Молодое поколение сердце на ладони: Нужна помощь! Молодое поколение в романе И. Шамякина «Сердце на ладони» – краткое содержание, герои, отзывы :: SYL.ru

краткое содержание, герои, отзывы :: SYL.ru

Вторая мировая война прокатилась жесточайшим катком по миру. По сей день жива память о миллионах солдат и о тех, кто не щадя себя, работал в тылу. Во многом это заслуга писателей, посвятивших свои произведения военной теме. Один из них – белорусский писатель Иван Петрович Шамякин. В его творчестве настоящее и прошлое как бы переплетаются, решая важные жизненные проблемы: правду прошлого и настоящего, отношения человека, отношения между поколениями. Одно из таких произведений — «Сэрца на далони». Краткое содержание романа приведено в этой статье.

сэрца на далони краткое содержание

О чем произведение?

Роман «Сэрца на далони» посвящен жизни и борьбе белорусского народа в годы ВОВ и послевоенное время. В центре романа две семьи: хирурга Яроша и журналиста Шиковича. С большой любовью, проникновенно автор рисует их патриотизм, святость дружбы и духовный мир.

Главные герои «Сэрца на далони»:

  • сотрудник газеты, журналист Кирилл Шикович;
  • известный в городе хирург Антон Ярош, бывший во время войны подпольщиком;
  • Семен Гукан — председатель горисполкома, олицетворяющий в романе систему чиновничьей вседозволенности.

Шикович, узнав от Яроша об афере Гукана, помогает его разоблачить, рискуя своей карьерой. Кирилл проявляет дружескую верность и принципиальность, помогая устроить судьбу Зоси, которой эти трагические события сломали жизнь. Дорого заплатили друзья за свои человеческие стремления и порывы. Много места в романе автор уделяет и молодому поколению. Через образ Славика, сына журналиста, автор пытается показать проблему отцов и детей. Иван Шамякин подчеркивает, что правда собственной истории необходима народу, как одно из условий существования. Человек, равнодушный к прошлому, будет равнодушен и к настоящему.

иван шамякин

Неутомимый журналист

Кирилл Шикович отличается бескомпромиссностью, ненавистью к приспособленчеству и демагогии. Журналист пересматривает свое отношение к прошедшей войне, хочет доработать книгу о подполье, потому как многое в ней не отвечает правде. Кирилл настойчиво ищет справедливости и уверен, что, несмотря на обстоятельства и время, человек должен добиваться истины. По этой причине между ним и Антоном произошел спор. При упоминании военных лет лицо Яроша изменилось – пропали складки ироничной усмешки, а спокойствие и безмятежность сменила мука. Антон ответил, что его роль в подполье была второстепенной. Да и зачем ворошить прошлое?

Кирилл не всегда такой решительный. Иван Шамякин показывает это в сцене, когда журналист в кабинете председателя горисполкома и соавтора книги теряется. У Шиковича нет фактов, чтобы вывести на чистую воду Гукана. Его высокий авторитет смущает, к тому же чиновник умело скрыл тот факт, что сын журналиста попал в милицию за угрозы английским туристам. Этим Гукан ударил в больное место – отцовское сердце. Но когда дело доходит до жизненных принципов, Антон искренен и горяч. В романе ясно видно сильное желание Шиковича установить справедливость и наказать зло.

раман сэрца на далони

Мастер своего дела

В самой первой сцене романа читатель знакомится с другим главным героем – Антоном Ярошем, который гоняет с сыном голубей. Богатырь, статью которого в тысячный раз любовалась жена, стоял на краю веранды и залихватски свистел. Высокий, стройный, пригожий — таким он запомнился и Зосе Савич, когда она в войну прятала его от гестаповцев. Чтобы подчеркнуть, что Ярош — хирург, автор неоднократно в романе обращает внимание на «пригожесть» его рук – дюжих и умелых. Жена любуется этими сильными руками. Много раз в этих дюжих, пригожих руках оказывалось сердце спасенного доктором человека.

Держали эти руки и сердце Зоси Савич. Автор доверил человеку с дюжими и чистыми руками сердце своей героини, как будто подчеркнул тем самым, что только люди с чистой совестью и такими же руками могут спасать других. Из краткого содержания «Сэрца на далони» уже ясно, что название романа проливает свет на многое. Автор как будто говорит, что надо быть добрым, только тогда ты сможешь завоевать любовь и уважение людей. Как Антон, что спас от смерти Зосю и выполнил просьбу подпольщика Павла, пообещав позаботиться о его сыне Тарасе. И теперь, после войны, доктор растит его как родного со своими детьми, Виктором и Наташей.

Сцена операции на сердце в романе подробно описана. В момент операции хирург Ярош предстает перед Шиковичем «сверхчеловеком»: в белой одежде, в белой шапочке, которая как будто сияла на свету. Антон, в силу своей профессии, настойчив не меньше журналиста. Обнаружив непорядок в медицинских делах города, он публично об этом заявляет. С его помощью удается установить правду о подполье. Помогает Зосе с квартирой, хотя знает, как к этому отнесется его ревнивая жена. Смелый человек, прошедший войну, он страшно переживает недоразумение со своей супругой. Ее недоверие ранит его глубоко в сердце.

сэрца на далони герои

Высокий чиновник

Председатель горисполкома, Семен Гукан, управляет жизнью всего города. Механизм управления выверен им годами работы в чиновничьем аппарате. Приходит на службу раньше всех, чтобы успеть сделать все дела и досаждать подчиненным весь день. Слишком сентиментальный, он наблюдает в окно, как сменяются времена года. Заядлый рыбак, он выбирает для ловли место, которое облюбовал не меньший энтузиаст этого дела Ярош. Гукан стоит, широко расставив ноги, с худым аскетичным лицом, глубоко посаженными глазами и густыми бровями, в профиль он похож на ястреба, который выглядывает добычу на самом дне реки.

