Марк аврелий философия кратко: Марк Аврелий — философия кратко

ФИЛОСОФИЯ: Стоицизм Марка Аврелия: кратко


37. Стоицизм Марка Аврелия

Марк Аврелий (121–180) – римский император, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма.

Марк Аврелий прежде всего размышляет о бренности жизни. Свою оценку он выводит из понимания времени: время есть река, стремительный поток. Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жизни – это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспредельности крайне ничтожна.

Марк Аврелий говорит и о краткости памяти, которая остается после смерти человека. Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется.

Своему пессимизму он сам противопоставляет идеал человека, который олицетворяет все положительное в личности, а именно – мужественность, зрелость, преданность интересам государства.

В этой суетной жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению, нравственные ценности, к которым следует стремиться, – это справедливость, истина, благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, богатство, жизнь, полная наслаждений».

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой – занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо государства. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить. Марк Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять.



>  
ФИЛОСОФИЯ: основное по философии: кратко:
 
1. Возникновение философии и становление ее предмета
2. Предмет философии
3. Основные функции философии
4. Философия как мировоззренческое знание
5. Мировоззрение как философское понятие
6. Формы мировоззрения
7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
10. Мифология как начальная форма мировоззрения
11. Основные философские учения Древней Индии
12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая
13. Мировоззрение и культура античности
14. Милетская школа: Фалес
15. Милетская школа: Анаксимандр
16. Милетская школа: Анаксимен
17. Пифагор и его школа
18. Гераклит Эфесский
19. Ксенофан и элеаты
20. Элейская школа: Парменид
21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики
22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов
23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию
24. Древнегреческий ученый Анаксагор
25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
26. Учение Демокрита о жизни и душе
27. Возникновение софистики
28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик
29. Философия Сократа
30. Учение Платона о бытии, душе и познании
31. Учение Платона о государстве
32. Учения сократических школ
33. Философия и научная деятельность Аристотеля
34. Учение Аристотеля о бытии
35. Философия стоицизма
36. Философия Сенеки
37. Стоицизм Марка Аврелия
38. Блаженный Августин. Учение о бытии
39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении
40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке
41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна
42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид
43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский
44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании
45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон
48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот
49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения
52. Становление науки Нового времени
53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма
54. Философия Дж. Локка
55. Эмпиризм Дж. Беркли
56. Рене Декарт – основатель рационализма
57. Монадология Г. В. Лейбница
58. Французский материализм: Д. Дидро
59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах
60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм
61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
62. Теория И. Канта об объективности знания
63. Теория познания И. Канта
64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма
65. Философия Ф. Шеллинга
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля
67. Диалектика Гегеля
68. Антропологический материализм Фейербаха
69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии
70. Постклассическая философия XIX–XX веков
71. Философия А. Шопенгауэра
72. Философия С. Кьеркегора
73. Философия Ф. Ницше
74. Позитивизм О. Конта
75. Философия прагматизма: Ч. Пирс
76. Философская антропология М. Шелера
77. Философия западного экзистенциализма
78. Философия М. Хайдеггера
79. Экзистенциализм К. Ясперса
80. Особенности развития русской философии
81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении
82. Объяснение направленности философско-социальных теорий
83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века
84. Западники и славянофилы
85. Философия В. С. Соловьева
86. Русская философия XX века
87. Философия Л. Шестова
88. Философия Н. А. Бердяева
89. Русские космисты
90. В. И. Ленин – представитель марксизма
91. Философия неопозитивизма
92. Философия постмодерна XX века
93. Понятие бытия. Основные формы бытия
94. Философское понимание пространства и времени
95. Сознание как философская проблема
96. Вопрос о происхождении сознания
97. Основные подходы к проблеме сознания
98. Структура сознания
99. Сознание и бессознательное
100. Основные подходы к проблеме познания
101. Познание человека
102. Структура и формы познания
103. Особенности обыденного и научного познания
104. Философия научного познания
105. Практика и ее функции в процессе познания
106. Основные философские проблемы общения людей
107. Общество и его структура
108. Понятие человеческого общества
109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества
110. Стратификационный подход к социальной сфере общества
111. Государство как форма общественной власти
112. Национальное государство современного типа
113. Социальный контроль в современном государстве
114. Философия морали
115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе
116. Понятие прогресса в обществе
117.
Исторические формы отношений человека и природы
118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР
119. Общество и природа: на пороге катастрофы
120. Прогнозирование будущего

Марк Аврелий — кратко

Философ-император на троне. Марк Аврелий

Империя, основанная римлянами, знала много достойных, честных и справедливых правителей. К их плеяде со всем основанием можно отнести и Марка Аврелия, являвшегося при жизни одним из самых образованных людей за всю человеческую историю. Приняв власть в сложные для империи времена, он правил честно, не забывая поддерживать бедные слои населения во внутренней политике и отстаивая границы государства в борьбе с захватчиками. Философия Марка Аврелия превратилась в последний рубеж стоицизма античного мира в преддверии распада одной из величайших империй.

