэм, претендующих на бессмертие, и литературных произведений, достойных хрестоматий. Мы пишем журналистские тексты.

Однако всё же, говоря о текстах, я буду цитировать поэтов и писателей, художников и музыкантов. Потому что в каждом журналисте и копирайтере, кроме внутреннего ребенка, есть внутренний поэт (или художник, а то и вовсе Творец).

И как в стихотворении Буковски из эпиграфа, каждый журналист и копирайтер держит внутреннего поэта взаперти:

Не высовывайся,
Хочешь всё мне изгадить?
Хочешь испортить мне всю работу?
Хочешь сорвать мне продажи книг в Европе?

Но иногда нужно выпустить это поэтическое альтер эго размять его тонкие ножки и поговорить о том, о чем журналисту и копирайтеру говорить неприлично. О смысле творчества.

Значение 1: можешь ли ты не писать — и не умереть?

Конечно, я могу не писать. Я не рисовать могу. И не танцевать. Не ходить в театр, не мыть посуду, не гладить рубашки, не стричься и не ходить к стоматологу. И даже не читать. Не могу я только не есть, не спать и не дышать, потому что умру. И то не сразу.

Очевидно, у нас нет биологической потребности писать тексты. Человеческая культура вообще построена на препятствиях в реализации биологических потребностей напрямую.

Мы хотим есть — и изобретаем сложносочиненную гастрономию и правила сервировки и употребления блюд, которым нужно отдельно учиться. Мы хотим секса — и культура рождает не только причудливые ритуалы ухаживания и флирта, но и кучу запретов, касающихся непосредственного соития.

Возможно, писательство — это способ опосредовать прямые желания. То есть, скорее всего, если мы хотим написать текст, за этим желанием стоит другая, более простая потребность, которую мы хотим удовлетворить. Доминировать в обществе? Впечатлить интеллектуально годного самца? Наконец-то заслужить одобрение родителей? Это может быть что угодно.

Но правда в том, что мы легко можем не делать многое из того, что считаем нужным или даже искренне хотим делать: быть добрыми, заниматься спортом, есть брокколи, звонить родителям, жертвовать на благотворительность, изучать жития святых или писать текст о смысле писательства. И это доказывает только одно: свобода выбора существует.

У нас явно есть свобода выбора, раз мы можем выбирать делать не только то, что хотим, но и то, что делать не хочется. Да еще и получать удовольствие от преодоления себя.

Поэтому я никогда не удивляюсь, если я не только могу не писать — но и не хочу писать то, что я на самом деле хочу написать. Человек сложен!

Значение 2: можешь ли ты не писать — или неведомая сила заставляет тебя?

Можно подразумевать под «можешь не писать — не пиши» что-то вроде «люблю-нимагу»: то есть ужасно хочется писать, как будто что-то на меня нашло! По распространенным легендам, припадкам мифического состояния вдохновения подвержены гениальные писатели (и вообще выдающиеся люди).

Я считаю, что есть только один достоверно существующий вариант «творческой одержимости» — это мания (ну или гипомания). Роль маниакальных состояний в гениальном творчестве описана во многих работах, в том числе в этой статье известной исследовательницы биполярного аффективного расстройства Кей Джеймисон.

Но странно ориентироваться на симптомы психической болезни как на творческий идеал. Во-первых, продуктивность мании часто заканчивается безумием и рассыпанием сознания больного на ошметки. Во-вторых, даже за умеренным маниакальным подъемом часто следует расплата другими тяжелыми и совсем не веселыми симптомами — от полной апатии до острого психоза.

В-третьих, это предполагает, что каждый человек стоит перед жизненным выбором между творчеством и психическим здоровьем и что выбор в пользу здоровья автоматически лишает нас возможности быть художниками или писателями. Мне кажется, это не так.

Я склонна думать, что способность к творчеству — естественная особенность человеческого мышления. Креативность по-разному проявляется у разных людей в зависимости от их психических, культурных или социальных особенностей, но это здоровая способность.

А вдохновение — обманчивая концепция.

С одной стороны, трудно отрицать, что прорывы в работе часто случаются в состоянии некоторого экстаза, ощущения выхода за собственные пределы или, наоборот, иллюзии, будто произведение рождается само, а автор пассивно наблюдает за процессом.

С другой стороны, большинство людей считают вдохновение состоянием, которое приходит само, его нужно искать или ждать и только после его появления приступать к работе.

Получается, без вдохновения творчество невозможно, но контролировать это состояние нельзя? Тут недалеко до состояния выученной беспомощности.

Такой подход приводит к растерянности и неуверенности в себе (особенно у молодых людей). Поиски нужного состояния часто заканчиваются банальными зависимостями от психоактивных веществ и связанными с ними хроническими болезнями.

В то же время многие признанные творцы подчеркивали, что вдохновение переоценено. Чайковский в XIX веке говорил, что вдохновение не приходит к ленивым. Перефразированная Пабло Пикассо поговорка про аппетит «вдохновение приходит во время работы» стала крылатым выражением в ХХ веке. И даже музыкант Ник Кейв в интервью 2009 года «Эсквайру» сказал:

«Если ты хочешь написать что-то, ты должен просто сесть за стол и сделать это. Никакая, ***** [блин], гребаная фея-крестница ничего не принесет тебе с неба, пока ты гуляешь в поисках вдохновения по осеннему парку. Я не верю во вдохновение. Я верю в то, что творчество — это работа».

Так что мне кажется, что неведомая сила не заставляет нас писать тексты. Но неведомым образом по диалектическому закону Гегеля количество усилий и времени, потраченного на творческий процесс, часто внезапно результирует креативным прорывом. Нейробиология пока только предполагает, как устроен подобный процесс, но в книгах описаны попытки разобраться в законах креативности мозга.

Выходит, нельзя выяснить, можешь ли ты не писать, если не садиться за писанину и не добиваться состояния «потока».

Значение 3: можешь ли ты пока что не писать — и еще подумать?

Есть еще вариант прочтения совета: можешь ли ты еще подождать и подумать? Возможно, речь идет о выдержанности мысли?

