Сознание — Большая советская энциклопедия
Созна́ние
Одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению С. В философии при материалистическом решении ее основного вопроса (см. Основной вопрос философии) С. рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительность, как осознанное бытие, субъективный оо раз объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как Идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. При социологическом подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии С. трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет С. — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель С., постольку одним из существенных моментов С. является Самосознание.
История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального. Так, например, Логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей; ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу — общему миропорядку вещей. Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса «ум» (Нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение.
Если в античности разум космичен и предстаёт как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века С. трактуется как над-мировое начало (бог), которое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С.
На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал Р. Декарт, который, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал С. как непространственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего её субъекта. Б. Спиноза в своём материалистическом учении рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Французские материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности. Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть общественную природу и активный характер человеческого С. Представители нем. классического идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности С., Г. Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-исторической природы С. и утвердил принцип Историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни; однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.
Марксизм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимую сторону практической, материальной деятельности человека. Согласно диалектическому материализму, С. возникает, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Отражая в своём содержании объективный мир, С. детерминируется природной и общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов — идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.
Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистическую трактовку активности С. как имманентной, идущей из глубины духа, марксизм вместе с тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизического материализма, согласно которой С. есть пассивное созерцание мира. Диалектический материализм объясняет активность С., исходя из его детерминации объективной действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его С., превращается в идеальное; в свою очередь, С. (идеальное) через материальную деятельность человека претворяется в действительность, в реальное. Активность С. направлена прежде всего на познание. Она проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практической деятельностью.
Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческую необходимость возникновения и развития С., которое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности творить мир: «Созн ание человека не только отражает объективный мир, но и творит его… Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194, 195).
Происхождение С. и его биологической предпосылки. Формированию С. человека предшествовал длительный период «умственного» развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как С. человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.
Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).
С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и символической деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственнопредметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков — Язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Социальная сущность С. Личное и общественное С. Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. В противоположность этому марксизм исходит из того, что невозможно анализировать С. изолированно от др. явлений общественной жизни. «Сознание… с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 29).
С. объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах обществ. С. Общественное С. развивается через С. отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами по себе ещё не заключают в себе мыслительного содержания, только в отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т.п. имеют смысл духовного богатства. Общественное С. — это отражение общественное бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретического мышления. В состав общественного С. входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая общественное бытие, общественное С. обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на общественное бытие.
Когда имеют в виду общественное С., то отвлекаются от всего индивидуального, личного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определённой социальной группы. Подобно тому как общество не есть «сумма» составляющих его людей, так и общественное С. не есть «сумма» сознаний отдельных личностей, а качественно особая духовная система, которая живёт своей относительно самостоятельной жизнью. Между личным и общественным С. происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы С. становятся личными убеждениями индивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав общественного С., приобретают характер нормы поведения.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же, т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Сеченов И. М., Избранные философские и психологические произведения, М., 1947; Хасхачих Ф. И., Материя и сознание, М., 1952: Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; его же, Сознание и самосознание, М., 1972; Шорохова Е. В., Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Проблемы сознания, М., 1966; Георгиев Ф. И., Сознание, его происхождение и сущность, М., 1967; Басеин Ф. В., Проблема бессознательного, М., 1968; Уледов А. К., Структура общественного сознания, М., 1968; Тугаринов В. П., Философия сознания, М., 1971; Дельгадо Х., Мозг и сознание, пер. с англ., М., 1971; Conference on problerns of consciousness, 5 ed., N. Y., 1955; Beloff J., The existence of mind, L., 1962; F rey G., Sprache — Ausdruck des Bewufitseins, Stuttg., 1965; Brain and mind. Modern concepts of the nature of mind, by Н. Kuhlenbeck [a. o.], N. Y., 1965; Grei danus J. Н., A theory of mind and matter, Arnst., 1966; Rothacker Е., Zur Genealogie des menschlichen BewuBtseins, Bonn, 1966.
А. Г. Спиркин.
Расстройства сознания. Понятие «расстроенное С.» рассматривается в современной психиатрии неоднозначно. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой к расстройствам С. относят лишь те болезненные состояния, при которых нарушается восприятие внешних объектов, ориентировка в пространстве и времени, расстраивается мышление, происходящее не фиксируется памятью, наступает отрешённость от реального мира (К. Ясперс).
Каждый из перечисленных признаков может наблюдаться при различных психических расстройствах, но сочетание этих признаков характеризует состояние помраченного С. Следовательно, для расстройства С. характерно нарушение как абстрактно-логического, так и наглядного, чувственного, познания.
