Миф о сфинксе и эдипе – Мифология — Мифы об Эдипе | Дельфийский оракул | Змей Пифон | Аполлон Бельведерский | Пифия | Царь Лаий | Загадка Сфинкса | Царь Эдип

Миф об Эдипе — Психология, психоанализ и консультация психолога в Минске

Эдипов комплекс одно из основных понятий классического психоанализа, использованное З. Фрейдом для обозначения амбивалентного отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.  Впервые представления об эдиповом комплексе были выражены З. Фрейдом в 1897 г. При этом основатель психоанализа соотнес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».  В трагедии Софокла повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, сперва убил своего отца Лая – царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, он ослепил себя.


«Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.

Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

1

Александр Кабанель «Эдип и Иокаста» 1843 год

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

2

Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

3

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.»

4

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798


  Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у З. Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно З. Фрейду, наши сновидения убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание – на отца.

Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели З. Фрейда к выводу овсеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочетобладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.

В своем понимании эдипова комплекса З. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения З. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.

Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.

В представлении З. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекс.

В работе » Я и Оно » Фрейд высказывается по поводу Эдипова комплекса следующим образом:

» … Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного эдипова комплекса вообще у всех людей, а у невротиков, в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает, не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которого находится позитивный, на другом конце — обратный, негативный Эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов».

В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению З. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.

Согласно З. Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом.

Психоаналитическая концепция эдипова комплекса вызвала резкую критику со стороны тех, кому претила сама идея отцеубийства и инцеста, распространенная как на историю развития человечества, так и на психосексуальное развитие ребенка. В частности, высказывались возражения, что легенда о царе Эдипе не соответствует той конструкции, которая была предложена основателем психоанализа, поскольку Эдип не знал, что убил своего отца и женился на своей матери.

Действительно, судьба Эдипа была таковой, что он оказался как бы без вины виноватым. Оракул предсказал, что фиванский царь Лай падет от руки своего еще не рожденного сына. После того как царица Иокаста родила мальчика, его отвезли в горы, связали лодыжки (отсюда название Эдип – стреноженный), бросили и обрекли на смерть. Нашедший мальчика пастух передал его коринфскому царю Полибосу, который усыновил ребенка. В юношеском возрасте Эдип узнал о предсказании дельфийского оракула, согласно которому ему суждено убить своего отца и стать супругом своей матери, и ушел из Коринфа, чтобы избежать этой участи. На перекрестке дорог он повстречался с Лаем и в споре с ним убил его, не зная, что стал убийцей своего отца. По дороге в Фивы Эдип разгадал загадку, которую всем путникам задавала Сфинкс и в случае неправильного ответа умерщвляла их. Благодарные жители Фив предложили ему царский престол и отдали в жены царицу Иокасту. Не ведая того, он стал мужем своей матери и отцом четырех детей. После того, как Фивы оказались подвержены мору и от оракула стало известно, что это – кара за убийство царя Лая, Эдип начинает расследование с целью поиска убийцы. Расследование приводит к тому, что он узнает о совершенном им самим двойном преступлении – отцеубийстве и инцесте. Иокаста прибегает к самоубийству, а Эдип, воспользовавшись наплечной заколкой повешенной царицы, ослепляет себя и удаляется из Фив. Такова трагедия Эдипа, ставшего жертвой судьбы, предпосланной ему до рождения, и совершившего два тяжких преступления, о которых он ничего не знал.

К этому следует добавить, что несчастная судьба Эдипа была как бы расплатой за грехи его отца. Будучи наследником царского трона, юный Лай бежал от дяди, нашел пристанище у царя Пелопса, но вместо благодарности совратил его незаконного сына, то есть вступил в гомосексуальные отношения с ним, за что и был проклят Богами, которые обрекли его на гибель от руки собственного сына.

Исходя из этой версии древнегреческого мифа, некоторые исследователи подчеркивали то обстоятельства, что в момент совершения преступлений (отцеубийство и инцест) Эдип не обладал знаниями о действительном положении вещей и, следовательно, представления об эдиповом комплексе не соответствуют подлинному содержанию мифа. Отвечая на подобные возражения, З. Фрейд замечал: «Незнание Эдипа является правдоподобным изображением бессознательного состояния, в которое для взрослых погрузилось это переживание; и убеждающая сила пророчества, которое делает или должно сделать героя невиновным, является признанием неизбежности судьбы, которая приговорила каждого сына пережить эдипов комплекс».

В теории и практике психоанализа эдипову комплексу уделялось и до сих пор уделяется большое внимание. Тем не менее фрейдовская трактовка эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи З. Фрейда о природе эдипова комплекса: одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса; другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения; третьи подвергли сомнению исторические параллели З. Фрейда, согласно которым лежащее в основе эдипова комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах.

Так, А. Адлер (1870– 1937) исходил из того, что представление, согласно которому мать является единственным сексуальным объектом для ребенка, удовлетворяющего свои сексуальные желания в борьбе с отцом, это – фиктивная идея. Рассмотрение эдипова комплекса позволяет, как он считал, говорить о том, что данный комплекс выдает уродливое, часто выраженное в асексуальной форме, стремление ребенка к превосходству над отцом и матерью. Соответственно эдипов комплекс – «это символ желаемого господства».

В отличие от Фрейда К.Г. Юнг (1875–1961) по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс, полагая, что Сфинкс, представляющая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас), является олицетворением страха перед матерью. Согласно легенде, Сфинкс – дочь Ехидны, появившаяся на свет в результате кровосмесительной связи матери со своим сыном (собакой Орт). Сфинкс – кровосмесительно отщепленная часть либидо из отношения к матери. Опираясь на данную легенду, К.Г. Юнг пришел к точке зрения, согласно которой в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне.

В понимании В. Райха (1897–1957) эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б. Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная З. Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности эдипова комплекса. В. Райх считал, что форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания речь не будет идти об этом комплексе.

С точки зрения Э. Фромма (1900–1980), основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе.Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие его части, как «Эдип в Колоне» и «Антигона». С учетом трилогии Софокла миф об Эдипе можно рассматривать, по мнению Э. Фромма, не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как символ протеста сына, восставшего против власти отца в патриархальной семье.Главное в этом мифе не сексуальная подоплека, а отношение к власти, что составляет основу межличностных отношений.

Легенды и мифы Др.Греции и Рима.Часть 16 Эдип : 2nikgar2 — LiveJournal

Сегодняшней работой мы заканчиваем цикл ”Мифы Древней Греции и Рима» в произведениях живописи. Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении. Благодарю также всех за добрые слова в свой адрес. Простите, что не отвечал каждому «спасибо», но это не из-за недостатка воспитания или не из-за неуважения к вам, а просто из-за экономии места и времени. Мне было очень приятно читать все, что вы написали.
В конце моего сообщения есть и другое, тесно связанное с темой нашей сегодняшней беседы, хотя и не совсем по теме. Желающие могу не читать.
Итак, последняя история — о царе Эдипе. Несмотря на всю трагедийность его образа, как не странно, живописных работ по этой теме оказалось немного. Так что если кто-то знает ещё какие-то работы – пожалуйста, буду очень благодарен.
Эдип — царь Фив, сын Лая и Иокасты. Оракул предсказывал Лаю, что если он женится на Иокасте, то умрёт от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорожденного Эдипа и выбросить его. Его нашел коринфский пастух.
Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги».
Когда он достиг зрелости, ровесники стали обвинять его, что он приемыш, тогда он отправился в Дельфы и дельфийский оракул через Пифию предсказал ему, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Избегая Полиба, которого считал своим отцом, Эдип отправился в Фивы. По дороге в Дельфы, у распутья трех дорог он встретил Лая, вступил в спор с его возницей и убил своего отца.
Явившись в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса, крылатого чудовища с львиным телом и женской головой, порождение Орфа, брата-близнеца Кербера, которое опустошало окрестности Фив. Сфинкс загадывал одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ убивал. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу. Чудовище спросило: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем — на двух и вечером — на трех ногах?» «Человек» — ответил Эдип, найдя правильное решение. А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.

Гюстав Моро «Эдип и Сфинкс» 1864 год


Франсуа-Ксавье Фабр «Эдип и Сфинкс»


Жан Огюст Доминик Энгр «Эдип и Сфинкс»

Эдип освободил город от Сфинкса, за что Фивы избрали Эдипа своим царём, и он женился на вдове Лая, то есть на своей матери Иокасте. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей — Антигону и Исмену. В наказание за такое преступление – инцест (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву и объявили через прорицателя Тересия, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась, Эдип в отчаянии ослепил себя. Когда сыновья стали пренебрегать им, он проклял своих сыновей

Бенинь Ганьеро «Эдип вручает своих детей богам» 1784 год


Александр Кабанель «Эдип и Иокаста» 1843 год


Марсель Андре Баше «Эдип (с Исминой и Антигоной) осуждает Полиника» 1883 год

Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин.

Шарль Франсуа Жалабер «Антигона и Эдип покидают Фивы» 1842 год


Фульшран Жан Гаррет «Эдип в Колоне» 1798 год


Антоний Бродовский «Эдип и Антигона» 1828 год


Жан-Антуан-Теодор Жиру «Эдип в Колоне» 1788 год


Пер Габриэль Викинберг «Эдип и Антигона» 1833 год


Джон Питер Крафт » Эдип и Антигона» 1809 год

После смерти отца, Этеокл и Полиник договорились править поочерёдно по одному году, но по прошествии года Этеокл, подстрекаемый своим дядей Креонтом, братом Иокасты, отказался уступить место брату, и Полиник был изгнан из Фив.
Прибыл в Аргос, где правил Адраст, Полиник женился на его дочери. Взамен Адраст обещал передать ему в наследие царство и согласился идти вместе с ним войной на Фивы. Сподвижники Полиника дали на жертвеннике Зевса в Аргосе общую клятву умереть, если им не удастся взять Фивы. В поединке Полиник сразился с Этеоклом, и братья убили друг друга.


Джованни Баттиста Тьеполо «Этеокл и Полиник» 1730 год

Антигона, дочь Эдипа, сопровождала отца в его добровольном изгнании в Колон, а по смерти его вернулась в Фивы. Здесь она тайно предала земле тело Полиника, погибшего в походе против Фив, но оставшегося не похороненным вследствие запрещения Креонта, нового властителя Фив. За это нарушение его запрета Креонт осудил Антигону на погребение заживо. Приговор этот привёл в отчаяние жениха её, Гемона, сына Креонта, и он умертвил себя.

Никифорос Литрас «Антигона и Полиник» 1865 год


Фредерик Лейтон «Антигона» 1882 год


Жан-Жозеф Бенжамен Констан «Антигона и Полиник»


Мария Евфросина Спартали (Стиллман) «Антигона»

Дополнение.
То, что написано ниже — необязательно к прочтению, ибо не имеет отношения к темам нашего сообщества. Каюсь, я воспользовался своими привилегиями в сообществе — простите меня! Просто исследование, с которым я столкнулся несколько лет назад, настолько поразило меня, что я все мучился — с кем бы поделится? То, что написано ниже, не плод моих изысканий, а краткое и достаточно вольное переложение работы выдающегося ученого Иммануила Великовского.
Иммануил Великовский (1895, Витебск — 1979, Принстон) — врач и психоаналитик, создатель нетрадиционных теорий в области истории, геологии и астрономии. Многие его работы вызывали яростную критику и научные споры. Я не буду вдаваться в эти подробности. Также я не буду приводить все доказательства его истории, которую я предлагаю вашему вниманию — для этого надо читать его книгу:»Эдип и Эхнатон».В этой книге Великовский пытается доказать( и доказывает, на мой взгляд), что легенда о Эдипе — отголосок истории, которая имела место. Насколько ему это удалось — судить вам.

Начнем с таинственного существа — Сфикса. Это существо ,сторожащее Фивы в Беотии, не было одной из знакомых греческих фигур: Минотавр, кентавр, Медуза Горгона, гарпия, фурия, киклоп. Это был Сфинкс и так он назывался у греческих трагиков. Его Родина — Египет. Согласно многим документам, Сфинкс — это изображение богини Хатор. Той самой богини, святилище которой располагалось на скалах, возвышающихся над египетскими Фивами(ныне Луксор и Карнак), бывшими в свое время столицей Верхнего Египта, а потом и всей страны. Нелишне заметить, что перед статуей богини, а точнее перед Сфинксом, приносились человеческие жертвы. Греческий же Сфинкс сам убивал путников, что, естественно относится уже к мифологии.
Расцвет культа Сфинкса относится ко времени правления фараона Аменхотепа III и его жены, царицы Ти. Она зачинала несколько раз. Ти родила сына, но о нем ничего не известно — не упоминаний о нем, не его изображений — до тех пор, пока он не явился после смерти отца требовать трон. Три же дочери Аменхотепа и жили с родителями, и изображались на семейных портретах.
О смерти Аменхотепа ничего не известно. Он просто внезапно исчез со сцены. Вдруг оказалось так, что полновластная хозяйка Египта — царица Ти. И она продолжала оставаться таковой до начала царствования следующего фараона — Аменхотепа IV- Эхнатона.
Сохранились изображения Эхнатона с семьей, и они очень отличаются от стиля живописи предшествующих и последующих веков. Особенно необычно тело Эхнатона — длинная голова, тонкая шея, обвислый живот, но самая заметная деформация в области бедер — они распухшие. А, как мы помним, греческий царь был назван — Эдипом, что означает «пухлоногий». Хо в легенде говорится, что у Эдипа были пухлые проколотые в детстве ступни, а у Эхнатона, судя по, изображениям — пухлые бедра. Но во многих языках ступня и нога — не различаются. По-русски мы говорим: «Ему упала на ногу», хотя на самом деле упало на ступню. Вот и по-гречески — pous и ступня, и нога. А именно это слово было использовано в загадке Сфинкса. А теперь представьте грека, увидевшего изображение Эхнатона. Как он мог его назвать? Эдип!

Как уже говорилось, Эхнатон возник, как бы ниоткуда. Но что тогда должен означать эпитет, который он применял к самому себе в ранних памятниках своего царствования:»Который уцелел, чтобы жить долго»? Это выражение явно намекает на то, что будущему царю в детстве грозила смерть. Вот тут и следует обратить внимание на тот факт, что в период этой, восемнадцатой династии, фараоны при назначении наследника, придавали прорицаниям оракула. Аменхотеп III вопрошал фиванского оракула, ибо в то время Фивы были столицей. Видимо, руководствуясь предсказаниям фиванского оракула, сын царя воспитывался вдали от дома. Поэтому, нет ничего удивительного, что придя к власти, Эхнатон изгнал гигантскую группировку жрецов и окружил себя жрецами Гелиополиса, где находился другой оракул. И заодно был сброшен со скалы фиванский Сфинкс. Греческий же бросился со скалы сам, что неудивительно для мифа.
Интересная деталь: повествование об убийстве отца. Эдип убил, но Эхнатон же не обивал своего отца. Однако надо знать обычае и верования его подданных — Эхнатон уничтожил самую священную для египтян вещь — мемориальную табличку с именем отца, что было равносильно убийству.
Эхнатон освободил Фивы от человеческих жертвоприношений, сбросил Сфинкса и установил религию любви, но и самообожания. Вот, что он писал о себе: «… Сын Солнца, который живет в истине, Эхнатон, великий во времени». Любопытно, что в некоторых древних источниках Эдипа называли сынок Гелоса(солнца). Что бы покончить с детством Эхнатона — интересная деталь. Среди нескольких могил знати того времени, на которых перечисляются их должности и заслуги, есть могила человека о котором не написано ни строчки. Причем эта могила расположена рядом с могилой Верховного жреца. Судя по некоторым признакам, умерший был человеком низкого происхождения и поэтому мало понятно, почему он похоронен здесь. Видимо этот человек был дорог Эхнатону. Однако, его имя никогда не встречается в придворной хроники, что дает нам основания думать, что этот человек был связан с Эхнатонов до того, как тот стал фараонам. И тут на ум приходит пастух, нашедший и воспитавший Эдипа. Может быть, этот простолюдин сыграл похожую роль в жизни Эхнатона?
Теперь давайте разбираться с женой и матерью. Только одно надо учесть заранее — Эхнатон стал фараоном, будучи ребенком и только наличие властной, волевой матери, которую, видимо, мальчик обожал, дало ему возможность удержатся на троне. Итак, мать или как писали»Мать Царя и Великая Царская Жена» Ти. Странный титул, особенно если учесть, что Ти содержала царский гарем, что являлось привилегией жены царя. Жена фараона — несравненная Нефертити. Сыновья:Саанех и Тутенхамон. Дочери: Меритатеи, Мекататен,Анхесенпаатен,Нефернефруатон-ташерит,Нефернефрура,Сетепенра и последняя — Бекетатен. Но вот, что странно: на всех росписях Бекетатен изображена рядом с Ти, когда остальные рядом с Нефертити; Бекетатен всюду именуется -Дочь Царя, тогда, как остальные — Дочери Нефертити. Дальше — ещё интереснее. Если мы обратимся к изображениям той поры, то на более ранних Эхнатон и Нефертити стоят с одной стороны, а Ти — с другой, однако при этом на голове Ти был двойной плюмаж и рогатый диск; в то время, как на голове Нефертити — простая прическа. Но не могло быть двух Великих цариц, и одна была вынуждена уйти. Ушла Нефертити. Она просто исчезла со всех последующих изображений. А над входом в главный храм Ахет-Атона, где были приготовлены три жертвенника: один для царя, один для Ти, один для Бекетатен, находится барельеф с изображением этих трех персонажей. Кстати, в одном из ранних мифов о Эдипе, тот отсылает свою молодую жену Евригинию, мать четверых его детей в изгнание. И хотя для древнегреческих трагиков 7 века эта история осталась как бы за скобками — сходство, несомненно. По некоторым данным Нефертити вернулась в одну из резиденций своего отца — Аи. И тут еще один интересный нюанс — Аи -это не только отец Хефертити; но и брат царицы Ти. Родственные браки и инцесты были распространены в египетских династиях довольно широко. Только вот сын с матерью — единственное исключение. Таким образом, возникла, говоря современным языком, оппозиция Эхнатону и Ти. Хотя Аи занимал во дворе высочайшие посты и, видимо, пользовался неограниченным доверием. Дело близится к финалу; история становится все запутаннее, а совпадений — все больше.

Саанехт, сын Эхнатона женился на своей сестре — Меритатен; старшей дочери Нефертити. Его брат Тутенхамон женился еще на одной сестре Анхесенпаатен.Т.е на сцену выходят два брата и две сестры — мотив, который присутствует в греческой истории. Правда, те не состояли в браке между собой, да и не могло этого быть: греческие обычаи заметно отличались от египетских.
Эхнатон всюду появляется с Саанехтом, видимо готовя его на роль наследника Но события начинают ускорятся: положение Египта становится хуже, соседи отбирают египетские земли. Встает извечный вопрос — кто виноват. В данной ситуации говорит свое веское слово та часть духовенства, которая во время проводимых Эхнатоном реформ была отстранена от «кормушки» и прозябала вдали от Фив. Они кооперируются с Аи и Саанехтом и при помощи прорицателя Аменхотепа, сына Хану, заявляют о вине Эхнатона. Вспомним о слепом прорицателе Тересии и сравним его с египтянином; причем мы можем даже говорить о физическом сходстве Портрет Аменхотепа, сына Хапу дошел до нас, как изображение молодого человека с длинными волосами; причесанными так, как причесывались простолюдинки в Египте. А вот миф о Тересиии гласит; что за то, что он убил самку змеи боги в наказание на некоторое время превратили его в женщину.
Сам египтянин в отличие от Тересия не был слепым ( во всяком случае таких данных нет, но был покровителем слепых). Теперь о другом слепце — о Эдипе. который с горя выколол себе глаза. Как я уже писал вначале этих заметок, я не буду приводить всех выкладок Великовского, но он доказывает, что есть все основание говорить, что Эхнатон ослеп. Конец Эхнатона был ужасен — дворцовый переворот удался, его сын Саанехт совместно с дядей Аи пришли к власти, Эхнатон слепой и все потерявший был отправлен в ссылку куда-то на пограничные земли.
А что же семья? Начнем с сыновей Эхнатона двух братьев: Саанехта и Тутенхамона. Первый начал править еще при живом, но отстраненным от власти, отце. Правил всего 3 года. Потом царем Египта стал Тутенхамон, который правил года четыре и умер. Учеными были обнаружены две могилы и убедительно доказана, что это погребения братьев. Могила Саанехта представляет собой грубо вырубленный в скале склеп, в котором находились вещи с именами Эхнатона и Ти, но без имени того, чья это могила, с телом, положенный в чужой саркофаг, брошенный так торопливо, что гроб упал и мумия почти вывалилась. Были найдены трогательные стихи, нацарапанные на золотой фольге, но тоже без имени. Ну, а о роскошной могиле Тутенхамона мы все знаем. Хотя за годы своего правлению он не сделал ничего, чтобы быть похороненным с такими почестями. Глухо говорилось лишь о какой-то войне, но с кем — не сказано ничего. И еще одна интересная деталь. Единственный случай во всей истории Египта — следующий за Тутенхамоном царь, а им стал Аи изобразил себя около гроба царя умершего.Достаточно вспомнить историю сыновей Эдипа и сходство историй будет поразительным.
Дальше — больше. Т.е. еще загадочнее. В истории о Эдипе, Атигона за то, что нарушила запрет Креонта и провела над телом брата погребальный обряд, была приговорена им к заточению в пещеру, которая находилась, рядом с тем местом, где она похоронила брата. Ей оставили пищи на несколько дней, а затем она должна была умереть медленной и мучительной смертью.
В нескольких сотнях метров от могилы Саанехта было обнаружено странное захоронение. На глубине примерно 6 футов находилась пещера, заваленная скальными породами. В ней находилось достаточно много различных предметов утвари. В основном, это были маленькие вещи: несколько сосудов с надписями: хлеб, зерно, виноград и т.д., кувшины для хранения воды, женские шарфики из очень легкой материи, которые использовали как тряпки. Был найден кусок ткани с вышитой вручную надписью:»Да здравствует царь Нофер» , а Нофер -это второе имя Саанехта. Там же находились бусы и истлевшие венки из цветов. А самая главное — посмертная маска молодой женщины. Утверждать, то это сестра-жена Саафера Меритатен нет оснований, но уж очень все это напоминает судьбу Антигоны.
Иокаста покончила жизни самоубийством, сказав напоследок: «… Я отрезаю свои серебряные кудри и пусть они падут от горя в море слез…». Мумии царицы Ти не обнаружено, в склепе, довольно убогом, находятся останки ее сына Саанехта. Но даже из этой жалкой могилы ее тело выбросили, катафалк разбили и надписи сбили. Исходя из знания того, как египтяне относились к загробной жизни и к самоубийствам, можно предположить, что и царевна Ти наложила на себя руки. А в могиле ее сына Тутенхамона была найдена маленькая коробочка с локоном. Надпись на коробочке гласила, что это волосы царевны Ти.
А что же два главных героя этих истории, как похоронены они? А это никто не знает. Единственное известно, что похоронены они на чужбине, но где именно — тайна, покрытая мраком.
На этом можно было бы поставить точку, но все же история была бы неполной, если бы мы не облекли ее в хронологические рамки.
Итак, время царствование Эхнатона определятся по разному двумя группами египтологов. Одни считают, что 17-й год его царствования был последним, другие, что 21 -й. Их коллеги историки, но уже специалисты по Древней греции , тоже разбились на два лагеря. Одни согласны с утверждением, что «Тиресий приходит к царю, что бы поведать ему тайну, которую он хранил 16 лет», другие же уверены, что «Двадцать лет прошло с тех пор и бедствие обрушилось на город». Не находите, что цифры удивительно похожи. Неужели историки сговорились?

Эдип и Сфинкс — iacchius — LiveJournal

Сфинкс. Аттическая мраморная стела, ок. 530 г. до н.э.

Миф о царе Эдипе остается самым популярным из всей греческой мифологии, хотя знают его, как правило, из вторичных источников или психоаналитических спекуляций, дающих о нем совершенно ложное представление. Во всех вариантах мифа постоянным элементом является инцест, соединенный с царским достоинством Эдипа. Взятый вне этого царского контекста и вообще всей системы представлений о ритуальной функции священного царя инцест становится простым физиологическим фактом, лишенным мифологического содержания. И в самом деле, кто бы стал беспокоиться о сожительстве Эдипа с матерью или дочерью, если бы он был рабом? Эта возможность, между прочим, отмечена у Софокла (Царь Эдип). Эдип говорит Иокасте:

Мужайся! Будь я трижды сын рабыни,
От этого не станешь ты незнатной (1035: пер. С. Шервинского).

Но Эдип – сын царя и царицы, ставший царем согласно ритуальным правилам (он разгадывает загадку чудовища, показывая тем самым свою годность для царского достоинства), а посему его преступление имеет следствия, касающиеся всей земли:

Зачахли в почве молодые всходы,
Зачах и скот; и дети умирают
В утробах матерей. Бог-огненосец –
Смертельный мор – постиг и мучит город.
Пустеет Кадмов дом, Аид же мрачный
Опять тоской и воплями богат. (25-30)

Арнольд ван Геннеп (Les rites de passage) особо отмечает отличие ритуальных фактов от естестесвенных на примерах ритуалов, имеющих своей темой наступление половой зрелости. Сам по себе физиологический факт не имеет никакого значения и даже вовсе не является «фактом», если он не получает ритуального или социального (в архаических обществах всë социальное есть ритуальное и наоборот) признания. Ритуальная реальность накладывается на природную, моделируя ее в соответствии со своими принципами, которые могут полностью расходится с физическими фактами. Совсем нетрудно, следуя логике ритуала, предположить совершенно невероятную ситуацию, когда взрослый мужчина, доказавший на фактах свою способность к деторождению, не считается достигшим половой зрелости, поскольку он не прошел соответствующего обряда, который фиксировал бы его в этом новом (с социальной и ритуальной точки зрения) качестве.
Ритуальная структура мифа о Эдипа вполне проявлена у Софокла, но остается скрытой в ранних версиях Гомера (Одиссея XI, 271-280) и Пиндара (Oлимпийские песни II, 39-42). У Гомера только проглядывает схема замещения одного царя другим, но в явно позднем восприятии, когда этот переход через убийство старого царя и женитьбе нового царя на царице-матери, сделался противным даже богам (этот сюжет, между прочим, проглялывает в Орестее Эсхила, но здесь старая ритуальная схема переворачивается: сын не женится на матери, а убивает ее). У Пиндара обозначен только один аспект мифа, общий всем преданиям о первых царских родах: исполнение древнего пророчества. Пророчество в архаических системах было элементом ритуала, обозначая переход от одного состояния к другому (rite de passage). У Софокла (Царь Эдип 765-776), а также Аполлодора (Миф. библ. III, 5, 7) оракул является центральным событием, которое обозначает переход Эдипа из одного состояния в другое, вполне обнаруживая ритуальную структуру мифа о Эдипе.
Ван Геннеп выделяет три элемента, которые присутствуют даже в ритуалах, имеющих по видимости совсем разные темы (наступление половой зрелости, введение в царское или священническое достоинство): la séparation, la marge, l‘agrégation (отделение, промежуточное состояние, включение). Аполлодор сообщает: «Когда родилось дитя, он (Лаий) отдал его пастуху, чтобы тот его выбросил, проколов ему предварительно лодыжки пряжкой» (Миф. библ. 5, 7: пер. В. Боруховича). У Софокла говорится:

Младенцу ж от рожденья в третий день
Отец связал лодыжки и велел
На недоступную скалу забросить (694-696).

У Эврипида (Финикиянки) Иокаста рассказывает:

Стопы ему пронзив железом острым,
Рабам его велит снести отец
На дальние утесы Киферона (24-26: пер. И. Анненского).

С какой целью? Чтобы младенец не убежал? Но он и ходить еще не умеет. Это членовредительство получает смысл только в контексте rite de passage. Согласно Ван Геннепу, нанесение увечий имеет своей целью произвести «окончательную дифференциацию», благодаря которой члены одной группы приобретают специфическую личность, отличающую их от всех других.
Таким образом, Лаий, прокалывая лодыжки или нанося какое-либо другое увечье своему сыну, совершает ритуальный акт: только после прокалывания (или связывания) лодыжек происходит его окончательное séparation (отделение). Пребывание младенца (еще без имени) на горе или его переход от одних пастухов к другим вполне соответствует промежуточному состоянию, а посему совсем не случайно, что он передается пастухам, которые, как лесные демоны в инициационных австралийских обрядах, сопровождают посвящаемого в его переходе из одного состояния в другое по промежуточной области, символизируемой горой Кифероном. Далее, согласно схеме, следует l’agrégation: пастухи передают ребенка жене коринфского царя Перибее, которая «вылечила ему лодыжки и назвала Эдипом» (Миф. библ. III, 5, 7), т.е. она устраняет знаки отделения (проколотые лодыжки) и дает ребенку имя, в результате чего он становится полноправным членом принявшей его родовой группы.
Это новое родовое качество Эдипа ставится под сомнение, а посему он должен повторить rite de passage, но уже в обратном направлении. Схема остается прежней, но здесь речь уже идет о вступлении в царское достоинство, путь к которому лежит через ряд ритуальных испытаний: Эдип убивает «отца», отгадывает загадку чудовища, женится на «матери». Но в какой-то момент также эта agrégation оказывается иллюзорной (если не ложной), и для Эдипа всë начинается с начала: la séparation, la marge, l’agrégation с тем отличием, что соединение становится окончательным отделением от людей, от мира, от жизни. Противоположности совпадают, но только – в смерти, в небытие.
Отметим другую деталь во всех рассмотретных вариантах, касающуюся Сфинкса. У Софокла Сфинкс остается где-то на далеком фоне, свидетельствуя о законности права Эдипа на царское достоинство:

А я пришел,
Эдип-невежда, – и смирил вещунью,
Решив загадку, – не гадал по птицам! (388-390).

У Гомера (Одиссея ХI, 271-280) Сфинкс вообще не упоминается, а у Гесиода никак не связан с Эдипом и вообще не описывается: он стоит в ряду чудовищного потомства Ехидны (Теогония 306-332). Существенна связь Сфинкса с Кадмейцами вообще: «Ехидна также Сфинкса ужасного родила на погибель Кадмейцам» (326: дословный перевод).
Самое подробное описание чудовища мы находится у Аполлодора (Миф. библ. III, 5, 7), но по сравнению с другими версиями особый интерес представляет то обстоятельство, что Сфинкс сидит неподвижно на горе, а фиванцы сами идут к нему, и пожирает он не всякого, а только того, кто не разгадывает загадку. Здесь мы также имеет rite de passage, но происходит он в стране смерти, и только в этом загробном контексте получает полный смысл. У Софокла чудовище также является элементом rite de passage, но имеет другую функцию: оно испытывает притязающих на царское достоинство. У Аполлодора Сфинкс испытывает души мертвых, после чего решается их окончательная судьба: быть пожранными чудовищем или пребывать в вечном блаженстве на райских лугах. С этой стороны он
имеет ближайшее родство с древнеегипетским Амамом (и быть может, от него происходит), соединявшим в себе черты крокодила, льва и гиппопотама. Сидя на усеченной пирамиде или колонне (в этом положении изображается на древнегреческой вазе Сфинкс, пред которым сидит Эдип), он пожирал осужденные души, и поэтому назывался «пожирателем».
В какой-то момент эти два мифа – ритуальный о смене царя и инфернальном чудовище-пожирателе – соединились в единый миф о Эдипе, но совершилось это слияние в сфере литературной, приобретя совсем иное значение, чем то, которое они имели в своем начале, теряющемся во тьме времен и подземных миров.

Римский мраморный Сфинкс из Ланувия, ок. 120-140 н.э.

Древнейшая версия мифа об Эдипе (краткое содержание)

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он — приёмыш.
Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы — спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! — в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. — Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине — Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте — ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.
Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса — чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её — за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.
Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она — его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.
Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он — убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.
Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него — фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние без

Сфинкс

СфинксСо сфинксом мы встречаемся в четвёртой книге. Надо отметить, что со стороны Джоан Роулинг было весьма нестандартным решением поместить именно это существо в волшебный лабиринт. Ведь до этого мы сталкивались с персонажами, наиболее характерными для мифологии народов Западной Европы или Индии (что случалось реже, но бывало и такое). Конечно, насколько бы самобытен народ не был, все эти его божества, герои и чудища обязательно имеют определённые качества, присущие любому «правильному» божеству, герою или чудищу.

Но сфинкс – это существо очень и очень колоритное. И у любого человека он ассоциируется со своей родиной — с Египтом. Потом можно уже вспомнить, что сфинкс встречается и в древнегреческих легендах.
И всё же сложно найти чудовище с более древней историей, чем у сфинкса. Это величественное создание с телом льва и головой человека порождало различные легенды на протяжении более чем 5000 лет. Его изображение часто ассоциировалось с разливом Нила, который приносил жизнь иссушенной египетской пустыне. Сам сфинкс в Древнем Египте является символом мудрости, силы, благородства и королевской власти. В средние века он стал олицетворением загадочности, таинственности, чего-то сверхъестественного.
Статуи сфинксов охраняли большинство египетских гробниц и храмов. Считалось, что своим видом это существо отпугнёт затеявшего недоброе по отношению к святыне. Мне посчастливилось побывать непосредственно у этого огромного памятника. И выражение лица сфинкса действительно можно сравнить с ликом знаменитой Джоконды, ибо в его взгляде присутствует что-то отталкивающие, едва уловимое… Достаточно сказать, что «Сфинкс» по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Самая известная египетская статуя сфинкса – это расположенный в пустыне в районе плато Гизы Великий Сфинкс,изображение которого присутствует в любомшкольном учебнике по истории Древнего Мира. Сие грандиозное
сооружение насчитывает 240 футов (около 73 м.) в длину и 66 футов (или 20 м.) в ширину. Возраст этого сфинкса составляет более 4500 лет, его колоссальное львиное тело, вырезанное из известняка, венчает голова египетского фараона. Большинство историков считает, что эта статуя посвящена египетскому фараону Хефрену (сын Хеопса), чья пирамида расположена неподалёку. Рядом располагаются пирамиды Хеопса и Микерина (сын Хефрена). Итак, эти три гробницы Великий Сфинкс и охраняет.
Из Древнего Египта миф о сфинксе, переправившись через Средиземное море, распространился по Месопотамии и Древней Греции. В этих странах получеловек-полулев стал воплощением злых сил, часто он ассоциировался не только с преисподней, но и с бессмысленной жестокостью и разрушением. Греки говорили, что трон бога Зевса, установленный на Олимпе – священной
горе, где обитали боги, был украшен изображением кольца из сфинксов, держащих в пастях маленьких детей. Другие греческие и римские сфинксы изображались разрывающими свои жертвы на части или просто терзающие их бренные останки.

Анатомия сфинкса так же менялась с продвижением на северо-запад: в Месопотамии мифическое чудовище часто изображалось с головой барана или орла; в Греции оно наделялось крыльями, а также лицом и грудью женщины. И хотя у сфинкса, встреченного Гарри Поттером во время Турнира Трёх Волшебников, нет крыльев, он наверняка происходит из Греции. И не только потому, что у него женское лицо, сколько по причине того, что свой ум он использует для сохранения тёмных тайн, подобно сфинксу из древнегреческого мифа об Эдипе.

Миф об Эдипе и Сфинксе
У фиванского царя Лая родился сын, которого жестокий отец решил бросить в лесу на растерзание зверям. Однако раб Лая и раб Полиба, коринфского царя, спасают мальчика и отдают Полибу, который и называет его Эдипом. Однажды Эдип, уже возмужавший, узнаёт тайну своего рождения и, не добившись объяснений от приёмных родителей, отправляется в странствие для выяснения своего происхождения.
Дорога приводит Эдипа в Фивы, где по неизвестной ему причине царит великое уныние. Вскоре странник узнаёт, что страшное чудовище Сфинкс, порождение Грифона и Ехидны, обитает на горе Сфингион около города. Всё чаще и чаще требовала кровожадная тварь себе жертв. И Эдип решает избавить Фивы от страшного бедствия.
Он идёт к Сфинксу. Страшное чудовище с головой женщины, туловищем льва и размашистыми крыльями, задаёт всем проходящим сложную загадку, рассказанную музами. По велению великих богов Сфинкс находится здесь и не уйдёт никогда, если не получит от какого-нибудь путника ответ на свой вопрос. И всех, кто неверно ответил, чудище убивало своими острыми когтями. Но решили боги: получив отгадку, оно само погибнет.
Эдип, не испугавшись участи своих предшественников, пришёл к Сфинксу. И предложил Сфинкс свою загадку:
— Ответь мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Только он так изменяется. Если ходит он на четырёх ногах, то сил у него меньше и двигается он медленнее, нежели в другое время.
И ответил тотчас Эдип:
— Это человек. В младенчестве своём, когда ещё только утро существования его, он медленно ползает на четвереньках, слабый и беззащитный. В середине жизни, т. е. днём, человек твёрдо ходит на двух ногах. В старчестве же, под вечер жизни своей, он вынужден ходить с клюкой, т.е. на трёх ногах.
Бросился тогда Сфинкс со скалы в море и разбился об острые скалы, ведь правильно Эдип ответил ему.
Возрадовались жители Фив возвращению своего героя, и провозгласили они Эдипа царём…

Вам, уважаемые читатели, вероятно, после этого мифа сразу же должен вспомниться эпизод с загадкой Сфинкса из лабиринта («Гарри Поттер и Огненная Чаша»). Очевидно, что он перекликается с уже известной вам историей об Эдипе, и Дж. Роулинг, конечно, взяла её за основу.
Само слово «сфинкс» происходит от греческого «сфингейн», означающего «сдавливать, душить». И, кстати, “Сфинкс” по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Не смотря на утверждения некоторых средневековых авторов, нет никаких доказательств того, что древние египтяне, жители Месопотамии или греки считали сфинкса реально существующим животным. Их легенды, искусство и литература всегда описывают сфинкса как мифическое существо, символизирующее силу и тайное знание. Однако это не остановило более поздних исследователей: например, зоолог XVII века Эдвард Топселл утверждал, что реальный прототип сфинкса – это эфиопская обезьяна, отличающаяся необычной внешностью. В честь таких научных наблюдений, приведших к неверным выводам, позднее был назван вид обезьян – сфинкс бабуин.

Мифология — Мифы об Эдипе | Дельфийский оракул | Змей Пифон | Аполлон Бельведерский | Пифия | Царь Лаий | Загадка Сфинкса | Царь Эдип


Мифы об Эдипе

Дельфы — центр вселенной. — Аполлон — победитель Пифона. — Дельфийский оракул и рок (судьба). — Эдип. — Загадка Сфинкса. — Прорицатель Тиресий. — Эдип и Антигона.

 


Дельфы — центр вселенной

Солнце видит все происходящее раньше человечества, потому что оно освещает все своими лучами; вот почему Аполлон предвидит будущее и предсказывает его людям. Дар предсказания — одно из главных качеств Аполлона.

Оракул, изрекавший смертным предсказания Аполлона, находился в храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфы. В античности город Дельфы считался центром земли, потому что, как гласит один греческий миф, Зевс выпустил однажды с двух противоположных концов вселенной двух голубей, и эти голуби встретились в Дельфах.

 


Аполлон — победитель Пифона

Дельфийский оракул сначала принадлежал богине земли Гее, которая приказала сыну своему, змею Пифону, охранять его, почему и город Дельфы назывался иногда у древних греков Пифо́.

Аполлон убивает Пифона

Ребенок Аполлон убивает змея Пифона. Прорисовка изображения на древнегреческой вазе — чернофигурном лекифе.

Бог Аполлон убил чудовище Пифона, некогда преследовавшее его мать (богиню Латону). Аполлон на нем первом испробовал свои смертоносные стрелы. По словам древнегреческих поэтов, бог солнца победил Пифона, будучи еще ребенком, но, без сомнения, рост богов подчиняется другим законам, нежели рост простых смертных, потому что скульпторы, изображая победу Аполлона над Пифоном, представляли Аполлона в виде юноши, достигшего полного развития.

Таким Аполлон изображен на одном из величайших художественных произведений античного мира — на статуе, известной под названием Аполлона Бельведерского. Она была найдена в конце XV века и приобретена папой Юлием II, который поставил ее в садах Бельведера. Теперь статуя Аполлона Бельведерского находится в Ватиканском музее. С тех пор как эта статуя стала известна и до наших дней она не перестает возбуждать восторги и восхищение художников и ценителей искусства.

 


Дельфийский оракул и рок (судьба)

Победив Пифона, бог Аполлон и хор дельфийских дев впервые пропели победную песнь — пеан.

Пифия на треножнике

Пифия, дельфийская жрица Аполлона, сидит на треножнике.

Затем, сняв с дракона Пифона шкуру, бог Аполлон обернул ею треножник, на котором сидела Пифия — жрица, передававшая ответы оракула.

Этот оракул считался самым важным в Греции; простой случай открыл место Дельфийского оракула. Козы, бродя по склонам Парнаса, подошли к отверстию в земле, из которого подымались испарения; они так сильно подействовали на коз, что с ними тотчас же сделались судороги. Прибежавшие пастухи почувствовали и на себе действие этих испарений: ими овладело какое-то исступление, во время которого они испускали пронзительные крики и пророчествовали.

Над этим отверстием поставили треножник деревянный, резной, украшенный золотом, и на нем помещалась пророчествовавшая жрица Пифия. Пифия всходила на треножник после разных омовений и очищений, облаченная в длинные одежды, и, возбуждаемая выходящими из земли парами, произносила прорицания, которые передавались жрецами в стихотворной форме. Эти изречения Пифии отличались загадочностью и запутанностью; они большей частью давались в символической форме.

Впоследствии, когда один философ задал вопрос, почему бог поэзии Аполлон изрекает свои пророчества в таких плохих стихах, оракул стал передавать их прозой.

Вера в то, что Дельфийский оракул может безошибочно предсказывать будущее, способствовала еще сильнейшему развитию в античном мире веры в предопределения судьбы, или рока, и в то, что ничто не может спасти человека от раз предназначенной ему оракулом судьбы, какие бы он ни делал попытки, чтобы избавиться от нее. Яснее всего выражена эта вера в предопределение в древнегреческом мифе об Эдипе.

 


Эдип

Фиванский царь Лаий, вступив на престол, обратился к Дельфийскому оракулу, умоляя Аполлона даровать ему сына. Аполлон ему ответил, что пусть Лаий не желает иметь детей, а если у Лаия все же родится сын, то царь Лаий погибнет от его руки, и всю его семью постигнет страшное несчастье.

Когда же у Лаия родился сын Эдип, Лаий, помня предсказание оракула, отдал младенца Эдипа пастухам, предварительно связав и проколов Эдипу ноги, и приказал отнести и покинуть его на вершине горы Киферон, посвященной Эриниям (Фуриям).

Соседние пастухи нашли ребенка и отнесли Эдипа к бездетному царю Полибу и жене его Меропе (Медузе). Они стали Эдипа воспитывать как сына, и Эдип считал их своими родителями.

Прекрасная статуя Шодэ в Лувре изображает пастуха Форбаса, кормящего Эдипа.

Когда Эдип из ребенка превратился в юношу, он однажды на пиру услыхал, как один из присутствующих назвал его найденышем. Тогда Эдип принялся расспрашивать Полиба и Меропу, но они не захотели открыть ему тайны его происхождения, и Эдип решил обратиться к Дельфийскому оракулу, прося Аполлона назвать его отца. Но бог Аполлон также не открыл Эдипу его происхождения, а предсказал ему, что Эдип убьет родного отца и женится на родной матери, будет иметь от нее детей и станет таким образом родоначальником несчастного и преступного рода.

Напуганный этим предсказанием, Эдип не решился вернуться к тем, кого продолжал считать своими родителями, надеясь, что таким образом избегнет предопределения судьбы.

Эдип отправился в Фивы. По дороге, в одном узком проходе, Эдип встретился с колесницей неизвестного ему его настоящего отца, царя Лаия. Возница, управлявший лошадьми колесницы, громко и дерзко приказывает Эдипу сойти с дороги, но Эдип не слушается этого приказания, и между ними возгорается борьба, в которой принимает участие и Лаий. Эдип убивает царя Лаия и становится, таким образом, ничего не подозревая, убийцей своего отца.

Только один из рабов, сопровождавших несчастного царя фиванского, избежал смерти; это был тот самый пастух, которому когда-то было поручено отнести Эдипа на вершину Киферона. Он возвратился в Фивы и, стыдясь сознаться, что их победил один человек, рассказал, что на них напали разбойники и убили царя.

 


Загадка Сфинкса

Фиванцам было не до того, чтобы искать и преследовать убийц царя Лаия: ужасный Сфинкс, сын Эхидны и Тифона, по повелению Ареса, оскорбленного фиванцами, поселился на скале у проезжей дороги, задавал всем прохожим загадки и убивал всех не сумевших их разгадать.

Эдип и загадка сфинкса

Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Прорисовка изображения на дне древнегреческой вазы.

Много людей уже погибло таким образом, ужас объял всю страну, все жители города облачились в траурные одежды. Тогда Креонт, брат царицы Иокасты и правитель царства после смерти Лаия, объявил, что отдаст тому, кто избавит страну от Сфинкса, престол и руку овдовевшей царицы.

Является Эдип, и чудовище Сфинкс задает ему следующую загадку: «Какое это животное, которое ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» «Это человек, — ответил ему Эдип, — в детстве он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а под старость опирается на палку — вот его третья нога».

Побежденный Сфинкс бросился со скалы в море и скрылся навсегда. Надо полагать, что этот древнегреческий мифологический Сфинкс есть как бы воспоминание о египетском Сфинксе, хотя искусство изображает его в совсем ином виде.

На монетах Сфинкс является в виде крылатой львицы с головой и грудью женщины.

На одной античной камее изображен Сфинкс сидящим на скале; перед ним стоит Эдип, отвечающий на его вопросы; человеческие кости, разбросанные кругом, красноречиво напоминают о том, что ожидало несчастных, не разгадавших загадок Сфинкса.

Из новейших художников Энгр написал на эту тему прекрасную картину.

 


Прорицатель Тиресий

Эдип стал таким образом фиванским царем и мужем своей матери; от этого брака рождаются четверо детей.

Проходит несколько лет счастливого царствования Эдипа. Народ, видя в Эдипе мудрого и доброго царя, любит и почитает его. Но боги не могут оставить безнаказанно преступления; они уж и так слишком долго дозволили отцеубийце занимать престол его отца. Карающий Аполлон насылает мор и голод на страну; народ обращается к Эдипу, избавившему его от Сфинкса, прося избавить и от этих бед.

Главный жрец храма Зевса от лица всего народа умоляет Эдипа спасти всех, он говорит: «Ты видишь, толпы окружают твой дворец; смотри, тут и дети, едва умеющие стоять на ногах, тут старцы, согбенные под гнетом лет, и цветущая юность. Остальной твой народ, неся оливковые ветви в руках, направился в храмы Афины Паллады и Аполлона молить о пощаде, потому что на наш город обрушилась буря, и он затоплен морем крови. Смерть поражает зародыши плодов в недрах земли, она поражает стада и губит детей во чреве матери. Страшное и враждебное божество Чума опустошает нашу страну и уничтожает народ, а мрачный Плутон обогащается нашими слезами и стонами. Ты, избавив нас с помощью богов от жестокого Сфинкса, стал с тех пор нашим защитником; мы и теперь умоляем тебя, Эдип, спаси нас от всех этих бед» (древнегреческий трагик Софокл).

Эдип, желая узнать, почему боги так карают фиванцев, послал спросить об этом Дельфийского оракула, который ответил, что несчастия и беды прекратятся только тогда, когда они изгонят из своей страны убийцу царя Лаия.

Получив такой ответ, Эдип тотчас же принялся разыскивать повсюду убийцу, ужасаясь при мысли о том, что один человек может навлечь на страну столько бедствий.

Эдип издал следующее повеление: «Кто бы ни был этот человек, я запрещаю каждому жителю страны, где я царствую, принимать его, говорить с ним, дозволять ему приносить священные жертвы, подавать ему очищающую воду. Пусть все изгонят его из своих жилищ, ибо он бич страны, — так повелел мне оракул бога, почитаемого в Дельфах, и, поступая так, я повинуюсь богу и мщу за смерть царя. Я проклинаю тайного преступника, и пусть он изгнанником влачит свою несчастную жизнь вдали от родины» (Софокл).

Все поиски оказались, однако, напрасными. Тогда царь Эдип посылает за слепым прорицателем Тиресием, обладающим даром понимать даже голоса птиц. Но Тиресий колеблется открыть царю истину, несмотря даже на угрозы Эдипа.

Эдип, припоминая совершенное им убийство незнакомого старика по дороге в Фивы, начинает подозревать, не он ли сам — убийца Лаия. Эдип призывает спасшегося тогда раба, начинает его допытывать и узнает страшную истину, а также и свое происхождение.

Иокаста слышит слова раба. Объятая ужасом, спешит Иокаста в свои покои и убивает себя. Эдип, узнав об этом, идет к Иокасте, снимает с нее ее золотые пряжки и ими выкалывает себе глаза. Сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, желая завладеть престолом, прогоняют несчастного слепого, который, лишенный всего, даже средств к пропитанию, отправляется вместе с дочерью Антигоной, не покинувшей Эдипа в несчастии, искать приюта в чужой стране.

 


Эдип и Антигона

Антигона трогательно заботится о слепом отце. Антигона — единственная поддержка Эдипа в изгнании, и имя Антигоны является даже и в наши дни синонимом детской любви.

Эдип находит, наконец, пристанище у Тесея, царя Афин, а между Этеоклом и Полиником возгорается страшная вражда. Каждый из них хочет завладеть престолом отца. Для того чтобы положить конец этим распрям, Этеокл и Полиник обратились к Дельфийскому оракулу, который ответил, что престол Фив останется за тем, кто вернет в страну изгнанного Эдипа.

Сыновья тотчас же послали за Эдипом, умоляя его вернуться, но Эдип ответил им следующим образом: «Сыновья мои могли мне когда-то помочь, но не сделали этого, и я должен был скитаться нищим и изгнанником. Мои дочери, насколько им позволяет слабость, присущая их полу, добывают мне пищу и окружают меня своими попечениями. Сыновья же предпочли меня изгнать и овладеть престолом. Никогда не возвращусь я к ним; пусть они не рассчитывают на это, и никогда не владеть им мирно царством Кадма. Пусть боги никогда не прекращают распрей тех, кто допустил изгнание отца, не защитив его» (Софокл).

Эдип проклял своих сыновей и умер в Аттике. По словам Павсания, могила Эдипа находилась невдалеке от Афин.

 



маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Эдип. Его детство, юность и возвращение в Фивы

418

ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ

ЭДИП. ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ

Изложено по трагедии Софокла «Эдип-царь».

Уцаря Фив, сына Кадма, Полидора, и жены его Нюктиды был сын Лабдак, который и наследовал власть над Фивами. Сыном и преемником Лабдака был Лай. Однажды Лай посетил царя Пелопса и долго гостил у него в Писе. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса, Хрисиппа, и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Так проклял отец Хрисиппа Лая, и должно было исполниться это проклятие отца.
Вернувшись в семивратные Фивы, Лай женился на дочери Менойкея, Иокасте. Лай долго спокойно жил в Фивах, и лишь одно тревожило его: у него не было детей. Наконец, решил Лай отправиться в Дельфы и там вопросить бога Аполлона о причине бездетности. Грозный ответ дала жрица Аполлона пифия Лаю. Она сказала:
— Сын Лабдака, боги исполнят твое желание, будет у тебя сын, но ведай: ты погибнешь от руки своего сына. Исполнится проклятие Пелопса!
В ужас пришел Лай. Долго думал он, как избежать ему веления неумолимого рока; наконец он решил, что убьет своего сына, лишь только тот родится.
Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец связал ремнями ноги новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на склонах Киферона1, чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб не исполнил приказания Лая. Он пожалел ребенка и передал тайно маленького мальчика рабу коринфского царя Полиба. Этот раб как раз в это время пас стадо своего господина на склонах Киферона. Раб отнес мальчика к царю Полибу, а тот, будучи без-

1 Горы в Средней Греции, между Аттикой и Беотией.
419

детным, решил воспитать его как своего наследника. Царь Полиб назвал мальчика Эдипом за его распухшие от ран ноги.
Так и вырос Эдип у Полиба и жены его Меропы, которые называли его своим сыном, и сам Эдип считал их своими родителями. Но однажды, когда Эдип уже вырос и возмужал, на пиру один из его друзей, охмелев, назвал его приемышом, что поразило Эдипа. В его душу закрались сомнения. Он пошел к Полибу и Меропе и долго убеждал их открыть ему тайну его рождения. Но ни Полиб, ни Меропа ничего не сказали ему. Тогда решил Эдип отправиться в Дельфы и там узнать тайну своего рождения.
Как простой странник, отправился Эдип в Дельфы. Прибыв туда, вопросил он оракула. Ответил ему лучезарный Аполлон устами прорицательницы пифии:
— Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака родятся дети, проклятые богами и ненавидимые всеми людьми.
В ужас пришел Эдип. Как избежать ему злой судьбы, как избежать отцеубийства и брака с матерью? Ведь оракул не назвал ему родителей. Эдип решил не возвращаться больше в Коринф. Что если Полиб и Меропа его родители? Неужели же он станет убийцей Полиба и мужем Меропы? Эдип решил остаться вечным скитальцем без роду, без племени, без отчизны.

Сфинкс. (Статуя VI в. до н. э.)

Но разве возможно избежать веления рока? Не знал Эдип, что чем больше будет он стараться избегнуть судьбы своей, тем вернее пойдет он по тому пути, который назначил ему рок.
Бездомным скитальцем ушел Эдип из Дельф. Он не знал, куда ему итти, и выбрал первую попавшуюся дорогу. Это была дорога, ведшая в Фивы. На этой дороге, у подножия Парнаса, где сходились три пути, в тесном ущелье встретил Эдип колесницу, в которой ехал седой, величественного вида старец; глашатай правил колесницей, а за ней следовали слуги. Глашатай грубо окликнул Эдипа, велел ему сойти с пути и замахнулся на него бичом. Рассерженный Эдип ударил глашатая и хотел уже пройти мимо колесницы, как вдруг старик взмахнул посохом и ударил Эдипа по голове.
Рассвирепел Эдип, в гневе ударил он старика своим посохом так сильно, что тот мертвым упал навзничь на землю. Бросился на провожатых Эдип и перебил их всех, лишь одному рабу

420

удалось незаметно скрыться. Так исполнилось веление рока: Эдип убил, не ведая, отца своего Лая. Ведь этот старец был Лай, он ехал в Дельфы, чтобы вопросить Аполлона, как избавить ему Фивы от кровожадного Сфинкса.
Эдип спокойно пошел дальше. Он считал себя неповинным в убийстве: ведь не он напал первый, ведь он защищался. Все дальше и дальше шел Эдип по избранному им пути и пришел, наконец, в Фивы.
Великое уныние царило в Фивах. Две беды поразили город Кадма. Страшный Сфинкс, порождение Тифона и Эхидны, поселился около Фив на горе Сфингионе и требовал все новых и новых жертв, а тут еще раб принес известие, что царь Лай убит каким-то неизвестным. Видя горе граждан, Эдип решил избавить их от беды; он решил сам итти к Сфинксу.
Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, с туловищем громадного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями. Боги решили, что Сфинкс до тех пор останется у Фив, пока кто-нибудь не разрешит его загадку. Эту загадку поведали Сфинксу музы. Всех путников, проходивших мимо, заставлял Сфинкс разрешать эту загадку, но никто не мог разгадать ее, и все гибли мучительной смертью в железных объятиях когтистых лап Сфинкса. Много доблестных фивян пытались спасти Фивы от Сфинкса, но все они погибли.
Пришел Эдип к Сфинксу, тот предложил ему свою загадку:
— Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.
Ни на единый миг не задумался Эдип и тотчас ответил:
— Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то-есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то-есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах.
Так разрешил Эдип загадку Сфинкса. А Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море. Было решено богами, что Сфинкс должен погибнуть, если кто-нибудь разрешит его загадку. Так освободил Эдип Фивы от бедствия.
Когда Эдип вернулся в Фивы, то фиванцы провозгласили его царем, так как еще раньше постановлено было Креонтом, правившим вместо убитого Лая, что царем Фив должен стать тот, кто спасет их от Сфинкса. Воцарившись в Фивах, Эдип женился на вдове Лая Иокасте и имел от нее двух дочерей, Антигону и Исмену, и двух сыновей, Этеокла и Полиника. Так исполнилось и второе веление рока: Эдип стал мужем родной матери, и от нее родились его дети.

421

Эдип разгадывает загадку Сфинкса. (Рисунок на вазе.)

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.
Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.