Метод кнута и пряника – Метод кнута и пряника. Насколько он эффективен в мотивации персонала? | Работа, карьера, бизнес

Кнут и пряник, метод наград и наказаний

Строго говоря, «кнут и пряник» — не совсем тоже, что «награды и наказания». Под кнутом обычно понимается наказание открытое и больное, хотя наказания бывают и скрытые, и совсем не больные, а скорее дружные и веселые. Формулировка «награды и наказания» звучит мягче и воспринимается достаточно положительно, в то время как жесткая формулировка «кнут и пряник» вызывает достаточно негативные ассоциации.

В любом случае, пряник вызывает интерес.

Соответственно, «пряник» — это организация ситуации, в которой последствия нужных нам действий видятся для человека выгодными, вкусными, привлекательными. Дадут деньги, власть, комфорт, свежие и яркие переживания, ощущение значимости, близости или переживание привлекательной личностной роли. Спросите себя, чего вам еще хочется, и продолжите список!

Кнут делать заставляет.

Соответственно, «кнут» (страх, боль и прочее давление) — это организация ситуации (в коммуникации — предъявление требований, уколы, угрозы и пр.), когда ненужные нам действия повлекут за собой очевидные неприятные последствия для того, кто их совершил. Лишат его денег, престижа, функционала, любимой, банки пива — в разное время у каждого свое больное место.

Кнут как форма давления используется исключительно часто, но далеко не всегда открыто. Фредерик Перлз исключительно удачно основные виды давления обозначил двумя образами: «собака сверху» и «собака снизу». «Собака сверху» (громкий лай и рычание) — это давление открытое: ругань, требования и угрозы, давление «снаружи». А вот «собака снизу» — это манипулятивный подход, когда давление идет скрытое, неявное (как, например, мольба и жалобный скулеж), и человека заставляют «изнутри».

По принципу: «Тебя же просят по-хорошему, а если не поможешь, то всю жизнь будешь чувствовать себя последней мерзкой сволочью. Поможешь, да?».

Мотивировать можно и кнутом, и пряником, но обычно пряник лучше ориентирует, кнут легче понимается.


Пряник лучше ориентирует, кнут легче понимается


Кнут (негативное подкрепление или наказание) может прекратить ненужное поведение, но не учит искать и думать, рождает злость, усталость и разрушает контакт. Это только забор, но не дорога. Дорога всегда прокладывается пряником (вознаграждением или позитивным подкреплением), и обычно это куда как более перспективный путь. Позитивная мотивация преумножает энергию, дарит чувство радости и счастья, желания делать больше и больше.

Как метафора: лошадь можно учить прыгать двумя способами: Заставлять ее бежать и прыгать, а если не прыгнет – бить. Предлагать ей прыгнуть, и если прыгнет – хвалить и кормить. В первом случае – результат получают тут же, на следующий день, лошадь несется и прыгает с выпученными от ужаса глазами, часто травмируется, падает, еще больше боится… Итого: лошадь «без головы», носящая, кусающаяся, агрессивная, ненавидящая вас и прыжки, но прыгающая честно каждый раз. А во втором – результат будет через год, но в результате – не понадобится уздечка, чтобы контролировать лошадь, не понадобится хлыст, чтобы ее наказывать, не понадобятся шпоры, чтобы ее подгонять: лошадь будет сама делать все, а вам останется только радоваться ее послушанию и ласке. Интересно?

С лентяями и хулиганами (даже если это ваши дети или сотрудники) эффективнее кнут, чем пряник, но еще умнее просто расстаться с ними. Если это возможно. Со всеми остальными обычно эффективнее пряник, а точнее, сочетание кнута и пряника. Как показывает практика, наилучшее сочетание — 1 к 7, то есть есть одно кнут на семь пряников: тогда и пряники не приедаются, и кнут протеста не вызывает (если, конечно, он по делу).

Как модель воспитания, кнут и пряник — распространенная, но достаточно спорная модель. Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой — наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, «кнут» разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а «пряник» приучает ребенка без награды доброго не делать… Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Воспитание идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы дрессировки. См.→

Статус, авторитет, влияние

Значение словосочетания КНУТ И ПРЯНИК. Что такое КНУТ И ПРЯНИК?

Метод поощрения и наказания, широко известный как метод «кнута и пряника», — метод совмещения различных способов воздействия или стимулирования: негативного («кнут») и позитивного («пряник»). Метод поощрения и наказания применяется в педагогике, однако также используется в политике («жёсткая сила»), менеджменте, психологии и других областях.

Выражение «кнут и пряник» в той или иной форме присутствует в разных языках. В русской публицистике это выражение появляется на рубеже XIX—XX вв., первоначально в форме «плеть и пряник» (как калька с немецкого языка, иногда на языке оригинала «Peitsche und Zuckerbrot», например В.Ленин в «Проекте программы нашей партии» упоминает и само немецкое выражение, и кальку, считая «пряником» «подачки тем, кто из-за частичных и отдельных улучшений материального положения отказывается от своих политических требований»). В английском языке используется в форме «морковка и палка» («carrot and stick»), ассоциируясь со способами, которыми можно заставить двигаться упрямого осла.

Данный метод мотивирования персонала является одним из древнейших и в усовершенствованной форме (в частности, основоположник научной организации труда Ф.Тейлор попытался повысить эффективность «пряника», предложив оплачивать труд пропорционально произведённой продукции) используется многими руководителями по сей день. При этом считается, что в настоящее время метод малоэффективен

Социальный психолог Дуглас Макгрегор считает, что метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде. При достижении же адекватного уровня существования появляются потребности более высокого уровня, например, в любви и самоуважении, которые делают метод неэффективным. Кроме того, у человека могут иметься особые обстоятельства, при которых потребности высокого уровня не подавляются неудовлетворённостью базовых потребностей.

Как появилось выражение «кнут и пряник»?

Школьные собрания – это не только возможность узнать, какой «ужасный» у тебя ребенок, но и поделиться родительским опытом. Краем уха слышу отрывок разговора:

Как появилось выражение «кнут и пряник»?

Как появилось выражение «кнут и пряник»?

—А ты своего «оболтуса» как воспитываешь?

-Да, как обычно, выдаю наличные за пятерки в дневнике , и лишаю всех удовольствий за двойки

-Понятно, кнутом и пряником, значит….

-Ага…

Кнут и пряник – это метод воздействия на людей, когда чтобы убедить, выучить или подчинить человека, используя при этом альтернативные воздействия: неприятное и приятное.

Выражение «кнут и пряник» в той или иной форме присутствует в разных языках. В русской публицистике это выражение появляется на рубеже XIX—XX вв., первоначально в форме «плеть и пряник» как калька с немецкого языка (на языке оригинала «Peitsche und Zuckerbrot»).

Ну, с кнутом или плетью, все ясно. А почему пряник? Есть же пирожные, конфеты, халва, наконец! А все дело в том, что пряник стал применяться в выражении не только как символ поощрения, но и как источник знаний. Оказывается, на Руси часто на пряниках выпекали слова, чтобы дети их читали, перед тем как съесть. Пекли пряники и в виде букв русского алфавита. Прочитал правильно –съешь буковки, не прочитал –получи кнута!

Само слово «пряник» происходит от прилагательного пряный (др.-русское пьпьрянъ), которое, в свою очередь, образованно от слова перец (др.-русское пьпьрь), обозначавшее пряности, приправы.

Метод поощрения и наказания применяется в педагогике, однако также используется в политике («жёсткая сила»), менеджменте, психологии и других областях.

Социальные психологи считают, что метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде.

Так что, родители, делайте выводы!

Почему метод кнута и пряника неэффективен / Драйв / Дэниел Пинк

Многие руководители уверены в том, что лучшая система мотивации сотрудников состоит в использовании метода «кнута и пряника». Кажется вполне логичным, что, вознаграждая сотрудников за хорошо проделанную работу, и, наказывая за плохую, компания добьется высоких результатов деятельности. Однако, как доказывает Дэниел Пинк в своей книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» (саммари), для множества современных областей человеческой деятельности такая система мотивации сотрудников неэффективна.

Мотивация по методу кнута и пряника основана на двух идеях:

  1. Поощрение поведения обычно приводит к его закреплению.
  2. Наказание за поведение обычно приводит к его угасанию.

Долгое время эта система себя полностью оправдывала, так как людям нужно было зарабатывать себе на жизнь, но с наступлением XXI века стало понятно, что она уже работает не так хорошо, как раньше.

В 2002 году Нобелевскую премию по экономике получил психолог Дэниел Канеман, исследование которого было посвящено нерациональному с точки зрения классической экономической теории поведению людей. Как доказал своими экспериментами Дэниел Канеман, люди намного сложнее, чем принято считать в классической экономике. Они не руководствуются исключительно мотивами увеличения своего богатства. Это заставляет сомневаться в такой системе мотивации, в основе которой лежит представление о том, что основная цель людей — увеличение капитала.

Дэниел Пинк разделяет все человеческие занятия на две категории:

  1. «Алгоритмические» — рутинные, предполагающие единственно верный результат, для выполнения которых требуется следовать алгоритму — инструкциям и правилам. Такие виды деятельности могут быть автоматизированы.
  2. «Эвристические» — творческие занятия, которые нельзя описать алгоритмом; они предполагают риск и нестандартный подход к их решению.

Такие виды деятельности не могут быть автоматизированы.

Одной из основных тенденций современного мира является то, что в нем становится все больше эвристических занятий. Мотивация по методу кнута и пряника хорошо работает с алгоритмическими занятиями, но как установили ученые, бесполезна (или даже вредна) для выполнения эвристических. Эта привычная мотивация «зиждется на убеждении, что работа не может быть приятной сама по себе, и именно поэтому мы должны соблазнять людей внешними вознаграждениями и угрожать им внешними же наказаниями».

Для эвристических занятий требуется внутренняя мотивация, и что не менее важно, — внешняя мотивация (метод кнута и пряника) будет пагубной для них.

Дэниел Пинк перечисляет семь основных недостатков метода кнута и пряника, который может:

  • гасить внутреннюю мотивацию;
  • снижать эффективность;
  • подавлять творчество;
  • вытеснять хорошее поведение;
  • поощрять мошенничество, склонность к поиску легких путей и неэтичное поведение;
  • вызывать привыкание;
  • развивать косность мышления.

Применение вознаграждения зачастую может оказывать совсем не тот эффект, который от него ожидают. «В 2009 году специалисты из Лондонской школы экономики проанализировали показатели 51 корпорации, в которых зарплата сотрудников зависела от эффективности труда. Вот заключение этих экономистов: «Мы полагаем, что финансовые стимулы могут в конечном счете отрицательно влиять на общие результаты деятельности». Существует разрыв между тем, что наука знает, и тем, что бизнес делает».

Почему же награда негативно отражается на результатах?

Дело в том, что установка «Если — То» (если ты выполнишь это, то получишь то) заставляет людей поступиться своей свободой и самостоятельностью, что приводит к угасанию внутренней мотивации и удовольствия от деятельности.

Еще одной опасностью вознаграждения является то, что оно заставляет концентрироваться на банальных целях, в результате чего люди не пытаются искать нестандартные решения и становятся не в состоянии по-новому посмотреть на привычные вещи. Это, в частности, подтвердило исследование, проведенное среди художников, писавших картины в коммерческих целях и для себя. В результате исследования оказалось, что работы «для себя» были оценены экспертами гораздо выше, чем те, которые были написаны под заказ, а сами художники сказали, что испытывают больше вдохновения и мотивации, когда пишут для себя.

Мы привыкли думать, что постановка целей есть благо. «В научной литературе доказывается, что цели, помогая нам отключиться от всего, что нас отвлекает, способны подвигнуть нас прикладывать больше усилий, работать дольше и достигать большего». Однако, как убеждает Дэниел Пинк, важно отличать цели, которые ориентированы на улучшение мастерства и которые приносят пользу, и цели, навязанные другими. К таким «навязанным извне» целям относятся повсеместно используемые планы продаж, выручка, прибыль и результаты тестирования. Такие цели часто негативно сказываются на эффективности работы и обучения.

Чтобы максимально быстро достичь подобных целей, люди могут не брезговать любыми средствами (спортсмены принимают стероиды, учителя завышают оценки). Но этого не происходит, если вознаграждением служит сам процесс достижения цели.

У вознаграждения существует еще один недостаток, который заключается в том, что он вызывает привыкание или даже зависимость. Что это значит? Если предложить кому-то вознаграждение за какую-либо работу, то он будет ожидать получения вознаграждения всегда при выполнении этой работы. Кроме того, со временем он станет требовать большее вознаграждение. Например, родителю, который пытается заставить ребенка вынести мусор за деньги, нужно быть осторожным — скорее всего в будущем ребенок откажется делать это бесплатно, а плату потребуется увеличить. Суть в психологическом эффекте — вознаграждение за выполнение задания означает для большинства людей, что оно не из приятных.