В клинической практике наиболее часто встречается оглушение, которое проявляется заторможенностью, сонливостью, обеднением психической жизни, новышением порога восприятия внешних раздражителей; от легкой степени (обнубиляция сознания) до крайне тяжёлых — Сопора и комы (См. Кома). Делириозному помрачению С., или делирию, свойственны Иллюзии, Галлюцинации аффективные расстройства, острый Бред, двигательное возбуждение, сочетающиеся с общими для всех видов нарушения С. признаками. Для онейроидного (сновидного) помрачения С. характерны прежде всего фантастические чувственные грёзоподобные переживания, выраженные аффективные и двигательные расстройства, нарушение самосознания. При аментивном помрачении С., или аменции, преобладают грубое расстройство течения ассоциативных процессов (бессвязность, фрагментарность мышления), сопровождающееся суетливым двигательным возбуждением, бессвязной говорливостью, постоянной сменой настроения. В отличие от указанных выше Синдромов, сумеречное помрачение С. развивается внезапно, имеет чёткие начало и конец и длится обычно недолго — минуты или часы: внешне поведение человека нередко выглядит целесообразным и последовательным, но наличие злобно-тоскливого Аффекта, острого бреда и ярких галлюцинаций может обусловить вспышки неистового возбуждения с бессмысленной агрессией.
Лит.: Меграбян А. А., О природе индивидуального сознания. (В норме и патологни), Ер., 1959; Герцберг М. О., Очерки по проблеме сознания в психопатологии, М., 1961; Проблемы сознания. Материалы симпозиума, М., 1966; Пападопулос Т. Ф., Проблема расстройств сознания в современной психиатрии, «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1969, т. 69, № 3, с. 444—56; Rosenfeld M., Die Storungen des Bewusstseins, Lpz., 1929; Hirsch W., Rust K., Bewusstseinsverlust, 2 Aufl., Lpz., 1958.
М. И. Фотьянов.
Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- сознание — СОЗНАНИЕ, СОЗНАНЬЕ, -я; ср. 1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс). Толковый словарь Кузнецова
- сознание — Созна́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
- сознание — СОЗНАНИЕ, я, ср. 1. см. сознать, ся. 2. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с. Толковый словарь Ожегова
- Сознание — См. Психология. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- сознание — сущ., с., употр. очень часто (нет) чего? сознания, чему? сознанию, (вижу) что? сознание, чем? сознанием, о чём? о сознании 1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность. Развитие, формирование сознания. Толковый словарь Дмитриева
- сознание — орф. сознание, -я Орфографический словарь Лопатина
- СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Новая философская энциклопедия
- Сознание — I Сознание высшая форма отражения действительности, характеризующая духовную активность человека. Понимание сущности С. определяется решением основного вопроса философии: в противоположность идеализму и дуализму, для представителей которого… Медицинская энциклопедия
- Сознание — Высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляет собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю С. ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Толковый словарь психиатрических терминов
- сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- СОЗНАНИЕ — (англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы… Большой психологический словарь
- сознание — Сознание, сознания, сознания, сознаний, сознанию, сознаниям, сознание, сознания, сознанием, сознаниями, сознании, сознаниях Грамматический словарь Зализняка
- СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Большой энциклопедический словарь
- сознание — сущ., кол-во синонимов: 22 дух 136 исповедь 7 крыша 49 мозг 17 мысль 42 осмысление 19 осознание 11 покаяние 9 понимание 47 постижение 31 психика 4 пуруша 6 разум 22 разумение 18 рассудок 19 сознательность 13 ум 39 умственный взор 2 уразумение 20 уяснение 15 чувство 32 чухалка 5 Словарь синонимов русского языка
- сознание — Это слово является калькой с латинского conscientia, что в буквальном переводе означает «совместное знание». См. также близкое по смыслу слово совесть. Этимологический словарь Крылова
- сознание — СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Сознательность действий — бессознательность действий. СОЗНАНИЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Татьяна вдруг решается писать Онегину: поступок наивный и благород-ный, но его источник заключается не в сознании… Словарь антонимов русского языка
- сознание — созна́ние калька лат. conscientia; едва ли прав Унбегаун (RЕS 12, 39), объясняя это слово из нем. Gewissen «совесть». Этимологический словарь Макса Фасмера
- СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование… Новейший философский словарь
- сознание — см. >> понимание см. также -> прийт, в сознание, прийт, к сознанию, с сознанием собственного достоинства Словарь синонимов Абрамова
- СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ — англ. conscience; нем. Bewu?tsein. 1. Высшая, свойственная только человеку и связанная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности. Социологический словарь
- сознание — -я, ср. 1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее. Потерять сознание. Быть без сознания. □ Дремота все гуще застилала его сознание. Короленко, Слепой музыкант. Малый академический словарь
- сознание — СОЗН’АНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать-сознавать в 1 ·знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга. Толковый словарь Ушакова
- сознание — сознание ср. 1. Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека. Толковый словарь Ефремовой
- сознание — Способность осознавать себя в мире, свое отношение к миру, опосредованное общественно-историческим опытом и предполагающее взаимодействие интеллекта, чувств и воли. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- Сознание — Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов… Педагогический терминологический словарь
Сознание в философии: понятие, структура и проблемы
Понятие сознания в философии сложно определить, поскольку этот термин имеет многоаспектный круг объяснений. Оно содержит в себе мысли, восприятие мира, осознание. В зависимости от времени оно воспринимается как мнения, собственное Я. Мыслители превозносят осознанное бытие, как самое важное в мире. А ученые считают, что данное понятие расплывчато и не имеет границ использования. Сознание означает человеческую деятельность на ментальном уровне.