Действительно, с опытом открывается способность работать «в глубину». Обычно это происходит тогда, когда автор перестает скакать по верхам: сначала находит свою тему, затем проходит этап «захватывающих открытий» (на деле давно известных другим) и наконец погружается в ту часть своей экспертной области, которая лежит на границе с непознанным.

Тот же самый путь проходит каждая мысль и каждая идея для текста. Сначала придуманная концепция кажется потрясающе интересной. Но дни чтения и исследования создают впечатление, что изначальная идея мертва при рождении и глубоко вторична. Дальнейшие размышления и изучение материала, наконец, смутно очерчивают какой-то новый ракурс. Автор бросается по следу — но лишь обнаруживает, что всё, что приходит в голову, ему уже очевидно. И только когда он преодолевает очевидность и углубляется в собственные сомнения, его мысль приобретает неповторимую огранку.

Но на этот процесс действительно нужно время, и его часто можно прервать преждевременным натужным письмом с желанием как можно скорее получить результат.

Но совет «еще подождать» подойдет не всем. Перфекционистам он полезен не будет: таким людям всегда кажется, что им недостает компетенции, а их тексту — глубины и оригинальности мысли. Но это не объективный факт, а психологическая проблема. Таким авторам я всегда советую руководствоваться принципом психологии Винникота «достаточно хороший».

Винникот придумал термин «достаточно хорошая мать», чтобы объяснить, что ребенку не нужны идеальные родители — достаточно быть просто хорошими и не слишком переживать из-за своих ошибок.

Для любителей более мистических терминов есть «безупречность» Кастанеды, которую он (вернее, духовный учитель героя индеец Дон Хуан) понимал как установку делать лучшее, что можешь — с полным осознанием того, что твои силы, возможности и время жизни очень ограничены. В этом смысле «лучшее» — это не «лучшее вообще» (оно недостижимо), а «наилучшее из возможного в данных обстоятельствах».

Идеальных сочинений не бывает, необходимо в какой-то момент остановиться и сдать «достаточно хорошую статью» своему редактору, который будет гарантом качества выпущенного текста и не пропустит его, если он плох. Я даже призываю своих авторов-перфекционистов показывать мне черновики, чтобы сбросить напряжение от стремления к совершенству.

Поэтому совет не писать слишком быстро подходит далеко не всем. Да и как понять, сколько времени «достаточно» для созревания мысли? Возможно, мысль никогда не созревает до конца — поэтому культура и развивается.

Значение 4: можешь ли ты не писать — и ничто от этого не изменится?

Принципиально другой способ понять загадочную фразу — предположить в ней смысл «есть ли тебе что сказать?». То есть изменится ли что-то от того, что ты напишешь свой текст — или мы и без него обошлись бы?

На первый взгляд, вполне разумная идея. Зачем делать что-то избыточное? Если от моего текста в мире не станет больше новой информации или оригинального мнения, это явно лишнее действие. Лучше заняться чем-то другим.

Чаще всего этот аргумент преподносится именно с акцентом на важность новизны и оригинальности. Молодые люди особенно много беспокоятся о том, высказал ли кто-то до них такую мысль, работал ли в такой форме, посчитают ли их свежими и оригинальными? Однако мне кажется, эти сомнения — от недостатка знаний.

Люди, хорошо изучившие историю философии, литературы или изобразительных искусств, знают, что ничего нового и оригинального per se в культуре нет. Даже самые великие образчики искусства — это переработки произведений других эпох или авторов: например, знаменитые творцы эпохи Возрождения переосмысляли произведения Античности, Вуди Аллен заимствовал структуры сюжетов у Ингмара Бергмана, Гоголь пестрит отсылками к Гофману, а история философии — это история комментариев к комментариям древних философов. Оригинальность вошедших в историю людей — всего лишь тонкие нюансы понимания универсальных проблем.

Культура — это коллективная попытка ответа на универсальные вопросы, которые не устаревают тысячи лет: что такое смерть, существует ли любовь, в чем смысл жизни, как пережить страшные события, кто должен принимать решения, что справедливо и т. д. Каждая новая попытка может оказаться ярче других — но в масштабе истории человечества даже самая яркая личность оказывается всего лишь ниточкой в ткани огромного пестрого ковра.

Однако не обязательно изобретать двигатель внутреннего сгорания, чтобы чувствовать себя первым среди равных или в своей небольшой социальной группе слыть большим оригиналом.

Возможно, стоит перестать маскировать жажду признания в конкретном сообществе желанием совершить великий прорыв для всего человечества? К сожалению, второе часто приходит без первого и нередко посмертно, что никого не может утешить.

Один из известнейших поэтов ХХ века Райнер Мария Рильке в «Письме молодому поэту» советует:

«Ищите спасения от общих тем в том, что Вам дает Ваша повседневная жизнь; пишите о Ваших печалях и желаниях, о мимолетных мыслях и о вере в какую-то красоту, — пишите об этом с проникновенной, тихой, смиренной искренностью и, чтобы выразить себя, обращайтесь к вещам, которые Вас окружают, к образам Ваших снов и предметам воспоминаний. Если же Ваши будни кажутся Вам бедными, то пощадите их; вините сами себя, скажите себе, что в Вас слишком мало от поэта, чтобы Вы могли вызвать все богатства этих буден: ведь для творческого духа не существует бедности и нет такого места, которое было бы безразличным и бедным».

Всякая тема и всякое беспокойство человека в мире не ново — но каждое конкретное бытие уникально, и каждый конкретный автор может открыть читателю свою надежду, беспокойство, боль и обнадеживающую находку. Даже если речь идет не о поэзии, а о журналистской статье.

Кроме того, всегда есть люди, которые знают меньше вас, те, кому именно сейчас необходимо услышать то, что вы собираетесь сказать. В эпоху соцсетей мы привыкли считать людей десятками тысяч. Но на деле даже если ваш текст прочтут 500 человек, это будет целый зал — и немаленький. А если вам удастся своим текстом изменить жизнь хотя бы одного человека, который будет вспоминать о вас с благодарностью, — разве это не награда?