Помимо прочего, метод кнута и пряника может вытеснить хорошее поведение. Каким образом? Это хорошо демонстрирует эксперимент с участием доноров крови. Те доноры крови, которые получали за ее сдачу денежное вознаграждение, намного реже сдавали кровь повторно в отличие от тех, кто делал это безвозмездно или кому предлагали отдать полученные деньги на благотворительные цели.

Также надо отметить, что метод кнута и пряника заставляет концентрироваться на краткосрочных целях, в ущерб долгосрочной стратегии.

Как показывают исследования, компании, которые большую часть времени ориентированы на выполнение квартальных планов, показывают более низкие темпы роста по сравнению  с теми, которые нацеливаются на долгосрочную перспективу.

Регистрируйтесь у нас на сайте и читайте подробнее о том, что на самом деле нас мотивирует в саммари.

 

Кнут и Пряник — Ваши Мотиваторы

Сам метод кнута и пряника – древний метод, его суть, я думаю, не стоит детально расписывать. Коротко: человек выполнит работу, либо под воздействием угрозы наказания, или за будущее вознаграждение.

Если в Римской империи (думая об этом мотивационном методе, почему-то вспоминается именно древний Рим) применяли почти в буквальном смысле — кнут или пряник, то в современном мире, это система поощрений и наказаний более разнообразна. В виде кнута: все различные взыскания, лишения премий, вплоть до лишения рабочего места… В виде пряника: зарплата, доска почета, поощрения, премии, путевки и т.д.

Плохо это или хорошо — не знаю, но данный метод работает, работал и еще будет работать. Меня больше интересует вот какой вопрос: Как его использовать в личном достижении цели?

Не секрет, что ради хорошего «пряника» вы становитесь весьма целеустремлённым человеком. Что из-под палки многие люди лучше работают, нежели, если полагаются только на свою силу воли. Как благодаря методу кнута и пряника мотивировать себя в достижении цели?

Создай свой «пряник». Создай свой «кнут»

Создаем свой пряник

О вожделенном «прянике» я в той иной форме писал довольно часто на страничках этого блога о целеполагании. Если сказать по-другому – это наметить цель, и сделать ее во много раз желанней и вожделенней.

Это когда вы себе внушаете, что по достижению цели вы получите такой великий результат (пряник), что руки сейчас же начинают чесаться к соответственной деятельности.

Или еще один способ: дневник успеха. Мой любимый метод достижения цели. За любой результативный шаг на пути к успеху – вознаградить себя. Он работает не часто (не сразу, так было у меня), но вот подом… Ух…

Возьмём любой способ постановки и конкретизации цели: то ли это smart цели, конкретизация цели, 7-мь шагов, визуализация желания и т.д., повсюду присутствует «пряничная» составляющая. Не так ли?

Ну а теперь, самый простой способ, как к заданной цели «испечь пряник».

Задайтесь вопросом: «Какую пользу я получу, когда достигну выбранную цель?»

Теперь опишите ее (пользу, выгоду) максимально подробно:

  • а) То что вы будете чувствовать, когда исполниться ваша мечта
  • б) Что вы увидите, опишите обстановку связанную с достигнутым результатом
  • в) Что вы сами себе скажите, что вам будут говорить родные

Вообще-то, это и есть визуализация, порядок того, что вначале будете чувствовать или слышать не важен. Выберите другую схему, обычно рекомендуют: вначале видеть, следом слушать и вконец ощущать …

По движению к своей цели обязательно заведите дневник успеха, поощряя себя на каждом результативном шагу к ней. Это у будет ваш «пряник».

Но. В одной статье я уже говорил, что положительная мотивация не работает. Что иногда «жизненный кнут» дает более лучший запал к мотивации в достижении цели.

Создаем свой кнут

Задайте себе вопрос: «Что произойдет, если я не достигну данной цели?»

Опишите себе его так же максимально подробно, как и со случаем пряника, можно чуточку преувеличить.

За не следование запланированным действиям – введите систему наказаний. Записывать свои неудачи, как с дневником успеха не стоит. Но вот наказывать – возможно, для вас это принесет больше пользы, чем с тем же пряником.

Как мотивировать себя в достижении цели

Итак, на выходе, у вас будет два образа, один «пряничный», другой с «кнутом». Рекомендую, взять два листа бумаги и на каждом закрепить данные образы. Максимально подробно описать, что будет, если вы достигнете своей цели, и что будет, если вы ее не достигнете (на разных листах).

Когда начнутся проблемы с мотивацией – это ваш метод кнута и пряника. Применяйте с умом. Переедать сладкого, как и мозоли от розг – не столь эффективны, чем разумное сочетание и того и этого…

Метод кнута и пряника — Lurkmore

На этой странице показываются непроверенные измененияУ этой страницы нет проверенных версий, вероятно, её качество не оценивалось на соответствие стандартам.
Captain Obvious to the rescue!
Сия статья создавалась при активном участии Капитана Очевидность, в результате чего она пространно повествует о вещах, достаточно полное представление о которых имеет даже младенец-имбецил. Так-то!
В эту статью нужно добавить как можно больше примеров.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
«

Вчера попробовал на своих подчинённых метод кнута и пряника. Пряник неудобен — крошится при ударе. Надо опробовать метод кнута и кнута.

»
— из дневника начинающего руководителя
«

А я проникся, и решил у себя в фирме внедрить метод кнута и пряника. Круто получилось — идешь, пряник ешь, вкууусный, и кнутом их тварей, кнутом!

»
— из дневника опытного руководителя
Eri x Yakumo.jpgСуть.

Метод кнута и пряника (пенд. рас. stick&carrot, moon. 飴と鞭) — способ стимуляции работников к более производительному труду. Также известен как Теория X и теория Y пиндосского социального психолога Дугласа Макгрегора.

Заключается в том, что за плохую работу к сотрудникам применяется кнут (лишение премии, увольнение, выговор, уменьшение зарплаты, понижение в должности), за хорошую — пряник (повышение по службе, выдача денежной премии, объявление похвалы, установление гибкого графика работы). Цимес в том, что процентное соотношение кнута и пряника может сильно варьироваться в зависимости от степени ФГМ конкретного начальника, равно как и их концентрация. В результате на предприятии могут быть как дикая текучка — из-за переизбытка кнута, так и полный похуизм и распиздяйство по той же самой причине.

В идеале каждому сотруднику нужно подбирать свою дозу как кнута, так и пряника, на что обычно забивают. Нередко даже забивают на сам пряник, обещая в будущем выдать за ударную работу сразу мешок. Некоторые ведутся, но, как правило, недолго.

В древнем Китае между легистами, объявившими всех китайцев равными перед законом и Императором, шёл целый срач насчёт необходимой дозы пряника, если одни считали, что награды должны быть щедрыми, то другие считали, что хватит и символической награды, так как важен сам факт награждения, а не размер награды, третьи же придерживались точки зрения, что лучшая награда — это жизнь, то есть не казнить награждаемого. Их оппоненты конфуцианцы призывали к гуманности, но не считали, что люди могут быть равны перед законом.

Eri x Yakumo.jpgНабор руководителя. Eri x Yakumo.jpgIT-вариант. Пряника не положено.

У нашего преподавателя по системному программированию на полке в отдельном месте гордо восседают две книги: Д. Кнут, «Искусство программирования» и В. Пряник, «Основы алгоритмизации и автоматного проектирования».

402471

<Your Favourite Toy> ваще я бы лучше артдиректором пошел) ходил бы важный с кнутом и пряником))) ходишь смотришь, пряник кушаешь.. кто отвлекся — хуяк по спине!

397378

Ergo: специфика метода кнута и пряника в России в том, что у нас пряником тоже бьют.

417156

Пряник сухой? Не волнуйся, зато кнут уже размочен!

Народное

Суть метода в России: кнутом начальник бьёт подчиненного, а пряник ест сам.

Народное

Менеджер — это чувак с кнутом, пряником и банкой вазелина. Пряник он ест сам, кнутом хлещет сотрудников, а в жопу его имеет клиент.

Вариант предыдущего творчества

— А ты используй метод кнута и пряника — Ага, пряник ему в жопу забить и кнутом по ней, кнутом…

«Ричард Длинные Руки» Орловского

Также применяется для:

Каждый офисный раб знает, что такое «Метод кнута и пряника».
1) Метод кнута и пряника
2) ???????
3) PROFIT!

Метод кнута и пряника, или воспитание по Макаренко

Для того, что бы твой отпрыск превратился во взрослого мужчину, необходимо приложить невероятные усилия, и замесить, что называется, правильное тесто. Много рецептов на этот счёт есть в загашнике у каждого родителя, часто такие рецепты переходят от поколения в поколение, что, коненчо, считается хорошим тоном. Но день насущный, как и грядущий, в вопросах воспитания порой заставляет искать помощи у специалистов. Журнал MagMen`s решил облегчить поиск небезраличным к будущему своих детей отцам, и твоему вниманию предлагает  одну из самых эффективных, прошедшую проверку практикой и временем,  систему трудового воспитания ребёнка от выдающегося советского педагога Антона Макаренко. 

Дородовое воспитание

Воспиатание по Макаренко, которое поддерживают большинство практикующих психологов планеты, подразумевает, что некоторые основы в структуру личности ребенка можно заложить непосредственно в утробе матери. Еще не родившись, малыш очень тонко чувствует отношение к нему со стороны матери, ее тревоги и подавленность передаются и ему на недоступном обывателю уровне. И если ребенок не желанный, а будущая родительница сожалеет о своей беременности, высока вероятность того, что дитя будет расти нервным, раздражительным и само собой – недовольным жизнью.

Не последнюю роль здесь играет и отцовское внимание. Папаша может разговаривать со своим будущим сыном, поглаживать живот супруги, передавая таким образом позитивные эмоции и настрой. Если в семействе царит атмосфера добра, взаимоуважения и напрочь отсутствует ругань и скандалы, скорее всего, дитя уже в первые месяцы жизни не будет излишне тревожным и беспокойным.

Преступление и наказание

Пребывая в 3-4 летнем возрасте, твой отпрыск еще не способен отдавать себе отчет в поступках. Малыш попросту еще не может различить категории добра и зла – такие понятие для него через чур абстрактны, а поэтому и абсолютно непонятны. Поэтому для закрепления желаемой модели поведения папе и маме придется прибегать к последовательным действиям – поощрениям и наказаниям.  Макаренко о воспитании ребёнка по такой методе писал целые книги и диссертации, мы же только скажем, что такая методика чрезвычайно действенна и срабатывает безотказно, как у цирковых дрессировщиков. Совершил неправильный поступок, нарушил определенные правила – лишаешься поощрения, лакомства или же атата на пятое место.

Применять насилие и шлепать рекомендуется в крайних мерах, если ребенок совершенно не реагирует на замечания взрослых и остается равнодушным к окрикам и словесным запретам. Применять телесные наказания или нет – решение непростое и строго индивидуальное, так как гуманистические системы воспитания сегодня категорически осуждают такой подход.

Кнутом

Методы воспитания Макаренко не всегда щадны к детям, но всегда справведливы. Под «кнутом» в данном контексте подразумевается не только шлепки и словесные угрозы, но и определенная система последовательных порицаний за те или иные проступки. Работает эта система довольно просто – не выполнил домашнее задание или запланированную работу по дому, не получишь карманных денег или столь желаемый поход в цирк. Так чадо постепенно сможет осознать причинно-следственную связь между желаемой поведенческой моделью и следуемым за ней результатом. Со временем, уже в подростковом возрасте такое понимание должно перейти в устойчивую привычку.

Однако следует помнить, что психологический кнут эффективен как метод для детей в возрасте 3-7 лет. Если использовать его как основную методу для воспитания более старшей возрастной группы, это может привести к озлоблению и отторжению отпрыска от родителей.

Пряником

Метод пряника – визави кнута. Правильные и желаемые поступки должны неизменно поощряться добрым словом и похвалой. Для их закрепления можно предлагать небольшую награду в виде конфетки или небольших сюрпризов.

Но перебарщивать тут не стоит, если за каждое вынесенное мусорное ведро или вымытую посуду предлагать вознаграждение, ребенок вырастет меркантильным, черствым и бездушным. Поэтому лучше всего лишний раз погладить мальчика по голове, чмокнуть в щечку, прогуляться вместе или прочитать совместно книжку. Душевной теплоты много не бывает, и Макаренок с этим тоже согласился бы.