Одевается в белый полотняный старомодный костюм. Пиджак в форме френча, такие носили в тридцатые годы, с хлястиком и огромными нагрудными карманами. Но еще больше бросалась в глаза его старомодная шляпа, которая делала хозяина похожим на купеческого приказчика. В деталях портрета кроется истинная сущность Семена: ястребиный взгляд, одежда сталинских времен, которые для Гукана были, видимо, идеалом. Сравнение с купеческим приказчиком показывает, что Гукан не просто чиновник, а жонглер человеческими жизнями. Он боится пересмотра прошлого. Боится, что раскроется ложь. Особенно о докторе Савиче и его дочери Зосе.

Когда Шикович при помощи Антона и Зоси установил, что Савичи во время войны прятали от немцев и Семена, Гукан вместо сожаления и раскаяния поддерживает версию немцев про Савича, а на Зосю доносит, как на соучастницу. Только в финале романа читатель видит его побитого и поверженного. Он думает о пенсии. Ищет у людей поддержки и не находит. Гукан – это моральное зло: карьеризм, неумение сочувствовать другим и властолюбие. Это видно даже из краткого содержания «Сэрца на далони».

сэрца на далони отзывы

Восстановить справедливость

Роман начинается с сомнений журналиста Кирилла Шиковича в верности данных книги, написанной им в соавторстве с председателем горисполкома Гуканом, о деятельности городского подполья в годы войны. Он хочет восстановить репутацию руководителя подпольной организации Савича, которого много лет считают предателем. Бывший подпольщик Ярош не поддерживает Шиковича, так как опасается, что пересмотр событий послужит поводом для личной мести.

Все стремятся узнать правду даже несмотря на препятствия, которые создает наделенный властью председатель горисполкома Гукан, ему не выгодно, чтобы истина открылась. Он во время войны скрывался от фашистов в доме Савичей и был спасен. Оккупанты раскрыли связь Савича с подпольем и расстреляли доктора. Всем объявили, что это месть партизан за помощь Савича фашистам. Для убедительности организовали пышные похороны. Правду знает только Гукан, который, опасаясь за собственную жизнь, молчит.

Тайное становится явным

Высокая должность Гукана сыграла в этой истории свою роль, председателю горисполкома удалось утвердить мнение, что организатором и руководителем городского подполья был именно он, а доктор Савич — предателем. Через какое-то время Кирилл начинает сомневаться в правильности выводов и правдивости событий, которые легли в основу книги. Антон Ярош также не согласен с теми выводами. Он не верит в измену доктора Савича, который рисковал жизнями, своей и дочери, спасая его от неминуемой гибели. Антон понимает, что предатель так бы не поступил, а сдал бы его фашистам.

Первым лучиком правды стала статья Шиковича в газете. Воспоминания бывшей медсестры только подтверждали, что сведения в книге не соответствуют действительности. Так утвердилась мысль, что многое о военном прошлом было сфальсифицировано. Для некоторых чиновников правда стала бы концом карьеры. Они отказывались признать людей, которые стали невинными жертвами. Из краткого содержания «Сэрца на далони» видно, что одна из них – Зося Савич.

сэрца на далони на белорусском языке

Сердце на ладони

После расстрела отца Зосю арестовали и пытали фашисты, после чего она попала в концлагерь. На этом ее страдания не закончились. По доносу Гукана она, как дочь предателя, была осуждена и выслана в Сибирь. Ей пришлось очень трудно. Неимоверные страдания подорвали ее здоровье. С пороком сердца Зося попадает к хирургу Ярошу, теперь он будет спасать ее жизнь. От результата этой операции зависит будущее Зоси: или снова страдать, или жить счастливо.

Больное сердце этой мужественной женщины олицетворяет в романе больное общество. Операция, которую проводит хирург Ярош, — одна из центральных сцен, символизирующая процесс переосмысления жизни. Время, как и скальпель хирурга, отсечет все плохое, чтобы излечить больное общество. «Вось яна, вайна. Збудаваны гарады. А сэрцы людзей… Сэрцы ранены», — цитата из рамана «Сэрца на далони» на белорусском языке как нельзя лучше подчеркивает, что это сердца людей на ладони времени.

сердце на ладони

Отзывы читателей

Роман «Сердце на ладони» рассказывает прежде всего о чести и достоинстве человека. Знакомит он и с малодушными и подлыми людьми. Переосмысление человеческих ценностей, мужество людей, история руководителя подполья, объявленного предателем — основные сюжетные линии. Идея романа выражена в самом названии, подчеркивает необходимость гуманного отношения к человеку.

Во многих отзывах читатели пишут, что автор очень бережно составил портреты своих героев, никого не идеализируя и не очерняя. Художественные образы очень убедительны, много страниц в романе отведено молодежи. Их мыслям, поступкам, страстям, «треугольничкам» и даже «четырехугольничкам», как говорит один из героев романа Славик. Автор раскрывает эти сцены не менее убедительно и захватывающе, чем основные сюжеты.

Динамичность и острота романа достигается тем, что автор проводит героев через те же испытания, которым ежедневно подвергается каждый человек, — работой, отношением к делу, бытом, любовью, семьей, дружбой, выбором, совестью. Роман реалистичен, задевает за живое и заставляет задуматься о жизни, так пишут многочисленные читатели в отзывах. «Сэрца на далони» — это символ общества, лишенного подозрительности и страха, это символ сочувствия и доброты, доверия и искренности.

Рецензии на книгу Сердце на ладони

Эта книга из ряда школьной литературы. Я вообще не очень люблю читать отечественных писателей, что очень зря, ведь многие книги действительно хороши. Но, как говорится, пока не тыкнут носом, что прочитать, руки сами не дойдут :).

Читала, к сожалению, на русском языке, но, тем не менее, не считаю это каким-то преступлением. Ведь кому как удобно.

А теперь перейдем к непосредственному разбору книги.

Во-первых, мне понравился сам сюжет. Понравилось то, что можно узнать о прошлом, и побывать в настоящем – события, которые происходят во время войны (рассказы Яроша и Зоси Савич), а также события, происходящие в послевоенное время. В этих двух периодах нам представляется помимо взрослых людей молодежь. Виктор (Антон Ярош), Зося Савич и другие – это смелые молодые люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради Родины; несмотря на многочисленные предательства, некоторые из этих людей действительно могли рассчитывать на взаимопомощь. Молодежь послевоенного времени – Славик, Тарас, Маша, Ира, Наташа, Виктор – живут спокойной жизнью, у каждого из них свои «дела сердечные». Сестры и братья часто ссорятся, но мы видим, как в тяжелые моменты они поддерживают друг друга. Они – дорога в мирное будущее.

