«Красною кистью Рябина зажглась…» Вспоминая Марину Цветаеву
Красною кистью Рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть
Жаркой рябины Горькую кисть.
Марина Цветаева. 16 августа 1916
8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в тихом Трёхпрудном переулке Москвы появилась на свет девочка, которую назвали очень редким по тем временам именем — Марина.
Отец Иван Владимирович — известный учёный, профессор трёх университетов, основатель и создатель ныне знаменитого на весь мир Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна, урождённая Мейн, вдвое моложе его, была прекрасной пианисткой. В своём раннем стихотворении Марина написала, обращаясь к Богу:
«Ты дал мне детство — лучше сказки
Она точно предчувствовала свою трагическую, мучительную, со столь страшным финалом судьбу.
Следом за Мариной в семье появилась Анастасия — Ася. Жизнь в их «трёхпрудном доме»… деревянном, с забором и калиткой, с колодцем, с раскидистым тополем и акациями во дворе, с няней и прислугой, с морозным запахом дров и ёлки на Рождество и куличами на Пасху, с колокольным звоном, с игрой матери на рояле — казалась сказкой. «Мать затопила нас музыкой…»
Девочек Цветаевых воспитывали строго, особенно Марину. В крупной, полноватой, близорукой дочери мать видела несостоявшуюся себя — музыкантшу, тем более что одарённость ребёнка как пианистки была очевидна.
Но, когда ей было года четыре, мать записала: «Муся всё время рифмует. Может быть, будет поэт?»
Стихи «пошли» у неё с 6 лет — на русском, немецком, французском. Первый сборник Марины 1910 г. «Вечерний альбом» она издала на скопленные «карманные» деньги сама.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Марина Цветаева. Май 1913, Коктебель
Сёстры рано начали взрослую женскую жизнь. В 1911 г. Марина, уже занявшая место в московском литературном мире, отмеченная и Максом Волошиным, и Валерием Брюсовым, приехала к Волошину в Коктебель. И там встретила свою судьбу и рок на всю жизнь — 17-летнего Сергея Эфрона.
«Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный юноша! Наша встреча — чудо. Мы никогда не расстанемся», — писала она. Сергей, романтический красавец, приехал «отдышаться» от чахотки и прийти в себя после двух самоубийств в семье — 14-летнего брата и матери, не выдержавшей утраты. Марина загадала, что выйдет замуж только за того, кто угадает её любимый камень — сердолик.
При знакомстве Сергей протянул ей именно его. В январе 1912 г. Марина и Сергей обвенчались, купили дом на Полянке, съездили в Италию, Германию, Францию.
Что же касается интимной лирики, пережившая историю взаимной любви, Марина — жена Сергея Эфрона и мать троих детей предпочитала писать о любви безответной, где изначальная разобщенность людей в мире — трагедия, она же — свобода.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Марина Цветаева. 3 мая 1915
В 1914-м началась война. Сергей ушёл добровольцем, в санитарный поезд. Вернее, бежал в трагическом смятении.
О любви она твердила ему и в стихах всю жизнь:
«…Что ты любим! любим! любим! любим! — расписывалась — радугой небесной». За 2 года брака Марина успела пережить страсть к его брату Петру, умершему вскоре от чахотки, а теперь страстно влюбилась… в поэтессу Софию Парнок.
Сергей ту любовь ей простил, как прощал жене всё и всегда: «Мою жену нельзя судить по обычным меркам. Она — Поэт».
Подробнее о судьбе Марины Цветаевой смотрите в фильме серии «Гении и злодеи уходящей эпохи» ведущего Льва Николаева «Цветаева и Эфрон»
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух — не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней зоре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! — Неба дочь!
С полным передником роз! — Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на зоре! — Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Пора снимать янтарь, пора менять словарь,
Пора гасить фонарь наддверный…
Марина Цветаева. Февраль 1941
Пытаться открыть нечто новое в биографии Марины Цветаевой — фатальное занятие. Она сама о себе все рассказала — в стихах, прозе, письмах и объемных дневниках. Обречены и попытки понять Цветаеву.
Возможно, по причине все той же её чрезмерной открытости, которая заставляет не думать, а чувствовать, и следовать за ней по строкам.
Цветаевой достаточно рано пришлось менять дома, вернее, места своего временного проживания — надолго и на достаточно короткие промежутки времени. В подростковом возрасте — тяжелая болезнь матери, и Марина с Асей долго жили в Италии, Швейцарии и Германии, где Марию Мейн лечили от туберкулеза. Здесь девочки скучают по России и по дому, который уже никогда не будет прежним после смерти матери в 1906 году.
Когда обращаешься к жизни Марины Цветаевой, невольно думаешь, а как бы сложилась её судьба, не вернись она в СССР? Но по-другому быть не могло.
В советскую Россию уехали Аля, Эфрон, и в СССР рвался Мур, который впоследствии будет скучать по Парижу. Цветаева ехала в СССР без иллюзий. Уже точно без надежды обрести здесь дом. «…Можно ли вернуться в дом, который срыт?», — строчки из стихотворения Цветаевой «Страна», написанного еще за 12 лет до отъезда в СССР.
Эти мытарства подробно описаны в дневниках подростка Мура, которому спустя несколько лет суждено погибнуть на фронте. Последняя земная точка Цветаевой — Елабуга. Здесь после долгой и мучительной дороги из Москвы Цветаева прожила с середины до конца августа 1941 года в маленьком углу хозяйского дома, выделенном ей на двоих с Муром.
Она оставила сыну короткую записку: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить». Земная бесприютность преследовала Цветаеву большую часть ее жизни. И не только жизни. Место её захоронения до сих пор точно не установлено.
В эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника.
Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни — вот места души моей».
Прохожий
Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже! Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной и маков набрав букет,
Что звали меня Мариной, и сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила, что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже, и кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий и ягоду ему вслед,-
Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо, главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай, легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает мой голос из-под земли.
Марина Цветаева. 3 мая 1913, Коктебель
Марина Цветаева на сайте: Стихи русских поэтов
Лучшие стихи Марины Цветаевой о любви, рябине и землянике
плиты…— В купели морской крещена — и в полетеСвоем — непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое своеволье.Меня — видишь кудри беспутные эти?-Земною не сделаешь солью.Дробясь о гранитные ваши колена,Я с каждой волной — воскресаю!Да здравствует пена — веселая пена —Высокая пена морская!Источник » />
10 стихотворений гениальной Марины Цветаевой, превратившей женскую истерику — в поэзию, а поэзию — в истерику
1. Красною кистью рябина зажглась, 1916 год
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
2. Бабушке, 1914 год
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..
3. В огромном городе моем — ночь, 1916 год
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.
Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
4. Мне нравится, что вы больны не мной, 1915 год
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
5. Моим стихам, написанным так рано, 1913 год
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
6. Вчера еще в глаза глядел, 1920 год
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
7. Плохо сильным и богатым, год неизвестен
Плохо сильным и богатым,
Тяжко барскому плечу.
А вот я перед солдатом
Светлых глаз не опущу.
Город буйствует и стонет,
В винном облаке — луна.
А меня никто не тронет:
Я надменна и бедна.
8. Ушел — не ем, 1940 год
Ушел — не ем:
Пуст — хлеба вкус.
Всё — мел.
За чем ни потянусь.
…Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.
9. Прохожий, 1913 год
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,—
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
10. Кто создан из камня, кто создан из глины, 1920 год
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
«Красной кистью рябина зажглась…» — «ВО!круг книг» Блог библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска
К 125-летию М.Цветаевой
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берёт. Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.Эти пророческие строки Цветаевой. Поэтессе, чьи стихи остаются популярными, ложатся на музыку, на струны гитары.
Марина Цветаева родилась в 1892 году в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя музея изящных искусств и Марии Александровны Мейн. Красной кистью рябина зажглась. Падали листья, я родилась. Споририли сотни колоколов. День был субботний: Иоанн богослов. Мне и доныне хочется грысть Жаркой рябины горькую кисть. Марина вспоминала: «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: по крайней мере будет музыкантша. Когда же первым явно бессмысленным, но вполне отчётливым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: я так и знала, и тут же принялась учить меня музыке, напевая мне эту самую гамму. Могу сказать, что я родилась не жизнь, а в музыку». Кто создан из камня, кто создан из глины, — А серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я бренная пена морская. Сквозь каждое сердце, сквозь каждын сети Пробьётся моё своеволье, Меня – видишь кудри беспутные эти? Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская! Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. Взамен у неё появилась глубокая страсть – книги. С шести лет Муся, так называли её в семье, писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. Большое влияние на Цветаеву оказал Пушкин. Ему поэтесса посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину», «Пушкин и Пугачёв». Гляди, мол, страна, как молве вопреки, Монарх о поэте печётся. Почётно – по чётно – почётно – архи- Почётно – почётно — почётно – до чёрту! Кого ж это так – точно воры вора Пристрелянного выносили? Изменника? Нет, с проходного двора Умнейшего мужа России. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Борисом Пастернаком, Максимилианом Волошин. О своём кумире Александре Блоке она писала так: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Имя твоё, — ах нельзя!- Имя твоё – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим сон глубок. Много стихов Цветаева посвятила своему любимому мужу Сергею Эфрону. Они встретились 15 мая 1911 года на пустынном, усеянным мелкой галькой, коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей: красивый, грустный юноша… с поразительными, огромными в пол-лица глазами. Есть такие голоса, Что смолкаешь им не вторя, Что предвидишь чудеса. Есть огромные глаза
В 1939 году она возвращается в Россию. Однако, надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Цветаева попадает в эвакуацию, оказывается с сыном в небольшом городке Елабуге. Постоянная тревога за жизнь близких людей, полная духовная изоляция и думы, думы, испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
31 августа 1941 года, находясь в состоянии полной депрессии, Цветаева покончила с собой. Настанет день, печальный, говорят!- Отцарствуют, отплачут, отгорят. Остужены чужими пятаками Мои глаза, подвижные, как пламя, И двойника, нащупавший двойник – Сквозь лёгкое лицо проступит лик. И ничего не надобно отныне Новопреставленной болярине Марине. Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой. Но жизнь её поэзии имеет своё продолжение. К стихам поэтессы обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны — увы! — не мной, За то, что я больна — увы! — не вами!
А «Реквием» в исполнении Аллы Пугачёвой невозможно слушать без слёз. Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все — как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой. Виолончель, и кавалькады в чаще, И колокол в селе… — Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле! К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?!- Я обращаюсь с требованьем веры И с просьбой о любви. И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто — слишком грустно И только двадцать лет, За то, что мне прямая неизбежность — Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид, За быстроту стремительных событий, За правду, за игру… — Послушайте! — Еще меня любите За то, что я умру.
О жизни и творчестве поэтессы читайте. Нина Кондрашина
Красной кистью рябина зажглась: роковая осень для семьи Цветаевых
8 октября 1892 года в дворянской семье родилась Марина Цветаева, оставившая немалый след в русской поэзии
Рожденная осенью, она очень любила эту самую осень, посвящала ей стихи. По странному стечению обстоятельств именно осенью происходили все самые значимые события в семье Цветаевых. По большей части – трагические.
Мамина осень
Детство Марины было безоблачным – «лучше сказки», как она сама писала. И оно осталось бы таким, если бы осенью 1905 года мама Мария Александровна, вернувшись в Россию, вновь не заболела туберкулезом. В свое время болезнь отступила в санаториях Италии, где ради мамы всей семьей жили с 1902 года. В этот раз спасти Марию Александровну не удалось, и в 1906 году Цветаевы осиротели. Взрослела Марина трудно: ее свободомыслие не позволяло ей без проблем окончить обучение, она постоянно меняла гимназии, даже выезжала на учебу за границу. Благо, что капитал отца позволял ей путешествовать.
Мария Александровна, мама Марины Цветаевой. Фото: wikimedia.orgОсень первых стихов
Первый сборник стихов Марины «Вечерний альбом» вышел осенью 1910 года. Это было самой важной для нее книгой: ее заметили знаменитые поэты и литературные критики – Максимилиан Волошин, Николай Гумилев и Валерий Брюсов. В 1911 году, посетив по приглашению Волошина его крымский «Дом поэтов», она познакомилась с будущим супругом Сергеем Эфроном. Свадьба состоялась через полгода после знакомства.
Осень Ивана Цветаева
В сентябре 1913 года скончался отец Марины, и это стало невосполнимой утратой. Иван Владимирович был душой семьи. Он был не последним человеком в ученом мире России: ученым, археологом, профессором московского университета. Он стал создателем, а потом и первым директором Музея изящных искусств, который в наши дни носит имя Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.
Иван Владимирович Цветаев, отец Марины Цветаевой, 1913 год. Фото: wikimedia.orgОсень первой катастрофы
Еще через год, в октябре 1914, Цветаева бросила мужа ради переводчицы Софии Парнок. Она ушла из семьи на два года. Впоследствии Сергей простил ее, и семья воссоединилась. За это время родился сборник стихов «Подруга», посвященный любовнице. По окончании этой связи, которую сама Марина назвала первой катастрофой в ее жизни, Цветаева написала, что иметь только лишь гомосексуальные отношения – это жуть, а гетеросексуальные – скука.
София Парнок – поэтесса, переводчица, любовница Марины Цветаевой. Фото: wikimedia.orgОсень Ариадны
Ариадна (Аля) Эфрон, дочь Марии Цветаевой и Сергея Эфрона, фото 1926 год. Фото: wikimedia.orgПервая дочь Аля (Ариадна) родилась у Марины тоже осенью – 18 сентября 1912 года. Ее судьба сложилась тяжело, даже жестоко. В глубоком детстве она чуть не умерла в приюте, где ее оставила Цветаева. Когда мать вернулась навестить дочерей, Аля была в критическом состоянии: брюшной тиф, сыпной тиф, грипп, еще что-то – девочка практически умирала. Мать унесла ее оттуда в одеяле, оставив младшую дочь в приюте, где та вскоре умерла от истощения. В 1922 году Але посчастливилось выехать за границу вместе с матерью и братом.
Но тоска по Родине и сочувствие пришедшему в Россию большевистскому строю заставили ее примкнуть к «Союзу возвращенцев» и в 1937 году вернуться в Москву. Это стало роковой ошибкой для Эфронов-Цветаевых. Когда семья в полном составе в 1939 году перебралась в СССР, Ариадну арестовали и под пытками заставили оклеветать отца. Позже она провела 8 лет в лагерях.
Отказавшись быть «стукачкой», была на грани смерти. Спас ее Самуил Гуревич, агент НКВД, гражданский муж. Конечно, вызволить Алю не удалось, но он хотя бы добился ее перевода в другой лагерь. В 1948 году ее освободили, а через год снова арест с теперь уже пожизненной ссылкой. Реабилитировали ее только в 1955 году. Пока Аля была в лагерях, на фронте в 1944 году погиб ее 19-летний брат Георгий, служивший в штрафбате как сын предателя.
Осень Сергея Эфрона
Муж Цветаевой родился 11 октября 1893 года. Влюбленный в Марину, он прощал все ее приключения и измены. Страдал, хотел развестись, жаловался дочери и друзьям, но каждый раз оставлял эту затею. Вслед за Ариадной в октябре 1937 года он бежал в СССР, обвиненный в заказном убийстве. Его тоже арестовали, пытками довели до полусумасшедшего состояния и в 1941 году 16 октября расстреляли как шпиона в рамках «разгрузки» тюрем прифронтовой зоны Москвы. Несмотря на слабое физическое и психическое здоровье, Сергей так и не свидетельствовал против своих соратников из «Союза возвращения» и отказался дать любые показания против своей жены. Он так и не узнал, что его жена покончила с собой, но в галлюцинациях его последних дней она была мертва.
Сергей Эфрон, муж Марины Цветаевой, 11 октября 1893-16 октября 1941. Фото: wikimedia.orgОсень Марины Цветаевой
Марина всю свою жизнь была мятущейся натурой. Выросшая в обеспеченной
Анализ стихотворения Цветаевой Красною кистью рябина зажглась
В своих стихах великая поэтесса прошлого века Марина Цветаева пыталась передать свои ощущения и размышления, которые овладевали ее в определенное время, но все же одним из важных для нее символов является рябина – яркая ягода, предвестница осени.
Рябиновую кисть Цветаева воспринимает как судьбоносный знак, некое очищение ее духовного мира, признак идеализма и совершенства. Образ этого прекрасного дерева красной нитью протекает через многие стихотворения Марины Ивановны. В то время, когда ягоды рябины наливались своим рубиновым соком, горя среди желтеющих листьев, на небесах зажглась и звездочка поэтессы. С другой стороны проявляется символ падающих листьев, как умирания природы.
Между строк скользит понимание того, что жизнь быстротечна и достаточно обыденна, а яркие кисти рябины будут украшать собою тоскливый осенний пейзаж и через сотни лет, они олицетворяют вечность.
Еще одним символическим элементом стихотворения является рождение поэтессы под беспрерывный колокольный набат в великий церковный праздник – день Святого Иоанна. Она упоминает об этом как-то очень скованно, не считая, что это может быть предметом особой гордости. Отношение Цветаевой к религии в последующей жизни было весьма неоднозначно, но в критические моменты судьбы она искала пристанища в вере в Бога, моля у него охранять ее и наставлять на истинный путь.
Свое появление в этом мире Марина Ивановна воспринимает как явление простое и незначительное, хотя в тексте скользит благодарность судьбе за рождение в прекрасный сентябрьский день. Сила воли, жажда жизни звучат в последних словах стихотворения, хотя значение «горькую кисть» воспринимается скорее как горький вкус множества жизненных испытаний, которые выпали на долю Цветаевой, чем гастрономический вкус горечи.
Стихотворение «Красной кистью…» несмотря на небольшой размер, очень примечательно своим построением. Намертво припечатанные короткие строки, коротенькие предложения, отсутствие запятых создают впечатление обрывистости стиха, какой-то обреченности.
Этот стих Цветаева написала в канун своего 26-го дня рождения, когда поэтесса приняла очень серьезное решения воссоединиться с мужем и наладить хорошие отношения ради своей дочери. Это решение далось ей очень непросто, потому что семья распалась из-за ее любви к своей подружке. Однако поэтесса даже не могла предположить, что скоро лишится и своих любимых рябиновых деревьев, так как в Париже, где станет жить ее семья, рябина не растет.
Картинка к стихотворению Красною кистью рябина зажглась
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам
Патриотизм и любовь к родному краю – вот какими чувствами должен обладать настоящий человек, гражданин своей страны. Он должен знать свою историю, помнить о своих героях и стараться быть хоть чуточку похожим на них.
- Анализ стихотворения Баратынского Муза
Интересным фактом является то, что поэт по имени Евгений Баратынский, был одним из известных современных поэтов времен Александра Сергеевича Пушкина. И именно эти два великих поэта дружили между собой и поддерживали достаточно тесные
- Анализ стихотворения Батюшкова Пилигримы
Бродский Иосиф Александрович – поэт, который, считаясь в Советском Союзе тунеядцем, в жизни увидел и пережил очень многое, даже больше, чем те, кто были «работящими». Поэт был осуждён, отправлен в ссылку, он успел полежать в психиатрической лечебнице,
- Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс
«Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество,
- Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно
«Ах, эта красная рябина…» — Валентина Грошева — LiveJournal
У русского народа рябина является одним из самых любимых и популярных растений.Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, загадки и пословицы.
Считается, что рябина является символом большой любви.
По одной из легенд, жила- была на свете прекрасная пара – Он и Она.
Они так сильно любили друг друга, что их не могли разлучить ни козни врагов, ни предательство друзей, ни обещанное богатство.
А когда Он был убит возле её ног, Она взмолилась к Богу, чтобы не разлучал их.
Небеса услышали искреннюю молитву, и безутешная женщина превратилась в прекрасную рябину.
С той поры и колышется она на ветру, шепчется с ветром и зажигает осенью свои ярко- красные кисти в знак негасимой и верной любви.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Автор: Марина Цветаева
Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины,
И вокруг морозом веет,
Ярко ягода алеет!
Автор: Виталий Сибирцев
Грустит рябина одиноко
Среди березовых подруг
О кедре, что в стране далекой
Нашел забвенье в пенье вьюг.
Он усыплен стихией властной,
Заволокло туманом взгляд.
Рябина ждет его напрасно,
Украсив бусами наряд.
Автор: Марина Колосова
Я знал тебя, моя рябина…
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты — всем горестям назло —
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
Автор: В.Рождественский
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Автор:Сергей Есенин
В туманной дымке тает осенних дней закат
С последней птичьей стаей уснул наш старый сад
Лишь ягоды рябины горят в моем окне
Как бусы, что любимый дарил на память мне
Рябиновые бусы как рассвет
Признаний безыскусных чистый свет
Рябиновые бусы раз в году
Пророчат счастье и беду
От ягод тех заветных мне глаз не отвести
Рябиновые бусы — залог твоей любви
Оттаяли и горечью наполнили мой взгляд
Ведь дней счастливых наших нам не вернуть назад
Я кисть рябины красной под снегом отыщу
Прости меня, любимый, и я тебя прощу
Мне новых встреч не надо — все было и прошло
Рябиновое счастье пока не унесло
Автор:И.Понаровская
«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?» —
«С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растёт высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».
Автор: Иван Суриков 1864 г.
Прослушать или скачать Уральская рябинушка бесплатно на Простоплеер
«Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
В истории русской литературы известны случаи мистического предсказания каких-либо событий в жизни писателей. Однако чаще такие истории случаются с поэтами. Например, Николай Рубцов в одном из своих стихотворений написал: «Я умру в крещенские морозы». И он действительно погиб 19 января 1971 года – в самое Крещение.
Некоторые творцы в своих произведениях вскользь касались даты своего рождения. Не стала исключением и русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева. Она уже упоминала в стихотворениях свое имя: «…мне имя — Марина, Я — бренная пена морская». И вот написанное 16 августа 1916 года стихотворение «Красною кистью…», чей анализ здесь и будет представлен, стало биографически точным отражением даты ее рождения. Марина Цветаева родилась в ночь на 26 августа 1892 года – день, который в церковном календаре значится как день Иоанна Богослова.
Уже первая строка «Красной кистью рябина зажглась» содержит множество символов. Если в фольклорной поэзии красный цвет всегда обозначал красоту, радость, торжество, то в преддверии 1917 года и Октябрьской революции упоминание красного цвета невольно рождает мысль о предвидении трагических событий в жизни самой Цветаевой и всей России.
Поэзия, по существу, не может быть автобиографичной, в отличие от прозы. Но это стихотворение все-таки именно про Цветаеву. И в данном случае «я» — это не просто лирическая героиня. Здесь сама Марина. Неслучайно А.И. Павловский в книге «Куст рябины» писал, что «рябина навсегда вошла в геральдику» поэзии Марины Цветаевой. «Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения».
Отныне две приметы осени вызывали у поэтессы ассоциацию с днем ее рождения: «кисть рябины» и «падали листья». И если у большинства обывателей опадающие осенью листья порождали мысли об умирании в природе, то для поэтессы это, наоборот, начало ее жизни.
Еще одно важное событие, связанное с датой рождения, — день евангелиста Иоанна Богослова. Марина Ивановна появилась на свет в этот церковный день, когда «спорили сотни колоколов» в храмах. Конечно, христианство в жизни любого русского человека играло немаловажную роль. Однако у Марины было довольно сложное отношение к религии. В этом стихотворении героиня все-таки придает большое значение тому, что родилась в христианский праздник, ведь в самые трагические моменты своей жизни ей ничего не остается, как уповать только на Бога, ища защиты и успокоения.
Завершается стихотворение несколько неожиданно: героиня признается, что ей хочется грызть «жаркой рябины горькую кисть». Образ жаркой рябины позже «позаимствует» Сергей Есенин, у которого в известном стихотворении «горит костер рябины красной». Что же касается горечи, то у Марины Цветаевой эпитет вновь многозначен. Да, можно понять буквально, что красная рябина на вкус горькая. Она становится слаще после первых заморозков. Но горькой кисть может стать и от перенесенных в жизни испытаний, оставляющих привкус горечи на всю жизнь.
В целом стихотворение необычно своим построением. Оно представляет из себя короткие отрывистые предложения, напоминающие народные причеты или заклички. Поэтесса выбрала трехсложный размер – дактиль, но в строке всего две стопы, одна из которых неполная. Это еще больше усиливает восприятие как бы оборванности стиха. В каждой строфе чередуется женская и мужская рифма, причем ударение падает на последний слог именно в четных завершающих строках. При чтении возникает ощущение, будто Цветаева намертво припечатывает этой рифмой строку. Именно поэтому, за исключением одного двоеточия, все знаки препинания – точки. Ведь неслучайно одной из особенностей поэзии Марины Цветаевой принято считать так называемый телеграфный синтаксис, то есть построение, основанное не на грамматических законах речи, а на экспрессии, чувствах, эмоциях.
- «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
- «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
- «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
- «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой
- «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
- «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой
- «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой
- «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой
- «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой
- «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой
- «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой
- «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой
- «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой
- «Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой
- «Книги в красном переплёте», анализ стихотворения Цветаевой
По произведению: «Красною кистью»
По писателю: Цветаева Марина Ивановна