Мне кажется, если не попробовать, то и не узнаешь, что может измениться благодаря твоему труду.

Значение 5: можешь ли ты не писать — или ты должен писать?

В русскоязычном пространстве известно письмо, которое Лев Толстой отправил в 1902 году Леониду Андрееву в ответ на его вопросы о своем творчестве:

«Думаю, что писать надо, во-первых, только тогда, когда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя. Всякие же другие побуждения для писательства, тщеславные и, главное, отвратительные денежные, хотя и присоединяющиеся к главному, потребности выражения, только могут мешать искренности и достоинству писания. Этого надобно очень бояться».

Получается, Толстой вовсе не имел в виду, что, если писательство дается с усилием и требует труда, а не происходит «само собой» — значит, и не нужно писать. Не подразумевал он и необходимости быть оригинальным (напротив, в том же письме он критикует стремление быть особенным и чем-то удивить читателей). Долго вынашивать форму он тоже не советовал, подчеркивая, что выразить важное нужно «как умеешь».

Толстой имел в виду характер мотивации писателя. Он очень любил морализировать и разделил мотивацию на правильную, моральную (искренняя обеспокоенность каким-то вопросом) и неправильную, аморальную (желание славы или денег).

Толстой предлагает найти внутреннюю нужду выразить некоторую мысль, которая кажется важной, и именно эту потребность (потребность писательской совести, если хотите) сделать главным двигателем творчества.

Но и здесь его совет не универсален, и, прежде чем принимать его на веру, стоит его пристально рассмотреть и разобрать.

Лев Николаевич был аристократом, ни в чем не знал нужды. Он не мог себе представить, что когда-нибудь появится прекарный класс писателей, журналистов или даже копирайтеров, работающих на фрилансе, чья жизнь будет полностью зависеть от количества знаков в месяц. Мы не графья и не можем позволить себе вообще не думать о заработке, если писательское дело — наш хлеб. Вот и я делюсь с вами плодами своей профессиональной мудрости, малодушно ожидая гонорара в следующем месяце.

То же касается славы. В мире Толстого писателей было в сотни и тысячи раз меньше, чем сейчас, когда каждый пользователь интернета производит контент, каждый пятый неплохо складывает слова в предложения, а каждый десятый умеет интересно размышлять. Известность — единственный способ выдерживать конкуренцию в мире контента. Сделать имя — один из немногих путей к материальному благополучию для того, что решил заниматься писательством.

Но и тут всё неоднозначно. Да, мотивировать себя тщеславием продуктивно, а наслаждаться плодами славы приятно. В конце концов, победы в социальной иерархии приносят нам стабильные поступления серотонина, а вместе с ним ощущение удовольствия и уверенности в себе.

Но есть одно но: вкусы толпы переменчивы.

Кто, как не живущие в эпоху соцсетей, понимают это! Посты в лентах бесконечным потоком плывут сверху вниз, в прошлое, а вчерашние молодые звезды не сегодня завтра — уже просто устаревшие хайпожоры. Выходит, если ориентироваться на социальное поощрение, придется жить на авось и быть готовым как к случайным победам, так и к таким же случайным провалам.

Так что, несмотря на оговорки, в совете Толстого ориентироваться на «писательскую совесть» есть то, что не стоит отбрасывать.

Наши ощущения от жизни — удовлетворенность ею, ощущение предназначения, счастья или наличия цели — сильно зависят от того, видим ли мы смысл в этой жизни. Смысл жизни — сложный экзистенциальный конструкт, который, по сути, защищает нас от страха смерти и делает жизнь стоящей. Работа со смыслом жизни часто начинается с вопроса «зачем?» — и как раз на него и призывает ответить Толстой. Для чего я пишу этот текст? Есть ли у него смысл, который прибавит моей жизни ценность?

Психотерапевтический опыт показывает, что слава и деньги не приносят такого надежного ощущения осмысленности жизни, как возможность установить близкие значимые связи с другими людьми. Искренность писателя дает надежду на такую же искреннюю реакцию читателя, который даст автору знак, пусть и виртуальный: «Ты важен для меня, спасибо тебе».

Вероятно, только мысль, которая имеет большое значение для писателя, будет так же ценна и для читателя, в то время как тексты, написанные ради славы и денег, отзовутся в читательской душе фальшью и сгинут в пучине претенциозной лживой писанины. Это происходит со многими писателями прямо на наших глазах!

В эпоху цифрового контента ценность текста изменилась: большая часть текстов, как цифровых, так и печатных, пишутся вовсе не от побуждения писательской совести и не для обогащения жизни автора или читателя. Может быть, этот на первый взгляд неактуальный совет старого писателя, настрочившего девяносто томов, сейчас актуальнее, чем когда-либо.

P. S. Почему буквальное значение фразы — правильное

Давайте наконец обратимся к той записи в дневниках Льва Толстого, в которой содержится фраза, наиболее близкая к крылатому выражению «можешь не писать — не пиши»:

«Нынче встал не рано. Пошел ходить. Болит спина, и большая слабость. Но на душе твердо, ясно. Благодарю. Сейчас почитал К[руг] Ч[тения], письма, ответил на конвертах, и ничего не хочется писать, и слава Богу. Перечитал по случаю фонографа свои писания: О смысле жизни, О жизни и др., и так ясно, что не надо только портить того, что сделано.

Если уже писать, то только тогда, когда не можешь не писать».
Дневниковая запись Л. Н. Толстого за 19 октября 1909 года

Действительно, писатель тут имеет в виду самое буквальное значение: не хочется писать — и ладно. Но, как всегда, есть одно но.

В 1909 году Льву Толстому 81 год (ему остается прожить только чуть больше года). Он обладает мировой славой писателя-романиста и публициста. Его сочинения создали целое религиозное движение толстовцев, привели к конфликту с Церковью и повлияли на становление Махатмы Ганди с его идеологией ненасильственного сопротивления.

