Георгий Данелия: «Токарева все придумала
25 августа юбилей отметил классик отечественного кинематографа Георгий Данелия, снявший легендарные фильмы «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Осенний марафон». Он — мастер, чье творчество будет изучать еще не одно поколение. Да и про его личные приключения можно писать романы… Я давно хотела откровенно спросить режиссера про его личную жизнь. А тут появился повод. Позвонила поздравить и не смогла удержаться… «Могу изменить по дороге» — Георгий Николаевич, «Комсомольская правда» вас с наступающим поздравляет! Как отметите юбилей? — Отмечу? А я не пью! Уже лет 30. А бывали разные истории. Никита Михалков, когда снимали «Я шагаю по Москве», мне «воровал» водку у мамы Натальи Кончаловской. Водка отменная, по ее рецепту…
— Получается, с юбилеем вы не ждете поздравлений особых? — Почему не жду? Очень даже жду. — А чем сейчас заняты? Я помню, вы говорили год назад, что делаете мультик «Кин-дза-дза!» по мотивам вашего знаменитого фильма.
Георгий Данелия: Наш роман Токарева выдумала
— Ну а что в вашей жизни сейчас происходит, чем дышите? — Я дышу кислородом. Существует такой компрессор кислородный. Довольно большой аппарат, от него идут шланги, усики — вставляются в нос. И, чтобы мне не помереть, я этим и дышу. — Это все из-за смога? — Это потому, что у меня с легкими плохо. — А что нравится по телевизору смотреть? — Ничего не нравится. — А если брать современных артистов, кого вы бы позвали в свой фильм сниматься? — Тех, кого звал, тех и позвал бы. — А из новеньких? — Новеньких я не знаю. — А из тех, кого снимали, кто самый-самый для вас? — Такого не бывает. С момента, когда я снял свой первый фильм, до сегодняшнего дня прошло 55 лет. Не могу я быть верен тому первому актеру. Правильно? Могу и изменить по дороге раз пятьдесят. — Кстати, про измены. Говорят, грузины любвеобильнее, чем другие мужчины? — Чем негры?! — Вот вы шутите, а я серьезно. По крайней мере ваша личная жизнь — это что-то. — По сравнению с моими русскими, еврейскими и татарскими друзьями моя жизнь прошла весьма бедно в смысле любви.
Данелия любит подарки, сделанные с юмором и подаренные с любовью.
«Осенний марафон» — Я читала про вашу личную жизнь. Один роман с Викторией Токаревой чего стоит! — А это она все придумала. Токарева же писательница. Мы работали вместе. А еще я работал с Юсовым, с Бондарчуком, с Володиным, с Ибрагимбековым. Вы их всех мне сейчас припишете? — Вы сейчас называете мужчин, а Токарева — красавица! — Ну и что, что красавица? Я со Скобцевой работал, с Чуриковой. С кем я только не работал. С Нееловой, с Гундаревой. Ничего не было подобного. — Кстати, с Нееловой, знаю, у вас на съемках были непростые отношения. Неелова не терпела мужского шовинизма.
ИЗ КНИГИ ДАНЕЛИЯ «ТОСТУЕМЫЙ ПЬЕТ ДО ДНА» «…Покупал сигареты в ларьке на Покровке. На той стороне улицы затормозил «Мерседес». В окошко выглянул поэт Евгений Евтушенко и крикнул: — Не горюй, генацвале! — Посмотрел фильм? — спросил я. Евтушенко считался выдающимся поэтом, и мнение его мне было небезразлично. — Пора тебе снять что-нибудь серьезное, — сказал Женя и уехал. Сообщить ему, что я решил взяться за ум и снять глубокое кино, я не успел». «…Обычно мы приезжали пораньше и внизу в ресторане угощали классика Дзаватини завтраками. Однажды за соседним столиком завтракали две женщины, судя по внешнему виду — руководящие работники из провинции: высокие прически, строгие кофточки, значки на лацканах темных пиджаков. Перед ними на столе лежали бумаги и стояли тарелки с едой — они ели и одновременно работали. А еще стояли два фужера и бутылка водки. Дамы наполняли фужеры и выпивали. Не чокаясь, не морщась и не закусывая. — Водка?! — удивился Дзаватини. — Вода, — солгал я. Но тут бутылка кончилась, дамы подозвали официанта, и он принес еще бутылку — это уже была точно водка. Дамы, так же, не чокаясь, ее выпили, расплатились, встали и ушли. Они даже не раскраснелись. — Феноменале! — воскликнул отец итальянского неореализма и записал что-то в свой блокнот».
РЕПЛИКА ОТАРА КУШАНАШВИЛИ
«Жизнь глухую истово корежа, позвоню (своя не дорога). Просыпайся, заспанная рожа, едем в ресторан и на бега» В значительной степени «Афоня» Георгия Данелии, душевный пройдоха — это я; в такой же значительной, надеюсь, степени «Мимино» — это тоже я; но и рохля с добрым сердцем Бузыкин из «Осеннего марафона» — это тоже в значительной степени я, много раз делавший людям больно из-за неумения совершить простой и сложный выбор. Данелия снял фильмы о людях, предающихся продуктивному самоедству, мучительно налаживающих отношения со временем и с собственной головой.
Его герои, даже самые сволочные, не бьют истовых поклонов ни Богу, ни черту, они дружат, сожительствуют и с Богом, и с чертом. Они дерзкие и жизнедеятельные. Они знают, что любовь не подчиняется регламентам, и пусть твоя жизнь с ней превращается в зоопарк, лучше пылать неутомимым огнем, нежели тлеть, читай: прозябать. Он может быть доволен: его дерзновенный замысел — воспеть маленького человека — осуществлен, и все его картины объединились в сознании в одну бесконечную оду к радости, всепроникающую, очищающую, смешную, неровную; оду, включающую в себя точную диаграмму душевного состояния человека, во все времена нуждающегося в том, чтоб его любили.
Смотрите фотогалерею: Фильмы Георгия Данелии
А как проголосуете вы?
Поделиться видео </>Добрые фильмы Георгия Данелии.25 августа создателю любимых всеми фильмов «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Осенний марафон» исполнилось 80 лет. Президент Дмитрий Медведев наградил режиссера орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
🎬 Женщины Георгия Данелии — Экспресс газета
До знакомства с третьей женой Галиной знаменитый режиссер считал главной женщиной в своей жизни сценаристку и писательницу Викторию Токареву
Первой женой режиссера фильмов «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Джентльмены удачи», «Кин-дза-дза!» и еще с десятка незабываемых лент — тогда еще студента Архитектурного института — стала Ирина Гинзбург. Дочка министра строительства. Разошлись они уже спустя год после свадьбы. Брак распался, как шутил Данелия, из-за того, что «жена слишком ярко красила губы».
Во второй раз Георгий Николаевич отправился в загс с Любовью Соколовой, будущей народной артисткой СССР. В 36-летнюю красавицу Любу 27-летний Данелия влюбился с первого взгляда на съемках фильма «Хождение по мукам» в 57-м. Он сразу же стал за ней ухаживать, несмотря на то, что его предупредили: у тебя нет шансов.
Виктория Токарева и Георгий Данелия были любовниками 15 лет и особо своих отношений не скрывалиЛюба потеряла мужа и ребенка в блокаду и не собиралась больше выходить замуж и рожать детей. Данелия наврал, что ему тоже 36 лет, и стал добиваться расположения актрисы. Через год они жили вместе, а еще через год родился Коленька. Любовь назвала сына в честь святого Николая Угодника, образ которого возник у нее перед глазами зимой 1941 года — в начале Великой Отечественной.
Любовь научилась готовить грузинские блюда, отказывалась от главных ролей, терпела увлечения мужа на стороне: ведь Гия мог внезапно пропасть на неделю и так же без объяснений вернуться.
Когда в 26 лет, в 1985 году, погиб их сын Николай, Данелия во всем винил себя и даже пытался застрелиться, но пистолет дал осечку. За 9 лет до этого 17-летний Николай Данелия женился на однокласснице Марине — девушка забеременела. Расписали их с большим трудом — маме, Любови Соколовой, пришлось похлопотать в райисполкоме. Дочку юные супруги назвали Ритой. Через семь лет на свет появилась Аленка.
Николай, как и отец, стал режиссером – с нескольких попыток окончил ВГИК, начал снимать кино.
— Я Колю видел недели за две до <гибели>, — вспоминал в соцсетях режиссер-мультипликатор Алексей Котёночкин, сын создателя «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина. — Была приемка его фильма «Эй, Семенов!» на «Мосфильме». Я там со своим проектом фигурировал (это объединение «Дебют» было, для начинающих). И Колин фильм сильно разругали — все по кругу маститые отметились. А Коля сидел на стуле и мрачно улыбался. И под глазом фингал. А потом вышел в коридор и, как будто мы вчера расстались (а мы на тот момент года три уже не виделись), спросил: «У тебя водка есть?». Я говорю — нет, откуда… Тогда сухой закон начался. Он повернулся, и пошел по коридору. Надо мне было тогда водки-то найти. Может, оно как-то по-другому все сложилось бы.
С 30-летней сценаристкой Викторией Токаревой Георгий Данелия познакомился еще 1967-м. Он помогал ей писать. Она хохотала от его выдумок, глаза горели — это подстегивало маститого режиссера. Их восхищало и забавляло одно и то же. Он влюбился. Она — тоже.
Данелия давно спал с Соколовой в разных комнатах, но на страже семьи стояла его мать — властная и величественная красавица Мэри Анджапаридзе. Токарева тоже была замужем, воспитывала дочку Наташу, которая потом вырастет и станет женой режиссера Валерия Тодоровского. Лишь по телефону они запоем болтали по ночам. И только когда Гия напивался, приходил к ее соседям: «Позовите Вику! Вика, я готов взять ответственность за тебя и твою дочь, давай жить вместе, я уйду от Любы». На следующее утро трезвел, и порывы рассеивались с парами алкоголя и лунным светом.
Все разрешилось само собой — другая оказалась более хваткой, смелой и хитрой. Ее звали Галина Юркова. Мама Данелии, умирая, благословила сына на брак с Токаревой. Но Гия ответил: «Нет, мама, Вику я уже «передержал»».
Галина Юркова — «Дама с Данелиями» — не вдохновляла режиссёра на творчество, но создавала ему тепло и уют в домеГалина Юркова, ставшая последней женой Георгия Данелии, до него была замужем за актером и режиссером Владимиром Тюкиным (Губановым), родила от него сына Кирилла.
Георгия Николаевича она окружила заботой, теплом и лаской. Однажды он пришел в гости к Гале и сказал: «Вот моя зарплата, вот моя бритва. А это я сам. Принимай таким, какой есть». И надел ей на палец старинное серебряное кольцо, оставшееся от мамы.
А Соколовой дома признался: «Я влюбился, я ухожу».
Биография Любови Соколовой | Журнал Домашний очаг
Родилась будущая актриса в маленьком городке Иваново-Вознесенске. Родители были людьми простыми: папа краснодеревщик, мама — продавец. Дом — полная чаша, огород, полный двор скотины, за которой ухаживала и маленькая Люба.
Актерские таланты проснулись в ней лет в пять-шесть. Тогда девочка наряжалась в мамины платья и шали, устраивала чтения стихов и настоящие представления с песнями и плясками. В школе Люба участвовала в драмкружке и страстно мечтала стать артисткой.
Ленфильм
Но в довоенные годы в театральные вузы был огромный конкурс. Поверить в то, что провинциальная девчонка может запросто пройти во ВГИК было невозможно. Поэтому после школы девочка отправилась подальше от Москвы — в Ленинград и поступила там в педагогический. Но долго учиться тому, к чему не лежит душа не смогла. Узнав, что в актерской школе при Ленфильме идет набор, Соколова рванула туда.
Она прочла отрывок из чеховской «Чайки» так, что в один миг влюбила в себя всю экзаменационную комиссию. Разумеется, девушку с одухотворенным лицом немедленно приняли в театральное. Надо отметить, что актриса прошла конкурс, минуя более тысячи абитуриентов на место.
Любовь
Там она встретила свою первую любовь — начинающего актера Георгия Араповского. Он очаровал юную студентку манерами истинного ленинградца, тонкими и нежными ухаживаниями, добротой и широтой души. К концу первого курса Любовь согласилась выйти за него замуж и переехать к его маме.
Талантливую студентку быстро заметили киношники. Актрису пригласили сниматься в картину «Фронтовые подруги». Окрыленная, она принялась за работу, однако сценарист картины Сергей Михалков приметил молодую красавицу и стал делать недвусмысленные намеки. Неиспорченная, верная идеалам артистка дала сценаристу жесткий отпор и сниматься в кино отказалась. Она вернулась домой и еще раз призналась в любви мужу.
Блокада
Однако семейной идиллии не было суждено длиться долго. Как и в другие счастливые дома в тот год, к Араповским-Соколовым ворвалась война.
Девушка забросила занятия и пошла на завод. Туда же определили и свекровь, и мужа, которому дала отставку военная комиссия: у Георгия было слишком слабое зрение для войны. Скоро от недоедания и тяжелой работы в могилу сошли и свекровь, и супруг Любови.
Отгоревав свое, под непрерывной бомбежкой, с другими ленинградцами, она отправилась на Ладожское озеро, по которому проходила «дорога жизни». Это был единственный путь вырваться из блокадного кольца.
ВГИК
Любови повезло. Она прошла страшную дорогу невредимой. В знак благодарности судьбе Соколова на некоторое время осталась помогать медсестрам, принимавшим раненых и покалеченных ленинградцев, которым повезло меньше. А потом отправилась в Москву.
Там будущая актриса пришла во ВГИК, куда ее приняли сразу на второй курс. Вместе с вузом она была эвакуирована в Алма-Ату, где продолжала обучение и начинала работать. Окончив знаменитый институт, актриса приняла предложение следующие пять лет провести в Германии, выступая для российских солдат, которые были вынуждены оставаться там после войны.
Данелия
Вернувшись по окончанию контракта, актриса быстро и живо вписалась в советский кинематограф. Она работала с лучшими режиссерами, один из который — Георгий Данелия, — положил на красавицу глаз.
После трагической гибели первого мужа Соколова не считала нужным начинать новые отношения. Она все еще переживала горе войны, блокады, смерти близких, ведь супруг умер буквально на ее руках.
Но Данелия был непреклонен. Он соврал ей о своем возрасте, понимая, что с младшим мужчиной актриса связывать свою жизнь не будет, признавался в любви, ухаживал, помогал и постоянно был рядом. Она не пошла за него замуж, однако согласилась съехаться с набирающим обороты режиссером.
Георгий Данелия
Семья
В этом союзе родился единственный сын Любови Соколовой Николай. После появления его на свет актриса призналась, что семья для нее важнее всего и стала отказываться от больших ролей. Зато на второстепенные и эпизодические актрису звали постоянно. Она даже войдет в книгу рекордов Гиннеса, ведь сыграет без малого в 400 картинах! Но это будет позже. А пока актрису поглотила семья.
Со стороны казалось, что добродушная и отрытая женщина с супругом живет счастливой жизнью. И только самой актрисе были известны постоянные гулянки творческого мужа, его страсть к спиртному, увлечения женщинами. Например, в определенный период времени вся Москва говорила о том, что знаменитая писательница Виктория Токарева является любовницей Данелии. Соколова рыдала в подушку, но от супруга не уходила.
Разрыв
Любвеобильность Георгия Николаевича порицала и его мать. Свекровь стояла на стороне невестки и делала сыну внушения, чтобы тот вернулся в семью. Нагулявшись, он действительно пришел с извинениями и они снова зажили счастливо. Всего семейная идиллия продолжалась 26 лет, после которых у режиссера снова появилось увлечение — молодая актриса Галина Юркова.
На этот раз Данелия признался жене, что полюбил другую. Весть Соколова приняла с достоинством: поцеловала любимого в щечку и попрощалась. А после актриса собрала вещи и уехала к старенькой маме в их маленькую квартирку.
Николай
Она стала больше работать и больше заниматься сыном. Тот пошел в родителей: поступил в театральный, стал поэтом, режиссером и художником. Темперамент Николай унаследовал у папы: страсти рвали его душу. Соколов-Данелия женился в 17 лет на однокурснице, которая скоро родила сначала первую дочь Маргариту, потом вторую — Алену. Немолодая Любовь Сергеевна была счастлива стать бабушкой. Но спустя несколько лет сын стал отдаляться.
Он связался с какой-то религиозной сектой, условием существования в которой был отказ от родственников. Очень сколько Николай оборвал все связи с родителями, отказывался общаться с ними. Разошелся и с женой. Прошло некоторое время, и с родителями талантливый режиссер все же наладил отношения.
Трагедия
Однажды он отправился к отцу, который тогда руководил объединением на Мосфильме — просить денег и благословения на очередные съемки. Тот отказал, сын пришел к матери в рыданиях. По ее собственному свидетельству, катался по полу, кричал, что хочет умереть… Соколова позвонила бывшему мужу, конфликт удалось уладить, однако…
Ему было 26, когда при неясных обстоятельствах его тело нашли в одной из квартир его друзей. Николай лежал в прихожей с телефонной трубкой в руке, а еще одного парня мертвым нашли на кухне. Шла середина 80-х. Причину смерти существовавшая тогда экспертиза определить так и не смогла.
Искалеченная душа
После того, как судьба отняла у Соколовой семью, она ушла в работу. Известно, что актриса принципиально отказывалась играть отрицательных персонажей и скоро завоевала себе славу «всенародной мамы» — доброй и душевной женщины, которая все поймет и простит, примет и поможет.
Соколова рассказывала, что люди по‑прежнему тянутся к ней.
Следующим ударом для актрисы стала смерть ее близкой подруги Майи Булгаковой. Вместе они ехали на гастроли и попали в ДТП. Соколова попала в больницу, Майя же умерла через несколько дней после аварии.
Искалеченная душа актрисы теперь отказывалась принимать новых людей. В одном из последних интервью Соколова рассказывала, что люди по‑прежнему тянутся к ней. Вот сосед предлагал съехаться. Но она отказалась: зачем?
Любовь Соколов умерла от инфаркта в собственной квартире, не дожив до 80-летия полтора месяца.
Фото: Legion Media, Persona Stars
Когда Данелия женился, «Мосфильм» объявил ему бойкот
Сюжеты своих фильмов великий режиссёр придумывал во время секса с писательницей Викторией Токаревой
Сюжеты своих фильмов великий режиссер придумывал во время секса с писательницей Викторией Токаревой
В этом году исполняется 25 лет со дня создания фильма «Кин-Дза-Дза» Георгия ДАНЕЛИЯ. После этой картины мы вместо «Спички есть?» стали говорить «Каце!», а чтобы продемонстрировать свое превосходство над другим, заявляем: «Ты пацак, а я – чатланин!». Странность фильма была еще и в том, что это единственный фильм режиссера без любовной линии. Может, потому что к моменту рождения этой «космической одиссеи по-советски» режиссер-легенда уже несколько лет жил спокойно с третьей женой? А ведь раньше в его жизни кипели такие донжуанские страсти…
Первой женой великого режиссера — тогда еще студента архитектурного института – стала Ирина Гинзбург – дочка министра строительства. Данелия увидел красавицу на лестничной клетке в доме своего друга и влюбился. Ирина ответила взаимностью. Однажды он сломал руку, и (если верить повести «Дерево на крыше» еще одной возлюбленной Георгия Николаевича Виктории Токаревой — о которой мы расскажем ниже) прямо в гипсе Ириной и овладел. Вдруг пришел папа, и Гие пришлось на морозе пережидать на балконе. Вскоре они поженились, хотя мать Данелия не одобряла этот ранний брак. В своей книге «Тостуемый пьет до дна» Георгий Николаевич рассказал еще одну символическую историю из их жизни. Как-то перед отъездом Гии на военные сборы, молодые договорились, что каждый день с 11 до 12 ночи будут смотреть на Полярную Звезду. При встрече они решили посмотреть на нее уже вместе. Но почему-то глядеть начали в разные стороны. «А ты куда смотришь?» – спросил Гия жену. «Как куда? Вон на ту Полярную Звезду красного цвета», – ответила Ирина, указывая на Марс. Разошлись не только траектории их взгляда, но и жизненные пути. Брак распался через год, как шутил Данелия, из-за того, что «жена слишком ярко красила губы». С бывшей женой он сохранил приятельские отношения, а с дочкой Светланой до сих пор созванивается каждый вторник.
