Рассекая волны — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Рассекая волны» (англ. Breaking the Waves) — мелодраматический фильм режиссёра Ларса фон Триера 1996 года. Первый фильм трилогии фон Триера «Золотое сердце» («Рассекая волны» — «Идиоты» — «Танцующая в темноте»).
Начало 1970-х годов. Наивная и невинная Бесс Макнилл живёт с матерью и Дороти («Додо»), вдовой только что умершего брата героини, в коммуне со строгими религиозными традициями на западе Шотландии. Окружающие воспринимают Бесс как большого ребёнка, она наделена детской верой и способностью общаться напрямую с Богом. Она выходит замуж за Яна, который старше и опытнее её, он работает на нефтяной платформе в открытом море. В деревушке с её пуританскими нравами многие с сомнением относятся к этому браку. Невинная Бесс потрясена теми тайнами и радостями физической любви, в которые её посвящает более опытный Ян. В течение недолгого счастливого периода пара наслаждается друг другом и своей любовью.
Когда Ян должен отправляться на очередную смену на нефтяную платформу, Бесс охватывает отчаяние. Долгие телефонные разговоры не в состоянии заглушить её тревогу. Она молит Бога, чтобы Ян вернулся к ней. И вскоре её молитва оказывается услышана, но совсем не так, как ей хотелось бы. Ян возвращается домой парализованным, получив опасную для жизни травму головы в результате аварии на платформе. Ян понимает, что никогда не сможет снова быть вместе с Бесс, и просит, вернее, требует, чтобы она завела любовника. Поначалу Бесс отказывается, но, поверив в то, что это вернёт Яну мужество бороться за жизнь, она бросается во все тяжкие. Когда ей кажется, что у Яна наблюдаются признаки выздоровления, она подвергает себя ещё более унизительным ситуациям, несмотря на осуждение семьи и Церкви. Она верит, что случится чудо и Ян вернётся к ней. Ради него и их любви она готова рискнуть своей жизнью.
- Python Lee Jackson — In A Broken Dream (337 сек.)
- T-Rex — Hot Love (440 сек.)
- Deep Purple — Child In Time (930 сек.)
- Leonard Cohen — Suzanne (347 сек.)
- Roxy Music — Virginia Plain (267 сек.)
- Mott the Hoople — All The Way To Memphis (445 сек.)
- John Kongos — He’s Gonna Step On You Again (404 сек.)
- Thin Lizzy — Whiskey In The Jar (521 сек.)
- Procol Harum — Whiter Shade Of Pale (370 сек.)
- Elton John — Goodbye Yellow Brick Road (292 сек.)
- Jethro Tull — Cross-Eyed Mary (375 сек.)
- Johann Sebastian Bach — Siciliana (407 сек.)
Фильм был удостоен множества премий на различных кинофестивалях, в том числе:
Номинации[править | править код]
Фон Триер, Ларс — Википедия
Ларс фон Три́ер (дат. Lars von Trier; имя при рождении — Ларс Три́ер, дат. Lars Trier; род. 30 апреля 1956[5], Копенгаген, Дания) — датский режиссёр, сценарист и актёр, соавтор киноманифеста «Догма 95»[6]. Известен своей плодовитой и противоречивой карьерой, охватывающей почти четыре десятилетия
Обладатель более ста наград и номинаций на кинофестивалях по всему миру[16], в их числе «Золотая пальмовая ветвь» («Танцующая в темноте»), «Гран-при» («Рассекая волны»). А также премий «Сезар», «Давид ди Донателло», «Гойя», «Независимый дух», «Спутник» и др.
Ларс Фон Триер является основателем и акционером международной кинопроизводственной компании «Zentropa Films (англ.)русск.»[17][18], которая выпустила более семидесяти художественных фильмов и получила семь номинаций на премию «Оскар» за последние двадцать пять лет[19].
Ранние годы[править | править код]
Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих Ульфа и Ингер Триер. Родители придерживались левых взглядов, отец был социал-демократом, мать — коммунисткой. Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», результатом последнего стало то, что, с одной стороны, Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, с другой — бросил среднюю школу, не сумев вписаться в её жёсткие рамки. Ульф Триер был наполовину евреем, и интерес к еврейским корням определял личную идентификацию юного Ларса, пару раз он даже посещал синагогу. Позднее, уже в зрелом возрасте, режиссёр узнал, что в нём нет ни капли еврейской крови. Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — датчанин Фриц Михаэль Хартманн, который когда-то был её работодателем. Попытки Триера наладить контакты с биологическим отцом не увенчались успехом[20].У Ларса рано возник интерес к кино, свой первый фильм — минутную мультипликационную ленту «Путешествие в Тыквенную страну» (
В 12 лет Триер снялся в фильме Томаса Виндинга «Тайное лето» (Hemmelig sommer, 1969), во время работы над которым его «больше всего интересовала техническая сторона». Когда через полгода он вернулся на студию, ему «разрешили поучаствовать в [производственном] процессе — ставить свет и так далее»[22]. В 17 лет Триер хотел поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» ( Filmgrupp-16) и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приёмном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу[23].
Начиная с «Садовника», Триер стал добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссёра Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер» (Sv. Trier), окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер»[24]. Говоря о своём псевдониме, Триер также указывает на Стриндберга, подписывавшего свои письма «Rex» («Король»), американских джазменов, использовавших в качестве имён дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма, которым «частица „фон“ совсем не повредила в Голливуде»
Начало карьеры[править | править код]
Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году. В кино Ларс фон Триер дебютировал в 1976 году короткометражным фильмом Orchideengärtnereien. Его дипломной работой был короткометражный фильм «Картины освобождения» (Befrielsesbilleder), который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале в 1984. Первой работой в «большом» кино стал фильм «Элемент преступления» (1984), получивший призы на кинофестивалях в Каннах, Чикаго и Мангейме. В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актёра, сценариста и оператора. Ларс фон Триер стал известен публике по фильмам «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991).
