Стоик Марк Аврелий: 9 принципов жизни философа
«Не забывай же впредь при всяком событии, повергающим тебя в печаль, пользоваться основоположением: Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем»
Философ-стоик Марк Аврелий (121-180 гг.) считается последним из «пяти хороших императоров» Римской Империи. В «Размышлениях» император-философ говорит о безразличии к смерти, важности лишь настоящего момента, противоречиях между Судьбой и свободой воли. Марк Аврелий считал, что, несмотря на невзгоды, человек всегда может сделать свою жизнь лучше, а все проблемы преходящи и временны.
9 стоических принципов жизни императора Марка Аврелия
«Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее,
она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».
Правление Марка Аврелия пришлось на один из самых неспокойных периодов в жизни Римской империи, но стоический подход к решению проблем помог ему преуспеть в государственном деле.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Стоицизм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
Историк Капитолин говорит, что Марк Аврелий стал одеваться и жить, как стоик, ещё будучи двенадцатилетним мальчиком. В учебные часы он надевал философский плащ; он спал на голой земле, и только благодаря усиленным просьбам матери стал потом спать на матрасе, покрытом звериными шкурами. Наиболее важными из принципов жизни Марка Аврелия можно назвать следующие:
1. Единение с «природой»
Согласно стоикам, природа – как и общая, так и человеческая природа. Так как наша природа – лишь часть целого, то жить в согласии с ней означает то же самое, что жить в гармонии со всем, что происходит в мире.
«Ты всегда должен мыслить мир, как единое существо, с единой сущностью и единой душой. Подумай о том, как все сводится к его же единому ощущению, как создает он все единым стремлением, как все содействует возникновению всего, какая во всем связь и соответствие».
2. Безразличие к смерти, легкость в отношении скоротечности жизни
«Перебери одного за другим и тех, кого ты знал лично: один хоронит одного, другой – другого, а затем умирают и сами – и всё это в течение краткого промежутка времени. Вообще следует смотреть на всё человеческое как на мимолетное и кратковечное – то, что было вчера ещё в зародыше, завтра уже мумия или прах. Итак, проведи этот момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее дереву».
3. Верность своей деятельности, делу жизни, добродетели
«Если ты, следуя правому разуму, будешь старательно, ревностно и любовно относиться к делу, которым ты в данный момент занят, и, не глядя по сторонам, будешь блюсти чистоту своего гения, как будто уже пора с ним расстаться, если ты будешь поступать так, ничего не ожидая и не избегая, но довольствуясь наличной деятельностью, согласно с природой, и геройским правдолюбием во всем, что ты говоришь и высказываешь, — ты будешь жить хорошо. И никто не в силах помешать этому».
4. Настоящее – единственно важное время
«Помни также, что каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью. Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто уже давно опочил».
5. Апатия по отношению к славе, почестям и излишествам
Слава – скоротечное явление. Зацикливание на ней только мешает благим делам и делу жизни.
«О славе: вглядись в образ мыслей честолюбцев, каков он и каково то, к чему они стремятся и чего избегают. На берегу морском один слой песка наносится на другой и скрывает его под собой. Точно так же и в жизни: бывшее раньше очень быстро исчезает под тем, что наступает вслед за ним».
6. Стойкость перед лицом невзгод
Любые неприятные события заранее предопределены на долю человека и являются частью его личности. Необходимо твёрдо превозмогать напасти, ведь они всего лишь временны, а если нет, то рано или поздно просто привыкнешь к ним.
«Пусть не смущает тебя мысль о твоей жизни в целом. Не раздумывай о том, сколько и какого рода страданий придётся, по всей вероятности, перенести, но при каждом, угрожающем тебе, обращайся к себе с вопросом: «Что, собственно, во всем этом такого, чего нельзя было бы перенести и стерпеть?» Ты постесняешься ответить утвердительно. Затем напомни себе, что тебя гнетет не будущее и не прошедшее, но всегда лишь настоящее. Последнее же ещё умалится, если ты ограничишь его самим и упрекнешь свою душу, если ей не под силу даже такое бремя».
7. Терпимость к чужим порокам, но непринятие собственных
«Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придётся столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Всеми этими свойствами они обязаны незнанию добра и зла. Я же, после того как познал природу добра – оно прекрасно, — и природу зла – оно постыдно, и природу самого заблуждающегося – он родной мне не по крови и общему происхождению, а по духу и божескому определению, я не могу не потерпеть вреда от кого-либо из них – ведь никто не может вовлечь меня во что-либо постыдное, — ни гневаться на родного, ни ненавидеть его. Ибо мы созданы для совместной деятельности, как и ноги, руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу противно природе: но досадовать на людей и чуждаться их и значит им противодействовать».
8. Уединение – важная часть жизни. Но человек делает это неправильно
«Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. И ты также привык более всего желать этого. Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа. В особенности же человек, который найдёт внутри себя то, вглядевшись во что, он тотчас преисполнится спокойствием».
9. Следи за своими поступками, а не за делами других
Марк Аврелий часто обращает внимание на то, как важно самому следовать добродетели, а не упрекать в ее отсутствии других.
«Сколько досуга выигрывает тот, кто не смотрит на то, что сказал, сделал или подумал его ближний, но лишь на то, что он делает сам, чтобы соблюсти в своих действиях справедливость и благочестие! По слову Агатона, не выискивать следует пороки других, а идти своей прямой дорогой, не уклоняясь в сторону».
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Послесловие
Если касаться непосредственно правил жизни, в 12 «книгах» (по факту, главах) эти принципы часто повторяются. Так что для беглого чтения достаточно ознакомиться с несколькими «книгами». Но это не значит, что весь труд в целом не имеет ценности. Напротив, многие повторяющиеся моменты рассматриваются, например, в иных условных обстоятельствах, подкрепляются историческими примерами и т.д. Более того, они попросту так лучше запоминаются.
Я сознательно не стал перечислять все тезисы труда Аврелия, чтобы оставить место для вашего собственного анализа. Подобный опыт будет куда ценней моих пересказов.
Сам я разделяю не все идеи Марка Аврелия, например, не согласен с тем, что не стоит стремиться к невозможному. Исходя из этого, воображение как часть процесса достижения невозможного, не является для меня чем-то недостойным «благородного римлянина».
«Не забывай же впредь при всяком событии, повергающим тебя в печаль, пользоваться основоположением: Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем».опубликовано econet.ru.
Евгений Самошкин, из книги Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления»
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
9 принципов жизни философа из книги «Наедине с собой. Размышления» — Моноклер
Рубрики : Избранное, Культура, Философия
Философ-стоик Марк Аврелий (121-180 гг.) считается последним из «пяти хороших императоров» Римской Империи. В «Размышлениях» император-философ говорит о безразличии к смерти, важности лишь настоящего момента, противоречиях между Судьбой и свободой воли. Марк Аврелий считал, что, несмотря на невзгоды, человек всегда может сделать свою жизнь лучше, а все проблемы преходящи и временны. Создатель паблика l’étagère d’Eugene Евгений Самошкин проштудировал труд императора и выделил 9 стоических принципов его жизни.
«Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».
Правление Марка Аврелия пришлось на один из самых неспокойных периодов в жизни Римской империи, но стоический подход к решению проблем помог ему преуспеть в государственном деле ⓘСтоицизм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.. Историк Капитолин говорит, что Марк Аврелий стал одеваться и жить, как стоик, ещё будучи двенадцатилетним мальчиком. В учебные часы он надевал философский плащ; он спал на голой земле, и только благодаря усиленным просьбам матери стал потом спать на матрасе, покрытом звериными шкурами. Наиболее важными из принципов жизни Марка Аврелия можно назвать следующие:
1. Единение с «природой»
Согласно стоикам, природа – как и общая, так и человеческая природа. Так как наша природа – лишь часть целого, то жить в согласии с ней означает то же самое, что жить в гармонии со всем, что происходит в мире.
«Ты всегда должен мыслить мир, как единое существо, с единой сущностью и единой душой. Подумай о том, как все сводится к его же единому ощущению, как создает он все единым стремлением, как все содействует возникновению всего, какая во всем связь и соответствие».
2. Безразличие к смерти, легкость в отношении скоротечности жизни
«Перебери одного за другим и тех, кого ты знал лично: один хоронит одного, другой – другого, а затем умирают и сами – и всё это в течение краткого промежутка времени. Вообще следует смотреть на всё человеческое как на мимолетное и кратковечное – то, что было вчера ещё в зародыше, завтра уже мумия или прах. Итак, проведи этот момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее дереву».
3. Верность своей деятельности, делу жизни, добродетели
«Если ты, следуя правому разуму, будешь старательно, ревностно и любовно относиться к делу, которым ты в данный момент занят, и, не глядя по сторонам, будешь блюсти чистоту своего гения, как будто уже пора с ним расстаться, если ты будешь поступать так, ничего не ожидая и не избегая, но довольствуясь наличной деятельностью, согласно с природой, и геройским правдолюбием во всем, что ты говоришь и высказываешь, — ты будешь жить хорошо. И никто не в силах помешать этому».
4. Настоящее – единственно важное время
«Помни также, что каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью. Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто уже давно опочил».
5. Апатия по отношению к славе, почестям и излишествам
Слава – скоротечное явление. Зацикливание на ней только мешает благим делам и делу жизни.
«О славе: вглядись в образ мыслей честолюбцев, каков он и каково то, к чему они стремятся и чего избегают. На берегу морском один слой песка наносится на другой и скрывает его под собой. Точно так же и в жизни: бывшее раньше очень быстро исчезает под тем, что наступает вслед за ним».
6. Стойкость перед лицом невзгод
Любые неприятные события заранее предопределены на долю человека и являются частью его личности. Необходимо твёрдо превозмогать напасти, ведь они всего лишь временны, а если нет, то рано или поздно просто привыкнешь к ним.
«Пусть не смущает тебя мысль о твоей жизни в целом. Не раздумывай о том, сколько и какого рода страданий придётся, по всей вероятности, перенести, но при каждом, угрожающем тебе, обращайся к себе с вопросом: «Что, собственно, во всем этом такого, чего нельзя было бы перенести и стерпеть?» Ты постесняешься ответить утвердительно. Затем напомни себе, что тебя гнетет не будущее и не прошедшее, но всегда лишь настоящее. Последнее же ещё умалится, если ты ограничишь его самим и упрекнешь свою душу, если ей не под силу даже такое бремя».
7. Терпимость к чужим порокам, но непринятие собственных
«Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придётся столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Всеми этими свойствами они обязаны незнанию добра и зла. Я же, после того как познал природу добра – оно прекрасно, — и природу зла – оно постыдно, и природу самого заблуждающегося – он родной мне не по крови и общему происхождению, а по духу и божескому определению, я не могу не потерпеть вреда от кого-либо из них – ведь никто не может вовлечь меня во что-либо постыдное, — ни гневаться на родного, ни ненавидеть его. Ибо мы созданы для совместной деятельности, как и ноги, руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу противно природе: но досадовать на людей и чуждаться их и значит им противодействовать».
8. Уединение – важная часть жизни. Но человек делает это неправильно
«Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. И ты также привык более всего желать этого. Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, — это его душа. В особенности же человек, который найдёт внутри себя то, вглядевшись во что, он тотчас преисполнится спокойствием».
9. Следи за своими поступками, а не за делами других
Марк Аврелий часто обращает внимание на то, как важно самому следовать добродетели, а не упрекать в ее отсутствии других.
«Сколько досуга выигрывает тот, кто не смотрит на то, что сказал, сделал или подумал его ближний, но лишь на то, что он делает сам, чтобы соблюсти в своих действиях справедливость и благочестие! По слову Агатона, не выискивать следует пороки других, а идти своей прямой дорогой, не уклоняясь в сторону».
Послесловие
Если касаться непосредственно правил жизни, в 12 «книгах» (по факту, главах) эти принципы часто повторяются. Так что для беглого чтения достаточно ознакомиться с несколькими «книгами». Но это не значит, что весь труд в целом не имеет ценности. Напротив, многие повторяющиеся моменты рассматриваются, например, в иных условных обстоятельствах, подкрепляются историческими примерами и т.д. Более того, они попросту так лучше запоминаются.
Я сознательно не стал перечислять все тезисы труда Аврелия, чтобы оставить место для вашего собственного анализа. Подобный опыт будет куда ценней моих пересказов 🙂
Сам я разделяю не все идеи Марка Аврелия, например, не согласен с тем, что не стоит стремиться к невозможному. Исходя из этого, воображение как часть процесса достижения невозможного, не является для меня чем-то недостойным «благородного римлянина».
«Не забывай же впредь при всяком событии, повергающим тебя в печаль, пользоваться основоположением:
«Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем»».
Подборка по теме
— «Новые стоики: поиски атараксии для современного мира»: лекция Кирилла Мартынова
— «Кто мы с точки зрения духовного истока?»: публичная лекция Паолы Волковой
— «Что мы знаем о счастье?»: Наталия Кузнецова знакомит нас с теориями счастья — от Эпикура до Шопенгауэра
Текст: Евгений Самошкин, паблик l’étagère d’Eugene
Обложка: Wikimedia Commons
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Похожие статьи
Семь уроков Марка Аврелия | Блог 4brain
Марк Аврелий был одним из «пяти хороших императоров», правителей, которые руководили Римской Империей в эпоху ее расцвета. Известный историк Эдвард Гиббон в книге «Закат и падение Римской Империи» сказал следующее об этих пяти императорах: «Их правление является, вероятно, единственным периодом в истории, когда счастье людей было единственной целью правительства».
Марк Аврелий был стоиком. Стоицизм можно условно свести к следующему: оставайся спокойным и безмятежным независимо от того, какие неудачи тебе приготовила жизнь. Кто-то называет стоицизм высшей философией самосовершенствования.
В «Размышлениях» Марк Аврелий пытается ответить на глубинные вопросы смысла человеческой жизни:
- Почему мы здесь?
- Как мы должны жить?
- Как мы можем бороться с критикой?
- Каков наилучший способ справляться с невзгодами?
- Как реагировать на страдания?
Вот 7 уроков, которые Марк Аврелий дает в своей книге.
Урок 1: Возьмите под контроль свои мысли
Марк Аврелий объясняет, что человек всегда в состоянии контролировать то, что происходит у него в голове. Независимо от того, что вокруг вас, вы сами выбираете, что сказать себе по тому или иному поводу — это определяет и эмоции, и самочувствие.
Кроме того, ваше счастье не зависит от какого-либо внешнего события. Оно зависит от того, как вы думаете и о чем думаете. Вот несколько цитат:
- «Счастье зависит от качества ваших мыслей».
- «Наша жизнь — это то, что из нее делают наши мысли».
- «У вас есть власть над вашим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это и найдете силу».
- «Для счастья нужно очень мало. Это все находится внутри вас, в вашем образе мышления».
- «Сегодня я избежал беспокойства. Или же так — я отбросил его, поскольку оно было исключительно в моем собственном восприятии».
Урок 2: У каждого из нас есть высшая цель
Марк Аврелий верил в то, что у каждого человека есть высшая цель. Наша задача — исполнить ее. Вот цитата, которая отражает это:
- «Все вокруг, лошадь, виноградная лоза, создано для какой-то цели. Какую же цель вы поставили перед самими собой? Истинное наслаждение человека заключается в том, чтобы делать то, для чего он был создан».
Кроме того, он считал, что ваша цель — это то, что поднимает вас с постели каждое утро: «На рассвете, когда вам нелегко встать, скажите себе: «Я должен идти работать, потому что я человек. На что я должен жаловаться, если я собираюсь делать то, ради чего родился? Неужели я собираюсь лежать лишь для того, чтобы остаться в тепле?»».
Урок 3: Пребывайте в настоящем
Вот три цитаты Марка Аврелия, в которых он напоминает себе, что нужно сосредоточиться на настоящем:
- «Ограничьте себя настоящим».
- «Забудьте обо всем остальном. Помните о следующем: каждый из нас живет только сейчас, в этот короткий момент. Остальное уже было или невозможно увидеть».
- «Каждый час внимательно фокусируйте свое внимание на выполнении поставленной задачи, с достоинством, человеческим сочувствием, благожелательностью и свободой. Все остальные мысли оставьте в стороне».
Урок 4: Плохие действия — результат невежества
Стоики ценили четкое суждение и стремление к разуму. Они считали, что несчастье и зло являются результатом невежества. Таким образом, если кто-то действует неправильно или ведет себя по-хамски, это лишь потому, что он не думает ясно.
Сам Марк Аврелий пишет об этом так:
- «Сегодня я встречу неблагодарных, эгоистичных и недоброжелательных людей. Но со своей стороны я принял природу добра и зла (и его подлость), поэтому ничто из таких вещей не может меня удивить или навредить мне».
Урок 5: Обращайте внимание на свой внутренний мир при помощи медитации
Марк Аврелий был ярым поклонником медитации. Вот что он сам говорит по этому поводу:
- «Вы всегда пытаетесь уйти от своих проблем на пляж или в горы. Но забываете, что берете все это с собой».
- «Обращайте внимание внутрь себя».
- «Нигде вы не сможете быть более спокойным, чем в своей собственной душе».
Урок 6: Прекратите искать одобрение других
Император также пишет, что беспокоиться о мнении других — пустая трата времени. Кроме того, ни похвала, ни критика не должны влиять на вашу внутреннюю ценность. Цитаты:
- «Решите, что вам не наносят вреда, и вам не будет причинен вред. Не хотите быть обиженным, не будьте им».
- «Мы любим себя больше чем других, но при этом заботимся об их мнении больше, чем о своем собственном».
- «Все это может лишь разрушить вас изнутри».
Урок 7: Научитесь бороться с препятствиями
Марк Аврелий в «Размышлениях» учит нас и такому важному уроку — превращать препятствия в возможности:
- «Наши действия могут мешать, но не может быть никаких препятствий для наших намерений. Потому что мы можем приспособиться и адаптироваться. Разум преобразует препятствия для своей цели».
То, что стоит на нашем пути, становится частью пути.
Желаем вам удачи!
Кто такой Марк Аврелий? Знакомство с Римским Императором
Это очередная из статей о трех важнейших философах-стоиках: Марке Аврелии, Сенеке и Эпиктете. Здесь приведено краткое знакомство с Марком Аврелием, рекомендуемые к прочтению произведения, три практических упражнения философа, а также подборка его цитат. Если вы еще не знакомы с Философией Стоицизма, предлагаем вам прочитать наше введение в стоицизм.
Марк Аврелий — Император-стоик
Агасикл, король спартанцев, однажды сказал, что хочет быть «учеником людей, чьим сыном я также хотел бы быть». Это критическое соображение, которое мы должны учитывать при поиске образцов для подражания. Стоицизм не является исключением. Прежде чем начать знакомство с этой философией, нам нужно спросить себя: кто были люди, которые следовали этим заповедям? Кого я могу выбрать в качестве примера? Испытываю ли я гордость, смотря на этого человека? Хочу ли я стать похожим на него?
И римский император Марк Аврелий, родившийся почти два тысячелетия назад (121–180), является прекрасным примером лидера и человека, в отношении которого можно сказать однозначное «да».
Хотя Марк Анний Вер и родился в известной семье, никто не мог бы предположить, что однажды он станет Императором Римской Империи. О его детстве известно мало, кроме ого, что он был серьезным молодым человеком, любившим борьбу, бокс и охоту. Когда Марк был еще подростком, правящий император Адриан был близок к смерти, оставаясь при этом бездетным. Ему пришлось выбрать своего преемника, и после того, как его первый избранник, Луций Цейоний, внезапно умер, Адриан выбрал новым преемником сенатора Антонина. У Антонина тоже не было детей, поэтому ему пришлось усыновить Марка, а также, по требованию Адриана и сына Цейония — Луция Вера. Так имя Марка изменилось на Марка Аврелия Антонина.
Когда Адриан умер, стало ясно, что Марк является следующим в очереди на самую важную должность в империи. Естественно, сразу встал вопрос о всестороннем образовании будущего правителя. Будущий император получает привилегию учиться у Герода Аттика, ритора из Афин (позже Марк напишет свои «Размышления» именно на греческом), а также у Марка Корнелия Фронтона, преподавателя латыни, чья переписка с Марком Аврелием дожила до наших дней. Марк также получил ценное практическое образование, дважды занимая должность консула.
В 161 году, когда Антонин умер и закончилось одно из самых длинных правлений в истории Рима, Марк стал Императором, и правил почти два десятилетия вплоть до своей смерти в 180 году. На первых порах, Марк разделял бразды правления с Луцием Вером, своим приемным братом. Такое совместное правление продолжалось до смерти Луция восемь лет спустя. Марку Аврелию довелось столкнуться с многочисленными трудностями на протяжении всего его правления: войны с Парфянской империей, варварские племена, угрожавшие северным границам Рима, рост популярности христианства, а также чума, унесшая множество жизней подданных.
Марк Аврелий умер в 180 году в своем военном штабе на территории современной Вены. Наверняка, многие помнят эту сцену, по фильму «Гладиатор», в самом начале которого мы видим Марка и его сына Коммода. Историк Дион Кассий описывает отношение Марка к своему сыну, которого император сделал со-правителем несколькими годами ранее и теперь ставшего его преемником:
«[Марк] не был особо сильным телом и был вовлечен во множество неприятностей практически на протяжении всего своего правления. Но я восхищаюсь им тем более по той причине, что среди необычайных трудностей он выжил сам и сохранил Империю. Лишь одна вещь помешала ему быть полностью счастливым, а именно, что после того, как он воспитал и обучил своего сына наилучшим образом, тот сильно разочаровал своего отца».
Важно понимать серьезность положения и величину силы, которой обладал Марк. Он занимал одну из, если не самую, могущественную позицию в мире. Достаточно было лишь захотеть и всё оказалось бы у его ног. Он мог потворствовать искушениям и поддаваться им, никто не мог удержать его от исполнения любых желаний. Не зря возникла поговорка о том, что абсолютная власть портит абсолютно, истина, которая подтверждалась и продолжает подтверждаться на протяжении всей истории. И все же, как заметил эссеист Мэтью Арнольд, Марк проявил себя достойным положения, в котором он находился.
Известный историк Эдвард Гиббон писал, что при Марке, последнем из «пяти хороших императоров», «Римская империя управлялась абсолютной властью руководствующейся мудростью и добродетелью». Руководство мудрости и добродетели — вот что отличает Марка от большинства прошлых и настоящих мировых лидеров. Подумайте только о дневнике, который он оставил, который сейчас известен как его «Размышления», о которых мы поговорим чуть ниже: личные мысли самого влиятельного человека в мире, наставляющего себя в том, как стать более добродетельным, более справедливым, более невосприимчивым к искушениям, более мудрым.
Марк Аврелий писал свои «Размышления» в трудные времена последнего десятилетия своей жизни, когда вел кампанию против иностранных захватчиков. Стоицизм стал для Марка мощным орудием в борьбе с трудностями повседневной жизни, как лидера одной из самых могущественных империй в истории человечества. Получив начальный импульс от своих наставников и учителей, Марк погрузился в изучение Стоицизма, не раз благодаря своего учителя Рустика за то, что тот познакомил его с философией Эпиктета. Также на взгляды и поступки Марка повлияли труды Гераклита, чьи концепции мы встречаем в Размышлениях и которые оказали сильное влияние на всю мысль стоиков.
Печальным фактом, как писал один из биографов императора, стало то, что «философия Марка Аврелия, заключавшаяся в самоограничении, долге и уважении к другим, была столь отвратительно отброшена его преемниками».
И в наши непростые времена, самое время вернуть идеалы императора-стоика во все сферы нашей жизни.
Литературное наследие Марка Аврелия
«Размышления» Марка Аврелия, пожалуй, единственный документ подобного рода, когда-либо созданный. Это личные мысли самого влиятельного человека в мире, дающего советы самому себе, как справляться с обязанностями и ответственностью высоких постов. Изначально озаглавленный «Для себя», «Размышления» — это всеобъемлющий труд о самодисциплине, личной этике, смирении, самореализации и силе.
«Размышления» Марка Аврелия оказали большое влияние как на таких писателей, как Амброз Бирс и Роберт Льюис Стивенсон, так и на многих государственных деятелей, таких как Теодор Рузвельт, Вэнь Цзябао и Билл Клинтон. Прочитав «Размышления» вы наверняка не только останетесь под впечатлением от этого труда, но и почувствуете глубокие изменения в своем отношении к жизни. И это не удивительно. Как написал Джон Стюарт Милль в своей книге «О свободе»: «Размышления» являются «высшим этическим продуктом античности.»
3 стоических упражнения от Марка Аврелия
1. Практикуйте добродетели, которые не скроешь
Легко поддаться жалости к себе, утверждая, что у нас нет нужных талантов и способностей, что мы страдаем без вещей, которые, как кажется, так легко даются другим людям. Следует отмечать, когда мы ведем себя подобным образом. Вместо этого нужно стараться сосредоточиться на тех вещах, которые всегда находятся внутри нас: наших возможностях и потенциале для добрых дел. Как писал сам Марк:
«Пусть природа не одарила тебя остроумием. Не стоит сетовать по этому поводу. Каждый из нас может практиковать добродетели, которые у всех на виду: честность, серьезность, выносливость, аскетизм, смирение, воздержание, терпение, искренность, умеренность, строгость к себе, возвышенное мышление. Видите, сколько всего вы можете предложить миру — кроме оправданий, вроде «я не могу»? Стремитесь стать лучше, не соглашайтесь на меньшее.»
2. Черпайте силу у других
Как уже говорилось ранее, Марк, скорее всего, писал заметки, ставшие «Размышлениями» в постоянных военных походах и на полях сражений, которыми были наполнены последнее десять лет его жизни. В те трудные времена он писал себе послания ободрения и поддержки, чтобы снова взять себя в руки и продолжать выполнять свой долг. Одно из упражнений, которое можно позаимствовать у него, — это набраться сил у людей присутствующих в нашей жизни или у тех, которые вдохновляют нас. Как писал Марк,
«Когда вам нужна поддержка, подумайте о качествах, которыми обладают окружающие вас люди: энергия такого-то, скромность этого, щедрость другого и так далее. Ничто так не вдохновляет, как то, когда добродетели проявляются в обычных людях вокруг нас, когда мы фактически окружены ими.»
3. Сфокусируйся на настоящем
Марк знал как легко каждому из нас дать волю собственному воображению, представляя всевозможные способы, которыми все может пойти не так. Конечно, такое упражнение может быть полезным для подготовки нас к будущему и возможным бедствиям, но Марк прекрасно понимал, что это может так же породить деструктивный страх, парализующий нас и не дающий поступать правильно в сложных ситуациях. Как он выразился,
«Не давайте волю своему воображению, пытаясь охватить всю свою жизнь. Не пытайтесь представить все плохое, что может случиться. Сфокусируйтесь на текущей ситуации и спросите: «Почему это так невыносимо? Почему я не могу это выдержать?». Поверьте, вам будет неловко отвечать себе на такие вопросы. Затем напомните себе, что прошлое и будущее не имеют власти над вами. Только настоящее. И даже оно может быть сведено к минимуму. Просто отметьте его пределы. И если ваш ум пытается утверждать, что он не может противостоять даже этому… ну, тогда позор ему.»
Избранные Цитаты Марка Аврелия
«Да, ты сможешь — если будешь делать все так, будто бы это последнее, что ты делаешь в своей жизни, если ты перестанешь быть бесцельным, если не будешь позволять своим эмоциям отвергать то, что говорит тебе твой ум, если перестанешь быть лицемерным, эгоцентричным, раздражительным.»
«На рассвете, когда тебе трудно вставать с постели, скажи себе: «Я должен идти на работу — как любой человек в этом мире. На что мне жаловаться, если я собираюсь делать то, ради чего я был рожден — то, для чего меня привели в этот мир? Или свернуться под одеялом, и оставаться в тепле — это то, для чего я был создан?»
«Просыпаясь утром, говори себе: сегодня я встречу на своем пути людей которые будут неблагодарны, высокомерны, нечестны, ревнивы и угрюмы. Они такие, потому что не могут отличить добро от зла».
«Не испытывать раздражения, поражения или уныния, от того что твои дни не наполнены мудрыми и моральными действиями. Но подняться, после неудачи, обрадоваться, что ты ведешь себя, как человек, — пусть и несовершенный, — и полностью посвятить себя тому пути на который ты вступил.»
«Ум берет любое препятствие и приспосабливает его для достижения наших целей. Препятствие к действию подстегивает действие. То, что стоит на пути, само становится путем».
«Никакой небрежности в действиях. Никакой путаницы в словах. Никаких неточностей в мыслях.»
Кто такой Сенека? Знакомство с самым противоречивым философом-стоиком
Кто такой Эпиктет? Раб, ставший одним из величайших философов-стоиков
Философия стоиков. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.).
Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил занятия под сводами этой галереи.
Около 300 г. до н.э. З. основал свою школу. В трактате «О человеческой природе» он провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику.
Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему.
Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.
Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Счастье состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа. Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе. Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.
Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.
Основными задачами стоической философии были:
Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
Пробуждение в человеке голоса Совести.
Воспитание веротерпимости и любви к людям.
Воспитание чувства юмора.
Умение применять все это на практике.
Гл. тема их философии: — свобода во всех проявлениях, но ключевым было вопрос «жить или нет?» (жизнь хороша тем, что она никого не держит против воли, дает свободу выбора). все имеет свой смысл — не нужно сопротивляться злу: его нужно понять и пребывать в его смысловой текучести — тело мира из огня, воздуха, воды и земли. окончательно признали деление философии на логику, физику и этику
Луций Анней Сенека(5 г. до н.э — 65 г. н.э.)- адвокат, патриций, учитель императора Нейрона, его советчик. После личностных изменений Нейрона (стал жестоким, вспыльчивым, убил сестру и мать, в чем Сенека косвенно участвовал) стремился отдалиться от него, хотел вернуть все богатства и был вынужден скрываться в одном из своих имений. В итоге, Нейрон разрешил ему покончить жизнь самоубийством. Сенека перерезал себе вены в ванной. Написал «Нравственные письма к Луцилию» и мн. др. произведения. Идеи: * мир очень плох, нужно желать благодетель, которая поможет человеку в борьбе с миром*нужно быть сильнее обстоятельств* многое не мучает, а пугает, но нельзя не бояться смерти* главное-это внутренняя готовность человека к испытаниям и трудностям* человек всегда слабее кого-то, но он должен делать все, что от него зависит* самое жалкое- не иметь мужества жить и умереть* не бывает безопасного времени, всегда нужно быт готовым ко всему* в разгар наслаждений разгораются причины будущей боли* плохое всегда нужно держать в мыслях, чтобы быть к нему готовым* пороки и пр — это свойства людей, а не времени* свобода — божество, господствующее над всеми вещами и событиями.
Эпиктет (50-130 гг.н.э.)- раб телохранителя Нейрона. не умел читать и писать, но постоянно посещал выступления философов, тк Нейрон и его телохранители постоянно туда ходили. Его хозяин в шутку сломал ему ногу. После очередного восстания Нейрона и его телохранителей убили, и Эпиктет стал свободным человеком, тк был калекой. Продолжил слушать философов. После Эпиктет уехал, создал свою школу, читал лекции (его лекции записывал Арриан- «Беседы», «Руководство»). Идеи:* свобода бывает внешняя и внутренняя* внешняя: в мире нет такой свободы, тк всегда есть ограничивающая сила, внешний мир неподвластен человеку* внутренняя: достижима через призрение человека к тому, что от него не зависит * внешние желание чинов, славы, успехов не дает развиваться внутренней свободе* нужно жить внутренним миров, развивать и обогащать его* все-рабы Бога, нужно жить в связи с ним
Марк Аврелий(121-180 гг н.э.)- император и полководец, усыновленный Антонином (из-за отсутствия наследника), он был у власти 20 лет, и это время считается золотым веком культуры Римской Империи. Он написал дневник из 12 тетрадей «Рассуждения о самом себе». Будучи императором, он смягчил закон Тиберия. Умер от чумы во время войны с маркоманнами. Написал работу «Наедине с собой». Идеи:* люди всегда были лжецами, и это неисправимо* служба человечеству неблагодарное занятие* он не верил в загробную жизнь: тело после смерти распадается на атомы* в существовании нет смысла, нужно открыть в себе внутреннего гения, служба этому гению — долг человека.* делать все нужно полно и серьезно, тк поступки и действия — суть жизни* будущее подвластно человеку* у всех равны права и свобода слова, исходя из природной равности.* Вселенная — тесно связанное целое, живое существо с единой субстанцией и единой душой* закон правит всем.
Специфические черты средневековой западноевропейской философии. Патристика.
V век — век крушения рабовладельческой Римской империи. Отсюда берет свое начало эпоха средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков.
Философия средневековья — это особое явление духовной жизни того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены.
Раньше философия выступала «законодательницей моды» в области духа (культура, политика, педагогика и т.д.) являясь неотъемлемой его частью. Средние века дышали другими идеями: уже в первые столетия у европейских племен на Ближнем Востоке появились новые учения, основу которых составляли — Ветхий завет, а позже и Новый завет. Переселение и расселение этих племен на бывших территориях древней Греции сопровождалось распространением христианского учения.
Это был сложный и противоречивый процесс — происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры (и философии) и утверждение новой культуры, стержнем которой становилась религия одного бога (утверждался монотеизм.
Возникла новая парадигма, составляющая основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Вместе с тем монотеизм сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер, однако при этом неизбежно оборачивается неизбежно религиозной нетерпимостью в отношении других религий, что не раз использовалось светской властью для расправы с инакомыслящими, для подготовки и осуществления захватнических войн (крестовые походы, например) и т.д.
Роль философии сводится к служению религии. Поэтому более точным будет говорить не о философии как таковой, а о теологии (от греч.theos — бог, logos — учение), представляющей собой богословское учение, включающие в себя элементы философии.
Марк Аврелий: философ и император
Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров.
Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе» или «Размышления».
Высказывания и мысли Марка Аврелия
Твои мысли становятся твоей жизнью.
Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.
Не живи так, точно тебе предстоит ещё десять тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живёшь, пока есть возможность, старайся стать достойным.
Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
Спокойствие — не что иное, как надлежащий порядок в мыслях.
Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души.
Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
Люди существуют друг для друга.
Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им!
Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, что устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.
Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.
Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить…
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или, неизвестно, будет ли.
Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
Кто не исследует движение своих мыслей, не может быть счастлив.
Свернись в себя самого.
Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше.
Кто бы что ни делал и ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком.
Кто видел настоящее, тот уже видел всё, бывшее в течение вечности, и всё, что ещё будет в течение беспредельного времени.
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием.
Приучай себя внимательно относиться к словам других людей и старайся по возможности проникнуть в душу говорящего. Но что тебе там делать?
Не проникайся ни тем убеждением, которого держится обидчик, ни тем, которое он хочет навязать тебе, но всё рассматривай со стороны истины.
Мир — изменение, жизнь — восприятие.
Всегда иди кратчайшим путём. Кратчайший же – путь, согласный с Природой.
Итак, следует помнить о двух истинах. Во-первых, все из века равно самому себе, пребывая в круговороте, и потому вполне безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, или двести, или же бесконечное время. Во-вторых, наиболее долговечный и умерший, только что начав жить, теряют в конце концов одно и то же. Настоящее – вот все, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает.
Пусть не рассеивает тебя приходящее к тебе извне! Создай себе досуг для того, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели. Следует беречься также и другого тяжкого заблуждения. Ведь безумны люди, которые всю жизнь без сил от дел и не имеют все-таки цели, с которой они сообразовали бы всецело все стремления и представления.
Если бы даже ты рассчитывал прожить три тысячи лет и еще тридцать тысяч, все же ты должен помнить, что никто не лишается другой жизни, кроме той, которую он изживает, и никто не изживает другой жизни, кроме той, которой лишается. Поэтому самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?
Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновиденью и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее данное ему в удел он смотрел как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное – чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их общего изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.
Пора угомониться. Иначе тебе не придется прочесть ни твоих воспоминаний, ни деяний древних римлян и греков, ни тех отрывков из писателей, которые ты отобрал себе под старость. Итак, спеши к цели и, оставив пустые надежды, сам, пока еще не поздно, приди себе на помощь, если только ты сколько-нибудь заботишься о самом себе.
Когда внутреннее господствующее начало верно природе, то его отношение ко всему происходящему таково, что оно всегда может легко приноровиться к возможному и данному. Ведь оно не испытывает любви к какой-нибудь определенной материи, но к предпочтительному стремится лишь условно, заступающее же место последнего обращает в материал для себя. Оно подобно огню, овладевающему тем, что брошено в него: слабая лампада была бы потушена, а яркое пламя мгновенно охватывает попавшее в него, пожирает его и вздымается благодаря этому еще выше.
Ничего не следует делать зря и никогда не поступать иначе, как сообразно строгим правилам искусства.
Вспомни же, наконец, об удалении в свою собственную обитель и, главное, не разбрасывайся, не суетись, но будь свободным и смотри на вещи как муж, гражданин, смертный! Среди истин, которые всегда должны быть под рукой, заметь особенно две. Во-первых, вещи не касаются души, но пребывают в покое вне ее; причины жалоб коренятся в одном лишь внутреннем убеждении. Во-вторых, все то, что ты видишь, подлежит изменению и вскоре исчезнет. Размышляй постоянно и о том, скольких изменений ты уже был свидетелем. Мир – изменение, жизнь – убеждение.
Оглянись назад – там безмерная бездна времени, взгляни вперед – там другая беспредельность. Какое же значение имеет по сравнению с этим разница между тем, кто прожил три дня, и прожившим три человеческих жизни?
Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. И ты также привык более всего желать этого. Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, – это его душа. В особенности же человек, который найдет внутри себя то, вглядевшись во что, он тотчас преисполнится спокойствием; под спокойствием же я разумею здесь не что иное, как сознание своей добропорядочности. Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.
Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.
Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды.
Не забывай же впредь при всяком событии, повергающем тебя в печаль, пользоваться основоположением: «Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем
Присмотрись, далее, к нравам твоих современников: с трудом можно ладить даже с самым уживчивым из них, чтобы не сказать, что кое-кто из них еле выносит самого себя. Я отказываюсь понять, что в этом мраке, в этой грязи, при такой текучести и материи, и времени, и движения, и движимого могло бы еще стать предметом почитания или же вообще серьезного отношения. Наоборот, следует бодро ждать своего естественного конца, не досадуя на его замедление и утешая себя следующими двумя положениями. Во-первых, со мной не может случиться ничего, что не отвечало бы природе Целого. Во-вторых, я могу не делать ничего против моего божества и гения. Ибо никто не может принудить меня к этому.
Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
Как быстро все исчезает, из мира — само телесное, из вечности — память о нем; и каково все чувственное, в особенности то, что приманивает наслаждением или пугает болью, о чем в ослеплении кричит толпа. Как это убого и презренно, смутно и тленно, мертво!
И что такое умереть? и как, если рассмотреть это само по себе и разбить делением мысли то, что сопредставляемо с нею, разум не признает в смерти ничего кроме дела природы
Так брось же все и только этого немногого — держись. И ещё помни, что каждый жив только в настоящем и мгновенном. Остальное либо прожито, либо неявственно. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в котором живем.
Считай себя достойным всякого слова и дела по природе, и пусть не трогает тебя последующая брань или молва, а только то, прекрасно ли сделанное и сказанное — не отказывай сам же себе в достоинстве. Потому что у тех своё ведущее, и собственными устремлениями они распоряжаются. Так что не смотри на это, а шествуй прямо, следуя природе собственной и общей — у них обеих одна дорога.
Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь — не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.
Азия, Европа — закоулки мира. Целое море — для мира капля. Афон — комочек в нем. Всякое настоящее во времени — точка для вечности. Малое все, непостоянное, исчезающее. Все оттуда идет, либо устремляясь прямо из общего ведущего, либо как сопутствующее. И личная пасть, и отрава, и всякое злодейство точно так же, как колючка или грязь, есть некое последующее сопутствие тем строгим и прекрасным вещам. Так не представляй же себе это чуждым тому, что ты чтишь. Нет, о всеобщем источнике помышляй.
Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было и что будет в беспредельности времен — ведь все единородно и однообразно.
Александр Македонский и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же — либо приняты в тот же осеменяющий разум, либо одинаково распались на атомы.
Чаще помышляй об увязанности всего, что есть в мире, и об отношении одного к другому. Потому что некоторым образом все сплетается одно с другим и все поэтому мило одно другому. Ведь одно другому сообразно благодаря напряженному движению, единодыханию и единению естества.
Какие уж выпали обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие пришлись люди, тех люби, да искренне!
О жизни Марка Аврелия
В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи и ответственность за ее дальнейшую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Веером, также приемным сыном Антонина Пия.
В действительности очень скоро бремя забот об империи стал нести один Марк. Луций Вер проявил слабость и ушел от государственных дел. В то время Марку было около 40 лет. Его мудрость и склонность к философии помогли ему успешно править империей.
Из масштабных событий, выпавших на долю императора, можно назвать устранение последствий наводнения из-за разлива реки Тибр, которое погубило много скота и вызвало голод населения; участие и победу в Парфянской войне, Маркоманнскую войну, военные действия в Армении, Германскую войну и борьбу с моровой язвой — эпидемией, унесшей жизни тысяч людей.
Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет. Чтобы избежать повышений налогов в провинциях для покрытия военных расходов, он пополнил государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей. А не имея средств на проведение необходимой военной кампании, он продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги продолжались около двух месяцев — так были велики богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском выступил в поход и одержал блестящую победу. Радость подданных и любовь их к императору были велики, что они смогли вернуть ему значительную часть богатства.
Марк Аврелий всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла либо побудить к добру.
Осознавая важность философии в образовательном и воспитательном процессе, он учредил в Афинах четыре кафедры — академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Профессорам этих кафедр было назначено государственное содержание. Не страшась лишиться популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими. Несмотря на то, что ему приходилось подавлять восстания, то и дело вспыхивающие на окраинах империи, и отражать многочисленные вторжения варваров, уже подтачивающих ее мощь, Марк Аврелий никогда не терял хладнокровия.
По свидетельству его советника Тимократа, жестокий недуг причинял императору ужасные страдания, но он мужественно переносил их и несмотря ни на что обладал невероятной трудоспособностью. Во время военных кампаний, в походных кострах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал подлинные шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».
Во время посещения восточных провинций, в которых разгорелся мятеж, в 176-м году умерла его супруга Фаустина, сопровождавшая его. Несмотря на все горькие недостатки супруги, Марк Аврелий был благодарен ей за терпение и благосклонность и называл ее «матерью лагерей».
Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода. Перед самой его кончиной Гален (врач императора, который, несмотря на смертельную опасность, был до последней минуты рядом с ним) услышал от Марка Аврелия: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его изможденные губы тронуло подобие улыбки. Марк Аврелий умер достойно и мужественно, как воин, философ и великий государь.
Марк Аврелий
ru.wikipedia.org
Размышления читать онлайн — Марк Аврелий Антонин
Марк Аврелий Антонин
Размышления императора
По Марку Аврелию, человек живет только…
1. Будущим
2. Старыми впечатлениями
3. Настоящим
4. Ради других.
Правильный ответ вы сможете узнать прочитав эту книгу…
Марк Аврелий Антонин 121–180
«Лишь великие мечты способны тронуть людские души»
Правление Марка Аврелия Антонина (121–180) пришлось на неоднозначный период истории. С одной стороны — Римская империя достигает своих максимальных размеров, императоры наконец-то находят общий язык с сенатом, жизнь государства вроде бы идет по накатанной колее. Но… Все сложнее становится подчинять непокорные пограничные провинции, во все большее противоречие приходят древние религиозные обряды и набирающее популярность христианство. И в политике Марка Аврелия, а также в философии, которую исповедовал этот образованный и одаренный император, отразились все исторические повороты эпохи и все попытки найти идеальный путь — как для отдельного человека, так и для колоссальной империи.
Марк Аврелий Антонин был приверженцем стоицизма, зародившегося в Афинах в конце IV века до нашей эры. Сторонники этого философского направления утверждали: главное — жить в согласии с природой, только так можно достичь гармонии. Покорность судьбе и в то же время признание внутренней свободы человека — парадоксальное сочетание, которое придавало стоикам невероятную стойкость и мужество перед лицом любых испытаний.
Но литературное творчество Марка Аврелия — это не только рассуждения о судьбе и возможностях личности. Мораль и этика, вера и душа, смысл жизни и презрение к телесной смерти — вот лишь малая часть тех вопросов, которые рассматривает римский правитель. И многие из них актуальны и по сей день.
26 апреля 121 г. — Марк Аврелий Антонин родился в Риме.
139 г. — усыновлен императором Антонином Пием, получил прекрасное образование.
140 г. — Марк Аврелий становится консулом
Ок. 145–146 г. — начинает заниматься философией под началом стоика Квинта Юния Рустика.
161 г. — в Риме начинается совместное правление Марка Аврелия и Луция Вера, продолжавшееся до смерти последнего в 169 г.
160-е гг. — участвует в многочисленных военных походах. Благодаря стараниям императора в Риме расцвет культуры, искусства и философии.
70-е гг. II в. н. э. — создается основная часть «Размышлений» Марка Аврелия.
17 марта 180 г. император скончался от чумы во время военного похода. Впоследствии был обожествлен.
«Надо привыкать мыслить и действовать, как будто конец жизни уже наступает»
Произведение «Размышления императора Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя», судя по всему, никогда не предназначалось «для широкого круга читателей». Он писал заметки во время военных походов и в часы отдыха, в перерывах между политическими дебатами и во время размышлений над литературными трудами предшественников. Но тем интереснее для нас сейчас это произведение — со всеми его шероховатостями, отрывочностью, афористичностью.
Как любого истинного стоика, императора более всего занимают вопросы неотвратимости судьбы, обретения душевного равновесия, ответственности правителя, божественного провидения и целесообразности Космоса.
Нет на свете «плохой судьбы» или «несчастливого жребия», прими то, что предназначено тебе и постарайся прожить отведенный век как можно более достойно! — вот лейтмотив «Размышлений», которые когда-то Марк Аврелий писал на койне — одном из диалектов греческого языка времен расцвета Римской империи. «Исполняй предстоящее тебе дело… исполняй его по совести, справедливости и с любовью» — эта мысль, одна из основных в произведении, вполне могла бы стать девизом в любом столетии — и в наше с вами время тоже. Так же как и другая — «Ничего не делай против разумной воли, всегда согласной с общим благом»…
Размышления императора Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя
Глава I
1
От деда моего Веруса [Анний Верус (правдивый) был римским консулом в 121 г.] узнал я, что значит быть благонравным и свободным от гнева. Слава и память, которую оставил по себе родной отец [Тоже Анний Верус, был претором, сестра его Валерия Фаустина была в супружестве с императором Антонином Пием, усыновившим Марка Аврелия.] мой, побуждают меня к добросовестности и мужеству. Матери [Домиция Люцилла.] я обязан тем, что сделался богобоязненным и щедрым, — избегаю не только дурных дел, но и злых помышлений, люблю воздержание и не склонен к образу жизни богачей. Прадед мой по матери [Катилий Север был префектом Рима и консулом в 120 г.] внушал мне, что в общественных школах не научишься добру, а советовал выбирать себе наставников из самых лучших людей, не жалея на это средств.
2
Воспитатель [Марк Аврелий не называет своего воспитателя; но, вероятно, он-то и был стоик Аполлоний Халкидонский, заставивший Марка Аврелия полюбить учение стоиков и охладеть к риторике, к которой он пристрастился было под влиянием Фронтона.] мой убеждал меня не увлекаться чрезмерно зрелищами скачек или бойцов, он научил меня закаливать себя в труде, довольствоваться малым, не обременять других тем, что я не мог бы сделать сам, не предпринимать несколько дел за раз, необходимых — не откладывать и не верить без разбору всякому злословию.
3
Диогнет [Диогнет, сколько известно, был учитель живописи Марка Аврелия, его не надо смешивать с другим Диогнетом, к которому около того времени св. Иустин писал известное письмо об «истине Христианского учения». Это различие между двумя Диогнетами весьма важно потому, что нет ни малейшего признака, чтобы Марк Аврелий знал об учении Христа.] отвращал меня от пустяков, удалял от гаданий, магов, кудесников; не давал мне увлекаться страстью к птицам и птичьим боям; он научил меня переносить смелое слово и развил во мне склонность к философии. Он приучил меня спать на полу, накрываться шкурою зверей и вообще к простоте греческой дисциплины.
4
Благодаря Рустикусу [Стоик Юний Рустикус пользовался особенной любовью Марка Аврелия.] я получил охоту к исправлению и улучшению самого себя. Благодаря ему я не соблазнился тщеславием софистов, не писал отвлеченных трактатов и не держал поучительных речей, не щеголял своим образованием; бросил риторику, стихотворство и напыщенность, расстался с халатом и оставил привычки людей изнеженных. Он же приучил меня писать просто, так, как написано письмо его к моей матери из Симуэссы. Он же внушил мне смирять свой гнев и охотно мириться с тем, кто, признав свою ошибку, ищет примирения. Он приучил меня читать толково и внимательно, не довольствуясь поверхностным знанием, а также не доверяться краснобаям, ничего не знающим основательно. Он же ознакомил меня с творениями Эпиктета и подарил мне его сочинения из книг своей библиотеки.
5
Аполлоний [Аполлоний — вероятно, тот самый, о котором говорится в № 2.] научил меня, как пользоваться свободой и сохранять спокойствие независимо от случайности; он научил меня ни на что в мире не полагаться, как на решение разума; приучил меня переносить стойко жестокие страдания — потерю ребенка или продолжительный недуг; он показал мне на примере ясно и наглядно, что в одном и том же человеке есть необузданность и кротость. Он не был жестким философом, преподавал философию, не вдаваясь в мелочи, и публично высказывал, что искусство излагать ее на теории ценит весьма низко. По его обращению с друзьями я понял, как следует принимать их услуги, не попадая к ним в зависимость и не заслуживая упрека в неблагодарности.
6
От Секста [Секст — внук Плутарха, тоже стоик.] я перенял сдержанность в разговорах. Его дом был образцом патриархального строя жизни, основанного на любви и сообразного с законами природы. Он с виду был важен и глубокомыслен; но эта наружность была непритворная; к друзьям он был внимателен и старался оказывать им услуги, с простаками был снисходителен и мудрости своей не метал перед людьми, погрязшими в предрассудках. Одним словом, он умел расположить к себе всякого; оттого его все уважали и предпочитали его трезвую беседу всякой лести или похвалам. Он умел просто и ясно изложить всякому правила, которыми бы он мог руководствоваться в жизни. В нем никогда не замечалось проявления гнева или волнения; чуждый увлечению страстей, он, однако, умел горячо любить друзей своих. Он составил себе честное имя и не возгордился, обладал многими познаниями и не выставлял их на показ.
7
Грамматик Александр [Александр Фригийский выучил Марка Аврелия греческому языку, на котором и написаны размышления императора.] поучал меня примером своим; он никогда не делал выговоров или резких замечаний, не насмехался над грубыми ошибками других и не стыдил собеседника, а, напротив, мягко и незаметно исправлял ошибку, щадя самолюбие его: например, он повторял немедленно грубо выраженную мысль в безукоризненной форме, как будто желая подтвердить сказанное своим авторитетом, или придумывал другой ловкий и безобидный прием.
8
Фронтон [Корнелий Фронтон — родом африканец из Цирты (Константины), оратор, известнейший и ученейший из учителей Марка Аврелия, преподавал латинскую литературу и риторику.] убедил меня, что произвол порождает ненависть, бессовестность и лицемерие и что в так называемых патрициях менее человеческих свойств, чем в других людях.
9
Александр Платоник [Александр Платоник, вероятно селевкийский, — известный оратор, живший в Афинах. Филострат, описавший его жизнь, говорит, что его называли Пелоплатон, то есть подонок Платона.] внушал мне никогда без крайней надобности не отвечать на просьбы словесно или письменно — «мне некогда» и не отказываться услужить другу под предлогом множества занятий.
10
Катулл [Цинна Катулл — также стоик.] внушил мне внимательно и терпеливо относиться к жалобам, даже неразумным, и стараться удовлетворить всякого или смягчить своим участием. Он же наставлял меня разумно любить детей моих.
11
Север [Вероятно, Клавдий Север школы перипатетиков.] воодушевил меня любовью к семье, к друзьям и домашним, любовью к правде и справедливости. Он раскрыл мне образец такого общественного порядка, в котором закон совпадал бы со справедливостью и все граждане были бы равны перед законом, и идеал такой монархической власти, которая была бы охраной гражданской свободы. Он советовал мне постоянно прибегать к философским занятиям, быть благотворительным и щедрым, верить в добро и дружбу. Я заметил его искренность в обращении с друзьями. Если он имел против кого неудовольствие, он высказывался ему открыто, так что друзья его всегда знали верно, в каких они отношениях с ним.