Виктория ТОКАРЕВА и Георгий ДАНЕЛИЯ были любовниками 15 лет и особо своих отношений не скрывали |
«Полюбила его навсегда»
Второй супругой режиссера стала народная артистка СССР Любовь Соколова. В 36-летнюю красавицу Любу 27-летний Данелия влюбился с первого взгляда на съемках фильма «Хождение по мукам» в 1957 году. Он сразу же стал за ней ухаживать несмотря на то, что его предупредили: у тебя нет шансов. Люба недавно потеряла мужа, ребенка и не собиралась больше выходить замуж и рожать детей. Данелия наврал, что ему тоже 36 лет, и стал добиваться расположения Соколовой. Однажды на глазах у всей съемочной группы он встал на колено и сказал: «Люба, роман я тебе не предлагаю, будь мне женой!»Уже через год они жили вместе, а еще через год родился Коленька. Роды были очень трудные: ребеночек пошел не тем боком и врачам пришлось щипцами его переворачивать. Любовь назвала сына в честь святого Николая Угодника, образ которого возник у нее перед глазами зимой 1941 года – в начале Великой отечественной войны: «Ты будешь есть по чуть-чуть, но выживешь. Выучи молитву «Отче наш». И правда, пророчество сбылось. В ленинградскую блокаду умерло много людей, но Люба выжила.
Любовь научилась готовить грузинские блюда, отказывалась от главных ролей, терпела увлечения мужа на стороне, ведь Гия мог внезапно пропасть на неделю и также без объяснений вернуться. Когда же после 25 лет совместной жизни муж ее все-таки покинул, она собрала вещи и ушла к себе на квартиру. Целыми днями сидела дома и смотрела в одну точку. Но ненависти к любимому Гие она не чувствовала. Наоборот, от грусти даже сочинила романс «Полюбила его навсегда, навсегда я его полюбила, и добра я была и верна, это было давно, давно это было» и спела ему по телефону. А когда в 26 лет погиб их сын Николай (есть версия, что из-за наркотиков) — порвалась будто их последняя нить. Данелия во всем винил себя и, если верить повести Токаревой, пытался застрелиться, но пистолет дал осечку, а второй раз он не осмелился.Брак режиссёра с Ириной ГИНЗБУРГ распался, когда дочке Свете не было и года |
Любовный марафон
— Неужели он женится на этой Юрковой? — в отчаянии Виктория Токарева кричала подруге.
— Как, ты не знаешь? Он уже на ней женился! — сообщили Вике горькую правду.Сердце известной писательницы бешено колотилось от отчаяния и сердечной боли. Об их 15-летнем романе судачила вся Москва, и никто не ожидал, что Данелия выкинет такой фортель – женится на бывшей журналистке, окончившей высшие режиссерские курсы. Вика бросилась к балкону, разодрала шпингалеты – вот выход. Останавливало только одно – пятый этаж: есть шанс остаться в живых и инвалидом. Так описала Токарева чувства своей героини в автобиографической повести «Дерево на крыше»: «Александр (под которым подразумевался Данелия. — М.О.) вычерпал ее, разграбил, заставил страдать. Но эти страдания оказались конвертируемы, как золото. Она переплавила страдания в творчество. Стала знаменита и независима».Познакомились Гия и Вика в 1967 году, он помогал 30-летней сценаристке писать. Она хохотала от его выдумок, глаза горели – это подстегивало маститого режиссера. Их восхищало и забавляло одно и то же. Он влюбился. Она — тоже. После работы он провожает ее на такси до дома, жадно целует на остановках, в подъезде в неистовстве расстегивает пальто. Она отстраняется: «Ну, что мы в подъезде, как кошки, будем? Нет!» «Да» получается только в творческих командировках, куда они отправляются как сценаристы «Мимино», «Джентльменов удачи». Они часами маются, сценарий не вытанцовывается. И тогда ложатся в постель, истово лаская друг друга, и затихают, как после грозы. А в наступившей паузе Георгий говорит: «Ты меня сейчас убьешь, но я все придумал». Так во время секса с Токаревой у Данелии рождались сюжетные линии. Но вместе быть они не могут.Сын ДАНЕЛИИ и СОКОЛОВОЙ Коленька погиб в 26 лет якобы из-за наркотиков |
Хотя режиссер давно спит с супругой Любовью Соколовой в разных комнатах, но есть сын Коленька. На страже семьи — мать Данелии – властная и величественная красавица Мэри Анджапаридзе. Токарева тоже замужем, есть дочка. Лишь по телефону они запоем болтают по ночам, а планы строят в командировках. И только когда Гия напивался, приходил к ее соседям: «Позовите Вику! Вика, я готов взять ответственность за тебя и твою дочь, давай жить вместе, я уйду от Любы». Но на следующее утро трезвел и порывы рассеивались с парами алкоголя и лунным светом.
Фильм «Осенний марафон» — это исповедь Данелии на тему их связи с Викторией Токаревой. — В моей жизни было два потрясения. Я сам. И потому я создал фильм «Не горюй». Второе потрясение – это ты. И я создал фильм «Осенний марафон», — как-то сказал он Вике.В фильме переводчик Бузыкин в исполнении Олега Басилашвили мечется между женой (Наталией Гундаревой) и любовницей (Мариной Нееловой). В жизни Гии и Вики тоже все разрешилось само собой. Даже когда мама Данелии Мэри Ивлиановна, умирая, благословила сына брак с Токаревой, Гия ответил: «Нет, мама, Вику я уже «передержал». А в интервью потом даже отмахивался: «Не было у нас никакого романа». Правда, потом звонил Токаревой и извинялся: «Я любил только тебя». И Вика чувствовала, что Данелия «не ушел из ее жизни окончательно».Смерть ребёнка и уход мужа подкосили здоровье знаменитой актрисы Любови СОКОЛОВОЙ — она стала часто падать в обмороки |
«Дама с Данелиями»
Выбором Данелии на «Мосфильме» были недовольны все!
— Коллектив кинокомпании объявил ему бойкот! — вспоминают его коллеги. — «Вертихвостка добилась-таки своего», — шептались про Юркову в коридорах. — Всю жизнь к мужчинам-знаменитостям клеилась: и к Тарковскому, и Ерофееву, и Шатрову. И, наконец, заполучила в мужья великого режиссера. А Данелия наш и повелся. Слабый был совсем после операции — его только-только с того света вытащили. Мать умерла. Вот он, исхудавший скелет, с серым лицом вернулся на «Мосфильм» — тут-то его и взяли в оборот. Галя окружила заботой, теплом и лаской, начала водить Георгия к целительнице Джуне. Гия стал приходить к Гале в гости, играть на гитаре, а однажды пришел и сказал: «Вот моя зарплата, вот моя бритва. А это я сам. Принимай таким, какой есть». Галина тогда спешила на деловую встречу, разговаривать было некогда и Георгию Николаевичу пришлось делать предложение в лифте. Он надел ей на палец старинное серебряное кольцо, доставшееся ему от мамы. А Любе Соколовой дома признался: «Я влюбился, я ухожу».Галина ЮРКОВА — «Дама с Данелиями» — не вдохновляет режиссёра на творчество, но создает ему тепло и уют в доме |
Но спустя годы коллеги вдруг поняли, что Данелия не ошибся с выбором третьей жены, они вместе уже больше 25 лет! Галина Юркова на новые сюжетные ходы хоть и не воодушевляла, но смогла создать для гения-мужа домашний уют, ведь Данелия в быту очень не приспособлен. Чтобы он догадался поесть — на крышке кастрюли с супом надо приклеить стикер «СУП». Дабы вкусно накормить мужа в гостинице во время съемок, Галина покупала мясо и варила его в самоваре! Именно за столом с приготовленными Галиной яствами Данелия и Резо Габриадзе придумали инопланетные названия: «пепелац», «каце», «пацак», «ку».
— Галина и сама — очень талантливый человек, — рассказывает друг семьи Дмитрий Таланкин, сын режиссера, с которым Данелия снял два фильма «Сережа» и «Путь к причалу». Именно у Игоря Таланкина Галина училась режиссуре во ВГИКе. — Но решила посвятить себя знаменитому мужу. Она — очень активная, продюсер, великолепный организатор, создала модную картинную галерею, где выставляет работы Георгия Николаевича, ее и его сыновей. Поэтому Евгений Примаков — друг и одноклассник Георгия Николаевича – и называет ее «Дамой с Данелиями».На сочинском пляже во время «Кинотавра» в 2005 году ДАНЕЛИЯ чувствовал себя раскрепощённым |
Код Да Нелия
Благодаря Галине, Данелия решился на «подвиг» – перестал пить, хотя среди коллег уже давно слыл законченным алкоголиком. Из-за его запоев съемки приходилось останавливать на неделю-две. И вот Георгий с самым близким другом-режиссером поехали на Украину, где тогда только начинал работать по методу кодирования от пьянства Александр Довженко. Гипнотическое внушение, с помощью которого дается установка (код) на трезвую жизнь, вырабатывает отвращение к вкусу и запаху алкоголя. После сеанса они вернулись в Москву. Друг Данелии зашел в кафе, съел пирожное «картошку» и вдруг его сердце прихватило. Принесли валидол — стало еще хуже. Почуяв что-то неладное, позвонили Довженко и с ужасом узнали, что другу Данелии стало плохо, потому что в пирожном был ром, а в валидоле — спирт.
— А при чем тут я? — возмущался друг Данелии — Гия же кодировался, а не я!- Но вы же рядом сидели, значит тоже закодировались! — был ответ.- Тогда срочно раскодируйте меня обратно!Друга-то раскодировали, а вот Данелия уже более 20 лет ни-ни.И все же самой счастливой Георгий Николаевич считает свою первую любовь, которая с ним приключилась в 7 лет. — Я поехал в Тбилиси и там в соседнем переулке жила очаровательная девочка, — рассказывал в интервью Данелия. — Я сказал всем, что она — моя. Кто-то возражал, мол, нет, это моя девочка. Тогда начиналось единоборство — и мне как-то удалось сохранить ее за собой, хотя она и знать не знала, что она моя. А потом я ее выменял на ремень с пряжкой. Вот это моя любовь была самой удачной, так как закончилась без потерь — наоборот, с приобретением…Георгий Данелия и Джейн Фонда
В 1964 Георгий Данелия, сценарист Геннадий Шпаликов и актриса Галина Польских представляли фильм «Я шагаю по Москве» на Каннском фестивале. Во Франции судьба столкнула режиссера и мировую кинозвезду Джейн Фонду! Правда, сам он ничего об этом не помнил. Друзья рассказали: « Гия! Ты и Джейн Фонда уже заполночь сидели посередине лестницы, ведущей из вестибюля в ресторан, она плачет, ты ее утешаешь и сопли платком вытираешь! Мы хотели тебя увести, но личная охрана Джейн нас отогнала». Данелия подумал, что друзья пошутили, но в тот же день увидел в газете фотографию, где он действительно сидит с Фондой на лестнице, а под фотографией подпись: «Джейн Фонда и русский режиссер Галина Польских». Эту историю описал Георгий Николаевич в своей книге «Безбилетный пассажир». Только Джейн Фонде придумал псевдоним Джейн Смит.
Любовница Данелии в шоу Малахова
Сценарист Виктория Токарева разоткровенничалась в шоу «Прямой эфир»
В шоу Андрея Малахова «Прямой эфир», посвященному легендарному режиссеру Георгию Данелия, скончавшемуся утром 4 апреля, зашла речь о причине смерти мэтра отечественного кинематографа. Известно, что 88-летний народный артист умер в больнице от остановки сердца на фоне серьезной сердечной и легочной недостаточности. Однако глубинная причина недомогания Георгия Николаевича кроется в его прошлом, уверена сценарист Виктория Токарева, которую связывал с режиссером продолжительный служебный роман.
В эфире программы Малахова любовница Данелии заявила, что здоровье мэтра пошатнулась более 30 лет назад, когда не стало его сына Николая. Вокруг смерти наследника артиста до сих пор ходит много слухов. Токарева полагает, что молодой человек умер из-за наркотиков. Говорят также, что он связался с сектантами и прекратил общаться с семьей. Но достоверно можно утверждать одно – Георгий Николаевич души не чаял в отпрыске. «Георгий его очень любил, и парень был безумной красоты», — вспоминает сценаристка.
Любовь Соколова и Николай Данелия (Кадр из видео)Напомним, наследник Данелии рано обзавелся семьей. Он женился в 17 лет на однокласснице Марине, которая от него забеременела и родила дочку Маргариту. Семь лет спустя у пары родился еще один ребенок: девочку назвали Аленой. Сам же Николай пошел по стопам отца, окончил ВГИК и начал снимать кино. Но работа в кинематографе давалась сыну мэтра непросто, его часто критиковали. Для Данелии же смерть наследника стала серьезным ударом, так что он даже задумался о самоубийстве. «Трагедия сломала Георгия, он винил себя», — посетовала Токарева.
Данелия с сыномГибель Николая в 26 лет стала последней каплей и для гражданского брака Данелия с актрисой Любовью Соколовой, от которой он ушел к третьей жене Галине Юрковой. К слову, умирающая мать режиссера благословила его наконец-то жениться на Токаревой, но Георгий Николаевич отказался, заявив, что их отношения уже изжили себя.
Соколова, Любовь Сергеевна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2019; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2019; проверки требуют 11 правок.Любо́вь Серге́евна Соколо́ва (31 июля 1921, Иваново-Вознесенск — 6 июня 2001, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Сыграла порядка четырёхсот ролей, став одной из самых снимаемых актрис. Часто исполняла роли матерей, за что её прозвали «всесоюзной киномамой»[4]. Народная артистка СССР (1990).
Любовь Соколова родилась в городе Иваново-Вознесенск Иваново-Вознесенской губернии РСФСР (ныне Иваново Ивановской области России) в крестьянской семье[5]. Отец Сергей Максимович трудился столяром-краснодеревщиком, мать Прасковья Фёдоровна работала продавцом в магазине, затем получила должность директора универмага; двое братьев умерли в раннем возрасте[6][7].
Любовь училась в Ивановской школе-десятилетке №56, выступала в школьной самодеятельности. В 1939 году окончила школу и по совету учителя литературы поехала в Ленинград[8]. В 1940—1941 годах училась на литературном факультете Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.
Зимой 1940 года узнала о том, что при киностудии «Ленфильм» открылась киноактёрская мастерская под руководством Сергея Герасимова и в числе 22 студентов была принята в школу. Тогда же впервые снялась в кино в массовке фильма «Маскарад»[6].
Во время Великой Отечественной войны работала на заводе слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов, ухаживала за больными и ранеными на эвакуационном пункте. Пережила блокаду Ленинграда, во время которой погибли все её близкие, включая первого мужа Георгия Араповского[8]. В конце концов ей удалось покинуть город по Дороге жизни[5]. Вернувшись в Иваново, долгое время лечилась от дистрофии и голодной апатии, затем уехала в Москву для учёбы во ВГИКе[9].
В 1943 году поступила на второй курс актёрского отделения в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Подрабатывала носильщиком на вокзале. В 1946 году по окончании института была принята в Театр-студию киноактёра, где она не только играла, но и жила, спала в гримёрке[9].
В 1948 году исполнила роль простой деревенской женщины Варвары в фильме «Повесть о настоящем человеке». Дебют молодой актрисы не прошёл незамеченным, однако начался период малокартинья, и ролей ей не давали. В 1951 году она была вынуждена согласиться на предложение поехать в Потсдам для работы в Драматическом театре Группы советских войск в Германии[8]. Вернувшись в 1956 году, смогла купить себе однокомнатную квартиру в Актёрском доме, продолжила сниматься и играть в театре.
У неё появились многочисленные поклонники, одно за другим следовали новые предложения: «Тихий Дон», «Серёжа», «Далеко от Москвы», «Преступление и наказание», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Всего актриса снялась в 389 фильмах[6]. После того, как у неё родился сын Николай, сама поставила условие режиссёрам, что будет сниматься только в небольших ролях, чтобы иметь возможность ухаживать за сыном и вести домашнее хозяйство. На роли её брали без кинопроб, свои театральные роли Соколова не любила[9].
Осенью 1994 года машина, на которой её и Майю Булгакову везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Сергеевну выписали через несколько недель, а Майя Григорьевна скончалась спустя несколько дней, не приходя в сознание[9].
Любовь Соколова ушла из жизни 6 июня 2001 года в Москве от сердечного приступа[10]. Похоронена на Кунцевском кладбище (10 участок) рядом с сыном[11].
Семья[править | править код]
- Первый муж (с 1941 года) — актёр Георгий Иванович Араповский, умер во время блокады Ленинграда на руках актрисы[5].
- Второй муж — Георгий Николаевич Данелия. Прожили в гражданском браке около 26 лет. Покинул семью незадолго до смерти сына.
- Сын — Николай Данелия-Соколов (1959—1985), режиссёр, поэт. Погиб в возрасте 26 лет в своей квартире при невыясненных обстоятельствах.
- Внучка — Маргарита Данелия, юрист, предприниматель, вместе с мужем владеет бизнесом по производству тортов «Венский цех»[12][13]. После гибели сына и ухода мужа Маргарита стала самым близким человеком для Любови Соколовой[6].
- Сын — Николай Данелия-Соколов (1959—1985), режиссёр, поэт. Погиб в возрасте 26 лет в своей квартире при невыясненных обстоятельствах.
Жила в Москве на улице Черняховского, д. 5, и на Чистопрудном бульваре, дом 23 [14].
- Театр-студия киноактёра (1946—1951, 1951—2001)
- Драматический театр Группы советских войск в Германии (Потсдам) (1951—1956)
- 1941 — Маскарад — участница бала
- 1948 — Повесть о настоящем человеке — Варвара, колхозница
- 1950 — Далеко от Москвы — Ольга Фёдоровна
- 1956 — Это начиналось так… — Роза
- 1956 — Две жизни — Груня
- 1957 — Семья Ульяновых — Аня Ульянова
- 1958 — Ночной гость — Екатерина
- 1958 — Тихий Дон — жена Штокмана
- 1958 — Тревожная ночь — Мария
- 1959 — Фома Гордеев — Наталья
- 1959 — Баллада о солдате — женщина на рынке
- 1959 — Хождение по мукам (фильм № 3 «Хмурое утро») — Анисья
- 1960 — Своя голова на плечах — эпизод
- 1960 — Серёжа — Полина, мать Васьки
- 1961 — В трудный час — колхозница
- 1961 — Академик из Аскании — Наталья Константиновна, жена академика Иванова
- 1962 — Путь к причалу — Мария
- 1962 — Вступление — мать Вали и Люси
- 1963 — Русский лес — Агафья
- 1963 — Синяя тетрадь — Надежда Емельянова
- 1963 — Человек, который сомневается — женщина на суде
- 1963 — Я шагаю по Москве — мать Коли
- 1963 — Живые и мёртвые — фельдшер
- 1964 — Валера — Ефросинья Васильевна, мать Валеры
- 1964 — Три сестры — Ольга
- 1964 — Мать и мачеха — Прасковья Павловна Лихачёва, приёмная мать
- 1965 — Рабочий посёлок — Капустина
- 1965 — Тридцать три — Люба, жена Травкина
- 1966 — Берегись автомобиля — судья
- 1966 — Маленький беглец — лейтенант милиции
- 1966 — Я солдат, мама — мать сержанта
- 1966 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж — Мария, мать Мишаньки
- 1967 — Прямая линия — Худякова, сотрудница НИИ
- 1967 — Татьянин день — мать Тани
- 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни — мать Саши Агафонова
- 1968 — Доживём до понедельника — Левикова, мама ученика Вовы
- 1968 — …И снова май! — мать
- 1969 — Гори, гори, моя звезда — жена Феди
- 1969 — Преступление и наказание — Елизавета
- 1969 — Только три ночи — мать Кати
- 1969 — Странные люди (киноальманах) (новелла «Роковой выстрел») — Алёна, жена Броньки Пупкова
- 1970 — Денёк без тормозов (короткометражный)
- 1970 — Счастье Анны — немая жена Прохора
- 1970 — В лазоревой степи (киноальманах) (новелла «Червоточина») — мать
- 1970 — Белорусский вокзал — Люба Приходько, жена Ивана
- 1970 — День да ночь — Анна Васильевна
- 1970 — Море в огне — работница оружейного завода
- 1970 — Расплата — Евгения Васильевна Платова
- 1970 — Сохранившие огонь — Мария, жена Клявина
- 1971 — Дорога на Рюбецаль — Софья Михайловна
- 1971 — Телеграмма — Аграфена Владимировна
- 1971 — Месяц август — Антонина
- 1971 — Второе дыхание — Ольга Владимировна
- 1971 — Джентльмены удачи — заведующая детсадом
- 1971 — Конец Любавиных — мать Любавина
- 1972 — Командир счастливой «Щуки» — тётя Дуся
- 1972 — Меченый атом — Клавдия Ивановна Шкаликова
- 1972 — Печки-лавочки — проводница
- 1972 — Приваловские миллионы — Мария Степановна
- 1972 — Сапожки (короткометражный) — Клавдия
- 1973 — Двое в пути — почтальон
- 1973 — И на Тихом океане… — Прасковья
- 1973 — Дверь без замка — Степанида
- 1973 — Последний подвиг Камо — член приёмной комиссии
- 1974 — Любовь земная — член райкома
- 1974 — Москва, любовь моя — костюмерша
- 1974 — Небо со мной — вдова
- 1974 — Повесть о человеческом сердце — Любовь, секретарь Бурцева
- 1974 — Помни имя своё — почтальон
- 1974 — Сержант милиции — мать Николая Захарова
- 1974 — Фитиль (киножурнал) (сюжет № 149 «С Новым годом») — покупательница ёлки
- 1975 — Алмазы для Марии — Дарья Степановна, мать Марии
- 1975 — Единственная… — Анна Прокофьевна
- 1975 — Соколово — учительница из Бузулук
- 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — мама Нади Шевелёвой, жительницы Ленинграда
- 1975 — Когда наступает сентябрь — вахтёр на фабрике
- 1975 — Мои дорогие — Антонида Петровна
- 1975 — От зари до зари — Пелагея Ивановна
- 1975 — Роса — бабушка Екатерина Ивановна
- 1976 — Два капитана — тётя Даша
- 1976 — Додумался, поздравляю! — классный руководитель
- 1976 — Преступление — судья
- 1976 — Приключения Нуки — бабушка Ирочки
- 1976 — Тимур и его команда — соседка
- 1976 — Мастер — тётя Дуся
- 1977 — А у нас была тишина… — Анна Харитоновна
- 1977 — Белый Бим Чёрное ухо — стрелочница
- 1977 — Девочка, хочешь сниматься в кино? — мать Веры, бывшая партизанка-санитарка на войне
- 1978 — Исчезновение — Самаркина, мама Родиона
- 1978 — Дети как дети — Елизавета Петровна, бабушка Оли
- 1978 — Молодая жена — Егоровна
- 1978 — Пока безумствует мечта — мать Отвёрткина
- 1978 — Последний шанс — Варвара Яковлевна Тимохова
- 1978 — Срочный вызов — Ольга Григорьевна Колобашкина
- 1978 — Близкая даль — Евдокия Сафроновна, свекровь Анны
- 1979 — Моя Анфиса — Любовь Сергеевна Киселёва
- 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — провожающая Штольца в Москву
- 1979 — Опасные друзья — мать Юрия
- 1979 — Сцены из семейной жизни — тётя Тоня, заведующая ателье
- 1979 — Удивительные приключения Дениса Кораблёва — билетёрша в цирке
- 1980 — Вам и не снилось… — почтальон
- 1980 — Дом у кольцевой дороги — Елена Константиновна, мать Коли Никифорова
- 1980 — Мелодия на два голоса — мать Кирилла
- 1980 — Не стреляйте в белых лебедей — работница зоопарка
- 1980 — Что там, за поворотом? — Анна Захаровна Багрова
- 1980 — Ночное происшествие — повар
- 1980 — Полёт с космонавтом — доярка
- 1980 — Последний побег — Мария Петровна, жена Кустова
- 1980 — Тайное голосование — Степанида, колхозница
- 1980 — 1981 — Долгая дорога в дюнах — Анисья
- 1981 — Сашка — врач
- 1981 — Хочу, чтоб он пришёл — Марья Дмитриевна
- 1981 — Шофёр на один рейс — Варвара Семёновна
- 1982 — Возвращение резидента — Наталья Сергеевна
- 1982 — Детский мир — Антонина Васильевна
- 1982 — Надежда и опора — Ульяна Порфирьевна
- 1982 — Оставить след — Полина Петровна
- 1982 — Путешествие будет приятным — Елизавета Георгиевна
- 1983 — Витя Глушаков — друг апачей — тётка в очереди
- 1983 — Карантин — вахтёр тётя Катя
- 1983 — Признать виновным — Марья Васильевна, бабушка Виктора Владимирова
- 1983 — Хозяйка детского дома — Мария Тимофеевна
- 1983 — Я тебя никогда не забуду — Агриппина Ивановна, мать Фёдора
- 1983 — Возвращение с орбиты — Софья Петровна / тёща Павла Кузнецова
- 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — Полина Ивановна
- 1984 — Нам не дано предугадать — Зина
- 1984 — Похищение — бабушка
- 1984 — Репортаж с линии огня — мать Меркулова
- 1984 — Сильная личность из 2 «А» — Любовь Сергеевна, бабушка Димы Кругликова
- 1984 — Тихие воды глубоки — Дарья
- 1984 — Фитиль (киножурнал) (сюжет № 264 «Точная примета») — прохожая
- 1985 — Внимание! Всем постам… — тётя Маша, мама Воронова
- 1985 — Город невест — Клавдия Петровна
- 1985 — Не ходите, девки, замуж — Прасковья Ильинична
- 1985 — Самая обаятельная и привлекательная — мать Нади Клюевой
- 1985 — Осенние утренники — Прасковья Лихолетова
- 1985 — Говорит Москва — Орлова
- 1986 — Верую в любовь — Анна Михайловна
- 1986 — Мужские тревоги — Марья Фёдоровна
- 1986 — Земля моего детства — баба Феня
- 1986 — Очная ставка — Полина Григорьевна
- 1986 — Певучая Россия — мать Пятницкого
- 1987 — Жизнь Клима Самгина — Анфимьевна
- 1987 — Возвращение — Петровна
- 1987 — Наездники (киноальманах) (фильм «Наездники») — почтальон
- 1987 — Спасите наши души! — бабка Дарья
- 1987 — Ссуда на брак — Степанида
- 1988 — Запретная зона — Александра
- 1989 — Авария — дочь мента — Юлия Николаевна, учительница истории
- 1989 — Во бору брусника — Ксения, жена Егорова
- 1989 — Женщины, которым повезло — мать Дуси Королёвой
- 1990 — Автостоп — медсестра
- 1990 — Бабник — Марья Григорьевна
- 1990 — Место убийцы вакантно… — Мария Ильинична, мать Кирпичникова
- 1990 — Мальчики — торговка на рынке
- 1991 — Затерянный в Сибири — тётя Клава
- 1991 — Кровь за кровь — Гриднева
- 1991 — Миф о Леониде — эпизод
- 1991 — Пока гром не грянет — Олимпиада Васильевна
- 1992 — Ваш выход, девочки — мать
- 1992 — Фиктивный брак
- 1992 — Хэлп ми — бабушка
- 1993 — Бравые парни — жена Грибоедова
- 1993 — Бездна, круг седьмой — мать Коли
- 1993 — Несравненная — Марья Тихоновна, мать Вяльцевой
- 1993 — Я сама — Валентина Никифоровна, медсестра
- 1994 — Курочка Ряба — Мария
- 1995 — Бульварный роман — Мария Егоровна
- 1995 — Маша и звери — бабушка
- 1997 — На заре туманной юности — Мироновна
- 1998 — Не послать ли нам… гонца? — бабка с глушителем
- 1998 — Стрингер — бабушка
- 1998 — Сочинение ко Дню Победы — Аня, ветеран
- 2001 — Игры в подкидного
- 2001 — На полпути в Париж — Груня
- 2001 — Сыщик с плохим характером
- 2001 — Вальс на прощание — старушка
Озвучивание ролей[править | править код]
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
Участие в фильмах[править | править код]
- 1997 — Майя Булгакова (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 2006 — Любовь Соколова (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2014 — Любовь Соколова. Без грима (документальный)
- Сулькин М. Любовь Соколова // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1973. С.252—267.
Любовь Соколова. Без грима. Как складывалась личная жизнь Любови Соколовой, и почему она всегда играла одиноких женщин с трудной судьбой? :: ТВ Центр
1959 год. Фильм «Хождение по мукам» был далеко не первым для Любови Соколовой. Но именно он перевернул всю её жизнь. На съёмочной площадке «Мосфильма» она познакомилась с Георгием Данелией. Молодой ассистент режиссёра вдруг увидел роскошную и страстную Анисью.
Георгию Данелии было 29 лет. Он ещё не снял ни одной своей картины. Любови Соколовой – 38. Она была популярной и востребованной актрисой. Данелия был покорён её красотой и статью. Ему удалось убедить Соколову в том, что они ровесники. Он ухаживал за ней со всем пылом молодости и грузинского темперамента. Шестнадцать лет Соколова прожила одна, шестнадцать лучших женских лет! И теперь ей показалось, что это тот самый подарок судьбы, которого она так долго ждала…
До этой встречи Соколова уже успела прожить целую жизнь, полную надежд и горьких разочарований.
В 18 лет Люба Соколова приехала учиться в Ленинград. Ей повезло попасть из далёкого Иванова сначала в Педагогический институт, а потом в актёрскую школу при студии «Ленфильм». Там она познакомилась с красавцем-актёром Александром Араповским. Свадьбу сыграли в мае 1941-го. Соколова была счастлива – её жизнь складывалась как нельзя лучше.
Когда вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо, Люба и её муж пошли работать на авиационный завод. Часть своего рабочего пайка она отдавала мужу, но и это не могло его спасти…
Авторы фильма используют записанное ещё при жизни эксклюзивное интервью актрисы, и многое мы услышим из первых уст. В том числе и о блокадном времени:
– В блокаду страшно было. Доходило до людоедства. Сама садилась на Фонтанке умирать. Не умерла, потащилась дальше…
Однажды после смены на заводе она возвращалась домой, от голода подкашивались ноги. И вдруг она увидела странную мужскую фигуру, незнакомое лицо и услышала слова: «Люба, есть ты будешь мало, но жить будешь!»
А через несколько дней пошла в церковь и увидела икону. Ей сказали, что это Николай Угодник. Люба так и ахнула: «Батюшки, это же он, тот мужичок, что мне привиделся!»
Она выжила. И в феврале 42-го попала во вторую волну эвакуации. Но в первую блокадную зиму Люба потеряла всех, кого знала в Ленинграде. В эвакуационном листе в графе «количество человек» значилось: «одна».
Она несколько суток добиралась до родительского дома в Иванове. Впереди была полная неизвестность. Это состояние получило название «голодной апатии». Из неё Любу Соколову вывела мать. В один прекрасный день она посадила дочь на грузовик, который вёз в Москву ткани из Иванова, и отправила в столицу.
– Мама говорит: «Ну, Любовь, ты же мечтала быть актрисой – собирайся!», — рассказывает Любовь Соколова. — На второй курс меня взяли к Борису Ивановичу Бибикову и Оле Пыжовой.
Вскоре Люба Соколова получила свою первую московскую прописку… в Зачатьевском женском монастыре – общежитии Института кинематографии.
После окончания ВГИКа Любовь Соколова была принята на работу в Театр киноактёра. Там она и жила. Спала в гримёрке на стульях, составленных вместе и связанных верёвками. Потом была работа в ГДР, покупка первой собственной квартиры на улице Черняховского и многочисленные роли. Для Любови Соколовой маленькие эпизоды, которые она играла всю жизнь, и стали её жизнью.
Но в своём амплуа актриса стала лучшей! Она была «королевой эпизода». За 2-3 минуты экранного времени актриса проживала целиком судьбу своих героинь. Этот уникальный дар использовали многие режиссёры. Любовь Соколову даже считали своеобразным талисманом: если она участвует в картине, значит, будет успех.
Казалось, ничто не омрачает душу этой удивительной женщины. Но авторы документального фильма «Любовь Соколова. Без грима» открывают нам правду. Ей пришлось пережить трудный момент расставания с Георгием Данелией и неожиданную смерть любимого сына, которого она назвала Николаем, в честь Николая Угодника, гибель близких друзей… Однажды она сама чудом осталась жива в автокатастрофе, когда ехала на концерт в кинотеатр «Ханой» вместе с Майей Булгаковой. Эта авария унесла жизнь Булгаковой…
В свою очередную киноэкспедицию Любовь Соколова отправилась в Екатеринбург в 2001 году, в возрасте 79 лет. Её последней работой стал телевизионный фильм для детей, в котором Любовь Соколова снялась буквально за несколько дней до своей кончины.
Можно только догадываться и удивляться, сколько ещё ролей могла бы сыграть эта актриса. Но не сыграла…
Что же помогло выжить в трудные годы? Какой романс она посвятила Георгию Данелии? Почему фильм «Осенний марафон», хотя Соколова и не играла в нём, получился о ней? В каких фильмах она отказывалась играть категорически? Чем была готова пожертвовать ради друзей и близких?
Дмитрий Толкачёв