С малолетства при дворе

Апрель 121 года подарил семье претора Анния Вера радостное известие. 26 числа его супруга Домиция Луцилла разродилась мальчиком. Сына назвали Марком Аннием Катилием Севером. После смерти отца, воспитанием Марка занимался его дед Анний Вер.

Семья вела свои корни от древнего испанского рода и была приближена к императорскому двору правителя Адриана. С самых юных лет Марк получал хорошее образование. Диогнет, бывший его учителем, проводил обучение азам философии и искусства. Проникшись философией, молодой Марк с молодости сторонился различных развлечений и праздников, не позволял себе каких-либо излишеств, носил простую неброскую одежду. Спал юноша на простых досках, укрываясь звериными шкурами.

Императору Адриану Марк понравился сразу, но он не мог объявить его своим наследником по причине малолетства кандидата. В итоге власть в Риме взял Антоний Пий, который и усыновил Марка. Отныне имя мальчика стало Марк Аврелий Вер Цезарь.

Первые назначения и личная жизнь

138 год оказался богатым на события для Марка. В возрасте 17 лет парень занялся административной деятельностью, заняв должность квестора. Не успел закончиться год, как молодой человек оказался помолвлен с девушкой Фаустиной, бывшей дочерью его усыновителя Антонина Пия. С этой женщиной он состоял в браке до конца своей жизни. В их союзе появилось на свет шесть дочерей и шестеро сыновей. Но только один из них – Коммод – стал впоследствии императором Рима. Фаустина вела довольно аморальный образ жизни, но Марк Аврелий закрывал на это, да еще и на многие другие вещи глаза, неся свой крест в одиночестве и терпении.

В 19 лет будущий император впервые оказался назначен консулом. Спустя пять лет он переизбрался на эту должность снова. 

Когда Марку Аврелию исполнилось 25 лет, его с головой захлестнуло изучение философии. Учением он страстно увлекся. Для удовлетворения возрастающего интереса в столицу империи приглашались различные философы со всех ее концов, проводившие обучение Марка Аврелия. Огромную лепту в его философские познания внес Квинт Рустик. Кроме того, Марк Аврелий продемонстрировал интерес и к гражданскому праву, обучение которому шло под руководством Мециана.

146 год ознаменовался назначением народным трибуном, а в 161 году на пару с Луцием Вером, приходившемся ему братом, также усыновленным Антонином Пием, Марк Аврелий стал консулом.

Справедливый правитель

В ранге консула Марк Аврелий пробыл недолго, ведь весной 161 года император умер. В марте после кончины Антонина Пия к правлению империей приступили Марк Аврелий и Луций Вер. Тандем находился у власти 8 лет вплоть до 169 года, пока не скончался Луций Вер. Следующие 11 лет Марк Аврелий был самостоятельным императором Римской империи.

Во время его нахождения у власти на долю вверенного ему государства пришлось множество различных испытаний, как внутри империи, так и на ее границах.

В 165 году в столице случилось наводнение, когда Тибр вышел из своих берегов. На протяжении четырех лет со 170 года наблюдался страшный неурожай, результатом которого стал голод 174 года. Прошло еще три года, и Смирна была разрушена землетрясением, а в 178 году пришла новая напасть. На этот раз это была чума. Похороны бедняков, погибших от этой заразы, были организованы благодаря усилиям императора за средства государственной казны. Марк Аврелий оказывал жителям собственной империи всестороннюю поддержку, как и чем, мог. С целью избегания повышения налоговых сборов для расходов на армию, император организовал проведение аукциона, на котором продал принадлежавшие ему ценности. Собранные средства были направлены в казну империи. Филантроп Марк Аврелий, не страшась утери популярности среди своих граждан, внес изменения в правила проведения боев гладиаторов, чем сделал их не такими жестокими.

