Мать Тереза — Википедия
Святая[2]Тере́за Кальку́ттская[3] (настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя[4] — 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как мать Тереза[5][6] — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации сестёр — миссионерок любви, занимающейся служением бедным и больным.
Лауреат Нобелевской премии мира (1979).
В 2003 году причислена католической церковью к лику блаженных, 4 сентября 2016 года — канонизирована (причислена к лику святых)[7][8][9].
Деятельность Терезы критиковалась в связи с сомнительными политическими связями монахини, неэффективным использованием полученных от пожертвований средств и отказом от использования обезболивающих средств в ходе лечения[⇨].
Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье
Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных. [источник не указан 373 дня]
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.[источник не указан 373 дня]
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию сестёр — миссионерок любви, деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.[источник не указан 373 дня]
С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время[
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. 19 октября 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) католической церковью. 4 сентября 2016 года причислена к лику святых[18].
Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.
Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его [19]. |
Согласно некоторым источникам, в частном порядке мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии»[20] как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:
Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения… Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда |
В Риме в 1984 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после борьбы с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.
В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.
13 марта 1997 года мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.
- Падма Шри (1962, Индия)[22].
- Премия Рамона Магсайсая (1962, Филиппины)[23].
- Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание[en] (1969, Индия)[24].
- Премия мира Иоанна XXIII (1971, Ватикан)[25].
- Темплтоновская премия (1973, США)[26].
- Международная премия Альберта Швейцера (1975, США)[27][28].
- Премия «Pacem in Terris»[en] (1976, США)[29].
- Медаль Ла Сторта за службу человечеству (1976, США)[30].
- Орден Британской империи степени офицера (1977, Великобритания)[31].
- Премия Бальцана (1978, Италия)[32].
- Нобелевская премия мира (1979, Швеция)[33].
- Патрональная медаль[en] (1979, США)[34][35].
- Бхарат Ратна (1980, Индия)[36].
- Почётное гражданство Скопье (1980, Македония)[37]
- Орден «Легион Почёта»[pl] (1980, Гаити)[38][39].
- Орден Австралии степени компаньона (1982, Австралия)[40][41].
- Орден «Охотник буйвола»[it] (1982, Канада)[42].
- Орден Заслуг (1983, Великобритания)[43][44].
- Президентская медаль Свободы (1985, США)[45][46].
- Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира (1987, СССР)[47].
- Золотая медаль имени Льва Толстого от Российского детского фонда (1990, СССР)[48].
- Почётное гражданство Загреба (1990, Хорватия)[49][50]
- Премия ЮНЕСКО за мирное образование
- Орден Королевы Елены (1995, Хорватия)[52]
- Почётное гражданство США (1996, США)[53].
- Орден Улыбки (1996, Польша)[54][55].
- Орден «Честь нации»[en] (1996, Албания)[56].
- Золотая медаль Конгресса США (1997, США)[57].
Фильмы о матери Терезе[править | править код]
О матери Терезе снято несколько документальных и художественных фильмов:
- В 1969 году вышел документальный фильм, а в 1971 году и книга «Something Beautiful for God» Малкольма Маггериджа о матери Терезе.
- Документальный фильм 1994 года «Ангел из ада» (Hell’s Angel) с критикой деятельности матери Терезы.
- В 1997 году снят художественный фильм с Джеральдиной Чаплин в роли матери Терезы. Картина называлась «Мать Тереза: Во имя беднейших Господа», режиссёром выступил Кевин Коннор. Лента завоевала премию на Фестивале киноискусств в 1998 году.
- В 2003 году вышел фильм: «Мать Тереза Калькуттская (Madre Teresa)», который получил награду «CAMIE award» 2007 года. Главную роль исполнила известная британская актриса Оливия Хасси. Режиссёр картины — итальянец Фабрицио Коста.
Согласно докладу канадских ученых Сержа Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал, клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но их пациенты не получали медицинской помощи, систематической диагностики, необходимого питания и достаточного количества анальгетиков для страдающих[61]: «Мать Тереза считала, что больной должен страдать, как Христос на кресте»[62].
В отчёте, опубликованном в немецком журнале Stern, утверждается, что в 1991 году только 7 % пожертвований, поступивших в миссию милосердия, были использованы на благотворительные цели[63].
Когда 26 июля 1963 года её родной город Скопье в результате землетрясения сильно пострадал (там погибло 1070 человек и было разрушено 75 % зданий), Агнес Бояджиу отказалась выделять ему финансовую помощь от своего монашеского ордена.
Во время природных катаклизмов в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч людей, мать Тереза призывала молиться о пострадавших, однако ни разу не пожертвовала деньги для помощи. Исследователи обращают внимание на сомнительные политические связи, огромные суммы денег, проходящие через её руки, и плохой уход за больными и умирающими в созданных матерью Терезой 517 миссиях в 100 странах. Прославленная монахиня придерживалась весьма жёстких и догматичных взглядов, полагая, что участь больных — страдать, поэтому запретила применять обезболивающие средства, а также резко возражала против разводов, абортов и контрацепции[64].
Приюты миссии милосердия зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и обезболивающих. Это нельзя было списать на недостаток средств — мать Тереза получала деньги в избытке со всего мира. Робин Фокс (редактор медицинского журнала Lancet в 1990—1995) ещё в 1994 году отметил, что фонд имеет множество волонтёров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании[65].
Миссия милосердия не делала различия между излечимыми и неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама мать Тереза называла свои объекты «Домами для умирающих» (Houses of the Dying). В отличие от условий, созданных в приютах, сама мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники в Соединённых Штатах, Европе и Индии, что вызвало обвинения в лицемерии от критиков, таких как Кристофер Хитченс[66].
В 1981 и 1983 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье, и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награждена высшей наградой страны — орденом Легиона славы. Визит Терезы обошелся властям нищей страны в сумму около $1 миллион.
Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь. Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил. Когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры — миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Хотя мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что была оказана помощь 36 000 жителям Калькутты, проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700[67].
Американский бизнесмен Чарльз Китинг[en], присвоивший деньги вкладчиков фонда, перечислил Терезе $1,25 из похищенных $252 миллионов. Когда Чарльза Китинга посадили, Тереза попросила о снисхождении. Прокурор Пол Терли предложил ей вернуть украденные деньги их владельцам. На этом переписка оборвалась.[68]
Одним из самых популярных критиков Терезы был английский журналист, литературовед и антитеист Кристофер Хитченс, автор эссе «Миссионерская позиция: мать Тереза в теории и практике» (англ. The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice)(1995). В статье 2003 года он писал: «Это возвращает нас к средневековой коррупции церкви, которая продавала индульгенции богатым, проповедуя адский огонь и сдержанность для бедных. Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. Она говорила, что страдание является подарком от Бога. Она посвятила свою жизнь тому, чтобы препятствовать освобождению женщин от принудительного деторождения, аналогичного скотоводству, а также женской эмансипации, что является единственным действенным способом предотвращения нищеты в мире»[69]. Хитченс обвинил Терезу в лицемерии, когда она выбрала передовую клинику для лечения состояния её сердца[70][71].
- ↑ Pagan Ethics: Paganism as a World Religion By Michael York
- ↑ Мать Терезу причислили к лику святых — Meduza (рус.). Дата обращения 4 сентября 2016.
- ↑ Тереза Калькуттская // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Mother Teresa of Calcutta (1910-1997), biography (неопр.). www.vatican.va. Дата обращения 9 января 2019.
- ↑ Ф. Л. Агеенко. Тереза. Словарь собственных имён русского языка. Печатное издание М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2010. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2011. (неопр.). gramota.ru. — «Тере́за, -ы [тэрэ] (мать Тереза) (основательница и настоятельница католич. Ордена милосердия в Калькутте, Индия)». Дата обращения 29 августа 2018.
- ↑ Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь / Отв. ред. Н. Уварова. — М.: Эксмо, 2011. — С. 264. — 512 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО). — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-49001-1, ББК 81.2Рус-4.
- ↑ Ватикан причислил монахиню мать Терезу к лику святых (неопр.). Радио «Свобода» (4 сентября 2016). Дата обращения 4 сентября 2016.
- ↑ Santa Messa con il Rito di Canonizzazione della Beata Teresa di Calcutta, 04.09.2016 (итал.). Sito ufficiale della Santa Sede (4 settembre 2016). Дата обращения 4 сентября 2016.
- ↑ Santa Messa celebrata dal Santo Padre Francesco con il Rito della Canonizzazione (итал.). Sito ufficiale della Santa Sede (4 settembre 2016). Дата обращения 4 сентября 2016.
- ↑ 1 2 (2002) «Mother Teresa of Calcutta (1910—1997)». Vatican News Service. Retrieved 30 May 2007.
- ↑ The Nobel Peace Prize 1979: Mother Teresa (неопр.). www.nobelprize.org. Дата обращения 11 августа 2012.
- ↑ Poplin, Mary. The Marriage Devotional: 365 Simple Ways to Celebrate Your Love (англ.). — InterVarsity Press (англ.)русск., 2011. — P. 97. — ISBN 978-0830834723.
- ↑ Group, Salisbury. The Salisbury Review, Volumes 19–20 (неопр.). — InterVarsity Press (англ.)русск., 2011. — С. 2. — ISBN 978-0830834723.
- ↑ Kosovo to Honor Mother Teresa, Zenit (6 марта 2007). Дата обращения 15 ноября 2014.
- ↑ Mother Teresa Beyond the Image, New York Times (1997). Дата обращения 15 ноября 2014.
- ↑ Alpion, Gëzim. Mother Teresa: Saint or Celebrity? (неопр.). — Taylor & Francis, 2006. — ISBN 0203087518.
- ↑ Lester, Meera. Saints’ Blessing (неопр.). — Fair Winds, 2004. — С. 138. — ISBN 1-59233-045-2.
- ↑ Мать Тереза причислена к лику святых / Русская служба BBC, 4 сентября 2016
- ↑ Энциклопедия «Кругосвет»: Мать Тереза (неопр.). Кругосвет. Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Time: Кризис веры Матери Терезы
- ↑ Мать Тереза, Брайан Колодейчук. Mother Teresa: Come Be My Light. — New York: Doubleday, 2007. — ISBN 0385520379.
- ↑ Padma Shri Awardees (неопр.). Правительство Индии. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Mother Teresa (неопр.) (недоступная ссылка). Премия Рамона Магсайсая. Дата обращения 15 июля 2017. Архивировано 5 апреля 2017 года.
- ↑ Nehru Award Recipients (неопр.) (недоступная ссылка). Индийский совет по культурным связям[en]. Дата обращения 15 июля 2017. Архивировано 6 апреля 2018 года.
- ↑ Awarding of the John XXIII International Peace Prize to Sister Teresa Boyaxhiu (January 6, 1971) (неопр.). Святой Престол. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Previous Templeton Prize Winners (неопр.). Темплтоновская премия. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Albert Schweitzer International Prizes Ceremony at UNC-Wilmington (неопр.). Университет Северной Каролины в Уилмингтоне. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Albert Schweitzer International Prizes (неопр.). Университет Северной Каролины в Уилмингтоне. Дата обращения 15 июля 2017. (недоступная ссылка)
- ↑ Pacem in Terris (Peace on Earth) Award Recipients (неопр.). Епархия Давенпорта. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Mother Teresa receives La Storta Medal, 1976 (неопр.). Скрантонский университет. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Supplement 47418, page 22 (неопр.). The London Gazette (30 декабря 1977). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Mother Theresa of Calcutta (неопр.). Премия Бальцана. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ The Nobel Peace Prize 1979 (неопр.). Нобелевский комитет. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Relics of Blessed Teresa of Calcutta displayed at National Shrine last week (неопр.). Catholic Standard[en] (8 июня 2010). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Patronal Medal Awarded to Sandra McMurtrie and Robert Comstock (неопр.). Католический университет Америки (15 декабря 2016). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Bharat Ratna Awardees (неопр.). Правительство Индии. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Мајка Тереза (неопр.). Город Скопье. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Mother Teresa received the Legion of Honor award at the National Palace from President Jean-Claude Duvalier (неопр.). The Post-Star[en] (7 августа 1980). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Mother Teresa, 87, Dies; Devoted Her Life to Poor (неопр.) (недоступная ссылка). Los Angeles Times (6 сентября 1997). Дата обращения 15 июля 2017. Архивировано 17 сентября 2016 года.
- ↑ Bojaxhiu, Teresa. Companion of the Order of Australia (неопр.). Правительство Австралии (26 января 1982). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Honorary Orders of Australia (неопр.). Правительство Австралии (26 января 1982). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Manitoba Order of the Buffalo Hunt (неопр.). Историческое общество Манитобы[en]. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Mother Teresa honoured by HM Queen Elizabeth II (неопр.). Royal Collection Trust[en] (24 ноября 1983). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Mother Teresa Is Honored (неопр.). The New York Times (25 ноября 1983). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Announcement of the Recipients of the Presidential Medal of Freedom (неопр.). Президентский проект Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (8 апреля 1985). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Remarks on Presenting the Presidential Medal of Freedom to Mother Teresa (неопр.). Президентский проект Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (20 июня 1985). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ 96 лет назад родилась мать Тереза (неопр.). РИА Новости (27 августа 2006). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Лауреаты международной золотой медали имени Льва Толстого (неопр.). Российский детский фонд. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Od 1990. godine (Republika Hrvatska) (неопр.). Город Загреб. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Od 1990. godine (Republika Hrvatska) (неопр.). Городская скупщина Города Загреба[en]. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ UNESCO Prize for Peace Education (1992) (неопр.). ЮНЕСКО. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Odluka kojom se odlikuje Veleredom kraljice Jelene s lentom i Danicom (неопр.). Narodne novine[en] (22 августа 1995). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Honorary Citizens of the United States (неопр.). Сенат США. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Matka Teresa z Kalkuty ogłoszona świętą. «Nieśmy w sercu jej uśmiech» (неопр.). Польское радио (4 сентября 2016). Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Matka Teresa z Kalkuty (неопр.). Орден Улыбки. Дата обращения 15 июля 2017.
- ↑ Shenjterohet «Nene Tereza»
Мать Тереза (Калькуттская) — фото, биография, причина смерти, благотворительность, разоблачения
Биография
Католическая монахиня мать Тереза стала легендарной женщиной 20 века. Она посвятила себя служению бедным и обездоленным, поставив целью жизни следование заповедям Иисуса Христа. Пример женщины показывает, как можно стяжать всемирную славу, любовь и признание, не заботясь об их получении. Вместе с тем деятельность святой Терезы Калькуттской иногда становится объектом критики и разоблачений.
Детство и юность
Мать Тереза родом с Балканского полуострова, из города Скопье, где жили преимущественно мусульмане-албанцы. Семья будущей монахини исповедовала католическую веру. Девочка родилась в 1910 году в семействе Николы и Дранфиле Бояджиу. Ее полное настоящее имя, данное при крещении, — Агнес Гондже.
Мать Тереза в детствеОтец был успешным предпринимателем, а мать — искусной швеей. Супруги жили в достатке и воспитывали троих детей. Родители Агнес были богобоязненными и отзывчивыми людьми, которые помогали даже незнакомцам. С детства дочь наблюдала любовь и милосердие к ближним в действии и сама стала находить радость, оказывая помощь нуждающимся.
Когда девочке исполнилось 4 года, разразилась Первая мировая война. А на родине продолжались внутренние конфликты, крепли национально-освободительные движения. Отец Агнес был албанцем по национальности и принимал активное участие в народных волнениях. В 1919 году Никола умер, предположительно, от отравления.
Мать Тереза в молодостиНаступили тяжелые времена, но Дранфиле самоотверженно трудилась, чтобы прокормить семью. Послевоенное время было щедро на сирот, и женщина взяла под свою крышу еще шестерых детей. В молодости Агнес полюбила церковную службу и проводила время в молитве и служении. Она прочла в газетах о миссионерах в Индии и загорелась идеей стать одной из них. Молясь Богу, она ощутила призвание к монашескому пути, хотя не была знакома с иноческой жизнью.
Мать Тереза и ее сестра Ага в македонском народном костюмеВ 1928 году девушка отправилась в Париж, где прошла собеседование в орден сестер Лоретто. Она навсегда простилась с матерью и родными, поддерживая связь только через письма. Затем ей предстоял путь в Ирландию, где она интенсивно занялась изучением английского языка, чтобы иметь возможность совершить индийскую миссию. В те времена многомиллионная Индия еще оставалась Британской колонией. 6 января 1929 года юная миссионерка прибыла в Калькутту, которая на долгие годы стала ее домом.
Религия и благотворительность
В 1931 году Агнес Гондже стала послушницей под именем Мария Тереза. Изучив бенгальский язык, она начала преподавать в монастырской школе Лоретто. На фоне нищеты и бесприютности городских кварталов монастырь казался островком сытости. Монахини занимались благополучными детьми и вели тихую, уединенную жизнь. Терезу тревожило, что она живет вдали от людских бед, ведь именно желание помогать страждущим привело ее в эти края.
Послушница Мария ТерезаВ 1937 году женщина принимает монашеский постриг и отныне становится матерью Терезой. Тогда же монахиня начала преподавать историю и географию в школе святой Марии, где проработала почти 20 лет. В годы Второй мировой войны в Калькутте начался страшный голод, и мать Тереза с сестрами усердно занимались помощью умирающим от недоедания и нищеты.
В 1946 году монашеский орден дает женщине специальное решение, по которому та самостоятельно может заниматься благотворительностью. Женщина решает, что помогать ближним она сможет только в трущобах, на задворках жизни. И монахиня оставляет безопасные стены обители, выбрав служение больным, нищим и умирающим на улицах, деля с ними нужды и кров. Ей приходится кормить, мыть убогих, обрабатывать им раны и провожать в последний путь.
Мать Тереза с монахинямиВ течение 2 лет к ней присоединяются другие сестры, и постепенно вокруг матери Терезы создается община. С 1950 года она называется Орденом миссионерок любви. Каждая из монахинь давала обет нестяжания и трудилась на безвозмездных началах, не имея права принимать за труды никакую награду. Движение разрасталось, и под руководством матери Терезы строились приюты, больницы и школы.
Мать Тереза с детьмиПомощь на строительство и поддержание деятельности складывалась из мелких пожертвований простых людей и огромных меценатских вливаний. Со временем благотворительное движение Ордена перешагнуло границы континента, распространившись по планете. С 1965 года и по сей день филиалы общины помогают обездоленным в разных уголках земли.
Деятельность монахини получила широкое признание, и та всюду пользовалась авторитетом и уважением. В 69 лет мать Тереза получила Нобелевскую премию мира за дела милосердия и помощь страдающим людям.
Католическая церковь канонизировала Терезу Калькуттскую в 2016 году.
Критика и разоблачения
Святая Тереза еще при жизни подвергалась критике, поскольку в ее биографии усматривали провокационные и противоречивые факты. Монахиню упрекали в общении с сомнительными личностями, причастными к криминальному миру. Мошенники и диктаторы вносили солидные суммы на счета фонда матери Терезы, а о прозрачности расходования этих средств до сих ведутся споры. Хотя непонятно, куда могли уходить денежные потоки, проходящие через руки старицы, всю жизнь носившей только холщовое сари.
Документальный фильм «Мать Тереза. Ангел из ада»Мать Терезу обвиняют в непрофессионализме и халатности. Говорят, что на полученные ею средства можно было выстроить современные технически оснащенные медицинские центры. Вместо этого в помещениях приютов и больниц царила антисанитария. Женщине ставили в вину культ бедности, который та возводила в правило в ущерб здоровью пациентов.
Мать Тереза в последние годыНедоброжелатели подчеркивают, что во время болезни сама Тереза пользовалась услугами дорогих клиник, таким образом устанавливая для себя и своих подопечных двойные стандарты.
Говорят, что умирающих иноверцев в бессознательном состоянии крестили в клиниках в католическую веру. В 1994 году вышел документальный фильм “Ангел из ада”, содержащий изобличающие высказывания в адрес Терезы Калькуттской.
Личная жизнь
Девушка с юности избрала путь “невесты Христовой”, поэтому не помышляла о браке. Соответственно, личной жизни в привычном представлении у нее не было.
Мать Тереза и принцесса ДианаСвятая поставила себе за правило никого не выделять и видеть в каждом человеке образ Бога. И служить ему, вспоминая завет Христа:
“Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.
С некоторыми людьми, однако, она дружила и часто общалась. Среди них Индира Ганди, принцесса Диана, Мишель Дювалье, Чарльз Китинг и другие.
Смерть
С 1980-х годов у матери Терезы начались проблемы с сердцем. Она перенесла два сердечных приступа, после чего ей провели операцию по установке кардиостимулятора. Сердечные болезни не оставляли женщину до конца дней и постоянно усугублялись новыми. За последние годы монахиня перенесла малярию, пневмонию и получила перелом кости.
Несмотря на тяжелые болезни, мать Тереза утверждала, что не боится смерти, потому что ждет встречи с Христом и с теми, кому помогала в этой жизни. В это легко поверить, глядя на фото ее умиротворенного лица.
Памятник Матери Терезе в СкопьеВ период ухудшения самочувствия святая Тереза отошла от руководства Орденом и отправилась на лечение в клинику Калифорнии. Однако изношенность организма тяжелыми ежедневными трудами и болезни сердца стали причиной смерти, которая наступила 5 сентября 1997 года. Похороны проходили в Калькутте, и траурное шествие показывали в прямом эфире на экранах всего мира.
Дело матери Терезы продолжает жить и сегодня, а ее мудрые цитаты помогают людям верить в Бога и человечность.
Награды
- 1962 — Падма Шри
- 1969 — Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание
- 1971 — Премия мира Иоанна XXIII
- 1973 — Темплтоновская премия
- 1975 — Международная премия Альберта Швейцера
- 1976 — Медаль Ла Сторта за службу человечеству
- 1977 — Орден Британской империи степени офицера
- 1979 — Нобелевская премия мира
- 1979 — Патрональная медаль
- 1980 — Орден «Легион Почёта»
- 1983 — Орден Заслуг
- 1987 — Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира
- 1992 — Премия ЮНЕСКО за мирное образование
- 1996 — Орден Улыбки
- 1996 — Орден «Честь нации»
- 1997 — Золотая медаль Конгресса США
Мать Тереза — биография, факты, фото
Мать Тереза – католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации сестер – миссионерок любви, занимающихся служением нищим и больным людям. В 1979 г. мать Тереза удостоилась Нобелевской премии мира.
В 2016 г. католическая церковь причислила мать Терезу к лику святых. Ее имя стало нарицательным и используется, когда речь заходит о коком-либо виде помощи или проявлении любви.
Но давайте рассмотрим главные события биографии матери Терезы и узнаем, кем она была на самом деле, и так ли все однозначно в ее репутации.
Биография матери Терезы
Мать Тереза (наст. имя Агнес Гондже Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье. Она воспитывалась в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Кроме нее в семействе Бояджиу родились девочка Агата и мальчик Лазар.
Родители матери Терезы являлись ревностными католиками, в связи с чем будущая монахиня с ранних лет была знакома со священными книгами и традициями католицизма.
Их семья часто ходила в церковь, а также принимала в своем доме нищих, которым старалась помочь тем или иным образом.
Детство и юность
Когда глава семейства был убит в 1919 г., Дранфиле пришлось одной воспитывать троих детей. Мать занималась шитьем одежды, что позволяло ей в полной мере обеспечивать дочерей и сына всем необходимым. Более того, позже она решилась приютить у себя еще 6 сирот.
В 12-летнем возрасте мать Тереза начала мечтать о монашеской жизни, а также о переезде в Индию, где она бы смогла помогать нищим и больным людям.
Мать Тереза в молодостиРелигиозная жизнь
В возрасте 18 лет девушка отправилась в Ирландию, вступив там в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 г. она приняла постриг, выбрав имя Тереза, в честь святой монахини-кармелитки Терезы.
Вскоре мать Тереза получила направление в Калькутту, где около 20 лет преподавала в женской католической школе. Позже она начала оказывать помощь нуждающимся людям. В 1948 г. женщина образовала монашескую конгрегацию сестер.
Члены этой общины безвозмездно помогали малоимущим людям, независимо от их национальности и цвета кожи. Также они основывали детские дома, учебные заведения и госпитали для малоимущих слоев населения. Положением на сегодня монашеская конгрегация имеет около 400 филиалов в сотнях стран мира.
В 1973 г. мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии. Спустя 6 лет она удостоилась Нобелевской премии мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
В своих интервью мать Тереза признавалась, что свое служение людям она совершает благодаря вере в Бога. Однако согласно некоторым источникам, монахиня неоднократно испытывала сомнения в истинности своих религиозных убеждений. Более того, она сомневалась в существовании Бога.
Как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком, вплоть до самой смерти «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии».
Критика
По мнению авторитетных канадских ученых, больницам матери Терезы перечислялись миллионы долларов, при этом пациенты не получали достойной медицинской помощи. Монахиня повторяла, что больные люди должны испытывать такие же муки, как и Христос во время распятия.
В отчете, напечатанном в немецком издании «Stern», говорилось, что в 1991 г. только 7 % пожертвований, поступивших на счет общины матери Терезы, пошли на благотворительность.
Когда в 1963 г. в Скопье, где родилась мать Тереза, произошло землетрясение, унесшее тысячи жизней, она не захотела оказывать пострадавшим финансовую помощь.
Во время стихийных бедствий в Индии, от которых серьезно пострадали сотни тысяч индусов, мать Тереза призывала всех обращаться Богу, ни разу при этом не пожертвовав ни цента. Специалисты подозревали ее в сотрудничестве с политиками, а также отмывании денег, проходивших через ее руки.
Известная всему миру монахиня являлась весьма жестким и в какой-то мере циничным человеком, считая, что больные люди должны подвергаться страданиям. Она даже выступала против применения обезболивающих препаратов.
В приютах ордена нередко наблюдалась удручающая атмосфера. Здания были грязными и плохо оборудованными. Пациенты недоедали, а также страдали от нехватки медикаментов. При этом мать Тереза владела огромными средствами, которых бы с лихвой хватило для покрытия всех расходов.
Мать Тереза неоднократно называла свои приюты «Домами для умирающих», тогда как сама лечилась в элитных европейских и американских клиниках.
Когда в 90-х годах прошлого века в разных регионах мира участились землетрясения, монашеский орден матери Терезы практически не участвовал в благотворительности.
Например, когда мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что помогла 36 000 жителям Калькутты, тщательная проверка показала, что помощь получило менее 700 человек.
Одним из самых активных критиков матери Терезы был британский журналист Кристофер Хитченс. В своих статьях он разоблачал действия монахини, уличая ее в лицемерии и причастности к коррупции. В частности, ему принадлежит фраза о том, что мать Тереза являлась другом бедности, а не бедных.
Последние годы и смерть
В 1984 г. в ходе визита к папе римскому Иоанну Павлу 2 у матери Терезы произошел инфаркт. Через 5 лет случился 2-й инфаркт, после чего ей вживили кардиостимулятор. В 1991 г. после борьбы с пневмонией она по-прежнему имела проблемы с сердцем.
Весной 1996 г. мать Тереза сломала ключицу, после чего заболела малярией. В результате ей пришлось прооперировать сердце, однако это не дало желаемого эффекта.
Монахиня решила пройти серьезный курс лечения в элитной калифорнийской клинике, где было самое новое оборудование, и где работали лучшие американские медики. В начале 1997 г. она оставила должность руководителя Ордена милосердия, поскольку была очень слаба.
Мать Тереза умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте в возрасте 87 лет. За свои заслуги она была удостоена многих престижных наград. В память о ней установлено немало памятников и снято несколько документальных и художественных фильмов.
Канонизация
В 2003 году мать Тереза причислена католической церковью к лику блаженных, а 4 сентября 2016 года – канонизирована (причислена к лику святых).
Теперь она известна, как Святая Тереза Калькуттская.
При этом ее деятельность до сих пор критикуется биографами и другими исследователями в связи с сомнительными политическими связями, неэффективным использованием полученных от пожертвований средств и отказом от использования обезболивающих средств в ходе лечения.
Теперь вы знаете, кто такая мать Тереза, и чем примечательна ее биография. Если вам понравился данный пост – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
биография и годы жизни калькуттской монахини, правда и разоблачение святой — лауреата Нобелевской премии
Мать Тереза — калькуттская монахиня, основательница первого хосписа. Она была родным человеком для многих обездоленных детей, маленьких инвалидов и сирот. Невысокая, сухонькая и улыбчивая старушка, посвятившая всю себя служению нищим, увечным и обездоленным людям.
Сестра милосердия считала своим долгом служить человечеству, а ее помыслы и высказывания до сих пор можно прочитать не только в многочисленных произведениях, но и в перечне меню индийских ресторанчиков, на стенах основанных ею приютов и домов для умирающих людей.
Детство Агнес
Детство Агнес было очень счастливым. Домашние называли ее Гонджа, что с албанского языка переводится как «бутон цветка». Семья была зажиточной. Мама была прилежной католичкой, она старалась приобщать детей к делам церкви, вместе с ними ходила на службы, помогала больным и нуждающимся.
Агнес очень нравилось бывать в церкви, там она предавалась молитвам и пела в местном хоре. Будущая монахиня умела играть на мандолине и часто посещала общину ордена Святой Девы Марии в Скопье. Она служила переводчиком католическому священнику, который не владел местным языком, много читала о хорватских и словенских миссиях в индийских провинциях. Каждый год совершала паломнические поездки в Черногорию, где неожиданно у иконы Пресвятой Девы Марии ощутила потребность служить Богу.
Происхождение и рождение
Родилась в албанском городе Скопье 26 августа 1910 года, принадлежавшим в то время Оттоманской империи. В последующем город входил в состав федеративного государства Югославии. В настоящий момент — это столица Македонии. Ее родители были прихожанами католической церкви, хотя большинство албанцев той местности исповедовали ислам.
Семейство Бояджиу обосновалось в городке в самом начале двадцатого столетия. Глава семьи — Никола Бояджиу имел долю в крупной строительной фирме и успешно торговал. Состоял в муниципальном совете, знал иностранные языки, интересовался политикой и много путешествовал. Мама, Дранафиле Бернаи, была красавицей, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей.
Семья
Кроме маленькой розовой толстушки Агнес в семье было двое старших детей — брат Лазарь и сестра Агата. Дети были очень дружны между собой, много играли вместе и проказничали. В 1919 году пришла беда — при загадочных обстоятельствах погиб отец. Он был активистом албанского освободительного движения, выступал за присоединение Скопье к Албании.
Содержание и воспитание троих детей легло на плечи Дранафиле. Она шила свадебные наряды, вышивала и бралась за любую тяжелую работу, чтобы дети не чувствовали нужды. Не смотря на занятость, всегда выкраивала свободную минутку для осиротевших детей. Они ежедневно посещали церковь, молились и помогали сиротам.
Юношеские годы и молодость
Лазарь получил стипендию и уехал учиться в Австрию, Агата поступила в частное учебное заведение, а Агнес — в государственное. Училась она прилежно. В 1928 году закончив обучение, Гонджа решила стать миссионеркой-проповедницей в Индии. В принятии такого сложного и важного решения на нее оказало общение с братством Святой Девы Марии — общине, помогавшей нищим и обездоленным людям. Единственной возможностью воплотить мечту в реальность было вступление в объединение ирландских миссионерок.
Ей необходимо было поехать и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший отделение в Индии. На вокзале собралась вся католическая община и родные, чтобы проводить молодую девушку в новую жизнь. 25 сентября 1928 года Агнес покинула родной дом. В монастыре она провела два месяца, изучая английский язык. 1 декабря восемнадцатилетняя миссионерка отплыла в Калькутту.
Вступление в монашеский орден и принятие пострига
Монастырь находился в небольшом городке Дарджилинг. Там, среди высоких покрытых снегом Гималаев, девушка провела срок послушания, готовясь стать монахиней. Через два года она была отправлена в городок Бенгале, чтобы помогать сестрам в местной больнице.
Мучительные страдания и нищенское существование людей из бедных районов потрясли молодую девушку. Когда срок послушничества подходил к концу, ее направили преподавать географию и историю в калькуттскую школу Святой Анны.
24 мая 1937 года сбылась заветная мечта Агнес — она приняла монашеские обеты. Послушница приняла монашеское имя Тереза в честь кармелитской монахини XIX века — Святой Терезы де Лизье, носившей титул Учитель Церкви. Вскоре Гонджу назначили директором бенгальского отделения школы.
Жизнь в Калькутте
Школа при монастыре была чистенькая, хорошо оборудованная. В ней учились девочки из состоятельных семей. Воспитанницы полюбили свою наставницу за доброту и неиссякаемый энтузиазм. За ее нежность и любовь ученицы называли матушку — «мама». Работая вместе с индийскими сестрами, Агнес выучила хинди и бенгальский язык.
Навещая вместе с воспитанницами бедняцкие кварталы и лечебницы, она воочию столкнулась со страшной нищетой калькуттского народа. Духовным проводником, воодушевляющим молодую монахиню на волонтерскую работу, был бельгийский иезуит — отец Генри. Под его чутким наставничеством у неопытной сестры укреплялось стремление делать как можно больше добра для бедных людей.
10 сентября 1946 года молодая миссионерка поехала на ежегодное Святое Благоговение в Дарджилинг. Она нуждалась в отдыхе: тяжелый труд подорвал здоровье, у нее подозревали туберкулез. В поезде, задремав, вдруг услышала внутренний голос: «Ступай и живи средь бедных, а Я буду с тобой». Это был наказ свыше, от самого Иисуса Христа. Только через два года монахиня получила благословение покинуть братство сестер Лорето. Она поклялась, что будет следовать обету бедности, целомудрия и поста. Ей исполнилось 38 лет, она сбросила монашеские одежды, облачилась в белое сари с голубой кромкой и крестом на плече.
Миссионерская деятельность
Монахиня отправилась в город-порт Патна на медицинские курсы и годичную программу освоила за четыре месяца. Приехав в Калькутту поселилась в самом нищенском гетто — Моти Джил. Там помогала купать детей, промывала раны и учила ребятишек. Через некоторое время она смогла снять маленькое помещение для школы, чтобы обучать детей грамоте.
Количество больных и изувеченных людей, обращавшихся к ней за помощью неустанно росло, необходимо было помещение. Средства на покупку выделил архиепископ Калькутты. В 1952 году она открыла первый приют для умирающих «Нирмал Хридай». В последующем подобные дома стали называть хосписами. К тому моменту Индия занимала лидирующие позиции в экспортировании человеческих скелетов. Специальные люди вылавливали трупы из рек, подбирали на улицах и варили в кипятке, пока мясо не отставало от костей.
Поэтому монахиня стала обустраивать в Калькутте приюты для умирающих. Ведь нищие, которые погибали на улице, после кончины не имели возможности обрести покой: тела не сжигали, а перерабатывали и продавали. Великий смысл хосписов для безнадежных больных состоял в том, чтобы бездомные в них могли спокойно умереть и быть похоронены по ритуальным традициям индуизма.
Сестры стремились облегчить последние жизненные минуты неизлечимо больным, дать им возможность уйти в мир иной не по-собачьи — на тротуаре, а имея кров над головой. Они обеспечивали покой и умиротворение умирающим, заверяли, что их тело, согласно положенным обрядам, будет сожжено, а пепел развеян в водах реки Ганг.
Зрелый возраст
Знаменитая миссионерка также известна своей заботой о больных проказой. Она провела кампанию — «Прикоснись своей добротой к прокаженному» в многонаселенном городе. Правительство Кулькутты выделило общине сестер милосердия участок земли недалеко от города Асансол, здесь на пожертвования был построен лепрозорий, получивший название «Шанти Нагар» (город Мира).
В нем больные проказой люди живут и работают на фермах и пастбищах. Женятся, рожают детей. Вместе с прокаженными трудятся здоровые волонтеры. Они несут знания людям, что проказа — это не наказание Господне, а инфекционная болезнь, которую можно вылечить.
Когда Мать Калькуттская получила Нобелевскую премию, правительство Индии потребовало отдать государству 80% от полученной суммы. Но она проигнорировала это требование и истратила все деньги на строительство лепрозориев для страдающих проказой.
Основание сестринской общины
После того, как число последовательниц росло, миссионерка начала серьезно задумываться об основании сестринской общины. Первым читателем Устава ордена был отец Генри. Окончательный вариант устава был отправлен в Ватикан на рассмотрение. Осенью 1950 года было получено разрешение на создание ордена сестер милосердия.
Верховный Римский правитель Святого Престола утвердил решение 7 октября 1950 года. На тот момент в общине было двенадцать сестер. В Калькутте орден стал быстро прославляться, благодаря неустанной безвозмездной деятельности монахинь. К 1956 году в сестринской общине трудилось более пятидесяти сестер. В своих школах они обучали около 1500 детей и ухаживали за более 47 тысячами больных в приютах, лечебницах и домах милосердия.
Расширение деятельности
В 1963 году в миссии появились первые мужчины. Новую ветвь возглавил отец Эндрю — приехавший из Австралии. Глава Калькуттского ордена в 1964 году была приглашена в Ватикан и представлена Папе Римскому Павлу VI.
Тереза получила разрешение и стала открывать миссии по всему миру:
- Венесуэла — 1965;
- Цейлон — 1967;
- Италия — 1968;
- Австралия — 1968;
- Танзания — 1968;
- Англия — 1970;
- Бангладеш — 1972;
- Куба — 1986.
Потрясенный деятельностью общины, он подарил индийской миссионерке дорогой лимузин. Монахиня продала машину и на полученные средства открыла дом для больных, умственно отсталых людей.
Ухудшение здоровья и кончина
Много лет неутомимая волонтерка страдала болезнью сердца. Первый сердечный приступ случился в 1984 году, через пять лет последовал второй, более серьезный. Ей вживили электронный стимулятор сердца. В 1990 году ее здоровье настолько ухудшилось, что она хотела отказаться от должности руководителя ордена. Ватикан не смог подобрать новую кандидатуру. Подлечившись, неугомонная труженица продолжила работать.
В 1993 году во время посещения Рима ей стало плохо, при падении она сломала три ребра. Эта травма окончательно подорвала здоровье монахини. 5 сентября 1997 года сестры Терезы не стало. Ей было 87 лет — ее сердце остановилось. Потомкам она оставила только два дешевых сари, молитвенник, Библию и несколько личных дневников.
Миссия и принципы Агнес
Агнес не говорила высокопарных слов об Иисусе Христе, но констатировала о его присутствии на земле своею деятельностью. Она радостно выполняла то, что казалось невыполнимым. Каждому бездомному нищему, изувеченному и беспомощному человеку вселяла надежду, что он не один в этом мире. Монахиня понимала, как нуждаются в ее помощи и сочувствии одинокие и больные люди.
Движущей силой своей работы она считала любовь и уважение к каждому человеку. Сестра Тереза помогала перебросить мостик от богатых к бедным странам.
Основным источником денежных средств ордена сестер милосердия являлись пожертвования, поступающие от простых граждан, компаний и общественных организаций. Значительные суммы поступали от кровавых диктаторов, мошенников, ей не раз предлагали вернуть грязные деньги. Тереза Калькуттская отвечала:
«Эти деньги они пожертвовали от чистого сердца благому делу, которым я занимаюсь. Я не вправе их отдать».
Религиозная жизнь Бояджиу
Семейство Бояджиу были католиками, часто посещали службы в костеле, помогали проводить религиозные обряды. Агнес с сестрой Агатой пели в католическом хоре. Маленькой Гондже нравилось проводить время в католической общине. Еще двенадцатилетней девочкой она захотела стать монахиней. Внимательно слушала чтение писем от индийских миссионеров и проявляла недетский интерес к их деятельности. С отрочества внутренний голос призывал ее стать сестрой милосердия в далекой индийской стране.
Когда Агнес попросила разрешения работать среди бедных людей, то вызвала недоумение у настоятельницы и архиепископа. Ей предложили примкнуть к ордену Святой Анны, подвижницы которого одевались строго в синие сари. Но она не согласилась, потому что хотела не только оказывать помощь бедным, но и проживать вместе с ними.
В октябре 1971 года Тереза Калькуттская защитила диссертацию по богословию в США. Всемирная известность и почитание не изменили отношения монахини к ее долгу. Она лично посещала новые отделения и миссии в разных странах. По просьбам Ватикана проводила волонтерскую деятельность в зонах техногенных катастроф и войн.
Деятельность Ордена Милосердия Терезы
Только самые преданные своему делу сестры могли выполнять строгий распорядок общины. Подвижницы спали на матрасах, набитых соломой, имели в пользовании одну смену одежды. Вставали на рассвете, чтобы совершать молитву, питались кашами и овощами, с утра и до позднего вечера трудились в приютах и домах.
Орден совмещает в себе несовместимые понятия. Он существует одновременно как скромное монашеское общество и как законное юридическое лицо с огромными капиталами. Миссионерки посещали лагеря для палестинских беженцев в Ливане, Эфиопию во время сильнейшей засухи. Гватемалу и Спитак после землетрясения. Во время боевых действий из Бейрута вывезли 37 детей. Оказывали помощь жертвам Чернобыльской катастрофы.
В настоящее время знаменитый орден имеет около 400 отделений во многих странах мира. Свыше 700 домов милосердия открыты по всему свету. Монахини оказывают посильную помощь в районах катастроф и стихийных бедствий. Помогают бедным людям в неблагополучных регионах по всему земному шару.
Дом для тяжелобольных
Первый дом для тяжелобольных был выделен городскими властями Калькутты в пригороде. Это было заброшенное строение, соседствующее с храмом калькуттской покровительницы Кали. Здание выглядело как огромный сарай. Сегодня он стал молельней, принимающей всех верующих.
Когда весь мир узнал о новой страшной болезни СПИД, орден стал открывать дома для зараженных. Новый хоспис был открыт в канун Рождества 1985 года в Нью-Йорке. По ходатайству главы ордена трое заключенных больных СПИДом были освобождены из каземата и переведены в новый лазарет. Многих заболевших чумой XX века спасти от смерти было уже невозможно.
Детский приют
В 1955 году в Калькутте орден открыл первый дом малютки для брошенных ребятишек под названием «Шишу Баван» (дом детей). Спустя время заработала мастерская для обездоленных и дом престарелых, медпункты при вокзалах начали оказывать бесплатную врачебную помощь, предоставлять временный кров женщинам и детям.
О работе ордена узнала вся страна. Святая Тереза всегда восхищалась своими сестрами, работающими с беспризорными детьми. Она писала своей подруге:
«Мои помощницы — усердные труженицы. В их сердцах так много нежности к беспризорным детям! Если бы ты только видела, как озаряются детские личики при появлении сестер».
Премии и награды блаженной
Много различных наград и премий получила Сестра Милосердия за свой скромный благородный труд. Сама она сравнивала свою работу с «каплей в море». Первые премии ей были вручены правительствами Индии и Филиппин в 1962 и 1969 гг. В 1971 году ее наградили Ватиканской премией мира имени папы Иоанна XXIII, а также вручили награду «Добрый самаритянин» в Бостоне, США.
В 1975 году Индира Ганди даровала ей персональный бесплатный билет на любые виды транспорта для поездок по индийской территории.
В 1979 году 7 октября Тереза Калькуттская стала Нобелевским лауреатом. Средства, выделенные на банкет, попросила передать нуждающимся людям. Она награждена 6 медалями и 8 орденами разных государств, является почетным гражданином Македонии, США и Хорватии. В 1987 году Советский комитет защиты мира вручил ей медаль «Борцу за мир», а в 1990 году Российский детский фонд наградил ее золотой медалью имени Льва Толстого.
Заповеди монахини
Монахиня была главным алмазом в короне Индии. Еще при добром здравии ее называли живой святой, она молилась за тех, для кого дышала и работала на земле. То, что начиналось как община из нескольких добровольцев, сейчас насчитывает более 300 000 сотрудников, которые трудятся в приютах, хосписах и лепрозориях.
Святая миссионерка всегда следовала заповедям:
- все труды любви — это труды на благо мира;
- величайший грех — это не ненависть, а равнодушие;
- аборт — основная причина уничтожения мира;
- наиболее ужасная нищета — это одиночество;
- худшее заболевание — чувство ненужности;
- мир начинается с улыбки.
Она писала:
«Бог создал каждого из нас, любого человека для великого предназначения — любить и быть любимым».
Почитание и память о матери Терезе
Похороны были помпезными и всенародными. В Индии был объявлен скорбный траур. Гроб, покрытый индийским флагом, катили по городу на орудийном лафете, на котором когда-то несли Махатму Ганди и Джавахарлала Неру — первого премьера независимой Индии. За гробом тянулась процессия длинной семь километров. Усопшую провожал почетный кортеж с 12 монахинями, которые помогали создавать орден в 1950 году. Со всех стран мира в адрес миссии поступали телеграммы и письма с соболезнованиями.
19 октября 2003 года была причислена к лику блаженных, а 4 сентября 2016 г. — к лику святых.
Всю себя без остатка она посвятила служению нищим, голодным и обездоленным людям. Огромный вклад внесла в дело укрепления мира на земле. Ее именем называют костелы и церкви, аэропорты, улицы и площади городов, приюты и школы. В Индии выпущена монета, посвященная Святой Терезе. О ее деятельности снято много документальных и художественных фильмов. 26 сентября 2011 г. в Москве был открыт памятник при соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы.
Критика деятельности
Не всем журналистам и политикам нравилась деятельность монахини. Первый калькуттский дом для умирающих встретил возмущение и недовольство 400 священников Калигата. Они обвиняли сестер в навязывании христианства местному населению. Некоторые политики добивались закрытия центра, устраивали показательные проверки в присутствии прессы. Мнимое разоблачение порой носило абсурдный характер.
По мере увеличения пожертвований журналисты стали обвинять главу ордена в сомнительных политических связях. Ее обвиняли в плохом уходе за больными и умирающими. Всем не давали покоя огромные суммы денег, проходившие через счета ордена. Феминисток возмущали ее взгляды на разводы и аборты.
Видео
В этом ролике рассказывается, кто такая мать Тереза, биография и деятельность миссионерки любви.
Просмотрев это видео, вы ознакомитесь с заповедями монахини.
Ватиканская убийца – Мать Тереза
Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопьё и даже стала его почётным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.Далее, по её воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.
Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала «Дом для умирающих», мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учреждённого матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.
Всемирная слава к её организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий её документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал – экзальтированный журналист утверждал, что на съёмках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съёмки удались, поскольку «появился божественный свет».
И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая плёнка фирмы «Кодак» для ночных съёмок, в те времена Интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах киноплёнки.
Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их «Домами для умирающих».
Что они представляют собой на самом деле, рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них:
«Первое впечатление было, как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом – женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешёвые препараты.
Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос: почему они не делают их дезинфекцию в кипятке?, мне ответили, что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось всё хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придётся это делать для всех»…
https://www.youtube.com/watch?v=KrgcVXEj49o
Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок «Домов для умирающих». Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтёры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.
Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате, болевой шок стал причиной смерти для многих.
Всё вышеперечисленное идеально укладывалось в её концепцию «спасения» больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком, и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит так же просто, как и всё остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.
Мать Тереза (биография) (кто такая)
Мать Тереза – католическая монахиня, известная своим милосердием по отношению к нуждающимся в помощи людям.
В XXI веке женщина была причислена к лику блаженных и святых. Биография матери Терезы (настоящее имя – Агне́с Го́ндже Бояджи́у) полна удивительных историй: многие люди боготворили монахиню, однако были и такие, кто обвинял ее во лжи. Некоторые факты из жизни святой до сих пор скрыты для нас завесой тайны, что вызывает повышенный интерес к личности великой женщины.
Краткая биография
Будущая всемирно известная святая родилась в Македонии. Дата ее рождения – 26 августа 1910 года. Судьба девочки была предопределена еще в детстве: ее родители почти все свое время посвящали служению Богу. Мать Дранфиле и отец Никола воспитывали детей согласно религиозным канонам и приучали их помогать нуждающимся: бедных людей радушно принимали в доме семьи Бояджиу.
Когда девочке исполняется 9 лет, ее отец погибает во время нападения на их деревню. Дранфиле продолжает воспитывать детей одна. Несмотря на материальные трудности и большую загруженность работой, женщина в дальнейшем взяла в своей дом шестерых детей-сирот. Дочь всегда восхищалась делами своих родителей, их добрые поступки вдохновляли ее, поэтому с 12 лет она начала мечтать о церковной стезе.
В 18 лет Агнес едет в Ирландию и вступает в монашеский орден. Уже в 21 год она принимает постриг. Агнес была вдохновлена служением монахини Терезы из Лизье, поэтому взяла себе имя в ее честь. Вступив на путь служения Господу, девушка отправляется в Калькутту обучать учениц женской школы Святой Марии.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Тереза в молодости начинает проявлять активную жизненную позицию и оказывать поддержку нуждающимся, одновременно собирая вокруг себя единомышленников. В 1948 году, в возрасте 38 лет, монахиня создает общину, название которой известно и по сей день – «Сестры миссионерки любви».
Рекомендуем: Самые известные женщины мира
Служительницы создавали условия для развития и комфортной жизни детей: они строили школы и приюты. Больницы этого сообщества принимали любого человека, не обращая внимания на его религию и национальность. Уже через 18 лет община раздвигает свои границы, отделения начинают открываться в других странах. В настоящий момент около полумиллиона филиалов общины работает по всему миру.
С 1984 года у матери Терезы начались серьезные проблемы со здоровьем. Она пережила несколько сердечных приступов, переболела пневмонией, малярией. В 90-е годы современная медицина пыталась спасти здоровье монахини. Она проходила лечение в Калифорнии, помимо традиционных методов над ней проводился ряд обрядов для изгнания дьявола, которые в итоге не возымели эффекта. Архиепископ из Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза считал, что ухудшение самочувствия могло быть связано с вселением в тело Терезы злого духа.
В марте 1997 года мать Тереза поняла, что больше не может выполнять обязанности руководителя ордена, поэтому покинула свой пост. В первый день осени умерла при трагических обстоятельствах английская принцесса Диана. Монахиня была опечалена произошедшим и пообещала произнести молитву за упокой ее души 6 сентября, однако 5-го числа сердце матери Терезы остановилось и она не успела реализовать задуманное.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Похороны святой были масштабными. Смерть всеобщей любимицы вызвала шок, в Индии был объявлен траур. Проститься с матерью Терезой можно было в течение 7 дней: прозрачный гроб из стекла с ее телом находился в соборе Святого Томаса. К нему приходили как простые люди, так и известные актеры и политические деятели. Похоронена монахиня во дворе штаб-квартиры своего ордена.
Учение монахини
Мать Тереза Калькуттская говорила, что человек должен относиться к людям так же, как и к Господу. Именно это позволит ему выразить любовь к Всевышнему и жить в гармонии. Монахиня создала правила, которые позволяли бы человеку поступать правильно, – их назвали «10 заповедей матери Терезы».
Рекомендуем: Биография предсказательницы Ванги
Сама монахиня жила, беспрекословно следуя своим канонам. Заповеди матери Терезы просты для понимания и очень похожи на современные нормы морали, которые нам прививают с детства родители. Святая призывала воспитывать в себе такие качества, как:
- Прощение.
- Доброта.
- Целеустремленность.
- Откровенность.
- Упорство.
- Умение радоваться каждому дню.
- Умение дарить добро окружающим.
- Щедрость.
- Следование своей миссии.
- Служение Господу.
Тереза рекомендовала каждому человеку перестать думать о том, чего у него нет. По ее мнению, мы тратим слишком много времени на размышления о будущем и о материальных благах. Это забирает нашу энергию и ощущение счастья. Для того чтобы чувствовать радость жизни, необходимо помогать нуждающимся – именно в этом предназначение человека. Мир начинается с наших поступков – вот что она пыталась доказать своими делами и речами.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Немаловажно и то, что мать Тереза удостоена престижной награды, ей была присвоена Нобелевская премия мира – награда, которая дается за вклад в укрепление мира. 11 декабря 1979 года монахиня прочитала свою лекцию, традиционную при получении этой награды. В первую очередь она поблагодарила Господа за свершившееся, а также рассказала слушателям о ценностях жизни и преимуществах служения нуждающимся.
Критика монахини
Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.
Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.
Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.
Когда Чарльза посадили в тюрьму, монахиня написала письмо с прошением о его освобождении, однако это не возымело действия на прокурора. В ответ он потребовал вернуть деньги, что были нечестным путем получены от обманутых людей и направлены в ее фонд. На это письмо мать Тереза никак не отреагировала.
