Правши, левши, амбидекстры | Psylist.net
Кто же не знает, что большинство из нас лучше владеет правой рукой?! Она становится для нас ведущей, более развитой, более сильной, ловкой и быстрой. Именно правой рукой большинство из нас пользуется, когда необходимо выполнить какие-либо сложные манипуляции. Правой рукой мы пишем; в правой руке держим во время еды ложку или нож; этой же рукой застегиваем одежду независимо от того, что приходится застегивать: пуговицы, крючки или «молнию»; вдеваем нитку в иголку; режем ножом, ножницами; работаем пилой, молотком и лопатой; чистим зубы; стреляем и бросаем гранату; держим ракетку во время игры в теннис; поднимаем бокал, когда произносим тост; жестикулируем – в общем, все, что требует специального навыка, обычно выполняется правой рукой. Даже выпавший из кармана носовой платок мы, скорее всего, поднимем с пола именно правой рукой-умелицей, конечно, если в этот момент она не будет занята другим делом. И, безусловно, любую новую для себя работу мы будем выполнять правой рукой, причем для этого чаще всего не потребуется какой-то специальной длительной тренировки. Правая рука все «схватывает» на лету.
Куда менее способна наша левая рука. Все, что мы обычно делаем левой рукой, потребовало от нас в свое время серьезной тренировки, особенно если с этой проблемой мы столкнулись уже достаточно взрослыми. Присмотритесь внимательно к детям. Если родители слишком поздно начинают приучать ребенка есть ножом и вилкой, овладение этим навыком редко проходит гладко.
Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Философы еще задолго до открытия Брока подчеркивали, что, как и умение говорить, праворукость является отличительной чертой человека. Это не значит, что в те времена не было людей, плохо владеющих правой рукой.
Неправоруких людей следует разделить на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее.
Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.
В третью, самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой.
Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют.
Таланты наших рук принадлежат не им. Во время упражнений не конечности совершенствуются, а наш мозг. Это он, научившись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором выше уже говорилось. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие, а работой левых мышц – правое полушарие.
Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.
Что дало толчок к развитию асимметрии и почему именно правая рука стала для нас ведущей? Неравноценность рук появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека, асимметрия нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин.
Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.
Долгое время не вызывало сомнений предположение, что праворукость возникла под влиянием каких-то причин еще в то отдаленное время, когда происходило формирование человекоподобных существ. Считалось, что естественный отбор должен был способствовать лучшей выживаемости мужчин, пользующихся преимущественно правой рукой. Действительно, если воин оказался лицом к лицу с врагом, то сподручнее убить противника, пронзив его сердце, если нож или копье держать в правой руке. Свое же сердце удобнее защищать щитом, взяв его в левую руку.
У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.
Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.
Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях. В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими, 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой, и 6,3 в семьях праворуких людей.
Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов. В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.
Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов. С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.
Для выявления ведущей руки используют 5…10 специальных тестов. Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой. В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой, заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой. В набор специальных тестов входит измерение силы рук и скорости их движения при выполнении достаточно трудной работы.
Очень показательно сравнение электрических реакций одноименных мышц и симметричных участков полушарии головного мозга. В мышцах ведущей руки н в ведущем полушарии электрические реакции возникают, чуть раньше и амплитуда их больше, чем на противоположной стороне. У леворуких людей в электрических реакциях мозга уменьшается число альфа-волн, колебаний с частотой 12…14 в секунду и растет количество медленных волн. В момент выполнения физических и психических заданий кровенаполнение доминантного полушария выше, чем симметричных областей соседнего.
Прост и показателен тест на точность выполнения задания при одновременной работе правой и левой руками. Обычно испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка. Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.
У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука. Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.
Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей. Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте. Когда – ученые пока не могут сказать. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.
Процесс развития асимметрии у детей изучен недостаточно. Электрические реакции мозга свидетельствуют, что даже у детей одного-полутора лет за речь в большей степени отвечает левое полушарие. К трем годам доля его участия в речевой деятельности заметно возрастает. Еще отчетливее асимметрия проявляется в восприятии речевых звуков. Их анализ даже у новорожденных осуществляется преимущественно левым полушарием. Более взрослые дети лучше воспроизводят услышанное слово, если его анализ выполняется левым полушарием.
Интонация гнева, радости, печали воспринимается точнее правым полушарием. Интересно, что по этим показателям асимметрия оказалась выражена более отчетливо у детей 3 лет, чем при достижении ими 15…16-летнего возраста. Специализация мозга детей обнаруживается и при других видах деятельности. Эмоциональность – функция правого полушария. К шести годам контроль над эмоциональными проявлениями оно уже берет в свои руки.
Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5…2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.
У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6…10 лет их жизни.
Впрочем, не все исследователи с этим согласны. Есть наблюдения, свидетельствующие о том, что левое полушарие девочек развивается быстрее, чем у мальчишек, и тормозит специализацию правого, что неблагоприятно отражается на творческой активности личности. У взрослых людей половые различия в характере межполушарной асимметрии выражены слабо.
Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.
А как обстоит дело с остальными органами нашего тела? Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?
В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука. Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая. У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.
Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.
С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге. В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.
Асимметрия мозга проявляется и в неодинаковом совершенстве двигательной активности других мышц нашего тела, но об этом мы знаем пока еще меньше, чем об асимметрии ног. Лишь в отношении мимической мускулатуры лица имеются кое-какие наблюдения. Она более развита и более подвижна на стороне, противоположной доминантному полушарию. Если фотографию человека, снятого анфас, разрезать строго по средней линии и к каждой из половин сделать зеркальную копию, бросаются в глаза резкие различия в синтетических фотографиях, смонтированных на основе только правой или только левой части лица. Замечено, что у правшей правая половина лица выразительнее левой.
Синтетическая фотография, построенная на основе правой половины фотоснимка, кажется более похожей на сфотографированного человека, чем синтетическая фотография, смонтированная из левых половин. Правосторонняя синтезированная фотография большинству наблюдателей кажется лицом более слабого, мягкого и женственного человека, и оценивается как физиономия положительного субъекта. Левосторонняя синтетическая фотография кажется более мужественной и воспринимается как лицо волевого и энергичного субъекта, который чаще оценивается отрицательно.
Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства. У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.
Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать. У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.
В общем, какую бы функцию симметрично устроенных органов ни подвергнуть изучению, мы везде обнаружим неравноценность правой и левой половин нашего тела. В итоге приходится признать, что функциональная асимметрия является универсальнейшим правилом, из которого почти нет исключений. Она сопровождается хотя и значительно менее выраженной, но все же достаточно отчетливой асимметрией в строении нашего тела. У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке. Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.
Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое. Особенно отчетливо выражена асимметрия высших психических функций. Их изучение является самой сложной и самой важной задачей из всего того, чем когда-либо приходилось заниматься ученым.
Борис Сергеев
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
- Оценка интеллекта
- Холероидная группа
- Профессиональная самореализация мужчин и женщин
- Исследование сенсорной сферы новорожденных и сенсомоторных особенностей грудных детей
- Этапы развития дифференциальной психологии
- Меланхолоидная группа
- Сангвиноидная группа
- Конспект лекций Б. И.Цуканова
- Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
/**/
Люди правого полушария | Dagpravda.ru
Понятие «левша» гораздо шире, чем просто предпочтение, отдаваемое левой руке. Ведущими у человека могут быть левая нога, ухо или глаз. В человеческом обществе «левши» и «правши» соотносятся как 1:10. В отличие от людей любая группа животных обычно делится поровну на правшей и левшей.
Большинство людей — правши. Им все удобнее делать правой рукой — она у них ведущая. «Командует» правой рукой левое полушарие мозга. Именно оно — ведущее у правшей — отвечает за чтение, речь, письмо, логику рассуждений. Но чуть ли не четверть населения планеты ловчее орудует левой рукой.
У журналиста-«дагправдинца» Абдурахмана Магомедова выходит книга с загадочным названием «Амбидекстеры». Оказывается, это люди, владеющие правой и левой рукой одинаково ловко. Я вспомнил: у нас в хирургии работают два амбидекстера, очень хорошо орудующие обеими руками. Мы все завидуем им.
Тех, кому удобнее работать левой рукой, можно разделить на 4 группы.
1. Те, кто получил леворукость по наследству. Таких на планете — 9-11%. У них ведущее полушарие правое. Именно оно отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких людей на планете не зависит ни от климата, ни от расы, не меняется от века к веку.
2. Компенсаторные левши. Это те, у которых во время родов или беременности матери у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие, и ведущей становится левая рука. Компенсаторные левши — часто дети поздних мам, потому что беременность у таких мам нередко протекает сложно и заканчивается трудными родами. Такие левши нередки среди трех-четырех близнецов — т.е. в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей среди нас 12-13%, и в развитых странах их становится все больше, потому что все больше там рождаются поздние дети.
3. Вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки (а не мозга!). Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец и начинает эту руку беречь и старается все делать левой, которая становится более тренированной и умелой. А уже в школе выясняется, что левой рукой он пишет плохо, что говорит о неповрежденности ведущего полушария, которое «курирует» правую руку. Вынужденно леворуких в мире — 2-3%.
4. Подражательные левши — их меньше, полпроцента. Генетически они не левши, но, подражая отцу или брату — истинным леворуким, стали все делать левой рукой.
Среди музыкантов левшей 20%, а среди художников и того больше. Наука не нашла объяснения этим фактам. Более того: 8 из 10 человек — «правши» на правую ногу, 7 из 10- на правый глаз, 6 из 10- на правое ухо.
Кстати, процесс «полевения» нации начался у нас не вчера. Известно, например, что в 20-е годы XX века в России левши составляли 3,3% среди женщин и 4,7% среди мужчин, а в конце 80-х- соответственно 12,2 и 13,9%. Прирожденные левши на 80% чаще подвержены аллергическим заболеваниям, среди них больше алкоголиков и самоубийц. По статистике левши живут на 5 лет меньше правшей.
Левши- люди правого полушария, отличаются повышенной чувствительностью и возбудимостью. Они воспринимают мир и мыслят иначе, ведь доминирует их правое полушарие мозга, задача которого — целостное восприятие мира, зрительных образов и звуков, живописи и музыки. С ним связывают такие понятия, как интуиция и осмысление ситуаций. Левое полушарие отвечает за логику, анализ и абстрактное мышление. Оно служит для понимания и воспроизведения речи, счета и письма.
Если оба родителя были правшами, то дети в 67,3%- правши, 27,7%- амбидекстеры и 4,2%- левши. Если оба родителя- левши, то 48,9% дети правши, 27,7%- смешанные и 23,4%- левши. У родителей, смешанных по рукости, дети в 37,7%- правши, в 52,9% — смешаны и в 9,4% случаев — левши. В год 2500 левшей погибают от того, что берутся за технику, предназначенную для правшей.
Специалисты полагают, что у левшей гораздо сильнее выражено конкретно-образное качество, они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроения. Именно поэтому среди актеров, композиторов, поэтов и художников очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.
Генетического левшу переучивать ни в коем случае не удается. Он потому и левша, что у него мозг по — другому устроен. В то же время он может обладать очень точной координацией движений, быть умельцем, который и «блоху подкует», как лесковский Левша. Нельзя переучивать и компенсаторного левшу. Его организм приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу «поврежденного». И мы порою, перекладывая такому ребенку ручку из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга. И еще: письмо — один из самых сложных навыков, который осваивает человек. На письме руку тренировать нельзя.
Преимущество той или иной руки проявляется не раньше 4,5 лет. Если не все ясно, то как определить, левша ли малыш, если он держит ложку то правой, то левой и при этом орудует обеими руками одинаково ловко? Предложите ему нарисовать домик сначала одной, затем другой рукой. Какой рисунок получился лучше? Какой рукой он поднимет мячик с пола и бросит вам. Развязать несколько слабо завязанных узелков на шнуре. Построить из кубиков дом, башню. Открыть несколько спичечных коробков в поисках спрятанной пуговички. Посчитайте, как часто в этих заданиях левая рука была ведущей.
Доминирование рук проявляется в разной степени. Исследователи приводят следующие особенности леворуких. Многие правши являются абсолютными правшами, но нет такого левши, который был бы полностью левшой. Войдя в незнакомую комнату, левша повернется влево, а правша — вправо. Недоношенные младенцы в 5 раз чаще бывают левшами. Женщины в возрасте 40 лет чаще рожают левшей. Процент курящих левшей гораздо выше, чем курящих правшей.
И в заключение: история человечества доказала, что левши ничуть и ничем не хуже остальных. Они просто другие.
Различия между леворукостью и праворукостью
Медицинский обзор Мелинды Ратини, MS, DO от 2 ноября 2021 г.
Праворукие люди доминируют в мире, и так было с каменного века. Откуда нам знать? Исследователи выяснили это, измерив кости рук у древних скелетов и изучив характер износа доисторических инструментов. В западных странах левши составляют лишь около 10% населения. Люди, предпочитающие разные руки для разных задач (смешанные руки) или использующие обе руки с одинаковым мастерством (амбидекстры), встречаются редко.
Ученым давно известно, что леворукость частично определяется генами. Но только в 2019 году они выявили различия в участках ДНК левшей и правшей. Исследование, в ходе которого также были проанализированы результаты сканирования мозга 9000 британцев, показало, что у левшей части правого и левого полушарий мозга, отвечающие за языковую обработку, работают лучше в тандеме. Делает ли это левшей более свободно говорящими, еще предстоит выяснить.
Плоды начинают шевелить руками 9-10 недель. К началу второго триместра дети явно предпочитают сосать один большой палец, а не другой. Так что рукость, вероятно, заложена еще до рождения. Тем не менее, большинство экспертов по развитию говорят, что родители, скорее всего, не поймут, какая рука доминирует у их ребенка, пока ему не исполнится 2 или 3 года. Многие дети продолжают менять руки для выполнения разных задач в раннем детстве.
Исследования показывают, что учащиеся, не являющиеся правшами, гораздо чаще испытывают трудности в школе и имеют симптомы СДВГ. Это может быть особенно верно для тех, у кого смешанные руки или обе руки. Одно исследование показало, что у детей, которые меняют руки туда-сюда, вероятность дислексии примерно в два раза выше. Исследователи не знают точно, почему. Но они подозревают, что непостоянная доминирующая рука может быть более серьезной проблемой, чем постоянная леворукость.
Правое полушарие мозга контролирует мышцы левой стороны тела и в значительной степени управляет музыкальными и пространственными способностями. Возможно, именно поэтому левши часто занимают больше места в творческих профессиях, чем их доля. Зеркальное письмо, при котором буквы переворачиваются и пишутся наоборот, почти всегда выполняется левой рукой. Некоторые исследования показывают, что дети-левши показывают более высокие баллы по вербальному мышлению или с большей вероятностью участвуют в программах для одаренных. Но другие исследования отличаются.
В интересном эксперименте с пожилыми правшами исследователи обнаружили, что испытуемые все меньше и меньше полагались на свою доминирующую руку, чем старше они становились. По мере того как их правая рука становилась все медленнее и неустойчивее, пожилые люди справлялись с некоторыми задачами так же хорошо и левой рукой. Но все они по-прежнему считали себя сильными правшами.
Левши, похоже, имеют преимущество в таких видах спорта, как бокс или фехтование, где они могут удивить противников, привыкших сражаться против в основном правшей. В некоторые годы почти половина участников Матча звезд Высшей лиги бейсбола были левшами или нападающими. Но это может быть связано не столько со спортивным талантом, сколько с практическими преимуществами, такими как тот факт, что нападающие-левши стоят ближе к первой базе.
Существует хорошо установленная связь между леворукостью и психическими расстройствами, такими как шизофрения, которые могут вызывать галлюцинации и нарушения мышления. Большое недавнее исследование, проведенное в Великобритании, обнаружило тесную связь между областями мозга, участвующими в управлении руками, и вероятностью перепадов настроения, беспокойства и невротизма — типа личности, отмеченного тревогой и страхом, который иногда может привести к психическому расстройству.
Мы не единственные животные с чертой руки. Исследователи, наблюдавшие за дикими шимпанзе, обнаружили, что они в два раза чаще используют левую руку при ловле термитов. И то же самое в значительной степени верно для шимпанзе, выращенных в неволе. Но результаты были другими для раскалывания орехов. Для этой задачи, которая требует чистой силы, а не мелкой моторики, необходимой для извлечения насекомых, дикие шимпанзе гораздо чаще предпочитали правую руку.
Культурные предубеждения против левшей существовали на протяжении всей истории. В Средние века дьявол считался левшой. В Японии, Китае и других азиатских странах процент левшей намного меньше, чем на Западе. Американские учителя и врачи в начале 1900-е считали, что левши более склонны к психическим расстройствам, и заставляли студентов менять руки.
Четверо из шести последних президентов США были левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший. Буш, Билл Клинтон и Барак Обама. Знаменитые левши включают Опра Уинфри, Билла Гейтса, Тома Круза, Пола Маккартни, принца Чарльза и его сына принца Уильяма.
Если вы правша и когда-нибудь резали ножницами левой рукой, вы знаете, что это неудобно. Левши могут найти все больше товаров для кухни, офиса и других мест, разработанных специально для них. Вы можете купить ножи с заостренной кромкой с правой стороны лезвия для более чистой нарезки. Или мерный стаканчик с этикетками, обращенными к вам, когда вы держите его в левой руке.
ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ:
1) CORDELIA MOLLOY / Science Source
2) Design Cells / Getty Images
3) сельванегра / Getty Images
4) BSIP / Medical Images
50 Getty Images ) 9000 Image6) Ольга Пашковская / Getty Images
7) Кристиан Пети / Science Source
8) NIMH / Wikimedia Commons
9) slpu9945 / Getty Images
10) Photos. com / Getty Images
91)002 по часовой стрелке слева: dodmedia / Википедия, Белый дом Обамы, Гейдж Скидмор/Википедия, Вера Андерсон/Getty Images12) Антон / Wikimedia Commons
ИСТОЧНИКИ:
Philosophical Transactions B : «Почему некоторые люди левши? Эволюционная перспектива».
Американская психологическая ассоциация: «Левое полушарие знает, что делает правая рука».
NIH Genetics Home Справочник: «Определяется ли хиральность генетикой?»
Мозг : «Руки, язык, области нервно-психических заболеваний: данные визуализации мозга и генетики».
Журнал Королевского общества Интерфейс (Великобритания): «Модель, уравновешивающая сотрудничество и конкуренцию, может объяснить наш мир правшей и доминирование спортсменов-левшей».
Journal of the Royal Society Biology Letters (Великобритания): «Левша и нехватка времени в элитных интерактивных играх с мячом».
PNAS : «Дикие шимпанзе демонстрируют умение пользоваться инструментами на уровне популяции».
Педиатрия : «Смешанные руки связаны с проблемами психического здоровья у детей и подростков».
Демография : «Эксперимент природы? Руки и развитие в раннем детстве».
Навыки восприятия и моторики : «Есть ли у спортсменов-левшей врожденное превосходство в спорте?
Глобальный журнал археологии и антропологии : «Леврукость и стигматизация в Африке: последствия для родителей и учителей».
Североамериканское обозрение : «Леворукость и левосторонность».
Онлайн-словарь этимологии: «Зловещий».
Newsweek : «Международный день левшей: известные люди-левши, факты о левшах и продукты для левшей».
Время : «10 лучших левшей».
Anythinglefthanded.co.uk.
Семейный мастер на все руки : «15 инструментов, созданных специально для левшей».
PLOS One : «Возрастное ослабление превосходства доминирующей руки».
Летопись Нью-Йоркской академии наук : «Эволюция человеческой руки».
Издательство Университета Джона Хопкинса: «Заикание и «переобучение» детей-левшей в середине века в США».
Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии : «Зеркальное письмо: неврологические размышления о необычном явлении».
Frontiers in Psychology : «Распространенность леворукости выше среди людей с нарушением координации развития, чем среди населения в целом».
Вашингтонский университет: «Неврология для детей: один мозг… или два?»
Newsweek : «Наука: почему левши становятся лучшими бейсболистами».
Латеральность : «Есть ли географические различия в рукояти человека?»
IMDb: «50 лучших знаменитостей-левшей».
© 2021 WebMD, LLC. Все права защищены. Посмотреть политику конфиденциальности и доверительную информацию
Определяется ли хиральность генетикой?: MedlinePlus Genetics
Как и большинство аспектов человеческих черт, рукость сложна и, по-видимому, зависит от множества факторов, включая генетику и окружающую среду.
Рукопожатие, или предпочтение руки, — это склонность к более умелому и удобному использованию одной руки вместо другой для таких задач, как письмо и бросание мяча. Хотя процентное соотношение варьируется по всему миру, в западных странах от 85 до 90 процентов людей являются правшами, а от 10 до 15 процентов — левшами. Смешанные руки (предпочитающие разные руки для разных задач) и амбидекстральность (способность одинаково хорошо выполнять задачи любой рукой) встречаются редко.
Предпочтение рук становится все более очевидным в раннем детстве и имеет тенденцию сохраняться на протяжении всей жизни. Однако мало что известно о его биологической основе. Предпочтение руки, вероятно, возникает как часть процесса развития, который дифференцирует правую и левую стороны тела (так называемая право-левая асимметрия). В частности, леворукость, по-видимому, связана с различиями между правой и левой половинами (полушариями) мозга. Правое полушарие управляет движением левой стороны тела, а левое полушарие – движением правой стороны тела.
Первоначально считалось, что рукоять контролирует один ген. Однако более поздние исследования показывают, что этому признаку способствуют несколько генов, возможно, до 40. Каждый из этих генов сам по себе, вероятно, оказывает слабое влияние, но вместе они играют значительную роль в установлении предпочтения руки. Исследования показывают, что по крайней мере некоторые из этих генов помогают определить общую право-левостороннюю асимметрию тела, начиная с самых ранних стадий развития. На данный момент исследователи идентифицировали лишь несколько из множества генов, которые, как считается, влияют на леворукость. Исследования показывают, что другие факторы также способствуют ручности. Пренатальная среда и культурные влияния могут играть роль.
Как и многие сложные черты, рукость не имеет простой схемы наследования. Дети левшей родителей чаще бывают левшами, чем дети правшей. Однако, поскольку общий шанс быть левшой относительно низок, большинство детей левшей родителей являются правшами.
Армор Дж. А., Дэвисон А., Макманус IC. Полногеномное ассоциативное исследование рукости исключает простые генетические модели. Наследственность (Эдинб). 2014 март; 112(3):221-5. doi: 10.1038 / hdy.2013.93. Epub 2013, 25 сентября. PubMed: 24065183. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC3931166.
Brandler WM, Morris AP, Evans DM, Scerri TS, Kemp JP, Timpson NJ, St Pourcain B, Smith GD, Ring SM, Stein J, Monaco AP, Talcott JB, Fisher SE, Webber C, Paracchini S. Общие варианты в генах и путях асимметрии влево/вправо связаны относительные навыки рук. Генетика PLoS. 2013;9(9):e1003751. doi: 10.1371/journal.pgen.1003751. Epub 2013, 12 сентября. PubMed: 24068947. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC3772043.
Брандлер В.М., Параккини С. Генетическая связь между ручностью и нарушениями развития нервной системы.