Император лично посещал разбирательства в суде, особое внимание уделял наведению порядка, соблюдению законов и честности судов. Продолжая совершенствовать собственные познания, в городе Афины Марк Аврелий основал четыре философские кафедры. Их профессора содержались за счет государства.

Все предпринимаемые шаги встречались жителями империи благосклонно, за что Марк Аврелий снискал уважение и почет среди всех слоев населения. Сам же правитель, будучи гуманным и высоконравственным человеком и управленцем, мужественно и стойко переносил все невзгоды, выпавшие на его долю.

Защитник границ

Неспокойное время выпало на долю Марка Аврелия и во внешней политике. Только вступив на престол, император столкнулся с вторжением парфян на территорию империи. Пятилетняя война закончилась римским триумфом.

Стоило закончиться этой войне, как в результате нападения племен германцев и сарматов на Дунае начался еще один затяжной конфликт, точка в котором была поставлена лишь спустя 14 лет. Находившиеся в то время у власти братья-императоры отправились на войну. Не успела она закончиться, как в 172 году вспыхнули волнения в Северном Египте. Благодаря усилиям военачальника Авидия Кассия, мятеж был подавлен, но он объявил себя императором. Истинный правитель отправился в очередной поход, но до столкновения дело не дошло, ведь Кассия убили заговорщики. В этом походе скончалась супруга императора Фаустина.

Последнюю военную кампанию в своей жизни император-философ возглавил в 178 году, отправившись воевать с германцами. Война оказалась выиграна, но римское войско сразила эпидемия чумы. Не обошла она стороной и императора. Он испустил свой последний вздох весной 180 года. Сердце Марка Аврелия перестало биться 17 марта.

После кончины популярный и любимый многими император был обожествлен на официальном уровне. 

Добавить комментарий

Стоицизм. Философ на троне: Марк Аврелий

Марк Аврелий учил любить судьбу и помогать себе проживать собственную жизнь. В этой части узнаем об идеях императора-философа.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Эту часть посвятим философу на троне — Марку Аврелию (121–180).

👑 Марк Аврелий был последним из «пяти хороших императоров».

⚔️ Римская империя досталась ему в эпоху войн и распада, на ее границах постоянно шли войны. Большую часть своего правления Марк Аврелий провел в военных походах. В отличие от многих других императоров, он сам возглавлял войско, спал, как и все солдаты, на земле и носил простой плащ.

⚰️ Он скончался во время германского похода в поселении Виндобона на территории современной Вены, когда его войско настигла эпидемия чумы.

📕 Единственное сочинение Марка Аврелия — философские дневники в 19 книгах, получившие общее название «К самому себе».

💡 В 4 веке до н.э. Платон пришел к выводу, что идеальным государством должны управлять философы, тогда воцарит справедливость.

➡️ Марк Аврелий стал таким правителем — философом на троне. Не смотря на то, что он не хотел этого, он с честью исполнял свой долг. Правление не принесло ему счастья, он видел, что Римская Империя уже надломлена и не смог спасти государство.

Статуя Марка Аврелия, 176 год

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Наибольшее внимание в своей философии Марк Аврелий уделял этике. Давайте рассмотрим его главные жизненные принципы 👇

❇️ «Помогай себе».

🗣 «Не заблуждайся доле; не будешь ты читать ни своих записок, деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей, которые откладывал себе на старость.

Поспешай-ка лучше к своему назначению и, оставив пустые надежды, самому себе — если есть тебе дело до самого себя, — помогай как можешь».

💁🏻‍♂️ Марк Аврелий призывает помогать себе проживать собственную жизнь. Чтение и письмо — замечательные занятия, но еще важнее уметь целиком концентрироваться на проживании настоящего момента, быть в точке «здесь и сейчас», сохранять максимальную собранность своего наличного бытия.
 
❇️ «Amor fati» — любовь к своей судьбе.

🌟 Согласно Марку Аврелию, судьба — отнюдь не внешнее принуждение, а лишь наше собственное предназначение.

🧡 Быть самим собой — значит осознать это предназначение, принять его спокойно и с благодарностью.

💡 В 19 веке концепция amor fati нашла развитие в философии Фридриха Ницше, связавшего ее с идеей вечного возвращения, согласно которой рано или поздно все события в точности повторятся.
 
🗣 «Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные. Не только переносить необходимость, но и не скрывать ее — всякий идеализм есть ложь перед необходимостью, — любить ее…».

📝 Вам письмо!

Марк Аврелий. Наедине с собой. Книга вторая.
 
«Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение — смутно; строение всего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — сновиденью и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же — значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное — чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их общего изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным».

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Марк Аврелий: Краткий обзор размышлений


Статуя Марка Аврелия верхом на лошади.

Если вас огорчает что-то внешнее, боль возникает не из-за самой вещи, а из-за вашей оценки ее; и это у вас есть право отозвать в любой момент . ~ Марк Аврелий

Марк Аврелий (121–180 гг. Н.э.) был римским императором с 161 по 180 г. и является одним из самых важных философов-стоиков. То, что сегодня мы называем Медитаций  принимать форму личной записной книжки, которая не предназначалась для публикации. Аврелий назвал их «Писаниями для себя». Они были написаны на греческом языке, хотя его родным языком была латынь, и, вероятно, были составлены во время его военных кампаний в Центральной Европе в 9000 году до н. э. 171-175 гг. н.э. Сегодня он считается одним из самых важных произведений во всей западной литературе. Он умер, скорее всего, от чумы или рака, во время военной кампании на территории современной Австрии. Произведение разделено на 12 коротких книг.

В Книга I  Аврелий благодарит тех, кому он в долгу. Он благодарит своего дедушку за то, что он научил его быть искренним, скромным и уравновешенным; его отец за то, что научил его быть скромным, спокойным и бережливым; его мать за то, что научила его быть щедрым и нематериальным; и его учителя, которые научили его ценить упорный труд, самодисциплину, невозмутимость, рациональность, юмор и терпимость. От своих учителей он также научился любить практическую философию, а не метафизику, логику и тщеславие софистов. Он также благодарит жену за нежность.

В Книга II Аврелий напоминает нам, что каждый день мы будем встречать ужасных людей. Но и у нас есть недостатки, так что не стоит на них сердиться. Ибо все мы всего лишь кусочки крови, костей и дыхания; наша жизнь быстротечна; наши тела разложатся. Что касается смерти, то ее нечего бояться; это не может навредить нам. Но самое главное в нас — это наши мысли. Мы не должны позволять им быть рабами эгоистичных страстей, ссориться с судьбой, тревожиться о настоящем или бояться будущего. Мы не можем гарантировать славу или богатство, но мы можем сохранить спокойствие своего ума и свободу от травм, состояние, превосходящее как удовольствие, так и боль. Свобода — это контроль над нашим разумом.

В Книга II Аврелий говорит нам помнить о таких мелочах, как трещины в буханке хлеба, консистенция инжира и оливок, а также выражение лица диких животных — даже обыденные вещи обладают очарованием, говорит он. Но мы не должны сплетничать или строить предположения о том, что говорят или делают другие. Вместо этого думайте и говорите только о вещах, за которые вам не было бы стыдно, если бы о них узнали. Думайте и говорите искренне и весело, и внутри вас появится своего рода божественность. Нет ничего более ценного, чем ум, стремящийся к истине, справедливости, умеренности, силе духа, рациональности и тому подобному. Так что будьте решительны в стремлении к добру.

В Книга IV Аврелий говорит нам, что мы всегда можем найти уединение в собственном разуме. Если наши умы безмятежны, мы обретем покой и счастье. Что же касается того, как нас видят другие, то мы мало что можем контролировать. Но добродетель остается добродетелью, даже если она не признается. Помните, наша жизнь эфемерна, сегодня мы живем, а завтра умираем. Так что действуйте добродетельно, хорошо используйте свое время и будьте веселы. Затем, когда вы упадете с дерева жизни, вы упадете, как спелый плод.

В Книга V Аврелий говорит, что мы должны вставать каждое утро и хорошо работать. Мы должны действовать естественно и приносить пользу обществу, не заботясь об упреках других. И не просите и не ожидайте оплаты или благодарности за добрые дела. Вместо этого довольствуйтесь быть похожими на виноградную лозу, приносящую добрые плоды. Добродетель сама по себе награда.

В Книге V Аврелий отказывается от мести — лучше не изображать обиду. Мы должны исполнять свой долг, поступать праведно и не отвлекаться на остальных, ибо в безбрежности пространства и времени мы ничтожны. Думайте о хорошем и контролируйте свой разум.

В Книга VII Аврелий выступает за терпение и терпимость. Природа работает как воск, постоянно трансформируясь — так что будьте терпеливы. Люди будут говорить о вас плохо, что бы вы ни делали, но будьте терпимы. Злые люди испытывают наше терпение и терпимость, но мы можем оставаться счастливыми, контролируя свою реакцию на них.

