Религия и магия Древнего Египта
В наличии 2 шт.
В корзину
↻
Условия доставки
Автор | Бадж Э. А. Уоллис |
---|---|
Издательство | ЛомоносовЪ |
Год издания | 2021 |
Переплет | Твёрдый |
Страниц | 232 |
Формат | 140х210 мм |
Язык | Русский |
ISBN | 978-5-91678-638-5 |
Серия | ИСТОРИЯ. ГЕОГРАФИЯ. ЭТНОГРАФИЯ |
Артикул | 1124387 |
- О книге
Английский востоковед и археолог Эрнест Альфред Уоллис Бадж (1857–1934) сорок лет проработал в Британском музее и тридцать из них занимал должность хранителя собрания египетских древностей — крупнейшего за пределами Египта. Человек авантюрного склада, он колесил по Египту и всеми правдами и неправдами пополнял коллекцию музея, а о результатах своих изысканий и связанных с ними догадках сообщал в увлекательных книгах, в равной степени адресованных научной общественности и широкой публике. В настоящем издании представлены две его работы: «Египетская религия» и «Египетская магия». Баджу посчастливилось работать с ценнейшими папирусами, и прежде всего на них он опирается в своих выводах о параллельном существовании в Древнем Египте веры в единого Бога и сложной системы культов и верований, с которой неразрывно были связаны магические ритуалы.
В египтологии в отношении его суждений нет единого мнения, однако они неизменно вызывают интерес и никого не оставляют равнодушными.Подписка на рассылку
Раз в месяц будем присылать вам обзоры книг, промокоды и всякие-разные новости
Религия и магия искусства: от художественной агиографии к протестной акции
Непростые взаимоотношения религии и искусства становятся еще более сложными, когда затронутыми оказываются политические проблемы. В Московском Центре Карнеги состоялось мероприятие, посвященное взаимодействию религии и творчества, православным мотивам в современной массовой культуре, а также феномену Pussy Riot и их протестной акции. В качестве докладчика выступила доктор культурологии Елена Волкова. Модератором был сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Малашенко.
Православие в современной художественной среде
- Религиозно-художественный конформизм. По мнению Е. Волковой, в современной массовой культуре доминирующим началом являются жанр и эстетическая установка, в то время как религия здесь — подчиненное начало. В итоге, по словам докладчика, фактически происходит «некритическое наполнение того или иного жанра религиозным содержанием», адаптация религиозных образов к уже сложившимся ценностным установкам массового искусства.
- Образ священника в массовой культуре. Е. Волкова рассказала о том, как православные священнослужители представлены в российской массовой культуре (кино, литература и даже рок-музыка христианского направления):
- Образ «доброго мудреца». Образ священнослужителя часто идеализируется массовой культурой (образ «доброго мудреца»), и это обстоятельство, по мнению Е. Волковой, выявляет тот факт, что люди на бессознательном уровне стремятся уйти от несения ответственности за что-либо. В то время как, с одной стороны, образ «доброго мудреца» символизирует искреннюю веру, милосердие и помощь бедствующим, он, с другой стороны, дает установку на чудо и апеллирует к патриархальной семейной модели общества, рядовым членам которого достаточно быть просто «послушными детьми».
- Образ «священника из военных». Также, отметила Е. Волкова, существует и другой характерный образ — «священник из военных» (бывший моряк, «афганец», милиционер), вынужденный в силу обстоятельств браться за оружие. Подобный архетип призван создать положительный образ «защитника православия и Отечества».
- Образ «доброго мудреца». Образ священнослужителя часто идеализируется массовой культурой (образ «доброго мудреца»), и это обстоятельство, по мнению Е. Волковой, выявляет тот факт, что люди на бессознательном уровне стремятся уйти от несения ответственности за что-либо. В то время как, с одной стороны, образ «доброго мудреца» символизирует искреннюю веру, милосердие и помощь бедствующим, он, с другой стороны, дает установку на чудо и апеллирует к патриархальной семейной модели общества, рядовым членам которого достаточно быть просто «послушными детьми».
- «Танцующая кощунница» — объект Божьего и народного гнева. Е. Волкова также рассказала о фильме Александра Прошкина «Чудо» (2009) и провела параллели с историей группы Pussy Riot:
- Фильм «Чудо». Как отметила докладчик, если в массовой культуре требуется продемонстрировать сверхъестественную силу Бога перед лицом не верящих в него, то объектом божественного возмездия зачастую становится довольно невинный персонаж. В этой связи показателен фильм «Чудо», основанный на народной городской легенде. Народ, в чьей среде сформировалась легенда (а вслед за ним и создатели фильма), выбирает в качестве объекта возмездия не советскую власть, непосредственно виновную в преступлениях против Церкви, а обычную советскую девушку, окаменевшую из-за того, что она танцевала с иконой в руках.
- Параллели с Pussy Riot. Как подчеркнула Е. Волкова, в этом сюжете наблюдается схожесть с событиями вокруг группы Pussy Riot, организовавшей панк-молебен в храме Христа Спасителя. На жертву в лице участниц Pussy Riot широкие массы перенесли всеобщие раздражение и гнев, вызванные многолетней нищетой и беззащитностью перед государственным насилием.
- Фильм «Чудо». Как отметила докладчик, если в массовой культуре требуется продемонстрировать сверхъестественную силу Бога перед лицом не верящих в него, то объектом божественного возмездия зачастую становится довольно невинный персонаж. В этой связи показателен фильм «Чудо», основанный на народной городской легенде. Народ, в чьей среде сформировалась легенда (а вслед за ним и создатели фильма), выбирает в качестве объекта возмездия не советскую власть, непосредственно виновную в преступлениях против Церкви, а обычную советскую девушку, окаменевшую из-за того, что она танцевала с иконой в руках.
Протестная акция Pussy Riot
Е. Волкова отметила, что у панк-группы Pussy Riot есть свое собственное, хорошо продуманное в философском и религиозном аспектах мировоззрение.
- Традиция юродства. По мнению Е. Волковой, выступление Pussy Riot имеет сходство с поведением средневековых юродивых. Панк-молебен группы был направлен против многих болезненных проблем современности — в частности, против стремления церковной верхушки служить власти, а не Богу, а также против пропасти между «богословским феминизмом» (почитанием Богородицы) и реальным положением рядовой женщины.
По своему обличительному содержанию, считает Е. Волкова, панк-молебен вписывается в контекст средневековой религиозно-смеховой культуры.
- Художественная целостность панк-молебна. Е. Волкова выделила основные характеристики видеоролика с записью панк-молебна, которые, по ее мнению, придают ему классицистическую художественную целостность:
- Место действия. Храм Христа Спасителя, ставший символом цезарепапизма и слияния Церкви и государства.
- Время действия. Масленица — период, когда вступает в свои права смеховая народная культура, обличающая ложь серьезной официальной культуры.
- Форма и содержание. Протестная акция в жанре сакральной пародии, многовекторный обличительный текст в шутовской площадной форме.
- Место действия. Храм Христа Спасителя, ставший символом цезарепапизма и слияния Церкви и государства.
- Значение Pussy Riot для современного искусства. Pussy Riot возродили мощную традицию церковного и народного протеста, следуя примеру юродивых, скоморохов и шутов, подчеркнула Е. Волкова. Кроме того, заключила она, благодаря мощному смысловому полю панк-молебен превратился в искусство-событие, которое привлекло колоссальное внимание всего мира к тому, что происходит в России со свободой слова и творчества.
Магия | Определение, типы, история и факты
- Ключевые люди:
- Дай Вернон Сэр Джеймс Джордж Фрейзер Джон М. Купер Уолтер Уильям Скит
- Похожие темы:
- жужу заклинание фокусник очарование магия
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
магия , понятие, используемое для описания режима рациональности или способа мышления, который обращается к невидимым силам, чтобы влиять на события, вызывать изменения в материальных условиях или создавать иллюзию изменений. В рамках западной традиции этот способ мышления отличается от религиозного или научного; однако такие различия и даже определение магии являются предметом широких споров.
Природа и возможности
Практики, классифицируемые как магия, включают гадание, астрологию, заклинания, алхимию, колдовство, посредничество с духами и некромантию. Срок магия также используется в разговорной речи в западной популярной культуре для обозначения актов фокусирования и ловкости рук для развлечения. Цель магии — приобрести знание, силу, любовь или богатство; исцелить или предотвратить болезнь или опасность; гарантировать производительность или успех в начинании; причинить вред врагу; раскрывать информацию; вызвать духовную трансформацию; обмануть; или развлекать. Эффективность магии часто определяется состоянием и действиями мага, который, как считается, имеет доступ к невидимым силам и специальные знания о подходящих словах и действиях для управления этими силами.
Явления, связанные или спутанные с магией, включают формы мистицизма, медицины, язычества, ереси, колдовства, шаманизма, вуду и суеверий. Магию иногда делят на «высокую» магию интеллектуальной элиты, граничащую с наукой, и «низкую» магию обычных народных практик. Также проводится различие между «черной» магией, используемой в гнусных целях, и «белой» магией, якобы используемой в полезных целях. Хотя эти границы часто неясны, магические практики имеют ощущение «инаковости» из-за сверхъестественной силы, которая, как считается, передается через практикующего, который является маргинализованной или стигматизированной фигурой в одних обществах и центральной фигурой в других.
Элементы магии
Магические действия включают слова (например, заклинания, заговоры или чары) и символические числа, которые, как считается, обладают врожденной силой, природные или искусственные материальные объекты и ритуальные действия, выполняемые магом или другие участники. Считается, что заклинание или заклинание черпают силу из духовных сил для совершения магии. Знание заклинаний или символических чисел часто бывает тайным (оккультным), и обладатель таких знаний может либо сильно почитаться, либо бояться. В некоторых случаях заклинание является наиболее уважаемым компонентом магического обряда или церемонии. Жители Тробрианских островов Меланезии, например, считали правильное использование правильных слов необходимым для эффективности выполняемого обряда. Среди маори Новой Зеландии сила слова считается настолько важной, что считается, что ошибки в публичном чтении вызывают бедствия для отдельных лиц или общества. Более того, подобно средневековым европейским заклинаниям, которые использовали архаичные языки и части латинской литургии, заклинания часто используют эзотерическую лексику, которая добавляет уважения к обрядам. Вера в преобразующую силу слов также распространена во многих религиях. Шаманы, духовные медиумы и мистики, например, повторяют определенные звуки или слоги, чтобы достичь экстатического состояния контакта с духовными силами или просветленного состояния сознания. Даже современная магия для развлечения сохраняет остатки заклинания с использованием термина 9.0027 абракадабра .
Материал
Во многих антропологических источниках объекты, используемые в магии, называются «лекарствами», отсюда и популярное использование термина знахарь для мага. Эти лекарства включают травы, части животных, драгоценные камни, священные предметы или реквизит, используемые во время представления, и считаются мощными сами по себе или усиливаются заклинаниями или ритуалами. В некоторых случаях лекарства, предназначенные для лечения, физиологически эффективны; например, мак широко используется в качестве анестезирующего средства, кора ивы используется некоторыми китайцами в качестве обезболивающего, а чеснок и лук использовались в качестве антибиотиков в средневековой Европе. Другие лекарства, предназначенные для причинения вреда, такие как экстракты жаб и буфадиенолиды, на самом деле являются известными ядами. Другие материалы имеют символическое отношение к предполагаемому результату, например, гадание по частям животных. В скапуломантии (гадании по овечьей плечевой кости), например, овечья кость отражает макрокосмические силы мироздания. В колдовстве маг может использовать что-то, принадлежащее намеченной жертве (например, волосы, обрезки ногтей или часть одежды) как часть ритуала. Сам обряд может быть символическим, как, например, рисование защитных кругов для вызова духов, окропление водой земли, чтобы вызвать дождь, или разрушение воскового изображения, чтобы причинить вред жертве. Растения или другие предметы также могут символизировать желаемые результаты: в обрядах, обеспечивающих скорость каноэ, тробрианцы используют легкие растительные листья, чтобы обозначить легкость, с которой судно будет скользить по воде; азанде из Южного Судана кладут камень в развилку дерева, чтобы отсрочить заход солнца; и многие балканские народы когда-то глотали золото, чтобы вылечить желтуху.
[МАГИЯ/РЕЛИГИЯ]
[МАГИЯ/РЕЛИГИЯ]«Магия» и «Религия»
На протяжении многих лет было много попыток очертить границу между магией и религией, но это невозможно сделать. Когда-то среди ученых, писавших о «магии», было обычной практикой отличать ее от «религии» и рассматривать их как несколько исключающие друг друга.
Однако, как убедительно утверждали более поздние ученые, различные формы магии следует рассматривать как подмножество религиозных практик, выходящих за рамки стандартных культовых ритуалов, и хотя они часто связаны с экзотическими божествами или даже духами, чьи имена встречаются только в магические контексты, тем не менее, были религиозными по своей сути. Магия была средством для достижения целей, которые, по мнению ее практиков, не могли быть достигнуты с уверенностью с помощью обычных молитв и ритуалов, но, как и традиционные культы, она также полагалась на достижение тесных рабочих отношений со сверхъестественными силами. Между древней «магией» и «религией» есть множество других сходств: и то, и другое часто включало в себя выполнение ритуалов или декламацию сложных гимнов или молитв, и одно действие обычно сопровождало другое; у них было много общих целей, особенно поддержание или восстановление здоровья, а также поиск божественных советов о том, следует ли продолжать определенное предприятие, или попытки добиться благоприятного результата; оба полагались на установленные своды знаний и, довольно часто, на экспертов, которые поддерживали такие знания и использовали их для помощи другим; и, несмотря на случайные новшества, оба были чрезвычайно традиционными.Если мы хотим отличить «магию» от господствующей «религии», то наш лучший вариант — рассмотреть отношение и цели отдельных практикующих. Другими словами, мы должны обращать внимание не на , что было сделано, а на , почему это было сделано. Вообще говоря, традиционные культовые практики включали попытки добиться благосклонности бога, и это обычно делалось путем подношения в качестве платы за их недавнюю помощь или обещания будущих подношений в обмен на поддержку богов. Поклоняющийся подходил к богу как к низшему партнеру в отношениях, хотя у него или у нее действительно была некоторая степень рычага воздействия в том смысле, что бог предположительно желал подношения, а также внимания. Те, кто занимался магией, стремились к совершенно другим отношениям, в которых доминировали маги. Несмотря на головокружительное разнообразие заклинаний и практик, основополагающим принципом большей части магии было стремление получить контроль над божеством и, поработив его, заставить служить практикующему. Так, магические папирусы из Египта содержат инструкции о том, как получить духа-служителя, а таблички с проклятиями из Северной Африки и остальной части Средиземноморского бассейна содержат угрозы и приказы, адресованные божествам, а не молитвы и просьбы. Эта попытка провести различие между «магией» и «религией», основанная на мышлении практикующих, однако, по общему признанию ошибочна, поскольку она больше применима к агрессивной магии, чем к гораздо более распространенным формам доброжелательной, или «белой», магии. Человек, создававший амулет на удачу или амулет для предотвращения лихорадки, мог адресовать его определенному божеству, но в сохранившихся текстах таких предметов не используется какой-либо напористый язык, который можно найти в книгах заклинаний и табличках с проклятиями. Когда в текстах амулетов и других форм благотворной магии упоминались божества, это происходило в контексте заручения божественной поддержки, а не стремления к ней принудить. Такое отношение кажется очень похожим на то, что присуще обычным религиозным практикам, но даже в древности амулеты считались необычными. Таким образом, представляется наиболее разумным заключить, что древнюю «магию» не следует рассматривать как нечто монолитное, и, более того, мы не должны приписывать единый образ мышления всем ее практикующим.