Модальность (психология) — это… Что такое Модальность (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность.В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. |
| Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Мода́льность (от лат. modus — способ) — принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе; качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.
Список модальностей:
- Визуальная
- Аудиальная
- Кинестетическая
- Болевая
- другие
Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн — как тон и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности. С другой стороны, является ли модальность свойством раздражителя или рецептора — большой вопрос. В философии он формулируется так: пахнет ли роза, если нет рядом человека?
Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения. Кто-то предпочитает визуальную информацию, кто-то аудиальную (слуховую), кто-то — кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д.). Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности. Ведущая модальность — это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы. Какая модальность для вас ведущая?
Обработка результатов методики на определение ведущей модальности : Интерпретация результатов:
|
Ведущая модальность: определение и терминология
Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит, в том числе, и потому, что и окружающий мир выглядит для нас по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: также существует дискретная модальность, которая включает в себя получение информации о мире путём логических выводов из уже имеющейся информации. Данный вид модальности встречается значительно реже остальных, поэтому его включение в структуру занятия оставляется на выбор преподавателя или слушателей.
Ведущая модальностьВиды модальностей
Аудиальная модальность | Визуальная модальность | Кинестетическая модальность |
восприятие мира через слуховые ощущения | восприятие мира через зрение; ориентация на увиденное | восприятие мира через собственные телесные ощущения |
Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.
Для визуальной главное – зрение, то, что человек видит.
При кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.
В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но, в большинстве ситуаций, именно через призму ведущей модальности человек воспринимает мир.
Определить преобладающую у человека модальность можно благодаря речи собеседника, по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному. Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).
Взаимный перевод языка модальностей
Визуальная система | Аудиальная система | Кинестетическая система |
Перспектива, точка зрения | Комментарий, мнение | Направленность, уклон, стойка |
Осветить | Обговорить | Прочувствовать |
Высматривать, выслеживать | Выслушивать, подслушивать | Добиваться, упорствовать, держаться |
Показать | Объяснить | Раскидать, вытащить, рассортировать |
Сиять, лучиться, искриться | Звучать, резонировать | Дрожать, вибрировать |
Быть пустым, чистым | Быть оглушенным, безмолвным | Онеметь, замереть |
Тусклый | Однозвучный, приглушенный | Вялый, дряблый, безвкусный |
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза | Громкий, оглушительный | Прилипчивый, упорный, поразительный |
Присматриваться, приглядываться | Прислушиваться | |
Упускать из виду | Не услышать | Не почувствовать, пропустить |
Выставить на вид, проявить | Провозгласить, оглашать | Выдвигать вперед, выставлять |
Осматривать | Вслушиваться | Вчувствоваться |
Сделать обзор, просмотреть, обозреть | Обговорить, проговорить | Пройтись по …, прогнать |
Показать | Рассказать | Провести |
Вообразить | Припомнить звучание | Ухватить, охватить |
Выглядеть знакомым | Согласовываться с чем-либо, быть созвучным | Состыковываться, соприкасаться |
Указать | Намекнуть | Коснуться |
Слепой | Глухой | Бесчувственный |
Давайте рассмотрим | Давайте обговорим | Давайте прикинем |
Определить, какая ведущая модальность у человека – это полезно не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: далее проводится упражнение, направленное на отработку навыка определения ведущей модальности. (Раздаточный материал – Приложении 8).
Упражнение «Ведущая модальность»
Цель: отработка навыка определения ведущей модальности.
Инструкция
Для определения ведущей модальности в группе – зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.
Тексты для определения ведущих модальностей
1текст
Представьте себе, что вы идете на прием к стоматологу. На улице дождь. Большие крупные капли дождя попадают вам на лицо, шею, руки. Кожа становится прохладной, ощущается дискомфорт. Ноги промокли, и вы чувствуете неприятную сырость. Перед входом в кабинет, у вас от страха подкашиваются и тяжелеют ноги, каждая мышца моментально начинает каменеть. Вы в кресле. Вам трудно дышать. Усилием воли вы открываете рот, который совсем неудобно держать открытым – устают челюсти, трудно сглатывать слюну. Дыхание учащается, беспокойство переполняет вас, и вы, всеми фибрами души, ожидаете скорейшего окончания процедуры.
2 текст
Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.
3 текст
Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: в заключение этой части необходимо провести опрос. Приблизительные вопросы для обсуждения:
– Что группа узнала о модальностях?
– Существует ли необходимость их определения? Для чего?
– Может ли это пригодиться в работе? Для чего?
После обсуждения ведущий подводит итоги вышесказанного.
Источники:
- Василюк Ф. Е, Психология переживания (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.).
- Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2005.
- Пособие «Экстренная психологическая помощь», ГУ «ЦЭПП МЧС России». Москва «Издательство НЦ ЭНАО». 2001.
- Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009.
модальность — это… Что такое модальность?
Модальность — (от лат. modus размер, способ, образ) в разных предметных областях категория, характеризующая способ действия или отношение к действию. Модальность (лингвистика) Модальная логика Модальность (программирование) Модальность (психология)… … Википедия
модальность — и, ж. modalité f. Свойство модального. Крысин 1998. Я всегда знал эту девушку за самую скромную, и даже, позвольте мне вам заметить, что модальность ея мне всегда казалась утрированной. Я упрекал ее в отсталой тенденции идей и недостатке… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОДАЛЬНОСТЬ — (от лат. modus мера, способ) оценка связи, устанавливаемой в высказывании, данная с той или иной т.зр. Модальная оценка выражается с помощью модальных понятий: «необходимо», «возможно», «случайно», «доказуемо», «опровержимо», «обязательно»,… … Философская энциклопедия
Модальность — Модальность ♦ Modalité Это случилось в тот день, когда я пригласил в ресторан пять или шесть своих друзей, чтобы отметить выход номера журнала, над которым мы когда то вместе работали. В их числе оказались А. и Ф. – оба заметно выделявшиеся… … Философский словарь Спонвиля
МОДАЛЬНОСТЬ — (в философии) обозначает такое суждение, в котором высказывающий его определяет степень достоверности самого суждения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МОДАЛЬНОСТЬ Такое суждение в философии, в… … Словарь иностранных слов русского языка
МОДАЛЬНОСТЬ — категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, отношение последнего к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и др. Выражается специальными формами наклонений, интонацией,… … Большой Энциклопедический словарь
модальность — отношение, статус Словарь русских синонимов. модальность сущ., кол во синонимов: 2 • отношение (30) • … Словарь синонимов
Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной) … Психологический словарь
МОДАЛЬНОСТЬ — МОДАЛЬНОСТЬ, модальности, жен. (от ново лат. modalis прил. к modus, см. модус) (книжн.). Категория, выражающая степень достоверности суждения (филос.). || Грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности, напр.… … Толковый словарь Ушакова
МОДАЛЬНОСТЬ — МОДАЛЬНОСТЬ, и, жен. 1. В теории познания: статус явления с точки зрения его отношения к действительности, а также сама возможность познания такого отношения. 2. В языкознании: категория, обозначающая отношение говорящего к содержанию… … Толковый словарь Ожегова
Модальности восприятия
Модальность – это принадлежность того, что раздражает человека, к определенной сенсорной системе
Автор Тарас Овлах На чтение 7 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано
«Все, что творится в мире,
мы видеть и слышать должны.
Для этого нам добрым Богом
глаза и уши даны»
Максим Горький
Это форма того, как мышление и память воспринимают и представляют информацию. Человек для восприятия мира использует органы чувств. Кроме слуха и зрения используются осязание, вкус и обоняние.
Слышим, видим, осязаем?
Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным. Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия. Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?
Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:
- слуха;
- зрения;
- обоняния;
- осязания;
- вкуса.
Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.
Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей. И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат. Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.
Важно. Модель восприятия, доминирующая в отношении человека с окружающим миром, определяет то, как он получает, обрабатывает и ассимилируют информацию. Способ, на который полагаются больше и чаще остальных, называют доминантной модальностью или репрезентативной системой.
Основные виды модальностей
Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.
Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.
Визуалы
Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:
- соблюдение дистанции в общении;
- установка зрительного контакта.
Их отличает:
- красивый, аккуратный почерк;
- стремление к порядку везде и во всем.
Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:
- «на первый взгляд»;
- «казалось бы»;
- «как видите»;
- «Я вижу, что ваша позиция правильна;;
- «Хоть убейте, не вижу толка в ваших рассуждениях».
На заметку. Зрительная память визуалов почти безупречна – они запоминают «картинами, образами», славятся умением быстро и точно решать задачи.
Аудиалы
Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.
Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:
- Хорошо подражают голосам других людей, звукам природы.