В Книге VIII Аврелий утверждает, что отсоединение от человечества похоже на отсечение одной из собственных конечностей. Вместо этого живите на связи с природой и другими людьми. С чем бы вы ни столкнулись, сохраняйте умеренный и контролируемый ум. Если вас проклинают другие, не позволяйте этому влиять на вас больше, чем ваше проклятие весны влияет на весну.

В Книгах IX, X, и XI Аврелий утверждает, что мы должны быть умеренными, искренними, честными и спокойными. Если кто-то сообщает, что вы не добродетельны, развейте эти представления своей честностью и используйте юмор, чтобы обезоружить худших людей.

В Книге XII  Аврелий   спрашивает, почему мы больше всего любим себя, но так часто ценим мнение других выше собственного. Это ошибка. Помните также, что судьба величайших и худших людей одинакова — все они обращаются в пепел. Итак, не гордись, но будь смиренным. Умереть в спокойствии. Как писал Аврелий из своей палатки, вдали от дома и никогда не возвращаясь: «Жизнь — это война и чужое пребывание, а после славы — забвение».

Размышления. Я хочу больше узнать о стоицизме, буддизме и других практических философиях. Я думаю, что сегодня существует жажда практических жизненных философий, особенно в современном мире, где религиозные истории больше не приносят утешения многим. Чтобы узнать больше о философии стоиков, см. мои статьи о Сенеке, Цицероне, стоиках об эмоциях и о том, как Эпиктет помог адмиралу Джеймсу Стокдейлу выдержать более семи лет в качестве военнопленного.

Понравилось? Найдите секунду, чтобы поддержать доктора Джона Мессерли на Patreon!

Марк Аврелий | Биография, размышления и факты

Марк Аврелий

Смотреть все медиа

Дата рождения:
26 апреля 121 г. Рим Италия
Умер:
17 марта 180 г. (58 лет) Вена Сремска-Митровица Сербия? Австрия?
Должность/Офис:
император (161-180), Римская империя консул (161), Римская империя консул (145 г.), Римская империя консул (140), Римская империя
Известные работы:
«Медитации»
Известные члены семьи:
супруга Анния Галерия Фаустина сын Коммод

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем важен Марк Аврелий?

Марк Аврелий был последним из Пяти Добрых Римских Императоров. Его правление (161–180 г. н. э.) ознаменовало конец периода внутреннего спокойствия и хорошего правления. После его смерти империя быстро погрузилась в гражданскую войну. Он символизировал Золотой век Римской империи для многих поколений на Западе.

Какой была семья Марка Аврелия?

Марк Аврелий происходил из знатной римской семьи. Его дед по отцовской линии дважды был консулом, а его бабушка по материнской линии была наследницей одного из самых крупных римских состояний. Марк женился на своей двоюродной сестре Аннии Галерии Фаустине, дочери императора Антонина Пия. Вместе у них было не менее 12 детей, включая Коммода, преемника Марка.

Как Марк Аврелий стал императором?

Когда Марку Аврелию было 17 лет, его дядя стал императором Антонином Пием (годы правления 138–161) и принял его и еще одного молодого человека в качестве своих преемников. Маркус долгое время учился у Антонина, изучая дела правительства и занимая общественные должности, прежде чем мирно захватить власть после смерти Антонина.

Что написал Марк Аврелий?

Марк Аврелий написал Размышлений , свои размышления в разгар кампании и управления. Неизвестно, в какой степени он хотел, чтобы это увидели другие. Это показывает сильное влияние стоицизма на Маркуса и считалось поколениями мыслями короля-философа.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Марк Аврелий , полностью Цезарь Марк Аврелий Антонин Август , первоначальное имя (до 161 г. н.э.) Марк Анний Верус , (род. 26 апреля 121 г. н.э., Рим [Италия] — умер 17 марта 180 г., Виндобона) [Вена, Австрия] или Сирмиум, Паннония), римский император (161–180), наиболее известный своими размышлениями о стоической философии. Марк Аврелий для многих поколений на Западе символизировал золотой век Римской империи.

Молодость и ученичество

Когда он родился, его дед по отцовской линии уже второй раз был консулом и префектом Рима, что было венцом престижа в сенаторской карьере; сестра его отца была замужем за человеком, которому суждено было стать следующим императором и которого он сам в свое время унаследует; а его бабушка по материнской линии была наследницей одного из самых крупных римских состояний. Таким образом, Марк состоял в родстве с несколькими наиболее видными семьями нового римского истеблишмента, укрепившего свою социальную и политическую власть при императорах Флавиев (69 г. –96), и, действительно, дух этого учреждения имеет отношение к его собственным действиям и установкам. Правящий класс первой эпохи Римской империи, Юлиев-Клавдиев, мало чем отличался от класса поздней республики: это были городские римляне (презиравшие чужаков), экстравагантные, циничные и аморальные. Однако новый истеблишмент был в основном муниципальным и провинциальным по происхождению, как и его императоры, культивируя трезвость и добрые дела и все больше и больше обращаясь к благочестию и религиозности.

Таким образом, ребенок Маркус был явно предназначен для социального признания. Однако как он взошел на престол, остается загадкой. В 136 г. император Адриан (годы правления 117–138 гг.) по необъяснимым причинам объявил своим возможным преемником некоего Луция Цейония Коммода (далее Луций Элий Цезарь), и в том же году молодой Марк был помолвлен с Цеионией Фабией, дочерью Луция Элия. Однако в начале 138 г. Луций Элий умер, а позже, после смерти Адриана, помолвка была расторгнута. Затем Адриан усыновил Тита Аврелия Антонина (мужа тети Марка), чтобы сменить его на посту императора Антонина Пия (годы правления 138–161), договорившись, что Антонин усыновил двух молодых людей — одного сына Луция Элия, а другого Марка. , чье имя затем было изменено на Марк Элий Аврелий Верус. Таким образом, Маркус был отмечен как будущий совместный император в возрасте чуть менее 17 лет, хотя, как оказалось, ему суждено было добиться успеха только в свои 40 лет. Иногда предполагают, что в представлении Адриана и Луций Элий, и Антонин Пий должны были быть просто «грелками» для одного или обоих этих юношей.

Долгие годы ученичества Маркуса у Антонина освещены перепиской между ним и его учителем Фронто. Хотя Фронто был главным литературным деятелем того времени, он был унылым педантом, в крови которого текла риторика, но он, должно быть, был менее безжизненным, чем кажется сейчас, потому что в письмах между ним и обоими молодыми людьми есть искреннее чувство и настоящее общение. люди. К чести Марка, который был умен, а также трудолюбив и серьезен, он потерял терпение из-за бесконечного режима продвинутых упражнений в греческой и латинской декламации и охотно воспринял Diatribai ( Беседы ) религиозного бывшего раба Эпиктета, важного морального философа стоической школы. Отныне именно в философии Маркус должен был найти свой главный интеллектуальный интерес, а также свою духовную пищу.

Викторина «Британика»

Римская империя

В каком году Римской империи пришел конец? На скольких холмах был построен Рим? От Юлия Цезаря до легендарных основателей города-государства — проверьте свои знания о Древнем Риме в этой викторине.

Тем временем у неутомимого Антонина было достаточно работы, чтобы изучить дела правительства и принять общественные роли. Марк был консулом в 140, 145 и 161 гг. В 145 г. он женился на своей двоюродной сестре, дочери императора Аннии Галерии Фаустине, а в 147 г. ему были дарованы основные формальные полномочия императора; отныне он был чем-то вроде младшего соправителя, разделяя сокровенные советы и решающие решения Антонина. (Его приемный брат, который был почти на 10 лет моложе его, в свое время получил официальную известность.) 7 марта 161 г., когда братья были совместными консулами (в третий и во второй раз соответственно), их отец умер.

Римский император

Для Маркуса переход был гладким; уже обладая необходимыми конституционными полномочиями, он автоматически стал полноправным императором (и отныне его имя было Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Август). Однако по его собственному настоянию его приемный брат стал соправителем вместе с ним (и впредь носил имя Император Цезарь Луций Аврелий Верус Август). Нет никаких доказательств того, что у Луция Вера было много последователей, поэтому безжалостный соперник мог легко избавиться от него, хотя оставить его в бытии кем-то меньшим, чем император, могло создать очаг недовольства. Наиболее вероятно, однако, что совесть побудила Марка добросовестно осуществить то, что, как он считал, было планом, благодаря которому он сам в конце концов достиг пурпура. Впервые в истории Римская империя имела двух совместных императоров с формально равным конституционным статусом и полномочиями, но, хотя достижения Луция Вера пострадали по сравнению с образцом Марка, кажется вероятным, что серьезная работа правительства была проделана. на протяжении всего Маркуса и было тем более трудным, что это было сделано в течение большей части его правления в разгар пограничных войн и борьбы с последствиями чумы и деморализации.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Для конструктивной государственной деятельности или инициирования оригинальных тенденций в гражданской политике у Маркуса было мало времени и энергии. Областью, наиболее близкой ему, кажется, был закон. Были обнародованы многочисленные меры и приняты судебные решения, устранившие грубости и аномалии в гражданском праве, в деталях улучшившие участь менее привилегированных — рабов, вдов, несовершеннолетних — и признавшие притязания на кровное родство в области наследования ( см. наследство ). Однако личный вклад Маркуса не следует переоценивать. Модель улучшения законодательства была скорее унаследована, чем нова, и меры были скорее уточнениями, чем радикальными изменениями в структуре закона или общества; Маркус не был великим законодателем, но он был преданным исполнителем роли омбудсмена. Более того, в этой правовой деятельности не было ничего специфически стоического, и в одном отношении эпоха Антонина Пия и Марка свидетельствует о регрессе в отношении права к обществу, ибо при них либо началось, либо стало более явным разделение классов в обществе. уголовное право — honoriores и humiliores — с двумя отдельными шкалами наказаний за преступления, более суровыми и унизительными для humiliores по каждому пункту.

Притязания Маркуса на государственную мудрость подверглись критике во многих других отношениях, например, в связи с преследованием христиан. Хотя Марк не любил христиан, во время его правления не было систематических гонений на них. Их правовой статус остался таким же, как и при Траяне (годы правления 9 г.8–117) и Адриан: христиане ipso facto наказуемы, но их нельзя разыскивать. Это несоответствующее положение мало вредило во времена всеобщей безопасности и процветания, но когда что-то из этого находилось под угрозой, местное население могло доносить на христиан, губернатор мог быть вынужден действовать, и закон, как его понимала центральная власть, должен был тогда действовать. идти своим чередом. Такого рода были мученичества в Лионе в 177 г., и, хотя кажется, что христианская кровь лилась более обильно в царствование философа Марка, чем раньше, он не был инициатором гонений.

В 161 Сирия была захвачена парфянами, крупной силой на востоке. Последовавшая за этим война (162–166) номинально находилась под командованием Вера, хотя ее успешное завершение с захватом Армении и Месопотамии было делом рук подчиненных генералов, в частности Гая Авидия Кассия. Вернувшиеся армии принесли с собой чуму, которая много лет свирепствовала в империи и — вместе с немецким вторжением — способствовала ослаблению морального духа в умах, привыкших к стабильности и кажущейся неизменности Рима и его империи.

В 167 или 168 году Марк и Вер вместе отправились в карательную экспедицию через Дунай, а за их спинами орда германских племен вторглась в Италию огромными силами и осадила Аквилею, на перекрестке дорог в начале Адриатики. Военная ненадежность империи и негибкость ее финансовой структуры перед лицом чрезвычайных ситуаций теперь стали очевидными; Были приняты отчаянные меры, чтобы пополнить истощенные легионы, а имперская собственность была продана с аукциона, чтобы обеспечить средства. Марк и Вер успешно отбивались от немцев, но в 169 г.Верус умер внезапно и, несомненно, естественно, от удара. Потребовалось еще три года боев с Марком в самом разгаре, чтобы восстановить дунайскую границу, и еще трех лет кампании в Богемии было достаточно, чтобы хотя бы на время привести племена за Дунаем к миру.

Марк Аврелий | Philosophy Talk

Форма поиска

Поиск

Марк Аврелий

  • ‹ Предыдущая
  • Следующая ›

Воскресенье, 30 января 2022 г.

Что это такое

Марк Аврелий был римским императором 2-го века и философом-стоиком. Он наиболее известен своими « размышлениями », которые были написаны как личное руководство для него самого о том, как жить жизнью, в которой добродетель является единственным добром, а порок — единственным злом. Так как же нам понять, как жить по-настоящему стоической жизнью? Какова связь между благополучием отдельного человека и интересами общества в целом? И что мы можем узнать от Маркуса о развитии психической устойчивости при столкновении со страхом, страданием или болью? Джош и Рэй сохраняют спокойствие с Рачаной Камтекар из Корнельского университета, автором Нравственная психология Платона: интеллектуализм, разделенная душа и стремление к добру.

Заметки для прослушивания

Чему мы можем научиться у стоиков о хорошей жизни? Можем ли мы когда-нибудь перестать заботиться о боли, страданиях и смерти? Рэй и Джош рассматривают труды Марка Аврелия, римского императора, который писал о том, как жить лучше. Рэй объясняет идею Маркуса о том, что здоровье души важнее здоровья тела, что может помочь нам меньше бояться и печалиться перед смертью. Джош считает, что устранение нашей способности к грусти может также лишить нас способности быть счастливыми, но Рэй утверждает, что настоящее счастье приходит от совершения добрых дел.

Ведущие приветствуют на шоу Рачану Камтекар, профессора философии Корнельского университета. Рачана объясняет основную идею стоиков, состоящую в том, что Бог — это рациональный принцип мира, а люди разумны так же, как и Бог. Только из-за узкой точки зрения вещи рассматриваются как плохие, поскольку благочестивая точка зрения показала бы, что что-то, казалось бы, плохое, хорошо для всего. Рэй спрашивает о стоическом образе жизни, что побуждает Рачану обсудить, как мы должны жить в соответствии с мудростью и добродетелью, несмотря на сложность определения того, что делает действие добродетельным. Джош задается вопросом, как присоединиться к Провиденсу и устроен ли наш мир для достижения наилучшего результата. В ответ Рачана описывает, как последствия предопределены, то есть они определяются как вкладом Зевса, так и нашим собственным вкладом.

В последней части шоу Рэй, Джош и Рачана обсуждают использование стоицизма в современных движениях и то, как учения Марка Аврелия помогают нам развивать психологическую устойчивость. Рачана считает, что крайне правые движения игнорировали общинные, антииндивидуалистические настроения древних стоиков. Джош считает некоторые аспекты стоицизма бесчеловечными, например, их предполагаемую реакцию на смерть близких или детей.

Выписка

Выписка

Джош Лэнди  
Чему мы можем научиться у стоиков о хорошей жизни?

Рэй Бриггс  
Можем ли мы когда-нибудь перестать заботиться о боли, страданиях и смерти?

Джош Лэнди  
Захотим ли мы?

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье в 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91. 7 FM, Сан-Франциско и ретрансляция на многих других станциях по всей стране через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Unlimited Listening

SUBSCRIBE NOW

Buy the Episode

Guest

Rachana Kamtekar, Professor of Philosophy, Cornell University

Related Blogs

Who Wants to Be a стоик?

1 февраля 2022 г.

Чему мы можем научиться у стоиков о хорошей жизни? Должны ли мы все стараться стать равнодушными к боли, страданию и смерти? На этой неделе мы думаем о стоической философии римского императора Марка Аврелия.

Бонусный контент

Философские беседы · Марк Аврелий

Исследования Автор:

Люси Немеров, Элли Вонг

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Чтобы использовать эту форму, у вас должен быть включен JavaScript.

Имя пользователя или адрес электронной почты *

Пароль *

  • Создать новую учетную запись
  • Запросить новый пароль

Предстоящие шоу

09 октября 2022

9031 Illusion Is the Self?

Большинство из нас думает, что наличие личности у нас очевидно, но, как известно, и буддизм, и британский философ Дэвид Юм скептически относятся к такой вещи…

16 октября 2022

Свобода и справедливость для кого?

Многие демократии основаны на идеалах британского либерализма 18-го и 19-го веков: идее о том, что люди заслуживают права на…

23 октября 2022

Философия и супергерой мысленные эксперименты с участием таких персонажей, как «Злой гений» Декарта и «Болотник» Дэвидсона. Некоторые сценарии…

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье в 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско, а также ретрансляция на многих других станциях по всей стране через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Прослушивание без ограничений

ПОДПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

 

Купить выпуск

 

Прослушать предварительный просмотр

Philosophy Talk Starters · 539: Marcus Aurelius

 

Guest

Rachana Kamtekar, Professor of Philosophy, Cornell University

 

Related Blogs

Who Wants to Be стоик?

1 февраля 2022 г.

Чему мы можем научиться у стоиков о хорошей жизни? Должны ли мы все стараться стать равнодушными к боли, страданию и смерти? На этой неделе мы думаем о стоической философии римского императора Марка Аврелия.

 

 

Bonus Content

Philosophy Talk · Marcus Aurelius

 

Research By

Lucy Nemerov, Ellie Wong

 

Upcoming Shows

09 October 2022

Is the Self an Illusion?

Большинство из нас думает, что наличие личности у нас очевидно, но, как известно, и буддизм, и британский философ Дэвид Юм скептически относятся к такой вещи.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *