слушать и читать текст на русском языке с ударениями.
Молитва «Царю небесный» является одной из основных в православии. Ее обязательно читают во время каждого церковного богослужения. Также она считается домашней молитвой, которую рекомендуется читать в утренний час после пробуждения и непосредственно перед сном. Кроме того, существует традиция читать молитву «Царю Небесный» с целью, чтобы призвать Святого Духа в свою жизнь перед каким-либо начинаниях.
Происхождение и авторство данного молитвенного обращения неизвестны. Понятно, что конями эта молитва уходит в глубокую древность. Большинство священнослужителей склоняются к тому, что она возникла приблизительно в конце первого тысячелетия христианской эры.
Молитва Святому Духу
В молитвенном тексте «Царю Небесному» воспевается одна из ипостасей нашего Всемогущего Господа. Это делается нечасто и связано с тем, что знания верующих людей основаны на Ветхом завете. А в нем упоминание о Святом Духе встречается трижды: два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.
Но сила Святого Духа безусловно известна всем верующим. Каждый христианин знает, что Святой Дух снизошел к Спасителю во время Крещения. Также он приходил к Святым Апостолам, перед тем, как они шли на проповедь.
Очень часто у верующих людей возникают сложности в понимании образа Бога в трех ипостасях, но при этом Нераздельного и Единосущного. Именно на этой догме основывается православное христианское вероучение. Для того чтобы наглядно объяснить, священнослужители используют земное сравнение — образ женщины.
Она может быть одновременно:
- матерью,
- дочерью,
- сестрой.
Вообще, в христианской религии Святой Дух — это определенная самостоятельная сущность. Он представляет бесплотное создание, которое способно пронизывать мир мертвых и живых. Святой Дух не имеет характера, лица и эмоций. Но он способен наполнять человека Божественной силой и даровать благословение. Именно посредством Святого Духа осуществляется Крещение. Примечательно, что в силу бестелесности и невидимости Святой Дух не может действовать самостоятельно, но при этом он может принимать различные формы. Самым популярным изображением Святого Духа является голубь.
Оно закрепилось с момента возникновения христианской религии.
Текст молитвы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» на русском
На русском языке молитва звучит так:
«Царю Небесный, Утешитель, Душе истины,
Ты находишься везде и все можешь исполнить.
Ты Сокровище благостей и жизни Податель,
Приди и вселись в нас, очисти нас от разной скверны,
И спаси, Святой Дух, души наши».
Текст молитвы с ударением
Чтобы правильно расставить акценты следует понимать, о чем молитва. Несмотря на всю краткость молитвенного обращения в нем кроется глубокий смысл.
В этой молитве содержится обращение к Святому Духу, как к Небесному Царю. Обращение «Утешитель» связано с тем, что так был назван Святой Дух самим Иисусом Христом. В одной из бесед с учениками он пообещал, что умолит Отца дать людям другого Утешителя, который будет пребывать с ними вовек. Это будет Дух Истины, который людям будет очень трудно принять, так как он будет невидимым. Сочетание слов «Утешитель» и «Душа Истины» может пониматься, как «посредник» или «заступник».
О Святом Духе в молитве говорится, что он присутствует везде. Именно такое определение также применимо к Богу. Далее следует подтверждение того, что Дух Святой все может исполнить. Под этим подразумеваются не только все желания и просьбы искренне верующего человека. Такая фраза указывает то, что Святой Дух заполняет весь мир вокруг нас и оживотворяет его. Каждое мгновение он поддерживает существования мира в целом, в противном случае все будет разрушено. То есть в этой молитве акцентируется внимание на том, что бог — это Создатель и Творец.
Сокровище благостей — это значит источник милостей и всего доброго. Поскольку в старославянском варианте эта фраза звучит, как «Сокровище благих», то не следует понимать, что Святой дух является сам по себе сокровищем для людей.
В молитвенном обращении Святой Дух называется «Подателем жизни». Это акцент на то, что всякая праведная душа подпитывается от Святого духа. Именно это утверждается во многих церковных песнопениях.
После обращения идет просительная часть молитвы. Прежде всего, молящийся помнит, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас. Это понимается двояко. То есть, с одной стороны мы хотим, чтобы каждый из нас принял Святого духа и стал его обителью, а с другой у каждого из нас имеется желание, чтобы Святой Дух обитал среди нас, а значит, объединял нас, исключая разногласия и ссоры. Но при этом следует понимать, что, ни одно утверждение не исключает другое, они полностью совместимы.
Далее в молитвенном обращении мы обращаемся к Святому Духу очистить нас от разной скверны. Под этим подразумевается просьба о прощении прегрешений и защите от дьявольских искушений. Мы хотим, чтобы Благой, что означает добрый Святой Дух, помог спасти наши души и даровал надежду на Царствие Небесное.
В чем суть и сила молитвенного обращения к Святому Духу
Для того чтобы понять суть молитвенного обращения к Святому Духу, нужно глубоко понять само это понятие в религии. Следует знать, что еще до того, как человек становиться христианином, Святой Дух уже оказывает на него влияние.
Еще в детстве Святой Дух начинает сообщать о том, что был совершен. И делает он это посредством использования такой внутренней характеристики человека как совесть. Именно через нее Высшая сила обращается к человеку и принимает участие в формировании его характера. Если случается так, что человек продолжает поступать не по совести, и не обращает внимания на знаки, которые даются свыше, то Святой Дух покидает его.
Святой Дух, вселяясь в человека, сближает его с Богом и в итоге приводит к нему. Это значит, что человек получает надежную защиту от Господа Бога, ведь Всевышний любит каждого из нас, поэтому даже грешников он не бросает в трудную минуту, пытаясь научить жить по заповедям Божьим и наставить на путь истинный. Причем приводит господь нас к этой истине через Святого Духа.
В каждого человека, кто искренне верит в Бога и принимает решения жить по законам церкви приходит Святой Дух, вселяется в него и живет внутри такого человека. Таким образом, Господь способствует духовному росту, и в тот момент, когда христианин начинает искренне раскаиваться в собственных прегрешениях, он чувствует, что услышан некоей Силой. И эта сила есть Святой Дух.
Верующий человек всегда отличается скромностью. Они никогда не преувеличивают своих достоинств, для них не характерна гордыня и они никогда не обманывают. Не совершают они и каких-либо других греховных действий. Именно такие черты и говорят о том, что в человеке присутствует Святой Дух. Основной дар Святого Духа — это Страх Божий. В этом случае человек понимает, что он не может считать себя самодостаточным, так как все в этом мире зависит от Господа Бога. Только после осознания всего величия Господа, человеку дано увидеть реальность окружающего мира. Искренне верующий человек со временем может, прислушиваясь к внутреннему голосу принимать правильные решения и делать правильный выбор. Это также является доказательством присутствия Святого Духа.
Пяточисленные молитвы — Молитвослов
Эти молитвы сложены святителем Димитрием Ростовским по видению одного старца в память скорбей, которые претерпела Пресвятая Дева Мария.
«Один старец от Богоносных Отцев, стоя на молитве и быв в восторге, слышал глас Господа нашего Иисуса Христа, глаголющего с Пречистою и Пресвятою Богородицею, Материю своею:
— Рцы Мне, Мати Моя, колико болезней наибольших, живущи на свете, претерпела еси Мене ради?
И рече Пресвятая:
— Сыне и Боже Мой! Наибольших пять болезней Тебе ради претерпела: первая — егда услышала от Симеона Пророка, еже имел еси убиен быти; вторая — егда, ищущи Тебе во Иерусалиме через три дня, Тя не видела есмь; третья — егда Тя поймана и связана от жидов услышала; четвертая — егда Тя на Кресте между разбойниками Распятаго видела; пятая — егда Тя видела во гробе полагаема.
И рече к Ней Господь:
— Глаголю Тебе, Мати Моя: аще кто каждую болезнь Твою на кийждо день прочтет с молитвою Моею, сие есть «Отче наш» и Архангельское обрадование, сие есть «Богородице Дево, радуйся» — за первую болезнь дам ему познание грехов и жаление о них; за вторую — дам ему всех грехов прощение; за третию — возвращу ему добродетели его, через грехи изгибшия; за четвертую — напитаю его, при смерти его, Телом и Кровию Моею Божественною; за пятую — явлюся ему Сам при смерти его и приму душу его в живот вечный. Аминь».
* * *
Читает диакон Александр Титов
Начало к сим молитвам:
Сла́ва Тебе́, Христу́ Бо́гу Моему́, не погуби́вшему мя гре́шнаго со беззако́ньми мои́ми, но да́же досе́ле грехо́м мои́м потерпе́вшему. (Поклон)
Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам; да́руй ми, Го́споди, да ни сло́вом, ни де́лом, ни помышле́нием прогне́ваю Тя, Созда́теля моего́, но вся́ дела́ моя́, сове́ты и помышле́ния да бу́дут во сла́ву Пресвята́го и́мени Твоего́. (Поклон)
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне, гре́шному, во все́й жи́зни мое́й: во исхо́де мое́м и по кончи́не мое́й не оста́ви мене́. (Поклон)
Сие, падши ниц на земли, глаголи:
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, приими́ уме́ршаго мя душе́ю и умо́м. Приими́ мя гре́шнаго, блудника́, скве́рнаго душе́ю и те́лом. Отыми́ неприя́знь безсту́дную и не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, не рцы, Влады́ко: «Не вем, кто еси́», но во́нми гла́су моле́ния моего́; спаси́ мя, я́ко име́яй мно́жество щедро́т и не хо́щеши сме́рти гре́шника; не оста́влю же Тя, Созда́теля моего́, и не отступлю́ от Тебе́, до́ндеже послу́шаеши мя и да́си всем грехо́м мои́м проще́ние, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Ма́тери Твоея́, предста́тельства Честны́х Небе́сных Сил безпло́тных, свята́го сла́внаго А́нгела храни́теля моего́, Проро́ка же и Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, богоглаго́ливых Апо́стол, све́тлых и добропобе́дных му́чеников, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех Твои́х святы́х, поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго. Ами́нь.
Молитва Святому Духу
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Трисвятое
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва во ве́ки. Ами́нь.
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.
Богородице Дево, радуйся
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Молитва 1-я
О, Ма́ти Милосе́рдая, Де́во Мари́е, аз гре́шный и непотре́бный раб Твой, воспомина́ющи Твоя́ боле́зни1, егда́ Ты услы́шала от Симео́на Проро́ка о неми́лостивном убие́нии Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, приношу́ сию́ Тебе́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование, приими́ в честь и па́мять боле́зней Твои́х и умоли́ Сы́на Твоего́ — Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да да́рует ми позна́ние грехо́в и жале́ние о них. (Поклон)
Молитва 2-я
О́тче наш… (см. выше)
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся… (см. выше)
О, Богоблаже́нная и Пренепоро́чная Отрокови́це, Ма́ти и Де́во, приими́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Твоего́, сию́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование в честь и па́мять боле́зни Твоея́, егда́ позабы́ла Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, в це́ркви и три дни Его́ не ви́дела еси́; умоли́ Его́ и испроси́ у Него́ всех грехо́в мои́х проще́ние и оставле́ние, Еди́на Благослове́нная. (Поклон)
Молитва 3-я
О́тче наш…
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…
О, Ма́ти Све́та, Преблагослове́нная Де́во Богоро́дице, приими́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Твоего́ сию́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование в честь и па́мять боле́зни Твоея́, егда́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, по́ймана и свя́зана слы́шала еси́. Умоли́ Его́, да возврати́т мне доброде́тели, че́рез грех изги́бшия2, да Тя, Пречи́стая, во ве́ки велича́ю. (Поклон)
Молитва 4-я
О́тче наш…
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…
О, Милосе́рдия Исто́чниче, Де́во Богоро́дице, приими́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Твоего́, сию́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование в че́сть и па́мять боле́зни Твоея́, егда́ на Кресте́ ме́жду разбо́йники ви́дела еси́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Его́же умоли́, Влады́чице, да пода́ст ми дар милосе́рдия Своего́ в час сме́рти моея́ и да напита́ет мя Те́л&
Объяснение церковных молитв детям — Молитвослов
По благословению Архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия
Священник Иоанн Анурьев, 1884
Вместо предисловия
Предисловие
1. Что значит молиться Богу?
2. Как установила Святая Церковь молиться Богу?
3. Почему так установлено молиться Богу?
4. Когда нужно молиться Богу?
5. Как нужно креститься?
6. Начинательная молитва
7. Иисусова молитва
8. Краткое славословие
9. Молитва Святому Духу
10. Трисвятое
11. Полное славословие
12. Молитва к Пресвятой Троице о помиловании.
13. Молитва Господня
14. Утренняя молитва
15. Вечерняя молитва
16. Молитва за Отечество
17. Молитва о живых и умерших
18. Молитва перед принятием пищи
19. Молитва после принятия пищи
20. Ангельское приветствие Богородице
21. Похвальная песнь Богородице
22. Беседа о чудотворных иконах Божией Матери
23. Молитва Ангелу Хранителю
24. Молитва соименному святому
25. Беседа об именах Христос и христианин
Впервые изданная в XIX столетии книга священника Иоанна Анурьева не утратила своей актуальности и в наше время. На ее страницах представлено: как объяснить ребенку соответственно его возрасту и развитию первые молитвы, которые он учится произносить; как вместе с живым пониманием молитвы преподнести основы христианской веры, сведения о Боге как Творце мира, рассказать о Божественных свойствах, Промысле Божием, Ангелах, грехопадении, пришествии в мир Господа Иисуса Христа, о Боге Духе Святом; и наконец, как донести до ребенка смысл молитвы и разбудить в нем живую потребность общения с Богом.
Вопросы, приведенные в конце каждого раздела помогают закрепить пройденное и усвоить молитву не только умом, но и сердцем.
Книга «Объяснение церковных молитв детям» будет полезна для родителей, преподавателей Закона Божия и православных педагогов.
Вместо предисловия
В объяснительной записке к программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ между прочим сказано: «В первый год учения предполагается пройти повседневные молитвы. Молитв перечислено немного. Требование знания наизусть большого числа молитв было бы обременительно для детей, поступающих в училище безграмотными, и нецелесообразно в религиозно-педагогическом отношении. Так как в молитвах выражаются христианские верования, чувства и стремления, то дитя, изучив их, с доступным своему возрасту пониманием, получит первые элементарные знания о христианской вере в полном, хотя и не обширном объеме».
«При изучении молитв преподаватель должен стараться не о том только, чтобы дети затвердили слова молитвы и поняли внешний, так сказать, смысл их, а о том, чтобы вызывать из сердца детей те молитвенные расположения, для которых слова молитвы служат выражением. Желательно, чтобы объяснение молитв не имело даже вида урока, а было пастырской беседой с детьми о душевных их нуждах, стремлениях, верованиях, которые находят в молитве самое естественное для себя выражение».
1. «При объяснении молитв преподаватель сообщит детям самые общие понятия о Боге, Творце мира, о Его вездесущии, всемогуществе, премудрости и благости, о Его любвеобильном Промысле над всем сотворенным, об Ангелах, душе человека, созданной по образу Божию, о совести, грехопадении людей и их погибели, скажет им о Боге Сыне, Спасителе нашем, о Боге Духе Святом, освящающем души людей, верующих во Христа, о нашей потребности молиться Богу во всех обстоятельствах жизни, о внешних знаках молитвы, особенно о крестном знамении, о молитве дома пред иконами и в храме, о молитвах к Богоматери и святым, о живых и умерших».
2. «Каждой объясняемой молитве должна предшествовать беседа преподавателя, которая ввела бы ребенка во внутреннее содержание молитвы, так чтобы объясняемая молитва вытекала из этой беседы как естественное следствие. Предметом такой беседы может служить или бытовой рассказ из жизни детей и семьи, или повествование из Священной истории и жизни святых угодников Божиих».
3. «При изучении каждой молитвы в отдельности предлагается следовать такому порядку: 1) прочтение целой молитвы, разумеется, осмысленное и прочувствованное; 2) указание главных мыслей, заключающихся в молитве, объяснение встречающихся в ней непонятных слов и выражений; 3) перевод или возможно краткий и близкий к тексту перифраз молитвы; 4) переспрашивание учеников при помощи наводящих и находящихся в тесной логической между собою связи вопросов, касающихся не только слов молитвы, но и предмета вступительной беседы; 5) постепенное обобщение вопросов и 6) заучивание молитвы наизусть — в первой половине года со слов учителя, а во второй при помощи книги» [*].
Применительно к этому и составлено предлагаемое объяснение церковных молитв, которое, полагаю, может пригодиться законоучителю, начинающему заниматься в народных школах.
С. И. А.
[*] В программе преподавания Закона Божия в сельских двухклассных училищах, составленной в Министерстве народного просвещения и одобренной Святейшим Синодом 24 сентября 1869 года, сказано: каждой новой молитве должна предшествовать беседа с детьми о содержании этой молитвы, так чтобы сама молитва вылилась как результат этой беседы; она должна быть сказана по-русски, а уже потом переведена на церковнославянский язык, учить ее дети должны в классе со слов законоучителя.
Предисловие
Прежде чем начать уроки по Закону Божию, законоучителю необходимо познакомиться с детьми через простые беседы с ними. Содержанием этих бесед, так называемых предварительных, примерно, может быть следующее: каково происхождение детей, и кто из них сироты? Умеют ли они правильно называть свое имя, отчество и фамилию, знают ли день своих именин? Знают ли свою приходскую церковь и бывают ли в ней? Знают ли какие молитвы и кто научил их креститься и молиться? Бывают ли на исповеди и у Святого Причастия? Не избегают ли встречаться с священником, не имеют ли каких суеверий и предрассудков и не живут ли вблизи иноверцев или раскольников?
Необходимо также побеседовать о школе: о ее пользе для детей, о всегдашнем посещении ими школы и о том, как им нужно держаться по отношению к учителям и между собою; как вести и беречь себя по дороге в школу и домой.