Во-вторых, хотелось бы отметить несколько героев, особо полюбившихся мне.

Антон Ярош. По описанию в книге, я увидела сильного, мужественного, смелого, умного, задумчивого, но такого нежного, любящего мужчину, который не потерял себя во время войны. Пожалуй, этот герой в какой-то мере стал для меня идеалом.

Кирилл Шикович. Этот персонаж – абсолютная противоположность Антона, как во внешности, так и в характере. Но его живость, творческая натура, некоторая ворчливость и жажда справедливости – все это «цепляет» и заставляет симпатизировать ему.

И третий, особо полюбившийся герой книги «Сердце на ладони» — Славик. Он молодой, противоречивый «хулиган» и, видимо, именно поэтому стал симпатичен мне. Колючий, любвеобильный, нахальный, безответственный, но когда в один прекрасный день ему повстречалась Маша, он пусть и не меняется, но у него в голове появляются серьезные мысли и намерения. Славик влюбился. Но когда Маша отказала ему, мне стало его искренне жаль. А его безрассудный поступок в конце книги, который чуть не лишил его жизни, доказывает лишь то, что его намерения были действительно серьезными, и парень вляпался по самые уши :). Хотелось бы узнать, что же стало с этим героем дальше, но, видимо, придется пофантазировать самой.

В общем и целом хочу сказать, что книгу читала на одном дыхании, а ее герои надолго поселились в моем сердце.

Иван Шамякин «Сердце на ладони» — отзыв tassia_winter

Эта книга из ряда школьной литературы. Я вообще не очень люблю читать отечественных писателей, что очень зря, ведь многие книги действительно хороши. Но, как говорится, пока не тыкнут носом, что прочитать, руки сами не дойдут :).

Читала, к сожалению, на русском языке, но, тем не менее, не считаю это каким-то преступлением. Ведь кому как удобно.

А теперь перейдем к непосредственному разбору книги.

Во-первых, мне понравился сам сюжет. Понравилось то, что можно узнать о прошлом, и побывать в настоящем – события, которые происходят во время войны (рассказы Яроша и Зоси Савич), а также события, происходящие в послевоенное время. В этих двух периодах нам представляется помимо взрослых людей молодежь. Виктор (Антон Ярош), Зося Савич и другие – это смелые молодые люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради Родины; несмотря на многочисленные предательства, некоторые из этих людей действительно могли рассчитывать на взаимопомощь. Молодежь послевоенного времени – Славик, Тарас, Маша, Ира, Наташа, Виктор – живут спокойной жизнью, у каждого из них свои «дела сердечные». Сестры и братья часто ссорятся, но мы видим, как в тяжелые моменты они поддерживают друг друга. Они – дорога в мирное будущее.

Во-вторых, хотелось бы отметить несколько героев, особо полюбившихся мне.

Антон Ярош. По описанию в книге, я увидела сильного, мужественного, смелого, умного, задумчивого, но такого нежного, любящего мужчину, который не потерял себя во время войны. Пожалуй, этот герой в какой-то мере стал для меня идеалом.

Кирилл Шикович. Этот персонаж – абсолютная противоположность Антона, как во внешности, так и в характере. Но его живость, творческая натура, некоторая ворчливость и жажда справедливости – все это «цепляет» и заставляет симпатизировать ему.

И третий, особо полюбившийся герой книги «Сердце на ладони» — Славик. Он молодой, противоречивый «хулиган» и, видимо, именно поэтому стал симпатичен мне. Колючий, любвеобильный, нахальный, безответственный, но когда в один прекрасный день ему повстречалась Маша, он пусть и не меняется, но у него в голове появляются серьезные мысли и намерения. Славик влюбился. Но когда Маша отказала ему, мне стало его искренне жаль. А его безрассудный поступок в конце книги, который чуть не лишил его жизни, доказывает лишь то, что его намерения были действительно серьезными, и парень вляпался по самые уши :). Хотелось бы узнать, что же стало с этим героем дальше, но, видимо, придется пофантазировать самой.

В общем и целом хочу сказать, что книгу читала на одном дыхании, а ее герои надолго поселились в моем сердце.

Отзывы о книге Сердце на ладони

Чарговы раман ад майго любага пісьменніка Івана Шамякіна. Дарэчы, каб быць дакладным, упершыню дакрануўся да яго дзесяць год таму і вось зараз ізноў пацягнула на айчынную класіку. Памятаю, як тады ўразіла мяне гісторыя Зосі Савіч і Антона Яраша, не змяніліся маі адносіны і сёння.

Цікава, што спробы перапісаць гісторыю, замоўчыць тыя вялікія падзеі, што адбываліся ў гады Вялікая Айчынная і, на жаль, так папулярны сёння, мелі месца і тады – у далёкія 60-тыя… Ітак, раман “Сэрца на далоні”, як і многія іншыя творы аўтара – аб чэсці чалавека, яго сумленні, духоўным і прафессійным, праблеме выбару. Не аднойчы Іван Шамякін спалучаў дзень сёняшні (на ўвазе выхаду кнігі) і дні вайны – гэта, так казаць, яго пісьменніцкі стыль: бачылі мы такое і ў “Вазьму твой боль” і ў “Атлантах і карыятыдах” і тут – у “Сэрцы на далоні”. Цяперашняе і мінулае як бы спалучаецца ў рамене, вырашаючы самыя важныя праблемы ў жыцці ўсяго грамадства: праўды мінулага і сучаснага, адносіны паміж пакаленнямі, да чалавека, кіраўніка падполля, што быў аб’яўлены нямецкім здраднікам і, як гаворылі, расстраляны партызанамі.