Это слова человека, который написал всё, что только мог выскрести из глубин своей вечно воспаленной совести (сейчас полное собрание сочинений Толстого насчитывает 90 томов). Его главная задача теперь — не портить то, что сделано.

Может быть, буквальное понимание совета «можешь не писать — не пиши» и самое правильное. Но только для состоявшегося писателя. Насколько совет рабочий для писателей за восемьдесят, расскажу в 2070 году, в девяностом томе.

«Если можешь не писать — не пиши»,- Л.Н. Толстой

Опубликовано 25.03.2014 — 12:44 — Тимошенко Евгения Алексеевна

Порой так хочется сказать что-то миру, оставить после себя след из стоящих мыслей, искренних чувств, воплотившихся надежд. .. Обо всем этом в моих коротеньких рассказах «Философия жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            «Небесный кинематограф».

Прошли дожди, апрель теплеет

   Всю ночь — туман, а поутру

   Весенний воздух точно млеет

   И мягкой дымкою синеет

   В далёких просеках в бору…

        И.Бунин

«Господи! Ну что мне делать? Как я устала от этих ссор, криков, обид,  бесконечных извинений », — громко шептала  она сквозь слезы, а редкие прохожие с недоумением оборачивались на одинокую  девушку, не замечавшую никого вокруг.

     Вечерняя улица быстро пустела. Неподалеку гудели вечно спешащие автомобили, а здесь, на окраине городского парка, уже царила тишина, которую обычно дарит усталый уходящий день редким, спешащим домой прохожим. «А мне вот спешить некуда»,- с горечью подумала  Анна  и устало опустилась на скамейку, стоящую в стороне от центральной парковой аллеи.    За прутьями железной ограды громоздились   многоэтажки, все чаще мигавшие друг другу  желтыми окнами.

   Начало апреля  накрыло город  серым покрывалом моросящего дождя, щедро расстелив по узким улочкам ковры из  луж и  слякоти. Для Анны эта зима казалась бесконечной.  Изматывающие будни на работе, скандалы дома по выходным и совершенно «аномальные» морозы слились в один длинный, бессмысленный день…

   Она с какой-то отчаянной надеждой ждала весны. Это время для юной мечтательницы всегда было волшебным. Однажды далекой весной они вместе с отцом на все каникулы закатились  в бабушкин старый дом, что стоял на высоком волжском берегу. Бескрайнее голубое небо с прожилками тоненьких светлых облаков словно опрокинулось вглубь реки. Маленькая папина «свиристелка» представляла себя жительницей волшебной небесной страны, способной улететь далеко-далеко на воздушном корабле…

    Но отца не стало, и не стало в доме радости. Молчаливая сосредоточенность и страдание поселились у матери на лице, и раньше не слишком открытом для мира. За короткий срок повзрослевшая Анюта научилась говорить с дневником, занимать  свободное время учебой и чтением, но воспоминания все равно порой перехватывали горло. Чтобы сдержать накопившиеся слезы, она запрокидывала голову к небу, смотрела долго-долго вслед уплывающим фигурам медведей, драконов и  лебедей. Иногда тонкая нить уплывающего облака казалась ей  росчерком пера на лазурном фоне небесных свитков.… С резкими углами, знакомый отцовский  почерк. Как привет из счастливого прошлого.

    Выглянувшее на горизонте солнце разукрасило город теплыми бликами и сверканием луж. В воздухе уже висела вечерняя прохлада,  и нависшее от сырости небо постепенно наливалось синевой. Все тревоги уходящего дня  отступили, и озябшая Анна поднялась и тихо побрела по пустынной аллее.

   «Каждый из нас пишет сценарий своей жизни. А невидимый мудрый режиссер создает нужные ярко-голубые, пасмурно-серые или безоблачные кадры. Настоящий небесный кинематограф», — думала Анна и вспоминала, что самые важные моменты сохранили на задворках ее памяти  практически неуловимые изображения неба.

    Вот незабываемый миг детства: громкая песня о  «белогривых лошадках», постукивание старой раскручивающейся карусели,  и полное ощущение полета навстречу этому бездонному, весеннему небу, будто распахнувшему  маленькой растрепанной девчушке свои объятья…

    А услужливая память уже открывала новую страницу с  грустным, плачущим небом, которое в тот памятный свадебный день будто разделило  слезы с матерью. В то лето наивная медалистка почти не бывала дома, стремясь попробовать все прелести уже недалекой студенческой жизни. К осени стало ясно, что «положение» обязывает выйти замуж за человека, более старшего, менее умного, но бесконечно тогда любимого… А материны слезы «отлились очень скоро». Учеба остановилась, семья не заладилась, ребенок не родился…

Череду грустных воспоминаний вдруг разрезали  давным-давно прозвучавшие отцовские слова: «Жизнь проходит. И мы поднимаем глаза к небу, свиристелка, все реже… Если мы счастливы, и душа летит вслед за облаками. Или совсем беда, и мы глядим на небеса с мольбой».

         Оглядевшись, задумчивая путница поняла, что давно вышла за пределы парка. А на небе яркое зарево заката уже мирно соседствовало с темнеющей синевой и первыми звездами. Вдохнув влажный весенний воздух, Анна впервые за этот грустный день улыбнулось. Недавно прочитанные  слова  В.Токаревой  обрели смысл. «Жизнь —  как банка с клубникой. Между ягодами – пустоты. Но пустоты – это тоже наполнения…»  Как-то сразу вместе с ясным небом стали ясными  мысли.

    Недовольный водитель резко ударил по тормозам, уступая дорогу худенькой девчонке, круто повернувшей в другую сторону. Она возвращалась в отчий дом, чтобы собрать воедино мозаику своей души и снять новый кадр для небесного кинематографа….

Предварительный просмотр:

                                     Сказочный путь.

                                                                      Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                                       нужно любить то, что преподаешь, и

                                                                       любить тех, кому преподаешь.

                                                                                                           В. О. Ключевский

                                             

         «Сеять разумное, доброе, вечное…» Вот в чем, согласно известному крылатому выражению, заключается главная цель учителя. На деле все не так просто. Как только попадаешь в бурлящий котел под названием «Образование», понимаешь все сложность и непредсказуемость педагогического процесса. Тут поневоле, как в русской народной сказке, перед тобой — два пути: свариться заживо и постараться забыть работу в школе, как страшный сон, или окунуться в него с головой, чтобы стать моложе и прекраснее. А сказочным героем, стоящим на перепутье, начинаешь ощущать себя задолго до подобных размышлений. Попасть в страну педагогов может не каждый. Даже сказочный пропуск в виде «красного диплома» тут не работает. На страже границ стоят старожилы, полные мудрости, для которых пенсия подобна смерти, а приоткрытая дверь захлопывается сразу после слов беспристрастного директора: «У вас нет опыта работы!»

           Но, после долгих скитаний, троекратных повторений и волшебного клубка людских советов тебе удается открыть дверь и попасть в заветное царство.

          Кажется все позади, и можно, засучив рукава, сеять разумное, доброе, вечное…. Но приблизиться к заветной ниве можно только после испытаний учебными программами, государственными стандартами, формами контроля и планированием. Преодолеваешь их с помощью народной мудрости и сказочного упорства из года в год. Меняешься и ты, становясь настоящим жителем этой необычной страны: многоруким, чтобы успеть сделать все, что от тебя требуют, многоухим, чтобы услышать все, что касается школы, многоглазым, чтобы уследить за всеми, кто находиться под твоей ответственностью. Впрочем, звание педагога заслужить не так-то просто.         Если ты современный учитель, то волшебным образом умеешь превращаться в сборщика налогов, чтобы организовать питание; генератора идей, чтобы принять участие в конкурсе, беспристрастного судью, чтобы прекратить конфликт. Но, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Следуя Сенеке, «уча, мы учимся», и, лишь спустя годы, ты сможешь стать психологом — для детей, организатором — для родителей, профессионалом – для коллег.

        Смотришь на старших богатырей и сравниваешь их с древнегреческими титанами, на плечах которых лежит свод современного образования. В чем же секрет магической силы, что помогает удерживать эту подчас непосильную ношу? На уроке, перемене, классном часе или празднике спадает пелена повседневности, и ты видишь в их глазах огонь. Но не тот, что принес с Олимпа Прометей, обжигающий и яркий, а тот, что подарил людям Данко, настоящий огонь искреннего сердца. Он, как желание заниматься любимым делом, освещает твой путь. Он, как радостный детский смех, согревает в минуту усталости. Он, как широко раскрытые глаза удивленного ребенка, наполняет твою жизнь смыслом. И вот тогда, как в сказке, добро побеждает зло. Вся суета и досадные мелочи растворяются в воздухе с волшебными звуками школьного звонка.

 И ты опять в начале пути, берешь в руки фонарь, зажженный от сердца, и вместе с детьми отправляешься в путь по лабиринту знаний. Как говорил А. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». И если ты сумеешь все сделать правильно, повзрослевшие ученики будут вспоминать стародавние времена и тридесятое школьное царство с радостью и уважением к своему учителю.

Предварительный просмотр:

                                     Сказочный путь.

                                                                      Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                                       нужно любить то, что преподаешь, и

                                                                       любить тех, кому преподаешь.

                                                                                                           В. О. Ключевский

                                             

         «Сеять разумное, доброе, вечное…» Вот в чем, согласно известному крылатому выражению, заключается главная цель учителя. На деле все не так просто. Как только попадаешь в бурлящий котел под названием «Образование», понимаешь все сложность и непредсказуемость педагогического процесса. Тут поневоле, как в русской народной сказке, перед тобой — два пути: свариться заживо и постараться забыть работу в школе, как страшный сон, или окунуться в него с головой, чтобы стать моложе и прекраснее. А сказочным героем, стоящим на перепутье, начинаешь ощущать себя задолго до подобных размышлений. Попасть в страну педагогов может не каждый. Даже сказочный пропуск в виде «красного диплома» тут не работает. На страже границ стоят старожилы, полные мудрости, для которых пенсия подобна смерти, а приоткрытая дверь захлопывается сразу после слов беспристрастного директора: «У вас нет опыта работы!»

           Но, после долгих скитаний, троекратных повторений и волшебного клубка людских советов тебе удается открыть дверь и попасть в заветное царство.

          Кажется все позади, и можно, засучив рукава, сеять разумное, доброе, вечное…. Но приблизиться к заветной ниве можно только после испытаний учебными программами, государственными стандартами, формами контроля и планированием. Преодолеваешь их с помощью народной мудрости и сказочного упорства из года в год. Меняешься и ты, становясь настоящим жителем этой необычной страны: многоруким, чтобы успеть сделать все, что от тебя требуют, многоухим, чтобы услышать все, что касается школы, многоглазым, чтобы уследить за всеми, кто находиться под твоей ответственностью. Впрочем, звание педагога заслужить не так-то просто.         Если ты современный учитель, то волшебным образом умеешь превращаться в сборщика налогов, чтобы организовать питание; генератора идей, чтобы принять участие в конкурсе, беспристрастного судью, чтобы прекратить конфликт. Но, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Следуя Сенеке, «уча, мы учимся», и, лишь спустя годы, ты сможешь стать психологом — для детей, организатором — для родителей, профессионалом – для коллег.

        Смотришь на старших богатырей и сравниваешь их с древнегреческими титанами, на плечах которых лежит свод современного образования. В чем же секрет магической силы, что помогает удерживать эту подчас непосильную ношу? На уроке, перемене, классном часе или празднике спадает пелена повседневности, и ты видишь в их глазах огонь. Но не тот, что принес с Олимпа Прометей, обжигающий и яркий, а тот, что подарил людям Данко, настоящий огонь искреннего сердца. Он, как желание заниматься любимым делом, освещает твой путь. Он, как радостный детский смех, согревает в минуту усталости. Он, как широко раскрытые глаза удивленного ребенка, наполняет твою жизнь смыслом. И вот тогда, как в сказке, добро побеждает зло. Вся суета и досадные мелочи растворяются в воздухе с волшебными звуками школьного звонка.

 И ты опять в начале пути, берешь в руки фонарь, зажженный от сердца, и вместе с детьми отправляешься в путь по лабиринту знаний. Как говорил А. Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». И если ты сумеешь все сделать правильно, повзрослевшие ученики будут вспоминать стародавние времена и тридесятое школьное царство с радостью и уважением к своему учителю.

Предварительный просмотр:

Эльдар: Добрый вечер, гости и участники нашего необычного праздника!

Алина:  Хай! Скажешь тоже необычного, каждый год:  осень, дожди, учеба, двойки…

Эльдар: Ох уж эти современные девчонки, никакой романтики! Сколько песен спето, сколько стихотворений сложено об этом прекрасном времени года!

Алина: Ага, сейчас я вам исполню современную лирику:

Осень наступила, 

Птицы улетают. 

Сбиться в стаю птичью 

Ёжики мечтают. 

Полететь в те страны, 

Где жара весь год, 

Где их брат троюродный — 

Ёж морской — живет. 

Посидеть на пальме, 

Пожевать бананы; 

Посмотреть пролетом 

На другие страны. 

Жаль, что не умеют 

Ёжики летать, 

Им придется дома 

Зиму зимовать. 

Скоро снова вьюга 

Заметет дорожки, 

Будут у камина 

Греть ежата ножки.

Эльдар: Ну, в общем, все поняли, что грустить и печалиться мы не собираемся!

Алина: И мы предлагаем вашему вниманию романтическую осеннюю зарисовку «Леша и сумасшедший диджей»!
Сценка: Данил и Данила

Песня:

Осыпает

Осень листьями дорогу,  украшает,

Рассыпаясь в извиненьях подметает

Ветер красочные пятна сентября!

Свет струится.

Ягод спелых багровеет вереница

И качаясь на ветвях, на тонких спицах

Опадает, словно тает на глазах!

Припев:

Осенний блюз звучит в тиши

Ты не молчи, ты напиши.

Я так хочу, я так стремлюсь,

Услышать твой осенний блюз,

Услышать твой осенний блюз….

Предварительный просмотр:

Сценарий фильма «Вечер встречи в Северной средней школе»

 Лайф: гимн хора учителей.

Школа в Северном в сердце Сибири – это остров для встречи друзей, здесь мы азбуку жизни учили, здесь встречали хороших людей… Этими теплыми словами хор учителей Северной школы встречал выпускников на последнем, юбилейном вечере встречи. Автор слов  школьного гимна – Татьяна Викторовна Сихварт, тоже бывшая выпускница, а ныне – заслуженный учитель русского языка и литературы. Написать песню о родной школе опытному словеснику  помогли отнюдь не годы работы, а воспоминания далекой юности:

  СНХР: Татьяна Викторовна.

Сегодня это трехэтажное кирпичное здание в центре села  называют по-разному – базовая школа, пункт проведения единого государственного экзамена, самое крупное образовательное учреждение Северного района, площадка для реализации новых образовательных программ и проектов… Но это сегодня. А начиналось все в далеком 1920м году в селе Дорофеево, позже переименованном в привычное для нас село Северное. Летопись школьной жизни насчитывает несколько этапов: первая начальная школа, спустя 5 лет- пункт ликвидации безграмотности, спустя еще 5  — первая семилетка, и наконец,   1938 год стал точкой отсчета в работе Северной средней школы. С местом жительства школьная республика тоже определилась не сразу – до пожара в 1961 году для учебного процесса   у северян было просторное 2этажное  деревянное здание, потом много лет  ученики со звонком тропились  в небольшое деревянное здание, которое и по сей день является образовательным учреждением, только воспитанники  здесь теперь дошкольного возраста. В 1978 году свои двери для ребят открыла новая кирпичная трехэтажная школа, в которой  за 76 лет изменилось многое.

 СНХР: Интервью об изменениях в школе.

А теперь обо всем в цифрах – в школе есть: 28 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, 2 спортивных зала, столовая, библиотека, 2 мастерских,  медицинский кабинет, лыжная база, стадион, каток, пришкольный участок.  Модернизация материально – технической базы  школы – процесс продолжительный. Например,  с 2008 по 2012 годы по областной комплексной программе «Информатизация» в школу было приобретено 46  компьютеров, 5 интерактивных досок, 8 проекторов, 12 принтеров, оборудование для мобильного класса. А результаты участия в федеральных программах «Школьный автобус», «Школьная кровля», «Школьное окно» можно увидеть,  даже не переступив школьного порога.  Одной из последних заметных перемен стало  организация  завтрака и обеда для школьников в рамках реализации комплексной программы «Школьное питание». В общем,  все для того, чтобы процесс обучения стал более комфортным, безопасным, а главное эффективным. А тут без желания учиться уже никак не обойтись.

СНХР: ИНТЕРВЬЮ ДЕТЕЙ – КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ВАС РОДНАЯ ШКОЛА, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, ПРИХОДЯ СЮДА?

По школьным коридорам торопятся победители российских олимпиад, призеры региональных соревнований, обладатели дипломов интернет-проектов  и конкурсов. Впрочем, более опытным участникам образовательного процесса давно понятно, что для достижения высоких результатов положительного отношения к предмету  и мотивации  мало… Сегодня педагогический коллектив школы —  это 59 педработников, большая часть из которых – специалисты с высшим образованием и высшей или первой квалификационной категориями.  Две третьих, кстати, тоже выпускники родной школы.  И все понимают, чтобы соответствовать требованиям времени  необходимы и опыт, и знания, и современные технологии.

СНХР: Соломатина – как вам кажется, труд учителя прост или сложен, и если сложен, то почему большинство педагогов посвящают ему всю жизнь?

Иногда быть хорошим учителем мало, надо быть философом, психологом, другом. Популярная шутка о  том, чтобы учить других, то надо всю жизнь учиться самому, здесь находит свое особое выражение. С 2007 года в школе впервые вводится профильное обучение старшеклассников. В  2010 году  осуществлен переход на фгос в начальной школе. 2011 год стал началом проведения различных оздоровительных мероприятий в рамках проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни». Залогом успеха воплощения в жизнь многих пилотных проектов  стала кропотливая  работа людей, неравнодушных к своему делу, готовых к новым изменениям.

СНХР: Н.М. о перспективах

Важная часть школьной летописи – жизнь общественная.  Сегодня самые спортивные ученики входят в состав школьного клуба «Виктория», самые активные  создают законы, формируют правительство, и даже выбирают президента для своей собственной  республики. Самые выносливые становятся членами военно-патриотического клуба  имени старшего лейтенанта Госнаркоконтроля Артема Карелина. Для этого дружного коллектива 2014 год стал юбилейным. Самое важное, что для многих выпускников участие  в таких объединениях  определило будущее.

СНХР Ибрагим о выпускниках.

С восходом солнца к дверям родной школы спешат почти 600 учеников. Для них здесь светятся окна с раннего утра и до позднего вечера. Кто – то находит друзей, кто-то любимое дело, кто-то  еще только мечтает о будущем. Каждый из них в этих стенах пройдет свой путь из детства в юность. Каждый   здесь получит билет во взрослую жизнь. И обязательно каждый унесет с собой  знания, опыт, умения или навыки. И каждый оставит – частичку сердца, души, своих собственных светлых воспоминаний.

Песня про школу —  картинки праздников.

 


Цитаты | Scripts & Scribes

ЦИТАТЫ ПИСАТЕЛЯ

WRITERS & WRITING

« Писатель — это человек, которому писать труднее, чем другим людям ».
-Томас Манн

» Человек пишет не потому, что хочет что-то сказать. Он пишет, потому что ему есть что сказать ».


-Ф. Скотт Фицджеральд

» Писать не о чем. Все, что вы делаете, это садитесь за пишущую машинку и истекайте кровью ».
— Эрнест Хемингуэй

« Легко читать — чертовски тяжело писать ».
— Аноним

« Писать — самый трудный способ заработать на жизнь, за исключением, пожалуй, борьбы с аллигаторами ».
-Олин Миллер

 

ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА

Ты не можешь сказать, я не буду писать сегодня, потому что это оправдание растянется на несколько дней, потом на несколько месяцев, потом… ты больше не писатель, просто тот, кто мечтает стать писателем ».
-Дороти С. Фонтана

« Упорный труд побеждает талант, когда талант не хочет усердно работать ».
-Тим Нотке

Писать – самая тяжелая работа в мире. Я был каменщиком и водителем грузовика, и я говорю вам — как будто вам уже не говорили миллион раз — что писать труднее. Одинокий. И благороднее и богаче

».
-Харлан Эллисон

» Я обнаружил, что чем усерднее я работаю, тем больше мне везет ».
-Томас Джефферсон

« Гениальность редко признается тем, чем она является: огромной способностью к тяжелой работе ».
— Генри Форд

 

НЕУДАЧА И УСПЕХ

« За свою карьеру я промазал более 9000 бросков. Я проиграл почти 300 игр. Двадцать шесть раз мне доверяли сделать победный бросок… и я промахивался. Я терпел неудачу снова и снова в своей жизни. И именно поэтому — мне удается ».
-Майкл Джордан

» Успех иногда представляет собой череду неудач, скрепляемых прочной нитью решимости и настойчивости
-Анонимус

« Успех состоит в переходе от неудачи к неудаче без потери энтузиазма

».
— Сэр Уинстон Черчилль

« Многие неудачники в жизни — это люди, которые не осознавали, насколько они были близки к успеху, когда отказывались от ».
-Томас Эдисон

Это неровная дорога, ведущая к высотам величия ».
– Сенека

 

СТРАСТЬ

« Мы пишем не потому, что хотим; мы пишем, потому что у нас есть ».
-Сомерсет Моэм

» Когда вы следуете своей энергии и все время делаете то, что хотите, различие между работой и развлечением стирается
-Шакти Гавейн

» Есть только одна причина стать сценаристом или писателем чего-либо, и это то, что вы не можете избежать этого. Это то, что вы любите делать. Это то, кто вы есть. Я пишу, потому что не могу не написать ».
-Рон Басс

« Написание само по себе является наградой ».
-Генри Миллер

« Я лучше потерплю неудачу в том, что люблю, чем преуспею в том, что ненавижу ».
-Джордж Бернс

 

ТВОРЧЕСТВО И ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир ».
-Альберт Эйнштейн

» Некоторые люди видят вещи такими, какие они есть, и спрашивают, почему. Другие мечтают о том, чего никогда не было, и спрашивают, почему бы и нет ».
-Джордж Бернард Шоу

В письме нет правил. Есть полезные принципы. Выбрасывайте их, когда они бесполезны. Но всегда знайте, что выбрасываете ».
-Уилл Шеттерли

» Каждый день проходит мимо тысячи идей для историй. Хорошие писатели — это те, кто видит пять или шесть из них. Большинство людей не видят ».
-Орсон Скотт Кард

Согласно законам аэродинамики, шмель не может летать. Вес его тела не соответствует размаху крыльев. Игнорируя эти законы, пчела все равно летает ».
-М. Sainte-Lague

 

НАСТОЙЧИВОСТЬ

Достижение, кажется, связано с действием. Успешные мужчины и женщины продолжают двигаться. Они совершают ошибки, но не бросают ».
— Конрад Хилтон

« Победа принадлежит самому упорному ».
– Наполеон Бонапарт

‎” Эксперт – это человек, который сделал все ошибки, которые только можно сделать в узкой области ».
– Нильс Бор

Человек не побежден, когда он побежден. С ним покончено, когда он покидает ».
– Ричард Никсон

« Величайшая слава жизни заключается не в том, чтобы никогда не падать, а в том, чтобы подниматься каждый раз, когда мы падаем ».
– Нельсон Мандела

 

У вас есть отличная цитата, имеющая отношение к написанию? Не стесняйтесь представить его нам.