- Прекрасно умеют декламировать.
- Отвлекаются на шум.
- Широко употребляют слова, связанные со слухом. Например, обращаются к другим со словами «Послушайте».
- У них хорошо развита слуховая память.
- Взгляд во время общения направлен посередине.
- Общаясь, часто используют слова и выражения, связанные со слухом. «Я слышу ваше отчаяние», «Я слышу, что вы говорите правду».
Это интересно. Аудиалы с легкостью повторяют услышанную информацию.
Кинестетики
Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:
- При общении они часто касаются другого человека.
- Они сопровождают свою речь обильной жестикуляцией.
- У них живая мимика.
- Не обращают внимания на беспорядок.
- Могут писать неразборчиво, неряшливым почерком.
- Любят вертеть в руках различные предметы, иногда даже грызть их.
- У таких людей развита телесная память, они «запоминают» телом.
- Словарь изобилует выражениями, связанными с телесными ощущениями. «Я чувствую, что вы говорите правду», «В ваших рассуждениях ощущается уверенность».
- Они более чувствительны и эмоциональны, чем аудиалы и визуалы.
Важно. Ккинестетик не может похвалиться ни быстротой в решении задач, ни молниеносностью в повторении услышанного. Им требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться и воспринять информацию.
Как определить, кто ведет
Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:
- Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна?
- Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку?
- Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается?
- Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать?
- Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?
Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:
- Неряшливый внешний вид, неоформленный зал «царапают» взгляд визуала.
- Прекрасная музыка полностью компенсирует безвкусные декорации для аудиала.
- А удобно устроившийся в кресле кинестетик вообще не заметит оформления, но не сможет насладиться музыкой, пока сидячее место не нагреется до приятной температуры.
Полезно знать. Чаще всего у человека доминирующим является не один, а сразу несколько каналов. Он может использовать их для разных целей, например, получать информацию, читая и проговаривая слова про себя (аудиальная плюс визуальная модальность), а передавать, эмоционально пересказывая, перемежая речь жестами (аудиальная плюс кинестетическая модальность).
Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия
Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:
- Личность, которая хорошо разбирается в модальностях восприятия, лучше понимает других, значит, быстрее и эффективнее может успокоить и убедить оппонента в случае необходимости.
- Осознание собственной ведущей модальности помогает «раскусить» недоброжелателя, авантюриста или просто лжеца.
- Человек, который ориентируется в собственной системе восприятия, найдет общий язык со своими детьми.
- Если возникнет необходимость выступать на публике, знание ведущей модальности поможет установить контакт с аудиторией.
- Так же понимание себя ведет к принятию правильных, эффективных решений.
На заметку. Человеку полезно не только знать свою ведущую систему восприятия информации, но и развивать те модальности, которые выражены слабее.
В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет». А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу. Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.
Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.
модальность ощущений — это… Что такое модальность ощущений?
- модальность ощущений
МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ — термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором — адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной. Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности — напр., зрительные — при действии раздражителей др. модальности — напр., слуховой).
В.А. Барабанщиков
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
- модальная логика
- моделей теория
Смотреть что такое «модальность ощущений» в других словарях:
Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д … Психология человека: словарь терминов
модальность — (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… … Большая психологическая энциклопедия
Модальность (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и у … Википедия
Модальность (Modality) — разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в функционировании их… … Медицинские термины
Модальность — (от лат. modus способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МОДАЛЬНОСТЬ — (modality) разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в… … Толковый словарь по медицине
терминальный порог ощущений — Этимология. Происходит от лат. terminalis конечный. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика. Достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например … Большая психологическая энциклопедия
Мюллера закон — (истор.; J. P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в… … Большой медицинский словарь
Мю́ллера зако́н — (истор.; J.P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в органах … Медицинская энциклопедия
ощущение — ▲ информация ↑ для (чего), психика ощущения информация для психической системы; сигнал об изменении состояния органа; сигналы местных воздействий на организм; физиологическое отображение действительности; простейшие восприятия; психический… … Идеографический словарь русского языка
Модальности человека |
Добрый день.
Поговорим о репрезентативных системах человека. Тема эта очень большая. Мы с вами затронем её в том объеме, который действительно необходим неспециалисту. Но если же вы захотите узнать больше о репрезентативных системах человека, вы легко сможете это сделать, поскольку литературу по этой теме найти очень легко и её очень много.
Разумеется, без знаний о репрезентативных системах человека можно прожить, как, впрочем, можно прожить и без многих других вещей. Но если вы хотите знать ход мыслей человека, если вы хотите знать, как он думает и как воспринимает мир, если вам нужно гарантированно довести до него какую-то информацию, или установить тесный контакт и многое, многое другое, если, наконец, вы хотите знать, когда вас обманывают вам, нужна эта информация.
Всем, наверное, известно, что в зависимости от восприятия окружающего мира, от воспроизведения запомненной информации и от способов конструирования образов, все люди делятся на три группы:
— визуалов;
— аудиалов;
— кинестетиков;
Вообще, у человека есть пять органов чувств, при помощи которых он познаёт окружающий мир:
— зрение, или визуальная система;
— слух, или аудиальная система;
— кинестетическая система, включающая в себя совокупность расположенных по всему телу различных рецепторов;
— осмическая система, рецепторы которой находятся на языке и отвечают за восприятие вкуса;
— обонятельная система, отвечающая за определение запаха;
В психологии принято осмическую и обонятельную системы объединять с кинестетической.
Таким образом, определим, что люди кодируют в головном мозге свой жизненный опыт и свои воспоминания визуально, аудиально или кинестетически. Т.е. они запоминают, а впоследствии вспоминают информацию в виде образов, звуков, или посредством ощущений.
Если человек предпочитает воспринимать мир посредством зрения и использовать для мыслительных процессов образы, то визуальная система для него – ведущая репрезентативная система. Такого человека называют визуалом.
Человека с аудиальной ведущей репрезентативной системой, воспринимающего мир посредством звуков, принято называть аудиалом.
Те люди, которые воспринимают мир посредством ощущений – кинестетики.
Сразу уточним, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует. В определённой степени у каждого человека развиты все три репрезентативные системы, и он использует их в зависимости от потребностей. Однако наиболее часто человек применяет именно свою ведущую репрезентативную систему.
Поговорим о том, зачем нам нужно знание репрезентативной системы человека, что оно нам даёт, и как это знание использовать.
Как мы уже говорили, человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему. Общение двух визуалов будет более валидным, нежели визуала и кинестетика, к примеру. Причина – в использовании при коммуникации представителей различных репрезентативных групп присущих им предикатов
Предикат — логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте.
К примеру, если предполагается выполнить действие, которое приведёт к негативу, визуал скажет:
«Я вижу, — это тупик»;
Аудиал:
«Мой внутренний голос говорит мне, чтобы я держался подальше от этого»;
Кинестетик:
«Я чувствую, что ничего хорошего из этого не получится»;
Подмечено, что находясь в эмоциональном состоянии мы почти полностью переключаемся на использование своей ведущей репрезентативной системы. Кто из нас не слышал, как один человек говорит о другом:
«Он меня совсем не слышит!»;
Или:
«Он не способен видеть очевидных вещей!»;
Или:
«Он совершенно бесчувственный тип!»;
Все мы воспринимаем мир по-разному. К примеру, сложно убедить в чём-либо кинестетика, используя предикаты присущие визуалу. Если вы, визуал, скажите кинестетику: «Ты видишь, к чему это ведет?», — он не ясно это воспримет, потому что он не видит, он чувствует. Ему нужно сказать: «Ты чувствуешь, что произойдет?».
Или вам, визуалу, нужно будет напрячься, чтобы понять следующую фразу: «Ты не хочешь спросить себя, куда мы придем, поступая таким образом?» Все дело в том, что вы не слушаете, вы видите. Вы воспринимаете мир образами.
У меня были клиенты — семейная пара. У них в семье, казалось, все было хорошо, — они устраивали друг друга почти по всем параметрам, у них был хороший секс, в семье был достаток. Проблема состояла в том, что жена считала, что муж ее не понимает. Она жаловалась на то, что живет в семье как бы в пустоте, одинокая и ненужная. Дело шло к разводу. Муж же совершенно искренне заявлял, что происходит.
Ларчик открывался просто – муж был визуал, жена – кинестетик. Вследствие этого, временами, они просто не понимали друг друга. И, кроме того, кинестетики устроены так, что, они более эмотивны, им требуются слова о чувствах, им нужны прикосновения.
Все что я сделал, это рассказал этой супружеской паре про репрезентативные системы, про то, как это работает. Мужу я посоветовал чаще говорить жене о том, как он её любит, как он дорожит ею и обязательно чаще обнимать и целовать её. Жене я посоветовал помнить о том, что ее муж воспринимает мир образами, и что он видит чувства картинками. Они были умные люди и все поняли. С тех пор, насколько мне известно, они живут дружно и счастливо.
Как видите, это “работает”, и работает мощно.
Вы поняли, о чём я говорю?
Чувствуете, как это всё действует на нас?
Определение репрезентативной системы человека.
Я буду стараться опускать информацию, которая, на мой взгляд, не особо важна для понимания темы. Те, кто имеет желание получить более полную информацию, всегда могут обратиться к множеству источников.
Итак, репрезентативная система, которую человек наиболее часто применяет, принято называть ВЕДУЩЕЙ репрезентативной системой. Человек запоминает, вспоминает и воспроизводит информацию, используя свою ведущую репрезентативную систему – визуальную, аудиальную или кинестетическую.
Ещё раз напомню, что визуалов, аудиалов и кинестетиков в чистом виде не существует.
Даже при небольшой практике можно научиться автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем. Наиболее просто это сделать анализируя используемые человеком предикаты или используя ключи доступа — движения глаз.
При анализе используемых людьми предикатов паттерны систем репрезентации обычно оказываются весьма очевидными. Примеры:
визуальные предикаты: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, мрачный, озарение, свет, тусклый, прозрачный, и т.д.;
аудиальные предикаты: слышать, звучать, громкий, шумный, мелодичный, оглушительный, звонкий и т.д.;
кинестетические предикаты: чувствовать, ощущать, трогать, держать, нащупать, теплый, мягкий, гладкий, колючий тяжелый и т.д.;
К примеру, если человек говорит: «Я чувствую, что с этим проектом ситуация – тухлая», — вы сделаете совершенно правильный вывод, что имеете дело с кинестетиком.
Визуал, в этом контексте, возможно, сказал бы: «Очевидно, что с этим проектом мы пролетели».
А аудиал: «Что-то подсказывает мне, что проект приказал долго жить».
Ключи доступа: движения глаз.
Доступом называется процесс получения внутренней информации — картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.
КЛЮЧИ ДОСТУПА — это специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию. Ключи доступа — это и есть движения глаз.
Изучая поведение человека, установили, что глазодвигательные реакции связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.
К примеру, на этой картинке мы видим, что президент ведет диалог с самим собой, — всегда приятно поговорить с любимым и уважаемым человеком.
А здесь президент, по-видимому, вспоминает нечто звуковое, что уже происходило ранее. Например, не очень приятный разговор с кем-то. Но, возможно, он просто смотрит на кого-то, стоящего напротив.
Владимир Ильич что-то конструирует на «радость» русскому народу.
Наше невнимание к ключам доступа способно вызвать недоразумения.
К примеру, муж жалуется на жену: «Она совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ей говорю важные вещи, а она просто не слышит меня».
В данном случае недовольный муж был занят собственными внутренними образами и стремлением получить аудиальный ответ. Того, что происходит «снаружи», он просто не замечал. Он не воспринимал тех моментов, когда жена сознательно воспринимала его речь, но визуально, на что указывали движения её глаз, и визуальную же реакцию она давала в первую очередь – вот такая она есть. Но ему нужно было не это, и он ничего не замечал, продолжая говорить.
Как же научиться разговаривать с человеком на его языке? Говоря кратко, для этого нужно определить модальность человека и использовать предикаты и выражения приемлемые для его модальности. Кроме всего прочего, это послужат формированию доверия между вами и человеком, с которым вы общаетесь. Выбор правильных предикатов, — одна из основ доверия.
И ещё, общаясь с человеком, следите за движением его глаз. Если при ответе на ваш вопрос человек смотрит сначала направо-вверх (мысленно конструируя, как должен выглядеть ответ), а затем налево — вниз (контролируя что он говорит), то, скорее всего, он лжет. В NLP это движение глаз называют «детекторлжи лжи».
Мы с вами только слегка прикоснулись теме о модальностях человека. Однако, используя даже этот малый объем информации, вы можете получить ощутимую практическую выгоду. Тем же, кто серьезно хочет изучить эту тему, я могу рекомендовать книги классиков НЛП.
Будьте внимательны, следите за окружающим и вам станет ясен скрытый смысл явлений и предметов.