І вось спусця 18 год яго дачка Зося, што дапамагала падполлю, раскрывае страшэнную тайну – яе бацька не быў здраднікам, а Савіча расстралялі самі фашысты. Такім чынам, гісторыя, апісаная Сямёнам Гуканам – старшынёй гарсавета, чыноўнікам і кар’ерыстам у сваіх успамінах – няпраўда. Ня верыў гэтаму і Антон Яраш, вядомы у горадзе хірург, што ў гады вайны сам з’яўляўся падпольшчыкам і ратаваўся ў доме Савічаў ад паліцыі. Але хто паверыць дачцы здрадніка, тым больш – за Гуканам уся сіла і ўседазволенасць. І калі праз шаснаццаць год пасля вайны сціплай Зосе з парокам сэрца хутка патрабуецца аперацыя – чыноўнікі проста чураюцца яе, яна ж – “дачка здрадніка”. Антон Яраш і яго сябра журналіст Кірыла Шыковіч разумеюць – у этай гісторыі нешта не так, ды і сам Гукан ставіць палкі ў калёса расследванню, якое гэтыя абодва распачалі.

Наўрад ці гэты раман можна назваць дэтыктывам, але кропкі даследвання ў ім усё ж такі маюцца. Фінал прадбачлівы, але і ўражвае – хто мог паверыць, што сам старшыня гарсавета – здраднік, які не толькі застаўся не пакараны, але і займае такую высокую пасаду на працягу м

Отзывы о книге Сердце на ладони

Чарговы раман ад майго любага пісьменніка Івана Шамякіна. Дарэчы, каб быць дакладным, упершыню дакрануўся да яго дзесяць год таму і вось зараз ізноў пацягнула на айчынную класіку. Памятаю, як тады ўразіла мяне гісторыя Зосі Савіч і Антона Яраша, не змяніліся маі адносіны і сёння.

Цікава, што спробы перапісаць гісторыю, замоўчыць тыя вялікія падзеі, што адбываліся ў гады Вялікая Айчынная і, на жаль, так папулярны сёння, мелі месца і тады – у далёкія 60-тыя… Ітак, раман “Сэрца на далоні”, як і многія іншыя творы аўтара – аб чэсці чалавека, яго сумленні, духоўным і прафессійным, праблеме выбару. Не аднойчы Іван Шамякін спалучаў дзень сёняшні (на ўвазе выхаду кнігі) і дні вайны – гэта, так казаць, яго пісьменніцкі стыль: бачылі мы такое і ў “Вазьму твой боль” і ў “Атлантах і карыятыдах” і тут – у “Сэрцы на далоні”. Цяперашняе і мінулае як бы спалучаецца ў рамене, вырашаючы самыя важныя праблемы ў жыцці ўсяго грамадства: праўды мінулага і сучаснага, адносіны паміж пакаленнямі, да чалавека, кіраўніка падполля, што быў аб’яўлены нямецкім здраднікам і, як гаворылі, расстраляны партызанамі.

І вось спусця 18 год яго дачка Зося, што дапамагала падполлю, раскрывае страшэнную тайну – яе бацька не быў здраднікам, а Савіча расстралялі самі фашысты. Такім чынам, гісторыя, апісаная Сямёнам Гуканам – старшынёй гарсавета, чыноўнікам і кар’ерыстам у сваіх успамінах – няпраўда. Ня верыў гэтаму і Антон Яраш, вядомы у горадзе хірург, што ў гады вайны сам з’яўляўся падпольшчыкам і ратаваўся ў доме Савічаў ад паліцыі. Але хто паверыць дачцы здрадніка, тым больш – за Гуканам уся сіла і ўседазволенасць. І калі праз шаснаццаць год пасля вайны сціплай Зосе з парокам сэрца хутка патрабуецца аперацыя – чыноўнікі проста чураюцца яе, яна ж – “дачка здрадніка”. Антон Яраш і яго сябра журналіст Кірыла Шыковіч разумеюць – у этай гісторыі нешта не так, ды і сам Гукан ставіць палкі ў калёса расследванню, якое гэтыя абодва распачалі.

Наўрад ці гэты раман можна назваць дэтыктывам, але кропкі даследвання ў ім усё ж такі маюцца. Фінал прадбачлівы, але і ўражвае – хто мог паверыць, што сам старшыня гарсавета – здраднік, які не толькі застаўся не пакараны, але і займае такую высокую пасаду на працягу многіх год. Тыя, хто ведаў праўду (былая медсястра і інш.) проста баяліся. Сэрца на далоні – гэта сімвал даверу, грамадства, пазбаўленага ад страху і падазронасці, шчырасці і адкрытасці. І няхай далейшы лёс Зосі Савіч нам невядомы (яна знікла ноччу, пакінуў запіску з падзякай за выратаванне – яе цела і душы – добрае імя яе бацькі было, наканец, вернута), але мы ведаем што ў гэтай гісторыі добры канец.

(эссе по шамякину)

Имя народного писателя Белоруссии Ивана Петровича Шамякина хорошо известно читателям. Его романы неоднократно издавались на родном языке, переводились на русский и другие языки народов СССР, а также стран социалистического содружества. За роман «Глубокое течение» И.П.Шамякину присуждена Государственная премия СССР. За романы «Тревожное счастье» и «Сердце на ладони» писателю присуждена Государственная премия БССР.

Роман «Сердце на ладони», удостоенный Государственной премии БССР, посвящен жизни белорусского народа, героически боровшегося за свободу и процветание Родины в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Проникновенно, с большой любовью к людям рисует автор патриотизм своих героев, богатство их духовного мира, святость дружбы, борьбу за высокие идеалы коммунистической морали.

В художественной литературы многие писатели озабочены проблемой воспитания молодежи. Эта тема актуальна по разным причинам. Во-первых это внутренние переживания писателей о наличие какого духовной стержня и простых жизненных понятий (таких как добро, любовь, дружбы) у современной молодежи. Это характерно для литературы уже нашего времени. Во-вторых, это проблема воспитания молодежи в социальном плане. Иван Шамякин принадлежит к поколению писателей, молодость которых была опалено и закаленные войной. Возможно, по этой причине большинство его произведений так или иначе связано с событиями Великой Отечественной войны. Он поднимают жизненные и очень вaжные для каждого темы: работа, отношения к делу, которой служишь, быт, любовь, семья, дружба, выбор, совесть. Это делает каждое произведение Шамякина неповторимым и привлекательным для читателей. Cюжеты его произведений увлекательные, образы не только убедительны, но эстетические. Занимательность, динамичность и острота сюжетов достигается тем, что писатель проводит своих героев через все те испытания, которыми ежедневно прохидим все мы.

В центре многопланового романа «Сердце на ладони» жизнь двух семей: известного хирурга Яроша и журналиста Шиковича — и их борьба за высокие идеалы коммунистической морали. Большой дружбой и общностью интересов связаны эти семьи. Сильные духом, самоотверженные труженики и искатели, они живут интересной и яркой жизнью. Любопытна линия молодых представителей этих семей: Маши, Славика, Тараса и других. Со многими людьми и судьбами, переплетенными в замысловатом, интересном сюжете, познакомит этот роман.

Роман писался, после того, як был развенчаны культ Cталина. Это были первые отголоски существующей действительности.

Роман «Сердце на ладони» посвящен жизни белорусского народа, самоотверженно боровшегося за свободу и процветание родины в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Так образность героев войны можно проследить по литературному герою Кирилла Шиковича.

Один из главных персонажей романа. Это бывший фронтовик, который в мирное время зарекомендовал себя как талантливый и принципиальный журналист, писатель. Образ этот можно рассматривать в двух аспектах: как человека и как гражданина. Как человек он добродушный, мягкий, любит комфорт, спокойствие, свою семью, свою работу. Увлекшись работой, он теряет контроль за собственным сыном и очень переживает, узнав, что его Славик вырос негодяем. Он предпринимает попытки воздействовать на сына, но в одиночку цели не достигает. Несмотря на тягу к спокойствию и комфорту, он занимает принципиальную и активную позицию, узнав об афере Гукана от своего друга Яроша. Шикович помогает Ярошу разоблачить Гукана, несмотря на его сильные позиции во власти. Он проявляет дружескую верность и гражданскую принципиальность, помогая Ярошу устроить судьбу Зоси Савич, которой Гукан сломал жизнь. Шемякин рисует нам портрет интеллигента-коммуниста, который в мирное время, на вершине успеха потерял внимательность и расслабился, но при первой же надобности он включается в борьбу за справедливость, твердо идет до конца, рискуя карьерой и добрым именем и побеждает вместе с товарищем.

Наше восхищение дружбой Яроша и Шиковича нельзя лучше выразить, как через осознание 3ocи: «Всегда хорошо от иx вот такой дружбы». Так думает Зося, наблюдая теплые, искренние отношения между друзьями, внешне такими разными. Наблюдая, соглашаемся с мыслью писателя и мы: действительно, искренняя дружба может быть между толстым и тонким, высоким и низкорослым, импульсивным и сдержанным, но главное между ними должно быть общим — честность. Не толь профессиональный «зуд» и желание восстановить нарушенную справедливость, но и желание помочь своему другу Ярошу было мотивом неустанного поиска и «ковыряния» Шикович в apxивныx документах.

Дорого заплатили Ярош и Шикович за свои человечные устремления и порывы.

Все художественные образы в романе, через которые, как и через «сюжетный каркас», писатель выражает свои мировосприятие, очень убедительно. Но наибольшим писательском мастерством, настоящей художественностью выделяется образ Славика Шиковича. Это самый несчастный образ. В нем воплощена писательская мысль о том, как нелегко быть молодым, даже если твои родители действительно приличные и честные люди, как трудно расти человеку, как на рост или на его замедление может повлиять исключительно все, даже какая-то, казалось бы, мелочь. Самое трудное в этом мире — расти, изменяться к лучшему, быть способным пересмотреть и свои поступки, и свои ценности.

Автор пытается именно через образ Славика показать одну из главных проблем романа — проблема отцов и детей. Родители Славика ищут ответа на вопрос, почему так получилось, что их сын растет простаки, циником и хулиганом. Отец — инженер человеческих душ, а на душу сына почти никакого влияния не оказывает. Мать — сеятель разумного, доброго, вечного. Родители заботились о нем всю жизнь, но не сумели воспитать его в духовную плане. В тех условиях, когда говорили одно, думали другое, молодежи понять почему так было трудно. В таких языках не достаточно было только удовольствие физических нужд ребенка. Родители стремятся сделать все, но не способны образумить духовных мир юноши.

Шамякин утверждает, что если такое взаимопонимание есть тогда и дети имеют возможность повлиять на родителей. Конечно же, работа, достойное окружение также повлияли на Славика. Но вряд ли могло вообще появиться увлечение величественностью программы построения коммунизма. Славик был поражен, что все говорили с такой горение и о моральном кодексе. Но у Славика всегда в душе был справедливый протест против несоответствия между тем, что слышал и что видел.

Писатель доводит, что правда собственной истории нужна народу как необходимое условие его существования. Если человек равнодушен к прошлому, он равнодушен и к современности.

Произведения Шамякина прошли испытание временем и не утратившие своей актуальности.

5

Иван Шамякин — народный писатель Беларуси

Более шестидесяти лет преданно служил национальной литературе признанный мастер слова Иван Петрович Шамякин (30.01.1921 — 14.10.2004).

За это время им написано много крупных произведений художественной прозы, пьес и сценариев, издано несколько книг публицистики, которые вошли в сокровищницу национальной культуры.

Иван Петрович Шамякин — яркий пример писателя-гражданина, посвятившего свой огромный талант служению Отчизне и белорусской литературе. Он — Герой Социалистического Труда, народный писатель Беларуси, академик Национальной академии наук Беларуси, лауреат Государственных премий Беларуси и СССР, премии Союзного государства в области литературы и искусства, один из немногих белорусских литераторов, которого уважительно называли «живым классиком».