Подобные беседы законоучитель должен вести простым домашним образом, имея главной целью — ознакомление с религиозно-нравственным состоянием детей и в то же время ознакомление детей со школьным порядком. Все это может пригодиться опытному законоучителю для глубокого посева в юную душу спасительных истин Закона Божия.
По различию местных обычаев, а также возраста, звания и состояния детей, поступающих в школу (особенно в многолюдных городах или селениях), трудно дать образец этих бесед, а потому содержание и порядок их должен определить сам законоучитель, более или менее непосредственно знающий местное население, отношение его к школе и к церкви и некоторые другие условия…
Законоучителю всегда надо помнить притчу Спасителя о сеятеле и с большой осторожностью сеять духовные семена, так как, по словам притчи, они легко могут быть потоптаны прохожими или поклеваны птицами; могут, не пустивши глубоко корня, взойти и тотчас же увянуть; или их может заглушить терние; и, помня все это, позаботиться, сколько зависит от него, сделать юные сердца детей доброй землей, способной приносить сторичный плод, и тогда уже опытной рукой сеять Божественное семя в твердом уповании на благодатную помощь Святаго Духа.
1. Что значит молиться Богу?
Дети, вы знаете, что человек на земле не может жить благополучно без помощи других. Рождается он таким слабым, что если бы родители не позаботились о нем, то он тогда же мог бы и умереть. Чем больше отец и мать будут заботиться о детях, тем лучше будет детям; меньше им придется тогда испытать разных огорчений в жизни. У заботливых родителей детям всегда хорошо… Захочется им поесть, подойдут они к родителям, скажут, что им хочется есть, и родители тотчас же накормят их; будут дети зябнуть от холода, скажут об этом родителям, и они тотчас же их оденут; случится заболеть детям, подойдут они печальные к родителям, или только еще простынут, отец и мать тотчас же позаботятся полечить детей… Но откуда родители берут все необходимое и дают своим детям?.. Все необходимое и для детей и для себя родители получают от Бога, Который сотворил небо и землю и всех людей…
Вы замечали, что утром и вечером ваши родители молятся Богу, а также когда садятся за обед и после обеда; когда начинают какое-либо дело, то перекрестятся и скажут коротенькую молитву: Господи, благослови! и Господи, помоги! Иногда: Слава Богу! Слава Тебе, Господи! А когда бывает воскресный день, или праздник, то они еще ходят в церковь и там вместе с другими молятся Богу и просят всего необходимого для себя. Так! и Милосердый Бог все необходимое подает людям в свое время. Посеют люди хлеб в поле или посадят в огороде разные овощи и все это сделают с молитвою — тогда Бог народит всего вдоволь; на одно зернышко или на одну какую-нибудь картофелину родится нам больше десяти точно таких же зерен или картофелин. Или еще — срубят в лесу необходимые для постройки дома деревья, и через несколько лет на том же месте, без всякого участия человека, вырастут новые деревья.
Бог не только подает людям все необходимое для приготовления им пищи, жилья и одежды, но и помогает во всех добрых делах.— Вот вы, дети, пришли сюда учиться… И мы не сразу принялись за учение, а сначала помолились Богу, попросили, чтобы Бог помог учителям усерднее учить вас, а вам усерднее слушать и запоминать то, что будут говорить учителя; и каждый учебный день в школе мы будем начинать и заканчивать тоже молитвой. Зачем же мы все это будем делать? Затем, чтобы испросить у Бога необходимой нам помощи, чтобы Бог невидимо благословлял наши труды и подавал бы нам хорошие успехи в учении. Таким образом, в молитве мы обращаемся к Самому Богу, высказываем Ему наши нужды и просим у Него все, что необходимо нам для благополучной жизни. Но не всегда в молитве мы должны только просить необходимого нам; в молитве же мы должны благодарить и прославлять Бога за все, что получаем от Него. Бог так милостив, что принимает благодарение и славословие от всех людей, а люди, пользуясь постоянно милостями Божиими, обязаны благодарить и прославлять Его каждый день и даже час. Для того же, дети, чтобы наша молитва была услышана Богом, надо нам всегда молиться с желанием и усердно, и во время молитвы нужно постараться вознестись своим умом на Небо и как бы предстать пред Лице Самого Бога… помолиться Богу — все равно, что побеседовать с Самим Богом. Итак, великое дело молитва, в молитве мы разговариваем с Самим Богом, и во время молитвы Он выслушивает нас во всем.
Может ли человек жить благополучно без помощи других? Кто больше всех помогает человеку? Откуда и как родители получают все необходимое себе и детям? Зачем родители молятся Богу дома и в церкви? Как Бог подает все необходимое человеку? Не помогает ли Бог в добрых делах? Зачем нужно молиться Богу пред началом дела? Что мы высказываем Богу в молитве? Как надо молиться Богу, чтобы получить от Него просимое? Должен ли человек благодарить Бога за то, что он получает от Него? С Кем человек разговаривает в молитве?
На каждый из этих вопросов нужно требовать от детей полного ответа. Когда дети будут в состоянии отвечать на все заданные им вопросы порознь, тогда попросить их сказать ответы вместе и таким образом коротенько повторить содержание всей беседы.
Предложенную беседу о молитве можно считать вполне усвоенной детьми при помощи вопросов законоучителя только тогда, когда они будут в состоянии передать ее содержание примерно в следующем порядке: Человек не может жить благополучно без помощи других. Первые помощники человеку родители; они в молитве испрашивают у Бога все необходимое себе и детям. Все потребное для человека Бог посылает с Неба и невидимо помогает нам в добрых делах. Нельзя начинать свои дела, не помолившись Богу, а надо всегда в сердечной молитве просить у Бога помощи на хорошие дела: Бог помогает, когда Ему усердно молятся. За получаемую от Бога помощь человек должен в молитве благодарить Его. Молитва великое и святое для человека дело: в молитве он разговаривает с Самим Богом и возносит свой ум и сердце на Небо, где Бог, пребывая неизменно, всем управляет и посылает на землю великие Свои милости.
2. Как установила Святая
Церковь молиться Богу?
(Краткая беседа после классной молитвы)
Что мы, дети, сейчас делали? Богу молились. Значит, все вы умеете молиться Богу. А расскажите-ка, что мы делали, когда молились Богу? (Дети молчат; следуют наводящие вопросы.) Стояли мы или сидели во время молитвы? Стояли. На что мы смотрели, молясь Богу? На святые иконы? Да. Потом что делали, смотря на иконы? Говорили молитву? Да. Еще что делали? Крестились? Да. Не делали ли еще чего-нибудь? Не кланялись ли? Кланялись. Значит, что надо сделать, чтоб помолиться Богу? Чтоб помолиться Богу, надо встать пред святыми иконами, произнести молитву, перекреститься и поклониться. Кто же, дети, установил так молиться Богу? Молиться Богу так установила Святая Церковь.
Законоучитель повторяет это с детьми сначала порознь, непременно требуя от них полного ответа на данный вопрос.
3. Почему так установлено молиться Богу?
Не забыли ли вы, дети, что я вам говорил в прошлый раз о молитве? Расскажите же, как Святая Церковь научила нас молиться Богу? Следует повторение с детьми порознь. И когда дети будут отвечать толково, то продолжать далее.
Зачем же мы, дети, становимся на ноги, когда молимся Богу, как вы думаете? А с кем мы иногда говорим стоя? С начальниками, со старшими хорошо ли говорить сидя?.. Неприлично, нехорошо. Ну а если бы нам пришлось говорить с важным начальником, или с царем, как бы мы стали говорить с ними и просить у них того, что нам нужно? Конечно, стоя? — Но Бог не в пример выше и царя. Значит, мы должны молиться Богу стоя, чтобы выразить наше благоговение пред Ним.
Зачем мы, дети, во время молитвы становимся пред святыми иконами? Что мы видим на иконах? На иконах мы видим изображение Спасителя, Его Пречистой Матери или других святых… А если бы вам сейчас показать изображение отца или матери, вспомнили бы вы о них? Наверное, они бы вам сейчас же и представились, какими вы их знаете дома, и вы начали бы думать о них. Вот и на святые иконы, во время молитвы, мы должны смотреть для того, чтобы яснее, живее представлять себе нашего Спасителя или святых Божиих и чтобы, молясь, ни о чем другом не думать, кроме Бога. Повторите же, дети, зачем во время молитвы нужно вставать пред святыми иконами?..
Зачем, дети, мы должны молиться Богу? — Ведь Бог знает, кому из нас что надо дать, как отец и мать знают, что нужно их детям, и без просьбы дают им все необходимое. А когда случится с вами что-нибудь неприятное: заболеете или кто обидит вас — ведь вы просите родителей помочь вам в горе. Так и в отношении к Богу, Небесному Отцу нашему, необходимо нам поступать: просить Его помочь нам в той или другой постигшей нас беде. А когда Бог поможет, дети, так неужели мы не поблагодарим Его за попечение о нас, не прославим Его великую милость и любовь к нам? И что была бы за молитва, если бы мы только стояли пред святыми иконами, крестились и кланялись, а ничего не высказывали Богу! Для того Бог и наградил человека даром слова, чтобы он мог высказывать Ему свои нужды и просить у Небесного Отца всего необходимого. А ведь вы, дети, знаете, как много нужд у человека в жизни, как часто случаются с нами разные беды и несчастья… вот обо всем этом мы и должны говорить с Богом, просить Его помощи и заступления за нас, слабых. Следует повторение с детьми.
Зачем мы, дети, во время молитвы крестимся? Все ли люди на свете крестятся? Крестятся ли евреи, татары? Нет; они не крестятся, потому что не веруют в Иисуса Христа. А мы крестимся потому, что веруем в Иисуса Христа, Который за грехи людей умер на Кресте. В церкви вы видели крест, к которому руки и ноги умирающего Спасителя прибиты гвоздями. Вот ради Крестной-то смерти Иисуса Христа Бог и подаст нам все, что мы просим у Него. Повторение.
Зачем мы, дети, во время молитвы кланяемся? Кому и когда мы еще кланяемся? Когда мы сделаем что-нибудь худое, провинимся, то как просим прощения у родителей или начальников, которые могут нас наказать за вину? Мы с поклоном просим, чтобы они не гневались на нас, были бы к нам добрыми. А Бога мы прогневляем всякий час, всякую минуту, потому что живем не так, как Ему угодно. Поклоном-то мы и выражаем пред Богом нашу виновность и просим Милосердного Бога помиловать нас, грешных, и дать нам все потребное для безбедной жизни на земле. Повторение с детьми всей беседы.
4. Когда нужно молиться Богу?
Когда, дети, нужно нам молиться Богу? Богу нужно нам молиться всегда, потому что всегда нам нужна помощь Божия. Для этого есть коротенькие молитвы, в которых мы можем просить себе у Бога помощи на хорошие дела. Так, когда принимаемся за дело, то, перекрестившись, должны сказать: Господи, благослови! Этой короткой молитвой мы просим Бога помочь нам в том деле, за которое принимаемся; работать ли, учиться ли — Всемогущий Бог всегда помогает нам в каждом добром деле. Потом, если мы уже устали, а работа еще не кончена, нужно сказать: помоги, Господи. Кончили дело — должны поблагодарить Бога за Его невидимую помощь нам, сказавши: Слава Тебе, Господи. Сделали что-либо нехорошее: не послушались родителей или старших, обидели кого-нибудь, сказали неправду, взяли и испортили чужую вещь — тотчас же должны сказать: Господи, помилуй! Прости, Господи! Не наказывай нас за то, что мы делаем худого, что Ты не велел нам делать; но будь к нам милостив, Господи, и, несмотря на худые дела наши, подавай нам все, чего мы у Тебя просим. Кроме этого, дети, утром и вечером, пред завтраком, обедом и ужином, а также после них нам всегда надо помолиться Богу. Вот видите, как часто нам приходится обращаться к Богу; пожалуй, чаще, чем к родному отцу и матери. Иначе, дети, и нельзя: Бог нас сотворил, Он нам подает все необходимое для жизни, Он же и наблюдает за нами, как мы живем, плохо или хорошо. Бог наш Небесный Отец, а все люди — Его дети и между собою братья; Бог повелел людям называть Себя Небесным Отцом. Так вот, дети, надо нам всегда и во всем спрашиваться родных отца и мать, чтобы жить так, как они велят, а кроме того, надо нам часто обращаться и к Небесному Отцу Богу, заботиться, чтобы Его в чем-нибудь не прогневать и таким образом, не лишиться Его любви.
5. Как нам нужно креститься?
Зачем мы, дети, крестимся? (Крестом мы выражаем нашу веру в Иисуса Христа, Который в страшных муках умер за нас на Кресте.)
Расскажите-ка мне, как вы креститесь? Что же надо сделать, чтобы перекреститься? (Дети молчат, следуют наводящие вопросы).
Чем вы, дети, креститесь? Рукой. Правой или левой? Говорите полный ответ: мы крестимся правой рукой. Как же вы креститесь правой рукой? Как слагаете пальцы у руки? Надо уметь слагать пальцы руки правильно: делайте так, как что я буду говорить и показывать вам. Вытяните первые три пальца у правой руки и сложите их вместе (наблюдать, чтобы все дети сделали); остальные два приложите к ладони и полагайте эту руку сперва на лоб, потом на грудь, далее на правое плечо и наконец на левое. Что вы на себе обозначили? (Следует на классной доске поставить четыре точки и соединить их между собою линиями, так чтобы вышел четвероконечный крест.) Что я изобразил на доске? — Крест. И вы тоже на себе изобразили крест, только не обозначили его ни мелом, ни чернилами, поэтому ваш крест и называется крестным знаком, или знамением. Расскажите же, как нужно нам правильно креститься.
А зачем, дети, мы так слагали пальцы руки? Нельзя ли, сложив пальцы правой руки по-другому, делать на себе крестное знамение? Нет, дети, иначе нельзя креститься, и вот почему: первые три пальца, сложенные вместе означают нашу веру в Триединого Бога: Отец, Сын и Дух Святой — вот наш Бог; три же пальца правой руки слагаются плотно вместе для того, чтобы в то же время показать, что у нас не три Бога, а Один Бог в трех Лицах. Триединый Бог называется еще Пресвятою Троицей. Вот теперь вы знаете, зачем мы должны слагать первые три пальца правой руки вместе. Скажите же, зачем? (Переспросить порознь всех.)
Что мы показываем, когда три пальца правой руки слагаем вместе? Назовите Триединого Бога, в Которого мы веруем. Как называется Первое Лицо? Второе? Третье?
Когда дети будут отвечать сознательно и твердо на все вопросы о Лицах Пресвятой Троицы, тогда можно будет продолжить беседу о перстосложении для крестного знамения.
Зачем, дети, мы прикладываем два остальных пальца к ладони? — Этим мы показываем веру в Иисуса Христа, нашего Спасителя. — Кто же такой Иисус Христос? — Иисус Христос есть Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Когда Он родился от Пресвятой Девы Марии, то был назван Иисусом Христом. Сделавшись человеком, во всем подобным нам, Иисус Христос не перестал в то же время быть и Сыном Божиим. На земле, в образе человека явился Сын Божий для того, чтобы научить людей благочестивой жизни, так как люди тогда жили скверно: Истинного Бога и Его закон забыли, между собою все ссорились. Люди тогда были настолько злы, дети, что Сына Божия, явившегося на земле во плоти, пригвоздили ко Кресту, на котором Он и принял смерть. С тех пор добрые, благочестивые люди и вспоминают своего Спасителя, и не только молятся перед крестом, на котором изображен умирающий Спаситель, но и на себе самих изображают крестное знамение, да и называются-то по имени Иисуса Христа христианами, потому что стараются всегда жить по закону Христову. Двумя пригнутыми к ладони пальцами мы, дети, показываем нашу веру в Иисуса Христа, Который для спасения людей сделался Богочеловеком, когда родился от Пресвятой Девы Марии.
Кто называется Сыном Божиим? Не называется ли Он по-другому? А еще как-нибудь? Все ли равно: Сын Божий или Спаситель Иисус Христос? Зачем Сын Божий явился на земле? Как люди приняли Его? Что сделали с Ним злые люди? Чем мы в перстосложении показываем веру в Иисуса Христа?
Вот, дети, теперь вы знаете, что сложением пальцев правой руки для крестного знамения мы выражаем нашу веру в
Молитва Царю небесный: текст на русском языке
Православная молитва «Царю небесный» (текст на русском языке вы найдете ниже) — является одной из основных, во время церковной службы читается далеко не один раз и кроме того её относят к числу «домашних молитв». Читать её можно после пробуждения и перед сном. Во время службы в Церкви она читается одна из первых.
Молитва «Царю небесному» текст на русском языке с комментариями
Содержание статьи:
Как может помочь молитва Царю Небесному?
В первую очередь он помогает каждому понять Божью истину: в Библии можно найти обещания, что он поможет нам в этом. Если человек имеет искреннее желание стать христианином, то он должен знать Библию, в которой всё подробно сказано. Каждый должен найти время на изучение Святой книги и попросить Царя Небесного в молитве помочь нам в этом.
Хотите найти нужную Вам Молитву? Воспользуйтесь поиском…
Святой Дух помогает устоять от искушений. Люди не должны бояться всех этих искушений, Господь Бог и Святой дух обязательно помогут нам не поддаться им. Святой Дух всячески покажет человеку путь Божий, по которому можно будет выйти из ситуации, если каким-то образом человек всё равно в неё попал.
Текст молитвы Святому Духу «Царю Небесному»
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю,
Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси,
Блаже, души наша.
Молитва царственным мученикам, данная чудесным образом
Существует такое понятие, как Крещение Святым Духом. Что это значит? Это Крещение предоставляется не для облегчения эмоционального состояния. Главной причиной является легкое и чистое построения духовной жизни, что дается далеко не каждому. И как раз таки Крещение такого рода, будет способствовать духовному росту и улучшению качества жизни.
Помяни, Господи, Царя Давида и всю кротость его.
Помяни, Господи, Царя Соломона и всю премудрость его. Помяни,
Господи, убиенную Царскую Семью и молитвами их святыми помилую нас, грешных.
Народ Твой заблудший, страстьми обуреваемый,
Враждою и зависью снедаемый, соблазном многим самохотне предавшийся,
Тебе изменивший и от веры Твоея святыя отвергшийся,
Ты, о Премилосердый Господи, прости и помилуй.
Милостию Твоею посети, изнеможение духа его уврачуй, прельщение обманов разжени, належащие соблазны ослаби.
И вся ны благодатною силою Твоею защити и сохрани и сердцу нашему чуяти истину даруй.
Кто есть Святой Дух Царь небесный?
Кто есть Святой Дух или Царь Небесный?
Его принято называть третьим лицом Святой Троицы — Небесным Царем. С его помощью можно найти источники блага, Святой Дух — Истинный Бог, который способен творить чудеса, он помогает людям очиститься от грехов. Человеческие души Святой Дух очищает и наполняет благоразумием, все добрые дела, на которые нацелен человек, будут благословлены им.
О Святом Духе принято говорить, как о Господе Боге, в некоторых случаях в молитвах его называют Царем Небесным. Ведь он каждую секунду поддерживает Вселенную, наполняет её.
Действия Святого Духа перед, тем как человек стал христианином
Задолго до того, как человек становится христианином, Святой Дух уже начинает о нем беспокоится.
- Ещё с момента, когда человек совсем ребёнок, Святой Дух начинает сообщать о грехе. Он ко всем обращается, исключительно, через человеческую совесть. В момент, когда человек любым способом старается не обращать внимание на голос совести, он постепенно подводит себя к тому, что перестает слышать Святого Духа, а это значит, что в момент когда Тот попытается обличать его, он не заметит этого.
- Святой Дух помогает сблизиться с Богом и приводит нас к нему. Господь Бог любит каждого из нас, даже грешников он пытается наставить на путь истинный. Святой Дух помогает привести нас к этой истине.
- К каждому, кто принимает решение следовать за Всевышним, приходит Святой Дух и живет внутри такого человека. Таким образом он помогает духовному росту, и в момент когда христианин начинает каяться, он чувствует внутри некую новую жизнь. Эта жизнь и есть Святой Дух.
Сильные молитвы Православным Святым …
объяснение молитвы царю небесный
«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».
Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.
МОЛИТВА
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
ПЕРЕВОД
«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»
– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.
Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.
Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.
Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.
Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».
О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.
Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.
Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»
Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.
О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.
Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).
Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.
о. Феодор Людоговский
Похожее
Молитвы на сон грядущим (без толкований) — Молитвослов
Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Тропари
Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Го́споди, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом; не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́ беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не я́ко благоутро́бен, и изба́ви ны от враг на́ших; Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси́ дела́ ру́ку Твое́ю, и и́мя Твое́ призыва́ем.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния, сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти, прости́ ми грехи́, я́же сотвори́х в сей день де́лом, сло́вом и помышле́нием, и очи́сти, Го́споди, смире́нную мою́ ду́шу от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́ждь ми, Го́споди, в нощи́ сей сон прейти́ в ми́ре, да воста́в от смире́ннаго ми ло́жа, благоугожду́ пресвято́му и́мени Твоему́, во вся́ дни живота́ моего́, и поперу́ борю́щия мя враги́ плотски́я и безпло́тныя. И изба́ви мя, Го́споди, от помышле́ний су́етных, оскверня́ющих мя, и по́хотей лука́вых. Я́ко Твое́ е́сть ца́рство, и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу
Вседержи́телю, Сло́во О́тчее, Сам соверше́н сый, Иису́се Христе́, мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́ никогда́же отлуча́йся мене́, раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й. Иису́се, до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц, не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть. Ты у́бо, Го́споди Бо́же покланя́емый, Царю́ Святы́й, Иису́се Христе́, спя́ща мя сохра́ни немерца́ющим све́том, Ду́хом Твои́м Святы́м, И́мже освяти́л еси́ Твоя́ ученики́. Даждь, Го́споди, и мне, недосто́йному рабу́ Твоему́, спасе́ние Твое́ на ло́жи мое́м: просвети́ ум мой све́том ра́зума свята́го Ева́нгелия Твоего́, ду́шу любо́вию Креста́ Твоего́, се́рдце чистото́ю словесе́ Твоего́, те́ло мое́ Твое́ю стра́стию безстра́стною, мысль мою́ Твои́м смире́нием сохра́ни, и воздви́гни мя во вре́мя подо́бно на Твое́ славосло́вие. Я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки. Ами́нь.
Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу
Го́споди, Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, умилосе́рдися и поми́луй мя гре́шнаго раба́ Твоего́, и отпусти́ ми недосто́йному, и прости́ вся́, ели́ка Ти согреши́х днесь я́ко челове́к, па́че же и не я́ко челове́к, но и горе́е скота́, во́льныя мо́я грехи́ и нево́льныя, ве́домыя и неве́домыя: я́же от ю́ности и нау́ки злы, и я́же суть от на́гльства и уны́ния. А́ще и́менем Твои́м кля́хся, или́ поху́лих е в помышле́нии мое́м; или́ кого́ укори́х; или́ оклевета́х кого́ гне́вом мои́м, или́ опеча́лих, или́ о чем прогне́вахся; или́ солга́х, или́ безго́дно спах, или́ нищ прии́де ко мне, и презре́х его́; или́ бра́та моего́ опеча́лих, или́ сва́дих, или́ кого́ осуди́х; или́ развелича́хся, или́ разгорде́хся, или́ разгне́вахся; или́ стоя́щу ми на моли́тве, ум мой о лука́вствии ми́ра сего́ подви́жеся, или́ развраще́ние помы́слих; или́ объядо́хся, или́ опи́хся, или́ без ума́ смея́хся; или́ лука́вое помы́слих, или́ добро́ту чужду́ю ви́дев, и то́ю уя́звлен бых се́рдцем; или́ неподо́бная глаго́лах, или́ греху́ бра́та моего́ посмея́хся, мо́я же суть безчи́сленная согреше́ния; или́ о моли́тве не ради́х, или́ и́но что́ соде́ях лука́вое, не по́мню, та бо вся́ и бо́льша сих соде́ях. Поми́луй мя, Тво́рче мой Влады́ко, уны́лаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и оста́ви ми, и отпусти́, и прости́ мя, я́ко Благ и Человеколю́бец, да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю, блу́дный, гре́шный и окая́нный аз, и поклоню́ся, и воспою́, и просла́влю пречестно́е и́мя Твое́, со Отце́м, и Единоро́дным Его́ Сы́ном, ны́не и при́сно и во ве́ки. Ами́нь.
Что́ Ти принесу́, или́ что́ Ти возда́м, великодарови́тый Безсме́ртный Царю́, ще́дре и Человеколю́бче Го́споди, я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша, приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я? Ми́лостив ми бу́ди гре́шному и обнаже́нному вся́каго де́ла бла́га, возста́ви па́дшую мою́ ду́шу, оскверни́вшуюся в безме́рных согреше́ниих, и отыми́ от мене́ весь по́мысл лука́вый ви́димаго сего́ жития́. Прости́ мо́я согреше́ния, еди́не Безгре́шне, я́же Ти согреши́х в сей день, ве́дением и неве́дением, сло́вом, и де́лом, и помышле́нием, и все́ми мои́ми чу́вствы. Ты Сам, покрыва́я, сохра́ни мя от вся́каго сопроти́внаго обстоя́ния Боже́ственною Твое́ю вла́стию, и неизрече́нным человеколю́бием, и си́лою. Очи́сти, Бо́же, очи́сти мно́жество грехо́в мои́х. Благоволи́, Го́споди, изба́вити мя от се́ти лука́ваго, и спаси́ стра́стную мою́ ду́шу, и осени́ мя све́том лица́ Твоего́, егда́ прии́деши во сла́ве, и неосужде́нна ны́не сном усну́ти сотвори́, и без мечта́ния, и несмуще́н по́мысл раба́ Твоего́ соблюди́, и всю сатанину́ де́тель отжени́ от мене́, и просвети́ ми разу́мныя о́чи серде́чныя, да не усну́ в смерть. И посли́ ми А́нгела ми́рна, храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х; да воста́в
Толковый православный молитвослов — Молитвослов
Оглавление
^ 1. О молитве
Что значит молиться Богу?
Молиться Богу, – значит прославлять, благодарить и просить Его о своих нуждах.
Для чего нужно молиться Богу?
Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни, Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.
Как мы молимся?
Молимся мы иногда внутренне – умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью сопровождаем молитву некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс и иногда, для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним, преклоняем колени и делаем поклоны в землю.
Как нужно молиться?
Молиться следует во всякое время, непрестанно (1 Фес. 5:17) [Здесь и далее ссылки на соответствующие места Св. Библии даны в современном общепринятом сокращении. Здесь: 1-е Послание Фессалоникийцам, глава 5, стих 17].
Когда особенно надлежит молиться?
Надлежит молиться: утром, по пробуждении от сна, чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день. При начале дела, чтобы просить Божией помощи. По окончании дела, чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле. Перед обедом, чтобы Бог благословил нам пищу во здравие. После обеда, чтобы благодарить Бога, питающего нас. Вечером, перед отхождением ко сну, чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его хранения в ночи.
На все эти случаи положены православной церковью особенные молитвы.
Где нужно молиться?
Во всяком месте; но особенным местом молитвы служит для нас Божий храм, который мы должны посещать в установленные времена Божественной службы, а особенно в праздничные и воскресные дни и посты.
Кроме Бога, кого мы почитаем и призываем в своих молитвах?
Кроме Бога, мы почитаем и призываем в молитвах Матерь Божию, – Пресвятую Деву Марию, ангелов и всех святых людей.
Всегда ли молитвы наши угодны Богу?
Не всегда. Если мы молимся рассеянно, без любви и страха к Богу, одним только языком произносим молитвы, а умом и сердцем в то же время обращаемся к чему-либо постороннему, то такая молитва не только не привлекает к нам милости Божией, напротив, прогневляет Бога.
Что напоминает нам о Боге и святых Его и помогает не развлекаться во время молитвы?
Иконы, пред которыми мы обыкновенно молимся.
Что такое иконы?
Образ или изображения Господа Бога Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, Девы Марии, святых ангелов и святых человеков.
Что сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится, или стыдится креститься?
Такой человек не желает исповедывать веру свою в Бога, того постыдится Сам Иисус Христос на страшном суде Своем (Мк. 8:38)
Как нужно креститься?
Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки, – большой, указательный и средний, – складываем вместе; два последние пальца, – безымянный и мизинец, – пригибаются к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.
Что мы выражаем таким складыванием пальцев?
Складыванием вместе первых трех пальцев мы выражаем веру в то, что Бог один по существу, но троичен по лицам. Два же пальца пригнутые показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества, Божеское и человеческое. Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верою в Иисуса Христа, распятого на Кресте.
Для чего осеняем крестом лоб, живот и плечи?
Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.
^ 2. Молитвы начальные
Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь
По-русски: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.1
Во имя – в честь, в славу. Аминь – истинно, правда.
Кто разумеется под словами: Отца, и Сына, и Святаго Духа?
Три лица Святой Троицы. Мы веруем, что Бог один, но в Нем три лица: 1-е лицо Св.Троицы есть Бог Отец, 2-е лицо — Бог Сын, 3-е лицо — Бог Дух Святый. Этим трем лицам Св.Троицы принадлежит одинаковая власть, честь и поклонение.
Для чего сказано здесь: во имя, а не во имена?
В знак того, что Бог, хотя в Нем и три лица, по существу Своему только один.
Для чего прибавлено слово: Аминь?
В знак того, что все, что в молитве читаем, истинно.
Когда нужно произносить эту молитву?
Перед всяким добрым делом, потому, что все делать должны мы в честь и славу трех лиц Святой Троицы.
^Молитва мытаря
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному
По-русски: Господь, будь милостив ко мне, грешнику.
Буди – будь.
Чья это молитва?
Молитва эта мытаря (сборщика податей), покаявшегося в своих грехах и получившего прощение, как видно из притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Чего просим мы у