Философские теории
С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.
Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).
Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.
Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.
Формы
Различают 4 формы рассматриваемого понятия: самосознание (осознание личности), рассудок (осознание, способное мыслить и постигать мир), разум (разум в самосознании) и дух (высшая форма осознания, объединяющая все другие).
Философская наука старается найти решения на 2 основные проблемы сознания: в чем состоит его сущность и его взаимосвязь с физическим миром (особенно телом).
Дуализм
Это предположение о существовании 2 видов субстанций: сознание и физические субъекты. Прародитель этой ветви – Рене Декарт, утверждающий, что человек – это мыслящая субстанция, которая может сомневаться в существовании всего окружающего мира, за исключением своего сознательного Я, которое никак не связанно с физическим окружением.
Двойственность духовного мира и телесной оболочки – теория, по которой сознание и материя понимаются, как: независимые, дополняющие и находящиеся на одном уровне по значимости субстанции. Эта точка зрения начала развиваться в трудах Платона и Декарта. По Платону тело является частью физического мира и поэтому умирает. А душа не привязана ни к временному, ни к пространственному течению, и поэтому ей доступна истинная сущность мира идей.
Последователем дуализма нашего времени можно назвать Дэвида Чалмерса. Он считает свою точку зрения натуралистическим дуализмом, согласно которой сознательный опыт не имеет физической природы, хотя и находиться в зависимости от нее в соответствии с природными законами. Законы психофизики предполагаются Чалмерсом как дополнение к миру физических объектов.
Логический бихевиоризм
Логический бихевиоризм – концепция, предполагающая бытие в психическом положении, нахождение в бихевиоральном состоянии, то есть выражение некоей поведенческой позиции, или противоположное мнение к ней. Это направление перекликается с психологическим бихевиоризмом, но имеет существенное отличие: последний вариант предполагает рассмотрение бихевиоризма как способа изучения человека без попыток решения философских задач в области понятия сознания и его взаимосвязи с телесной оболочкой. Представителями этой философской ветви являются Гемпель и Райл. Эта теория пытается отрицать двойственность по Декарту, потому что она находится в противоречии с утверждением о единстве науки (физикализм).
Идеализм
Следуя теории идеализма, мир есть совокупность сознаний. Мир материального не существует без них. Джо Беркли считал, что бытие – это восприятие внешним миром.
Индуизм
В этом ответвлении, философы представляют Пурушу (молчаливую высшую силу), который обозревает деятельность Пракрити (материальных субъектов). Духовное сознание ошибочно сопоставляется с телом, которое охвачено и увлечено гуннами (природными качествами).
Материализм
Материализм – философская концепция о физической оболочке всего существующего. Сознание – это черта высокоорганизованной субстанции. Материалисты критикуют прочие направления, изучающие сознательную сущность, и утверждают, что поведение человека является его физическим источником внутри тела. Представителями этой теории считаются Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон.
Функционализм
В соответствии с этой теорией нахождение в психическом положении означает нахождение в функциональном сознании (выполняя конкретное действие). Функционалисты считают, что сознание находится в таком же соотношении с мозгом, как опция показывать время – с материальным объектом самих часов. Функционализм критикует точку зрения материалистов, потому что не принимает взаимосвязь сознания и мозга: сознание только функция различных материальных объектов. Функционалистами считаются Дэвид Льюис, Хилари Патнем, Дэниел Деннет.
Двухаспектная теория
Теория гласит, что психическая и физическая сущности – это два качества реальности, на которой основано все мироздание. Эта реальность не относится ни к психической, ни к физической. Теория двух аспектов отрицает остальные философские ветви, которые утверждают о существовании психического и физического. Таких вглядов придерживались: Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел, Питер Стросон.