Книги писателя выходили миллионными тиражами, покоряя читателей интригующими сюжетами и острыми жизненными темами, переводились на многие языки мира, превращались в сценарии кинофильмов и театральных постановок. Он сам стал не только народным писателем Беларуси, получив почётное звание в 1972 году, но поистине классиком национальной литературы ХХ века — ещё при жизни.

Обложки книг по произведениям Івана ШамякинаИзображение: llibre.ru

В творческом наследии Ивана Шамякина — 12 романов, 26 повестей, 10 пьес, десятки рассказов, огромное количество статей и очерков, дневники. К слову, только в 2014 году было завершено издание наиболее полного из всех существующих и первого научно комментированного собрания сочинений, в подготовке которого принимали участие дочери писателя Татьяна и Алеся. В 23-х томах объединилось всё созданное Шамякиным за более чем шестьдесят лет творчества.

Вся жизнь писателя и его творчество — одно целое, при этом он поистине профессиональный писатель.

4 февраля 2001 года 80-летний народный писатель Беларуси Иван Шамякин записал в своём дневнике:

«Я признаюсь откровенно: не будь прибежища фантазии, не будь их, игр и забав сочинительства, творчества, искусства, снова и снова после каждого окончания манящих дальше, к новым приключениям и новым волнующим попыткам, не будь их, соблазняющих ко всё более настойчивому их продолжению, — я бы не знал, как жить, а не то что давать советы или поучать…Моя жизнь и её плоды на виду. Если есть в этом какой—то человеческий пример, способный помочь, пусть им и воспользуются и не требуют от старика новых мудростей».

Что входит в понятие «профессиональный писатель»? Теперь об этом спорят, пытаясь отделить прытких изготовителей массолита (массовая литература — наше прим.) от играющих словами и смыслами литературных гурманов, сетуя, что понятие «профессиональный писатель» в отечественной литературе всё более девальвируется, что на гонорары никто прожить не может. Но какое бы ни вкладывалось значение в определение «профессиональный писатель», Иван Петрович Шамякин, несомненно, им был. Жить для него — значило писать. И он творил до последнего дня своего.

Краткая биография

Фото: belarus.by

Иван Петрович Шамякин родился 30 января 1921 года года в деревне Корма Добрушского района Гомельской области в семье лесника, которая располагалась на границе государств: Беларуси, Украины и России. Его детство прошло в родном селе. Быть может, именно красота родного края, знание трёх языков и помогли развить литературный дар будущего писателя.

В 1940 году он окончил Гомельский техникум строительных материалов и был призван на службу в ряды Красной Армии. В этом же году, после окончания учёбы, женился.

Иван Шамякин с женой МариейФото: 21.by

Его избранницей стала Мария Филатовна, с которой писатель был знаком с пятого класса. Счастливый брак продлился 58 лет. Своей супруге, покинувшей этот мир раньше него, Иван Петрович посвятил произведение «Неповторимая весна» и «Славься, Мария».

Во время Великой Отечественной воевал на Севере, на Карельском фронте, участвовал в боях под Мурманском, в освобождении Польши. Отличался воинской доблестью и немалыми организаторскими способностями, о чём свидетельствуют боевые награды, а также и то, что войну начал сержантом, был комсомольским вожаком, а в 1944 году стал комиссаром отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, офицером-политработником.

Фото: tv.sb.by

Шамякин был знающим пропагандистом и интересным рассказчиком, поэтому бойцы слушали его с удовольствием. Для начальства он составлял всевозможные рапорты, выпускал стенгазету, боевые листки.

В 1941 году написал и опубликовал свой первый рассказ «В снежной пустыне», посвящённый боям с немецко-фашистскими захватчиками на Севере, где воевал в начале войны. Печатный дебют произошёл в военный период в газете «Часовой севера». В 1944 году написал рассказ на белорусском языке «У снежнай пустыні» (опубликован в 1946 году).

Воинскую часть, в которую входил 33-й отдельный зенитный дивизион, в начале 1945 года перебросили в Польшу (в Познань), а потом в Германию. Там, на Одере, Иван Шамякин и встретил Великую Победу.

Демобилизовался Іван Шамякін осенью 1945 года. Вернувшись в родные края, стал работать учителем литературы и языка, вечерами в колхозе проводил семинары агитаторов. Ночами, живя в полуразрушенной землянке, при керосиновой лампе писал рассказы и повести о минувшей войне. Учился на заочном отделении Гомельского педагогического института имени В.П.Чкалова, окончил Республиканскую партийную школу при ЦК КП(б)Б.

Ещё во время учебы в техникуме Иван Шамякин начал писать стихи. Сам писатель вспоминал, что на заседании литературного объединения при газете «Гомельская праўда» были раскритикованы в пух и прах его стихотворения. Тогда Шамякин и решил, что поэт из него не получился, и взялся за прозу.

Шамякин рано возмужал на полях битв Великой Отечественной войны. На её дорогах получил большой жизненный опыт. На долю поколения, к которому принадлежит писатель, выпали невероятно тяжелые исторические испытания. Бессмертные подвиги ровесников навсегда вошли в рассказы, повести и романы Ивана Шамякина.

В 1947 году Иван Шамякин был назначен старшим редактором Белорусского государственного издательства, затем был главным редактором альманаха «Советская Отчизна». В том же году стал членом республиканской писательской организации.

Более двадцати лет работал Шамякин в руководстве Союза писателей БССР. В 1980 — 1992 годах был главным редактором издательства «Беларуская Энцыклапедыя» имени П.Бровки.

Иван Шамякин с читателямиФото: delaemvmeste.by

Иван Шамякин был также и активным общественным деятелем. В 1971-1985 годах он возглавлял Верховный Совет БССР, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и БССР, был членом ЦК КПБ, председателем Белорусского комитета защиты мира. В 1963 году посетил США в составе белорусской делегации на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, своё впечатление от поездки он передал в дневнике «Два месяца в Нью-Йорке».

Особенности творчества писателя

Фото: belta.by

Творчество Ивана Шамякина повествует о наших современниках, о судьбе тех, в чьё детство ворвалась Великая Отечественная война и осиротила их. Рисуя своих героев, тружеников села, мужественными и честными, трудолюбивыми, щедрыми душевно, автор ставит в романе острые морально-этические проблемы. Произведения писателя обеспечиваются его биографией, жизненным и духовным опытом, свойственным ему чувством пути, а также непрерывным движением самой литературы, что в своей совокупности также находит отражение в его книгах.

Иваном Шамякиным написано много произведений, и все они стоят рядом с романами и повестями Якуба Коласа, Максима Горецкого, Кузьмы Черного, Михася Лынькова, Михася Зарецкого, Ивана Мележа и других писателей, составляют многотомную летопись минувшей эпохи, ярко и всесторонне раскрывают судьбу белорусского народа в XX века. Каждая его книга содержит ценное духовное и моральное содержание, а это даёт нам возможность почувствовать и понять, как жили люди в определённое время, что их волновало, во что они верили, о чём мечтали …

Одним из первых в советской литературе он начал разрабатывать тему Великой Отечественной войны. Первый его рассказ «В снежной пустоши», повествующий о военных буднях, появился в 1944 году. Теме войны было посвящено и следующее произведение писателя — повесть «Месть» о событиях военного лихолетья, написанная в 1945 году и опубликованная в журнале «Полымя».

Обложка произведения И. Шамякина «Глубокое течение»Изображение: vseknigi.co

По романам и повестям Ивана Шамякина можно проследить военную и послевоенную историю нашей страны. Всенародная борьба против фашистских захватчиков стала темой и первого романа Шамякина «Глубокое течение». Это написанное в 1948 году произведение было высоко оценено читателями и критикой.

Обложка произведения И. Шамякина «Тревожное счастье»Изображение: edikst.ru

Перу Ивана Шамякина принадлежит и самое масштабное в белорусской литературе произведение о войне — пенталогия «Тревожное счастье», основанная на фактах из собственной жизни писателя и судеб его близких людей. В этот цикл вошли книги «Неповторимая весна», «Ночные зарницы», «Огонь и снег», «Поиски встречи», «Мост».

Иван Шамякин всегда держал руку на пульсе времени. Для своих произведений он выбирал актуальные вопросы, волнующие общество, со всей силой таланта и обостренного гражданского чувства поднимал важнейшие социальные и морально-этические проблемы современности.

Экранизация произведения И. Шамякина «Криницы»Изображение: povkusam.ru

Романы «Криницы», «Сердце на ладони», «Снежные зимы», «Атланты и кариатиды», «Возьму твою боль» и другие книги писателя вошли в золотой фонд белорусской литературы.

В 1990-е годы одна за другой вышли в свет его повести «Сатанинский тур», «Повести Ивана Андреевича», «Падение», «Одна на подмостках», «Бумеранг», в которых писатель поднял проблему сохранения общечеловеческих духовных и моральных ценностей. Выступил Иван Шамякин и как историк. В романе «Петроград-Брест» раскрыты неизвестные страницы истории. В историческом романе «Великая княгиня», написанном в 1996 году, писатель поднимает проблему возвращения к Богу.

Также творчески, плодотворно и самоотверженно народный писатель Беларуси Иван Шамякин работал и в последние годы жизни. Написанные им повести «Поиски приюта», «Губернатор» стали ярким явлением в современной белорусской литературе. Многие факты, положенные в основу произведений Ивана Шамякина, были взяты из самой жизни. Тенденция обращения к жизненному опыту особенно очевидна в его дневниковых записях «Размышление на последнем перегоне».

За роман «Глубокое течение» И.П.Шамякину присуждена Государственная премия СССР, а за романы «Тревожное счастье» и «Сердце на ладони» писателю присуждена Государственная премия БССР.

Почему эти романы заслужили столь высокую оценку? О чём пишет автор? И почему герои этих романов нам так близки?

«Сердце на ладони» — роман о человеческих душах

Обложка произведения И. Шамякина «Сердце на ладони»Изображение: static.ozone.ru

Роман «Сердце на ладони», удостоенный Государственной премии БССР, посвящён жизни белорусского народа, героически боровшегося за свободу и процветание Родины в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Проникновенно, с большой любовью к людям рисует автор патриотизм своих героев, богатство их духовного мира, святость дружбы, борьбу за высокие идеалы коммунистической морали.

В художественной литературе многие писатели озабочены проблемой воспитания молодежи. Эта тема актуальна по разным причинам.

Во-первых, это внутренние переживания писателей о наличии какого духовного стержня и простых жизненных понятий (таких, как добро, любовь, дружбы) у современной молодежи. Это характерно для литературы уже нашего времени. Во-вторых, это проблема воспитания молодежи в социальном плане.

Иван Шамякин принадлежит к поколению писателей, молодость которых была опалена и закалена войной. Возможно, по этой причине большинство его произведений так или иначе связано с событиями Великой Отечественной войны. Он поднимают жизненные и очень вaжные для каждого темы: работа, отношение к делу, которому служишь, быт, любовь, семья, дружба, выбор, совесть. Это делает каждое произведение Шамякина неповторимым и привлекательным для читателей. Cюжеты его произведений увлекательные, образы не только убедительны, но и эстетические. Занимательность, динамичность и острота сюжетов достигается тем, что писатель проводит своих героев через все те испытания, которыми ежедневно проходим все мы.

Изображение: pretich.ru

В центре многопланового романа «Сердце на ладони» жизнь двух семей: известного хирурга Яроша и журналиста Шиковича — и их борьба за высокие идеалы коммунистической морали. Большой дружбой и общностью интересов связаны эти семьи. Сильные духом, самоотверженные труженики и искатели, они живут интересной и яркой жизнью. Любопытна линия молодых представителей этих семей: Маши, Славика, Тараса и других. Со многими людьми и судьбами, переплетёнными в замысловатом, интересном сюжете, познакомит этот роман.

Так образность героев войны можно проследить по литературному герою Кирилла Шиковича.

Это один из главных персонажей романа — бывший фронтовик, который в мирное время зарекомендовал себя как талантливый и принципиальный журналист, писатель. Образ этот можно рассматривать в двух аспектах: как человека и как гражданина.

