14 октября Покров Пресвятой Богородицы: все о празднике, традиции, молитвы
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.
Источник: foma.ru
Что такое Покров Пресвятой БогородицыПокров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).
Что можно есть на Покров Пресвятой БогородицыНа Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.
События Покрова Пресвятой Богородицы
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…
Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».
История празднования Покрова Пресвятой БогородицыМы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).
«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.
Икона Покрова Пресвятой БогородицыСамые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицыглас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Перевод:
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»
Кондак Покрова Пресвятой Богородицыглас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод:
Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога
Величание Покрова Пресвятой БогородицыВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.
Покров день — народные традиции праздника
Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.
На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.
В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.
В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.
Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.
Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.
В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.
В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.
В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией МатериВо имя Отца и Сына и Святого Духа.
С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих…
Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т. е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят… И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.
Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей… Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.
Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве?. . Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.
И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.
Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?.. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется… В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.
Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу!.. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Эта запись была размещена в Новости, Публикации, Фото и выбрана по тегам Богородица, основы Православия, Покров Богородицы, церковный календарь. Сделайте закладку на постоянную ссылку.
Читать онлайн «Молитвенный покров. Молитвы матери о детях» – ЛитРес
© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2018
* * *
Молитва Пресвятой Богородице о благополучии в семье
Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас!
Молитва святой блаженной Ксении Петербургской о всякой семейной и бытовой нужде
О святая блаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получившая и под сению Всемогущаго упокоившаяся, днесь же, от славнаго тысящелетия Крещения Руси, Церковь Русская прославляет тя, яко благоуханный цвет. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая; испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, юныя в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им стяжати. Болящия и недугующия исцели, супругом любовь и согласие низпосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися помози и от поношения огради, пастыри в крепости духа утверди, Церковь и страну нашу сохрани и всех боголюбивых чад в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин сподоби, ты бо еси наше скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Богородице пред иконою «Неопалимая купина» о семейном благополучии
Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, Чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное, Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила Его, и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, Всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни, отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отрока в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам, чтущим Тя; врази же и вси ненавидящие нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи; преложи горесть нашу во сладость. Радуйся, и слезы отри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо: вся бо можеши, елико хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко Царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва мученице Параскеве Пятнице о покровительстве семейного очага
Тропарь
Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечом иссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Молитва
Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя, и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоей, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею Ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоея в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко Всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и темже пламенем, чудесне возженным чрез Ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию Истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, восшедши душею твоею на небеса в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа, Царя славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: «Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!» Темже и мы, днесь сошедшеся в храм, посвященный имени твоему святому, приветствуем тя, многострадальная, и взирающе на святую твою икону, со умилением вопием ти, всечестная Параскево: вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу, умоли убо Его, Человеколюбца, и о нас, предстоящих и молящихся ти, да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие и спасение и во всем благое поспешение всем православным христианом. Отечеству же нашему да низпослет святое Свое благословение и мир, и всем нам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели, да очистит нас грешных от всякия скверны и порока, да оградит нас святыми Своими Ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасение твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим вси Пресвятое и Великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитв и Посвящений Марии | Приход Скорбящей Богоматери
Магнификат Марии
«Магнификат» или «Песнь Марии» взят из Евангелия от Луки 1:46-55.
Возвещает душа моя величие Господа,
возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем
ибо Он благоволил к смиренному рабу Своему.
От сего дня все роды будут называть меня блаженным:
Всевышний сотворил мне великие дела,
и свято имя Его.
Он милует тех, кто боится Его
в каждом поколении.
Он показал силу Своей мышцы,
Он рассеял надменных в их тщеславии.
Он низверг сильных с их престолов,
и вознес смиренных.
Он наполнил алчущих благами,
и богатых отпустил ни с чем.
Он пришел на помощь своему слуге Израилю
ибо он вспомнил свое обещание милости,
обещание, которое он дал отцам нашим,
Аврааму и его детям навеки.
Память
Помни, любвеобильнейшая Дева Мария,
никогда не слыхали
чтобы кто-то, кто обратился к тебе за помощью
остался без помощи.
Вдохновленный этой уверенностью,
хоть и отягощенный моими грехами,
я прибегаю к твоей защите, ибо ты моя мать.
Матерь Слова Божия,
не презри слов моления моего
но будь милостива и услышь молитву мою.
Аминь.
Радуйся, Святая Королева
(Salve Regina)
Традиционно произносится или поется после ночной молитвы перед сном. Говорят, что с конца Пасхи до начала Адвента.
Радуйся, святая Царица, Матерь милосердия, жизнь наша, сладость наша и надежда наша. К тебе мы взываем, бедные изгнанные дети Евы. К тебе мы возносим наши воздыхания, скорбя и плача в этой долине слез. Обрати же, благодатнейший заступник, к нам милостивые очи Твои, и после сего изгнания нашего покажи нам благословенный плод чрева Твоего, Иисуса. О милостивая, о любящая, о сладкая Дева Мария.
V. Моли Бога о нас, Пресвятая Богородица.
R. Да сподобимся мы обетований Христовых.
Помолимся. Всемогущий и вечный Боже, Который действием Святого Духа уготовил и тело и душу славной Девы Матери Марии, дабы Она удостоилась стать достойным жилищем для Твоего Сына, даруй нам, радующимся ее памяти, да избавится ее любовным заступничеством от нынешних зол и от вечной смерти через того же Христа, Господа нашего. Аминь.
Ангелус
Ангелус — это короткая практика поклонения в честь Воплощения, повторяемая три раза в день, утром, в полдень и вечером.
V. Ангел Господень возвестил Марии: R. И она зачала от Святого Духа.
Богородица, полная благодати! Господь с тобою; благословен Ты среди женщин и благословен плод чрева Твоего, Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час нашей смерти. Аминь.
V. Се раба Господня: R. Да будет мне по слову Твоему.
Богородица, полная благодати! Господь с тобою; благословен Ты среди женщин и благословен плод чрева Твоего, Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час нашей смерти. Аминь.
V. И Слово стало Плотью: R. И обитало среди нас.
Богородица, полная благодати! Господь с тобою; благословен Ты среди женщин и благословен плод чрева Твоего, Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час нашей смерти. Аминь.
V. Моли о нас, Пресвятая Богородица, Р., да удостоимся мы обетований Христовых.
Помолимся:
Излей, молим Тебя, Господи, благодать Твою в сердца наши; дабы мы, которым воплощение Христа, Сына Твоего, возвестилось ангельским посланием, да приведемся Его Страстями и Крестом к славе Его Воскресения, чрез того же Христа Господа нашего.
Аминь.
Из Справочника по народному благочестию и литургии (2001 г.)
Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств:
195. Ангелус Домини – это традиционная форма, используемая верующими в память святого благовещения ангела. Гавриил к Марии. Применяется три раза в день: на рассвете, в полдень и в сумерках. Это воспоминание о спасительном событии, когда Слово стало плотью во чреве Девы Марии силой Святого Духа в соответствии со спасительным планом Отца.
Чтение Ангелуса глубоко укоренено в благочестии верующих христиан и подкрепляется примером римских понтификов. В некоторых местах изменившиеся социальные условия препятствуют его чтению, но во многих других местах следует приложить все усилия, чтобы поддерживать и продвигать этот благочестивый обычай и, по крайней мере, чтение трех аве. Ангелус «на протяжении веков сохранил свою ценность и свежесть своей простой структурой, библейским характером […] квази-литургическим ритмом, которым освящаются различные времена дня, и своей открытостью к Пасхальной Тайне» (231) .
Регина Коэли
Царица Небесная, радуйся, аллилуйя. / Тому, кого ты удостоил родить, аллилуиа.
Воскрес, как сказал, аллилуйя. / Моли Бога о нас, аллилуиа.
V. Радуйся и веселись, Богородице Дево, аллилуиа. Р. Ибо воистину воскрес Господь, аллилуиа.
Помолимся. Боже, возрадовавый миру воскресением Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа,
даруй молим Тебя,
предстательством Девы Марии, Его Матери,
мы можем обрести радость вечной жизни.
Через того же Христа, Господа нашего. Аминь.
Посвящение больных Марии
Молитва Папы Пия XII
О добрая и добрая Мать,
чья душа была пронзена мечом скорби,
взгляни на нас, пока,
в нашей болезни,
мы обвиняем себя рядом с тобой
на Голгофе, где висит твой Иисус.
Наделенный высокой благодатью страдания,
и надеющийся исполнить в нашей собственной плоти
чего недостает в нашем разделении страстей Христовых,
от имени Его Таинственного Тела, Церкви,
мы посвящаем Тебе себя и нашу боль.
Мы молим вас положить их
на Алтарь Креста, к которому прикреплен Иисус.
Да будут они маленькими жертвами умилостивления для нашего спасения,
для спасения всех народов.
О Мать Скорбящих,
прими это посвящение.
Укрепи наши полные надежды сердца,
которые как причастники Христовых страданий
мы также можем разделить его утешение сейчас и навсегда. Аминь
Посвящение семьи Непорочному Сердцу Марии
О Мать Пречистая,
мы приходим к Тебе семьей
и посвящаем себя Твоему Пречистому Сердцу.
Мы приходим к Тебе всей семьей
и уповаем на Твое могущественное заступничество.
О Дражайшая Мать Мария,
научи нас, как мать учит своих детей,
ибо наши души осквернены
и наши молитвы слабы
из-за наших грешных сердец.
Вот мы, Дорогая Мать,
готовы ответить Тебе
и следовать Твоему пути,
ибо Твой путь ведет нас
к сердцу Твоего Сына, Иисуса.
Мы готовы очиститься и очиститься.
Приди же Дева Пречистая,
и обними нас Своей материнской мантией.
Сделай наши сердца белее снега
И чистыми, как источник пресной воды.
Научи нас молиться,
чтобы наши молитвы были прекраснее
пения птиц на рассвете.
Дорогая Мать Мария,
мы вверяем Твоему Непорочному Сердцу
нашу семью и все наше будущее.
Веди нас всех на нашу родину, которая есть Небеса. Аминь.
Непорочное Сердце Марии,
молись о нас.
Молитва Богоматери Гваделупской
Богоматерь Гваделупской,
Мистическая Роза,
ходатайствуй за святую Церковь,
защити суверенного Понтифика,
помоги всем тем, кто взывает к тебе в своих нуждах,
и поскольку ты вечно Дева Мария
и Матерь истинного Бога,
испроси нам от Твоего святейшего Сына
благодать сохранения нашей веры,
сладкую надежду среди горечи жизни
пылающего милосердия, и драгоценный дар
окончательного упорства .
Аминь.
Богоматерь Неустанной Помощи
О Мать Неустанной Помощи, позволь мне когда-либо призывать Твое самое могущественное имя, которое является защитой живых и спасением умирающих. О Пречистая Мария, О Прелестнейшая Мария, пусть твое имя отныне будет всегда на моих устах. Не откладывай, о Блаженная Владычица, помочь мне всякий раз, когда я взываю к Тебе, ибо во всех моих нуждах, во всех моих искушениях я никогда не перестану взывать к Тебе, всегда повторяя Твое святое имя, Мария, Мария.
Молитва Богоматери Лурдской
(Папа Иоанн Павел II)
Радуйся, Мария, бедная и смиренная Женщина, Благословенная Всевышним! Дева надежды, заря новой эры, Мы присоединяемся к вашей хвалебной песне, чтобы прославить милость Господа, провозгласить пришествие Царства и полное освобождение человечества.
Радуйся, Богородица, смиренная раба Господня, Преславная Матерь Христова! Верная Дева, святое жилище Слова, Научи нас усердно слушать Слово и быть послушными гласу Духа, внимательными к Его побуждениям в глубинах совести и к Его проявлениям в событиях история.
Радуйся, Мария, Жена скорбей, Мать живых! Дева супруга под Крестом, новая Ева, Будь нам проводницей по путям мира. Научи нас переживать и распространять любовь Христову, стоять с тобой перед бесчисленными крестами, на которых еще распят Твой Сын.
Радуйся, Мария, женщина веры, Первая из учениц! Дева Матерь Церкви, помоги нам всегда отчитываться за надежду, которая в нас, с упованием на человеческую доброту и любовь Отца. Научи нас созидать мир, начиная изнутри: в глубине молчания и молитвы, в радости братской любви, в неповторимом плодоносии Креста.
Святая Мария, Мать верующих, Богоматерь Лурдская, молись о нас.
Аминь.
Царица Небесная
(сказывается во время Пасхи)
V. Царица Небесная, радуйся, аллилуиа.
Р. Сын, которого Ты удостоил родить, аллилуиа.
В. Восстал, как сказал, аллилуиа.
Р. Моли Бога о нас, аллилуиа.
V. Радуйся и веселись, Богородице Дево, аллилуиа.
Р. Ибо воистину воскрес Господь, аллилуиа.
Помолимся: Боже, Воскресением Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Ты принес радость миру. Даруй нам через заступничество Девы Марии, Его Матери, радость вечной жизни. Через Христа Господа нашего. Аминь.
Молитва Марии Помощнице Христиан
Пресвятая и Непорочная Дева, Помощница Христиан, мы вверяем себя Твоей материнской защите. На протяжении всей истории Церкви вы помогали христианам во времена испытаний, искушений и опасностей. Снова и снова Ты оказываешься Прибежищем для грешников, Надеждой для безнадежных, Утешителем страждущих и Утешителем умирающих. Мы обещаем быть верными учениками Иисуса Христа, Твоего Сына, провозглашать Его Благую Весть о Божьей любви ко всем людям и трудиться ради мира и справедливости в нашем мире. С верой в Твоё заступничество молимся за Церковь, за родных и близких, за нищих и брошенных, и всех умирающих. Даруй, о Мария, Помощь христианам, благодати которых мы нуждаемся. (Упомяните о своих намерениях.) Давайте служить Иисусу с верностью и любовью до самой смерти. Помоги нам и нашим близким обрести безграничную радость вечного пребывания с нашим Небесным Отцом. Аминь.
Мария, Помощница христиан, молись о нас!
Канон Пресвятой Богородице
Канон
Пресвятой Богородице
Тропарь, глас 4: Прибежим же, грешные и смиренные, ныне к Богородице усердно, и припадем в покаянии, из глубины души взывая: Владычица, помоги, помилуй нас! Поспеши, мы погибаем от множества грехов наших. Не оставляй рабов Твоих пустыми, ибо ты у нас единственная надежда.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Никогда, Богородица, не перестанем говорить о силе Твоей, недостойные. Ибо если бы Ты не ходатайствовал в молитве, кто бы избавил нас от многих опасностей? Кто бы держал нас свободными до сих пор? Да не оставим тебя, госпожа наша, ибо ты всегда спасаешь своих слуг от всех опасностей.
Канон, тон 8:
Песня 1.
Эйрмос: Когда Израиль прошел по воде, как по суше, и избежал злобы египтян, они воскликнули: «Поем Искупителю нашему и Богу нашему».
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Тропарь:
Огорченный многими искушениями, я прибегаю к тебе, ища спасения. О Матерь Слова и Дева, безопасно проведи меня через опасности и трудности.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Порывы страсти смущают меня и наполняют мою душу великим унынием. Успокой его, Дева, миром Сына Твоего и Бога, Всеневинная.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Умоляю Тебя, родившая Спасителя и Бога нашего, Дево, избавить меня от опасностей. Ибо к тебе я теперь бегу, вознося ум и душу.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Болезненная телом и душою, удостой мя божественного посещения и Твоей заботы, Единая Богородица, ибо Ты Благая и Благая Подательница.
Песня 3.
Ирмос: Господи, Творец Небесного свода и Строитель Церкви, укрепи меня в любви Твоей, Вершина желаний, О Опора верных, Единый Человеколюбец.
Пресвятая Богородица, спаси нас.Тропарь:
Защитой и заступничеством жизни моей избрал Тебя, Дево, Богородица. Веди меня в гавань Твою, о источник всех благ, о опора верных, о единственная похвала всех.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Молю Тебя, Дево, развеять смятение души моей и бурю печали моей; ибо Ты, Невеста Божия, Христа, Князя Мира, родила, Единая Непорочная.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
О ты, родивший Благодетеля и Творца добрых дел, излей на все богатства благодеяний и добрых поступков; все возможно тебе, ибо Христа, могучего силою, родившая еси, Богоблагословенная.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Сохрани от столкновений рабов Твоих, Богородица, ибо все мы прибегаем к Тебе за Богом, как к неприступной стене и защите.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Меня мучают тяжкие болезни и нездоровые страсти: Дево, помоги мне! Яко знаю Тебя, неистощимую, неистощимую сокровищницу исцелений, Всенепорочная.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Седалион, глас 2: О усердно молящаяся и несокрушимая стена, о источник милости и человекоубежище, усердно вопием ти: Богородице, Владычице, предупреди и избави нас от опасностей, Единая скорая Заступница.
Песня 4.
Эйрмос: Я услышал, Господи, тайну замысла Твоего. Я созерцаю Твои дела и прославляю Твою божественную природу.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Тропарь:
Ты, Владыки Пилота, претерпевшая бурю грехов моих и смятенье страстей моих, Невеста Божия.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Призываю бездну сострадания твоего — даруй мне, ибо родил ты Милосердного и Спасителя всех поющих Тебе.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Дарами Твоими наслаждаясь, Пречистая, благодарственную песнь поем Тебе, Богородице ведая.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Я лежу на ложе боли и болезни моей, помоги мне, ибо Ты – благолюбец и Единая Приснодево Богородица.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Имея Тебя, Всепетая, яко надежду и опору и нерушимую стену спасения, избавляемся от всякой скорби.
Песня 5.
Еирмос: Просвети нас заповедями Твоими, Господи, и вознесшейся мышцею Твоей даруй нам мир Твой, Человеколюбец.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Тропарь:
Наполни сердце мое радостью, о чистая, подарив мне свою чистую радость, о ты, родившая Причина радости.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Избавь нас от столкновений, Пречистая Богородица, Вечное наше Искупление и Мир превыше всякого ума носившая.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Рассей тьму грехов моих, Невеста Божия, сиянием сияния твоего, ибо Ты родила Божественный и Вечный Свет.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Исцели, Чистая, болезнь страстей моих, когда удостоил меня посещения Твоего, и даруй мне здравие Твоим заступлением.
Песня 6.
Ермос: Изолью ко Господу молитву мою, и Ему исповедую скорбь мою; ибо полна зла душа моя, и жизнь моя приблизилась к аду, и, как Иона, помолюсь: от тления воздвигни меня, Боже.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Тропарь:
О Дева, умоли Сына Твоего и Господа, от смерти и тления спасшего естество мое, плененное тлением и смертью, предав Себя на смерть, избавить меня от злых дел врагов моих.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Я знаю Тебя, как заступницу и надежнейшую хранительницу жизни моей, Дево, останавливающую рой искушений и отгоняющую наглые набеги бесовские; и молю непрестанно: избавь меня от растления страстей моих.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Мы имеем Тебя стеной убежища и совершенным спасением наших душ и избавлением от наших скорбей, О Дева, и мы всегда радуемся твоему свету. О, Владычица, сохрани нас ныне от страстей и конфликтов.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Ныне лежу на одре немощей, и нет исцеления плоти моей; но молю Тебя, Благодатная Владычица, родившая Бога и Спасителя мира и Целителя болезней: воскреси меня от тления болезни.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Кондак, глас 6: О неотступная заступница христиан, о непрестанная ходатаица пред Творцом, не презри вопля молитвенного нас, грешных; но, по милости твоей, приди скорее на помощь нам, которые с верой призывают тебя. Скорое ходатайство и молитву (о нас) вознеси, Матерь Божия, присно ходатайствующая о чтущих Тебя.
Другой кондак, глас 6: Нет у нас иной помощи, нет у нас иной надежды, но Ты, Пречистая Богородица, — помоги нам! На Тебя надеемся и хвалимся Тобою, ибо мы Твои рабы. Давайте не будем стыдиться.
Песня 7.
Ирмос: Придя в Вавилон из Иудеи, Дети древности по вере в Троицу топтали пламя печи, воспевая: Боже отцов наших, благословен Ты.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Тропарь:
Желая совершить наше спасение, во чрево Девы вселился Ты, Спаситель, и явил ее миру как Ходатаицу: Боже отцов наших, благословен Ты.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
О чистая мати, родившая Милосердия, моли Его избавить от грехов и от душевных скверн тех, которые с верою вопиют: Боже отцов наших, благословен Ты.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Сокровищницей спасения, источником нетления, башней безопасности и дверью покаяния взывающим: Боже отцов наших, благословен Ты, явился Ты родившей Тебя.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородица, даруй исцеление от немощи телесной нашей и от болезни души нашей с любовью взывающих к Твоему божественному покрову, Дево, Христа Спасителя за нас родившая.
Песня 8.
Ермос: Царь Небесный, Которого сонмы Ангелов восхваляют, восхвалим и превознесем во все века.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Тропарь:
Не презри, Дево, нуждающихся в помощи Твоей и поющих и превозносящих Тебя, Дево, во веки веков.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Болезни телесные мои и недуги душевные исцеляешь, Дево, да славлю Тебя, Чистая, вовеки.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Богатство исцелений изливаешь Ты, Дево, на тех, которые с верою воспевают Тебя и превозносят Твое неизреченное Чадородие.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Натиски искушений и приступы страстей отгоняешь, Дево; посему поем Тебе во все века.
Песня 9.
Ермос: Спасаемая Тобою, Чистая Дева, исповедуем Тебя превыше Богородицы, и ликами бестелесными величаем Тя.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Тропарь:
Не отвратись от потока слез моих, Дево, родившая Христа, Который всякую слезу со всех ликов осушил.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Радостью сердце мое исполни, Дево, Полноту Радости принявшая и печаль греховную прогонившая.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Будь прибежищем и посредничеством и стеною незыблемой, пристанищем и защитой и веселием, Дево, всех прибегающих к Тебе за прибежищем.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:
Лучами света Твоего, Дево, просвети тех, кто истинною верою исповедует Тебя Богородицей, и прогони мрак неведения.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Вместо страданий, Дево, исцели мя, смиренного немощью, и из болезни в здравие преобрази.
Молитва Пресвятой Богородице.