Феноменологическая теория
Феноменология пытается описать сущность опыта без каких-либо объяснений реальности его объекта. Это направление старается найти идеальные качества мышления человека и восприятия, не зависящие ни от каких индивидуальных особенностей, и объяснить прочие науки в виде основанных на мышлении. Интернациональность – основополагающая черта человека. Представители феноменологии – Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.
Эмерджентная теория
По эмерджентной концепции сознание не может быть сведено к физическому состоянию мозга, хотя и есть качество некоего материального объекта. Это нередуцируемая субстанция, которая имеет уникальные характеристики, и реальный объект для изучения наукой. Среди сторонников выделяется Джон Серл.
Понятие сознания не употребляется в философии, если говорится о движении в мышлении без соотношения с мирозданием. Без опыта соотношения с миром, оно перестает быть самостоятельным и превращается в способность рефлексии по отношению к мысленному содержимому. В мышлении субъект движения – это само мышление, которое понимается, как некое общее пространство действий и, как субъект этих действий одновременно.
СОЗНАНИЕ — это… Что такое СОЗНАНИЕ?
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия
сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Сознание — Сознание ♦ Conscience Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с … Философский словарь Спонвиля
сознание — только рефлекс рефлексов. <…> сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. <…> сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… … Словарь Л.С. Выготского
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга … Толковый словарь Ушакова
сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство … Словарь синонимов
Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия
СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и … Большой Энциклопедический словарь
Определение понятия «сознание» | Psylist.net
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.
Основные подходы к проблеме
«Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния». Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.
По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.
Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.
Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.
Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.
Представляет интерес система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик» [20]. «Сознание есть как бы контакт с самим собой» [21]. Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.
По мнению Б.Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание» [22]. По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире» [23].
По мнению Л.М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов [24].
Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. …То, что мы называем «несознанием» – это просто иное сознание. …На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы »мертвы«, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического »Я«, ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих »неживых« формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности» [25].
По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Общая психология:
Бессознательное — Википедия
Эта статья — о психоаналитическом понятии. О понятии из общей психологии см. Подсознание.Бессозна́тельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное — характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени.[1] Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.
Несколько основных классов проявлений бессознательного[править | править код]
- Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.
- Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.
- Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
- Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
- Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при прослушивании слов.
- Сновидения: по Фрейду, в сновидениях скрыты вытесненные в бессознательное различные желания человека, которые при бодрствовании подвергаются «цензуре» Я и Супер-эго.
Истоки идеи бессознательного можно усматривать в учении Платона о познании-воспоминании.
Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций.
Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.
Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.
Отличия подсознания и бессознательного[править | править код]
Различают эти понятия, в основном, в области психологии. Причиной этому служит то, что в психодинамической психологии слово «бессознательное» чаще употребляется в значении психической области, а не качества, присущего психическим явлениям[2]. Фрейд понимал под бессознательным продукт вытеснения. Некое вместилище вытесненных эмоций, желаний и фантазий[3]. Такое понимание психики было расценено как не соответствующее критерию научности — фальсифицируемости.[4] В то время, как подсознание — термин, означающий часть бессознательного, в котором протекают когнитивные процессы, без прямого отображения в сознании и которые впоследствии могут проявиться в виде инсайтов интуиции. Так в подсознание входит эксплицитная память. В то время, как имплицитная память, включая процедурную память, находится в бессознательном вне подсознания. Существование подсознания — научный факт, имеющий множество подтверждений.
Зигмунд Фрейд утверждал, что многие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Бессознательное в работах К. Г. Юнга[править | править код]
Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекцияхВ дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.
По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному ещё коллективное, последнее есть совокупность статичных форм (эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами (устар.)), которые являются врождёнными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несёт в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы, лишенные содержания, такие формы Юнг назвал проформами (синонимично архетипу). В то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека, то есть формы, наполненные личным содержанием, но не ассимилированные (полностью или частично) сознанием (в силу этого они оказывают аттрактивное влияние на сознание).[1]
Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.
Бессознательное в работах Роберто Ассаджиоли[править | править код]
Бессознательное в исследованиях советской школы[править | править код]
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.
- ↑ 1 2 К.Г. Юнг. Психология бессознательного.
- ↑ Freud, 1933,pp. 104—105).
- ↑ Зигмунд Фрейд Я и Оно
- ↑ Popper K.R. Conjectures and Refutations. The Growth of Scientific Knowledge. London and Henley. Routledge and Kegan Paul, 1972. Перевод с сокращениями 1, 3 и 10-й главы А. Л. Никифорова
- Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 25-38.