Найдите нас здесь:

Топ-5 вдохновляющих цитат для писателей – Writer’s Edit

Каждому писателю время от времени нужно немного вдохновения. На самом деле, некоторым из нас нужно гораздо больше, чем другим. И это неудивительно, если учесть все, с чем приходится сталкиваться писателю в течение дня. Чрезвычайные часы изоляции, борьба с неуверенностью в себе, тревога перед пустой страницей, разочарование от бесконечного пересмотра. Среди всего этого безумия вполне естественно чувствовать себя немного невдохновленным. Но что ты делаешь, когда попадаешь на этот путь? У многих возникает искушение просто бросить ручку, закрыть ноутбук, сесть и ждать, когда снова придет вдохновение. Но если вы примете такой подход, вы никогда не напишете. Как сказал Дэн Пойнтер: «Если вы ждете вдохновения, чтобы писать; ты не писатель, ты официант». Итак, если вы не хотите становиться официантом, но испытываете трудности с вдохновением, попробуйте активно искать его. Может быть, почитать хорошую книгу, послушать вдохновляющий трек или отправиться на прогулку в любимое место? Или, может быть, прочитать вдохновляющие цитаты, написанные некоторыми известными авторами? Чтобы помочь вам с последним, мы собрали пять цитат, которые вдохновят писателей, испытывающих трудности.

Пять цитат, которые обязательно заставят эти слова снова звучать… Изображение предоставлено читателем Уокером через Flickr Creative Commons.

№5. Ричард Родс

Если вы хотите писать, вы можете. Страх мешает большинству людей писать, а не отсутствие таланта, что бы это ни было. Кто я? Какое право я имею говорить? Кто меня послушает, если я послушаю? Вы человек, и у вас есть уникальная история, и вы имеете на это полное право. Если вы говорите страстно, многие из нас будут слушать. Нам нужны истории, чтобы жить, всем нам. Мы живем историей. Твоя расширяет круг».

  Возможно, длинное начало, но эта цитата просто переполнена вдохновением. Не говоря уже о том, что Родс поднимает некоторые ключевые вопросы, с которыми мы, писатели, сталкиваемся. Страх, самосознание, неуверенность в себе. Все это действительно может навредить. Негативные мысли могут досаждать нашему разуму и наполнять нас неприятной степенью неуверенности. Но вот что касается страха: он может остановить нас только в том случае, если мы позволим ему это сделать. Правда в том, что каждому писателю приходится бороться с этим маленьким демоническим голосом, обитающим в его голове, — с тем, который спрашивает: «Кто вы?» или «Какое право вы имеете?»0011 вы должны быть писателем?» Но мы не должны позволять этому голосу поколебать нас. Представьте, где была бы сегодня литература, если бы такие люди, как Уильям Шекспир, Джейн Остин или Чарльз Диккенс, прислушивались к ядовитому шепоту своих сомнений. Каждый из нас должен отгородиться от своих внутренних демонов и напомнить себе, что Родс утверждает в этой цитате. Что мы люди, и нам есть что рассказать. И у нас есть каждых прав сказать это. Страх — единственное, что может нас остановить. Поэтому, что бы мы ни делали, мы никогда не должны позволять страху сказать последнее слово.

№4. Ричард Бах

Профессиональный писатель — это любитель, который не бросил».

Вслед за Родосом цитата Баха также мотивирует писателей, борющихся с проблемами страха и неуверенности в себе. Иногда трудно представить себя «настоящим» писателем. профессиональный писатель . Особенно, когда вы только начинаете. Вы можете слишком долго сравнивать себя с другими и чувствовать, что не соответствуете их стандартам. Как будто все остальные настоящие , «профессиональный» писатель, а вы всего лишь любитель. Но это всего лишь говорит ваш «внутренний демон». Если у вас есть страсть к писательству, вы уже писатель. Иногда вы можете чувствовать себя любителем, но все, что вам нужно делать, это продолжать писать. Это все, что нужно. Потому что чем больше вы пишете, тем больше вы учитесь и тем больше совершенствуетесь. Так что продолжайте писать, и прежде чем вы это узнаете, вы обнаружите, что вы профессионал.

№3. Джоди Пиколт

Плохую страницу всегда можно отредактировать. Вы не можете редактировать пустую страницу».

Иногда самое трудное для писателя — это начать писать. Особенно, если вы перфекционист. Некоторые писатели боятся написать «плохую страницу». Слишком заманчиво писать только то, что мы считаем «достойным», — помещать на страницу только то, что мы уже довели до совершенства в своем уме. Но Джоди Пиколт объясняет, почему нам не нужно бояться написать плохую страницу — потому что мы всегда можем вернуться и отредактировать. В конце концов, для этого и существует редактирование. Уточняем нашу работу. Как только мы это осознаем и избавимся от страха перед «плохой страницей», вы удивитесь, насколько проще будет сделать первый шаг и начать писать.

Однако не только , начинающееся с , может быть трудно написать, но и , заканчивающееся на . Вот где нас прикрывает Доктороу.

№2. Э.Л. Doctorow

 Писать роман — все равно, что вести машину ночью. Вы можете видеть только до фар, но так вы сможете проехать всю поездку».

Написание романа, безусловно, может быть долгой и трудной задачей. Так часто кажется, что это невозможно завершить. С многократным составлением, и переделкой, и re — переделывая, финишная черта может казаться настолько далекой от нашего взгляда, что мы никогда не сможем ее достичь. Но, как напомнил нам Доктороу, нам не обязательно видеть финишную черту, чтобы добраться туда. Финишная линия существует. Оно ждет нас в темноте, за краем нашего зрения. Если мы сосредоточимся на настоящем, сосредоточим свой взгляд на том, что мы можем увидеть, то, прежде чем мы это осознаем, эти фары осветят наш конечный пункт назначения. Так что в следующий раз, когда вы будете бороться с постоянно растущей кучей черновиков и правок, помните об этом, и пусть Доктороу вдохновит вас двигаться дальше!

№1. Стивен Кинг

Писательство — это магия, такая же вода жизни, как и любое другое творческое искусство. Вода бесплатная.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *