Какими бывают чайлдфри и как общество поддерживает эту тенденцию – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Бездетность бывает разной: добровольной, вынужденной, намеренной. И причин у нее много: желание пожить для себя, карьера и самореализация, проблемы с деньгами, боязнь быть не в форме после родов и пр. Кому-то важно состоять в группах единомышленников, кому-то — нет. Но привычное определение «чайлдфри» уже не отражает все многообразие вариаций. Социолог Илья Ломакин предлагает менее политизированный и более широкий термин для описания явления — «добровольно бездетные». Опираясь на его исследование и доклад, подготовленный к XXI Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ, IQ.HSE рассказывает о людях, отказавшихся от деторождения.
«Не-родительство» на выбор
По социологическим данным, до 9% россиян — как мужчин, так и женщин — собираются остаться бездетными.
Пока эта доля сравнительно небольшая. В США 15% женщин в возрасте 40-44 лет не имеют детей, а в Австрии, Испании и Великобритании — и вовсе более 20%.
Тем не менее, и 9% — уже заметное количество. Особенно на фоне пронаталистских трендов — государственного поощрения рождаемости, желания большинства россиян иметь детей и «реабилитации» многодетности в обществе. Но вопрос не столько в доле «свободных от детей» — в конце концов, бывает, что люди меняют убеждения и все же рожают. Вопрос в том, насколько разнородна эта группа и чем объясняется само явление.
Речь о сознательном решении — не рожать вообще. Пара выбирает нерепродуктивный секс и «не-родительство».
Это явление лучше называть добровольной бездетностью (англ. voluntary childlessness), а не чайлдфри (childfree), подчеркивает Илья Ломакин.
К такому выводу исследователь пришел по итогам проведенных в Москве и Санкт-Петербурге глубинных интервью и мини-групповых дискуссий с теми, чьи жизненные планы не включают родительство (информанты рекрутировались в чайлдфри-сообществах во «ВКонтакте», а также через личные социальные сети).
В ходе исследования выяснилось, что не все информанты были готовы назвать себя «чайлдфри», а само сообщество едва ли походило на зарубежные аналоги в виде четко оформленных общественных движений. Все это породило неожиданные вопросы к маркерам, которые используют как сами информанты, так и исследователи. Но сначала следует сказать о самом явлении.
Почему они не хотят детей?
По результатам ответов информантов Ломакин выделил пять наиболее часто упоминаемых аргументов не заводить детей.
Нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность. «У кого детей нет, нет и проблем. Ну и зачем мне делать себе лишнюю проблему?» — говорит 33-летний мужчина-чайлдфри.
Жизнь «для себя», сохранение свободы и независимости от кого бы то ни было, а также неготовность тратить время и средства на воспитание ребенка.
Негативное отношение к маленьким детям у некоторых респондентов. «Я очень не люблю младенцев <…> они вызывают отвращение <…>», — заявляет 40-летняя информантка. Дети постарше вызывали меньше подобных чувств. Информанты ценили в них ум, воспитанность и т.д.
Дети расценивались как преграда на пути к самодостаточности. 42-летняя чайлдфри подчеркивает: «Я принимаю детей, но для себя лично я их не хочу <…> есть личные какие-то интересы, карьера, независимость».
Участники интервью говорили о «детской ловушке» и стремлении избегать необратимых решений: «Не попробуешь — не узнаешь, попробуешь — куда уж денешься», — заключает 39-летняя информантка.
Часто добровольно бездетные «не избирают какой-либо один довод, а обычно оперируют сразу несколькими и в совокупности», уточняет исследователь.
Исследований причин отказа от родительства немало. Исследователи, например, называют отсутствие партнера и нежелание растить ребенка в одиночку, финансовые трудности, страх перед родами и отвращение к материнству, а также боязнь женщин потерять сексуальную привлекательность.
Впрочем, риторика бездетности может быть более «альтруистической»: среди аргументов — гипотетическая возможность усыновить сирот вместо рождения «дополнительных» детей. Или борьба с «глобальным перенаселением», а одновременно — и с изменением климата (меньше людей, меньше потребления и производства — слабее потепление).
Это близко к антинатализму, «идейному» отказу от деторождения. Его сторонники обосновывают свои взгляды множеством аргументов: от «плохих генов» до ухудшающегося состояния окружающей среды.
Почему не «чайлдфри»?
Журналисты, политики, социологи, психологи сегодня используют термин «чайлдфри», наполняя его самыми разными смыслами. По мнению исследователя, понятие сегодня стало слишком расплывчатым и перегруженным коннотациями. Хотя оно четко постулирует добровольный характер бездетности, не все люди, отказавшиеся от родительства, считают себя чайлдфри.
Что особенно выделяет это понятие?
Во-первых, чайлдфри — это идентичность, которую люди сознательно принимают и проговаривают. Идейная основа идентичности — добровольный отказ от рождения детей, а ее маркер — самоидентификация «я — чайлдфри». В России отказ именоваться через транслитерацию англоязычного термина может быть связан с антиамериканскими стереотипами.
Во-вторых, чайлдфри — это все-таки группа людей, а не отдельные индивиды. Это люди, объединенные по принципу добровольной бездетности и имеющие потребность в утверждении этой позиции в глазах общества, отмечает исследователь.
В-третьих, позиция чайлдфри предполагает «социально-политическую мобилизацию»: отстаивание своих прав в разных формах — «от митингов и пикетов до набегов на паблики “овуляшек” (так в сообществе называют людей, фанатично относящихся к родительству) в соцсетях», поясняет исследователь.
Выделенные три пункта «работают» далеко не для каждого человека, добровольно отказавшегося от родительства. Так, не все ищут поддержки сообществ. Да и социально-политическая активность чайлдфри в России весьма ограниченна. Она, скорее, сконструирована СМИ.
В мире уже не первое десятилетие ведутся дискуссии о смысловых нагрузках термина «чайлдфри» и пределах его использования. По мысли ряда исследователей, слово «childfree» несет в себе «чувство превосходства» над женщинами с детьми, поскольку те «не смогли избежать материнства». Другие эксперты добавляют, что «childfree» может означать, что дети в принципе не приветствуются. А это уже почти шовинизм.
Риторика бездетности
Явление добровольной бездетности чаще встречается в развитых странах, отмечает Илья Ломакин. «Не-родители» преимущественно принадлежат к экономически благополучной, секуляризованной и хорошо образованной доле населения.
Феномен отказа от родительства существовал давно, но в скрытой форме. «Демографы фиксировали во многих регионах Европы, в Северной Америке и Австралии достаточно высокий уровень бездетности как таковой и в начале XX века, и в XIX столетии», — говорит социолог. Но вопрос в том, добровольным ли был отказ от родительства.
Некоторые исследователи считают, что добровольно бездетные люди, по-видимому, были всегда, но «до эпохи сексуальной революции <…> наверное, кто-то не смотрел вглубь себя, а кто-то смотрел, но никогда не говорил об этом вслух».
Социальные революции, прежде всего сексуальная и контрацептивная, выпустили «джинна» чайлдфри на свободу: в странах Запада — в 1960–1970-е годы, в России — на рубеже XX-XXI веков. Сексуальность и репродукция, прежде слитые воедино, дистанцировались.
В первой половине 1970-х годов появился и сам концепт childfree в своей изначальной англоязычной версии. Его ввела феминистская Национальная организация для не-родителей (National Organization for Non-Parents — NON, впоследствии переименована в National Alliance for Optional Parenthood, NAOP — Национальный альянс за необязательное родительство) для того, чтобы очертить социальную группу людей, добровольно отказавшихся от деторождения. NON/NAOP старалась доказать, что такой образ жизни социально приемлем, а рост народонаселения нуждается в контроле.
Термин «childfree» содержал в себе «политическую идею “освобождения” от пронатализма и навязываемых обществом родительских обязанностей», поясняет Ломакин.
В итоге позиция чайлдфри перестала быть социально неприемлемой. Но и до легитимности в обществе явно пока не доросла: для многих идея «свободы от детей» остается маргинальной. «Не-родители» слышат критику в свой адрес — со стороны общества, отдельных политиков и СМИ.
Пределы толерантности
Информанты в исследовании Ломакина рассказывали, что встречались с непониманием своей позиции по «детскому вопросу». Оно выражалось (у незнакомых людей и коллег по работе) в остром желании «вызвать на задушевную беседу» и переубедить.
21-летняя москвичка рассказывает: «[О курении] врач мне стала <…> говорить, типа, вам же еще рожать. Я ей говорю, что не хочу рожать. На что последовало: “Как же так! Да вы не понимаете! Да вы же женщина, будущая мама!”». Респондентка комментирует: «Такое ощущение, что люди во мне видят просто машину для воспроизводства других людей, и все».
Бывают ситуации, когда сознательную бездетность прикрывают бесплодием, и наоборот, замечает исследователь.
С одной стороны, те, кто добровольно отказывается от родительской функции, устав или не желая объяснять свою позицию (рациональный аргумент в этих вопросах редко имеет убеждающую силу), говорят: «Да не можем мы, бесплодие у нас, ничего не поделаешь, вспомогательные репродуктивные технологии не помогают».
С другой стороны, схожая ситуация может возникать у людей, которые не могут иметь детей по медицинским причинам. «Бесплодие остается стигматизированным, и инфертильные люди, не желая попасть под прессинг родственников или “доброжелателей”, заявляют, что они “чайлдфри” или “добровольно бездетные”», — поясняет Илья Ломакин.
Обе ситуации — «попытка уйти от лишних вопросов», резюмирует социолог.
Бездетность без поддержки
Многие информанты подчеркивали, что их решение не иметь детей — сознательное. На нем и основана идентичность группы.
40-летняя участница проекта подчеркивает: «Чайлдфри — это осознанный выбор в пользу отказа от деторождения. <…> Именно тот, к которому женщина приходит сама <…>. То есть это она приняла решение, что ей так лучше, ей так выгоднее».
33-летняя информантка уточняет: «Ты можешь быть каким угодно — богатым или бедным, иметь какие угодно интересы, но ребенка ты не заведешь никогда». В этом смысле чайлдфри — противоположность интенсивному материнству и «яжматерям», жизнь которых выстроена вокруг фигуры ребенка.
Также читайте
Другой стержневой элемент чайлдфри — стремление к объединению на основе общности образа жизни. Его суть 26-летний респондент поясняет так: «Чайлдфри просто хочет жить в собственное удовольствие. Это пока еще не преступление».
Здесь важна потребность в единомышленниках, общение с ними. «Если ты пытаешься вокруг себя найти каких-то людей, которые тебя поддерживают в твоем мировоззрении, ты, наверное, все-таки чайлдфри, — говорит 25-летняя информантка. — Ты себя декларируешь как какой-то элемент общества, социума, группы».
Однако такая общность нужна не всем. Бывает, что добровольно бездетные избегают объединений.
39-летняя информантка подчеркивает: «Я знаю, что есть сообщества, но нам не нужна поддержка еще кого-то <…>. Мы так [как чайлдфри — прим. ред.] себя не позиционируем, просто для нас это означает жить своей жизнью. <…> То есть мы просто говорим, что у нас нет детей».
Наконец, часть информантов не идентифицировали себя в качестве «чайлдфри». «Я говорю, что я [просто] не хочу детей, отстаньте!», — говорит 23-летняя девушка.
Респондентка чуть постарше рассуждает: «Скажем, человек может просто иметь какое-то собственное мнение и его придерживаться. <…> Я как-то никогда особо не искала никакой информации, я не вбивала запросы типа: «Я чайлдфри, как дальше жить?». То есть это — просто какое-то мое представление о том, как мне сейчас жить».
По мнению исследователя, при такой самоидентификации уместнее использовать широкое определение «добровольная бездетность», а не нагруженное специфическими смыслами «чайлдфри».
Аполитичная бездетность
С точки зрения распространенного представления о политике, российские «не-родители» — тоже не вполне чайлдфри. Никаких митингов — только общение единомышленников, уточняют опрошенные.
«Чайлдфри не представляют собой какого-то движения», — говорит 37-летний информант. 21-летний участник исследования вторит: «Я всецело за то, что мы собираемся, общаемся. <…> В основном, в онлайне, иногда выбираемся офлайн, в формат дружеских посиделок. Но никакой политической организации, общественной организации <…> это все не несет с собой».
По сути, российские завсегдатаи тематических сообществ уже не являются чайлдфри в полном смысле этого слова, комментирует исследователь: идентичность есть, сообщество единомышленников — тоже, а общественно-политическая компонента размыта.
Кто такие чайлдхейт?
Ровно 40 лет назад вышло первое серьезное социологическое исследование о «бездетных по их собственному выбору» (childless by choice). Его автор, канадский социолог Джин Виверс, разделила изучаемую группу на две категории: «реджекторы» — те, кого отвращают дети и процесс их рождения, и «аффексьонадо» (от affection — привязанность) — те, кого привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни: путешествия, развлечения, богемная жизнь.
Вторых в России сегодня называют чайлдфри, а за «реджекторами» в общественном дискурсе закрепился термин «чайлдхейт» (детоненавистники).
От последних информанты резко отграничивались. «Чайлдхейт», по словам участников исследования, «порочат образы чайлдфри».
«Чайлдфри спокойно относится к чужим детям, но не желает иметь своих», — поясняет разницу 26-летний респондент.
«У меня есть такое разделение: чайлдхейт — это тот, кто вредит, подкладывает лезвия в песочницы, — рассказывает 40-летняя информантка. — <…> Я все же считаю себя чайлдфри, потому что никаким вредительством и какой-нибудь пропагандой адской не занимаюсь».
В такой позиции есть своя выгода: отграничиваясь от «чайлдхейт», чайлдфри позиционируют себя как более «терпимых» и «положительных». По мнению исследователя, такая демаркация — возможность для чайлдфри «защитить себя от ударов пронатализма». В то же время, «чайлдхейт» нередко оказываются политическим конструктом оппонентов и алармистских средств массовой информации, считает Ломакин.
Не исключено, что «детоненавистничество» часто — просто бравада, считает исследователь: в проекте ни один из информантов не был готов презентовать себя через призму «чайлдхейт».
Оттенки бездетности и ревизия терминов
Итак, «добровольно бездетный», в отличие от «чайлдфри», — более широкое, фундаментальное и свободное от дополнительных смыслов понятие, подчеркивает исследователь.
Широкое — потому что включает в себя и людей, для кого принятие решения не заводить детей — лишь часть собственного мировоззрения, и тех, кто состоит в сообществах. «Фундаментальное — потому что, как уже было сказано, концепция чайлдфри так или иначе базируется на аспектах, полностью присущих добровольно бездетным», — поясняет Ломакин.
Очищенное от дополнительных смыслов — потому что добровольная бездетность означает только одно: «Я не хочу иметь детей».
Дальше можно различать оттенки смысла.
Так, исследователь выделяет intentional childlessness — сознательную бездетность. В этом случае фокус смещается на продуманность выбора остаться бездетным. «Я головой думаю и понимаю, что я детей не хочу вообще никогда», — замечает 33-летняя информантка.
Разницу между добровольной и сознательной бездетностью социолог видит в том, что в первом случае речь идет об отказе от деторождения преимущественно по эмоциональным причинам, а во втором — по рациональным. «Разумеется, между двумя этими крайностями лежит континуум разнообразных вариаций», — подчеркивает Илья Ломакин.
Наконец, есть еще намеренная бездетность (intended childlessness), часто вынужденная и связанная с обстоятельствами (за исключением бесплодия). Она может быть преходящим явлением. «Я не знаю, можно ли в нашей стране быть бездетным добровольно, — говорит 25-летняя информантка. — Это <…> такая очень сложная формулировка. С давлением общества и прочими подобными пирогами. Просто я для себя самой определяю это так, что мне в данный момент детей заводить не стоит».
Давление общества на женщин содействует не-родительству
Материнство никогда не было простым занятием: «всегда, для того чтобы вырастить ребенка, приходилось не спать ночами, мыть, кормить, переодевать», отмечают исследователи. Но сегодня требования общества к родительству существенно возросли — многие из них «чрезмерны и искусственны».
Фактически родительство становится профессией — занятием с определенными навыками и компетенциями (по педагогике, психологии и пр.). Причем такой профессионализации способствует не только общество, но и сами родители, конкурирующие друг с другом по показателям успехов детей.
Распространенная идеология «интенсивного материнства» требует особенно много вложений сил и времени. И это на фоне того, что большинство матерей заняты еще и на рынке труда. Возникает эффект «двойной занятости»: женщины вынуждены полностью выкладываться и на работе, и дома. Отчасти это вопрос перфекционизма, желания быть «отличницами» в разных сферах. А отчасти — жесткое давление общества, которое предъявляет к женщинам повышенные требования.
Также читайте
Но такой энергозатратный образ жизни пугает молодых россиянок. «Чрезмерный» родительский труд «понравится и будет по зубам далеко не всем», подчеркивает Илья Ломакин. В итоге молодые пары нередко откладывают деторождение либо вовсе отказываются от него.
Другой, противоположный образ родительства — «reluctant parents» — «неохотные родители», «родители нежеланных детей» — тоже способствует популяризации чайлдфри. Это те, для кого воспитание наследников оказалось непосильным трудом. Уже будучи родителями, «неохотные» матери и отцы называют идеальным числом детей, родившихся у них за всю жизнь, — «ноль».
Все это может дополнительно укреплять добровольно бездетных в их выборе. Но не обязательно.
«Вполне реально помыслить, что в течение нескольких лет установки того или иного информанта могут существенно измениться», — подчеркивает автор исследования.
То есть некоторые бездетные, возможно, станут родителями.Чтобы лучше понимать эти процессы, необходимы лонгитюдные панельные исследования бездетности. «В России таких исследований пока специально не проводится, а наши знания об отечественных добровольно бездетных обрывочны и ограниченны, — резюмирует Ломакин. — Все это задает вполне определенное направление для дальнейшей работы».
IQ
Автор исследования:
Илья Ломакин, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 6 апреля, 2020 г.
Все материалы автора
Социология Лонгрид Апрельская конференция 2020
Чайлдфри: почему люди не хотят иметь детей
Экология, щепетильное отношение к своему телу, любовь к книгам и путешествиям и другие причины не хотеть детей — «Афиша Daily» поговорила с людьми, которые называют себя чайлдфри, о праве выбора, традиционных ценностях и реакции окружающих.
О решении
Я всегда знал, что не хочу иметь детей. До тридцати лет не было необходимости как-то объяснять это. Было несколько факторов, которые повлияли на мой выбор. Я волнуюсь за экологию: количество людей напрямую влияет на ее ухудшение. Второй фактор — психологический. Моя мама была талантливым музыкантом, дирижировала хором, но ушла с работы и посвятила свою жизнь моему воспитанию. Ее ребенок вырос, но к этому моменту она растеряла все свои навыки, сейчас ей просто нечем заняться. Обидно, что она не смогла реализовать свой потенциал.
Об отношениях с близкими людьми
Мама относится к моему решению негативно. Раньше этот негатив выливался в советы и настойчивое желание что-то поменять, сейчас тема детей просто не поднимается. Друзей-чайлдфри у меня нет. Есть те, кто понимает мою позицию и готов выслушать ее, есть те, кто категорически ее не приемлет, но в целом это никак не влияет на мои отношения с друзьями.
Что касается личной жизни, чаще всего девушки тихо принимали мою позицию и ждали, что я изменюсь. Но ничего не менялось — и наши отношения прекращались. Моя нынешняя девушка относится к неопределившимся чайлдфри. Пока у нас все хорошо.
О реакции общества и стакане воды
Религия, дети, сексуальная ориентация — это те вопросы, в которых люди не просто выбирают себе окружение, но и хотят изменить мир под свои представления об этом. Я знаю, что многие женщины-чайлдфри сталкиваются со страшным общественным давлением. Им намного тяжелее отстаивать такую позицию. Бывают ситуации, когда женщина рожает ребенка вопреки своему желанию, потому что «так надо», и это приводит к грустным последствиям.
Чаще всего люди интересуются, почему я не хочу детей, а затем стараются меня переубедить. У меня есть собственный благотворительный фонд, мы помогаем детям, ездим по приютам, и у людей это не укладывается в голове. Они думают, что раз я чайлдфри, то у меня что-то не так с психикой и я ненавижу детей. Не понимают, как такой человек может помогать другим людям, особенно детям.
Меня не беспокоит «стакан воды» через 40 лет. Беспокоит состояние здоровья и что к этому времени я успею посетить мало стран и прочитать мало книг. Дети мне в этом никак не помогут. Наоборот, при их наличии здоровье убавится, а количество стран и книг точно уменьшится, как и капитал.
О решении
Я окончательно поняла, что я чайлдфри, когда закончила университет. Чем больше людей я встречала, тем сильнее чувствовала разницу во взглядах на вопрос деторождения. У меня есть подруги, которые умиляются, глядя на маленьких детей. У меня даже котенок вызовет больше эмоций, чем ребенок. Мне не хочется детей, они мне не нравятся. Я не готова жертвовать своим временем ради ребенка.
Мое нежелание заводить семью во многом связано с детством. Те, у кого есть братья и сестры, более семейные люди. Я была единственным ребенком, все доставалось только мне. В то же время я была самостоятельной, потому что родители всегда были на работе: у нас не было семейного круга.
О реакции общества
Мои бабушки, вся жизнь которых концентрировалась вокруг детей, часто заводят разговор о внуках. Друзья меня понимают, а остальные люди не верят, что я не хочу детей. Я часто слышу фразы вроде: «Через десять лет все изменится» и «Вот появятся свои, и все будет». Спорить с такими людьми невозможно, их главный аргумент: «Подрастешь — поймешь».
В университете у меня были длительные отношения. Родители молодого человека были старого уклада: папа зарабатывал, мама круглые сутки стояла у плиты. Они говорили, что совсем скоро мне нужно будет рожать и делать остальные «женские» дела. По поводу детей мы с молодым человеком часто ссорились. В конце концов мы расстались.
Даже очень сильное чувство к мужчине не заставит меня иметь детей. Если же он будет настаивать, значит, это не мой человек. Если два человека самодостаточны, счастливы вместе и им есть чем заняться, зачем им дети?
О праве выбора и традиционных ценностях
Я не думаю, что церковь и государство продвигают традиционные ценности, потому что пекутся о здоровье нации и ее благополучии. Чтобы позаботиться о следующих поколениях, нужно обеспечить достойный уровень жизни уже живущим людям. А после рождения детей возникают только проблемы: детских садов очень мало, пособия для матерей — это смешные деньги.
Я не общаюсь с другими чайлдфри и не состою в группах, но понимаю, что сообщество чайлдфри образовалось для поиска единомышленников. Многим это помогает понять, что быть чайлдфри не значит быть кем-то плохим. В мире много людей, которые не хотят быть родителями, но на них давит общество. В конце концов они рожают детей, даже не думая, что у них есть альтернатива. Я надеюсь, что через 40–50 лет я буду жива и успешна. Рядом будет стильный дед с отличным чувством юмора и компания наших друзей для веселой старости.
О решении и реакции окружающих
Я понял, что я чайлдфри, еще в детстве. Мне не нравились дети, даже когда я сам был ребенком. По мере взросления я осознал, что идея обязательного рождения потомства, для того чтобы человеческий род не угас, мне совершенно не близка.
Мои родственники отрицательно относятся к моему решению, но меня это не беспокоит. В моем окружении нет давления или негатива из-за того, что я чайлдфри. Есть друзья, которые разделяют мои взгляды, но не называют себя чайлдфри. С друзьями-чайлдфри я общаюсь в интернете. Когда я начинаю отношения с женщиной, то сразу предупреждаю, что я не хочу детей и это мое окончательное решение. Никаких конфликтов в отношениях у меня пока не возникало. Я не чувствую давления, а если возникают споры с малознакомыми людьми, я всегда стараюсь доходчиво объяснить свою позицию.
О стереотипах и традиционных ценностях
Среднестатистического человека пугает все, что выходит за рамки его привычного мира. Ему хочется, чтобы все было четко: вот это хорошо, а это плохо. Еще с детского сада ему говорят, что рожать детей — это правильно. Сознание формируется, и когда человек сталкивается с противоположными взглядами, он может невольно увидеть в этом угрозу своему миру. Поэтому агрессия и неприятие позиции чайлдфри — это психологическая защита.
В нашей культуре женщине намного тяжелее противостоять давлению общества по поводу детей. Девочке с раннего детства вбивают в голову, что ее основная, фактически священная задача — это материнство.
О роли государства
Навязывание традиционных ценностей со стороны государства вызывает раздражение и только укрепляет мою позицию чайлдфри. Например, я негативно отношусь к недавней инициативе Министерства образования о переводе студентки на бюджетную форму обучения, если она родила во время учебы. Рождение ребенка — физиологический процесс, почему за него нужно давать такие привилегии? Это несправедливо по отношению к остальным.
Мне бы хотелось, чтобы в первую очередь размножались люди с хорошими генами, уровнем интеллекта и задатками, нормальным материальным положением. К сожалению, обычно все происходит наоборот.
Я нормально отношусь к детям, даже очень капризным. Пусть бегают где хотят, только меня не трогают.
О решении
Впервые я осознала, что не хочу иметь детей, еще в детстве. Однажды услышала, как тетя говорила маме, что я очень хилая и болезненная девочка, а ведь мне еще рожать в будущем. После я подошла к маме и спросила, обязательно ли мне рожать, если я не хочу. Мама ответила, что у всех женщин есть выбор.
В школе девочки уже в начальных классах обсуждали имена будущих детей и их количество. В советское время не было никакого сексуального просвещения — и мамы говорили им, что внутри есть точка, которая со временем будет разрастаться и в конце концов каждая девочка родит ребенка. Помню, как в восемь лет прибежала к маме в слезах, потому что очень испугалась такого развития событий. У меня была абсолютно вменяемая мама, которая никогда не давила на меня. Она говорила: «Не хочешь — не надо, а то намучаешься, как я с тобой». Я была любимым ребенком, но понимала, что она имеет в виду.
О реакции общества
Я отношусь к детям с большой теплотой. Долгое время я работала с детьми школьного возраста и даже была няней семилетнего мальчика — будучи чайлдфри.
Мое окружение относится с пониманием к моему решению. Многие говорят, что я могла бы быть хорошей и заботливой мамой. У меня были проблемы в отношениях из-за того, что я чайлдфри. Для меня это значило, что это просто не мой человек.
Женщине тяжелее противостоять давлению общества, ведь она изначально рассматривается как будущая мать, которая должна выполнить свое «предназначение». Но и на мужчин-чайлдфри смотрят с осуждением. Любой человек, позиционирующий себя как чайлдфри, приобретает в глазах общества статус неполноценного.
О мире будущего
Я могу представить себе фантастический мир, в котором я бы решилась на рождение ребенка. Я щепетильно отношусь к своему телу, здоровью и времени, но согласилась бы, если бы была возможность не вынашивать ребенка, не возиться с пеленками и распашонками, зубами и коликами, а просто взять биологический материал и поместить в искусственную матку для созревания плода. А после появления ребенка на свет, им бы занимались специальные службы с добросердечными, квалифицированными работниками. Родители могли бы посещать ребенка в любое время, привыкать к нему, формировать привязанность, принимать участие в воспитании, а когда были бы готовы, то забирали бы домой. Ведь есть же детские сады и школы, почему не создать службы помощи такого рода? Наука идет вперед, разработки искусственной матки уже ведутся, возможно однажды все это станет реальностью.
О помощи государства и стакане воды
В нашем государстве не предусмотрены достойные условия для рождения детей. Все только говорят: «Рожай!» А дальше что? Все рожающие у нас в кредитах, ипотеках и неврозах. Люди вкалывают круглые сутки, только чтобы прокормить себя и детей. Государство обязано помогать своим гражданам, другой вопрос, что оно ставит условия: «Вот если родишь, то получишь льготы».
«Стакан воды и сорок кошек» меня не пугают. Если со здоровьем будет что-то не так, то я могу завещать квартиру какой-нибудь девушке или социальной службе в обмен на заботу обо мне. И это будет логичнее, чем надеяться на помощь своих детей. Потому что ты не знаешь, как поведут себя эти дети в будущем. Вокруг масса примеров, когда дети бросают своих родителей, а порой и вовсе выгоняют их на улицу ради квартиры.
расскажите друзьям
теги
Минобрнаукичайлдфристереотипыдетиобщество
запросов одним словом — как назвать человека, который решил не иметь детей?
спросил
Изменено 6 лет, 5 месяцев назад
Просмотрено 9к раз
как называют человека, который решил не иметь детей?
лицо, которое может заниматься разведением, но решило не заниматься этим из-за образа жизни, морально-этических или экономических соображений
- однословные запросы
6
О человеке можно сказать, что он бездетный :
Расширенный британско-английский словарь COBUILD
прилагательное
Someone бездетный не имеет детей
Однако это слово слишком расплывчато, чтобы соответствовать вашему запросу: оно охватывает как недобровольную, так и добровольную бездетность.
Как указано в этой статье в Википедии, для описания последнего состояния используется прилагательное 9.0021 без детей или без детей . Меня лично не волнует этот термин; для меня это звучит так же, как «попытка создать позитивный оттенок», как и «80 лет молодости». Я понятия не имею, разделяют ли многие другие мои предубеждения, но Википедия говорит, что это прилагательное было придумано относительно недавно (конец 20-го века), и многие публикации до сих пор заключают его в кавычки, когда упоминают (пример: 5 вещей, которые люди хотят «без детей» Вы должны знать – Huffington Post).6
Аббревиатура, которая входит в лексикон: «DINK» (двойной доход без детей) или «DINKY» (двойной доход без детей еще ). Эти две альтернативы означают одно и то же на практике.
Часть «двойной доход» означает, что оба человека имеют работу, так что смысл несколько сложнее, чем просто «не иметь детей».
Возможно, DINK чаще используется как существительное, а DINKY как прилагательное, поскольку это отражает многие другие слова в английском языке, которые образуют прилагательное с добавлением «Y». Лично я чаще встречал форму «DINKY».
Это может быть немного неформальным для ваших нужд (вы не указали контекст, в котором вы хотите его использовать, поэтому я не знаю).
Клеймо не применяется, и часто может быть применено к себе, например, «Поскольку мы семейная пара, мы можем, как это ни парадоксально, позволить себе дом побольше».
https://en.wikipedia.org/wiki/DINK_(акроним)
4
Антинатализм
Антинатализм — это философская позиция, придающая отрицательное значение рождению или утверждающая, что человек не должен размножаться.
Другие философии, которые могут привести к такому положению: (этические)
- Негативный утилитаризм, направленный на уменьшение или предотвращение негативного благополучия
- Экзистенциальный нигилизм, утверждает, что жизнь не имеет внутреннего смысла или ценности
Можно также предположить, что это сохраняет больше свободы и ресурсов для взрослых (экономичный)
2
Как указано в словаре Longman Exams Dictionary (стр. 241), одно из значений слова «бездетность» — это «пары, намеренно остающиеся бездетными».
1
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.запросов одним словом — Как описать человека, который не хочет детей?
Для этого есть кодовая фраза, популярная в прошлом веке, но все еще очень узнаваемая сегодня: карьеристка . Из Оксфордских словарей:
…
1.4 [как модификатор] (о женщине), заинтересованной в карьере, а не в уходе за детьми и домашнем хозяйстве.
Сегодня мы не считаем карьеру и материнство взаимоисключающими, но эта фраза была придумана именно для того, чтобы провести это различие. Некоторые примеры использования:
[Моя] жена имела тетку, дочь которой была женщиной-профессионалом; она не хотела детей и никогда не имела детей. . . . — о. Энтони Циммерман, «Интервью: Ллойд Дж. Дюплантис, доктор философии», The Linacre Quarterly , 1999
«Она была карьеристкой.
Нет времени на детей . — Вивьен Уоллингтон, Последний раз, когда я видел Венецию , 2011 «Потенциальные работодатели не могут по закону спрашивать, хотите ли вы детей в ближайшем будущем, но вы точно знаете, что они хотели бы», — сказала она. «Поэтому я говорю это прямо. мне карьеристка, у которой нет времени на детей ». — Кэти Келли, Все началось с Парижа , 2015
И обсуждение анахронизма фразы, которая тем не менее признает ее основной смысл:
Проблема с термином «карьеристка» в том, что он анахроничен; это из поколения назад, когда женщина, которая работала, была изгоем, бунтаркой, феминисткой.
Сегодня это действительно неактуально. . . .
Тем не менее, даже экономический факультет Бостонского университета не устоял перед заголовком «Подходят ли карьеристки для замужества?» для отчета за 2008 год. Авторы пояснили, что под «карьерными женщинами» они подразумевают любую работающую женщину, замужнюю или незамужнюю.