Латеральное мышление — Википедия
Латеральное мышление (от англ. lateral thinking — боковой, поперечный, направленный в сторону) — это умение мыслить нестандартно, нешаблонно, используя максимальное количество подходов к решению задачи, которые довольно часто игнорируются человеческим логическим мышлением. Термин, описывающий принцип целой научной концепции, был предложен в 1967 г. Эдвардом де Боно, а в 1970 г. была опубликована его книга «Lateral Thinking: Creativity Step by Step»[1] (1970). Эдвард де Боно является на сегодняшний день одним из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.
Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. В большинстве случаев мы мыслим «вертикально» (логически), то есть выбирая самый многообещающий подход к решению вопроса, который подразумевает последовательные шаги, каждый из которых должен быть обоснован. Латеральное мышление помогает решать трудные задачи с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.
Эдвард де Боно также связывает латеральное мышление с юмором [2], утверждая, что переход от знакомого шаблона к новому, неожиданному дает лучший результат. Например, в дизайн-мышлении. У Эдварда де Боно есть несколько запатентованных изобретений, связанных с медицинской техникой. В работе над этими изобретениями он использовал классический приём прототипирования, который так любят в современном дизайн-мышлении. Вот показательная цитата (стр.140)[3]:
«В другой раз в попытках подобрать сетку для удаления пены в пузырьковом оксигенаторе я собрал следующую коллекцию предметов: щетка для мытья, мочалка для посуды, пластмассовая решетка для цветочного горшка, бигуди, кружевные трусы и, наконец, нейлоновые чулки, в последний момент позаимствованные у секретарши. Лучше всего подошла мочалка для посуды.»
Творческое мышление — это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое — и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности [4].
Творческие способности и инновации — основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. Методы латерального мышления также опубликованы в книге Эдварда де Боно «The Mechanism of the Mind»[4] (1969).
Методы Де Боно основаны на нескольких десятилетиях прикладной работы в различных организациях. Они не были досконально проверены научными техниками. Это связано с тем, что многие идеи психолога метафоричны и не являются тем, что можно легко «протестировать». Некоторые из его идей согласуются с обоснованными эмпирическими исследованиями и в этом смысле имеют некоторую косвенную поддержку. Существует, например, четкая поддержка преимуществ отложенного суждения и перехода от одного способа мышления к другому, что, конечно, полезно для «разного» мышления.
Профессор психологии университета Temple University и эксперт по творчеству Роберт Вайсберг очень критично относится к латеральному мышлению и утверждает, что оно не нужно для творчества. Он группирует «боковое мышление» с концепцией «дивергентного мышления» психолога Дж. П. Гилфорда, поскольку оба подхода имеют центральную идею о том, что преодоление старых привычек (т. е. гибкость, движение в боковом направлении) — это суть творческого мышления».
В своей книге «Creativity: Beyond the Myth of Genius»[6]Р. Вайсберг утверждает, что в деятельности великих создателей очень мало доказательств такого мышления:
«…имеется ряд подробных отчетов о научных открытиях, художественном творчестве и изобретениях, в том числе книги Дарвина о развитии его теории эволюции, доклад Уотсона об обнаружении структуры молекулы ДНК, предварительные эскизы Пикассо для нескольких его самых знаменитых картин и записи Эдисона о изобретении кинетоскопа. Эти примеры подробно описаны в последующих главах [этой книги], и ничего, напоминающего «дивергентное мышление» не наблюдается ни в одном из них. Таким образом, хотя Гильфорду кажется разумным, что появление многих и разнообразных идей путем «дивергентного» или «латерального» мышления должно быть краеугольным камнем творческого мышления, эта идея выглядит неправильной».
«Латеральный маркетинг создает, вертикальный — выбирает».[7]
Латеральный маркетинг — система нетрадиционных методов продвижения товаров и услуг, позволяющая успешно бороться с конкуренцией; это взгляд сбоку на проблему, находясь как бы вне проблемы и поиск нестандартного ее решения. Позволяет разрабатывать новые продукты, находить новые рыночные ниши и в конечном итоге совершать прорыв в бизнесе. Эта методика показывает, как инерционное движение по заданному плану в вертикальном маркетинге сегодня пора разбавить чем-то более современным. В основе латерального маркетинга – латеральное мышление.
Латеральный маркетинг является противоположностью к вертикальному маркетингу. Он подразумевает творческий подход для поиска новых маркетинговых идей, отличающийся от используемого вертикального маркетинга (т. е. сегментирования). Вертикальный маркетинг работает в рамках определенного рынка, тогда как латеральный маркетинг, напротив, представляет товар в новом контексте. Латеральный маркетинг предполагает поиск новых возможностей, фокусируясь на нестандартных подходах к коммуникации, способах и методах продаж, выявления неучтенных желаниях потребителей.
Система была разработана Филипом Котлером, считающимся одним из отцов современного маркетинга, совместно с Фернандо Триас де Бесом, испанским экономистом, писателем, а также основателем и партнером консалтинговой фирмы Salvetti & Llombart, среди клиентов которой — Pepsi&Co, Google, Nestle и другие широко известные международные корпорации. Ф. Котлер определяет латеральный маркетинг как рабочий процесс, который при приложении к существующим товарам или услугам дает в результате инновационные товары и услуги, охватывающие потребности, целевых потребителей или ситуации, не охваченные в настоящее время, и, таким образом, является процессом, который предлагает высокие шансы для создания новых категорий или рынков. [8]
Польза и необходимость использования латерального мышления в современном маркетинге, а также предпосылки возникновения самого латерального маркетинга Ф. Котлер и Ф. Триас де Бес описали в своей книге «Латеральный маркетинг: Технология поиска революционных идей»[9].
Анализируя эволюцию рынков, развитие конкуренции, сокращение жизненного цикла продуктов (товаров, услуг), революцию, произведенную переходом к цифровым технологиям и снижение воздействия на сознание потребителя, авторам удается выявить сильные и слабые стороны традиционного маркетингового мышления.
Принципы латерального маркетинга:[править | править код]
- Провести анализ неудовлетворенности потребителей и выявить объект для изменений: товар, услуга, способы коммуникации.
- Сфокусироваться на объекте изменения, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
- Произвести “латеральное замещение” – это прерывание обычного течения логической мысли, распространенной, обычной цепочки суждений, чтобы создать стимул, подстегивающий наши мыслительные креативные способности.
- Создать новое соединение, новую связь, в результате которой будет трансформирован объект изменения.
Цели латерального маркетинга[7]:[править | править код]
- выявление новых потребностей, которые может удовлетворять товар, если его модифицировать;
- расширение существующих сегментов рынка за счет изменения характеристик и атрибутов товара;
- выявление дополнительных потребностей у существующих потребителей;
- анализ и выявление дополнительных ситуаций использования товара при его модификации;
- генерирование идей для модификации товаров на основе существующего товара;
- анализ товаров-субститутов для атаки на существующий товар.
- Эдвард де Боно. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач = Lateral Thinking An Introduction. — М.: Альпина Паблишер, 2015.— ISBN 978-5-9614-4905-1.
- Латеральное мышление: Учебник творческого мышления. ISBN 985-483-492-1
- Lateral Thinking: Creativity Step by Step, (1970), Harper & Row 1973: ISBN 0-06-090325-2
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления — М.: Прогресс, 1965
https://www.edwddebono.com
http://www.debonothinkingsystems.com/about/Edward.htm
Guru Review: Edward De Bono
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B9780080441986500255
Is Lateral Thinking Necessary for Creativity?
- ↑ Edward de Bono. Lateral thinking: Creativity Step by Step. — Harper & Row, 1970. — 300 с.
- ↑ Maria M. Clapham. The Development of Innovative Ideas Through Creativity Training. Lateral and Vertical Thinking / Larisa V. Shavinina. — The International Handbook on Innovation. — Pergamon, 2003. — 1200 с. — ISBN 978-0-08-044198-6.
- ↑ Эдвард де Боно. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач. — Альпина Паблишер, 2015.
- ↑ 1 2 Edward de Bono. The Mechanism of the Mind. — 1992. — Intl Center for Creative Thinking, 1969. — ISBN ISBN 0-14-013787-4.
- ↑ Mark A. Runco. Creativity. Theories and Themes: Research, Development, and Practice. — 2nd Edition. — Academic Press, 2014. — С. 335-387. — ISBN 978-0-12-410512-6.
- ↑ Robert W. Weisberg. Creativity: Beyond the Myth of Genius. — 2nd edition. — W H Freeman & C, 1993. — 312 с. — ISBN 0716723654. — ISBN 978-0716723653.
- ↑ 1 2 Филип Котлер, Фернандо Триас де Бес. Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей. — Альпина Паблишер, 2017. — 206 с. — ISBN 978-5-9614-6134-3.
- ↑ М. Нельке. Техники креативности. — ОМЕГА-Л, 2005.
- ↑ Филипп Котлер, Фернандо Триас де Бес. Латеральный маркетинг:Технология поиска революционных идей. — Альпина Паблишер, 2017. — 206 с.
Урок 1. Латеральное мышление
Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.
Главное различие между логическим и творческим мышлением состоит в том, что при шаблонном логическом мышлении логика управляет разумом, тогда как в процессе креативного мышления она лишь играет обслуживающую роль. И действительно, логика не является главной в творческом процессе, но, тем не менее, она необходима для правильного поиска, отбора, адаптации и анализа новых идей.
Существует множество попыток описать творческое мышление человека. Однако построить единый тренинг, помогающий научиться креативу, на основе всех известных концепций просто невозможно. В данном тренинге будет использована наиболее популярная и удобная в практическом применении схема латерального мышления, адаптированная Филипом Котлером и Фернандо Триас Де Бесом. Эта схема во многом пересекается с другими концепциями, и, если вы захотите освоить ТРИЗ, синектику или теорию 6 шляп, полученные в этом курсе лекций знания вам обязательно пригодятся.
Что такое латеральное мышление
Латеральный (лат. lateralis — боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.
В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.
Процесс латерального мышления
Каким образом можно сместить или перенаправить мышление? Эдвардом де Боно было выделено множество способов описания процесса латерального мышления. Однако одной из самых интересных представляется методика, адаптированная маркетологом Филиппом Котлером и состоящая из 3-х этапов:
1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое. Во втором уроке будет рассмотрена проблема построения фокусировки на идее, которая должна стать той самой отправной точкой для будущего креативного процесса.
2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона. Каким образом сделать этот латеральный разрыв будет рассказано в третьем уроке.
3. Установление связи. После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое. Об устранении разрыва, развитии воображения и последнем этапе латерального мышления читайте в четвертом уроке.
Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус – разрыв – установление связи), можно создавать множество новых идей и концепции. А как работает это схема, подробно будет рассказано в следующих трех уроках.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Евгений БуяновЛатеральное мышление, Эдвард де Боно, упражнение и развитие
Подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого, ведь их этому научили с детства. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому они добиваются успеха в жизни. В психологии такое мышление называют латеральным. Давайте познакомимся с ним поближе и узнаем, можно ли его развить.
Что такое латеральное мышление?
Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.
Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.
Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.
Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.
Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.
Эдвард де Боно и его концепция
Эдвард де Боно
Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.
Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».
Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации. Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише. Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.
Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.
Процесс латерального мышления
Маркетолог Филипп Котлер изучил методы, предложенные Эдвардом де Боно, и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления. Методика состоит из трех шагов:
- Выбрать фокус. Прежде всего, необходимо выбрать какую-то конкретную идею и сфокусироваться на ней. Эта идея будет служить отправной точкой. Без нее невозможно создать что-то новое. Необходимо постоянно думать о проблеме, анализировать ее с разных сторон.
- Разорвать шаблон. Теперь необходимо нарушить логику сформулированной на первом этапе идеи, тем самым разорвав привычный шаблон мышления. Это и будет смещением, отступлением от общепринятых стандартов. Получившееся суждение может показаться странным или абсурдным. Это нормально, на данном этапе работы так и должно быть.
- Установить логическую связь. Теперь полученное на втором этапе нелогичное или даже абсурдное суждение необходимо рационализировать. Этот шаг является самым сложным и требует немалых усилий, однако именно благодаря ему можно получить нечто принципиально новое. Третий этап операции является наиболее творческим и важным.
Благодаря этой методике можно создавать новые креативные идеи и концепции, которые впоследствии будут воплощены в жизнь.
Методы латерального мышления
Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.
Метод 1. Шесть шляп мышления
Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.
Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.
Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.
- Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
- Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
- Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
- Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
- Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
- Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.
Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.
Метод 2. Синектический штурм
Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:
- Прямая: подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
- Личная: представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
- Обобщающая: кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
- Символическая: пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.
Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.
Метод 3. Случайное слово
Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.
В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.
Метод 4. Выход за рамки
Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.
Как развить латеральное мышление?
Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:
- всегда и во всем искать новые идеи;
- не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
- подвергать сомнению любые идеи;
- пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
- обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
- почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
- искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
- применять творческий подход к повседневным делам;
- получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.
Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.
Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.
Латеральное мышление — что это, примеры, упражнения
Латеральное мышление – умение находить необычный выход из обычной ситуации. Как часто в жизни вы шли на поводу общественного мнения, общепринятых правил и устоев? Или, возможно, руководствовались стереотипами, навязанными окружающими людьми? Такие действия имеют массу неприятных особенностей. Любые ошибки выбивают из колеи, вызывают апатию и даже депрессию. Латеральное же мышление поможет избежать подобных проблем.
Что такое латеральное мышление
По определению латеральное мышление (от латинского lateralis – боковой) – это умение находиться нестандартный, необычный и часто неожиданный подход к решению проблемы. Человек находит такие варианты действий, которые неподвластны логическому объяснению.
Использование латерального мышления помогает быть креативными, находить абсолютно новые пути решения вопросов. Кстати, таким типом мыслительной деятельности обладали люди, сделавшие исторические открытия.
В психологии мышление разделяют на два типа:
- Конвергентное. Решая проблемы, человек проводит тщательный анализ, сопоставляет факты, приходит к единому результату.
- Дивергентное. Человек пытается найти сразу много вариантов решения задачи, используя творческие способности.
Латеральное мышление часто сравнивают с дивергентным. В случае с ним люди так же изучают несколько направлений.
О способности мыслить нестандартно много говорил британский психолог Эдвард де Боно. Вот некоторые из его умозаключений:
- Стереотипы ограничивают. Приведем пример. Многие отравившиеся мороженым, больше не покупают его. С одной стороны, они создают себе мнимую безопасность. С другой же, это шаблон, который, скорее всего, не совпадает с реальностью. Он уже не работает, а человек так и не может поступить по-другому.
- Использование шаблонов и стереотипов не имеет ничего общего с латеральным мышлением. Оно убивает способность мыслить креативно, творчески. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, это шаблоны. Если у вас раз за разом случаются подобные ситуации, пора задуматься.
- Эдвард де Боно приводил интересный наглядный пример. Представьте песочницу и лейку с водой. Что будет, если вы начнете лить воду на песок? Часть растечется. Остальная же жидкость сделает колодец, в котором и будет собираться. Вода в данном случае – информация, поступающая в головной мозг. Песок – мозг, а колодец – стереотип. Способность латерально мыслить – это формирование бороздок, которые выпустят воду и не дадут стереотипу углубиться, закрепиться в сознании.
- Без способности принимать неожиданные решения не получится жить полноценно. Вам не обязательно поступать так постоянно. Но развить такое умение нужно обязательно.
И еще один интересный факт. Люди, привыкшие жить по стереотипам и шаблонам, никогда не придумают что-то новое, интересное.
Кстати, де Боно – автор ряда книг по развитию мышления. «Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач», «Почему мы такие тупые? Когда же человечество научится думать», «Управление мышлением». Эти и другие издания научат вас креативности, способности думать не так, как все.
Зачем нужно латеральное мышление
В теории кажется, что развивать умение мыслить латерально не так уж и нужно. И действительно, зачем? Ведь есть логика. Здесь стоит учесть одну особенность. Используя логику, человек выстраивает четкую последовательность действий. На практике любое отступление, ошибка или промах выбивают из колеи, приводят к совсем другому результату.
Мышление стереотипами и шаблонам помогает экономить время при принятии решений. Большинство действий выполняются автоматически. И вроде бы это хорошо. Но! Во-первых, не все задачи можно решить с помощью шаблонов. Во-вторых, следование стандартам мешает реализовывать свежие идеи, совершать открытия. В результате человек не развивается, стоит на месте.
Получается, что главная задача латерального мышления – научить человека мыслить одновременно в нескольких направлениях. Да, на пути будут встречаться ошибки и трудности. Но хорошо развитая интуиция, креативность и чувство юмора помогут или обойти их, или устранить.
Процесс латерального мышления
Состоит из трех этапов:
- Выбор фокуса. Для того, чтобы научиться латерально мыслить, нужно иметь идею. Она поможет определиться с направлением движения, областью творческой деятельности, станет основой. Без нее не получится создать что-то по-настоящему новое, креативное.
- Латеральный разрыв. После того, как вы найдете идею, нужно разорвать шаблоны, общепринятые рамки, раздвинуть стереотипы. Вам придется сломать логику вашей идеи. Сместите ее немного в сторону, измените фокус.
- Установление связей. Итак, шаблон разорван. Логика сломана. Что делать дальше? Звучит, возможно, абсурдно. Но попытайтесь найти что-то логичное в новом варианте мышления. Сделать это неимоверно сложно. Но только таким образом вы придете к чему-то новому.
Латеральное мышление применимо во всех сферах жизни. Оно помогает раздвинуть границы сознания. Зачастую человек воспринимает совсем немного информации. Из-за чего видит лишь один путь решения проблем. Он фокусируется только на нем, на уровне подсознания сопротивляясь другим вариантам.
Способность нестандартно мыслить поможет найти не один, а много способов действий. Порой они будут непривычными, даже абсурдными.
Методы латерального мышления
Эдвард де Боно предложил четыре метода.
Шесть шляп мышления
Известный и не менее популярный в психологии метод латерального мышления. Доказывает, что несколько идей могут успешно сосуществовать друг с другом. Помогает посмотреть на проблемы с разных сторон.
Итак, представьте, что у вас есть шесть шляп разных цветов. Каждая из них отвечает за один из подходов:
- Белая. Это информационная сфера. Сообщает, что мы знаем в данный момент, что нужно узнать, какие есть факты, цифры, новости. Все это должно касаться решаемого вопроса.
- Красная. Чувства, ощущения, эмоции, относящиеся к задаче.
- Зеленая. Поиск необычных решений, интересных идей.
- Черная. Отвечает за сомнения, критику, возможные трудности, недостатки идеи и недочеты.
- Желтая. Это оптимизм. Показывает идею только с положительных сторон. Знакомит с выгодой от ее осуществления, обсуждает преимущества.
- Синяя. Эта шляпа принадлежит ведущему. Ему предстоит собрать все сказанное воедино.
Выполнять это упражнение можно самостоятельно или в группе.
Синектический штурм
Предполагает сочетание несочетаемого. По мнению Эдварда де Боно, это упражнение разрушает шаблоны и стереотипы, а также активизирует работу головного мозга.
Методика состоит из четырех частей:
- Подумайте, как чаще всего люди решают возникшую проблему.
- Ответьте на вопрос: как эту проблему решил бы я?
- Кратко опишите ситуацию.
- Представьте, как бы действовал исторический или вымышленный герой.
Тщательно проанализировав каждый пункт, вы найдете нестандартный выход из любой ситуации.
Случайное слово
Этот метод может применяться при групповых и самостоятельных занятиях. Он нужен в тех случаях, когда у участников разговора заканчиваются идеи. Предложите каждому назвать слово, которое первым пришло на ум. А после попробуйте найти его связь с решаемой проблемой.
В процессе установления связей вы, несомненно, найдете новые решения. А также посмотрите на ситуацию с неожиданной стороны.
Выход за рамки
Решение любой проблемы или задачи ограничено определенными рамками. Это бюджет, временные сроки, ресурсы. И не всегда эти рамки можно раздвинуть. Но попробуйте представить, что у вас получилось это сделать. Что бы вы предприняли в этом случае? Наверняка у вас появились бы сотни новых, необычных идей.
Как развить латеральное мышление
Не расстраивайтесь, если не получается мыслить нестандартно. Это умение можно развить. Есть ряд способов:
- Во всех сферах ищите новые идеи.
- Забудьте о стереотипах, используемых окружающими для принятия решений.
- Сомневайтесь.
- Рассматривайте сразу несколько вариантов решения проблемы.
- Уделяйте время на решение задач на латеральное мышление.
- Подумайте, как можно нестандартно использовать старые вещи.
- Творчески подходите к выполнению даже повседневных дел.
- Научитесь получать удовольствие от размышлений и поиска новых идей.
Задачи на латеральное мышление
Попробуйте силы в интересных загадках:
- Представьте себе посетителя кафе, у которого в чашке кофе плавает муха. Он позвал официанта и попросил заменить заказ. Официант так и сделал. Но посетитель снова не доволен. Утверждает, что ему принесли тот же кофе. Как он это понял?
- Шахматисты сыграли на двоих пять партий. Каждый проиграл и победил одинаковое количество раз. При этом не было ни одной ничьи. Как так получилось?
- Итак, два человека на экскурсии в угольной шахте. Когда они вышли, оказалось, что у одного грязное лицо, а у другого нет. Тот, что был чистым, пошел умываться. А его друг нет. Почему?
- Двадцать участников симфонического оркестра играют для публики. Однако их никто не слушает. В чем причина?
Смогли ли ответить хотя бы на один вопрос? Проявите нестандартность мышления. Вы увидите, что все банально просто.
Упражнения для развития латерального мышления
Как еще можно развить латеральное мышление? Регулярно выполняя простые, но эффективные упражнения.
- Придумайте глупые, несерьезные, абсурдные идеи. Чтобы было легче, возьмите иллюстрированный журнал. Откройте любую картинку и представьте, что на ней происходит. Не будьте банальными. Не говорите очевидное. Проявите фантазию, креативность и нестандартность. Получилось? Вы на правильном пути.
- Поиграйте в «данетки». Лучше это делать в компании друзей. Придумайте интересную ситуацию. Задавайте друг другу такие вопросы, чтобы можно было ответить только «да» или «нет». С их помощью выясните, почему герой поступил так, а не иначе.
- Делайте эксперименты, рискуйте. Приведем банальный, знакомый многим пример. У женщины было несколько неудачных отношений. В результате она стала думать, что все мужчины одинаковые. Но стоит задуматься, и между ними появится общее. Пусть это будет зависимость от компьютерных игр. Эта особенность закрепится в мозгу женщины как шаблон. И она будет выбирать только таких мужчин. А после очередной неудачи говорить, что снова убедилась в своей правоте. Латеральное мышление в таком случае поможет изменить привычный ход событий.
Занимайтесь как можно чаще. Вскоре вы обнаружите, что смотрите совсем по-другому на обыденные вещи.
Заключение
Латеральное мышление – путь к интересной, наполненной смыслом, жизни. Забудьте о стереотипах и шаблонах. Попробуйте хотя бы раз пойти по нестандартному, а, может, даже абсурдному пути. Не бойтесь осуждения со стороны. Помните, это ваша жизнь, ваши решения, ваши последствия. Будьте уверены – результат вас удивит.
Ответы:
Посетитель насыпал в кофе сахар, прежде чем обнаружить муху.
Все очень просто: шахматисты играли не друг с другом.
Тот, у кого было чистое лицо, посмотрел на другого и решил, что тоже запачкался. Человек с грязным лицом подумал так же.
Музыканты играют в футбол.
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.
Метод Латерального Мышления | Genvive
Art by Robert Gonsalves1. Этимология. Латеральное мышление (lateral thinking). Lateral (англ.) — боковой, поперечный, направленный в сторону.
2. Автор: Эдвард де Боно (Edward de Bono, род. 19 мая 1933, Мальта), британский психолог и писатель, врач и изобретатель, эксперт и консультант в области творческого мышления и инноваций. Пионер в сфере развития творческих способностей и применения методов активизации творчества.
3. История
Сам термин, концепция и методы «Латерального мышления» были разработаны в 1967 году и впервые представлены в первой книге Э. де Боно «Использование нестандартного мышления», The Use of Lateral Thinking (1967). Теория и практика латерального мышления получили свое дальнейшее развитие в книгах «Развитие Мышления: Три Пятидневных Курса» The Five-Day Course in Thinking (1968), и «Механизмы мышления» The Mechanism of the Mind (1969). В 1970 была опубликована книга «Латеральное мышление: креативность шаг за шагом» Lateral Thinking: Creativity Step by Step (1970), в которой Эдвард де Боно предоставил целостную концепцию и систему техник латерального мышления.
Методы и техники латерального мышления были усовершенствованы, дополнены и систематизированы в его следующих книгах и особенно в «Гениально! Инструменты решения креативных задач» — Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas (1992).
В 1985 году он написал книгу «Шесть шляп мышления» — Six Thinking Hats (1985), в которой предлагался эффективный и простой метод активизации творчества и решения практических проблем, в концентрированном виде выражающий суть концепции латерального мышления.
Эдвардом де Боно было опубликовано более 70-ти книг, переведенных на многие языки мира, в которых он углубляет свою концепцию, предлагает способы ее реализации в образовании, менеджменте, в реальной жизни, а также рассматривает нестандартное творческое мышление как мышление нового тысячелетия New Thinking for the New Millennium (1999), новую религию H+ (Plus): A New Religion (2006) и как единственно возможный способ выживания в современном мире — Think! Before It’s Too Late (2009).
Эдвард де Боно разработал и проводит курсы по развитию творчества: CoRT (курс по развитию интеллектуальных способностей), SixHats (курс по самоорганизации мышления и по творческой работе в группе), профессиональная программа «de Bono Thinking 24×7».
Метод и техники латерального мышления активно используются во многих успешных инновационных компаниях по всему миру.
4. Сущность метода
Латеральное мышление – нешаблонный и гибкий способ решения задач, при котором новые идеи возникают при генерировании различных точек зрения на предмет, разрыве очевидной последовательности мышления, а также разрушении или изменении ограничивающих когнитивных паттернов.
Латеральное мышление основывается на нестандартном подходе к известным вещам, на умении и готовности смотреть на вещи разными способами. Оно представляет собой целостную систему, включающую ряд самостоятельных инструментов и техник, направленных на устранение инерции мышления.
5. Основные функции
— способ создания, развития и реализации творческих и инновационных идей, создания новых продуктов, процессов и услуг.
— быстрый и эффективный способ для организаций, групп и отдельных людей решения практических проблем в условиях жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений.
— способ активизации творческого мышления, разрушения стереотипов, нахождения альтернативных решений и генерации большого количества новых и практичных идей во всех сферах жизнедеятельности.
— способ развития личности, метод усиления естественных способностей человека творить и создавать новое — и соответственно, приводить его к большей продуктивности и успешности.
6. Методологические и теоретические основания
Изменение и перестройка паттернов
1. Концепция латерального мышления основывается на понимании разума (mind) как самоорганизующейся информационной системы, упорядочивающей поступающую информацию в устойчивые модели и паттерны. По мере использования информации эти паттерны еще сильнее закрепляются в нашем сознании, превращаясь в шаблоны и стереотипы.
2. Эти стабильные паттерны, то есть наш опыт, облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений.
3. Латеральное мышление связано с изменением и перестройкой паттернов. Вместо того, чтобы брать образец и затем развивать его, как это делается в вертикальном мышлении, латеральное мышление занимается реструктурированием ограничивающих паттернов, разрушением старых и удобных шаблонов и построением новых, оригинальных, творческих моделей.
4. Креативный процесс в латеральном мышлении — это преодоление шаблонного мышления с помощью креативных прыжков. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг.
5. Латеральное мышление использует информацию провокационно. Оно разрушает старые паттерны, высвобождая заключенную в них информацию, и стимулирует формирование новых паттернов, по-новому — порой неправдоподобно — сопоставляя кусочки информации.
Изменение восприятия
1. Нестандартное латеральное мышление тесно связано с образным мышлением и восприятием.
2. Восприятие основано на распознавании и использовании соответствующих паттернов и шаблонов. Мозг человека формирует свое восприятие, избирая тот или иной способ видения мира.
3. Самый основной принцип латерального мышления заключается в том, что любой конкретный взгляд на вещи является лишь одним из множества других возможных способов.
3. Творчество и латеральное мышление основаны на изменении восприятия, внезапных переходах — переключениях восприятия и генерировании различных точек зрения на предмет.
4. Латерально мыслящий человек старается придумать как можно больше разных подходов и взглядов, генерировать разнообразные точки зрения на вещи и события.
Общие положения
1. Латеральное мышление — это попытка найти альтернативные пути реструктуризации и реорганизации имеющейся информации, нестандартные способы решения проблем. Человек ищет не подход, а как можно больше различных подходов.
2. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.
3. Латеральное мышление имеет ту же основу, что и творчество, инсайт и юмор, но в отличие от них, может применяться столь же намеренно, как и логическое мышление.
4. Творчество — это умение, которым каждый может овладеть и которое каждый может практиковать и использовать. Творческие способности и инновации — основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире.
5. Творческое мышление — это не талант, это навык, который можно изучить и развить.
«Я рассматриваю творческое (латеральное) мышление как особый способ обработки информации. Оно должно занять свое место наравне с другими методами: математическим и логическим анализом, компьютерным моделированием и т. д. Это строгий предмет, в котором нет места какой бы то ни было таинственности. Я уверен, что со временем мы привыкнем к тому, что человек, решивший придумать нечто новое в своей области, просто садится и последовательно применяет методы латерального мышления». Эдвард де Боно
Фундаментальные аспекты процесса латерального мышления:
1. Преднамеренное создание альтернативных взглядов на вещи.
2. Вызов и постановка под сомнения предположений. (The challenging of assumptions).
Основные принципы и правила
1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления.
2. Сомневайтесь в допускаемом.
3. Обобщайте альтернативы.
4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.
5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.
7. Мыслительные техники латерального мышления
Для успешного решения сложных проблем, необходима перестройка паттернов, которая осуществляется с помощью специальных техник. Определенных инструментов, которые бросают вызов нормальной работе самоорганизующейся системы мозга человека.
В своей книге «Латеральное мышление: креативность шаг за шагом» (1970), (Вариант перевода: Эдвард де Боно. Латеральное мышление. Учебник. – Минск: Попурри, 2012. – 384 с.), Э. де Боно предложил ряд техник латерального мышления, некоторые из которых уже были известны, а некоторые, авторские, стали впоследствии самостоятельными методами активизации творчества:
Выработка альтернатив (The generation of alternatives).
Целенаправленный поиск и генерация альтернатив и создание альтернативных взглядов на ситуацию является одним из важнейших творческих действий. Реализация метода основывается на последовательных ответах на вопросы: Есть ли другой способ? Каковы альтернативы? Можно ли сделать это иначе?
Изучение проблемного материала может вестись в двух направлениях:
1. Отыскание альтернативных способов формулировать проблему.
2. Отыскание альтернативных подходов к проблеме.
Возможно установить для себя квоту, т.е. обязать себя найти фиксированное число альтернатив и подходов. Подходящей квотой могут быть три, четыре или пять вариантов.
Вызов предположениям (Challenging assumptions).
Пи решении проблемы необходимо бросить вызов базовым предпосылкам и общепринятым предположениям, поставить их под сомнение и попытаться перекроить их. Творческий вызов просто отказывается признавать, что общепринятое — непременно самое лучшее.
Вызов – это не критика, не осуждение, нападение или поиск недостатков. Он просто позволяет вырваться на свободу из пределов стереотипных способов работы. Он всего лишь ставит под сомнение уникальность существующего метода: «Действительно ли это единственно возможный способ действий?».
Творческий вызов предполагает, что нечто делается именно так, а не иначе, по причинам, которые могут уже потерять свое значение. Во всяком случае, возможно, существует лучший способ.
Творческий вызов может быть направлен на само явление, но он также может относиться к традиционным взглядам на это явление. Кроме того, сам процесс творческого мышления о данном предмете может быть предметом вызова: «Почему мы должны видеть проблему именно в таком свете?».
Вызов бывает направлен на факторы, формирующие наше мышление: доминирующие концепции, заключения, ограничения, ключевые факторы, факторы избегания, мышление черно-белыми (крайними) категориями (поляризация «или-или»). Этот метод позволяет взглянуть непосредственно на все эти факторы, чтобы убедиться, действительно ли они важны для нас.
Творческий вызов помогает пересмотреть явления, связанные с традицией, когда нечто делается таким способом потому, что так делали вчера, год или пять лет назад.
Инновации (Innovation).
Отложенное суждение (Suspended judgement).
Вертикальное мышление требует, чтобы вы были правы всегда. Суждения о правильности тех или иных идей выносятся с самого начала. При этом не позволяется делать неправильные шаги.
Латеральное мышление позволяет быть неправым на промежуточных этапах, если это помогает оказаться правым в конце. На практике этого можно достичь отсрочкой суждения или оценки. Человек воздерживается от суждений на этапе генерирования идей, чтобы потом оценить эти идеи на этапе отбора.
Дизайн (Design).
В отличие от анализа, с помощью которого мы разбиваем сложную и неизвестную ситуацию на маленькие кусочки, синтеза, посредством которого мы создаем из этих элементов новую комбинацию, дизайн сразу выдвигает ключевое требование, а затем при его выполнении устанавливает между элементами новые нужные отношения.
Данный метод состоит в выборе в качестве отправной точки единственного ключевого требования (например при проектировке здания – наибольшее рабочее пространство) и в последующей разработке концепции, максимально его учитывающую.
Таким образом, вокруг ключевого требования группируются остальные, создавая при этом совершенно новые отношения. Говоря военным языком, в первом случае мы наступаем равномерно на всех фронтах, а во втором наносим сосредоточенный удар и затем бросаем войска в прорыв.
Доминантные идеи и критические факторы (Dominant ideas and crucial factors).
Давая определение ситуации, мы выбираем некоторую доминантную идею — но не для того, чтобы ограничить свое восприятие этой идеей, а для того, чтобы иметь возможность генерировать альтернативные идеи. Доминантная идея предопределяет ваш взгляд на ситуацию. Критический фактор является своего рода точкой привязки.
Доминантная идея организует ситуацию. Критический фактор связывает ее и весьма сковывает движение. Выделив критический фактор, вы ставите под вопрос его необходимость. Если фактор оказывается не критическим, тогда связывающий эффект этого фактора исчезает и вы получаете больше свободы рассматривать ситуацию под иным углом.
Разбиение на части (Fractionation).
В памяти существует тенденция к укрупнению сформировавшихся паттернов.
Паттерны могут разрастаться сами по себе или объединяться в более крупные. Чтобы облегчить перестройку паттерна, нужно вернуться к исходному множеству меньших паттернов, которые могут стать элементами различных комбинаций.
Метод переворота (The reversal method).
Метод переворота является по своей природе более латеральным, нежели метод
разбиения. И он приводит к более необычным перестроениям. Обычно существует несколько разных направлений переворота ситуации. Латеральное мышление не занимается поиском правильного ответа; его интересует иная компоновка информация, которая бы спровоцировала иной взгляд на вещи.
Brainstorming (Мозговой штурм).
Мозговой штурм является формальной обстановкой для применения латерального мышлениями. Главными чертами мозгового штурма являются:
1. Перекрестная стимуляция. 2. Отложенное суждение. 3. Формальность обстановки.
Analogies (Аналогии).
Чтобы перестроить паттерн, взглянуть на ситуацию по-иному, приобрести свежие идеи, нужно начать с каких-то идей. Две проблемы латерального мышления таковы:
• Привести ход мыслей в движение.
• Избежать естественного, очевидного, стереотипного хода мыслей.
Аналогии используются для придания импульса движения. Мы транслируем проблему в аналогию, а затем развиваем аналогию.
В конце происходит обратная трансляция и мы видим, что стало с первоначальной проблемой. Аналогия совсем не обязательно должна быть полной. Аналогия является средством провокации, заставляющим по-иному взглянуть на ситуацию.
Выбор точки входа и зоны внимания (Choice of entry point and attention area).
Разуму характерен узкий диапазон внимания, которое может быть сосредоточено лишь на некоторой небольшой области информационного поля. «Зоной внимания» мы будем называть ту часть ситуации или проблемы, которой мы уделяем внимание.
«Точка входа» — это та часть проблемы или ситуации, на которую наше внимание нацеливается в первую очередь. С точки зрения перестройки паттернов в результате инсайта (озарения) выбор точки входа имеет первостепенное значение. Важным аспектом этой задачи является, однако, то, что ее легче решить, если начинать с другого конца.
Начинать с конца и двигаться к началу — хорошо известный метод решения проблем. Его эффективность объясняется совершенно иным ходом мыслей по сравнению с тем случаем, если бы вы двигались от начала.
Случайная стимуляция (Random stimulation).
Перестройка паттернов осуществляется двумя способами: изнутри и извне.
1. Использование некоторых специальных приемов, развивающих первоначальный паттерн и могущих привести к его перестройке.
2. Намеренное изменение обстоятельств с таким расчетом, чтобы они стимулировали перестройку паттернов.
Случайная стимуляция представляет именно внешнюю стимуляцию, которая воздействует на идею снаружи. При случайной стимуляции используется любая информация. Какой бы неуместной она ни казалась, она не отвергается как бесполезная. Например, случайная стимуляция может возникнуть от идеи, относящиеся к совершенно другой области знаний. Иногда это называют «перекрестным опылением наук».
Для создания формальной процедуры генерирования случайных событий предлагаются три метода:
• Наугад выбрать слово в словаре.
• Наугад выбрать в библиотеке книгу или журнал.
• Наугад выбрать предмет из окружающей обстановки (например, ближайший предмет красного цвета).
Метод случайного входа (и его разновидность — метод случайного слова)
Использование разнообразной информации (случайных стимулов) для развития идей и мышления в новых и неожиданных направлениях. Основной принцип метода случайного входа — готовность искать новые, независимые точки входа, открывающие новые направления мышления.
Этот метод относится к провокационным, но действует немного иначе. Применяя метод случайного входа, мы произвольно назначаем новую точку входа и тем самым немедленно повышаем шансы натолкнуться на новую ветвь. Как только нам это удается, мы устанавливаем обратную связь с фокусом и можем использовать эту новую линию мышления. Случайное слово — не единственная, но самая практичная, легкая и удобная точка входа.
Понятия/деления/поляризация (Concepts/divisions/polarization).
Имена, ярлыки, слова являются зафиксированными. Поэтому закрепляются и увековечиваются и единицы, получившие эти имена и ставшие заложниками этих имен. Такими же зафиксированными и постоянными становятся паттерны, которые представляют собой определенный порядок этих единиц. После того как единица отделилась и получила имя, в ней трудно признать часть целого.
Когда композиции единиц дается общее имя, трудно признать, что она состоит из частей. Когда деление выполнено, трудно потом перебросить мост через это разделение.
Опасность подобной поляризации заключается в том, что новая информация искажается для того, чтобы соответствовать той или иной категории. Созданные категории увековечиваются и момент, когда необходимо создать новую категорию, может так никогда и не наступить.
Цель латерального мышления — разрушать стереотипы, паттерны-клише, а неподвижные ярлыки являются идеальным примером таких паттернов- клише. Уйти из-под влияния существующих ярлыков можно тремя путями:
• Поставить ярлыки под сомнение.
• Попытаться обойтись без них.
• Создать новые ярлыки.
Новое слово «по» (про) (The new word po).
Логику можно назвать умелым использованием слова «НЕ». Концепцией латерального мышления является перестройка паттернов и это достигается изменением построения информации. Смягчение является инструментом перестройки. Языковым инструментом смягчения является слово «ПО» (ПРО).
ПО (ПРО) — это слово, которое предшествует провокации и сигнализирует о ней.
«ПО» может пониматься как провокационная операция.
Провокация — это идея, которая перемещает мышление вперед в новое место, откуда можно найти новые идеи или решения.
В оригинале это извлечение из таких слов, как гипотеза (hypothesis), предположить (suppose), возможно (possible) и поэзия (poetry), все из которых указывают на движение вперед и содержат слог po «по».
Смыслом существования слова «ПО» является построение информации с целью создания новых паттернов и перестройки старых. «ПО» как инструмент позволяет нам пользоваться информацией совершенно необычным образом.
Первая функция слова «ПО» – создания связей, не имеющих ничего общего с жизненным опытом.
Построения информации обычно оцениваются сразу же по мере их поступления, в результате выносится один из двух вердиктов: «это позволительно» или «это непозволительно».
Таким образом, построение подтверждается или отрицается. Среднего не дано. Функция «ПО» как раз и заключается в том, чтобы допустить «средний» ход событий. «ПО» позволяет удержать построение в течение некоторого времени, не подтверждая и не отрицая его. «ПО» позволяет отсрочить суждение.
Отсрочка суждения является одним из фундаментальных принципов латерального мышления и в это же время одним из главных его отличий от мышления вертикального.
Объединение несвязанных вещей
Простейший случай использования «ПО» — удерживать вместе две совершенно не связанные друг с другом вещи, чтобы позволить им или их ассоциациям взаимодействовать между собой.
Пример: «компьютеры ПО омлеты». Из такого сопоставления может родиться следующая идея: приготовление пищи с помощью компьютера или какого-то автоматического прибора.
Иногда слово «ПО» мало чем отличается от использования слов «допустим» или «если».
Функция «ПО»: ставить под сомнение старые построения информации.
Основные направления использования «ПО» таковы:
• Ставить под сомнение обоснованность установившихся паттернов.
• Расшатывать существующие паттерны и высвобождать информацию, которая затем собирается в новые паттерны.
• Извлекать информацию из ячеек, созданных ярлыками и классификациями.
• Способствовать поиску альтернативных построений информации.
Открытость как преграда (Blocked by openness).
Если вы движетесь по основной магистрали, вы можете даже не осознавать существования боковых путей и точек ветвления. Вы блокированы открытостью главной дороги.
Описание /решение проблем/конструкторские проекты (Description/problem solving/design).
Существуют три практические ситуации, способствующие использованию латерального мышления:
• Описание ситуации.
• Решение проблем.
• Конструкторские проекты.
Описание ситуации — хороший способ показать, насколько по- разному можно смотреть на вещи. Это также простой способ попрактиковаться в отыскании альтернативных точек зрения.
Решение проблем является удобным форматом, позволяющим попрактиковаться в применении методов, изученных в этой книге. Если описание является взглядом назад с целью выяснения того, что есть, то решение проблемы — это взгляд вперед, выяснение того, что можно получить. То, чего вы хотите добиться, может иметь разные формы:
1. Разрешить какое-то затруднение (проблема уличных пробок).
2. Получить что-то новое (конструкция машины для сбора яблок).
3. Избавиться от чего-то нежелательного (дорожные аварии, голод).
Конструкторские проекты — особый случай решения проблем, когда вы хотите достичь некоего желательного положения вещей. По этой причине конструкторские проекты имеют, как правило, большее разнообразие в
что это такое, характеристики, как развить
Кто-то любыми способами пытается развить логическое мышление, чтобы с лёгкостью щёлкать самые трудные задачки и иметь максимально высокий IQ. Другие акцентируют внимание на творческом подходе к решению проблемных ситуаций, когда спонтанно и быстро на ум приходит совершенно неожиданная разгадка. В психологии говорят, что первые при этом мыслят вертикально (поэтапно, рационально выверяя каждый шаг), а вторые — горизонтально (раздвигая границы привычного мира в разные стороны).
Но есть ещё один путь, который одновременно совмещает в себе эти два и вносит в них нечто кардинально новое. Это латеральное мышление, которое тоже способно генерировать умнейшие идеи. Но его мыслительный процесс — веерообразный и охватывает и горизонтали, и вертикали, и диагонали окружающего мира.
Что это такое
Первым кто объяснил миру, что такое латеральное мышление, был Эдвард де Боно (род. в 1933) — британский писатель и психолог. Именно он в 1970 году ввёл это понятие, образовав термин от английского выражения «lateral thinking», которое переводится как «поперечный, направленный в сторону, боковой».
В современной психологии дано следующее определение: латеральное мышление — это умение нестандартно, нешаблонно, нетипично мыслить, при этом используя всё разнообразие (весь веер) имеющихся способов решения задачи. При этом многие из них игнорируются логикой и остаются незаметными для творчества.
Теория Эдварда де Боно о латеральном мышлении вот уже на протяжении многих лет подвергается критике со стороны разных направлений психологии. Во-первых, за столько времени не было проведено ни одного научного эксперимента, не разработано ни одного диагностического теста, чтобы доказать и существование, и эффективность такого типа мыслительных процессов. Во-вторых, многие специалисты считают, что это не что иное, как обычный тандем логического и творческого мышлений и нет смысла выделять его как отдельную категорию.
Если рассматривать латеральное мышление как способ решения сложных задач, нужно понимать, чем оно отличается от логического и творческого.
И логическое, и творческое мышление при возникновении проблемной ситуации задаются целью — найти единственно верный, правильный, самый эффективный способ её решения. Латеральное не ставит перед собой такую задачу. Оно берёт всё то множество вариантов, которые находятся в поле видимости, и приспосабливают их к существующим условиям. В результате получается сразу несколько нестандартных, но достаточно эффективных разгадок.
Практическое применение
Понять открытие Эдварда де Боно помогут примеры латерального мышления.
В быту
Возьмём типичную для мужчины ситуацию — на белой рубашке остался яркий и жирный след губной помады. Задача — вывести его.
Как решает проблему логик — идёт в магазин, покупает какое-нибудь суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции. Результат — слабый след всё-таки остаётся, потому что на сегодняшний день химическая индустрия ещё не создала формулу, расщепляющую жир и масла, содержащиеся в губной помаде и въевшиеся в волокна ткани.
Как решает проблему творческий человек — идёт в магазин, покупает тёмную краску для ткани и перекрашивает рубашку. Креативно и эффективно.
Как решает проблему человек с латеральным мышлением:
- Покупает суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции.
- Ищет лайфхаки по удалению губной помады в Интернете и обзванивает знакомых.
- Анализирует собственный опыт и пытается применять имеющиеся знания.
- Использует Fairy, которое, как известно, удаляет жир.
- Не получилось — пускает в ход зубную пасту.
- Пробует смесь лимонной кислоты и пищевой соды.
- Наносит пену для бритья.
- Берёт у жены средство для снятия макияжа.
То есть он использует все возможные варианты. При этом точно не забудет ещё про глицерин и хозяйственное мыло. На каком-то из этапов у него всё-таки получится удалить пятно. А если будет заметно, что с рубашкой похимичили, он просто пойдёт и… купит новую, точно такую же.
В маркетинге
Несмотря на тот шквал критики, который обрушивается на теорию Эдварда де Боно о латеральном мышлении, она нашла своё практическое применение в современном маркетинге. Причём не стартаперами, а такими компаниями, как Pepsi&Co, Nestle и Google. Оформить это всё в систему смог Филип Котлер, которого называют отцом современного маркетинга. Он предлагает продвигать товары и услуги нетрадиционными методами, до которых не могут додуматься конкуренты. И тогда процветание бизнесу обеспечено.
Когда конкуренты мыслят вертикально (у них даже автоматическая воронка продаж устроена по такому принципу), они учитывают потребности целевой аудитории и пытаются удовлетворить их своими товарами и услугами. В это время латеральный маркетинг:
- выявляет скрытые потребности своего потенциального клиента;
- модифицирует свой товар так, чтобы удовлетворить их;
- расширяет свой ассортимент за счёт этого;
- генерирует новые идеи на основе уже произведённых изменений;
- создаёт неожиданную рекламу — порой шокирующую, но всегда бьющую точно в цель.
Чтобы понять, как работает латеральный маркетинг, достаточно взглянуть на рекламные ходы и продукты от Google. Эта компания всегда, хоть на шаг, но оказывается впереди своих конкурентов, потому что смотрит дальше. И не только вверх или по сторонам — она охватывает потребности клиентов в формате 3D. Например, запуская проект «Карты Google», они знали, что это был рискованный эксперимент, но реализовали его и не пожалели. Сегодня миллионы людей ежедневно пользуются им, даже не подозревая, что это — продукт латерального маркетинга.
Этапы решения проблемы
Как решает проблему логик — анализирует, сравнивает, создаёт цепочку умозаключений и следует им. Его схему можно назвать пошаговым алгоритмом. На каждом из этапов он отдаёт себе отчёт, что делает и куда пойдёт дальше.
Как решает проблему творческий человек — ловит ассоциацию, связанную с ней, и моментально видит креативное решение. Никаких этапов и долгих обдумываний. Зачастую и объяснения отсутствуют, почему и как был получен такой результат.
У обладателя латерального мышления есть своя схема решения проблемы.
Фокус
Первая задача — сфокусироваться на проблеме, сосредоточиться на ней. Она должна владеть всеми мыслями. Желательно ни на что не отвлекаться, иначе будет упущен какой-нибудь важный ракурс её решения.
Латеральный разрыв шаблона
После всестороннего рассмотрения проблемы нужно обозначить тот единственно верный ответ, который приходит на ум вследствие логических заключений. Теперь нужно расширить горизонты своего сознания, отойти от него и найти ещё несколько нетривиальных способов решения. Чем больше, тем лучше. Причём не нужно отсеивать даже самые странные и фантастические идеи. Все складываются в одну копилку.
Установление связи
На данном этапе все идеи, сложенные в копилку, перебираются и тщательно обдумываются. В этом — основное отличие латерального мышления от творческого. Здесь всё объясняется, даже самое фантастическое на первый взгляд. Пример, как это работает: вы можете как-то связать пузырьковый оксигенатор (медицинское устройство, насыщающее кровь кислородом и удаляющее из неё углекислоту) и женские кружевные трусики? А вот латеральное мышление может. Когда прибор только ещё создали, постоянно возникала проблема образования пены, для удаления которой нужна была сетка. Её прообразом стала именно эта вещь из дамского гардероба.
После прохождения всех трёх этапов результатом становится несколько новых идей, одна из которых обязательно приведёт к решению возникшей проблемы.
Характеристики
Основные характеристики латерального мышления:
- логичность;
- последовательность;
- рациональность;
- креативность;
- вариативность;
- позитив;
- универсальность;
- всеобъёмность;
- полный контроль над всеми этапами.
С латеральным мышлением не рождаются — его приобретают и развивают в течение жизни.
Как развить
Однозначно стоит почитать книги Эдварда де Боно. Особенно — «Шесть шляп мышления».
Метод шести шляп
Одним из эффективных методов развития мышления является мозговой штурм, активно используемый в педагогической практике в групповой работе на уроке. Однако Эдвард де Боно раскритиковал его. По его мнению, итоговый результат всегда оказывается далёким от безупречности, потому что является точкой зрения лидера, а не всех участников. Самый сильный будет отбрасывать идеи остальных до тех пор, пока не навяжет всем свою. В качестве альтернативы британский психолог предложил совершенно новую методику, которая получила название «Шесть шляп».
Начинается всё так же, как и в мозговом штурме. Аудитория (класс) делится на несколько групп. Отличие в том, что в них должно быть строго по 6 человек. Даётся проблемное задание. Каждый надевает шляпы разных цветов и проговаривает проблему с точки зрения своей шляпы:
После этого шляпы передаются по кругу каждому участнику. Т. е. абсолютно все члены группы получают возможность проанализировать проблему с разных углов. Это меняет их видение. В итоге они выдают более обобщённые, беспристрастные и универсальные решения поставленной задачи, чем если бы работали в условиях мозгового штурма.
Данный метод можно использовать и в обычной жизни. Просто примерьте поочерёдно все шесть шляп мысленно, когда будете решать одну из трудных задачек, встретившихся вам на пути. Поначалу может показаться, что на это уходит огромное количество времени. Однако с каждым разом все эти этапы будут проходиться быстрее. Просто тренируйтесь чаще.
Синектический штурм
Данный метод используется на этапе латерального разрыва шаблона, когда стоит задача набрать как можно больше способов решения и при этом уйти от очевидного, охватив всё разнообразие вариантов. Эдвард де Боно и здесь прописал схему, как правильно всё сделать и не упустить ничего важного:
- Провести прямую аналогию. Включить логику и последовательно решить данную проблему так, как сделают это все остальные люди с высоким IQ.
- Произвести личное включение. Поставить себя в центр проблемы. Представить, что она для вас на данный момент — в приоритете и имеет жизненно важное значение. Подумать, как бы вы хотели её решить, оказавшись в такой ситуации.
- Обобщить. Представить, что вы делаете доклад о проблемной ситуации начальству. На это у вас есть ограниченное количество времени. Надо в двух словах описать её суть и так же лаконично предложить пути решения. Это позволит отсеять всё лишнее.
- Окунуться в мир фантазий. Теперь самое время подключить своё творческое начало, задействовать метод свободных ассоциаций. Какие пути решения задачи подсказывают они? Можно ли их как-то применить на практике?
Используя данную методику, важно ни в коем случае не менять местами третий и четвёртый этапы, потому что фантазии и свободные ассоциации могут помешать логическому и рациональному обобщению.
Британский писатель и психолог Эдвард де БоноШесть шляп и синектический штурм — основные методы латерального мышления, предложенные самим Эдвардом де Боно. Для его развития также можно использовать более простые упражнения.
- Случайное слово
Все мы попадали в такую ситуацию, когда нужно срочно генерировать какую-то идею, искать выход из тупика, но в голове совершенно пусто и нет ни одной дельной мысли! Выйти из такого положения поможет уникальное упражнение на развитие латерального мышления. Произнесите вслух любое слово, первым пришедшее на ум. И попытайтесь связать его со своей проблемой. Это активирует мыслительные процессы анализа и синтеза, которые помогут найти нетрадиционный способ решения.
- Выход за рамки
При решении практически любой задачи мы постоянно ощущаем какое-либо давление. Проект сдать ровно в указанные сроки (вечные дедлайны). Все предположения должны укладываться в общую концепцию фирмы. Из источников разрешено пользоваться только ограниченным списком. Эти рамки можно перечислять бесконечно.
Данное упражнение предлагает их раздвинуть или убрать вовсе. Проработайте с проектом хоть один день так, будто никто никаких ограничений вам не ставит. Некуда торопиться. База данных в Интернете — огромная. Никакой концепции. И уже на следующий день причешите всё созданное «без рамок» — поверьте, результат получится потрясающим. Он наверняка понравится не только вам, но и будет по достоинству оценен начальством.
Существуют ещё более простые, ежедневные упражнения, которые можно выполнять в течение дня, применяя к различным жизненным ситуациям:
- Любую проблемную ситуацию старайтесь решать несколькими способами.
- Освобождайтесь от клипового мышления, общественных стереотипов и навязанных клише.
- Всё, что слышите и видите, подвергайте сомнению.
- Всегда, когда возникают альтернативы, анализируйте со всех сторон — плюсы и минусы, чтобы дать объективную оценку.
- Решайте не только актуальные проблемы человечества или логические задачки — бытовые трудности развивают латеральное мышление ничуть не хуже.
- Собираетесь выбросить какую-либо вещь, потому что она сломалась или устарела? Сначала попытайтесь придумать ей какое-нибудь новое предназначение.
- Активно используйте метод свободных ассоциаций.
- Ежедневно не менее 15 минут занимайтесь нейробикой.
- Научитесь контролировать свою реакцию на появление новой проблемы: она должна вызывать не стресс, а радость — наконец-то вы можете отточить ещё раз своё латеральное мышление!
- Старайтесь больше общаться как с творческими натурами, так и с людьми с высоким IQ.
А также полезно постоянно расширять кругозор, читать книги, ходить на выставки, интересоваться политикой и экономикой.
Несмотря на отсутствие научной доказательной базы о том, что латеральное мышление помогает людям в решении самых насущных задач, оно уже успело оставить свой след в истории человечества. Маркетинг, построенный на его основе, применяется крупнейшими успешными современными компаниями. Не лучшее ли это доказательство тому, что оно всё-таки имеет право на существование?
О других типах мышления:
Латеральное мышление
Мы привыкли к шаблонному, логическому, так называемому «вертикальному» мышлению, и это неплохо. Оно позволяет нам решать текущие задачи, опираясь на полученные ранее знания и опыт. Оно стройно, логично, предсказуемо и почти безотказно. Правда, в случае допущения ошибки на любом этапе вся стройная система даёт сбой и заводит в тупик. Тогда возникают вопросы, на которые не так просто ответить и проблемы, которые привычным путём не решить. И тогда на помощь приходит нешаблонное или, если использовать введённый Эдвардом де Боно термин, латеральное мышление. Эдвард де Боно – выдающийся, признанный во всём мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и базирующихся на ней методик, успешно применяемых в работе, в обучении, в бизнесе.
Слово латеральный (lateralis) в переводе с латыни означает боковой, смещённый. Это путь ломки стереотипов, свободного полёта мысли, проявления креативности и решения, казалось бы, неразрешимых задач. Этот новый тип мышления позволяет создавать нечто совершенно новое из того, что уже существует, то есть новую концепцию из существующих идей путём разрыва шаблона, взглянув на задачу в неожиданном ракурсе, с неожиданной стороны. Латеральное и логическое мышление не следует противопоставлять друг другу: у них просто разные цели. Латеральное мышление позволяет найти идею, а логическое – развить её.
Эдвард де Боно хотел создать новую информационную систему, способную самоорганизовываться. В процессе моделирования такой системы он ввёл понятие паттерна, т.е. модели, формы, образца, выкройки. Это понятие на сегодняшний день широко используется и в психологии, и в социологии. Паттерн – это некая структура, соединяющая в себе изменчивость и целостность процессов и стимулов, происходящих в пространстве и времени. Анализируя паттерны, учёный нашёл способы их реструктурировать, избегая ограничивающих и создавая благоприятствующие. Это и есть сутью латерального мышления.
Существуют методы, помогающие мыслить нестандартно, получать удовольствие от мыслительного процесса и воспринимать трудности как любимую головоломку. Это методы, вооружающие инструментарием для решения проблем в ситуациях, когда логика «буксует».
Методы латерального мышления
Метод 1. Шесть шляп мышления
Не знакома ли Вам такая ситуация: принимая участие в обсуждении путей решения проблемы, Вы озвучивали идею, которая могла бы быть полезной, но Вас словно бы и не слышали? А потом оказывалось, что мысль была дельной и своевременной, но то ли Вам не хватило настойчивости, то ли идея показалась не стоящей внимания, то ли Вас не расслышали как следует или не дали объяснить как следует?..
Метод использования 6 шляп мышления, придуманный Эдвардом де Боно, позволяет избежать потери идей. Он даёт возможность каждому высказаться и быть услышанным, плюс к тому – посмотреть на проблему с разных позиций.. Скажем сразу: шляпу можно вручить кому-то конкретно, их можно надевать всем по очереди или поочередно использовать одним человеком, ими можно меняться. Это даёт возможность каждому из участников обсуждения выступить в каждой из ролей, взглянуть на идею с разных сторон, сообща найти конструктивное решение.
Вам понадобятся шляпы (или условные шляпы) разных цветов, каждый из которых предопределяет выражение определенных ракурсов взгляда на предложенный способ решения проблемы:
1.Белая шляпа – информационная: тот, кто её наденет, озвучивает информацию: что у нас есть, чего нам не хватает: факты, цифры, возможности.
2.Зелёная – творческая: надев её, следует сосредоточиться на выдаче (генерировании) новых идей и на поиске альтернативных решений.
3.Красная шляпа – эмоциональная. Надевая её, следует сосредоточиться на предчувствиях, чувствах и эмоциях. Она хороша, чтобы дать выход эмоциям, выплеснуть чувства, связанные с предложенной идеей.
4.Желтая – оптимистическая: надев её, следует думать и говорить только о преимуществах идеи.
5.Чёрная – шляпа критика. Надевший её должен проявлять осторожность, выражать сомнения. Следует рассматривать и озвучивать все трудности и побочные эффекты, связанные с реализацией идеи.
6.Синяя – организационная. Это шляпа руководителя, резюмирующего, чего удалось добиться и что делать дальше. Тот, кто наденет эту шляпу, должен позаботиться о том, чтобы не упустить ни одной возникающей идеи, ведь они могут пригодиться позже.
Метод 2. Синектический штурм
Синектика – сочетание разнородных и, казалось бы, несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач.
Этот метод, по мнению Эдуарда де Боно, помогает избежать стереотипного мышления, он стимулирует движение мысли, приводя к рождению новых идей. Метод предполагает использование следующих аналогий:
- Прямой (при этом мы используем опыт, наработанный ранее при решении подобных проблем).
- Личный ( при этом мы ставим себя на место субъекта, пытаемся почувствовать проблему его глазами).
- Обобщающей (при этом мы «концентрируем» задачу, описывая её двух словах).
- Символической (при этом мы рассматриваем, как бы данную задачу решил определённый исторический персонаж. Неважно, реальный или вымышленный.
Метод 3. Метод случайного слова.
Он может пригодиться при использовании метода мозгового штурма, в том числе если обсуждение «забуксовало», зашло в тупик, а решение так и не найдено. В этом случае попросите каждого из участников назвать по одному произвольному слову. Затем попробуйте связать каждое из них с темой обсуждения. Все новые идеи и свежие мысли, которые наверняка появятся, могут пригодиться, натолкнув на интересное решение. Этот метод хорош и в том случае, если штурмовать приходится в одиночку, просто следует записывать на бумаге все слова и ассоциации к ним.
Метод 4. Метод выхода за рамки.
Если возможности и бюджет ограничены, не стоит опускать руки, ведь мысль одет вырваться за пределы любых рамок. Расширяя круг идей, мы расширяем круг возможностей найти самую подходящую.
Как развить латеральное мышление?
Итак, как развить латеральное мышление?
Методические советы для развития латерального мышления от Эдварда де Боно:
- Отойдите от установившейся модели мышления и клише.
- Выражайте сомнение в допускаемом варианте.
- Обобщайте альтернативные варианты.
- Не пропустите ни одной новой идеи и проследите, что из этого получится.
- Ищите и находите новые точки входа, которые могут послужить отправными.
Латеральное мышление позволяет отходить от шаблонов, многократно подходя к вопросу с разных сторон, рассматривая его под разными углами. При этом можно не бояться ошибки, принимая её как допустимое промежуточное звено.
Разорвать шаблон помогают некоторые упражнения. Например, с использованием эффекта Струпа. Речь идёт о некоторой задержке реакции при прочтении, когда слово и цвет, которым оно написано, не совпадают. На Битрейнике Вы можете потренироваться, занимаясь на игровом тренажёре «Битва полушарий» и еще 13 тренажерах программы Развитие мышления .
Модель смещения мышления предложил известный маркетолог Филипп Котлер:
- Следует сфокусироваться на проблеме, сосредоточиться на ней, постоянно думать о ней, ведь ответы приходят только на заданные вопросы, а не на мелькнувшие мысли.
- Необходимо «сместить» логическое решение идеи, совершить нестандартный разрыв, сформулировав новую идею с нарушением её логики. Высказывание получилось абсурдным? Это нормально!
- Создать логическую связь. Извлеките рациональное зерно из полученного изменённого выражения.
Стоит уделить внимание развитию воображения и фантазии. В этом очень помогают некоторые игры и занятия:
- Решение головоломок и логических задач.
- Игра в Данетки.
- Поиск нового, неожиданного применения старых, привычных, сломанных предметов и вещей. Чем больше вариантов, тем лучше.
Развить латеральное мышление означает научиться находить выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях, научиться не бояться ошибки, превращая её в ступеньку для опоры, это означает получать удовольствие от поиска решений, поскольку ответ всегда есть, его просто нужно найти, и ещё – это путь, впускающий в Вашу жизнь творчество.
Пусть решение любой задачи будет Вам под силу, принося радость, победу и чувство предвкушения нового и интересного!
Фото:
Creative Ignition