Как человек, он добродушный, мягкий, любит комфорт, спокойствие, свою семью, свою работу. Увлекшись работой, он теряет контроль за собственным сыном и очень переживает, узнав, что его Славик вырос негодяем. Он предпринимает попытки воздействовать на сына, но в одиночку цели не достигает. Несмотря на тягу к спокойствию и комфорту, он занимает принципиальную и активную позицию, узнав об афере Гукана от своего друга Яроша. Шикович помогает Ярошу разоблачить Гукана, несмотря на его сильные позиции во власти. Он проявляет дружескую верность и гражданскую принципиальность, помогая Ярошу устроить судьбу Зоси Савич, которой Гукан сломал жизнь. Шемякин рисует нам портрет интеллигента-коммуниста, который в мирное время, на вершине успеха потерял внимательность и расслабился, но при первой же надобности он включается в борьбу за справедливость, твёрдо идёт до конца, рискуя карьерой и добрым именем и побеждает вместе с товарищем.

Наше восхищение дружбой Яроша и Шиковича нельзя лучше выразить, как через осознание 3ocи:

«Всегда хорошо от иx вот такой дружбы».

Так думает Зося, наблюдая тёплые, искренние отношения между друзьями, внешне такими разными. Наблюдая, соглашаемся с мыслью писателя и мы: действительно, искренняя дружба может быть между толстым и тонким, высоким и низкорослым, импульсивным и сдержанным, но главное, что между ними должно быть общим — честность.

Славик Шикович — главный герой произведения И. Шамякина «Сердце на ладони»Изображение: img-fotki.yandex.ru

Но наибольшим писательском мастерством, настоящей художественностью выделяется образ Славика Шиковича. Это самый несчастный образ.

Автор пытается именно через образ Славика показать одну из главных проблем романа — проблема отцов и детей. Родители Славика ищут ответа на вопрос, почему так получилось, что их сын растёт циником и хулиганом. Отец — инженер человеческих душ, а на душу сына почти никакого влияния не оказывает. Мать — сеятель разумного, доброго, вечного. Родители заботились о нём всю жизнь, но не сумели воспитать его в духовную плане. В тех условиях, когда говорили одно, думали — другое, молодёжи понять, почему так было, трудно. Автор как бы говорит, что помимо удовлетворения физических нужд ребенка, родители должны быть способны образумить духовный мир юноши, что, как мы видим, актуально и поныне.

Шамякин утверждает, что если такое взаимопонимание есть, тогда и дети имеют возможность повлиять на родителей. Конечно же, работа и окружение также повлияли на Славика.

Писатель доводит, что правда собственной истории нужна народу как необходимое условие его существования. Если человек равнодушен к прошлому, он равнодушен и к современности.

Произведения Шамякина прошли испытание временем и не утратили своей актуальности и поныне.

Послесловие

Фото: fb.ru

Умер Иван Шамякин (фото последних лет жизни можно видеть выше) 14 октября 2004 года; причиной смерти считается сильная тоска по ушедшей шестью годами ранее супруге. В честь белорусского писателя переименована одна из улиц столицы Беларуси.

Мемориальная доска в честь Ивана Шамякина на его доме в МинскеФото: img1.liveinternet.ru

На фасаде дома в Минске, где Иван Шамякин прожил 37 лет, установлена мемориальная доска; его имя присвоено Мозырскому государственному педагогическому университету.

О жизни Ивана Шамякина сняты документальные фильмы «Пока есть сила» и «Мгновения жизни».

Но главной памятью о писателе служат его книги. Произведения Ивана Шамякина, став классикой белорусской литературы, любимы и сегодня.

Имя писателя хорошо знают как в близком, так и дальнем зарубежье. Его книги выходили на пятнадцати языках народов бывшего СССР и переводились на польский, чешский, испанский, китайский и другие языки. Многие произведения Ивана Шамякина получили вторую жизнь на театральных сценах и киноэкранах.

Предлагаем вспомнить фильмы, которые были сняты по мотивам произведений белорусского мастера слова.

Экранизация произведений Ивана Шамякина:

1964 — Криницы (по мотивам романа «Криницы») (реж. Иосиф Абрамович Шульман, «Беларусьфильм»).

1964 — Сердце на ладони (по мотивам романа «Сердце на ладони») (реж. Виктор Григорьевич Карпилов, «Белорусское телевидение»).

1973 — Хлеб пахнет порохом (по мотивам повести «Эшелон в Германию») (реж. Вячеслав Александрович Никифоров, «Беларусьфильм»).

1978 — Торговка и поэт (экранизация повести «Торговка и поэт») (реж. Самсон Иосифович Самсонов, «Мосфильм»).

1980 — Атланты и кариатиды (экранизация романа «Атланты и кариатиды») (реж. Александр Захарович Гуткович, 8 серии, «Белтелефильм»).

1980 — Возьму твою боль (по мотивам романа «Возьму твою боль») (реж. Михаил Николаевич Пташук, «Беларусьфильм»).

1980 — Свадебная ночь (по мотивам повести «Торговка и поэт») (реж. Александр Яковлевич Карпов, «Беларусьфильм»).

1994 — Эпилог (по мотивам повестей И. Шамякина) (реж. Игорь Михайлович Добролюбов, «Беларусьфильм»).

2005 — Глубокое течение (по мотивам романов «Снежные зимы» и «Глубокое течение») (реж. Маргарита Наимовна Касымова и Иван Михайлович Павлов, УП «Национальная киностудия «Беларусьфильм»).

Материалы:

Народный писатель Беларуси Иван Шамякин
http://www.comparty.by/k-95-letiyu-narodnogo-pisatelya-belarusi-ivana-shamyakina

К 95-летию народного писателя Беларуси Ивана Шамякина
https://www.belta.by/culture/view/dose-k-95-letiju-narodnogo-pisatelja-belarusi-ivana-shamjakina-179310-2016

О произведениях писателя
https://studfiles.net/preview/5357021/

Иван Шамякин:биография
http://fb.ru/article/226288/ivan-shamyakin-biografiya-i-tvorchestvo

Один из атлантов
http://belarus.russiaregionpress.ru/archives/36182

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *