Морально плохо: «У меня все хорошо, только мне плохо» — Такие дела

«У меня все хорошо, только мне плохо» — Такие дела

О том, как работает телефон доверия и что сказать человеку, который не хочет жить

Любовь Терневская — человек, который помогает людям отыскать в жизни смысл, очень быстро, здесь и сейчас. В этой профессии она уже двенадцать лет. Почти столько же существует московская служба «Телефон неотложной психологической помощи», которую она, бывший историк и педагог, возглавила два года назад. Тысячи человек звонят на номер 051 и вместе с сотрудниками службы учатся говорить о своих переживаниях.

«Сами по себе мы не можем выжить»

«Внутренняя реальность устроена очень непросто. Мы все сложные люди. И помимо тех сложностей, которые мы можем понять, есть вещи, которые мы сами понять не можем. Для этого нам нужен другой, человек, который бы нас слушал, как бы возвращал нам то, что мы говорим. Спрашивал бы: “Так ли я тебя понял?” Ты начинаешь говорить: “Нет, это не совсем так”, что-то уточняешь — и так сам себя лучше понимаешь. Это заложено в нашем развитии, сами по себе мы не можем выжить», — объясняет Любовь Терневская.

На вопрос о том, какие случаи из практики она помнит и какие повлияли на ее решение быть психологом неотложки, она рассказывает мне о парне на крыше и о человеке, который влюбился.

«Двадцатилетний мальчик стоял на крыше и грозил, что бросится. Разговор у нас как-то завязался. Выяснилось, что он очень обижен на родителей и хочет вот так им отомстить. Мне удалось эту ненависть, которую он собирался направить на себя, перенаправить на его родителей. Удалось объяснить, что он может их ненавидеть и с ними ругаться. Он как будто бы не имел на это права.

Любовь ТерневскаяФото: Станислава Новгородцева для ТД

С самого рождения мать, что называется, отзеркаливает ребенка — он начинает понимать, что с ним происходит. Она придает смысл его переживанию, чувству, настроению. Дальше, вырастая, мы нуждаемся в человеке, который нас отразит. Потому что сами в своих переживаниях мы ходим по кругу. Более того, есть вещи, которые мы сами не в состоянии осознать. Внутренний мир человека — это очень сложно, но увлекательно.

Или, например, пятнадцатилетний мальчик звонил. У него была любовная трагедия: его девушка бросила. И в какой-то момент, пока мы разговаривали, он меня спросил: “А что такое быть мужчиной?” И я почувствовала невероятную ответственность в эту минуту. И спросила, значит ли это, что в его окружении нет мужчины, который мог бы это объяснить. Он ответил, что есть дядя, который сказал: “Ну забей”. И я собрала все свое мужество и поговорила с ним».

Смысл на всю жизнь

Любовь Терневская окончила истфак и после какое-то время работала в школе, а затем — в строительной компании.

«Я как будто потеряла смысл жизни, и поэтому у меня был первый опыт с психологом. Он мне помог сориентироваться и продвинуться. После работы с психологом я сама захотела им стать, — рассказывает Любовь Александровна. — Это придало смысл всему и, надеюсь, на всю жизнь».

Двенадцать с половиной лет назад вместе с однокурсниками по психологическому факультету Терневская пришла в отдел неотложной психологической помощи и стала работать на телефоне. Адаптация, по ее словам, заняла два года. Потом она начала чувствовать себя более уверенно и параллельно все равно постоянно училась, получала терапевтическое образование. Сначала это была психодрама, после — экзистенциальный анализ, клиническая переподготовка и затем — психоанализ.

Через какое-то время Терневскую назначили начальником смены неотложки, а два года назад она возглавила отделение.

Любовь ТерневскаяФото: Станислава Новгородцева для ТД

Сотрудники службы выходят на двенадцатичасовые смены, консультация с одним человеком может длиться час, кроме тяжелых случаев. Сейчас в службе работают 47 человек, недавно присоединился отдел экстренной психологической помощи. В «мирное время» они также консультируют на телефоне, а в режиме ЧС выезжают в аэропорты и в больницы.

«Я руковожу всем этим отделом и тоже консультирую, потому что это очень важно для меня. Это сложная работа. Никогда нельзя все знать до конца. Очень непросто понять человека.

Нужны большие усилия и затраты. И нужно поддерживать интерес к профессии. Твой слух меняется, ты пользуешься для понимания совсем другим интеллектуальным аппаратом. Здесь бывает очень трудно, но скучно — никогда.

Когда мы говорим с кем-то, находясь в дружеских отношениях, и даем какой-то совет, мы таким образом как будто отказываемся от человека. Говорим: “Ну сделай вот так — и будет хорошо, пойди к этому врачу или к другому”. В обыденной жизни мы не выдерживаем интенсивных переживаний, немножко от них отмахиваемся. Нам тяжело, и мы даем советы, чтобы это остановить, — говорит Терневская. — Когда люди звонят нам, они ожидают, что их будут слушать, не будут “отказывать советами”. Хотя они и формулируют то, в чем нуждаются, именно так. Но это фигура речи: “Дайте мне совет”.

Они ожидают, что их не будут осуждать и что они смогут говорить самое неприятное и неприличное о себе. Что их не бросят и не поторопят, помогут думать о себе, в каком-то смысле выдерживать себя».

Человек бросает вызов

На номер 051 часто звонят люди с суицидальными намерениями. В этом случае ночная смена должна принять решение — еще раз поговорить с человеком или, если он как-то не соглашается, пьяный или говорит: «Я все равно себя убью», позвонить на 112 (единый номер службы спасения). Раньше сотрудники неотложки вызывали скорую, полицию. Когда не было 112, всеми способами пытались узнать адрес у звонящего. Говорили: «Вам нельзя сейчас оставаться одному». Говорили, что да, понимаем, что скорая и психиатрическая больница не лучшее место, но лучше так. А некоторые даже просили сами: «Вызовите мне кого-то, заберите, вот я один сейчас не могу, пусть мною кто-нибудь займется».

«Как правило, если человек позвонил и сказал, что он не хочет жить, это означает, что он хочет жить. Просто он не хочет ТАК жить. И бросает вызов. Он как бы хочет покончить с тем, что ему так тяжело. И если он все-таки звонит, это означает, что надежда есть», — говорит Любовь Александровна.

В таких случаях, по ее словам, надо помочь самому консультанту — просто с ним рядом постоять.

Любовь Терневская на рабочем местеФото: Станислава Новгородцева для ТД

«Были случаи, когда мне было очень тяжело. Это когда тебя обесценивают или у тебя не получается поговорить, помочь. Ты начинаешь думать, что ты какой-то плохой психолог, что зря этой профессией занимаешься и, может, заняться чем-то более простым. Тогда я общаюсь с супервизором и переживаю это. Как правило, хватает, чтобы справиться».

Сотрудники службы проходят как индивидуальные, так и групповые супервизии, когда могут поделиться друг с другом, рассказать о трудных случаях. И все же психологи, которые работают на телефоне, часто выгорают и уходят в частное консультирование.

Телефон 051 бесплатный и конфиденциальный. Поэтому в неотложку часто звонят психически больные люди.

«Проблема в том, что они звонят постоянно и никакого движения у них нет. Просто люди нуждаются в общении. Многие из них очень тяжелые. Я говорю “тяжелые”, потому что они эксплуатируют психику другого. Любая не очень здоровая психика эксплуатирует здоровую. Люди, испытывающие злость к этому миру, будут обвинять консультанта и будут пользоваться тем, что он не может резко ответить, будет вежлив. Для того чтобы с этим справляться, нужно постоянно себя развивать именно в профессии. Чтобы ты относился к этому не как к мучению, а интересовался, почему так устроена психика, откуда берется такая патология, отчего бывают искажения, как с ними работать и как лучше помогать».

«Вы знаете, у меня все нормально»

Консультанты службы представляются как «неотложная психологическая помощь». И звонящие, по словам Терневской, случается, спрашивают: «А ничего, что у меня не неотложная ситуация?» или: «Вы будете со мной говорить, даже если у меня ничего такого не произошло?» Часто начинают так: «Вы знаете, у меня все нормально, у меня муж, ребенок», «Я хорошо зарабатываю», «У меня все хорошо, но мне почему-то плохо».

«В жизни все время переживаешь что-то тяжелое и трудное. Это не значит, что в ней происходит нечто особенное, внешние события могут быть совершенно обычными. Но периодически мы все переживаем сложные состояния, связанные, например, с нашими разочарованиями в себе. Или с потерей надежд, наших планов. Это такие микропотери. И наша задача вот в этом месте — не отказываться от этого переживания.

Любовь ТерневскаяФото: Станислава Новгородцева для ТД

Когда людям вдруг становится беспокойно или тоскливо, они говорят себе: “Надо развлечься, надо сходить с друзьями встретиться. Эта тоска — какая-то глупость, недоразумение”. И отбрасывают ее, — продолжает Терневская. — Обычно же мы слышим: “Выбрось из головы”, “Пойдем развеемся”, “Тебе надо съездить в отпуск”. Так вот, этого всего делать не нужно. Надо просто это пережить — походить с этим переживанием. Походить грустным, печальным, даже злым. И думать в этот момент. Расстаться, может быть, со своими ожиданиями и образами себя в том числе. Потому что когда мы расстаемся, они уходят в прошлое. И дальше можно жить, прощать себя, других. Но если я этого не делаю — не хочу переживать то, из-за чего мне стыдно или противно, и если не переживаю, а, например, запиваю чем-то, то это уходит вглубь и никуда не девается. А потом иногда пропадает вкус к жизни. Потому что этот вкус бывает горьким. Неправда, что жизнь должна быть только хорошей. Она должна быть разной и полной. Вот за это бьются люди — переживать ее более глубоко, переживать разные состояния».

Стимулировать процесс

Задачу психолога Любовь Терневская видит в том, чтобы помогать человеку находить смысл в его переживании.

«Такой был момент, например, женщина волновалась о том, что ее дочь хочет сделать аборт. Хотя до этого очень хотела ребенка. И еще она собралась уйти от мужа. И звонящая не понимала: почему, как так можно? Она сама была врачом.
Когда мы с ней говорили, выяснилось, что ей кажется, что у ее дочери есть, наверное, кто-то. После она мне рассказала, что сама тоже собиралась уходить от мужа. И об этом ее дочь не знает. И я ей сказала: “Как будто бы ваша дочь повторяет какую-то родовую историю. И что, скорее всего, вам нужно рассказать ей об этом”. Но дело не в том, что я ей об этом сказала, а в том, что у нее самой была такая гипотеза.

Это очень приятно, когда люди так непросто относятся к своему внутреннему миру.

Любовь Терневская в окне здания, где расположен колл-центр телефона доверияФото: Станислава Новгородцева для ТД

Часто человеку кажется, что его переживание никогда не закончится, что он так и будет страдать. Но все наоборот: если он будет переживать, оно закончится, а если не будет — не закончится. Часто люди боятся сойти с ума, если будут переживать.

Читайте также «Доктор, где вы?»   Пациентов у хирурга-онколога много, вопросов у них — еще больше  

Но и тут все иначе: сходят с ума как раз те люди, которые не переживают. Тот, кто переживает, не сходит с ума. Жизнь не любит программирования и повторения. Мы как бы все время должны жить более открыто, чем раньше. И претерпевать разные состояния.

Моя задача в том, чтобы человек говорил о своем переживании, своей потере и придавал этому смысл, в том, чтобы стимулировать процесс переживания. Мы говорим с людьми, от которых отказались другие люди. Те, которые не могут все это слушать, не могут выдерживать.

Я не выдерживаю — в этом отличие профессиональной помощи от любой другой. Я не выдерживаю, просто считаю, что говорить о чувствах — это хорошо. Не выдерживаю, и в этом смысле у меня нет нагрузки».

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

психология спасение людей

Причины и вред душевного беспокойства

15 апреля 2022

15.04

5 минут

5 мин.

27503

35

1

Душевная боль причиняет страдания. Она может привести к апатии, депрессии. Постоянные переживания изрядно портят качество жизни, истощая морально, психологически. Как следствие развиваются неочевидные последствия душевной боли.

Содержание статьи

  1. Причины
  2. Вред душевного расстройства
  3. Как проявляется душевная боль
  4. Как справиться с душевной болью
  5. В каких случаях душевная боль переходит в привычку
  6. Справляемся с душевным дискомфортом
  7. Частые вопросы
  8. Заключение эксперта

Причины

Одной из причин душевного беспокойства могут быть психические расстройства, заболевания. Сюда относятся фобии, страхи, депрессии, панические атаки. Чтобы избавиться от этого состояния понадобится работа с психологом, медикаментозная терапия.

Вторая причина — горе от потери, конфликт между действительностью и желаемым. С этим состоянием можно справиться самостоятельно, с психологом.

Выделить определенные причины душевного беспокойства сложно, так как это могут быть любые неудачи, низкая самооценка.

Вред душевного расстройства

Состояние “плохо на душе” может перейти в хроническую форму, привычную модель поведения. Иными словами человек опускает руки в сложных ситуация, если что-то не получается, занимается самокопанием, самобичеванием, начинает переживать по любым мелочам. Мозг привыкает к такой реакции. Затем он выстраивает нейронные связи, чтобы переживания проходили легче. Чем больше человек переживает, тем легче это ему дается со временем.

Важно! Сильные стрессы способны влиять на общее состояние здоровья. Так снижается иммунитет, человек начинает часто болеть, вырастает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Что не добавляет оптимизма.

Как проявляется душевная боль

Когда говорят “мне тошно на душе” подразумевают следующие клинические проявления:

  • тоску, грусть;
  • тревогу, волнения;
  • подавленность, апатию;
  • отсутствие положительных эмоций.

Кроме душевных терзаний могут быть и физический дискомфорт, проявляющийся в головных болях, бессоннице, сердечных болях.

Все эти ощущения — реальность. В этом состоянии нужно найти хорошего психолога, который поможет выйти из этого состояния. Наши врачи на дистанционной консультации помогут разобраться в ситуации, окажут психологическую помощь, поддержку, будут на связи в любое время суток.

Как справиться с душевной болью

Душевную боль успокоить один раз и навсегда невозможно. Равно как и избежать ее. В жизни всегда случаются обстоятельства, приводящие к расстройствам, дискомфорту. Нужно понимать, что сдерживать эмоции нельзя. Неважно положительные это или отрицательные. Для эмоций должен быть выход.

Пример

Девушка обратилась за консультацией к психологу. У нее в жизни случились большие изменения. Она отметила, что ей было морально тяжело, тяжко на душе, паршиво внутри. девушка дала выход эмоциям — проплакала два дня. Затем отмечала легкость. она дала возможность себе пережить эмоции в полном объеме, выплеснуть их. Близкие, родные, друзья жалели ее, но к себе жалости она не чувствовала. Наоборот, появилась внутренняя сила, энергия.

Такое состояние называется посттравматическим ростом. Он проявляется:

  • повышенной уверенностью в себе;
  • становятся устойчивее, прочнее в психологическом смысле;
  • ценят то, что имеют здесь и сейчас;
  • замечают перспективы в будущем.

Однако, такой рост будет отсутствовать,если человек полностью застревает в своих переживаниях, разрушая себя изнутри. Тогда негативные эмоции, переживания становятся постоянным спутником, занимают всю жизнь. Важно не превращать боль в привычку.

В каких случаях душевная боль переходит в привычку

Специалисты выделяют пять признаков, которые дадут понять, что душевная боль переросла в привычку:

Описание

1

Сложно переключиться, отвлечься на что-то другое

2

Отсутствуют положительные эмоции

3

Ощущение, что это состояние никогда не закончится

4

Появляется ощущение, что с болью не справиться

5

Душевные переживания длятся очень долго

Пример

Молодой человек на приеме психолога рассказал, что он понимал — в течении длительного периода времени с ним было что-то не так. И так на протяжении года, каждый день. Сначала ему казалось, что он все придумывает, ну не может же быть плохо на душе каждый день. На прием к специалистам не ходил, пока не понял, что уже привык к этому состоянию. Он постоянно прокручивал в голове все неприятные ситуации, зацикливался на них. Стал плохо спать, по ночам мысли тоже не отпускали. На приеме у психолога выяснилось, что его душевная боль стала привычкой. Кроме психологической помощи, молодому человеку понадобилась медикаментозная терапия. Через три месяца работы с психологом, он стал отмечать, что оказывается жизнь прекрасна, много положительных моментов, которые он ранее не замечал.

Справляемся с душевным дискомфортом

Первым делом необходимо постараться изменить ситуацию. Существуют обстоятельства, которые изменить невозможно. В этом случае уделяют внимание своим переживаниям. Чтобы унять дискомфорт необходимо:

  • понимать, что человек сильнее обстоятельств. Если думать что все плохо и так будет всегда — это формирует привычку. В итоге события оцениваются только с негативной стороны. Если верить, что можно справиться с ситуацией, то это добавит сил, позитива;
  • искать плюсы даже в минусах. Это обязательное условие для посттравматического роста. В любой ситуации необходимо искать положительные моменты, делать акцент на то, что делает сильнее;
  • не закрываться в себе. Душевная боль проходит быстрее, если находиться в компании;
  • максимально уделять время действиям, не переживаниям. Если концентрировать внимание на переживаниях, разрушается психика;
  • обратиться за помощью к специалистам. Они помогут проработать ситуацию, эмоции, страхи.

Читайте также Стадии принятия неизбежного

Частые вопросы

Почему ощущается одиночество в душе?

+

Одиноко, пусто может быть, когда человек долгое время остается один. Либо возникает духовное пробуждение. В этот момент личность переосмысливает себя, свое бытие. Происходит отчуждение от привычного круга общения. не всегда это состояние вызывает дискомфорт.

Как выйти из депрессии?

+

Необходимо искать положительные эмоции. Можно составить список дел, занятий, хобби, которые приносят максимум удовольствия. Это и будет являться источником положительного ресурса.

Что такое ментальное истощение?

+

Под этим понятием подразумевается интеллектуальная, эмоциональная усталость. В результате человек не может нормально функционировать. Он может сообщать, что ему морально плохо, он истощен. При этом физическая активность будет сохранена.

Как преодолеть ментальное истощение самостоятельно?

+

Самое главное — отдых. Взять паузу в делах, отменить все встречи, часть дел делегировать, выспаться, сменить обстановку, отдых на природе. Максимально абстрагироваться от всего и искать положительные эмоции.

Заключение эксперта

Душевное беспокойство является негативным эмоциональным состоянием. Выражается бессонницей, паническими атаками, упадком сил, депрессией, апатией, постоянным волнением без причины. Иногда оно выражается беспричинным страхом к возможным ситуациям в будущем. Не всегда человеку удается справиться с ним самостоятельно. порой нужна консультация специалиста с медикаментозным лечением.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 234

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Клиническая психология/ Карвасарский Б.Д. – 2004.
  2. . .. Михай Чиксентмихайя «Поток: Психология оптимального переживания» Альпина Диджитал 2011г;
  3. … Е. П. Ильина «Эмоции и чувства» 2-е издание, Питер, 2011г

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Стадии принятия неизбежного

Следующая статья

Что делать, если хочешь умереть

Другие статьи по теме

Монахова Альбина Петровна

15. 04

Как пережить развод с мужем

Психология

Монахова Альбина Петровна

15.04

Почему возникает чувство вины

Психология

Окунев Дмитрий Юрьевич

11.01

Питание для здорового кишечника

Почему бывает плохо без видимой на то причины? | Психология

Вот жил себе человек, никому не мешал. Думал, что счастье и гармония наступят, когда, например, он заработает денег и достигнет определённого статуса. А может быть, он хотел семью и друзей. И к этим целям он честно стремился. И даже всего этого достиг. Но вдруг этот внешне успешный человек впадает в уныние: кажется, что всё это — «не то». Вот ещё вчера было «тем», а сегодня то, к чему он так долго стремился, становится ненужным, скучным и даже раздражающим.

Самое грустное, что очень трудно найти того, кто может понять и поддержать. Ведь со стороны всё будто бы хорошо. Даже больше того: ничто в жизни формально не изменилось, горевать вроде как не из-за чего, да и сформулировать ответ на вопрос «что случилось» не представляется возможным. Не случилось ничего. В этом-то и беда. Из жизни ушло что-то важное, самое важное, а что это было — загадка.

Утрата смысла — крайне тяжёлое переживание, самое настоящее горе. Но об этом почему-то не принято говорить. Как я уже писала, горем часто считают только физическую потерю. То есть чтобы социум дал «право» переживать, нужно потерять что-то, что видно невооружённым глазом: близкого человека, работу, дом, семью. А для нашей психики утрата смысла тоже переживается очень остро.

Человек, утративший смысл, стремительно проваливается в депрессию. Душу его захватывают смутные чувства апатии, бессилия и безысходности. В эти периоды человек крайне уязвим. Нарушается привычный способ мыслить и принимать решения, и в этот период можно совершить необдуманные и импульсивные поступки, даже причинить вред себе или окружающим. Утрата смысла травмирует не только психику, но и тело: внезапно человек может заболеть. Причём болезнь чаще всего наступает резко и сильно, а характер заболевания может быть очень непривычным.

Получается, что утрата смысла — переживание настолько тяжёлое, что наносит удар сразу по всем фронтам. И где-то в душе все мы знаем, насколько это страшно. Стоит ли говорить, что абсолютно естественная реакция — бежать как можно дальше, чтобы ни за что не соприкасаться с вопросами смысла. Неувязочка только в том, что они догонят. «Заткнуть» утрату невозможно — можно «отложить», заняв на время свою душу чем-то другим. Но потеря-то никуда не денется. Она вылезет с новой силой, да так, что мало не покажется.

Наверняка вы видели примеры людей, которым удавалось временно сдержать накал внутренних страстей, с головой погрузившись в бурную деятельность. Женщины часто делают это посредством семьи и детей, мужчины чаще уходят в работу. Эти люди так и говорят: «я живу ради него/детей», «на работе я чувствую себя живым». И вроде как всё так и должно быть, но… выходит, что смысл всей своей жизни они приравнивают к какой-то одной сфере. То есть они делают «ставку» на что-то одно. А что будет, если дети у такой женщины вырастут и станут самостоятельными (ну или партнёр бросит), а мужчина в сорок лет обнаружит, что его достижений не достаточно? Их сломает. Пополам.

Вот инстинкт самосохранения и заставляет идти на любые жертвы, лишь бы это сохранить. И тогда мы получаем женщин, которые терпят унижения; мам, которые не дают своим детям вырасти и завести собственную семью; мужчин, которые спиваются. Всё это — попытки заполнить внутреннюю пустоту.

Но такие ужасы происходят тогда, когда мы, во-первых, делаем «ставку» на что-то одно и, во-вторых, вовремя не «отпускаем» один смысл, чтобы впустить в свою жизнь другой. То есть когда мы разными способами слишком долго бежим от этого вопроса, не общаясь с собой. А чем быстрее бежим, тем сильнее накроет. Как говорится, «сколько мусор ни утрамбовывай — выносить всё равно придётся». И чем дольше копишь, тем тяжелее будет тащить. Поэтому иногда нужно пережить встречу с собой.

Да, в этом очень трудно быть. Так трудно, что почти невозможно. Но если вы «там», то, пожалуйста, помните:

Кто сказал, что смысл должен быть в чём-то одном? Может быть, желание жить кроется в балансе: что-то для ума, что-то для души, что-то для тела. Ну или так: для себя, для друзей, для семьи, для работы. Внутренняя пустота может стать невыносимой, когда эти пропорции нарушаются.

Ощущение осмысленности, цельности и полноты жизни очень индивидуально и напрямую не зависит от внешних обстоятельств. Иногда эти чувства приходят, когда сидишь в четырёх стенах, а иногда — на вершине горы. Бывают люди, внутренний огонь которых «подкармливают» достижения, а для кого-то эти самые успехи — прямая дорога к депрессии. Поэтому так трудно помочь тому, кто потерял смысл: ему ваш рецепт вряд ли подойдет, у него он свой.

Смысл — плавающий, динамичный. Он надолго в одном месте не задерживается. Сначала желание жить появляется от одного дела, потом переходит к другому. Если вы вдруг перестали его ощущать — это не значит, что «всё тлен». Это просто показатель того, что смысл двигается.

Нужно сначала пережить потерю, и только тогда станет возможным процесс поиска нового. Жуткие вещи случаются, если мы пытаемся сразу же занять себя другим смыслом, не дав себе время проститься с предыдущим. Когда краски исчезли — это именно те моменты, когда нужно покопаться в себе. (Кстати: когда мы думаем, что боимся одиночества, часто нас пугает вовсе не то, что рядом никого не окажется, а то, что мы останемся наедине с собой. Вот тогда-то от вопросов смысла сбежать будет некуда.)

Депрессия искажает реальность. И делает она это так ловко, что кажется, будто мир такой и есть — серый, унылый, бессмысленный, опасный. Но она врёт. И нельзя совершать импульсивные поступки, исходя из того, что она нашёптывает.

Теги: самоанализ, психологическое здоровье, психологические проблемы, смысл жизни, депрессия

морально плохой или неправильный — синонимы и родственные слова

Синонимы



Другие синонимы


меньший мужчина/женщина/человек

фраза

кто-то, кто не так хорош или не так нравственн, как кто-то

7 100090

прилагательное

тот, кто аморален, не заботится о том, является ли его поведение морально правильным

основание

прилагательное

литературный без каких-либо моральных принципов

заслуживающий порицания

прилагательное

формально заслуживающий порицания за что-то плохое, что произошло

наглый

прилагательное

ведет себя неприемлемым с точки зрения морали или обществом образом и не заботится о том, что другие люди шокированы или оскорблены

7

7 наглый

прилагательное

используется в отношении чьего-либо поведения, которое не является моральным или социально неприемлемым

преступное

прилагательное

плохое, неправильное или несправедливое таким образом, что вы злитесь

развратный

прилагательное

развратный человек считается аморальным, потому что его образ жизни включает в себя много секса, алкоголя или запрещенных наркотиков удовольствие от того, что это почти кажется аморальным

дегенеративным

прилагательным

аморальным

бесчестным

прилагательным

формальным тот, кто ведет себя бесчестно, ведет себя так, как другие люди критикуют и считают неправильным

развратный

прилагательное

формальная трата слишком большого количества времени и денег на физические удовольствия способом, который большинство людей считает аморальным

запрещенные действия или предметы — это вещи, которые вам не следует делать, говорить или знать, например, потому что они считаются аморальными

грязные

прилагательное

литературный злой

лицемерный

прилагательное

заявляющий о наличии определенных моральных принципов или убеждений, но действующий таким образом, который показывает, что вы неискренни

неисправимый

прилагательное плохие привычки и не изменится

бесчеловечный

прилагательное

не похож ни на что, что человек обычно делает или имеет

нужно знать

фраза

используется для того, чтобы сказать, что кто-то должен иметь плохое качество сам, если он может распознать его в других людях прилагательное

низкого социального статуса или морально нехорошего

злобного

прилагательного

показывая, что вы хотите сделать кому-то что-то плохое

непослушный

прилагательное

в основном британцы непослушный взрослый делает то, что, как они знают, они не должны делать критикуемый

гнилой

прилагательное

часто юмористический используется в отношении кого-то, кто вел себя неприятным образом

недочеловек

прилагательное

не такой умный, добрый и т. д., каким, по вашему мнению, должны быть люди часто заставляет людей не хотеть заниматься этим

дрянной

прилагательное

неформальный американец тот, кто дрянной, ведет себя аморально, особенно в ситуациях, связанных с сексом

Unclean

Прилагательное

В основном литературное морально неправильное

нечестивые

Прилагательное

Очень плохо, или необоснованно

Нельзя,

,

Прилагательный

, очень плохой

Неужели

Прилагательный

. думать или говорить о, например, преступлении или сексе

мерзком

прилагательном

формальном шокирующем и морально плохом

неправильном

прилагательное

морально неправильны


Английская версия тезауруса морально плохие или неправильные

Могут ли убеждения быть морально неправильными?

Понятно, что убеждения могут быть ошибочными относительно устройства мира, но могут ли они также быть ошибочными в моральном смысле? Льюис Росс рассматривает моральный статус веры.

Мораль веры?

Хлеб с маслом этики определяет, какие действия являются морально правильными и неправильными. Разве неправильно тратить тысячи фунтов на обучение в аспирантуре, когда так много людей страдают от недоедания? Можно ли убить одного человека, чтобы спасти пятерых? Допустимо ли когда-либо с моральной точки зрения не подчиняться закону? Поступки — привычные объекты моральной оценки.

А как насчет убеждений ? Может ли убеждение быть морально неправильным? Ответ вовсе не очевиден. Есть некоторый соблазн предположить, что мы переусердствуем, предполагая, что простая мысль может быть морально порицаема. Но в другом настроении мы склонны признать, что то, что происходит в нашем уме, открыто для критики. Конечно, есть что-то неприятное в том, чтобы желать зла окружающим или радоваться несчастью своих друзей. Более того, мы можем легко представить себе определенные представления — например, Отрицание Холокоста или расистские и женоненавистнические взгляды — это кажется отвратительным. Возможно, в конце концов убеждения могут быть морально плохими (или даже хорошими)? Этот вопрос был тщательно изучен в недавней литературе, так что давайте копнем немного глубже.

Хотя неясно, могут ли убеждения быть морально неправильными, они определенно могут быть ошибочными с точки зрения, которую философы называют «эпистемической». Мы постоянно критикуем людей за то, во что они верят. Но когда мы спрашиваем: «Что делает убеждение хорошим или плохим?», возникает соблазн предположить, что убеждения ошибаются просто по причинам, связанным с истиной. Например, стандартный способ критиковать убеждение состоит в том, чтобы предположить, что оно иррационально, скажем, потому, что оно явно ложно или потому, что оно противоречит фактам. Отрицание Холокоста — плохое мнение как потому, что оно ложно, так и потому, что существует множество доказательств, демонстрирующих его ложность. Нужно ли нам идти дальше и предполагать, что убеждения могут быть не только иррациональными, но и морально неправильными?

Two Cases

Некоторые философы утверждали «да»: убеждения могут быть аморальными независимо от того, подтверждаются ли они убедительными доказательствами. Я рассмотрю два случая, которые некоторые привели в подтверждение этого вывода. Один из них связан с сомнительным характером некоторых типов демографического профиля. Вот немного забавный пример из опыта моего друга:

Пьяница . Вы шотландец, приехавший в Хьюстон, штат Техас. Делая покупки в супермаркете, выбирая две бутылки пива, вы болтаете со своим партнером по телефону. Повесив трубку, вы ловите взгляд другого клиента, который спрашивает: «Это шотландский акцент, верно?» Вы говорите ему, что он прав. Он кивает, отворачиваясь. Минуту спустя мужчина появляется снова, на этот раз с более серьезным видом. «Знаете, — доверительно произносит он, — все, что вам нужно сделать, это войти в дверь — АА спасло мне жизнь».

Это случай профилирования – когда кто-то делает вывод о вас (о том, что у вас проблемы с алкоголем) на основании принадлежности к определенной демографической группе (шотландцы). Предположим в качестве аргумента, что на самом деле шотландцы-мужчины, такие как я, скорее имели проблемы с алкоголем, чем не имели. Даже если бы это было правдой, кажется, что в формировании такого убеждения есть что-то неправильное. Некоторые считают, что подобные случаи — включая гораздо более проблемные примеры, связанные с открытым расизмом и женоненавистничеством — это случаи, когда мы морально неправильный человек, которого мы профилируем.

Другой аргумент заключается в том, что у нас есть своего рода моральный долг не верить в плохое о наших друзьях или семье. Предположим, что кто-то рассказывает вам историю, которая выставляет вашего близкого друга в дурном свете. Доказательства не выглядят убедительными, но они не являются окончательными. Стоит ли плохо верить своему другу? Некоторые думали, что нет — и не из-за отсутствия доказательств, а просто потому, что этические требования быть хорошим другом требуют, чтобы вы дали им презумпцию невиновности.

В этот момент вы можете подумать: «Ну, что здесь не так, так это то, что действует как на основе таких убеждений. Если человек с явно сомнительной верой будет держать рот на замке, то не будет никакого вреда, независимо от того, что творится у него в голове». Это не совсем удовлетворительный ответ. Одна важная проблема заключается в том, что это не объясняет, что не так с частным профилированием . Предположим, кто-то просматривает журнал и формирует неприятные представления о людях, сфотографированных в нем, на основе их пола или цвета кожи. Кажется, в этом есть что-то довольно неприятное, даже если они каким-то образом тщательно следят за тем, чтобы это не влияло на их поведение.

Несмотря на кажущуюся силу этих случаев, признание того, что убеждения сами по себе могут быть морально хорошими или плохими, также не является полностью счастливым выводом. Во-первых, обычно считается, что мораль дает нам веские — возможно, даже не подлежащие обсуждению — причины делать определенные вещи. Но тот факт, что некоторая мысль морально полезна, во всяком случае, на первый взгляд, не кажется чем-то, что могло бы заставить нас поверить в нее, если бы она противоречила доказательствам. И, во-вторых, принятие убеждений за морально хорошие или плохие делает нас восприимчивыми к конфликты между различными способами, которыми мы можем оценивать убеждения. Возьми пример того, что ты плохо веришь своему другу. Если убеждение основано на надежных доказательствах, то вы можете подумать, что это эпистемически правильно верить соответственно, даже похвально. Но если гипотеза о моральной оценке веры верна, то в некотором смысле верить в плохое о своем друге — это плохо — даже заслуживает критики. Итак, что мы должны сказать о том, кто имеет такую ​​веру? Следует ли их хвалить или критиковать? Ответить на этот вопрос действительно очень сложно, если убеждения являются объектами моральной оценки, потому что нет очевидного способа сбалансировать ценность интеллектуальных и моральных соображений. Возможно, они преуспевают с одной точки зрения, но плохо с другой? Но затем нам остается говорить, что не существует идеального состояния — мы обречены на критику всякий раз, когда сталкиваемся со случаями, когда у нас есть веские доказательства «морально неправильного» убеждения.

A Решение: Нейтральный вариант

Я думаю, что есть выход из этого тупика. Наши интеллектуальные возможности не ограничиваются простой верой во что-то или неверием в это. Другой вариант — оставаться нейтральным. Мы часто называем этот нейтральный вариант «отлагательным приговором». Мы воздерживаемся от суждений о многих вещах, часто ожидая получения дополнительных доказательств. Например, вы можете воздержаться от суждений о том, есть ли у вашего серьезно настроенного нового коллеги чувство юмора — вам придется подождать до рождественской вечеринки, чтобы выяснить. Интересной особенностью условного суждения является то, что оно может быть оправдано – возможно, даже необходимо – факторами, выходящими за рамки имеющихся у вас в данный момент доказательств. Хотя мы обычно думаем, что убеждение является рациональным или нет просто в зависимости от того, подтверждается ли доказательствами, которые у вас есть, когда вы их формируете, отсрочка суждения может быть оправдана прагматическими факторами: скажем, тем фактом, что вы скоро получите более убедительные доказательства, или тем, что вы когнитивные расстройства (возможно, вы были в Хьюстоне и выпили немного пива).

Другим особенно важным фактом об условном суждении является то, что оно кажется естественным образом оправданным моральными соображениями. Возьмем простой пример: ближе к концу судебного разбирательства член присяжных, сильно склоняющийся к «виновности», должен отложить вынесение приговора до тех пор, пока он не заслушает последний день свидетельских показаний, потому что принять решение в этот момент было бы несправедливо по отношению к обвиняемому. Причина того, что оставаться нейтральным в морально рискованных ситуациях является привлекательной реакцией, заключается в том, что воздержание от суждений не предполагает веры.0237 против доказательства – это вообще не предполагает веры. Поэтому, что крайне важно, нам не нужно говорить, что люди, которые воздерживаются от суждений в ответ на рассмотренные ранее случаи, должны быть либо эпистемически порицаемыми, либо морально порицаемыми. Воздерживаясь от формирования убеждений, они избегают нарушения каких-либо эпистемологических правил и , тем самым выполняя любые моральные обязательства, которые они могут иметь в отношении управления своими убеждениями.

Я не думаю, что есть что-то необычное в предположении, что неспособность воздержаться от суждений может быть чем-то, за что нас можно морально критиковать, даже если мы говорим, что убеждения сами по себе не являются объектами моральной оценки. В конце концов, тот факт, что мы открыты для моральной критики за создание или сохранение чего-либо, не означает, что сама вещь является предметом моральной критики. Простой пример проясняет это (с запоздалыми извинениями перед моим старым коллегой по офису доктором Маттиа Галлотти). Возьмем, к примеру, ужасный беспорядок в общем офисе. Безрассудно создавать и сохранять беспорядок. Когда мы называем беспорядок морально плохим, мы на самом деле не имеем в виду, что беспорядок сам по себе морально оцениваем. На самом деле, что заслуживает критики, так это выбор создать беспорядок в первую очередь и оставить его там. То же самое и с нашей познавательной жизнью. Иногда мы формируем убеждения, когда должны были оставаться нейтральными — возможно, потому, что у нас есть обязательство верить в наших друзей или не подвергать людей риску, связанному с их профилированием. Моральная проблема заключается в том, чтобы позволить этому случиться и не вернуться к очистке, отложив суждение, когда это уместно.

Все это прекрасно совместимо с традиционной философской идеей о том, что «целью веры» является истина или знание. Подобно тому, как цель наземной мины может заключаться в том, чтобы взорваться при наступлении на нее (хорошая мина — та, которая выполняет эту функцию), цель убеждения — точно отражать мир (хорошее убеждение — это то, что выполняет эту функцию). Но это не означает, что мы не должны морально оценивать тех, кто устанавливает наземные мины не в том месте, или тех, кто формирует убеждения, когда было бы более уместно воздержаться от осуждения.

Подводя итог, я думаю, мы должны согласиться с тем, что многие случаи профилирования и (возможно) убеждения в отношении ваших близких связаны с морально сомнительным поведением. Но нам не нужно говорить, что убеждения сами по себе могут быть морально хорошими или плохими. Действительно, я думаю, что это было бы своего рода категориальной ошибкой. То, что является сомнительным с моральной точки зрения, — это неспособность оставаться нейтральным в определенных морально деликатных ситуациях, пока у вас нет убедительных доказательств в любом случае.

Льюис Росс

 

Д-р Льюис Росс является научным сотрудником кафедры философии и государственной политики Лондонской школы экономики. Он исследует отношения между эпистемологией (изучением того, что мы можем знать или во что мы можем рационально верить) и правом, политикой и этикой.

 

Что заставляет людей думать, что действие является морально неправильным?

Какие критерии люди используют, чтобы решить, что что-то аморально? Это фундаментальный вопрос психологии морали. Некоторые психологи считают, что на этот вопрос есть единственный ответ — что все моральные проступки имеют одно основное свойство. Если вы думаете, что все моральные суждения основаны на одном критерии, вы моральный монист .

Вероятно, наиболее распространенной формой морального монизма является монизм, основанный на вреде . Монисты, основанные на вреде, считают, что люди считают действия морально неправильными, когда они причиняют кому-то вред — в смысле причинения боли или страдания. Бить кого-то считается неправильным, потому что это ранит человека. Неверность считается неправильным, потому что она причиняет боль вашему партнеру. Мошенничество с вашими налогами считается неправильным, потому что это заставляет страдать других, которые платят налоги.

Отличие от монистов, моральные плюралисты считают, что нет единого ответа на вопрос, по каким критериям люди судят о чем-либо как о морально неправильном. Для моральных плюралистов люди считают действия морально неправильными по целому ряду причин, многие из которых не связаны с причинением вреда.

Наиболее известной формой морального плюрализма является теория моральных основ. Теория моральных основ утверждает, что существует по крайней мере пять независимых областей или «основ», которые могут заставить людей думать, что действие является морально неправильным. Согласно теории моральных основ, действие может считаться неправильным, потому что оно: вредно, несправедливо или несправедливо, демонстрирует нелояльность группе, неуважение к авторитету, нечистоплотность или грубость. С точки зрения морального плюрализма эти пять основ существенно различны и не могут быть сведены к фундаментальному основополагающему свойству, такому как вред. Например, согласно теории моральных основ, люди думают, что инцест между братьями и сестрами по обоюдному согласию является морально неправильным, потому что он нечист или груб, независимо от того, думают ли они, что он также причиняет вред.

Мы были заинтересованы в этом споре между моральным монизмом и плюрализмом, потому что у нас были основания полагать, что основанная на вреде версия морального монизма неверна. То есть мы не думали, что все моральные суждения основаны на вреде. Во-первых, существует множество вредных действий, которые многие люди одобряют, потому что они приносят какую-то пользу. Военные допросы, вредные эксперименты над животными и наказание преступников — все это приносит вред, но многие люди их одобряют. Таким образом, вред в смысле причинения боли или страданий другим не может быть основополагающим для суждений о правонарушении.

Основываясь на наших прошлых исследованиях, мы подумали, что понятие несправедливости может быть лучшим основанием для морали, чем понятие вреда. Наш дефляционный взгляд на вред предполагает, что люди оценивают вредоносные действия, связанные с несправедливостью, как морально неправильные. Например, удар кого-то считается неправильным, если он считается несправедливым, но не будет считаться неправильным, если вы ударите кого-то в целях самообороны.

Мы также думали, что эгоизм занимает центральное место в представлении людей о несправедливости. Когда люди думают о несправедливости, они имеют в виду эгоистичное действие, которое не учитывает интересы каждого в ситуации. Побои, неверность и уклонение от уплаты налогов считаются аморальными, если они связаны с несправедливостью, проистекающей из эгоизма.

Хотя мы думали, что несправедливость важна для восприятия людьми проступков, у нас также были основания полагать, что моральный плюрализм верен, хотя и не обязательно в версии, предлагаемой Теорией моральных основ. Это происходит потому, что люди считают действия морально неправильными по причинам, отличным от простой несправедливости. Например, маловероятно, что люди считают инцест по обоюдному согласию морально неправильным, потому что он связан с несправедливостью.

Чтобы проверить наши представления о моральных суждениях людей, мы провели четыре исследования, в которых изучался широкий спектр критериев, которые люди используют, чтобы судить о том, является ли действие неправильным. В нашем первом исследовании мы попросили участников подумать о правонарушениях из своей повседневной жизни. Затем они оценили, насколько неправильными были эти действия, и оценили действия по десяти параметрам, которые включали оценку несправедливости (насколько несправедливым, несправедливым, нечестным и эгоистичным было действие), вреда (причинение боли или снижение благополучия), неуважение к власти. , групповая нелояльность и нечистота (степень, в которой действие было грубым или нечистым). Участники сообщили о большом разнообразии поступков, которые они считали аморальными. Но, что особенно важно, мы обнаружили, что оценка несправедливости доминировала над моральной оценкой людьми этих разнообразных действий. Рейтинги вреда были менее важны.

В последующих исследованиях мы представили участникам из Америки и Греции разнообразный набор из десяти противоправных деяний, которые они оценили так же, как и в исследовании 1. Как для американских, так и для греческих выборок оценки несправедливости оказали самое далеко идущее влияние на моральные суждения людей. Интересно, что рейтинги примесей также внесли важный вклад. Хотя оценки вреда внесли важный вклад в суждения о неправомерности некоторых действий, их общий вклад был минимальным. Немного способствовало неуважение к авторитетам, в большей степени для греческих участников, чем для американцев. Групповая нелояльность вообще не была связана с суждениями участников о проступках. На приведенном ниже рисунке приблизительно представлен общий вклад каждой из пяти категорий в суждения о правонарушении.

Наши результаты указывают на несколько вещей. Во-первых, идея монизма, основанного на вреде, явно неверна. Во-вторых, восприятие несправедливости сильнее всего влияет на суждения людей о моральных проступках. Тем не менее, наши результаты больше соответствуют моральному плюрализму, чем монизму. Хотя несправедливость является наиболее важной, она не была единственным понятием, которым руководствовались суждения о правонарушениях.

Наконец, хотя моральный плюрализм кажется правильным, наши результаты не подтверждают картину, изложенную Теорией моральных основ. Некоторые из пяти фондов внесли небольшой, если вообще какой-либо уникальный вклад в суждения людей о правонарушениях. Более того, хотя Теория моральных основ не отрицает такой возможности, наши результаты подчеркивают, что люди могут рассматривать одно и то же действие по-разному — например, как связанное с причинением вреда, несправедливостью и неуважением к авторитету — и каждое из них может одновременно подпитывать их. в общее суждение о том, что действие было морально неправильным.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *