Михайлов день — Википедия. Что такое Михайлов день
Миха́йлов день — день народного календаря славян, православные славяне отмечают 8 (21) ноября, тогда как славяне-католики празднуют Михайлов день 29 сентября[1]. Название дня происходит от имени Архангела Михаила.
«Михайлов день — весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены»[2]. Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы[3].
Другие названия
рус. Михаил[4], День Михаила-архангела, Архистратиг Михаил[5], Михаил Грязник[6], Михайловские оттепели, Михайловские грязи[7]; белор. Міхайла, Міхаіл, Міхайла Архайла, Міхайла Рахайла, Міхайлаў дзень[8], Міхайла Архайла, Міхаіл Страхадзёр[9]; укр. Міхайло[5]; болг. Архангеловден, Арангеловден, Рангеловден, Св. Рангел, Събор на св. архангел Михаил,; макед. Събор на св. архангел Михаил, Свети Рангила; серб. Аранђеловдан
Обычаи
У народов, исповедующих православие, с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» (болг. заради умирачката). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжёлой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.) [10].
В этот день, по народному обычаю, ублажают дворового. Он считается младшим братом домового, но его стараются задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводится дёгтем полоса, за которую дворового просят не выходить. Ставят ему ужин в хлеву. Кроме того, по обычаю, между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Для того чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву «мелким бесам»[11].
В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву[12].
В Полесье с этим днём связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья[13].
В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку[8].
Кое-где с этого дня начиналась куделица[14] — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения[15].
Поговорки и приметы
- С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет[16].
- Со дня Михаила Архангела зима морозы куёт[4].
- С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм[2].
- Если Михайло в снегу, то и Пасха в снегу, а нет — то и нет (белор. Калі Міхайла ў снягу, то і Пасха ў снягу, а як не — дык і не)[17].
- Не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито [2].
- Михайло — всем святкам запихайло (белор. Міхайло — усім святком запіхайло)[8].
См. также
Примечания
- ↑ Кашуба, 1978, с. 217.
- ↑ 1 2 3 Некрылова, 1991, с. 406.
- ↑ Валенцова, Узенёва, 2004, с. 257.
- ↑ 1 2 Некрылова, 1991, с. 405.
- ↑ 1 2 Ермолов, 1901, с. 529.
- ↑ Ховратович, 1994, с. 154.
- ↑ Невский, 1990, с. 73.
- ↑ 1 2 3 Лозка, 2002, с. 206.
- ↑ Беларускі народны каляндар // Белорусский государственный университет
- ↑ 1 2 Валенцова, Узенёва, 2004, с. 255.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 470.
- ↑ Рожнова, 1992, с. 39.
- ↑ Валенцова, Узенёва, 2004, с. 256.
- ↑ Ващенко, 1962, с. 37.
- ↑ Александров и др., 1999, с. 619.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 468.
- ↑ Васілевіч, 1992, с. 595.
Литература
- Михаил св. / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 254–257. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 2. Всенародный меяцеслов. — 528 с.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200–222. — 296 с.
- Коринфский А. А. Михайлов день // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 468—474.
- Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
- Рожнова П. Обереги Полины // Наука и религия. — М., 1992. — № 1. — С. 32–35, 39. — ISSN 0130-7045.
- Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. (белор.)
- Ващенко В. С. З історії та географії діалектних слів: Матеріали до вивчення лексики говорів середньої та нижньої Наддніпрянщини. — Харків, 1962. — 174 с. (укр.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
Ссылки
запреты, традиции, приметы на 21.11.19
Михайлов день православные христиане отмечают 21 ноября. Этот праздник посвящен имени Архангела Михаила, его также называют днем Архистратига Михаила.
Архангел Михаил – это один из наиболее почитаемых святых у верующих. OBOZREVATEL напомнит своим читателям об истории, традициях и запретах этого праздника.
Михайлов день 2019: история праздника
Архангел Михаил считается вождем небесных сил, то есть архистратигом. Он является главным воином в битве добра и зла – он победил сатану.
Празднование Михайлова дня связано с чудом, которое случилось в 4-м веке. Это история о храме, который был построен во имя Архистратига Михаила недалеко от города Иераполя в благодарность за исцеление немой девочки. Вблизи храма протекал целебный источник. Архангел Михаил пришел во сне к отцу девочки и сказал, что если она выпьет воды из источника, то обретет дар речи. Так и произошло. Семья в благодарность святому тут же крестилась и возвела храм в память о чуде.
Само чудо, которое ознаменовало Михайлов день, случилось гораздо позднее: язычники хотели разрушить храм и служившего там проповедника Архиппа. Как гласит предание, неверующие соединили две горные реки в одно русло и направили течение к храму. Но Архипп молился Архистратигу Михаилу, чтобы избежать бедствия.
Молитвы проповедника были услышаны. Архангел Михаил возник в Иераполе и жезлом открыл в горе широкую расщелину, велев водам бурлящего потока устремиться туда. Таким образом храм остался цел и невредим, а язычники предались панике и сбежали. Святой Архипп и другие христиане благодарили Господа и Архистратига Михаила за чудо.
Михайлов день 2019: традиции праздника
В Михайлов день стоит обращаться к архангелу Михаилу с просьбой о защите от лукавого, темных сил, врагов и просто злых людей. Раньше на Михайлов день 21 ноября устраивали большие гулянья на несколько дней. Это объясняется тем, что вскоре после праздника начинался Рождественский пост, и наши предки торопились наесться досыта.
Также сохранился обычай начинать Михайлов день с утренней службы в церкви. Чтобы не поддаться плохим умыслам, можно провести в молитвах весь день. В этот день также можно поставить свечку в храме и обратиться к Архистратигу Михаилу с просьбой.
Михайлов день 2019: что нельзя делать в праздник
фото: «Правмир»
Наши предки считали, что в Михайлов день нельзя работать. Если же пойти против традиций, то считалось, что дел могло навалиться еще больше, чем обычно, или планы вообще могут сорваться.
Также в народе считается, что в Михайлов день каждый человек получает по заслугам, поэтому согрешившие люди могут получить в этот день наказание свыше.
Архангел Михаил. Икона
Есть, по повериям, и другие запреты:
– мыть голову – так можно «смыть ум»;
– ссориться и даже повышать голос – этот праздник – лучший день для примирения;
– рубить топором, резать ножом или ткать, чтобы Михаил не обиделся;
– делать работу в корыстных целях – за такое Михаил может наказать;
– отказывать в помощи нуждающимся.
Михайлов день: поговорки и приметы
С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет.
Со дня Михаила Архангела зима морозы куёт.
С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм.
Если Михайло в снегу, то и Пасха в снегу, а нет – то и нет.
Не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито.
Ранее OBOZREVATEL писал о том, какие праздники и памятные даты отмечаются в ноябре.
Как живется Лободе и Лорак в России — читай у нас в Instagram!
Михайлов день — Википедия
Миха́йлов день — день народного календаря славян, православные славяне отмечают 8 (21) ноября, тогда как славяне-католики празднуют Михайлов день 29 сентября[1]. Название дня происходит от имени Архангела Михаила.
«Михайлов день — весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены»[2]. Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы[3].
Другие названия
рус. Михаил[4], День Михаила-архангела, Архистратиг Михаил[5], Михаил Грязник[6], Михайловские оттепели, Михайловские грязи[7]; белор. Міхайла, Міхаіл, Міхайла Архайла, Міхайла Рахайла, Міхайлаў дзень[8], Міхайла Архайла, Міхаіл Страхадзёр[9]; укр. Міхайло[5]; болг. Архангеловден, Арангеловден, Рангеловден, Св. Рангел, Събор на св. архангел Михаил,; макед. Събор на св. архангел Михаил, Свети Рангила; серб. Аранђеловдан[10].
Обычаи
У народов, исповедующих православие, с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» (болг. заради умирачката). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжёлой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.)[10].
В этот день, по народному обычаю, ублажают дворового. Он считается младшим братом домового, но его стараются задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводится дёгтем полоса, за которую дворового просят не выходить. Ставят ему ужин в хлеву. Кроме того, по обычаю, между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Для того чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву «мелким бесам»[11].
В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву[12].
В Полесье с этим днём связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья[13].
В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку[8].
Кое-где с этого дня начиналась куделица[14] — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения[15].
Поговорки и приметы
- С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет[16].
- Со дня Михаила Архангела зима морозы куёт[4].
- С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм[2].
- Если Михайло в снегу, то и Пасха в снегу, а нет — то и нет (белор. Калі Міхайла ў снягу, то і Пасха ў снягу, а як не — дык і не)[17].
- Не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито[2].
- Михайло — всем святкам запихайло (белор. Міхайло — усім святком запіхайло)[8].
См. также
Примечания
- ↑ Кашуба, 1978, с. 217.
- ↑ 1 2 3 Некрылова, 1991, с. 406.
- ↑ Валенцова, Узенёва, 2004, с. 257.
- ↑ 1 2 Некрылова, 1991, с. 405.
- ↑ 1 2 Ермолов, 1901, с. 529.
- ↑ Ховратович, 1994, с. 154.
- ↑ Невский, 1990, с. 73.
- ↑ 1 2 3 Лозка, 2002, с. 206.
- ↑ Беларускі народны каляндар // Белорусский государственный университет
- ↑ 1 2 Валенцова, Узенёва, 2004, с. 255.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 470.
- ↑ Рожнова, 1992, с. 39.
- ↑ Валенцова, Узенёва, 2004, с. 256.
- ↑ Ващенко, 1962, с. 37.
- ↑ Александров и др., 1999, с. 619.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 468.
- ↑ Васілевіч, 1992, с. 595.
Литература
- Михаил св. / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 254–257. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 2. Всенародный меяцеслов. — 528 с.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200–222. — 296 с.
- Коринфский А. А. Михайлов день // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 468—474.
- Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
- Рожнова П. Обереги Полины // Наука и религия. — М., 1992. — № 1. — С. 32–35, 39. — ISSN 0130-7045.
- Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
- Ващенко В. С. З історії та географії діалектних слів: Матеріали до вивчення лексики говорів середньої та нижньої Наддніпрянщини. — Харків, 1962. — 174 с. (укр.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
Ссылки
история, приметы и традиции праздника
В святом писании Архангел Михаил именуется «вождем воинства Господня», поэтому по церковному его именуют «архистратиг», то есть, старший воин, вождь. Его считают покровителем и соратником христиан, выступающих против сил зла.
На иконах Михаил изображается с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим дьявола. Его считали покровителем воинов, которым он помогал в сражении, укрепляя боевой дух.
К Архангелу Михаилу было принято обращаться с молитвами об исцелении от всяческих недугов. Это связно с почитанием архангела как победителя злых духов, которых считали источником болезней. Именем святого Михаила нередко называли целебные источники.
История
Праздник был установлен Лаодикийским собором, который состоялся примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.
© photo: Sputnik / Всеволод Тарасевич
Икона «Собор Михаила Архангела»
Дата празднования выбрана не случайно — 21 ноября это 8 ноября по старому стилю. Сам ноябрь является девятым месяцем, если вести отсчет от марта, когда в древности начинался новый год.По христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Церковные служители называли Страшный Суд «днем восьмым».
Предание Церкви говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтянам во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того, открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.
Архангел Михаил, согласно церковным канонам, является главным воином в битве добра и зла — он победил сатану. Если гремит гром, в народе говорят, что это Архангел Михаил ведет войну с чертями — где бы они ни спрятались, его стрела их везде найдет.
Его также называют защитником душ умерших, который переносит их из мира живых на небо, поскольку именно он перенес на небо души Авраама и Богородицы. Вооруженный мечом, он охраняет врата рая.
Именно святой Михаил на Страшном суде призовет трубным гласом мертвых из могил, будет взвешивать души грешников, оценивать их добрые и злые поступки и молиться Господу об их прощении.
Чудо в Хонех
С именем Архистратига Михаила связано множество чудес. Согласно легенде, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила, около которого истекал целебный источник.
© photo: Sputnik / Владимир Вяткин
Икона «Лорантный архангел Михаил с чудом в Хонех» (конец XV в.)
Храм был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись во сне отцу немой девицы, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и мужчина возвел здесь храм в благодарность небесному заступнику. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых принимали христианство.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архип. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архипа, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архипа.
© photo: Sputnik / Илья Питалев
Икона «Архангел Михаил с чудом в Хонех» (конец XV в.)
Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архип усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился святой Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архип и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех», которое православные чтят 19 сентября.
Традиции и приметы
День Архангела Михаила — праздник светлый и веселый, когда нельзя ссориться и ругаться. Традиционно, к этому дню завершаются все сельскохозяйственные работы, и начинается народное гуляние с песнями и плясками.
Люди пировали в течение недели — на столах обязательно должно было присутствовать домашнее пиво, жареное мясо, мед и пироги. Поэтому к празднику готовились загодя.
В этот день нельзя было выполнять серьезную работу — рубить топором, резать ножом, чтобы не разгневать святого Михаила, и чтобы он не срывал крыши с домов.
В этот день задабривался дворовой — младший брат домового. Считается, что если его не ублажить, то он покинет двор, а его место займет беда. Для этого необходимо было прочитать заговор, принести ужин в хлев и провести дегтярную полосу во дворе — границу для дворового.
В народе этот день называли еще «Михайловские грязи», так как часто в этот период наблюдалась оттепель, а значит, дороги становились непролазными. Крестьяне говорили: «Михайло путь порушил». Также нередки были и михайловские заморозки. Тогда об этом дне говорили: «Михайло мосты мостит».
© photo: Sputnik / Vladimir Vdovin
Икона «Архангел Михаил». Начало XV века.
Также считалось, что на Михаила медведи отправляются в зимнюю спячку, поэтому день был связан с началом зимы. По погоде в этот день судили о будущей зиме.Если наблюдали в этот день иней — нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана — готовились к оттепели.
О чем молятся
Православный праздник Архангела Михаила считается особым днем — в этот день все верующие молятся об укреплении сил, о помощи в физическом исцелении, избавлении от скорбей и бед. Люди просят о спасении и сохранении государства.
В народе почитают Архангела Михаила защитника всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощника в печали и хранителя спящего человека.
Молитва
О, Великий Господний Архангел Михаил, Архистратиг Небесных Сил и Горних Воинств, защити мой Дух, Душу и Тело в день сегодняшний от силы, направленной извне и противящийся исполнению Божией Воли в Присутствии моём, от силы супротивной во мне самом (самой), Мечом Пылающим Тысячи Солнц из Любви к моей Бессмертной Сущности пронзи все, что не от света, и заключи в места уготованные. Аминь.
© photo: Sputnik / Павел Балабанов
Икона Андрея Рублева «Архангел Михаил из деисусного чина»
Материал подготовлен на основе открытых источников.Михайлов день Википедия
Миха́йлов день — день народного календаря славян, православные славяне отмечают 8 (21) ноября, тогда как славяне-католики празднуют Михайлов день 29 сентября[1]. Название дня происходит от имени Архангела Михаила.
«Михайлов день — весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены»[2]. Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы[3].
Другие названия[ | ]
рус. Михаил[4], День Михаила-архангела, Архистратиг Михаил[5], Михаил Грязник[6], Михайловские оттепели, Михайловские грязи[7]; белор. Міхайла, Міхаіл, Міхайла Архайла, Міхайла Рахайла, Міхайлаў дзень[8], Міхайла Архайла, Міхаіл Страхадзёр[9]; укр. Міхайло[5]; болг. Архангеловден, Арангеловден, Рангеловден, Св. Рангел, Събор на св. архангел Михаил,; макед. Събор на св. архангел Михаил, Свети Рангила; серб. Аранђеловдан[10].
Обычаи[ | ]
У народов, исповедующих православие, с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» (болг. заради умирачката). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжёлой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.)[10].
В этот день, по народному обычаю, ублажают дв
21 ноября – Михайлов день. История праздника, традиции, запреты и приметы | Местное время
Фото из открытых источников/ИнтернетНародный праздник «Михайлов день» отмечается 21 ноября (по старому стилю – 8 ноября). Православная церковь в этот день отмечает Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Другие названия праздника: «Михаил», «Михаил Грязник», «Михайловские оттепели», «Михайловские грязи», «Дворовой». Михайлов день считался весёлым и сытным праздником, поскольку к этому дню в крестьянских хозяйствах хлеба ещё было много, а основные работы в поле уже были закончены. Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы.
История
21 ноября христиане чтят Архангела Михаила, предводителя все ангелов, в том числе и ангелов-хранителей. Праздник был установлен в 4 веке Лаодикийским собором. Выбор даты был связан с нумерологией: ноябрь – девятый месяц от начала года (которое в древности отмечалось в марте), что символизирует девять ангельских чинов. Восьмое число (по Юлианскому календарю) месяца – указание на «день осмый», в который должен произойти Собор всех сил Небесных во время Страшного суда.
В переводе сан и имя Архангела Михаила означает риторическое «кто как Бог?» в значении «никто не равен Всевышнему». Считается, что при восстании некоторых ангелов против Господа именно Михаил собрал под своим началом всех верных Богу братьев и повел их в бой.
Одно из наиболее известных чудес, совершенных Архангелом Михаилом — чудо в Хонех, что дословно означает «чудо в пещере» или «чудо в расщелине». В городе Фригия жил мужчина, дочь которого страдала от немоты. Архангел явился ему во сне и сказал, что дочь заговорит, если выпьет воды из определенного источника — так и случилось.
В благодарность счастливый отец построил возле источника храм в честь Архангела Михаила и сам принял христианство. Мужчина служил в храме и обратил в свою веру многих многобожников, которые приходили к чудодейственному источнику в поисках исцеления.
Приверженцы старой веры возненавидели его и задумали уничтожить вместе с храмом. Для этого они свели вместе русла двух рек и направили поток на храм. Мужчина, узнав о грозящей беде, стал молиться Архангелу, прося о защите и спасении. Архангел услышал молитвы — он явился к храму и жезлом воздвиг перед храмом пещеру, которая приняла на себя весь поток воды, предназначавшийся храму.
Традиции
Поскольку на Руси в этот день часто случалась оттепель и дороги оттаивали, день иногда называли Михайловскими грязями. Люди говорили: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы (19 декабря)». Однако, не меньшей редкостью были и михайловские морозы, о которых отзывались иначе: «Михайло мосты мостит». По погоде 21 ноября судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней – нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана – готовились к оттепели.
В деревнях в эти дни начинались михайловские праздники, знаменующие окончание всех летних и осенних сельских работ. Кроме того, к этому времени крестьяне получали выручку за проданные товары, а работникам выплачивались заработанные ими деньги. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные блюда – начинались пиры и гуляния. В этот день считалось не зазорным и побывать в гостях и самому гостей принять. Угощались на Михайлу обычно домашним пивом, пирогами из свежей муки, медом, жареным мясом. Празднования часто затягивались на целую неделю – до строгого Филипповского поста.
Кстати, несмотря на искреннее почитание и уважение архангела Михаила, среди русского народа долгое время сохранялся обычай в этот день еще и батюшку Дворового ублажать и задабривать. Иначе мог он обидеться и к своему давнему приятелю Лешему в лес податься, а его место тут же нечистый занимал, в два счета пуская хозяйское добро по ветру. Поэтому, рано утром до восхода солнца, когда еще вся деревня спала, выносили хозяйки к дверям хлева большую чашу с пивным суслом и, ставя ее у порога, приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»
Запреты
В Михайлов день настрого запрещалось работать: даже домашние дела полагалось переделать накануне или отложить на следующий день. Трудиться в такой праздник считалось великим грехом.
Плохой приметой было мыть голову 21 ноября: на Руси верили, что так можно смыть все благоразумие.
Не стоит проводить день в одиночестве. Принято считать, что тот, в чьем доме в Михайлов день будет много гостей, не останется без помощи и поддержки в течение года. А вот тот, кто проведет день один, будет вынужден справляться с трудностями самостоятельно.
Приметы
- С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет.
- Если утром появился иней, то зима будет снежной.
- Если утром стелется туман – будет оттепель.
- Если день выдался ясным, то скоро придут крепкие трескучие морозы.
- Если в Михайлов день идет мокрый снег, то весна будет дождливой.
- Если на деревьях осталось мало шишек, а на дубе много желудей, то зима будет мягкой и теплой.
- Если услышать колокола в этот день, то в дом придет беда.
- Родившиеся 21 ноября обычно доживают до глубокой старости. Они наделены крепким здоровьем и всегда готовы защищать слабых. Эти люди знают толк в травах. Носить им следует гранат.
Подготовлено на основе информации из открытых источников
Михайлов день — Википедия
Миха́йлов день — день народного календаря славян, православные славяне отмечают 8 (21) ноября, тогда как славяне-католики празднуют Михайлов день 29 сентября[1]. Название дня происходит от имени Архангела Михаила.
«Михайлов день — весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены»[2]. Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы[3].
Другие названия
рус. Михаил[4], День Михаила-архангела, Архистратиг Михаил[5], Михаил Грязник[6], Михайловские оттепели, Михайловские грязи[7]; белор. Міхайла, Міхаіл, Міхайла Архайла, Міхайла Рахайла, Міхайлаў дзень[8], Міхайла Архайла, Міхаіл Страхадзёр[9]; укр. Міхайло[5]; болг. Архангеловден, Арангеловден, Рангеловден, Св. Рангел, Събор на св. архангел Михаил,; макед. Събор на св. архангел Михаил, Свети Рангила; серб. Аранђеловдан[10].
Видео по теме
Обычаи
У народов, исповедующих православие, с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» (болг. заради умирачката). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжёлой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.)[10].
В этот день, по народному обычаю, ублажают дворового. Он считается младшим братом домового, но его стараются задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводится дёгтем полоса, за которую дворового просят не выходить. Ставят ему ужин в хлеву. Кроме того, по обычаю, между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Для того чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву «мелким бесам»[11].
В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву[12].
В Полесье с этим днём связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья[13].
В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку[8].
Кое-где с этого дня начиналась куделица[14] — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения[15].
Поговорки и приметы
- С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет[16].
- Со дня Михаила Архангела зима морозы куёт[4].
- С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм[2].
- Если Михайло в снегу, то и Пасха в снегу, а нет — то и нет (белор. Калі Міхайла ў снягу, то і Пасха ў снягу, а як не — дык і не)[17].
- Не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито[2].
- Михайло — всем святкам запихайло (белор. Міхайло — усім святком запіхайло)[8].
См. также
Примечания
- ↑ Кашуба, 1978, с. 217.
- ↑ 1 2 3 Некрылова, 1991, с. 406.
- ↑ Валенцова, Узенёва, 2004, с. 257.
- ↑ 1 2 Некрылова, 1991, с. 405.
- ↑ 1 2 Ермолов, 1901, с. 529.
- ↑ Ховратович, 1994, с. 154.
- ↑ Невский, 1990, с. 73.
- ↑ 1 2 3 Лозка, 2002, с. 206.
- ↑ Беларускі народны каляндар // Белорусский государственный университет
- ↑ 1 2 Валенцова, Узенёва, 2004, с. 255.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 470.
- ↑ Рожнова, 1992, с. 39.
- ↑ Валенцова, Узенёва, 2004, с. 256.
- ↑ Ващенко, 1962, с. 37.
- ↑ Александров и др., 1999, с. 619.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 468.
- ↑ Васілевіч, 1992, с. 595.
Литература
- Михаил св. / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 254–257. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 2. Всенародный меяцеслов. — 528 с.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200–222. — 296 с.
- Коринфский А. А. Михайлов день // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 468—474.
- Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
- Рожнова П. Обереги Полины // Наука и религия. — М., 1992. — № 1. — С. 32–35, 39. — ISSN 0130-7045.
- Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
- Ващенко В. С. З історії та географії діалектних слів: Матеріали до вивчення лексики говорів середньої та нижньої Наддніпрянщини. — Харків, 1962. — 174 с. (укр.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)