Марк аврелий основные идеи: 3 главных правила жизни — The Idealist

3 главных правила жизни — The Idealist

Автор: Дариус Форо

Как человеку жить лучше? Над данной мыслью наш вид размышляет веками. Из этого простого вопроса родилось много философий и религий.

Но ни одна философия не может лучше объяснить идеи практической жизни, чем стоицизм.

Император-философ Марк Аврелий, некогда самый могущественный человек на земле, также был практиком стоицизма. Марк написал сборник мыслей, идей и правил для жизни в том, что позже стало известно как Размышления.

Он описал вещи в этой книге для личного использования. В книге «Внутренняя цитадель» Пьера Хадо, в которой анализируются Размышления, отмечено, что у Марка было 3 правила жизни, которые встречаются в его работах.

Хадо определяет три правила жизни Марка Аврелия как следующие понятия: (1) суждение (2) желание (3) побуждение к действию.

Когда я читал «Внутреннюю цитадель», мне было трудно понять, что Хадо имел в виду под этими тремя понятиями. Он не говорит нам, что делать с этой информацией, лишь утверждает, что в работе Марка Аврелия доминировали именно они.

Когда я говорю о «правилах жизни», то думаю о директивах. В духе «делай это» и «не делай это». Я постоянно использую данные типы правил в своей жизни. Воспринимаю правила как ярлыки, которые упрощают жизнь.

Этим я не хочу принизить работу Хадо. На самом деле, я думаю, что его анализ философии — лучший из тех, что я когда-либо читал. Его выводы о стоицизме и философии очень точны. И если вы хотите изучать стоицизм, я рекомендую эту работу. Но это непростое чтение — даже для начитанных людей.

Вот почему решил «перевести» 3 правила жизни Марка Аврелия, обнаруженные Пьером Хадо, на простой английский. Вот они (для каждого правила я упоминаю цитату Марка Аврелия, которая объясняет идею):

Правило 1: стремитесь к чистому суждению о событиях

«Устрани убеждение, устранится и жалоба на вред. Устрани жалобу на вред, устранится и самый вред». (Книга IV, 7)

Нам нужно поместить эту цитату в контекст. Марк понимал, что мы создаём суждения обо всем. Но вместо того, чтобы создавать чистое суждение, генерируем ценностное высказывание. Добавляем личный в него личный взгляд. В приведенном выше примере Аврелий рассуждает о случае, когда с человеком случается что-то плохое. Тогда вы можете сказать: «Это случилось со мной. И это меня ранило».

Последнее предложение является частью оценочного суждения. Поэтому, если вы отбрасываете эту конечную часть, то не позволяете плохой вещи влиять на вас. Событие просто произошло. Конец.

Допустим, вы потеряли работу. Что самое плохое в этом? Фактическое событие потери вашей работы? Или ваше опасение никогда не найти новую? Конечно, последняя часть — беспокойство.

Когда вы выносите такое суждение и придаете смысл событиям, то не создаёте чистого суждения. Поэтому старайтесь смотреть на все, что происходит с вами, максимально объективно.

Ваш партнер изменял вам? Вы заболели? Потеряли деньги? Люди смеялись над вами? Произошло предательство?

Сами по себе события не повредят вам, только с вашего позволения. Следовательно, стремитесь к чистым суждениям о них.

Что-то случилось? Ну и хорошо. Сделайте что возможно и двигайтесь дальше.

Правило 2: желайте только того, что находится под вашим контролем

«Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?»  (Книга VII, 57).

В своих Размышлениях

Марк постоянно повторяет про себя, что большинство вещей в жизни находятся вне его контроля. Он понял, что жизнь непредсказуема. За 2000 лет ничего не изменилось.

Дерьмо случается вокруг нас все время. Вместо того, чтобы обижаться или желать другой жизни; надо работать с тем, что у вас есть. Мы все знаем этот совет.

«Если жизнь дает тебе лимоны, делай лимонад» — так звучит одна банальная истина. Марк делает еще один шаг вперед. Вместо того, чтобы просто использовать лучшее из того, что происходит с вами, ЛЮБИТЕ это.

Он знал, что большинство вещей, которые мы желаем, находятся вне нашего контроля. Посмотрите на то, что вы хотите. Больше денег? Популярности в социальных медиа? Лучшей работы? Новой машины?

Или, может быть, вечной любви? Верных друзей?

Он не желал ничего из вышеперечисленного. Аврелий хотел лишь того, что находится под его контролем или что с ним случилось. Он верил во что-то большее, чем он. Большинство вещей в жизни исходят не от тебя, мой друг. И Марк понял это, как никто другой. Желайте только того, что находится под вашим контролем.

Правило 3: действуйте согласно общему благу

Во-первых, без случайности и с соотнесением. Второе, чтобы это не возводилось к чему-либо другому кроме общественного назначения». (Книга XII, 20)

Удалите импульсы из вашей жизни. Делайте свои действия целенаправленными и никогда не тратьте свою энергию на глупости. Только на цель.

Это то, о чём говорит Марк в приведенной выше цитате. Для многих это звучит как слишком большой контроль. Может быть и так. Если люди хотят тратить свое время на этой земле попусту, это их дело. Марку не было до них никакого дела. Как и вам.

Мы здесь по одной причине: сделать мир и нашу жизнь лучше. И именно поэтому так много людей привлекают сочинения

Марка Аврелия и других стоиков. Они хотели сделать мир лучше.

Я не могу думать о более благородной цели, чем эта. Мы должны сохранить эту философию. И вы можете сделать это, применив эти 3 правила жизни на практике.

Оригинал: Dariusforoux

Стоицизм. Философ на троне: Марк Аврелий

Марк Аврелий учил любить судьбу и помогать себе проживать собственную жизнь. В этой части узнаем об идеях императора-философа.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Эту часть посвятим философу на троне — Марку Аврелию (121–180).

👑 Марк Аврелий был последним из «пяти хороших императоров».

⚔️ Римская империя досталась ему в эпоху войн и распада, на ее границах постоянно шли войны. Большую часть своего правления Марк Аврелий провел в военных походах. В отличие от многих других императоров, он сам возглавлял войско, спал, как и все солдаты, на земле и носил простой плащ.

⚰️ Он скончался во время германского похода в поселении Виндобона на территории современной Вены, когда его войско настигла эпидемия чумы.

📕 Единственное сочинение Марка Аврелия — философские дневники в 19 книгах, получившие общее название «К самому себе».

💡 В 4 веке до н.э. Платон пришел к выводу, что идеальным государством должны управлять философы, тогда воцарит справедливость.

➡️ Марк Аврелий стал таким правителем — философом на троне. Не смотря на то, что он не хотел этого, он с честью исполнял свой долг. Правление не принесло ему счастья, он видел, что Римская Империя уже надломлена и не смог спасти государство.

Статуя Марка Аврелия, 176 год

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Наибольшее внимание в своей философии Марк Аврелий уделял этике. Давайте рассмотрим его главные жизненные принципы 👇

❇️ «Помогай себе».

🗣 «Не заблуждайся доле; не будешь ты читать ни своих записок, деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей, которые откладывал себе на старость.

Поспешай-ка лучше к своему назначению и, оставив пустые надежды, самому себе — если есть тебе дело до самого себя, — помогай как можешь».

💁🏻‍♂️ Марк Аврелий призывает помогать себе проживать собственную жизнь. Чтение и письмо — замечательные занятия, но еще важнее уметь целиком концентрироваться на проживании настоящего момента, быть в точке «здесь и сейчас», сохранять максимальную собранность своего наличного бытия.
 
❇️ «Amor fati» — любовь к своей судьбе.

🌟 Согласно Марку Аврелию, судьба — отнюдь не внешнее принуждение, а лишь наше собственное предназначение.

🧡 Быть самим собой — значит осознать это предназначение, принять его спокойно и с благодарностью.

💡 В 19 веке концепция amor fati нашла развитие в философии Фридриха Ницше, связавшего ее с идеей вечного возвращения, согласно которой рано или поздно все события в точности повторятся.

 
🗣 «Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные. Не только переносить необходимость, но и не скрывать ее — всякий идеализм есть ложь перед необходимостью, — любить ее…».

📝 Вам письмо!

Марк Аврелий. Наедине с собой. Книга вторая.
 
«Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение — смутно; строение всего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — сновиденью и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же — значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное — чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо.

Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их общего изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным».

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

8 лучших уроков от Марка Аврелия

Кем был Марк Аврелий и зачем его слушать?

Марк Аврелий был самым могущественным и важным человеком в мире. Он был императором Рима почти два десятилетия, начиная с 161 года нашей эры.

Хотя Маркус был могущественным правителем, его проблемы удивительно похожи на проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Например,

Ну, наверное, поэтому эта книга до сих пор популярна, несмотря на то, что она была написана так давно. Написание четкое и прямое. Это просто хороший старый Марк Аврелий, говорящий сам с собой, борющийся с жизненными проблемами, с которыми мы все сталкиваемся. О, и развязывание нескольких войн на стороне тоже. Не могу забыть это…

Одна из самых захватывающих вещей в этой книге заключается в том, что Маркус почти наверняка не хотел, чтобы эти заметки стали достоянием общественности. Для меня это делает эту книгу еще более особенной. Где еще можно прочитать истинные сокровенные мысли самого могущественного лидера в мире?

Технически это «философская» книга. Так вот, большинство людей сегодня слышат слово «философия», и их мозг отключается. Я не виню тебя. Когда я слышу философию, я представляю, как старики часами спорят в какой-нибудь университетской башне об определении слова. Но в древнеримские времена философия была очень практичной вещью, инструментом, который можно было использовать для решения повседневных жизненных стрессов, вызовов и проблем. (Позже в истории религия займет это место в жизни большинства людей, дав им моральные принципы и правила, которым они должны следовать.) Медитации

1. Будьте родителем своего «внутреннего подростка», чтобы вести хорошую дисциплинированную жизнь

Как и у всех нас, в голове Марка Аврелия был голос, который не хотел ничего, кроме лени и баловства. Маркус считал своим долгом воспитывать, тренировать или дисциплинировать этого внутреннего подростка.

В некоторых частях Meditations кажется, что внутренний взрослый Маркуса напрямую спорит со своим внутренним подростком. Например, в какой-то момент он говорит о том, что делать, если вам трудно встать с постели по утрам. Потом другой голос перебивает и хнычет: «Но здесь лучше», и первый голос отвечает:

Значит, вы рождены, чтобы чувствовать себя «хорошо»? Вместо того, чтобы делать вещи и испытывать их? Разве вы не видите, как растения, птицы, муравьи, пауки и пчелы выполняют свои индивидуальные задачи, наводя порядок в мире, как могут?

Обратите внимание на тон этого письма. Его внутренний взрослый наказывает другую часть себя, которая просто хочет спать. В его голосе почти слышно осуждение. – Значит, ты рожден, чтобы чувствовать себя «хорошо»? И затем этот голос продолжает, объясняя, что у каждого живого существа есть какая-то цель, для которой оно рождено. Точно так же человек рожден не для того, чтобы лежать в постели, а для того, чтобы вставать и быть полезным другим людям. Написание продолжается так:

Ты недостаточно любишь себя. Или вы бы тоже любили свою природу и то, что она требует от вас. Люди, которые любят то, что они делают, изнуряют себя этим, они даже забывают умыться или поесть. Разве вы меньше уважаете свою природу, чем гравер — гравюру, танцор — танец, скряга — деньги или карьерист — статус? […] Разве помощь другим менее ценна для вас? Не стоит ваших усилий?

Внутри каждого из нас есть множество противоречивых мотивов. Мы хотим пойти в спортзал, но мы хотим есть пончики. Мы хотим получить докторскую степень, но мы также хотим достичь 50-го уровня в новой видеоигре. В этих ситуациях одна из этих мотиваций в конечном итоге побеждает. Маркус знал это, поэтому он прямо противостоял голосам своих низших мотивов. Это похоже на то, как родитель говорит своему ребенку, что НЕТ, он не может есть мороженое при каждом приеме пищи, потому что рано или поздно его зубы сгниют.

И мы видим, что эта схема повторяется снова и снова в книге, когда Маркус использует рациональное мышление, чтобы сопротивляться своим импульсам базового уровня.

Кстати, этот процесс очень похож на современную когнитивно-поведенческую терапию. Терапевты на самом деле направляют своих пациентов к использованию рационального мышления для подавления импульсов, генерируемых более эмоциональными и реактивными частями их разума. И они действительно могут увидеть, как этот процесс происходит на сканере мозга. Например, тревога возникает, когда активизируется небольшая часть мозга, называемая миндалевидным телом, а затем часть мозга, мыслящая рациональным образом, называемая префронтальной корой, начинает возбуждаться и успокаивает миндалевидное тело. Мозг — увлекательная тема, и вы можете узнать гораздо больше из нашего краткого изложения книги «Поведение» Роберта Сапольски, профессора Стэнфорда и эксперта в области биологии поведения человека.

Даже у такого императора, как Маркус, была часть его личности, которая хотела быть похожей на подростка: ленивого, недисциплинированного и целыми днями лежащего в постели. Он проводил время, рационально объясняя себе, почему определенные действия будут для него плохими в долгосрочной перспективе. Точно так же, как родитель объясняет своему ребенку, почему ему нельзя есть мороженое каждый день.

2. Помните о смерти, чтобы перестать беспокоиться о том, что думают люди

Вы можете уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет то, что вы говорите и думаете.

Будучи императором, Марк Аврелий столкнулся с НАМНОГО большим социальным давлением, чем большинство из нас. Чтобы представить это в перспективе, многие очень влиятельные люди хотели, чтобы он был либо публично унижен, либо мертв. Не говоря уже о том, сколько из тех древних императоров были отравлены и убиты близкими им людьми!

Позвольте мне сказать вам: это большой стресс. Я не думаю, что смог бы это принять. К счастью, большая часть моего ежедневного социального давления исходит из таких мелочей, как оплата счетов, посещение нервного свидания или беспокойство, заметит ли кто-нибудь этот прыщ!

Так или иначе, из-за своего высокого давления Марк Аврелий часто думал о факте смерти, чтобы достичь большей эмоциональной стабильности. Он всегда напоминал себе, что однажды он умрет, и все, кто когда-либо знал его, тоже будут мертвы. Он часто напоминал себе об этом очень наглядным языком: говорил, что скоро превратится в кости или пепел. Он обнаружил, что это лучшее лекарство от беспокойства о том, что люди думают о нем.

Сосредоточьтесь каждую минуту, как римлянин, как мужчина, на том, чтобы делать то, что перед вами, с точной и искренней серьезностью, нежно, охотно, со справедливостью. И на освобождении себя от всех других отвлекающих факторов. Да, вы можете — если вы будете делать все так, как будто это последнее, что вы делаете в своей жизни, и перестанете быть бесцельным, перестанете позволять своим эмоциям брать верх над тем, что говорит вам разум, перестанете быть лицемерным, эгоистичным, раздражительным .

(выделено мной)

Маркус также сказал себе, что даже если у нас есть какая-то репутация после смерти, чем она нам полезна? Ты все равно умрешь. И уважаете ли вы сегодня большинство людей, которые вас окружают? Что ж, в будущем вокруг будут точно такие же люди, которые могут помнить, а могут и не помнить ваше имя. Это действительно что-то ценное?

Кстати, эта идея удивительно похожа на некоторые учения Будды. Будда часто советовал своим ученикам медитировать на тот факт, что все в жизни постоянно меняется и непостоянно. Если вы хотите узнать об этом больше, прочтите наше краткое изложение «Сердце учения Будды» Тик Нат Хана.

Маркус часто напоминал себе, что скоро умрет, и все, кто когда-либо знал его, тоже будут мертвы. Это дало ему повышенную эмоциональную стабильность и меньшее стремление к всеобщему одобрению.

3. Старайтесь всегда интерпретировать то, что с вами происходит, как нечто полезное. Не чувствуйте себя обиженным — и вы не были.

Маркус понял, что каждый из нас обладает огромной силой в выборе того, как интерпретировать все, что с нами происходит. Когда с нами случается что-то плохое, мы можем не чувствовать себя жертвой. Например, если кто-то говорит вам грубые или обидные слова, вы можете не позволять этим словам причинять вам боль. Вы можете интерпретировать то, что с вами происходит, не только как безобидное, но и как-то полезное.

Когда я был ребенком, эта истина, казалось, преподавалась лучше, чем сегодня. Сегодня многие группы в нашей культуре подталкивают нас к постоянному чувству себя жертвами, но Маркус говорит, что у нас всегда есть другой выбор, лучший выбор. И эта способность выбирать смысл того, что с нами происходит, является высшей силой, которой обладают люди, высшим щитом между внешним миром и нашей сокровенной душой.

Вещи не держат душу. У них нет к нему доступа, они не могут его двигать или направлять. Оно движется и направляется само по себе. Он берет вещи перед собой и интерпретирует их по своему усмотрению.

Если вы сомневаетесь в этом, то я вас не виню. Что ж, в подтверждение этой мысли я хотел бы поделиться с вами цитатой пережившего Холокост и психолога Виктора Франкла. Когда Франкла спросили, как он пережил годы в концентрационных лагерях Второй мировой войны, он ответил:

«У человека можно отнять все, кроме одной вещи: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение к любой заданной совокупности условий». обстоятельства, выбирать свой путь».

– Виктор Франкл

Большинство из нас никогда не испытают ничего похожего на те ужасы, которые сотворил Виктор Франкл, и слава Богу за это. Большая часть его семьи была убита, его тело превратилось в изувеченный скелет, а окружавшие его друзья сдавались и умирали каждый день. Тем не менее, несмотря на все это, он также говорит, что высшая человеческая свобода — это свобода выбора. Если вы хотите узнать больше об истории Виктора Франкла, прочитайте наше краткое изложение его книги «Человек в поисках смысла», книги, которая действительно меняет жизнь.

Когда с вами что-то происходит, вы всегда можете интерпретировать это как вредное или безвредное. Это похоже на то, что Виктор Франкл писал о своем опыте в концентрационных лагерях Второй мировой войны, когда он сказал, что последняя человеческая свобода, которую мы не можем отнять, — это наша способность выбирать свое отношение и путь в любых обстоятельствах.

4. Верить, что все происходит по высшей причине, чтобы противостоять жизненным катастрофам

Марк Аврелий был большим сторонником Провидения. Это означает, что он верил, что Бог, или природа, или какая-то высшая сила всегда обеспечивает нам защиту и заботу. Вера в провидение помогала Маркусу смириться с тем, что случались плохие вещи, потому что он рассматривал их как неизбежную часть своей судьбы и происходящие по какой-то высшей неизвестной причине.

Он считал, что даже очень плохие события всегда происходят для нашей же пользы, и мы должны принимать их, не спрашивая Бога о том, почему они происходят. Это как проглотить неприятное на вкус лекарство от доктора. Возможно, сейчас вы не видите выгоды, но вы НЕ умнее природы. Природа достаточно разумна, чтобы давать определенные болезненные уроки отдельным людям на благо общества в целом. Надеюсь, это имеет смысл. Это его мыслительный процесс.

Древние философы часто использовали важное слово Логос, имеющее очень широкое значение. Логос означает способность отдельного человека мыслить логически, И это также означает разумный порядок, встроенный в природу вселенной. Так что, если вы верите, что за Вселенной стоит порядок, тогда должна быть более глубокая причина и смысл всего, что в ней происходит, даже плохих вещей.

Такой образ мышления также помогает вам принимать все, что происходит, и плыть вместе с ним, а не сопротивляться. Это большая часть стоической философии. Во введении к этой книге Грегори Хейс провел прекрасную аналогию. Он сказал, что если собака привязана поводком к движущейся повозке, то она может либо бежать ВМЕСТЕ с повозкой, либо сопротивляться ей и мучительно тащиться за ней. Когда люди сопротивляются тому, что с ними происходит, они только ухудшают себе жизнь.

Маркус верил в Провидение, а это значит, что какая-то высшая сила всегда обеспечивает нам защиту и заботу. Он считал, что во вселенной существует разумный порядок, называемый Логосом, поэтому должна быть причина даже для плохих событий. Хотя мы можем не видеть причины, мы должны принять то, что происходит, так же, как проглотить неприятное на вкус лекарство от врача.

5. Примите тот факт, что другие люди не могут не быть несовершенными

Чтобы быть хорошим лидером, Маркус знал, что он должен быть терпимым и прощающим с окружающими его людьми. Это было верно даже тогда — и особенно когда — эти люди были преднамеренно эгоистичными или нечестными. Он знал, что для того, чтобы быть хорошим лидером, он должен оставаться на связи с окружающими его людьми. Поэтому гнев никогда не был правильной реакцией. Маркус считал гнев главной слабостью, как будто он отказывался от своей работы.

Поэтому, чтобы не стать слишком злым и отчужденным от окружающих, Маркус всегда напоминал себе, что люди никогда не делают зла ​​намеренно. Он считал, что если кто-то увидит, что его действия неверны, то он не будет таким! Но они не могут видеть, поэтому делают мелочные, эгоистичные, ненадежные и неподобающие вещи.

Такой человек обязательно это сделает. С таким же успехом можно возмущаться фиговым деревом за то, что оно выделяет сок. (В любом случае, очень скоро вы оба будете мертвы — мертвы и скоро забыты.)

Столкнувшись с плохим поведением людей, обернитесь и спросите, когда вы так себя вели. Когда вы видели в деньгах благо, удовольствие или положение в обществе. Ваш гнев утихнет, как только вы поймете, что они действовали по принуждению (а что еще они могли сделать?).

Кроме того, говорить кому-то, что он неправ, никогда не будет чем-то, что они могут принять, так что такой подход бесполезен. Люди всегда будут противиться тому, чтобы их называли плохими и не хорошими. Вместо этого вы должны направлять их к правильному поведению с помощью сострадательных рассуждений, а не осуждения.

(Кстати, если вы хотите узнать, как постоять за себя, не провоцируя защитную реакцию другого человека, посмотрите наше краткое изложение книги Маршалла Б. Розенберга, всемирно известного психолога, «Ненасильственное общение».)

Люди никогда не делают зла ​​намеренно, они всегда верят, что поступают правильно. Люди всегда будут противиться тому, чтобы их называли плохими, поэтому вы должны с состраданием показать им ошибочность их пути.

6.

Принимайте препятствия, чтобы разжечь свой внутренний огонь

Маркус считал, что люди не процветают, когда жизнь слишком легка. Он видел, что испытания полезны для человеческой души. Многие из самых богатых людей в мире сегодня, такие как Билл Гейтс, Уоррен Баффет и Марк Цукерберг, пообещали отдать большую часть своего состояния на благотворительность после своей смерти. Они достаточно умны, чтобы понимать, что если дать своим детям миллиарды долларов, это, вероятно, разрушит их жизнь и счастье.

Как проницательный культурный критик и известный музыкант The Notorious B.I.G. однажды сказал: «Мо деньги, мо проблемы».

Во всяком случае, Маркус сказал, что люди созданы для того, чтобы «превращать наши препятствия в топливо». Представьте, что каждое новое испытание, с которым вы сталкиваетесь, — это еще одно бревно, которое вы подбрасываете в свой внутренний огонь, заставляя вас гореть ярче. Маркус видел, что каждый раз, когда он сталкивался с каким-то внешним препятствием, которое на первый взгляд казалось невозможным, он всегда мог найти способ обойти его, чтобы достичь того, чего он действительно хотел.

Потому что мы умеем приспосабливаться и адаптироваться. Ум приспосабливает и преобразует в своих целях препятствия для наших действий. Препятствие к действию продвигает действие. То, что стоит на пути, становится путем.

Так что помните этот принцип, когда что-то угрожает причинить вам боль: само по себе это вовсе не было несчастьем; выдержать его и победить — большая удача.

Маркус говорит, что если что-то терпимо, то перестань жаловаться и терпи. Если препятствие непреодолимо (например, неизлечимая болезнь, я полагаю), тогда у вас все равно нет времени беспокоиться об этом.

Вот пример из жизни. В 1950-х годах парень по имени Сэм ушел из армии и потратил все свои сбережения на открытие небольшого дисконтного магазина в маленьком городке в Арканзасе. Он провел несколько лет, очень усердно работая над тем, чтобы сделать этот магазин успешным, и он так гордился тем, что ему удалось.

Но потом случилось что-то плохое. Когда Сэм впервые подписал договор об аренде здания, он недостаточно внимательно изучил мелкий шрифт. Таким образом, владелец здания смог на законных основаниях выгнать его и фактически завладеть магазином. Чтобы открыть еще один магазин, Сэму пришлось покинуть любимый город и общину. В то время было очень больно. Тем не менее, много лет спустя Сэм оглядывался назад и говорил, что это было одно из лучших событий, которые когда-либо случались с ним. Почему? Потому что он смог начать все заново со своим следующим магазином, магазином, который вскоре разрастется до тысяч магазинов. Так как же назывался тот второй магазин, который открыл Сэм? Уол-Март.

Если вы хотите узнать больше о том, как Сэм Уолтон так успешно расширил свои магазины Walmart, прочтите краткое изложение книги «Сделано в Америке». Много отличных бизнес-уроков в этом.

Люди созданы для того, чтобы «превращать наши препятствия в топливо», превращая каждое препятствие в следующий шаг нашего плана. Люди не процветают, когда жизнь слишком легка, поэтому самые богатые люди Америки, такие как Билл Гейтс, клянутся оставлять своим детям очень мало денег.

7. Опишите сырье всего, чтобы увидеть жизнь свежим взглядом

Марк Аврелий постоянно был окружен излишествами своего общества. Бесконечное золото, пурпурные одежды, щедрые пиры и пышные церемонии. Большинство людей могут легко впечатлиться и потеряться в этой параллельной вселенной. Чтобы помочь себе оставаться на земле, Маркус любит описывать окружающие его вещи грубо и грубо.

Как будто видишь перед собой жареное мясо и другие блюда и вдруг понимаешь: это дохлая рыба. Мертвая птица. Мертвая свинья. Или что это благородное вино — виноградный сок, а пурпурные одежды — овечья шерсть, окрашенная кровью моллюсков. Или заниматься любовью — что-то трется о пенис, короткий припадок и немного мутной жидкости. Такое восприятие — цепляться за вещи и проникать сквозь них, чтобы мы видели, что они есть на самом деле. Это то, что нам нужно делать все время […], чтобы обнажить их и увидеть, насколько они бессмысленны, чтобы сорвать легенду, которая их инкрустирует.

Отличный трюк. Попробуй сам. Опишите то, что вы желаете, самым стерильным и неаппетитным способом, каким только можете, и вы разрушите иллюзию этого.

Например, когда Маркус начинал беспокоиться об одобрении других, он говорил себе, что это «Не более чем щелканье их языками. Это все, к чему сводится публичная похвала, — к щелканью языками». Описывая объекты своих желаний таким образом, Маркус затем смог сосредоточиться на своих более полезных мотивах, таких как выполнение своего долга и служение другим.

Маркус был окружен помпезной роскошью, но любил развеивать ее иллюзию, описывая все грубо и грубо. Говоря о пиршестве перед ним, он сказал, что это «мертвая рыба. Мертвая птица. Мертвая свинья».

8. Меньше думай о прошлом и будущем, потому что твоя жизнь происходит только в настоящем

Маркус понял, что все, что у нас есть, это настоящее. Прошлое уже произошло, будущее еще не наступило. Так что прошлое и будущее существуют только внутри нашего сознания. Но вся наша жизнь проживается в настоящем момент за моментом.

К тому же, когда вся ваша энергия и внимание тратятся на размышления о прошлом или будущем, у вас не остается сил на настоящее. И ваши действия могут происходить только в настоящий момент. Вы не можете изменить прошлое. Вы ничего не можете сделать с тем, что может или не может произойти в будущем. Только ваши действия прямо сейчас находятся под вашим контролем. И большая часть философии стоиков фокусируется только на вещах, которые мы можем контролировать, а не на вещах, которые мы не можем контролировать.

Забудьте обо всем остальном. Держись за это одно и помни: каждый из нас живет только сейчас, этим кратким мгновением. Остальное уже прожито или увидеть невозможно.

Настоящее — это все, от чего они могут отказаться, поскольку это все, что у вас есть, а чего у вас нет, вы не можете потерять.

Маркус также говорил об обрезке наших мыслей, чтобы они были более честными и прямыми. Он вообразил, что хороший человек может вслух рассказать всем, о чем они думают в любой момент, без напряжения и расчетов. Это было бы верным признаком того, что вы живете честно и порядочно. Маркус говорит, что для того, чтобы двигаться к этому чистому состоянию ума, мы должны работать над сдерживанием своих импульсов, следя за тем, чтобы наши действия всегда приносили пользу обществу, а не только нам самим.

Вы не можете изменить прошлое. Вы также ничего не можете сделать с тем, что может или не может произойти в будущем. Единственное место, где вы имеете какой-либо контроль, — это настоящее, потому что именно здесь происходят все ваши действия. Большая часть философии стоиков заключается в том, чтобы сосредоточиться только на том, что вы можете контролировать.

Заключение

Итак, это были одни из лучших идей из этой книги. Давайте закончим последней цитатой:

То, о чем вы думаете, определяет качество вашего ума. Ваша душа приобретает цвет ваших мыслей.

И я надеюсь, что, читая эти аннотации к книгам замечательных авторов, они окрашивают вашу душу. Маркус был потрясающим лидером, и у него было так много проницательных мыслей. До встречи в следующем резюме!

Марк Аврелий // Цифровые очерки // Бог и хорошая жизнь // Университет Нотр-Дам

Введение

Темы медитаций

тем Марка Аврелия Медитации , на которых мы должны сосредоточиться:

  • Смерть и краткость жизни
  • Важность рациональности и воли
  • Принятие недостатков других
  • Избегание стремления к славе и удовольствиям
  • Принятие курса природы и жизнь ее силами

Следующие отрывки взяты из Книги VII Медитаций . Полный текст Meditations Книги VII можно найти по этой ссылке, перейдя на страницу 129..

Общее благо и жизнь в данный момент

Книга VII « Медитации Марка Аврелия» содержит ряд наблюдений о природе перемен и силах самой жизни. Работа предназначалась не для публики, а скорее как сборник медитативных заметок для себя.

Одна замечательная тема, о которой пишет Марк Аврелий, касается личных способностей, которые могут быть применены к общему благу:

Достаточно ли моего интеллекта для этого дела или нет? Если это так, я буду использовать свой талант, данный мне небом для этой цели. Если же нет, то я либо оставлю его в покое и передам его на лучшее место, если только это не противоречит моему долгу, либо сделаю все, что в моих силах. Я дам свой совет и передам исполнительную часть в более умелые руки, и таким образом можно будет обеспечить правильный момент и общие интересы. Ибо, что бы я ни творил сам или в соединении с другим, Я всегда стремлюсь к благу сообщества .

Он продолжает говорить, что наши действия не должны мотивироваться стремлением к славе или признанию.

Сколько известных людей выпало из истории и забыто? А сколько, пообещавших сохранить чужие имена, потеряли свои?

И мы должны быть открыты для полезных способностей наших сверстников:

Никогда не стыдиться помощи. Подобно солдату при штурме города, ваше дело — охранять свой пост и выполнять ваши приказы. Теперь предположим, что вы охромели при штурме и не можете преодолеть брешь своими ногами, разве вы не позволите своему товарищу помочь вам?

По ходу самой жизни Марк Аврелий напоминает себе о важности жить настоящим моментом, но не цепляться ни за какой прошедший момент.

Не беспокойтесь о будущем, ибо, если вы когда-нибудь придете к нему, у вас будет та же причина для вашего проводника, которая оберегает вас в настоящем.

 

Ключевой принцип Рациональность

Важность рациональности и воли является центральным принципом Медитаций .

Все части вселенной переплетены и связаны друг с другом священной связью. И ни одна вещь не является чуждой или не связанной с другой. Эта общая связь придает миру единство и украшение. Ибо мир, если взять его целиком, всего лишь один. Есть только один вид материи, из которой он сделан; один Бог, который пронизывает его; и один закон, чтобы вести его, общий разум всех разумных существ; и одна истина; если, конечно, существа одного и того же рода и наделенные одним и тем же разумом имеют одно и то же совершенство.

Все материальное быстро исчезает во вселенской материи. И все причинное быстро поглощается универсальной причиной. И память обо всем быстро переполняется временем.

У разумных существ действие в согласии с природой и разумом — одно и то же.

Таким образом, мы обязаны действовать в соответствии с разумом.

Встаньте либо на собственные ноги, либо на костыли.

Для Маркуса несчастные случаи и все, что мы не в силах контролировать, случаются на протяжении всей жизни, но очень важно понимать, что реакция на них может повлиять на ситуацию в лучшую или худшую сторону. Такие стоики, как Маркус, призывают нас сопротивляться чрезмерной реакции или ухудшению ситуации. Пока мы остаемся твердыми в своем понимании Вселенной и пока мы помним, что внешние изменения не затрагивают того, что действительно важно в жизни, мы можем не позволять вещам, которые находятся вне нашего контроля, оказывать чрезмерное влияние на нашу жизнь. . Тот же принцип применим и к межличностным проблемам.

Пусть несчастные случаи случаются с теми, кто подвержен впечатлению, и те, кто чувствует несчастье, могут жаловаться на него, если им угодно. Что касается меня, что бы ни случилось, я не могу получить от этого никакого ущерба, если только не считаю это бедствием; и в моей власти не думать об этом, если я захочу.

Пусть язык и поступки людей будут такими, какими они хотят, мое дело — быть хорошим. И произнести ту же речь про себя, что кусок золота, или изумруд, или пурпур должны. Пусть люди говорят и действуют так, как им нравится; Я должен быть изумрудом, и я должен сохранить свой цвет.

Правильное реагирование на вещи, находящиеся вне нашего контроля, зависит от способности сохранять позитивный настрой. Марк Аврелий изумляется способностям разума замечанием:

Причиняет ли себе когда-либо беспокойство разум? Навлекает ли она на себя страхи и страсти? Пусть любой другой пытается напугать или побеспокоить ее, если может, ибо по своему собственному убеждению она не обратится к таким впечатлениям. А что касается этой маленькой тушки, то пусть позаботится о том, чтобы не чувствовать, а если почувствует, так и скажите. Но душа, вместилище страстей и страданий, составляющая мнение об этих вещах, не должна ничего страдать, если только она не предастся этим фантазиям и страхам. Ибо разум по своей природе самодостаточен и должен создавать свои желания, прежде чем сможет их почувствовать. Эта привилегия делает ее невозмутимой и несдержанной, если только она не дразнит и не накладывает на себя оковы.

 

Ключевой принцип Что такое стоическая медитация?

Медитация?

Название текста Маркуса «Размышления» может вызвать у вас вопрос: о чем размышляют стоики? И почему медитация такая важная практика для философов-стоиков? Как вы видели, стоики ценят рациональность, особенно перед лицом перемен или непредсказуемости. Стоический идеал — это тот, кто способен сохранять спокойствие, хладнокровие и собранность, даже когда вокруг все хаотично и неопределенно.

Для достижения этого идеала стоики рекомендуют медитировать на образы или идеи, которые противодействуют нашим немедленным (часто негативным) эмоциональным реакциям на вещи. Беспокоитесь о том, что ваша репутация будет подорвана? Помните, что « Вскоре вы забудете весь мир, а через некоторое время весь мир забудет и вас». Беспокоитесь, что один из ваших проектов провалится? » Существо, которое управляет природой, быстро изменит ее нынешний облик.  Одна вещь будет сделана из другой посредством частых революций.  И таким образом мир всегда будет новым.»  Маркус даже рекомендует вызывать в памяти определенные образы или мысли, которые напоминают вам, что все, что имеет значение в жизни, — это добродетель.

Краткий обзор медитативных упражнений

Сравнение различных типов медитации

Упражнения стоической медитации имеют много общего с другими формами медитации. Подобно медитации «осознанности», они побуждают нас сделать шаг назад от наших непосредственных восприятий и суждений, чтобы достичь спокойного (а для стоиков — рационального) психического состояния. Подобно медитации, рекомендуемой в курсе «Когнитивно-поведенческой терапии», стоицизм считает, что эта ясность может помочь нам избежать эмоциональных искажений или предубеждений.

Тем не менее, есть важные отличия.

Во-первых, стоическая медитация исходит из собственных предположений о том, на что похож мир и откуда берется ценность. Лежащее в основе единство в природе под наблюдением безличной богоподобной фигуры — это то, на что стоики полагаются, поощряя своих последователей «отстраняться» от больших изменений и переходов жизни.

Еще одна вещь, которая очень важна для стоиков, заключается в том, что смысл медитации заключается в том, чтобы осознать, что добродетель — это единственное, что имеет значение в жизни. Таким образом, они побуждают нас использовать медитацию для отделения от все остальное. Это включает в себя такие вещи, как деньги или материальные блага, а также нашу естественную любовь и заботу о других людях. Для стоика чрезмерная привязанность к другим вызовет внутреннюю борьбу и сама по себе может исказить наше мышление.

Связь Страдания

Страдания и смерть — одни из главных тем «Размышлений» Маркуса, потому что это постоянное движение, которое всегда угрожает отвлечь нас от того, что действительно важно. Вот некоторые из его размышлений на эти темы.

Относительно смерти: это рассеяние, если есть атомы; но если вселенная есть единство, то это либо исчезновение, либо изменение.

Что касается боли, если она невыносима, она быстро вас убьет. Если долго, то терпимо. Тем временем ваш ум сохраняет спокойствие благодаря силе способности высказывать мнение и ничего не страдает. А для ваших конечностей, которые болят от боли, если они могут жаловаться, пусть делают это.

Изречение Платона: «Тот, кто возвысил свой ум до должного уровня величия, кто пронес свой взгляд сквозь все пространство материи и времени, ты думаешь, такой человек будет много думать о человеческой жизни? Вовсе нет (говорит другой мужчина в диалоге). Что тогда? Будет ли его одолевать страх смерти? Отнюдь не.»

«Ты сильно ошибаешься, если думаешь, что человек, способный на все, боится либо жить, либо умереть. Нет; его заботит только то, делает ли он что-либо правильно или неправильно, играет ли роль хорошего человека или плохого».

Чтобы узнать больше о том, как современный стоик может думать о страдании, посмотрите это короткое видео.

 

Ключевой принцип Гармония

Как упоминалось выше, «гармония всего сущего» является ключевой идеей, пронизывающей стоическую мысль, и над ней часто размышляет Маркус: высокой пирамиды, и оттуда взгляните на мир и осмотрите его как бы одним взглядом. Здесь мы можем видеть стада, армии, земледелие, браки и разлуки, рождение и смерть, шум судов, пустынные места, разнообразие варваров, пиры, причитания и рынки. Возьмите это вообще, это — странное месиво. И все же вы обнаружите, что разнообразие частей способствует гармонии целого.

Кроме того, говоря о гармонии целого, Марк Аврелий комментирует, как история влияет на будущее: угадывать и почти пророчествовать о будущем; ибо они, безусловно, будут одной и той же природы и не могут не быть отлиты в одной и той же форме. Так что сорок лет человеческой жизни могут служить образцом для десяти тысяч.

Стоики стремятся отразить эту общую гармонию в своей внутренней жизни. Размышляя о том, как можно достичь гармонии в отношениях с людьми и с самим собой, Аврелий возвращается к понятию добродетели:

Может ли другой мужчина ездить верхом или фехтовать лучше вас? Это может быть так. Пусть никто не превзойдет вас в светском и скромном поведении. Пусть никто не будет более смиренным с судьбой и снисходительным к своим ближним.

 

Стоицизм и хорошая жизнь

Философия хорошей жизни Маркуса

Вот отрывок, в котором Маркус подробно размышляет о том, что мы могли бы назвать его «Философией хорошей жизни»:0007

Всегда и везде в ваших силах смириться с богами, быть справедливым по отношению к человечеству и исследовать каждое впечатление с такой тщательностью, чтобы ничто не могло войти в него без тщательного изучения. Никогда не ищи бессвязных расспросов о чужих мыслях, а прямо смотри на отметку, которую поставила тебе природа. Природа, говорю я, либо природа вселенной, либо ваша собственная; первое ведет вас к покорности Провидению, второе — к тому, чтобы действовать так, как вам подобает. А то, что соответствует форме и строению вещей, и становится ими. Чтобы быть более конкретным, остальной мир предназначен для служения разумным существам вследствие этого общего назначения, в соответствии с которым низший порядок вещей предназначен для использования более благородными. А разумные существа созданы для пользы друг друга. Социальный нрав — это то, для чего главным образом предназначена человеческая природа; следующее, что заложено в нашем существе, — это быть невосприимчивым к телесным впечатлениям, поскольку особая привилегия разума состоит в том, чтобы двигаться внутри себя и не позволять ощущению или страсти вторгаться в него; ибо они оба животного и низшего качества. Но понимающая часть претендует на право управлять и не подчиняется материи или аппетиту; и веская причина для этого, так как она была рождена, чтобы командовать и использовать их. Третьим главным требованием разумного существа является обезопасить свое согласие от опрометчивости и ошибки. Позвольте своему разуму только обвести эти точки и придерживаться их, и тогда она станет хозяйкой всего, что ей принадлежит.

 

Разрушение

Представление Маркуса о хорошей жизни можно разбить на следующие принципы:

  1. Смириться перед богами: понять, что жизнь находится вне вашего контроля, и признать, что природа будет преобладать.
  2. Будьте справедливы к человечеству: люди предназначены служить друг другу, а не тому, как «низший порядок вещей» предназначен для использования на благо разумных существ.
  3. Исследуйте каждое впечатление с такой тщательностью, чтобы ничего не попало в него, что не было хорошо изучено: делайте чистые суждения, не затуманенные оценочными или эмоциональными суждениями.

См. ниже иллюстрацию того, как это может действовать в конкретном случае.

Ключевой принцип Судьба

Покорность «судьбе» (иногда называемой «волей богов» в древнегреческой и римской философии) также является ключевой частью стоицизма и темой, которая проходит через все размышления Маркуса:

Нам следует провести остаток жизни в соответствии с природой, как будто мы уже умерли и подошли к концу нашего срока.

Пусть твоя судьба будет твоей единственной склонностью, ибо нет ничего разумнее.

Загляните внутрь себя, потому что у вас дома есть неиссякаемый источник счастья, который всегда будет бурлить, если вы будете копать его.

Искусство жить больше похоже на борьбу, чем на танец, ибо здесь человек не знает заранее своих движений и своих мер.

Платон говорил, что ни одна душа не упускает истины по своей воле. То же самое можно сказать и о справедливости, трезвости, добродушии и тому подобном. Особенно тщательно помните об этом, потому что это поможет вам смягчить свой гнев по отношению ко всем людям.

 

 

Аврелий утверждает, что жизнь больше похожа на борьбу, чем на танцы. Танец предполагает наличие ритма, спланированных движений, общего порядка и контроля. Борьба, напротив, является более подходящим сравнением, поскольку мы никогда не знаем, что влечет за собой наш следующий шаг, и часто диктуется обстоятельствами, которые бросает нам жизнь.

 

Связь Характер

В заключение мы поделимся с вами некоторыми мыслями Маркуса о том, как контролировать более сложные эмоции в жизни. В «Размышлениях» он переходит от общих рассуждений о судьбе к размышлениям о нраве и добродетельном отношении к другим. Марк Аврелий размышляет:

Не возвращайте злобных людей на самих себя и не обращайтесь с ними, как с остальным человечеством.

Природа не создала вашу композицию настолько близкой, чтобы вы не могли уйти в свои пределы и заниматься своими делами самостоятельно; ибо человек может быть первоклассным в добродетели и истинной ценности, и все же быть очень темным в то же время. Вы также можете заметить, что у счастья очень мало желаний. Предоставление твоего таланта не зайдет слишком далеко в логику, это не может воспрепятствовать свободе твоего ума, ни лишить тебя благ трезвости, благодеяния и покорности.

Тот, кто достиг вершины мудрости и практики, проводит каждый день так, как если бы он был последним, и никогда не виновен в перевозбуждении, медлительности или неискренности.

Великая глупость не расставаться со своими недостатками, что возможно, а вместо этого пытаться убежать от недостатков других людей, что невозможно.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *