20 отрезвляющих цитат Марка Мэнсона об искусстве пофигизма
Надо уметь — именно уметь — наплевать. Возможно, это звучит смешно, а я выгляжу идиотом, но по сути речь вот о чем: надо научиться не разбрасываться и сосредотачивать мысль на главном.
Что нужно осознать человеку, чтобы стать счастливее? Все просто: необходимо понять, что в ваших проблемах нет ничего особенного и миллионы живут с точно такими же, считает автор книги «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо», Марк Мэнсон.
Эта книга — об умении легко жить вопреки тяжелой ноше, об умении расслабиться вопреки сильным страхам и об умении смеяться над слезами, даже когда слезы еще не высохли.
20 цитат об искусстве пофигизма
1. Надо уметь — именно уметь — наплевать. Возможно, это звучит смешно, а я выгляжу идиотом, но по сути речь вот о чем: надо научиться не разбрасываться и сосредотачивать мысль на главном.
Надо научиться понимать, что вы лично цените больше всего, — и затем произвести жесткий отсев.
Это невероятно сложно.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
На это могут уйти годы попыток и усилий. И будет много неудач. Но может статься, более важных усилий вообще не существует. И так или иначе все к этому сводится.
2.Уметь плюнуть — значит взглянуть в лицо самым трудным и опасным вызовам — и действовать.
3.Беда с людьми, которые щедры на тревоги как летний день на эскимо, состоит в том, что им нечем больше заняться.
4.Есть простое осознание, которое становится истоком всякого личного улучшения и роста. Это осознание: мы лично несем ответственность за все, что происходит в нашей жизни, каковы бы ни были внешние обстоятельства.
5.Когда мы сами выбираем проблемы, мы чувствуем себя окрыленными. Когда проблемы выбирают нас вопреки нашей воле, мы чувствуем себя несчастными жертвами.
6.Ощущаете себя хреново? Наплюйте на это. Скажите себе: «Да, мне хреново. Ну и что с того?» Вот вам и выход из заколдованного круга. Словно по взмаху волшебной палочки (палочки-на фиг-посылалочки) вы перестаете ненавидеть себя за то, что вам плохо.
7.Помните: ни один человек, который и в самом деле счастлив, не будет торчать перед зеркалом и внушать себе, что он счастлив.
8.Самопознание подобно луковице. В нем много слоев, и чем больше счищаешь их, тем больше вероятность, что заплачешь.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
9.Мы страдаем по той простой причине, что страдание биологически полезно. С его помощью природа заставляет нас меняться.
Такими нас создала эволюция: мы всегда живем с неудовлетворенностью и беспокойством, поскольку умеренно неудовлетворенное и беспокойное существо прилагает максимум усилий, чтобы создать новшества и выжить.
Так мы устроены: испытываем неудовлетворенность от всего, что у нас есть, и удовлетворенность лишь от того, чего нет. Это постоянное недовольство заставляло наш вид сражаться и бороться, строить и завоевывать. Наши боль и несчастье — это не сбой человеческой эволюции, это ее особенность.
10.Но такова жизнь: если вам кажется, что вы — против всего мира, скорее всего, вы идете против самого себя и только.
11.Без готовности признать свою неправоту невозможны реальные изменения и рост.
12.Вот почему проблемы возвращаются, и они неизбежны. Человек, с которым вы вступаете в брак, — это человек, с которым вы ссоритесь. Дом, который вы покупаете, — это дом, который вы ремонтируете. Работа вашей мечты — источник ваших стрессов. Всякий раз приходится жертвовать: то, от чего мы чувствуем себя хорошо, есть и то, от чего почувствуем себя плохо. То, что мы приобретаем, есть то, что мы потеряем. То, что создает наш позитивный опыт, определит наш негативный опыт.
13.Однажды Буковски написал: «Все мы умрем, все мы. Какое шоу! Одно это должно заставить нас любить друг друга, но не заставляет. Мы запуганы и смяты житейской ерундой, мы снедаемы ничем».
14.Люди подсаживаются на чувство обиды как на наркотик: обида — такой улет! Приятно чувствовать свою правоту и нравственное превосходство.
Политический карикатурист Тим Крайдер написал в колонке The New York Times: «Возмущение подобно многим другим вещам, которые доставляют удовольствие, но со временем начинают пожирать нас изнутри. И оно коварнее большинства пороков, ибо мы не осознаем, что испытываем удовольствие».
15.Проблемы не иссякают. Они лишь меняются и/или выходят на новый уровень.
16.В законе обратного усилия есть любопытная особенность. Он не случайно так назван: все получается шиворот-навыворот. Стремление к позитиву ведет к негативу, и наоборот. Боль в качалке несет здоровье и приток сил.
Шишки, набитые в бизнесе, позволяют лучше понять, как добиться успеха. Открытое признание своей неуверенности делает более уверенным и харизматичным в общении.
Горечь открытой конфронтации способствует большему доверию и уважению в отношениях. Взгляд в лицо своим страхам и тревогам позволяет стать мужественным и стойким.
17.Люди не могут решить ваши проблемы за вас. Да и пытаться не должны, поскольку это не сделает вас счастливым. И вы не должны брать на себя чужие проблемы, поскольку счастья этим никому не принесете. Только в нездоровых отношениях люди пытаются решать проблемы друг друга, чтобы самим ощущать душевный комфорт. В здоровых же отношениях люди решают собственные проблемы из заботы друг о друге.
18.Люди не хотят видеть проблемы или винят в них окружающих по одной простой причине: это приятно, да и легче всего. Решать же проблемы тяжело и зачастую неприятно. А так — сразу настроение улучшается. Это способ временно уйти от проблем, быстро почувствовать облегчение.
19.Ибо знаете, в чем подлянка? По большому счету наплевать — невозможно. У вас должно быть что-то, до чего вам есть дело. Это физиологическая потребность: всегда беспокоиться о чем-то, относиться неравнодушно.
20.Не сидите сложа руки. Делайте что-нибудь. Ответы придут. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
22 КАТЕГОРИЧНЫЕ ЦИТАТЫ МАРКА МЭНСОНА ОБ ИСКУССТВЕ ПОФИГИЗМ
22 КАТЕГОРИЧНЫЕ ЦИТАТЫ МАРКА МЭНСОНА ОБ ИСКУССТВЕ ПОФИГИЗМА: «ВАЖНО УМЕТЬ ПОСЛАТЬ ВСЕ НА ФИГ. ЭТО УМЕНИЕ СПАСЕТ НАС»Ощущаете себя хреново? Наплюйте на это
«Ощущаете себя хреново? Наплюйте на это», — советует автор скандального бестселлера «Тонкое искусство пофигизма» Марк Мэнсон. И «словно по взмаху волшебной палочки (палочки-на фиг-посылалочки)» ваша жизнь изменится. Мы собрали для вас 22 цитаты из этой книги, которые покажут этот мир с другой, непривычной нам стороны.
[more]
Куда бы вы ни пошли, вас поджидает огромная куча дерьма. И это — норма. И задача состоит не в том, чтобы убежать от дерьма. Она состоит в том, чтобы найти дерьмо, с которым вам понравится иметь дело.
Иными словами, если хотите успеха, перестаньте спрашивать себя: «Чем я хочу насладиться?» Задайте другой вопрос: «Какая боль мне по душе?» Дорога к счастью усеяна постыдными провалами и кучами дерьма.
Как ни парадоксально, принятие негативного опыта — это позитивный опыт.
Боль — скрепляющая нить в ткани жизни. Вырвать ее не только невозможно, но еще и деструктивно: вы так все порвете. Пытаться избежать боли, значит, придавать ей слишком большое значение. И напротив, если вы отнесетесь к ней «пофигистически», вас не остановить.
Сама жизнь — форма страдания. Богачи страдают из-за богатства. Бедняки страдают из-за бедности. Одинокие люди страдают из-за того, что у них нет семьи. Семейные люди страдают из-за проблем в семье. Люди, ищущие мирских удовольствий, страдают из-за мирских удовольствий. Люди, воздерживающиеся от мирских удовольствий, страдают из-за воздержания.
Единственный способ победить страдание — научиться выносить его.
Ощущаете себя хреново? Наплюйте на это. Скажите себе: «Да, мне хреново. Ну и что с того?» Вот вам и выход из заколдованного круга. Словно по взмаху волшебной палочки (палочки-на фиг-посылалочки) вы перестаете ненавидеть себя за то, что вам плохо.
Вот почему важно уметь «послать все на фиг». Это умение спасет нас. Надо смириться с тем, что в мире все наперекосяк и это — нормально, поскольку так всегда было и всегда будет.
В законе обратного усилия есть любопытная особенность. Он не случайно так назван: все получается шиворот-навыворот. Стремление к позитиву ведет к негативу, и наоборот. Боль в качалке несет здоровье и приток сил. Шишки, набитые в бизнесе, позволяют лучше понять, как добиться успеха. Открытое признание своей неуверенности делает более уверенным и харизматичным в общении. Горечь открытой конфронтации способствует большему доверию и уважению в отношениях. Взгляд в лицо своим страхам и тревогам позволяет стать мужественным и стойким.
Мы страдаем по той простой причине, что страдание биологически полезно. С его помощью природа заставляет нас меняться.
Счастье приходит от решения проблем. Ключевое слово здесь — «решение». Если вы убегаете от проблем или полагаете, что у вас их нет, вы будете несчастны. Если вы думаете, что ваши проблемы нерешаемы, вы также будете несчастны. Стало быть, фишка в том, чтобы решать проблемы, а не просто иметь их.
В этом суть самосовершенствования: поставить во главу угла более правильные ценности, беспокоиться о более правильных вещах. Ибо, если вы правильно выберете, о чем стоит волноваться, у вас и проблемы будут здоровыми. А если проблемы будут здоровыми, то и жизнь пойдет лучше.
Подлинное счастье наступает, лишь когда вы находите проблемы, которые вам нравится иметь и решать.
А ключ-то к хорошей жизни отнюдь не во все новых и новых заботах: он — в меньшем числе забот. Заботиться нужно только о подлинном, настоящем и важном.
Самопознание подобно луковице. В нем много слоев, и чем больше счищаешь их, тем больше вероятность, что заплачешь.
Надо уметь — именно уметь — наплевать. Возможно, это звучит смешно, а я выгляжу идиотом, но по сути речь вот о чем: надо научиться не разбрасываться и сосредотачивать мысль на главном. Надо научиться понимать, что вы лично цените больше всего, — и затем произвести жесткий отсев. Это невероятно сложно. На это могут уйти годы попыток и усилий. И будет много неудач. Но может статься, более важных усилий вообще не существует. И так или иначе все к этому сводится.
Но такова жизнь: если вам кажется, что вы — против всего мира, скорее всего, вы идете против самого себя и только.
Если у вас мало мотивации для важной перемены в жизни, делайте что-нибудь. Барахтайтесь. А затем превратите реакцию на это действие в способ мотивировать себя.
Люди не могут решить ваши проблемы за вас. Да и пытаться не должны, поскольку это не сделает вас счастливым. И вы не должны брать на себя чужие проблемы, поскольку счастья этим никому не принесете. Только в нездоровых отношениях люди пытаются решать проблемы друг друга, чтобы самим ощущать душевный комфорт. В здоровых же отношениях люди решают собственные проблемы из заботы друг о друге.
Без готовности признать свою неправоту невозможны реальные изменения и рост.
Уверенность — враг роста. Ничто нельзя считать несомненным, пока оно не случилось. Да и тогда не факт. Вот почему любой рост невозможен без осознания: наши ценности всегда несовершенны.
Не сидите сложа руки. Делайте что-нибудь. Ответы придут.
http://nashaplaneta.su/news/22_kategorichnye_citaty_marka_mehnsona_ob_iskusstve_pofigizma_vazhno_umet_poslat_vse_na_fig_ehto_umenie_spaset_nas/2018-01-13-21215
«Тонкое искусство пофигизма» читать онлайн книгу автора Марк Мэнсон на MyBook.ru
Это мой старый текст, который я писала для обзора сразу нескольких книг на другом книжном портале, так что ничего страшного, если вы его уже видели, — это не в глазах двоится, это се ля ви. Хочу сохранить его отдельно, потому что кто-то уже пару раз спрашивал мнение об этой волшебной популярной книжке, а искать полный текст каждый раз мне лениво.
Русские издатели и переводчики решили добавить сахарку и смягчили название до нейтрального «пофигизма», когда в оригинале стоит достаточно конкретное The Subtle Art of Not Giving a F*ck. Впрочем, такое отношение к заголовку может быть не подстеленной соломкой, а вполне себе искусством, усвоенным из книги. Зачем напрягаться, если и так сойдёт?
Я считаю, что грубый перевод названия книги подошёл бы куда лучше, потому что Марк Мэнсон не скупится на краски, когда описывает себя – такого брутального, красивого, бескомпромиссного и сурового. Хочется добавить «жопошника», так как именно это следует из текста книги, но я уверена, что как раз этот смысл в книгу автор не закладывал и он сам пророс, словно прекрасный цветок откровения.
Начинать с пустых обвинений – плохой тон. Но меня тоже можно понять, потому что совершенно непонятно, как к такой хаотичной книжке подступаться, с какого бока. Сразу видно, что её писал блогер, который даже отдалённо не слышал о структурировании информации или последовательных логических связях. Это человек, который привык в одном посте сначала написать про то, что он ел на завтрак, потом о войне 1812 года, потом о выгуле собак – и запостить в конце прекрасную фотку солнечной Тосканы. Примерно как-то так и выглядит эта книга, только Марк Мэнсон не стал заморачиваться с поиском подходящего контента или красивых фоточек Тосканы (пофигизм же, искусство!), а просто вывалил вперемешку целую кучу мыслей о том, как вы все, дураки, неправильно живёте, а вот он расскажет, как жить правильно; кстати, он ел яичницу, а фиалки – это цветы.
Первые несколько глав кажется, что у книги даже действительно есть какая-то внутренняя концепция, но это только видимость. Я полагаю, что поначалу автор просто был наиболее усидчивым и даже смог собрать в один документ все сведения по тегу «успешность» и «пофигизм», которые нашёл в голове. Дальше стало хуже, внимание рассеялось, и он пошёл в лес да по дрова.
Издательство дополнительно подкидывает нам загадок и не облегчает задачи понимания книги, потому что перевод очень странный. То ли Марк Мэнсон действительно изъясняется очень криво выбранными словами, то ли переводчик узнал кучу новых слов и решил немедля их использовать в работе, а что не узнал, то придумал.
«Будьте идеальны и ошеломительны: каждое утро, покакав двенадцатиунциевыми золотыми самородками, поцелуйте на прощание причипуренную жену и двух с половиной детей – и отбывайте на вертолёте на сверхъестественно прекрасную работу, совершать немыслимые подвиги во благо человечества». Выделенное слово меня нокаутировало. В жену встроен какой-то чип? Безудержный гуглёж подсказал, что это может быть «расфуфыренная» на суржике, но только если писать по-другому. Не знаю, каким языком пользуется переводчик.
«Вам на душе кошки насрали, а за пять минут на вас высыпались 350 фотографий, где люди абсолютно счастливы и живут в своё удовольствие (так их перетак)». Полагаю, что это чудесным образом склеились выражения «на душе кошки скребут» и «во рту кошки насрали». Не представляю в таком случае месторасположение души автора (или переводчика?). Наверное, где-то в районе гланд.
«А мы слишком заняты: смотрим порно и рекламу силовых тренажёров (которые не работают) и завидуем тому, кто заманил в постель жаркую блондинку с играющими кубиками на животе». Надеюсь, что эти кубические негодяи не играют в покер или блэкджек.
«Ибо знаете, в чём подлянка?» И так обычный графоман одним «ибом» возвысился до уровня Кольриджа и Уитмена.
«Безразличные люди – жалкие неадекваты. Это диванные овощи и интернетные тролли». Ну, хоть не электрические.
«Даже когда вы бздите волшебным порошком». Так вот что это такое… Мельчает нынче волшебство.
На самом деле такие словесные завихрения даже немного теряются на фоне того, как автор пытается нахамить читателю, маскируя это под «я рубаха-парень, давайте по-простому». Да и его метафоры, которые он, наверное, представляет смелыми, не очень-то много сути и важных мыслей несут, если отвлечься от их нарочито вызывающей формы.
«За последние несколько лет дерьмом в стиле «Как быть счастливым» на Facebook поделились, наверное, восемь миллионов раз. Но вот чего никто не понимает насчёт всей этой лабуды…» То есть он только что сказал, что это всё дерьмо, и в следующем же предложении нам его впаривает. Ловкий!
«Вот этим можно восхищаться. Да не мной, дубина». Не ссы, Марк, никто и не думал!
«Куда бы вы ни пошли, вас поджидает огромная куча дерьма. И это – норма. И задача состоит не в том, чтобы убежать от дерьма. Она состоит в том, чтобы найти дерьмо, с которым вам понравится иметь дело». Вот прочитала я эту книжку от корки до корки и поняла, что имелось в виду про поджидание.
«Сиди в офисе и не рыпайся, унылая посредственность». Приятно такое услышать в свой читательский адрес не в ироническом ключе, ведь правда?
«Ведь нужна масса сил и энергии, чтобы убедить себя, что твоё дерьмо не воняет (особенно если живёшь в туалете)». Я даже не хочу после этого думать, откуда он черпает свои метафоры. Надеюсь, не из жизненного опыта.
Позиция в таком оскорбительном панибратстве достаточно удобная, «я в домике». Если ты обиделся или тебе кажется это дурным вкусом, то я так и задумал, затроллил, попал в точку, какой я молодец, вы специально закрываетесь! Прикрываясь этим белым плащом, можно нести любую гадкую чушь и вести себя с читателем, как задница. Марк вообще не очень-то любит людей, и вот как он пишет даже про воображаемую старушку в супермаркете, у которой вполне нормальная претензия к конкретной жизненной ситуации:
«Перед вами старушка шумит на кассира, который не принял её купон на 30 центов. И почему она так волнуется? Ведь это лишь 30 центов. Я вам объясню почему. Этой женщине больше нечем заняться, как сидеть дома и вырезать купоны. Она старая и одинокая. Её дети – долбо**ы, которые никогда её не навещают. Секса у неё не было лет тридцать. Она не может выпустить газы, не испытывая сильной боли внизу спины. И пенсия у неё крошечная, и умрёт она в памперсах, воображая себя в сказочной стране».
Очень весомое додумывание. Любой человек, который беспокоится не так, как это угодно Марку, – жалкий и мерзкий червь. Либо ему никто не даёт, либо у него маленькая пиписька (применять первый или второй аргумент в зависимости от пола). Действительно профессиональный уровень, вот сразу как-то хочется верить после этого автору и его житейской мудрости.
Теперь, когда вы все представили, как пишет Марк, переходим к тому, что он пишет. И это, ей-богу, очень непростая задача.
Изначальный посыл, размазанный по трети книги, очень простой. Беспокоиться – плохо. Ой как плохо. Эта мудрая мысль заверчена в десять историй из жизни самого Марка, сорок историй из жизни его друзей и двести историй из жизни его выдуманных знакомых. Чтобы не беспокоиться, надо не париться.
Вся остальная книга – это бесконечные отговорки и странные отступления. Например, Марк свято уверен, что практически всё беспокойство происходит от потребления. То есть люди беспокоятся потому, что у них нет дорогой машины, смартфона, шмоток и чего-то там ещё. И он это выдвигает как бесспорное и само собой разумеющееся определение беспокойства. Другие проблемы, которые могут возникнуть у человека, — второстепенные и редкие случаи, хотя об отношениях или просирании жизни он всё-таки немного поговорит. Просто эту информацию придётся по чайной ложке выскребать из совершенно разных фрагментов текста.
Сам он не очень-то разбирается в том, что пишет, мешая в одну кучу потребление, психологию, неврозы, отношения, рабочую эффективность и общение. Главное, сказать поярче и поубедительнее. При этом в целой куче шлака можно отрыть отдельные здравые зёрна, но они не будут каким-то откровением. Например, мысль, что на некоторые дела вам всё-таки не должно быть наплевать, даже если они приносят печальку (ой да ладно, Марк!). Но на большинство дел, которые её приносят, нужно забить и лечь на диван. Я, конечно, утрирую, потому что позитивной программы замены беспокойств автор не даёт. Не беспокойтесь, говорит он, а вот как не беспокоиться и что делать вместо этого – черт его знает. По Мэнсону получается, что стоит только осознать необходимость не беспокоиться, так сразу будет катарсис, котики и сладкая вата кайфа.
В середине текста автор решает нас удивить и пишет: «Однажды вы умрёте. Я знаю, это очевидно, но на всякий случай напоминаю – вдруг забыли». Это к тому, что всё тщетно и беспокоиться незачем. Класс. Понимаешь, Марк, я как никогда остро чувствую, что умру, когда читаю твою книгу. Возможно, даже из-за неё.
С середины текст Марка Мэнсона прорвало, и он пошёл врукопашную, накидывая вообще все советы, как жить, в одну кучу. Не пропадать же мудрости. В этой мешанине попадаются неплохие советы, например не делать золотого божка из позитивного мышления. Правда, меня несколько подташнивает от не пришей козе рукав метафоры про Панду Разочарования, которая должна приходить и обламывать людей, витающих в облаках, но пусть будет. Вон и на обложке она.
Мы узнаем, что важные вещи – это на самом деле трудные и геморройные проблемы. Для Марка ходить в спортзал – проблема, проводить время с женой – проблема. Мне кажется, что у него только одна проблема – он сам. Или то, что он ведёт себя, как козёл, а потом пытается под это подвести какую-то философию. Я не просто козёл, а козёл со смыслом и публикациями.
Если очень сильно постараться, то можно вычленить основную мысль книги в то, что нужно избегать токсичного общения, дел и активности, превращая их в нетоксичные разными способами или банально игнорируя. Так как внятных рекомендаций нет, то это могут быть мои домыслы. А к концу книги мы вообще узнаем, что в России это издание совершенно бесполезно, так как все русские уже живут по идеалам Марка Мэнсона: «Русской культуре присуща грубость, которая часто коробит американцев и европейцев. Никаких вам лживых любезностей и расшаркиваний. Вы не улыбаетесь незнакомым людям и не делаете вид, что вам нравится то, что не нравится. В России, если человек видит глупость, он называет это глупостью. Если кто-то ведёт себя как придурок, вы называете его придурком. Если женщина вам нравится и вам приятно с ней общаться, вы говорите ей, что она вам нравится и вам приятно с ней общаться». Вот тебе раз! А в начале не могли сразу написать, что нам эта книжка нафиг не сдалась?
Не знаю, какой смысл в чтении книги, смысл которой можно выразить парой предложений. Моя Панда Разочарования говорит вам: ну и неудачники же вы, если купили её за настоящие деньги.
Отзывы о творчестве Марк Мэнсон
Это мой старый текст, который я писала для обзора сразу нескольких книг на другом книжном портале, так что ничего страшного, если вы его уже видели, — это не в глазах двоится, это се ля ви. Хочу сохранить его отдельно, потому что кто-то уже пару раз спрашивал мнение об этой волшебной популярной книжке, а искать полный текст каждый раз мне лениво.
Русские издатели и переводчики решили добавить сахарку и смягчили название до нейтрального «пофигизма», когда в оригинале стоит достаточно конкретное The Subtle Art of Not Giving a F*ck. Впрочем, такое отношение к заголовку может быть не подстеленной соломкой, а вполне себе искусством, усвоенным из книги. Зачем напрягаться, если и так сойдёт?
Я считаю, что грубый перевод названия книги подошёл бы куда лучше, потому что Марк Мэнсон не скупится на краски, когда описывает себя – такого брутального, красивого, бескомпромиссного и сурового. Хочется добавить «жопошника», так как именно это следует из текста книги, но я уверена, что как раз этот смысл в книгу автор не закладывал и он сам пророс, словно прекрасный цветок откровения.
Начинать с пустых обвинений – плохой тон. Но меня тоже можно понять, потому что совершенно непонятно, как к такой хаотичной книжке подступаться, с какого бока. Сразу видно, что её писал блогер, который даже отдалённо не слышал о структурировании информации или последовательных логических связях. Это человек, который привык в одном посте сначала написать про то, что он ел на завтрак, потом о войне 1812 года, потом о выгуле собак – и запостить в конце прекрасную фотку солнечной Тосканы. Примерно как-то так и выглядит эта книга, только Марк Мэнсон не стал заморачиваться с поиском подходящего контента или красивых фоточек Тосканы (пофигизм же, искусство!), а просто вывалил вперемешку целую кучу мыслей о том, как вы все, дураки, неправильно живёте, а вот он расскажет, как жить правильно; кстати, он ел яичницу, а фиалки – это цветы.
Первые несколько глав кажется, что у книги даже действительно есть какая-то внутренняя концепция, но это только видимость. Я полагаю, что поначалу автор просто был наиболее усидчивым и даже смог собрать в один документ все сведения по тегу «успешность» и «пофигизм», которые нашёл в голове. Дальше стало хуже, внимание рассеялось, и он пошёл в лес да по дрова.
Издательство дополнительно подкидывает нам загадок и не облегчает задачи понимания книги, потому что перевод очень странный. То ли Марк Мэнсон действительно изъясняется очень криво выбранными словами, то ли переводчик узнал кучу новых слов и решил немедля их использовать в работе, а что не узнал, то придумал.
«Будьте идеальны и ошеломительны: каждое утро, покакав двенадцатиунциевыми золотыми самородками, поцелуйте на прощание причипуренную жену и двух с половиной детей – и отбывайте на вертолёте на сверхъестественно прекрасную работу, совершать немыслимые подвиги во благо человечества»
. Выделенное слово меня нокаутировало. В жену встроен какой-то чип? Безудержный гуглёж подсказал, что это может быть «расфуфыренная» на суржике, но только если писать по-другому. Не знаю, каким языком пользуется переводчик.«Вам на душе кошки насрали, а за пять минут на вас высыпались 350 фотографий, где люди абсолютно счастливы и живут в своё удовольствие (так их перетак)». Полагаю, что это чудесным образом склеились выражения «на душе кошки скребут» и «во рту кошки насрали». Не представляю в таком случае месторасположение души автора (или переводчика?). Наверное, где-то в районе гланд.
«А мы слишком заняты: смотрим порно и рекламу силовых тренажёров (которые не работают) и завидуем тому, кто заманил в постель жаркую блондинку с играющими кубиками на животе». Надеюсь, что эти кубические негодяи не играют в покер или блэкджек.
«Ибо знаете, в чём подлянка?» И так обычный графоман одним «ибом» возвысился до уровня Кольриджа и Уитмена.
«Безразличные люди – жалкие неадекваты. Это диванные овощи и интернетные тролли». Ну, хоть не электрические.
«Даже когда вы бздите волшебным порошком». Так вот что это такое… Мельчает нынче волшебство.
На самом деле такие словесные завихрения даже немного теряются на фоне того, как автор пытается нахамить читателю, маскируя это под «я рубаха-парень, давайте по-простому». Да и его метафоры, которые он, наверное, представляет смелыми, не очень-то много сути и важных мыслей несут, если отвлечься от их нарочито вызывающей формы.
«За последние несколько лет дерьмом в стиле «Как быть счастливым» на Facebook поделились, наверное, восемь миллионов раз. Но вот чего никто не понимает насчёт всей этой лабуды…» То есть он только что сказал, что это всё дерьмо, и в следующем же предложении нам его впаривает. Ловкий!
«Вот этим можно восхищаться. Да не мной, дубина». Не ссы, Марк, никто и не думал!
«Куда бы вы ни пошли, вас поджидает огромная куча дерьма. И это – норма. И задача состоит не в том, чтобы убежать от дерьма. Она состоит в том, чтобы найти дерьмо, с которым вам понравится иметь дело». Вот прочитала я эту книжку от корки до корки и поняла, что имелось в виду про поджидание.
«Сиди в офисе и не рыпайся, унылая посредственность». Приятно такое услышать в свой читательский адрес не в ироническом ключе, ведь правда?
«Ведь нужна масса сил и энергии, чтобы убедить себя, что твоё дерьмо не воняет (особенно если живёшь в туалете)». Я даже не хочу после этого думать, откуда он черпает свои метафоры. Надеюсь, не из жизненного опыта.
Позиция в таком оскорбительном панибратстве достаточно удобная, «я в домике». Если ты обиделся или тебе кажется это дурным вкусом, то я так и задумал, затроллил, попал в точку, какой я молодец, вы специально закрываетесь! Прикрываясь этим белым плащом, можно нести любую гадкую чушь и вести себя с читателем, как задница. Марк вообще не очень-то любит людей, и вот как он пишет даже про воображаемую старушку в супермаркете, у которой вполне нормальная претензия к конкретной жизненной ситуации:
«Перед вами старушка шумит на кассира, который не принял её купон на 30 центов. И почему она так волнуется? Ведь это лишь 30 центов. Я вам объясню почему. Этой женщине больше нечем заняться, как сидеть дома и вырезать купоны. Она старая и одинокая. Её дети – долбо**ы, которые никогда её не навещают. Секса у неё не было лет тридцать. Она не может выпустить газы, не испытывая сильной боли внизу спины. И пенсия у неё крошечная, и умрёт она в памперсах, воображая себя в сказочной стране».
Очень весомое додумывание. Любой человек, который беспокоится не так, как это угодно Марку, – жалкий и мерзкий червь. Либо ему никто не даёт, либо у него маленькая пиписька (применять первый или второй аргумент в зависимости от пола). Действительно профессиональный уровень, вот сразу как-то хочется верить после этого автору и его житейской мудрости.
Теперь, когда вы все представили, как пишет Марк, переходим к тому, что он пишет. И это, ей-богу, очень непростая задача.
Изначальный посыл, размазанный по трети книги, очень простой. Беспокоиться – плохо. Ой как плохо. Эта мудрая мысль заверчена в десять историй из жизни самого Марка, сорок историй из жизни его друзей и двести историй из жизни его выдуманных знакомых. Чтобы не беспокоиться, надо не париться.
Вся остальная книга – это бесконечные отговорки и странные отступления. Например, Марк свято уверен, что практически всё беспокойство происходит от потребления. То есть люди беспокоятся потому, что у них нет дорогой машины, смартфона, шмоток и чего-то там ещё. И он это выдвигает как бесспорное и само собой разумеющееся определение беспокойства. Другие проблемы, которые могут возникнуть у человека, — второстепенные и редкие случаи, хотя об отношениях или просирании жизни он всё-таки немного поговорит. Просто эту информацию придётся по чайной ложке выскребать из совершенно разных фрагментов текста.
Сам он не очень-то разбирается в том, что пишет, мешая в одну кучу потребление, психологию, неврозы, отношения, рабочую эффективность и общение. Главное, сказать поярче и поубедительнее. При этом в целой куче шлака можно отрыть отдельные здравые зёрна, но они не будут каким-то откровением. Например, мысль, что на некоторые дела вам всё-таки не должно быть наплевать, даже если они приносят печальку (ой да ладно, Марк!). Но на большинство дел, которые её приносят, нужно забить и лечь на диван. Я, конечно, утрирую, потому что позитивной программы замены беспокойств автор не даёт. Не беспокойтесь, говорит он, а вот как не беспокоиться и что делать вместо этого – черт его знает. По Мэнсону получается, что стоит только осознать необходимость не беспокоиться, так сразу будет катарсис, котики и сладкая вата кайфа.
В середине текста автор решает нас удивить и пишет: «Однажды вы умрёте. Я знаю, это очевидно, но на всякий случай напоминаю – вдруг забыли». Это к тому, что всё тщетно и беспокоиться незачем. Класс. Понимаешь, Марк, я как никогда остро чувствую, что умру, когда читаю твою книгу. Возможно, даже из-за неё.
С середины текст Марка Мэнсона прорвало, и он пошёл врукопашную, накидывая вообще все советы, как жить, в одну кучу. Не пропадать же мудрости. В этой мешанине попадаются неплохие советы, например не делать золотого божка из позитивного мышления. Правда, меня несколько подташнивает от не пришей козе рукав метафоры про Панду Разочарования, которая должна приходить и обламывать людей, витающих в облаках, но пусть будет. Вон и на обложке она.
Мы узнаем, что важные вещи – это на самом деле трудные и геморройные проблемы. Для Марка ходить в спортзал – проблема, проводить время с женой – проблема. Мне кажется, что у него только одна проблема – он сам. Или то, что он ведёт себя, как козёл, а потом пытается под это подвести какую-то философию. Я не просто козёл, а козёл со смыслом и публикациями.
Если очень сильно постараться, то можно вычленить основную мысль книги в то, что нужно избегать токсичного общения, дел и активности, превращая их в нетоксичные разными способами или банально игнорируя. Так как внятных рекомендаций нет, то это могут быть мои домыслы. А к концу книги мы вообще узнаем, что в России это издание совершенно бесполезно, так как все русские уже живут по идеалам Марка Мэнсона: «Русской культуре присуща грубость, которая часто коробит американцев и европейцев. Никаких вам лживых любезностей и расшаркиваний. Вы не улыбаетесь незнакомым людям и не делаете вид, что вам нравится то, что не нравится. В России, если человек видит глупость, он называет это глупостью. Если кто-то ведёт себя как придурок, вы называете его придурком. Если женщина вам нравится и вам приятно с ней общаться, вы говорите ей, что она вам нравится и вам приятно с ней общаться». Вот тебе раз! А в начале не могли сразу написать, что нам эта книжка нафиг не сдалась?
Не знаю, какой смысл в чтении книги, смысл которой можно выразить парой предложений. Моя Панда Разочарования говорит вам: ну и неудачники же вы, если купили её за настоящие деньги.