Рекомендуем: Что такое альтруизм?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Считается, что мать Тереза была аполитична, однако это не так. Она придерживалась правых политических взглядов и выступала за запрет абортов, разводов и контрацепции. Монахиня называла СПИД справедливым наказанием за разгульную сексуальную жизнь — такая мысль была ей навеяна современными для того времени политическими взглядами. Начинают появляться первые критические замечания в адрес монахини.
Многие авторы также отмечают несоответствие сумм, которые жертвовались в фонд, и качества помощи, которую предоставляли клиники Терезы. Иглы в шприцах могли использовать несколько раз, промывая их водой между применениями. Умирающим от тяжелых заболеваний зачастую предлагали только аспирин. В клиниках не было современного оборудования, поэтому пациенты часто умирали, не получив помощи.
Низкое качество оказываемых услуг подтверждает и поступок самой монахини – заболев, она выбирает для госпитализации современную клинику, а не свою больницу. Сама Тереза часто отмечала, что страдания необходимы человеку, они делают его лучше. Возможно, именно поэтому она не стремилась улучшить свои больницы.
Критике также подвергается тайное крещение в католическую веру умирающих людей в клиниках Терезы. Мусульмане и индуисты, находясь в тяжелом состоянии, принимали новую веру, даже не осознавая полностью происходящего. Таким образом монахиня насильно обращала людей в свою религию.
В подобных поступках обвиняли мать Терезу, разоблачение ее, однако, никогда не было открытым и массовым. Защитники Терезы объясняли происхождение подобных слухов завистью и злыми сердцами людей.
Краткая биография позволяет осветить лишь некоторые факты из жизни монахини. Более подробную информацию можно узнать в Википедии либо прочесть книги самой матери Терезы. Автор: Екатерина Липатова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Биография Матери Терезы: Детство
Мать Тереза родилась 27 августа 1910 года в городе Скопье. (Если говорить абсолютно точно, она появилась на свет не 27, а 26 числа. 27 августа ее крестили, И именно день крещения мать Тереза стала считать днем своего рождения.) Ее родители были католиками, Тогда как большинство албанцев в этой части страны придерживались ислама. В то время Скопье принадлежал Оттоманской империи, затем входил в состав Югославии. Сейчас это столица Македонии. Ее имя по рождению Агнес Гонджа Бояджиу.
«У меня было счастливое детство», — вспоминала сама мать Тереза позже. Родители Гонджи были албанцами. Они обосновались в Скопье в самом начале века. Отец — Никола Бояджиу был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он был также членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой. Агнес не знала, что такое нужда, пока жила в родительском доме. Семья была не только обеспеченной, но счастливой и по-настоящему дружной.
В семье было трое детей: кроме Агнес Гонджи у родителей были еще старший сын Лазарь и дочь Агата. Все дети были очень привязаны друг к другу и много играли вместе. Позднее Лазарь вспоминал, что в детстве Агнес Гонджа была маленькой розовой толстушкой, к тому же очень смешливой. Потому дома ее и называли Гонджа, что в переводе с албанского означает «бутон цветка».
Мать Гонджи, урожденная Дранафиле Бернаи, была очень красивой женщиной. Будучи ревностной католичкой, она часто брала дочерей с собой на службу в костел, вместе с ними посещала больных и нуждающихся.
В 1919 году, когда Гондже было девять лет, при невыясненных обстоятельствах погиб ее отец. Он был активным деятелем албанского освободительного движения и боролся за присоединение города Скопье к Албании. Существует версия о том, что он был отравлен югославской полицией.
Дранафиле вынуждена была одна воспитывать троих детей. Чтобы дети ни в чем не нуждались, она шила свадебные платья, вышивала и выполняла разную тяжелую работу. Несмотря на занятость она находила время для воспитания детей. Они молились каждый вечер, ежедневно ходили в костел и помогали проводить службы Святой Деве Марии. Агнес любила бывать в костеле. Там она читала, молилась и пела.
Бедняки всегда находили приют, тепло и понимание в доме Бояджиу. Мать Гонджи ухаживала за женщиной-алкоголичкой, жившей по соседству, два раза в день приносила еду и убирала за ней. Она заботилась и о вдове с шестью детьми. Иногда Дранафиле не успевала, и Агнес вместо нее делала эту благотворительную работу. Когда же вдова умерла, ее дети росли в доме Бояджиу, как если бы они были частью семьи.
Лазарь выиграл стипендию для учебы в Австрии, Агата поступила в частную школу, а Агнес — в государственный лицей. Училась она хорошо. Вместе с сестрой они пели в церковном хоре: Агнес сопрано, а Агата — вторым голосом. Гонджа также играла на мандолине.
Гонджа проводила много времени в ордене Святой Девы Марии. Она помогала священнику, который не знал языков, и много читала о словенских и хорватских миссиях в Индии. Каждый год девочка совершала паломничество в Черногорию. Там у иконы Пресвятой Девы Марии она впервые ощутила призыв к служению Богу. Но двенадцатилетней девочке тогда еще не хотелось становиться монахиней, и она заглушила в себе внутренний голос.
После этого Агнес много молилась и рассказала о случившемся матери и сестре. Некоторое время спустя она спросила у священника, как она может быть уверена в том, что действительно слышала голос Божий, на что тот ответил: «Прислушайся к своей душе. Если ты на самом деле счастлива, что Бог призвал тебя служить Ему, Ему и ближнему твоему, значит, это действительно был зов. Радость в твоей душе — это тот самый компас, который укажет тебе дорогу в жизни».
В 1928 году Гонджа окончила среднюю школу в Скопье и задумалась о своем будущем. В выборе жизненного пути на нее повлияли контакты с братством Благословенной Девы Марии — организацией, помогающей бедным в различных странах. Однажды, услышав, как священник ее прихода читает письма от миссионеров из Индии, Гонджа заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии.
И снова юная Агнес Гонджа услышала внутренний голос. Он призывал ее стать миссионеркой в Индии. На этот раз девушка не стала противиться зову сердца. После благочестивых размышлений и молитв она решилась «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Единственным путем, который давал возможность воплотить в жизнь эту мечту, было вступление в конгрегацию миссионерок Гондже предстояло поехать в Дублин и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии. (Свое имя орден получил по названию города Лорето в Италии. По преданию, в этот город ангелы перенесли дом, в котором жила Матерь Божия.) В день отъезда, 25 сентября 1928 года, на вокзале ее провожала вся община: друзья, одноклассники, соседи и, конечно, мать и сестра Агата (которая впоследствии стала переводчицей и диктором радио). На глазах провожавших были слезы…
Поезд повез ее в Загреб, затем через Австрию, Швейцарию и Францию она отправилась в Лондон, а оттуда — в аббатство недалеко от Дублина, где разместился орден сестер Лорето. Там Гонджа провела около двух месяцев, изучая английский язык 1 декабря 1928 года восемнадцатилетняя Агнес Гонджа отплыла из Дублина в Калькутту. Переезд был очень долгим и утомительным. Рождество пришлось встречать без рождественской елки, на борту корабля. В начале 1929 года они достигли Коломбо, потом Мадраса и, наконец, Калькутты. Оттуда она направилась в Дарджилинг — небольшой городок в предгорьях Гималаев. Там среди величественных заснеженных горных вершин стоял монастырь ордена сестер Лорето. В этом монастыре Агнес провела срок послушничества, готовясь к пострижению в монахини. Спустя два года она была направлена помогать сестрам ухаживать за больными в маленькую больницу в городе Бенгале. Бесконечные страдания и нищета людей из бедных кварталов потрясли молодую девушку.