- Фрейд З. Бессознательное (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 129—186.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
- Фрейд З. Психология бессознательного : сборник произведений. — Москва: Просвещение, 1989.
- Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59). — М.: Логос; Гнозис, 2002.
- Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем / составители: И. Айзенбах-Штангль, М. Эртль; пер. с нем. А. В. Логинова; научн. ред. О. Б. Кетовой. — М.: Verte, 2009. — 232 с. — (Серия «Профессия: консультант»). — ISBN 978-5-903631-05-6.
- Зачепицкий А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
- Общая психология : учеб. для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
- Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. — Москва: Республика, 1994.
- Кэррол Р. Т. Бессознательное // Кэррол Р. Т. Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions / Роберт Т. Кэррол. — М.: Диалектика, 2005. — С. 67—68. — ISBN 5-8459-0830-2..
- Леонтьев А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности.
- Щербатых Ю. В. Понятие о бессознательном // Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 19.1. — С. 191—197.
- Савельев А. В. Аспекты возможности сознательного моделирования бессознательного в искусственных социумах // Журнал «Искусственные общества». — 2009. — Т. 4. — № 1-4. — М.: Лаборатория искусственных обществ.
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного; Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека; Иванов В. В. Бессознательное, функциональная асимметрия. Язык и творчество; Цапкин В. Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного. [1]
- Бессознательное в психоанализе // Словарь Лакановского психоанализа (2008).
- Бессознательное — это не то, что вы думаете. Лекция Дмитрия Ольшанского в Институте клинической медицины и социальной работы. — 26 февраля 2009 г. [2]
Понятие сознания, структура и источники формирования сознания
Сознание человека представляет собой удивительный феномен, близкий для нас и в то же время загадочный, окутанный пеленой таинств и поражающих наше воображение парадоксов. Многие пиления, связанные с ним (внушение, телепатия, психокинез и др.) свидетельствуют о сложности данного образования, неиспользованных возможностях его познания. Наука будущего, надо полагать, изменит о нем наши представления. Сейчас же его содержание мы должны рассматривать с позиций современного уровня знаний.
В понятийном аспекте сознание выражает способность высокоорганизованной материи — мозга человека отражать мир объективной реальности в процессе общественно-исторической практики и условий формирования социальной среды. В данном определении фиксируются источники формирования сознания, то, без чего оно не может существовать.
Основой мыслительной деятельности человека является мозг, вне его функционирования сознание не проявляет себя. Повреждение мозга, а тем более его разрушение, отрицательным образом сказывается на психике людей. Например, повреждение мозжечка приводит к нарушению координации движений, ахирургическое удаление затылочных долей — к утрате зрения. При повреждении лобных участков мозга люди не могут сознательно управлять своим поведением и осуществлять самоконтроль, у них отсутствует воображение и способность абстрактно мыслить.
Источники формирования
Важным источником формирования сознания является внешний мир. Он выступает в качестве онтологической основы психической деятельности человека. Одного мозга, следовательно недостаточно для функционирования сознания. Независимо от воздействий окружающего мира мозг не может мыслить. Имея ввиду данное обстоятельство, Иван Павлов отмечал, что мозг не рояль из которого можно извлекать всякие арии и все что захочется. Сознание неразрывно связано с окружающей человека материальной средой и без ее воздействия функционировать не может.
Существенной предпосылкой (источником) сознания является общественно-историческая практика, в целом социальная среда. Сознание не может функционировать вне мозга человека и воздействия на него реальных вещей, но оно не проявляет и вне общения людей, практической деятельности. Известно много примеров, когда дети, находясь среди животных например, в стае волков, уподоблялись их образу жизни: ходили на четвереньках, кушали мясо в сыром виде, лаяли по-волчьи и т.е. подлинно человеческая, изначально заданная им наследственность в условиях естественной среды не находила своей реализации, оставалась невостребованной. И в последующем оказавшись в условиях социальной среды, дети не могли адаптироваться к ней и никогда не становились людьми. Роль социальной среды является определяющим фактором для становления человека и формирования его сознания.
Структура сознания
Феномен сознания отличается своей неоднозначностью имеет сложную структуру. Впервые на данное обстоятельство было обращено внимание Зигмундом Фрейдом. Вначале он вводит в научный оборот понятие «предсознание», с целью выявления взаимосвязи бессознательных процессов психической деятельности с сознанием человека. Затем отказывается от него и в своей работе «Я» и «Оно» предлагает новую структуру психики. бессознательное — сознание — сверхсознание («Оно» — Id- «Я» — Ego; «Сверх-Я» — Super Ego).
По Фрейду, основание структуры психики составляет «Оно» (Id), т.е. бессознательные процессы. Они представляют собой своеобразные импульсы психической энергии, отдельные желания и стремления людей, которые проявляют себя вне сознания и имеют интенцию, т.е. стремление к немедленному своему удовлетворению. Бессознательные процессы лишены контактов с внешним миром и находятся за пределами сознания. К ним как правило, относятся стихийные импульсы знаний и те чувственные переживания, которые вытесняются из сферы сознания, пребывая в подавленном, угнетенном состоянии. Все эти явления бессознательной психики находятся под влиянием либидо, т.е. психической энергии сексуальных влечений. В силу данного обстоятельства 3. Фрейд считал, что бессознательное «Id» является причиной духовного рабства человека.
Вторым структурным компонентом психической деятельности, по Фрейду, является «Я» (Ego). Это — та часть сознания, в которой человек актуально имеет дело. Она открыта для него и поддается регулированию и контролю. На основе сознания происходит отражение внешнего мира и конструируются различные программы сознательного поведения людей с предвидением конечных результатов их деятельности.
«Я» выступает определенным посредником между внешним Миром и «Оно», между влечением и страстями, с одной стороны, и их удовлетворением, — с другой стороны, где механизмом реализации являются не желания людей, а их нравственный долг.
Третьим структурным компонентом психической деятельности человека, считал 3. Фрейд, является «Сверх-Я» (Super-Ego). Это продукт культурной среды для «Я»: идеалы общества, традиции, социальные нормы, определенная система правил и запретов (табу). Другими словами, «Сверх-Я» — это то, что выработала культура, что усваивает человек и с чем он вынужден считаться н своей деятельности. «Сверх-Я» проявляется в сознании как совесть. Последняя вызывает у «Я» чувство стыда, вины и т.п.
3. Фрейд пришел к выводу, что чрезмерное давление Сверх-Я, как морального цензора в обществе, создает неполноценную личность, деформирует ее и уводит людей в мир иллюзий. Давление, оказываемое со стороны Сверх-Я, как бы провоцирует усиление мощи Оно, которое выходит за рамки сознательного на него воздействия со стороны «Я». Поэтому, считает 3. Фрейд, необходимо найти оптимальную форму сочетания Сверх-Я и Оно и самым предоставить необходимые условия для свободного развития сознания человека.
Трехуровневая структура духовного опыта человека, поставленная 3. Фрейдом, не потеряла своей актуальности и в стоящее время к ней обращаются многие исследователи.
В современной философской литературе имеют место и другие подходы к структурированию сознания. Отдельные исследователи выделяют в нем четыре основных аспекта.
Первый аспект структуры сознания связан с предметно-чувственной деятельностью человека, на основе которой формируются первичные знания о внешнем мире посредством таких форм познания, как ощущения, восприятия и представления.
Второй аспект — адекватен рациональному мышлению и ориентирован на постижение сущностных сторон материальной действительности в виде понятий, суждений и умозаключений.
Третий аспект структуры сознания соотносим с его эмоциональной компонентой, которая лишена непосредственной связи в внешним миром. Эта сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, что широкое распространение находит в современной экзистенциальной философии.
Четвертый аспект структуры сознания связан с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к творческому осмыслению действительности в виде фантазии, воображения, интуиции и т.п.
В структуре сознания можно выделить также нравственно-этическую компоненту. К выводу о том, что сознание — явлении морального порядка пришел Э. В. Ильенков. В письме к своему ученику, который в отчаянии думал о самоубийстве, он писал, что на этот шаг способен только человек и причина этого в наличии сознания, в понимании того, что «мир не устроен по-человечески». В сознании содержится «вся боль мира», а не знание о мире. Знание о мире постигается в теоретико-познавательной, рационально-логической деятельности, а боль мира переживается. Логика не болит, болят эмоции. Сердце, душа человека воспринимает эту боль. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию. И если боль мира превышает способность человека его переживать, то он «отключает» сознание, «гасит» его, прибегая к алкоголю, наркотикам или суициду (самоубийству). И. Ильенков писал, что без этого «проклятого» дара божьего, Человек был бы счастливее.
Единство сознания — Википедия
Единство сознания — философская концепция, согласно которой в основе явлений сознания лежит единая субстанция, не состоящая из частей и потому нематериальная. В разных философских учениях эта субстанция может называться нашим «я», душой или духом. Основным аргументом в пользу её существования служит тот факт, что множество явлений сознания воспринимается нами как одно целое, в то время как сами явления существуют по отдельности. Из этого делается вывод, что кроме явлений, в нас существует и нечто иное, что, само не будучи явлением, соединяет их между собой[1]. Учение о единстве сознания, как правило, используется в качестве одного из доказательств нематериальности и бессмертия души[2].
Плотин и его ученикиПлотин. Вопрос о единстве сознания обсуждался ещё в античной философии. С наибольшей ясностью эта мысль была высказана Плотином, который в трактате «О бессмертии души» утверждал: то, в чём сходятся восприятия от органов чувств, должно быть единым, подобно центру окружности, в котором сходятся радиусы. Если бы этого не было, радиусы не могли бы сойтись или сходились в нескольких точках, что нарушило бы цельность восприятия. В таком случае мы не могли бы воспринимать сложных предметов и, например, вместо человеческого лица видели бы только отдельные его черты. Но если восприятие едино, то тем более едино и мышление. Если же и восприятие, и мышление едины, они не могут принадлежать телу, так как всякое тело делимо до бесконечности[3].
Лейбниц. В Новое время идею единства сознания развивал Лейбниц, создавший учение о монадах — простых неделимых субстанциях. По мнению Лейбница, тела не являются субстанциями, так как не представляют собой настоящего единства. Тело есть лишь агрегат или собрание, подобное стаду овец или пруду с рыбой; его видимое единство создаётся лишь нашим восприятием и мышлением. Образец подлинного единства мы находим только в собственной душе, которая в каждом восприятии обнимает множество предметов. Восприятие есть не что иное, как представление многого в едином, и даже самая ничтожная мысль объемлет какое-нибудь многообразие. Отсюда следует, что именно душа является подлинной субстанцией, и всякая подлинная субстанция должна быть подобна нашей душе. Эти-то подлинные субстанции, подобные нашей душе, Лейбниц и назвал монадами (от греческого μονάς — «единица»). Одним из следствий этого учения была идея бессмертия души: монады, полагал Лейбниц, не возникают и не уничтожаются, так как не имеют частей, на которые могли бы распасться; поэтому и душа не рождается и не умирает, а лишь испытывает различные превращения[4].
Тейхмюллер. Одним из последователей Лейбница в 19 веке был немецкий философ-персоналист Г. Тейхмюллер. В своей книге «Бессмертие души» он подверг критике материалистическое воззрение на душу, как на функцию клеток мозга. Единство функции, утверждал Тейхмюллер, предполагает единство субстанции, в которой она совершается. Поэтому душу нельзя уподобить концерту, исполняемому множеством музыкантов:
Концерт существует только для слушателей, картина для зрителей. Куда девалась бы гармония, если бы одна и та же субстанция, воспринимающая один звук, не слышала и другого? Где было бы понимание слова, если бы все звуки не были соединены и сведены к единству смысла одним и тем же слушающим? Как бы наслаждаться картиною, если бы все различные впечатления красок не соединялись в одном и том же зрителе в единый образ?
— Тейхмюллер Г. Бессмертие души. Философское исследование. — Юрьев, 1895.
Простейшим доказательством единства души, полагал Тейхмюллер, является факт суждения. Всякое суждение, составляемое нашим умом, предполагает наличие единого субъекта, связывающего воедино два или более понятий. В суждении эти понятия расположены не рядом друг с другом, но друг в друге, что было бы невозможно, если бы субъект состоял из внеположных друг другу частей. Следовательно, субъектом суждения не может быть ни наше тело, состоящее из множества органов, ни наш мозг, состоящий из бесчисленного количества клеток, каждая из которых, в свою очередь, делится на огромное количество атомов. Таким субъектом мог бы быть только отдельный атом, при условии, если бы этот атом не был материальным, ибо всё материальное делимо на части. Душевная жизнь, требующая постоянного сравнения понятий, может совершаться только в простой, неделимой на части и потому нематериальной субстанции. Эта-то субстанция и есть наша душа[2].
Лев Лопатин. Русский философ-спиритуалист Л. М. Лопатин полагал, что лучшим доказательством единства сознания является факт психического синтеза. Когда мы воспринимаем какой-либо сложный предмет, например, яблоко, мы воспринимаем его как некое целое. Однако данные физиологии свидетельствуют, что для образования представления яблока необходимо возбуждение различных участков мозга, находящихся порой на большом расстоянии друг от друга. Так, для возникновения ощущения цвета яболока необходимо возбуждение одних нервных центров, для возникновения ощущения его запаха — других, вкуса — третьих, твёрдости — четвёртых и т. д. Восприятие яблока как целого есть результат сложного взаимодействия этих центров. Спрашивается: где же и в чём же эти разрозненные ощущения соединяются в одно целое? Для наглядности увеличим масштаб и представим человеческий мозг в размерах Солнечной системы. В таком случае может оказаться, что зрительное ощущение явится в области, соответствующей нашей Земле, обонятельное возникнет от него на расстоянии Юпитера, а осязательное — на расстоянии Меркурия. И каждое из этих ощущений непременно останется на своём месте, будучи привязано к тому особому движению мозга, которое его породило. Каким же образом эти обособленные психические состояния узнают друг о друге, сойдутся и сольются в одно целое? Ответить на этот вопрос, полагал Лопатин, можно только отказавшись от материалистической трактовки сознания и предположив, что в основе душевных явлений лежит особая нематериальная субстанция[5].
С. А. АскольдовСергей Аскольдов. Наиболее подробно идея единства сознания раскрыта в трудах русского философа С. А. Аскольдова. Этой теме посвящены его книга «Сознание как целое» и статья «Я, в философии» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
По мнению Аскольдова, единство сознания занимает уникальное положение среди всех единств, наблюдаемых в природе. Вещи, данные нам в ощущениях, только мыслятся нами в качестве единых, в действительности же представляют собой лишь множество отдельных, ничего не знающих друг о друге элементов. Все элементы нашего опыта, хотя бы и смежные в пространстве и времени, абсолютно чужды друг другу, и только кто-то другой видит их в одном ряду[1]. Когда мы говорим «одно дерево», «одна куча песка», это «одно» в них всегда обнаруживается в виде той или иной пространственной формы, которая сама по себе представляет чистое множество частей: точек, линий, поверхностей. Только в нашем восприятии эти части сливаются в нечто одно, вызывающее в нашем сознании один акт внимания. Напротив, в нашем сознании не кто-то другой, а само оно переживает и усматривает заключённую в нём множественность[1].
Лишь в сознании множественность и одно не исключают друг друга, а сосуществуют, являясь как бы вложенными одно в другое. Именно поэтому сознание заслуживает название единства, т. е. чего-то единящего в себе множественное. В отличие от этого кажущиеся и действительные элементы внешнего опыта заслуживают лишь названия единиц.
— Аскольдов С. А. Сознание как целое. Психологическое понятие личности. — М., 1918.
Наиболее ярким свидетельством единства сознания, полагал Аскольдов, являются акты оценки, сравнения или выбора того или иного содержания. «Иметь в виду», «оценивать», «сравнивать», «выбирать» может лишь что-то одно, в котором присутствует то многое, на что направлена оценка или выбор. Эти функции не могут быть выполнены отдельными элементами, каждый из которых знает только собственное содержание и не может вникать в содержание других. Множество содержаний может быть сопоставлено и охвачено только тем, что, оценивая сущность каждого, не теряет при этом своего единства. Это одно открывается нашему сознанию в нашем «я»[6].
Единство сознания, настаивал Аскольдов, не может иметь материалистического объяснения. Клетки, молекулы, атомы, составляющие наше тело, представляют собой ещё более сепаратную множественность, чем элементы сознания. Песчинки, находящиеся в одной куче песка, не менее чужды друг другу, чем рассеянные на огромном расстоянии. То же можно сказать и про элементы человеческого тела, в каких бы сложных пространственно-временных отношениях они ни находились. Тело обладает лишь внешним формальным единством, подобно куче песка или часовому механизму; но и это формальное единство привносится в него человеческим созерцанием и мышлением. Подлинное же единство состоит в фактическом нахождении множества в единой проникающей его сущности[6].
- ↑ 1 2 3 Аскольдов С. А. Сознание как целое. Психологическое понятие личности. — М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1918. — 54 с.
- ↑ 1 2 Тейхмюллер Г. Бессмертие души. Философское исследование. — Юрьев, 1895. — 200 с.
- ↑ Плотин. О бессмертии души // Плотин. Эннеады. Том 4. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. — 478 с.
- ↑ Лейбниц Г. В. Сочинения в четырёх томах. — М.: Мысль, 1984.
- ↑ Лопатин Л. М. Явление и сущность в жизни сознания // Вопросы философии и психологии. — М., 1895. — Кн. 30. — С. 619—652.
- ↑ 1 2 Алексеев С. Я, в философии и психологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Плотин. О бессмертии души // Плотин. Эннеады. Том 4. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. — 478 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения в четырёх томах. — М.: Мысль, 1984.
- Тейхмюллер Г. Бессмертие души. Философское исследование. — Юрьев, 1895. — 200 с.
- Лопатин Л. М. Явление и сущность в жизни сознания // Вопросы философии и психологии. — М., 1895. — Кн. 30. — С. 619—652.
- Лопатин Л. М. Вопрос о реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии. — М., 1899. — Кн. 50. — С. 861—880.
- Аскольдов С. А. Сознание как целое. Психологическое понятие личности. — М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1918. — 54 с.