Принцип всеобъемлющей любви в христианстве – DW – 28.03.2002
Вчитайтесь в Нагорную проповедь!Фото: Freefoto
М.Селезнёва, А.Иванов, РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ28 марта 2002 г.
Пожалуй, самым значительным вкладом христианства в человеческую культуру является принцип всеобъемлющей любви, который становится основой человеческого бытия.
https://p.dw.com/p/22IN
Реклама
Все тексты Нового Завета пронизаны страстными призывами к любви; на протяжении всего Средневековья идеал любви стараются внедрить в сознание человека Отцы и Учители Церкви.
Сегодня, когда секуляризованное и предельно технизированное человечество вдруг остро ощутило дефицит любви, не мешает вновь вспомнить слова Нагорной проповеди, прозвучавшие две тысячи лет назад: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»
Вчитайтесь в Нагорную проповедь!
Христианство с самого начала ощущало себя носителем принципиально новой этики, нового понимания человека, его места в мире, новых законов человеческого бытия. Нагорная проповедь Христа как бы отменяет древнюю нравственность, предлагая взамен новую, основанную на принципах любви. Новые заповеди даются не как развитие старых, а как их отрицание. «Вы слышали, что сказано: «Око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…»
Гордыня (кстати, самый тяжкий грех в христианстве) и детское упоение культом силы не позволили человечеству правильно понять и оценить новый идеал и новый путь, предложенный ему христианством, – путь всеобъемлющей и всепоглощающей творческой любви. Даже благородному защитнику добра призыв не противиться злу может показаться абсурдным. Но, наверное, не стоит бояться абсурда.
Вспомним, что заявление Тертуллиана «Верю, потому что абсурдно», – это не только демонстративный вызов голому рассудку, но и незыблемый фундамент веры.«Не противься злому»
В христианстве это отнюдь не призыв к полной пассивности и бездействию. Христос призывает не противиться злу физически, силой, ибо таким способом мы только удваиваем зло, ко злу добавляем новое зло, уменьшая, тем самым, добро. Единственный эффективный способ борьбы со злом – это преодоление его добром, увеличение, наращивание добра, что и приведёт к исчезновению зла. А активная, действенная сила в этой борьбе – любовь.
Фото: APСам Бог подал людям пример бесконечной и спасительной любви. Воплощение Сына Божия на земле, его страдания и смерть на Кресте во искупление грехов человеческих евангелисты и Отцы Церкви истолковали как акт глубочайшей любви Бога к людям. Как писал Иоанн Богослов,
Главной в Новом Завете является заповедь предельной любви к Богу. Это и понятно, ибо любовь – от Бога. Однако выполнить эту заповедь невозможно без соблюдения другой заповеди – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» . Любовь к ближнему, то есть к каждому человеку, – это необходимое условие любви к Богу. Как писал апостол Иоанн Богослов в своём Первом Соборном Послании, «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Любовь людей друг к другу способна вывести их из рабского, униженного состояния, в которое их ввергли ненависть и вражда.
Фото: APЛюбовь в Новом Завете понимается очень широко, и практически все её аспекты освящены Божественным авторитетом. Любовь – это вообще добродетельная жизнь, исполнение всех нравственно-этических норм, выработанных в древности и закреплённых в Священном Писании в качестве Божественных заповедей. «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (Бога), – утверждает апостол Иоанн во Втором Соборном Послании. Заповеди же эти, помимо главных – любви к Богу и любви к ближнему, включают элементарные нравственные требования: чти отца твоего и мать твою, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не возводи клеветы на друга, не желай имущества ближнего твоего. Соблюдающий эти заповеди и есть человек, живущий в любви. Он удостаивается ответного чувства самого Бога, а это – залог вечной жизни и нескончаемого блаженства. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит:
Все человеческие благие намерения и деяния, всё человеческое знание и даже сама вера становятся бессмысленными, если они не основаны на любви. Это очень образно описал апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Любовь в Новом Завете – высшая ценность, высшее благо, без которого всё позитивное в мире утрачивает свой смысл. Поэтому так страстно звучат призывы апостола Иоанна к любви: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Фото: APНовый Завет, заключённый Богом с человечеством через посредство Христа, основывается на любви, и последователи Христа это поняли. Идея всеобъемлющей духовной любви стала центральной в учении многих Отцов и Учителей Церкви. Так, блаженный Августин считал, что существует 2 вида любви: вожделение, то есть земная, плотская любовь, влекущая человека ко всему преходящему, и любовь святая, вызывающая в нас жажду вечного. Любовь, по мнению Августина, – это стремление души наслаждаться Богом ради Него Самого, а собою и ближними – ради Бога. Вожделение же – это стремление души любить себя и ближнего и всякий иной предмет ради них самих. Чем более разрушается царство вожделения, тем более укрепляется царство любви. Вожделение – это любовь, направленная на тварный мир ради него самого, а чистая любовь имеет своей конечной целью Творца.
Крупнейший теоретик исихазма преподобный Григорий Палама человеческую душу образно представлял в виде светильника, маслом в котором являются добрые дела, а фитилём – любовь.
В «любви, как в свете, почивает благодать Святого Духа», – писал Палама. Если же нет добрых дел, то фитиль души, который есть любовь, перестаёт гореть, а свет Божия благоволения и благодать улетучиваются. Неразрывную связь любви с добродетелями Палама изображал наглядно. Добродетели – это стены дома, а любовь – его крыша. Как дом бесполезен без крыши, так и добродетели – без любви. И наоборот: от крыши нет никакой пользы, если нет стен, на которые она опирается. В отношениях между людьми любовь возрастает на добрых делах, а они являются её порождением и одновременно опорой.Любовь к людям, к каждому конкретному человеку как бескорыстное служение, как постоянную заботу об обездоленных и помощь им, как непрестанную молитву за всех перед Богом византийские Отцы Церкви резко отличали от «любви к миру», то есть к мирской суете и наслаждениям (славе, богатству, роскоши, плотским утехам). Если любовь к ближнему – это путь к единению с Богом, то «любовь к миру» отвращает человека от Божественной любви, ибо они, как считал Палама, противоположны друг другу.
В Новом Завете взаимная и всеобъемлющая любовь возводится на высочайший уровень совершенства: она идентифицируется с Богом, освящена Его авторитетом. Бог так любит людей, что посылает Сына Своего на заклание ради их спасения. Поэтому новозаветные авторы призывают людей любить друг друга так же беззаветно. За это им обещана самая высокая награда: они смогут познать Бога. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас», – пишет апостол Иоанн в своём Первом Соборном Послании и продолжает: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».
Познание Бога приравнивает человека к самому Богу, делает его свободным и независимым, лишает всяческого страха – не только перед сильными мира сего, но и перед самим Богом. Любовь как высшее состояние человеческого бытия снимает «страх Божий», предписанный человеку в его обыденной жизни. Ибо, по словам апостола Иоанна, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви».
«Бог есть любовь».
В этой краткой формуле заключён глубинный общечеловеческий смысл христианства, который, увы, до сих пор, в общем, так и остаётся непонятым человечеством. Поэтому, осознавая любовь главной созидательной и движущей силой Вселенной, христианские мыслители стремились убедить враждующее с самим собой человечество образумиться и строить жизнь на принципе любви. Призыв этот сохраняет свою актуальность и сегодня.
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Пропустить раздел Близкие темыБлизкие темы
ХристианствоПасхаПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ЛЮБОВЬ: a_lex_7 — LiveJournal
Библия – удивительная книга. Она похожа на сокровищницу, где воедино собрано множество даров, самоцветов, драгоценных камней. Сегодня она доступна практически каждому, но каждый из нас по-своему осматривает сокровища Слова Божьего. У кого-то все разложено по коробочкам, по полочкам, и он по очереди достает каждую драгоценность… Кто-то берет содержимое сокровищницы бессистемно, то здесь, то там… У кого-то есть любимые камни, которые он готов рассматривать снова и снова… Хуже всего поступают те, кто редко заглядывает в свою сокровищницу. Некто по этому поводу сказал такие слова: «Пыль на Библии – это ржавчина на душе».
Слово Божье любит делать сюрпризы тем, кто находит время для общения с ним. Бывает, что драгоценный камень, который ты уже много раз держал в руках и, казалось бы, все о нем знаешь, вдруг сверкает по-новому, играет новыми красками…
Некоторое время назад мне попалась на глаза драгоценность, с которой я желаю сегодня поделиться с вами:
2 Кор. 5:14 «Ибо любовь Христова объемлет нас…»
Вслушайтесь в эти слова. Посмакуйте их неспешно. Позвольте им вселиться в ваше сердце. А пока вы настраиваетесь – одна история:
В начале 2-й мировой войны, когда Париж безжалостно бомбили немецкие самолеты, французский доктор (Rene Spitz) сделал замечательное открытие. Он был обеспокоен высоким уровнем смертности в приюте для сирот. После некоторых наблюдений он решился на эксперимент, результаты которого потрясли его. Он разделил младенцев на две группы. Они получали абсолютно одинаковое обеспечение – их одинаково кормили, купали, меняли пеленки… Разница же заключалась в следующем: дети в первой группе были окружены лаской и заботой сиделок: их тискали, обнимали, целовали, убаюкивали, пели колыбельные. Дети из второй группы ничего подобного не получали. В результате дети, которые были окружены вниманием и любовью, не только лучше росли, но и лучше развивались. Они были более спокойные, более смышленые. Дети, которые не получали любви, росли плаксивыми, болезненными, их развитие замедлялось. Эта разница наблюдалась до тех пор, пока эксперимент не прекратили.
Эта история помогает нам по-новому взглянуть на любовь Божью. Чем является для нас Божья любовь? Это что-то приятное, это бесплатное приложение к спасению, к благодати, это то, что доставляет нам наслаждение? А задумывались ли мы над тем, что любовь Бога – это то, без чего мы не можем ни жить, ни полноценно развиваться? А приходило ли нам на ум, что любовь Бога – это одна из величайших тайн мирозданья? Стремимся ли мы не то что познать, а хотя бы приблизиться к этой тайне?
Тайна сия, действительно, велика, и не каждому она открывается. Ее можно увидеть на Голгофе, но если в ваши туристические планы на этой земле не входит ее посещение – как до вас достучаться?
В одной книге описана следующая ситуация. У одного человека дочь больна лейкемией. Подходит день ее рождения, и отец покупает цветы, торт и идет в больницу поздравить свою дочь. Однако по дороге его настигает весть, что дочь умерла. В это время отец проходил мимо церкви. Утратив контроль над собой, в бессильной злобе он швыряет торт в лицо распятому Христу…
Да, в этом мире происходит много чудовищных вещей. Есть моменты, которые трудно поддаются объяснению. Как много сегодня людей, которые поднимают кулаки к небу и грозят: «Какой жестокий Бог! Как много горя и насилия на земле!». Все это похоже на человека, который сорвал пломбу в электрощите, взялся за оголенные провода и ругает электрика. Но если только попытаться посмотреть немного дальше собственного носа, то можно понять слова благочестивого Иова, который в одночасье потерял все:
Иов 39:34 «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои»
У Царя Давида был нечестивый сын Авессалом. Он восстал на отца, причинил ему много боли. И вот, после того, как его восстание было подавлено и он погиб, мы видим реакцию Давида:
2 Цар.18:33-19:6 «И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!
1 И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.
2 И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне.
3 И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.
4 А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!
5 И пришел Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен и жизнь наложниц твоих;
6 ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее»
Да, иногда сложно понять, как можно любить тех, кто плюет тебе в лицо, кто ни во что тебя не ставит. Иногда даже в душе детей Божиих рождается недовольство и какая-то зависть, как у Иоава или старшего брата в притче о блудном сыне. Но не зря Бог называет Давида мужем по сердцу Своему. Именно его верное, любящее, способное вместить многих сердце очень близко Богу.
Они были счастливы. Один ангел схватил другого и начал кружить его высоко в облаках, приговаривая: «Ты видел?!». Они снова взглянули вниз. Израильтяне, живые и невредимые, стояли на берегу Красного моря, и даже одежда их не намокла. Их враги, вся их конница и колесницы покоились на дне морском. Ангелы были счастливы – это они, выполняя инструкции Бога, разделили морские пучины… Когда они вернулись на небеса, они были вызваны в присутствие Божье. Они ожидали услышать одобрение, но были шокированы бледным мерцанием и грустным выражением лица Владыки. Ангелы пали ниц пред Господом:
— Владыка не рад нашему успеху? – пролепетал один.
— Ваш народ избавлен, а его враги уничтожены – добавил второй.
Бог посмотрел на них таким взглядом, полным скорби, что, казалось, их белоснежные одежды стали серыми.
— Творение рук Моих, тысячи людей, имеющих Мой образ и подобие, погибли, а вы радуетесь – был ответ Бога.
Да, конечно, эта история вымышлена, и вряд ли все происходило именно так – но она показывает ту скорбь и ту любовь, которая переполняет сердце любящего Творца по отношению к своему творению. И глупо обвинять Бога в черствости и безразличии, даже не пытаясь приблизиться к пониманию Его любви. Как сказано в книге пророка Захарии:
Зах.2:8 «…касающийся вас касается зеницы ока Его»
В этих словах заключено то, насколько близки мы Богу, насколько Он заинтересован в нашем благе.
«Ибо любовь Христова объемлет нас…». Мы сегодня говорим с вами о всеобъемлющей любви Божией. О любви, которую трудно понять нашему разуму. О любви, которую с трудом вмещает наше сердце. В прекрасной 13-й главе Первого Послания к Коринфянам есть много замечательных эпитетов, характеризующих любовь. Большинство их них сформулированы путем отрицания: «не гордится, не завидует, не бесчинствует…». Но вот как звучит седьмой стих:
1 Кор.13:7 «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»
Это и есть та удивительная любовь Христа, которая объемлет нас. Любовь, которую нам так сложно вместить. Именно любовь была движущим мотивом всей жизни Иисуса Христа. Он оставил славу небес из-за любви. Он стал человеком из-за любви. Он прожил жизнь, полную опасностей, гонений и непонимания из-за любви. Он умер на кресте из-за любви. И когда Он говорил своим ученикам: «Любите врагов ваших» — в Нем истинно пребывала любовь Его Отца. Как вы думаете, трудно любить врагов? Да это просто невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу. Иисус дал такой высокий стандарт любви, что в условиях Ветхого Завета его было просто невозможно выполнить. Но Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. И далее Апостол Павел говорит:
Рим.5:10 «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его»
Христос показал, что значит любить врагов своих, — да так, что они превращаются в друзей:
Ин.15:13-14 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам»
Если бы мы только стремились больше постигать любовь Божию. Ведь Он возлюбил нас во всей глубине нашего греха, подлости, эгоизма. И только Его любовь может дать нам силу обуздать плотские наклонности, устоять в испытаниях, исполнить Его заповеди. Любовь, которая объемлет нас и пронизывает все наше естество. Искренняя и неподдельная любовь.
Принцип всеобъемлющей любви
Ищите первую серию Принцип всеобъемлющей любви Тони Костас   |   1975
Вполне уместно, что этот Принцип следует Принципу Возмездия, поскольку между ними существует жизненно важная связь. Без применения Всеобъемлющей Любви не может быть правильной практики Принципа Возмездия. Теперь мы подошли к Матфея 5:4348:9.0003
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только своих братьев, что особенного делаете? даже мытари не так?
Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Термин «всеохватывающая любовь» относится, конечно же, к любви, которая охватывает всех, и Божья любовь — это именно такая любовь. Его любовь не включается и не выключается нашим поведением. Он может не одобрять наше поведение и может наказывать нас за это, но он никогда не перестанет любить. Преимущества Божьей любви многочисленны, и они включают наказание и наказание. Чтобы понять, как Бог любит, и как мы должны практиковать такую любовь, нам нужно сначала понять кое-что о самой любви.
Прискорбно, но факт, что некоторые христиане интерпретируют «любить» как что-то вроде покрытия всего сахарной пудрой, и поэтому весь их подход сводится к приторно-сладкому «О, я просто люблю всех!» Любовь основана на истине и не предназначена для замены честности и реальности. Если ребенок делает что-то не так, а так называемые «любящие» родители воздерживаются от соответствующего наказания, они фактически извращают любовь и губят ребенка. Ребенок, которому под видом любви разрешают делать все, что ему заблагорассудится, не был любим. Поэтому нам нужно понять, что любовь — это гораздо больше, чем просто поцелуи и объятия, и все должны быть милыми.
Любовь и наказание никогда не должны были быть противоположностями. Истинное наказание должно быть следствием любви. Верите ли вы, что любовь является основой всего, что делает Бог? В ветхозаветном повествовании мы читаем о том, что Бог часто совершает действия, которые кажутся чем угодно, но только не любовью. Было ли разрушение Содома и Гоморры актом любви? Отключил ли Бог свою любовь, чтобы он мог осуществлять суд? Я уверен, что он любил жителей этих городов истинной любовью и что его сердце было разбито, чтобы уничтожить их.
Несмотря на свою любовь к ним, он по-прежнему считал это разрушение необходимым. Вы думаете, что Бог отключил свою любовь, когда затопил землю во дни Ноя? Конечно, нет, но его любовь никоим образом не помешала ему таким образом судить тех, кто не повиновался ему.
Любить своих врагов
Однако люди, к которым говорил Иисус, не считали любовь всеобъемлющей. Скорее, для них было гораздо логичнее жить по пословице: «Возлюби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Таким образом, было революционным, когда Иисус начал учить о любви к врагам! Представьте, что вы благословляете проклинающих вас и делаете добро ненавидящим вас! А что до молитвы за тех, кто вас ненавидит и преследует…! Все это должно было казаться таким радикальным, и в свете современной практики оно остается радикальным. Обратите внимание, что «враг» распознается как таковой. Нам не говорят притворяться, что наши враги не являются нашими врагами, но мы должны любить их, пока они есть.
Конечно, нет никакой добродетели в том, чтобы любить только тех, кто любит нас. Как легко нам относиться с любовью к тем, кто уделяет нам свое внимание, пренебрегая или даже неправильно поступая по отношению к тем, кто этого не делает. Даже в церкви мы находим множество эгоцентричных людей типа «бедный я». Это те, кто оценивает других главным образом по тому, как много шума они делают с ними. «Хорошие» люди в церкви — это те, кто уделяет им внимание, а «не очень хорошие» — это те, кто этого не делает. Они всегда испытывают потребность быть «любимыми» (при условии, что любовь преподносится таким образом, который они считают приемлемым), и считают необходимым только благосклонно реагировать на тех, кто дает им то, что они хотят.
Проявление характера Бога
Умерев за своих врагов, Иисус проявил всеобъемлющую любовь, которую Он питал ко всем. Он умер не за избранную группу поклонников и друзей (похоже, что к тому времени их и так осталось очень мало), а скорее потому, что не переставал любить своих врагов. Проявлять правильное отношение к нашим врагам — значит демонстрировать истинную природу Бога, и, поступая так, мы становимся достойными потомками, воплощающими качества своего Отца (стих 45). Отец, который смотрит на своего сына и с гордостью говорит: «Это мой мальчик!» отмечает не только отношения, которые существуют, но и тот факт, что в его сыне есть что-то такое, что делает честь его отцу.
В еврейской семье достойный сын будет иметь одну главную цель в жизни, а именно быть истинным воспроизведением своего отца, чтобы прожить жизнь своего отца в следующем поколении. Так что, когда такой отец сказал: «Это мой мальчик! или, как Бог Отец сказал об Иисусе: «Это мой возлюбленный сын, в котором я очень доволен», это произошло потому, что сын стал истинным представителем всего, что отстаивал его отец. Таким образом, слова Бога об Иисусе очень типичны для тех, которые были бы сказаны многими отцами-евреями, когда они увидели, что у них есть достойный сын.
Совершенство любви
Таким образом, быть «детьми нашего Отца» означает получить от него такого рода одобрение и в данном случае в отношении любви к нашим врагам. Если мы держим обиду на людей, которые причиняют нам зло, и хорошо относимся только к тем, кто поступает с нами хорошо, мы не дети нашего Отца, потому что мы даем ложное представление о Боге.
Стих 48 говорит о совершенстве любви. Когда мы знаем, что такое любовь и что значит любить, и практикуем это, мы обнаруживаем совершенство, которое приходит только благодаря любви, совершенство, которое является Божьим характером для «Бог есть любовь».
Правильные отношения
Чтобы развить это дальше, нам нужно обратиться к 1 Иоанна 4:1621:
«И мы познали любовь Бога к нам и уверовали в нее. Бог есть любовь; и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
В этом наша любовь стала совершенной, чтобы мы имели дерзновение в день суда: ибо каков Он, таковы и мы в этом мире. В любви нет страха; но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Мы любим его, потому что он первым полюбил нас.
Если кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И сию заповедь имеем мы от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
Пребывать в любви (стих 16) означает «пребывать», и это говорит о постоянстве в отношении нашей любви, а не о том, что мы снова и снова возвращаемся назад, вверх и вниз, что зависит от нашего настроения или наших обстоятельств. Поскольку Бог есть любовь, он постоянно «влюблен». Истинная любовь и Бог идут рука об руку, и чтобы постоянно быть «влюбленным», нужно постоянно быть «в Боге». Мы ошибаемся, думая, что единственный раз, когда Бог действительно вмешивался в повседневную жизнь этого мира, было, когда Иисус был здесь в человеческом обличии. Он не живет в башне из слоновой кости, оторванной от суровых реалий этого мира.
Когда мы читаем: «Каков Он, таковы и мы в этом мире» (стих 17), нам напоминают, что Бог теперь полностью связан с этим миром просто потому, что Он полностью связан с нами. Человеческая раса не является одной из сторон Бога, как какое-то хобби, с которым он играет в перерывах между управлением вселенной. Нам нужно осознать, что человеческий род находится в центре Божьего плана. В эти «просвещенные» дни ученые смеются над древней верой в то, что Земля находится в центре Вселенной. Как смеем мы, ничтожные люди, быть настолько наивными, чтобы считать себя такими особенными, говорят они. Почему наша Земля — всего лишь крошечное пятнышко в каком-то темном уголке кажущейся бесконечной вселенной, так кто мы такие, чтобы думать, что находимся в центре всего сущего?
Я верю всем своим сердцем, что мы находимся в самом центре Божьего творения и Божьего плана. Нет необходимости лететь на другую планету или в другую галактику, чтобы узнать, «где он находится», потому что он прямо здесь! Человечество является венцом славы Божьего творения, и именно в людях и через них Бог избрал быть прославленным. Быть человеком в правильных отношениях с Богом значит быть вторым после того, как быть Богом. Да, это даже лучше, чем быть ангелом! Бог питает к нам всепоглощающий интерес, и мы, Его народ в этом мире, являемся для него истинными представителями Его — демонстрацией всего, чем является Бог. Я бы пошел еще дальше и сказал, что эта демонстрация предназначена не только для этого мира в течение этого периода, называемого «временем», но и для всей вселенной на протяжении всей вечности. Ибо ясное учение Библии состоит в том, что церковь является избранным инструментом для проявления славы Божьей во все века.
Любовь и страх
Правильный страх полезен, а неправильный (стих 18) разрушительен. Страх Божий есть начало мудрости, но жить в страхе и муках, не иметь уверенности в свободном общении с Богом, не есть истинный страх Божий. Если мы действительно знаем, кто мы такие и кем является для нас Бог, и если мы уверены в своих отношениях с Богом, чего нам бояться? Чего бояться Бога, людей, дьявола, обстоятельств?
«Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не сможет разлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Римлянам 8:35,3839)
Действительно ли мы верим, что Его любовь заботится о нас? В любви нет места страху, потому что совершенная любовь изгоняет страх. Когда вы любите живого Бога и ходите в этой любви, как вы можете бояться? Если у вас возникают проблемы в отношениях с Богом в любви, у вас будут проблемы и в отношениях с любящими людьми.
Таким образом, вам могут мешать и ограничивать страхи, неуверенность и беспокойство будь то в ваших отношениях с Богом, людьми, будущим, прошлым, вашими обстоятельствами или чем-либо еще. В этом вы, по сути, не верите Библии и ее утверждению, что ничто не может отлучить нас от любви Божьей, и вы предпочитаете верить, что есть много вещей, которые могут. И поэтому вы боитесь этих вещей: «Боящийся не совершен в любви. Стих 19 1 Иоанна 4 правильнее читать: «Мы любим, потому что он первый возлюбил нас». Это не означает, что все те, кто спасен благодаря Божьей любви, автоматически знают, что значит любить. К сожалению, есть много христиан, которые не практикуют любовь. Сначала Бог возлюбил, чтобы сделать из нас любовников. Мы учимся любить и Бога, и людей, общаясь с Богом и позволяя любви быть истинным мотивом нашей жизни. Слова стиха 20 ясны: человек не может быть любящим Бога, не будучи человеколюбивым.
Если ты действительно любишь Бога, ты будешь любить и своего брата.
Стих 21 приводит нас к жизненно важным словам Иисуса в Марка 12:2931:
«Иисус сказал ему в ответ: первая из всех заповедей: слушай, Израиль; Господь Бог наш есть Господь единый: И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: это первая заповедь.
И второй подобен, а именно этому, Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Нет большей заповеди, чем эти».
Вы не можете любить своего ближнего, если не любите Бога. Но доказательством того, что вы любите Бога, будет ваша любовь к ближнему. Вы должны сначала научиться любить Бога, и, делая это, вы научитесь любить людей. Но вы не можете сказать: «Я люблю Бога, но у меня проблемы с людьми», потому что, если вы знаете, как любить Бога, вы будете знать, как относиться к людям.
Бог уверен в своей любви к людям, он умеет их любить. Мы тоже можем познать такие любовные отношения с Богом и людьми, что всегда можем быть в безопасности и уверенности. Безопасность в любви означает, что мы способны справляться с конфликтами и напряжением, а не бояться чего-либо, кроме гармоничных отношений.
У Бога больше «проблемных людей», чем «непроблемных людей», но это не представляет для Него непреодолимой проблемы просто потому, что Божья любовь — это любовь, которая знает, как справиться с любой ситуацией.
Любовь знает, как
Если мы живем и ходим в любви, мы будем знать, как справляться с неприятными ситуациями между собой и другими, потому что именно благодаря любви Бог способен справиться с любой такой ситуацией. Правильное теологическое понимание «Бог есть любовь» не заменит практику всеохватывающей любви.
Об авторе
Тони Костас родился в Мельбурне, Австралия, в 1941 году, где в возрасте семнадцати лет он посвятил свою жизнь Иисусу в крестовом походе Билли Грэма. В 1967 году он основал Melbourne Outreach Crusade, внеконфессиональную евангелизацию. Позже это переросло в Outreach International, которая теперь представляет собой всемирную группу верующих, разделяющих данное Богом призвание и посвятивших себя жизни в любви с Ним и друг с другом.
Жизнь Тони является истинным выражением всего того, что Бог открывал ему на протяжении многих лет, в ее чистоте и сосредоточенности на любви к Богу. Его страсть состоит в том, чтобы Бог имел желание Его слушателей: людей, которые действительно представляют Его, потому что они Его и только Его.
Предыдущая глава Предыдущая глава Любить своих врагов Предыдущая глава Отображение характера Бога Предыдущая глава Совершенство любви Предыдущая глава Правильные отношения Предыдущая глава Любовь и страх Предыдущая глава Любовь знает, как Предыдущая глава Об авторе
Предыдущий Предыдущий Предыдущий Предыдущий Предыдущий Предыдущий Предыдущий Предыдущий
Следующая глава Следующая глава Любить своих врагов Следующая глава Отображение характера Бога Следующая глава Совершенство любви Следующая глава Правильные отношения Следующая глава Любовь и страх Следующая глава Любовь знает, как Следующая глава Об авторе
Следующий Следующий Следующий Следующий Следующий Следующий Следующий Следующий
Еще из этой серии
Книга 1 Введение. Шаблоны или принципы?
Книга 2 Принцип идентификации
Книга 3 Принцип бытия
Книга 4 Принцип выполнения
Книга 5 Принцип взаимоотношений
Книга 6 Принцип дисциплинированного послушания
Книга 7 Принцип брака
Книга 8 Принцип произнесенного слова
Книга 9Принцип возмездия
Книга 10 Принцип всеобъемлющей любви
Книга 11 Принцип вознаграждения
Книга 12 Принцип безопасности
Книга 13 Принцип возмездия (золотое правило)
Книга 14 Принцип прогресса
Книга 15 Принцип воспроизводства
Книга 16 Принцип фундаментов
Любовь всеобъемлюща | Логотерапия Виктора Франкла
Два последних вопроса интервью из подкаста логотерапии, чтобы поделиться…
М: Франкл провел очень четкие линии, где закончилась логотерапия и где началась религия, и все же общепризнано, что логотерапия хорошо совместима с религиозный взгляд на жизнь. Как человек, занимающийся как терапией, так и духовными аспектами логотерапии, в чем вы видите преимущества и недостатки этого подхода?
Б: Начну с недостатков. Люди могут использовать веру как бегство от встречи с собой и лицом к лицу с реальностью. Это может быть одной из причин, почему мир, особенно мир профессионалов в области психического здоровья, по-прежнему с подозрением относится к логотерапии и сопротивляется ей, особенно из-за ее духовного резонанса.
Они хотят убедиться, что терапия проводится профессионально. Разделять миры легче, если они полностью разделены. Тогда нет пути граница может быть пересечена.
В их взглядах есть доля правды. Но я думаю, что настоящая причина в связи психологии с областью науки, которая ограничена физическим измерением. В любом случае, это негативное отношение к духу в человеческом развитии есть боязливое отношение. Те профессионалы, которые принимают эту точку зрения, не понимают, что настоящий логотерапевт не перейдет границы звуковой терапии в область религии.
С положительной стороны я бы сказал следующее: Франкл говорил, что он не изобретал страдание; страдание существует . Точно так же существует вера; божественная встреча существует. Мы можем попытаться игнорировать его, но он все равно будет. Мы можем извлечь выгоду только из того, что признает присутствием третьего в комнате.
Одним из наиболее важных побочных эффектов терапии, основанной на вере, является то, что терапевт смотрит на клиента с глазу на глаз. Логотерапевт не обладает сверхчеловеческими способностями, но фактически слушает вместе с клиентом, чтобы услышать, как Бог говорит с этим человеком через его или ее реальность.
Для клиента подход, основанный на вере, помогает повысить осведомленность и пробудить естественную моральную чувствительность человека . Кроме того, это помогает развить базовое доверие к жизни и принятие того, что есть. Быть сосредоточенным на смысле значит быть сосредоточенным на Боге. В конце концов, Бог — это Другой с большой буквы. Вот и все. В творении существует объединяющая сила. В мире есть порядок. Он был создан с определенной целью. I был создан с определенной целью, и все, что происходит в моей жизни ведет меня к моей уникальной судьбе. Чем больше я буду видеть, как Бог действует в моей жизни, тем больше это будет укреплять мое ощущение того, что моя жизнь имеет цель, что я не жертва, но могу что-то сделать со своей жизнью.
У меня был клиент, который сказал: «Бог привел меня сюда. – Что Бог хочет, чтобы я сделал с этим?» Это очень здоровое отношение. Мне отнять это у нее???
Все, что мы можем сделать для поддержки, взращивания и облегчения отношений клиента с Богом, построит все отношения этого человека.
Думаю, все сводится к убеждению, что, как это ни парадоксально, наши отношения с Богом не являются религиозным вопросом. – Это основное человеческое состояние!
М: Есть что-нибудь еще, чем бы ты хотел поделиться?
Б: Франкл был очень крупной, всеохватывающей личностью, и его концепции объемны и порой трудны для понимания. Совесть касается морали, но не только морали. Ответственность означает больше, чем наше представление о том, что она означает.
Я чувствую это всеобъемлющее качество и в иудаизме. Иудаизм (и Израиль как еврейская национальная родина), кажется, стоит особняком среди наций и, кажется, отстаивает свои собственные местнические идеалы. Но, в конечном счете, концепция быть светом для народов означает именно это: выполнить свою миссию и нести весть о том, что все человечество может стоять как единое целое, в мире, под единым Богом. Как клятву верности, которую я читал в начальной школе, положив правую руку на сердце: «Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки. И к республике, за которую стоит один народ под неделимым Богом со свободой и справедливостью для всех». Можем ли мы принять вызов и поклясться в верности одному мир под Богом?
Я верю, что люди пробуждаются к посланию любящего Бога, который правит миром и находит добро внутри себя, и они отстаивают любовь и добро. Раввин Авраам-Ицхак Ха-Коэн Кук (первый главный раввин современного государства Израиль) обладал экспансивной личностью, похожей на личность Франкла, и мы можем видеть доказательства этого в его трудах. «Доверие есть доверие», — написал он в Орот ха-Эмуна . Это всеохватывающее. Нельзя сказать, что человек верит в Бога, если ему не хватает доверия к своему собственному существу.
Точно так же рабби Кук сказал: «Любовь есть любовь». Любовь не может означать, что вы должны любить Бога, но ненавидеть определенную группу людей.
Это ложь, против которой Израиль борется с помощью радикального ислама. Сказать, что Бог велик и поэтому мы должны ненавидеть группу людей из-за этого, нелепо. Бог велик. Бог любит все творение. Поэтому мы должны любить все творение.
Ранее я говорил, что логотерапия и иудаизм могут обогащать друг друга. Это больше, чем это. У каждого есть сила позволить другому более полно проявиться в мире, чтобы мир может полностью проявить себя как средство проявления Божьей любви в мире.