Мы не сделаем вас умнее мы научим вас думать: Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать — Новости НГУ — 03.09.2011

Создатели бренда I’m Siberian оценили «угон» своего стиля для нужд НГУ

© nsu.ru

09 Мар 2016, 11:35

Новосибирский государственный университет представил новый фирменный стиль, разработанный группой «Мелехов и Филюрин» и перекликающийся с элементами I’m Siberian. Основой ему послужила буква N и знак-звездочка сноски астериск, символизирующие «настоящую науку» и экзотический для иностранцев снег.

Новый фирменный стиль НГУ, проект которого подготовила команда выпускников университета из рекламной группы «Мелехов и Филюрин», анонсировали на сайте вуза.

Старый логотип не отвечал задачам, который ставил перед собой университет в связи с вступлением в программу повышения конкурентоспособности, считает ректор Михаил Федорук. «В какой-то момент стало очевидно, что НГУ нужен новый логотип. Мало кто знает, но старый главный корпус был построен по типовому проекту, а это значит, что по стране есть еще несколько вузов — архитектурных близнецов, — приводит его слова пресс-служба вуза. — И что делать с логотипом после ввода в эксплуатацию нового корпуса? Правда в том, что мы — молодой, по мировым меркам, вуз. И некоторые принятые в университетской практике решения, как использование гербов или исторических зданий, нам явно не подходят».

Техническое задание для разработчиков нового фирстиля содержало несколько ключевых требований. Например, им нужно было использовать словосочетания «настоящая наука» или the real science, полное название университета (а не аббревиатуру), девиз «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать», а также яркие зеленый и голубой цвета.

«В итоге бесконечных поисков был найден символ, отвечающий всем нашим критериям: надстрочная звездочка (астериск) — классический знак сноски или примечания, — объяснил директор рекламной группы „Мелехов и Филюрин“, выпускник ММФ НГУ 1984 года Александр Филюрин. — В этом символе есть ответ на вопрос, что же такое настоящая наука: она всегда опирается на опыт, работы научного сообщества, и качество настоящего, нужного кому-то научного труда, что подтверждается ссылками на него в дальнейших работах.

А еще астериск — это снежинка, элемент экзотики для абитуриентов, которые в своих странах снег видят только на картинке».

Буква N как заглавная буква слова Novosibirsk также выполняет в логотипе несколько функций, поясняется в сообщении университета: «это и Север, и знак неизвестного, и множество натуральных чисел, и даже азот, на 79% составляющий воздух, которым мы дышим». Последнее, уточнили в НГУ — подсказка от выпускника и шоумена Александра Пушного.

Пользователи социальных сетей отреагировали на новый фирменный стиль университета замечаниями о том, что он очень напоминает стиль известного сибирского бренда I’m Siberian. В частности, выпускник Гуманитарного факультета НГУ Илья Стахеев предложил «найти десять отличий».
«Ну, как тут не вспомнить туристическую эмблему Новосибирской области (которую также создали „Мелехов и Филюрин“ — прим. Тайги.инфо), и, конечно, огромную (и странную) надпись возле ЛДС, — заявил корреспонденту Тайги.инфо креативный директор I’m Siberian Владимир Черепанов.

— Наш стиль — один из самых угоняемых и копируемых, и мы с иронией и юмором относимся к таким попыткам, ведь копия всегда получается хуже оригинала. НГУ как один из сильнейших университетов нашей страны, конечно, достоин большего, как по внутренней идее, так и по графическому (особенно шрифтовому) исполнению».

По мнению ректора Федорука, «проделана работа, которая, конечно, соответствует настоящему университета, но в ней также есть запас, чтобы соответствовать уровню будущих достижений». Сейчас новая визуальная среда интегрируется в повседневную жизнь университета, сообщила пресс-служба вуза: выпущено несколько видов сувенирной продукции, символика используется на международных онлайн-площадках, при проведении крупномасштабных университетских и международных мероприятий.



Новости из рубрики:

Новости СМИ2

NSUday!

школа юного журналиста фж нгу 2017/2018

Достучаться до приемной комиссии

От снятия отпечатков пальцев до лысых лабораторных мышей, или как прошел день открытых дверей в НГУ

Если не каждый российский, то уж точно каждый новосибирский абитуриент знает значение этих трёх заветных букв — НГУ. Но что же скрывается в сердце сибирской науки? Правда ли Новосибирский государственный университет — это место встречи всех наук, а N — настоящая наука? Об этом и не только мы постарались разузнать в последнее воскресенье октября.

2500 ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

  • 880 преподавателей являются доцентами
  • 570 преподавателей имеют докторскую степень
  • 2000 преподавателей являются совместителями

7000 СТУДЕНТОВ

  • 1400 иностранных студентов
  • 21 выпускник – член Российской академии наук

СРЕДИ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА

  • ТОП-150 по математике, археологии и химическим технологиям
  • ТОП-50 по физике и астрономии среди университетов мира
  • 107 место по естественным наукам

Девиз НГУ – «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать». И, надо отдать должное высококвалифицированным преподавателям и передовому техническому оснащению, у университета это отлично получается.

С момента открытия 9 января 1958 года Новосибирский государственный университет не переставал воспитывать в своих стенах всё новые и новые светлые умы. Многие выпускники НГУ стали учёными мирового масштаба, которыми по праву может гордиться российская наука.

Расположение в самом сердце Академгородка – всемирно известного научно-исследовательского центра – позволяет обучающимся с ранних курсов быть частью настоящих научных исследований, а студентам старших курсов – принимать активное участие в экспериментах проекта Большого Адронного Коллайдера.

«Коньком» НГУ в российском и мировом научном сообществе традиционно остаются физические и естественные науки. Именно предложенная выпускниками и преподавателями НГУ модель была выбрана Европейским центром ядерных исследований для строительства суперколлайдера.

Так же, развиваются новые области: инженерия, приборостроение, формируется собственная астрофизическая школа и многое другое. Сейчас университет показывает активный рост публикаций и цитируемости, в НГУ растет количество аспирантов и сообщество молодых преподавателей.

Новосибирский Государственный Университет – уникальное по своей природе место, где можно овладеть в совершенстве любой отраслью науки. И в день открытых дверей у вас есть возможность посмотреть изнутри на университет своей мечты, сполна прочувствовать атмосферу студенческой жизни и узнать всё, что касается учёбы и жизни в НГУ из первых уст.

«Конкурс на поступление постепенно растёт. Самый большой конкурс был на общественно-гуманитарные направления – экономика, юриспруденция, менеджмент, бизнес-информатика, археология… Какие университет ожидают изменения в будущем? В первую очередь — открытие новых направлений в подготовке кадров и активизация научных исследований. Это самое главное, что положено в нашу стратегию развития».

Гагик Мкртичевич Мкртчян

Декан Экономического Факультета НГУ, д.э.н., профессор

Конкурс всё растёт и растёт: из года в год, изо дня в день. Но кто все эти люди, которые пришли знакомиться с университетом? Потенциальные конкуренты и будущие однокурсники. Чем привлекает их НГУ? Картина складывается примерно такая:

«Сначала я хочу поступить в колледж при НГУ, потом в сам университет. НГУ я выбрал потому , что он один из самых популярных в Росиии, да и многие работодатели сразу разбирают студентов для работы»

Дмитрий, абитуриент

А ещё…


Степан: «Выбрал ФИТ – хочу разрабатывать игры. Да и из всех факультетов, которые я видел, у ФИТа самое мощное углубление в программирование»

Екатерина: «Привлекает институт медицины и психологии. Хочу стать психологом, потому что люблю общаться с людьми,мне хочется помогать им находить себя, решать их проблемы. А НГУ –один из немногих университетов, в который действительно хочется прийти, хотя бы из-за прекрасного внешнего вида, поэтому хочу поступить именно сюда»

Александра: «Хочу поступить на журналистику. Мне нравится знакомиться и общаться с людьми. Да и в прошлом году я ходила сюда в Школу юного журналиста, поэтому НГУ стал мне уже родным»

Михаил и Никита: «Мы из Кемерово, в нашем городе с универами все плохо, поэтому мы хотим переехать в Новосибирск и поступать в НГУ. Этот университет мы выбрали потому, что он один из самых престижных и стоит во многих топах»

Олег: «Пока не определился, но выбираю между востоковедением и лингвистикой. Скорее всего, выберу первое – мне нравится культура Востока. Выбрал именно этот университет, потому что люблю Новосибирск и не хочу отсюда уезжать, а НГУ- самый престижный вуз в этом городе»

Science-street: наука в массы

Научную аллею подготовили для гостей студенты. Здесь каждый смог познакомиться с тем или иным факультетом, открыть для себя что-то новое, принять участие в различных экспериментах, узнать о поступлении и о студенческой жизни, задать вопросы о специальности и многое другое. Прорваться сквозь толпу и увидеть всё своими глазами удалось и нам.

Химики наглядно показали, как растворяются разные вещества, например , пенопласт, ФЕНовцы рассказали о ДНК, историки показали сборник житий. При знакомстве с факультетом медицины гости работали с настоящими медицинскими инструментами, а возле стенда центра языка и культуры Китая все желающие даже смогли попробовать себя в искусстве каллиграфии. О том, как проходили встречи с абитуриентами у отдельных стендов, рассказываем детально.

ВЫЖИТЬ ПОСЛЕ

Обычно в десять часов утра в воскресенье старшеклассники и их родители ещё нежатся в своих кроватях, пытаются выспаться в единственный выходной. В этот раз, конечно, все было по-другому. Университет был переполнен людьми, а причиной стала научная аллея — небольшие презентации факультетов и отделений. Второй этаж корпуса оказался самым шумным и самым тесным из всех, ведь именно с него начинала прокладываться «дорожка из жёлтого кирпича» по научной аллее, которая направляла будущих студентов на верный путь.

Каждый стенд научной ярмарки по-своему завоёвывал внимание пришедших. К археологам и лингвистам было ни пройти, ни проехать, люди буквально облепили их со всех сторон, как и факультет естественных наук, но нырнуть в толпу и узнать секрет популярности этого стенда мы смогли.

— Мы правда можем потискать мышек?!
— доносились восторженные возгласы ребят, стоящих возле стола факультета естественных наук. Казалось бы, мыши — ночной кошмар многих девочек. Но когда настоящую лабораторную мышь дают в руки, да еще и опытные люди присматривают, вне сомнения, о страхе можно позабыть.

СЛУШАЙ СЕРДЦЕ

Не часто у гостей НГУ к будущим юристам возникает вопрос: «Есть ли на юрфаке физкультура?». Однако, именно эта тема заинтересовала высокого паренька лет семнадцати. Студенты, пораженные столь неординарным вопросом, сразу ответили на него и предложили рассказать нам об учёбе на факультете.

— Сдаёшь все экзамены, поступаешь на первый курс, на бюджет или на платное. Преподаватели все очень квалифицированные, умные, расточительные, но очень требовательные. Особенно те, кто преподает в сфере уголовного права. На первом курсе у тебя будет два самых важных предмета — это правоохранительные органы и теория государства и права. Эти предметы ты должен знать прям реально хорошо. Потом со второго курса будет поинтереснее, там уже отраслевые предметы пойдут: гражданское право, уголовное, спальное, конституционное. И, соответственно, после второго курса то можешь расставить приоритеты, какая из отраслей тебе ближе. Сейчас ты можешь думать, что ты хочешь быть, например, прокурором или следователем, но и тому времени, когда ты подойдёшь к четвёртому курсу твоё мировоззрение поменяется. То, что ты сейчас думаешь, может не произойдет… а может и произойдёт, не знаю. В любом случае, ты сам себя определяешь. Только себя слушай. Слушай свое сердце и всё будет нормально.

Рядом с юристами расположились две девушки в белых халатах, снимали отпечатки пальцев с каждого, кто осмелится подойти к их столику. Как бы это ни было печально, я тоже попалась им на глаза. Студентка взяла валик, окунула его в графитовый состав, провела им по моим большим пальцам, и мы отпечатали их на специальном бланке. Бланк, конечно, перешёл в мои руки, и я с чёрными пальцами и кучей листовок в руках отправилась на поиски влажных салфеток в холле.

ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ УКЛОН

Как оказалось, кроме презентации факультетов на этажах корпуса расположились и представители физико-математической школы СУНЦ НГУ. По коридору расхаживал Ваня, ученик ФМШ. Он активно раздавал буклеты и с радостью рассказывал всем желающим об учёбе в Сибирском Хогвартсе (такая кличка закрепилась за школой давно). Мы тоже пообщались со старшеклассником и немного разузнали у него об учёбе в физ-мат школе.

— Как я поступил? Написал три олимпиады за три дня, прошел три собеседования за три дня и смог. Это просто прекрасное место! Я десять лет отучился в своей предыдущей школе и тех одноклассников уже забыл. Мои родные одноклассники те, с кем я учусь сейчас.

Вокруг Вани собралась кучка ребят разных возрастов. Кто-то задавал вопросы, другие записывали что-то важное в телефоны, а третьи просто увлечённо слушали рассказчика.

— Во-первых, мы учимся по программе лекций и семинаров, а во-вторых, мы пятнадцатая школа по рейтингу школ в России, ну, согласитесь, неплохо. Мы третья школа по рейтингу конкурентоспособности выпускников и совсем недавно мы засветились в журнале CERN COURIER — это ведущие мировое издание по физике высоких энергий, он иностранный и очень ценится в научном сообществе. Также, нам дают материал более сложный, чем в обычных школах: на лекциях, например, по математике мы сейчас проходим математический анализ, аналитическую геометрию, теорию чисел, но гораздо глубже, чем бы это дали в обычной школе.

СУФЛЁР

Стенд направления «журналистика» тоже приготовил свои сюрпризы. Именно за стойкой журфака можно было почувствовать себя настоящим телеведущим, но немного в необычной форме.
— Я садился перед камерой, которая меня записывала и транслировала всё это на телевизор перед стендом. Передо мной был текст, который мне нужно было прочитать, уложившись в определённое время, — рассказывает Андрей, ученик Школы юного журналиста ГИ НГУ, — Текст был стилизован под новостной репортаж. Но вместо описания происшествий там были скороговорки. И то, что текст довольно быстро пробегал перед глазами, подстегивал меня и создавал такой азарт. Было интересно почувствовать себя на пару минут ведущим новостей.
С каждой секундой перед стендом отделения журналистики появлялось всё больше и больше заинтересованных подростков, желающих тоже засветиться на экране. А те, кто не счел нужным стоять в очереди, просто слушали истории студентов.
Прошло полтора часа с минуты открытия научной аллеи. Счастливые и довольные гости потихоньку начали расходиться на встречу с ректором, а уставшие студенты с облегчением сворачивали свои стенды.
— Мы хотим сказать спасибо всем, кто организовал день открытых дверей. Сегодня нам удалось узнать чуть больше о жизни факультетов. Получили просто нереально много эмоций и впечатлений. Почаще бы такое устраивать! — поделились своими чувствами десятиклассницы из Гимназии 11.
И получается, что такие встречи в стенах ВУЗа необходимы для того, чтобы ряды студентов Новосибирского государственного университета с каждым годом пополнялись и сплочались, ведь НГУ — одна большая семья.

И семья состоит из очень разных людей. Физики и философы, экономисты и биологи… Казалось бы, как вообще можно ужиться таким далеким друг от друга персонажам? На то и семья, уживаются, несмотря и вопреки. И некоторые из них поделились учебным опытом с нами.

Ведь сразу можно заметить, НГУ привлекает внимание не только красивым корпусом. Все начинается с самой атмосферы Академгородка. Например, этим утром водители маршруток были крайне любезны и довозили прямо до университета всех тех, кто рвался попасть на День Открытых Дверей (хотя остановка по меньшей мере в километре от пункта назначения). Студентка 3 курса исторического факультета, приехав из другого города, отказаться от этой атмосферы уже не смогла: «Как только приехала подавать сюда документы, сразу поняла, что я останусь тут учиться, и я сделаю все, чтобы поступить в НГУ. Мне понравилось сразу все, начиная с завораживающего красотой леса, заканчивая добрыми и отзывчивыми преподавателями». Каждый студент рассказывает о своем факультете, но для всех выводится общее: учиться здесь нелегко, но оно того стоит. Вот и первокурсница факультета лингвистики цитирует великого полководца Александра Васильевича Суворова «тяжело в учении, легко в бою». Станислав, студент четвертого курса физико-математического факультета раскрыл секрет, как с нагрузками справиться: «Я очень устаю учиться, но при этом успеваемость у меня хорошая. И, знаете, ведь я ко всему подхожу с юмором». Но не все светлые умы заняты исключительно учебой, первокурсница Катя увлечена волонтёрской деятельностью: «Все трудности сессии я не успела еще познать, но думаю, даже сессия не остановит меня, я буду волонтером и дальше».

С университетом разобрались, а что насчет факультетов? Что особенного в них?

Я бы посоветовала будущим физфаковцам учиться после поступления, ну и смотреть, думать, куда они хотят пойти работать, выбирать себе лабораторию, смотреть, где для них будет больше всего возможностей для реализации их стремлений.

Лена, аспирант ФизФака

Это наука будущего! Биология и химия сейчас являются очень перспективными направлениями, в которых мало что исследовано, они являются огромным полем для достижений и свершений.

Настя, первокурсница ФЕНа.

Мне очень нравится учиться, я распределилась на кафедру социологии генетики, здесь лучшие передовые технологии. Работаю в группе учёных, мы имеем интересный проект и получаем новые результаты, и это вдохновляет на дальнейшие действия.

Маша, 2 курс магистратуры, ФЕН

На 1-ом курсе сессии проходили очень тяжело, учился плохо, но потом, когда появился интерес, начал больше стараться. Самое интересное — практика, мы ездили туда всей группой, бывало всем потоком, жили все вместе в палатках, на природе, это особая атмосфера, которую не встретишь в городе.

Ильдар, аспирант ГГФ

У нас достаточно интересно, основной профильный предмет – история философии, ты узнаёшь, как развивалась мысль человека в динамике, и ты видишь, как это влияло на политику, на религию, видишь само развитие общества. Понимаешь, почему всё сейчас такое, какое оно и есть.

Настя, 2 курс факультета философии

Через тернии в журналистику

В каждом человеке живет мечта, к исполнению которой приходится прикладывать немало усилий. Во многих из авторов этого текста с самого детства живет мечта стать настоящими журналистами. Сейчас вы наверняка спросите: а что, бывают не настоящие? Да, не поверите, но бывают. И ясное понятие профессии журналиста мы сформировали именно в этот день. Если вы думаете, что придете сюда с нулевыми знаниями и вас возьмут за то, что вы заплатите огромную пачку денег, то нет, вы пришли не по адресу. Здесь помогают развить потенциал людей, у которых уже есть задатки журналиста. Всех школьников бросает в дрожь при одном только упоминании ЕГЭ, но тут ценятся не только результаты ЕГЭ. Вам будет необходимо сдать внутренний экзамен в формате сочинения и собеседования. Но бояться этого не стоит, особенно, если вы чувствуете, что журналистика является вашим, не побоюсь этого слова, призванием. Возможно, слово это громкое, но журналист должен обладать чуть-чуть завышенной самооценкой (разумеется, в меру). Какой журналистике учат в Нгу, что такое творческий конкурс и почему из уст студентов этого направления так часто звучит слово «семья» — разбираемся далее.

Побег от школьных гуманитариев или поступление на Отделение Журналистики НГУ

Из-за своей потребности в информации человек создал профессию журналиста. Сейчас она, как никогда, набирает обороты, ведь не зря век, в котором мы живём, называют «информационным». И каждый из нас работает с информацией в каждый момент жизни! Сидишь на уроке? Информация. Узнал у друга как дела? Информация! Вышел на улицу? Информация! И так абсолютно на каждом углу. Но вот вы открываете газету, открываете ваш любимый твиттер, или, на худой конец, включаете новости на телевизионном канале. И на вас сваливается гора информации, которую так тщательно для вас подбирали журналисты, репортеры, редакторы и прочие работники СМИ. А ведь, чтобы работать на таком уровне, не достаточно просто хорошо писать школьные сочинения или уметь разговаривать со сверстниками. Нужно проникнуться жизнью журналистов.Нужно получить образование.

Но для поступления в университет вам нужно пройти через несколько «испытаний».

1. Портфолио.

В портфолио вам нужно вложить ваши статьи, грамоты и дипломы журналистского направления за последние 2-3 года обучения (то есть тащить диплом за участие в «Русском медвежонке» за 3 класс не стоит, он просто не будет рассматриваться приемной комиссией). Также принимаются аудио- и видеоработы, которые нужно сдать минимум за день до устной части творческого конкурса. Портфолио может и не быть, но оно дает дополнительные баллы к оценке за творческий конкурс.

2. ЕГЭ.

В 2017 году для поступления на ФЖ нужно сдать русский язык, литературу и историю. Минимальные баллы: русский язык, литература – 50 баллов; история – 45 баллов.

3. Творческий конкурс.

Он состоит из двух этапов: письменного и устного. На письменном этапе абитуриентам выдается 6 тем, так или иначе связанных с журналистикой (по одной из них вам нужно написать эссе). В нем оценивается содержание и грамотность. На следующий день вы приходите на устную часть. Вам дается газетная вырезка, которую вам нужно проанализировать с заданными критериями. Затем вас ждет собеседование, где приемная комиссия расспрашивает вас, почему пошли на журналистику, кого из журналистов вы знаете, 5 главных новостей на данный момент и т.д.

Предположим, я поступил, что дальше?

Лиза, студентка 3 курса отделения журналистики НГУ, специализация «телевидение»:
Самое важное у нас, наверное, люди. Вот просто люди, потому что у нас супер преподаватели, у меня очень хорошие однокурсники. У нас все курсы друг с другом общаются, и поэтому образуется такая семья. Мы в любой момент можем друг к другу подойти: преподаватели к нам, и мы к преподавателям. Просто взять и именно как друзья пообщаться. Сложно всё успевать, правда. Просто я сейчас учусь на третьем курсе, и ещё работа. Плюс у нас на факультете проходят свои праздники, свои какие-то мероприятия. Плюс мы делаем проекты. И, конечно, про учёбу никогда нельзя забывать, а она у нас очень суровая. Но я этим довольна. Я считаю, что это мой самый правильный выбор в жизни. Я когда-то хотела быть переводчиком, но в определённый момент поняла, что журналистика, наверное, мне ближе. С первого дня, как я сюда пришла, поняла, что это моё и никуда больше мне нельзя. И вот сейчас я уже работаю и понимаю, как хорошо, что я сделала этот выбор.


Из первых рук

Отделение журналистики — это круто! Это практика, это кутежи (новогоднее мероприятие для всех студентов факультета журналистики). Это «семейный» праздник, где вы можете со всеми пообщаться или познакомиться. Отделение журналистики, по моему мнению, это неповторимое место, где вы можете побыть журналистом, оператором и тд; попробовать себя в различных сферах деятельности.

Катя, студентка 4 курса отделения журналистики НГУ

Изначально я подавал документы в один вуз на одно направление. И это, я думаю, исчерпывающий факт. Наверное, мне надо говорить про учебные вещи, а я хочу начать с того, что отделение журналистики в НГУ, оно самое маленькое. Потому что у нас 4 курса по 50 человек. И в этой тесноте такой плюс. Я учусь всего 2 месяца, но уже знаю почти всех. У нас очень атмосферно, все друг друга знают, помогают, очень сплоченный коллектив, наверное, это даже важнее самой учебы. Особенность нашего направления ещё и в том, что сами преподаватели вливаются в нашу студенческую компанию. И ты реально чувствуешь какое-то единство, это очень большой плюс. Другие факультеты большие, там ты не чувствуешь того, что находишься прям в семье. И вот такие мероприятия, как кутежи, как посвящение, они только добавляют этого всего. И ещё раз, это отдельная такая небольшая семейка. Это не пустые слова.

Олег, студент 1 курса отделения журналистики НГУ

А если все-таки говорить об учебном процессе?

Современные медиа требуют от журналиста высокой вовлеченности, широкого кругозора, неравнодушия и разнообразия профессиональных навыков. СМИ становятся мультимедийными, и для создания контента журналист должен уметь писать тексты в различных жанрах и озвучивать сюжеты, владеть навыками использования фото- и видеоаппаратуры, ориентироваться в постоянно меняющихся условиях и справляться с задачей любой сложности. Именно эти компетенции студенты-журналисты приобретают во время учёбы.

На данный момент на Отделении Журналистики НГУ существует разделение на три профессиональные специализации: телевизионная журналистика, радиожурналистика и пресса.

Причём, здесь телевизионная журналистика – это не банальная «начитка» текста, написанного редактором. В НГУ, на таких дисциплинах как: «Новостные программы на ТВ», «Тележурналистика», «Операторское мастерство», «Основы монтажа» студенты создают собственные телевизионные программы, где пробуют себя в качестве корреспондентов, операторов, режиссёров, сценаристов и монтажёров. В университете есть студия, оснащенная необходимой техникой, где ТВшники могут реализовать любые идеи. Практика проходит как на ютуб-канале о жизни университета NSU LIFE, так и на федеральных(«Первый канал», ГТРК, «Дождь») и местных каналах (ОТС, «49 канал»).

Радийщики в НГУ тоже сильно отличаются от банальных «деревянных» дикторов. Здесь студенты учатся создавать собственные радиоматериалы в разных жанрах, использовать выразительные средства радиожурналистики. Стать профессионалами своего дела студентам радиожурналистики помогает отлично оснащённая радиорубка и радио «Кактус». «Кактус» — студенческое радио НГУ, на котором(по заявлению официального сайта радио) «самые веселые ведущие, самые душевные подкасты, самые актуальные новости и, конечно, самые лучшие слушатели», а еще, бонусом ко всем выше перечисленным достоинствам стоит отнести то, что именно на нём проходит практика студентов-радийщиков.


Завершает эту великолепную триаду печатная журналистика. Практика студентов этой специальности начинается с первого курса, и проходит она, помимо всего прочего, в формате выпуска учебной газеты Nsk-life — в течение недели студент должен найти интересную (не только ему) информацию, собеседников и написать какой-либо материал, а потом группа за один день верстает свою газету. Причём, процесс усложняется тем, что редактор, корректор и т.д. назначаются самими студентами. Руководитель проекта Виктория Евгеньевна Беленко рассказывает, что студенты задерживаются до самой ночи, но получают очень ценный опыт. Здесь, в стенах НГУ, благодаря таким предметам, как: «Фоторепортаж», «Моделирование печатных изданий», «Креативное письмо», «Визуальная журналистика», «Создание печатных проектов», «Профессиональный творческий практикум: Работа редакции», студенты-печатники становятся настоящими специалистами во всём, что касается печатных и интернет-изданий.

ШКОЛА ЮНОГО ЖУРНАЛИСТА ФЖ НГУ

Лонгрид подготовили:
Иван Фалалеев, Мария Шинтяпина, Диана Джафарова, Егор Марков, Екатерина Каргапольцева, Андрей Стрелец, Алена Бойко, Юлия Протопопова, Мария Харитонова, Екатерина Волошина, Арина Гаязова, Мария Сулькова, Анастасия Бунтина, Мария Царёва

Фото: Клавдия Березнякова, Мария Сулькова, Александра Панасенко, Алена Наумович
Куратор проекта: Екатерина Макаркина
Руководитель ШЮЖ: Клавдия Березнякова
ФЖ НГУ (С) 2017

Наслаждение болью обучения сделает вас умнее

Почему мы учимся все наоборот

Синяя или красная пилюля, что вы выберете?

Красная таблетка позволяет свободно говорить на всех языках.

Синяя пилюля делает вас мастером любого музыкального инструмента в мире.

Что бы вы взяли?

Этот вопрос разделил мнения о Reddit; ни один из вариантов не был более популярным. Но все сошлись в одном: обучение должно быть быстрым и безболезненным.

«Я был слеп, а теперь вижу. Таблетка в день, и теперь я безгранична. Теперь у меня есть культурные аппетиты». — Эдди Морра (Брэдли Купер)

Кто не хотел бы иметь больше «когнитивной оперативной памяти»?

Сюжетная линия «Безграничный» вращается вокруг того, как меняется жизнь Эдди после того, как он обретает сверхчеловеческие способности, принимая таблетки NZT-48. Фильм заставляет задуматься, а есть ли такой короткий путь — лекарство, экспоненциально повышающее наши когнитивные способности.

Безграничный — мечта каждого лайфхакера.

В нашем обществе быстрые результаты важнее усилий. Жажда переусердствовать косвенно пропорциональна боли, которую мы готовы терпеть. Девиз «Нет боли, нет выгоды» кажется более подходящим для учителей игры на фортепиано 19-го века, чем для сегодняшних педагогов.

Мы пришли к выводу, что легко и быстро значит лучше. И что лучшие учителя — это те, кто делает обучение легким. Мы скорее примем таблетку, чем будем тренировать свой мозг.

Аристотель сказал: «Учение — не детская игра; мы не можем учиться без боли».

Правда в том, что «боль» совсем не зло; вам выгодно, когда вам бросают вызов. Относитесь к своему мозгу как к мышце. Постоянные упражнения укрепят ваши когнитивные способности, а не таблетки.

«Болезненный» опыт обучения сделает вас умнее.

Вот как.

Проблема упрощать жизнь

«Неправильная похвала приводит к саморазрушительному поведению. Правильный вид мотивирует студентов учиться». — Кэрол Двек

Легкое обучение обманчиво. Его эффекты — иллюзия; они совсем не долговечны.

У нас все наоборот. Родители ожидают, что учителя максимально облегчат процесс обучения. Та же тенденция наблюдается и на рабочем месте: люди хотят безболезненных переживаний. Но у «счастливых культур», как я писал здесь, есть и темная сторона. Учителя и начальники, бросающие вам вызов, на самом деле делают вам одолжение.

Если вещи становятся слишком простыми, они теряют ценность.

Когда учащиеся думают, что чему-то «легко научиться», они не прилагают достаточных усилий. Исследование, проведенное психологами штата Кент, показало, что способность студентов запоминать информацию снижается. Фактическое обучение было поверхностным, когда они думали, что что-то было «куском пирога» — оно длилось не более одного теста.

Когда учиться легко, мы становимся слишком самоуверенными. Подобные исследования показали, что, когда учащиеся считают, что у них «все в кармане», они на самом деле знают материал не так хорошо, как думают.


«Кормление ложкой, в конечном счете, не учит нас ничему, кроме формы ложки». ―― Э. М. Форстер

« Нет боли, нет выгоды – это правило, когда речь идет о том, чтобы получить удовольствие от повышения компетентности в чем-то», – сказал профессор Райан Хауэлл, – «Люди часто отказываются от своих целей, потому что они вызывают стресс, но мы обнаружил, что есть польза от того, чтобы научиться делать что-то хорошо».

Когда вы начинаете что-то новое — на работе, в школе или в спортзале — , вы испытываете меньше счастья в данный момент и меньше удовольствия. Вы страдаете. Но позже, когда вы оглядываетесь назад, вы чувствуете себя счастливым и довольным тем, чего достигли. Исследования показывают, что вам нужно пройти через временный стресс , чтобы воспользоваться преимуществами, связанными с повышением компетентности.

Альберт Эйнштейн сказал: «Дело не в том, что я такой умный. Но я остаюсь с вопросами гораздо дольше».

В своей книге « Мышление: Новая психология успеха » Кэрол Двек бросает вызов тому, как мы хвалим детей. Когда вы хвалите интеллект («Ты такой умный!»), вы посылаете сообщение о том, что интеллектуальные способности неизменны. Напротив, когда вы хвалите усилия, вы признаете способность учиться (и преодолевать препятствия).

Похвала должна быть конкретной и честной. Всем говорить: «Молодец!» заставить их чувствовать себя хорошо причиняет больше страданий, чем боль обучения.

This Is Your Brain on Pain

«Обучение никогда не истощает ум». ― Леонардо да Винчи

Чтобы оставаться в форме, мозг должен выходить за пределы своей зоны комфорта.

Профессор Курт Фишер сказал: «Мозг удивительно пластичен. Даже в среднем или пожилом возрасте он все еще очень активно адаптируется к окружающей среде».

Нейроны, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе.

Мозг больше похож на экосистему, чем на машину, запрограммированную генами. Нейропластичность — это избирательные связи между нейронами в нашем мозгу. Выполнение новых действий помогает строить новые клетки мозга и укреплять отношения между ними.

Ваш мозг получает пользу, когда вы беретесь за дело, которого не знаете.

Не избегай боли. Мозг никогда не перестает меняться и приспосабливаться. Задача обучения делает его молодым и активным.

Adopt A Learning Mind

«Большинство из нас думают о себе как о мыслящих существах, которые чувствуют, но на самом деле мы чувствующие существа, которые думают». — Джилл Болте Тейлор

Принятие обучающегося ума — это выбор.

Это не имеет ничего общего с вашим умом; это образ жизни. Обучающийся ум — это принятие радости и боли процесса, а не только его результата. Для специалистов нет ничего сложного. Но как вы можете стать экспертом в чем-то, если сначала не попробуете? Или еще хуже, если вы не тратите время и силы на развитие экспертизы.

Альберт Эйнштейн сказал: «Обучение — это опыт. Все остальное — просто информация».

Мозг — это машина; твой ум не такой.

Думайте о мозге как об аппаратном обеспечении, а о разуме как о программном обеспечении. Вы можете запрограммировать последний, что повлияет на производительность первого. Оба взаимосвязаны, как одна команда, подпитывающая друг друга.

Джилл Болт сказала: «К сожалению, как общество, мы не учим наших детей тому, что им нужно ухаживать за садом своего разума . Поскольку мы не научились более тщательно управлять тем, что происходит внутри нашего мозга, мы остаемся уязвимыми перед тем, что думают о нас другие люди».

Ваш разум полон мыслей и убеждений. Боль, связанная с обучением, является частью механизма самозащиты. Ваш мозг ленив и выбирает самый прямой путь; ваш ум беспокоится и может быть обманчивым. Вы должны укротить свой разум, чтобы мысли не пожирали вас заживо, как я писал здесь.

Как справиться с болью

«Вы должны пройти долгий и мучительный процесс изучения техник, чтобы быть в состоянии распознать «хороший случай» или «плохой случай». — Хелен Миррен

Переосмыслите боль как сигнал.

Боль является показателем обучения. Кроме того, это поможет вам определить области, которые вам нужно укрепить. Боль — это четкий сигнал о том, что вы на самом деле делаете что-то новое. Нейроны, которые слабы, не используются или не подходят для работы, удаляются. Нейроны, которые тренируются, становятся сильнее и развивают больше связей.

Сосредоточьтесь на долгосрочных целях. Не пытайтесь выучить все за одну ночь. Вы не конкурируете ни с кем, кроме себя. Нет награды тому, кто прочитает больше книг в неделю. Вы стремитесь побить рекорд или открыть для себя новые мысли? Распространение обучения позволяет укреплять связи между нейронами.

Изображение Евы-Лотты Ламм — Источник: На практике: моя личная кривая обучения
Кривая обучения совсем не предсказуема. Первоначальная страсть быстро превращается в медовый месяц, пока вы вдруг не упираетесь в стену и не застреваете. Или, что еще хуже, в один прекрасный день вы чувствуете, что добились прогресса, а на следующий день считаете, что знаете меньше, чем в начале пути. Не паникуйте. Научитесь получать удовольствие от езды.

Не сдавайся, садись. Когда вы упираетесь в стену или чувствуете, что застряли, сделайте перерыв. Обучение может быть болезненным, но оно не должно быть невыносимым. Пауза очень полезна для размышлений и создания дополнительных связей. Даже когда вы спите, ваш мозг продолжает обрабатывать самые последние события.

Гуглил не один раз. В прямом и переносном смысле. Не принимайте первый ответ за единственный ответ. Слушайте разные аргументы. Прочтите несколько статей или книг на одну и ту же тему. Тренируйте свой мозг, чтобы учиться, а не придерживаться легкого ответа. Руми сказал: «Не довольствуйтесь историями о том, как обстоят дела у других. Раскройте свой собственный миф». Бросьте вызов своему мозгу, чтобы он не выбрал самый простой выход.

Практика делает совершенным. Нет коротких путей к настоящему обучению. Некоторые приемы могут помочь вам ускорить вашу кривую, но вы не можете пропустить это путешествие. Делать что-то снова и снова не только облегчает обучение. Он меняет ваш мозг — его клетки растут и образуют новые связи.

 

Семь способов тренировать свой мозг

«Студентом быть легко. Обучение требует настоящей работы». — Уильям Кроуфорд

1. Узнайте что-то новое:
«Нельзя открыть книгу, не выучив что-то». — Конфуций

Когда вы начинаете новую задачу, области, которые позволяют вам концентрировать внимание, становятся наиболее активными.

Синяя или красная таблетка? Оба изучают новый язык или игра на музыкальном инструменте улучшит вашу умственную работоспособность. Изучение того, как использовать новое программное обеспечение, находится где-то посередине.

Попробуйте рисовать или рисовать. развивайте свое творческое мышление. Вот почему в детском саду преподают искусство. Независимо от вашего возраста, вашему мозгу нужно бросать вызов. Не помешает позаимствовать советы из того, как дети учатся.

2. Занимайтесь физической активностью

«Без боли невозможно прийти в сознание». — Карл Юнг

Ваше тело и ваш мозг связаны. Регулярные аэробные упражнения, от которых учащается сердцебиение, улучшают память и логические способности.

Любой спорт хорош. Ходьба — особенно с высокой скоростью — легко вписывается в перерыв между задачами, но также очищает разум — тем самым повышая производительность.

Поэкспериментируйте с физическими упражнениями, воздействующими на разум и тело как на одно целое. Тай-чи, йога или боевые искусства тренируют ум, когда вы готовите тело, и наоборот. Они также являются отличным способом найти баланс. Боль и спокойствие — две стороны одной медали.

3. Сменить профессию

«Я все еще учусь». — Микеланджело, 87 лет

То, чем вы зарабатываете на жизнь, определяет, кто вы есть, но не должно. Когда вы привязаны к своей профессии или званию, они становятся вашей личностью. Но вы больше этого.

Смена карьеры не обязательно означает возвращение в колледж и начало всего сначала (хотя это может быть и так). Не позволяйте тому, в чем вы хороши, ограничивать ваши возможности. Исследуйте новые возможности. Узнайте, как перепрофилировать свои навыки и знания, чтобы делать что-то другое.

Чем больше вы что-то практикуете, тем меньше вам приходится об этом думать. Быть хорошим в том, что вы делаете, ограничивает ваш потенциал обучения. Смена карьеры — это новая норма, открывающая новые возможности для личного роста.

4. Повысьте уровень своей игры

«Гладкое море не делает умелых моряков».— Африканская пословица

Клетки вашего мозга болтливы; поддержать разговор. Или зажечь новые.

Нейроны разговаривают друг с другом с помощью химических мессенджеров. В чем ты хорош? Не попадайте в ловушку своей зоны комфорта. Ставя перед собой задачу повысить уровень своей игры, вы заставите свои нервные клетки болтать. Помните, нейронов, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе.

5. Поездки за границу

«Вы тренируетесь для сдачи тестов или тренируетесь для творческого поиска?» — Ноам Хомский»

Ваша зона комфорта также определяется пространством, с которым вы взаимодействуете. Если вы каждый день идете одной и той же дорогой или сидите на одном и том же месте, ваши взгляды будут повторяться.

Посещение зарубежных стран — это глубокий познавательный опыт. Если вы можете путешествовать за границу или в города, в которых вы раньше не были, это фантастика. Но вы можете научить свой мозг видеть по-другому, не покидая родного города.

Посетите новые места (странные). Встретьтесь с незнакомцами, пройдите долгий путь домой, измените свой маршрут, пройдите по другой стороне улицы, которую вы обычно выбираете, сойдите на другой вокзал и идите пешком.

6. Ведите журнал «Ваш учебный путь»

«Расскажи мне, и я забуду, научи меня, и я, возможно, запомню, вовлеки меня, и я научусь». — Бенджамин Франклин

Размышление о собственной кривой обучения многое скажет вам о том, какой вы ученик. Если вы экспериментируете с чем-то новым, нарисуйте свою собственную кривую, зафиксируйте взлеты и падения. Найдите то, что движет вашей страстью и вашей болью.

Просмотрите этот дневник и узнайте, как вы можете использовать в нем свой опыт обучения.

Не избегай боли, прими ее. Ведение журнала своего учебного опыта поможет вам сосредоточиться на совершенствовании своего обучающего мышления, а не только на навыках, которые вы пытаетесь приобрести.

7. Медитировать:

«Я не учитель, а пробуждающий». ― Роберт Фрост

Медитация — это искусство укрощения своего разума.

Дыхание — это и предлог, и средство для достижения цели, но не сама цель. Соединение со своим дыханием увеличивает осознанность, расслабление и позволение дыханию диктовать ваш внутренний ритм — это трудный, но поучительный опыт обучения.

Но когда мы отпускаем контроль, мы позволяем своему разуму устанавливать другие связи. Отвлекающие факторы всегда будут всплывать на поверхность, но  — во время медитации  — к вам вернется ясность. «Ага!» моменты не появляются на ровном месте. Они являются результатом постоянного накопления информации. Когда вы позволяете своему мозгу делать свою работу, вы оставляете место для этих «Ага!» выйти на сцену.

Кроме того, регулярная практика медитации увеличивает толщину коры в гиппокампе, которая отвечает за обучение и память.

 

Вам не нужна красная или синяя таблетка, чтобы узнать что-то новое. То, что приходит легко, исчезает с той же скоростью.

Практика делает совершенным. Когда вы справляетесь с одной задачей, мечтательность и блуждание ума становятся более активными; позволяя вашему мозгу высвободить свои творческие соки. Это также сигнал о том, что вы готовы учиться чему-то новому.

Ваш мозг постоянно меняется и развивается.

Учиться больно. То, что вы узнаете, — это чистая радость.

Хотите потренировать свой мозг? Прочтите эту статью! · Границы для молодых умов

Abstract

Представьте, что вы можете стать умнее, просто играя в игры. Разве это не было бы здорово? Вы проводите несколько часов за компьютером каждую неделю, и вы сможете лучше концентрироваться, быстрее учиться и больше запоминать. Ваши оценки резко повысятся, вы закончите школу без проблем, и жизнь станет идеальной. Не так ли? Если поискать в Интернете, нетрудно найти игры и приложения, которые утверждают, что они улучшают работу вашего мозга, позволяя вам использовать весь его потенциал. В этой статье мы обсудим научную основу этих так называемых игр для тренировки мозга. Мы утверждаем, что в теории должна быть возможность сделать себя умнее. Однако доказательства того, что тренировка мозга поможет вам в этом, в лучшем случае неоднозначны. Мы порассуждаем о программах тренировки мозга следующего поколения и обсудим альтернативы для улучшения ваших мыслительных способностей. Почему бы просто не прочитать книгу?

Многие дети мечтают стать умнее или изобретательнее. Если вы поищите в Интернете, вы найдете игры и программы, утверждающие, что они помогут вам именно в этом: в повышении умственных способностей. Но действительно ли можно заставить свой мозг работать лучше? И стоят ли эти так называемые игры для тренировки мозга вашего драгоценного времени? Прочитав эту статью, вы сможете решить для себя!

Ваш гибкий мозг

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему одни дети преуспевают в спорте, а другие лучше играют на гитаре или выполняют математические вычисления? Можно ли винить свои гены в том, что они не могут сконцентрироваться, или нужно просто стараться больше? В течение многих лет ученые пытались выяснить, какие части наших талантов и способностей определяются нашими генами, а какие — влиянием окружающей среды. Оказывается, на этот вопрос нет простого ответа, ведь гены и среда всегда работают вместе [1]. Хотя ваши гены могут влиять на верхние пределы вашей работоспособности и способности к обучению, ваше окружение определяет, как на самом деле развиваются ваши способности. Таким образом, в том, как развивается ваш мозг, заложена некоторая встроенная гибкость. Это поможет вам приспособиться к среде, в которой вы растете. Чтобы объяснить эту идею, мы хотели бы представить (вымышленных) Джона и Рона (рис. 1). Джон и Рон — однояйцевые близнецы, а это значит, что у них 100% общих генов. Давайте представим, что Джон и Рон по какой-то причине разлучены сразу после рождения и воспитываются в разных семьях. Джон растет в очень спортивной семье, тогда как Рон растет в семье, которая любит читать и писать. Оказывается, хотя у Джона и Рона одинаковые гены «бегуна» и «писателя», разное семейное окружение влияет на то, как развиваются их способности. В то время как Джон вырастает заядлым бегуном, Рон становится писателем, когда становится старше.

  • Рисунок 1. На развитие влияют гены и окружающая среда.
  • (A) Представьте двух мальчиков, Джона и Рона. Они идентичные близнецы, а это значит, что у них одинаковые гены. Почему-то Джон и Рон растут в разных семьях. Все члены семьи Джона заядлые футболисты и любят бегать по выходным. Члены семьи Рона любят оставаться дома, чтобы читать и писать истории.
    Когда Джону и Рону двенадцать, они встречаются. (B,C) Несмотря на то, что они поражены некоторыми их сходствами, они также замечают, что у них есть некоторые существенные различия. Джон увлекается спортом, играет в футбол и является лучшим бегуном в своем классе. Рон любит читать и писать и очень гордится хорошими оценками в школе. Таким образом, хотя у Джона и Рона одни и те же гены, их окружение определило степень проявления их талантов.

А как насчет того, чтобы быть умным или талантливым в школе? Исследования показали, что успехи в учебе во многом связаны с тем, что называется исполнительные функции [2]. Исполнительные функции — это набор способностей, которые помогают вам выполнять сложные задачи, такие как планирование школьных занятий, выполнение заданий и контроль над своими эмоциями и разочарованиями. Одна из важнейших исполнительных функций

называется рабочей памятью . Рабочая память позволяет удерживать информацию в уме и выполнять мыслительные операции, например, складывать в уме большие числа (рис. 2А). Другой важной исполнительной функцией является торможение 9.0026 , который поможет вам противостоять отвлекающим факторам и искушениям, например, искушению съесть всю банку с печеньем (рис. 2Б). Третья управляющая функция — это когнитивная гибкость , которая помогает вам быстро переключать внимание между различными задачами, например переключаться между домашним заданием и лентой на YouTube (рис. 2C). Чтобы измерить исполнительные функции, исследователи разработали ряд игр, в которые можно играть на компьютере (рис. 2D–F). Оказывается, дети, которые лучше справляются с этими играми, лучше учатся и в школе. Кроме того, более слабые исполнительные функции были связаны с нежелательными состояниями, такими как проблемы с психическим здоровьем, ожирение и социальные проблемы [2]. Вы можете подумать, что исполнительные функции встроены в ваш мозг, но это не совсем так. Как и на любую другую способность, на исполнительные функции влияют ваши гены и окружающая среда.
Это хорошая новость, потому что это означает, что у вас есть хоть какой-то контроль над развитием этих функций. Детство может быть даже лучшим временем для развития умственных способностей. Точно так же, как формировать развивающееся дерево легче, чем взрослое дерево (рис. 3), тренировать развивающийся мозг может быть легче, чем взрослый [1, 3]. Наконец, важно отметить, что, хотя детский мозг более гибок, чем мозг зрелого человека, дети могут быть не столь эффективными и стратегическими при обработке новой информации. Это может немного ухудшить тренировочный эффект.

  • Рис. 2. Исполнительные функции и связанные с ними игры для тренировки мозга.
  • (A–C) Повседневная деятельность, требующая исполнительных функций: рабочая память, когда вы складываете в уме большие числа; заторможенность, когда пытаешься не съесть слишком много печенья; и когнитивная гибкость, когда вы переключаете внимание между домашним заданием и лентой на YouTube. Игры часто используются для проверки и тренировки этих исполнительных функций. (D) В этой игре на развитие памяти вам нужно запомнить несколько букв и расположить их в алфавитном порядке. (E) В этой игре на торможение вы должны указывать направление, в котором плывет средняя рыба, и игнорировать рыбу, плывущую в противоположном направлении. (F) В этой когнитивной игре на гибкость вы переключаетесь между заданием, в котором вам нужно указать форму большой фигуры (прямоугольник), и другим заданием, в котором вам нужно указать форму маленьких фигур (квадратов). ).
  • Рис. 3. Обрезка растущего дерева проще, чем обрезка взрослого дерева.
  • Исследователи утверждают, что дети обладают большей способностью к обучению и адаптации к условиям окружающей среды, чем взрослые, потому что детский мозг все еще находится в стадии развития. Другими словами, точно так же, как подрезать развивающееся дерево легче, чем взрослое дерево, тренировать развивающийся мозг может быть легче, чем взрослый.

Тренировка мозга

Интернет полон советов и рекомендаций по оптимизации работы мозга, и на эту тему написано множество книг по самопомощи. Совет включает в себя достаточное количество сна, здоровое питание и физические упражнения. Но есть еще нечто, называемое тренировкой мозга. По словам компаний, которые предлагают такое обучение, вы можете «тренировать свой мозг за несколько минут в день», и пользователи сообщают о впечатляющих изменениях, начиная от улучшения их концентрации до улучшения игры в боулинг [4]. Тренировка мозга обычно относится к отработке исполнительных функций мозга. Выполняя сложные умственные задачи, ваш мозг работает очень усердно, отсюда и название «тренировка мозга». Более того, исследования показали, что мозг меняется при тренировках [3], однако это менее впечатляет, чем может показаться. Все, что вы делаете, вызывает небольшие изменения в вашем мозгу, будь то прогулка с собакой, встреча с друзьями или чтение этой статьи. Таким образом, тренировка мозга — это немного неправильное название. Более точным названием было бы тренировка исполнительных функций.

Но работает ли тренировка мозга? Поскольку исполнительные функции тесно связаны с интеллектом, успеваемостью в школе и множеством других результатов в реальной жизни, исследователи предположили, что игры, тренирующие исполнительные функции мозга, также могут привести к улучшению во всех этих областях. Другими словами, поскольку повседневная деятельность, показанная на рисунках 2A–C, требует тех же способностей мозга, что и игры, изображенные на рисунках 2D–F, вы можете улучшить свои повседневные действия после тренировки с играми. Это то, что исследователи называют перевод . За последние 20 или около того лет были проведены многочисленные научные исследования, чтобы проверить, действительно ли происходит перенос [4]. Результаты показывают, что программы тренировки мозга часто повышают производительность при выполнении обучаемых задач. Другими словами, участники, практикующие переупорядочивание букв в рабочей памяти, лучше справляются с переупорядочиванием букв в рабочей памяти. Есть также убедительные доказательства того, что участники лучше справляются с тесно связанными задачами, например, с переупорядочением цифр в рабочей памяти. Однако, основываясь на современных данных, мы пока не можем сделать вывод, что тренировка мозга улучшает более четкие задачи, такие как выполнение заданий по математике или чтению [4]. Таким образом, хотя вы можете значительно улучшить свои результаты в играх, которые используете для обучения, это не обязательно означает, что вы заметите какое-либо улучшение в своей повседневной жизни. Часто бывает так, что приобретенные вами навыки применимы только к конкретным играм, в которые вы играли. Чтобы иметь более далеко идущие последствия, следующее поколение программ тренировки мозга может включать в себя большее разнообразие действий, интегрированных в реальные жизненные ситуации. Например, занятия по тренировке исполнительных функций могут быть включены в сложные видеоигры или школьные предметы.

Ваш мозг на книгах

Мы знаем, что то, что вы делаете каждый день, помогает формировать ваш мозг, и мы также знаем, что ваш мозг можно тренировать. Однако исследователи все еще пытаются найти лучшие способы тренировки мозга. Готовы ли вы тратить свое драгоценное время на программу тренировки мозга, которая может не иметь существенного эффекта? Или вы предпочитаете проводить время, занимаясь чем-то интересным, например, занимаясь спортом или читая книги? Интересно, что исследования показали, что физическая активность полезна не только для тела, но и для мозга. Эффект от регулярной физической активности может быть даже более важным для успеваемости в школе, чем эффект от программы тренировки мозга. Точно так же чтение книг оказывает более общее влияние на ваши мыслительные способности. Исследования показывают, что регулярное чтение помогает вам стать умнее, расширяя словарный запас и расширяя базовые знания [5]. Круто то, что с каждым новым воспоминанием, которое вы создаете, в вашем мозгу выстраиваются новые связи, а существующие связи укрепляются. Чем больше у вас знаний, тем легче становится учиться еще больше [5]!

Более того, чтение книг может даже тренировать ваши мыслительные способности. Вы когда-нибудь замечали, как весь остальной мир исчезает, когда вы поглощены историей? Это возможно, потому что ваш мозг усердно работает. Когда вы читаете книгу, вам нужно следить за разными персонажами, их прошлым, целями и подробностями об их личностях и поведении. Более того, вам часто приходится читать между строк, чтобы понять, о чем книга. Чтобы сделать это, вы используете как свои базовые знания, так и свои исполнительные функции. Без фоновых знаний вы не поймете используемых слов, а без исполнительных функций вы никогда не сможете создать в уме полную историю. Исследования показали, что дети лучше овладевают этими навыками, чем больше читают. Наконец, помимо улучшения вашей памяти и способностей к пониманию, чтение может помочь вам принять точку зрения и сочувствовать различным персонажам, что также является важным навыком в реальной жизни [6].

Заключение

Несмотря на то, что ваш развивающийся мозг очень гибок, и вполне возможно сделать себя умнее, доказательства того, что тренировка мозга поможет вам в этом, в лучшем случае неоднозначны. Будущие программы тренировки мозга, вероятно, будут включать несколько видов деятельности, интегрированных в реальные жизненные ситуации. Но не ждите новых программ! Если вы хотите сделать что-то сегодня, чтобы оптимизировать работу своего мозга, оставайтесь активными, ешьте здоровую пищу, высыпайтесь и продолжайте узнавать новое, много читая. Поздравляем, вы делаете это прямо сейчас!

Глоссарий

Исполнительные функции : Способности мозга, которые помогают вам контролировать свои мысли и поведение. Некоторые исследователи также называют исполнительные функции когнитивным контролем.

Рабочая память : Способность удерживать информацию в памяти в течение короткого времени, чтобы вы могли работать с ней.

Подавление : Способность противостоять отвлекающим факторам и искушениям.

Когнитивная гибкость : Возможность переключаться между разными задачами.

Перенос : Использование навыков, полученных в одной ситуации, для повышения эффективности в другой ситуации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Благодарности

Эта работа была поддержана Фондом Джейкобса (DJ). Мы хотели бы поблагодарить тех, кто помогал переводить статьи из этого сборника, чтобы сделать их более доступными для детей за пределами англоязычных стран, а также фонд Джейкобса за предоставление средств, необходимых для перевода статей. Для этой статьи перевод на голландский язык был предоставлен самими авторами.


Ссылки

[1] Stiles, J. 2008. Основы развития мозга: интеграция природы и воспитания . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

[2] Даймонд, А.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *