Древний город Баальбек: история, описание, фото
Адрес: Ливан
Основные достопримечательности: Храм Юпитера, храм Вакха, храм Венеры, Пропилеи
Координаты: 34°00’24.3″N 36°12’14.8″E
Баальбек — «живое» воплощение истории
Баальбек в Ливане — «пример архитектурной гигантомании»
Фестиваль в Баальбеке
Баальбек на карте
Ливанские арабы считают, что история их страны — это история древнего города Баальбека. Комплекс храмов в Баальбеке строили и перестраивали на протяжении почти 2000 лет, поэтому это не только история Ливана.
Древний город Баальбек с высоты птичьего полёта
Баальбек олицетворяет собой историю всего Древнего мира. Баальбек считается настолько древним, что предания приписывают его строительство Каину — сыну Адама. Каин нашёл здесь пристанище после того, как из-за зависти убил своего брата Авеля и был проклят за братоубийство богом Яхве.
Баальбек — «живое» воплощение истории
Баальбек находится в полутора часах езды от ливанской столицы. Первые письменные упоминания о городе относятся к XIV веку до н.э., когда египетский фараон Эхнатон воздвиг здесь храм Бога Солнца.
Вид на Пропилеи с колоннадой
Во времена финикийцев город служил святилищем, где поклонялись верховному богу Баалу (отсюда и название — Баальбек). В 332 году до н. э. Александр Македонский завоевал Финикию и включил Баальбек в состав своего могучего государства. После смерти Александра Великого и распада империи в Баальбек пришли греки и переименовали храмовый комплекс в Гелиополь, или Город Солнца. При римлянах Баальбек достиг высочайшего расцвета — он был не только местом поклонения Юпитеру Гелиополитанскому, Бахусу и Венере, но и важным торговым пунктом на Ближнем Востоке. Арабы, завоевавшие город в 637 году, переименовали его в Аль-кала («Крепость»). В средние века Баальбек играл роль стратегически важной крепости, но около 1400 года его разорил Тамерлан, а частые землетрясения довершили картину упадка.
Вид храма Бахуса от храма Юпитера
Баальбек в Ливане — «пример архитектурной гигантомании»
Немецкие археологи, заново открывшие Баальбек в 1898 — 1905 гг., высказали предположение о том, что циклопические храмы — это творение внеземных цивилизаций. На самом деле, развалины Баальбека принадлежат римским зодчим. Большой храм Юпитера (I в. н.э.) издавна внушал путешественникам чувство преклонения перед мастерством его создателей.
Арабы верили, что его воздвиг библейский царь Соломон, поскольку только ему подчинялись джины, и никто, кроме джинов, не смог бы поднять 800-тонные монолитные глыбы. Чтобы сдвинуть с места одну глыбу, требовались объединённые усилия 40 тысяч человек.
Вид храма Юпитера со стороны храма Бахуса
По размерам монолитов храм соперничает с пирамидой Хеопса, самые крупные глыбы которой весят по 50-80 тонн. Святилище Юпитера достигало 90 метров в длину и 50 метров в ширину, а по всему периметру стояло 50 коринфских колонн, превосходящих по высоте 6-ти-этажный дом! До наших дней уцелело 6 колонн высотой 20 метров. Поразительна точность, с которой 300-800-тонные глыбы подогнаны друг к другу — между ними сложно просунуть даже иголку. Не зря в 1936 году архитектор И. Соболев назвал Баальбек «образцом архитектурной гигантомании». Храм Бахуса (II в. н.э.) меньше святилища Юпитера, но сохранился гораздо лучше.
Храм Венеры
Его колонны выше, чем во всемирно известном греческом храме Парфеноне. В оформлении святилища использованы каменные барельефы, посвящённые культу вина, — амфоры, виноградные лозы. Храм Венеры, построенный при императоре Септимии Севере (193—211 гг.), по праву считается самым изящным зданием Баальбека. Он представляет собой ротонду (круглое сооружение), увенчанную куполом. Ротонда соединена портиком, который опирается на два ряда колонн — по 4 в каждом.
Большой двор
Фестиваль в Баальбеке
Каждый год покой богов нарушают звуки музыки и бурные, долго не смолкающие аплодисменты, — уже много лет, начиная с 1956 года, в Баальбеке проводится Международный музыкальный фестиваль, один из самых престижных на Ближнем Востоке. Здесь, на римских руинах исполняют классическую и современную музыку, оперу и джаз.
Рейтинг достопримечательности
← Азия | Ливан |
Баальбек на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
Достопримечательности Чехии: список, описание, фото
Европа
25-главая деревянная Покровская церковь: описание
Европа
Аббатство Паннонхальма: история, описание
Европа
Авраамиев Богоявленский монастырь: описание
Европа
Автодром имени Жиля Вильнёва: история, особенности
Северная Америка
Азимовская мечеть в Казани: история, описание
Европа
Аквапарк КВА-КВА парк в Москве: описание, фото
Европа
Акведук Пон-дю-Гар во Франции: история, описание
Европа
Акрополь Линдоса в Греции: история, описание, фото
Европа
Александрийский маяк: история, описание, фото
Африка
Показать еще ЗАГРУЖАЮСЬ. .. ЭЛЕМЕНТОВ БОЛЬШЕ НЕТ
Баальбек (древний город) — Ливан — Планета Земля
Ливанский город Баальбек находится в широкой долине Бекаа, в древности именовавшейся Келесирия (Низинная Сирия), между горами Ливана и Антиливана. В долине текут река Литани, самая большая и полноводная в Ливане, и река Оронт.
Баальбек стоит в самой плодородной области Ближнего Востока. По ней пролегали древние караванные пути, что вели к Дамаску и Тиру.
Археологические раскопки в Баальбеке показали, что еще 10 тыс. лет назад здесь появились первые поселения: они возникли в прекрасной зеленой долине, у источников пресной воды. Воды прибавлялось еще больше весной, когда таял снег на вершинах Антиливана и по склонам гор стекали потоки.
Вероятными основателями поселения на месте нынешнего Баальбека были египетские или ассирийские служители языческих культов. Вероятнее всего, город упоминался под другими названиями в древних записях, прежде чем название Баальбек появилось впервые в XIV в. до н. э. на глиняных табличках Телль-эль-Амарнской переписки между правительством Древнего Египта и его представителями в Восточном Средиземноморье.
Вновь сведения об этом городе появляются только после завоевания его Александром Македонским в IV в. до н. э. Когда его империя распалась, город оказался в составе государства Птолемеев под названием Гелиополис (Солнечный), так как то было место почитания Баала — бога солнца, в нем были построены величественные храмы в его честь. Баальбек разбогател при Селевкидах, став крупным торговым городом, «оседлавшим» пути караванов с товарами и паломниками, поскольку был еще и центром всего ближневосточного язычества и поклонения Баалу.
Город процветал и в эпоху римского императора Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). когда вошел в римскую колонию Юлия Августа Феликс Гелиополитана. В период с I по III в. в Баальбеке было построено множество римских храмов, появились театры, термы и виллы богатых римлян, для которых цветущий Баальбек стал чем-то вроде курорта.
Изменения начались с распространением христианства: сначала император Константин запретил языческие культы в Гелиополе, а в IV в. последний император единой Римской империи Феодосий I Великий повелел перестроить языческие храмы в христианские церкви.
В 634 г. Баальбек захватили арабы под предводительством ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда и исламского полководца Абу Убайды аль-Кураши (583-638 гг.). Город начал приходить в упадок: торговля прекратилась, храмы опустели и стали разрушаться.
Но арабы сохранили Баальбек из стратегических соображений, значительно укрепив его и превратив храмовый квартал и акрополь в крепость.
Затем город много раз переходил из рук в руки, становясь добычей претендентов на власть в халифате. В 659 г. за город сражались Али ибн Абу Талиб и Муавия во время гражданской войны в первом Арабском халифате. Марван II в 750 г. разрушил городские стены. В 1175 г. его захватил Саладин. В 1260 г. монголы хана Хулагу едва не разрушили город до основания, им просто не хватило на это времени. В конце XIII в. дома Баальбека восстановил султан Калавун. В 1400 г. — новое разрушение, на этот раз — войсками Тамерлана. В XVIII в. город разрушали как правитель Палестины Даззар, так и серия сильнейших землетрясений.
Оказавшись под властью турок, Баальбек вошел в Сирийский вилайет Османской империи.
В настоящее время это небольшой город в Ливане.
Сохранившиеся фрагменты храмового комплекса позволили археологам восстановить его общий план, в целом характерный для римских языческих храмов той эпохи.
Действительно, в Баальбеке сохранились руины трех больших храмов, а в основании храмовой террасы — три гигантских камня, относительно которых строятся самые невероятные предположения.
Возрождением интереса к Баальбеку и началом систематических археологических раскопок мир обязан последнему германскому императору Вильгельму II (1859-1941 гг.), посетившему это место в 1898 г. по пути в Иерусалим. Пораженный величием древних руин и ужаснувшийся тому, с какой скоростью местные жители растаскивают их для постройки жилищ, император распорядился немедленно направить сюда научную экспедицию (ходили слухи, что она была еще и разведывательной). И уже месяц спустя начались раскопки под руководством известного археолога Отто Пухштейна (1856-1911 гг.). Несмотря на все ожидания, Пухштейн не нашел ничего, что относилось бы к доримскому периоду.
В дальнейшем раскопками в Баальбеке занимались французские археологи, в 1933-1934 гг. постаравшиеся даже реставрировать некоторые постройки.
Начиная с 2006 г., после окончания серии войн в Ливане, проводятся работы по консервации ценнейших строений Баальбека. Эти драгоценные руины не пострадали непосредственно от снарядов и бомб, но воздушные волны от взрывов сдвинули некоторые камни, в стенах храмов Юпитера и Вакха образовались трещины.
Нынешний город Баальбек расположен к востоку от развалин акрополя. Здесь же находится вход на огороженный храмовый участок. Громадная каменная лестница вела к монументальным воротам — пропилеям. Отсюда начиналась колоннада шириной около 150 м. По краям колоннады стояли квадратные башни высотой около 30 м. За колоннами находился шестиугольный двор. За ним — три широких входа, ведущие на Алтарную площадь, посреди которой в древности стоял большой алтарь, от которого сохранилась половина: вторую разобрали на строительство христианского собора еще в IV в. Справа и слева от алтаря находились бассейны для омовений.
От Алтарной площади поднималась лестница на храмовую террасу. Терраса была не просто большой, а громадной, подпираемая стеной — основанием всего акрополя, сложенной из каменных блоков, поражающих воображение своими размерами. Три из них составляют знаменитый Трилитон, каждый длиной 21,3 м, высотой 4,8 м, шириной 4 м и весом по 800 т.
Древним зодчим повезло в том смысле, что карьер, где добывались такие камни, находился на удалении около километра. В нем сохранились не до конца вырубленные монолиты.
На террасе стоял прямоугольный храм Юпитера с основанием 91 м в длину и 52 м в ширину с более чем полусотней колонн диаметром 2 м и высотой 20 м. Сохранилось шесть из них, и по ним можно судить о масштабах постройки.
На нижней террасе — к югу от храма Юпитера — построен храм Вакха, он меньше храма Юпитера, но зато лучше сохранился, с колоннами. Портал — шедевр античного зодчества — ведет в целлу: закрытое внутреннее помещение храма.
Третий храм посвящен Венере, он находился в 300 м к востоку от акрополя и представлял собой круглое сооружение, которое изначально было перекрыто каменным куполом.
Храмовый комплекс в Баальбеке входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Нынешний город Баальбек — центр сельскохозяйственного района, населенный преимущественно мусульманами-шиитами и в меньшей степени — суннитами и христианами. С 1955 г. город ежегодно становится местом проведения Баальбекского международного фестиваля: в римском акрополе проходят концерты классической и джазовой музыки, дают оперные и театральные представления.
Общая информация
Местонахождение: восток Ливана.
Административное местонахождение: район Баальбек, мухафаза Бекаа.
Первое упоминание: XIV в. до н. э.
Язык: арабский.
Этнический состав: арабы.
Религия: ислам.
Денежная единица: ливанский фунт.
Реки: Литани, Оронт.
Цифры
Площадь храмового комплекса: 5 км2.
Высота над уровнем моря: 1170 м.
Удаленность: 80 км к северо-востоку от Бейрута, 75 км к северу от Дамаска.
Климат и погода
Средиземноморский.
Средняя температура января: +4,5°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 600 мм.
Относительная влажность воздуха: 65-70%.
Достопримечательности
Исторические
Храм Юпитера (I в.), храм Вакха (II в.), храм Венеры (III в.), крепость (XIII в.).
Культовые
Руины Большой мечети и минарета (XIII в.).
Каменный блок Хаджар эль-Хубла и другие.
Любопытные факты
■ Во времена Крестовых походов крепость Баальбека служила тюрьмой для захваченных мусульманами христиан. В 1171 г. пленники сумели разоружить охрану и захватили крепость, изгнав из нее гарнизон. Однако мусульмане проникли в замок через подземный ход, указанный местным жителем, и жестоко расправились с пленниками.■ В эллинский период храм Баалу в Баальбеке уже ассоциировался не с самим Баалом, а сначала с культом греческого бога солнца — Гелиоса, а затем — греческого Зевса и римского бога неба Юпитера. Из-за этого в популярной литературе часто имеет место путаница, и, например, при описании эпохи финикийцев главный храм Баальбека ошибочно именуют «храмом Юпитера». Подлинный же храм Юпитера находится на фундаменте предыдущего храма Баала, он был построен только около 60 г.
■ Гелиополь был очень известен в древности как место паломничества, название города встречается в надписях, оставленных на камнях Афин, Рима, Венеции, в Паннонии и Галлии и даже в районе Вала Адриана в Британии.
■ Согласно преданию, омейядский халиф Валид ибн Абд аль-Малик (668-715 гг.) перевез медный купол баальбекского храма в Иерусалим, чтобы водрузить его над Куполом Скалы.
■ Византиец Иоанн Малала (около 491-578 гг. ) является автором «Хронографии» — первой дошедшей до наших дней всемирной хроники (до 563 г.). В ней он первым назвал Баальбек «чудом света».
■ Сохранились римские хроники, в которых рассказывается о посещении Баальбекского оракула (в городе был собственный оракул для нужд паломников) самим императором Траяном (53-117 гг.). Император задал оракулу два вопроса. Первый он передал запечатанным в конверт и приказал не открывать. Оракул промолчал, чем сильно впечатлил императора: в конверте находился чистый лист бумаги. Когда же Траян спросил, вернется ли он живым из похода против Парфии, оракул передал ему сломанный стек центуриона. Как известно, Траян победил парфян, но на обратном пути в Рим скончался.
■ Посещение Баальбека первыми туристами (богатыми путешественниками) произошло еще в XVI в., чему имеется документальное подтверждение.
■ Отдельные фрагменты храма Юпитера, а также две колонны с частью перекрытия дворовой галереи хранятся в настоящее время в Германии, в Пергамском музее (Берлин).
■ Без труда можно заметить следы разрушительного землетрясения 1759 г., от которого пострадали строения Баальбека, в частности арабская крепость, Большая мечеть и минарет, да и сам город.
■ Самый известный каменный блок в Баальбеке именуемый Южным камнем, по неизвестной причине так и не вынут из каменоломни, хотя и предназначался для завершения храмовой террасы. Его вес достигает 1050 т, размеры 20x4x4 м. Арабы называют его Хаджар эль-Хубла, что можно перевести, как «камень, исторгнутый материнским чревом». В 1990-х гг. в карьере Баальбека был обнаружен второй монолит — весом уже 1300 т и размерами 20×4,5×4,5 м. В 2014 г. немецкая экспедиция нашла еще больший монолит — весом 1500 т. Наука до сих пор не установила, как можно было вытесать камни такого размера и тем более — как их намеревались перенести на целый километр.
■ По периметру Большого двора тут и там лежат камни с надписью IOMN (luppiter Optimus Maximus Heliopolitanus), что переводится с латыни как «Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса».
Баальбек — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Комплекс храмов в Баальбеке расположен у подножия юго-западного склона Антиливана, граничащего с плодородной равниной Бекаа в высота 1150 м. Город Баальбек достиг своего апогея во времена Римской империи. Его колоссальные сооружения, построенные на протяжении более двух столетий, делают его одним из самых известных святилищ римского мира и образцом имперской римской архитектуры. Паломники стекались в святилище, чтобы поклониться трем божествам, известным под названием романизированной Триады Гелиополиса, по существу финикийского культа (Юпитер, Венера и Меркурий).
Значение этой смеси руин греко-римского периода с еще более древними пережитками финикийской традиции основано на ее выдающейся художественной и архитектурной ценности. Акрополь Баальбека состоит из нескольких храмов. Римское сооружение было построено на более ранних руинах, которые превратились в приподнятую площадь, состоящую из двадцати четырех монолитов, самый большой из которых весил более 800 тонн.
Храм Юпитера, главный храм Баальбекской триады, отличался 20-метровыми колоннами, окружавшими целлу, и гигантскими камнями террасы. Соседний храм, посвященный Вакху, уникален; он богато и обильно украшен и внушительных размеров с монументальными воротами, украшенными вакхическими фигурами. Круглый храм или Храм Венеры отличается оригинальностью планировки, а также изысканностью и гармонией форм в городе, где другие святилища отмечены монументальными сооружениями. Единственным сохранившимся остатком Храма Меркурия, расположенного на холме Шейха Абдаллаха, является вырубленная в скале лестница. Одеон, расположенный к югу от акрополя в месте, известном как Бустан-эль-Хан, также является частью памятника Баальбек и считается одним из самых впечатляющих археологических памятников Ближнего Востока.
Баальбек стал одним из самых прославленных святилищ древнего мира, постепенно обложенных колоссальными сооружениями, которые возводились более двух столетий. Его монументальный ансамбль является одним из самых впечатляющих свидетельств римской архитектуры имперского периода.
Критерий (i) : Археологические раскопки Баальбека представляют собой религиозный комплекс выдающейся художественной ценности, а его величественный монументальный ансамбль с изысканно детализированной каменной кладкой представляет собой уникальное художественное творение, отражающее слияние финикийских верований с богами греко-римский пантеон через удивительную стилистическую метаморфозу.
Критерий (iv) : Монументальный комплекс Баальбека является выдающимся образцом римского святилища и одним из самых впечатляющих свидетельств римского периода в его апогее, который в полной мере демонстрирует мощь и богатство Римской империи. Он содержит одни из самых больших римских храмов, когда-либо построенных, и они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся. Они отражают необычайное слияние римской архитектуры с местными традициями планирования и планировки.
Целостность
В серийную номинацию входят Храмы Юпитера, Вакха, Венеры и Меркурия, а также Одеон — все ключевые атрибуты святилища. Весь город за арабскими стенами, а также юго-западный квартал экстра-мурос между Бустан-эль-Ханом, римскими сооружениями и мечетью мамлюков в Рас-аль-Айне обеспечивает необходимый контекст для ключевых атрибутов.
В течение 15 лет город страдал в результате вооруженного конфликта и, как следствие, отсутствия надлежащего контроля за планированием, и до сих пор испытывает давление со стороны городских властей, что делает обстановку святилища и общую целостность собственности крайне уязвимыми.
Подлинность
Несмотря на масштабные реставрационные работы в 1960-х и 1980-х годах, а также воздействие вооруженного конфликта, приведшего к незапланированному развитию, общая аутентичность объекта осталась неизменной благодаря усилиям национальных и международных организаций. Чтобы сохранить остатки, Главное управление древностей (DGA) провело работы по консолидации и реставрации различных памятников, особенно на внутренней части участка Кала, где расположены храмы Юпитера и Вакха, а также в Бустане. Сайт Эль Хан. Тем не менее подлинность объекта очень уязвима для изменений, которые затрагивают детали его структуры и общее величие его окружения.
Требования по охране и управлению
Сохранение и управление собственностью обеспечивается DGA, который контролирует все разрешения на строительство и реставрацию. Закон о древностях № 166/1933 предусматривает несколько важных мер по охране руин, находящихся на охраняемой территории. Сотрудничество между Генеральным управлением городского планирования и DGA облегчает экспроприацию земель, окружающих археологическую зону.
План защиты и улучшения, который находится в стадии подготовки, направлен на обеспечение улучшенного представления этих уникальных остатков и разработку новой системы защиты для сайта, которая соответствует международным картам. Сотрудничество со специалистами по реставрации исторических памятников необходимо. В плане также должен быть рассмотрен вопрос об улучшении методов координации между различными органами, участвующими в управлении имуществом.
Еще один генеральный план города, находящийся на рассмотрении, направлен на защиту окрестностей участка и контроль за городской застройкой, угрожающей археологическому памятнику, городской зоне, расположенной в пределах арабских стен, а также юго-западному кварталу (доп. -muros), расположенный между Бустан-эль-Ханом и римскими каменоломнями (Хаджар-эль-Хубла).
Баальбек | Ливан, храмы и праздник
Краткое изложение
Прочтите краткий обзор этой темы
Баальбек , также пишется как Баальбек , арабский Баалабак , греческий Гелиополис , также называемый Город Солнца , большой археологический комплекс, охватывающий руины древнеримского города в восточной части Ливана. Он расположен в широком районе Аль-Бика (долина Бекаа), на высоте примерно 3700 футов (1130 метров) примерно в 50 милях (80 км) к востоку-северо-востоку от Бейрута. Комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984.
Ничего не известно о Баальбеке до греческого завоевания Сирии (332 г. до н.э.). После смерти Александра Македонского (323 г.) этот регион перешел к династии Птолемеев в Египте, при которой город назывался Гелиополис, вероятно, в честь своего египетского тезки. В 200 г. он был завоеван Селевкидом Антиохом III (Великим) и оставался владением Селевкидов до падения этой династии (64 г. до н. э.), когда он перешел под власть римлян. Несколько десятилетий спустя он стал римской колонией и был заселен легионом. Баальбек перешел в руки Византии, а затем попал под власть арабов (637 г. н.э.). С тех пор и до 20 века им управляли различные мусульманские правители Сирии. После Первой мировой войны французские обязательные власти включили Баальбек в Ливан.
Впервые внимание европейцев было обращено на руины Баальбека в 16 веке. Большая часть древнего поселения была разрушена землетрясением, но в 1898–1903 годах немецкая экспедиция раскопала два огромных римских храма и начала восстанавливать руины. Обширные расчистки и ремонт были выполнены по распоряжению Франции, а затем и правительством Ливана. Однако в середине 1970-х защита его сокровищ ослабла, когда Аль-Бика стал оплотом палестинских, «Хизбаллы» и сирийских сил в гражданской войне в Ливане. Консервация снова началась в 1990-е годы, последовавшие за окончанием войны, и туризм способствовал его возрождению.
Одним из основных сооружений на этом участке является Храм Юпитера (завершен во 2 веке н.э.), от которого сохранились лишь части. Это было массивное здание, в которое входили пропилеи, или вход, ведущий к шестиугольному переднему двору, а затем к прямоугольному главному двору длиной 343 фута (104,5 метра) и шириной 338 футов (103 метра). Двор был окружен искусно украшенными экседрами (полукруглыми скамьями) и выходил на портик, 84 гранитные колонны которого были привезены из Асуана в Верхнем Египте. На высокой террасе в западной части двора стояло святилище, коринфское здание с 54 колоннами — по 10 с каждой стороны и 19 колонн.
на каждом фланге, каждый 62 фута (19 метров) в высоту и 7,5 футов (2,3 метра) в диаметре. Храм был посвящен трем божествам: сирийскому богу-громовержцу Хададу, приравненному к Юпитеру; сирийская богиня природы Атаргатис, приравненная к Венере; и юный бог, вероятно, дух растительности, приравниваемый греками к Гермесу-пастуху и, следовательно, римлянам к Меркурию. Первоначально здесь практиковался чисто земледельческий культ; позднее в нем, по-видимому, развились аспекты персоналистической мистической религии, поклонение юному богу, по-видимому, приобрело оргиастические черты.Храм Бахуса тоже коринфский. Из 42 колонн, составляющих его периферийную колоннаду, 23 обрушились. Его символическое украшение показывает, что он был посвящен тем же богам земледелия, что и большой храм, но преобладание вакхических символов в интерьере, вероятно, указывает вместо этого на практику спасительной тайной религии. Другие руины включают круглый Храм Венеры, остатки городских стен, следы храма, посвященного Гермесу, важные римские мозаики из частных домов, разрушенную мечеть с повторно используемыми античными материалами и обширные арабские укрепления.