«Европу», в которой американец путешествует по полуразрушенной Германии 1945 года, отличали яркие визуальные и аудио- решения — мрачные чёрно-белые декорации железных дорог, мостов и тоннелей, наложения кадров, зеркальные отражения, широкоугольные деформации [26]. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1991 года. «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест[27]. Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи[28]. Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым[29].
В 1992 году фон Триер и продюсер Петер Ольбек Енсен основали кинокомпанию «Zentropa» (по названию фильма «Европа» в американском прокате)[30]. В дальнейшем с помощью Zentropa снимались как фильмы фон Триера, так и других датских режиссёров.
В начале 1990-х вместе со своим постоянным сценаристом Нильсом Вёрселем фон Триер анонсировал необычный проект «Измерение». Этот фильм планировалось снимать до 2024 года, по две минуты каждый год
Славу по обеим сторонам Атлантики принёс фон Триеру телесериал «Королевство» (1994), прозванный «европейским ответом на „Твин Пикс“» и настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия.
«Золотое сердце» и Догма 95[править | править код]
Крупным успехом для фон Триера стал фильм «Рассекая волны» (1996), в котором главная героиня, движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах. Религиозная тематика и этическое послание, заложенное фон Триером, принесло ему сравнения со знаменитым соотечественником и автором фильмов с ясным и всеобъемлющим христианским содержанием Карлом Теодором Дрейером [33][34]. Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон. Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в килте[35].
20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон», где проходила посвящённая столетию кинематографа конференция, фон Триер зачитал манифест «Догма 95». Идеей этого манифеста был разрыв с традицией мейнстримного кинематографа, который отличали растущие бюджеты, спецэффекты и опора на «звёзд»[36]. К манифесту, составленному фон Триером и его соотечественником Томасом Винтербергом, прилагался «Обет целомудрия» — список из десяти правил, по которым должны были сниматься фильмы «Догмы 95».
По правилам «Догмы» фон Триер снял фильм «Идиоты» (1998 год). Фильм рассказывает о группе молодых людей, симулирующих на публике умственную отсталость, чтобы преодолеть общественные табу через поиски «внутреннего идиота»
В 2000 году фон Триер выпустил на экраны музыкальную драму «Танцующая в темноте», в котором главные роли исполнили Катрин Денёв и исландская певица Бьорк. Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса. «Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце» — это взятое из детской сказки название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких[39][40].
Через несколько лет после «Идиотов» фон Триер повторил эксперимент с созданием фильма в соответствии с заданными условиями и ограничениями. Он предложил датскому кинодокументалисту-экспериментатору и своему учителю и кумиру Йоргену Лету сделать пять ремейков своего фильма 1967 года «Совершенный человек», каждый раз формулируя условия и запреты, которые должен был соблюсти режиссёр. При этом Триер специально задавал такие ограничения, которые противоречили бы привычному стилю Лета. Совместный фильм, в аллегорической манере изображавший процесс творчества, получил название «Пять препятствий» и вышел в 2003 году[41].
2000-е годы[править | править код]
После трилогий о Европе и о Золотом сердце Триер начал работу над очередной трилогией, которая носит название «США — страна возможностей». Первым фильмом в ней стал «Догвилль» (2003) с Николь Кидман в главной роли, а вторым — «Мандерлей» (2005), где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Даллас Ховард. Оба фильма, создававшиеся под влиянием театральных постановок Бертольда Брехта, предельно стилизованы, актёры играли в пустом павильоне, в котором нет других декораций кроме разметки мелом по полу[42][43]. Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон», где должны были играть Кидман и Ховард одновременно, однако он не был реализован, после полугодовой работы фон Триер забросил сценарий[44][45].
К американской тематике Триер вернулся, написав сценарий фильма «Дорогая Венди» (2005), который поставил Томас Винтерберг. В 2006 году режиссёр снял комедию «Самый главный босс» с датскими актёрами.
В 2009 году Триер представил на Каннском кинофестивале фильм «Антихрист», в котором главные роли сыграли Шарлотта Генсбур (она сыграла главные роли и в двух следующих фильмах Триера) и Уиллем Дефо. «Антихрист» рассказывал о семейной паре, которая после трагической гибели ребёнка уезжает в уединённый дом в лесу, чтобы пережить несчастье, но вместо этого в супругах пробуждаются жажда насилия и ненависть друг к другу. Садизм, откровенные сексуальные сцены и антихристианская символика фильма вызвали скандал. Экуменическое жюри фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, даже дало «Антихристу» специальную антинаграду за женоненавистничество, выразившееся в изображении женщины «как существа без лица и без души, как ведьмы, достойной сожжения на костре»[46].
2010-е годы[править | править код]
С 22 июля по 8 сентября 2010 года проходили съёмки психологической драмы о конце света «Меланхолия». Её премьера состоялась в рамках основного конкурса на Каннском кинофестивале 2011 года[47]. 18 мая на каннской пресс-конференции, посвящённой фильму, отвечая на вопрос критика The Times Кейт Муир о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма, Триер упомянул, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своём немецком происхождении, в шутку назвал себя «нацистом» и добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру[48][49][50].
Совет директоров фестиваля немедленно запросил у режиссёра объяснений, и фон Триер опубликовал заявление, в котором просил извинений и пояснял, что не является ни нацистом, ни антисемитом. Тем не менее совет директоров объявил фон Триера персоной нон грата, пояснив, что его слова были «неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства»[49][51]. Высказывание фон Триера на пресс-конференции стало также предметом расследования прокурора французского города Грас. В декабре 2011 года было объявлено о закрытии дела, поскольку в выступлении режиссёра не нашли «оправдания военных преступлений»[52].
Несмотря на этот скандал Кирстен Данст, исполнившая главную роль в «Меланхолии», получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевой картинки, актёрской игры Данст и Шарлотты Генсбур и музыки Вагнера[53][54]. Основной темой фильма стала смена ролей в преддверии катаклизма, несущего неизбежную гибель: «нормальная» героиня Генсбур, привычный уклад которой рушится, оказывается слабой и беспомощной, а находящаяся в глубокой депрессии героиня Данст с её фатализмом оказывается самым разумным и достойно выглядящим человеком[54][55].
Премьера нового фильма Триера «Нимфоманка» состоялась в конце 2013 года. В главной роли снова была занята Шарлотта Генсбур, героиня которой рассказывает историю своей жизни. Кроме Генсбур в фильме снялись многие из постоянных актёров фон Триера: Удо Кир, Стеллан Скарсгард, Жан-Марк Барр и Уиллем Дефо[56]. Отличительной чертой «Нимфоманки» стало обилие несимулированных половых актов, которые снимались с дублёрами — профессиональными порноактёрами. Затем с помощью цифровых технологий на экране совмещались тела дублёров и лица актёров[57]. Для кинотеатрального проката «Нимфоманка» вышла в виде двух двухчасовых фильмов. Полная режиссёрская версия длится пять с половиной часов; её первая часть была показана в феврале 2014 года на Берлинском кинофестивале, премьера второй части полной режиссёрской версии состоялась на 71-м Венецианском кинофестивале[58].
В 2018 году во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля состоялась премьера психологического триллера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Главную роль в кинокартине сыграл Мэтт Диллон. Фильм рассказывает о человеке по имени Джек, который за 12 лет стал искусным серийным убийцей в американском штате Вашингтон[59][60]. Действие фильма происходит в 1970—1980-x годах[59].
С премьерного показа на Каннском кинофестивале из зала ушло около ста зрителей[61][62]. Многие зрители и критики сходятся во мнении, что в фильме очень много неоправданной жестокости над женщинами и детьми[61]. Редактор Variety Рамин Сэтудех написал: «Просмотр фильма был одним из самых неприятных в моей жизни»[63]. Несмотря на жестокость, после окончания фильма зрительский зал аплодировал стоя[64].
Ларс фон Триер женился в первый раз в 1987 году на Сесилии Хольбек (датск.)русск., режиссёре детских фильмов. У Ларса и Сесилии родились дочери Агнес и Сельма. В 1995 году пара развелась; Сесилия оставила себе двойную фамилию Хольбек-Триер[65]. В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фрёге, которая в том же году родила близнецов Людвига и Беньямина[66].
Фон Триер — дальний родственник норвежского режиссёра Йоакима Триера[67].
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1977 | кор | Садовник, выращивающий орхидеи | Orchidégartneren | режиссёр, сценарист, актёр, оператор |
1979 | кор | Блаженная Менте | Menthe — la bienheureuse | режиссёр, сценарист, актёр, оператор |
1980 | кор | Ноктюрн | Nocturne | режиссёр, сценарист, актёр |
1981 | кор | Последняя деталь | Den sidste detalje | режиссёр |
1982 | кор | Картина освобождения | Befrielsesbilleder | режиссёр, сценарист |
1984 | ф | Элемент преступления | Forbrydelsens element | режиссёр, сценарист, актёр |
1987 | ф | Эпидемия | Epidemic | режиссёр, сценарист, актёр |
1988 | тф | Медея | Medea | режиссёр, сценарист |
1991 | ф | Европа | Europa | режиссёр, сценарист, актёр |
1994 | мтф | Королевство | Riget | режиссёр, сценарист, актёр |
1996 | ф | Рассекая волны | Breaking the Waves | режиссёр, сценарист |
1997 | мтф | Королевство II | Riget II | режиссёр, сценарист, актёр |
1998 | ф | Идиоты | Idioterne | режиссёр, сценарист, актёр, оператор |
2000 | ф | День «Д» | D-Dag — Lise | режиссёр |
2000 | ф | Танцующая в темноте | Dancer in the Dark | режиссёр, сценарист |
2003 | ф | Догвилль | Dogville | режиссёр, сценарист |
2003 | док | Пять препятствий | De Fem benspænd | режиссёр, актёр |
2004 | ф | Дорогая Венди | Dear Wendy | сценарист |
2004 | с | Королевский госпиталь | Kingdom Hospital | сценарист |
2005 | ф | Мандерлей | Manderlay | режиссёр, сценарист |
2006 | ф | Самый главный босс | Direktøren for det Hele | режиссёр, сценарист, актёр |
2007 | ф | У каждого своё кино | Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s’éteint et que le film commence | режиссёр, актёр |
2009 | ф | Антихрист | Antichrist | режиссёр, сценарист |
2011 | ф | Меланхолия | Melancholia | режиссёр, сценарист |
2013 | ф | Нимфоманка | Nymphomaniac | режиссёр, сценарист |
2018 | ф | Дом, который построил Джек | The House that Jack Built | режиссёр, сценарист |
Ниже приведён список наград и номинаций, полученных датским режиссёром и сценаристом Ларсом Фон Триером. Среди множества наград, которые он получил за свою карьеру, есть пять премий Европейской киноакадемии, премия «Сезар», «Золотая пальмовая ветвь», а также номинация на премии «Оскар» и «Золотой глобус». У себя на родине, в Дании, он получил семь премий «Бодиль» и пятнадцать премий «Роберт». Полный список наград и номинаций на сайте IMDb.com[68].
AACTA Awards[править | править код]
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2012 | Меланхолия | Лучшая режиссура | Номинация[69] |
Лучший оригинальный сценарий | Номинация[69] |
Оскар[править | править код]
Бодиль[править | править код]
Сезар[править | править код]
Давид ди Донателло[править | править код]
Премия Европейской киноакадемии[править | править код]
Золотой глобус[править | править код]
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2001 | Танцующая в темноте | Лучшая песня («I’ve Seen It All») | Номинация[94] |
Gopo Awards[править | править код]
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
2011 | Антихрист | Лучший европейский фильм | Номинация[95] |
2012 | Меланхолия | Победа[96] | |
2015 | Нимфоманка | Номинация[97] |
Гойя[править | править код]
Независимый дух[править | править код]
Роберт[править | править код]
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1985 | Элемент преступления | Лучший датский фильм | Победа |
1992 | Европа | Победа | |
1995 | Королевство | Лучший сценарий | Победа |
1997 | Breaking the Waves | Лучший датский фильм | Победа |
Лучший сценарий | Победа | ||
2001 | Танцующая в темноте | Лучшая режиссура | Номинация |
2004 | Догвилль | Лучший датский фильм | Номинация |
Лучшая режиссура | Номинация | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
2006 | Мандерлей | Лучший датский фильм | Номинация |
Лучшая режиссура | Номинация | ||
Лучший сценарий | Номинация | ||
2007 | Самый главный босс | Лучший сценарий | Номинация |
2010 | Антихрист | Лучший датский фильм | Победа |
Лучшая режиссура | Победа | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
2012 | Меланхолия | Лучший датский фильм | Победа |
Лучшая режиссура | Победа | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
2015 | Нимфоманка | Лучший датский фильм | Победа |
Лучшая режиссура | Победа | ||
Лучший сценарий | Победа | ||
Приз зрительских симпатий | Номинация |
Спутник[править | править код]
Каннский кинофестиваль[править | править код]
Год | Работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|
1984 | Элемент преступления | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
Vulcan Awards | Победа | ||
1991 | Европа | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
Best Artistic Contribution | Победа | ||
Приз жюри | Победа | ||
Vulcan Awards | Победа | ||
1996 | Рассекая волны | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
Гран-при | Победа | ||
1998 | Идиоты | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2000 | Танцующая в темноте | Золотая пальмовая ветвь | Победа |
2003 | Догвилль | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2005 | Мандерлей | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2009 | Антихрист | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
2011 | Меланхолия | Золотая пальмовая ветвь | Номинация |
Источники[править | править код]
фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Сценарист, Оператор, Монтаж.
Краткая биография
Родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих. В 1995 году, незадолго до своей смерти, мать призналась Ларсу, что человек, которого он всю жизнь считал своим отцом, на самом деле таковым не является. Триер нашел своего биологического родителя, но после нескольких весьма бурных встреч 90-летний мужчина предложил продолжить общение через своего адвоката.
Ларс с детства увлекался кино и снял свой первый любительский мультфильм еще в 11 лет. Став постарше, он поступил в киношколу и сделал несколько экспериментальных короткометражных работ. Критики сразу отметили новаторский стиль начинающего режиссера. В качестве дипломной работы в 1983 году он представил короткометражный фильм «Картины освобождения», удостоенный награды Мюнхенского кинофестиваля. Настоящий прорыв фон Триера на большом экране состоялся в 1984 году с картиной «Элемент преступления», постмодернистской психологической драмой, где он выступил в качестве актера, сценариста и оператора. Фильм завоевал технический Гран-при в Каннах и получил награды на кинофестивалях в Чикаго и Мангейме. Следующий фильм Триера, «Эпидемия» (премия технической комиссии в Каннах) вышел в 1987 году, затем последовали ленты «Медея» (1988) и «Европа» (1991), удостоенные трех наград Каннского международного кинофестиваля: ленту, посвященную путешествию американца по полуразрушенной Германии 1945 года, отличали яркие аудиовизуальные решения. «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, объединенную не общим сюжетом, а постапокалиптической темой: Старый мир охвачена неким бедствием, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым. В 1991 году Триер и продюсер «Европы» Петер Ольбек Йенсен создали свою собственную компанию «Зентропа Энтертейнментс», которая стала ведущей в скандинавском кинопроизводстве.
Международную славу Ларс фон Триер приобрел благодаря телесериалу «Королевство» (1994), который критика сравнила со знаменитым сериалом «Твин Пикс». Проект был настолько успешен, что последовало его продолжение, «Королевство-2» (1997), а позже была выпущена и 280-минутная киноверсия. Фон Триер в конце девяностых – это мастер художественного эпатажа. Всемирный триумф ему принесла картина «Рассекая волны» (1996). Главная героиня, движимая верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и гибель, за что вознаграждается на небесах. Лента была отмечена Большим призом жюри Каннского фестиваля и французской кинопремией «Сезар» как «Лучший иностранный фильм». В 2000 году фон Триер выпустил на экраны музыкальную драму «Танцующая в темноте», главные роли исполнили Катрин Денев и исландская певица Бьорк. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь». «Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце» о простых и искренних женщинах, готовых жертвовать собой ради близких.
После успеха «Танцующей в темноте» Триер начал снимать свою «американскую» трилогию, первой частью которой стал детективный триллер «Догвилль» (2003) с Николь Кидман в главной роли. «Я не думаю, что так уж и мучил Николь», – рассказывает режиссер о своей работе с Кидман. «Но я знаю: она говорила, что со мной ей было тяжело. На самом деле я боюсь всего в этой жизни, за исключением работы над фильмами». В мае 2011-го года на пресс-конференции, посвященной показу новой картины, «Меланхолия», на Каннском кинофестивале, разгорелся скандал. Отвечая на вопрос о своих немецких корнях, Триер заявил, что «с пониманием и сочувствием» относится к Гитлеру, и назвал себя «нацистом». Канны объявили режиссера персоной нон грата, но лента, тем не менее, была номинирована на Золотую пальмовую ветвь.
«Фильм должен быть как острый камушек в ботинке», говорит режиссер. По всей видимости, жизнь, по его мнению, не должна казаться медом.
Рассекая волны / Breaking the Waves (1996)
Фильм с необычным и странным названием «Рассекая волны». Его поставил в 1996 году датский кинорежиссер Ларс фон Триер. Фильм поразительный. Он рассказывает о женщине из верующей семьи, которую именно вера стала превращать в убийцу и подтолкнула к нарушению главных моральных норм.
Грязное, безнравственное поведение, пренебрежение устоями общества, в котором живет молодая женщина, – что могло стать этому причиной? Режиссер утверждает, что причиной является чистое и сильное чувство любви. Может ли любовь быть причиной греха? Когда первый раз смотришь фильм, возникает ощущение, что может. И только спустя некоторое время сквозь сцены мучений, болезней и смерти проглядывает полная картина.
Отрезанная от людей община на северо-западе Шотландии живет по четко установленным законам и принципам: обязательное посещение церкви, молитва, соблюдение заповедей, уважение к родителям, категорическое осуждение воровства и разврата. Любое общество, чтобы нормально существовать, должно жить не только по законам материального мира – главным условием выживания является соблюдение законов духовных. Именно соблюдение духовных законов подняло человека из животного состояния на более высокий уровень. За духовную и нравственную атмосферу общения в поселке отвечают протестантские священники. Они подчеркнуто суровы и аскетичны.
Показана сцена похорон одного из прихожан. В своем напутственном слове священник жестко произносит: «Этот человек несомненно попадет в ад, поскольку он грешил».
Жестко клеймя тех, кто нарушает заповеди и впадает в грех, священники пытаются спасти общину от нравственного хаоса. Людям нужны духовные ориентиры, они должны осознавать, что является грехом, и воздерживаться от того, что вредит душе. Священники достаточно жестко относятся к чужакам. Разлагающее влияние современной цивилизации может поколебать устои и разрушить общину изнутри. Поэтому вполне резонно выглядит вопрос, заданный молодой женщине, которая влюбилась в иностранца, работающего на буровой вышке, и хочет выйти за него замуж.
— Зачем он тебе нужен?
Я его люблю, — простодушно отвечает девушка.
Но ведь он же иностранец, что дали нам эти иностранцы?
Девушка, помедлив, неожиданно отвечает:
— Они дали нам музыку.
Не знание, не способности, не технический прогресс. Самое ценное, что она получила, — музыка. В этой фразе кроется ее дальнейшая судьба. Перед смертью она также выберет музыку. Но сейчас она влюбилась и хочет выйти замуж.
Показана свадьба и обряд венчания в церкви. И вот здесь начинаются странности. После бракосочетания все выходят на улицу, и приятель жениха обращается к стоящему рядом священнику: «Святой отец, звоните во все колокола». Бросив на него тяжелый взгляд, тот отвечает: «У нас нет колоколов. Нашей церкви колокола не нужны». — «Грустно, что у вас нет колоколов», – бросает молодой человек, и свадебная процессия движется дальше.
Вид пустой колокольни настораживает. Появляется ощущение необъяснимой тревоги.
Следующая странная сцена. Невеста требует от жениха немедленной физической близости: «Немедленно, сейчас же, хоть в туалете». Жених смущен и растерян. Он предлагает подождать до вечера, но страсть, вспыхнувшую в душе женщины, уже не остановить. Они впопыхах, по-животному занимаются сексом в туалете.
После нескольких дней общения муж должен вернуться обратно на буровую. Но любовь в душе молодой женщины все сильнее превращается в страсть и требует немедленного физического удовлетворения.
Что сделала бы на ее месте обычная легкомысленная женщина? Не сумев сдержать свою похотливость, начала бы посматривать на других мужчин. Познакомилась бы с одним, с другим, удовлетворила бы свое животное желание. Понемножечку истребила бы этим чувство любви в душе, уравновесила бы изменой свое ненасытное желание обладать любимым человеком. Потом пошла бы в церковь и явно или мысленно покаялась.
Но героиня фильма – глубоко верующая. Она даже не помышляет об измене. Грешить для нее недопустимо. Она убежденно и искренне верит в Бога. И именно это становится причиной ее трагедии. Тайком она пробирается в храм и, обращаясь к Всевышнему с молитвой, просит Его исполнить ее страстное желание. Она хочет видеть своего любимого как можно скорее. Она хочет, чтобы любимый все время был рядом.
Иисус Христос говорил, что любая просьба, обращенная к Богу в молитве, исполняется. Желание молодой влюбленной женщины исполняется неотвратимо. Через короткое время муж возвращается к ней – возвращается инвалидом, навсегда прикованным к постели. Но когда она бросается к нему, он вдруг отталкивает ее руку.
Наша интуиция знает все. Все, что было, что есть и что будет. Не всегда наше подсознание сообщает нам о том, как связаны события. Но в наших чувствах это знание есть. Молодой человек неожиданно для себя понял, что жена своей страстью его убивает. Он увидел, что у него нет шансов. Смерть и инвалидность, пришедшие к нему, выглядят как безумная привязанность его жены. А дальше происходит невероятное: он просит ее изменить ему с другим мужчиной. Любящая женщина оскорблена до глубины души. Она негодует, она возмущена. В ярости она оскорбляет его, обзывает несчастным инвалидом, затем убегает.
И неожиданно ему становится лучше, и он осознает, что у него есть только один шанс выжить. Свою страсть жена должна направить на другого человека. Именно страсть, а не любовь. Любовь должна принадлежать им обоим, а убийственную страсть нужно направить к другому. Из любви к своему мужу женщина соглашается. Она готова пойти и отдаться кому угодно, лишь бы мужу стало лучше. Так она наталкивается на ненависть со стороны общества: мальчишки бросают в нее камнями и обзывают проституткой, мать не пускает ее на порог своего дома, священник равнодушно отворачивается от нее, когда она, избитая, лежит на дороге.
Но это еще не все. Она узнает, что ее любимый человек умирает, и едет к преступникам и убийцам на корабль, чтобы в последний раз исполнить роль проститутки. Этим она надеется спасти любимого человека. Умирая, она спрашивает, стало ли ему лучше. Но Бог не дает ей радости исполненного желания и перед смертью. Ей отвечают, что лучше ему не стало, и она умирает с ощущением несбывшейся мечты. Человеческое разрушено полностью. Самые высокие надежды и чувства потерпели крах. Ее желания не сбылись, ожидания рухнули. Черная, зияющая пустота.
Она уносит в могилу только одно – любовь. Это чувство у нее никто никогда не отнимет. Ее должны похоронить, как хоронят обычных грешников. И, как обычно в таких случаях, священник произнесет проклятие над ее гробом. Но ее любимый человек необъяснимо начинает выздоравливать. Вместе с друзьями он выкрадывает тело своей жены, оставляя в гробу мешок с песком. Они хоронят ее в море, по морскому обычаю – без религиозных отпеваний и наставлений. И в этот момент в небе звонят колокола.
Фильм называется «Рассекая волны». Последние кадры фильма – это кульминационная сцена. В ней сжат, сосредоточен весь смысл фильма. Юная женщина победила свою страсть, убивающую ее душу и жизнь ее мужа. Она сумела победить свою страсть только через собственную смерть. Но разрушением тела она спасает свою душу и открывает ее Творцу. И звон колоколов извещает об этом.
Колокольный звон напоминает людям о Боге. В первую очередь он нужен не священникам в церкви, а всем людям. Когда звучит колокол, останавливается сознание с его человеческой логикой и желаниями, начинает звучать Божественная музыка, и человек может увидеть высшую логику происходящего.
Любовь в этом фильме победила, как, впрочем, и в жизни. Любовь – чувство вечное и неприкосновенное. От нее можно надолго закрыться деньгами, желаниями и страстями и существовать в своем крошечном стабильном мирке, медленно и незаметно умирая. Но рано или поздно любовь придет и победит. Если раньше, то через страдания, если позже – через смерть.
Остается непонятной трагедия главной героини. Получается, что любовь убила ее. Если бы не было этого всесильного чувства, если бы не было такой искренности и веры, она была бы жива и здорова. Хочется понять главную проблему. Почему такая чистая, светлая и возвышенная любовь сопровождается такой испепеляющей, безумной страстью. Чуть позже ответ приходит сам. Страсть появилась, потому что на звоннице не было колоколов.
Если учитель ошибается, то чем искреннее и честнее его ученик, чем более он послушен, тем больше он пострадает. Беззаветная вера юной женщины в то, что говорили священники, привела к трагедии. Почему? Проанализируем нравственную атмосферу поселка. Его жители никогда не упоминают имя Творца всуе, относятся к вере с большим уважением – третья заповедь. Они регулярно ходят в церковь и посвящают свободное время Богу – четвертая заповедь. Уважают своих родителей, чтят их и заботятся о них – пятая заповедь. Не убивают и не воруют – шестая и восьмая заповеди. Не прелюбодействуют и жестко осуждают подобное поведение – седьмая заповедь. Жители общины не завидуют более удачливым соседям и не лгут – девятая и десятая заповеди.
Главная героиня также свято соблюдала все эти каноны до тех пор, пока не полюбила. Но когда любовь и высшее счастье пришли в ее душу, выяснилось, что женщина, свято соблюдая заповеди, нарушает две из них – первую и вторую. И оказывается, что ее душа стремится не к Творцу, а к любимому человеку.
Любовь – это самая большая сила во вселенной. И чем сильнее она раскрывается в душе человека, тем больше опасность при ее неправильном направлении. С низкой энергией, в животном состоянии, не испытывая любви, человек может особенно не задумываться о выполнении Божественных заповедей. Но если он хочет все-таки быть не животным, а чело-веком, высшие законы бытия нужно исполнять, и в первую очередь – главные законы. Высшим законом вселенной является стремление к единству с Творцом, любовь к Нему как высшее счастье и принятие Его воли как механизм получения этого высшего счастья.
Многие люди считают, что можно носить Бога в душе и при этом не соблюдать заповедей. Для того чтобы жить, человек должен дышать, двигаться, есть. Для поддержания жизни нужно работать, заниматься сексом, содержать семью и заботиться о близких. А теперь представьте, что к вам подходит человек и говорит: «Я хочу жить и быть счастливым, но ничего из вышеперечисленного делать не буду». Такой человек умрет, даже не поняв, что он сам убил себя. Вышеперечисленные правила относятся к телу. Когда мы прекращаем есть, когда нас выгоняют на улицу, когда мы лишаемся близких, наше тело страдает, и это позволяет нам пересмотреть неправильные взгляды.
Божественные заповеди касаются души. Если человек слишком увлекается материальным, он перестает замечать, как страдает его душа при нарушении заповедей. Он может не обратить внимания даже на то, что его душа умирает. Он может не подозревать о том, что в этой ситуации тело уже обречено и прикосновение к любви приведет не к наслаждению, радости и развитию, а к смерти. Божественная логика для такого человека приходит через несчастья, страдания и смерть. И чтобы выжить, многие пытаются убежать от любви и от Бога.
История юной женщины, показанная в этом фильме, свидетельствует о простом факте. Люди, живущие в общине, приговорены: они утратили реальное единство с Богом. И если лучшие из них, ощутив присутствие Божественного в себе, умирают, говорить о физическом спасении других не приходится. Они уже мертвы, хотя живут, размножаются и свято чтут нормы морали.
В иудаизме есть интересная традиция. Праведников, даже умерших, называют живыми. И наоборот, живой человек с мертвой душой на самом деле живым не является. Поэтому Христос говорил: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22). Судя по всему, приговорены не только люди из этой общины, но и большая часть всего человечества.
Представьте себе еще одну картину. К вам подходит человек и говорит: «Я хочу, чтобы вы жили. Питайтесь, размножайтесь, работайте, создавайте семью. На здоровье. Я вам не позволю делать только одно – дышать. А все остальное – пожалуйста». Так вот, соблюдение первой и второй заповеди – это дыхание высокоразвитой души. Их неисполнение незаметно разрушает душу, несмотря на неукоснительное выполнение остальных заповедей.
В фильме присутствует объяснение причин этой неудержимой страсти. У юной женщины умер родной брат. Она совершенно не могла принять эту смерть, поэтому после его кончины попала в психиатрическую клинику. Непереносимость смерти близкого человека уже свидетельствует о том, что все интересы, вся внутренняя энергия человека сосредоточены на теле и его инстинктах. Утрачивается связь с Богом. Конечно, можно отречься от любви к ближнему и проявлять полное равнодушие, когда болеют, страдают и умирают друзья и родственники. Возвращение в животное состояние может отсрочить смерть. Но влюбленная женщина не хочет становиться равнодушной, и ее чистое и светлое чувство превращается в роковую страсть.
Почему же она грубейшим образом, хотя и невольно, нарушает вторую заповедь, и любимый человек становится ее кумиром?
Очередная сцена из фильма. Приятель жениха на свадьбе сидит рядом со священником. Он хочет показать свою удаль и превосходство – берет банку пива и с наслаждением выпивает ее, косясь на священника. Пастор молча наливает в кружку в два раза больший объем вина и не спеша ее осушает. Тогда парень берет металлическую банку и сжимает ее, сплющивая в своем кулаке. Священник молча берет стеклянный стакан и, глядя на молодого человека, начинает сжимать его. Раздается хруст, стакан со звоном лопается. На ладони пастора кровь, но он не обращает на это внимания. Он доказал свое духовное и физическое превосходство. Он действует как вожак в стае, подтверждая свое право управлять другими.
Вспоминая эту сцену, начинаешь осознавать, почему в этой церкви нет колоколов. Потому что главной целью и смыслом жизни здесь стали не любовь, единение и сострадание. Принципы, идеалы, непоколебимые представления о морали – вот что главное для этих людей. Поэтому ими можно управлять, подчинять их себе. Нужно клеймить грешников и хвалить праведников. Нужно показывать превосходство духовной силы над человеческой слабостью.
И получается, что священники, внешне служа Богу, на самом деле поклоняются человеческим инстинктам в их высшем проявлении. Они преодолели поклонение материальному счастью, но оказались бессильными в преодолении счастья духовного. Поэтому незаметно нарастают языческие тенденции. Пасторы приватизировали веру в Бога и религию. Теперь именно они определяют, кто грешник, а кто нет, кто будет в раю, а кого пошлют в ад. Они ненавидят любого, кто покусится на их духовную территорию, которую они получили от религии. Они защищены религией, но незаметно ими утрачена потребность в Боге.
Поэтому им и не нужны колокола, которые в подсознании любого человека воспринимаются как глас Божий. И чем искреннее человек верит этим священникам и идет за ними, тем быстрее его энергия превращается в поклонение кумирам – духовным или материальным. Тогда любовь превращается в страсть и начинает убивать.
Я смотрел этот фильм, и в памяти всплывала до боли знакомая история, случившаяся две тысячи лет тому назад. То же железобетонное поклонение устоявшимся правилам и нормам, то же четкое выполнение всех заповедей и игнорирование первых двух. То же ощущение правоты, защищенности и превосходства над другими. И именно вера была источником силы и превосходства над остальными. Но это был иудаизм, и против этого восстал Иисус Христос.
Почему же через две тысячи лет мы видим ту же самую картину? Сознание выбирает самое легкое и удобное решение: виноваты священники. Они обманули народ и пользуются своим превосходством. Но в этом фильме видно, что священники не собираются никого обманывать. Они искренне уверены в своей правоте и пытаются помочь другим. Просто поклонение духовному идолу также стало для них непреодолимым препятствием. Открытым остается вопрос, как же научиться соблюдать две первые заповеди, без соблюдения которых все остальные, сохраняя форму, теряют смысл.
Двухтысячелетний опыт христианства дает ответ на это. В православии существует следующий тезис: любые заповеди перестают работать и теряют свой смысл, если нет непрерывного личного устремления к Богу и постоянного преодоления собственного чувства превосходства над другими. Как только человек пытается механически, без внутреннего личного устремления исполнять заповеди, вера в Бога уходит.
Форма живет поддержанием стабильности. Содержание живет непрерывным внутренним устремлением. Судя по этому талантливому фильму, многие люди в настоящее время обречены, хотя не подозревают об этом. Они-то, может быть, еще доживут свою жизнь, но их дети и внуки окончательно утратят будущее.
Вывод напрашивается очень простой. Выжить смогут те, для кого потребность в любви и единении с Творцом будет превосходить потребность дышать. Не все выживут физически, говорит фильм, но те, для кого потребность в любви стала главным смыслом жизни, выживут душой. Живая душа может обрести новое тело. Живое же тело с мертвой душой обречено.
С. Н. Лазарев «Человек будущего», «Воспитание родителей», Часть 2, Стр. 46-50.
«Не будем стыдить людей, покинувших зал» — Статьи на КиноПоиске
Йенли Халлунд, соавтор сценария «Дома, который построил Джек», а также «Меланхолии» и «Нимфоманки» — о Ларсе фон Триере, власти мужчин и аде в головах великих художников.
В прокат выходит новый фильм фон Триера — пыточное порно с элементами «Божественной комедии» — «Дом, который построил Джек». Его главный герой — одновременно Фауст и Мефистофель, инженер-строитель, вообразивший себя великим архитектором, но ставший лишь серийным убийцей. А само кино — своеобразный иллюстрированный диалог Джека и Вергилия, который ведет антигероя к месту его постоянной дислокации в Аду.
КиноПоиск поговорил с автором идеи фильма Йенли Халлунд о том, как работает фон Триер и нет ли в фильме намека на него самого.
Йенли Халлунд— Начнем с главного. В Каннах во время показа вашего фильма зал покинуло немало людей, возмущенных сценами насилия. Как вы считаете, искусство и комфорт — вещи совместимые? То есть возможно ли искусство без провокаций, искусство, не причиняющее никакого беспокойства зрителю?
— Нет. Конечно, нет. Это если коротко. А если развить мысль, то культ нового комфорта — это самообман. Я вижу насилие повсюду, им полны и низкие, и высокие жанры. Я думаю, люди просто отказываются верить, что насилие имманентно их природе и что все зло — их суть. Искусство — это микроскоп, который выявляет и увеличивает пятна проказы. Но не будем стыдить людей, покинувших зал, обзывать лицемерами или трусами. Их реакция — «Зачем я наблюдаю это фрик-шоу?» — вполне здоровая. Так же как ненормальна была бы противоположная позиция: «О, я видел „Дом, который построил Джек“ 125 раз. Я обожаю этот фильм». Эстетизировать насилие, игнорируя весь ужас, в нем заключенный, — такой же культ комфорта.
На съемках фильма «Дом, который построил Джек»— Вопрос, который вам, наверное, задали уже тысячу раз: Джек — это альтер эго Ларса фон Триера?
— Ларс вроде никого не убивал, насколько мне известно. Но, разумеется, людей можно убивать в переносном смысле, самыми разными способами. Джек — альтер эго художника вообще, или политика, или любого мегаломана, который верит, что дорога к величию вымощена трупами, особенно трупами женщин и детей. Я думаю, что Ларс в привычной для него саркастической манере деконструирует миф о великом художнике. Джек — это собирательный образ из всех тех личностей ХХ века, которые создали нынешний миропорядок, ведь мы живем в доме, построенном Джеком. Мы живем на костях и питаемся смертью других. И это, увы, не метафора.
— Значит ли это, что все великие художники попадут в ад?
— Ха-ха, туше. Безусловно. Да нет, правда в том, что все великие художники живут с таким адом в голове, что, даже если окажутся в реальном аду, не заметят разницы. Ну, не все они психопаты, но большинство. Опять же искусство требует жертв. Что такое искусство? Мы верим, что искусство тождественно морали или, перефразирую, искусство должно учить хорошему. Но искусство может быть и злодеянием, нести аморальное и презренное.
«Дом, который построил Джек»— Вопрос про «Меланхолию». Некоторые критики в России писали, что это своего рода экранизация опер Вагнера, что фильм дышит вагнеровским мировоззрением. Вы с этим согласны? Во время подготовки сценария Вагнер как-то фигурировал в ваших разговорах?
— Неожиданно! Вообще нет, ни разу. Но если бы Ларс услышал, он был бы страшно польщен. Он обожает Вагнера, просто гипнотизирован его музыкой. Но, в общем, опять же Вагнер не самый благонадежный референс, учитывая истории отношений Ларса с прессой и киноистеблишментом (Халлунд имеет в виду каннский скандал семилетней давности, когда Триер неудачно пошутил на пресс-конференции, сказав, что «понимает Гитлера». — Прим. ред.).
На съемках фильма «Дом, который построил Джек»— Есть мнение, что Ларс фон Триер — убежденный феминист. «Рассекая волны», «Меланхолия», «Нимфоманка» и даже «Антихрист» — тому пример. Вы согласны с этим и какие у вас лично отношения с феминизмом?
— Ой, я не могу слышать это слово спокойно. Базовый принцип феминизма в чем? В том, что у женщин равные права с мужчинами. А сегодня если ты отказываешься примкнуть к движению, то автоматически становишься подонком, сторонником идеи превосходства белых мужчин и далее по списку. Такая градация очень сужает поле дискуссии. Окей, мы все за равноправие. Но дальше из этой точки у каждого свой путь! Допустим, антипорнографический тренд внутри феминизма. Ларса можно легко обвинить в объективации женского тела, что он спекулирует наготой. Кажется, глупость? Но я, как женщина, страшно утомлена мужским видением, доминированием мужской модели в культуре. Неплохо бы было показывать больше пенисов на экране, в конце-то концов. Сколько фильмов показывают женщин как тупых шлюх? 99%. Можно подумать, не бывает проституток-мужчин. Какая тоска! Кто это решил? Мужчины. Я не говорю, что это плохо, но это скучно. Искусству нужен женский взгляд. Все, что создано в этом мире, создано мужчинами. Красота в глазах смотрящего… мужчины. Откройте Шопенгауэра или Гегеля. «Мир как воля и представление» — это же мужской голос.
«Дом, который построил Джек»— А почему вас это так беспокоит? Почему нужно настаивать на гендерной разнице? Разве Симона де Бовуар (феминистка так называемого «второго поколения», написавшая в 1949-м книгу «Второй пол»; центральный ее вывод — «мужчине и женщине необходимо возвыситься над своими естественными различиями» — прим. ред.) полвека назад не учила нас обратному, что нет никакого второго пола? Виктимизация женщин и сексизм, по-вашему, не сообщающиеся сосуды?
— Конечно, нет. Это мужской мир. Он им был, есть, но скоро перестанет. Об этом моя новая работа «The New Meninist Manifesto», объясняющая, что мир держится на мужском универсализме, а женщины занимают в этой системе роль довеска. Но больше так продолжаться не может. События последнего года — тому подтверждение. Совершенно невыносимо, что лучшие мыслители, большинство моих любимых философов, пышут мизогинией. Женщина — всегда исключение и никогда правило. Настоящее освобождение женщины еще впереди. Один из вариантов этого освобождения Ларс предложил в «Нимфоманке».
— Это ваш любимый фильм Ларса фон Триера?
— Да, а еще «Антихрист». Потому что это самый неправильный его фильм. Он как бы сломан изнутри. И он еще больше размышляет о свободе, чем «Нимфоманка». Не только свободе женщины от мужчины или навязываемых обществом клише. Но о свободе человека от смерти. Ведь смерть — наш главный компромисс. Мы много говорили с ним на эти темы в процессе подготовки. Я, кстати, никогда ничего не пишу вместе с ним. Наша работа — это беседы, обмен идеями. Пишет он в одиночестве. Пишет и переписывает сотни раз. Поскольку также стремится достичь абсолютной свободы в творчестве, чтобы конечный результат — сам фильм — был манифестом свободной воли. И, мне кажется, ему это удается. Он, пожалуй, самый свободный художник современности. Ну, или один из немногих.